Отзыв на рассказ филиппок 2 класс

Краткие содержаниятолстой левфилипокмаленький мальчик по имени филипок жил деревне. когда дети постарше разошлись на школьные занятия, ему тоже захотелось поучиться.родители
  • Краткие содержания
  • Толстой Лев
  • Филипок

Маленький мальчик по имени Филипок жил деревне. Когда дети постарше разошлись на школьные занятия, ему тоже захотелось поучиться.

Родители были на работе, Филипп сидел с бабушкой. Но старушка устала и заснула. Мальчишка решил не упускать свой шанс. Он надел отцовскую шапку, свою не смог найти, и отправился в школу.

Школа находилась на другом конце деревни. Пока Филипок шел по своей улице, собаки его не трогали. Они давно знали мальчишку. Стоило только ему уйти дальше от своей слободы, как накинулись злые, не знакомые собаки. Плохо бы пришлось Филипку, если бы не мужик, который отогнал разъяренных животных.

Затем, мальчишка бросился прямиком в школу. Но у дверей замешкался, ему стало страшно. Потом все-таки переборов страх, Филипок вошел в учебное заведение. В школе было много ребят, был и учитель, который сразу заметил мальчика.

Учитель поинтересовался у Филипка, кто он такой и что здесь делает. Мальчик так растерялся, что в горле пересохло. Он не смог ответить, и заплакал, благо ученики сказали педагогу, что это Филипок, брат Кости, который уже учится в школе.

Учитель посадил мальчишку вместе с братом, и позволил приходить на занятия, если так ему хочется.

Человек всегда должен учиться, познавать новое и интересное, несмотря на возраст. Филипок, достойный пример для каждого из нас.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание «Филипка» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Филипок

Число страниц: 4. Толстой Лев Николаевич. «Филипок». Издательство «Стрекоза». 2021 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1875 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Филипок»?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Евгения Тарабановская

    9/10

  • Яромир Накаряков

    9/10

  • Людмила Подвалкова

    9/10

  • Надежда Бураева

    10/10

  • Татьяна Корхова

    9/10

Сюжет

Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

Пока Филипок шёл по своей улице, всё было спокойно, но как только он вышел за пределы родной улицы, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашёл в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся ещё больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата и пообещал, что договорится с его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

Учитель попросил Филипка написать своё имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.

Аннотация к рассказу

Филипок очень хотел пойти в школу, но мать его не пускала, считая, что для обучения он ещё слишком мал, поэтому велела ему остаться дома. Однако вскоре его отец и мать отправились на работу, старший брат Костюшка ушёл в школу, и мальчик остался дома только со старенькой бабушкой. Вскоре старушка уснула, а Филипок, заскучав и не найдя себе никакого занятия, решил всё-таки осуществить свою мечту: надел старую отцовскую шапку, поскольку своей не нашёл, и отправился в школу. Он не сомневался, что там ему понравится.

Но его ожидал непростой путь. В родной слободе псы знали его и не трогали, но за её пределами за ним погнались чужие собаки — Жучка и Волчок. Он бросился бежать, но, к счастью, собак отогнал какой-то мужик. Он спросил у мальчика, куда он бежит один, но тот ничего не ответил, подобрав полы и просто убежав.

Наконец Филипок прибежал к школе, но вдруг испугался туда заходить, опасаясь, что учитель прогонит его. Назад идти он тоже не мог из-за страха перед собаками. В это время проходившая мимо баба с ведром сказала ему, что все уже на уроке, а он стоит здесь один, и это заставило его всё-таки войти в школьные сени.

Но, зайдя в класс, наполненный учениками, Филипп снова испугался, особенно когда учитель в красном шарфе строго начал задавать ему вопросы о том, кто он такой. От страха у мальчика пересохло в горле — он даже не смог дать ответ и заплакал. Тогда учитель сжалился над ним, погладил его по голове и узнал у ребят, что это за мальчик и откуда.

Поняв, что Филипок — Костюшкин брат, который давно просится в школу, но не может туда ходить из-за материнского наказа, учитель пообещал, что поговорит с матерью Филипка и договорится, чтобы та отпускала ребёнка в школу.

После этого он усадил его на лавку рядом с Костюшкой и начал показывать ему буквы. Но выяснилось, что Филипок уже и сам знает их, умеет складывать своё имя и даже понемногу учится читать книги: всему этому его учил старший брат. Зато правильно произносить молитвы он ещё не мог, принялся частить их, постоянно путая каждое слово. Учитель посоветовал ему не хвалиться, а поучиться получше — таким образом, Филипок записался в класс и вместе с другими ребятами начал посещать школу, а его заветная мечта сбылась.

Отзыв

Филипок, несмотря на свой возраст, оказался очень настойчивым и упрямым мальчиком. Он так хотел учиться вместе с ребятами, что его даже не испугали собаки, повстречавшиеся на пути. Учитель оценил его стремление к знаниям и принял в класс.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок.

Отзывы читателей

Недавно на уроке внеклассного чтения мы анализировали этот рассказ, а потом нам задали разделить его на части и озаглавить каждую. Еще нужно было нарисовать Филипка. Картинки у всех получились разные, но интересные. Самый главный вопрос на уроке, который мы разбирали, был такой: почему мальчик решил пойти в школу? Он хотел быть взрослее, походить на своего брата и получать знания так же, как все. Этот литературный персонаж настоящий герой, так как он с самого детства добивается своих целей и ничего не боится. Надеюсь, мой отзыв был полезен, помог разобраться со смыслом рассказа.

Павел

Это интересное, увлекательное и поучительное произведение. Толстой всегда во всех своих книгах закладывает глубокий смысл. В этом рассказе основная идея в том, что нужно получать знания, развиваться, добиваться своих целей. Еще мне понравилась сказка «Липунюшка», она имеет немного другой смысл, но также будет поучительна. Особенно интересно читать с иллюстрациями. Кстати, я брала книгу с рассказами автора, где были красивые изображения героев, даже Филипка.

Олеся

Я читал рассказ Л. Н. Толстого «Филипок» в кратком содержании. Мне история мальчика очень понравилась. Особенно заинтересовала характеристика ребенка. Он оказался целеустремленным, не боялся ничего. Просто видел цель и шел к ней. Обычно такие дети встречаются очень редко, но они есть. Именно с таких персонажей нужно брать пример, стремиться стать таким же любознательным и решительным человеком. Лев Николаевич — это мой любимый писатель, я всегда рекомендую читать его произведения.
Александр

Вывод (мое мнение)

Желание учится в раннем возрасте может повлиять на дальнейшую жизнь. Целеустремленность Филиппка была вознаграждена. Мальчик был смел и мужествен. Нападение собак не заставило бежать домой. И хотя он заплакал со страху перед учителем, победил себя. Учитель показал, насколько важно быть скромным.

Добавить в избранное

Филипок

— крестьянский мальчик 5 лет, который очень хотел учиться в школе, как старший брат Костя. Он показывает упорство, смекалку, любознательность и решительность, почти как у взрослого человека.

Костюшка

— старший брат главного героя;

Мама

— обычная крестьянка;

Сельский учитель

;

Прохожий

, который отогнал собак;

Краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого «Филипок»

Крестьянский мальчик Филиппок еще слишком мал, чтоб ходить в школу, поэтому мама велела ему сидеть дома. Оставшись в доме с бабушкой и заскучав, Филиппок все равно решил пойти в школу, где учился его старший брат.

Идти в школу нужно было далеко, через все село. На окраине на мальчика напали собаки, но какой-то прохожий их отогнал, и малыш продолжил путь.

Прибежав к школе, мальчик оробел, думал, что его прогонят. Но все же Филипок решился зайти.

Мальчик увидел много ребят, которые шумно и весело себя вели, причем учитель не возражал. Он сразу обратил внимание на робкого Филиппка, стал спрашивать, кто он и откуда. Филипок оробел, но ребята подсказали, что это брат Кости.

Учитель пожалел мальчика и разрешил ему остаться на занятиях. Проверив его знания, учитель увидел, что Филипок немножко умеет читать, пишет свое имя, но путается в молитвах.

Мальчик пояснил: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!», и учитель это оценил. С этого памятного дня мальчик начал посещать занятия в школе.

