Отзыв на конь с розовой гривой рассказ

Конь с розовой гривой краткое содержание для читательского дневника читать онлайн: подробный, и в то же время очень краткий

Конь с розовой гривой — краткое содержание для читательского дневника читать онлайн: подробный, и в то же время очень краткий пересказ сюжета произведения с выводом и перечнем главных героев

Главные герои

Главный герой (рассказчик)сирота, внук Катерины Петровны, от его лица ведется повествование в рассказе.

Катерина Петровнабабушка главного героя.

Санькасын соседа Левонтия, «вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

Левонтийбывший моряк, сосед Катерины Петровны.

Очень краткий пересказ рассказа «Конь с розовой гривой».

Витя — сирота. О нём заботятся бабушка и дед. Как и многие деревенские мальчишки из небогатых семей, он мечтает о белом прянике в форме коня. Однажды ему представился случай заполучить заветное лакомство, но для этого ему нужно было набрать туесок земляники.

Мальчишка загорелся этой идеей, но не смог вовремя остановиться, играя с соседскими детьми. К вечеру нужного количества ягоды не набралось. Тогда Витя, послушав «хитрого» совета одного из друзей, набрал в лукошко травы да листьев, а ягоду тонким слоем сверху насыпал.

Конь с розовой гривой. Астафьев. Краткое содержание.На другой день бабушка унесла лукошко в город продавать. Там она чуть не обманула ненароком покупательницу и потому вернулась домой рассерженной. Витя притворился спящим, но совесть его взяла своё. Он раскаялся перед бабушкой. Увидев, что внук искренен, бабуля вручила ему долгожданное угощение — белый пряник в форме коня с розовой гривой.

Подробный пересказ рассказа Конь с розовой гривой

Рассказ начинается с того момента, когда бабушка отправила внука, которому недавно исполнилось 7 лет в лес, чтобы он набрал ягод. А потом он продаст их на рынке и на вырученные средства купит мальчику сладкий пряник в виде коня. О такой сладости мечтали все деревенские ребята. Красивый белый конь с гривой розового цвета. Катерина Петровна запрещала таскать со стола хлеб на улицу, да и заметно было, как возьмешь, а пряник мальчик прятал под рубашку и выбегал к друзьям. Конечно же, он делился со своими приятелями Санькой и Танькой. Отец их, когда получал зарплату, то  начинал пить, и детишки убегали сразу же гулять. Пропивал он все до копейки, и поэтому особо на столе у них и не было ничего. Их мать часто бегала к бабке нашего героя за помощью, и та всегда ей одалживала некоторую сумму денег. Дядя Леонтий, будучи пьяным, часто пел одну и ту же песню про море, так как он был в прошлом моряком, про обезьянку, которую он так и не привез из Африки.

 Вот в один из таких дней, когда отец его приятелей был в загуле, мальчик с друзьями отправился за земляникой. Вначале ребятишки ходили тихо, и старательно собирали ягоды. Но потом Санька стал тащить из туеска сестры землянику и есть.  В конце концов, старший брат надавал тумаков Саньке, и началась потасовка.  Поколотив друг друга, мальчишки собрались бежать купаться. Они позвали и нашего героя, но он должен был собрать полную корзину. Санька, который любил подсмеиваться над всеми, начал дразнить персонажа рассказа и обзывать жадным мальчишкой.

Тогда он раздал всем ребятишкам собранную землянику и отправился с ними на речку. Только вечером ребенок вспомнил, что ягод он набрал мало. Но тут Санька подсказал ему, как найти выход из положения. Он посоветовал под ягоду положить траву. Когда дело было сделано, бабушка взяла корзину и сказала, что продавать она будет в ней. Паренек мучился всю ночь от своего обмана, и утром решил признаться  в своем обмане, однако было поздно, бабушка уже уехала, и он не мог ее предупредить, так как ночевал на заимке у деда. Тогда мальчик собрался с Санькой ловить рыбу, и когда они пришли на место, то он увидел Катерину Петровну, которая плыла в лодке и грозила мне. Но все-таки рыбалка удалась. Они наловили много рыбы, а потом зажарила на костре. Ребята, поедая улов, даже стонали от удовольствия. Природа тоже благоволила им. Вокруг было тепло и тихо, и лишь легкий ветерок качал колокольчики на поляне, и паутину, образовавшуюся на листьях деревьев.

Лежа в траве, мальчик переживал из-за  своего поступка. Он представлял себе, что все возможно обойдется. Он на минуту представил, как бабушкина лодка опрокидывается и она тонет. Но, потом отгоняет эти мысли прочь. Ведь он итак сирота. Его мать тоже утонула. Бабушка долго не могла прийти в себя после смерти дочери, но человека уже больше не вернешь. Санька посоветовал мальчику спрятаться в сене, и Катерина Петровна, не найдя его, будет думать, что ее внук утоп, сразу же объявиться перед ней. Старушка и ругаться-то не будет, а пожалеет. Не желая таких переживаний бабушке, ребенок до позднего вечера скрывался от нее. Но, мать Кешки, увидев, что он домой не идет, сама его отвела к дому, и спрятала в кладовке. Сама же пошла беседовать с Екатериной Петровной. Мальчишка все думал, что бабушка к нему зайдет, но так и уснул, не дождавшись ее.

На следующий день, пробудившись поутру, он увидел, что на него набросили полушубок дедушки, и тут же услышал разговор Екатерины Петровны с соседкой. Она рассказывала, как продавала ягоды в городе, и какой поступок совершил ее внук.

Когда вернулся дед, то он сказал ему, чтобы тот извинился перед бабушкой. Раскаявшись в своем поведении, мальчик все-таки получил долгожданный пряник, которого уже не надеялся увидеть.

Произведение учит нас быть честными, проявлять заботу о своих близких и родных и уважать их. Иногда животные помогают лучше понять себя и окружающих.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Тургенев Накануне

    Начинается всё с разговора двух друзей. Андрей Берсенев тоскует перед лицом Природы, а Петр Шубин радуется жизни, советует поверить в Любовь. Без этого чувства в окружающем мире всё холодно

  • Краткое содержание Будденброки Томаса Манна

    В 1835 г. одна немецкая семья по фамилии Будденброк переселилась в новый дом. Семья была глубоко уважаемой в их городке. Они занимались коммерческой деятельностью. Глава семейства Иоганн Будденборк и его супруга

  • Краткое содержание сказки Финист — ясный сокол

    Жил один крестьянин, и вскоре овдовел он. Осталось у него три дочери. Хозяйство было у мужика огромное, и надумал он взять в помощницы работницу. Однако, Марьюшка отговорила его, сказав, что будет помогать ему во всем. Вот трудится она от зари до зари

  • Краткое содержание На поле Куликовом Блок

    Поэт очень любит свою родину и сравнивает её с женой. Ему грустно от того, что Русь переживает множество невзгод. Постоянные войны не дают спокойно жить людям. Не видно конца вражеским войскам. Вокруг тоска и грусть.

