Отзыв любой сказки салтыкова щедрина

Отечественный писатель михаил салтыков-щедрин создавал небольшие по объему, но наполненные особым поучительным смыслом литературные произведения. в них он целенаправленно обличал

Отечественный писатель Михаил  Салтыков-Щедрин создавал небольшие по объему, но наполненные особым поучительным смыслом литературные произведения.  В них он целенаправленно обличал различные пороки людей и критиковал недостатки общества. Также  автор  с помощью сатирических персонажей не только развлекал читателей, но и затрагивал наболевшие темы своей эпохи,  обращал их внимание  на актуальные проблемы своих современников.

На сайте Литерагуру  представлено в кратком изложении произведение  знаменитого писателя «Кисель». Также дан отзыв о нем для читательского дневника. События, происходившие в произведении, передаются в сокращении.

Краткое содержание

Один раз повариха для семьи своих хозяев приготовила кисель. И членам семьи, и гостям он пришелся по вкусу.  Хозяева даже вынесли и оставили чашку вкусного киселя для прохожих, чтобы отведали и они.  А сам кисель тоже был рад тому, что он такой аппетитный и что все его едят да нахваливают.  Даже господа все время у кухарки просили добавку.

А спустя некоторое время хозяйской семье это лакомое блюдо стало приедаться. Господа  усовершенствовали свое образование, добились повышения по службе и загордились. Теперь они могли себе позволить более изысканные кушанья, поэтому предпочитали их, а о киселе они говорили уже совсем по-другому.  В  результате  господами было решено отнести его свиньям, сами же хозяева поехали отдыхать. Свиньям кисель понравился, а ему самому было все равно, кто им питается и какое общественное положение тот занимает, только бы ели. Поэтому весь кисель был  животными съеден.

Когда хозяева отдохнули вдали от дома и растратили свои сбережения, они возвратились, чтобы снова питаться киселем.  Только запасы этого лакомства  у них дома  совсем закончились. И тогда и хозяева, и животные начали громко жаловаться и сетовать на то, что весь кисель съели и ничего не оставили впрок. Никто из них не понимал, что они теперь станут есть.

Отзыв

Центральная мысль сказки «Кисель» Салтыкова-Щедрина  заключена в понимании того, что люди должны ценить то, что они имеют. Многие состоятельные граждане  из-за своего легкомыслия, недальновидности или душевного невежества не берегут и не ценят те богатства и блага, которые есть у них. Стремясь завладеть чем-то более весомым  и престижным, достичь высоких статусов, можно лишиться того, что стабильно, надежно, хоть и, казалось бы, менее значимо, но именно оно заслуживает благодарности.  В понимании этого и заключается мораль сказки «Кисель».

Сочинение Михаила Салтыкова-Щедрина мне нравится. В тексте автор, рисуя яркие литературные образы, очень точно характеризует господ и крепостной люд, находящийся у них в услужении. Кисель олицетворяет собой порабощенный простой народ – трудолюбивый, мягкий, кроткий, производящий все необходимые блага для беспечной и праздной жизни своих господ. Хозяева же представляют собой власть, капризную, чересчур требовательную и придирчивую, не ценящую труд своих крепостных.

Господствующее сословие привыкло существовать за счет тяжелого, изнурительного крестьянского труда и не думать о том, что когда-нибудь такая безмятежная и беззаботная жизнь закончится, потому что привычная, отлаженная система рухнет и  все богатства, роскошь, разные блага  у господ исчезнут, и те останутся без ничего.  Кисель съели свиньи, а они являются олицетворением ненасытных и алчных господ. Такое мое мнение  о сказке Салтыкова-Щедрина «Кисель».

Все персонажи произведения – герои отрицательные, с  целым набором порочных качеств, и делает их такими автор намеренно, желая показать читателям реальную жизнь той эпохи. Представления о существующей действительности у высоких особ  отсутствуют, также они не имеют внутреннего стержня и моральной устойчивости. Господа идут на поводу у своих мимолетных желаний, удовлетворяют любую свою прихоть, любят шиковать и пускать пыль в глаза, проводить время в удовольствиях и роскоши. Такой образ жизни приводит  к  потере ее смысла, к духовному обнищанию и ограниченности ума. Пребывая в своем узком мирке, богачи стремятся пренебречь благами, создаваемыми их крестьянами, и не ценят людской труд и  то, что имеют. Такое впечатление производят на меня персонажи  рассматриваемой сказки.

Салтыков-Щедрин предлагает читателям поразмыслить над тем, что будет, если когда-нибудь народу такое отношение к нему господ надоест и его терпение и покорность  закончатся. Он считает, что о народе нужно заботиться, улучшать его условия жизни, облегчать его труд, испытывать благодарность к народу за его трудолюбие. Всему этому учит его произведение «Кисель».

Я думаю, что стоит познакомиться с содержанием сказки «Кисель», чтобы иметь представление  о социальном строе, существующем в царской России, и о власти, несправедливость которой и другие пороки  обличает автор.  Такое впечатление сложилось у меня в целом от прочтения произведения Салтыкова-Щедрина «Кисель».

Многомудрый Литрекон рекомендует читать сатирические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в оригинале, так как они очень злободневны и поучительны. Ну а получить поверхностное представление о его творчестве поможет краткий пересказ сказки «Пропала совесть». В сокращении это произведение не так увлекательно, как в оригинале, зато, открыв его, Вы можете быстро узнать основные события и сформировать в голове краткий сюжет произведения. Приятного просвещения!


(702 слова) Внезапно в мире исчезла совесть, но никто не заметил. Сначала люди испытали моральный подъем, излечились от нравственных терзаний, заспешили по делам, ведь больше ничего не мешало льстить, предавать, идти по головам. Только вот сразу после исчезновения нравственной смуты и душевных мук, которые так осложняли жизнь, пошли грабежи и другие преступления в неисчислимом количестве. А совесть лежала на дороге, оплеванная и растерзанная, как ветошь. Все недоумевали, кто допустил такое безобразие посреди улицы. И лишь один пьяница подобрал ее в надежде заложить. И вот пришло к нему горькое осознание реальности. Мгновенно он отрезвел и испугался. Вспомнил он обо всех своих прегрешениях и пороках. Начался внутренний суд. Он стал задавать себе вопросы, о которых раньше не задумывался. Но ответом было молчание, ведь он не знал, почему прожил жизнь так, а не иначе. В итоге он дошел до мысли о том, что родился и жил под игом, оттого не мог взять ответственность за свою жизнь на себя. Только вот открывшаяся истина никак нему не помогла. Цепи стали только тяжелее вдвое, ведь он понял, что это цепи. Но прохожие не отвечали на его агонию — они думали, что он просто напился. Над них хохотали и потешались, и невдомек было людям, что истина разрывает сердце пьяницы. Не найдя понимания, он решил избавиться от находки, которая так его тяготила. Он отнес ее в кабак — к знакомому скупщику Прохорычу. Положил на стол — и наутек.

