Отзыв на рассказ кавказский пленник 5 класс

Толстой л., рассказ кавказский пленник жанр: рассказ-быльглавные герои рассказа кавказский пленник и их характеристикажилин. русский офицер. храбрый, смелый, добрый, умелый,


Толстой Л., рассказ «Кавказский пленник»

Жанр: рассказ-быль

Главные герои рассказа «Кавказский пленник» и их характеристика

  1. Жилин. Русский офицер. Храбрый, смелый, добрый, умелый, ласковый, настойчивый.
  2. Костылин. Русский офицер. Трусливый, слабый, ленивый.
  3. Абдул-Мурат. Татарин, хозяин Жилина.
  4. Дина. Его дочь. Веселая, смелая, добрая, любопытная.

План пересказа рассказа «Кавказский пленник»

  1. Письмо от матери
  2. Поездка с обозом
  3. Жилин и Костылин скачут вперед
  4. Татары на горе
  5. Предательство Костылина
  6. Пленение
  7. В сарае
  8. Торг за выкуп
  9. Глиняные куклы
  10. Жилин мастер на все руки
  11. Жилин разведывает  путь
  12. Первый побег
  13. Костылин — обуза
  14. Снова в плену
  15. Жилин и Костылин в яме.
  16. Помощь Дины
  17. Трогательное прощание
  18. Ночью через лес
  19. Наперегонки с татарами
  20. Спасение

Кратчайшее содержание рассказа «Кавказский пленник» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Когда Жилин и Костылин отделились от обоза, их поймали татары.
  2. Татары требовали выкуп и Жилин согласился написать письмо домой
  3. Жилин подружился с девочкой Диной, которой мастерил кукол.
  4. Жилин подговорил Костылина бежать, но тот стал обузой в пути, их поймали и посадили в яму.
  5. Дина помогла Жилину выбраться из ямы, и он попрощался с Диной как с лучшим другом.
  6. Жилин в колодках дошел до края леса и его выручили казаки.

Главная мысль рассказа «Кавказский пленник»
Никогда нельзя опускать руки и сдаваться, всегда следует бороться до самого конца, до последнего вздоха.

Чему учит рассказ «Кавказский пленник»
Рассказ учит тому, что война очень плохое дело и воевать никогда нельзя. Нужно жить в мире представителям самых разных народов. Учит обращать внимание не на национальность человека, а на его дела и поступки. Потому что плохие никчемные люди есть у каждого народа, но хороших всегда больше. Учит тому, что дети видят кто хороший человек и им все равно какой он нации.

Отзыв на рассказ «Кавказский пленник»
Мне очень понравился этот рассказ. Дружба, которая возникла между Жилиным и татарской девочкой Диной, такая трогательная и она единственная напитана настоящими эмоциями. Все остальные действовали не сами по себе, а повинуясь принятым стереотипам поведения. Мне очень понравилась добрая и смелая Дина, и я надеюсь, что ее судьба сложилась удачно. А вот Костылин меня разочаровал, он оказался не просто обузой, он был никому не нужен.

