Отзыв на рассказ иван царевич и серый волк 3 класс

Картина иван-царевич на сером волке была написана в. м. васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки... сочинение

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки…

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко известны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие другие.

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из которой невольно вспоминаются при просмотре картины:

«Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »

Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя.

Сидя на своём верном друге, Иван-царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, красная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту.

Рядом с ним сидит Елена Прекрасная — русская красавица с длинными вьющимися русыми волосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею красавицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными камнями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сложила руки перед собой. Образ Елены Прекрасной был написан художником со своей племянницы — Натальи Анатольевны Мамонтовой.

Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.

Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Видно, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец.

Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.

В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Се­ром Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живописи, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

«сочинение по картине сочинение по картине иван царевич на сером волке» / Ноябрь 2015

Сочинение по картине «Иван-царевич на Сером Волке» ( В.М. Васнецов)

В 1889 году Васнецов написал картину “Иван – царевич на Сером волке”. В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

Вертикальная композиция картины рождает ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.

«сочинение иван царевич на сером волке» / Ноябрь 2015

Сочинение по картине В.М. ВаснецоваИван царевич на Сером Волке

В. М. Васнецов — художник, чьё творчество стало одной из вершин русского искусства. Его лучшие работы находятся в Третьяковской галерее. Картина «Иван-царевич на Сером Волке» создана в 1889 году и написана на сюжет одной из самых известных сказок. Перед нами точно широко распахивается окно в волшебный мир.

Художник много внимания уделил главным героям картины. Иван-царевич обнимает Елену Прекрасную, оберегая её, как своё сокровище. Она и вправду похожа на драгоценность: шапочка-тюбетейка, усыпанная каменьями, роскошный парчовый наряд. Когда мы смотрим на полотно, чувствуем тяжесть парчи, золотого шитья, бархата и сафьяна.

Пейзаж в картине очень важен. Ивана-царевича и Елену Прекрасную, которые спасаются верхом на волке, окружают недобрые силы. Непроходимой преградой к счастью встаёт перед ними тёмный дремучий бор. Зловеще сплелись причудливые ветви, они напоминают костлявые руки Бабы Яги. Вековые деревья-великаны, кажется, надвигаются на беглецов, а их цепкие лапы того и гляди вырвут у царевича его драгоценную ношу. Даже нежные цветы в этой хмурой, мрачной чаще кажутся коварными и пугают своей неожиданной красотой. Художнику удалось создать волшебный пейзаж, тревожный и таинственный.

Эта картина о Елене Прекрасной и её спасителе, о любви, верности и бесстрашии погружает нас в прекрасный мир русской сказки, помогает поверить в победу добра над злом.

«иван-царевич на сером волке сочинение » / Ноябрь 2015

Мини-сочинения по картине «Иван-царевич на Сером Волке» 3-4 класс

1 вариант. Глядя на картину, мы словно погружается в волшебный мир, вместе с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя. Волк несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Иван-царевич тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье: Елену Прекрасную, которая доверилась любимому. За спиной у главного героя меч — царевич всегда готов встать на защиту Елены-Прекрасной. Вид­но, что их путь проходит через старый лес. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Главные герои произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непре­менно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.

2 вариант. Перед нами картина Иван- царевич и серый волк. На ней изображены: Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый волк. Они убегают от погони. Художник изобразил лес в темных тонах, чтобы отобразить напряжение погони, их переживание и страх, что их могут догнать. Иван- царевич оглядывается, чтобы увидеть, что там сзади. Серый волк бежит во всю прыть, поджав уши. Он знает, что от него зависит жизнь всех. Елена Прекрасная верит своим друзьям. Лес изображен не совсем темным, сквозь него проглядывает светлое небо. Это значит, что все закончится благополучно.
Мне эта картина понравилась. ( Енина Дарья)

3 вариант. Когда я увидел картину, то сразу узнал героев моей любимой сказки. Эта сказка об Иване- царевиче, Жар- птице, Сером волке. На картине изображен самый интересный момент сказки. По темному дремучему лесу, прижав свои острые уши, мчится волк .Все бегут от погони злого царя. На спине у Серого волка сидят Иван- царевич и Елена прекрасная. Волк бежит очень быстро. Это заметно по волосам Елены Прекрасной. Они развиваются на ветру, цепляются за толстые сучья деревьев. Иван крепко прижимает к себе царевну и внимательно смотрит по сторонам темного, дремучего леса. Елена Прекрасная очень грустная, потому что ей не хочется выходить замуж за злого царя. И только спокойный и уверенный взгляд Серого волка говорит о том , что конец у этой сказки будет счастливым. ( Фармазян Артем)

«мини-сочинение по картине Иван-царевич на Сером Волке 3-4 класс» / Ноябрь 2015

Описание картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Иван-царевич на Сером Волке — Виктор Михайлович Васнецов. 1889. Холст, масло. 249х187

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» несомненно самое сказочное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — захватывающая народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Тревожно всматривается царевич в дремучий лес, уверенно и крепко держит он Елену. Похищенная же полностью покорилась своей судьбе. Прижавшись к своему похитителю, она старается не смотреть вокруг, напуганная самим похищением, лесом, волком.

Серый Волк вызывает особый интерес у зрителя. У Волка особенные глаза — человеческие. Перед нами оборотень, или волколак, как его называли славяне издревле. Однако, нет в его облике ничего кровожадного или дикого. Его образ полон преданности, отваги, самопожертвования.

Быстро летит Серый Волк по лесу. Если внимательно приглядеться, то видно, что вся группа героев словно парит над лесным болотом, окруженном дремучим и зловещим лесом. Оживляют окружающий пейзаж болотные лилии и цветущая яблоня. Откуда взялась яблоня возле лесного болота? Эта деталь отсылает зрителя к сюжету сказки, в которой именно с яблони, приносящей золотые яблоки, все и началось.

Сказочность сюжета подчеркивает одежда главных героев. Расшитый золотом кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием Елены. Золотой и голубой цвета в славянской мифологии были крепко связаны с горним миром, магией, чудесами. Серый Волк отнюдь не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

«Описание картины Васнецова Иван-царевич на Сером Волке » / Ноябрь 2015

Важно знать:
Сочинения представлены в ознакомительных целяx. Используйте данный материал в качестве идеи для написании уникальной работы. Всё получится! Успехов и хороших оценок!

