Отзыв на рассказ чехова белолобый

Автор на чтение 16 мин. просмотров 24 опубликовано 15.03.2021 автор: антон чехов год написания: 1895 жанр произведения: рассказ главные герои:

На чтение 16 мин. Просмотров 24 Опубликовано

Автор: Антон Чехов

Год написания: 1895

Жанр произведения: рассказ

Главные герои: волчица и щенок

Сюжет:

В рассказе «Белолобый» действуют очеловеченные герои: волки, собаки… Есть тут, конечно, и люди, но они не играют большой роли. Главная героиня – старая волчица, которой нужно кормить своих детей. Ей очень тяжело – она плохо видит, подводит нюх, мучает постоянный голод. Надеясь на хорошую добычу и забыв страх, она влезает в хлев и ворует барашка, который оказывается на её удивление – щенком. Не самым, видимо, умным, но, зато, добрым – он позволяет себя утащить в логово, играет с волчатами. Голодная волчица хочет его съесть, но не переносит собачьего духа. В итоге, белолобый щенок возвращается домой, а на него хозяин сваливает вину за беспорядок и поломанную крышу – волчица спасена, к счастью, и может вернуться к своим ещё беспомощным детям.

Чему учит рассказ

Основная мысль рассказа – в доброте, которая спасает и помогает, даже если она не идёт рядом с умом. Наивный щенок помогает волчице, которая просто хочет выжить, не стараясь никому специально навредить.

Читать краткое содержание рассказа Белолобый Чехова

В логове она думает его съесть, но не может. Тогда она решает отдать его волчатам – пусть учатся играть. Белолобый играет, веселится, не понимая грозящей ему участи. Он по своей наивности, незнанию жизни ничего не боится. Будь на его месте сторожевая собака, она бы подняла шум, начала драку и, наверное, погибла бы. А щенок даже ощетинившуюся волчицу может по простоте своей в нос лизнуть, посмотреть чистыми глазами… И слишком уж он похож по возрасту на её волчат. Благодаря своей искренности и наивности, Белолобый остаётся в живых.

Проголодавшись, беззаботный щенок сам отправляется домой – на зимовье. Его хозяин – дед Игнат подумал, что весь беспорядок устроил щенок, наказал бестолкового пса. А волчица осталась, благодаря Белолобому, невредимой. Она должна была бы его благодарить. С другой стороны, в этот (второй) раз, подняв лай, бестолковый щенок помешал ей снова пробраться в хлев – утащить настоящего ягненка.

Кстати, Игнат вовсе не злой, даже е очень строгий, поэтому, вряд ли, он серьезно наказал щенка за шалость – только оттрепал за уши, уча выходить на улицу через дверь. Игнат когда-то работал на паровозе, поэтому сам себе постоянно приказывал громким голосом, мол, полный ход или стоп, машина.

Чехов создал удивительный психологический рассказ о природе, больше похожий даже на сказку.

3 класс

Оцените произведение: Голосов: 538

Читать краткое содержание Белолобый. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Белолобый

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Смерть Артура Мэлори

    Правитель Англии Утер Пентрагон был влюблен в Игрейну, супругу Корнуэльского герцога. С герцогом у короля была давняя война. Известный маг Мерлин пообещал помочь заполучить Игрейну, взамен попросил отдать

  • Шекспир

    Уильям Шекспир известный писатель, его знает весь мир. Сведений о его точной дате рождения нет. Предполагают, что на свет он появился в апреле 1564 года,

  • Краткое содержание Зюскинд Парфюмер

    События развиваются в средневековой Франции. Торговка рыбой рожает ребёнка и оставляет в рыбной требухе умирать. Но ребёнок выжил и плачем, привлёк полицию, девушку арестовывают и позже казнят.

  • Краткое содержание Мушкетер и фея Крапивина

    Детство – самая прекрасная пора в нашей жизни, в жизни каждого человека, потому очень важно все то, что происходит в то время. Джонни, фамилия которого Воробьев

  • Краткое содержание Пушкин Цыганы

    В кочующем цыганском таборе вечер, старый цыган ждёт свою дочь, которая отправилась гулять по полям. Земфира возвращаетсяне одна, а с молодым человеком по имени Алеко. Она сообщает отцу, что он решил оставить прежнюю жизнь и стать цыганом.

На уроках русского языка и литературы детям часто задают прочитать рассказ А. П. Чехова «Белолобый» и написать по нему краткое содержание для читательского дневника, поделиться своим мнением, составить отзыв или написать сочинение. 

Рассказ представляет зарисовку из жизни волчьей семьи и он будет интересен и детям, и взрослым. Ниже представим краткий пересказ и сделаем небольшой анализ произведения.

Главные герои и их характеристика

В рассказе немного главных героев:

  1. Волчица — она постарела, здоровье её ухудшилось, но она по-прежнему заботливая мать для своих волчат.

  2. Волчата — беспечные малыши.

  3. Белолобый — весёлый щенок, бестолковый, любитель поиграть.

  4. Игнат — старый и опытный охотник.

Краткое содержание рассказа

Старая волчица вышла на охоту, чтобы покормить волчат и поесть самой. Из-за слабого здоровья ей редко удавалось поймать добычу, и она всё чаще довольствовалась падалью или похищала маленьких зайчат.

Недалеко от волчьей норы располагалось зимовье Игната, который нередко ходил на охоту в лес со своей собакой. Летом у зимовья бродили овцы, и волчица намеревалась пробраться туда в надежде найти ягнят. 

Пробравшись на крышу сарая, волчица разгребла солому и попала в хлев. Она схватила то, что подвернулось ей первым. Поднялся шум. Волчица услышала собачий лай и свист сторожа.

Волчица побежала к своим волчатам. До рассвета она уже была в логове. Щенок прибежал за ней. Волчата обрадовались ей, стали сосать молоко. Сама волчица погрызла старую кость. Её раздражал лай щенка, и в какой- то момент ей даже захотелось разорвать его.

Между тем волчата и щенок подружились. Они весело играли в снегу, покусывали друг друга понарошку. Волчица решила, что так её детёныши научатся отбиваться от собак. Уставшие волчата заснули. Поскулив от голода, Белолобый присоединился к ним. 

Волчица решила всё-таки съесть его и приблизилась. Тот лизнул её, и волчица отошла подальше от псиного запаха. Вечером она выбралась на охоту, а Белолобый убежал домой. Волчица догнала его, подходя к зимовью.

Когда волчица поднялась на крышу зимовья и стала разбирать заделанную дыру снова, щенок бросился к ней с весёлым лаем. На шум выскочил Игнат. Он закричал и пальнул из ружья. Старик пошёл к сараю посмотреть, что случилось. В хлеву он увидел Белолобого, но волчица была уже далеко в лесу.

Вернувшись в дом, Игнат рассказал гостю, что щенок вчера убежал из хлева, сделав в крыше дыру, а сегодня снова пробрался в хлев через это место. Утром старик оттаскал щенка за уши, приговаривая, чтобы ходил отныне через дверь.

Главная мысль произведения

Основная тема рассказа заключается в том, что животные, не умеющие говорить, тоже способны на чувства, сострадание, жалость. 

Волчица не съела щенка, пожалела. Он для неё был таким же детёнышем, как и её волчата.

Чему учит рассказ

Антон Павлович Чехов написал «Белолобого» для детей. В рассказе описан мир диких животных, у которых также полно проблем, забот. Учащиеся начальных классов видят в произведении не злого волка, о котором они привыкли читать в сказках. 

Автор показал, что и дикие звери способны на тонкие чувства. Волчице жалко Белолобого, она не видит в нём добычи. Ничто не мешало ей съесть щенка, но материнский инстинкт взял верх. 

Рассказ учит быть добрым, гуманным, учит состраданию к беззащитным животным.

Пословицы к рассказу А.П. Чехова «Белолобый»

В качестве иллюстраций к поступкам старой волчицы хорошо подходят следующие пословицы:

  • «У кого детки, у того и заботы».

  • «Ради деток мать готова себя продать».

  • «Жалость матери меры не знает».

  • «Матери все дети равны – одинаково сердцу больны».

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Чехов Антон

Жанр: рассказ

Главные герои: волчица и щенок

Один из любимых писателей россиян имеет множество прекрасных произведений, а краткое содержание рассказа «Белолобый» для читательского дневника — одно из них.

Сюжет

Старая волчица должна найти пищу для своих детенышей. Она вспоминает молодые годы, когда была полна сил, а теперь ей трудно охотиться. Она отвлекает волчат игрой, а когда они засыпают, отправляется в деревню. Она чует приятный запах в хлеву, разгребает сено и хватает ягненка. Она бежит прочь, но добыча кажется ей слишком мягкой. Она бросает его и видит, что это щенок. Он начинает лаять, и волчица относит его в логово. Она хочет съесть малыша, но больно он похож на ее волчат. Она оставляет его в живых. Щенок очень веселый и энергичный, ласково лижет волчицу, играет с детенышами. А затем сам идет домой, где его отчитывает хозяин за разгреб хлева. О приходе волчицы люди не узнают, а ведь могли и застрелить ее.

