Отзыв на рассказ лебединая дружба

Автор на чтение 18 мин. просмотров 27 опубликовано 15.03.2021 елка очень поучительный рассказ о жадности, зависти и умении отвечать

На чтение 18 мин. Просмотров 27 Опубликовано

«Елка» – очень поучительный рассказ о жадности, зависти и умении отвечать за свои поступки. Брат и сестра своим бесцеремонным поведением испортили праздник и себе и гостям, но на всю жизнь усвоили полученный урок.

elka-chitatelskiy-dnevnik-64148.jpg

Краткое содержание «Елка» для читательского дневника

ФИО автора: Зощенко Михаил Михайлович

Название: Елка

Число страниц: 16. М. М. Зощенко. «Елка». Издательство «Махаон». 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1932 год

Главные герои

Минька – пятилетний мальчик, жадный, эгоистичный, обидчивый.

Леля – семилетняя сестра Миньки, жадная, хитрая обманщица.

Мама – добрая, заботливая, всегда заступается за детей.

Папа – умный, строгий, справедливый.

Сюжет

Когда Миньке было пять лет, он с нетерпением ждал новогодней елки. В канун праздника Минька со своей старшей сестрой Лелей проникли в гостиную, где стояла красавица елка, украшенная бусами, фонариками, яблоками и пастилками.

Леля сразу предупредила Миньку, что подарки, лежавшие под елкой, трогать нельзя, а можно полакомиться сладостями с елки. Девочка тут же сорвала с ветки пастилку и съела ее. Минька не заставил себя долго ждать, и откусил яблоко. Леля, увидев это, решила съесть пастилку и вдобавок еще конфету – она была высокой девочкой, и могла многое достать. Маленькому Миньке пришлось откусить еще кусок яблока.

Леля не собиралась отставать от брата, и съела третью пастилку, а также сорвала себе орех и хлопушку. Миньке было горько от такой несправедливости, и он чуть не заревел от обиды. Он стал тянуть к елке стул, чтобы достать сладости повыше, но стул упал прямо на подарки, разбив ручку фарфоровой куколке. Тут послышались шаги мамы, и дети убежали.

Затем пришли гости, и мама сказала, чтобы все дети подошли к ней. Она принялась каждому давать подарок и что-то вкусное с елки. Увидев надкусанное яблоко, мама подозвала Миньку и Лелю, но те принялись всю вину сваливать друг на друга. Тогда мама сказала, что Лелю поставит в угол, а паровозик, предназначенный Миньке, подарит другому мальчику. Увидев, как мальчик играет с паровозиком, Минька не выдержал и ударил его по руке. Мальчик заплакал, и его мама сказала, что Минька – настоящий разбойник и они уйдут домой. Минькина мама в ответ назвала мальчика золотушным, и посоветовала больше к ним не приходить.

Тут возмутилась еще одна мама, чья дочь получила куклу со сломанной ручкой. Минька и Леля радостно крикнули, что гости могут уходить, чтобы все игрушки достались им. Вскоре в доме не осталось ни одного гостя.

В пустую комнату зашел папа и сказал, что не хочет, чтобы его дети ссорились и выгоняли гостей, иначе они умрут в одиночестве. Он отправил детей спать и сказал, что завтра вернет подарки гостям. С тех пор прошло сорок лет, но Минька больше никогда никого не бил и не брал чужого.

План пересказа

  1. Долгожданная елка.
  2. Разорение елки.
  3. Сломанная кукла и надкусанное яблоко.
  4. Приход гостей.
  5. Разоблачение Миньки и Лели.
  6. Мальчик и паровозик.
  7. Уход гостей.
  8. Слова папы.

Главная мысль

Жадность – главный враг дружбы.

Чему учит

Рассказ учит щедрости, доброте, гостеприимству. Нельзя отнимать чужое, бить слабого, брать чужое без спроса.

Отзыв

Жадность, невоспитанность, зависть способны испортить любые отношения. Они ни к чему хорошему не приводят, только к одиночеству того, кто не хочет ничем ни с кем делиться.

elka-e1561426983472.png

Рисунок-иллюстрация к рассказу Елка.

Пословицы

  • Звал гостей, а накупил костей.
  • Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.
  • В одну лапу всего не сгребешь.

Что понравилось

Очень понравилось, как отреагировал папа на поступок детей. Он поступил справедливо, и тем самым преподнес Миньке и Леле важный жизненный урок.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 10

    Сколько лет исполнилось герою в начале рассказа?</h3>

    • <label>50</label>
    • <label>20</label>
    • <label>40</label>

(новая вкладка)Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Ёлка

Автор: Зощенко Михаил

Год написания: 1932

Жанр произведения: рассказ

Главные герои:Минька и Лёля — брат и сестра

Зощенко был одним из самых популярных писателей своего времени, краткое содержание рассказа «Ёлка» для читательского дневника показывает суть его творчества, основанного на детских воспоминаниях.

Сюжет

Накануне новогоднего праздника пятилетний Минька и семилетняя Леля пробрались в комнату с ёлкой. Родители готовились к приему гостей и не заметили, что дети там. Мама украсила ёлку сладостями — яблоками, конфетами, пастилками, орешками и разложила под ней подарки для детей гостей. Минька и Лёля решили попробовать по одной сладости. Минька был меньше ростом и поэтому смог достать только до яблока. Лёля же легко взяла пастилу с верхних веток. Во второй и в третий раз Минька опять не достал ничего, кроме яблока, а его сестра брала самые вкусные конфеты. Мальчик разозлился и решил достать до верхних веток с помощью стула, но уронил его на подарки и сломал куклу, предназначенную для гостей. Когда пришли гости, родители стали раздавать их детям сладости с ёлки и дарить подарки. Одному из мальчиков чуть не досталось надкусанное яблоко. Гости обиделись и стали ссориться с хозяевами дома. Мать Миньки и Лёли поняла, что ее дети разорили ёлку, подарила обиженному мальчику игрушечный паровоз, предназначенный Миньке, и вернула все подарки, которые принесли гости. Миньку и Лёлю наказал отец, заперев в комнате.

Вывод (моё мнение)

Минька, от лица которого идет рассказ, испытал очень сильный стыд в тот вечер, когда родители отругали их. Это переживание отразилось на его личности, и он больше никогда не трогал чужого. Этот рассказ учит быть терпеливым, думать о других и не поддаваться злости. Ведь необдуманные и легкомысленные поступки могут причинить боль другим людям и испортить всем настроение.

Добавить в избранноеЗощенко М., рассказ «Елка» Жанр: рассказы о детяхГлавные герои рассказа «Елка» и их характеристика

  1. Минька. Мальчик пяти лет. Обидчивый, эгоистичный, жадный.
  2. Леля. Сестра Миньки семи лет. Хитрая, жадная, обманщица.
  3. Мама. Добрая и ласковая, всегда заступается за своих детей.
  4. Папа. Строгий, но справедливый. Очень умный.

План пересказа рассказа «Елка»

  1. Елка в гостиной
  2. Вкусные подарки
  3. Леля ест пастилку
  4. Надкусанное яблоко
  5. Разорение елки
  6. Сломанная кукла
  7. Приход гостей
  8. Разоблачение
  9. Золотушный мальчик и его паровозик
  10. Золотушная девочка и ее кукла
  11. Гости ушли
  12. Слова папы

Кратчайшее содержание рассказа «Елка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Минька и Леля проникают в гостиную и начинают объедать подарки прямо с елки.
  2. Минька роняет стул на куклу и ломает ей ручку.
  3. Мама раздает подарки гостям и отдает Минькин паровозик другому мальчику.
  4. Минька бьет мальчика, а его мама обижается и уводит ребенка.
  5. Леля и Минька выгоняют всех гостей, мечтая забрать все игрушки.
  6. Папа предупреждает, что они умрут от одиночества и отправляет детей спать.