Людям, получающим классическое среднее образование, с самых ранних лет знакомы имена таких писателей как Пушкин, Толстой, Лермонтов, Гоголь и другие. Мы с большим удовольствием читаем произведения этих авторов, они же обязательны для школьной программы в нашей стране. Но очень часто случается так, что мы упускаем из вида одного очень важного классика. Классика, который, возможно, главнее всех других фамилий, перечисленных выше, ведь написал он огромное множество произведений не менее величественных, чем Достоевский или Толстой. Речь идёт, как вы наверняка уже догадались, о народе. О народных произведениях в мировой и, в частности, русской литературе. Эти произведения дошли до нас из глубин поколений, сквозь века: чистые, точные, гладкие, как алмазы в горной реке. И сегодня всезнающий Литерагуру хочет рассказать об одном из таких произведений — сказке «Иван-царевич и серый волк». Мы расскажем здесь об основных событиях этого произведения в кратком пересказе. Но вы найдете здесь не только сюжет этой дивной сказки, изложенный точно и лаконично, бонусом к пересказу идёт отзыв для вашего читательского дневника, которым смело можно пользоваться при подготовке к вашим занятиям.

Краткое содержание:

Начинается эта сказка с классической завязки: жил-был царь, и было у него три сына, младшего звали Иваном. У царя в королевстве был большой яблоневый сад с золотыми яблоками и вот в один прекрасный день эти яблоки начали пропадать, а виновника найти никто не мог. Царь просит своих сыновей разобраться. Первый сын пошел сторожить в сад яблоки, но уснул и ничего не увидел, второй также. Третий, Иван, свою работу выполнил и путём нехитрых манипуляций вора вычислил: им оказалась прекрасная Жар-птица. Поймать он её не может, но в схватке вырывает у неё из хвоста перо. Затем идёт к Берендею, рассказывает про своё ночное приключение. Царь очень рад, что воровка наконец найдена, забирает прекрасное перо себе, очень оно ему нравится. Через некоторое время царь, как водится, хочет получить к себе в королевство всю птицу целиком и посылает за ней троих своих сыновей.

Ну что поделаешь, сели добры-молодцы на коней и разъехались в три стороны. Ехал долго Иван-царевич, по лесам, по полям, пока не устал. Тут слез он с коня, привязал его, а сам спать лег. На утро просыпается Иван, а коня нигде нет. Только кучка костей осталась. Погоревал-погоревал Иван, да дальше двинулся, уже на своих ногах. Шёл он долго-придолго, устал сильно, аж до смерти. Тут из леса выбегает к нему сам серый волк и говорит, что давно за ним вслед идет. А коня это он съел. Взамен готов служить верой-правдой.

Сел Иван-царевич верхом на серого и поскакал на нем дальше. А волк знает где жар-птица живёт и кто её хозяин. Оказалось, что это царь Афрон. Отвез волк Ивана к жар-птице, да строго-настрого приказал ему клетки не трогать. Да Иван не удержался, тронул клетку, и стража афронова его схватила. Тот после долгих объяснений соглашается отдать юнцу птицу, да взамен просит коня с золотой гривой. 

Снова садится Иван на Серого и едут они дальше коня этого искать. История повторяется: Иван тайно пробирается в стойло к коню, хочет его стащить, да уздечку золотую с собой прихватывает, которую трогать нельзя было. И его снова ловит стража, на этот раз царя Кусмана. Кусман по тому же сценарию соглашается царевичу коня отдать, если тот привезёт ему девицу красоты неземной — Елену Прекрасную, дочь царя Далмата. 

Ну что делать, пошли иван да Серый волк третий трофей добывать,да только волк на этот раз смекнул, что Иван снова накосячит, поэтому решил сам всю работу исполнить, да закончить уже это приключение. И волк успешно крадёт царевну. Поехали они в обратный путь, да только Ивану грустно стало, не хотелось ему с сокровищами расставаться. Волк ему опять помогает — он же волшебное существо. Превращает себя в Елену Прекрасную и обманывает царя Кусмана, потом в коня превращается и обманывает Афрона. Едут они дальше, да только волку стоило отлучиться, как завистливые братья находят в лесу спящего Ивана, отбирают у него все трофеи, а его самого ножом на смерть режут. Но Ивану везёт — волк вовремя подоспел и смочил раны его мёртвой водой, а самого царевича живой водой напоил, тот и ожил, как ни в чём не бывало. 

После они догоняют братьев, отбирают у них трофеи, волк братьев растерзывает. И далее Иван с волком расстаются — на этот раз уже навсегда. Иван приезжает героем домой, отцу привозит птицу и коня, себе — невесту. На этом сказка и заканчивается.

Отзыв: 

Сказка «Иван-царевич и серый волк» показалась мне довольно противоречивой. Объясняю почему. Во-первых, это главный герой. Какие впечатления о себе он оставляет? Постоянно и во всём ошибается, везде делает промахи и “выезжает” в победители только лишь потому, что ему повезло Серого волка встретить. А в третьем испытании, волк вообще за него всю работу делает, фактически признавая его беспомощность. Но слабость — умственная и физическая —  ещё не все отрицательные качества царевича. У него совершенно отсутствует сострадание. Своих родных братьев он не моргнув глазом отдаёт на растерзание волку, даже не задумываясь о прощении и помиловании. Да, они, конечно тоже хороши — убили его ради наживы. Но всё же, можно было их и не убивать. В итоге, совершенно “никакой” герой, без каких-либо усилий и положительных качеств, получает царевну и королевство в придачу. Вопрос — за что? Мне кажется, концовка сказки совершенно несправедлива.

Но перейдет к ещё одному герою сказки, точнее героине.  Девицу красоты неземной — Елену Прекрасную на протяжении всей сказки предают из руки как будто какой-то товар. Её вообще никто и не о чём не спрашивает, ни Серый, ни Иван ей слова не говорят, она будто конь или птица. То она с королём Афроном, то с Иваном, то с его братьями. Никто не спрашивает хочет она или не хочет за Ивана замуж. Да какая разница. Как говорится, «Нравится – не нравится, терпи, моя красавица». 