Вывод (моё мнение)

Животные имеют чувства, похожие на людские: они переживают за своих малышей, хотят выжить и понимают, что постарели, испытывают жалость и нежность, а детеныши зверей похожи на детей — они беспечные и радостные, озорные и наивные. Нужно помнить о нашем сходстве и быть добрым к животным.

Добавить в избранное

Рассказ «Белолобый» Чехова был написан в 1895 году. Это история постаревшей, больной волчицы с выводком волчат и жизнерадостного глупого щенка, которого по ошибке она выкрала из хлева.

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 3 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Белолобый» на нашем сайте. Пересказ произведения пригодится и для читательского дневника.

Главные герои

Волчицастарая, больная волчица, заботливая мать троих волчат, у которой уже нет сил охотиться в полную силу.

Белолобыйкрупный черный щенок с белым пятном, жизнерадостный и глупый.

Другие персонажи

Игнатстарый сторож, живущий в одиночестве в лесу, добрый и безобидный.

Арапкабольшая черная собака, верная помощница Игната, мать Белолобого.

Волчататри волчонка, выводок старой волчицы.

Краткое содержание

Пока трое маленьких волчат «крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга», старая волчица отправилась на охоту. На пороге уже стоял март, но в лесу было так холодно, «как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать». Жизнь волчицы уже давно не походила на сказку: она была стара, слаба здоровьем и очень мнительна. Она боялась всего вокруг, и очень переживала, чтобы никто не обидел малышей в ее отсутствие.

Возраст давал о себе знать. Порой «лисий след она принимала за собачий» и сбивалась с пути. У волчицы уже не было сил, чтобы, как прежде, охотиться на баранов, телят и жеребят. От безысходности она «питалась одною падалью», и уже почти забыла вкус свежего сочного мяса.

В нескольких верстах от волчьего логова жил «сторож Игнат, старик лет семидесяти, который все кашлял и разговаривал сам с собой». Целыми днями бродил он по лесу с ружьем и огромной черной собакой по кличке Арапка. Волчица подобралась к жилищу старика. Пробегая мимо хлева, голодная волчица подумала, «что уже март и, судя по времени, в хлеву должны быть ягнята». Она взобралась на соломенную крышу и через дыру пробралась в хлев. От нежного запаха ягненка у нее помутилось сознание. Неожиданно кто-то громко завизжал, и волчица «испугавшись, схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон».

Когда волчица отбежала на безопасное расстояние, она поняла, что ее добыча мало напоминала ягненка. Она приготовилась есть, но с отвращением отпрянула от пушистого комочка: это был щенок, и «судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка». Щенок был крупный, черный, с большим белым пятном на лбу – точная копия своей матери Арапки. Волчица зарычала на щенка и побежала домой. Щенок подумал, что это такая игра, и принялся догонять волчицу.

Уже светало, и трое маленьких волчат с нетерпением ждали мать. Появление незнакомца насторожило их, но Белолобый принялся азартно с ними играть, и вскоре все четверо уже барахтались, визжали и легонько покусывали друг друга – «стало шумно и весело». Голодная волчица, глядя на их игры, решила оставить щенка, чтобы волчата овладели навыками охоты. Когда голод стал совсем невыносим, волчица подумала было съесть Белолобого, но он сильно пах псиной – «ей стало противно, и она отошла прочь».

К ночи щенок совсем проголодался и замерз. Он отправился домой, к Игнату, а волчица тем временем отправилась на охоту в хлев. Она была уже готова схватить ягненка, когда ворвался Белолобый и, узнав ее, залился радостным лаем. Проснулась Арапка, старик выскочил с ружьем. Волчица кинулась бежать в лес. Увидев Белолобого, старик решил, что у него «пружина в мозгу лопнула», и это он по глупости портит ему хлев. Игнат потрепал щенка за уши, наказывая ходить в хлев через дверь, а не через крышу.

Заключение

В своей книге Чехов описал жизнь и отношения зверей, которые во многом схожи на человеческие взаимоотношения. Необходимо помнить об этом и с теплотой относиться к братьям меньшим.

После ознакомления с кратким пересказом «Белолобый» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Белолобый»?</h3>

    • <label>Иван Тургенев</label>
    • <label>Антон Чехов</label>
    • <label>Максим Горький</label>
    • <label>Лев Толстой</label>

(новая вкладка)Чехов А., рассказ «Белолобый» Жанр: рассказы о животныхГлавные герои рассказа «Белолобый» и их характеристика

  1. Волчица. Старая, больная, голодная. Заботливая мать.
  2. Белолобый. Щенок, дворняжка. Веселый, озорной, любит играть. Бестолковый.
  3. Волчата. Маленькие, веселые.
  4. Игнат. Старик-охотник.

План пересказа рассказа «Белолобый»

  1. Волчица выходит на охоту
  2. Зимовье Игната
  3. Овцы в хлеву
  4. Падение в хлев
  5. Странная добыча
  6. Щенок
  7. Щенок и волчата
  8. Волчица и щенок
  9. Снова на охоту
  10. Щенок возвращается домой
  11. На крыше хлева
  12. Щенок лает
  13. Объяснение Игната.

Кратчайшее содержание рассказа «Белолобый» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Голодная волчица отправилась на охоту и залезла на крышу хлева.
  2. Она пролезла внутрь и в суматохе схватила первое, что подвернулось.
  3. Волчица обнаружила, что унесла щенка и бросила его.
  4. Щенок пошел за волчицей и стал играть с волчатами.
  5. Волчица снова пошла на охоту, но щенок сорвал ей охоту.
  6. Игнат решил, что это щенок залезал к овцам через крышу.

Главная мысль рассказа «Белолобый» Животные имеют чувства и разум и часто поступают также, как поступили бы на их месте люди. Все дети одинаковы.Чему учит рассказ «Белолобый» Рассказ учит любить животных. Учит понимать, что все живые существа имеют душу. Учит добру и справедливости. Учит тому, что у всякого животного есть свои заботы, свои проблемы, своя собственная жизнь.Отзыв на рассказ «Белолобый» Мне очень понравился этот рассказ и я могу выделить в нем двух персонажей — волчицу и Белолобого. Для маленького щенка не было разницы между волчатами и щенками, он готов был играть с ними. Да и волчата приняли щенка в свою компанию. А волчицу просто жалко, потому что она была голодная и старая, а у нее были волчата.Пословицы к рассказу «Белолобый» Всякой матери свое дитя мило. Ради деток мать готова себя продать. Возле матери и без хлеба не умрешь. И сова своих детей хвалит. У кого детки, у того и заботы.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Белолобый» Голодная волчица облизала волчат и отправилась на охоту. Стоял месяц март, еще было холодно, а мнительная волчица вздрагивала от каждого шороха. Ей казалось, что за деревьями стоят люди, а в темноте лают собаки. Волчица была старой, ее чутье ослабело и теперь ей редко приходилось питаться мясом. Она все больше ела падаль или, если повезет, отнимала у зайчихи зайчат. Недалеко от ее логова стояло зимовье Игната, старика лет семидесяти. Это был бывший механик и он часто бродил по лесу вместе с большой собакой по кличке Арапка. Волчица помнила, что летом возле зимовья паслись овцы и потому подумала, что сейчас там обязательно должны быть ягнята. Она забралась на крышу хлева и стала разгребать солому. Ей в нос ударил теплый запах, где-то заблеял ягненок. Волчица спрыгнула вниз и схватила первое, что попалось ей в зубы. Поднялся переполох. Под сараем проснулся Арапка и залаял. Из зимовья выскочил Игнат и пронзительно засвистел. Волчица долго бежала со своей добычей, но постепенно стала замечать, что добыча пахнет иначе, чем ягненок. Она выпустила добычу в снег, чтобы начать есть, и с отвращением отпрянула. Перед ней лежал крупный черный щенок с белым пятном на лбу. Щенок между тем встал на ноги и как ни в чем не бывало залаял. Волчица отпрянула и побежала прочь. Щенок побежал за ней. Уже засветло волчица добралась до своего логова в корнях поваленной сосны. Щенок бежал за ней и волчица думала, что он хочет, чтобы она его съела. Волчата обрадовались возвращению матери и стали сосать ее. А волчица грызла старую белую кость. Щенок, увидев волчат, стал лаять и у волчицы разболелась голова. Она хотела даже встать и разорвать щенка. Между тем, щенок устал лаять и несмело подошел к волчатам. Они посмотрели друг на друга. Потом щенок ударил лапой одного из волчат по голове. Волчонок ответил. Щенок обрадовался и побежал кругами по снегу. Волчата бросились за ним, повалили в снег и стали кусать, не больно, а понарошку. Волчица, глядя на них, подумала, что пусть волчата приучаются отбиваться от собак. Потом волчата наигрались и легли спать. Щенок немного повыл от голода и тоже лег. Проснувшись они снова стали играть. Вечером волчица решила съесть щенка и подошла к нему. Щенок лизнул ее и от запаха псины волчице стало дурно, и она отошла прочь. К вечеру похолодало и щенок побежал домой. Волчица же снова отправилась на охоту. Приближаясь к зимовью, она увидела впереди черное пятно и узнала щенка, который тоже возвращался в зимовье. Она побоялась, что щенок может ей помещать, но зимовье было уже так близко. Волчица забралась на крышу хлева и увидела, что вчерашняя дырка заделана свежей соломой. Она стала разгребать ее и вдруг раздался веселый лай. Щенок бросился к ней, а потом, почуяв тепло, спрыгнул в хлев. Из зимовья выскочил Игнат с ружьем и громко закричал. Ружье дало осечку, но на третий раз все-таки выстрелило. Игнат пошел смотреть, в чем дело. Но волчица была уже далеко. Немного погодя он вернулся в избу, где ночевал странник. Тот спросил Игната в чем дело и старик ответил, что Белолобый повадился ночевать с овцами в хлеву, а вчера разобрал крышу и убежал. Сегодня же снова вернулся и снова не через дверь, а через крышу. на следующее утро Игнат оттаскал Белолобого за ухо, повторяя, чтобы тот ходил через дверь.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Белолобый»