Заметив совесть, проснувшийся скупщик вспомнил про патенты. Перед тем, как их купить, он как раз всучил кому-то эту жалкую вещицу. И вдруг пришло к нему осознание, что грешно народ спаивать. Прохорыч затрясся и позвал на помощь жену. Увидев совесть, жена воскликнула: «Грабят!». И правда: трактирщик стал отказываться продавать алкоголь и начал переубеждать посетителей. Они сильно удивились. Прохорыч объявил, что больше не может вести такой порочный образ жизни, и выльет все вино в канаву, перебьет всю посуду. Жена решительно воспротивилась. Она спасла посуду, но проблему не решила. Трактирщик потерял смысл жизни и уже вознамерился умереть, ведь ничего не продаст с такой ношей. Как только супруги легли спать, Арина Ивановна уже все продумала. Наутро она выкрала совесть и пошла на ярмарку. Увидев квартального надзирателя Ловца, Арина Ивановна подбросила ему тряпицу.

Ловец был известным лихоимцем и часто запускал руку в чужие карманы за взятками. Но в это утро он ничего не мог с собой поделать — рука не поднималась! Вернулся он домой не солоно хлебавши. Жена тут же разозлилась и объявила, что нет для него у нее обеда. Снял Ловец пальто, и вдруг преобразился. Прежняя жадность вернулась. Но как только он его надел, снова напала на него хандра — совесть. В итоге вернулся квартальный на базар и стал свои же деньги раздавать людям — «за прежнюю обиду». Он хотел со всеми помириться и загладить свою вину. Позвал он в дом нищих и велел жене их накормить. Но сняв пальто, Ловец резко передумал и прогнал всех вон, так и не поняв, в чем дело. Он даже попросил жену связать его на всякий случай, чтобы новых бед не натворил. Тогда жена уложила его в постель. Ища хоть какие-нибудь деньги у него в карманах, она наткнулась на промасленную тряпицу — совесть. Поняла Федосья Петровна, в чем дело. Подумав, решила она, что совесть точно не помешает лишь богатому человеку. И выбрала она Шмуля Давыдовича Бржоцского — «финансиста и изобретателя железных дорог». Положила она совесть в конверт и ему отправила.

Самуил Давыдыч Бржоцский сидел с семьей и помогал сыну разбираться в сложных и простых процентах. Получив письмо, Самуил Давыдыч метался как в лихорадке. Совесть подвергала его мукам, но он не сдавался и велел жене не давать ему шкатулку. Он готов был лучше умереть, чем отдать свои деньги. Однако он придумал средство избавления. Давно он обещал пожертвовать деньги в благотворительный фонд, но все оттягивал этот момент. Тут он решил запечатать совесть вместе со сторублёвой бумажкой и отнести к генералу. После этого Самуил придумал очень сложную банковскую операцию, и все ахнули.

Вот так передавали совесть из рук в руки, ведь никому она не была нужна. Совесть измучилась и стала жаловаться своему последнему владельцу — мещанину. Она попросила, чтобы он растворил ее в сердце маленького ребенка, он-то ее не выкинет. Так и сделал мещанин. Теперь растет совесть в маленьком человеке, и скоро станет она большой и сильной. Будет она распоряжаться всем сама, и тогда «исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия».

На сайте Литерагуру представлен рассказ Ивана Тургенева «Воробей» в кратком изложении, а также отзыв по нему для читательского дневника.

Краткое изложение

Центральный персонаж в рассказе – умный и добродушный охотник, именно он является повествователем событий, происходивших в произведении.

Как-то раз рассказчик возвращался домой с охоты. Он двигался по садовой аллее. Его собака по кличке Трезор бежала впереди. Неожиданно она замерла, как вкопанная, и приникла к земле. Затем пес стал тихо красться к какой-то еще невидимой добыче.

Вглядевшись, охотник заметил на тропе крохотного воробышка. Видимо, желторотый птенчик вывалился из гнезда. Беззащитный воробей сидел на дорожке, беспомощно расправив крылья. Он не знал, как себя вести и что нужно делать.

Собака незаметно приближалась к воробышку.  И в это мгновение она увидела, что вниз, наземь, слетает второй воробей с черной грудкой. Это была старая птица. Оказавшись на земле, храбрый воробей всеми способами старался отвлечь пса от своего птенца.

Было видно, что взрослый воробей сам испытывал сильный страх, но, невзирая на то,  он отчаянно приближался к собачьей пасти. Несомненно, для маленькой птицы, пес казался великаном, но она была готова принести в жертву собственную жизнь, лишь бы спасти жизнь своему желторотому малышу.

Собака замерла, ощутив невиданную стойкость и смелость воробья. Герой-рассказчик заторопился отозвать смущенного Трезора, так как не хотел, чтобы пес навредил самоотверженной птице.  На самого охотника увиденное произвело сильное впечатление, и он еще долго вспоминал об этом.

Продолжая свой путь, главный герой теперь думал о величайшем чувстве, которое может одержать победу над страхом и смертью. Это светлое и сильное чувство называют любовью, и именно, благодаря ему, происходит развитие жизни.

Отзыв

Рассказ Ивана Тургенева «Воробей» создан в 1878 г. и вошел в его известный цикл прозаических стихов. Опубликовал произведение впервые в 1882 году журнал «Русский вестник». Мне оно понравилось, потому что имеет большой поучительный смысл, и в нем благополучный конец. Центральная тема рассматриваемого рассказа – любовь родителя к собственному ребенку. А основная мысль его состоит в том, что любовь является главной движущей силой существования и развития нашего мира. Все живые организмы находят в ней мудрость, для воспроизведения себе подобных, продления и сохранения рода. 

