Урок 14. Л.Н. Толстой. Рассказы «После
бала»
Найдите правильное толкование слова «гуманист»
1)это тот, кто признаёт ценность человека как
личности, его право на свободу, счастье
2) мыслитель, занятый разработкой вопросов
мировоззрения.
3) последователь атеизма, неверующий.
Основное содержание урока:
1. Краткий рассказ о жизни и творчестве
писателя.
2. Рассказ «После бала»».
3. Теория литературы. Антитеза. Композиция
произведения.
Мы сегодня с вами вспомним биографию Л.Н.
Толстого и проанализируем рассказ «После бала». Нам нужно повторить
теоретические основы композиции произведения, антитезы (контраста). Нам
необходимо умение хорошо воображать ситуацию, о которой мы читаем в
произведении.
Л.Н.Толстой- русский писатель и философ
родился в Ясной Поляне, Тульской губернии. Родителей Толстой потерял рано,
дальнейшим его воспитанием занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В
1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков
философского факультета. .Толстой, вместе со старшим братом Николаем, уехал на
Кавказ, где принимал участие в боевых действиях. Об этом он рассказывает в
повести «Казаки»(1852-63), в рассказах «Набег» (1853),
«Рубка леса» (1855), а также в поздней повести
«Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). На Кавказе Толстой
создает трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».
Во время Крымской войны отправился в
Севастополь, о событиях этой войны он рассказывает в «Севастопольских
рассказах».В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе.
Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну
съезжались почитатели творчества Льва Толстого. Люди к нему относились, как к
духовному наставнику.
Последними произведениями писателя стали
рассказы «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма
«Живой труп».
«После бала» — прозаическое произведение;
написано в жанре рассказа. В центре повествования находится важное событие из
жизни главного героя рассказа (потрясение от увиденного после бала). Сам текст
небольшой по объёму.
В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX
века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель рисует
прошлое, чтобы показать, что и в его настоящем ничего не изменилось. Автор
выступает против бесчеловечного отношения к людям, против насилия и гнета.
Рассказ «После бала» связан с реализмом в русской литературе.
Написан он в 1903 году и опубликован уже
после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное
событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил в Казани. Его брат Сергей
Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался
на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание,
которым командовал отец любимой девушки. После этого он перестал бывать в доме
Корейша и отказался от мысли о женитьбе.
Писатель раздумывал над названием рассказа.
Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др.
В результате рассказ получил название «После бала».
Автора волновала проблема: человек и среда,
влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять
собой или все дело в среде и обстоятельствах?
Толстой раскрывает в рассказе «После бала»
одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата:
двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат,
проведение сквозь строй в качестве наказания. Проблема рассказа связана с
вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или
случай. «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает
герой – это происшествие стремительно меняет отдельную жизнь. В центре
изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить
сословные предрассудки.
Идея рассказа раскрывается с помощью
определенной системы образов и композиции.
Основные герои — Иван Васильевич и полковник,
отец девушки, в которую был влюблен рассказчик.
В образе полковника Толстой разоблачает
объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему
ложные понятия о долге.
Идейное содержание раскрывается через
изображение эволюции внутреннего чувства рассказчика, его ощущения мира.
Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за
окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается
Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный,
столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь,
отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная,
куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил
глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать
другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не
было».
В рассказе JI.H. Толстого все контрастно, все
показано по принципу антитезы: обстановка в первой и второй частях; грациозная
прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной;
описание блестящего бала и страшного наказания на поле; отец Вареньки на балу,
вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный,
грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания.
Основа конфликта этого рассказа заложена, с
одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой — в разочаровании
Ивана Васильевича.
В рассказе выделяются следующие основные
части:
вступление,
на балу,
после бала,
заключение.
Весь рассказ — это события одной ночи, о
которых герой вспоминает через много лет. Композиция рассказа четкая и ясная, в
ней логично выделяются четыре части: большой диалог в начале рассказа,
подводящий к повествованию о бале; сцена бала; сцена экзекуции и заключительная
реплика.
