«Мальчик у Христа на елке» как святочный рассказ в творчестве Ф.М. Достоевского
Ситуация Рождества повторяется в ухудшенном варианте: когда-то для готовой родить Богоматери, приехавшей из другого города, не нашлось места в гостиницах и домах Вифлеема, Ее никто не принял; спустя почти две тысячи лет в христианском городе в канун великого праздника умирает приехавшая из чужого города и вдруг захворавшая мать и не находит помощи и пристанища ее мальчик.
Достоевский наглядно нам показывает – ничто не прошло, мы в своей жизни постоянно оказываемся перед событиями Евангельской истории, эта история длится и длится в веках, а мы оказываемся так же жестокосердны, неотзывчивы, неблагодарны, как большинство ее первоначальных участников. Господь постоянно надеется на нас – и мы столь же постоянно обманываем Его надежды [4].
Следует отметить, что автор прямо не называет, в каком городе происходит действие: «… это случилось в каком-то огромном городе и в ужасный мороз». Но исследователи указывают на то, что Достоевский на страницах рассказа воспроизводит «петербургский колорит», подчеркивая тем самым реальность происходящего. Он создается благодаря присутствию в произведении ряда типичных для русской жизни фигур («хозяйка углов», «халатник», «блюститель порядка», «барыня», «дворники»), благодаря контрастной характеристике уголка русской провинции, откуда приехал герой («деревянные низенькие домики» со ставнями, темнота, собаки) и столицы, описание которой близко описанию Петербурга с его фантастическими, миражными огнями в «Невском проспекте». «Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!» – замечает герой. Так, Достоевский с одной стороны создает образ Петербурга, с другой – выделяя слово какой-то курсивом, желает подчеркнуть универсальный характер происходящего: дети гибнут от холода и голода в любом российском городе. В этих целях писатель не дает и имя мальчику, желая заострить внимание на том, что события, описываемые в рассказе, могли произойти с любым брошенным и забытым ребенком.
В городе, в котором оказывается мальчик, находим, как отмечают исследователи, взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, отъединенность всех друг от друга, поэтому чувство одиночества и ощущение суеты вокруг не покидает того, кто оказывается в этом огромном пространстве: «И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко…» [11, с.460]. Результатом всеобщей разъединенности является равнодушие к детскому страданию: «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика» [11, с.459]. Е. Душечкина в своих статьях указывает на то, что некоторые писатели XIX века считали Петербург самым несвяточным местом в России [1].И. И. Панов – большой любитель русских святок – жаловался: «Может быть, внутри России святки сохраняют ещё и теперь поэзию старины … но Петербург давно утратил её» [1].
Ю.В. Стерликова в своей статье пишет о том, что «герои-дети Достоевского способны смягчить души черствые, преступные, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. По мысли писателя, дети живут как «некое указание нам», они – посланники Божии на земле. Эту идею воплощает автор, раскрывая удивительное влияние ребенка на взрослого. Дети напоминают о возможности возрождения» [9, с.87]. Подобного мотива возрождения черствой души в рассказе «Мальчик у Христа на елке» нет. Здесь герой встречается, как отмечалось ранее, с поразительным бездушием и равнодушием к нему со стороны взрослых. В этом произведение Достоевского расходится с традиционными рождественскими (святочными) рассказами, где образ ребенка напоминал взрослому о чем-то добром и вечном.
Во встречах героя рассказа с блюстителем порядка, дамой, большим мальчиком людям предлагается узнать в мальчике Младенца-Христа и в себе – друга Христова. Это так легко – ведь на дворе Рождество, и все вот сейчас вспоминают события и образы двухтысячелетней давности. Но никто не оказывается способен увидеть их вновь вокруг себя. Никто не узнает Христа в «рабском виде». Снова и снова реализуется предсказанное в Евангелии: «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» [4]. И когда спросят Его: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» [4].
В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил рождественскую елку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой елке газета «Голос» сообщала: «26 декабря, в пятницу, в петербургском собрании художников назначен большой детский праздник «елка» с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горами, электрическим освещением и проч. и проч. Елки петербургского собрания художников много уже лет славятся своим прекрасным устройством. По сей вероятности, и нынешняя елка не будет хуже прежних и доставит своим маленьким посетителям немало удовольствий. Не худо заблаговременно запастись входными билетами» [8, с.34].
Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе. Оно дается через описание елки, увиденной мальчиком лишь через большое стекло. «А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то» [11, с.460].
Рождество считается самым светлым и добрым праздником, потому что его уют, его тепло создают особое переживание близости людей, собравшихся округ светящейся елки. Но этот праздник не приносит радости ребенку. Здесь праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием, от чего маленькому мальчику становится одиноко и страшно. Вспомним, что его дама вытолкнула за дверь, толпа напугала до смерти. «Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают – и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным» – , пишет Л.В. Кирякова в своей статье [5, с.37].
После описания детского праздника автор воспроизводит восхищение мальчика увиденными куколками, «маленьким, разодетыми в красные и зеленые платьица», которые были «совсем как живые». Достоевский неслучайно изображает этих куколок: они, «живые куколки», противопоставлены мертвым душой людям.
Автор также использует прием противопоставления, когда описывает сказочную елку у Христа. Если на земной елке мальчик встречается с бездушием и эгоизмом, то на елке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретая то, чего у него не было на земле, – семью, дом, где его любят. «… о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом все куколки, – но нет, это все мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его…» [11, с.461].
В рассказе Достоевского находим обилие вопросительных и восклицательных предложений, которые передают душевное состояние мальчика: то восхищение и радость, то боль и страх: «Вот и опять улица, – ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то» [11, с.460] ! Так, вопросительные предложения помогают ввести читателя в поток сознания героя. «Да что же это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые»! – любуется мальчик. Таким образом, как указывает С.В. Сергушева, создается впечатление, что читатель находится рядом с героем, видит и слышит его [8, с.34]. Исследовательница замечает, что эффект «присутствия» создают и однородные члены, которые делают описание более детальным, подробным, заставляют обратить внимание на скорбные подробности жизни мальчика. Как, например, в следующем отрывке: «Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят пальчики и на ножках, а на руках стали сосем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше». С.В. Сергушева отмечает, что мальчику холодно не столько от мороза, сколько от человеческой бессердечности, душевной мертвости [8, с.34]. А один из критиков XIX столетия писал, что в этом рассказе «сказалась вся могучесть дарования психолога-романиста, вся теплота чувств, которою такой мастер играть» Достоевский [10, с.324].
Г.М. Фридлендером был установлен тот литературный источник, который дал Достоевскому готовую рамку для задуманного святочного рассказа. Источником этим было популярное рождественское стихотворение немецкого поэта Фридриха Рюккерта «Елка сироты», повествующее о замерзающем ребенке в рождественскую ночь на улице и попадающем после смерти на «Христову ёлку». Исследователи отмечают, что эти два произведения художественно несоизмеримы: Достоевский создал оригинальный рассказ, глубоко национальный, петербургский по содержанию и очень далекий от стихотворения Рюккерта по тону и колориту, стилю и языку.
У Рюккерта дитя, обретши блаженство на небе, успокоилось и забыло о своих земных страданиях: «Ныне дитя-сирота вернулось к себе на родину, на елку к Христу. И то, что было уготовано ему на земле, оно легко там позабудет». Стихотворение призывает надеяться на будущее и уповать на божественную справедливость. У Достоевского, по мнению исследователей, картина нищеты и страданий ребенка написана слишком резкими и яркими красками, чтобы эти страдания могли быть прощены, могли бесследно изгладиться из памяти читателя [10, с.322-324]. Не случайно то, что мальчика встречают на Христовой елке не ангелы, но дети, такие же, как он. И у каждого ребенка своя страшная, поражающая своей будничностью, документальностью, история смерти, которую, как считал писатель, непростительно забыть: «И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду…» [11, c.461-462]. Достоевский не может позволить забыть о детских страданиях не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают покой и уют. Но с другой стороны, как отмечает В.Н. Захаров, в укор злобе этому миру возникает радость приглашенных на елку к Христу. Достоевский не случайно напоминает читателю об ином праздничном мире – справедливом мире радости и Христовой любви. В указании автора на этот идеал и заключается смысл рассказа [3].