Рассказ «Воробей» предлагает поразмышлять о многом. Ведь в основе всего живого лежит любовь, без нее жить невозможно, и это чувство должно быть большим, сильным и искренним. Людям нужно стремиться любить самоотверженно и смело, так, как это делает старый воробей в произведении Тургенева. Я с волнением и с восторгом читала и перечитывала этот рассказ, каждый раз поражаясь воробьиной любви и его готовности любой ценой, даже ценой собственной гибели сохранить жизнь своему ребенку.

Также этот рассказ напомнил мне о своем участии в спасении птиц и животных.  Я не раз наблюдала аналогичные случаи в природе и помогала избежать гибели раненому скворцу, выпавшим птенцам ласточки, ежонку. Также мне вспомнился удивительный случай, как однажды ласточки подняли меня на рассвете истошным щебетаньем, прося о помощи, подлетев к открытой форточке, когда к их гнезду попытался подобраться кот. Тогда я заторопилась прогнать обидчика, и ласточки всей стаей, опережая меня, бросались на него, норовя клюнуть. А кот, прижав уши и сузив глаза, решительно приближался к гнезду. Мой громкий крик и вид хворостины напугал его, и он, сорвавшись на пол террасы, торопливо скрылся в садовых кустах. А ласточки словно благодарили меня – они принялись весело порхать и щебетать надо мной. Я очень обрадовалась, что помогла птицам. Я тоже люблю природу, всегда стараюсь защитить животным, часто наблюдаю за поведением птиц и других живых существ, и мое мнение совпадает с мнением писателя, что любовь нужно ценить и беречь во всяком ее проявлении.

Тургенев, сочиняя рассказ «Воробей», затронул весьма серьезные моральные проблемы и вопросы, такие как, сложный нравственный выбор, признание любви, жертвенность любви родителей, благополучие детей, взаимоотношения в природе.

Пес Трезор, столкнувшись с проявлением жертвенной родительской любви старого воробья, отказался от коварного намерения поймать птенца. Он был поражен воробьиной смелостью. Мое впечатление о рассказе «Воробей» положительное. Я рада, что рассказ имеет благополучное завершение:  и охотник, и собака не причинили воробьям вреда, оставили их в естественной среде обитания.

Подводя итог, хочется отметить, что рассказ И.С. Тургенева «Воробей» имеет очень глубокий поучительный смысл. Писатель показал, какой огромной и жертвенной может быть любовь родителя по отношению к своим детям. Содержание этого произведения помогает читателям увидеть, что материнским инстинктом владеют не только люди, но и другие живые существа. Только наличие этого чувства движет поведением родителей, заставляя их совершать высокие, самоотверженные поступки, до последнего защищать жизнь и благополучие каждого своего ребенка.

Смысл сказки Черная курица или подземные жители

Сказка «Черная курица или подземные жители» является довольно нетипичной для русского фольклора того времени. Она была написана Антонием Погорельским в 1829 году и посвящалась его племяннику Алеше Толстому.

Сюжет сказки разворачивается вокруг мальчика Алеши, который живет и учится в пансионе в Петербурге, очень далеко от дома. Он прилежный ученик, тихий и скромный мальчик. Родители к нему не могут приехать даже в каникулы, поэтому единственным развлечением мальчика в дни, когда пансионат пустеет, становятся книги из личной библиотеки учителя, а единственными друзьями – курочки.

Свою самую любимую курочку Алеша называет Чернушкой и спасает от кухарки в обмен на монетку, единственное его сокровище. После чудесного спасения Чернушка приходит к Алеше и провожает его в подземное царство, превращаясь там в маленького человечка, премьер-министра. Король царства награждает Алешу волшебным зернышком, с помощью которого мальчик сможет знать все уроки, даже не учив их. Чернушка прощается с другом и предупреждает, что все, что мальчик здесь увидел – тайна.

После этого Алеша меняется. Он становится гордым, заносчивым, ставит себя выше других, ссориться с друзьями; и лишь внезапная потеря зернышка, забравшая у мальчика дар, возвращает его с небес на землю. Чернушка отдает зернышко обратно другу, но под давлением учеников и взрослых тот рассказывает о подземном царстве, из-за чего всем его жителям, в том числе и Чернушке, приходится бежать. Вскоре после этого все встает на круги своя.

Любое произведение, в особенности, детская литература, учит чему-либо читателя, преподносит какую-либо мораль. Попробуем разобраться, в чем смысл сказки «Черная курица или подземные жители».

Прежде всего стоит отметить, что Алешу любили учителя и дети за его доброту и скромность. Он хорошо учился, но не стремился показать более слабым ученикам свое умственное превосходство. Именно за доброту и благородство поступков король подземного царства и награждает мальчика.

Любое добро будет вознаграждено, однако им нужно уметь распоряжаться. В любом деле важна мера, а Алеша этой меры в силу возраста еще не знал. Именно поэтому мальчик не сумел остановить свою гордыню. Читателю наглядно показывают, как может измениться человек, злоупотребляющий властью или силой. Характер мальчика меняется на глазах в худшую сторону: из милого мальчика в высокомерного заносчивого ребенка, общение с которым неприятно ни ученикам, ни учителям. Алеша становится чуть ли ни гением, однако теряет своих товарищей и остается совсем один.

Сказка учит читателей, что очень важно то, как вы обращаетесь с окружающими. Без уважения к другим нельзя ожидать уважения к себе. Также в произведении показано, что всякие поступки несут за собой определенные последствия. Так, уповая на силу волшебного зернышка, Алешка забывает о своем собственном развитии, а, потеряв зернышко, остается ни с чем. Однако Чернушка дает мальчику второй шанс – шанс на исправление. Необходимо бороться со своими дурными сторонами, хоть иногда это и безумно трудно. Алеша же не смог исправиться, пока не понес более серьезное наказание.

Под давлением товарищей и учителя он рассказывает о подземном царстве, нарушает собственное обещание, данное им дорогому другу. Чем же оканчивается сказка? Какие последствия у Алешиных проступков?

Своим малодушием мальчик обрек все подземное царство, жившее в подполах пансиона не одно поколение, бежать далеко за его пределы. Также Алеша подвел друга, ведь именно Чернушка привел его в подземное царство и после поплатился за это золотыми кандалами на своих маленьких ручках.