После бала» построен как «рассказ в рассказе»:
начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и, как добавляет автор,
искренний и правдивый человек — Иван Васильевич в разговоре с друзьями
утверждает, что жизнь человека складывается так или иначе вовсе не от влияния
среды, а из-за случая, и в доказательство этого приводит случай, как он сам
признается, изменивший его жизнь. Это уже собственно рассказ, герои которого —
Варенька Б., ее отец и сам Иван Васильевич. Из диалога рассказчика и его друзей
в начале повествования узнаем о том, что эпизод, о котором пойдет речь, имел
огромное значение в жизни человека. Рассказчик говорит о случившемся с ним в
молодости; этим повествованию придается некий «налет старины», как и
упоминанием о том, что Варенька уже стара, что «у нее дочери замужем».
Контраст используется писателем и при выборе языковых
средств. Так при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое
платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки» (такой
художественный прием называется цветопись). Белый цвет — олицетворение чистоты,
света, радости, и Толстой с помощью этого слова подчеркивает ощущение праздника
и передает душевное состояние рассказчика. О празднике в душе Ивана Васильевича
говорит музыкальное сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный
вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.
В сцене наказания присутствуют другие краски и
другая музыка: «…я увидал… что-то большое, черное и услыхал доносившиеся
оттуда звуки флейты и барабана. … это была … жесткая, нехорошая музыка».
Толстой в своем рассказе ставит широкие
гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие
волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?
Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот
почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в
основу своего рассказа.
С именем Толстого связана целая эпоха в
развитии русской классической художественной литературы.
Все наследие Толстого имеет большое значение
для формирования мировоззрения и эстетических взглядов читателей. Знакомство с
его произведениями, исполненными высоких гуманистических и нравственных
идеалов, несомненно, способствуют духовному обогащению.
Литература:
Коровина В. Я. Литература. 8 класс. Учеб. для
общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.
И. Коровин. — М.: Просвещение, 2017.
Разбор задания тренировочного модуля:
Определите основную идею рассказа
а) судьба человека зависит от случая;
б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за
которых процветает несправедливость;
в) идея личной ответственности человека;
г) осуждение деспотизма
Алгоритм выполнения задания:
- Вспомните, что такое идея произведения
- Обратитесь к содержанию урока и тексту
рассказа - Выберите правильный ответ
Разбор задания контрольного модуля:
Какой художественный приём положен в основу
композиции рассказа «После бала»?
а) последовательность излагаемых событий;
б) цикличность излагаемых событий;
в) антитеза;
г) ретроспектива.
Алгоритм выполнения задания:
- Вспомните определение каждого приема
- Попробуйте в тексте найти особенности
каждого приема - Выберите правильный ответ
#1. В каком предложении нет грамматической ошибки
C. Поезд пришёл согласно расписанию.
C. Поезд пришёл согласно расписанию.
A. Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин.
A. Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин.
B. Он в своих высказываниях недалёк к истине.
B. Он в своих высказываниях недалёк к истине.
#2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущенынарушение в построении предложения с несогласованным приложением
б) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
б) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
A. Плохо выраженная мысль — это не только леность речевых усилий, но и леность мысли.
A. Плохо выраженная мысль — это не только леность речевых усилий, но и леность мысли.
B. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
B. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
#3. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущенынарушение связи между подлежащим и сказуемым
B. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
B. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
A. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
A. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
#4. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
B. Однажды, благодаря тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека.
B. Однажды, благодаря тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека.
A. Все, кто могли, выбежали к реке.
A. Все, кто могли, выбежали к реке.
C. Прошу вас оплатить проезд в оба конца.
C. Прошу вас оплатить проезд в оба конца.
#5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
A. Пьесы А. П. Чехова ставят в многих театрах мира.
A. Пьесы А. П. Чехова ставят в многих театрах мира.
B. Части общей темы называются микротемами.
B. Части общей темы называются микротемами.
C. Бойцы верили и надеялись в победу.
C. Бойцы верили и надеялись в победу.
#6. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущенынарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
б) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
б) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
B. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
B. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
A. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
A. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
#7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
B. Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен
B. Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен
C. Мы выписываем журнал «Природа»
C. Мы выписываем журнал «Природа»
A. Одни задавали вопросы, а другие на них отвечали.
A. Одни задавали вопросы, а другие на них отвечали.
#8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
C. Благодаря мужеству Тома дети всё-таки выбираются наружу в пяти милях от «Главного входа».
C. Благодаря мужеству Тома дети всё-таки выбираются наружу в пяти милях от «Главного входа».
B. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.
B. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.
A. Он, согласно правилам, отпустил себе волосы до плеч и протирал свои широкие штаны на классной скамейке, начиняя голову латынью.
A. Он, согласно правилам, отпустил себе волосы до плеч и протирал свои широкие штаны на классной скамейке, начиняя голову латынью.
#9. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки
B. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой в романе, он сказал, что ещё не знает.
B. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой в романе, он сказал, что ещё не знает.
A. Бабушка любила единственного внука и переживала за него.
A. Бабушка любила единственного внука и переживала за него.
C. Эти факты говорят за то, что молодёжь совершенно перестали читать классику.
C. Эти факты говорят за то, что молодёжь совершенно перестали читать классику.
#10. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки
A. На выставке представлена не только живопись, но и скульптура.
A. На выставке представлена не только живопись, но и скульптура.
C. По истории нам задано пересказ параграфа.
C. По истории нам задано пересказ параграфа.
B. Схемы показывают и помогают лучше усвоить многие правила русского языка.
B. Схемы показывают и помогают лучше усвоить многие правила русского языка.
#11. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.
A. В “Науке и жизни” печатают много полезной информации.
A. В “Науке и жизни” печатают много полезной информации.
B. Эти претензии ни на чем не обоснованы.
B. Эти претензии ни на чем не обоснованы.
C. Все силы спасателей были направлены, чтобы удержаться и не поддаться панике.
C. Все силы спасателей были направлены, чтобы удержаться и не поддаться панике.
#12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
B. Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат.
B. Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат.
A. Критики приняли спектакль благосклонно.
A. Критики приняли спектакль благосклонно.
C. Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться.
C. Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться.
#13. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
A. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание.
A. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание.
C. Я очень люблю мою сестру и скучаю по ней.
C. Я очень люблю мою сестру и скучаю по ней.
B. В стихотворении «Элегия», одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству.
B. В стихотворении «Элегия», одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству.
#14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
C. Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то героев И. С. Тургенева.
C. Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то героев И. С. Тургенева.
B. Согласно приказа командира батальона, солдаты должны были идти в наступление.
B. Согласно приказа командира батальона, солдаты должны были идти в наступление.
A. Колька не столько пел, сколько раскрывал рот и делал вид, что поёт.
A. Колька не столько пел, сколько раскрывал рот и делал вид, что поёт.
#15. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
A. Синонимы – это богатство языка.
A. Синонимы – это богатство языка.
B. Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.
B. Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.
C. Я люблю и наслаждаюсь морем.
C. Я люблю и наслаждаюсь морем.
#16. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
B. Мы надеялись, что кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом.
B. Мы надеялись, что кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом.
C. На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше.
C. На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше.
A. Все обсуждали хорошую тёплую осень и что зима наступит нескоро.
A. Все обсуждали хорошую тёплую осень и что зима наступит нескоро.
#17. Укажите предложение с грамматической ошибкой
C. В пьесе “Вишнёвом саде” Чехов показал представителей нового поколения России.
C. В пьесе “Вишнёвом саде” Чехов показал представителей нового поколения России.
A. Зимой он очень тосковал по южному морю.
A. Зимой он очень тосковал по южному морю.
B. Я не претендую на эту должность.
B. Я не претендую на эту должность.
#18. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
A. По приезде в санаторий отец сразу же пошёл к врачу.
A. По приезде в санаторий отец сразу же пошёл к врачу.
C. «На берегу пустынных волн» Невы стоит Пётр и думает о городе, который будет здесь построен и предназначенный стать окном России в Европу.
C. «На берегу пустынных волн» Невы стоит Пётр и думает о городе, который будет здесь построен и предназначенный стать окном России в Европу.
B. Тот, кто ищет безопасности, теряет всё.
B. Тот, кто ищет безопасности, теряет всё.
#19. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки
C. Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.
C. Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.
