Отзыв к сказке майская ночь или утопленница

Быль, рассказанная дьячком ской церкви фомой григорьевичем. панич в гороховом кафтане, тоже мастер рассказывать истории, хотел обрадовать дьячка. он привез

Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви Фомой Григорьевичем. «Панич в гороховом кафтане», тоже мастер рассказывать истории, хотел обрадовать дьячка. Он привез ему книжку с напечатанной там историей Петра и Пидорки (Федоры). Дьячок объявил, что «писака» историю переврал, и рассказал ее по новой. Узнал он ее от покойного деда. Тот уверял, что это не сказка, а быль.

Больше ста лет назад на месте села Диканька был бедный хутор. Кто ютился в хате, а кто и вовсе в яме жил. Придут враги – ляхи (поляки), крымцы, литвины, а разорять нечего. Тетка деда держала шинок на Опошнянской дороге. И повадился туда «бесовский человек» Басаврюк. Откуда родом – неизвестно. Козаков поит, девушкам подарки дарит. А сам страшный: брови щетинистые, взгляд угрюмый. Взять у него подарок, все равно что с нечистой силой спутаться. Отец Афанасий из церкви святого Пантелея (Пантелеймона) всем объявил, что он враг Церкви и людей, его и на Пасху в храме никто не видал.

Жил тогда на хуторе богатый козак Корж. И была у него дочь-красавица Пидорка, ясноглазая, чернокудрая, да 6-летний сынок Ивась. А в работниках у Коржа жил Петр Безродный (сирота), молодец черноусый, статный и пригожий, только бедный. Петр и Пидорка любили друг друга. Когда отец застал их целующимися, хотел нагайкой отхлестать парубка (парня). Но за Петруся заступился Ивась. Прогнал Корж работника.

Хотел молодой козак идти воевать с турками, да вернуться с золотом, но узнал через Ивася, что Пидорке нашли жениха, ляха, «обшитого золотом». Девушка готова умереть («темная моя будет хата… из дерева, и вместо трубы крест»), лишь бы не идти за немилого.

Был вечер в канун Ивана Купала (языческий праздник в день памяти св. Иоанна Крестителя). К пьющему с горя в шинке Петру подсел Басаврюк. Он пообещал парню гору золота за одно дельце. Ударили по рукам, условились о встрече в полночь в Медвежьем овраге. Привел Басаврюк парня к трем пригоркам, велел сорвать для него волшебный цветок папоротника.

Распустился нужный цветок, схватил его Петр, хотя и мешали мохнатые руки чертей. И явилась старая ведьма, «согнутая в дугу», с крючковатым носом, выхватила цветок, пошептала. Потом Петр подбросил его, тот взлетел, а где упал – там был схоронен клад. Нечистыми руками взять его нельзя, потому Басаврюку и понадобился простой, честный парень. Рыл Петр, но сундук ему не дался. Ведьма приказала ему пролить крови невинного дитя под простыней. Сбросил парень простыню – Ивась перед ним! А вокруг манит золото. Как безумный, ножом перерезал он горло ребенку.

После этого два дня и ночи спал он дома. Очнулся – ничего не помнит. Только видит: стоят два мешка с золотом. Корж мигом назвал его зятем, сыграли веселую свадьбу. Пидорка рассказала, что Ивася украли цыгане. А Басаврюк как в воду канул. Живут первый месяц – невесел Петр. Все силится вспомнить – что было. Припомнит, как пил, как шел по лесу, дальше никак. Знахари давали советы Пидорке – ничего не помогло.

Так прошли лето, осень, зима. Наконец, «щука хвостом лед расколотила» (ледоход), а одичавшему, злому Петру нет покоя. Исплакалась Пидорка. Последнее средство – помощь колдуньи из оврага. Ввела ее Пидорка в дом. Был вечер в канун Купальской ночи. Всмотрелся Петр в старуху, узнал ее. И все вспомнил. Расхохотался, как безумец, швырнул в колдунью топор. Та исчезла, зато явился окровавленный Ивась лет семи. Вся хата вспыхнула кровавым светом. Пидорка выскочила – дверь намертво захлопнулась за ней.