Смысл сказки многозначен. Она учит доброте и уважению к другим, правдивости, верности и человечности. Произведение показывает, что человек должен добиваться успехов своим трудом, но, достигнув их, не зазнаваться. Как говорит русская поговорка, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Как создавалась книга

Многим школьникам пришлась по душе сказка «Черная курица, или Подземные жители». Отзывы об этой книге у читателей самые положительные. Однако не всем известно, с какой целью создавалась сказка изначально. Это произведение было подарком А. Толстому, которому Погорельский заменил отца. Алексей Толстой был родственником по отцовской линии великого русского писателя Льва Толстого . Известно, что со временем Алексей Николаевич также стал популярным сочинителем и даже поспособствовал созданию известного образа Козьмы Пруткова.

Однако это ожидало его лишь в будущем, а пока что отрок доставлял немало трудностей Погорельскому из-за того, что не хотел учиться. Именно поэтому Погорельский решил сочинить сказку, которая подвигла бы его воспитанника на труд в учебе . Со временем книга обретала все большую популярность, и уже каждый школьник мог составить о ней свой отзыв. «Черная курица, или Подземные жители» стала классикой для каждого учащегося. Возможно, поклонникам сказки будет интересно узнать о том, что фамилия Погорельский в действительности является псевдонимом. На самом деле писателя звали Алексей Алексеевич Перовский .

Авторский замысел

Позиция автора чётко выражена. Мальчик — обычный человек, в нём борются противоречивые чувства. Он понимает, что не заслужил похвалы, нужно браться за учёбу. Но самолюбие не даёт этого сделать, наоборот, приводит к эгоистичности героя.

В сочинении о «Чёрной курице» в 5 классе можно поднять нравственную тему и обсудить поступки Алёши. Нравственные уроки Погорельского выражаются в таких тезисах:

Если всего этого не происходит, человек становится эгоистом, теряет добрые качества характера. Как раз в кульминации рассказа автор показывает момент предательства — Алёша рассказывает о подземном царстве. Он не должен был этого делать, ведь тогда Чернушка с жителями вынуждена была переселиться в другое место.

Так автор противопоставляет великодушной курице трусливого Алёшу. Подземный король перед уходом простил мальчика. Он попросил его снова стать добрым. Герой, чувствуя вину, старается исправиться.

Автор показывает, что хорошие качества нужно воспитывать в себе самостоятельно: доброту, честность, любознательность. Только добрые поступки помогут найти настоящих друзей, заслужить любовь и уважение. Истинное чудо возможно, но только один раз в жизни. И нужно быть не только готовым, но и достойным его.

Источник

Презентация к уроку

Методы и приёмы: словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

Основная часть.

1. Постановка целей и задач перед учащимися.

2. За правильные ответы на уроке и дополнения учащиеся будут получать жетоны, по количеству которых получат оценки в конце урока. Оценка “5” ставится за набранные 6 и более жетонов, оценка “4” за набранные 5 жетонов.

По холодным улицам зимнего Петербурга едет карета. Ее пассажир – седой человек с удивительно добрыми и какими-то детскими глазами – глубоко задумался. Он думает о мальчике, которого собирается навестить. Это его племянник, Алеша-маленький.

Экипаж останавливается, и пассажир с чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом задумывается о том, как одинок его маленький друг, которого родители отправили в закрытый пансион и даже навещают редко. К Алеше часто ездит только его дядюшка, потому что очень привязан к мальчику и потому что он хорошо помнит свое одиночество в таком же пансионе много лет назад.

Кто же такой этот человек?

Это Алексей Алексеевич Перовский. Сын вельможи, богатого и могущественного графа Алексея Кирилловича Разумовского, которому принадлежали подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии, 53 тысячи крепостных крестьян. Сам граф был внуком регистрового казака Григория Розума, сыном последнего украинского гетмана, влиятельным екатерининским вельможей и виднейшим российским масоном.

Сын такого человека мог бы быть принцем, но Алексей был незаконнорожденным. Хотя, находясь в доме своего отца на положении воспитанников, Перовские получили блестящее образование. Есть свидетельства, что к старшему — Алексею — граф Алексей Кириллович особенно благоволил. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких злых минут он и сослал сына в закрытый пансион.

Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень тосковал и вот однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал с забора и повредил ногу.

Потом Алеша вырос. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.

В том же 1807 году состоялся его литературный дебют: он перевел на немецкий язык повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и опубликовал свой перевод с посвящением отцу.

В продолжение двух лет он вел жизнь прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с ревизиями по российским губерниям, — а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину, И.А. Крылову и прочим литераторам «дружеской артели» и одним из учредителей «Общества любителей российской словесности». Был дружен с Александром Сергеевичем Пушкиным, который очень ценил его добрую душу.

Наступил 1812 год, и Антоний Погорельский воевал против Наполеона штаб-ротмистром Третьего Украинского полка, быть храбрым боевым офицером ему не помешала даже его хромота.

Он вернулся в Петербург в 1816 году и сменил военный мундир на чиновничий — надворного советника. Однако вскоре обстоятельства сложились так, что на его попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.

Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и — всего более — воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.

Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале «Новости литературы» он опубликовал — под псевдонимом «Антоний Погорельский» — «Лафертовскую маковницу”. Тремя годами позднее выйдет книга «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, а потом к творческому багажу добавится и роман “Монастырка”.

Отзывы о книге

Книга интересная, поучительная. Мне понравилась история о том, что добрый человек может измениться в худшую сторону, но никогда не поздно вернуть все обратно. Каждый должен понимать, что необходимо менять себя осознанно, ценить друзей, быть верным своему слову. Автор на примере героя дал описание многим проблемам человека, актуальным до сих пор. Рекомендую.

Алиса

Перед прочтением я ознакомился с аннотацией. Меня заинтересовал сюжет книги и я ее прочитал. Рекомендую прочитать всем без исключения. Если кратко, то можно понять самую важную мысль — не жди ни от кого волшебства, сам трудись и получишь то, что хочешь. Только своим трудом можно достичь цели. Книга актуальная и в наши дни. Сделал много выводов.

