Отзыв на рассказ шукшина чудик отзыв

В. м. шукшин создатель множества замечательных произведений, которые остаются популярны и по сей день. сегодня же многомудрый литрекон решил

В. М. Шукшин – создатель множества замечательных произведений, которые остаются популярны и по сей день. Сегодня же Многомудрый Литрекон решил поделиться со своими читателями разбором одного из рассказов под названием «Боря». Анализ по плану поможет быстро сориентироваться в произведении и понять его.

История создания

Особо подробных сведений относительно истории создания рассказа «Боря» не сохранилось, так как исследованием рабочих записей Шукшина ученые и литераторы занимаются до сих пор. Впрочем, существует мнение, что в работе много автобиографического. Василий Макарович часто находил вдохновение в реальной жизни, и вполне мог написать о том, что видел собственными глазами.

Достоверно известно лишь то, что впервые рассказ был опубликован в 1973 году в 11 выпуске литературного журнала «Сибирские огни». История написания рассказа «Боря» связана биографией писателя. 1973 год стал для него очень плодотворным и успешным. Шукшин к тому моменту стал признанным режиссером, провал себя в актёрской деятельности. Его деревенские рассказы, такие искренние и понятные людям, уже заслужили одобрение публики. Несмотря на большую занятость, Шукшин успевал работать по ночам. Сохранились воспоминания друзей, из которых следует, что автор писал свои рассказы от руки в обычной школьной тетради.

Жанр, направление 

Произведение «Боря» с уверенностью можно отнести к жанру рассказа. Об этом говорят малая форма, ограниченное количество персонажей и сюжет, выстроенный, главным образом, вокруг двух эпизодов (Боря попадает в больницу; следом за ним появляется «Пацан»), которые получают свое развитие. Также в центре внимания находится один герой, вокруг которого и разворачиваются различные ситуации.

Шукшин является ярким представителем «деревенской прозы», активно формировавшейся в 1960-80-е годы. Его герои – простые люди в типичных ситуациях, простодушные и зачастую непонятые толпой. В изображении писатель придерживается реалистических приемов. Об этом можно судить благодаря наличию достаточно жизненных характеров, психологизма, детального описания повседневности и сведения художественного языка до состояния живой речи (весь текст построен на диалогах и внутреннем монологе повествователя). 

Смысл названия 

Рассказ назван по имени основного персонажа — Бори – именно за ним ведет наблюдение повествователь. Используя этот прием, писатель акцентирует внимание на личности и дает понять читателю, о ком будет идти речь далее. 

Также дана неформальная, уменьшительно-ласкательная форма (Боря – Борис), что дает дополнительную характеристику и приближает его к аудитории.

Суть: о чем?

В произведении рассказывается о молодом человеке – Борисе – умственное развитие которого остановилось на уровне двухлетнего ребенка. Ему 27, он достаточно красив, добр и в целом безобиден для окружающих. В палату заведения для душевнобольных он попадает из-за драки с родителями: обидевшись на отказ купить цветы, он таким способом выплескивает на них свою злость.

Несмотря на этот инцидент, он до самого конца ожидает появления матери, которая сможет забрать его домой. Каждый день он зовет ее, желая увидеть снова.

Вскоре в больнице оказывается другой пациент, которого рассказчик довольно грубо называет «гориллой» за схожий с животным внешний вид и интеллект. Этот человек находит особое удовольствие в унижении окружающих. Так, однажды он обманом заставляет Борю съесть сигарету. Об этом узнают остальные обитатели лечебницы. «Пацана» выписывают за нарушение режима. От наказания он не уходит – наиболее смелые и крепкие ребята решают преподать ему урок.

После этого в заведении вновь воцаряется покой.

Главные герои и их характеристика 

Главные герои рассказа Шукшина «Боря» нашли свое место в таблице:

Рассказчик обитатель больницы, наблюдатель. Много рассуждает о людях, философствует. Сочувствует Борису, старается понять мотивы его поступков. Совершенно иначе относится он к «горилле», осуждая его за узколобость и хамство. 
Боря персонаж, на котором сосредоточено повествование. Парень 27 лет, имеет некоторые особенности здоровья. Не представляет никакой опасности для окружающих (за исключением эпизода с родителями), многие относятся к нему положительно.
«Горилла» наглый, глухой к страданиям других, бесчувственный. Насмехается над Борей, хвастается тем, что избивал членов собственной семьи – словом, не считает издевательства чем-то плохим. Рассказчик очень негативно отзывается о нем и даже ни разу не называет его по имени.

Темы 

Автор рассматривает в тексте сразу несколько важных тем: это и соответствие внешнего облика и внутренних качеств личности (образ «пацана»), и взаимоотношения с близкими, и восприятие обществом людей с особенностями ментального развития. Все эти темы раскрываются через персонажей и ситуации, в которых они оказываются.

  1. Основная тема рассказа — жизнь людей с особенностями развития. Они несчастны из-за своего искалеченного внутреннего мира, который совсем не понятен окружающим. Они не могут думать и анализировать свои поступки, но они чувствуют то же самое, что и мы все. Поэтому людям,  которые гордятся своей «полноценностью», нужно стремиться к тому, чтобы установить контакт с теми, кто огорожен от мира своими недугами. 
  2. Отношения в семье тоже играют важную роль в повествовании. Родителям сложно принять «неполноценность» своего ребенка, и они не могут научиться выстаивать с ним коммуникацию. Их терпению приходит конец, и они изолируют Борю. Давать моральную оценку этому поступку сложно, ведь родители Бориса столкнулись с такими проблемами, которых мы не можем понять в полной мере.
  3. Место умственно отсталых людей в обществе — это тоже важная тема для размышления. Для создания специальной среды для их обитания нужна очень сильная экономика, а если в стране и так неблагополучно, то эти люди страдают прежде всего: их просто некуда деть. А там, где они оказываются, никому нет дела до их состояния.