Итак, рассказ «Мальчик у Христа на елке» содержит в себе все жанровые признаки святочного рассказа. Его действие происходит в двух временных пластах: в реальном и в фантастическом. И если реальность оборачивается для героя трагедией (ребенок замерзает в канун Рождества), то фантастический план изображаемого привносит элемент чудесного. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. Но фантастическое в рассказе не выходит за рамки реального, оно связано с предсмертным видением замерзающего мальчика. Реальность происходящего подчеркивает с одной стороны образ автора-рассказчика, обрамляющий все повествование, а с другой – воссозданный образ Санкт-Петербурга. Мотив реальности тесно связан с фантастическими элементами. Так, на райской елке у Христа у каждого ребенка своя история смерти, поражающая документальностью и будничностью. Недаром В.А. Туниманов заметит, что Ф.М. Достоевский разработал в произведениях, помещенных в «Дневнике писателя», принцип реализма, доходящего до фантастического.
Заключение
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Жанр святочного рассказа в России возник раньше рождественского. Предтечей первого явились устные истории или былички, рассказываемые в святочные вечера от Рождества до Крещения. Оформляться жанр стал в рамках романтической прозы 20-30 гг. XIX в. с ее интересом к национальной старине и таинственному. Рождественский рассказ теснее связан с Рождеством, первые рассказы этого типа появились Европе. Родоначальником жанра по праву считается английский писатель Ч. Диккенс. Финалом в его рассказах была победа света над мраком, добра над злом. Святочный (рождественский) рассказ можно распознать по следующим признакам:
наличие элемента чудесного;
наличие среди героев ребенка;
наличие нравственного урока, морали.
Среди главных мотивов святочного (рождественского) рассказа выделяют следующие: мотив «нравственного перерождения героев», мотив «божественного дитя», мотив «рождественского чуда».
В рассказе «Мальчик у Христа на елке» мы находим все вышеперечисленные признаки. Так, его действие происходит в канун Рождества. В образе главного героя отражается мотив «божественного дитя»: младенца Христа, не принятого миром. На образ Христа указывают возраст героя и его одежда: ему лет шесть или даже менее, одет он в какой-то халатик. Именно таким предстает младенец Христос во многих православных иконах. Мотив «божественного дитя» связывает исследуемый рассказ с другими рождественскими произведениями («Сверчок за очагом» Ч. Диккенса, «Христова детка» Вагнера), где ребенок символизирует идею добра и милосердия.
В исследуемом нами рассказе прослеживается евангельская направленность, связанная с изображением подвала. Он напоминает образ разоренного вертепа, из которого все разбрелись, кроме умирающей старухи и мертво пьяного халатника. Ситуация Рождества повторяется в ухудшенном варианте: как когда-то для готовой родить Богоматери не нашлось места в гостиницах и домах Вифлеема, так и в исследуемом рассказе в канун великого праздника никто не оказал помощи больной матери, приехавшей из чужого города, и ее мальчику.
Мотив чудесного связан в рассказе с ирреальным, с предсмертным видением замерзающего мальчика. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. В реальном же пласте изображаемого чудо не происходит, совершается трагедия: ребенок замерзает. Эта трагическая развязка роднит рассказ с другими рождественскими произведениями: Г.Х. Андерсена «Девочка с серными спичками» и Ф. Рюккерта «Елка сироты», в которых по сюжету дети-герои обретают счастье, тепло, уют в потустороннем мире. Такой трагический финал выделяет исследуемый нами рассказ из контекста всей «святочной традиции», где добро, милосердие должны свершиться на земле. Нет в рассказе и мотива «нравственного перерождения героев», что также отделяет его от многих рождественских произведений. Здесь в образе героя никто не хочет узнать младенца Христа. Ребенок встречается с удивительным равнодушием со стороны взрослых. И только Христос готов распахнуть свои объятия для «униженного и оскорбленного» мальчика.
Реалистическое изображение в рассказе становится ведущей его чертой. На реальность происходящего постоянно указывают образ автора-рассказчика и воссозданный образ Санкт-Петербурга, считающийся одним из несвяточных мест России. Возможно, из-за такого хронотопа чудо на земле не происходит. Мотив трагического не покидает и изображаемую райскую елку у Христа, где у каждого ребенка соя история смерти, поражающая документальностью и будничностью. Ф.М. Достоевский словно хочет сказать, что нельзя забывать о страданиях детей не только на земле, но и на небе.