Толстой привлекает внимание к природному познавательному интересу, который есть в детях. Филипок так сильно хочет учиться, что идет в школу наперекор матери.

Малыша не останавливают ни возраст, ни отсутствие шапки (взял отцовскую), ни расстояние, ни погода, ни собаки.

Учитель, увидев такое рвение, сможет использовать его по назначению и обучить мальчика в краткие сроки.

Сам Толстой придерживался такой же позиции касаемо обучения крестьянских детей. Он был противником жесткой дисциплины: учиться в школе в Ясной Поляне могли любые дети, на уроках было много свободы и личного общения. Писатель верил в то, что образование необходимо людям всех сословий.

Было интересно? Смотри еще:

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности

Рассказ «Филипок» Толстого был написан в 1875 году. Это история о маленьком крестьянском мальчике, который очень хотел учиться в школе вместе со старшими ребятами.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Филипка». Пересказ пригодится также и для читательского дневника.

Другие персонажи

Помимо главного героя, в произведении присутствуют и другие персонажи, и хотя они скорее второстепенные, благодаря их образам можно составить цельный рисунок жизни Филипка в слободе и его смелого поступка. К ним относятся:

  • Мать Филипка — добрая, работящая и заботливая женщина. Именно из-за заботы о своём ребёнке она не может просто так отпустить сына в школу, ведь, по её мнению, он ещё слишком мал. Она велит ему сидеть дома.
  • Сельский учитель — мудрый, понимающий человек. Носит красный шарф. Поначалу кажется очень строгим, из-за чего оробевший Филипок даже не может сдержать слёзы. Но потом учитель демонстрирует доброту и отзывчивость. Он поощряет тягу к знаниям, не отмахивается от нового ученика, а собирается помочь ему. А также он обещает, что поговорит с матерью Филипка, чтобы та отпускала своего сына в школу.
  • Костюшка — старший брат Филипка, ставший для него хорошим примером. Помогал младшему, обучая его читать, писать, складывать своё имя.
  • Баба с ведром — встретившись на пути Филипка в школу, своими словами подтолкнула засомневавшегося мальчика всё-таки отправиться в класс.

Филипок: характеристика главного героя

В рассказе Л. Н. Толстого Филипок предстаёт перед читателем обычным ребёнком дошкольного возраста, проживающим в небольшой слободе вместе с матерью, отцом, старой бабушкой и старшим братом Костюшкой. Его мать занимается подённой работой, отец трудится в лесу, старший брат ходит в школу. Филипок любознателен, активен и завидует Костюшке, с самого детства тянется к знаниям, поэтому просит брата понемногу обучать его буквам и чтению. Как и многие младшие братья, он старается подражать старшему.

Благодаря любознательности и огромному желанию учиться главный герой вызывает у читателя симпатию: детям непременно захочется брать с него пример.

Кроме того, мальчику присущи такие качества характера, как смелость, решительность, целеустремлённость, отчаянность, настойчивость, упрямство, умение идти к цели и добиваться её. Возможно, другой ребёнок на его месте, услышав, что он ещё мал для школы, смирился бы с этим и просто стал ждать, когда подрастёт. Но не Филипок: он смело бросился навстречу препятствиям, которые поджидали его на пути. И хотя он демонстрирует непоседливость и непослушание, всё это — ради учёбы и знаний.

Несмотря на решительные действия Филиппа, во многом автор рисует его как обычного ребёнка-дошкольника: ему не чужды страх, волнение, сомнения, робость. Он боится собак, из-за испуга не может ответить на вопрос мужика, отогнавшего псов, сомневается, стоит ли заходить в школу, и, наконец, даже плачет при разговоре с учителем. Но когда все беды и волнения оказываются позади, к нему возвращаются его активность, бойкость и веселье.

Что касается внешности, то на основе текста произведения можно предположить, что Филипок очень маленький, низкого роста — даже полы его одежды волочатся за ним. В школу он пришёл в большой старой отцовской шапке.

Сам главный герой описывает себя так: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!». Он немного самоуверен и гордится своими качествами, но учитель останавливает его, советуя ему сначала получше поучиться. Уже в своём возрасте Филипок умён не по годам, а благодаря положительным качествам своего характера он уверенно идёт к новым победам.

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс


3

Отзыв о рассказе.

Что написать?

Как написать?

10 ответов:

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс



5



0

Прочитав произведение Толстого, могу сделать вывод, что раньше люди были другие. Даже маленькие дети стремились учиться и особенно в бедных семьях, откуда был родом Филиппок. Несмотря на то, что ему возраст не позволял учиться, но он очень хотел ходить в школу вместе со своим старшим братом. Тут мне понравился еще и учитель, который хоть был и строгий, но пожалел мальчика и разрешил ему тоже ходить в школу, с братом. Этот небольшой рассказ учит тому, что надо добиваться своих целей и не отступать. У Филиппка была очень сложная дорога до школы, но он не испугался, и не свернул домой, а вот на пороге школы стал стесняться уже, правда потом сумел себя взять в руки. Рассказ учит доброте и пониманию. Советую всем к прочтению. На меня он произвел впечатление!

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс



3



0

О школе идет повествование в рассказе Л. Толстого под названием «Филиппок». Это имя мальчик главного героя, который еще не ходит в школу, потому что лет еще мало. Но он мечтает об этом. Другие малыши уже стали учениками, а Филиппок дома сидел. Он не утерпел, оставшись один, и отправился в опасный путь, преодолев страх, но добравшись до школы. Учительница оценила его стремление к учению. Она посадила его с братом,и гордый мальчик старательно писал буквы. Рассказ учит, что к своей мечте нужно стремиться и , преодолевая трудности, достигать цели. Для БВ. https://text.ru/anti­<wbr />plagiat/5b762b83daf03

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс



3



0

Мне очень понравился рассказ Льва Николаевича Толстого «Филиппок».

В нем читатели знакомятся с маленьким мальчиком, которому по возрасту ещё рано в школу, но он очень хочет учиться. Филиппок убегает в школу, когда старенькая бабушка засыпает.

Здорово, когда маленький человек тянется к знаниям и готов ради учебы преодолевать препятствия, свой страх и робость.

Очень показательно в рассказе поведение школьного учителя. Он не отмахнулся от маленького ученика, уделил ему внимание, не остался равнодушным. Значит, он учитель по призванию.

Ведь возможно, если бы учитель повел себя по-другому, Филиппок бы потерял желание получать знания.

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс



3



0

Недавно я прочитала рассказ «Филиппок», мне этот рассказ очень понравился.

Главный герой — это маленький мальчик по имени Филиппок, он очень сообразительный и мечтает ходить в школу.

В один день мальчик вышел из дома и отправился в школу, по дороге он пережил очень много, но все же смог добраться до школы.

Филиппок очень стеснялся учителя и сразу не смог ответить на его вопросы, но потом он стал бойко отвечать, учитель пожалел мальчика и взял к себе в класс. С тех пор Филиппок стал учеником.

Рассказ учит нас добиваться своей цели, не пасовать перед трудностями.

Рассказ хоть и короткий, но очень интересный, советую к прочтению.

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс



2



0

Отзыв на рассказа Толстого «Филипок».

Главный герой этого рассказа — мальчик Филипок, который был еще слишком мал, чтобы учиться в школе, но который, тем не менее, всей душой стремился к знаниям. ему не хотелось отставать от других ребят, которые уже учились в школе и потому Филипок, оставшись дома один, не утерпел и отправился в школу.

Мне очень понравилась настойчивость и даже храбрость мальчика, который проделал долгий и опасный для такого малыша путь до школы, который старательно выводил буквы своего имени, которому очень хотелось учиться.

Человек должен учиться в любой возрасте, вот какую основную идею несет в себе этот рассказ.

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс



2



0

Прочитав произведение Льва Толстого, которое имеет такое название как «Филипок» мне удалось узнать, что учение свет, а не учение тьма. Учиться очень полезно и важно быть трудолюбивым человеком. Благодаря прочитанному рассказу я смог обучиться самостоятельности, а также понял, что важно достигать цели, которая поставлена перед тобой.Человек сам является кузнецом своего счастья и нужно стремиться к большему!

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс



2



0

Рассказ Льва Толстого «Филиппок» короткий, но читать его интересно, ведь он — о школе. Главный герой повествования Филиппок пока еще не дорос до посещения школы, но мечтает о ней. Он видит, как его брат Костя ходит в школу, и один раз решил тоже в неё попасть.