Проблемы

Основная проблема в рассказе «Боря» — жестокость. Есть два примера человеческой агрессии: в лице самого Бори и «гориллы». Тем не менее, проявляют они ее совершенно по-разному, и ставить их действия на один уровень нельзя. Главный герой совершает дурные поступки неосознанно: он не способен понять, какие негативные последствия могут быть у его действий. Он раскаивается в содеянном и дает обещание не повторять своих ошибок.

«Боря зажмуривает глаза и энергично трясет головой:

  Босе не бу, не бу, не бу!.. – больше не будет»

«Пацан» же действует осмысленно. Он прекрасно понимает границы добра и зла, и совершает что-то плохое сугубо из личного удовольствия.

«Как-то горилла зашел в нашу палату, хохочет.

– Этот, дурак ваш… дал ему сигарету: ешь, говорю, сладкая. Всю съел!»

Помимо этого, Шукшин поднимает проблему трудностей в жизни «особенных» людей. Пусть большинство ведет себя доброжелательно и участливо, всегда найдется тот, для кого глумление и высмеивание не будет казаться чем-то аморальным и неправильным.

Основная идея 

Главная мысль рассказа «Боря», которую хотел донести до аудитории Василий Макарович, тесно связана с поднимаемыми в тексте проблемами. Показывая две противоположности, он намеренно сравнивает их друг с другом. «Горилла» не понимает ценность личности, причиняя вред другим. Боря же остается гуманным, несмотря на свою «неполноценность». Таким и должен быть человек. Значит, людей нужно оценивать в первую очередь не по уровню интеллекта и развития, а по наличию или отсутствию моральных устоев. Настоящим человеком можно назвать только того, кто добр по отношению к окружающим. И Боря именно таков, а значит, заслуживает уважения, как и все остальные.

Смысл рассказа «Боря» состоит в том, что люди должны бояться и изолировать не безобидного и обиженного судьбой Борю, а таких людей, как «горилла», которые сознательно совершают злые поступки и даже гордятся этим.

Чему учит?

Итак, поразмышляем, над чем заставляет задуматься рассказ «Боря»? Описывая историю Бориса, автор будто говорит своим читателям: неважно, насколько кто-то отличается от окружающих, внутри него все равно может скрываться глубоко чувствующая личность. Он утверждает, что нужно быть более терпеливыми и понимающими по отношению друг к другу. Что, несмотря на негативные ситуации, которые происходят вокруг, стоит быть доброжелательным к тем, кто находится рядом. 

Вместе с тем, всегда следует думать о последствиях собственных поступков, чтобы не причинять боль другим. И, может быть, тогда мир станет немного лучше и комфортнее для всех.

Художественные особенности 

По большей части рассказ состоит из речи: мысленных монологов наблюдателя и диалогов обитателей больницы. Через них и происходит знакомство с героями, их внутренним миром. Стараясь передать стиль общения, автор употребляет специфические слова («пидет» –  придет, пивет  – привет, «атобус – автобус, «што» — что). Преимущественно они встречаются в речи самого Бори. 

Присутствуют эпитеты, позволяющие воссоздать портреты героев: «здоровенный», «полный», «крупный» и др. Можно отыскать риторические вопросы, невольно заставляющие поразмышлять вместе с повествователем («Что же жизнь – комедия или трагедия?», «… неужели он злиться умеет?», «Тогда почему же он – недоумок?» и пр.).

Все эти приемы позволяют глубже погрузиться в атмосферу рассказа.

Критика 

Неизвестно, как современники и читатели отнеслись к рассказу в то время, когда оно было опубликовано. Однако, «Боря», как и другие произведения Шукшина, до сих пор является актуальным.

Вот, что говорили о творчестве Шукшина знаменитые люди:

…Очень уважаю всё, что сделал Шукшин. Знал его близко, встречался с ним часто, беседовал, спорил, и мне особенно обидно сегодня, что так и не удалось сняться ни в одном из его фильмов. Зато на всю жизнь останусь их самым постоянным зрителем. (В. Высоцкий)

…из чего прорезался «Алёша Бесконвойный», первый русский рассказ о свободе личности, как получился «Танцующий Шива», олицетворённая нервная система нашей беспутной жизни, или «Беседы при ясной луне» — её странно-одушевлённая подоплёка… И ведь что любопытно: этого нельзя выдумать, нельзя пересказать с чьих-то слов, а можно только схватить в эфире и преобразовать в художественную прозу, пропустив через «чёрный ящик» своей души. Словом, не объяснить, «из какого сора» явился шукшинский мир, эта скрупулёзная анатомия русской жизни 1960-х и начала 1970-х годов, по которой грядущие поколения будут о нас судить. (В. Пьецух)

Автор: Инна Колокольникова

На чтение 9 мин. Просмотров 28 Опубликовано

Списки кратких содержаний по другим классам.

Начальная школа5 класс7 класс8 класс9-11 классы

В шестом классе задают читать книги посерьёзнее. И объёмом побольше.

Поэтому приходится потратить много времени, чтобы их все перечитать.