В рассказе создается особый психологизм, передающийся через изображаемый поток сознания героя.
Рассказ «Мальчик у Христа на елке» сопряжен, с одной стороны, с темой униженных и оскорбленных, а с другой – с философско-символической проблемой незаслуженных и не подлежащих оправданию, безвинных страданий детей в романе «Братья Карамазовы», где ни одна слезинка ребенка не может стоить счастья всего мира.
Библиографический список
Безбородкина Е.С. Обсуждение вопросов жизни и смерти при изучении рождественских рассказов // http: // www. palomnic. org/bibl_lit/bibl/edu
Егоров В.Н. Ценностные приоритеты Ф.М. Достоевского: Учебное пособие. – Тольятти: Развитие через образование, 1994. – 48 с.
Захаров В.Н. Учиться России // http: // www. portal – slovo. ru
Касаткина, Т. «Мальчик у Христа на елке» // http: // www. religare. ru/monitoring48204. htm
Кирякова Л.В. «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского и «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса. // Литература в школе. – 2003. – № 5. – С.37.
Копытцева Н.М. Святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» // Литература в школе – 2003. – № 5. – С.35-36.
Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди / Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской; – М.: Дет. лит., 1996. – 223 с.: ил.
Сергушева С.В. Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Литература в школе. – 2003. – № 5. – С.32-35.
Стерликова Ю.В. Образ детства в творчестве Ф.М. Достоеского // Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий: Научный сборник / Н.В. Анашкина, Н.П. Бахарев, А.А. Ильин, О.Г. Каменская и др.; Научный руководитель В.В. Рубцов. – Тольятти: ТГУ, 2002. – С.85-97.
Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т.22. – Л.: Наука, 1981. – 407 с.
Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12 томах. Т.12. – М.: Правда, 1982. – 544 с.
Швачко М.В. Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах русских писателей второй половины XIX века // http: // 64.233.183.104/search? q=cache: j3J5aD7Sm2IJ: tsu. tmb. ru/ru/ob_yniv/struct_podr/inst_filologii/dikkens/shvachko. doc
http: // ru. wikepedia. org/wiki/
Приложение
Приложение № 1
Фридрих Рюккерт (1788-1866)»Елка сироты».
В вечер накануне рождества дитя-сирота бегает по улицам города, чтобы полюбоваться на зажженные свечи.
Оно стоит подолгу перед каждым домом, заглядывает в освещенные комнаты, которые смотрятся в окно, видит украшенные свечами елки, и на сердце ребенка становится невыносимо тяжко.
Дитя, рыдая, говорит: «У каждого ребенка есть сегодня своя елка, свои свечи, они доставляют ему радость, только у меня, бедного, ее нет.
Прежде, когда дома я жил с братьями и сестрами, и для меня сиял свет рождества; ныне же, на чужбине, я всеми забыт.
Неужели не позовет меня к себе и не даст мне ничего, неужели о всех этих рядах домов нет для меня – пусть самого маленького – уголка?
Неужели никто не пустит меня внутрь? Мне ведь ничего не надо для себя, мне хочется лишь насладиться блеском рождественских подарков, которые предназначены другим!»
Дитя стучится двери и в ворота, в окна и в витрины, но никто не выходит, чтобы позвать его с собой; се нутрии глухи к его мольбам.
Каждый отец занят своими детьми; о них же думает и одаряет их мать; до чужого ребенка никому нет дела.
«О дорогой Христос-покровитель! Нет у меня ни отца, ни матери, кроме тебя. Будь же ты моим утешителем, раз все обо мне забыли!»
Дитя своим дыханием пытается согреть замерзшую руку, оно глубже прячется в одежду и, полное ожидания, замирает посреди улицы.
Но вот через улицу к нему приближается другое дитя в белом одеянии. В руке его светоч, и как чудно звучит его голос!
«Я – Христос, день рождения которого празднуют сегодня, я был некогда ребенком, – таким, как ты. И я не забуду о тебе, даже если се остальные позабыли.