Желание мальчика было настолько велико, что его не остановил ни длинный путь, ни стая злых собак, встретившихся на дороге. Филиппок добрел до школы и ему было страшно переступать порог, но он преодолел себя и вошел.

Мне понравилось, что учитель с пониманием отнесся к желанию Филиппка учиться, хотя сначала и встретил его с недоверием. Мальчику было разрешено сесть на лавку рядом с братом, а затем учитель пообещал поговорить с мамой, чтобы она дала разрешение посещать ему школу.

Рассказ Толстого учит нас стремиться к знаниям, потому что это очень важно в жизни. Чем больше знаний мы получим в школе, тем легче нам будет овладеть выбранной профессией. Я поняла, что если хочешь учиться, то никакие преграды не смогут нас остановить на пути к познанию мира.

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс



2



0

Рассказ Льва Толстого «Филиппок».

Главные герои: маленький мальчик Филиппок, храбрый и упорный. Очень сильно хотел учиться, чтобы быть грамотным; Мама мальчика, добрая и заботливая. Всегда занята повседневным трудом; Учитель, человек умный, добрый, внимательный, понимающий. Стремиться ученикам привить любовь к знаниям.

Немного о рассказе. Жил был Филиппок, который очень сильно хотел учиться в школе, хотел быть образованным человеком, но, Мама его не пускала, считая его слишком маленьким для школы.

Отзыв о рассказе.

Прочитав рассказ, он мне понравился. Хочется выделить маленького мальчика Филиппка, который очень сильно хочет учится, но, его не пускают в силу своего маленького возраста. И самое интересное, что проникаешься симпатией к нему, и начинаешь переживать за него. Филиппок, предстаёт перед глазами как самостоятельный, и упорный мальчик, который добивается своей цели. А это, вызывает уважение.

Рассказ написан простым и понятным языком.

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс



2



0

В рассказе «Филиппок» показан прекрасный пример ребенка. По сюжету рассказа маленький мальчик не может посещать школу. Он еще слишком молод для учебы с ребятами взрослее. Однако он стремился на столько сильно, что даже придумал, как посетить школу обхитрив всех. В итоге попав в школу ребята рассказали учителю, как мальчик стремится учиться. Учитель его понял и согласился посадить ребенка рядом со старшим братом.

Таким образом мы видим пример стремления с детства, что очень редкость. Я так понимаю автор учит детей достижению знаний с самого детства. Филиппок дает прекрасный пример усердия и желания получить знания раньше, чем ему положено.

Мне кажется каждый должен понимать, что стремление учиться должно всегда поддерживаться.

Я советую прочитать этот рассказ не только детям, но и взрослым, которые считают, что ребенку рано то или это.

Здесь можно прочитать главную мысль рассказа.

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс



2



0

Филлипок — интересный рассказ Льва Николаевича Толстого для тех, кто помладше.

Это история про мальчика, которого зовут Филипп. Однажды дети отправились в школу, а главного героя мама задержала, поскольку еще мал. Но ребенок, когда мама ушла по своим делам, тоже направился в учебное заведение. На пути у него случились приключения: в незнакомой местности ребенку помешали собаки, хотя прохожий мужчина помог отвязаться. Мальчик достиг школы и зашел в класс, где большое количество учеников и шумно. Кто-то заметил, что новенький — это брат Кости. Учительница помогла освоиться и дала написать имя на доске, — получилось «Хвелепок». Педагог решила заступиться за Филлипка и замолвить о нем словечко маме мальчика.

Рассказ поучительный, поскольку он о юном герое, не страшащемся опасностей и препятствий по дороге в школу и знаниям. Мужественный и храбрый, желает поскорее учиться. Кто готов получить образование, тому не рано. Можно рекомендовать к прочтению детям дошкольного возраста и в первом классе.

Толстой "Филиппок"­: как написать отзыв о прочитанном?

Читайте также

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс

Вдали от моря орёл свил себе гнездо и вывел птенцов.

Однажды, когда орёл подлетал к гнезду с рыбой для птенцов, люди, забросав птицу камнями, отобрали рыбу.

Но, так как птенцы были голодны и постоянно пищали, уставшему и обессилевшему орлу, пришлось снова лететь к морю за рыбой.

Вернувшись поздно вечером с добычей, орел накормил голодных птенцов.

План рассказа.

1.Голодные орлята (завязка)

2.Люди забрали у орла, пойманную им рыбу.(начало сюжета).

3.Голодные птенцы продолжают пищать, несмотря на все попытки орла успокоить их.

4.Уставший орёл, собравшись с силами, снова летит к морю(кульминация).

5.Орёл прилетел с рыбой и накормил деток(развязка).

Главная мысль пооизведения в том, что только любовь придаёт нам силы, даёт второе дыхание, вдохновляет на подвиги.

Учит рассказ стойкости, терпеливости, выносливости и , конечно, доброте.

Все же злыми бывают люди и по отношению друг к другу, и по отношению к природе, животным птицам.

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс

Напишем своё отношение к произведению:

У Льва Николаевича Толстого очень много потрясающих произведений и одно из лучших — это «Лев и собачка».

Совсем небольшая по объёму быль повествует нам о настоящей преданности и верности.

К льву в клетку посадили маленькую собачку и все были уверены, что лев её съест. Но произошло невероятное: лев искренне полюбил собачку и относился к ней, как к другу, даже едой своей делился.

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс

Но, к сожалению, через какое — то время собачка умерла и лев смог прожить без неё всего лишь несколько дней и тоже умер.

Мне очень понравилась эта сказка — быль, она учит быть настоящим преданным другом.

SNEGINKA для Большого вопроса.ru

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс

Рассказ Толстого «Акула» произвел на меня сильное впечатление, и не только сюжетной линией. Мне понравился главный герой повествования — умный, смелый и решительный человек, офицер-артиллерист. Он верно оценил возникшую ситуацию и смог принять единственное решение, которое помогло спасти жизни двух ребят.

Два мальчика купались в открытом море и не заметили, как к ним стремительно приближалась акула. А вот на корабле акулу увидели, поэтому сначала решили спасать ребят на лодке, но не успели подплыть раньше акулы. Тогда артиллерист понял, что остался единственный шанс спасти мальчиков. Его действия были очень рискованными и могли привести к гибели детей, но все-таки один шанс был.

Произведенный выстрел из пушки избавил мальчиков от зубов акулы, а они при этом не пострадали. Мне очень понравился артиллерист, который действовал четко, выверено и обдуманно. Спасение ребят — заслуга этого человека, а мы должны брать с него пример. Я поняла, что в сложных ситуациях теряться и раздумывать долго нельзя. Нужно принимать неординарные решения, именно это может избавить нас от возникшей проблемы.

О том, чему учит рассказ «Акула» можно прочитать у нас на БВ.

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс

В произведении Толстого «Князь МИхайло Репнин» показан конфликт царя Ивана Грозного и его подданного князя Репнина. Противостояние смелого, немного дерзкого, но правдивого и преданного Родине Репнина заканчивается его смертью. Князь при всех призывал Грозного образумиться и править по совести и вере:

GADcqobLlW7jnYh3ZTu7b3dVRvP4M.png

Но Грозный правил, не прислушиваясь к мудрым речам. Власть и цари любят льстецов, которые выполняют все их прихоти, готовы надеть любую маску, любую личину и плясать так, как велит того царь. При этом Грозный очень скор на расправу: он убивает Репнина прямо на пиру и сам пир не останавливает, гулянья продолжаются.

Главная тема — это:

  • власть и противостояние ей;
  • система/власть/дикта­<wbr />тура и человек/личность, их противостояние;
  • вспыльчивость и кровожадность, опрометчивость царя и бесстрашие, непокорность князя;
  • потворство своим желаниям и утехам царя и мысли о судьбе Отечества князя.

Отзыв о прочитанном: очень непростое произведение с трагической концовкой. Безусловно, сам князь Репнин, его идеалы и его смелость заслуживают уважения, его поступок достоин восхищения. Жаль, что его преданность государству была понята царем лишь после гибели князя. По крайней мере Грозный раскаялся в содеянном. Если человек задумается о своих ошибках, значит, еще не все потеряно.