Анатолий

Сказка мне понравилась. Многие люди не замечают, как меняются, становятся злее и грубее, если чувствуют свое превосходство над кем-то. Очень полезно будет прочитать и детям, и взрослым. Читать произведение легко и интересно. Идея необычная, можно много нового почерпнуть. Советую.
Екатерина

Сюжет

Алёша уже два года жил в мужском пансионе в Петербурге вдали от родителей. Он был милым и послушным мальчиком, но только очень скучал по семье. По выходным, когда его товарищей забирали по домам родители, Алёша любил ухаживать за курочками, среди которых он особенно выделял Чернушку. Однажды он увидел, как кухарка хотела зарубить её, и заступился за свою любимицу.

Ночью к Алеше пришла Чернушка и позвала его за собой. Она привела мальчика в удивительный город, который располагался под землей. Там Алёша увидел немало чудес, а Чернушка превратилась в министра. Король подземного государства подарил гостю волшебное зёрнышко. Его обладатель мог не тратить время на домашние задания и уроки и при этом знать материал на «отлично». Однако Алёшу предупредили, что всё, что он здесь узнал и увидел, он должен держать в строжайшей тайне.

После этой истории Алёша очень изменился: он стал избалованным, заносчивым и вскоре растерял всех своих друзей. Однажды учитель наказал его по всей строгости и мальчик, не выдержав, рассказал ему о подземном городе и волшебном зёрнышке.

Ночью Алёша увидел Чернушку в последний раз. Подземные жители должны были навсегда покинуть свой город, поскольку их тайна была раскрыта. Алёша вновь стал добрым, послушным мальчиком и приобрел верных друзей.

Образ главного героя произведения «Чёрная курица»

Главный герой – мальчик Алёша, который живёт и учится в пансионе в Санкт-Петербурге.

Вначале он показан любознательным и умным ребёнком, которому нравится учение, он дружит с товарищами, только грустит по выходным и праздникам, ожидая писем «от папеньки и маменьки». Ещё одно хорошее качество Алёши – его доброта. Он кормит курочек во дворе, а когда кухарка собирается зарезать его любимую Чернушку, со слезами бросается защищать курочку и отдаёт свой золотой империал, лишь бы спасти её. Рассматривая сюжет сказки, продолжим анализ «Чёрная курица» Погорельского.

За добрый поступок хохлатка решила отблагодарить своего спасителя. Она показала ему подземное царство, чтобы мальчик не так остро чувствовал своё одиночество. Его жизнь становится интересной: в волшебном царстве он видит рыцарей, беседует с королём, гуляет по необычному саду, рассматривает красивые деревья необыкновенных цветов, диких зверей на цепях. Чернушка подробно рассказывает его о подземном мире и своём народе.

В награду же за доброту Алёша получает ещё один дар – конопляное семечко, благодаря которому он может отвечать любой урок, совершенно ничего не уча. Следует отметить, что король со вздохом дарит мальчику такое семечко: он вынужден это сделать, так как обещал исполнить его желание за спасение Чернушки. Но правителю совсем не нравится, что Алёша будет лениться и получать похвалы, не прикладывая усилий.

Знакомство с подземным миром

Ночью Чернушка приходит к мальчику и начинает разговаривать с ним человеческим голосом. Алеша очень удивился, однако решил отправиться вслед за Чернушкой в волшебный подземный мир, в котором живут маленькие люди. Король этого необычного народа предлагает Алеше любую награду за то, что тот сумел спасти от смерти их министра — Чернушку. Но Алеша ничего не смог выдумать лучше, чем попросить у короля волшебную способность — уметь правильно отвечать на любом уроке даже без подготовки. Королю подземных жителей не пришлась по душе такая идея, ведь она говорила о лености и нерадивости Алеши.

Главный герой сказки, место действия

Главный герой «Черной курицы, или Подземных жителей» — мальчик Алеша. Сказка начинается с повествования о главном герое. Мальчик учится в частном пансионе и нередко страдает от своего одиночества. Он мучим тоской по родителям, которые, заплатив деньги за обучение, живут своими заботами вдалеке от Петербурга. Пустоту в душе и общение с близкими людьми Алеше заменяют книги. Фантазия ребенка переносит его в дальние страны, где он воображает себя доблестным рыцарем. Других детей родители забирают на выходные и праздники. Но для Алеши единственной отрадой остаются книги. Место действия сказки, как было указано, — небольшой частный пансионат в Санкт-Петербурге, куда родители отправляют учиться детей. Заплатив деньги за обучение своего чада на несколько лет вперед , они, по сути, исчезают из его жизни полностью.

Сказка «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина , как и другие его сатирические произведения, предназначена для взрослой аудитории. Впервые была опубликована в прогрессивном литературном журнале «Отечественные записки» в 1869 году, когда его возглавлял редактор-издатель Николай Некрасов – друг и единомышленник писателя.

Сказочный сюжет

Небольшое произведение занимало несколько страниц журнала. Сказка повествует о глупом помещике, который донимал проживающих на его земле крестьян из-за их «холопьего запаха»
. Крестьяне исчезают, и он остается единственным жильцом в своем поместье. Неумение ухаживать за собой, вести хозяйство приводят сначала к обнищанию, позже – к одичанию и полной потере рассудка.

Сумасшедший охотится на зайцев, которых ест живьем, и разговаривает с медведем. Ситуация доходит до губернского начальства, которое приказывает крестьян вернуть, одичалого изловить и оставить под надзором дворового.

Литературные приемы и использованные образы

Произведение было типичным для автора, который использовал сатиру и метафорические приемы для того, чтобы передать свои мысли широкой публике. Веселый стиль, живые диалоги, написанные бытовым разговорным языком, циничный юмор – привлекали читателей легкостью изложения. Аллегорические образы заставляли задуматься, были предельно понятны как для серьезных подписчиков журнала, так для юных курсантов и барышень.

Несмотря на сказочное повествование Салтыков-Щедрин прямо упоминает несколько раз реальную газету «Весть», с редакционной политикой которой он был не согласен. Автор делает ее основной причиной помешательства главного героя. Использование сатирического приема помогает высмеять конкурента и параллельно донести до читателя несостоятельность идей, которые могут привести к абсурду.

Упоминание московского театрального актера Михаила Садовского, который был в то время на пике популярности, рассчитано на привлечение внимания праздной аудитории. Реплики Садовского в вопросительной форме обозначают абсурдность действий помешанного, задают читательским суждениям направление, задуманное автором.

Салтыков-Щедрин использует писательский талант, чтобы изложить в доступной форме свою политическую позицию и личное отношение к происходящему. Аллегории и метафоры, использованные в тексте, были прекрасно понятны его современникам. Читателю из нашего времени нужны пояснения.