Мое слово принадлежит одинаково всем. Я одаряю своими сокровищами здесь, на улицах, так же, как там, в комнатах.
Я заставлю твою елку сиять здесь, на открытом воздухе, такими яркими огнями, какими не сияет ни одна там, внутри».
Ребенок-Христос указал рукой на небо – там стояла елка, сверкающая звездами на бесчисленных ветвях.
О, как сверкали свечи, такие далекие и в то же время близкие! И как забилось сердце ребенка-сироты, увидевшего свою елку!
Он почувствовал себя как о сне, тогда с елки спустились ангелочки и увлекли его с собою наверх, к свету.
Ныне дитя-сирота вернулось к себе на родину, на елку к Христу. И то, что было уготовано ему на земле, оно легко там позабудет.
В 2021 г. Россия и весь литературный мир отмечают 200-летие со дня рождения выдающегося русского писателя, публициста, мыслителя Фёдора Михайловича Достоевского. Учитывая выдающийся вклад писателя в отечественную и мировую литературу, Президентом Российской Федерации В. Путиным 24 августа 2016 года подписан Указ «О праздновании 200-летия Ф. М. Достоевского».
С именем Фёдора Михайловича связана целая эпоха в истории русской литературы. По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня — один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире.
Во всех библиотеках Чувашской Республики прошли мероприятия, посвященные этой памятной дате.
Для популяризации творчества писателей-классиков и формирования у молодежи интереса к чтению классической литературы МБУК «Централизованная библиотечная система» Батыревского района провела литературную онлайн-викторину «Путешествие по романам Ф. М. Достоевского». В викторине участвовало более 100 человек из разных сел, деревень и городов Чувашии и Республики Татарстан.
В библиотеках Мариинско-Посадского района была организована районная библиотечная акция «Великий мыслитель и гениальный писатель». Так, для учащихся МБОУ «Гимназия №1» сотрудники центральной библиотеки провели устный журнал «Писатель, потрясающий душу». Ребята приоткрыли завесу тайн жизни великого русского писателя и прикоснулись к творчеству мастера слова.
Комментированное чтение «Мир Достоевского глазами детей» для учащихся «Моргаушской СОШ» провели сотрудники Моргаушской детской библиотеки им. А.Г. Николаева. Цель занятия – через осмысление творческого наследия Ф.М. Достоевского приобщить подрастающее поколение к духовным ценностям. Библиотекари познакомили ребят с драматичной судьбой и творчеством Федора Михайловича Достоевского. Для того, чтобы лучше понять произведение, ребята узнали об истории его создания. Затем приступили к комментированному чтению рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». В ходе чтения было проведено обсуждение повествования, затронуты следующие вопросы: «Почему у мальчика не было имени?», «Что бы вы сделали, если встретили такого голодного и брошенного всеми мальчика?», «Актуален ли рассказ в наши дни?» и др. В завершение мероприятия ребята сделали вывод, что такие качества, как доброта, милосердие, сострадание и любовь, делают человека настоящим человеком.
Сотрудники библиотек г. Канаш организовали цикл мероприятий «Dostoevsky. Love». Например, в детской библиотеке состоялась виртуальная экскурсия «ДостоВерно о Достоевском». Десятиклассники СОШ № 10 узнали об увековечении памяти великого писателя. А в филиале № 4-библиотеке семейного чтения для учащихся СОШ № 3 провели флешбук «Читаем вслух Ф. М. Достоевского». Школьников познакомили с основными моментами биографии и творчества писателя. Старшеклассники посмотрели буктрейлер к книге «Бедные люди» и отрывок из фильма «Преступление и наказание», послушали отрывки из романа «Бедные люди» — записки Вареньки Доброселовой, рассказ Нелли из романа «Униженные и оскорбленные» и «Мальчик у Христа на елке» из «Дневника писателя».
В библиотеках г. Новочебоксарск проходили мероприятия, посвященные юбилею писателя. Были организованы Достоевские чтения «Достоевский. Читаем и познаём вместе», вечера одного писателя «Достоевский детям».