Используемые источники:

  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/chekhov/belolobyj
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/belolobyy.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/3-klass/1989-belolobyy.html
  • https://obrazovaka.ru/books/chehov/belolobyy
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/10/blog-post34.html

Рассказ «Мальчики» Антона Павловича Чехова наполнен яркими героями, юмором и неожиданными поворотами событий. Автор мастерски создаёт образы. Одной лишь фразой или действием персонажа он может описать его характер и жизненные ценности. Как и во всех произведениях Чехова, в рассказе «Мальчики» присутствует и глубокая мораль. Многомудрый Литрекон предлагает Вам к прочтению краткий пересказ рассказа «Мальчики», а также отзыв для читательского дневника. Несмотря на то, что сюжет передан в сокращении, в нём раскрыты все основные события и важные детали. 

Краткий пересказ

(466 слов) Морозным зимним днём Володя Королёв приехал со своим другом Чечевицыным, учеником второго класса, домой из гимназии на рождественские каникулы. Вскоре после радостной и шумной встречи за столом собралась пить чай вся семья Володи: отец и мать, а также сёстры мальчика — одиннадцатилетняя Катя, младшие Соня и Маша. На сестёр Володи Чечевицын производил впечатление «учёного человека»: у него был серьёзный вид, он мало говорил, был чрезвычайно задумчив. Володя, обычно бывавший в домашней обстановке разговорчивым и весёлым, тоже был молчалив.

Раньше, когда Володя приезжал на каникулы домой, он с радостью брался за приготовление украшений для ёлки, бегал во двор смотреть на снеговую гору, которую делали кучер с пастухом. Но теперь, когда после чая отец с девочками вырезали из цветной бумаги праздничные украшения в детской комнате, он тихо сидел рядом со своим товарищем у окна. Мальчики шёпотом что-то обсуждали, рассматривая карту в географическом атласе. Чечевицын рассуждал, каким образом можно добраться до Калифорнии.

Друг Володи пытался заговорить с Катей, но она не поняла его заумных рассуждений из приключенческой книги. Он называл себя «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых». Всё это было очень загадочно для Кати и Сони, двух старшеньких девочек. Они решили узнать, в чём дело, и внимательно следили за ребятами. 

Вечером девочки тихо подошли к спальне мальчиков и услышали их разговор. Ребята планировали бежать в Америку «добывать золото». Для этого путешествия у них было всё подготовлено: необходимые вещи, оружие, еда и немного денег. Чечевицын называл Володю «бледнолицый брат мой». Катя и Соня решили ничего не говорить маме о готовящемся побеге, так как они хотели, чтобы мальчики привезли им из Америки подарки.

На следующий вечер, накануне сочельника, Володя расплакался и долго обнимал своих родных перед сном. Катя и Соня понимали в чём дело, а Маша, самая маленькая, ничего не знала.

Ранним утром в сочельник Катя и Соня пошли посмотреть на то, как ребята будут совершать побег. Они услышали, как в комнате Чечевицын уговаривал неуверенного и напуганного Володю ехать в Америку. Володя жалел маму, но всё-таки под напором друга согласился ехать. 

В этот же день за обедом родители обнаружили, что мальчиков нигде нет: ни в доме, ни в деревне. Мальчиков долго искали. Целый вечер они ждали ребят. Ночью вновь пошли искать их в деревне, с фонарями ходили к реке. На следующий день приехал урядник составлять бумагу. Мама переживала за детей и всё плакала. Немного погодя у крыльца дома Королёвых остановились сани — это привезли найденных детей. Ребят задержали в городском Гостином дворе. Там они спрашивали, где можно купить порох. Володя сразу же бросился, рыдая, к матери. Потом отец повёл беглых мальчишек к себе в кабинет и отчитал их. Оказалось, дети ночевали на вокзале. 

Мать Чечевицына, получившая от Королёвых телеграмму, на следующий день приехала забрать домой сына. Перед отъездом Чечевицын был суров, он молча и с надменностью прощался с девочками. Не сказав ни единого слова, он написал в Катиной тетрадке на память: «Монтигомо Ястребиный Коготь». 

Отзыв

(292 слова) Главная мысль рассказа «Мальчики» состоит в том, что необходимо думать о близких и родных людях, прежде чем решиться на поступок, который может привести к беде. Важно нести ответственность за свои действия. Такова мораль рассказа «Мальчики». Быть самим собой, не идти на поводу у других людей, прислушиваться к своему сердцу и разуму — вот чему учит автор. Володя хотел быть похожим на Чечевицына, поэтому он, изменив своим привычкам, копировал поведение друга. Кроме того, автор показывает его слабоволие и мягкотелость. Володя хотел отказаться от затеи убежать из дома, но под влиянием своего товарища всё-таки согласился ехать вместе с ним.

Произведение заставляет задуматься о том, что детям необходимо выбирать себе друга, с которым он будет на равных, не попадать под влияние и не принимать безоговорочно его идеи. Автор показывает различие детей и их характеров. Володя и Чечевицын — по темпераменту совсем разные ребята. Володя — чувствительный, податливый, открытый мальчик. В глубине души он понимал, что поступает несправедливо по отношению к своим родителям, он жалел свою мать. Когда мальчики вернулись домой, Володя в слезах побежал к матери: он раскаивался в содеянном. Не будь у Володи такого друга как Чечевицын, он вряд ли бы совершил подобное. Чечевицын — загадочный, непростой человек, обладающий лидерскими качествами, скрытный и не эмоциональный. После всего произошедшего он вёл себя ещё более серьёзно и надменно, не чувствуя своей вины. Таково моё отношение к главным героям рассказа «Мальчики». 

Мне понравился рассказ «Мальчики» тем, что вся произошедшая с ребятами история закончилась благополучно. Чехов показывает, как нелегко порой ребёнку оставаться самим собой рядом с другом, которым он восхищается и видит пример для подражания. Таково моё впечатление о рассказе «Мальчики». Автор описывает читателю вполне жизненную и поучительную историю. В такой ситуации могут оказаться дети, не осознающие своих действий в силу малого возраста и незнания жизни. Таково моё мнение о рассказе «Мальчики». 

Автор: Диана Танцур

Рассказ «Анна на шее» был написан А. П. Чеховым в 1885 году. Повествование ведётся от лица автора. В центре сюжета – молодая девушка Анна, которая вышла замуж за пожилого, но богатого Модеста Алексеича в надеже, что её жизнь станет лучше. Но дни летят за днями, а Анна сидит дома и плачет от скуки без копейки в кармане. Её жизнь переворачивается после похода на бал; девушка меняется, становится уверенной в себе, уже не стесняется требовать деньги у мужа и разъезжать по светским мероприятиям. Основная проблема, описанная в рассказе – влияние денег и власти на поведение людей, изменение их моральных ценностей из-за окружающих их гордых корыстных личностей. Чтобы лучше понять задумку Чехова, прочитайте краткий пересказ для читательского дневника от Многомудрого Литрекона, который описал основные события книги в сокращении и сочинил небольшой отзыв.


Пересказ (534 слова): После венчания молодые сразу отправились на вокзал; им предстояла длинная дорога на богомолье. На перроне их провожали гости: сослуживцы и родные.

Теперь уже муж и жена остались в купе одни. 18-ти летняя Анна со страхом оглядывала своего суженого и боялась, что он в любую минуту может её поцеловать; от таких мыслей девушке становилось гадко. Модест Алексеич рассказал ей, как один военный получил орден Святой Анны и, когда он пришел с благодарностью, его сиятельство произнёс: «Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее». Мужчина выразил надежду на то, что, когда он получит такой орден, он не услышит подобную фразу.

Юная Анна тем временем была занята мыслями о том, как она несчастна. Семья девушки жила в нищете, она была одной из трёх детей, отец пил. Знакомые дамы принялись искать для Ани хорошего мужа и нашли Модеста Алексеича, который был не молод и не симпатичен, зато имел деньги за душой и мог бы помогать её семье. Её раздумья прервались, когда поезд остановился на полустанке, где Анна встретила своих знакомых гимназистов и офицеров, где играл оркестр и было шумно. Тогда героиня вдруг почувствовала, что обязательно станет счастливой.

После возвращения из монастыря молодые стали жить в казённой квартире. Модест Алексеич уходил на службу, а Аня читала романы и плакала от того, что сознавала свою бедность и обездоленность. Часто она уходила к своим, отец и братья стали относиться к ней осторожнее, будто осуждали, что она вышла замуж за нелюбимого ради денег. По праздникам отец по-прежнему играл на старой фисгармонии и пил ещё сильнее. Если Ане приходилось выходить в свет с мужем, тот заставлял её кланяться всем, кто был выше его по чину.