  • Краткое содержание Алый Коваль

    Прибывшему на границу озорному и неопытному бойцу Кошкину было в первый же день сделано замечание — он должен был следить за ответами, которые предназначались командиру, за своей четкой и разборчивой речью

«Конь с розовой гривой»: анализ произведения

Первые выводы об авторском посыле можно сделать, прочитав краткое содержание. «Конь с розовой гривой» — поучительный рассказ, в котором автор делится историей, повлиявшей на его личностное развитие. В полной мере оценить авторские идеи поможет анализ произведения:

Конь с розовой гривой

«Конь с розовой гривой»: YouTube / Классное Чтение

История написания

Виктор Астафьев написал рассказ «Конь с розовой гривой» в 1963 году. Произведение стало частью повести «Последний поклон»: в ней писатель вспомнил свои юношеские и детские годы.

Читайте также

«Муму»: краткое содержание и анализ произведения

Автор описывает события, которые на самом деле произошли в его жизни:

  1. Как и Витька из рассказа, Астафьев рос без родителей. Когда его мать утонула, мальчику было всего семь. Отец создал новую семью и с сыном не общался.
  2. Самым близким человеком для будущего писателя была бабушка. В деревне по соседству с ней жил многодетный отец Левонтий. В детстве писатель дружил с его старшим сыном Санькой: ребята вместе ходили на рыбалку, купались в реке и нередко попадали в переделки.
  3. История с земляникой, пряником и обманом, описанная в рассказе, произошла с писателем в детстве.

Жанр произведения

Проанализировав особенности повествования Астафьева, делаем вывод, что «Конь с розовой гривой» — это рассказ. Об этом свидетельствуют его отличительные черты:

Читайте также

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ

  • небольшой объем;
  • малое количество персонажей;
  • одно событие, вокруг которого строится сюжет.

Литературное направление, к которому относится данный рассказ, — реализм. Это подтверждает тот факт, что произведение основано на реальных воспоминаниях автора.

Композиция рассказа

Повествование ведется от первого лица и подано в формате мемуаров рассказчика. Несмотря на то что рассказ — часть повести, он имеет свою структуру сюжета. Она линейная, но немного отличается от классической:

  1. Рассказ начинается с завязки: Катерина Петровна поручает Вите собрать землянику и обещает пряник.
  2. Далее следует экспозиция: автор ближе знакомит читателя с главным героем, его бабушкой, соседской семьей и их жизнью.
  3. Кульминационный момент истории происходит, когда мальчик ожидает бабушкиной реакции.
  4. В развязке рассказа Витя мирится с бабушкой и получает заветный пряник.

Читайте также

«Мцыри»: краткое содержание и анализ произведения

Виктор Астафьев

Виктор Астафьев: YouTube / Краткая Биография

Смысл произведения

Данный рассказ — это взгляд взрослого человека на прошлые ошибки. Автор вспоминает историю из детства, в которой, по его мнению, поступил неправильно. Обманув бабушку, он не находил себе места, все время чувствовал вину. Посыл Виктора Астафьева заключается в том, что лучше всегда говорить правду, уметь признавать свои проступки и просить за них прощения.

У рассказа Астафьева поучительный и счастливый финал. Таким образом, раскрывается и суть заголовка. Конь с розовой гривой — это символ счастливых детских лет и памяти о родных людях, светлый след, оставленный ими в жизни рассказчика.

Герои рассказа

Раскрыть основную идею произведения автору помогли хорошо выписанные персонажи. Предлагаем краткую характеристику героев рассказа:

Читайте также

Анекдоты про электриков: 50+ смешных шуток

  • Рассказчик и центральный персонаж истории — Витя. Он добрый и бесхитростный, воспитан бабушкой в строгости и любви. Витя не против пошалить, хоть и знает, что бабушка будет недовольна. При этом мальчик растет ловким и самостоятельным, приобщен к хозяйству и работе. Он ценит бабушку и не хочет ее расстраивать, чувствует вину за обман.
  • Бабушка Вити, Катерина Петровна, очень мудрая и добрая. Этих качеств не умаляет ее строгость. Она учит внука жить по правде, оперирует народными присказками и поговорками, что свидетельствует о ее грамотности и остром уме. Несмотря на выходку внука, она задумывается, почему Витя пошел на этот обман, и все-таки покупает ему пряник, чтобы порадовать.
  • Дедушка Вити обладает спокойным темпераментом. Он очень близок с внуком и жалеет его. При этом не перечит методам воспитания Катерины Петровны, всячески поддерживая ее авторитет в глазах Вити. Он не ругает внука, а подсказывает ему, как лучше поступить, если неправильно с кем-то обошелся.
  • Семья Левонтия — второстепенные персонажи истории, однако прямо влияют на сюжет. Например, Санька — хитрый и хулиганистый мальчуган — подбивает Витю на обман. Его отец Левонтий — ленивый, но очень добрый мужик. Хоть его семья живет бедно, в день получки он не жалеет угощений для сироты-рассказчика.

Читайте также

Анекдоты про Чапаева: 50+ старых и новых шуток

Все персонажи влияют не только на ход истории, но и на мировоззрение главного героя. Весь рассказ — это своеобразная дань уважения автора тем людям, которые окружали его в детстве и влияли на его становление как личности.

Юным читателям непременно стоит познакомиться с рассказом. А взрослым произведение подарит улыбку и позволит вспомнить счастливые мгновения детства.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/fakty-i-layfhaki/1882922-kon-s-rozovoj-grivoj-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

Астафьев. Все произведения

  • Ангел-хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Бабушкин праздник
  • Белогрудка
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Зорькина песня
  • Капалуха
  • Капля
  • Карасиная погибель
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Песнопевица
  • Пеструха
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Стародуб
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Очень краткий пересказ

Бабушка дала внучку особый пряник в виде розовогривой лошади. Но за это Витя должен насобирать в лесу туесок земляники. Внук отправился в лес с соседскими ребятами, однако вечно голодная орава съела все, что насобирала, подбивая и Витю сделать то же самое. Санька подговорил мальчика обмануть бабушку — положить в лукошко траву и слегка присыпать земляникой.