Главная мысль рассказа «Елка» Человек не должен быть жадным, чтобы не лишиться всех друзей.Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Климанова, Горецкий к этому рассказу смотрите по ссылке.Чему учит рассказ «Елка» Рассказ учит быть щедрым, гостеприимным, радушным. Учит никогда не жадничать, не бить слабого, не отнимать чужое. Учит ничего не брать без спросу. Учит делиться тем, что имеешь с другими. Учит тому, что одиночество для человека страшнее всего.Отзыв на рассказ «Елка» Мне понравился этот рассказ, хотя поведение детей я, конечно, осуждаю. Что Минька, что Леля вели себя очень некрасиво. Они не только обидели всех гостей, они испортили праздник и себе, и людям. А виной всему обычное детское непослушание, жадность и зависть.Пословицы к рассказу «Елка» Звал гостей, а накупил костей. Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен. В одну лапу всего не сгребешь. Берут завидки на чужие пожитки. На чужую кучу нечего глаза пучить.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Елка» Когда Миньке было всего пять лет, он с нетерпением ждал новогодней елки. Для мальчика это был большой праздник. И вот в канун праздника Минька и его сестра Леля проникли в гостиную, где стояла наряженная елка. Под елкой лежали разные подарки, а на елке висели бусы, фонарики, пастилки и крымские яблоки. Леля сразу сказала Миньке, что подарки они смотреть не будут, а вот с елки можно что-нибудь съесть. Она сорвала пастилку и тут же отправила ее в рот. Минка сказал, что раз Леля съела пастилку, то и он что-нибудь съест, и откусил кусок яблока. А Леля сказала, что она тогда съест еще пастилку и вдобавок конфету. Леля была высокой девочкой и могла многое достать. Маленькому Миньке пришлось откусить еще кусок яблока. Увидев это, Леля съела третью пастилку и взяла себе в подарок хлопушку и орех. Минька чуть не заревел и стал тянуть к елке стул, чтобы достать что-нибудь выше яблока. Но стул опрокинулся и упал на подарки. У одной фарфоровой куклы оказался отбита ручка. Тут послышались шаги мамы и дети быстро убежали. Потом пришли гости, взрослые и много детей. И мама сказала, чтобы все дети к ней подходили и давала каждому подарок и что-нибудь вкусное с елки. Но вот мама нашла обкусанное яблоко и подозвала детей. Леля и Минька стали валить вину друг на друга, а мама сказала, что поставит Лелю в угол, а паровозик, который хотела подарить Миньке отдаст мальчику, которому чуть не отдала надкусанное яблоко. Мальчик взял паровозик и сразу стал с ним играть, а Минька обиделся и ударил его по руке. Мальчик заплакал, а его мама сказала, что они сейчас уйдут. И Минька обрадовался, что тогда паровозик останется ему. Мама мальчика сказала, что Минька настоящий разбойник, а Минькина мама назвала ее ребенка золотушным, и посоветовала больше к ним не приходить. Тут возмутилась еще одна мама, дочке которой досталась кукла с отломанной ручкой и собралась уходить. Леля сказала, чтобы она уходила с золотушным ребенком, а кукла тогда достанется ей. А Минька крикнул, что все могут уходить, а игрушки останутся им. И все гости разошлись, а удивленная мама осталась в пустой комнате. И тут пришел папа. Он сказал, что не хочет чтобы его дети ссорились и выгоняли гостей. Потому что тогда они умрут в одиночестве. Потом он отправил детей спать и сказал, что завтра вернет подарки гостям. С тех прошло почти сорок лет и Минька вырос. Но больше никогда не брал чужого и никогда не ударил слабого.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Елка»

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Краткое содержание — Елка — Зощенко М.М.

Автор, жанр, год издания, главные герои

Автор: Зощенко Михаил Михайлович

Название: “Елка”

Жанр: рассказ

Тема произведения: о детях

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристика

Минька, мальчик пяти лет. Маленький, глупый, наивный. Жадный, эгоистичный, несдержанный. Капризный и самовольный.

Леля, девочка семи лет. Хитрая, умная, расторопная. Любит быть в центре внимания. Жадная и невоспитанная.

Мама. Любящая, добрая, обидчивая, справедливая.

Папа. Очень умный, мудрый и спокойный человек.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Леля и Минька плохо себя вели с гостями, и мама их поддержала. Но папа восстановил справедливость, объяснив, в чем дети ошибались.

Краткое содержание

Минька и Леля оказываются в гостиной, около рождественской елки с подарками и начинают объедать вкусные подарки.

Леля выше Миньки ростом и ей достается самое вкусное, а обиженный Минька роняет стул и разбивает куклу.

Приходят гости вместе с детьми и, когда мама начинает раздавать подарки, она находит обкусанное яблоко.

Мама пытается наказать Миньку и Лелю, но те начинают ссориться с детьми, а маме приходится поссориться с родителями.

Обиженные гости уходят, а довольные Минька и Леля делят оставшиеся подарки.

Папа забирает подарки и объясняет детям, что если они будут всех обижать, то останутся одни.

Понравившийся эпизод

Мне понравились заключительные слова папы, когда он сказал, что ссорится с гостями, обижать гостей и драться с маленькими нельзя,  иначе дети останутся в одиночестве, ведь никто не будет с ними дружить

План произведения для пересказа

  1. Сладости на елке.
  2. Поедание подарков.
  3. Упавший стул.
  4. Приход гостей.
  5. Разоблачение проказников.
  6. Минька и мальчик.
  7. Ссора мам.
  8. Гости уходят.
  9. Радость Миньки и Лели.
  10. Золотые слова папы.

Главная мысль (вывод, мнение)

Главная мысль

Нельзя быть жадным эгоистом, чтобы не остаться одному на всю жизнь. Нужно относится к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.

Чему учит эта книга

Рассказ учит не быть жадным, не быть капризным, не думать только о себе. Учит быть гостеприимным, быть хорошим товарищем, быть щедрым и добрым.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравился этот рассказ Зощенко. Его герои — совсем маленькие дети, которые временами поступают плохо, потому что не знают, как правильно себя вести. Но на то и существуют родители, чтобы научить своих детей поступать правильно и расти хорошими людьми.

Новые слова и выражения

Золотушный ребенок — больной, истощенный.

Пословицы к произведению

Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.

Позвал гостей, а накупил костей.

Берут завидки на чужие пожитки.

В одну лапу всего не соберешь.

На чужую кучу нечего глаза пучить.

Рисунок к произведению

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

elka-rasskaz-dlya-detei.jpg

Михаил Михайлович Зощенко – известный и популярный писатель, чьи юмористические произведения нравятся и взрослым, и детям. Самым известным его циклом является «Леля и Минька», в который помещены восемь небольших рассказов. Начинается этот сборник известным и занимательным рассказом «Ёлка», краткое содержание которого представлено в этой статье.

Оглавление:

План рассказа «Ёлка»

Для понимания содержания необходим его план. Содержание для читательского дневника и пересказа легко можно будет восстановить по следующему плану:

  1. yolka-rasskaz-zoschenko.jpgВступление автора.
  2. Украшение ёлки.
  3. Прекрасная ёлка.
  4. Проступок детей.
  5. Гости.
  6. Обида мальчика.
  7. Конфликт взрослых.
  8. Решение папы.

Основная мысль рассказа

Михаил Зощенко в своём рассказе показывает поведение двух детей накануне Нового года. Все дети любят Новый год, так как обычно этот праздник приносит не только веселье и прекрасное настроение, но и показывает, что родители всегда должны объяснять детям о том, как правильно нужно поступить в любой ситуации.

Прочитав рассказ Зощенко «Ёлка», все читатели поймут, о каких отрицательных чертах характера и поведения рассказывает автор. Он повествует легко и спокойно, эмоционально и интересно.