Моё отношение к сказке сильно испортила именно тема семейных уз. В этой сказке мы видим тройное братоубийство, причём без каких-либо угрызений совести и сожалений на этот счёт, ради трофеев, ради денег. Иван не останавливает волка, когда тот убивает его родных братьев, а отец, узнав о гибели своих сыновей, грустит на этим ровно пять секунд, переключаясь на птицу, коня или что-то ещё. Просто очумелая семейка.

В целом моё впечатление о сказке разочаровывающее. Я не вижу в ней ни одного положительного или хоть мало-мальски приятного для меня героя. Волк тоже поступает довольно странно. Существо он волшебное, всемогущее, но каков мотив всех его добрых поступков не понятно. Почему он помогает Ивану? Что он получил взамен? Ведь ему столько пришлось сделать, чтобы исправить ошибки своего “друга” и наконец завершить эту цепочку его постоянных неудач — врагу не пожелаешь. Проще было ему съесть хозяина вместе с его конём в самом начале сказки.

Но всё же есть в этой сказке и действительно неплохая мораль. Во-первых: не все главные герои молодцы. Во-вторых: по заслугам получают братья, которые пытались убить Ивана. Они хотели обманом, путем страшного преступления присвоить его заслуги. Повели себя жестоко, подло, мелочно. И хотели выйти сухими из воды. А такого, как известно, даже в сказках не бывает.

Виктор Михайлович Васнецов — один из самых самобытных русских художников-живописцев, уделявших особое внимание сказочным композициям, которые неоднократно становились иллюстрациями к книгам.

Нередко работы мастера рассматриваются школьниками на литературных уроках. Ученики младших классов могут написать захватывающее сочинение по его картине «Иван Царевич на Сером Волке», нарисованной в 1889 году по мотивам одноименной сказки.

Сочинение по картине Иван-царевич на Сером Волке

Описание картины:
Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» вне всяких сомнений – одно из самых сказочных и волшебных произведение русского изобразительного искусства. Сюжет картины составляет увлекательная народная сказка.

Иван-царевич на верном Сером Волке убегает от погони с похищенной Еленой Прекрасной. Царевич волнительно смотрит в дремучий лес, при этом уверенно и крепко держит он Елену. Девушка полностью покорилась своей судьбе.

Прильнув к своему похитителю, напуганная самим похищением, волком и лесом, она старается не глядеть вокруг.

Сочинение по картине В. Васнецова « Иван-царевич на Сером волек»

С самого раннего детства мы знаем и любим сказки. В них происходят яркие приключения, действуют отважные и сильные герои, а помогают им животные и волшебные силы природы.

На великолепной картине Васнецова мы видим эпизод из русской народной сказки о Иване-царевиче и Сером волке. На фоне непроходимой чащи темного дремучего леса мы видим старые могучие деревья, сквозь которые чуть пробивается солнечный свет. Все сумрачно в этом лесу. На переднем плане художник изобразил Ивана-царевича и его невесту, мчащихся на Сером волке.

Это один из финальных эпизодов произведения, когда Серый волк помогает Ивану-царевичу и Елене Прекрасной уйти от погони.

«Иван – царевич на сером волке» сочинение по картине В. Васнецова

На первом плане картины мы видим как Иван-царевич и Елена Прекрасная едут на спине серого волка. Герои сказки скрываются через темный дремучий лес от злого Царя Афона.

На невесте Ивана – Елене Прекрасной красивое голубое платье с оранжевым подолом. На ветру развиваются волосы. Царевич предстаёт в расшитом золотом камзоле с зеленым кушаком. Иван трепетно держит за руку невесту.

Сама Царевна устала от долгой дороги и будто бы уснула на груди Ивана- царевича.

Заросли колючих кустарников на пути волка мешают ему бежать. В тёмном дремучем лесу растут огромные старые деревья. Лучи солнца не способны проникнуть сквозь густые кроны, из за этого лес кажется темным и дремучем.

Данная картина Васнецова мне очень понравилась.

Картина В. Васнецова «Иван- царевич и серый волк» – сочинение

Перед нами картина Виктора Васнецова “Иван-царевич на сером волке”. На ней изображены следующие герои: Иван- царевич, Елена Прекрасная, Серый волк. Они уходят от погони коварного царя. Художник изобразил лес в темных тонах, чтобы отобразить напряжение погони, их переживание и страх, что их могут догнать.

Иван- царевич оглядывается, чтобы увидеть, что там сзади. Серый волк бежит во всю прыть, поджав уши. Он знает, что от него зависит жизнь всех. Елена-Прекрасная верит своим друзьям. Лес изображен очень темным, но сквозь него еле проглядывает светлое небо. Художник как бы намекает, что все закончится благополучно.

Мне эта картина очень понравилась.

Картина В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» – сочинение за 4 класс

Виктор Васнецов написал картину к народной сказке « Иван-царевич и Серый волк». На этой картины мы видим как Иван-царевич освобождает Елену Прекрасную из плена с помощью Серого волка, мчится по страшному дремучему лесу. Мы видим, что в этот момент Елена Прекрасная очень напугана, и прижимается к своему спасителю.

Толстые стволы деревьев говорят, о том, что лес старый, деревья высокие, поэтому в лесу очень темно. Серый волк высунул язык. Скачет он давно и видимо сильно устал.

Прочитав сказку, мы узнаём, что закончится всё по-доброму.

Картина В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» – сочинение за 3 класс

В дремучем вековом лесу стоят огромные сосны. Тёмный лес хранит свои вековые тайны. В лесу много зверей и птиц. На волшебном сером волке мчится Иван – царевич с Еленой Прекрасной.

Она прекрасна, как первые весенние цветы. Ее волосы развиваются на ветру как солнечный свет. Среди деревьев невидно ни луча света. А трава кажется черно–зеленой.

Среди этого черного мрака видна красота царевны.

Мне очень понравилась картина.

