Отзыв на рассказ джека лондона бурый волк

История создания рассказ джека лондона бурый волк был издан в 1907 г. в сборнике любовь к жизни. литературное направление и

История создания

Рассказ Джека Лондона «Бурый Волк» был издан в 1907 г. в сборнике «Любовь к жизни».

Литературное направление и жанр

Реалистический рассказ о судьбе собаки, потерявшей первого хозяина и нашедшей других, ласковых и заботливых, удивительно напоминает «Каштанку» Чехова, изданную за 10 лет до «Бурого Волка». Вряд ли Джек Лондон знал о существовании Каштанки, а если это и так, то данный факт не умаляет достоинств рассказа. Писателю удалось передать ситуацию встречи собаки, старых и новых хозяев как будто со всех точек зрения сразу. У каждого героя своя правда, но люди смиряются с выбором собаки. Сам факт неожиданной встречи первого хозяина собаки с ней самой в Калифорнии сближает рассказ с новеллой. Но всё-таки произведение не выходит за жанровые рамки рассказа, все неожиданности его закономерны и правдоподобны.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – преданность и верность собаки. Основная проблема рассказа – проблема выбора. Джек Лондон мастерски показывает, что для человека и собаки выбор состоит в разном. Медж рассуждает о том, где собаке будет лучше: веселее, теплее, сытнее, спокойнее. Скиф Миллер хочет восстановить статус кво. Но собака не руководствуется понятиями выгоды или справедливости, удобства и сытости или тяжёлого труда и голода. Собакой движут чувства любви, верности, преданности. Этому Бурый Волк учит своих хозяев, и первого, и вторых.

Сюжет и композиция

Рассказ начинается с идиллии. Действие происходит в маленьком горном коттедже в тёплой Калифорнии

Поэт Уолт Ирвин и его жена Медж привязаны к своему псу по имени Волк. Из ретроспективного описания читатель узнаёт, как трудно было приручить Волка.

Волк появился в саду неизвестно откуда. Он был изголодавшимся, с разбитыми в кровь лапами. Задушив кролика, он выбрал себе место у ручья, но «оказался весьма несговорчивого нрава». Он рычал на всех, но ел всё, что ему приносили. Пёс ушёл, как только восстановил силы, но Ирвин случайно увидел его за 200 миль от дома, когда ехал в поезде. С этого удивительного совпадения начинается череда остальных совпадений в рассказе.

Возвращённый в горный коттедж Волк многократно убегал, но Ирвин, прикрепивший к его ошейнику табличку с адресом, всегда получал его обратно. Волк, очевидно, убежал от хозяина где-то на юге и всегда двигался на север, так что соседка миссис Джонсон считала, что это клондайкская собака. Только через год Волк перестал убегать, гораздо позже дал себя погладить.

После длинной ретроспективной части, в которой рассказывается о появлении и жизни Волка в семье, автор переходит к описанию событий настоящего времени. Медж и Ирвин отправились на почту, чтобы отослать новое произведение Ирвина. Волк бежал с ними. По дороге им встретился незнакомец, оказавшийся братом их соседки, миссис Уильям Джонсон. Скифф Миллер спросил у прохожих дорогу к дому сестры и рассказал, что сегодня же ночным поездом уедет на Север, где он подрядился на работу – возить казённую почту.

Встреча Миллера с собакой поражает обоих. Волк улыбнулся, стал лизать руки Миллера, дал осмотреть свои лапы и впервые в жизни залаял. Но супруги ни о чём не догадались, пока Скифф не сказал, что это его собака, которую он вырастил и воспитал. В доказательство Скифф демонстрирует, как собака с полуслова выполняет команды ездовых собак.

Миллер заявляет, что хочет забрать собаку, которую зовут на самом деле Бурый, и по просьбе сердобольной Медж рассказывает об их с Бурым нелёгкой жизни на Севере, о том, что он однажды чуть не съел пса, хотя и очень его любит. Скифф рассказывает, что может предложить Бурому в северных краях: «Еду, когда она у меня есть, а обычно она бывает, работы без конца, и голодуха, и морозище». Для читателя, как и для Медж, парадоксально звучит заявление: «Но он это любит. Он к этому привык, знает эту жизнь. Для неё он родился, для неё его и вырастили».

Уолт отказался отдать собаку, и между мужчинами чуть не вспыхнула потасовка. Медж благоразумно вмешалась и предложила купить собаку. Тогда Скифф рассказал трогательную историю. Бурый был вожаком упряжки, за которую в 1895 г. предлагали 5000, а за самого Бурого 1200. Но хозяин отказался. У него украли пса, которого он разыскивает уже три года. Скифф рассказал, как вынянчил пса.

Медж предложила предоставить право выбора собаке, Скифф согласился. И Скифф, и супруги думали, что собака выберет их. Люди договорились не подавать собаке никаких знаков, после чего Миллер уйдёт. После долгих и мучительных колебаний, «желая быть с обоими и не будучи в состоянии выбирать», пёс стал просить подсказки у Ирвина и Медж, но не получил их. Казалось, он выбрал, улегшись у ног Уолта Ирвина. Но через несколько минут он по-настоящему принял решение. Не оглянувшись, пёс побежал за первым хозяином.

Герои рассказа

С первых же абзацев повествования читатель понимает, что собака по имени Волк – особенное существо. Он не просто скалит зубы, а улыбается во всю пасть. У него крепкие лапы. Хотя Волк по сложению похож на крупного лесного волка, но окраска шерсти у него собачья. В ней преобладает коричневый цвет, даже белые пятна на груди, на лапах и над глазами кажутся грязными из-за бурых волосков. Глаза Волка горят, как два золотисто-коричневых топаза. А лаять Волк совсем не умеет, зато воет, как волк.

О северном прошлом Волка хозяева узнают по тому, что он упорно стремился на север, скулил по ночам, тоскуя о нём, беспокоился от северного ветра, что у него отморожены кончики ушей.

В начале приручения четой пёс был замкнут и враждебен, «словно пришелец с другой планеты». Даже совершенно привыкнув к новым хозяевам, Волк сдержан в проявлении своих чувств.

Он позволяет мужчине потрепать себя за ушами, терпит от женщины ласковое поглаживание.

Тем удивительнее отношение Волка к незнакомцу, при звуке голоса которого у собаки «пасть расплылась в широчайшей улыбке». Странный, отрывистый, радостный лай – самое большее, что мог сделать пёс от счастья встречи с первым хозяином.