Автор рассказа «Ёлка» показывает, что все ребята должны понять и знать, что есть отрицательные черты характера, среди которых и жадность, злость, и нежелание находить общий язык с другими детьми.

Меня очень заинтересовала история, рассказанная автором. Она произошла с ним давным-давно, когда ему было всего лишь пять лет. Автор и его сестра съели украшения с ёлки и испортили подарки, которые были предназначены другим детям. Все эти поступки привели к тому, что между взрослыми людьми тоже вспыхнул конфликт. Это немного необычно, но часто бывает и в жизни.

Главную мысль своего произведения автор вложил в речь папы, который, узнав о новогоднем происшествии, не только наказал детей, но и сказал о том, что им с таким поведением трудно будет жить на свете и такое отношение к людям приведёт к тому, что они будут умирать в одиночестве и сильно страдать от этого.

Я считаю, что только папа правильно смог поступить в этой ситуации. Он раздал все хорошие игрушки чужим детям, а своих детей отправил спать. Это послужило прекрасным уроком для Лели и Миньки. Больше они никогда не брали чужого.

Стоит жить не для себя, а для других. Эгоистов не любят и не уважают. Поэтому большую радость человек получает лишь только тогда, когда делится с другими.

Главные герои

Главными героями произведения М. Зощенко являются дети:

  1. Леля.
  2. Минька.

Сестра была старше брата на два года, но она была очень бойкой и всегда учила брата чему-нибудь, хотя и сама не всегда знала, как нужно правильно поступить.

Узнав, что ёлка наряжена, что подарки уже подготовлены она уговорила своего младшего брата, от лица которого ведётся рассказ, пробраться в закрытую комнату и немного пошалить там с подарками.

Леля ни в чём не хотела уступать брату и подавала тому не очень хороший пример для подражания. Но то, что с ними произошло, повлияло и на дальнейшую жизнь ребят, так как они больше никогда так не поступали и всегда делали в своей жизни лишь только правильный выбор.

Краткое содержание

rasskaz-zoschenko-yolka.jpg

Автор рассказа готовится к Новому году, который он будет встречать в сороковой раз. Он вспоминает, что в начале своей жизни он не понимал, что такое новогодняя ёлка, хотя мама, держа его на руках, постоянно выносила его к ней. Но в пять лет это «разукрашенное дерево» уже воспринималось автором рассказа совсем по-другому. Им он восторгался и радовался. Новогодний праздник автор рассказа всегда ждал с нетерпением.

Ёлку всегда украшала мама, а дети подглядывали в дверную щёлку за тем, как это она делала. Сестре автора в то время было уже семь лет, да ещё она была очень шустрой девочкой. Однажды она предложила брату пойти в комнату, где стоит ёлка, чтобы посмотреть, пока там нет никого из взрослых.

Ребята осторожно зашли в комнату, увидели красивую ёлку и подарки, которые уже лежали под ней. Леля предложила съесть по одной пастилке, которые висели на ёлке. А Минька решил ещё и откусить яблоко. Лелька, обидевшись на брата, взяла тогда и конфету, а затем взяла орех и хлопушку. Миньке стало обидно, поэтому он подставил стул к ёлке, но тут упал прямо на подарки. Вскоре выяснилось, что у фарфоровой куклы была отбита рука.

Но ребята были вынуждены убежать в свою комнату, так как раздались шаги мамы. Ничего изменить уже было невозможно, так как уже пришли гости, и мама позвала всех к ёлке. Мама сказала, что все дети по одному должны были подходить к ней, а она давала бы им угощение с ёлки и подарок. Сначала все дети, которые получали подарок, были довольны. Но вот мама сняла с ёлки яблоко, которое откусил Минька, и подозвала своих детей. Она сразу же спросила, кто это сделал.

Лелька, не задумываясь, сразу же рассказала, что это сделал её брат. Но Минька сразу же сказал, что этому его научила сестра. А мама спокойно ответила, что их обоих накажет, а тому ребёнку, которому она хотела подарить это яблоко, она теперь отдаст подарок Миньки. И это был заводной паровозик, о котором Минька так давно мечтал. Видя, как мальчик играет с игрушкой, которая должны была быть его, Минька ударил мальчика. Тот заплакал. А мама его, возмутившись, увела своего сына.

Но поругались не только дети, но мамы. Мама обиженного мальчика обозвала Миньку разбойником, а мама Миньки стала на его защиту. Вскоре выяснилось, что и другие родители недовольны и желали уйти, так как им достались испорченные игрушки. Минька и Леля стали прогонять всех гостей, чтобы все игрушки достались только им. Но тут в комнату вошёл папа и сказал, что такое воспитание лишь только губит детей. Он потушил свечи на ёлке и отправил всех спать, а игрушку он собирался завтра раздать детям.

И вот уже прошло с того времени более тридцати лет, но автор до сих пор помнит эту ёлку и то, что произошло тогда. За эти годы он больше никогда не брал и не ел чужого, а также никогда не обижал слабого. Поэтому все окружающие считают, что автор очень весёлый и добродушный человек.

Анализ произведения Михаил Зощенко

zoschenko-mihail-elka-rasskaz-dlya-detei.jpg

Рассказ «Ёлка» имеет глубокий смысл, так как несёт в себе нравственные уроки для детей. Автор прекрасно рисует, используя эпитеты и метафоры, как прекрасно выглядит ёлка, как в ожидании новогоднего чуда живут дети и как суетятся родители, чтобы устроить детям большой и прекрасный праздник.Читать все это описание приятно, так как читатель сам погружается в эту атмосферу.

Но всю эту атмосферу нарушает один эгоистичный поступок, который совершают дети. Они не только без разрешения взрослых заходят в комнату с ёлкой, но и поедают конфеты, которые были предназначены для всех. Стул, который постоянно падает у Миньки, ломает игрушки, которые также с нетерпением ждали другие дети. И из-за такого поведения детей новогодний праздник оказывается испорченным. Прекрасно читать финальные строки в рассказе о том, что дети всё-таки сделали выводы и никогда в жизни больше не поступали так, чтобы окружающие их люди страдали от их поступков.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
  • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
  • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/elka.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/4-klass/1488-elka.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/10/blog-post12.html
  • https://svetlica-mama-blogger.ru/читательский-дневник-4-класс-готовые-о/зощенко-м-м-елка-кратко-содержание-дл.html
  • https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-mihaila-zoshhenko-yolka.html

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 139-141. 

Раздел «Люби всё живое»

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Умеете ли вы наблюдать за природой? Любите ли вы о ней читать?

Я умею и люблю наблюдать за природой. Я часто гуляю в парке, бываю в деревне у бабушки, хожу на реку. Везде я наблюдаю за природой, птицами и животными, деревьями и травами. Мне всё очень интересно.

2. Какие рассказы о природе вы читали? Какие из прочитанных произведений вам больше всего понравились? Составьте отзыв о прочитанном вами произведении.

Я прочитала много рассказов о природе, все включённые в этот раздел, а так же много рассказов Виталия Бианки, Евгения Чарушина и Георгия Скребицкого. Особенно мне понравилась сказка «Серая шейка».

Отзыв на сказку Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» для 3 класса

Я прочитала сказку «Серая шейка». Её автор писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Главными героями сказки являются уточка Серая шейка, её друг Заяц и коварная Лиса.

Серая шейка не смогла улететь осенью на юг со своими родителями, у неё болело прокусанное Лисой крыло. Всю зиму она стойко держалась, плавая в полынье, и не позволяя Лисе себя схватить. Ей очень помогал в этом добрый и весёлый Заяц, с которым уточка подружилась в лесу. А Лиса каждый день приходила к проруби и пыталась поймать уточку. Но всё закончилось хорошо, и Серую Шейку унёс домой старик-охотник, чтобы подарить своим внучкам.