Сочинение по картине Васнецова “Иван-царевич и серый волк”

На картине Васнецова мы видим Елену Прекрасную и Ивана – царевича, едущих на усталом волке. От жажды волк даже высунул язык. Всё потому что дорога была очень долгой.

Герои сказки пробираются сквозь мрачный, старый тёмный лес. В нем очень страшно. Сквозь старые деревья еле пробивается маленький лучик солнца. Он освещает дорогу путникам.

В этом мрачном лесу Елене и Ивану тревожно и они хотят поскорее выбраться оттуда.

Я читал сказку и знаю, что всё хорошо закончится.

Сочинение по картине “Иван-царевич на сером волке” Виктора Васнецова

На своей прекрасной картине художник Васнецов изображает, как Иван-царевич с Еленой Прекрасной скачут на сером волке по дремучему лесу. Иван-царевич уверенно сидит на волке, сильно прижав к своей груди Елену Прекрасную. По сюжету сказки мы знаем, что вскоре Елена заснула.

Лес становится все мрачнее, темнее и гуще. На пути героев встречаются огромные ветки. Вскоре Елена проснётся, и ей станет страшно. Она очень замёрзла, так как сильный, бурный ветер дует им прямо в лицо. У неё растрепались волосы. На героях надета нарядная одежда.

Он мчатся от злого царя Афона в родные места.

Я думаю, что все будет хорошо.

Картина “Иван-царевич на сером волке” – сочинение

Когда я впервые увидел эту картину, то сразу узнал героев моей любимой народной сказки. Эта сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке.

На картине показан самый интересный момент произведения. По дремучему темному лесу, прижав острые уши, мчится Серый волк. Герои скрываются от погони злого царя. На Сером волке сидят Иван- царевич и Елена прекрасная. Волк мчится очень быстро. Это заметно по растрепавшимся волосам Елены Прекрасной.

Они развиваются на ветру, цепляются за толстые сучья деревьев. Иван крепко прижимает к себе Елену и внимательно смотрит по сторонам темного и страшного леса. Елена Прекрасная очень грустна, потому что ей не хочется выходить замуж за злого царя Афона.

И только спокойный и уверенный взгляд Серого волка говорит о том, что конец у этой сказки будет хорошим.

Сочинение по картине В. Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”

Когда мы смотрим на картину Васнецова, мы будто бы попадаем в сказочный мир, вместе с главными героями волшебного произведения: Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной, которые несутся подальше от злого царя Афона на Сером Волке. Волк мчится что есть духу, чтобы его не догнали преследователи.

Иван-царевич, опасаясь погони, волнительно всматриваются в глубину дремучего леса. Не отнимет ли злодей его счастье: Елену Прекрасную, которая доверилась возлюбленному. За спиной у Ивана – меч, всегда готовый встать на защиту Елены-Прекрасной. Видно, что их дорога пролегает сквозь старый и мрачен лес.

Он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Сами Иван и Елена изображены яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как обычно завершаются все народные русские сказки.

Подборка сочинений по картине Васнецова “Иван царевич на сером волке”.

Источник: https://referatwork.ru/sochineniya_nachalnaya_shkola/Ivan-tcarevich_na_serom_volke_sochinenie.html

Сочинение по картине Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”

Сочинение по картине Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”

На пике своей популярности у Великого русского художника и архитектора Васнецова Виктора Михайловича появляется желание найти новое направление в живописи. Он начинает искать истинную красоту и величие России в её истории и былинах.
С 1880-х годов главной темой Васнецова становиться мир народной поэзии. Он не может устоять перед прекрасными и поэтическими сказками и легендарными образами, чтобы не использовать эту уникальную сюжетную линию для своих работ. Темные лесники, огненные восходы и закаты, бурные облака – все эти элементы помогли сделать его картины как бы реальными событиями в истории России.

По этой причине такие работы как «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Богатыри», «Иван Царевич, верхом на сером волке» и «Аленушка» становятся чрезвычайно популярными.

Картина художника Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» много лет украшает Третьяковскую галерею и изображает сцену из популярной русской сказки, волшебный сюжет которой был отражен в многочисленных литературных и музыкальных произведениях. Пейзаж картины очень важен для художника. Силы зла окружают Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Они, кажется, плывут над болотом в темном густом и пугающем лесу среди дремучих мрачных деревьев. Перед ними будто поднимается непроходимая стена с чёрными стволами. Богатое воображение живописца превратило обычный лес под Москвой в непроходимую чащу.

Золотой кафтан Ивана и голубое платье Елены вызывают образы фантастического мира и сохраняют волшебную атмосферу сказки через яркие цвета и динамичную композицию, которые вместе рассказывают о прекрасной дружбе между человеком и диким зверем. Даже глаза Волка не выглядят глазами животного. Его ясный целенаправленный мудрый взгляд отражает двусмысленную природу оборотня.

Мужественный образ Ивана-царевича вызывает симпатию. Видно, что он готов в любой момент выхватить меч и защищать свою возлюбленную. Голова слегка повёрнута влево, лицо напряженно. Словно вслушивается, нет ли за ними погони. Нежный и трепетный облик Елены Прекрасной располагает к себе, вызывая сострадание.

И хотя вся атмосфера пронизана тревогой за жизнь беглецов, художник изобразил на картине, разбросанных на болоте белоснежных кувшинок и распустившуюся яблоню, словно символ новой жизни, давая надежду на спасение.

“Иван-царевич на Сером Волке” – сочинение по картине

Сочинение “Великая Отечественная война”

Сочинение на тему «Маленький человек» по повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Друг познается в беде

Сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс

Картина «Иван-Царевич на Сером Волке» — самое чарующее произведение выдающегося русского живописца В. М. Васнецова.

В основе сюжета — народная русская сказка. Художник, написав картину, дал нам возможность увидеть эту волшебную историю.

Иван-Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони верхом на верном друге и помощнике Сером Волке. Темный, сумрачный лес угрожающе скрещивает ветви. Путь беглецам предстоит нелегкий, по болотам и чащам.

В глазах Царевича заметна тревога и надежда. Елена же полностью доверилась ему, прильнула к своему спасителю, покорно сложила руки и даже не смотрит на дорогу.