Денег у девушки больше не становилось, семье она помочь не могла. Однажды её отец пришел занять денег у Модеста Алексеича. Он получил не только 50 рублей, но и наставления по поводу того, как стыдно быть пьяницей. Анне муж деньги не доверял, только дарил дорогие украшения и часто проверял их сохранность.

Перед зимним балом Модест Алексеич дал жене 100 рублей, чтобы она сшила себе платье. В назначенный вечер она поразила мужа своей красотой. Они вместе пошли на бал; у девушки вдруг снова появилось то самое предвкушение счастья и радости. В просторной зале неторопливо расхаживали декольтированные дамы со своими кавалерами, другие уже кружились в танце, мелькали сотни огней и огромные зеркала отражали всё действо. Аня почувствовала себя богатой и свободной. Весь вечер она танцевала с мужчинами: многие хотели составить ей компанию на очередную партию. Потом его сиятельство отвёл Анну в избушку, где проводился благотворительный базар; девушка с интересом включилась в процесс, началась бойкая торговля. Вернулась она только под утро, радостная, замученная, и сразу же улеглась спать. В тот день она впервые скомандовала мужу: «Подите прочь, болван!».

С того бала началась свободная и насыщенная жизнь Анны: она регулярно участвовала в пикниках, спектаклях, ужинах, ездила на охоту, много гуляла, тратила деньги мужа направо и налево, только и успевала отправлять чеки.

На Пасхе Модест Алексеич получил долгожданный орден, и его сиятельство сказал: «Значит, у вас теперь три Анны, одна в петлице, две на шее».

О семье Аня теперь не вспоминала, а если и встречала их, то и вовсе делала вид, что не знала. Только братья подбегали к её отцу, намеревавшемуся снять цилиндр, и просили: «Не надо, папочка… Будет, папочка…».


Отзыв (352 слова): Не могу сказать однозначно, понравился ли мне этот рассказ или нет. Впечатление сложилось двоякое. Его сюжет очень реалистичен, и я уверена, что такие случаи происходили не раз. Мне становится горько от того, что люди в погоне за богатой жизнью теряют собственные духовные ориентиры и утрачивают все связи с близкими, потому что превращаются в гордецов. В то же время автор описывает эпоху, когда для женщины чуть ли не единственной возможностью найти средства для существования был брак. Мы осуждаем героиню, но я не уверена, что у нее был выбор, ведь честной работы девушек в ту пору не было, и даже место гувернантки находили по протекции. В этом я вижу изъян произведения: сама социальная среда вынудила Анну на этот шаг, и ее положение – не ее вина.

Основная тема рассказа – влияние богатства на обеднение внутреннего мира человека. Анна теряет истинный смысл жизни и прежние ценности, теперь ей интересны одни развлечения, и самое страшное, что девушка считает это вполне нормальным; она счастлива, свободна и богата. Автор высмеивает людей, для которых трата денег на прогулки и балы стала главным занятием в жизни, людей, которые ради этого позабыли о своей семье и возгордились тем, что они богаты, хотя сами к этому никаких усилий не приложили.

В начале рассказа мое отношение к главной героине было хорошим: Анна мне казалась здравомыслящей девушкой, искренней, любящей и отзывчивой. После переезда к мужу она полностью упала духом, не видела смысла жизни и чувствовала, что совершила ошибку; в эти моменты мне по-настоящему было ее жаль. Но по мере того, как она входила в светское общество и становилась неотъемлемой его частью, я все больше сочувствовала её брошенной семье.

Таким образом, данное произведение раскрывает одни из самых страшных пороков общества – падкость на деньги и жажду развлечений. Автор учит читателя знать себе цену и не размениваться на материальные блага. Его главная мысль заключается в том, что человек, который «сидит на шее» и гордится чужими достижениями, приписывая их себе, не достоин уважения. Хочется, чтобы как можно больше людей прочитали этот рассказ и спросили себя: не превратился ли я еще в такого человека, который способен променять всё, что у него есть, на ужин с «его сиятельством» и прогулку «в карете».

Автор: Юлия Калугина

Время на чтение: 10 минут

История создания

Идея для этого рассказа зародилась у Чехова ещё на заре его становления как писателя, в непростой период жизни, когда его отец разорился, оставив семью без денег.

Зарабатывая частными уроками, а позже находясь в Москве практически без средств к существованию, молодой писатель мог в полной мере прочувствовать равнодушие людей к чужим проблемам.

Его наблюдения нашли отражение в целой серии коротких рассказов, среди которых и «В аптеке».

  • Произведение было написано всего за несколько часов как газетная зарисовка, «летучая заметка» для «Петербургской газеты» — одного из первых массовых печатных изданий в России.
  • В числе её читателей были и аристократы, и учителя, и врачи, и провизоры и все они хотели видеть себя героями газетных историй.

Текст имел подзаголовок «Сценка» и в газете был выпущен под псевдонимом автора А. Чехонте.

Чехов не включил его в свой полный сборник, он вышел только в первом издании собрания сочинений «Пёстрые рассказы» в 1886 году.

Краткое содержание

Поздно вечером заболевший домашний учитель Егор Алексеич Свойкин от доктора направился прямо в аптеку, чтобы не терять даром времени. Его поразила богатая лестница с дорогими коврами, особый лекарственный запах и атмосфера аптеки со всеми микстурами и склянками.

За конторкой стоял провизор — солидный, строгий и выхоленный господин. Высоко подняв голову, он читал газету, лежащую на конторке. За проволочной решёткой находился кассир, который считал мелочь. В глубине помещения по ту сторону прилавка копошились две тёмные фигуры, занятые приготовлением порошков и микстур.

Свойкин передал провизору рецепт. Тот дочитал в газете до точки и только после этого пренебрежительно взял его, обратился к ассистентам на латыни, те ответили на немецком.

Оказалось, что всё будет готово только через час. Пришлось ждать, присев на диван. Свойкину было тяжело: горло горело, руки и ноги ломило, в голове был туман.

Стук мраморной ступки ассистентов только усугублял положение.

Чтобы отвлечься от своего состояния, он попытался пару раз заговорить с провизором, но тот молчал. Свойкин задумался, к чему такие люди напускают на себя учёный вид. В здоровом состоянии не замечаешь их сухих физиономий и чёрствости, а как заболеешь, можно и ужаснуться… Его ожидание мучительно.

Наконец, ему выдали микстуры и велели внести в кассу рубль шесть копеек. Но у Свойкина с собой не было шести копеек. Он сказал, что завтра донесёт или пришлёт эти деньги, но провизор отчеканил, что этого нельзя. Больному было тяжело ходить, а послать за деньгами некого, однако провизор ответил: «Это не моё дело». В конце концов, учитель решил сходить домой за деньгами.

Добираясь до своего номера, он несколько раз присаживался отдыхать. Дома, взяв медяки, он прилёг на минутку, понимая, что должен подняться и вернуться в аптеку.

Но болезнь взяла своё, монеты выпали из его руки, и он уснул тревожным сном, в котором ему снилось, что он уже пришёл в аптеку и опять разговаривает с провизором.

Характеристика главных героев

В произведении два главных героя — пришедший в аптеку человек и провизор. Их описание и характеристика:

  1. Егор Алексеич Свойкин — домашний учитель. Интеллигентный, вежливый, общительный. О его внешности и возрасте ничего не упоминается, но можно понять, что он практически весь свой век вынужден учить детей в богатых семьях и неизвестно, изменится ли когда-нибудь его судьба. Обращаясь к провизору, он говорит, что ему ещё повезло заболеть в столице, а не в деревне, где нет аптек. Из этого можно сделать вывод, что раньше ему подолгу приходилось жить в деревне. Он страдает от равнодушия окружающих и не понимает, к чему некоторые люди напускают на себя столь важный учёный вид.
  2. Безымянный провизор — высокий мужчина, солидный, со строгим лицом и выхоленными бакенбардами. Всё в этом человеке начиная от небольшой плеши на голове и заканчивая длинными розовыми ногтями выутюжено и вылизано. Высоко закинув голову и нахмурившись, глядя свысока вниз, он читает за конторкой газету. Педантичный, высокомерный и бесчувственный. Для него имеют значения только строгое выполнение его функций, правила, согласно которым он не может фамильярничать с клиентами, и товарно-денежные отношения.

Также среди персонажей присутствуют молчаливый кассир, считавший мелочь, и ассистенты, которые за весь рассказ произносят только одно слово «Ja!» на немецком.

Весь аптекарский персонал предстаёт здесь «людьми из другого мира», которые корчат из себя этаких жрецов науки с чёрствыми физиономиями.

Жанр и композиционные особенности

Прочитав краткое содержание произведения, можно определить, что его жанр — рассказ, так как это текст небольшого объёма, в нём ограниченное число персонажей, а сюжет строится на каком-то одном эпизоде из жизни главного героя. Направление — реализм, поскольку Чехов описывает случай, который вполне мог произойти в реальной жизни.

Произведение строится на контрастах: общительный и добрый Свойкин противопоставляется холёному и безэмоциональному провизору из аптеки, разговорчивость контрастирует с молчанием.