Но для того, чтобы заполнить читательский дневник, нужно лишь кратко пересказать.

Я регулярно перечитываю книги по школьной программе и кратенько записываю их содержимое.

Может быть и вам мои кратчайшие пересказы помогут заполнить читательский дневник.

Если чего-то ещё нет, напишите через комментарии, я обязательно добавлю.

Список произведений для 6 класса в кратчайшем изложении

Читательский дневник «Маттео Фальконе»

  • Читательский дневник «Три мушкетера»
  • Читательский дневник «Лапти»
  • Читательский дневник «Ленька Пантелеев»
  • Читательский дневник «Бронзовая птица»
  • Читательский дневник «Неизвестный цветок»
  • Читательский дневник «Метель»
  • Читательский дневник «Антоновские яблоки»
  • Читательский дневник «Гробовщик»
  • Читательский дневник «Юность»
  • Читательский дневник «Человек на часах»
  • Читательский дневник «Чудесный доктор»
  • Читательский дневник «Повести Белкина»
  • Читательский дневник «Светлана»
  • Читательский дневник «Принц и нищий»
  • Читательский дневник «Толстый и тонкий»
  • Читательский дневник «Дон Кихот»
  • Читательский дневник «Любовь к жизни»
  • Читательский дневник «Изумруд»
  • Читательский дневник «Чучело»
  • Читательский дневник «Бежин луг»
  • Читательский дневник «Маленький принц»
  • Читательский дневник «Железная дорога»
  • Читательский дневник «Выстрел»
  • Читательский дневник «Дубровский»
  • Читательский дневник «В дурном обществе»
  • Читательский дневник «Конь с розовой гривой»
  • Читательский дневник «Алые паруса»
  • Читательский дневник «Уроки французского»
  • Читательский дневник «Хамелеон»
  • Читательский дневник «Барышня-крестьянка»
  • Читательский дневник «Левша»
  • Читательский дневник «Налим»
  • Читательский дневник (6 класс) по литературе отличается от работы с текстами в предыдущих классах более четким восприятием информации и умелой передачей ее на письме. Краткое содержание для «Читательского дневника» поможет разобраться в жанре, в особенностях текста по композиции. В дневнике разбирается место текста в творчестве писателя. Предлагается изучить краткую характеристику времени написания. Указываются главные герои, даются их основные характеристики. Из второстепенных персонажей выбираются наиболее значимые и важные для сюжета лица. Ответы предлагают просто перечислить или указать роль в сюжете: кому помогает второстепенный персонаж или для чего введен в рассказы. В читательском дневнике проводится работа со словом автора произведений: выбираются новые, неизвестные. Можно записать яркие фразы, интересные высказывания, понравившиеся речевые обороты. Работа с языком автора поможет выделить его отличие и запомнить особый стиль творчества. Завершить работу по тексту готовый образец дневника предлагает формулированием вопросов, которые хотелось бы задать автору. Во время поиска тем для вопроса появится понимание текста и того, что наиболее понравилось, задело, вызвало эмоциональную реакцию.

    Андреев — Ангелочек

    Астафьев — Конь с розовой гривой

    Беляев — Человек-амфибия

    Богомолов — Иван

    Брэдбери — Зелёное утро

    Булгаков — Собачье сердце

    Бунин — Лапти

    Волков — Семь подземных королей

    Гоголь — Вий

    Гоголь — Миргород

    Гоголь — Тарас бульба

    Гомер — Илиада

    Гомер — Одиссея

    Грин — Алые паруса

    Грин — Бегущая по волнам

    Достоевский — Бедные люди

    Достоевский — Мальчик у Христа на елке

    Дойл — Горбун

    Дюма — Три мушкетера

    Железников — Чучело

    Жуковский — Светлана

    Жюль Верн — Пятнадцатилетний капитан

    Золотые яблоки Гесперид (11 подвиг Геракла)

    Зощенко — Галоша

    Искандер — 13 подвиг Геракла

    Искандер — Детство Чика

    Каверин — Два капитана

    Короленко — Слепой музыкант

    Купер — Зверобой, или Первая тропа войны

    Купер — Следопыт

    Куприн — Изумруд

    Куприн — Куст сирени

    Куприн — Тапер

    Куприн — Чудесный доктор

    Лесков — Зверь

    Лесков — Левша

    Лесков — Тупейный художник

    Лесков — Человек на часах

    Лиханов — Последние холода

    Лондон — Зов предков

    Лондон — Любовь к жизни

    Майн Рид — Всадник без головы

    Мериме — Маттео Фальконе

    Некрасов — Дедушка

    Некрасов — Железная дорога

    Олдридж — Последний дюйм (Отец и сын)

    О Генри — Вождь краснокожих

    О Генри — Дары волхвов

    Пантелеев — Лёнька Пантелеев

    Платонов — Неизвестный цветок

    Платонов — Песчаная учительница

    По — Золотой жук

    Пришвин — Кладовая солнца

    Пришвин — Лесная капель

    Пришвин — Синий лапоть

    Пришвин — Таинственный ящик

    Пушкин — Барышня-крестьянка

    Пушкин — Выстрел

    Пушкин — Гробовщик

    Пушкин — Дубровский

    Пушкин — Метель

    Пушкин — Повести Белкина

    Распутин — Уроки французского

    Рыбаков — Бронзовая птица

    Сервантес — Дон Кихот

    Твен — Приключения Гекльберри Финна

    Твен — Принц и нищий

    Троепольский — Белый бим черное ухо

    Тургенев — Записки охотника

    Тургенев — Певцы

    Чехов — Беззащитное существо

    Чехов — Жалобная книга

    Чехов — Налим

    Чехов — Толстый и тонкий

    Шиллер — Перчатка

    Шукшин — Срезал

    Шукшин — Чудик

    Используемые источники:

    • https://logoprav.ru/literatura/6-dnevnik
    • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/6-klass
    • http://chitatelskij-dnevnik.ru/klass/6

    Ветер над Тир-на-Ног. Александр Лепехин

    https://author.today/work/127786  

    Над кладбищенским садом пел ветер. 