Одежда героев выписана мастером во всех деталях, ярко и реалистично. Шитый золотом кафтан Ивана, складки парчового платья Елены, украшенные камнями сапожки – всё это важные элементы, которые создают волшебную атмосферу на полотне.

Волк на картине Васнецова – не просто сильный сказочный зверь. Глаза у него почти как у человека, а, значит, это оборотень, волколака. Могучий и смелый, он несет доверившихся ему людей сквозь угрюмую чащу. Впрочем, даже здесь есть место надежде.

Важно

Цветущая яблоня и белые кувшинки символизируют нежность и любовь, объединяющую и вселяющую веру. Может быть, поэтому каждый, кто смотрит на картину, уверен, что все у героев будет хорошо, как и положено в сказке.

Серый волк домчит влюбленных в целости и сохранности, и будут жить они долго и счастливо.

Сочинение: описание картины В. М. Васнецова “Иван–Царевич на Сером волке”

Описание темы: Немножко сказки и легкого текста

Картина «Иван-Царевич на Сером волке» написана художником В. М. Васнецовым в 1889 году. Её сюжет был навеян русской народной сказкой о смелом и бесстрашном герое и его верном и преданном помощнике.

Сквозь мрачный и густой лес, спасаясь от погони, скачет верхом на Сером волке Иван-Царевич вместе с Еленой Прекрасной. Величественные деревья, поросшие мхом, встают у них на пути непроходимой стеной.

Их зловещие ветви переплелись и не пропускают солнечных лучей.

Обнимая свою прекрасную спутницу как сокровище, Иван-Царевич тревожно и настороженно оглядывается вокруг. Измученная долгой скачкой, Елена Прекрасная испуганно и доверчиво прижалась к груди своего спасителя. Её обессиленно упавшие руки и печальные глаза говорят об огромной усталости и пережитом страхе.

Верный спутник царевича Серый волк, преодолевая усталость, стремительно мчится вперёд, унося седоков всё дальше. Его зоркие глаза готовы заметить малейшую опасность, а могучие лапы легко преодолевают топкое болото с кувшинками.

Однако, несмотря на свою силу и ловкость, волк тоже очень устал и держится с трудом. Гнетущая и печальная атмосфера картины вызывает ощущение тревоги и опасности.

И только цветущая яблоня своими нежными цветами вызывает светлые чувства и укрепляет веру в счастливый финал истории.

Мы в Фейсбуке

“Сезоны года” – это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Сочинение Иван Царевич на Сером волке описание по картине Васнецова

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была подарена всемирному искусству В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету все известной народной истории «Иван-царевич и Серый Волк». Рассматривая её, тотчас вспоминается детство, как ты сидишь перед телевизором, с восторгом и интересом смотришь эту замечательную сказку, а в голове множество эмоций: переживание за персонажей, счастливый конец. Хочется быть как Иван Царевич, таким же сильный, смелым и красивый, как Елена Прекрасная, такой же изящной и доброй и Серым волком, всегда готовым прийти на помощь своему другу, даже в самый трудный момент и даже отдать жизнь за него.

Картина «Иван-Царевич на Сером Волке» удалась у живописца, как будто оживший холст, сразу понимаешь все эмоции героев. Царевич бдительно и сосредоточенно осматривается по сторонам, вглядываясь через густую чащу, его лицо одновременно говорит про его отвагу и беспокойство за свою даму сердца. Елена наклонила голову к груди своего освободителя, взгляд у нашей красавицы сумрачный и маленько уставший. Серый волк быстро несётся вперед, его открытая пасть и высунутый язык выдают его изнеможение, что он держится через силу, не смея задаваться, это тем самым выражает могущество хищника, его сильный дух.

Васнецов приделял много времени на детали одежды. Автор прорисовал даже самую мелкую деталь элемента одежды. На Иване роскошный кафтан из драгоценной ткани, вытканная золотыми нитями, а пояс будто из изумрудов, тёмно-серые перчатки, украшенные дивными узорами, бардовая шапка на голове, а также красочные, красные сапоги. Василиса Прекрасная -царевна с густыми волнистыми локонами, красиво развевающимися на ветру. Её одежда– живописное, цвета морской волны платье с золотистым покрытием рукавов и некоторых частей одежды. На шее царевны висят сказочное ожерелье из жемчуга. На ногах у неё роскошные сапоги, на голове золотая шапка, покрытая драгоценными камнями.

Пейзаж очень вдохновляет: волшебный, сказочный лес, высокие густые деревья, высохшая трава. Справа, на переднем плане зелёного леса можно увидеть, как цветёт яблонька, это говорит о большой любви и рождении нового жизненного пути. Серый волк привезёт нашу пару в целости и сохранности, и они будут жить долго и счастливо, как в настоящей сказке.

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко из­вестны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие дру­гие.

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из кото­рой невольно вспоминаются при просмотре картины:

«Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »

Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя.

Сидя на своём верном друге, Иван-царевич креп­ко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, крас­ная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту.

Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная — рус­ская красавица с длинными вьющимися русыми во­лосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею кра­савицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными кам­нями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сло­жила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы — Натальи Анатольевны Мамонтовой.

Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.

Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Вид­но, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных ге­роев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец.

Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произве­дения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непре­менно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.

В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Се­ром Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живопи­си, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

Здесь искали:

  • сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс
  • сочинение по картине иван царевич на сером волке
  • сочинение иван царевич на сером волке

Герои

Картина «Иван-царевич на сером волке» показывает троих героев: Елену Прекрасную, Ивана-царевича и серого волка. Обсудим каждого из них по отдельности.

Серый волк очень любопытен не только с точки зрения исследователей, но также и с точки зрения обычных зрителей. Он приковывает к себе внимание тем, что имеет человеческие глаза, которые очень точно и глубоко отражают его внутренние настроение. При этом следует понимать, что на картине изображен волкулак, которого на Руси боялись и прогоняли. Автор же показывает, что в сером волке в этот момент нет негативных черт, таких как кровожадность или дикость. Волк символизирует в картине совсем другое — преданность и жертвенность.