С утра Витя хотел покаяться перед бабушкой, однако та уже уехала в город. Весь день мальчик провел с «левонтьевскими», а вечером пробрался в каморку у дома, где и уснул. Утром Витя во всем признался и попросил простить его. Оказалось, что несмотря на его постыдный поступок, бабушка привезла ему пряник.

Такое очень краткое содержание рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой» не дает представления о характерах главных героев и других персонажей, и о том, в каких условиях жили семьи Вити и Левонтия. Давайте познакомимся с этим воспоминанием детства писателя более подробно.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • _Ozp151mYPJ-aV9P1plCr4x8qZvk_8Md2AqnfhoPU_hJT0lRvPvFzX3-olcesN6RZMS8UgjK.jpg?size=50x0&quality=96&crop=732,321,1221,1221&ava=1

    Катерина Емельянова

    10/11

  • camera_50.png

    Вова Ивлев

    10/11

  • camera_50.png

    Тимур Авсейков

    10/11

  • camera_50.png

    Оксана Коваленко

    10/11

  • Uehr5npVuw_qNam4QIwsqx6ODhDlru8L9fc8Mre7Nlt4NB3vOaJcMoOM-Of2JNh6CcZzcVGq.jpg?size=50x0&quality=96&crop=629,235,1212,1212&ava=1

    Дима Стрыгин

    11/11

  • hiR1oOEk1cXiV1NgZqJpwbRM-cE3xZ1pVTUbb7RlacLIc2V9dinH4AHslXSmjva8CkbWcoCDQHb65sMJKn2xxrSY.jpg?size=50x0&quality=96&crop=66,66,524,524&ava=1

    Светлана Артюшина

    11/11

  • TnFwu5zV-idDtylpUD0hBUu8L8--15DKVgQCzUMyb7ss6KFnp_sHoWz-cH6aKjtHbvDbApYd.jpg?size=50x0&quality=96&crop=0,202,1620,1620&ava=1

    Витторио Аристов

    10/11

  • Никита Воскобойников

    10/11

  • Cwjz_1r_iD_EbQaB0N2XDLkCajMA1soJk-___mdKniDOSlQMW6q8juFXBvOScW80yB5kyznj.jpg?size=50x0&quality=96&crop=1,14,1052,1052&ava=1

    Костя Грищенко

    11/11

  • hHTsCijOFSNAsV6zxzImcKmCxFAZBTpHUZBNa5FBAbODTYSLBwAFqD_5jhjAudmnCVigYZhFz-HoYMXraCvRffND.jpg?size=50x0&quality=96&crop=1,267,844,844&ava=1

    Матвей Ермолаев

    11/11

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 8211.

obrazovaka.ru

О чём рассказ «Конь с розовой гривой»

Содержание рассказа очень поучительно. Через него читатель видит, как маленький мальчик глубоко переживает из-за обмана, в который его втягивает соседский мальчик из неблагополучной семьи, который своим авторитетом пытается доминировать над всеми. Витя понимает насколько бабушка, которая его часто журит, хоть и за дело, безмерно его любит. Именно поэтому она привезла внуку пряник, несмотря на его обман. Поскольку она поняла откуда «ноги растут», школа соседских ребятишек.

Автор рассказа Конь с розовой гривойВ рассказе подняты три нравственные проблемы:

  • Честности;
  • Долга;
  • Доброты.

Ещё один урок может извлечь читатель из рассказа — это не бояться просить прощения и всегда говорить правду, если даже очень стыдно и тяжело.
[block id=»5″]


[block id=»2″]
[block id=»10″]

Главные герои и их характеристика:

  •  Витя главный персонаж рассказа  — осиротевший мальчик. Его мама утонула. Бабушка растит Витю в строгости. Не терпит обмана, поддаёт за проказы. Дедушка в этом плане намного мягче и никогда не повышает голоса на внука. Дружит мальчишка с ребятами, живущими по соседству. Левонтьевские дети растут в бедности и беспечности. Они учат главного героя воровству, обману и шалостям. Но Витя совсем не похож на своих друзей. Он жалеет и любит бабушку, его мучают угрызения совести из-за истории с «земляничным подлогом». Обманув бабушку, мальчик поступил плохо, но сумел осознать тягость такого проступка.
  •  Катерина Петровна один из важных персонажей рассказа — бабушка. Пожилая и мудрая женщина, воспитывающая внука после гибели дочери. Она строга с мальчиком, но глубоко любит его. Ругает и поддаёт внуку лишь с целью воспитать из него честного человека. Дедушка Вити за строгость и боевой дух зовёт свою жену «генералом». Она не одобряет дружбы внука с детьми Левонтия, так как знает, что его отпрыски учат мальчишку плохому.

Катерина Петровна энергичная и предприимчивая женщина. Она тяжело пережила потерю дочери, но смогла выстоять и теперь вся её любовь принадлежит Вите. Как и многие из села, она продаёт в городе ягоду. Поступок внука её очень расстраивает. Она ругает его, но увидев, что мальчик искренне раскаялся — прощает. Как доказательство её безмерной любви выступает в конце рассказа всё таки подаренный заветный пряник.

Основная идея

Завершает повествование рассказчик такими словами:

«Давно уже нет на свете ни бабушки, ни дедушки. Да и сам я старею. Но я все никак не могу забыть дивного конька с розовой гривой – бабушкиного гостинца».

Даже из краткого содержания рассказа можно извлечь урок: нельзя обманывать и жульничать, не стоит обращать внимания на тех, кто говорит, что поступать по совести – это признак слабости. Случай с пряником научил автора противостоять искушениям и думать о тех, кого любишь, только хорошее.

Чтобы получить удовольствия от легкого и живого стиля автора, рекомендуем читать произведение в полном объеме. На это потребуется всего 40-50 минут.

1

Презентация

Эпиграф:

Жизнь прожить — не поле перейти.

Пословица

Сколько лет прошло! Сколько событий

минуло! А я все не могу забыть

бабушкиного пряника — того дивного коня

с розовой гривой.

В.Астафьев

Цели урока:

  • Познакомиться с понятием «духовные ценности», определить общечеловеческие духовные ценности, выявить, какие духовные ценности присущи российского народу.
  • Проследить, как отражены в рассказе духовные ценности российского народа, помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа.
  • Развивать монологическую речь учащихся, навыки работы с текстом, умение рассуждать.
  • Привести к осознанию важности жизненных уроков в становлении личности.

Оборудование: планшетные ПК. Урок сопровождается презентацией

Ход урока

Вступительное слово учителя обществознания. Обсуждение эпиграфа 1 с учащимися.