Пословицы к рассказу «Кавказский пленник»
Кто идет вперед, того страх не берет.
Велик телом, да мал делом.
В мире нет трудных дел, нужны лишь усердные люди.
Перед настойчивым и горы преклоняются.
Под лежачий камень вода не течет.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Кавказский пленник» по главам:
Глава 1.
Служил на Кавказе один барин по фамилии Жилин.
Раз получил он письмо от матери, в котором та просила его приехать, чтобы перед смертью повидаться. Да говорила, что невесту Жилину подыскала.
Выпросил Жилин у полковника отпуск и поехал домой.
А на Кавказе война была и из крепости только два раза в неделю уходили обозы. Вот поехал Жилин с обозом, сам на лошади, а вещи его в телеге. Обоз медленно шел. Ехать было 25 верст, а до обеда едва половину осилили.
Жилин выехал вперед и думает, может одному поехать, если что, ускачу от татар. Тут сзади другой офицер подъехал, Костылин. Грузный, весь в поту, тоже предлагает самим ехать, тем более, что у него ружье было.
На том и порешили. Поехали Жилин и Костылин вперед. Доезжают до ущелья, а Жилин решил на гору подняться, проверить, нет ли татар. Только поднялся на гору, видит прямо перед ними татары стоят. Он повернул, татары за ним. Жилин кричит Костылину, чтобы тот ружье доставал, а тот сразу к крепости повернул коня и вскачь пустил.
Видит Жилин — дело плохо, но решил живым не даваться. Вытащил шашку и на татарина с красной бородой помчался. Только не дали ему доскакать, лошадь застрелили, а самого Жилина скрутили и прикладами избили.
Потом посадили в седло к красному татарину и повезли в свой аул.
Долго везли, через горы и реки. Хотел Жилин дорогу примечать, да только кровь текла, ничего видно не было.
Привезли Жилина в аул, колодки ему на ноги набили и в сарай бросили.
Глава 2.
Утром к Жилину пришел красный татарин и привел другого, чернобородого. Тот стал Жилина рассматривать и посмеиваться. Жилин стал показывать, что хочет пить и черный татарин крикнул Дину. Прибежала девочка лет тринадцати, принесла кувшин с водой. Подала кувшин Жилину, села на корточки, как на зверя смотрит. Жилин попил, назад кувшин протягивает, Дина в страхе отпрыгивает, татары смеются.
Ушли татары, но вскоре пришел за Жилиным слуга ногаец и отвел в богатый татарский дом. Там сидят уже знакомые Жилину красный татарин, черный татарин и еще трое, едят голыми руками.
Один из татар переводчиком оказался. Сказал, что Жилина купил Абдул-Мурат и теперь он должен письмо домой написать, три тысячи рублей выкупа попросить. Отказался Жилин, сказал, что больше 500 не попросит.
Привели Костылина, его оказывается схватил тот самый Абдул, и черный татарин сказал, что Костылин уже написал письмо и попросил 5000 рублей.
Жилин сказал, что он не богат, и что либо 500, либо ничего. Татары посмеялись, покричали и согласились.
А Жилин потребовал, чтобы им одежду дали, чтобы вместе поселили, и чтобы на ночь колодки снимали.
Абдул согласился и Жилин написал письмо домой, только адрес неправильный указал, чтобы оно не дошло.
Глава 3.
Прошел месяц. Костылин еще раз письмо домой написал, а Жилин не стал, он знал, что его матери неоткуда взять столько денег.
Он больше по аулу ходил, все примечал и разные вещи делал. То куклы из глины, то плетенки.
Раз сделал куклу, протянул Дине, та засмеялась, но потом куклу взяла. Утром Жилин видел как девочка вышла с куклой уже наряженной в платье. Но пришла старая татарка, отругала Дину и разбила куклу.
Тогда Жилин сделал еще лучше куклу и подарил ее Дине. А девочка принесла ему молоко в кувшине. Жилин ей: «Спасибо», а Дина радуется. Так и стала ему всегда молоко носить.
А однажды после дождя сделал Жилин мельницу водяную, да фигурок к колесу приделал. Мельница крутится, фигурки прыгают.
Потом починил Жилин Абдулу старые сломанные часы и пошла про него слава мастера умелого. Стали ему из разных аулов вещи в ремонт приносить. Однажды даже больного татарина лечить позвали. Жилин не смог отказаться, пошептал что-то на воду и на его счастье выздоровел татарин.
А красный татарин невзлюбил Жилина, но еще больше не любил его один старик, который жил где-то в горах. Раз Жилин пошел за стариком и увидел, что живет тот в маленьком доме, а вокруг ульи. Увидел старик Жилина, выстрелил в него, а потом Абдулу нажаловался.
Жилин сказал, что просто хотел посмотреть, как живет старик, а Абдул сказал, что раньше это первый джигит был, все с русскими воевал. Всех сыновей у него русские убили, а последний сын к русским ушел. Так старик выследил его и сам убил. И теперь он требует убить русских пленников. Но Абдулу нравится Жилин, да и выкуп за него надо получить.
Глава 4.
Прошел месяц. Жилин потихоньку рыл подкоп из сарая. Однажды он даже сходил с мальчиком-татарином на ближнюю гору и разведал в каком направлении находится долина с русской крепостью. Теперь он знал нужную дорогу.
А между тем татары привезли мертвого. Они долго сидели вокруг него и молились, а потом закопали его. На следующий день они зарезали кобылу и стали поминать покойного. Три дня они пили бузу и ели, а потом почти все татары куда-то поехали. В ауле остался только Абдул.
Жилин и говорит Костылину, что нынче ночью нужно бежать, а то татары злые, и хотят убить пленников. Костылин подумал и согласился.
Глава 5.
Ночью Жилин и Костылин отправились в побег. Сперва на них залаяла собака, но Жилин давно прикормил ее. Потом они подождали, пока татары пройдут в церковь. Наконец они вышли из аула и пошли сквозь туман.
Жилин стоптал ноги и снял сапоги, а когда сапоги снял Костылин, то он быстро стер ноги до крови и все время охал.
Они шли долго и Жилин понял, что они ошиблись с направлением. Он повернул назад. Костылин все время плакал и просил отдохнуть. Но Жилин упрямо шел вперед.
Наконец грузный Костылин совсем обессилил и упал на землю. Жилин стал его поднимать и тот вскрикнул. Мимо как раз проезжал татарин и видимо услышал крик. Он выстрелил и поскакал за своими. А Жилин посадил Костылина на закорки и тащил его целую версту до родника. Там их и нашли татары, связали вернули в аул.
Грозный старик требовал немедленно убить русских, потому что их грех кормить, но Абдул хотел получить выкуп. Он сказал Жилину, что если через две недели денег не пришлют, он их запорит.
Потом Жилина и Костылина бросили в яму, что была за мечетью.
Глава 6.
Житье в яме было совсем дурным, кормили плохо, всюду была грязь, и Костылин сильно разболелся.
Однажды ночью пришла Дина и принесла Жилину лепешки и черешни. Жилин стал думать, что Дина может помочь ему выбраться. Он налепил глиняных кукол.
Но на следующий день Дина не пришла, а татары говорили, что русские рядом и решали как быть с пленными.
На следующий день снова пришла Дина и сказала, что Жилина хотят убить, а ей его жалко. Жилин стал просить принести ему длинную палку, но Дина в страхе отказалась.
Однако, как стемнело, вернулась Дина и бросила в яму длинный шест. Стал Жилин уговаривать Костылина бежать, но тот отказался, сказал, что сильно ослаб. А Жилин выбрался и сказал Дине, чтобы отнесла шест на место.
Потом пошел в гору. Сел на кручу и стал пытаться колодки снять. Прибежала Дина и стала камнем их сбивать, но ручки тонкие, слабые, только расплакалась.  Видит Жилин, месяц встает, решает в колодках идти. Попрощался он с Диной, пожалел, что некому теперь будет ей кукол делать, погладил ее по голове. А Дина расплакалась, сунула ему лепешки и убежала.
Пошел Жилин по дороге. Тяжело в колодках идти, но торопится Жилин, тени держится. Дошел до леса, присел отдохнуть. Лепешку съел, стал снова колодку сбивать. Не смог сбить, дальше пошел из последних сил. Всю ночь шел Жилин, а лес все не кончался. Решил последние тридцать шагов пройти и остановиться. Прошел и лес кончился. Впереди крепость русская виднеется, а под горой, совсем рядом, костры и казаки с ружьями.
Рванулся к своим Жилин, под гору пошел, смотрит, а недалеко татары, десятка два, его увидели. Крикнул Жилин казакам: «Выручайте, братцы!»,  и со всех сил к ним бросился. А казаки услыхали, пустились к нему на конях наперерез  татарам. Но казакам далеко, а татарам близко.
Побежал Жилин, колодку руками подхватил, кричит: «Братцы!»
Испугались татары, поворотили. Окружили казаки Жилина, солдаты прибежали, кто хлеба, кто водки дает, кто колодки сбивает. Узнали офицеры Жилина, в крепость проводили.
Так и не съездил Жилин к матери, служить на Кавказе остался.
А Костылина через месяц выкупили и чуть живого привезли.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Кавказский пленник»