Квиз-игра «Достоевский отвечает» была организована в библиотеке семейного чтения им. А. Николаева. В произведениях Федора Михайловича вдумчивый читатель найдет ответы на многие вопросы, поэтому для игры было выбрано такое название. Участниками мероприятия стали ученики школы №14. Старшеклассники в ходе трёх раундов вспомнили героев известных романов Достоевского, узнали о влиянии его творчества на мир музыки, изобразительного искусства и в целом на мировую культуру. На память о квизе библиотекари подарили школьникам закладки для книг с QR- кодами, ведущими на лекцию о Федоре Михайловиче Достоевском. Библиотекари надеются, что популярный формат викторины заинтересовал будущих выпускников и они захотят узнать о великом писателе еще больше.
В Центральной библиотеке Чебоксарского района прошел литературный круиз «Путешествие по романам Ф. М. Достоевского». Участниками мероприятия стали читатели библиотеки, которые узнали, что произведения писателя экранизируются с самого зарождения кинематографа и до нынешних времен, познакомились с лучшими кинофильмами, такими как «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Игрок».
Виртуальная выставка «Завещано веками» была подготовлена сотрудниками центральной библиотеки Яльчикского района.
Литературные вечера, видеочасы информации и другие мероприятия были проведены в библиотеках Батыревского, Ибресинского, Козловского, Комсомольского, Красноармейского, Моргаушского, Порецкого, городов Алатырь, Чебоксары, Шумерля.
Увлечь аудиторию Достоевским, побудить к размышлению над литературным наследием «психолога пера» библиотекарям республики помогают разнообразные формы работы – интерактивные выставки, мероприятия с применением мультимедийных технологий и аудиовидеоматериалов, дискуссионное общение, игровые и конкурсные программы, культурно-просветительские акции, литературные флешмобы.
Ф.М. Достоевский актуален и в настоящее время Его книги требуют вдумчивого чтения, потому что поиски выхода из кризиса сегодняшних дней заставляют вновь и вновь обращаться к его пророчествам и художественным открытиям.
Келехсаева Марина Сослановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №42
$г. Владикавказа РСО-Алания
Конспект урока по литературе «Что это за мир такой?..» для 7 класса
(по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)
Цель урока: показать типичные образы детей, никому не нужны$х, забытых, брошенных; продолжить формирование навыков анализа произведения; развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; сформировать у учащихся чувство ответственности за тех, кто рядом; пробудить чувство сострадания к герою, а также ко всем обездоленным детям.
Господи, что это за мир такой,
$ если решил он обойтись без добрых людей?
В.Распутин
Малютка, я бы мог утопить$
в слезах, пролитых тобою,
всех, кто тебя обидел.
Но я соберу, соберу все слезы,
пролитые всеми детьми на свете,
Яростно хлынут они
$ И обрушат несправедливость.
Гарольд Гриффин,
канадский поэт
Под эпиграфами к уроку ключевые слова: ДОБР$ОТА, МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ВЕРА (индивидуальное задание – ЛЗ этих слов)
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.
Вера – убеждение в существовании Бога.
Ход урока:
Слово учителя.
Ребята! Вы прочитали рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Это первая наша встреча с писателем. Прежде чем приступить к анализу произведения, давайте побли$же познакомимся с человеком, который заставил трепетать наши сердца, заставил призадуматься о судьбе обездоленных и угнетенных.
— Сообщение подготовленного ученика о жизни Ф.М.Достоевского.
Как вы понимаете слова: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу»?
— Обрести Христа – обрести веру в Бога. Иисус Христос для человека – Спаситель.
$ Уверовав в Христа, человек следует Ему и в страданиях, и в любви, и в сострадании к ближнему, обретая и спасая тем самым свою бессмертную душу.
Учитель: Ф.М. Достоевский – «взрослый» писатель. Он автор больших и нелегких для чтения романов. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел ра$збудить совесть каждого человека, чтобы тот никогда не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни — голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления.
Для Достоевского было ясно: если страдают и плачут дети, значит, что-то не так в этом мире, значит, неправильно, несправедливо устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство $с любовью и радостью! Тогда и сам он будет ДОБРЕЕ, СПРАВЕДЛИВЕЕ, МИЛОСЕРДНЕЕ!