    Риан стоял на краю ямы, которая скоро станет могилой. Стоял и вглядывался в землю, словно в ней могли содержаться какие-то ответы. Кроме корней и червяков, смотреть было не на что, но Риан продолжал стоять — и взгляда не отводил.

     С первых же строк автор мастерски вводит нас в мир причудливый и, к счастью, вряд ли возможный. Но интересный. Автор сделал заявку на очень своеобразный пост апокалиптический вариант развития человечества. Человечество отказалось от главной своей, сущностной, характеристики – орудийной деятельности. Кто мы в этом мире по сути своей? Обезьяны с гранатой. То есть природа создала нас способными эту гранату изготовить. Природа ошиблась. Куда-то запропастилась, задумалась, к чему-то еще там руки приложила, оглянуться не успела, а эти человечки уже машут не просто палками или копьями, а надо же – игрушками способными распылить планету на атомы. Ах, они гаденыши неблагодарные! Ну, вероятно, домахались, природа спохватилась и обрушила на этих недоумков весь арсенал своих вразумляющих секретных средств.

    Как оно там все произошло, автор не уточняет, предоставляет читателю догадываться самому. Но новые люди живут как… разумные растения? Возможно, автор и не хотел зайти так далеко, но мне, читателю так показалось. 

    Картина мира выглядит совсем непривычно. Люди живут в тени Древа, оно же полностью удовлетворяет их потребности во всем – жилье, пище, защите. 

    При этом оставляя им свободу передвижения и свободу выбора. Вот, например, как выглядит утро нового человека, накануне принявшего в нектарнице на грудь лишку.

    Уже вылезая из гигиенического кокона, Риан осознал, что всё это время был не одет. Видимо, по возвращении из нектарницы домой он упал в почку, не раздеваясь, и та просто утилизировала комбинезон, чтобы облегчить хозяйский сон. Щёки вспыхнули крапивным ожогом.

    Новая экосистема разумна до невероятия. Хочешь пить- пей, хочешь есть – ешь, хочешь переодеться в чистое, мигом, стоит только щелкнуть пальцами. А грязное в утилизатор. Ни тебе бытовой химии, ни загрязнения окружающей среды, ни отходов – все утилизируется. Еще отраднее – организмы не изнашиваются, исцеляются по мере необходимости и восстанавливаются тоже. Обновляются. Жить не проблема, Проблема умереть… Вернуться в Цикл. Но даже если кому и удается лечь в могилу, любящие родичи легко могут добиться перерождения дорогого покойника. Ну, ладно, не так уж и легко, но при минимальной настойчивости могут.

    Впрочем, дриада не стала дожидаться, пока входная дверь раздвинет створки: дёрнула подбородком и прошла насквозь. И бухнула на стол массивный орех-контейнер.

    — Сказать, что я удивлена — всё равно что промолчать. — Стол подумал и погрузил орех в защитную лунку. — Ты вообще в курсе, насколько малы были шансы? В курсе, я говорила. Но Древо почему-то решило, что у вас с Асей может получиться.

    Риан, как раз вырастивший завтрак, ощутил, что поднос подрагивает у него в пальцах. Он поставил посуду на край стола, оперся ладонями и прикрыл глаза. Дышать, дышать, все эмоции потом, все мысли потом.

    — Что… дальше? Что я должен сделать? И должен ли… что-то?

    — Есть один пункт. — Моран уставилась на собеседника с интересом. — Видишь ли, для упрочнения связи между тобой и перерождённой, а также дублируя механизм восстановления её воспоминаний — точнее, воспоминаний о ней, — зародышевое семя нуждается в твоём генетическом материале. Подойдёт любая биологическая жидкость: слюна, кровь… сперма.

    Словно услышав, костянка ореха разошлась, открыв отверстие характерной формы. Ощущая, как раскаляются щёки, лоб и уши, Риан мотнул головой:

    — Что за… Нет, ну если… Моран, перестань на меня так смотреть! И вообще, выйди на пару минут!

    — Всего пару? — рыжие брови поднялись, усмешка разрезала лицо пополам.

     То есть при такой благодати люди живут как могут и как хотят – изучают науки в университете, какие точно науки? Да как сказать, упоминаются только два факультета – экотеологии и исторический.  Герой запутался в своей жизни уже давно, судя по косвенным данным. С факультета экотеологии ушел на истфак, а заодно бросил и свою экотеологическую возлюбленную, ставшую Дриадой. С новой наукой историей, собственно археологией, так же, как и с новой возлюбленной что-то тоже не задалось, потому как рассказ начинается с похорон этой самой возлюбленной. Что же касается археологии, то на свою беду герой откопал нечто такое, что не дает ему спать по ночам спокойно. И это если не считать загадочной смерти Аси, его жены. Которую он любит всем сердцем и которую решается возродить…

    В общем, не стану и далее заниматься пересказом. История скорее философская, чем детективная. Хотя внешняя канва детектива присутствует.