Тема это произведения — дружба и взаимовыручка. А его главная мысль в том, что никогда нельзя отчаиваться и сдаваться, из самой трудной ситуации вам помогут выбраться верные друзья.

Мне очень понравилась эта сказка. Местами мне было очень жаль уточку, иногда я негодовала на злую лису, и особенно мне понравился позитивный финал истории. Я бы всем посоветовала прочитать эту прекрасную сказку.

3. Вчитайтесь в содержание рассказа Носова «Карасик» и поразмышляйте над ним.

Из какого предложения можно узнать, что у мальчика пропал интерес к карасику? О чём его предупредила мама?

О том, что у мальчика пропал интерес, мы можем узнать из последнего предложения первого абзаца «Первое время он очень интересовался рыбкой…»

Мама говорила Вите смотреть за Мурзиком, чтобы тот не съел карасика.

Что вы можете сказать о поступке Серёжи, который решил поменять рыбку на свисток? Какое настроение было у ребят после такого обмена? Можно ли было Виталику поступить иначе? Как?

Серёжа хитрый и настойчивый. Он добился своего и заставил Витю ослушаться маму. Это плохой поступок.

Серёжа радовался обмену, а Вите стало жаль карасика и он боялся маму.

Витя должен был поступить иначе. Он не должен был соглашаться на обмен и слушать Серёжу. Обошёлся бы он без свистка.

Опишите, как Виталик общался с Мурзиком во дворе. Какие свойства характера мальчика проявились в этом эпизоде? Докажите, что один необдуманный, плохой поступок влечёт за собой другой.

Витя не хотел, чтобы мама увидела Мурзика, и пытался спрятать его в подвале. Он уговаривал кота, называл глупеньким, заталкивал его в отдушину.

В этот момент Витя показал жалость, любовь к животным, упорство, но и трусость.

Если бы Витя не стал меняться, ему не пришлось бы врать и оговаривать Мурзика. Один плохой поступок привёл к другому.

Осознавал ли мальчик свою ошибку? По какой причине Виталик не мог сразу признаться маме? Как было на душе у мальчика? Почему?

Мальчик осознал свою ошибку и хотел признаться. Сразу признаться ему было страшно, но страх за Мурзика оказался сильнее страха перед наказанием.

На душе мальчика было нехорошо, потому что он обманул маму. А без Мурзика ему было скучно, он жалел котёнка.

Перечитайте самый комичный эпизод рассказа. На кого мама сердилась? Почему?

Самый комичный эпизод — ловля Мурзика в комнате. Мама сердилась на кота, за то, что тот съел рыбку.

4. Как должны звучать слова Виталика в диалоге с мамой: уверенно, бодро громко или виновато, тихо, неуверенно?

Признание Виталика и рассказ об обмене звучат виновато, тихо, неуверенно.

5. Как вы думаете, изменится ли Виталик после случая с карасиком или нет?

Я думаю, что мальчик много понял. Он понял, что нельзя обманывать маму и сваливать вину на другого. Нельзя идти на поводу у друзей. Нельзя ценить вещь дороже живого существа. Он обязательно измениться после этого случая!

6. Попробуйте передать содержание рассказа. Для этого необходимо составить план, пересказать рассказ.

План рассказа Носова «Карасик» для пересказа

  1. Карасик и Мурзик.
  2. Обмен с Серёжей.
  3. Попытка спрятать Мурзика.
  4. Возвращение Мурзика.
  5. Признание и прощение.

Пересказ рассказа Носова «Карасик» для 3 класса

Мама купила Вите серебристого карасика и первое время мальчик с удовольствием за ним ухаживал. Но потом он стал забывать про карасика. А ещё у него дома жил котёнок Мурзик. Мама предупреждала Витю, чтобы тот следил, как бы Мурзик не съел карасика.

Однажды к Вите пришёл Серёжа, увидел карасика и стал предлагать поменяться. Он предлагал Вите отличный свисток. Витя сомневался, ведь мама запретила ему меняться, но потом не устоял. Он отдал карасика Серёже, а тот унёс рыбку в банке. Серёжа был радостный, а Вите было грустно.

Дома мама спросила его про карасика, и подумала, что того съел Мурзик. Витя пошёл во двор искать Мурзика, но на самом деле, он хотел спрятать кота от мамы. Он запихал Мурзика в отдушину подвала и прикрыл отверстие кирпичом. Вите было жаль Мурзика и он стащил из дома котлетку, чтобы угостить котёнка, но того в подвале уже не было.

Дома без Мурзика Вите было скучно, он уже хотел признаться маме, но духу у него не хватило. Тут за окном появился Мурзик. Когда Мурзик прыгнул в форточку, мама хотела схватить его, а кот стал прыгать по комнате. Наконец, он упал в аквариум и был извлечён мамой.

Тут Витя заплакал и стал просить маму не бить Мурзика. Он рассказал про обмен и обман. Мама простила сына, потому что тот признался сам. А Витя стал сушить Мурзика у батареи и кормить его котлетой.

7. Вы познакомились с произведением Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Вы, наверное, обратили внимание, что текст разделён на части. Перед вами план каждой части.

8. Будьте внимательны! В плане или тексте допущена ошибка. Найдите её.

Ошибка очень простая. В тексте учебника сказка разделена на четыре части, а план состоит из пяти частей. Ошибка в том, что в тексте не выделена пятая часть.

9. Обсудите с друзьями, почему надо выделить эту часть. С какого предложения в тексте она начинается.

Пятую часть нужно выделить обязательно, потому что в ней рассказывается о финале этой истории, о том, как уточке удалось спастись от лисы. В этой части появляется новый герой — старик.

Пятая часть начинается с предложения: «Дело было утром».

10. План какой части наиболее полно отражает её содержание и состояние героев? Озаглавьте каждую часть.

Наиболее полно отражает содержание и состояние героев план 4 части. Он самый подробный.

Дадим заголовки каждой части плана.

  1. Расставание с утками.
  2. Знакомство с зайцем.
  3. Начало зимы.
  4. Проделки лисы.
  5. Неожиданное спасение.

11. Выберите понравившуюся часть произведения и попробуйте пересказать её с помощью плана.

Пример пересказа сказки «Серая шейка» по частям плана можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Предложите свой вариант плана понравившейся вас части произведения Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

Свой вариант плана сказки «Серая шейка» по частям

1 часть

  1. Птицы готовятся к отлёту на юг.
  2. Наступил роковой день прощания.
  3. Утки улетели, а Шейка осталась одна.

2 часть

  1. Серая шейка боится, что река замёрзнет.
  2. Она встречает в лесу зайца.
  3. Заяц жалеет утку и рассказывает о себе.

3 часть

  1. Небольшая полынья посередине.
  2. Появление лисы.
  3. Поздравление с зимой.

4 часть

  1. Такая красивая, но страшная зима.
  2. Попытка лисы добраться до уточки.
  3. Настойчивость лисы и волнение зайца.

5 часть

  1. Старик охотится на зайцев.
  2. Старик видит лису у полыньи.
  3. Утка вместо лисы.
  4. Старик уносит утку внучкам.

AVvXsEht9KvRHXF8AR8Vux4y2u6W1kOU AK6TbvmEFDKEqBPNyi6D9j3peUjwTm9aXgUtVzPEEOBjlS 4NfwyyzcwBQwy GGjbhoGdlAfhMOt5xl4I8o59 CjVzU8iVY uJkbCg9tfvapQrUHsnNC asSzwC4HPczWsru8eSIarQWqLyprk 41 Oweg0WKBVA=w400 h231

А родилась она на Тамбовщине, и здесь, в селе Осино-Гай, тоже с давних послевоенных времён существует музей, хранящий память о ней и брате её Александре, тоже Герое Советского Союза.