Аллегории и политическая подоплека

Отмена крепостничества в 1861 году вызвала бурные катаклизмы в экономическом состоянии России. Реформа была своевременна, но имела массу спорных для всех сословий моментов. Крестьянские восстания стали причиной гражданского и политического обострения.

Дикий помещик, которого и автор, и персонажи постоянно называют глупым, – собирательный образ радикально настроенного дворянина. Ментальная ломка многовековых традиций давалась землевладельцам с трудом. Признание «мужика» как свободного человека, с которым нужно выстраивать новые хозяйственные отношения, происходило со скрипом.

По сюжету временнообязанные, как стали называть крепостных после реформирования, были унесены богом в неизвестном направлении. Это прямой намек на реализацию прав, которыми их наделила реформа. Дворянин-ретроград радуется отсутствию «мужицкого запаха»
, но демонстрирует полное непонимание последствий. Ему трудно смирится с потерей бесплатной рабочей силы, но он готов голодать, лишь бы не иметь отношений с бывшими крепостными.

Помещик постоянно подкрепляет свои бредовые идеи чтением газеты «Весть». Издание существовало и распространялось за счет средств части дворянства, недовольной происходящей реформой. Публикуемые в ней материалы поддерживали уничтожение системы крепостничества, но не признавали способность крестьян к административной организации и самоуправлению.

Пропаганда обвиняла крестьянское сословие в разорении землевладельцев и экономическом упадке. В финале, когда сумасшедшего насильно приводят в человеческий вид, исправник отбирает у него газету. Пророчество автора сбылось, через год после опубликования «Дикого помещика» владелец «Вести» обанкротился, тираж прекратился.

Салтыков описывает экономические последствия, которые могут наступить без труда временнообязанных, без иносказаний: «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба»
, «распространились в уезде грабежи, разбой и убийства»
. Сам дворянин утратил «свое тело рыхлое, белое, рассыпчатое»
, обнищал, одичал и окончательно утратил рассудок.

Выравнивание ситуации берет на себя капитан-исправник. Представитель государственной службы озвучивает основную авторскую мысль о том, что «казначейство без податей и повинностей, а тем паче без винной и соляной регалий, существовать не может»
. Обвинение в нарушении порядка и разорении он перекладывает с крестьян на «глупого помещика, который всей смуте зачинщик»
.

Сказка о «Диком помещике» — типичный образец политического фельетона, своевременно и ярко отразивший происходящее в 60-х годах XIX века.

Сочинение

Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе шестидесятых-восьми-десятых годов девятнадцатого века больше, чем историки тех лет. Чернышевский утверждал: «Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто не карал наших собственных язв с большей беспощадностью».

Салтыков-Щедрин пишет «сказки» «для детей изрядного возраста», то есть для взрослого читателя, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для «верхов». Недаром цензор Лебедев доносил: «Намерение г. С. издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами более чем странно. То, что г. С. называет сказками, вовсе не соответствует своему названию; его сказки — это та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства».

Основная проблема сказок — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. В сказках дана сатира на царскую Россию: на чиновничество, на бюрократов, на помещиков. Перед читателем проходят образы правителей России («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), эксплуататоров и эксплуатируемых («Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил»), обывателей («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла» и другие).

Сказка «Дикий помещик» направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, и антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Хотя действие происходит в «некотором царстве, некотором государстве», на страницах сказки изображен вполне конкретный образ русского помещика. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы «понежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое». Он живет за счет

своих мужиков, но ненавидит их, боится, не выносит их «холопьего духу». Себя он считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Он радуется, когда каким-то вихрем мякинным унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что в городе «…на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя». А сам помещик совсем одичал: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами… а ноги у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки…». Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца — «словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест».

Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи «мужика» ему не прожить. Ведь недаром, как только «рой мужиков» отловили и водворили на место, «запахло в том уезде мякиной и овчиной; на базаре появились мука и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидев такую груду денег, только всплеснул руками от удивления…»

Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с «Диким помещиком», то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к народным сказкам. Но щедринские мужики отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в «Диком помещике» возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время мучеников-страдальцев, звучит их «слезная молитва сиротская»: «Господи, легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает долготерпение народное, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.

Многие сказки Салтыкова-Щедрина посвящены разоблачению обывательщины. Одна из наиболее острых — «Премудрый пескарь». Пескарь был «умеренным и либеральным». Папенька научил его «мудрости жизни»: ни во что не вмешиваться, беречь себя. Теперь сидит всю жизнь в своей норе и дрожит, как бы не угодить в уху или не оказаться в пасти щуки. Прожил он так более ста лет и все дрожал, а когда пришло время умирать, то и умирая — дрожал. И оказалось, что ничего хорошего он в жизни не сделал, и никто не помнит его и не знает.

Политическая направленность сатиры Салтыкова-Щедрина потребовала новых художественных форм. Чтобы обойти цензурные препятствия, сатирик должен был обратиться к иносказаниям, намекам, к «эзопову языку». Так, в сказке «Дикий помещик», повествуя о событиях «в некотором царстве, в некотором государстве», автор называет газету «Весть», упоминает актера Садовского, и читатель сразу узнает Россию середины XIX века. А в «Премудром пескаре» выведен образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой. Она как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что и человеку могут быть присущи «рыбьи» черты. Смысл этой аллегории раскрывается в словах автора: «Неправильно полагают те, кто думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норе и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари».

Салтыков-Щедрин до конца своей жизни остался верен идеям своих друзей по духу: Чернышевского, Добролюбова, Некрасова. Значение творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина тем более велико, что в годы тяжелейшей реакции он почти в одиночестве продолжал прогрессивные идейные традиции шестидесятых годов.

Производя анализ сказки «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина, которую автор написал в далеком 1869 году, стоит обратить внимание на стиль изложения произведения.

Сказка представляет собой ряд фантасмагорических образов, объединяющих в себе характерные для России черты представителей правящего класса и народа.

Рассказ автора прост для восприятия, но таит в себе множество скрытых аллегорий, не потерявших, к сожалению, актуальность и в наше время. Цель данного анализа — попытка по-новому взглянуть на известное произведение.