Миллер рассказывает историю Бурого: он сам вынянчил щенка, когда мать его умерла. Миллер укладывал его спать, кутал, как ребёнка, выкормил сгущенным молоком. Скиф Миллер для Бурого не просто хозяин. Он заменил щенку мать, которой тот не знал.

Скифф Миллер – первый хозяин собаки, которая была у него украдена в Клондайке. Супруги встретили на тропинке приехавшего к сестре Скиффа: «Это был рослый человек крепкого сложения». По случаю возвращения в цивилизацию Скифф купил чёрный пиджак, который оказался ему тесен, крахмальный воротничок от жары размок. Со Скиффа градом катился пот, ему было жарко, потому что он привык к температуре градусов около 30 мороза.

Скифф Миллер рассеян, но любезен. Он оживляется, когда видит Волка. Скифф настолько поражён, что даже не замечает, что сел на пень в присутствии Медж. Дважды произнесённое им «чёрт побери» — единственное проявление эмоций этого медлительного и малоэмоционального внешне человека.

Личность Миллера раскрывается постепенно. Сначала читателю кажется, что Миллер просто хочет вернуть свою собственность. Уж слишком много он говорит о стоимости собаки, проявляет себя как человек меркантильный и скупой. Но когда Миллер рассказывает о младенчестве Бурого, становится понятным, что Миллер способен на сильные чувства и говорит о собаке: «И ведь я люблю его, крепко люблю». Это второй аргумент Миллера в споре о принадлежности собаки. Миллер способен на бескорыстие. Он выкормил оставшегося сиротой щенка сгущёнкой по 2 доллара за банку.

Миллер смиряется с выбором собаки. Уходя, он называет прогулочку невесёлой, подразумевая, что может потерять собаку навсегда.

Автор симпатизирует Ирвину и Медж. Эти герои – воплощение сердечности и бескорыстия. Супруги совершенно непрактичны и тратят деньки бездумно. Ирвину не жаль отдать гонорар за возвращённую собаку, Медж готова купить Волка у первого хозяина. И поэт, и его жена – настоящие романтики. Именно Медж защищает «права» собаки, предлагая предоставить ей выбор. Ирвин во всём поддерживает дену. Он щуплый, но храбро готов вступить в драку со Скиффом за собаку. Для него Волк — не собственность, а друг, личность, с волей которой нужно считаться.

Медж – жена, которую любят, женщина, привыкшая получать желаемое. Ей огромного труда стоит удержаться от того, чтобы не позвать Волка. Лондон не описывает, что делали супруги, оставшись одни. Но читателя утешает мысль о том, что они не одиноки друг с другом.

Художественное своеобразие

У Джека Лондона, выбирающего сюжеты, связанные с суровой правдой жизни, мало рассказов, над которыми читатель может посмеяться или хотя бы улыбнуться. «Бурый Волк» — один из них. Хотя перед собакой стоит нелёгкий выбор, хотя она пережила вынужденную разлуку с хозяином (очевидно, кражу), хотя её ждут нелёгкие приключения на Севере, её жизнь можно назвать счастливой и благополучной. Попытки Волка убежать из рая над ручьём, где его кормят и любят, веселят читателя.
В рассказе много тёплой иронии, связанной с Ирвином и Медж. Так иронично описание шуршащих юбок Медж, которых боялся Волк, споров супругов о том, кто хозяин Волка (оказалось, что никто) и способов, которыми супруги завоёвывали его доверие.

Иронично описание трудов Ирвина. Видно, что Джек Лондон завидует коллеге по перу, который за свои стихи получает неплохие деньги. Автор иронизирует по поводу хозяйственных умений супругов, купивших недойную корову, над Ирвином, истратившим целый гонорар на возвраты собаки.

В рассказе важны идиллические пейзажи тёплой калифорнийской природы. На их фоне особенно страшным и безжизненным кажется далёкий Север, похожий в сознании супругов на призрак, угрожающий их спокойствию.

  • «Бурый волк», краткое содержание рассказа Джека Лондона

  • «Любовь к жизни», художественный анализ рассказа Джека Лондона

  • «Мартин Иден», художественный анализ романа Джека Лондона

  • «Любовь к жизни», краткое содержание рассказа Джека Лондона

  • «Мартин Иден», краткое содержание романа Джека Лондона

  • «Белый Клык», краткое содержание по главам повести Джека Лондона

  • «Белый Клык», анализ повести Джека Лондона

  • «Зов предков», анализ повести Лондона

  • «Зов предков», краткое содержание по главам повести Лондона

  • Джек Лондон, краткая биография

  • «Белое Безмолвие», анализ рассказа Джека Лондона

  • «Закон жизни», анализ рассказа Джека Лондона

  • «Костёр», анализ рассказа Джека Лондона

По произведению: «Бурый волк»

По писателю: Лондон Джек

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе «Своя игра Александр Куприн «Сапсан» и Джек Лондон «Бурый Волк»

Отзыв на рассказ джека лондона бурый волк

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Отзыв на рассказ джека лондона бурый волк

  • 2 слайд

    Отзыв на рассказ джека лондона бурый волк

  • 3 слайд

    Писатели 100О ком идёт речь? «Несколько лет он вёл бродячую пёструю жизнь: он

    Описание слайда:

    Писатели 100
    О ком идёт речь?

    «Несколько лет он вёл бродячую пёструю жизнь: он был и грузчиком, и актёром, и суфлёром, и землемером, журналистом – репортёром и даже продавцом….»
    О Куприне

  • 4 слайд

    Писатели 200Как называлась яхта, на которой Джек Лондон отправляется в путеше

    Описание слайда:

    Писатели 200
    Как называлась яхта, на которой Джек Лондон отправляется в путешествие по Тихому океану?
    «Снарк»

  • 5 слайд

    Отзыв на рассказ джека лондона бурый волк

  • 6 слайд

    Писатели 300В каком веке животныеначали интересовать людей не как враги или и

    Описание слайда:

    Писатели 300
    В каком веке животныеначали интересовать людей не как враги или источник пропитания, а как «наши маленькие братья»?
    В XIX веке

  • 7 слайд

    Писатели 400Сколько лет было Куприну, когда вышел рассказ Дж. Лондона «Бурый

    Описание слайда:

    Писатели 400
    Сколько лет было Куприну, когда вышел рассказ Дж. Лондона «Бурый Волк»?
    37 лет

  • 8 слайд

    Сапсан 100Первое в мире существо для Сапсана – это…?Хозяин

    Описание слайда:

    Сапсан 100
    Первое в мире существо для Сапсана – это…?
    Хозяин

  • 9 слайд

    Отзыв на рассказ джека лондона бурый волк

  • 10 слайд

    Сапсан 200Как переводится имя Сапсан? С какого языка?Сапсан – название киргиз

    Описание слайда:

    Сапсан 200
    Как переводится имя Сапсан? С какого языка?
    Сапсан – название киргизское, и значит оно- ястреб

  • 11 слайд

    Сапсан 300Найдите и зачитайте фрагмент из текста, где рассказывается о том, л

    Описание слайда:

    Сапсан 300
    Найдите и зачитайте фрагмент из текста, где рассказывается о том, любит ли Сапсан, когда его гладят.
    Стр. 220-221

  • 12 слайд

    Сапсан 400Составьте синквейн «Катя»Пример: Катя Пушистая, дерзкая Цепляется,

    Описание слайда:

    Сапсан 400
    Составьте синквейн «Катя»
    Пример:
    Катя
    Пушистая, дерзкая
    Цепляется, царапает, беспокоится
    Она держит себя надменно
    Кошка

  • 13 слайд

    Отзыв на рассказ джека лондона бурый волк

  • 14 слайд

    Бурый волк 100Почему рассказ называется «Бурый Волк»?У него было 2 имени, он

    Описание слайда:

    Бурый волк 100
    Почему рассказ называется «Бурый Волк»?
    У него было 2 имени, они и составили название произведения.

  • 15 слайд

    Бурый волк 200Что было выгравировано на металлической пластинке Волка?«Вернут

    Описание слайда:

    Бурый волк 200
    Что было выгравировано на металлической пластинке Волка?
    «Вернуть Уолту Ирвину, Глен – Эллен, округ Сонома, Калифорния».

  • 16 слайд

    Бурый волк 300Найдите и прочитайте фрагмент текста, где Волк «смиряется с суд

    Описание слайда:

    Бурый волк 300
    Найдите и прочитайте фрагмент текста, где Волк «смиряется с судьбой»
    Стр.232

  • 17 слайд

    Пример:Скифф МиллерПервый хозяинБрат миссис ДжонсонРодом из КлондайкаКрекого

    Описание слайда:

    Пример:
    Скифф Миллер
    Первый хозяин
    Брат миссис Джонсон
    Родом из Клондайка
    Крекого сложения человек
    Создайте кластер Скифф Миллер

  • 18 слайд

    Теория литературы 100Как в стихотворной схеме обозначается ударный и безударн

    Описание слайда:

    Теория литературы 100
    Как в стихотворной схеме обозначается ударный и безударный слоги?
    Ударный слог обозначается горизонтальной чёрточкой, а безударный слог – дугой.

  • 19 слайд

    Теория литературы 200Назовите элементы композиции художественного произведени

    Описание слайда:

    Теория литературы 200
    Назовите элементы композиции художественного произведения

    1.Экспозиция
    2.Завязка
    3.Развитие действия
    4.Кульминация
    5Развязка

  • 20 слайд

    Отзыв на рассказ джека лондона бурый волк

  • 21 слайд

    Теория литературы 300Какой троп используется? Уж солнца раскалённый шар С гл

    Описание слайда:

    Теория литературы 300
    Какой троп используется?

    Уж солнца раскалённый шар
    С главы своей земля скатила.
    метафора

  • 22 слайд

    Теория литературы 400Назовите 3 рода литературы и приведите примеры для 2-х и

    Описание слайда:

    Теория литературы 400
    Назовите 3 рода литературы и приведите примеры для 2-х из них.
    Эпос («Сапсан»), лирика («Летний вечер»), драма.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация к уроку литературы по произведениям Джека Лондона «Бурый волк» и Александра Куприна «Сапсан». Урок направлен на повторение изученного материала. Подразумевается работа с учебниками.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л. и др. / Под ред. Сухих И.Н.

Похожие материалы

  • План урока ПМ 1 Приготовление блюд из овощей и грибов.

  • Статья «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

  • Исследовательская работа «Поэтический портрет моего города»

  • Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы. На примере рассказа Петрушевской «За стеной»

  • Конспект урока «Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел.

  • Методические материалы к уроку по повести В.Распутина «Живи и помни»

  • Образы семье в русской литературы: список произведений, основная мысль, краткий конспект

  • Стресс на рабочем месте. Способы борьбы.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435635 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Страницы:
  • 1

 Женщина вернулась надеть калоши, потому что трава была мокрая от росы, а когда она снова вышла на крыльцо, то увидела, что муж, поджидая ее, залюбовался прелестным распускающимся бутоном миндаля и забыл обо всем на свете. Она поглядела по сторонам, поискала глазами в высокой траве между фруктовыми деревьями.

 — Где Волк? — спросила она.

 — Только что был здесь.

 Уолт Ирвин оторвался от своих наблюдений над чудом расцветающего мира и тоже огляделся кругом.

 — Мне помнится, я видел, как он погнался за кроликом.

 — Волк! Волк! Сюда! — позвала Медж.

 И они пошли по усеянной восковыми колокольчиками тропинке, ведущей вниз через заросли мансаниты, на проселочную дорогу.

 Ирвин сунул себе в рот оба мизинца, и его пронзительный свист присоединился к зову Медж.

 Она поспешно заткнула уши и нетерпеливо поморщилась:

 — Фу! Такой утонченный поэт — и вдруг издаешь такие отвратительные звуки! У меня просто барабанные перепонки лопаются. Знаешь, ты, кажется, способен пересвистать уличного мальчишку.

 — А-а! Вот и Волк.

 Среди густой зелени холма послышался треск сухих веток, и внезапно на высоте сорока футов над ними, на краю отвесной скалы, появилась голова и туловище Волка. Из-под его крепких, упершихся в землю передних лап вырвался камень, и он, насторожив уши, внимательно следил за этим летящим вниз камнем, пока тот не упал к их ногам. Тогда он перевел свой взгляд на хозяев и, оскалив зубы, широко улыбнулся во всю пасть.

 — Волк! Волк! Милый Волк! — сразу в один голос закричали ему снизу мужчина и женщина.

 Услышав их голоса, пес прижал уши и вытянул морду вперед, словно давая погладить себя невидимой руке.

 Потом Волк снова скрылся в чаще, а они, проводив его взглядом, пошли дальше. Спустя несколько минут за поворотом, где спуск был более отлогий, он сбежал к ним, сопровождаемый целой лавиной щебня и пыли. Волк был весьма сдержан в проявлении своих чувств. Он позволил мужчине потрепать себя разок за ушами, претерпел от женщины несколько более длительное ласковое поглаживание и умчался далеко вперед, словно скользя по земле, плавно, без всяких усилий, как настоящий волк.