Слово учителя. Предметом нашего изучения на сегодняшнем уроке станут ценности. Речь пойдет, конечно же, не о тех ценностях, что хранятся в сейфах и шкатулках. Сегодня мы будем говорить о ценностях, которые хранятся в душе и памяти человека, о духовных ценностях. Эпиграфом к нашему уроку служит русская пословица «Жизнь прожить — не поле перейти», как вы думаете, в чем заключается ее смысл? (обсуждение)

Актуализация знаний учащихся.

В 5 классе на уроках обществознания вы уже познакомились с понятием семейные ценности, вспомните, что это такое.

«Это не дорогие костюмы и платья, украшения. А вот альбом старых фотографий, бабушкино подвенечное платье или рассказы о прошлом семьи, которые передаются из поколения в поколение, — всё это относится к семейным ценностям.

Семейные ценности — это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.

Семейная ценность — это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запёчатлённой в бережно хранимом семейном архиве.» (А.И.Кравченко. Обществознание. Учебник для 5 класса. Изд. «Русское слово». http://tepka.ru/Obschestvoznanie_5/index.html)

Семейные ценности нельзя одеть на праздник, продать или обменять, нельзя продать и купить почему? Потому что это не материальные ценности. Это ценности духовные.

Проблемный вопрос (учитель обществознания): Жизнь человека — высшая ценность?

Жизнь каждого человека — высшая ценность, потому что каждый человек индивидуален и неповторим. Каждый из нас вносит свой вклад и оставляет свой след на земле, а вот каким будет этот след зависит от нас и для того, чтобы оставить в памяти людей, своих потомков, добрые, хорошие воспоминания, чтобы нас в будущем вспоминали с благодарностью, а не с проклятиями и существуют духовные ценности.

Объяснение учителя обществознания (понятия «духовные ценности», «общечеловеческие ценности», «духовные ценности российского народа»). Духовные ценности — это долг, совесть, любовь, верность и преданность, любовь к Родине, справедливость. Дадим определение, которое нужно запомнить.

«Духовные ценности — это одобряемые или разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.д.

Есть ценности важные во все времена и для всех народов. Их можно назвать ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ.

К ним относятся:

  • Сохранение жизни человека,
  • права и свободы человека,
  • истина,
  • свобода,
  • справедливость,
  • красота,
  • добро,
  • любовь,
  • польза,
  • защита окружающей среды,
  • осуждение всех форм человеконенавистничества, утверждение ненасилия как основа жизни человеческого общества»

(А.И.Кравченко. Обществознание. Учебник для 6 класса. Изд. «Русское слово» http://tepka.ru/Obschestvoznanie_6/index.html)

Откуда же взялись духовные ценности, кто их придумал? Ценности создаются самими людьми в ходе истории. Народы отстаивают и борются за них, а ценности в свою очередь руководят поступками людей, вот почему они так важны и почитаются всеми людьми на земле и отдельными народами.

«Российская Федерация — многонациональная страна, в которой проживают представители более 180 народов, исповедующих разные религии и говорящих более чем на 230 языках и диалектах. Именно многообразие языков и культур является духовным богатством России. У каждого из народов, населяющих Россию, неповторимые уникальные обычаи, традиции и ценности, уходящие корнями в глубь веков.

Духовные ценности российского народа — семья, честный труд, взаимопомощь, религиозная вера, национальные традиции, любовь к Родине, к своей истории, к своему народу, патриотизм, готовность бороться со злом, приходя на помощь слабым и обездоленным. Это вечные ценности российского общества, которые вели на труд и на подвиг лучших сынов России — Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Петра Великого, Михаила Ломоносова, Александра Суворова, Дмитрия Менделеева, Георгия Жукова, Юрия Гагарина и многих-многих других».

(А.И. Кравченко. Обществознание. Учебник для 6 класса. Изд. «Русское слово». http://tepka.ru/Obschestvoznanie_6/index.html).

Обсуждение.

Как учится человек, как он приобретает духовные ценности?

Человек знакомится и впитывает в себя духовные ценности всю жизнь, они не падают на нас с неба, а формируются под влиянием других людей и прежде всего наших близких, мы познаем их через свои поступки, через поступки родителей, близких родственников. Друзей, изучая историю и исторические личности, через свои уроки жизни, осмысливая поведение других людей, а так же через произведения художественной литературы.

Слово учителя литературы. В основу рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой» легли воспоминания писателя о собственном детстве, произведение автобиографично, писатель искренне и открыто разговаривает с нами о самом важном и нужном.

Проблемный вопрос (учитель литературы):

О чем? (высказывания учащихся)

Какие духовные ценности российского народа отражены в произведении?

Аналитическая беседа.

Добро, долг, труд, любовь, семья — духовные ценности нашего народа. На каких жизненных уроках наш герой учится их постигать?

  • В рассказе представлены две семьи. Что вы можете о них сказать?
  • Какие поступки героев мы можем назвать добрыми?
  • Как в рассказе показано, что такое долг?
  • Каково отношение к труду в семье Левонтия и в семье Вити?
  • Что такое истинная любовь? Как она показана в рассказе?

Работа по тексту. Поиск ответов на вопросы. (Учащиеся отвечают, приводя аргументы из произведения).

Прокомментируйте эпизоды, изображенные на иллюстрациях (презентация)

Рассказ называется «Конь с розовой гривой». Объясните, почему? Обращение к эпиграфу 2. Обсуждение финала рассказа.

На слайде демонстрируется таблица с примерами.

Духовные ценности

«Левонтьевские»

Витя

Добро

«Добрые советы»

Бабушка купила пряник

Долг

Отсутствует ответственность, не переживают, обманывают, шантажируют

Переживает, что не выполнил обещание, вина за обман

Труд

Не любят работать

Приучается к труду: набери ягод — куплю пряник

Любовь

Жалость к Вите, а не любовь; равнодушие к живому

Любовь к природе, семье

Выводы: Любовь — добро — долг — труд — формируются в семье. Согласны ли вы, что семья — одна из самых важных духовных ценностей? Какую роль играет литература в формировании духовных ценностей человека? (свой ответ обоснуйте)

Рефлексия.

Учитель обществознания: У каждого народа есть духовные ценности — нравственная основа общественной жизни, залог его исторических успехов и экономических достижений. Есть они и у российского народа. В них входят две категории ценностей — общечеловеческие, те, что приняты мировым сообществом, и исторически унаследованные, отражающие национальный характер народа. Можете ли вы себя назвать приверженцем духовных ценностей российского народа? Как это проявляется в вашей жизни? (ответы учащихся)

Учитель литературы. В.Астафьев в своем произведении рассказывает об очень важном в жизни каждого человека. Давайте еще раз назовем эти прекрасные понятия. О каких духовных ценностях говорится в следующих народных пословицах? (слайд). «Ромашка». Задание: прокомментируйте пословицы, запишите их на лепестки ромашки. Пусть эти духовные ценности — долг, труд, добро, семья, любовь — всегда будут с вами и определяют ваши поступки (ромашка дарится ребятам на память).