Конечно, дверь высадили. Но в хате было пусто. На месте Петра – пепел и пар над ним, вместо червонцев в мешках «битые черепки». Пидорка ушла на богомолье в Киево-Печерскую лавру, украсила дорогим окладом икону Божией Матери. И стала монахиней, молчаливой, высохшей, как скелет. А Басаврюк вновь объявился, только никто с ним, «сатаной», больше не знался, а жители перебрались на место нынешнего села. И тетка бросила свой шинок у дороги, обустроила новый. Мстительный Басаврюк частенько пугал пьющих (раз даже ожил жареный баран).

А в брошенном шинке поселились черти. Но невеселое у них стало житье: никто туда не ходил и с ними не водился.

Читательский дневник по повести «Вечер накануне Ивана Купала» (из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки») Гоголя

Сюжет

Век назад в селе жил богач козак Корж с дочкой Пидоркой (Федорой), сыном шести лет Ивасем. Девушка и бедняк Петр Безродный полюбили друг друга, но отец нашел дочке богача жениха. Басаврюк, то ли человек, то ли черт, обещал парню золото. В волшебную Купальскую ночь Петр срывает для него и колдуньи цветок папоротника. Потом убивает Ивася, чтобы клад дался в руки. И теряет память. Через год Пидорка привела ту колдунью лечить мужа. Увидев ее, Петр вспомнил, что наделал. Жена убежала, а когда вернулась – нашла от мужа кучку пепла, да черепки вместо червонцев. Пидорка стала монахиней, а с Басаврюком больше никто не водился.

Отзыв

В основе истории – фольклор. Зарисовки природы всех времен года. Тема трудной жизни украинцев той эпохи, впрочем, было в ней место и личному счастью. Спесивый богач отец разлучил влюбленных – и погубил всех. Тема любви, которая дороже не только своей, но и чужой жизни. Тема сговора с нечистой силой, всегда замешанного на крови. Добытое нечестным путем богатство не приносит счастья. Тема мук совести, раскаяния. Повесть учит не падать духом, бороться с испытаниями, беречь свою совесть и руки от зла.

1. Время и место сюжета

Произведение написано Гоголем в 1829-1831 гг. Повествование ведется от имени пасечника Рудого Панька, в гостеприимной хате которого собираются односельчане. Они рассказывают интересные истории. Действие происходит на Украине, в Диканьке, в первой половине XIX века.

2. Главные герои и их характеристика

Грицько — парубок, влюбившийся на ярмарке в девушку Параску. Свадьбу с ней помогает устроить цыган, разыгравший отца Параски.
Петрусь — сирота, бедный и красивый парень, находящийся в услужении у богатого казака Коржа.
Пидорка — дочь Коржа, влюбленная в Петруся.
Басаврюк — колдун, представитель темных сил.
Панночка — молодая девушка, которая утопилась, не выдержав издевательств мачехи.
Левко — молодой парень, который помог панночке распознать ведьму-мачеху. Панночка отблагодарила Левко, устроив его женитьбу с любимой девушкой Ганной.
Дед — молодой казак, ехавший в Петербург с поручением – отвезти грамоту.
Ведьма — представительница сил тьмы, проигравшая деду в дурака.
Вакула — кузнец, покоривший нечистую силу, которую заставил служить себе. Он любит Оксану и готов ради нее дойти до самой царицы.
Оксана — красивая и своевольная девушка, влюбленная в Вакулу.
Бурульбаш — отважный казак, погибший от руки злого колдуна.
Катерина — жена Бурульбаша, отцом которой был злой колдун.
Колдун — человек, совершивший множество преступлений, разрушивший семью своей дочери.
Шпонька — молодой человек, необщительный, робкий.
Тетушка — одинокая женщина, души не чаявшая в своем племяннике.