Иван-царевич чувствует себя более спокойно, но при этом можно заметить его насторожённость и робость с Еленой. Он крепко держит её и осматривается по сторонам. По его взгляду видно, что за красавицу он вступится даже в смертельную схватку.

Елена Прекрасная боится погони, но доверяет своему спасителю. Она печальна и все так же красива. Картина «Иван-царевич на сером волке» показывает нам в образе Елены традиционную русскую красавицу с длинными светлыми волосами и прелестными украшениями.

Описание картины Иван Царевич на Сером волке в свободном стиле

Эта картина красивая, вот только называется неправильно! Там ведь не только Иван, а ещё принцесса на сером волке. Странно, что её игнорируют… Может, это намёк на то, что она кажется Ивану? Хотел выкрасть царевну, но не получилось. А от страха ему кажется, что выкрал. Но нет, не может такого быть, это просто название неправильное.

Картина сама по себе тёмная. На фоне дремучего леса. В темноте мерещатся (или реально) страшные морды. Деревья поросли мхом, ветви сухие – страшные. В этот момент волк прыгает через озерцо. Тут даже кувшинки. Может быть, это прыжок к свободе? То есть сейчас всё плохое (темная полоса дороги) закончится. Ведь тут с другой стороны озера растёт сакура! И не просто растёт, а ещё и цветёт. Хотя, может, это волшебное дерево, которое может их укрыть – спрятать. Так обычно в сказках и бывает.

Волк – зверюга, а глаза у него умные, прямо человеческие. По-моему, он был оборотнем в сказке. Но хорошим.

Бежит он очень быстро – даже меч у Ивана почти уже отлетел. Волосы у всех развеваются. Волк, вообще, летит в прыжке. Лапы вытянул – когти такие страшные.

Принцесса – светлое пятно на картине. Желто-голубое. На ней голубой плащ, золотое платье… Золотые же сапоги. Стильная девица. У неё драгоценная остроконечная шапочка. Сейчас девица в шоке, лицо ничего не выражает. А нет! Выражает покорность судьбе. «Что воля, что не… Всё равно!» У неё растрепаны волосы. Как бы она не зацепилась за ветку дерева! А то так и свалится с волка.

Хотя царевич крепко её держит варежкой. У него красивое лицо. Обеспокоенное. Получается, что он вор? Или герой, точней. Ну, для Кощея он вор, но кого интересует мнение злодея?

Иван тоже очень стильный (по тем временам). У него золотой плащ с бирюзой, красные сапоги (с узором) и шапочка розовая. Интересно, а зелёный пояс, как у него, это что-то значит? Как черный пояс, например. У него может быть дан по русскому рукопашному.

Мне странно, что у принца такое женское лицо. Ни усов, ни бороды. И в ухе серёжка – длинная. Вон развевается тоже. Вообще, уж извините, эта парочка напоминает мне старую группу «Тату». Рыженькая и черненькая. Костюмы прямо сценические.

Картина красивая, хотя немного мрачная. И всё-таки она очень странная. Самый мужественный тут волк! И тот не совсем волк. Царевич какой-то неубедительный. (Что на Руси богатырей нормальных мало было?!) Девица – будто и нет её. Яблонька подозрительная, шпионская. В общем, та ещё картина – ребус.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 59-61. 

УКМ «Перспектива»

Сказка «Иван-царевич и серый волк»

1. Перечитайте начало сказки. Можно ли назвать сад Берендея волшебным? Почему? Какие невероятные события происходили в нём?

В саду росли золотые яблоки, а значит его можно назвать волшебным. 

В сад прилетала жар-птица и клевала яблоки.

2. Какой вы представляете себе жар-птицу? Опишите её.

Жар-птица мне представляется огненной, очень горячей, обжигающей. Она небольшая, но с огромным хвостом.

3. Кто помогал Иван-царевичу? По каким признакам можно сказать, что это волшебное существо?

Ему помогал серый волк. Это волшебное существо потому, что умеет говорить и превращаться в животных или человека.

4. Сколько царей повстречал Иван-царевич? Какие запреты серого волка он нарушил?

Иван-царевич встретил двух царей: Кусмана и Афрона. Третьего царя Далмата он не видел.

Он тронул клетку, тронул уздечку, нарушив наказ серого волка.

5. Найдите в тексте описание тех событий, которые повторяются три раза. Является ли это признаком волшебной сказки?

Троекратные повторы являются важным признаком волшебной сказки.

6. Обратите внимание на построение сказки. Выпишите начало сказки, концовку, троекратные повторы.

Начало: Жил-был царь Берендей и было у него три сына.

Троекратные повторы: три ночи сыновья караулили сад; в три стороны разъехались братья; у трёх царей побывал Иван, три предмета похитил.

Концовка: стали они жить-поживать и горя не знать.

7. Расскажите, как сыновья выполняли распоряжения отца.

Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели.

Иван сторожил ответственно и сумел вырвать перо у жар-птицы.

8. Охарактеризуйте сыновей по их словам, подумайте над их поступками. Каким был Иван-царевич? Какими были его братья? У кого слова не расходятся с делом?

Старшие сыновья были ленивыми и жадными. Они спали, вместо того, чтобы сторожить. Они были завистливыми и коварными. Они убили Ивана.

Иван был добрым и честным. Он сторожил сад, он отправился на поиски жар-птицы. Но он был непослушным и хотел украсть уздечку и клетку.

У Ивана слова не расходятся с делом: сказал, что будет сторожить, и сторожил. Сказал, что добудет жар-птицу — и добыл.

9. Почему Ивану-царевичу, а не его братьям достались конь, жар-птица, Елена? Выберите ответ.

Выбираем ответ: Иван-царевич был заботливый, добрый и любящий сын.

10. Найдите в сказке устойчивые выражения. Как вы понимаете их?

Глаз не смыкал. Не спал всю ночь

Сон и прочь с глаз. Расхотелось спать.

Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает. Очень быстро бежит.

Путь-дорога. Направление пути.

Откуда не возьмись. Вдруг, неожиданно.

Служить верой-правдой. Служить честно.

Долго ли, коротко ли. Неопределённое время.

Пустить нехорошую славу. Опорочить доброе имя.

11. Вспомните, какие фантастические события происходили в сказке. Выстроите их в правильном порядке.