Герои говорят на разных языках, причём вначале в буквальном (когда звучат реплики на латыни и немецком), а в конце в переносном смысле (Свойкин говорит о своей болезни, провизор — о невозможности отпустить товар в кредит).

Сюжет истории последовательный, события идут одно за другим. Композиция:

  1. Завязка: учитель приходит в аптеку.
  2. Развитие действия: он ждёт и старается завязать разговор.
  3. Кульминация: выясняется, что у него не хватает шести копеек, чтобы забрать заказ.
  4. Развязка: Свойкин возвращается домой за деньгами и тревожно засыпает.

Интересно, что финал произведения остаётся открытым: неизвестно что случилось с героем наутро, сходил ли он снова в аптеку или, может быть, даже умер из-за своего тяжёлого состояния.

Таким образом, в этом небольшом «проходном» газетном рассказе намечаются две важнейших черты будущих шедевров малой прозы Чехова: открытый финал и то, что благие намерения его героев зачастую имеют совершенно противоположные последствия (Свойкин не хотел «терять время попусту», поэтому сразу пошёл от врача в аптеку, но время всё равно было потеряно).

Проблематика, темы и основная мысль

Анализ «В аптеке» Чехова показывает, что основная проблема рассказа — равнодушный канцеляризм, против которого яро выступает автор.

Аптечный персонал в этой истории считает, что механическое выполнение рабочих обязанностей — это и есть профессиональный долг, хотя на самом деле прежде всего они должны были оказать реальную помощь и поддержку больному человеку.

Тем более что провизоры и фармацевты — это профессии, близкие профессии врача. Человеческое здоровье не должно быть для них пустым звуком.

Но провизор открыто не желает замечать состояние больного, заставляя его ждать целый час, а затем и не отдавая такие важные ему лекарства из-за отсутствия каких-то шести копеек.

«Это не моё дело», — жёстко отвечает он на слова о состоянии клиента. Более того, он даже не желает вступить с ним в простой диалог, хотя разговор облегчил бы его мучительное состояние.

Из-за этого провизор совершенно теряет человеческий облик, превращаясь в бесчувственное создание.

Бесчувствие, жестокость, равнодушие, высокомерие и халатность — со всем этим борется с помощью своего рассказа «В аптеке» Чехов. В сочинении ЕГЭ можно рассмотреть немало других проблем и тем этого произведения, актуальных даже в современном обществе. Среди них:

  • обезличивание человека в большом городе;
  • замыкание каждого в своём собственном мире и безразличие людей к бедам друг друга;
  • сведение отношений к простым функциям (клиент — продавец) и, как следствие, неумение слышать человека и вообще видеть в нём личность.

Таким образом, нужно уметь сочувствовать и сопереживать — такую главную мысль вкладывает в своё произведение «В аптеке» Чехов.

Аргументы к сочинению помогают понять, что вне зависимости от положения в обществе, социальной значимости и профессиональных навыков, люди прежде всего должны оставаться людьми — именно на этом базируются человеческие взаимоотношения.

А.П. Чехов «В аптеке»: описание, герои, анализ рассказ

Произведение «В аптеке», как и другие рассказы Чехова, носит глубокий смысл. Автор раскрывает перед читателем, как важно не потерять в себе чувство сострадания к другим людям в наши дни.

Хотя рассказ и небольшой по своему содержанию, но в нем раскрыта проблема человека, знающего себе цену, но потерявшего свое человеческое подобие из-за неумения сострадать и помочь ближнему. Все сводится к простым отношениям, которые заключаются в купле-продажи.

В случае недостатка у человека материальных средств, его фактически бросают умирать, не желая ни о чем слушать. В лице провизора можно увидеть личность, которая руководствуется строгими правилами, не имея снисхождения к проблемам своих клиентов.

История создания рассказа

Небольшой рассказ А. Чехова «В аптеке» был написан им за несколько часов в 1885 году под именем А. Чехонте. Создал произведение автор в качестве маленькой зарисовки для «Петербургской газеты» в разделе «Летучие заметки». Первый подзаголовок назывался «Сценка».

Эту газету читали аристократы, врачи, провизоры и влиятельные люди, которые искали в каждом новом издании что-то о себе. Интересно, что А.Чехов рассказ не добавил в свой полный сборник.

Рассказ «В аптеке» видел свет лишь в первом издании собрания сочинений «Пестрые рассказы» в 1886 году.

Жанр и композиционные особенности

Прочитав краткое содержание произведения, можно определить, что его жанр — рассказ, так как это текст небольшого объёма, в нём ограниченное число персонажей, а сюжет строится на каком-то одном эпизоде из жизни главного героя. Направление — реализм, поскольку Чехов описывает случай, который вполне мог произойти в реальной жизни.

  Рецензии на книгу «Маятник Фуко» Умберто Эко

Произведение строится на контрастах: общительный и добрый Свойкин противопоставляется холёному и безэмоциональному провизору из аптеки, разговорчивость контрастирует с молчанием. Герои говорят на разных языках, причём вначале в буквальном (когда звучат реплики на латыни и немецком), а в конце в переносном смысле (Свойкин говорит о своей болезни, провизор — о невозможности отпустить товар в кредит).

Сюжет истории последовательный, события идут одно за другим. Композиция:

  1. Завязка: учитель приходит в аптеку.
  2. Развитие действия: он ждёт и старается завязать разговор.
  3. Кульминация: выясняется, что у него не хватает шести копеек, чтобы забрать заказ.
  4. Развязка: Свойкин возвращается домой за деньгами и тревожно засыпает.

Интересно, что финал произведения остаётся открытым: неизвестно что случилось с героем наутро, сходил ли он снова в аптеку или, может быть, даже умер из-за своего тяжёлого состояния.

Таким образом, в этом небольшом «проходном» газетном рассказе намечаются две важнейших черты будущих шедевров малой прозы Чехова: открытый финал и то, что благие намерения его героев зачастую имеют совершенно противоположные последствия (Свойкин не хотел «терять время попусту», поэтому сразу пошёл от врача в аптеку, но время всё равно было потеряно).

Анализ рассказа

Описание

Домашний учитель Свойкин Егор Алексеич, который был у доктора, решил зайти в аптеку, чтобы не терять лишнего времени. Его поглощает загадочная атмосфера аптеки с кучей микстур, баночек, пузырьков, а также особый лекарственный запах.

Он отдает приписанный доктором рецепт провизору, который имеет особый внешний вид: «Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай».

Провизор ответил, что лекарство будет готово только через час. Он постоянно делает важный вид, не отвлекаясь на попытки Свойкина заговорить с ним.

Он приказывает что-то своим ассистентам на немецком языке и продолжает водить пальцем по газете. Свойкин пытается как-то отвлечь себя, его нестерпимо мучают боли. Учитель тяжело заболел.

Он пытается донести это провизору, чтобы тот ускорился с приготовлением лекарства, но тот игнорирует его.

В итоге, когда все готово и приходит время расчета, у больного не хватает 6 копеек. Свойкин просит отдать ему лекарство и обещает занести завтра деньги.

Провизор же отказывает клиенту: «Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите». Свойкин приходит домой, из-за мучительных болей он уже не может подняться с кровати и засыпает.

Ему снится, что он пришел в аптеку снова и получил свое лекарство.

Характеристика главных героев

В произведении два главных героя — пришедший в аптеку человек и провизор. Их описание и характеристика:

  1. Егор Алексеич Свойкин — домашний учитель. Интеллигентный, вежливый, общительный. О его внешности и возрасте ничего не упоминается, но можно понять, что он практически весь свой век вынужден учить детей в богатых семьях и неизвестно, изменится ли когда-нибудь его судьба. Обращаясь к провизору, он говорит, что ему ещё повезло заболеть в столице, а не в деревне, где нет аптек. Из этого можно сделать вывод, что раньше ему подолгу приходилось жить в деревне. Он страдает от равнодушия окружающих и не понимает, к чему некоторые люди напускают на себя столь важный учёный вид.
  2. Безымянный провизор — высокий мужчина, солидный, со строгим лицом и выхоленными бакенбардами. Всё в этом человеке начиная от небольшой плеши на голове и заканчивая длинными розовыми ногтями выутюжено и вылизано. Высоко закинув голову и нахмурившись, глядя свысока вниз, он читает за конторкой газету. Педантичный, высокомерный и бесчувственный. Для него имеют значения только строгое выполнение его функций, правила, согласно которым он не может фамильярничать с клиентами, и товарно-денежные отношения.

Также среди персонажей присутствуют молчаливый кассир, считавший мелочь, и ассистенты, которые за весь рассказ произносят только одно слово «Ja!» на немецком.

Весь аптекарский персонал предстаёт здесь «людьми из другого мира», которые корчат из себя этаких жрецов науки с чёрствыми физиономиями.

Главные герои

Свойкин Егор Алексеич – домашний учитель, который сильно заболел. О возрасте и внешности его ничего не говорится. Пытается завести разговор с провизором в аптеке и найти понимание, когда у него не хватило денег рассчитаться за лекарство.

Провизор аптеки – безмолвный, педантичный во всем, высокомерный и бесчувственный человек, у которого на первом месте только взаимовыгодные отношения, а не сочувствие и бескорыстные поступки.