История создания произведения «Дикий помещик»

Сохраняя форму народной сказки, вплетая в сюжет фантастические элементы, писатель находит возможность просто говорить о сложных проблемах. Даже «крепкая» цензура Царской России не находит повода запретить печатать сказку.

ph 5 2

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин, 1826 — 1889) — русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.

Впрочем, в литературном журнале «Отечественные записки» (в котором впервые публикуют рассказ) функцию главного редактора в то время выполнял хороший приятель Михаил Евграфовича — Николай Некрасов.

Год написания сказки – 1869
, произведение выходит в свет уже после отмены крепостного права. Но жизнь простого крестьянина (как и прежде зависящего от помещика), опутанного налогами и податями, стала не намного легче.

Главные герои и их характеристика

ph 5 2Урус Кучум Кильдибаев — главный персонаж
произведения. Типичный представитель правящей элиты России.

Он по-своему деятелен и полон планов на будущее, да вот незадача — без мужика он не привык обходиться, но в то же время русский мужик ему противен.

Ему неприятен его вид и запах. Помещик приходит к парадоксальному выводу — простой, «неумытый народ» ему ни к чему.

Примечательно, что он обращается к Богу с просьбой избавить его от мужика деревенского, но его прошение не было услышано, что подтверждается цитатой: «но Бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял». Тогда помещик решает выжить холопов, притесняя и всячески осложняя им трудовую жизнь.

Мужик – собирательный образ русского народа.
Во времена написания сказки православие в России имело ранг государственной идеологии. Неудивительно, что народ также обращается с прошением о помощи к Богу.

Измученные притеснениями жестокого помещика, люди просят избавить их от мук. Крестьяне исчезают.

Капитан-исправник
– представитель контролирующего органа власти. Несмотря на симпатии к помещику, ставит во главу угла государственные интересы. Мужика – нет, податей нет, да и вообще непорядок. Резолюция – мужика вернуть!

Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» — краткое содержание

dikij pomeshchik 2В один из дней почувствовал помещик, что мужик исчез из его владений, и обрадовался.

Однако вскоре выяснилось, что вместе с крестьянством пропали и продукты, и всякая возможность наладить быт.

Интересно, что для укрепления стойкости незадачливый «руководитель села» обращается к государственному печатному органу – газете, в чтении которой находит утешение и поддержку своей фанатической глупости.

Вскоре от него отворачиваются его друзья и приятели – актеры да генералы. Суть их претензий проста – сокращение доходов принимающей стороны. Столов не накрывают, да не развлекают. Некому и нечем.

Помещик начинает медленно, но верно дичать. В итоге бедняга находит себе товарища в лице лесного медведя. Однако затеи своей не бросает даже после посещения его капитаном-исправником.

Власть начинает беспокоиться, мужик чудесным образом возвращается. Одичавший помещик, потерявший человеческий облик, к нормальной жизни вернуться уже не может. Здесь раскрывается смысл названия произведения – «Дикий помещик».

Анализ произведения

Проанализируем сатирическую сказку Михаила Салтыкова-Щедрина.

Основная мысль

19610967Заключается в нехотении правящей элиты учитывать интересы простых людей, что может привести к гибели как самой элиты, так и государственности в целом.

В народе говорят проще – «нельзя пилить сук, на котором сидишь».

Композиция сочинения состоит из трех частей и представляет собой стандартный план художественного произведения:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Объем произведения небольшой. Сказка занимает всего три страницы текста.

Жанр и направление

Рассказ искусственно стилизован под произведение устного народного творчества. Жанр — сатирическая сказка, направление — эпос.

«Дикий помещик» является примером острой социальной сатиры. Это оригинальный эпос, который не теряет своей актуальности и в наши дни.

Особенности сюжета

illjustracija dikij pomeshhik saltykov shhedrin hudozhnik n v kuzmin 2Используя яркие сатирические приемы, автор обличает пороки нашего общества и ставит перед читателем ряд важных вопросов, ответы на которые ему придется искать самому.

В отличие от народных сказок, в повествовании видна работа писателя с текстом.

Образы и характеры персонажей прописаны емко и красочно. В произведении легко найти примеры иронии не только в адрес помещика, но и социального устройства царской России.

В произведении в полной мере использованы такие выразительные средства как:

  • ирония;
  • гротеск;
  • аллегория;
  • сравнение;
  • алогизм;
  • гипербола.

Проблематика

Несмотря на кажущую простоту, сказка имеет много скрытых смыслов и скорее ставит вопросы, чем дает ответы на них. Вдумчивое чтение текста приводит к размышлению о сложных философских категориях. Что есть глупость, человеческая мораль, справедливость и Бог, государство и народ? Чему учит сказка?

Как говорили древние пророки – «человек может отвернуться от общества, но если общество отвернется от человека, наступит его полная деградация».

Основная тема и идея произведения – отношение власти к простым людям
, которые являются фундаментом любого государства.

Заключение

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – прекрасный образец настоящего русского писателя, в котором талант и писательский дар развит также хорошо, как и чувство гражданина своей страны.

Известный всем писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был поистине великим творцом. Являясь чиновником, он мастерски обличал невежественных дворян и восхвалял простой русский народ. Сказки Салтыкова-Щедрина, список которых насчитывает не один десяток, являются достоянием нашей классической литературы.

«Дикий помещик»

Все сказки Михаила Евграфовича написаны с использованием острого сарказма. С помощью героев (животных или людей) он высмеивает не столько людские пороки, сколько скудоумие высших чинов. Сказки Салтыкова-Щедрина, список которых был бы неполным без истории про дикого помещика, помогают нам увидеть отношение дворян 19 века к своим крепостным. История небольшая, но заставляет задуматься о многих серьезных вещах.

Помещик со странным именем Урус Кучум Кильдибаев живет в свое удовольствие: собирает богатый урожай, имеет шикарное жилье и много земель. Но однажды он устал от обилия крестьян в своем доме и решил от них избавиться. Взмолился помещик к Богу, но тот не внял его просьбам. Он всячески начал издеваться над мужиками, стал давить их налогами. И тогда Господь сжалился над ними, и они исчезли.

Поначалу глупый помещик был счастлив: теперь ему никто не мешал. Но позднее он стал ощущать их отсутствие: никто не готовил ему пищу, не убирал в доме. Приезжие генералы и исправник называли его дураком. Но тот не понимал, почему к нему так относятся. В итоге он настолько одичал, что даже стал похож на животное: оброс волосами, лазил по деревьям, а добычу разрывал руками и ел.