  • Дерево держится корнями, а человек семьей.
  • Всякое уменье трудом дается.
  • Кто чувствует стыд, тот чувствует и долг.
  • Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.
  • Добро сеять — добро и пожинать.

img1

Слайд 1

Викторина по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» Викторину подготовила Ученица 6а класса Климова Елизавета

Слайд 2

Правила викторины Принимаю ответы только с поднятой руки Выкрикивать нельзя Каждый работает сам за себя и зарабатывает сам на свой пряник Не подсказывать Говорить как можно точнее Учебники во время викторины вам не понадобятся, так что лучше прямо сейчас возьмите и уберите их все в портфели После завершения этой викторины каждый, по крайней мере ,тот, кто заработал себе на пряни,к его же и получает.

Слайд 3

Просто вопросы 100 200 300 400 Угадать героя по предмету 200 400 600 800 Угадать героя по фразе 200 400 600 800 Продолжить предложениефразу 200 400 600 800 Вопросы об авторе 200 400 600 800 Бонусные вопросы 1000 1200 1600 2000

Слайд 4

Просто вопросы (100 баллов) Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»? Ответ

Слайд 5

Виктор Петрович Астафьев Перейти к выбору вопросов

Слайд 6

Просто вопросы (200 баллов) Где любил бывать главный герой рассказа? Ответ

Слайд 7

У дедушки на заимке Перейти к выбору вопросов

Слайд 8

Просто вопросы (300 баллов) Кто приехал и забрал Алёшку? Ответ

Слайд 9

Тётка Августа Перейти к выбору вопросов

Слайд 10

Просто вопросы (400 баллов) В каком году был написан рассказ «Конь с розовой гривой»? Ответ

Слайд 11

В 1963 году Перейти к выбору вопросов

Слайд 12

Угадать героя по предмету (200 баллов) Ответ

Слайд 13

Дядя Левонтий Перейти к выбору вопросов

Слайд 14

Угадать героя по предмету (400 баллов) Ответ

Слайд 15

Тётя Васеня, жена Левонтия Перейти к выбору вопросов

Слайд 16

Угадать героя по предмету (600 баллов) Ответ

Слайд 17

Старшой среди Левонтьевских детишек Перейти к выбору вопросов

Слайд 18

Угадать героя по предмету (800 баллов) Ответ

Слайд 19

Кеша, двоюродный брат главного героя Перейти к выбору вопросов

Слайд 20

Угадать героя по фразе (200 баллов) Ответ «Мой-то малой-то!.. Чего утворил!..»

Слайд 21

Екатерина Петровна, бабушка главного героя Перейти к выбору вопросов

Слайд 22

Угадать героя по фразе (400 баллов) Ответ «А-га-а-а-а! Санька тоже пожрал, так ничего-о-о-о…»

Слайд 23

Танька, одна из немногих детей Левонтия Перейти к выбору вопросов

Слайд 24

Угадать героя по фразе (600 баллов) Ответ «Ты как с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! Мне рупь! Другому рупь! Это что же получается?»

Слайд 25

Екатерина Петровна, бабушка главного героя Перейти к выбору вопросов

Слайд 26

Угадать героя по фразе (800 баллов) Ответ «Он сирота, а вы всё ж при родителях!.. Мать-то ты хоть помнишь?…Бадога с ней по один год кололи-и-и! Когда ни придёшь… ночь, полночь…Пропа… пропащая ты голова, Левонтий!»

Слайд 27

Дядя Левонтий Перейти к выбору вопросов

Слайд 28

Продолжить предложениефразу (200 баллов) Ответ Зато как папа шурунёт нас — …

Слайд 29

Зато как папа шурунёт нас – бегишь не запнешша Перейти к выбору вопросов

Слайд 30

Продолжить предложениефразу (400 баллов) Ответ Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо…

Слайд 31

Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусывать положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива. Перейти к выбору вопросов

Слайд 32

Продолжить предложениефразу (600 баллов) Ответ В доме уже не было света. Тётя Феня постучала в окно…

Слайд 33

В доме уже не было света. Тётя Феня постучала в окно. Бабушка крикнула : «Не заперто!» Перейти к выбору вопросов

Слайд 34

Продолжить предложениефразу (800 баллов) Ответ Дед мне подморгнул: терпи. Я и без него знал: Боже упаси сейчас перечить бабушке или сделать чего не так, не по её усмотрению. Она должна…

Слайд 35

Дед мне подморгнул: терпи. Я и без него знал: Боже упаси сейчас перечить бабушке или сделать чего не так, не по её усмотрению. Она должна разрядиться, должна высказать всё, что у неё накопилось, душу отвести должна. Перейти к выбору вопросов

Слайд 36

Вопросы об авторе (200 баллов) Ответ Кто писал биографию В. П. Астафьева?

Слайд 37

Во-первых это не биография, а автобиография. Так как писал её сам Виктор Астафьев Перейти к выбору вопросов

Слайд 38

Вопросы об авторе (400 баллов) Ответ Откуда Виктор Астафьев родом?

Слайд 39

Он родом с Енисея Перейти к выбору вопросов

Слайд 40

Вопросы об авторе (600 баллов) Ответ Сколько было лет автору, когда тот написал рассказ «Конь с розовой гривой»?

Слайд 41

Ему было 39 лет Перейти к выбору вопросов

Слайд 42

Вопросы об авторе (800 баллов) Ответ Первоночально цикл рассказов и назывался: «Страницы детства». И чудесный эпиграф Кайсына Кулиева со сладкой грустью предворял его: «…

Слайд 43

«Мир детства, с ним навечно расставанье, Назад ни тропок нету, ни следа, Тот мир далёк, и лишь воспоминанья Всё чаще возвращают нас туда» Перейти к выбору вопросов

Слайд 44

Бонусные вопросы (1000 баллов) Ответ Какие были последние слова в рассказе?

Слайд 45

Сколько лет с тех пор прошло? Сколько событий минуло!.. А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой. Перейти к выбору вопросов

Слайд 46

Бонусные вопросы (1200 баллов) Ответ Из чего готовят пряники?