Ассистенты провизора и кассир – безликие особы, которые отвечают одну фразу: «Ja!».

А.П. Чехов очень тонко рассматривает глубину души человека. Сочинение «В аптеке» показывает, как один человек нуждается в неотложной помощи, а другой открыто не хочет замечать данный факт.

Первый пытается как-то войти в словесный контакт со вторым для того, чтобы отвлечься от мучающих болей и горячки.

В лице провизора можно увидеть бесчувственное создание, которое теряет свой человеческий облик по причине отказа входить в положение больного.

Сострадать – вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям, мы становимся ничем. Несмотря на свое положение в обществе, социальную значимость и профессиональные навыки, люди должны помогать друг другу.

В конце произведения автор оставляет его незавершенным. Из-за этого, читатель сам может только предполагать, что в итоге случилось с больным. Умер он или на утро сходил в аптеку, этот вопрос автор нарочито оставляет открытым.

Вот к чему может привести результат человеческого недопонимания и бесчувствия.

Аптекарша

Скоро рассвет.

Все давно уже уснуло. Не спит только молодая жена провизора Черномордика, содержателя б-ской аптеки. Она ложилась уже три раза, но сон упрямо не идет к ней — и неизвестно отчего. Сидит она у открытого окна, в одной сорочке, и глядит на улицу. Ей душно, скучно, досадно… так досадно, что даже плакать хочется, а отчего — опять-таки неизвестно.

Какой-то комок лежит в груди и то и дело подкатывает к горлу… Сзади, в нескольких шагах от аптекарши, прикорнув к стене, сладко похрапывает сам Черномордик. Жадная блоха впилась ему в переносицу, но он этого не чувствует и даже улыбается, так как ему снится, будто все в городе кашляют и непрерывно покупают у него капли датского короля.

Его не разбудишь теперь ни уколами, ни пушкой, ни ласками.

Аптека находится почти у края города, так что аптекарше далеко видно поле… Она видит, как мало-помалу белеет восточный край неба, как он потом багровеет, словно от большого пожара. Неожиданно из-за отдаленного кустарника выползает большая, широколицая луна. Она красна (вообще луна, вылезая из-за кустов, всегда почему-то бывает ужасно сконфужена).

Вдруг среди ночной тишины раздаются чьи-то шаги и звяканье шпор. Слышатся голоса.

«Это офицеры от исправника в лагерь идут», — думает аптекарша.

Немного погодя показываются две фигуры в белых офицерских кителях: одна большая и толстая, другая поменьше и тоньше… Они лениво, нога за ногу, плетутся вдоль забора и громко разговаривают о чем-то. Поравнявшись с аптекой, обе фигуры начинают идти еще тише и глядят на окна.

— Аптекой пахнет…- говорит тонкий.- Аптека и есть! Ах, помню… На прошлой неделе я здесь был, касторку покупал. Тут еще аптекарь с кислым лицом и с ослиной челюстью. Вот, батенька, челюсть! Такой именно Сампсон филистимлян избивал.

— М-да…- говорит толстый басом.- Спит фармация! И аптекарша спит. Тут, Обтесов, аптекарша хорошенькая.

— Видел. Мне она очень понравилась… Скажите, доктор, неужели она в состоянии любить эту ослиную челюсть? Неужели?

— Нет, вероятно, не любит,- вздыхает доктор с таким выражением, как будто ему жаль аптекаря.- Спит теперь мамочка за окошечком! Обтесов, а? Раскинулась от жары… ротик полуоткрыт… и ножка с кровати свесилась… Чай, болван аптекарь в этом добре ничего не смыслит… Ему небось что женщина, что бутыль с карболкой — все равно!

— Знаете что, доктор?- говорит офицер, останавливаясь.- Давайте-ка зайдем в аптеку и купим чего-нибудь! Аптекаршу, быть может, увидим.

— Выдумал — ночью!

— А что же? Ведь они и ночью обязаны торговать. Голубчик, войдемте!

  Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» (В.В. Маяковский)

— Пожалуй…

Аптекарша, спрятавшись за занавеску, слышит сиплый звонок. Оглянувшись на мужа, который храпит по-прежнему сладко и улыбается, она набрасывает на себя платье, надевает на босою ногу туфли и бежит в аптеку.

За стеклянной дверью видны две тени… Аптекарша припускает огня в лампу и спешит к двери, чтобы отпереть, и ей уже не скучно, и не досадно, и не хочется плакать, а только сильно стучит сердце.

Входят толстяк-доктор и тонкий Обтесов. Теперь уж их можно рассмотреть. Толстобрюхий доктор смугл, бородат и неповоротлив. При каждом малейшем движении на нем трещит китель и на лице выступает пот.

Офицер же розов, безус, женоподобен и гибок, как английский хлыст.

— Что вам угодно?- спрашивает их аптекарша, придерживая на груди платье.

— Дайте… э-э-э на пятнадцать копеек мятных лепешек!

Аптекарша не спеша достает с полки банку и начинает вешать. Покупатели, не мигая, глядят на ее спину; доктор жмурится, как сытый кот, а поручик очень серьезен.

— Первый раз вижу, что дама в аптеке торгует,- говорит доктор.

— Тут ничего нет особенного…- отзывается аптекарша, искоса поглядывая на розовое лицо Обтесова.- Муж мой не имеет помощников, и я ему всегда помогаю.

— Тэк-с… А у вас миленькая аптечка! Сколько тут rазных этих… банок! И вы не боитесь вращаться среди ядов! Бррр!

— Дайте на десять копеек соды!- говорит доктор.

  • Аптекарша опять, лениво и вяло двигаясь, протягивает руку к полке.
  • есть зельтерская вода?
  • — Есть,- отвечает аптекарша.

— Браво! Вы не женщина, а фея. Сочините-ка нам бутылочки три!

Аптекарша торопливо запечатывает соду и исчезает в потемках за дверью.

— Фрукт!- говорит доктор, подмигивая.- Такого ананаса, Обтесов, и на острове Мадейре не сыщете. А? Как вы думаете? Однако… слышите храп? Это сам господин аптекарь изволят почивать.

Через минуту возвращается аптекарша и ставит на прилавок пять бутылок. Она только что была в погребе, а потому красна и немножко взволнована.

— Тсс… тише,- говорит Обтесов, когда она, раскупорив бутылку, роняет штопор.- Не стучите так, а то мужа разбудите.

— Ну, так что же, если и разбужу?

— Он так сладко спит… видит вас во сне… За ваше здоровье!

— И к тому же,- басит доктор, отрыгивая после сельтерской,- мужья такая скучная история, что хорошо бы они сделали, если бы всегда спали. Эх, к этой водице да винца бы красненького.

— Чего еще выдумали!- смеется аптекарша.

— Великолепно бы! Жаль, что в аптеках не продают спиритуозов! Впрочем… вы ведь должны продавать вино как лекарство. Есть у вас vinum gallicum rubrum?

— Есть.

— Ну вот! Подавайте нам его! Черт его подери, тащите его сюда!

— Сколько вам?

— Quantum satis!.. Сначала вы дайте нам в воду по унцу, а потом мы увидим… Обтесов, а? Сначала с водой, а потом уже per se…

Доктор и Обтесов присаживаются к прилавку, снимают фуражки и начинают пить красное вино.

— А вино, надо сознаться, препаскуднейшее! Vinum plochissimum. Впрочем, в присутствии… э-э-э… оно кажется нектаром. Вы восхитительны, сударыня! Целую вам мысленно ручку.

— Я дорого дал бы за то, чтобы сделать это не мысленно!- говорит Обтесов.- Честное слово! Я отдал бы жизнь!

— Это уж вы оставьте…- говорит госпожа Черномордик, вспыхивая и делая серьезное лицо.

— Какая, однако, вы кокетка!- тихо хохочет доктор, глядя на нее исподлобья, плутовски.- Глазенки так и стреляют! Пиф! паф! Поздравляю: вы победили! Мы сражены!

унца два красного вина.

— Вы бы, офицеры, почаще в город из лагерей приходили,- говорит она,- а то тут ужас какая скука. Я просто умираю.

«В глушь! в Саратов!» Однако нам пора. Очень рад познакомиться… весьма! Сколько с нас следует?

Аптекарша поднимает к потолку глаза и долго шевелит губами.

— Двенадцать рублей сорок восемь копеек!- говорит она.

  1. Обтесов вынимает из кармана толстый бумажник, долго роется в пачке денег и расплачивается.
  2. — Ваш муж сладко спит… видит сны…- бормочет он, пожимая на прощанье руку аптекарши.
  3. — Я не люблю слушать глупостей…

— Какие же глупости? Наоборот… это вовсе не глупости… Даже Шекспир сказал: «Блажен, кто смолоду был молод!»

  • — Пустите руку!
  • Наконец покупатели, после долгих разговоров, целуют у аптекарши ручку и нерешительно, словно раздумывая, не забыли ли они чего-нибудь, выходят из аптеки.
  • Сердце у нее стучит, в висках тоже стучит, а отчего — она и сама не знает… Бьется сердце сильно, точно те двое, шепчась там, решают ее участь.

Минут через пять доктор отделяется от Обтесова и идет дальше, а Обтесов возвращается. Он проходит мимо аптеки раз, другой… То остановится около двери, то опять зашагает… Наконец осторожно звякает звонок.