Отзыв на рассказ кавказский пленник 5 класс

Отзыв на рассказ кавказский пленник 5 класс

Многомудрый Литрекон представляет краткое содержание поучительного рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Сюжет произведения передан в сокращении, но он подробно освещает все основные события рассказа. Кроме того, Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с отзывом на это произведение, описывающим его главную мысль и общий смысл. Приятного просвещения!

Краткий пересказ

(553 слов) Герой произведения – русский офицер Жилин. Он является примером человека, который никогда не сдаётся. Неся службу на Кавказе, он вдруг получает письмо от своей матери, которая сообщает ему, что больна и хочет напоследок повидаться с сыном. Она пишет, что нашла ему хорошую невесту. Офицер понимает, что обязательно нужно ехать, и отправляется в путь. На Кавказе в то время шла война. Обоз шёл медленно, и Жилин решил ехать один на лошади. Вместе с  ним поехал попутчик – офицер Костылин, по вине которого случилось несчастье: на них напали татары. Костылин, вместо того, чтобы прикрывать Жилина, бросился наутёк. Офицеры встретились уже в ауле, куда их поодиночке татары привезли связанными на лошадях. Захватчик, взявший в плен офицеров, позже продал их другому татарину. Им надели на ноги колодки и заперли в сарае. 

Пленников заставили написать письма домой, чтобы за них прислали выкуп. Пожилая мать Жилина была бедна, поэтому он написал неверный адрес, чтобы его письмо не дошло. Он был уверен, что у него получится убежать. Костылин же отправил письмо на  адрес родных и ждал выкупа. Целый месяц офицеры находились в сарае, но к ним относились по-доброму, и днём они могли ходить по местным окрестностям в колодках, которые на ночь им снимали. Тринадцатилетняя Дина, хозяйская дочь, привязалась к Жилину и стала навещать его, принося офицеру втайне от татар молоко и лепёшки. Жилин мастерил девочке кукол, которым девочка очень радовалась. Постепенно он начал понимать местный язык. Офицер очень хотел сбежать из плена вместе со своим товарищем, поэтому начал делать подкоп и строил план побега. 

В одну из ночей офицеры сбежали. В лесу Костылина начали покидать силы, он жаловался на то, что сапоги натирали ему ноги, и он не может идти дальше. Тогда Жилин взвалил его на спину, так они прошли ещё немного. Тем временем по лесу проезжал татарин, который услышал стоны Костылина. Он понял, что это сбежавшие пленники, и доложил хозяевам о побеге. Жилин и Костылин снова оказались в плену. Их бросили в глубокую яму, которая находилась за мечетью. Теперь им не снимали колодки даже в ночное время. После неудачной попытки бегства, Костылин перестал сопротивляться, а Жилин продолжал верить в лучшее и строил новые планы освобождения. Дина помогла ему: когда наступила ночь, она спустила в яму к пленникам длинный шест, по которому Жилину удалось вылезти наверх. Он звал с собой Костылина, но тот был обессилен и боялся, что их снова поймают. 

Жилин пробовал освободиться от колодки, но попытки были тщетны, и он решил идти с грузом на ноге. На прощание Дина принесла пленнику лепёшек. За время пребывания Жилина в ауле, девочка привязалась к нему, поэтому расплакалась, видя, что он уходит.  Несмотря на тяжесть колодки, он шёл вперёд. Когда сил совсем не осталось, Жилин продолжал путь ползком. Он приблизился к полю, за ним была крепость, и у костров сидели русские казаки, солдаты. Жилин был рад, что свои близко, но остерегался того, что, когда он будет переходить поле, его увидят татары. Вдруг он заметил, что на бугре стояли трое татар. Они бросились к офицеру. Жилин испугался, начал махать руками и кричать своим: «Братцы! Выручай! Братцы!» Русские услышали Жилина и кинулись наперехват врагам. Казаков было намного больше, татары испугались и остановились на полпути. Жилин был спасён. Он поведал казакам о своих злоключениях, и сказал, что, верно, не судьба ему ехать домой. Пришлось остаться служить на Кавказе. Костылин был спасён только через месяц, когда пришёл выкуп размером в пять тысяч. На родину его привезли совершенно ослабевшим. 

Отзыв 

(351 слово) Мне понравился рассказ «Кавказский пленник», потому что он учит тому, что человек ни при каких обстоятельствах не должен опускать руки. Автор показывает, что всегда, даже в самой сложной ситуации, можно найти выход. Мое мнение о героях совпадает с авторской позицией. Жилин – мужественный, добрый и смекалистый человек, который смог постоять за себя и своего товарища. Костылин – противоположность Жилину. Поначалу он предаёт своего попутчика, а потом, попав в плен, не пытается действовать, чтобы выжить. Это показывает его как трусость и слабость. Ему очень повезло, ведь всё-таки его выкупили родные. 