  1. Половина ночи прошла…
  2. Сел Иван-царевич на него верхом…
  3. Только дотронулся до клетки…
  4. Серый волк перевернулся через голову…
  5. Серый волк перекинулся через спину…
  6. Серый волк спрыснул мёртвой водой…

12. Разделите текст по смыслу на части. Озаглавьте каждую часть. Выделите в них опорные слова и выражения. Составьте план. Перескажите сказку близко к тексту.

План пересказа сказки «Иван-царевич и серый волк»

  1. Три брата в саду.
  2. Встреча с серым волком.
  3. Три царя.
  4. Возвращение.
  5. Смерть и воскрешение.

Пересказ сказки «Иван-царевич и серый волк» для 3 класса

Жил-был царь Берендей и было у него три сына. Имелся у царя сад, в котором росли золотые яблоки. Но стал кто-то яблоки воровать и отправил царь сыновей стеречь яблоки. Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели, а младший Иван увидел жар-птицу и вырвал у ней перо.

Берендей попросил сыновей достать ему жар-птицу и сыновья разъехались в разные стороны. Однажды Иван спал в лесу, а проснувшись нашёл от коня только косточки. Он долго шёл пешком, а потом встретил серого волка. Серый волк обещал помочь Ивану в поисках, потому что это он съел коня и оказался должен Ивану.

Он отвёз Ивана к царю Кусману, у которого жила жар-птица. Но Иван не послушал наказ волка и попытался схватить клетку. Она оказалась на сигнализации и Ивана схватили. Кусман потребовал, чтобы Иван привёл ему коня златогривого.

Волк отвёз Ивана к царю Афрону, но и тут Иван подкачал. Он позарился на уздечку и его опять поймали. Пришлось Ивану отправляться за Еленой Прекрасной.

Волку это надоело и он сам выкрал Елену. Потом волк превратился в Елену и Иван отдал его Афрону. Ночью волк убежал. Так же они обманули царя Кусмана и Иван стал обладателем коня, Елены и жар-птицы.

Он попрощался с волком, но братья убили Ивана и забрали его добычу. С помощью ворона и живой воды волк оживил Ивана и растерзал братьев.

Иван вернулся домой и царь Берендей недолго горевал по коварным сыновьям. А Иван женился на Елене и жили они долго и счастливо.

13-15. Рассмотрите картину Васнецова «Иван-царевич на сером волке». Составьте небольшой рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке».

Рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке» для 3 класса

Эту картину художник назвал именно так, потому что центральное место на полотне занимает Иван-царевич, мчащийся на сером волке.

Её можно было бы назвать «Похищение Елены» или «В тёмном лесу», но мне название автора кажется наиболее удачным.

На картине мы видим тёмный, почти чёрный лес, сквозь который несутся герои. Волк, как ему и полагается, серого цвета. А вот Иван-царевич одет в богатый золотой костюм, нарядную красную шапку. Елена трогательно прижимается к царевичу, она в красивом белом платье.

Серый волк скачет мимо деревьев и загадочных, прекрасных цветов. Но царевич с Еленой не смотрят по сторонам. Елена повесила голову, она вся в раздумьях о будущем. Иван тоже задумчив, его тревожит встреча с отцом.

Если бы я была Еленой Прекрасной, я бы тоже переживала. Она была похищена из дома родного отца, а Иван-царевич хоть и красив, но пока совершенно ей незнаком. Да и серый волк кажется пугающим. Мне было бы страшно в лесу и я волновалась бы о том, что случится дальше.

Мне нравится эта картина, потому что она очень сказочная и яркая. Несмотря на тёмные цвета, это полотно наполнено светом. Это настоящее волшебство, которое сумел воплотить художник.

1

Мы долго не возвращались к сказке об Иван-царевиче и сером волке (см. сказку — http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan.htm ), проведя анализ только первого сюжета. Там рассказывалось, что Волк — тотемный предок, который становится наставником Ивана-царевича, ведь отец его отправляет не воровать, как кажется на первый взгляд, а поучиться жизни. Он отправляет именно Ивана учиться, потому что тот показал себя наиболее достойным из всех братьев: пройдя испытание в ночном карауле, он заслужил волшебный дар от предка.
Я долго ожидал от читателей каких-то собственных соображений. Но поскольку таковых уж нет, давайте разбирать сказку дальше. Первый сюжет был разобран в 15-ом выпуске рассылки «Древняя религия славян» от 2 августа 2004г. ( 
http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan2.htm ). Начало темы с постановкой проблемы, со всеми сюжетами сказки и вопросами в 14-ом выпуске от 24 июля 2004г. (http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan1.htm ). Сегодня мы разберем второй и третий сюжеты и вопросы к ним.