Слайд 47

Основными ингредиентами являются – пшеничная мука, сахар и сливочное масло. А вот для вкуса в пряники добавляют – мёд, соду, молотый имбирь и мускатный орех Перейти к выбору вопросов

Слайд 48

Бонусные вопросы (1600 баллов) Ответ Кто автор этой картины?

Слайд 49

Автором той картины был Т. Мазурин Перейти к выбору вопросов

Слайд 50

Бонусные вопросы (2000 баллов) Ответ Как вы думаете, заслужил ли главный герой этой истории пряник конём? Почему? Обоснуйте свой ответ.

1 Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева
«Конь с розовой гривой».

1.    
Мы продолжаем знакомство с
творчеством В.П. Астафьева. На прошлом уроке мы познакомились с фактами из
биографии писателя. Что вы запомнили?

2.    
Дома вы прочитали рассказ.
Кто герои рассказа? Какого они возраста? Из каких семей? Мы не случайно
заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека
во многом определяет воспитание? Как тебя воспитывали в детстве, на что
обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни.

3.    
Расскажите о мечте всех
деревенских мальчишек. Почему каждый мальчишка мечтает получить такой пряник? А
вы задумывались, почему пряник именно в форме коня? Что символизирует конь?

Конь – символ грации, мужества, доброты. Один из главных друзей и
помощников человека.

4.    
Доброта, добродетель –
одна из нравственных ценностей человека. Что такое нравственность? Какие ещё
нравственные ценности вы знаете? (работа в группе 1 мин)

5.    
Вывести определение
«Нравственность». «Корзина идей» . Выбрать из корзины те ценности, о которых
пойдет речь в рассказе. (честность, доброта, любовь, долг, совесть).

6.    
Как вы думаете, о чем
пойдет речь на уроке. Попробуйте сформулировать тему урока.

7.    
А какие у нас будут цели
урока?

    Проанализировать рассказ «Конь с розовой    гривой»;

          Рассмотреть
нравственные проблемы рассказа;

         Дать
характеристику героев и их поступков;

         Развивать
устную речь

8.    
Чтобы достичь наших
целей, необходимо составить план урока.

1Групповая работа с эпизодами рассказа.

2Выступления групп, выводы.

3Подведение итогов, рефлексия.

9.    
Групповая работа.

Первая группа.

1.    
Левонтий и Васеня, их
отношение к жизни.

 — Чем интересна
семья Левонтия?(
Это
большая семья. Левонтий  работал на лесозаготовке. Дома бывал раз в две —
три недели.)

 — Опишите дом, в
котором жила эта семья.
(Дом
стоял сам собою на просторе. Ничего не мешало смотреть ему на свет белый
кое-как застекленными окнами. Не было ни забора, ни сеней, ни ворот, ни
наличников. Читатель понимает, что Левонтий был нерадивым хозяином.)

 — Как они вели
хозяйство?
(Весной они
 маленько  ковыряли землю. Воздвигали изгородь из жердей, хворостин и
старых досок. Все делалось кое-как. Зимой все исчезало в печке. Жили одним
днем.)

 — Найдите в тексте
абзац, подчеркивающий нерадивость хозяйки Васени.
(Левонтий  ходил в штанах, державшихся на
одной пуговице, и в рубахе вовсе без пуговиц.)

 — Расскажите о
празднике в доме Левонтия.
(Праздник
всегда заканчивался скандалом. Все убегали из дома. А Левонтий  бил
стекла, ругался и плакал.)

2. Бабушка Катерина
Петровна.

2 — Отношение к соседям. (Относилась с пониманием. Давала в долг деньги,
продукты. Когда Левонтий  буянил, пускала ночевать. Но при этом внуку не
разрешала ходить к ним, говоря: «Нечего объедать этих пролетариев. У них в
кармане – вошь на аркане». Бабушка старалась оградить внука от дурного влияния
этой семьи.
)

 — Строгость.

Вывод:

Семья многодетная.
Но, к сожалению, родители не показываютдетям положительных  примеров. Не
благоустраивают свой дом. Вместо крыльца – чурбак. Не обрабатывают огород.
Забор возводится только временно. Не приучают детей к труду. Все у них кое –
как. Живут одним днем. В  такой семье дети вырастут  неряшливыми,
ленивыми, неуважительными. Нам кажется, что виноват в этом отец семейства
Левонтий. Он сам ленив.

Вторая группа.

    За земляникой.

 — С какой целью Витя
отправляется с левонтьевскими ребятишками ?
(Мальчик своим трудом хотел заработать пряник.
Хотел  набрать земляники, которую бы бабушка продала в городе и купила бы
пряник.)

 — С какой посудой
дети пошли в лес? Сравните.
(Мальчик
Витя взял аккуратную берестяную корзиночку-туесок стакана на 2-3.
Левонтьевские  ребятишки взяли бокалы с отбитыми краями, старые изодранные
туески, ковшик без ручки. Такая посуда – лицо хозяйки. Дети и не берегли
посуду, они бросали друг в друга  ковшики и туески.)

 —  Что случилось по
дороге? О чем это свидетельствует?

(По дороге дразнились, плакали, пытались драться. Заскочили в чужой 
огород, нарвали много зеленого лука. Наелись, а остальное бросили. Для 
этих ребят  не существует  понятия  « нельзя». Этому, к
сожалению, не научили их родители.)

 — Почему возникла
драка на увале? Что такое «увал»?

(Увал – это пологий холм. Старшой  увидел, что Танька не собирает
землянику, а ест, и надавал ей пинков. Танька сказала, что и Санька ест. Попало
и Саньке, но тот кинулся драться. Катались по земле, подавили собранную
землянику. У старшого  опустились руки – и он съел всю свою ягоду.)

 — Кого из
левонтьевских ребят выделяет автор?
(Автор выделяет Саньку и подчеркивает, что он
был  вреднее  и злее всех детей. Когда все собрались идти на речку,
а  Витя не решался, т.к. еще не наполнил туесок, но  Санька стал его
провоцировать, говоря, что он жадный, что он бабушки Петровны боится. И мальчик
сдался. Он вытряхнул  из туеска ягоды, на которые сразу же
навалились  левонтьевские  дети и съели. Мальчику досталось лишь
несколько ягодок.)

 — Какой поступок
совершил Витя? Докажите, что один дурной поступок влечёт за собой другой.(
Мальчику было жалко ягод и грустно. Но он
напустил на себя отчаянность. Махнул  на все рукой и отправился вместе со
всеми на речку.

Пообещал украсть
калач. На речке левонтьевские растерзали некрасивую рыбку. Подшибли 
стрижа, и он погиб.)