Главная мысль рассказа «Кавказский пленник» в том, что нужно всегда оставаться человеком, никогда не предавать и не бросать своих близких и друзей. Несмотря на предательство Костылина, Жилин не оставил его в лесу, когда они совершили побег, и нёс его на спине. На мое отношение к героям повлияли их поступки: именно дела, а не слова показывают, кем является человек на самом деле. В этом смысле плен помог героям осознать, каково их место в мире.

Чему учит рассказ «Кавказский пленник»? Он заставляет задуматься о том, что необходимо всегда иметь сильную волю и стойкий характер, надеяться на себя, а не на других людей, которые могут и не прийти на помощь, потому что у них нет материальных благ или сил, чтобы вытащить из беды. Жилин понимал, что его мать живёт в бедности, он не хотел, чтобы выкуп за него стал для пожилой женщины разорением. Рассказ учит и тому, чтобы люди были способны на бескорыстные поступки и умели прощать. Такова мораль произведения «Кавказский пленник». Жилин мастерил для Дины игрушки, чтобы девочка радовалась. В итоге она помогла ему бежать из плена. Жилин ни разу не напомнил Костылину о том, что беда случилась по его вине, и не держал на него зла. Костылин надеялся на родных, ждал выкупа и не боролся сам. 

Рассказ «Кавказский пленник» произвёл на меня большое впечатление. Меня поразили храбрость и милосердие главного героя. Он шёл к своей цели, и, в конечном счёте, добился свободы. Произведение вызывает светлое, но всё же немного грустное настроение, потому что офицер не смог доехать до дома и повидаться со старой матерью и встретиться с девушкой, которая, возможно, стала бы его женой.

Автор: Диана Танцур

Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» основан на реальных событиях, произошедших на Кавказе во время войны русских с горцами. Информацией для этой повести стали события из жизни самого Л.Н. Толстого на Кавказе и воспоминания солдат и офицеров, воевавших во время той войны и побывших в плену.

Сочинение по произведению «Кавказский пленник»

Вариант 1

Жилин и Костылин служили офицерами на Кавказе. Первый был из обнищавшей помещичьей семьи, а второй из богатой. Жилин не обладал большими физическими данными: ростом был не высок, зато силен, умен, да удал. Костылин — мужчина грузный, пухлый и слабохарактерный.

В рассказе показаны взаимоотношения людей разных народов, полов и возрастов. Здесь вскрываются человеческие пороки: трусость, жадность, предательство, высокомерие, жестокость, мстительность. Но любовь, дружба, доверие, храбрость, доброта, упорство и находчивость побеждают и приводят к счастливому концу.

В плену Жилин старался присматриваться к людям, старался познакомиться с ними поближе, все время занимал себя работой, даже «лечил» больных врагов. Все это дало свои плоды — он познакомился с девочкой Диной. Характеры Жилина и татарочки Дины схожи: добрые, заботливые, искрение и смелые. Маленькая девочка и взрослый мужчина быстро нашли общий язык, и в ответ на подаренные Жилиным незатейливые игрушки Дина приносила ему то кусок жаренной баранины, то лепешек или молока, а самое главное — спасла ему жизнь.

На протяжении всего произведения Костылин показал себя с отрицательной стороны. Это трусость и предательство при встрече с врагами. В тот момент, когда Жилин и Костылин увидели татар, он сразу бросил ружье и пустил коня в прочь, даже не подумав о своем товарище; бездействие и замкнутость в плену, у него не было даже мысли о побеге. Он не разговаривал с татарами, так как считал себя выше их, не общался с жителями аула, просто ждал выкупа; эгоизм и безразличие в отношении Жилина проявились и в тот момент, когда они повстречали татар, и в первом побеге, когда Костылин отказался идти и все время охал и стонал, что и позволило татарам найти их.

После неудавшегося побега жизнь пленников еще ухудшилась. Но даже в этих условиях смелый Жилин не сложил рук и продолжал мечтать о побеге. И в этот момент в Костылине как будто что-то проснулось, и он совершил первый и единственный благородный поступок на протяжении всего произведения — отказался идти во второй побег, дабы не стать обузой Жилину.

После всех трудностей Жилин успешно сбежал из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли». Главная мысль рассказа — бессмысленность войны. Итог войны между народами, государствами всегда печален: огромные жертвы и потери. А дружба вечна!

Вариант 2

В конце 19-го века великий русский писатель Л. Н. Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором он частично пересказал историю о том, как сам попал в плен к татарам во времена своей службы на Кавказе.

Один из главных героев рассказа – офицер Жилин, происходящий из бедных дворян. Его пожилая мать попросила навестить ее, и для этого он покинул гарнизон, отправившись вместе с обозом.

По дороге героя захватили в плен татары. Это произошло из-за того, что его товарищ по фамилии Костылин бросил его, ускакав вместе с ружьем. Жилина отвезли в аул, заковали в колодки и закрыли в сарае. Утром он был продан Абдулу. Хозяин наказал дочери Дине дать пленнику хлеба и воды, так они с девочкой и познакомились. Несмотря на то, что инородец настораживал Дину, он одновременно вызывал у нее интерес. Спустя какое-то время они подружились. Жилин развлекал девочку, вылепливая из глины для нее кукол, а она тайком приносила ему вкусную еду (лепешки и мясо). В плену он все же встретился с Костылиным, его тоже поймали и продали тому же хозяину.

С течением времени герой ужился с татарами, всячески помогал им, а Абдул запирал его в сарае только на ночь. Но он все равно оставался пленником и мечтал сбежать. Для этого он долго копал подкоп. И в одну из ночей Жилин вместе с Костылиным соверши попытку побега, но, к сожалению, неудачную. Их поймали и привезли обратно в аул. Там беглецов вновь заковали и бросили в яму. Но на помощь Жилину снова пришла дочь хозяина. Она помогла ему бежать, не заботясь при этом о собственной судьбе.  Герою приходится преодолеть большое расстояние с колодками на ногах, но он выбирается.