«Правда» неоднократно рассказывала об этих заветных местах. Но все ли знают, что в разные годы и в самых разных уголках Советской страны родилось ещё множество музеев в честь по-особому любимой народом Зои? Как принято говорить, на общественных началах, то есть в полном смысле слова народных! Об одном из них по просьбе нашей редакции написала Зоина землячка — тамбовская журналистка.

Сначала только один факт

Я поняла, что по многочисленным посетителям этого сельского музея можно изучать географию России. И не только.

Буквально каждый день заведующая музеем имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской в селе Борщёвка Тамбовского района Тамбовской области Лидия Алексеевна Шебунова принимает у себя по одной, а то и по две или более экскурсионные группы. Взрослые и школьники приезжают сюда из разных концов Тамбовщины и со всей России, а порой и из-за рубежа. К примеру, однажды летом музей посетил американский писатель и педагог Джонатан Платт. Как профессор Питтсбургского университета, он преподаёт студентам русскую литературу.

Платт глубоко восхищён юной советской героиней, пишет книгу о ней. Оказывается, и за океаном есть люди, которых волнует подвиг русской девушки. Джонатан старательно докапывается до сути: что же подвигло эту десятиклассницу, почти подростка, на пороге жизни отдать её во имя Родины. Как исследователь, собирающий все сведения о Зое, он, едва узнав о существовании музея в Борщёвке, сразу же включил и его в план своей поездки на Тамбовщину — малую родину Зои Космодемьянской.

Лидия Алексеевна и музей в целом покорили сердце американца. Здесь он почерпнул для себя немало интересного и важного. В общем, эта поездка помогла ему, как он сам говорил при прощании, ещё лучше понять русскую, советскую душу.

С любовью из Татарстана

А вот недавние гости из Татарстана о музее были наслышаны давно. Переписку с Шебуновой много лет вела Рита Галиевна Загирова, боевая подруга Зои Космодемьянской. После войны она преподавала в одном из институтов Казани и стала первой основательницей музея Зои в столице Татарстана. В Борщёвку от Риты Загировой приходили воспоминания, документы, фотографии. Получила Шебунова и её книгу «На пути к своей памяти…» с автографом. Книга посвящена отцу Риты Галиевны и её боевым товарищам по войсковой части №9903 — специального подразделения Красной Армии, в котором она служила вместе с Зоей.

К сожалению, здоровье так и не позволило Загировой, как она обещала, приехать в Борщёвку. А совсем недавно Рита Галиевна ушла из жизни. И тогда учителя из Татарстана решили осуществить её мечту и завещание: приехать на Тамбовщину, познакомиться с музеем и посадить перед ним в знак дружбы, в знак общей памяти о Зое Космодемьянской голубую ель. Теперь оберегать красавицу-ель будет Лидия Алексеевна Шебунова.

Среди самых последних книжных поступлений в музей и книга татарского писателя Шагинура Мустафина «Навеки славные», изданная в 2020 году. Шагинур Сапиевич подробно исследовал документы и рассказал на страницах книги немало нового о ставшей легендарной войсковой части №9903.

Преданные делу и памяти

Известно, что всегда есть невероятно преданные своему делу, своему увлечению люди. Даже если никто их ни к чему не обязывает, они твёрдо следуют зову своего неспокойного, неравнодушного сердца. Вот к плеяде именно таких людей с полным правом можно отнести Лидию и Бориса Шебуновых. Не в соответствии с какими-то официальными директивами, а просто потому, что всю жизнь, с раннего детства, они преклонялись перед подвигом и личностью Зои Космодемьянской, Шебуновы создали музей имени героини. И этот музей действует уже более полувека!

Нет, ни Зоя Космодемьянская, ни её близкие не жили и не бывали в Борщёвке, куда больше сорока лет назад приехала работать чета педагогов Шебуновых. Борис Иванович стал директором Борщёвской средней школы, а Лидия Алексеевна — учителем русского языка и литературы. Они-то и привезли с собой музейные экспонаты и документы о жизни и подвиге Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, которые до этого 10 лет собирали, трудясь в Умётском интернате, где, собственно, основали этот свой музей.

А познакомились Шебуновы… ещё в 1948 году, когда Лида пришла учиться в первый класс Абакумовской школы Токарёвского района Тамбовской области. Борис был на два года старше Лиды и учился в третьем классе. Но это вовсе не мешало ему носить портфель первоклашки и в школу, и из школы. И его совершенно не трогали насмешки сверстников. Борис и Лида, начиная с октябрятской дружины, а затем в пионерской и комсомольской организациях, всегда были школьными активистами. Их призванием стала патриотическая работа, а любимой героиней — Зоя Космодемьянская. С юных лет они хотели побольше узнать о её жизни и подвиге. И уж как что-то совсем невероятное мечталось им познакомиться с мамой героини — Любовью Тимофеевной Космодемьянской.

Верно говорят: кто ищет, тот всегда найдёт. Кто не только мечтает, но и действует, тот достигает своей цели. После школы Борис Шебунов прошёл армию, а затем получил в институте специальность учителя физики. Лида окончила тот же Тамбовский педагогический институт, но филфак. Заявление на брак Борис и Лида подавали в загсе, что расположен в здании напротив знаменитого памятника Зои Космодемьянской в Тамбове.

А первым местом работы молодых педагогов Шебуновых стала школа-интернат в дальнем Умётском районе. Её директор не только одобрил инициативу Шебуновых создать в школе музей имени Зои Космодемьянской, но и сразу выделил им для этой цели комнату. Когда же через десять с лишним лет пришло распоряжение о расформировании интерната, он предложил Шебуновым забрать с собой все музейные материалы на новое место работы. Экспонатов к тому времени набралось уже немало!

С чего начиналось в Борщёвке

Итак, в 1973 году все эти экспонаты переместились вместе с Шебуновыми в Борщёвку. Правда, здесь свободного кабинета под музей не оказалось, поэтому коробки с материалами ютились на стульях и подоконниках класса, где преподавала Лидия Алексеевна. Но однажды эту картину увидел приехавший в школу с проверкой заведующий облоно и пожурил Бориса Ивановича: мол, не дело так хранить музейные ценности. И предложил построить для музея специальный домик. Со средствами помогли и облоно, и районные власти. Так рядом со школой и появился этот небольшой деревянный дом, в котором разместился музей имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской.

А вот внутренний музейный интерьер Борис Иванович и Лидия Алексеевна создавали на собственные деньги. Средства для оформления музея не были заложены ни в отделе образования Тамбовского района, ни в школьном бюджете. Но Шебуновы — альтруисты по натуре, то есть бессребреники. На своё детище они и собственных зарплат не жалели. К тому же Борис Иванович был очень мастеровитым человеком. До сих пор стены музея украшают сделанные его руками стенды, витрины и шкафы для фондов. Ведь сегодня в них хранятся свыше 4000 экспонатов! Это позволяет, кроме стационарной экспозиции, делать и временные тематические выставки, и использовать материалы для иллюстраций во время различных массовых мероприятий. А их на базе музея проходит великое множество.

Четырнадцать лет назад Борис Иванович ушёл из жизни, и вся музейная, экскурсионная работа легла на плечи Лидии Алексеевны. Правда, поскольку школу в Борщёвке закрыли, она теперь уже не преподаёт. Но и в музее невпроворот дел. Шебунова, несмотря на возраст, осталась всё такой же неуспокоенной и молодой душой. Экскурсию готова вести часами. Так много ей хочется рассказать посетителям и о Зое, и о её брате и боевых товарищах, и о тех замечательных людях, с которыми она была знакома или дружит сейчас. Многие из них дарили музею ценные экспонаты и другие материалы, свои книги и фотографии.

И всегда начинает свой рассказ Лидия Алексеевна с книги, которую ей подарила и надписала Любовь Тимофеевна Космодемьянская. Много лет назад Шебуновы осуществили-таки заветную мечту — встретились с матерью двух Героев Советского Союза. Её «Повесть о Зое и Шуре» с дарственной надписью, пожалуй, самый дорогой и желанный для Лидии Алексеевны экспонат. Тогда Любовь Тимофеевна передала борщёвскому музею также ещё некоторые документы и фотографии. Есть в музее и пластинка с записью выступления матери героев Космодемьянских, которое посетители слушают затаив дыхание.