 — Какой совет дает
Санька Вите? Попытайтесь передать внутреннее состояние Вити.
(Посоветовал натолкать  в туесок
травы, а сверху присыпать  земляникой, т.е. подтолкнул к обману. Ему стало
жутко. Чуть было не заплакал.)

Вывод: Наблюдая за поступками  левонтьевских 
ребят, мы пришли к выводу, что эти дети не приучены родителями  к труду
(не смогли набрать земляники). Считают, что им все
3дозволено,
поэтому воруют (залезли в чужой огород). У них нет чувства жалости (разорвали
рыбку и убили чижа). Растут жестокие дети (посоветовали обмануть бабушку
Петровну; угрожали, что все ей расскажут; заставляли мальчика воровать 
калачи; бросили одного в тайге). И еще есть одна деталь. Они  маме не
принесли  из тайги ни одной ягодки земляники. Значит, родителей они не любят.
Даже автор выразил свое отношение к ним через эмоционально-оценочные слова,
называя их  не  Саша, Таня, а Санька, Танька.  Они дразнятся,
дерутся, плачут, не едят, а жрут. Такие дети  —  дурной пример

Третья группа.

1.    
Дома.

 — Доверяла ли
бабушка своему внуку?
(Бабушка
доверяла ему. Она даже похвалила его, когда он принес из тайги туесок. Это
говорит о том, что в этой семье детей воспитывают правильно.)

 — Что терзает Витю?
Какое решение он принял? Как это его характеризует?
(Мальчик не мог ночью  спать, его мучила
совесть. Он сравнивал себя с запутавшимся преступником. Ему хотелось все
рассказать бабушке. Но он послушал, как она тяжело дышит во сне, понял, что она
 устала, и ему стало жалко ее.  Мальчик принимает решение  — не
спать, а караулить бабушку, и, когда она проснется, все ей рассказать Мы
сделали вывод, что наш герой – хороший человек,  любит сою бабушку, 
но он просто запутался, поддавшись влиянию Саньки.)

 — В какой момент
герой снова попадает под влияние Саньки?
(Беда в том, что он уснул, карауля бабушку. А она рано утром 
на лодке уплыла в город, на рынок. Дедушки не было дома, он уехал на заимку,
километров за 5 от деревни. Дома было скучно, и мальчик подался  к
левонтьевским.

Мальчик без
разрешения  взрослых  отдал Саньке дедушкины удочки, чтобы Санька
взял его на рыбалку.)

2. На речке.

 — Найдите пейзажную
зарисовку тихого летнего дня. С какой целью нам ее дает автор?
(Нам кажется, что  автор дает эту
зарисовку, чтобы подчеркнуть контраст  гармонии в природе и дисгармонии в
душе нашего героя. Так прекрасна природа. Такая тишина. Покой.  И мальчик
 не замечает этого. Но на душе у него неспокойно.
)

— Опишите душевные
переживания героя. Какое решение в нём созрело?
Боится возвращения бабушки. И дедушки нет.
Заступиться некому.)

 Да. На совет
Саньки спрятаться в сено и сделать вид, что утонул, чтобы испугать бабушку,
ответил, что  не сделает этого  и Саньку  слушать  больше
не будет.

 — Что делает Витя,
завидев бабушку в лодке? (
Завидя
лодку, мальчик бежал.)

Вывод:

Наблюдая за
героем, мы заметили, что автор обращает наше внимание на внутренний мир 
мальчика. Он в напряжении. Смотрит на мост, из-за которого должна 
приплыть бабушка. К нему даже нехорошие мысли пришли (пусть лодка опрокинется).
Но он уже внутренне  раскаялся в  содеянном.  Сделал решительный
шаг — дал отпор Саньке, отказавшись ему подчиняться. А сбежал от стыда перед
бабушкой.

Четвёртая
группа.

 — Как Витя оказался на другом конце села? (Хотел остаться ночевать у тети Фени, но
она, выслушав его, взяла за руку и отвела домой.)

4  — В чём проявилась мудрость тёти Фени?  (Она  не  повела его к
 бабушке  на расправу  под горячую  руку, а втолкнула
 в  кладовку, там  была  постель.  Сама же  вошла
 в  дом   и поговорила с бабушкой.)

 — Опишите состояние
мальчика, находящегося в кладовке? Как автор дает понять читателю, что все
закончится благополучно? (
Тоскливо
было в  кладовке.  Мальчик прислушивался. Половицы в избе не
скрипели.  Должно  быть, бабушка  устала. Стало  холодно.
Сжался  в комочек  и  уснул. Как  автор  дает
 понять  читателю, что  все-таки  все закончится хорошо?Об
этом  говорит  солнечный  луч, пробившийся  в мутное окошко
кладовки
На нем был
накинут старенький дедушкин тулупчик. Это приехал дедушка. Какая радость!)

 — Найдите в тексте
наивысшую точку переживаний героя

(Услышал рассказ бабушки о том, как в городе открылся обман. А она
рассказывала  об этом каждому, кто приходил к ним в это утро.

Дед погладил его
по голове, и так  долго копившиеся слезы хлынули безудержно из глаз
мальчика.)

 — Как дедушка помог
внуку?
(Успокоил внука, вытер
слезы с  его лица и посоветовал попросить прощения  у бабушки.)

 — Легко ли было Вите
попросить прощения?
(Трудно.
Мальчик  даже  не  плакал, а  ревел так, что с трудом
 выговорил: « Я больше не буду!»)

 — Как заканчивается
рассказ? (
Бабушка простила
внука. Накормила его. И подарила пряник, белого коня с розовой гривой, мечту
каждого деревенского мальчишки.)

Вывод:

Наблюдая за этими
героями, мы пришли к выводу, что это добрые люди. И не зря бабушку в селе
называют уважительно по отчеству Петровна. Они не отказывают в помощи соседям.
Трудолюбивые. Кроме  домашнего огорода, обрабатывают еще один 
огород, который находится в пяти километрах от села. Держат корову. Это
тоже  большой труд. Правильно воспитывают внука. Запрещают водиться с
левонтьевскими  детьми, от которых ничему хорошему не научишься. Приучают
 внука к труду. Разрешили пойти в лес за земляникой, чтобы мальчик сам
заработал себе на пряник. Эти старики не только добрые, трудолюбивые, но и
мудрые. Дедушка поддержал внука, пожалел его, подсказал, как надо повести себя
в эту трудную для него минуту. А бабушка Петровна простила и подарила пряник. И
это правильно.  Внук  вырос,  но  бабушкины мудрые уроки не
забыл.