Рассказ оказался очень интересным и поучительным. Он написан просто, без прикрас. Думаю, автор хотел сказать, что никогда нельзя опускать рук. Из любой ситуации можно найти выход, если достаточно сильно этого захотеть и приложить усилия.

Вариант 3

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» я прочитал с большим удовольствием. Я вообще люблю книжки о войне и о приключениях настоящих героев, а эта понравилась мне особенно. Автор описал события очень реалистично. Наверное, это удалось ему потому что он сам участвовал в войне, о которой рассказывает читателям.

Главных героев в произведении Толстого три. Это офицеры русской армии Жилин и Костылин, а еще девочка Дина – дочка татарина. События происходят в конце 19 века, когда Россия воевала с горцами на Кавказе. Жилин – положительный герой. Он храбрый, сильный, честный, трудолюбивый, решительный и очень целеустремленный. Именно таким, я считаю, должен быть мужчина и настоящий солдат. «Но как же тогда этот воин оказался в плену?» — спросите вы. А во всем был виноват Костылин, из-за трусости которого товарищи попались татарам. Этот Костылин совсем не похож на Жилина. С него вряд ли можно брать пример. Он ленивый, трусливый и безответственный – хочет, чтобы все за него делали другие люди. А еще Костылин вечно ноет и жалуется вместо того чтобы действовать.

Когда офицеры попали в плен, татары потребовали за них выкуп. Они хотели получить по пять тысяч за каждого. Костылин ждал, что за него дадут эти деньги и написал письмо родным. А вот Жилин – совсем другое дело. Он не собирался расстраивать больную маму и решил, что выберется из ловушки сам. А пока присматривался к татарам и даже сумел с ними подружиться. Особенно понравился Жилин дочке его хозяина Дине. Она жалела офицера и носила ему покушать. Ее тоже можно отнести к положительным героям, ведь девочка очень рисковала, помогая пленнику. И вот, свершилась первая попытка побега. Жилин не хотел бросать товарища одного и уговорил его тоже пойти. И опять из-за Костылина все провалилось! Ему натерла обувь и он отказывался идти дальше. Ныл и жаловался всю дорогу, пока Жилин не понес его на своей спине. И это притом, что был намного худее толстого друга!

Из-за капризов Костылина уйти далеко не удалось, и солдат поймали татары. Это был самый волнительный для меня момент. Я очень переживал за Жилина, который столько всего сделал для побега… А теперь ему грозила верная смерть. Офицеров вернул к тому же татарину. И девочка Дина опять стала их подкармливать. Условия были ужасные – намного хуже, чем в первый раз. И, наверное, если бы не ее забота, пленники бы умерли с голоду. А потом Дина помогла Жилину бежать снова. Она принесла ему высокий шест, и он смог выбраться из глубокой ямы. А Костылин от побега отказался. Он остался ждать выкуп.

Рассказ «Кавказский пленник» закончился хорошо. Жилину удалось пробраться к своим, и он снова отправился воевать. И даже Костылина освободили. Деньги за него прислали товарищи. Я считаю, что в своем произведении автор хотел показать, каким должен быть настоящий мужчина. Его даже враги уважают! А вот таким как Костылин быть нельзя. Лень, трусость и слабость вредят не только ему, но и окружающим. Можно сказать, что он настоящий паразит!

Прочитав рассказ, я понял: если ты смелый, решительный и целеустремленный, у тебя все получится. Мечта обязательно сбудется у того, кто упрямо идет к ней и не прячется от опасности в кусты!

 «Кавказский пленник» − сочинение по плану (5 класс)

Вариант 1

План

  1. Жилин и Костылин
  2. Характеристика военнопленных
  3. Мое мнение

Л.Н. Толстой великий русский писатель. Герои его рассказа «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

Жилин в рассказе является положительным героем. Он сильный, честный, с доброй душой и готов идти вперед, несмотря ни на что. Он очень хороший солдат. Однако попадает в плен к татарам. И все почему? Ответ прост: из-за трусости своего товарища. Костылин же наделен совсем противоположными чертами характера — труслив, ленив и не ответственный. Он жалок, постоянно ноет и желает, чтобы все за него делали другие люди. С него вряд ли можно брать пример.

Татары схватили их в плен с целью выкупа. Костылин написал домой письмо, сидел и ждал, что за него дадут выкуп. А вот Жилин совсем наоборот – он не хотел расстраивать больную маму и решает выбраться сам. У него это получилось бы, если бы не товарищ, который во второй раз его подвел.

Рассказ заканчивается тем, что Жилин все-таки своими силами выбирается. А Костылин еще долго ждал своей свободы. Это поучительное произведение не зря включено в школьную программу. Оно учит детей быть честными и добиваться всего своими силами, как это сделал Костылин. Когда случается беда нужно думать не только о себе, но и о близких.

Вариант 2

План

  1. Дина
  2. Дружба Дины и Жилина
  3. Мое мнение

Произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» повествует о повседневном быту людей, о их качествах, о доброте и чести. Описываемая история, основана на реальных событиях, которые происходили на Кавказе. Но речь пойдет о девочке Дине. Дина – дочь татарина, которому продали Жилина и Костылина. Отец наказал дочери дать хлеба с водой Жилину, так они и познакомились. Этот человек интересовал, так как был чужим, и в то же время пугал, Дину.