Отзыв на рассказ филиппок 2 класс

Рассказ «После бала» основан на реальных событиях, которые произошли с родным братом Л.Н.Толстого. Сюжет рассказа состоит из двух частей, в первой его части идет описание бала, на котором царит атмосфера праздника, света, любви. Центральные герои этой части Варенька и Иван Васильевич, которые наслаждаются балом, взаимной влюбленностью и очарованием, и отец Вареньки, который предстает перед читателем как грузноватый, но красивый мужчина. Вторая часть поражает контрастностью, в ней автор описывает избиение беглого татарина. Следил и руководил избиением татарина отец Вареньки. Увидев Ивана Васильевича, отец Вареньки сделал вид, что не узнал его. Это событие оставило глубокий след в душе Ивана Васильевича, он не мог понять, как в одном человеке могли уживаться столь противоречивые качества. С одной стороны, он был нежно любящий, заботящийся о дочери, отец, и с другой стороны, жестокий, злобный тиран, требующий от солдат повиновения палкой. Иван Васильевич не смог постичь эти противоречия, и в одну ночь они изменяет свои убеждения. Он отказался от карьеры военного и разлюбил Вареньку. Рассказ Толстого Л.Н. «После бала» наполнен глубоким гуманистическим смыслом справедливости, чести, человеческого достоинства.

Желаю Вам успехов в учебе и благополучия!

Лев Толстой известен как настоящий мастер больших литературных произведений, однако в этой истории он крайне коротко и ёмко продемонстрировал стремление мальчика к мечте. Рассказ написан очень простым и доступным языком, понятным каждому ребёнку. Некоторые угадывают в образе Филипка великого Михаила Ломоносова, знаменитого своим стремлением к знаниям, другие же просто видят в этом персонаже хороший пример для подражания — наглядную иллюстрацию того, насколько важно и нужно учиться каждому человеку.

Сюжет

Однажды, все ребята в деревне ушли утром на учебу в школу. Филипп хотел идти с ними, но мать сказала, что он еще мал. Родители ушли на работу, и мальчик остался один с бабушкой. Та уснула на печи, стало скучно. Взяв старую шапку отца, мальчик смело направился к школе. А она находилась за селом. В пути на Филиппка напали собаки, но добрый мужик отогнал их. Мальчик, не объяснив куда спешит побежал оттуда. В школе шел урок, было тяжело решится войти. Но обратно к собакам не хотелось. Войдя, Филлипок от страху не смог ответить на простые вопросы учителя. Вмешались ребята и рассказали, что это Костюшкин брат. Учитель посадил его возле брата, и пообещал, что договорится с матерью, чтобы Филипп постоянно был в школе. Мальчик говорил, что он ловкий, но учитель показал, что хвалится еще нечем. Так Филиппок стал учиться со старшими детьми.

Вывод (мое мнение)

Желание учится в раннем возрасте может повлиять на дальнейшую жизнь. Целеустремленность Филиппка была вознаграждена. Мальчик был смел и мужествен. Нападение собак не заставило бежать домой. И хотя он заплакал со страху перед учителем, победил себя. Учитель показал, насколько важно быть скромным.

Добавить в избранное

Филипок

— крестьянский мальчик 5 лет, который очень хотел учиться в школе, как старший брат Костя. Он показывает упорство, смекалку, любознательность и решительность, почти как у взрослого человека.

Костюшка

— старший брат главного героя;

Мама

— обычная крестьянка;

Сельский учитель

;

Прохожий

, который отогнал собак;

Краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого «Филипок»

Крестьянский мальчик Филиппок еще слишком мал, чтоб ходить в школу, поэтому мама велела ему сидеть дома. Оставшись в доме с бабушкой и заскучав, Филиппок все равно решил пойти в школу, где учился его старший брат.

Идти в школу нужно было далеко, через все село. На окраине на мальчика напали собаки, но какой-то прохожий их отогнал, и малыш продолжил путь.

Прибежав к школе, мальчик оробел, думал, что его прогонят. Но все же Филипок решился зайти.

Мальчик увидел много ребят, которые шумно и весело себя вели, причем учитель не возражал. Он сразу обратил внимание на робкого Филиппка, стал спрашивать, кто он и откуда. Филипок оробел, но ребята подсказали, что это брат Кости.

Учитель пожалел мальчика и разрешил ему остаться на занятиях. Проверив его знания, учитель увидел, что Филипок немножко умеет читать, пишет свое имя, но путается в молитвах.

Мальчик пояснил: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!», и учитель это оценил. С этого памятного дня мальчик начал посещать занятия в школе.

Толстой привлекает внимание к природному познавательному интересу, который есть в детях. Филипок так сильно хочет учиться, что идет в школу наперекор матери.

Малыша не останавливают ни возраст, ни отсутствие шапки (взял отцовскую), ни расстояние, ни погода, ни собаки.

Учитель, увидев такое рвение, сможет использовать его по назначению и обучить мальчика в краткие сроки.

Сам Толстой придерживался такой же позиции касаемо обучения крестьянских детей. Он был противником жесткой дисциплины: учиться в школе в Ясной Поляне могли любые дети, на уроках было много свободы и личного общения. Писатель верил в то, что образование необходимо людям всех сословий.

Было интересно? Смотри еще:

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности

Рассказ «Филипок» Толстого был написан в 1875 году. Это история о маленьком крестьянском мальчике, который очень хотел учиться в школе вместе со старшими ребятами.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Филипка». Пересказ пригодится также и для читательского дневника.

Главные и второстепенные герои

Основных героев в небольшом рассказе всего двое. Автор очень немногословен в их описании, но это не мешает читателю узнавать о мальчике, его натуре, о жизни крестьянских ребятишек в сельской школе. Героями произведения являются:

  • Филиппок;
  • учитель;
  • мама мальчика.

Главным героем детского рассказа является мальчик, которого любезно зовут Филиппком. Ему еще рано ходить в школу, но он настолько хотел учиться, что тайно сбежал на другой конец деревни в тот момент, когда бабушка захотела спать. Филиппок был обычным деревенским мальчуганом, самым младшим в семье. Основными чертами характера малыша являются:

  • целеустремленность;
  • смелость;
  • скромность;
  • ловкость;
  • решительность.

Еще одним главным положительным персонажем является учитель. Это человек с доброй душой, отзывчивый, понимающий и умный. Он работает в сельской школе и ответственно относится к своим обязанностям.

Учитель стремится развивать в учениках желание тянуться к знаниям и прививать им любовь к учебе.

Мать Филиппа и ребята из школы относятся к второстепенным героям. Мама — женщина добрая и заботливая, но она постоянно занята повседневным трудом. Также в тексте упоминается о бабушке, отце мальчика, старшем брате Костюшке и бабе с ведром. Именно старший брат Костя помог Филиппу выучить букварь.

Краткое содержание

Маленький мальчик по имени Филипп, которого все называли Филипок, очень хотел ходить в школу вместе со старшим братом Костей и его друзьями. Однажды он уже собрался, чтобы присоединиться к компании, но мать оставила его дома: Филипок был слишком мал для школы. Родители ушли на работу, и мальчик остался на попечении у бабушки. «Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула», и он решил отправиться в школу.

Школа находилась далеко, за селом у церкви. Пока Филипок шел по своей слободке, местные «собаки не трогали его, они его знали». Когда же он приблизился к чужим дворам, к нему подбежали большие злые собаки. Перепуганный Филипок «стал кричать, споткнулся и упал». Его спас мужик, который прогнал собак.

Филипок «пустился бежать во весь дух» в школу. Перед классом он остановился, потому что испугался учителя. Мальчик не знал, что делать: «назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится». Наконец, он набрался смелости и зашел в класс, где шумели ребята. Учитель строго спросил Филипка, что он тут делает, и мальчик окончательно растерялся. Он не мог ничего ответить, потому что «в горле у него от страха пересохло».

Ребята пояснили учителю, что «это Филипок, Костюшкин брат», который давно просится в школу. Мальчик сказал учителю, что он «страсть какой ловкий», и уже знает буквы благодаря брату. Учитель рассмеялся и разрешил Филипку ходить в школу вместе с другими ребятами.