Один из любимых героев Достоевского говорит детям (зачитать): «…Теперь, в эту минуту, как я смотрю на ваши добрые, милые лица, — милые мои деточки, может быть вы не поймете, что я вам скажу, потому что я говорю часто очень непонятно, но вы все-таки запомните и потом когда-нибудь согласитесь с моими словами. Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома».
Итак, ребята, судьба обездоленных детей в рассказе «Мальчик у Христа на елке».
Представьте, пожалуйста, произведение (составляем литературный «паспорт»):
-
$Литературная форма:
— проза
2. Литературный род:
$— эпический
3.Литературный жанр:
— авторская литература. Рассказ, так как он мал по объему, говорится в нем об одном событии из жизни героя, происходящее изображено на протяжении короткого времени.
$4. Тема рассказа:
— Изображение обездоленных детей.
5. Для чего написан рассказ, какова его идея?
На этот вопрос попробуем ответить анализом произведения.
-
Давайте уточним, к какому жанру относится произведение?
— Святочных рассказов. Святки – это праздничные дни в честь Рождества Христова.
-
В чем особенность святочных рассказов?
— Действие происходит в праздничные дни, в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, добрая неожиданность, конец, как правило, хороший.$
-
$С каким событием связано Рождество и что вы ощущаете в эти праздничные дни?
-
Вспомним наше настроение перед праздником. Детские впечатления незабываемы: праздничная суета, подготовка сюрпризов, елка, добрые лица близких людей. Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.
Каким вы представляете себе героя рассказа?
— описания внешности, манеры поведения.
-
По этому описанию можно представить зримый образ мальчика. Каков же он?
— Мальчик несчастен, одинок, он беден, до него никому нет дела. Но он ребенок, способный радоваться чуду, сказке – живым куклам.
$
-
Как в первой части рассказа раскрывается характер мальчика?
— В первой части создается обобщенн$ый, типичный образ детей, никому не нужных, брошенных и забытых. Достоевский рисует страшную картину жизни людей, которые поколение за поколением живут бродяжничеством, воровством и преступлением.
-
Как автор показывает обреченность, трагедию детей?
— Другие люди не замечают их: «Один из них … ночевал у одного дворника в какой- то корзине, и тот его так и не замечал».
-
Как вы думаете, почему автор употребил несовершен$ный вид глагола «не замечал»? Какую мысль автора выражает грамматическая форма глагола?
— Подчеркивается постоянство действия. «Не замечал» — отворачивался, не хотел видеть ради своего спокойствия.
-
$С какой целью автор неверно цитирует Некрасова? Сопоставьте с оригиналом и сделайте вывод.
— 1. «Скверный» от слова «скверна» — нечто гнусное, мерзкое, порочное, то, что кощунственно. (Кощунствовать – оскорблять святыню).
2. «Безжалостно» вместо «по капле» — отражает отношение автора к происходящему.
3. «Вливал» — т.е. насильно.
Таким образом, в отношении ДЕТСТВА («Детство» — название стихотворения) совершается преступление, циничное, насильственное, оскорбляющее святость детства, убивающее СВЯТОЕ – ДУШУ РЕБЕНКА!
-
Что же ждет общество в будущем?
— $Дикость (зачитать последний абзац I$ части)
Содержание:
- 1 На этой тревожной ноте заканчивается I часть произведения. (Обращаемся к стихотворению Г.Гриффина «Слезы», заранее записанное на доске или спроецированное на интерактивную доску)
- 2 Как изображает автор отношение общества к детям во второй части рассказа?
- 3 — «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика» (стр.374)
- 4 — «…сидят там четыре богатые барыни…» (стор.375)
- 5 (Обратите внимание на девушку, которая дала копеечку.)
- 6 $ Что стало с мальчиком? Кто виноват в его смерти?
- 7 — развернутый ответ, потом зачитать: «И узнал он, что…»
- 8 Итак, мы видим, что общество относится к ребенку бездушно в каждом конкретном случае. Рассуждения писателя о судьбе детей в первой части усиливаются конкретным рассказом о судьбе одного ребенка во второй части.
- 9 Какой художественный прием использует автор?
- 10 $ — Прием антитезы.
- 11 Как прием антитезы «мертвость» общества людей?
- 12 $ — «Живые куколки» противопоставлены мертвым душой людям.