 По сложению это был большой лесной волк, но окраска шерсти и пятна на ней изобличали не волчью породу. Здесь уже явно сказывалась собачья стать. Ни у одного волка никто еще не видел такой расцветки. Это был пес, коричневый с ног до головы — темно-коричневый, красно-коричневый, коричневый всех оттенков. Темно-бурая шерсть на спине и на шее, постепенно светлея, становилась почти желтой на брюхе, чуточку как будто грязноватой из-за упорно пробивающихся всюду коричневых волосков. Белые пятна на груди, на лапах и над глазами тоже казались грязноватыми, — там тоже присутствовал этот неизгладимо-коричневый оттенок. А глаза горели, словно два золотисто-коричневых топаза.

 Мужчина и женщина были очень привязаны к своему псу. Может быть, потому, что им стоило большого труда завоевать его расположение. Это оказалось нелегким делом с самого начала, когда он впервые неизвестно откуда появился около их маленького горного коттеджа. Изголодавшийся, с разбитыми в кровь лапами, он задушил кролика у них на глазах, под самыми их окнами, а потом едва дотащился до ручья и улегся под кустами черной смородины. Когда Уолт Ирвин спустился к ручью посмотреть на незваного гостя, он был встречен злобным рычанием. Таким же рычанием была встречена и Медж, когда она, пытаясь завязать миролюбивые отношения, притащила псу огромную миску молока с хлебом.

 Гость оказался весьма несговорчивого нрава. Он пресекал все их дружественные попытки — стоило только протянуть к нему руку, как обнажались грозные клыки и коричневая шерсть вставала дыбом. Однако он не уходил от их ручья, спал тут и ел все, что ему приносили, но только после того, как люди, поставив еду на безопасном расстоянии, сами удалялись. Ясно было, что он остается здесь только потому, что не в состоянии двигаться. А через несколько дней, немного оправившись, он внезапно исчез.

 На том, вероятно, и кончилось бы их знакомство, если бы Ирвину не пришлось в это самое время поехать в северную часть штата. Взглянув случайно в окно, когда поезд проходил недалеко от границы между Калифорнией и Орегоном, Ирвин увидел своего недружелюбного гостя. Похожий на бурого волка, усталый и в то же время неутомимый, он мчался вдоль полотна, покрытый пылью и грязью после двухсотмильного пробега.

 Ирвин не любил долго раздумывать. На следующей станции он вышел из поезда, купил в лавке мяса и поймал беглеца на окраине города.

 Обратно Волка доставили в багажном вагоне, и таким образом он снова попал в горный коттедж. На этот раз его на целую неделю посадили на цепь, и муж с женой любовно ухаживали за ним. Однако им приходилось выражать свою любовь с величайшей осторожностью. Замкнутый и враждебный, словно пришелец с другой планеты, пес отвечал злобным рычанием на все их ласковые уговоры. Но он никогда не лаял. За все время никто ни разу не слышал, чтобы он залаял.

 Приручить его оказалось нелегкой задачей. Однако Ирвин любил трудные задачи. Он заказал металлическую пластинку с выгравированной надписью: «Вернуть Уолту Ирвину, Глен-Эллен, округ Сонома, Калифорния». На Волка надели ошейник, к которому наглухо прикрепили эту пластинку. После этого его отвязали, и он мгновенно исчез. Через день пришла телеграмма из Мендосино: за двадцать часов пес успел пробежать сто миль к северу, после чего был пойман.

 Обратно Волка доставила транспортная контора. Его привязали на три дня, на четвертый отпустили, и он снова исчез. На этот раз Волк успел добраться до южных районов Орегона. Там его снова поймали и снова вернули домой. Всякий раз, как его отпускали, он убегал — и всегда убегал на север. Словно какая-то неодолимая сила гнала его на север. «Тяга к дому», как выразился однажды Ирвин, когда ему вернули Волка из Северного Орегона.

 В следующий раз бурый беглец успел пересечь половину Калифорнии, весь штат Орегон и половину Вашингтона, прежде чем его перехватили и доставили обратно по принадлежности. Скорость, с которой он совершал свои пробеги, была просто поразительна. Подкормившись и передохнув, Волк, едва только его отпускали на свободу, обращал всю свою энергию в стремительный бег. Удалось точно установить, что за первый день он пробегал около ста пятидесяти миль, а затем в среднем около ста миль в день, пока кто-нибудь не ухитрялся его поймать. Возвращался он всегда тощий, голодный, одичавший, а убегал крепкий, отдохнувший, набравшись новых сил. И неизменно держал путь на север, влекомый каким-то внутренним побуждением, которого никто не мог понять.

 В этих безуспешных побегах прошел целый год, но, наконец, пес примирился с судьбой и остался близ коттеджа, где когда-то в первый день задушил кролика и спал у ручья. Однако прошло еще немало времени, прежде чем мужчине и женщине удалось погладить его. Это была великая победа. Волк отличался такой необщительностью, что к нему просто нельзя было подступиться. Никому из гостей, бывавших в коттедже, не удавалось завести с ним добрые отношения. Глухое ворчание было ответом на все такие попытки. А если кто-нибудь все же отваживался подойти поближе, верхняя губа Волка приподнималась, обнажая острые клыки, и слышалось злобное, свирепое рычание, наводившее страх даже на самых отчаянных храбрецов и на всех соседних собак, которые отлично знали, как рычат собаки, но никогда не слыхали рычания волка.

 Прошлое этого пса было покрыто мраком неизвестности. История его жизни начиналась с Уолта и Медж. Он появился откуда-то с юга, но о прежнем его владельце, от которого он, по-видимому, сбежал, ничего не удалось разузнать. Миссис Джонсон, ближайшая соседка, у которой Медж покупала молоко, уверяла, что это клондайкская собака. Ее брат работал на приисках среди льдов в этой далекой стране, и поэтому она считала себя авторитетом по такого рода вопросам.

 Да, впрочем, с ней и не спорили. Кончики ушей у Волка явно были когда-то жестоко обморожены, они так и не заживали. Кроме того, он был похож на аляскинских собак, снимки которых Ирвин и Медж не раз видели в журналах. Они часто разговаривали о прошлом Волка, пытаясь представить себе по тому, что они читали и слышали, какую жизнь этот пес вел на далеком Севере. Что Север все еще тянул его к себе, это они знали. По ночам Волк тихонько скулил, а когда поднимался северный ветер и пощипывал морозец, им овладевало страшное беспокойство и он начинал жалобно выть. Это было похоже на протяжный волчий вой. Но он никогда не лаял. Никакими средствами нельзя было исторгнуть у него хотя бы один звук на естественном собачьем языке.