Другие персонажи

Помимо главного героя, в произведении присутствуют и другие персонажи, и хотя они скорее второстепенные, благодаря их образам можно составить цельный рисунок жизни Филипка в слободе и его смелого поступка. К ним относятся:

  1. Мать Филипка — добрая, работящая и заботливая женщина. Именно из-за заботы о своём ребёнке она не может просто так отпустить сына в школу, ведь, по её мнению, он ещё слишком мал. Она велит ему сидеть дома.
  2. Сельский учитель — мудрый, понимающий человек. Носит красный шарф. Поначалу кажется очень строгим, из-за чего оробевший Филипок даже не может сдержать слёзы. Но потом учитель демонстрирует доброту и отзывчивость. Он поощряет тягу к знаниям, не отмахивается от нового ученика, а собирается помочь ему. А также он обещает, что поговорит с матерью Филипка, чтобы та отпускала своего сына в школу.
  3. Костюшка — старший брат Филипка, ставший для него хорошим примером. Помогал младшему, обучая его читать, писать, складывать своё имя.
  4. Баба с ведром — встретившись на пути Филипка в школу, своими словами подтолкнула засомневавшегося мальчика всё-таки отправиться в класс.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10
    Кто является автором произведения «Филипок»?
    • Максим Горький
    • Александр Пушкин

  2. Лев Толстой
  3. Николай Гоголь

(новая вкладка)

  • Сочинение «Моя школа» 3 класс

«Филипок» – рассказ о маленьком любознательном мальчике, который так хотел учиться вместе с братом и другими ребятами, что решился в тайне от родителей отправиться в школу.

Главная мысль

Лев Толстой писал не только для взрослых, но и для детей. Герои основных его детских произведений — крестьянские детки. Конечно, многим современным детям интересно читать о своих сверстниках, которые жили в далекие времена, узнавать об их жизни и быте. В рассказе «Филиппок» автор описывает маленький эпизод из жизни своего героя. Но именно из него читатель узнает информацию о мальчике, его характере, а также деревенском быте крестьянских детей.

Рассказ Толстого учит юных читателей быть решительными и настойчивыми в достижении своих целей.

Главный герой сумел преодолеть все преграды на своем пути и добиться того, чтобы ему разрешили посещать учебное заведение. Желание получать знания в малом возрасте может повлиять на всю дальнейшую жизнь.

Главная мысль рассказа заключается в том, что мечты могут сбываться, но только у тех, кто решителен в своих действиях. Важно смолоду воспитывать уверенность в себе и не бояться трудностей. После основного знакомства с кратким пересказом можно попробовать прочитать книгу полностью.

Сюжет

Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

Пока Филипок шел по своей улице, все было спокойно, но как только он вышел за пределы родной деревни, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашел в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся еще больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата, и пообещал, что договорится его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

Учитель попросил Филипка написать свое имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.

Отзыв

Филипок, несмотря на свой возраст, оказался очень настойчивым и упрямым мальчиком. Он так хотел учиться вместе с ребятами, что его даже не испугали собаки, повстречавшиеся на пути. Учитель оценил его стремление к знаниям, и принял в класс.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок.

Отзывы читателей

Недавно на уроке внеклассного чтения мы анализировали этот рассказ, а потом нам задали разделить его на части и озаглавить каждую. Еще нужно было нарисовать Филипка. Картинки у всех получились разные, но интересные. Самый главный вопрос на уроке, который мы разбирали, был такой: почему мальчик решил пойти в школу? Он хотел быть взрослее, походить на своего брата и получать знания так же, как все. Этот литературный персонаж настоящий герой, так как он с самого детства добивается своих целей и ничего не боится. Надеюсь, мой отзыв был полезен, помог разобраться со смыслом рассказа.

Павел

Это интересное, увлекательное и поучительное произведение. Толстой всегда во всех своих книгах закладывает глубокий смысл. В этом рассказе основная идея в том, что нужно получать знания, развиваться, добиваться своих целей. Еще мне понравилась сказка «Липунюшка», она имеет немного другой смысл, но также будет поучительна. Особенно интересно читать с иллюстрациями. Кстати, я брала книгу с рассказами автора, где были красивые изображения героев, даже Филипка.

Олеся

Я читал рассказ Л. Н. Толстого «Филипок» в кратком содержании. Мне история мальчика очень понравилась. Особенно заинтересовала характеристика ребенка. Он оказался целеустремленным, не боялся ничего. Просто видел цель и шел к ней. Обычно такие дети встречаются очень редко, но они есть. Именно с таких персонажей нужно брать пример, стремиться стать таким же любознательным и решительным человеком. Лев Николаевич — это мой любимый писатель, я всегда рекомендую читать его произведения.
Александр

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Произведение Л. Н. Толстого «Филипок» написано в 1875 году. Жанр — рассказ. В нем автор повествует о маленьком мальчишке, который очень сильно хотел учиться.

Писатель затронул темы настойчивости, ответственности, принятия решений. «Филипок» для читательского дневника поможет выявить суть произведения, а также его главную мысль.

Краткое содержание «Филипка» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Филипок

Число страниц: 4. Толстой Лев Николаевич. «Филипок». Издательство «Стрекоза». 2021 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1875 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Интересные темы

  • Пушкин — Песнь о вещем Олеге
    Вещий Олег встречается с кудесником, который идёт из леса. Мудрец предсказывает князю смерть от коня, но не объясняет, как это произойдёт. Олег считает, что нужно удалить коня, поставить его
  • Заходер — Русачок
    Жил был зайчик Русачок, был у него друг Головастик. Однажды Русачок пришёл к пруду, а его друга нету, только сидит на берегу какой-то Лягушонок. Оказалось, что этот Лягушонок и есть Головасти
  • Анализ повести Вий
    Произведение «Вий» вошло в легендарный сборник Николая Васильевича Гоголя «Миргород». Название произошло от имени страшного существа, которое могло убить одним взглядом. Слова и заметки писат
  • Настоящее и будущее в пьесе Вишневый сад
    Благодаря Антону Ивановичу Чехову русский театр перешагнул через пропасть кризиса и стал развиваться в правильном направлении. Его работы переворачивали сознание зрителя, отражая внутреннее б

Сюжет

Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

Пока Филипок шёл по своей улице, всё было спокойно, но как только он вышел за пределы родной улицы, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашёл в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся ещё больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата и пообещал, что договорится с его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

Учитель попросил Филипка написать своё имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.

Анализ произведения

В рассказе представлено три основных персонажа — настойчивый и любознательный Филипп, его брат Костя и мудрый учитель. Филипок стремился к знаниям, хотел ходить в школу вместе с братиком.

Краткое содержание

Как-то малыш по имени Филипп собрался пойти в школу вместе со своим братом и другими деревенскими ребятами. Мальчика ласково звали Филипок. Мама сказала ему, что он еще мал для этого. Родители ушли на работу, и Филипп остался с бабушкой. Через некоторое время она уснула, а мальчик воспользовался этим. Он взял отцовскую шапку и пошел в школу. Филипп прошел через всю деревню, но потом на него напали огромные собаки. Ребенок был напуган, но ему повезло, мимо проходил мужчина, который разогнал животных.

Филипок быстро добежал до школы, зашел в класс. Там было полно шумных ребят. От этого мальчик растерялся еще больше, но потом учитель спросил его имя, Филипп не смог ничего ответить. Кто-то из детей рассказал, что это младший брат Костика, и он очень сильно хочет учиться.

Педагог посадил малыша рядом с братом и пообещал, что поговорит с его мамой, чтобы мальчик со всеми ходил занятия. С тех пор Филипп посещал школу.

План пересказа

По краткому содержанию рассказа можно составить кратко план рассказа «Филипок». Он выглядит следующим образом:

  1. Ребята идут в школу.
  2. Желание учиться.
  3. Дорога в школу.
  4. Стая собак.
  5. Шумные ребята и добрый педагог.
  6. Филипок стал школьником.

Основная мысль

На примере главного героя видно, что учиться можно в любом возрасте. Если есть желание, то не должно быть никаких преград. Филипок оказался настойчивым, целеустремленным, смелым и решительным ребенком. Он добился своей цели, несмотря на свой возраст, ничего не испугался. Это произведение учит следующему:

  • решительности;
  • смелости;
  • ответственности;
  • целеустремленности;
  • быть любознательным человеком;
  • стремиться к знаниям и ценить их;
  • добиваться целей;
  • самостоятельно принимать решения;
  • отвечать за свои поступки.