Через некоторое время они подружились. Жилин делал ей и другим ребятишкам игрушки из глины. А она, в благодарность за это, тайком носила ему вкусную еду, мясо и лепешки. Девочка прониклась добром и сочувствием к пленнику, ведь он по мере своих возможностей пытался творить добро. После неудачного побега, солдат кидают в яму. Из еды приносили только сырое тесто, но и тут девочка приходит на помощь, и так же украдкой приносит им еду. Когда Иван собрался бежать во второй раз, Дина ему и в этом помогла. Тринадцатилетняя девочка осмелилась и опустила в яму длинную палку, по которой Жилин выбрался.

В рассказе доброта выражена через главного героя, Дину. Эта девушка очень добра ко всем, кто к ней относится хорошо. При этом очень смелая. Она спасла жизнь офицера, и достойна восхищения. Девочка не побоялась отца, она боролась за жизнь человека, который дарил ей добро и частичку счастья.

Вариант 3

План

  1. Герои рассказа
  2. Выбор каждого
  3. Мое мнение

Рассказ «Кавказский пленник» написал великий писатель Лев Николаевич Толстой. Повествование идет о войне, о человеческой доброте, об упорном стремлении найти выход в трудной жизненной ситуации. Главные герои — Жилин, Костылин и Дина. Жилин отправляется проведать свою больную мать. По пути домой встречает своего товарища. Однако они попадают в плен, по вине Костылина.

Находясь в плену, офицеры ведут себя по-разному: Костылин ждет, что за него дадут выкуп и постоянно боится. Ничего не хочет предпринимать. А вот Жилин наоборот, он остается сильным и не теряет самообладание. Иван стремится сбежать всеми возможными способами. В плену он знакомится с Диной, дочкой татарина. Для девочки делает кукол из глины, а она за это его тайком подкармливает. Они подружились. После первого неудачного побега узников бросили в яму. Когда Жилин пытается сбежать второй раз, она ему помогает выбраться из ямы.

Так чему же учит рассказ? Во- первых, никогда не стоит опускать руки. Жилин стремился сбежать, у него это получилось. Он не падал духом. А во-вторых, это любовь к людям. Дина помогала совершенно незнакомому человеку, можно сказать врагу. Он творил добро и в ауле его любили. Так вот, каждый герой получил свое.

Сочинение «Жилин и Костылин: сравнительная характеристика героев»

Вариант 1

План

  1. Вступление
  2. Основная часть
  •  Как ведут себя герои в ситуации смертельной опасности? (Встреча с татарами, когда героев берут в плен)
  •   Как ведут себя герои, когда с них требуют выкуп?
  •   Как ведут себя герои в плену?
  •   Как ведут себя герои во время побега?
  •   Как сложилась судьба героев?
  1. Заключение.
  •   Как воспитать в себе качества, достойные уважения?

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Когда Жилин повстречал татар, он крикнул Костылину: «Неси ружьё!». Но Костылина не оказалось, он сбежал, как последний трус. Тогда Жилин подумал: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»

В плену они ведут себя по-разному. Жилин делал кукол, чинил вещи и думал, как сбежать. Костылин спал и ничего не делал. Жилин сразу письмо писать не стал, чтобы не расстраивать родных, ну а Костылин быстро написал письмо и ждал выкуп.

Жилин пытался найти способ сбежать, а Костылин опустил руки и ждал, когда их спасут. К Жилину жители аула относятся с уважением. Отношение к Жилину гораздо лучше, чем к Костылину, потому что Жилин всем помогал, чинил вещи, мастерил кукол, лечил народ, а не лежал и спал.

Характеры у этих героев совершенно разные. Жилин упорный, всегда добивается своего и побеждает, он хотел сбежать – он и сбежал первый, а Костылина выкупили еле живым. Я бы подражала Жилину, так как он смелый, достойный уважения, упорный.

О Костылине мне читать было не очень приятно, он вечно медлил, ленился , а о Жилине мне читать было приятно: он попался в плен ещё раз из- за Костылина, но даже во второй раз он предлагает бежать с ним, не бросает его.

Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному потому, что у них разные характеры. Одни вызывают уважение, потому что даже в трудной ситуации не теряют гордость и достоинство.

Нужно с детства приучать себя к достоинству, чтобы в трудной ситуации поступить так же, как Жилин.

Вариант 2

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

«Служили на Кавказе два офицера: Жилин и Костылин», — так начинается рассказ.

Однажды они выехали из крепости в сопровождении солдат. Тогда было жаркое лето, а обоз шёл очень медленно. Костылин предложил Жилину поехать одним, ведь у него было ружьё.

Заехав в ущелье, они увидели татар. Костылин забыл в ту же секунду и про друга, и про ружьё и бросился опрометью в крепость. Он не подумал, что Жилин в большой опасности. Костылин даже не захотел попытаться помочь товарищу. Когда Жилин понял, что не сможет уйти от погони, решил, что так просто не сдастся и хоть одного татарина зарубит шашкой.

Жилина все же пленили. Он уже несколько дней находился в ауле. Татары сразу стали требовать выкуп. Скоро и Костылина привезли в аул. Оказывается, что он уже написал письмо домой, чтобы выслали выкуп – пять тысяч рублей. Жилин же торгуется, потому что он думает о матери, которая не сможет найти таких денег. И адрес на письме он пишет неправильно, так как решил самостоятельно бежать из плена.

В плену Жилин не раскисал. Он делал кукол для Дины и других детей, чинил часы, «лечил» или ходил по аулу. Жилин высматривал путь к побегу. В сарае делал подкоп. А Костылин “только спал или по целым дням сидел в сарае и считал дни, когда письмо придёт”. Для своего спасения он ничего не предпринимал.