B. Первый и второй день состязаний прошёл спокойно.
B. Первый и второй день состязаний прошёл спокойно.
A. Все, кто бывал на Севере, знают, какой там суровый климат.
A. Все, кто бывал на Севере, знают, какой там суровый климат.
#20. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
B. «Гранатовый браслет» А. Куприна – шедевр не только русской, но и мировой литературы.
B. «Гранатовый браслет» А. Куприна – шедевр не только русской, но и мировой литературы.
C. К немногим произведениям, написанных о любви, можно причислить романы Тургенева и Гончарова.
C. К немногим произведениям, написанных о любви, можно причислить романы Тургенева и Гончарова.
A. Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин.
A. Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин.
Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой», «Время перемен», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» (55 минут)
Б. Л. Васильев рассказ «Экспонат № …» (50 минут)
В. П. Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет» (35 минут)
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Ю. В. Бондарев рассказ «Частица» (1 минута)
А. И. Пантелеев рассказ «Кожаные перчатки» (3 минуты)
А. Солженицын крохоток (рассказ) «Путешествуя вдоль Оки» (2 минуты)
Н. С. Лесков сказ «Левша» (50 минут)
В. С. Гроссман рассказ «Мама» (26 минут)
Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» (25 минут)
И. А. Бунин рассказ «Лапти» (4 минуты)
С. Беллоу рассказ «На память обо мне» (1ч 20 минут)
Ю. Буйда рассказ «Продавец добра» (3 минуты)
В. Богомолов рассказ «Первая любовь» (8 минут)
А. И. Приставкин рассказ «Фотографии» (2 минуты)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
Н. Тэффи рассказ «Мой первый Толстой» (8 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
В. Г. Короленко рассказ «В дурном обществе» (2 часа)
А. П. Чехов рассказы «Хамелеон» (6 минут), «Толстый и тонкий» (5 минут), «Смерть чиновника» (5 минут), «Размазня» (3 минуты), «В аптеке» (8 минут), «Беззащитное существо» (9 минут), «Человек в футляре» (25 минут), «Ионыч» (35 минут), «Тоска» (9 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
К. Г. Паустовский рассказы «Теплый хлеб» (15 минут), «Телеграмма»(20 минут), «Попрыгунья» (45 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» («Добрый доктор») (20 минут), «Куст сирени» (13 минут)
М. Горький рассказ «Старуха Изергиль» (40 минут)
А. П. Платонов рассказ «Юшка» (14 минут), «Песчаная учительница» (12 минут)
А. Грин рассказ «Зеленая лампа» (9 минут)
В. Г. Распутин рассказ «Уроки французского» (55 минут)
Ф. А. Искандер рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла» (30 минут), «Милосердие» (3 минуты)
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В. С. Гроссман рассказы «Жилица» (4 минуты), «Из окна автобуса» (5 минут)
И. С. Тургенев «Милостыня» (2 минуты), «Эгоист» (2 минуты), «Близнецы (стихотворения в прозе) (1 минута)
В. О. Богомолов рассказ «Кругом люди» (3 минуты)
А. Моруа рассказ «Фиалки по средам» (24 минуты)
Х. К. Андерсон рассказ «Девочка со спичками» (6 минут)
О. Генри рассказ «Мишурный блеск» (12 минут), «Последний лист» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Заячьи лапы» (9 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказы «Багульник» (17 минут), «Собирающий облака» (17 минут), «Рыцарь Вася» (17 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2,5 часа)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
И. А. Бунин рассказы «Слепой» (4 минуты), «Цифры» (18 минут), «Лапти» (4 минуты)
О. Генри рассказ «Дары волхвов» (12 минут)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут), «Любовь к жизни» (40 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Л. Улицкая рассказ «Бумажная победа» (13 минут)
Б. Васильев рассказ «Великолепная шестерка» (24 минуты)
В. Осеева рассказ «Бабка» (18 минут)
Р. Брэдбери рассказы «Все мои враги мертвы» (9 минут), «Все лето в один день» (13 минут)
В. М. Шукшин рассказ «Срезал» (18 минут)
Ф. М. Достоевский рассказ «Сон смешного человека» (1 час)
И. С. Тургенев повесть «Дневник лишнего человека» (2 часа)
А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» (2 часа), повесть «Молох» (2,5 часа)
А. П. Чехов рассказ «Черный монах» (1 час) «Пари» (16 минут)
И. А. Бунин рассказ «Солнечный удар» (13 минут)