 За долгое время, в течение которого Ирвин и Медж добивались расположения Волка, они нередко спорили о том, кто же будет считаться его хозяином. Оба считали его своим и хвастались малейшим проявлением привязанности с его стороны. Но преимущество с самого начала было на стороне Ирвина, и главным образом потому, что он был мужчина. Очевидно, Волк понятия не имел о женщинах. Он совершенно не понимал женщин. С юбками Медж он никак не мог примириться, — заслышав их шелест, всякий раз настораживался и грозно ворчал. А в ветреные дни ей совсем нельзя было к нему подходить.

 Но Медж кормила его. Кроме того, она царствовала в кухне, и только по ее особой милости Волку разрешалось туда входить. И Медж была совершенно уверена, что завоюет его, несмотря на такое страшное препятствие, как ее юбка. Уолт же пошел на уловки — он заставлял Волка лежать у своих ног, пока писал, а сам то и дело поглаживал и всячески уговаривал его, причем работа двигалась у него очень медленно. В конце концов Уолт победил, вероятно, потому, что был мужчиной, но Медж уверяла, что если бы он употребил всю свою энергию на писание стихов и оставил бы Волка в покое, им жилось бы лучше и денег водилось бы больше.

 — Пора бы уж получить известие о моих последних стихах, — заметил Уолт, после того как они минут пять молча спускались по крутому склону. — Уверен, что на почте уже лежат для меня денежки и мы превратим их в превосходную гречневую муку, в галлон кленового сиропа и новые калоши для тебя.

 — И в чудесное молочко от чудесной коровы миссис Джонсон, — добавила Медж. — Завтра ведь первое, как ты знаешь.

 Уолт невольно поморщился, но тут же лицо его прояснилось, и он хлопнул себя рукой по карману куртки.

 — Ничего! У меня здесь готова самая удойная корова во всей Калифорнии.

 — Когда это ты успел написать? — живо спросила Медж и добавила с упреком: — Даже не показал мне!

 — Я нарочно приберег эти стихи, чтобы прочесть тебе по дороге на почту, вот примерно в таком местечке, — сказал он, показывая рукой на сухой пень, на котором можно было присесть.

 Тоненький ручеек бежал из-под густых папоротников, журча, переливался через большой, покрытый скользким мхом камень, и пересекал тропинку прямо у их ног. Из долины доносилось нежное пение полевых жаворонков, а кругом, то поблескивая на солнечном свету, то исчезая в тени, порхали огромные желтые бабочки.

 В то время как Уолт вполголоса читал свое произведение, внизу, в чаще, послышался какой-то шум. Это был шум тяжелых шагов, к которому время от времени примешивался глухой стук вырвавшегося из-под ноги камня. Когда Уолт, кончив читать, поднял взгляд на жену, ожидая ее одобрения, на повороте тропинки показался человек. Он шел с непокрытой головой, и пот катился с него градом. Одной рукой он то и дело вытирал себе лицо платком, в другой он держал новую шляпу и снятый с шеи совершенно размокший крахмальный воротничок. Это был рослый человек, крепкого сложения; мускулы его так и просились наружу из-под тесного черного пиджака, купленного, по-видимому, совсем недавно в магазине готового платья.

 — Жаркий денек… — приветствовал его Уолт.

 Уолт старался поддержать добрые отношения с окрестными жителями и не упускал случая расширить круг своих знакомых.

 Человек остановился и кивнул.

 — Не очень-то я привык к такой жаре, — отвечал он, словно оправдываясь. — Я больше привык к температуре градусов около тридцати мороза.

 — Ну, такой у нас здесь не бывает! — засмеялся Уолт.

 — Надо полагать, — отвечал человек. — Да я, правду сказать, и не хочу этого. Я разыскиваю мою сестру. Вы случайно не знаете, где она живет? Миссис Джонсон, миссис Уильям Джонсон.

 — Так вы, наверно, ее брат из Клондайка? — воскликнула Медж, и глаза ее загорелись любопытством. — Мы так много о вас слышали!

 — Он самый, мэм, — скромно отвечал он. — Меня зовут Скифф Миллер. Я, видите ли, хотел сделать ей сюрприз.

 — Так вы соверршенно правильно идете. Только вы шли не по дороге, а напрямик, лесом.

 Медж встала и показала на ущелье вверху, в четверти мили от них.

 — Вон видите там сосны? Идите к ним по этой узенькой тропинке. Она сворачивает направо и приведет вас к самому дому миссис Джонсон. Тут уж с пути не собьешься.

 — Спасибо, мэм, — отвечал Скифф Миллер.

 — Нам было бы очень интересно услышать от вас что-нибудь о Клондайке,

 — сказала Медж. — Может быть, вы разрешите зайти к вам, пока вы будете гостить у вашей сестры? А то еще лучше — приходите с ней как-нибудь к нам пообедать.

 — Да, мэм, благодарю вас, мэм, — машинально пробормотал Скифф, но тут же, спохватившись, добавил: — Только я ведь недолго здесь пробуду: опять отправлюсь на Север. Сегодня же уеду с ночным поездом. Я, видите ли, подрядился на работу: казенную почту возить.

 Медж выразила сожаление по этому поводу, а Скифф Миллер уже повернулся, чтобы идти, но в эту минуту Волк, который рыскал где-то поблизости, вдруг бесшумно, по-волчьи, появился из-за деревьев.

 Рассеянность Скиффа Миллера как рукой сняло. Глаза его впились в собаку, и глубочайшее изумление изобразилось на его лице.

 — Черт побери! — произнес он раздельно и внушительно.

 Он с сосредоточенным видом уселся на пень, не замечая, что Медж осталась стоять. При звуке его голоса уши Волка опустились, и пасть расплылась в широчайшей улыбке. Он медленно приблизился к незнакомцу, обнюхал его руки, а затем стал лизать их.

 Скифф Миллер погладил пса по голове.

 — Ах, черт подери! — все так же медленно и внушительно повторил он. — Простите, мэм, — через секунду добавил он, — я просто в себя не приду от удивления. Вот и все.

 — Да мы и сами удивились, — шутливо отвечала она. — Никогда еще не бывало, чтобы Волк так прямо пошел к незнакомому человеку.