====
Сюжет 2. Волк научает Ивана, как похитить Жар-птицу. Однако, похитив Жар-птицу, Иван хочет сверх меры прихватить и золотую клетку, на чем попадается. Происходит такой диалог Ивана с хозяином жар-птицы, царем Афроном:
«- Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.
— А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла?
— А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас… Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой.»
Потом эта же ситуация повторяется в сюжете с царем Кусманом, и тот готов простить Ивана, если он похитит для него Елену Прекрасную у царя Далмата.
Вопросы детские такие:
— Разве волк не учит Ивана воровству, разве не этому учит вся сказка?
— Царь Афрон призывает Ивана вести себя по совести, но почему мы не видим даже тени сожаления о содеянном у Ивана? 
====
Действительно, волк наущает Ивана стащить Жар-птицу, но ведь такова волчья натура: дичь добывать хоть в лесу, хоть в хозяйском хлеву. Жить-то на что? Не так ли и наши “новые русские” оправдывают свое первоначальное накопление капитала нечистыми средствами?! В свое время психологи проводили эксперимент, изучая готовность людей пойти на мошенничество в игровой форме. Обнаружили, что некоторые люди переходят к этому достаточно быстро, а другие могут долго сопротивляться соблазну, но когда стресс и риск ущерба от честного поведения превышает некий порог, то практически все переходят к “жульничеству”. 
А поскольку юный Иван является молодым воином-волком, то он обязан овладеть этим волчьим искусством: преодолевать преграды, незаметно подкрадываться, находить уязвимое место в охране. И кто, как не тотемный предок–волк, может его этому научить лучше всех. Это можно рассматривать как одно из инициационных испытаний. 
Посмотрите-ка, ведь царь Афрон явно знает царевича и его отца, раз выражает ему уважение. Значит, и отец Ивана знает царя Афрона, вероятнее всего, они родственники! Так что же получается, отец посылает заранее сына на воровство к родственнику, чтобы поссориться с последним? Ужели он не боится ссоры, не боится потерять сына или даже начала войны?
Вот здесь мы с вами подошли к одному из очень интересных моментов в организации родовой жизни многих древних племен. Этнологи знают, что на Кавказе у некоторых племен, например, у чечен, и сейчас остается в силе традиция так называемого обрядово-инициационного воровства, когда юноша должен похитить нечто у родственника, подтвердив свой взрослый статус. Ведь в древних родовых обществах, когда еще не возникает резкого классового различия, то нет и института частной собственности. Значит, и похищение у родственника вещи является не воровством, а своего рода ритуальным обменом-дарением. Но обычай требует, чтобы этот ритуальный обмен произошел именно как похищение, в котором посвящаемый должен проявить ловкость, смекалку, хитрость, уверенность в себе. Причем родственник, у которого похищают, сразу же понимает, что произошло и кто похитил. Но разыгрывает целый спектакль, одновременно радуясь тому, что его молодой родич исполнил положенное. А ведь далее ему предстоит в соответствии с обычаем похитить себе невесту! Все идет к этому в сказке, и это отражение наших очень древних обычаев.
Однако, отвлекаясь от этой наиболее архаической подоплеки, обратим внимание на два обстоятельства нравственного значения. 
Во-первых, Иван не чувствует сожаления о содеянном, потому что с чувством справедливости осуществляет древний принцип «око за око». И волк учит его чувствовать эту справедливую меру возмездия, предупреждая, чтобы Иван не покушался на большее. Но тот прокалывается именно на том, что пытается взять не только «око за око» или «жар-птицу за яблоки», но хватает из алчности больше этой справедливой меры. И эта алчность, не умение удержать меру «око за око», оборачивается тем, что его хватает охрана. Это действие языческого вселенского нравственного закона (именуемого Ротой-Ритой).
Во-вторых, мы видим, что царь Афрон, обращаясь к совести, увещивая и пристыживая Ивана, сам совершает поступок, который нравственным никак не назовешь. Осуждая Ивана за воровство, призывая к совести, он тут же вопреки совести посылает его на новое воровство. Согласитесь, что это не менее безнравственно, чем просто воровать. И в силу действия языческого вселенского закона справедливости, он должен понести соразмерное наказание. Затем эта же ситуация повторяется с царем Кусманом.
Возвращаясь к анализу на наиболее архаическом уровне, мы можем здесь усмотреть, что родственник, у которого посвящаемый не смог похитить вещь, дает шанс испытуемому исправиться, продолжив испытание. Такое истолкование также может иметь место.

=====
Сюжет 3. Волк не допускает Ивана, чтобы тот похитил Елену Прекрасную, а делает это сам. Когда Иван едет обратно с Еленой Прекрасной и не хочет с ней расставаться, волк помогает ему обмануть, — притворившись сперва Еленой, а потом Конем, — царей Кусмана и Афрона и получить задаром Коня с уздечкой, Жар-птицу с клеткой, не отдавая Елены Прекрасной.
Вопросы: 
— Почему волк сам похищает Елену Прекрасную для Ивана, а его не допускает до этого разбойничьего дела?
— Почему Иван, не испытывая никаких угрызений совести, идет на обман царей Афрона и Кусмана?
— Учит ли сказка детей и взрослых быть бессовестными обманщиками?
=====
Из ответов по второму сюжету вы понимаете, что Ивану незачем жалеть царя Афрона и Кусмана. Они ведь сами понуждали его к воровству, значит, и заслужили этого по отношению к себе. Но Иван из уважения к старшим и в благодарность за то, что они его не стали предавать позору, когда поймали на воровстве, не способен был бы подвергнуть их такому осмеянию, каковому их подвергает волк, обращаясь то Еленой Прекрасной, то Конем. Иван к тому же еще и юн, и не настолько силен в волховстве-оборотничестве. Волк, как тотемный предок общий и для Ивана, и для каждого из этих царей, берет на себя исполнение того, что положено им по Роте, по нравственному вселенскому закону.
Если же смотреть на это с точки зрения архаического обычая инициационного воровства, то можно догадаться, что родственники Ивана, приветствуя завершение им цикла испытаний и похищение невесты, одаривают молодых дополнительно свадебными подарками, отыгрывая по обычаю это, как комический спектакль-происшествие.

Открытое же похищение Волком у царя Далмата его дочери, Елены Прекрасной, носит свадебно-ритуальный характер похищения невесты с помощью дружков. Если бы это сделал Иван, это было бы воспринято именно как насилие и разбой, за ним учинили бы погоню. Когда же такое похищение совершается тотемным предком, то все понимают, что совершается священнодействие, результатом которого должна быть свадьба. И в результате Иван просто обязан это сделать, иначе это будет позор перед всеми родными.

Итак, мы видим, что те обычаи ритуального воровства и похищения, которые раньше были нормой взаимообмена, взаимодарения, инициационного и предбрачного испытания в обществе, не знающем частной собственности, в другое время начинают интерпретироваться как подлинное воровство и похищение. Архаический обычай забыт, хотя люди, знающие народную жизнь изнутри, догадываются, что здесь что-то не так, что все это шутовство и игра. Помните, что даже в наше время во многих деревнях двери не закрываются на засов. В результате этого наложения разных пластов восприятия, интерпретаций и попытки художественным путем свести концы с концами возникает удивительный феномен этой сказки.

  • Отзыв на рассказ далекая и близкая сказка
  • Отзыв на рассказ детство суворова
  • Отзыв на рассказ живая шляпа
  • Отзыв на рассказ детство толстого 4 класс
  • Отзыв на рассказ девочка на шаре драгунского