    Что мне несомненно понравилось:

    Автору удается зримо создать атмосферу придуманного им мира. Читателя не покидает ощущение того, что он созерцает этот мир как при съемке рапидом. Прорастают из семян всходы, ветвятся, обрастают листвой, шевелится трава и другие побеги, взрыхляют почву корни… веет ветер, реют светлячки, дробятся и мельтешат пятна света сквозь кроны. Мир живой, завораживающий, но почему-то не внушающий ни радости, ни оптимизма. С самого начала не внушающий. В финале это подспудное читательское ощущение реализуется вполне. Это все же антиутопия. И только на первый взгляд она выглядит как идиллия.

    Оценки:

    1. Логичность изложения, организация/внятность текста, достоверность событий в соответствии  с обоснованием для реализма и/или фантастическим допущением (фандопа)для фантастики — 8 баллов

    2. Сюжет — развитие, гладкость, понятность, реалистичность, интересность — 10 баллов

    3. Тема, конфликт произведения — насколько убедительно показано — 5 баллов

    4. Диалоги — информативность, живость, реальность. — 10 баллов

    5. Герои — верите им? Видите их? — 7 баллов

    6. Стиль и язык — насколько вам хорошо читается — 10 баллов

    7. Впечатление от текста в целом, насколько хочется это читать дальше? — 7 баллов

    Об авторе

    Василий Маркович Шукшин родился в 1929 году в крестьянской семье села Сростки, что находится в Алтайском крае. С самой ранней юности писатель был вынужден заниматься тяжелым трудом — работал в колхозе, на заводах, затем служил на флоте (кстати, именно во время службы и состоялась проба пера Шукшина — свои рассказы он тогда читал другим морякам). После вернулся на малую родину и стал учителем русского языка и литературы, однако задержался в селе ненадолго. В 1954 году Шукшин отправился покорять Москву, поступил во ВГИК, на режиссерское отделение. Именно в студенческие годы по настоянию своего руководителя Василий Маркович начал отправлять свои произведения в различные журналы. Первая публикация состоялась в 1958 году в журнале «Смена» (рассказ «Двое на телеге»).

    В. М. Шукшин «Чудик»: анализ произведения

    Шукшин состоялся не только в карьере писателя, он проявил себя и как талантливый актер, режиссер, сценарист. Литературное же наследие его составляют два романа, несколько повестей, написал он даже три пьесы, основную же часть творчества Шукшина составляют рассказы. Одним из таких и является произведение «Чудик».

    Автор был награжден многими популярными премиями в области кинематографа и литературы, некоторые из них были присвоены писателю посмертно. Скончался Шукшин в 1974 году на 46-м году жизни, причиной смерти стал инфаркт.

    Проблематика

    • социальная;
    • философская.

    Смысл названия

    Чудик — это прозвище главного героя (только в конце рассказа сообщается, что на самом деле Чудика зовут Василий Егорович Князев). Прозвище это характеризует его главную особенность: Чудик странный, не приспособленный к жизни в обществе, простодушный. Шукшин в образе Чудика поднимает проблему душевной простоты, открытости. Общество отвергает человечность, прикрываясь социальными шаблонами. Поэтому Чудику становится хорошо только при общении с природой: ведь дождик не может быть неискренним.

    Литературное направление: реализм.

    Литературный жанр: рассказ.

    В. М. Шукшин «Чудик»: анализ произведения

    Жанровые особенности: рассказы Василия Макаровича Шукшина в жанровом отношении сближаются, несмотря на краткость, с романом: в них вмещается вся жизнь человека, поднимаются глобальные вопросы бытия. Можно сказать, что в этом отношении Шукшин стал продолжателем традиции Чехова.

    При этом Чудик — представитель характерного для русской литературы типа «маленького человека» (как, к примеру, Акакий Башмачкин в повести Н. В. Гоголя «Шинель» или Макар Девушкин в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди»).

    Время и место действия: действие рассказа происходит на Урале и в родном селе Чудика. Время — современное автору.

    Главные герои

    Всего в рассказе три действующих лица (побочные персонажи не в счет) — это сам Чудик, Василий Егорыч Князев (примечательно, что имя его читателю открывается только в конце рассказа), его брат Дмитрий Егорович и сноха Софья Ивановна. Все они выходцы из деревни, однако мировоззрение их сильно отличается друг от друга. Если на одном полюсе стоит характер Чудика — наивный, простой, странноватый, то противоположен ему образ Софьи Ивановны — она, несмотря на свое происхождение, презрительно и высокомерно относится к сельским жителям, во всем она стремится соответствовать нормам городской жизни, мерилом успеха для нее является наличие руководящей должности. Дмитрий находится где-то посередине между женой и братом. Он теперь живет в городе, но, приспособившись к этой новой жизни, он не забыл своих корней — по-прежнему близок с братом, все так же может задушевно вести с ним беседу, все так же ценит простоту и естественность.

    Второстепенные персонажи

    Также при анализе «Чудика» Шукшина нельзя обойти других героев, которые принимают участие в сюжете. И кассирша, у которой Василий Егорович обронил пятьдесят рублей, и пассажир самолета, потерявший вставную челюсть, и телеграфистка, заставившая Чудика изменить текст послания жене, — все они носители городской морали, стоят в оппозиции к деревенскому простодушию главного героя и тем самым раскрывают его характер.

    В. М. Шукшин «Чудик»: анализ произведения

    О чем рассказ?