1116642

Сатирическое обличие пороков дворянина мастерски изобразил Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик» показывает, насколько глупым может быть человек, не понимающий, что жил хорошо только благодаря своим мужикам.

В финале все крепостные возвращаются к помещику, и жизнь снова расцветает: на рынке продают мясо, в доме чистота и порядок. Да вот только Урус Кучум так и не вернулся к прежнему облику. Он по-прежнему мычит, скучая по прежней своей дикой жизни.

«Премудрый пескарь»

Многие с детства помнят сказки Салтыкова-Щедрина, список которых не мал: «Как мужик двух генералов прокормил», «Медведь на воеводстве», «Кисель», «Коняга». Правда, понимать настоящий смысл этих историй мы начинаем, когда становимся взрослыми.

Такова и сказка «Премудрый пескарь». Жил он всю жизнь и всего боялся: рака, водную блоху, человека и даже собственного брата. Родители завещали ему: «Гляди в оба!» И решил пискарь всю жизнь прятаться и никому на глаза не попадаться. И прожил он так больше ста лет. Ничего за всю жизнь не видел и не слышал.

1117363

Сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» высмеивает глупых людей, готовых прожить всю жизнь в страхе перед любой опасностью. Задумался теперь старик-рыба, для чего же он жил. И стало ему так грустно оттого, что не видел белого света. Решился вынырнуть из-за своей коряги. А после его никто не видел.

Писатель смеется, что даже щука такую старую рыбу есть не станет. Пескарь в произведении назван премудрым, но это, несомненно, потому как умным его назвать крайне сложно.

Заключение

Сказки Салтыкова-Щедрина (список их перечислен выше) стали настоящим кладезем русской литературы. Как четко и мудро описывает автор людские недостатки! Эти истории не потеряли актуальности и в наше время. В этом они имеют сходство с баснями.

В творчестве Салтыкова-Щедрина всегда большую роль играла тема крепостничества, угнетение крестьянства. Поскольку открыто высказывать свой протест существующему строю писатель не мог, почти все его произведения наполнены сказочными мотивами и аллегориями. Не стала исключением и сатирическая сказка «Дикий помещик», анализ которой поможет лучше подготовиться к уроку литературы ученикам 9 класса. Детальный анализ сказки поможет выделить основную мысль произведения, особенности композиции, а также позволит лучше понять, чему учит автор в своем произведении.

Краткий анализ

Год написания
– 1869 г.

История создания
– Не имея возможности открыто высмеивать пороки самодержавия, Салтыков-Щедрин прибегнул к иносказательной литературной форме — сказке.

Тема
– В произведении Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» наиболее полно раскрыта тема положения крепостных крестьян в условиях царской России, абсурдность существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.

Композиция
– В основе сюжета сказки — гротескная ситуация, за которой скрыты реальные отношения между классами помещиков и крепостных. Несмотря на небольшой размер произведения, композиция создана по стандартному плану: завязка, кульминация и развязка.

Жанр
– Сатирическая сказка.

Направление
– Эпос.

История создания

Михаил Евграфович всегда крайне болезненно относился к тяжелому положению крестьян, вынужденных находиться в пожизненной кабале у помещиков. Многие произведения писателя, в которых открыто затрагивалась эта тема, подвергались критике и не допускались цензурой к печати.

Однако Салтыков-Щедрин все же нашел выход из этого положения, обратив свой взор на внешне вполне безобидный жанр сказок. Благодаря умелому сочетанию фантастики и реальности, использованию традиционных фольклорных элементов, метафор, яркого афористичного языка писателю удалось замаскировать злое и острое высмеивание помещичьих пороков под прикрытием обычной сказки.

В обстановке правительственной реакции только благодаря сказочной фантастике можно было высказать свои взгляды на существовавший государственный строй. Использование сатирических приемов в народной сказке позволило писателю существенно расширить круг своих читателей, достучаться до народных масс.

В тот период возглавлял журнал близкий друг и единомышленник писателя — Николай Некрасов, и с публикацией произведения у Салтыкова-Щедрина не возникло никаких проблем.

Тема

Основная тема
сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми — главная проблематика
данного произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею
— именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.

В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.

Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.

Композиция

Сказка «Дикий помещик» – небольшое произведение, которое в «Отечественных записках» заняло лишь несколько страниц. В ней идет речь о глупом барине, который бесконечно донимал работающих на него крестьян из-за «холопьего запаха».

В завязке
произведения главный герой обращался к Богу с просьбой навсегда избавиться от этого темного и ненавистного ему окружения. Когда же молитвы помещика об избавлении его от крестьян были услышаны, он остался в полном одиночестве в своем большом поместье.

Кульминация
сказки в полной мере раскрывает беспомощность барина без крестьян, которые выступали в его жизни источником всех благ. Когда же они исчезли, некогда лощеный барин быстро превратился в дикое животное: перестал мыться, следить за собой, есть нормальную человеческую пищу. Жизнь помещика превратилась в скучное, ничем не примечательное существование, в котором не было места радости и удовольствиям. В этом и заключался смысл названия сказки — нежелание поступиться собственными принципами неизбежно приводит к «дикости» – гражданской, интеллектуальной, политической.

В развязке
произведения помещик, окончательно обнищавший и одичавший, полностью утрачивает рассудок.

Главные герои

Жанр

С первых строк «Дикого помещика» становится понятно, что это жанр сказки
. Но не добродушно-наставительной, а едко-сатирической, в которой автор жестко высмеял основные пороки социального строя в царской России.

В своем произведении Салтыкову-Щедрину удалось сохранить дух и общий стиль народности. Он мастерски использовал такие популярные фольклорные элементы как сказочный зачин, фантастичность, гиперболу. Однако при этом ему удалось поведать о современных проблемах в обществе, описать события в России.

Благодаря фантастическим, сказочным приемам, писатель смог вскрыть все пороки общества. Произведение по своему направлению является эпосом, в котором гротескно показаны реально существовавшие отношения в обществе.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1
. Всего получено оценок: 520.

  • Отзыв к сказке свинопас андерсена
  • Отзыв к сказке майская ночь или утопленница
  • Отзыв к сказке летучий корабль 3 класс для читательского дневника
  • Отзыв к сказке кощей бессмертный
  • Отзыв к сказке мальчик у христа на елке