А. Н. Островский драма «Бесприданница» (2 часа)
А. Вампилов пьеса «Утиная охота» (2 часа)
Э. А. По рассказ «Человек толпы» (20 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 ч 30 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Багульник» (17 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями» (19 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Собирающий облака» (17 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
И. А. Бунин рассказ «Слепой» (3 минуты)
Дж. Лондон рассказ «Любовь к жизни» (47 минут)
А. П. Чехов рассказ «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Рыцарь Вася» (13 минут)
И. А. Бунин рассказ «Цифры» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Теплый хлеб» (15 минут)
В. Вересаев рассказ «Легенда» (2 минуты)
В. Астафьев рассказ «Зачем я убил коростеля?» (5 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
А. С. Пушкин повесть «Станционный смотритель» (25 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
А. П. Чехов рассказы «Ионыч» (35 минут), «Пари» (16 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» (20 минут)
Е. И. Носов повесть «Моя Джомолунгма» (1 час 20 минут)
А. И. Солженицын (жанр: крохоток, т.е. короткий рассказ) «Молния» (1 минута)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 часа 30 минут)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Акварельные краски» (13 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
Е. Гришковец статья «Антитвиттер» (12 минут)
Е. И. Носов рассказ «Кукла (10 минут)
И. Полянская рассказ «Утюжок и мороженое» (19 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
В. Шукшин рассказ «Критики» (14 минут)
Ж. Жионо рассказ «Человек, который сажал деревья» (24 минуты)
Елена Долгопят рассказ «Часы» (9 минут)
Р. Брэдбери «Улыбка» (11 минут)
О. Генри «Мишурный блеск» (12 минут)
И. Лёвшин рассказ «Полет» (20 минут)
А. Жвалевский, Е. Пастернак повесть «Время всегда хорошее»
Вокруг столько негатива, что мне непреодолимо хочется написать о хорошем. Сразу оговорюсь: я не кинокритик, не музыкальный критик, не великий знаток творчества Beatles. Я просто зритель, который потратил несколько вечеров на документальный фильм The Beatles: Get Back. Ничего более позитивного, ничего сравнимого с той чистой радостью, которую испытываешь, глядя на экран, давно не чувствовала. Информация для тех, кто не слышал об этом трехсерийном фильме и не смотрел его: продюсер Питер Джексон взялся за неподъёмный массив из 60 часов видеосъемок и 150 часов аудиозаписей Beatles, сделанных Майклом Линдси-Хоггом в 1969 году во время подготовки альбома Let It Be, за что Джексон, надо отдать ему должное, не устает Линдси-Хогга благодарить.
Джексон призвал в союзники и сопродюсеры Пола Маккартни и Ринго Стара, вдов Джона Леннона и Джорджа Харрисона Йоко Оно и Оливию Харрисон, а также Джайлза Мартина, сына композитора и аранжировщика Джорджа Мартина, который продюсировал все пластинки Beatles после 1961 года. Этот огромный материал сведен в фильме к почти 8 часам экранного времени или 21 дню начала 1969 года, когда Beatles работали над альбомом. 30 января всё завершилось необъявленным концертом на крыше студии Beatles на Сэвил-Роу в Лондоне, их первым концертом live c 1966 года и их последним концертом. Практически все съемки в фильме показаны впервые.
В этот 21 день уместилось всё, что заставляет зрителя прилипнуть к экрану: и творчество, и любовь, и споры, и расставание, и возращение, и счастье, и печаль. И над всем этим мощным облаком невероятный талант повзрослевших мальчиков, которым в фильме от 25 до 28 лет. Если вы, как и я, представления не имеете, как создаются альбомы рок-групп, то этот фильм для вас. Потому что музыка (без нот) и слова рождаются в вашем присутствии, вот прямо сейчас. Потом их будет петь и насвистывать весь мир, а пока только пара первых аккордов, первые строчки: «Я сегодня ночью написал, вот послушайте». Музыканты дотрагиваются до инструментов, возникают химия, драйв, которые ни с чем не спутать. Они как будто «легко плывут», смеются, тренькают, едят бутерброды, пьют кофе и иногда вино, но работа проделывается – как бы незаметно, в шутку, не всерьёз, а потом – 14 песен для альбома (на самом деле за это время песен намечено или создано куда больше), концерт, замерзшие руки на ветру и счастье в глазах.