    Для того чтобы анализировать произведение, нужно его очень внимательно прочитать. Небольшое по объему можно даже два раза. Перед тем как проводить анализ «Чудика» Шукшина, кратко напомним, о чем же, собственно говоря, этот рассказ.

    Героем произведения является Василий Егорыч Князев, он немного странноват, имеет необычные привычки, за что супруга зовет его не иначе, как Чудиком, работает киномехаником, живет в селе. И вот он собирается в гости к брату, с которым они не встречались долгих двенадцать лет и который живет в городе на Урале. Во время путешествия с героем постоянно происходят какие-то неприятности: то он потеряет деньги, то, оказав помощь, получит нагоняй, то будет испытывать неприязнь своей снохи. После того как Князев понимает, что в доме брата ему не рады, он улетает обратно. В своей родной деревне он снова чувствует себя счастливым.

    Композиция

    Все произведение можно условно разделить на три части. Первая — вступление. Здесь мы видим, как у героя зарождается мысль съездить в гости к брату. Во второй, основной, части мы наблюдаем злоключения Чудика в городе, заканчивается эта часть кульминацией всего рассказа — попыткой Василия сделать снохе приятное, разрисовав ее коляску, и ее ругань в ответ на это. Последняя, третья, часть — развязка сюжета, где герой возвращается в свою деревню, где он, как ребенок, бежит босиком по мягкой траве и радуется тому, что он снова дома, что душа его снова на месте.

    Основная идея рассказа

    Почему добродушный, простоватый мужчина постоянно попадает в мелкие ситуации, из-за которых чувствует себя неловко? Стремясь делать добрые дела, он встречает непонимание со стороны окружающих. «Почему я такой?» – переживает он.

    Автор представляет читателям ситуации, когда открытость и простота натыкаются на чёрствость и настороженность окружающих. Из краткого содержания «Чудик» Василия Шукшина видно, что герой не думает о своей моральной безопасности, опрометчиво стремится всем помочь, всех порадовать. Когда Чудика отталкивают, ему делается стыдно и неловко. Но вскоре это проходит, и он снова становится собой.

    Вроде бы простая зарисовка из жизни странного, неудачливого человека, однако при анализе «Чудика» Шукшина становится понятно, что автор не просто так описывает все неурядицы, происходящие с его героем. Так, Шукшин поднимает свою излюбленную проблему, которая встречается во многих его произведениях, — противопоставление города и села. В городе Василий Егорыч чувствует себя непринятым, чужим, он постоянно совершает те действия, которые вызывают насмешки, недоумение, даже гнев окружающих. Он действует просто, так, как говорит ему его наивное сердце — в городе так не делают, а потому герой и кажется чудным, смешным и странным. Он хочет помочь, сделать доброе дело, а выходит только хуже. В конце концов Чудик понимает, что в городе таким, как он, не место, и уезжает к себе в деревню. Здесь же герой снова обретает спокойствие, он снова дома, снова счастлив. Так Шукшин показывает, что человеку с простыми нравственными ценностями, естественным наивным взглядом на мир чуждо условное пространство города, заполненное искусственными правилами и нормами поведения.

    В. М. Шукшин «Чудик»: анализ произведения

    Источник

    Источник

    Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

    Василий Шукшин — Чудик:
    Краткое содержание

    Деревенский киномеханик Василий Егорыч Князев постоянно влипал в разные нелепые истории. Оттого жена и прозвала его «чудиком», а другие люди могли запросто назвать и дураком. Лет двенадцать не виделся он со старшим братом Дмитрием, уехавшим на Урал, и решил его навестить. В городе, до отправления поезда, он купил в магазине сладости племянникам и увидел оброненную каким-то рассеянным покупателем крупную купюру в 50 рублей. Он с шутками вручил ее продавщице, ушел и понял, что деньги были его собственные. Если пойти в магазин – заподозрят, что решил прикарманить чужое. Могут и вовсе не отдать. Пришлось ехать домой, выдержать брань и пару ударов от жены, а после снять со сберегательной книжки еще 50 рублей на дорогу.

    В поезде Чудик заслушался чужими историями из жизни и рассказал свою. Только в ее достоверность никто не поверил. После поезда он пересел на самолет. Ему ужасно хотелось поговорить с соседом, но тот уткнулся в газету, а перед посадкой, как бывалый пассажир, даже пристегиваться не стал. Однако посадка была аварийной, на поле с картошкой, и у гражданина от удара вылетела вставная челюсть. Чудик разыскал ее и вручил владельцу, а тот разозлился, побрезговал его немытыми руками.

    Стихотворный текст телеграммы жене телеграфистка требует изменить на казенный. Наконец, Василий спешит к брату. Тот встречает его тепло, по-родственному. Вот только жена его, буфетчица Софья Ивановна, недовольна. Она ценит только родню со связями, городскую. Вспоминать детство, и сетовать на характеры жен братья отправляются на улицу. Дмитрий признается, что жена стыдится деревенского происхождения, и детей приучает к тому же.

    Наутро, чтобы угодить снохе, Чудик покрывает рисунками детскую коляску. Увидев «народное творчество», Софья требует, чтобы «дурак» убирался вон. Смущенный Дмитрий выпроваживает огорченного Васятку. Домой он возвращается уже позабывшим все неурядицы этого путешествия.