- 13 — Мир Христа (мир света, любви, радости, прощения) противопоставляется миру земному (миру холода, темноты, отчаяния, злобы).
- 14 Как характеризует мальчика эпизод «Елка у Христа»?
- 15 — Мальчик хотел всем рассказать об увиденных куколках, он способен удивляться, радоваться жизни, он любит всех людей.
- 16 $ Теперь давайте попробуем объяснить смысл слов, с которых начинается повествование и которые неоднократно повторяются в рассказе: «Дети – страшный народ, они снятся и мерещатся».
- 17 — Мерещиться – представляться неясно, представляться вдали, казаться во сне и наяву. Дети «странны» взрослым своей способностью действовать не по разуму и расчету. Они способны мечтать, удивляться, сохранить душу $в бездушном мире.
- 18 Выводы.
- 19 В притче о богаче и Лазаре из Евангелия есть стих: «…и даже если кто из мертвых воскреснет, не поверят». «Мальчику у Христа на елке» не поверят люди бездушные, не способные к состраданию и любви. Автор не принуждает нас верить в то, что произошло, он говорит о своей позиции человека, любящего детей и верующего во Христа.
- 20 Христос для Достоевского не отвлеченный идеал, но абсолютное, высшее Благо и совершенная Красота. Поэтому он$ пишет: «Если бы кто доказал мне, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели со истиной».
- 21 Тихо звучит песня «Генералы песчаных карьеров». Подводим итоги.
- 22 Уроки Ф.М.Достоевского. Чему научил рассказ? К чему призывает писатель?
- 23 — К ДОБРУ, ВЕРЕ, МИЛОСЕРДИЮ, СПРАВЕДЛИВОСТИ.
- 24 Задание на дом:
- 25 Сочинение-рассуждение «О чем заставил задуматься рассказ «Мальчик у Христа на елке»?
На этой тревожной ноте заканчивается I часть произведения. (Обращаемся к стихотворению Г.Гриффина «Слезы», заранее записанное на доске или спроецированное на интерактивную доску)
— «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика» (стр.374)
— «…сидят там четыре богатые барыни…» (стор.375)
(Обратите внимание на девушку, которая дала копеечку.)
— развернутый ответ, потом зачитать: «И узнал он, что…»
Итак, мы видим, что общество относится к ребенку бездушно в каждом конкретном случае. Рассуждения писателя о судьбе детей в первой части усиливаются конкретным рассказом о судьбе одного ребенка во второй части.
$ — Прием антитезы.
$ — «Живые куколки» противопоставлены мертвым душой людям.
— Мир Христа (мир света, любви, радости, прощения) противопоставляется миру земному (миру холода, темноты, отчаяния, злобы).
— Мальчик хотел всем рассказать об увиденных куколках, он способен удивляться, радоваться жизни, он любит всех людей.
-
$ Теперь давайте попробуем объяснить смысл слов, с которых начинается повествование и которые неоднократно повторяются в рассказе: «Дети – страшный народ, они снятся и мерещатся».
— Мерещиться – представляться неясно, представляться вдали, казаться во сне и наяву. Дети «странны» взрослым своей способностью действовать не по разуму и расчету. Они способны мечтать, удивляться, сохранить душу $в бездушном мире.
Выводы.
В притче о богаче и Лазаре из Евангелия есть стих: «…и даже если кто из мертвых воскреснет, не поверят». «Мальчику у Христа на елке» не поверят люди бездушные, не способные к состраданию и любви. Автор не принуждает нас верить в то, что произошло, он говорит о своей позиции человека, любящего детей и верующего во Христа.
Христос для Достоевского не отвлеченный идеал, но абсолютное, высшее Благо и совершенная Красота. Поэтому он$ пишет: «Если бы кто доказал мне, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели со истиной».
Тихо звучит песня «Генералы песчаных карьеров». Подводим итоги.
— К ДОБРУ, ВЕРЕ, МИЛОСЕРДИЮ, СПРАВЕДЛИВОСТИ.
Сочинение-рассуждение «О чем заставил задуматься рассказ «Мальчик у Христа на елке»?
$
$
Использованная литература:
1. Материал учебника по литературе для 7 класса под ред. М. Ладыгина.
2.Текст рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»