Музейные дары

На видном месте в экспозиции и книга Георгия и Ирины Фроловых «Часть особого назначения», рассказывающая о войсковой части №9903, командиром которой был майор Артур Спрогис. Фроловы не бывали в борщёвском музее, но знали о нём и упомянули его создателей в своей книге, которую потом прислали Шебуновым с дарственной надписью.

Экспозиция музея пополняется всё новыми экспонатами благодаря обширнейшей переписке Лидии Алексеевны. Самая близкая подруга Зои — Клавдия Александровна Милорадова, и она, кроме документов и фотографий, подарила кассету с документальным фильмом «Зоя Космодемьянская. Правда о подвиге», который Шебунова теперь демонстрирует на мероприятиях с подрастающим поколением. Лидия Алексеевна по приглашению побывала в гостях у Милорадовой в Москве, познакомилась с её дочерью Александрой Никитиной-Милорадовой. Позже Александра Николаевна дважды приезжала в Борщёвку и передавала музею ценные подарки.

Бывала в музее также Светлана Чернова-Лидова, дочь известного журналиста «Правды», который первым рассказал о подвиге Зои в главной газете Советской страны. Лидова передала в Борщёвку книжки со знаменитым очерком «Таня», который был издан после публикации в «Правде» на 50 языках мира, и семейную реликвию — оригинал отцовского письма с фронта.

Двоюродная сестра Зои Космодемьянской — Нина Чурикова-Ланге преподнесла в дар музею портрет своей тёти Любови Тимофеевны. Есть в фондах и десять фронтовых писем (оригиналы!) о семье Космодемьянских лейтенанта Владимира Егорова.

Летописец семьи Космодемь-янских Олег Николаевич Коротцев гостил в Борщёвке целую неделю. Он передал Лидии Алексеевне фотографии и книги. А ещё Олег Николаевич стал инициатором создания космического мемориала, в который входят три малые планеты: планета №1 — Зоя, №2 — Шура, №3 — Любовь Тимофеевна. Теперь в далёком космосе есть целое созвездие Космодемьянских!

Да, у Шебуновых всегда было немало искренних друзей. Очень тёплые отношения поддерживает с музеем ветеран «Правды» Виктор Стефанович Кожемяко. Он не раз бывал здесь и дарил свои книги о Зое. А Фёдор Константинович Белоцкий, бывший белорусский партизан и тоже большой друг музея, в дар преподнёс свои мемуары.

Из истории экспонатов

С каждым музейным экспонатом связана та или иная история. Однажды Борщёвку посетила делегация военнослужащих из Чувашии. И как только они произнесли: «А у нас есть такой чувашский поэт…», как Шебунова, подведя их к одной из витрин, продолжила: «Пётр Хузангай. Я не только читала его поэму о Зое, которую он написал даже раньше знаменитой поэмы Маргариты Алигер, но она у нас есть в экспозиции в самиздатовском варианте. Его предоставил наш земляк Пётр Щекочихин. Он нашёл поэму Хузангая, перепечатал и преподнёс музею с дарственной надписью».

А порой экспонат становится связующей нитью. Есть в музейной экспозиции книга «Мой отец — Николай Гастелло». Её преподнёс сын лётчика-героя Виктор Гастелло. Когда группе врачей, приехавших в Борщёвку из подмосковного города Долгопрудного, Лидия Алексеевна, показывая книгу, сказала, что сын легендарного лётчика живёт в их городе, те сразу же загорелись: «Дайте его адрес!» Но Шебунова поставила условие: «Дам адрес, если вы будете помогать недавно перенёсшему инсульт Виктору Николаевичу». Врачи пообещали, а позже прислали подробное письмо с отчётом об оказываемой помощи.

Безусловно, за долгие десятилетия существования своего музея Шебуновы постарались наладить связь со многими другими музеями, посвящёнными Зое Космодемьянской. Например, в маленьком райцентре Ключи Алтайского края жил такой же увлечённый этой темой человек, посвятивший жизнь увековечению памяти героев. Он, Николай Рымаранс, создал музей Зои в Ключах и собрал о героине богатый материал. Сейчас, следуя его завещанию, дочь его Наталья пересылает эти документы в Борщёвку.

Подобных адресов в борщёвском музее не один десяток. Причём они не только в России, но и в бывших братских республиках Советского Союза. Тогда были созданы замечательные музеи Зои и в Германии. Один из них в ГДР организовали Лотар Кречмар и его супруга Рут. Шебуновы начали переписываться с ними пятьдесят лет назад! Позже подружились и с их дочкой Аннетой, её мужем-кубинцем, внуками. По приглашению Кречмаров Шебуновы посетили Саксонию и, конечно же, немецкий музей Зои Космодемьянской.

Другой музей на германской земле, посвящённый русской, советской героине, создал Макс Клосс. Шебуновы помогали ему собирать материалы о Зое 20 лет. Клосс был антифашистом и шесть лет провёл в гитлеровском концлагере. Его дочь Зеглинда — ровесница Зои Космодемьянской. Клосс рассказывал Шебуновым, что её могла бы постичь участь Зои, так как Зеглинда была воспитана в антифашистском духе. Макс давно уже ушёл из жизни, но Лидия Алексеевна поддерживает переписку с Зеглиндой и её внучкой Мэнди. О встречах в ГДР и о немецких музеях также рассказывает в фотографиях и других документах экспозиция борщёвского музея.

Музейный мемориал

Закономерно, что спустя несколько лет после того, как экспозиция о Зое Космодемьянской расположилась в отдельном здании, туда стали стекаться и документы о борщёвцах — ветеранах Великой Отечественной войны. Ведь в селе не было краеведческого музея, поэтому музей Зои невольно стал выполнять и эту функцию. Шебуновы оформили экспозицию «Ветераны нашего села» и большой стенд, куда сначала занесли имена погибших в Великой Отечественной войне сельчан. А затем сюда стали вписывать тех ветеранов, которые уходили из жизни после войны.

Неудивительно, что к этому стенду (в селе, к сожалению, нет специального воинского мемориала), особенно в День Победы, потянулись с цветами жители. Постоят у самодеятельного мемориала (который, кстати, благодаря другу музея и меценату, начальнику управления автомагистрали Москва — Волгоград Юрию Владимировичу Сорокину удалось за последнее время обновить и красиво оформить), поплачут, вспоминая родственников, возложат цветы. Юрий Владимирович постоянно помогает Лидии Алексеевне. Так, при его содействии к музею была проложена дорожка с твёрдым покрытием, произведён текущий ремонт здания.

Был в жизни Лидии Алексеевны ещё и такой трогательный случай. Однажды автобус привёз в музей из Москвы экскурсантов. Вместе с ними вышел старик с палочкой. Им оказался уроженец Борщёвки Борис Иванович Немов. По его словам, он перед смертью решил навестить родное село, где не был с тех пор, как уехал после школы в Москву. Когда он подошёл к рукописному мемориалу, то зарыдал. В списке увидел фамилию своего погибшего отца Ивана Павловича Немова. Сын, сам уже ставший стариком, не знал, как и благодарить Лидию Алексеевну за память о воинах Великой Отечественной.

Конечно, утратив любимого мужа, Шебунова и сегодня не остаётся в своей работе одна. На мероприятиях и при всяческих встречах Лидия Алексеевна никогда не забудет упомянуть о своих самых верных помощниках и меценатах — председателе местного отделения ДОСААФ, лётчике первого класса, председателе совета музея Николае Лазареве и его сыне Владимире, о члене совета военном лётчике Викторе Алёшине, председателе регионального отделения ДОСААФ Николае Забавникове, генеральном директоре ООО «Консультант ПЛЮС» Алексее Сидорове, о ветеранах Великой Отечественной войны Александре Николаевиче Боднаре, Илье Ивановиче Вокине, Владимире Анатольевиче Севрюкове.