К рассказу прекрасно подходят такие пословицы: «знание — дело наживное», «век живи, век учись», «если воля тверда, цели достигнешь всегда». Жажда к знаниям определяет дальнейшую жизнь человека. Если ребенок с самого детства любознательный, хочет учиться, то в дальнейшем ему будет легко на работе, с людьми, в жизни в целом.

Получать новые знания и навыки — это похвально и показывает человека с хорошей стороны.

Отзыв

Филипок, несмотря на свой возраст, оказался очень настойчивым и упрямым мальчиком. Он так хотел учиться вместе с ребятами, что его даже не испугали собаки, повстречавшиеся на пути. Учитель оценил его стремление к знаниям и принял в класс.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок.

Отзывы читателей

Недавно на уроке внеклассного чтения мы анализировали этот рассказ, а потом нам задали разделить его на части и озаглавить каждую. Еще нужно было нарисовать Филипка. Картинки у всех получились разные, но интересные. Самый главный вопрос на уроке, который мы разбирали, был такой: почему мальчик решил пойти в школу? Он хотел быть взрослее, походить на своего брата и получать знания так же, как все. Этот литературный персонаж настоящий герой, так как он с самого детства добивается своих целей и ничего не боится. Надеюсь, мой отзыв был полезен, помог разобраться со смыслом рассказа.

Павел

Это интересное, увлекательное и поучительное произведение. Толстой всегда во всех своих книгах закладывает глубокий смысл. В этом рассказе основная идея в том, что нужно получать знания, развиваться, добиваться своих целей. Еще мне понравилась сказка «Липунюшка», она имеет немного другой смысл, но также будет поучительна. Особенно интересно читать с иллюстрациями. Кстати, я брала книгу с рассказами автора, где были красивые изображения героев, даже Филипка.

Олеся

Я читал рассказ Л. Н. Толстого «Филипок» в кратком содержании. Мне история мальчика очень понравилась. Особенно заинтересовала характеристика ребенка. Он оказался целеустремленным, не боялся ничего. Просто видел цель и шел к ней. Обычно такие дети встречаются очень редко, но они есть. Именно с таких персонажей нужно брать пример, стремиться стать таким же любознательным и решительным человеком. Лев Николаевич — это мой любимый писатель, я всегда рекомендую читать его произведения.
Александр

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10
    Кто является автором произведения «Филипок»?
    • Максим Горький
    • Александр Пушкин

  2. Лев Толстой
  3. Николай Гоголь

(новая вкладка)

  • Сочинение «Моя школа» 3 класс

«Филипок» – рассказ о маленьком любознательном мальчике, который так хотел учиться вместе с братом и другими ребятами, что решился в тайне от родителей отправиться в школу.

Аннотация к рассказу

Филипок очень хотел пойти в школу, но мать его не пускала, считая, что для обучения он ещё слишком мал, поэтому велела ему остаться дома. Однако вскоре его отец и мать отправились на работу, старший брат Костюшка ушёл в школу, и мальчик остался дома только со старенькой бабушкой. Вскоре старушка уснула, а Филипок, заскучав и не найдя себе никакого занятия, решил всё-таки осуществить свою мечту: надел старую отцовскую шапку, поскольку своей не нашёл, и отправился в школу. Он не сомневался, что там ему понравится.

Но его ожидал непростой путь. В родной слободе псы знали его и не трогали, но за её пределами за ним погнались чужие собаки — Жучка и Волчок. Он бросился бежать, но, к счастью, собак отогнал какой-то мужик. Он спросил у мальчика, куда он бежит один, но тот ничего не ответил, подобрав полы и просто убежав.

Наконец Филипок прибежал к школе, но вдруг испугался туда заходить, опасаясь, что учитель прогонит его. Назад идти он тоже не мог из-за страха перед собаками. В это время проходившая мимо баба с ведром сказала ему, что все уже на уроке, а он стоит здесь один, и это заставило его всё-таки войти в школьные сени.

Но, зайдя в класс, наполненный учениками, Филипп снова испугался, особенно когда учитель в красном шарфе строго начал задавать ему вопросы о том, кто он такой. От страха у мальчика пересохло в горле — он даже не смог дать ответ и заплакал. Тогда учитель сжалился над ним, погладил его по голове и узнал у ребят, что это за мальчик и откуда.

Поняв, что Филипок — Костюшкин брат, который давно просится в школу, но не может туда ходить из-за материнского наказа, учитель пообещал, что поговорит с матерью Филипка и договорится, чтобы та отпускала ребёнка в школу.

После этого он усадил его на лавку рядом с Костюшкой и начал показывать ему буквы. Но выяснилось, что Филипок уже и сам знает их, умеет складывать своё имя и даже понемногу учится читать книги: всему этому его учил старший брат. Зато правильно произносить молитвы он ещё не мог, принялся частить их, постоянно путая каждое слово. Учитель посоветовал ему не хвалиться, а поучиться получше — таким образом, Филипок записался в класс и вместе с другими ребятами начал посещать школу, а его заветная мечта сбылась.

Филипок: характеристика главного героя

В рассказе Л. Н. Толстого Филипок предстаёт перед читателем обычным ребёнком дошкольного возраста, проживающим в небольшой слободе вместе с матерью, отцом, старой бабушкой и старшим братом Костюшкой. Его мать занимается подённой работой, отец трудится в лесу, старший брат ходит в школу. Филипок любознателен, активен и завидует Костюшке, с самого детства тянется к знаниям, поэтому просит брата понемногу обучать его буквам и чтению. Как и многие младшие братья, он старается подражать старшему.

Благодаря любознательности и огромному желанию учиться главный герой вызывает у читателя симпатию: детям непременно захочется брать с него пример.

Кроме того, мальчику присущи такие качества характера, как смелость, решительность, целеустремлённость, отчаянность, настойчивость, упрямство, умение идти к цели и добиваться её. Возможно, другой ребёнок на его месте, услышав, что он ещё мал для школы, смирился бы с этим и просто стал ждать, когда подрастёт. Но не Филипок: он смело бросился навстречу препятствиям, которые поджидали его на пути. И хотя он демонстрирует непоседливость и непослушание, всё это — ради учёбы и знаний.

Несмотря на решительные действия Филиппа, во многом автор рисует его как обычного ребёнка-дошкольника: ему не чужды страх, волнение, сомнения, робость. Он боится собак, из-за испуга не может ответить на вопрос мужика, отогнавшего псов, сомневается, стоит ли заходить в школу, и, наконец, даже плачет при разговоре с учителем. Но когда все беды и волнения оказываются позади, к нему возвращаются его активность, бойкость и веселье.

Что касается внешности, то на основе текста произведения можно предположить, что Филипок очень маленький, низкого роста — даже полы его одежды волочатся за ним. В школу он пришёл в большой старой отцовской шапке.

Сам главный герой описывает себя так: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!». Он немного самоуверен и гордится своими качествами, но учитель останавливает его, советуя ему сначала получше поучиться. Уже в своём возрасте Филипок умён не по годам, а благодаря положительным качествам своего характера он уверенно идёт к новым победам.