    Читательский дневник по рассказу «Чудик» Шукшина

    Сюжет

    39-летнего деревенского киномеханика Василия Князева жена считает чудиком. Он добрый, как ребенок, и вечно попадает в неприятности. Князев едет на Урал в гости к брату Дмитрию. Чтобы понравиться его жене-буфетчице Софье, тайком разукрашивает узорами коляску их ребенка. Брат по требованию жены выгоняет его. Князев уезжает. Он не в обиде, он не умеет злиться.

    Отзыв

    Картины нравов деревни и города, семейных, родственных отношений. Чудики – герои рассказов Шукшина. Это люди с открытой душой, чуткие, наивные, восторженные, «неудобные» в быту, безобидные. Сталкиваясь с ними, люди могут увидеть свое истинное лицо. Незлопамятность – одно из важнейших качеств человека. Тема жажды и радости жизни, общения, доверия, дружбы, творчества. Люди сами делают себя несчастными, когда живут навязанными стереотипами.

    Краткое содержание Шукшин Чудик

    Рассказ Василия Шукшина «Чудик» был опубликован в журнале «Новый мир» в 1967 году.

    Главный герой рассказа – сельский киномеханик Василий Егорович Князев, тридцати девяти лет, по прозвищу Чудик. Прозвище это дали ему за то, что он частенько попадал в разные досадные ситуации.

    Однажды решил поехать в гости к брату, который жил на Урале. Не виделись они с братом вот уже двенадцать лет. Собрал он вещи и поехал в районный центр, откуда надо было еще ехать на поезде, а потом – часа полтора на самолете.

    Взял Чудик билет на поезд, и, чтобы скоротать время, зашел в магазин за подарками племянникам. Купил конфет с пряниками и шоколад. Открыл чемодан, чтобы уложить подарки, глядь – а на полу пятьдесят рублей лежит. Выронил кто-то, понял Чудик. «Хорошо живете, граждане! – объявил. – А вот у нас такими бумажками не бросаются!» Народ у прилавка заволновался: это не рубль и не трешка, вполне приличная сумма. Решили положить на видное место – авось объявится хозяин.

    Отошел Чудик от магазина и вдруг понял – а деньги-то его. Ему в сберкассе как раз и выдали две бумажки: двадцать пять и пятьдесят рублей. Четвертную он только что разменял на подарки. А пятидесяти у него нет. Это она теперь лежит в магазине. Расстроился Чудик, а вернуться в магазин себя заставить не может. Никто ведь не поверит, скажут: прикарманить решил.

    Делать нечего, поехал домой жене сдаваться. Та поругалась, огрела для порядка шумовкой, а потом они сняли еще пятьдесят с книжки, и он вновь пустился в свое путешествие.

    У брата Дмитрия было трое ребятишек и жена Софья. Выпили они с братом, закусили, детство, отца с матерью стали вспоминать. А Софья злобствует, все им замечания делает. И чего расселись, разговорились, никакого покоя нет. «Не нравишься ты ей, — объясняет Дмитрий Чудику. – Прост слишком, ей бы родственника рангом повыше, руководителя какого-нибудь. Чтоб при должности состоял. Она и меня не любит. Не любит, а живет. Да разве ж это жизнь?» Чудик возражает, что много замечательных личностей было из сельских жителей, но куда там. Разве грубых и злых людей переделаешь? А отчего они такими стали – пойди, разберись.

    Утром, когда брат с женой ушли на работу, Чудик позаимствовал у детей брата краски, кисточку и разукрасил коляску его младшего сына. Цветочки, травку, птичек на ней нарисовал. Хотел, чтобы сноха порадовалась. Потом прогулялся по городку. Вернулся – сноха с братом ругается. Грозится выкинуть Чудика из дома, если он не уберется сам. Не понравилось ей его творчество.

    Забрался Чудик в сарай и стал горевать. А вечером брат принес его чемодан. И вернулся Чудик домой.

    Чудик – простой русский человек, честный, добрый, безыскусный. Этот образ явно отсылает читателя к иванушкам из русских сказок, которые – сложись такая ситуация – станут героями, а нет – так и живут незаметно. Разве что чудят иногда.

    Можете использовать этот текст для читательского дневника

    Шукшин. Все произведения

    Чудик. Картинка к рассказу

    Сейчас читают

    Мальчик Том живет с тетей Корнелией и дядей Карлом. Том иногда ведет себя не очень хорошо. Как-то раз прожег дырку на портьере, подрался с соседским мальчиком и пускал цветные пузыри в библиотеке

    Семена Иванова назначили новым сторожем железной дороги. Служил он раньше денщиком у офицера, а когда война окончилась, все не мог найти себе работы. Службой его были довольны, потому, когда Семен однажды столкнулся с бывшим начальником

    Гиены с давних времен имеют плохую репутацию, хотя внешне эти животные выглядят довольно мило. Они кажутся добрыми и внушают доверие, как, например, ксендз или важный чиновник. И все же гиен не любят, их боятся и им приписывают разные волшебные свойства.

    ать автора родилась в Соломбале. В мастерскую к ее отцу Ивану Михайловичу по пошиву парусов на верфи часто заходили моряки. Здесь познакомились Анна Ивановна (дочь Ивана Михайловича) и мурманский штурман

    Главный герой рассказа «Репетитор» Антона Павловича Чехова — студент Егор. Чтобы хоть как-то заработать деньги, юноша работает репетитором. Но не все ученики способны к обучению.

    Краткое содержание В.М. Шукшин «Чудик»

    shukshin chudik main

    Творчеству Василия Макаровича Шукшина присущ особый авторский реализм. Рассказ «Чудик» впервые вышел в свет в 1967 году, пополнив копилку историй о простых, но особенных людях. В центре повествования стоит добродушный сельский мужчина, постоянно попадающий в досадные происшествия. Позволит сэкономить время на прочтении полного произведения «Чудик» краткое содержание.