Поддерживают музей Зои Космодемьянской и администрация Тамбовского района, и областное управление образования, и обком КПРФ. Ведь Лидия Алексеевна со своим дружным активом делает огромной важности дело. К тому же настолько она добрый, чистый и увлечённый человек, что невольно своей энергией и оптимизмом заряжает всех окружающих!

От Борщёвки до космоса

О том, что музей Зои Космодемьянской востребован сегодня так же, как во все прошлые времена, много рассказала мне сама Лидия Алексеевна. Представьте, недавно она завела уже четвёртую (и очень объёмную!) Книгу отзывов. В этих многостраничных книгах свои впечатления о музее год за годом записывают гости, приезжающие из различных российских мест и разных стран мира. И это никакое не преувеличение.

Знакомясь с записями только последних трёх лет (а вообразите, сколько их накопилось за десятилетия существования музея), отметила я широчайшую географию. Здесь побывали жители Австралии, Израиля, Португалии, заезжали сюда и с Камчатки, и из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Читы, Нижнего Новгорода, Борисоглебска, Волгограда, Морозовска, Зеленограда, Мурманска и ещё многих десятков больших и совсем маленьких городов, сёл и деревень!

А вот необыкновенно тёплые слова, которые обращают к Лидии Алексеевне герои космоса. Это особая страница в биографии музея имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской — крепкие дружественные его связи с космонавтами. Очень часто сюда приезжает начальник тренажёрного управления Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, кандидат технических наук, доцент, заслуженный испытатель космической техники, полковник Владимир Хрипунов. Началось всё в 2010 году, когда Владимир Петрович впервые посетил музей. А с тех пор «по космической дорожке», проложенной им в Борщёвку, здесь побывало немало его коллег по ЦПК и лётчиков-космонавтов.

Казалось бы, небольшой музей в чернозёмной сельской глубинке. Чем он стал так привлекателен для людей, связанных с космосом? Конечно, прежде всего именем и подвигом бессмертной Зои. Но ещё и личностью Лидии Шебуновой, которая с такой любовью, вдохновением, проникновенностью несёт людям пламенную правду о славной советской героине. Такие страстные экскурсии перед музейными стендами посетители не забудут уже никогда.

В знаменитой Книге отзывов тогда, в 2010-м, Владимир Хрипунов оставил такую запись: «Уважаемой Лидии Алексеевне с глубоким уважением и признательностью за бескорыстный тяжёлый труд по патриотическому воспитанию молодёжи. Мы глубоко тронуты вашей целеустремлённостью и альтруизмом. Преклоняем головы перед вами!» Вместе с Хрипуновым расписался в Книге отзывов его друг и коллега, Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт Юрий Маленченко.

Во время прошлогоднего приезда Владимира Хрипунова в музее проходили практику школьники. Вот радости-то было мальчишкам! Ведь им пожал руку заслуженный испытатель космической техники. А затем Владимир Петрович рассказал ребятам о процессе подготовки космонавтов в Научно-исследовательском испытательном центре. И оставил новую запись в Книге отзывов, пообещав непременно вновь вернуться в Борщёвку. К Зое Космодемьянской и Лидии Шебуновой.

Будет сад «С нами Зоя»!

Две даты — самые важные и святые для музея: день рождения Зои 13 сентября и день её памяти 29 ноября. Каждый год в эти дни здесь проходит что-либо интересное и волнующее. Конечно, по-особому готовились к 80-летию подвига героини.

А в нынешний день её рождения Лидия Алексеевна осуществила наконец давний свой и Бориса Ивановича замысел. В честь Зои Космодемьянской был заложен яблоневый сад, который назвали «С нами Зоя».

Это стало в Борщёвке настоящим праздником! Всё село собралось — от ребятишек до ветеранов, приехали гости из Тамбова, из других мест. Друг музея Вячеслав Вишняков, молодой фермер, подготовил гарантированные саженцы, которые уже через три года начнут давать плоды.

Возле каждого деревца — колышек с табличкой, а на ней имя того, кто яблоню посадил. По общему мнению музейного совета, яблоне №1 присвоено двойное имя — Л.А. и Б.И. Шебуновых.

Сад будет расти и год от года расширяться. Место ему отведено просторное. Памяти о Зое — жить!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Сим объявляется конкурс «Буйная фантазия — 4». Вам известно, что тема нашего конкурса меняется при каждом розыгрыше. Тема текущего конкурса – самая неожиданная сцена (ВотЭтоПоворот!)

23c3535207d74b038b696322b4bba495

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ 

1. Прием работ: с момента публикации текущего поста по 15.12.2021 включительно.

2. Объявление результатов: не позднее 31.12.2021, то есть постараемся уложиться к новогодним праздникам.

Условия конкурса остались неизменными, но еще раз, для новичков.

ПРИЕМ РАБОТ

1. Принимаются тексты на русском языке, объемом от 5 тыс. до 15 тыс. знаков. 

2. От одного автора принимается одна работа (в том числе написанная в соавторстве). Не принимаются произведения и синопсисы по ним, участвовавшие в прошлых «Буйных фантазиях».

3. Тема объявлена: самая неожиданная сцена (ВотЭтоПоворот!).    

4. Форма изложения произвольная. Вы можете представить на конкурс рассказ, отрывок из романа или повести либо синопсис, лишь бы текст укладывался в лимит знаков.

5. Допускаются произведения уже опубликованные или еще не опубликованные (лишь бы свои). 

6. Текст публикуется на портале Автор.Тудей в качестве отдельного поста либо произведения с обязательным тегом @буйная фантазия.

7. После публикации автор приводит ссылку на опубликованный текст в комментарии к текущему посту (что считается заявкой на участие в конкурсе).

8. Если желаете принять участие в конкурсе, но находитесь в ЧС устроителя, пишите на mikejum@yandex.ru – на время проведения конкурса будете разбанены. 

9. Текст, заявленный на конкурс, проходит модерацию. Если текст не соответствует лимиту знаков, теме или другому обязательному критерию, то автоматически включается во внеконкурсную программу.

10. В ходе конкурса можете свободно редактировать свои тексты, но жюри не гарантирует, что ознакомится с последним вариантом.

11. Жюри вправе отказать в приеме работ по причине некорректного поведения заявителя, изобилия грамматических ошибок, излишней политизированности, пропаганды запрещенных веществ и т.п.

ОФИЦИАЛЬНОЕ ЖЮРИ

Заявленные тексты оцениваются компетентным жюри, состав которого определяется устроителем конкурса. 

Состав жюри (в алфавитном порядке):

  • Аста Зангаста,
  • Векша,
  • Глушков Александр,
  • Далин Макс,
  • Михайлова Ольга,
  • Мышык Лев,
  • Угловский Владимир,
  • Филатов Валерий,
  • Эм Михаил.

Состав жюри может быть изменен в случае личных или форс-мажорных обстоятельств.

1. Критериями оценки является оригинальность и художественная целостность текста. 

2. Каждый член жюри знакомится со всеми работами, отбирает 10 лучших, ставит им лайки и ранжирует по порядку, от лучшей к худшей, с указанием занятого места. На работы из отобранной десятки пишется краткий отзыв (2-3 фразы). Список с оценками высылается устроителю конкурса в личку.

3. Количество баллов присваивается в обратном порядке: 1 балл за 10 место, 2 балла за 9 место, и т.д. Полученные каждым участником баллы складываются. Победителем объявляется участник, набравший наибольшее количество баллов. 

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЖЮРИ

1. Наряду с официальным, тексты оценивает общественное жюри.