Рецензии на книгу «Филипок» Лев Толстой

Есть чудный «Филипок» с иллюстрациями Пахомова от издательства Амфора (по ссылке), но и этот ОЧЕНЬ хорош!!! По-другому хорош. Не устояла. Теперь у меня их два (ну что тут будешь делать, когда они как день и ночь, но каждый на свой лад прекрасен?!) Про текст мысль развивать особо не чего – Лев Толстой детям. Один из коротеньких рассказиков классика о крестьянском мальчике, который ринулся не по возрасту в школу за старшими (велика была тяга к знаниям – собственно, тем книга и поучительна:)) А вот про иллюстрации, пожалуй, малость разовью:)) Мысль то бишь. Пахомовские иллюстрации в этой его угольно-карандашной манере да вот так – на тонированных в беж офсетных страничках дивно хороши (просто как зарисовки с натуры крестьянской жизни – если не знать, когда он их рисовал, вполне можно так и подумать:))) И небольшой формат книги там в тему – не стоит такое размазывать по большому пространству, мне кажется. И то, что это сборник (пусть и небольшой), в котором помимо «Филипка» еще 5 рассказов Толстого. Всё продумано, гармонично. Разве что ярко выраженной серийности в оформлении обложек я не поклонница, но бывает и хуже, когда книгу напрочь лишают лица, так что здесь всё еще божески:)) И в совершенном контрасте с той эта книга!!! Не зарисовки ни какие – полноценные в мельчайших деталях проработанные КАРТИНЫ у Геннадия Спирина здесь получились! За редким исключением скромненькие поля/рамки для практически полностраничных иллюстраций (кстати, очень даже в гармонии рядом с действительно полностраничными и что называется от угла до угла картинами:) и целые картинные РАЗВОРОТЫ! Не уголек Пахомова – цвета и краски, тона и оттенки, и в итоге – очень ЗИМНЯЯ книга. Когда, кажется, будто сам ощущаешь тепло одежды героев, морозный воздух, хорошо протопленную избу… Этим рисункам как раз нужно МНОГО пространства – и большой формат здесь как раз очень кстати (ни за что бы не поменяла эту книгу на дешевый аналог – он помимо того, что в печатном плане весьма и весьма грустный вышел, так еще и явно тесно в том формате этим картинам). И мелованная бумага (опять же есть с чем сравнивать – бюджет вариант на весьма экономном офсете издательство выпустило не иначе как с этой целью, для контраста:))) оттенки прекрасно передает. И эту книгу категорически нельзя в сборник. Потеряется всё в сборнике то. Ведь при том, что в иллюстрациях Спирина Риполом выпущено не одно и даже не два произведения (по русской классике так и вовсе 5 штук набирается) вместе их нельзя категорически. Все ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ разные в плане иллюстраций. Так, отдельными книгами (хотя в других случаях не так покладисто соглашаюсь на подобное разделение типа «одна коротенькая история = целая книга» да еще и в твердом переплете) – лучший вариант! И вот тут Риполу надо отдать должное (помимо преотличного качества внутри книги) – серия не выпячивается и не вылезает на первый план, при том что серийная принадлежность (а именно – аккуратный «полупрозрачный» кружок-логотип) имеется. ВСЕ обложки серии сугубо индивидуальны. И эта не исключение (за что моя особая благодарность издателю:)) Единственное явное преимущество книги Амфоры перед этим изданием от Рипола – шрифт. Там – очень крупный, отлично подходящий для самостоятельного чтения (а ведь именно с этой целью рассказы и писались, и вот так нарочито просто выстраивались), здесь – не самый мелкий, но вот для неуверенно читающего… Может быть напряженка. Ну, вот (оглядываясь на объем всего, что я тут наговорила) — малость сказать о прекрасном не получилось:(( Каюсь.

  • Краткие содержания
  • Толстой Лев
  • Филипок

Маленький мальчик по имени Филипок жил деревне. Когда дети постарше разошлись на школьные занятия, ему тоже захотелось поучиться.

Родители были на работе, Филипп сидел с бабушкой. Но старушка устала и заснула. Мальчишка решил не упускать свой шанс. Он надел отцовскую шапку, свою не смог найти, и отправился в школу.

Школа находилась на другом конце деревни. Пока Филипок шел по своей улице, собаки его не трогали. Они давно знали мальчишку. Стоило только ему уйти дальше от своей слободы, как накинулись злые, не знакомые собаки. Плохо бы пришлось Филипку, если бы не мужик, который отогнал разъяренных животных.

Затем, мальчишка бросился прямиком в школу. Но у дверей замешкался, ему стало страшно. Потом все-таки переборов страх, Филипок вошел в учебное заведение. В школе было много ребят, был и учитель, который сразу заметил мальчика.

Учитель поинтересовался у Филипка, кто он такой и что здесь делает. Мальчик так растерялся, что в горле пересохло. Он не смог ответить, и заплакал, благо ученики сказали педагогу, что это Филипок, брат Кости, который уже учится в школе.

Учитель посадил мальчишку вместе с братом, и позволил приходить на занятия, если так ему хочется.

Человек всегда должен учиться, познавать новое и интересное, несмотря на возраст. Филипок, достойный пример для каждого из нас.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание «Филипка» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Филипок

Число страниц: 4. Толстой Лев Николаевич. «Филипок». Издательство «Стрекоза». 2021 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1875 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Филипок»?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Евгения Тарабановская

    9/10

  • Яромир Накаряков

    9/10

  • Людмила Подвалкова

    9/10

  • Надежда Бураева

    10/10

  • Татьяна Корхова

    9/10

Сюжет

Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

Пока Филипок шёл по своей улице, всё было спокойно, но как только он вышел за пределы родной улицы, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашёл в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся ещё больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата и пообещал, что договорится с его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

Учитель попросил Филипка написать своё имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.

Филипок: характеристика главного героя

В рассказе Л. Н. Толстого Филипок предстаёт перед читателем обычным ребёнком дошкольного возраста, проживающим в небольшой слободе вместе с матерью, отцом, старой бабушкой и старшим братом Костюшкой. Его мать занимается подённой работой, отец трудится в лесу, старший брат ходит в школу. Филипок любознателен, активен и завидует Костюшке, с самого детства тянется к знаниям, поэтому просит брата понемногу обучать его буквам и чтению. Как и многие младшие братья, он старается подражать старшему.

Благодаря любознательности и огромному желанию учиться главный герой вызывает у читателя симпатию: детям непременно захочется брать с него пример.

Кроме того, мальчику присущи такие качества характера, как смелость, решительность, целеустремлённость, отчаянность, настойчивость, упрямство, умение идти к цели и добиваться её. Возможно, другой ребёнок на его месте, услышав, что он ещё мал для школы, смирился бы с этим и просто стал ждать, когда подрастёт. Но не Филипок: он смело бросился навстречу препятствиям, которые поджидали его на пути. И хотя он демонстрирует непоседливость и непослушание, всё это — ради учёбы и знаний.

Несмотря на решительные действия Филиппа, во многом автор рисует его как обычного ребёнка-дошкольника: ему не чужды страх, волнение, сомнения, робость. Он боится собак, из-за испуга не может ответить на вопрос мужика, отогнавшего псов, сомневается, стоит ли заходить в школу, и, наконец, даже плачет при разговоре с учителем. Но когда все беды и волнения оказываются позади, к нему возвращаются его активность, бойкость и веселье.

Что касается внешности, то на основе текста произведения можно предположить, что Филипок очень маленький, низкого роста — даже полы его одежды волочатся за ним. В школу он пришёл в большой старой отцовской шапке.

Сам главный герой описывает себя так: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!». Он немного самоуверен и гордится своими качествами, но учитель останавливает его, советуя ему сначала получше поучиться. Уже в своём возрасте Филипок умён не по годам, а благодаря положительным качествам своего характера он уверенно идёт к новым победам.

Отзыв

Филипок, несмотря на свой возраст, оказался очень настойчивым и упрямым мальчиком. Он так хотел учиться вместе с ребятами, что его даже не испугали собаки, повстречавшиеся на пути. Учитель оценил его стремление к знаниям и принял в класс.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок.

Другие персонажи

Помимо главного героя, в произведении присутствуют и другие персонажи, и хотя они скорее второстепенные, благодаря их образам можно составить цельный рисунок жизни Филипка в слободе и его смелого поступка. К ним относятся:

  • Мать Филипка — добрая, работящая и заботливая женщина. Именно из-за заботы о своём ребёнке она не может просто так отпустить сына в школу, ведь, по её мнению, он ещё слишком мал. Она велит ему сидеть дома.
  • Сельский учитель — мудрый, понимающий человек. Носит красный шарф. Поначалу кажется очень строгим, из-за чего оробевший Филипок даже не может сдержать слёзы. Но потом учитель демонстрирует доброту и отзывчивость. Он поощряет тягу к знаниям, не отмахивается от нового ученика, а собирается помочь ему. А также он обещает, что поговорит с матерью Филипка, чтобы та отпускала своего сына в школу.
  • Костюшка — старший брат Филипка, ставший для него хорошим примером. Помогал младшему, обучая его читать, писать, складывать своё имя.
  • Баба с ведром — встретившись на пути Филипка в школу, своими словами подтолкнула засомневавшегося мальчика всё-таки отправиться в класс.