— Что? Кто там?- вдруг слышит аптекарша голос мужа.- Там звонят, а ты не слышишь!- говорит аптекарь строго.- Что за беспорядки!

Он встает, надевает халат и, покачиваясь в полусне, шлепая туфлями, идет в аптеку.

— Чего… вам?- спрашивает он у Обтесова.

— Дайте… дайте на пятнадцать копеек мятных лепешек.

С бесконечным сопеньем, зевая, засыпая на ходу и стуча коленями о прилавок, аптекарь лезет на полку и достает банку…

Спустя две минуты аптекарша видит, как Обтесов выходит из аптеки и, пройдя несколько шагов, бросает на пыльную дорогу мятные лепешки. Из-за угла навстречу ему идет доктор… Оба сходятся и, жестикулируя руками, исчезают в утреннем тумане.

— Как я несчастна!- говорит аптекарша, со злобой глядя на мужа, который быстро раздевается, чтобы опять улечься спать.- О, как я несчастна!- повторяет она, вдруг заливаясь горькими слезами.-И никто, никто не знает…

-Я забыл пятнадцать копеек на прилавке,- бормочет аптекарь, укрываясь одеялом.- Спрячь, пожалуйста, в конторку…

И тотчас же засыпает.

Краткое содержание рассказа Антона Чехова «В аптеке» и отзыв для читательского дневника | Литерагуру

Начинается сюжет с того, что главному герою Егору Свойкину, работающему учителем, плохо. Он захворал и попал на прием к доктору, после чего пошел за лекарством. Ибо ему все хуже. И это заметно – он бредит.

Его бред и весь больной внешний вид не находит отзыва у продавца-провизора, тот не идет ему навстречу – не спешит с приготовлением лекарств и не дает лекарства в долг, хоть и видит, что человеку плохо.  И не хватает на лекарство каких-то 6 копеек.

Тогда учитель попытался подойти к делу по-другому, сказал, что ему повезло заболеть в городе, поскольку в деревне бы ему  не помогли.  Однако, попытка разговорить и вызвать сострадание провизора провалилась.

Внимание  учителя обостряется, он начинает видеть несоответствия в жизни – баночки, которые не нужны, наплевательское отношение образованного медика-продавца к клиентам, которых у него всегда много. И от увиденного ему становится жутко – он понял, что его болезнь не вызывает у медиков никаких эмоций, сплошь безразличие.

Учитель начинает умолять провизора продать ему лекарства скорее, потому что ему становится только хуже, на что провизор в грубой форме требует, чтобы Свойкин не облокачивался на прилавок. И в долг давать тоже отказывается – нужно было заплатить рубль и шесть копеек, а учитель взял, думая, что хватит, лишь рубль.

Все-таки пришлось Свойкину идти за деньгами домой. Пока шел, сделал пять остановок, настолько плохо ему было.

Дома ему стало еще хуже, он даже не мог встать с постели, а потом он начал бредить. И в бреду он разговаривал с провизором.

Отзыв

Несмотря на то, что рассказ короток, в нем весьма наглядно показана проблема равнодушного отношения к людям. А такое отношение может быть чревато в данном случае смертью в муках от болезни – а все из-за равнодушия аптекаря.

Писатель говорит нам в своем рассказе, чтобы мы оставались достойными называться людьми в любой ситуации. Ведь главной мыслью в произведении является проявление человеческих чувств – милосердия, сочувствия и иных моральных ценностей. А врачам и людям, чья деятельность связана со здравоохранением и не только, проявлять эти качества необходимо регулярно, ибо работа такая.

Автор во всех своих произведениях поднимает проблему равнодушия так или иначе, каждый раз по-разному, чтобы показать ее масштаб и многогранность – люди порой настолько эгоистичны или глупы, что не слышат других людей, внимание уделяют лишь себе. А жизненная рутина лишает их души человечности, выхолащивает из людей все человечные качества. Творчество Чехова является для нас своеобразным предупреждением.

В рассмотренном рассказе «В аптеке» нам представлены заболевший учитель, который отличается дружелюбным и мирным нравом, и аптекарь, который является полной противоположностью учителя – ему плевать на людей и их страдания.

Для него есть инструкция, по которой он действует, и он, как робот, свято блюдет предписанное ею.

Даже не дает умирающему лекарство, которое может спасти ему жизнь, лишь из-за того, что у умирающего не хватает каких-то несколько копеек.

Мне рассказ понравился. Он несет большой поучительный смысл и затрагивает важные проблемы, существующие в обществе.

«В аптеке», анализ рассказа Чехова

Произведение «В аптеке», как и другие рассказы Чехова, носит глубокий смысл. Автор раскрывает перед читателем, как важно не потерять в себе чувство сострадания к другим людям в наши дни.

Хотя рассказ и небольшой по своему содержанию, но в нем раскрыта проблема человека, знающего себе цену, но потерявшего свое человеческое подобие из-за неумения сострадать и помочь ближнему. Все сводится к простым отношениям, которые заключаются в купле-продажи.

В случае недостатка у человека материальных средств, его фактически бросают умирать, не желая ни о чем слушать. В лице провизора можно увидеть личность, которая руководствуется строгими правилами, не имея снисхождения к проблемам своих клиентов.

Герои рассказа

В рассказе два говорящих героя (учитель и провизор), один бессловесный (кассир) и ещё два персонажа с одной репликой у каждого («Ja!» — т.е. «Да!» по-немецки) – фармацевты.

Егор Алексеич Свойкин – домашний учитель. В рассказе отсутствует его портрет, он безлик. Да и возраст его читателям неизвестен и, по сути, не важен, ведь он весь свой век мыкается по богатым семьям, где детям требуется домашний учитель, и такая судьба, видимо, ждёт его до скончания лет.

Свойкин заболел и пришёл в аптеку за выписанными доктором лекарствами. Обращаясь к провизору, он говорит о том, что ему повезло заболеть в столице, а не в деревне, «где нет докторов и аптек!» Из чего читатель должен сделать вывод, что Свойкину приходилось подолгу жить в деревне, обучая помещичьих детей.

Впрочем, столица не помогает Свойкину решить проблему.

Безымянный провизор – человек из другого мира.

Этот «высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и выхоленными баками», «маленькой плешью на голове» и «длинными розовыми ногтями» вместе со всем аптекарским персоналом олицетворяет для Свойкина «науку», «средневековье», ведь они пишут по-латыни и говорят по-немецки (на самом деле говорят только «Ja!», и очень возможно, что никаких других немецких слов не знают).

В аптеке. а. п. чехов

На главную

Все авторы

Главная → А. П. Чехов → В аптеке

Иллюстрация П. Пинкисевича к рассказу А. Чехова «В аптеке»

Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.

«Словно к богатой содержанке идешь или к железнодорожнику, — думал он, забираясь по аптечной лестнице, лоснящейся и устланной дорогими коврами. — Ступить страшно!»

Войдя в аптеку, Свойкин был охвачен запахом, присущим всем аптекам в свете. Наука и лекарства с годами меняются, но аптечный запах вечен, как материя. Его нюхали наши деды, будут нюхать и внуки. Публики, благодаря позднему часу, в аптеке не было.

За желтой, лоснящейся конторкой, уставленной вазочками с сигнатурами, стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами — по всем видимостям, провизор.

Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай. Нахмуренные глаза его глядели свысока вниз, на газету, лежавшую на конторке. Он читал. В стороне за проволочной решеткой сидел кассир и лениво считал мелочь.

По ту сторону прилавка, отделяющего латинскую кухню от толпы, в полумраке копошились две темные фигуры. Свойкин подошел к конторке и подал выутюженному господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделавши легкий полуоборот головы направо, пробормотал:

— Calomedi grana duo, sacchari albi grana quinque, numero decem![1]

— Ja![2] — послышался из глубины аптеки резкий, металлический голос.

Провизор продиктовал тем же глухим, мерным голосом микстуру.

— Ja! — послышалось из другого угла.

Провизор написал что-то на рецепте, нахмурился и, закинув назад голову, опустил глаза на газету.

— Через час будет готово, — процедил он сквозь зубы, ища глазами точку, на которой остановился.

— Нельзя ли поскорее? — пробормотал Свойкин. — Мне решительно невозможно ждать.

Провизор не ответил. Свойкин опустился на диван и принялся ждать. Кассир кончил считать мелочь, глубоко вздохнул и щелкнул ключом. В глубине одна из темных фигур завозилась около мраморной ступки. Другая фигура что-то болтала в синей склянке. Где-то мерно и осторожно стучали часы.

Свойкин был болен. Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры.

Провизора, полки с банками, газовые рожки, этажерки он видел сквозь флер, а однообразный стук о мраморную ступку и медленное тиканье часов, казалось ему, происходили не вне, а в самой его голове… Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, так что, подождав немного и чувствуя, что его тошнит от стука мраморной ступки, он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором…

— Должно быть, у меня горячка начинается, — сказал он. — Доктор сказал, что еще трудно решить, какая у меня болезнь, но уж больно я ослаб… Еще счастье мое, что я в столице заболел, а не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!

  «Сердца трех» — краткое содержание романа Джека Лондона

Провизор стоял неподвижно и, закинув назад голову, читал.