И вот они сбежали. Костлин постоянно жаловался на боль в ногах, одышку, он не думал об осторожности, закричал, хотя знал, что недавно мимо них проехал татарин. Жилин вел себя по-мужски. Он не бежал из плена один, а звал  Костылина. Он взвалил себе на плечи ноющего от боли в ногах и усталости Костылина, хотя сам был не в лучшей форме. Эта попытка бегства все же не удалась из-за поведения Костылина.

В конце концов Жилин спасся из плена. Ему помогла в этом Дина. Костылина же через месяц выкупили чуть живого.

Вот так разные характеры влияют на судьбу человека. Жилин вызывает у меня уважение за свой сильный характер, смелость, выносливость, умение постоять за себя и за товарища, целеустремленность. Костылин же только презрение из-за своей трусости, лени.

Мне кажется, качества, достойные уважения, нужно начинать воспитывать с малого, ведь так мы начинаем воспитывать в себе те качества, которыми обладал Жилин!

Вариант 3

Как воспитать в себе качества, достойные уважения? Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Жилин и Костылин – два офицера, которые служили на Кавказе.

Костылин, когда увидал татар, показал свою трусость и бросил товарища в беде: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». Жилин, в отличие от Костылина, проявил себя героически и до конца боролся за свою свободу: «… не дамся же живой».

Когда их обоих взяли в плен и начали требовать с них выкуп, Костылин испугался за свою жизнь и сделал все так, как ему сказал хозяин. Жилин не побоялся угроз татар и не хотел платить выкуп, так как планировал сбежать.

Костылин целыми днями сидел в сарае, ждал денег. Жилин проявил себя как человек умелый и заслуживающий доверие хозяина. Но когда Жилин ходил по аулу, он пытался придумать план побега.

Когда Жилин предложил Костылину бежать, тот пытался его отговорить, боялся, что их заметят. Жилин по звездам узнает, в какую сторону им идти. Но Костылин долго не протянул, он сдается и говорит товарищу, чтобы тот оставил его. Жилин был не таким человеком, как Костылин, и поэтому не мог бросить товарища в беде. Их заметили татары, «…схватили, посвязали, посадили на лошадей, повезли».

Стала жизнь героев еще хуже. Но Жилин даже в такой ситуации продолжал думать о побеге. Когда он предложил это товарищу, Костылин, как мне кажется, совершил единственный человеческий поступок. Он не захотел быть обузой для товарища. Жилин успешно выбрался из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли».

Каждый человек в одинаковых ситуациях проявляет себя по-разному. Мне кажется, из-за человеческих качеств. Одни люди думают только о себе, как Костылин. Другие, такие как Жилин, думают и о других: «… не годится товарища бросать».

Некоторые люди вызывают уважение, потому что они думают не только о себе, но и о других. Они не отчаиваются, а продолжают бороться, как Жилин: «… не дамся же живой». Другие делают все, что им говорят. И бросают своих товарищей, как Костылин: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».

Мне кажется, эти качества воспитываются в семье. Надо преодолевать свои страхи.

Вариант 4

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Жилин и Костылин — герои рассказа Л.Н. Толстого, офицеры.

Жилин при встрече с татарами проявил смелость, бесстрашие и не хотел сдаваться до конца, а Костылин поступил как трус и предатель. Он бросил своего товарища в беде, а сам сбежал.

Когда с Жилина и Костылина требовали выкуп, наши герои вели себя по-разному. Жилин торговался и не уступал, да к тому же написал неправильный адрес. Он, как настоящий мужчина, рассчитывал только на собственные силы. Костылин же, напротив, не сопротивлялся и написал письмо с просьбой выкупить его за пять тысяч монет.

В плену Жилин и Костылин проявляют себя по-разному. Жилин старался расположить к себе жителей аула. Он был мастер на все руки: он чинил вещи, мастерил игрушки для детей и многое другое. А Костылин тем временем ничего не делал, спал и ждал выкупа. Жилин верил в себя и надеялся на лучшее, а Костылин показал свою лень, трусость и слабость.

Во время побега Жилин проявил смелость и преданность по отношению к своему товарищу. Жилин был выносливей, чем Костылин, хоть он и устал, но продолжал идти. Костылин был слабым и нестойким. Поэтому их и поймали.

Судьба у наших героев сложилась по-разному. Жилин не потерял надежды и совершил второй побег. Этот побег оказался удачным.   Костылина выкупили через месяц. Он был еле живой.

Таким образом, на протяжении всего рассказа Жилин демонстрирует своё мужество и храбрость, а Костылин – лень и трусость.

Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному, потому что не у всех хватает самообладания и силы духа… Кто-то сильнее, кто-то слабее. Мне кажется, все зависит от характера человека. Одни люди вызывают у нас уважение, потому что они совершают хорошие и мужественные поступки, а другие – презрение, потому что они трусливы и проявляют плохие стороны своего характера. Чтобы воспитать в себе качества, достойные уважения, надо стараться преодолевать свои страхи и не боятся иногда рисковать.

Характеристика Жилина из рассказа “Кавказский пленник”

Вариант 1

Жилин-главный герой рассказа “Кавказский пленник”.

Он привык всего добиваться сам. Является достаточно обаятельным персонажем и сразу же вызывает симпатию. Он храбрый, в плену вел себя смело и уверенно. Жилина любила даже дворовая собака за то, что он ее подкармливал, это еще раз доказывает, что Жилин положительный персонаж. На протяжении всей повести ему противопоставляется Костылин ‑полная противоположность Жилина. Тем самым, автор подчеркивает положительные качества Жилина. Со временем даже суровые татары прониклись к нему симпатией. Жилин не бросил Костылина даже во время погони, после чего их и поймали. До этого он заручился доверием Дины, которая и помогла ему сбежать. Я считаю, что Жилин яркий пример человека с настоящей широкой русской душой.