10.
Молодцы! Ребята, мы
закончили анализ текста. Давайте подведем итог. Вернемся к цели нашего урока.

Какие  же
жизненные уроки извлек герой рассказа из сложившихся обстоятельств?

Кто готов сделать заключение?

Мы пришли к
выводу, что герой рассказа В.Астафьева понял, что не все советы могут быть
полезны.

Научился говорить
«нет», отстаивая свою позицию.  Понял, что  нужно слушаться старших.  Научился
прощать. Главное — переживания, муки совести  изменили его. По концовке
рассказа можно понять, что уроки бабушки он пронес через всю жизнь.

Почему же
всё-таки бабушка купила внуку пряник конём?

Многомудрый Литрекон предлагает краткий пересказ произведения В. Астафьева «Конь с розовой гривой», который поможет Вам ознакомиться с сюжетом в сокращении. Основные события из книги переданы точно, но лаконично. Краткое содержание может быть полезно в подборе аргументов для рассуждения на уроках литературы или в написании сочинения.


(845 слов) Бабушка велела Вите сходить за земляникой вместе с соседскими «левонтьевскими» ребятишками. В награду бабушка пообещала внуку привезти ему из города пряник в виде коня. Витя был в восторге – белый конь с розовой гривой был мечтой всех соседских ребят. 

Далее в рассказе говорится о семействе Левонтия, соседа, который заготовлял лес на бадоги для известкового завода. Когда Левонтий получал зарплату, его жена Васеня сразу шла по соседям отдавать долги, при этом денег никогда не считала, могла дать лишнее – рубль или три. Дом Левонтия был бедный и неустроенный, с множеством оборванных, вечно голодных ребятишек. 

«Стоял он сам собою на просторе и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами».

Левонтий часто выпивал, дома ничего не делал, и любил петь песню о матросе, поскольку когда-то был моряком. У всех жителей в деревне была своя любимая задушевная песня. 

Витя любил бывать в доме Левонтия. Когда хозяин получал зарплату, он всегда щедро угощал Витю, потому что тот был сирота. Семейство затягивало песню, хозяева высыпали на стол всё, что у них было, и начинался пир горой. А ночью после такого пира Левонтий буянил, бил стёкла и мебель в доме. Наутро он всё кое-как чинил, а через несколько дней его жена Васеня вновь просила в долг у соседей.

Во время сбора земляники левонтьевские ребятишки поссорились, из-за того, что младшие дети ели ягоды. Два брата подрались и раздавили всю землянику. Затем ребята пошли купаться и позвали с собой Витю, но тот отказался, поскольку ещё не заполнил свой туесок земляникой. Самый вредный из ребят, Санька, стал дразнить Витю, говоря, что тот трус и жадина. Витя принял это за вызов и, высыпав всю ягоду из туеска, пригласил ребят её съесть, при этом похвастался, что ещё украдёт у бабушки калач. 

Ребята ещё долго играли и веселились, вбегали в тёмную пещеру – кто дальше забежит. Санька забегал дальше всех и хвастался, что не боится змей и домовых. Всем стало страшно от его рассказов, и ребятня припустилась бежать домой. Тут Витя вспомнил, что земляники у него нет, и ему стало не по себе, а ещё Санька его поддразнивал, спрашивая, как он покажется на глаза бабушке Петровне. Витя совсем расстроился, тогда Санька посоветовал ему натолкать в туесок травы, а сверху положить ягод, чтобы обмануть бабушку.

Левонтьевские ребятишки убежали домой, а Витя сделал по совету Саньки – набил туесок травой, собрал немного ягод и прикрыл ими траву. Бабушка ничего не заметила и похвалила внука. 

«Восподь тебе пособил, восподь! Уж куплю я тебе пряник, самый большущий. И пересыпать ягодки твои не стану к своим, прямо в этом туеске увезу».

После ужина Витя снова вышел на улицу и рассказал Саньке, как ловко обманул бабушку. Санька снова стал его дразнить и грозился выдать Витю бабушке, если он не принесёт из дома калач. Витя пробрался в кладовку и украл калач, а потом брал ещё несколько, пока Санька не наелся. Ночью Витя долго не мог уснуть, всё переживал за свои плохие поступки, и решил всё рассказать бабушке, но сам не заметил, как уснул. 

На следующее утро Витя думал о том, что хорошо было бы уйти к дедушке на заимку, что была в пяти километрах от села «в устье реки Маны», где были посажены овёс и греча. Но заимка дедушки была слишком далеко для Вити. Он решил снова пойти к Левонтьевским ребятишкам. Те собирались на рыбалку и потеряли крючок. Санька предложил Вите, чтобы тот принёс свой крючок, обещая взять Витю на рыбалку. Витя согласился. 

Пока Санька сидел на реке с удочками, остальные ребята собирали дикий щавель, чеснок и прочую зелень. Санька поймал рыбу, ребята развели на берегу костёр и рыбу испекли. Затем ребята играли на берегу и ещё ловили рыбу. Витя думал о том, что скоро приедет из города бабушка, и сожалел, что всё так получилось. Санька посоветовал ему спрятаться и не выходить, пока бабушка не начнёт плакать и причитать. Но Витя не хотел так делать. Вдруг он увидел на реке лодку, в которой была бабушка, и бросился бежать. Он убежал на край села и зашёл в гости к своей родне. До вечера Вита играл там с ребятами и ужинал у родни, а потом тётя Феня отвела его домой. 

Пока бабушка и тётя Феня разговаривали, Витя лёг спать в кладовке, и всё ждал, когда бабушка к нему придёт. Но та не приходила. Витя, пока не уснул, вспоминал о том, что ему рассказывали — как горевала бабушка, когда утонула его мать, как бабушка не уходила с берега шесть суток, а потом лежала на полу в избе в беспамятстве. 

Утром Витя проснулся и услышал, как бабушка кому-то рассказывает про ягоды, которые он собирал. Витя увидел, что приехал дедушка – висел его полушубок. В это утро к бабушке приходило много соседей, и всем она жаловалась на внука, как тот обманул её с ягодами. Витя делал вид, что спит, пока дедушка не сказал ему попросить прощения у бабушки.

Мальчик пошёл к бабушке с раскаянием и за завтраком выслушал все её обличения. А потом бабушка подарила ему пряник – белого коня с розовой гривой. Витя запомнил это на всю жизнь. 

«Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».

Автор: Диана Горина

  • Отзыв машенька набоков сочинение
  • Отзыв лягушка путешественница 3 класс о сказке
  • Отзыв на любимый рассказ
  • Отзыв на прочитанный рассказ
  • Отзыв к сказке царевна змея