 — Ах, вот как вы его зовете! Волк! — сказал Скифф Миллер.

 — Для меня просто непонятно его расположение к вам. Может быть, дело в том, что вы из Клондайка? Ведь это, знаете, клондайкская собака.

 — Да, мэм, — рассеянно произнес Миллер.

 Он приподнял переднюю лапу Волка и внимательно осмотрел подошву, ощупывая и нажимая на пальцы.

 — Мягкие стали ступни, — заметил он. — Давненько он, как видно, не ходил в упряжке.

 — Нет, знаете, это просто удивительно! — вмешался Уолт. — Он позволяет вам делать с ним все, что вы хотите.

 Скифф Миллер встал. Никакого замешательства теперь уже не замечалось в нем.

 — Давно у вас эта собака? — спросил он деловитым, сухим тоном.

 И тут Волк, который все время вертелся возле и ластился к нему, вдруг открыл пасть и залаял. Точно что-то вдруг прорвалось в нем — такой это был странный, отрывистый, радостный лай. Но, несомненно, это был лай.

 — Вот это для меня новость! — сказал Скифф Миллер.

 Уолт и Медж переглянулись. Чудо свершилось: Волк залаял.

 — Первый раз слышу, как он лает! — промолвила Медж.

 — И я тоже первый раз слышу, — отвечал Скифф Миллер.

 Медж поглядела на него с улыбкой. По-видимому, этот человек — большой шутник.

 — Ну еще бы, — сказала она, — ведь вы с ним познакомились пять минут тому назад!

 Скифф Миллер пристально поглядел на нее, словно стараясь обнаружить в ее лице хитрость, которую эта фраза заставила его заподозрить.

 — Я думал, вы догадались, — медленно произнес он. — Я думал, вы сразу поняли — по тому, как он ластился ко мне. Это мой пес. И зовут его не Волк. Его зовут Бурый.

 — Ах, Уолт! — невольно вырвалось у Медж, и она жалобно поглядела на мужа.

 Уолт мгновенно выступил на ее защиту.

 — Откуда вы знаете, что это ваша собака? — спросил он.

 — Потому что моя, — последовал ответ.

 Скифф Миллер медленно поглядел на него и сказал, кивнув в сторону Медж:

 — Откуда вы знаете, что это ваша жена? Вы просто скажете: потому что это моя жена. И я ведь тоже могу ответить, что это, дескать, за объяснение? Собака моя. Я вырастил и воспитал ее. Уж мне ли ее не знать! Вот, поглядите, я вам сейчас докажу.

 Скифф Миллер обернулся к собаке.

 — Эй, Бурый! — крикнул он. Голос его прозвучал резко и властно, и тут же уши пса опустились, словно его приласкали. — А ну-ка?

 Пес резко, скачком, повернулся направо.

 — Эй, пошел!

 И пес, сразу перестав топтаться на месте, бросился вперед и так же внезапно остановился, слушая команду.

 — Могу заставить его проделать все это просто свистом, — сказал Миллер. — Ведь он у меня вожаком был.

 — Но вы же не собираетесь взять его с собой? — дрожащим голосом спросила Медж.

 Человек кивнул.

 — Туда, в этот ужасный Клондайк, на эти ужасные мучения.

 Он снова кивнул.

 — Да нет, — прибавил он, — не так уж там плохо. Поглядите-ка на меня: разве я, по-вашему, не здоровяк?

 — Но для собак ведь это такая ужасная жизнь — вечные лишения, непосильный труд, голод, мороз! Ах, я ведь читала, я знаю, каково это.

 — Да, был случай, когда я чуть не съел его как-то раз на Мелкоперой реке, — мрачно согласился Миллер. — Не попадись мне тогда лось на мушку, был бы ему конец.

 — Я бы скорей умерла! — воскликнула Медж.

 — Ну, у вас здесь, конечно, другая жизнь, — пояснил Миллер. — Вам собак есть не приходится. А когда человека скрутит так, что из него вот-вот душа вон, тогда начинаешь рассуждать по-иному. Вы в таких переделках никогда не бывали, а значит, и судить об этом не можете.

 — Так ведь в этом-то все и дело! — горячо настаивала Медж. — В Калифорнии собак не едят. Так почему бы вам не оставить его здесь? Ему здесь хорошо, и голодать ему никогда не придется, — вы это сами видите. И не придется страдать от убийственного холода, от непосильного труда. Здесь его нежат и холят. Здесь нет этой дикости ни в природе, ни в людях. Никогда на него не обрушится удар кнута. Ну, а что до погод, то ведь вы сами знаете: здесь и снегу-то никогда не бывает.

 — Ну, уж зато летом, извините, жара адская, просто терпения нет, — засмеялся Миллер.

 — Но вы не ответили нам! — с жаром продолжала Медж. — А что вы можете предложить ему в этих ваших северных краях?

 — Могу предложить еду, когда она у меня есть, а обычно она бывает.

 — А когда нет?

 — Тогда, значит, и у него не будет.

 — А работа?

 — Работы вдоволь! — нетерпеливо отрезал Миллер. — Да, работы без конца, и голодуха, и морозище, и все прочие удовольствия. Все это он получит, когда будет со мной. Но он это любит. Он к этому привык, знает эту жизнь. Для нее он родился, для нее его и вырастили. А вы просто ничего об этом не знаете. И не понимаете, о чем говорите. Там его настоящая жизнь, и там он будет чувствовать себя всего лучше.

 — Собака останется здесь, — решительно заявил Уолт, — так что продолжать этот спор нет никакого смысла.

 — Что-о? — протянул Скифф Миллер, угрюмо сдвинув брови, и на его побагровевшем лбу выступила упрямая складка.

 — Я сказал, что собака останется здесь, и на этом разговор окончен. Я не верю, что это ваша собака. Может быть, вы ее когда-нибудь видели. Может быть, даже когда-нибудь и ездили на ней по поручению хозяина. А то, что она слушается обычной команды северного погонщика, это еще не доказывает, что она ваша. Любая собака с Аляски слушалась бы вас точно так же. Кроме того, это, несомненно, очень ценная собака. Такая собака на Аляске — клад, и этим-то и объясняется ваше желание завладеть ею. Во всяком случае, вам придется доказать, что она ваша.

 Скифф Миллер выслушал эту длинную речь невозмутимо и хладнокровно, только лоб у него еще чуточку потемнел, и громадные мускулы вздулись под черным сукном пиджака. Он спокойно смерил взглядом этого стихоплета, словно взвешивая, много ли силы может скрываться под его хрупкой внешностью.