На обращение к нему Свойкину он не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал… Кассир громко зевнул и чиркнул о панталоны спичкой… Стук мраморной ступки становился всё громче и звонче.

Видя, что его не слушают, Свойкин поднял глаза на полки с банками и принялся читать надписи… Перед ним замелькали сначала всевозможные «радиксы»: генциана, пимпинелла, торментилла, зедоариа и проч. За радиксами замелькали тинктуры, oleum’ы, semen’ы, с названиями одно другого мудренее и допотопнее.

«Сколько, должно быть, здесь ненужного балласта! — подумал Свойкин. — Сколько рутины в этих банках, стоящих тут только по традиции, и в то же время как всё это солидно и внушительно!»

С полок Свойкин перевел глаза на стоявшую около него стеклянную этажерку. Тут увидел он резиновые кружочки, шарики, спринцовки, баночки с зубной пастой, капли Пьерро, капли Адельгейма, косметические мыла, мазь для ращения волос…

В аптеку вошел мальчик в грязном фартуке и попросил на 10 коп. бычачьей желчи.

— Скажите, пожалуйста, для чего употребляется бычачья желчь? — обратился учитель к провизору, обрадовавшись теме для разговора.

Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-ученую физиономию провизора.

«Странные люди, ей-богу! — подумал он. — Чего ради они напускают на свои лица ученый колер? Дерут с ближнего втридорога, продают мази для ращения волос, а глядя на их лица, можно подумать, что они и в самом деле жрецы науки.

Пишут по-латыни, говорят по-немецки… Средневековое из себя что-то корчат… В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, черствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснешься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры…»

  • Рассматривая неподвижную физиономию провизора, Свойкин вдруг почувствовал желание лечь, во что бы то ни стало, подальше от света, ученой физиономии и стука мраморной ступки… Болезненное утомление овладело всем его существом… Он подошел к прилавку и, состроив умоляющую гримасу, попросил:
  • — Будьте так любезны, отпустите меня! Я… я болен…
  • — Сейчас… Пожалуйста, не облокачивайтесь!
  • Учитель сел на диван и, гоняя из головы туманные образы, стал смотреть, как курит кассир.

«Полчаса еще только прошло, — подумал он. — Еще осталось столько же… Невыносимо!»

Но вот, наконец, к провизору подошел маленький, черненький фармацевт и положил около него коробку с порошками и склянку с розовой жидкостью… Провизор дочитал до точки, медленно отошел от конторки и, взяв склянку в руки, поболтал ее перед глазами… Засим он написал сигнатуру, привязал ее к горлышку склянки и потянулся за печаткой…

«Ну, к чему эти церемонии? — подумал Свойкин. — Трата времени, да и деньги лишние за это возьмут».

Завернув, связав и запечатав микстуру, провизор стал проделывать то же самое и с порошками.

  Школа для дураков — краткое содержание романа соколова

— Получите! — проговорил он наконец, не глядя на Свойкина. — Взнесите в кассу рубль шесть копеек!

Свойкин полез в карман за деньгами, достал рубль и тут же вспомнил, что у него, кроме этого рубля, нет больше ни копейки…

— Рубль шесть копеек? — забормотал он, конфузясь. — А у меня только всего один рубль… Думал, что рубля хватит… Как же быть-то?

— Не знаю! — отчеканил провизор, принимаясь за газету.

  1. — В таком случае уж вы извините… Шесть копеек я вам завтра занесу или пришлю…
  2. — Этого нельзя… У нас кредита нет…
  3. — Как же мне быть-то?
  4. — Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите.
  5. — Пожалуй, но… мне тяжело ходить, а прислать некого…
  6. — Не знаю… Не мое дело…
  7. — Гм… — задумался учитель. — Хорошо, я схожу домой…

Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой… Пока он добрался до своего номера, то садился отдыхать раз пять… Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть… Какая-то сила потянула его голову к подушке… Он прилег, как бы на минутку….

Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание… Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла свое.

Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошел в аптеку и вновь беседует там с провизором.

А. П. Чехов, 1885

  • Далее →
  • Благодарим за прочтение произведения Антона Павловича Чехова «В аптеке»!
  • Читать все произведения Антона Чехова На главную страницу (полный список произведений)
  • © «Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь

Сюжет и композиция

Свойкин прямо от доктора, поздним вечером, «чтобы не терять попусту времени», отправился в аптеку. После часового ожидания ему приготовили нужные лекарства, но у него не хватило шести копеек на их оплату.

Провизор, несмотря на болезненный вид Свойкина, отказался подождать шести копеек до завтра и отправил за ними учителя домой. Придя домой, учитель нашёл несколько медных монет в столе, упал в бреду на постель и уснул.

Рассказ заканчивается так: «Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором».

Таким образом, в этом «проходном» газетном рассказе намечены две важнейшие черты будущих шедевров чеховской малой прозы: благие намерения персонажа исполняются с точностью до наоборот (не хотел «терять попусту время», но время всё равно было потеряно); финал остаётся открытым (неизвестно, что случилось со Свойкиным наутро: выздоровел ли он и без лекарств, сходил ли снова в аптеку или, может быть, умер?).

История написания

Рассказ описывает человеческие отношения, завязанные на купле и продаже. Когда денег критически не хватает, приходится выживать. Никто не хочет слушать о проблемах бедняка. Снисхождение чуждо главному герою произведения.

эта проблема считалась особо актуальной

Обвинять автора в быстроте написания очерка невозможно. Главная тема и идея зарождались в его голове еще на заре творческого пути. Но тяжелый жизненный период перечеркнул возможность и желание описать случай более детально.

Может быть, это произошло из-за способности прочувствовать тогда всю жестокость и бесчувственность общества.

Но после тяжелого периода писателем был создана целая серия рассказов, посвященных общественным проблемам, приводящим к падению народного духа.

Стилевые особенности

Основной стилевой приём рассказа – контраст между многословием Свойкина, который от нечего делать в ожидании лекарств пытается поговорить с провизором, и безмолвием провизора в середине рассказа.

В начале рассказа герои буквально говорят на разных языках (провизор вслух читает рецепт по-латыни, фармацевты из двух разных углов отвечают ему по-немецки); в конце, замыкая рамку рассказа, герои «говорят на разных языках» в переносном смысле: учитель – о своей болезни, фармацевт – о том, что аптека не отпускает товаров в кредит.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Белолобый», анализ рассказа Чехова
  • «Гриша», анализ рассказа Чехова
  • «Горе», анализ рассказа Чехова
  • «Дома», анализ рассказа Чехова
  • «Не в духе», анализ рассказа Чехова
  • «После театра», анализ рассказа Чехова
  • «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова
  • «Ариадна», анализ рассказа Чехова
  • «Альбом», анализ рассказа Чехова
  • «Святая простота», анализ рассказа Чехова
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

По произведению: «В аптеке»

По писателю: Чехов Антон Павлович

  Рецензии на книгу «Метель. Повести Белкина» Александр Пушкин

История создания рассказа

Небольшой рассказ А. Чехова «В аптеке» был написан им за несколько часов в 1885 году под именем А. Чехонте. Создал произведение автор в качестве маленькой зарисовки для «Петербургской газеты» в разделе «Летучие заметки». Первый подзаголовок назывался «Сценка».

Эту газету читали аристократы, врачи, провизоры и влиятельные люди, которые искали в каждом новом издании что-то о себе. Интересно, что А.Чехов рассказ не добавил в свой полный сборник.

Рассказ «В аптеке» видел свет лишь в первом издании собрания сочинений «Пестрые рассказы» в 1886 году.

В нем можно выделить несколько основных композиционных моментов:

  1. Благие намерения приводят к потере драгоценного времени.
  2. Открытость финала рассказа. Можно лишь догадываться, пошел Свойкин в аптеку поутру, попал в больницу, выздоровел или умер. Исход может быть таким, каким его позволяет представить фантазия читателя.

Рассказчик использует необычные приемы, позволяющие почувствовать разницу между центральными персонажами. Первый — многословный человек, ведущий беседу с провизором, пока ожидает лекарства, несмотря на плохое самочувствие.

Второй — молчаливый аптекарь, говорящий на нескольких языках, не демонстрирующий своих способностей.

Свойкин — доверчивый и несколько наивный мужчина, надеющийся, что провизор поймет его ситуацию и подождет до завтра шестикопеечный долг. Но аптекарь — черствый и жестокий человек, неспособный поверить на слово клиенту.

Литературное направление и жанр

произведение можно отнести к жанру газетной зарисовки

Реалистичный рассказ достоверно изображает действительность не только того времени, но и современности. Типичные образы контрастируют друг с другом, отличаясь характером и жизненной позицией. Слова и действия персонажей выглядят максимально натуралистично. Кажется, что подобные события происходят на каждом шагу ежедневно.

Повествование охватывает небольшой промежуток времени, поэтому в нем мало действующих лиц и событий. Писатель сделал это намеренно, чтобы минимизировать важные детали и подчеркнуть обыденность происходящего.

  • Отзыв на рассказ человек на часах
  • Отзыв на рассказ чехова радость
  • Отзыв на рассказ чудесный доктор
  • Отзыв на рассказ чехова ванька
  • Отзыв на рассказ христова детка краткое