Вариант 2

Весь рассказ описывает нам те события, когда Толстому чудом удалось избежать погони, но двое его товарищей попали в плен. Нужно было что-то делать. Это были два русских офицера – Жилин и Костылин. Сразу в глаза бросается то, то их имена очень созвучны, но по значению совершенно разные.

Характер обоих героев тоже очень разный. Когда Жилин ехал к своей матери, то по пути подобрал Костылина. Во время поездки на них напали татары. Жилин повел себя очень храбро и стал защищаться, в то время как Костылин сразу побежал в крепость. Но даже такая трусость не смогла его спасти.

В плену герои тоже по-разному себя ведут. Когда татары сказали им о сумме в 5000 рублей, которую они должны выплатить, то Костылин сразу же написал письмо домой и ждал денег. Жилин, напротив, дал согласие только на 500 рублей, а письмо отправил на другой адрес, ведь больше всего он не хотел, чтобы его мама переживала. Костылин постоянно скучал, пока ожидал денег, в Жилин планировал побег, ночами копая яму. Живя в плену Жилин часто проявлял себя, как очень порядочный и добрый человек. Он сделал из глины куклу дочке хозяина, а потом починил самому хозяину часы. С тех пор к нему постоянно ходили люди и обращались за помощью.

Так и жили они, пока Жилин не выкопал дыру. Одной ночью они оба выбрались на волю и побежали в горы. Весь путь Костылин был обузой своему товарищу. ОН не хотел снимать стоптанные ботинки, отчего ему было больно идти, он был толстым и не мог самостоятельно подниматься в гору и постоянно охал и кричал, чем один раз привлек внимание татарина, проезжавшего неподалеку.  Жилин не бросил товарища, а взял на руки и понес. Конечно, он не смог с таким грузом убежать. Их снова схватили и бросили в яму.

Будучи в яме, им было очень плохо. Костылин постоянно стонал, но Жилин все думал о побеге. Однажды он смог уговорить дочку хозяина помочь им выбраться. Девочка сжалилась и принесла большой шест, но Костылин не захотел бежать. Так что Жилину пришлось идти одному. Он смог добраться до своих людей и стал служить дальше. Что же качается Костылина, то тот лежал в яме пока его не выкупили за 5000 рублей. Привезли его еле живого.

У каждого читателя появляется вопрос, почему назвал Толстой свой рассказ «Кавказский пленник», ведь пленников то было два. Но на самом деле здесь есть очень глубокая мысль. Жилин был храбрым, сильным, работящим. Он смог убежать с плена и стал продолжать служить и помогать людям. Но Костылин был ленив. Да, его выкупили из плена, но он так и остался в плену своих слабостей.

На первый взгляд с двумя людьми произошло одно и тоже событие, но если смотреть на сердца и дух героев, то каждый пережил свое приключение.

Смысл названия рассказа “Кавказский пленник” (сочинение)

Повесть «Кавказский пленник». Это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа Кавказа. Оно написано доступным для детей языком, близким к сказочному. Повествование ведется от лица рассказчика. Основные события группируются вокруг приключений русского офицера Жилина, который попал в плен к горцам. Сюжет повести развивается динамично, поступки героя представлены как серия красочных, выразительных картин. Напряженно и драматично изображается побег Жилина, торопившегося скрыться затемно: «Он спешит, а месяц все скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор — бело, светло совсем, как днем».

Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был», «Хоть невелик ростом, а удал был», — подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел». Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин. В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка».

Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины. В Дине подмечены черты искренности, непосредственности. Она села на корточки, начала камень выворачивать: «Да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала». Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину.

«Кавказский пленник» — самое поэтическое и совершенное произведение в «Русских книгах для чтения». В нем воплотилось единство эстетического и педагогического начал. Л. Н. Толстой внес значительный вклад в развитие детской литературы. Произведения для детей тесно связаны со всем творческим наследием великого писателя. В советское время с каждым годом растет число изданий детских рассказов Толстого. Они выходят почти на всех языках нашей многонациональной страны. Произведения Л. Толстого введены в учебные книги для начальной и средней школы. Они входят в программу дошкольного воспитания. Рассказы Толстого для детей выходят в сериях «Мои первые книжки», «Книга за книгой

Чему меня научил рассказ «Кавказский пленник» (сочинение)

На мой взгляд, главная идея рассказа – научить людей не сдаваться даже в трудных обстоятельствах и ситуациях, упорно добиваться цели, быть добрыми, смелыми, храбрыми и преданными.

В этом рассказе слабодушие и пассивность Костылина противопоставлены активности, стойкости и человечности Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все препятствия и преграды.

Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте.

Всё творчество Л. Н. Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами.

Читая рассказ «Кавказский пленник», чувствуется, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови. Л. Н. Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.

В рассказе «Кавказский пленник» Л. Толстой решает проблему: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких — нет и почему? Обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и актуальны для них, потому что в их жизни все большее место начинают занимать отношения дружбы, товарищества.

На смену случайным и внешним причинам, соединявшим их в младших классах (живут в одном доме, сидят за одной партой), теперь приходят новые отношения, все большую роль играют внутренние притягивания, возникает определенный кодекс нравственных ценностей, важнейшими среди которых являются товарищество, равенство, честность, смелость. Стремление к единению со сверстниками становится важнейшей жизненной задачей подростка, которая заставляет его размышлять, почему одних нас все любят и к ним тянутся, а другие не находят себе друзей, какими качествами надо обладать, чтобы быть хорошим товарищем.

  • Отзыв на рассказ джека лондона бурый волк
  • Отзыв на рассказ гаршина сигнал
  • Отзыв на рассказ бунина темные аллеи
  • Отзыв на рассказ великолепная шестерка
  • Отзыв на рассказ алексина подумаешь птицы