 Затем на лице Скиффа Миллера появилось презрительное выражение, и он промолвил резко и решительно:

 — А я говорю, что могу увести собаку с собой хоть сию же минуту.

 Лицо Уолта вспыхнуло, он весь как-то сразу подтянулся, и все мышцы у него напряглись. Медж, опасаясь, как бы дело не дошло до драки, поспешила вмешаться в разговор.

 — Может быть, мистер Миллер и прав, — сказала она. — Боюсь, что он прав. Волк, по-видимому, действительно знает его: и на кличку «Бурый» откликается и сразу встретил его дружелюбно. Ты ведь знаешь, что пес никогда ни к кому так не ластится. А потом, ты обратил внимание как он лаял? Он просто был вне себя от радости. А отчего? Ну, разумеется, оттого, что нашел мистера Миллера.

 Бицепсы Уолта перестали напрягаться. Даже плечи его безнадежно опустились.

 — Ты, кажется, права, Медж, — сказал он. — Волк наш не Волк, а Бурый, и, должно быть, он действительно принадлежит мистеру Миллеру.

 — Может быть, мистер Миллер согласится продать его? — сказала она. — Мы могли бы его купить.

 Скифф Миллер покачал головой, но уже совсем не воинственно, а скорей участливо, мгновенно отвечая великодушием на великодушие.

 — У меня пять собак было, — сказал он, пытаясь, по-видимому, как-то смягчить свой отказ, — этот ходил вожаком. Это была самая лучшая упряжка на всю Аляску. Никто меня не мог обогнать. В тысяча восемьсот девяносто пятом году мне давали за них пять тысяч чистоганом, да я не взял. Правда, тогда собаки были в цене. Но не только потому мне такие бешеные деньги предлагали, а уж очень хороша была упряжка. А Бурый был лучше всех. В ту же зиму мне за него давали тысячу двести — я не взял. Тогда не продал и теперь не продам. Я, видите ли, очень дорожу этим псом. Три года его разыскиваю. Прямо и сказать не могу, до чего я огорчился, когда его у меня свели, и не то что из-за цены, а просто… привязался к нему, как дурак, простите за выражение. Я и сейчас просто глазам своим не поверил, когда его увидал. Подумал, уж не мерещится ли мне. Прямо как-то не верится такому счастью. Ведь я его сам вынянчил. Спать его укладывал, кутал, как ребенка. Мать у него издохла, так я его сгущенным молоком выкормил — два доллара банка. Себе-то я этого не мог позволить: черный кофе пил. Он никогда никакой матери не знал, кроме меня. Бывало, все у меня палец сосет, постреленок. Вот этот самый палец. — Скифф Миллер так разволновался, что уже не мог говорить связно, а только вытянул вперед указательный палец и прерывистым голосом повторил: — Вот этот самый палец,

 — словно это было неоспоримым доказательством его права собственности на собаку.

 Потом он совсем замолчал, глядя на свой вытянутый палец.

 И тут заговорила Медж.

 — А собака? — сказала она. — О собаке-то вы не думаете?

 Скифф Миллер недоуменно взглянул на нее.

 — Ну, скажите, разве вы подумали о ней? — повторила Медж.

 — Не понимаю, к чему вы клоните.

 — А ведь она, может быть, тоже имеет некоторое право выбирать, — продолжала Медж. — Может быть, у нее тоже есть свои привязанности и свои желания. Вы с этим не считаетесь. Вы не даете ей выбрать самой. Вам и в голову не пришло, что, может быть, Калифорния нравится ей больше Аляски. Вы считаетесь только с тем, что вам самому хочется. Вы с ней обращаетесь так, будто это мешок картофеля или охапка сена, а не живое существо.

 Миллеру эта точка зрения была, по-видимому, внове. Он с сосредоточенным видом стал обдумывать так неожиданно вставший перед ним вопрос. Медж сейчас же постаралась воспользоваться его нерешительностью.

 — Если вы в самом деле ее любите, то ее счастье должно быть и вашим счастьем, — настаивала она.

 Скифф Миллер продолжал размышлять про себя, а Медж бросила торжествующий взгляд на мужа и прочла в его глазах горячее одобрение.

 — То есть вы что же это думаете? — неожиданно спросил пришелец из Клондайка.

 Теперь Медж, в свою очередь, поглядела на него с полным недоумением.

 — Что вы хотите сказать? — спросила она.

 — Так вы что ж, думаете, что Бурому захочется остаться здесь, в Калифорнии?

 Она уверенно кивнула в ответ:

 — Убеждена в этом.

 Скифф Миллер снова принялся рассуждать сам с собой, на этот раз уже вслух. Время от времени он испытующе поглядывал на предмет своих размышлений.

 — Он был работяга, каких мало. Сколько он для меня трудился! Никогда не отлынивал от работы. И еще тем он был хорош, что умел сколотить свежую упряжку так, что она работала на первый сорт. А уж голова у него! Все понимает, только что не говорит. Что ни скажешь ему, все поймет. Вот посмотрите-ка на него сейчас: он прекрасно понимает, что мы говорим о нем.

 Пес лежал у ног Скиффа Миллера, опустив голову на лапы, настороженно подняв уши и быстро переводя внимательный взгляд с одного из говоривших на другого.

 — Он еще может поработать. Как следует может поработать. И не один год. И ведь я люблю его, крепко люблю, черт возьми!

 После этого Скифф Миллер еще раза два раскрыл рот, но так и закрыл его, ничего не сказав. Наконец он выговорил:

 — Вот что. Я вам сейчас скажу, что я сделаю. Ваши слова, мэм, действительно имеют… как бы это сказать… некоторый смысл. Пес потрудился на своем веку, много потрудился. Может быть, он и впрямь заработал себе спокойное житье и теперь имеет полное право выбирать. Во всяком случае, мы ему дадим решить самому. Как он сам захочет, так пусть и будет. Вы оставайтесь и сидите здесь, как сидели, а я распрощаюсь с вами и пойду как ни в чем не бывало. Ежели он захочет, может остаться с вами. А захочет, может идти со мной. Я его звать не буду. Но и вы тоже не зовите.

 Вдруг он подозрительно глянул на Медж и добавил:

 — Только уж, чур, играть по-честному! Не уговаривать его, когда я спиной повернусь…

 — Мы будем играть честно… — начала было Медж.