2. В общественное жюри входит любой желающий (не участник конкурса), сообщивший об этом в комментарии к текущему посту (что считается заявкой на участие в общественном жюри). Доступ в общественное жюри закрывается по окончании приема работ. 

3. Обязанности общественного жюри аналогичны обязанностям официального жюри. 

4. Оценки, выставленные общественным жюри, считаются неофициальными.

ИТОГИ И ПРИЗЫ

1. Об итогах конкурса объявляется в отдельном посте (одном или нескольких). Публикуются оценки, выставленные официальным и общественным жюри, также написанные отзывы. Объявляются официальный и неофициальный победители.

2. Официальному победителю присваивается пожизненный титул «Автор с буйной фантазией», о чем делается торжественная запись в гостевой книге.

3. В качестве дополнительного поощрения призеры (авторы, занявшие три первых места) получают по одной рецензии на любое произведение объемом до 15 а.л. Рецензии пишутся в течение месяца с момента завершения конкурса.

Конкурсные работы:

Внеконкурсные работы:

Общественное жюри:

Наш непредсказуемый конкурс начинается! Никакого самосуда: от вас требуется выбрать подходящий текст – если, конечно, такой у вас имеется – и опубликовать. И уважаемые члены жюри сообщат в письменной форме, что думают о вашей буйной фантазии. 

P.S. Еще раз о теме и форме изложения. Тема «ВотЭтоПоворот», форма изложения любая. Это может быть рассказ в стиле О.Генри (вот бы с кем посоревноваться!), или сценка из романа (если вы Ильф и Петров, обязательно участвуйте), или синопсис произведения с неожиданным финалом (например, в духе Агаты Кристи) – да что угодно, способное по-настоящему удивить! При этом не забывайте о художественности: неожиданная концовка будет оцениваться по совокупности с художественными достоинствами текста.

Вы настоящие писатели или испугались?

0873296cd3be468cb8b648f1bfeb54b8

9df6c77a964b4172873b8a7619979a26

Картинки получены от Анри Малле, за что большое спасибо.

Третий год подряд, начиная с 2019 года, мы реализуем проект «Лаборатория воспоминаний». Студенты Лаборатории по итогам теоретического и практического курса создают собственные книги — пишут о городе, его улицах и домах, о судьбах жителей, делятся воспоминаниями и драгоценным содержимым семейных архивов.

Уже на следующей неделе стартуют презентации книг финалистов сезона 2021 года, а пока предлагаю вспомнить произведения участников проекта предыдущих лет. Все они выложены в Сети, большинство — в свободном доступе.

«Путешествие в пространстве и во времени», Вадим Егоров

ea5d0604 resizedScaled 1200to672

Краеведы и культурологи — не проходите мимо!

Вадим Егоров — сын знаменитого свердловского скульптора Владимира Егорова. Если вы вдруг не слышали это имя, вы тем не менее хорошо знаете его работы: например, памятник Николаю Кузнецову на Уралмаше или памятник изобретателю радио Александру Попову.

Вадим Владимирович с детских лет был погружен в мир интеллектуальной и культурной элиты Свердловска и щедро делится этим опытом, воспоминаниями и впечатлениями с читателями. Каждого, кто так или иначе соприкасался с автором книги, поражают неисчерпаемые возможности его памяти, невероятная эрудиция, и всем этим сполна сможете насладиться и вы.

Найти книгу можно здесь.

«Такие разные женские судьбы», Екатерина Иващенко

5e9d88ea resizedScaled 1200to672

Самая первая книга, вышедшая под брендом «Лаборатории». В ней собраны невыдуманные истории о детстве и юности замечательных советских женщин — астронома, учителя музыки, радистки, проектировщика и других. Их истории про радости и трудности, про дружбу, первые влюбленности, годы дефицита, жизнь в деревянных домах, коммуналках или в «Дворянском гнезде». И про то, как нужно уметь в любых обстоятельствах быть просто счастливыми.

Найти книгу можно здесь.

«Под крышами города», Людмила Колтушкина

39abb2f9 resizedScaled 1200to672

Настоящая семейная сага на свердловском материале.

Действие романа «Под крышами города» разворачивается в Свердловске 1920-х–1980-х вокруг семьи Мезенцевых-Черниковых. Центральными фигурами повествования оказываются брат и сестра Мезенцевы. Иван Нилович — будущий профессор, уникальный педагог, владевший 15 языками, один из основателей медицинского института в Свердловске. Его сестра, Зиннаида Мезенцева, в замужестве Черникова, бежавшая на Урал в 1937 году, после внезапного ареста мужа.

Сейчас Людмила работает над продолжением книги.

Найти произведение Людмилы Колтушкиной можно здесь.

«Алёнкины рассказы», Елена Мезенцева

bd2fe502 resizedScaled 1200to672

Женский вариант «Денискиных рассказов» — свежо, остроумно, невероятно увлекательно.

Уникальный случай в истории «Лаборатории» — вслед за Людмилой на проект пришла ее двоюродная сестра Елена. Сестры оказались очень похожи своей склонностью к литературе и жизнелюбием. Результатом стало новое произведение, рассказывающее о еще одной ветви рода Мезенцевых и их приключениях в декорациях Свердловска 1950-х годов.

Найти книгу можно здесь.

«Взрыв», Вячеслав Солдатов

21a798cc resizedScaled 1200to672

Для ценителей документальных расследований.

Книга Славы о катастрофе на станции Свердловск-Сортировочный, где в 1988 году столкнулись состав со взрывчаткой и поезд с углем. Это произведение стало самым «взрывным» и резонансным в истории «Лаборатории». Главу из нее перепечатало одно из федеральных изданий.

Автор собрал в своем расследовании и собственные детские впечатления, и воспоминания очевидцев, и официальные версии. Сам же взрыв в интерпретации Славы становится не только трагическим происшествием, но и метафорой будущих потрясений в стране.

Найти книгу можно здесь.

«Хорошо, потому что детство!», Анна Шкрыкина

bc1f988b resizedScaled 1200to672

Это книга для фанатов и исследователей Втузгородка.

Анна писала это произведение по воспоминаниям своей мамы. Листая главу за главой, читатель вместе с юной Раей, главной героиней книги, перенесется во Втузгородок и познакомится с обитателями бараков фабрики «Уралобувь». Также с Раей он отметит первый в СССР Новый год вместе с ребятней из 36-й школы, освоит дворовые игры и проникнется волшебством киносеансов, организуемых тут же, «в поле», при помощи кинопередвижки.

Найти книгу можно здесь.

«Дачный мир Шарташа», Ольга Уколова

66b5869f resizedScaled 1200to675

Любителям дачной романтики посвящается

Ольга провела детство и юность на съемной даче на улице Отдыха, 84. Ее книга показывает жизнь этого места глазами юной дачницы, проводящей время с родными, и глазами других шарташских обывателей.

Немногие, например, знают, что в условиях нехватки квартир в городе в 50–70-х годах прошлого века шарташские дачи и базы отдыха служили временным жильем для приезжих специалистов. А еще раньше, в начале ХХ века, на западном берегу Шарташа отдыхала купеческая элита Екатеринбурга, и одновременно здесь действовали профессиональные революционеры

Найти книгу можно здесь.

«Бремя первых», Диана Королькова и Валерий Молчанов

5642435f resizedScaled 1200to672

История восхождения к успеху.

Диана создала эту книгу в соавторстве со своим папой, Валерием Молчановым. Валерий создал компанию «Уралвестком». Это честный рассказ из первых уст о том, как строилась и развивалась первая на Урале сеть сотовой связи.

Найти книгу можно здесь.

  • Отзыв на рассказ лисичкин хлеб
  • Отзыв на рассказ левша
  • Отзыв на рассказ лермонтова ашик кериб
  • Отзыв на рассказ маленький принц
  • Отзыв на рассказ котенок толстого