И мушкетёров разметало, как мы помним
50 лет прошло с того времени, но вы даже не вспоминаете о этом. Фильм приближает Beatles к нам, отправляя нас к Beatles. Это совсем не похоже на воспоминание, возможно, благодаря прекрасному качеству картинки. Всё как будто происходит сегодня, в сегодняшнем реальном времени. И мы можем попытаться понять то, о чём только гадали. Какими были отношения внутри четверки, был ли у них лидер, что заставило Харрисона уйти и вернуться, кого раздражала Йоко? Да, Йоко там есть, её там много, она всё время рядом с Ленноном как пришитая. Допускаю, что это начинает раздражать зрителя, он не понимает, зачем там Йоко. Но участники группы для себя решили: Джону хорошо с ней, значит всё окей. Они несопоставимо более доброжелательны и толерантны по отношению к девушке (тогда ещё) Джона, чем фанаты группы, не устающие проклинать Йоко по сей день. И нет, она ничего не разрушила в тот 21 день, которые мы наблюдаем. И конечно, не она стала причиной того, что каждый пошел вскоре своей дорогой.
Они стали взрослыми мужчинами, каждый был самоценен, каждый сам по себе был дико талантлив, со временем пришло это осознание, а вместе с ним иное отношение к себе и окружающим. «Один за всех, и все за одного» сменилось на «каждый сам себе вселенная». Впрочем, и мушкетёров разметало, как мы помним.
Что было бы дальше, если бы они остались вместе? Мы не знаем, и это лучше, чем опасаться, что не было бы ничего.
Но тут, в фильме, им всё ещё хорошо вместе, несмотря на споры и уходы-приходы-опоздания, они ещё могут заставить друг друга смеяться, им в кайф, они дурачатся, они устают, им сочиняется, эти роды альбомов кажутся со стороны почти безболезненными, радостными. Лёгкое дыхание пронизывает фильм. В отличие от некоторых критиков, у меня нет никаких претензий: «почему не рассказали об этом», «почему не вспомнили о том». 21 миг, разбитый на три части фильма. Не вся жизнь, не все нюансы, не все подробности, лишь 21 миг, чтобы попытаться увидеть, как из воздуха рождаются музыка и история.
Невозможно поверить, что через 22 дня после того, что мы увидели на экране, эти парни снова сядут в студии и начнут писать, как оказалось, свой последний альбом Abbey Road. Первый их альбом, кстати, который появился у меня, с которого началась моя любовь к группе, финал, ставший для меня началом, песни, которые стали классикой, музыка, которой плевать на время.
Концерт на крыше показан целиком, 42 минуты, с самого начала до остановки по настоянию полицейских. И его хочется пересматривать снова и снова. Вдруг засветившиеся лица музыкантов. Соскучились по концертам? Живьем всё же дико круто, а этого давно не было. И трижды спетая Get Back, парящая над Лондоном. Полицейские, вряд ли понимавшие в тот момент – когда неустанно повторяли, что они получили 30 жалоб на шум, – что они тоже вошли в историю, поднявшись на эту крышу. И может быть, ничего круче прерванного концерта в итоге в жизни этих полицейских и не случилось.
Это был последний бал Beatles, на котором мы присутствуем. Счастье, что мы его увидели. Спасибо всем причастным за возможность на 468 минут отключиться от актуальных новостей. Как будто не было прощаний, как будто не хоронили. Реинкарнировались: живые, молодые, талантливые, классные, снова зажгли, преодолев временной барьер. И не могу вам передать, как хочется сохранить это светлое ощущение и это дивное настроение после последнего кадра, замереть вместе с ним, с последней нотой Let It Be. И промотать назад, и начать сначала.
Наталья Геворкян – журналист
Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не соответствовать точке зрения редакции