 Но Скифф Миллер прервал ее уверения:

 — Знаю я эти женские повадки! Сердце у женщин мягкое, и стоит его задеть, они способны любую карту передернуть, на любую хитрость пойти и врать будут, как черти… Прошу прощения, мэм, я ведь это вообще насчет женского пола говорю.

 — Не знаю, как и благодарить вас… — начала дрожащим голосом Медж.

 — Еще неизвестно, есть ли вам за что меня благодарить, — отрезал Миллер. — Ведь Бурый еще не решил. Я думаю, вы не станете возражать, если я пойду медленно. Это ведь будет только справедливо, потому что через каких-нибудь сто шагов меня уже не будет видно.

 Медж согласилась.

 — Обещаю вам честно, — добавила она, — мы ничего не будем делать, чтобы повлиять на него.

 — Ну, так теперь, значит, я ухожу, — сказал Скифф Миллер тоном человека, который уже распрощался и уходит.

 Уловив перемену в его голосе, Волк быстро поднял голову и стремительно вскочил на ноги, когда увидел, что Медж и Миллер, прощаясь, пожимают друг другу руки. Он поднялся на задние лапы и, упершись передними в Медж, стал лизать руку Скиффа Миллера. Когда же Скифф протянул руку Уолту, Волк снова повторил то же самое: уперся передними лапами в Уолта и лизал руки им обоим.

 — Да, сказать по правде, невесело обернулась для меня эта прогулочка,

 — заметил Скифф Миллер и медленно пошел прочь по тропинке.

 Он успел отойти шагов на двадцать. Волк, не двигаясь, глядел ему вслед, напряженно застыв, словно ждал, что человек вот-вот повернется и пойдет обратно. Вдруг он с глухим жалобным визгом стремительно бросился за Миллером, нагнал его, любовно и бережно схватил за руку и мягко попытался остановить.

 Увидев, что это ему не удается, Волк бросился обратно к сидевшему на пне Уолту Ирвину, схватил его за рукав и тоже безуспешно пытался увлечь его вслед за удаляющимся человеком.

 Смятение Волка явно возрастало. Ему хотелось быть и там и здесь, в двух местах одновременно, и с прежним своим хозяином и с новым, а расстояние между ними неуклонно увеличивалось. Он в возбуждении метался, делая короткие нервные скачки, бросаясь то к одному, то к другому в мучительной нерешительности, не зная, что ему делать, желая быть с обоими и не будучи в состоянии выбрать. Он отрывисто и пронзительно взвизгивал, дышал часто и бурно. Вдруг он уселся, поднял нос кверху, и пасть его начала судорожно открываться и закрываться, с каждым разом разеваясь все шире. Одновременно судорога стала все сильнее сводить ему глотку. Пришли в действие и его голосовые связки. Сначала почти ничего не было слышно — казалось, просто дыхание с шумом вырывается из его груди, а затем раздался низкий грудной звук, самый низкий, какой когда-либо приходилось слышать человеческому уху. Все это было своеобразной подготовкой к вою.

 Но в тот самый момент, когда он, казалось, вот-вот должен был завыть во всю глотку, широко раскрытая пасть захлопнулась, судороги прекратились, и пес долгим, пристальным взглядом посмотрел вслед уходящему человеку. Потом повернул голову и таким же пристальным взглядом поглядел на Уолта. Этот молящий взгляд остался без ответа. Пес не дождался ни слова, ни знака, ему ничем не намекнули, не подсказали, как поступить.

 Он опять поглядел вперед и, увидев, что его старый хозяин приближается к повороту тропинки, снова пришел в смятение. Он с визгом вскочил на ноги и вдруг, словно осененный внезапной мыслью, устремился к Медж. Теперь, когда оба хозяина от него отступились, вся надежда была на нее. Он уткнулся мордой в колени хозяйке, стал тыкаться носом ей в руку — это был его обычный прием, когда он чего-нибудь просил. Затем он попятился и, шаловливо изгибая все туловище, стал подскакивать и топтаться на месте, скребя передними лапами по земле, стараясь всем своим телом, от молящих глаз и прижатых к спине ушей до умильно помахивающего хвоста, выразить то, чем он был полон, ту мысль, которую он не мог высказать словами.

 Но и это он вскоре бросил. Холодность этих людей, которые до сих пор никогда не относились к нему холодно, подавляла его. Он не мог добиться от них никакого отклика, никакой помощи. Они не замечали его. Они точно умерли.

 Он повернулся и молча поглядел вслед уходящему хозяину. Скифф Миллер уже дошел до поворота. Еще секунда — и он скроется из глаз. Но он ни разу не оглянулся. Он грузно шагал вперед, спокойно, неторопливо, точно ему не было ровно никакого дела до того, что происходит за его спиной.

 Вот он свернул на повороте и исчез из виду. Волк ждал долгую минуту молча, не двигаясь, словно обратившись в камень, но камень, одухотворенный желанием и нетерпением. Один раз он залаял коротким, отрывистым лаем и опять подождал. Затем повернулся и мелкой рысцой побежал к Уолту Ирвину. Он обнюхал его руку и растянулся у его ног, глядя на опустевшую тропинку.

 Маленький ручеек, сбегавший с покрытого мохом камня, вдруг словно стал журчать звончей и громче. И ничего больше не было слышно, кроме пения полевых жаворонков. Большие желтые бабочки беззвучно проносились в солнечном свете и исчезали в сонной тени. Медж ликующим взглядом поглядела на мужа.

 Через несколько минут Волк встал. В движениях его чувствовались теперь спокойствие и уверенность. Он не взглянул ни на мужчину, ни на женщину; глаза его были устремлены на тропинку. Он принял решение. И они поняли это; поняли также и то, что для них самих испытание только началось.

 Он сразу побежал крупной рысью, и губы Медж уже округлились, чтобы вернуть его ласковым окликом, — ей так хотелось позвать его! Но ласковый оклик замер у нее на губах. Она невольно поглядела на мужа и встретилась с его суровым, предостерегающим взглядом. Губы ее сомкнулись, она тихонько вздохнула.

 А Волк мчался уже не рысью, а вскачь. И скачки его становились все шире и шире. Он ни разу не обернулся, его волчий хвост был вытянут совершенно прямо. Одним прыжком он срезал угол на повороте и скрылся.

  • Страницы:
  • 1

  • Отзыв на рассказ бунина темные аллеи
  • Отзыв на рассказ великолепная шестерка
  • Отзыв на рассказ алексина подумаешь птицы
  • Отзыв на рассказ ашик кериб 4 класс по плану
  • Отзыв на картину иван царевич на сером волке 4 класс васнецова сочинение по картине