    Основные персонажи

    • Чудик — сельский житель, которого преследуют мелкие неприятные ситуации.
    • Жена главного героя — с иронией относится к особенности мужа, но иногда выходит из себя.
    • Сноха Софья Ивановна — работает буфетчицей, не уважает людей, которые ничего не добились в жизни.
    • Брат Дмитрий — семьянин, отдал бразды правления жене, ей не перечит.

    Краткий пересказ даст возможность лучше познакомиться с героями.

    Пересказ тезисно

    В кратком содержании рассказа В.Шукшина «Чудик» можно выделить несколько эпизодов, в которые с главным героем случались мелкие неприятности:

    1. Главный герой собирается на Урал проведать брата.
    2. Ситуация с оброненной в магазине купюрой. Неприятное объяснение с женой.
    3. Неудавшаяся шуточная история в поезде.
    4. Случай в самолёте при посадке. Главный герой вызвал гнев соседа, взяв в руки вставную челюсть.
    5. Сложности с телеграммой жене.
    6. В гостях у брата. Неприятие снохи.

    Краткое содержание рассказа

    Прозвище главного героя сочинила жена. Ниже представлено краткое содержание рассказа «Чудик».

    Сборы
    В очередной отпуск главный герой решает съездить к брату Дмитрию. Дорога предстояла дальняя – на Урал. Он тщательно собирался: хотел взять блесну для рыбалки, но не нашел. Неудачно сострил на шутку жены, что она ее случайно зажарила (острить мужчина очень любил, но не умел).

    На расспросы соседей, куда это он поутру с чемоданом, будущий путешественник отвечал с гордостью: «На Урал». Мол, дальняя дорога для него — обычное дело.

    В городе пошёл за гостинцами для племянников. В магазине слушал беседу горожан. Городских жителей главный герой уважал, побаивался только хулиганов и продавцов.

    Ситуация с купюрой
    Купив сладостей, мужчина отошёл от прилавка и попытался уложить всё в чемодан. Вдруг на полу под прилавком увидел пятьдесят рублей. Захотелось поостроумнее пошутить, пока люди сами не заметили деньги. «Хорошо живёте! У нас такими бумажками не раскидываются!» – выдумал он.

    Выйдя из магазина, Чудик с ужасом понял, что бумажка выпала у него самого! Вернуться он постыдился, поэтому пришлось ехать домой, получить нагоняя от жены и взять ещё денег.

    В поезде и самолёте. Сложности с телеграммой
    В поезде главный герой заводит разговор с попутчиком, но тот не оценил рассказанной деревенской истории о том, как пьяный мужик гонялся за матерью, а она беспокоилась, как бы он не обжёгся.

    Сел в самолёт. Здесь ему также попался необщительный сосед, уткнувшийся в газету. При посадке возникла ошибка, и самолёт, выкатившись со взлетно-посадочной полосы, оказался на картофельном поле. В результате сосед потерял вставную челюсть. Чудик кинулся помогать, нашёл, но напоролся на гневную тираду за то, что взял челюсть руками (микробы же).

    Хотел в шутливой форме передать телеграмму жене, но телеграфистка заявила, что так не положено, и сократила послание до двух банальных слов.

    В гостях
    Сноха Софья оказалась сварливой женщиной, брата мужа сразу невзлюбила. Слишком простой, деревенский. Пообщаться в квартире не дала, постоянно делала замечания, возмущалась. Пришлось братьям переместиться во двор.

    Утром Дмитрий и Софья ушли из дома, а Чудик придумал, как задобрить сноху. Решил разрисовать детскую коляску.

    Краткое содержание В.М. Шукшин «Чудик»

    Чудик разрисовал коляску племянника

    Однако сноха не оценила художественного таланта деверя, повздорила с мужем, заявила, что не желает видеть этого человека у себя дома. Дмитрий не смог противостоять жене, и Чудику пришлось вернуться домой раньше, чем планировал.

    Краткое содержание В.М. Шукшин «Чудик»

    Возвращение домой

    Пока чудик шел домой, настроение его улучшалось, он даже начал напевать. Но потерял равновесие и чуть не упал в лужу.

    В конце произведения Шукшин, наконец, представляет читателю Чудика. Василий Егорыч Князев, по профессии киномеханик, 39 лет. Ребёнком мечтал стать шпионом, любил сыщиков и собак.

    Основная идея рассказа

    Почему добродушный, простоватый мужчина постоянно попадает в мелкие ситуации, из-за которых чувствует себя неловко? Стремясь делать добрые дела, он встречает непонимание со стороны окружающих. «Почему я такой?» – переживает он.

    Автор представляет читателям ситуации, когда открытость и простота натыкаются на чёрствость и настороженность окружающих. Из краткого содержания «Чудик» Василия Шукшина видно, что герой не думает о своей моральной безопасности, опрометчиво стремится всем помочь, всех порадовать. Когда Чудика отталкивают, ему делается стыдно и неловко. Но вскоре это проходит, и он снова становится собой.

  • Отзыв на сказку ашик кериб для 4 класс
  • Отзыв на рассказ ю яковлева
  • Отзыв на рассказ юшка
  • Отзыв на сказки салтыкова щедрина карась идеалист
  • Отзыв на сказки салтыкова щедрина соседи