Бабушка на печке

Вторая деталь : бабушка лежит на печи, буквально и фигурально. Во-первых, современным детям надо показать хотя бы на картинке русскую печку с лежанкой, на которой лежать любили и старики, и дети, и кошки…

Современным ребятам на теплой традиционной лежанке тоже нравится:

Но есть и другая ассоциация: «лежать на печи» означает «бездельничать», а также «не предпринимать активных действий», «ничего не менять в своей жизни».

Вспомните сказочного Емелю, который едет к царю лежа на печи; в сказке он изображен вполне одобрительно: русский народ и до сих пор не очень любит людей, хлопочущих исключительно ради богатства, власти или славы.

Лев Толстой пишет быль, а не сказку, поэтому показывает совсем другую ситуацию: в семье Филипка взрослые работают, только бабушка, олицетворяющая, между прочим, древность, род, традиции, лежит на печи, как ей и положено. Маленькому Филипку тоже еще можно «лежать на печи», то есть не работать, ни о чем не заботиться, но он выбирает движение… Движение — главная тема рассказа, и это легко проследить по сквозной цепочке слов со значением «движение».

Читатель, это важно: наш герой легко преодолел первый страшный (и очень русский) соблазн – соблазн лени!

Читаем второй абзац:

Школа была за селом у церкви
. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать , собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь ?

Вечные вопросы

Девятая деталь : Филипку все задают вопросы – и мужик, отогнавший собак, и баба с ведром, а учитель просто засыпал его вопросами. Куда бежишь, что же ты стоишь, ты что (зачем пришел?), ты кто…

Согласитесь, читатель, вопросы содержательные, вечные, ассоциирующиеся с фондом мировой идиоматики (quo vadis, камо грядеши и т.п.). Вопросы из тех, на которые русский народ веками пытается ответить и не может ответить однозначно… Филипок, в сущности, не ответил на них, и, значит, это Толстой оставил их открытыми.

Баба с ведром

Седьмая деталь : когда Филипка стал одолевать на пороге школы третий соблазн, сомнение, опять появился, откуда ни возьмись, чудесный помощник, баба с ведром. Художники изобразили ее по-разному: кто с тяжелым, полным ведром, а кто – с легким, пустым.

Ведро, полное или пустое, – одна из самых популярных народных примет, предвещающих, соответственно, удачу или неудачу. Чтобы весь поход был не впустую, Филипок сам должен решиться войти, поэтому в тексте не сказано, полное ведро или пустое, а баба, как и мужик-спаситель, лишь задает побуждающий вопрос.

И соблазн сомнения преодолен!

О русском языке

Десятая деталь :

едва наученный азбуке Филипок правильно складывает из букв свое имя, но произносит название буквы Ф странно.

В некоторых русских диалектах не было звука [ф] и его заменяли сочетанием [хв]. Теперь понятно, зачем Лев Толстой назвал своего героя Филиппом: уменьшительное имя получилось такое милое, округлое, ласковое, и со сказочными героями не перепутаешь, и диалектное произношение легко наглядно и понятно продемонстрировать. Филипок владеет родной речью только в ее необработанном культурой местном варианте, он не знает литературного языка, языка культуры и науки, делающего нас всех единым народом, независимо от особенностей нашей «малой родины». Это равноценно случаю, когда современный недоросль в восхищении находит только слово «клево» вместо «хорошо, правильно, красиво, мило, очаровательно, замечательно, умно…», а многих слов в текстах просто не понимает. Как диалекты сохраняли следы древнего деления будущей русской нации на множество племен, так и современные сленги делят нас на группы и группки по возрасту, образованию, роду занятий, делают человека чужаком в другом районе города и даже в своей родной семье. В этом смысле «народность» речи вовсе не служит единству русского народа. Так, может быть, православие нас спасет?

Главная мысль

Лев Толстой писал не только для взрослых, но и для детей. Герои основных его детских произведений — крестьянские детки. Конечно, многим современным детям интересно читать о своих сверстниках, которые жили в далекие времена, узнавать об их жизни и быте. В рассказе «Филиппок» автор описывает маленький эпизод из жизни своего героя. Но именно из него читатель узнает информацию о мальчике, его характере, а также деревенском быте крестьянских детей.

Рассказ Толстого учит юных читателей быть решительными и настойчивыми в достижении своих целей.

Главный герой сумел преодолеть все преграды на своем пути и добиться того, чтобы ему разрешили посещать учебное заведение. Желание получать знания в малом возрасте может повлиять на всю дальнейшую жизнь.

Главная мысль рассказа заключается в том, что мечты могут сбываться, но только у тех, кто решителен в своих действиях. Важно смолоду воспитывать уверенность в себе и не бояться трудностей. После основного знакомства с кратким пересказом можно попробовать прочитать книгу полностью.

Село, школа, церковь

Третья деталь : «Школа была за селом у церкви».

Селом в России XIX в. официально называлось только относительно крупное поселение, в котором есть церковь. Потому она и стоит за селом, что в нее ходят жители всех окрестных деревень. Но почему школа в этом описании привязана к церкви?

Во-первых, в школу, как и в церковь, ходят дети из нескольких окрестных деревень.

Во-вторых, на Руси кириллическая письменность была официально принята вместе с крещением, да и появилась она в прямой связи с восточно-православным религиозно-культурным выбором славянских народов; именно монастыри были оплотом древнерусской книжности, особенно в «татаро-монгольскую» эпоху. Наши крестьянские прапрадеды получали начальное образование в церковноприходских школах.

В-третьих: наука и религия – два проявления духовной жизни человека, соперничают они или взаимодействуют. Даже самый упорный материализм – тоже проявление ментальности, то есть духовной жизни. И, наконец: читатель уже, конечно, заметил, что весь сюжет рассказа – это путь Филипка в школу; теперь понятно, что он становится и символической «дорогой к храму».

Постреленок

Шестая деталь : Мужик спросил: куда бежишь, постреленок?

Пострел – не просто шалун, буквально это слово означало «выстрел» (наш пострел везде поспел!), а выстрел – это прежде всего движение к определенной цели. Понятно, что Филипок побежал еще быстрее.

Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух . Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

Жучка и Волчок

Четвертая деталь : знакомые собаки не трогали Филипка, а в чужой слободе (в чужой части села, на чужой улице) собаки были незнакомые. Что-то путает Толстой: если незнакомые, откуда же Филипок знает их клички? А вот откуда: Жучками называли собак черных, как жук , а Волчками, соответственно, похожих на волка. На иллюстрациях разных художников черная собака неизменно присутствует:

Какая разница писателю, как назвать собак и какая у них внешность? Дело в том, что черный пес в русском фольклоре всегда был символом зла. Он охранял границу между миром живых и миром мертвых. Вот пример:

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — выезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину Калинова моста — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес

ощетинился.
(Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», https://skazkoved.ru/index.php?fid=1&sid=1&tid=38)
В библейской энциклопедии псы – это гонители. Волк, понятно, тоже символизирует опасность. Итак, на пути Филипка возникает опасность, путь преграждают гонители.

И он преодолевает второй соблазн, соблазн страха!

Молитва

Одиннадцатая деталь : Филипок и в молитве «всякое слово произносил не так». Значит, его вера оказывается неосмысленным механическим бормотанием; молитве тоже надо учиться! Любая религия – тоже своего рода Учение.

В эпизодах с диалектным произношением Филипка и молитвой мы встречаем отголоски давно устаревшей полемики вокруг концепции, которую сейчас часто обозначают «Православие, самодержавие, народность»; она интересна только историкам. Но не утихают дискуссии между пуристами и антинормализаторами, споры между сторонниками «народной речи» (в частности, свободы сленга и мата в публичном общении и литературе: «народ так говорит!») и защитниками литературных и этических норм в речи. Возродившееся влияние религии и церкви тоже ставит перед обществом и государством ряд острых вопросов. Поэтому мысль Толстого вполне применима и к нашей жизни. Не отрицая народности и православия как начал русской жизни, великий писатель доказывает необходимость широкого народного просвещения и движения вперед, развития, а не застоя.

  • Отзыв на рассказ филипок толстого 2 класс
  • Отзыв на рассказ хамелеон
  • Отзыв на рассказ фантазеры носова для 2 класса
  • Отзыв на рассказ рыцарь вася
  • Отзыв на рассказ толстого акула 3 класс