3. Краткий пересказ повести

В сборник входит 8 повестей.

«Сорочинская ярмарка» рассказывает читателю о парубке Грицько, который сумел жениться на любимой девушке благодаря цыгану. Парубок и его помощник умело использовали легенду о красной свитке, и их план удался.

«Вечер накануне Ивана Купала» рассказывает о сложном выборе, перед которым очутился парень Петро Безродный. Он заключил договор с нечистой силой, желая получить в жены любимую девушку. Эта история заканчивается трагически.

«Майская ночь или утопленница» рассказывает о молодой панночке, которую изводила мачеха-ведьма. Она не давала покоя девушке даже после того, как панночка утопилась. Парубок Левко помог панночке отыскать мачеху и освободиться от ведьмы, за что в награду получил помощь в решении своего вопроса.

«Пропавшая грамота» — история о том, как молодой казак вез грамоту в Петербург, но документ украли. Для того, чтобы вернуть грамоту, казаку пришлось победить нечистую силу.

«Ночь перед рождеством» — прекрасная зимняя сказка. В ней кузнец Вакула привез любимой Оксане черевички, которые носит сама царица.

«Страшная месть» — трагическая история, произошедшая с казацкой семьей Буральбаш. Отец одного из членов семьи оказался злым колдуном, но в итоге он будет наказан за свои преступления.

«Иван Федорович Шпонька и его тетушка» — забавная история о робком Иване Федоровиче и его милой тетушке.

«Заколдованное место» — здесь речь идет о конкретном месте в огороде, где обитала нечистая сила. Она путала хозяина этого огорода до тех пор, пока тот не оградил это место и больше не подходил к нему.

Смотрите более подробный краткий пересказ повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя Н.В.

4. Главная мысль, чему учит произведение

Главная мысль – победа добра над злом. Произведение учит не вступать в сговор с нечистой силой, не идти у нее на поводу, а достигать цели честным путем.

5. Вывод и свое мнение

Мистические истории Гоголя очень интересны, необычны. Они написаны прекрасным языком, нестандартно и ярко. Диалоги персонажей смешны и колоритны. Когда я прочла повести, то сразу представила, какой была Украина в давние времена, ее веселый самобытный народ, отважных и бесстрашных казаков, мистический склад характера украинцев и самой украинской природы. Ни у одного из авторов я не читала такого цельного описания Малороссии.

Мне очень нравится «Ночь перед рождеством» — замечательная сказка со счастливым концом. Мистические истории Гоголя меня захватывают, погружают в тайный, неведомый мир, но некоторые из них для меня страшны.

6. Система образов произведения

Образы персонажей можно разделить на две категории – приверженцы сил добра и зла. Вакуло, Левко, Панночка, Бурульбаш, Витязь с ребенком из «Страшной мести» – силы добра, которые борются со злом. Зло представлено в образах нечистой силы – ведьмы, черти, мачеха, отец Катерины, Басаврюк.

7. Словарь незнакомых слов

Парубок — молодой парень, еще не вступавший в брак.
Свитка — длинная суконная домотканая верхняя одежда.
Хутор — маленькое поселение, небольшая деревня.
Люлька — трубка.
Кожух — тулуп.

8. Понравившиеся цитаты

Женщине, сами знаете, легче поцеловаться с чертом, не во гнев будь сказано, нежели назвать кого красавицею.

Клады не даются нечистым рукам

саблю, дать в одну руку малахай, в другую люльку в красивой оправе, то заткнул бы он за пояс всех парубков тогдашних.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» — первый литературный успех Гоголя. Разберем рассказы, актуальные и в наше время: в которых добро побеждает, а за деньги не купишь счастья.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Отзыв к сказке майская ночь или утопленница

Автор урока

Наталья Ласкина

Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Отзыв к сказке майская ночь или утопленница

Поговорим о произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки», узнаем, как оно устроено и как в нем переплетается фантастическое и реальное.

?? «Вечера на хуторе близ Диканьки» — это два сборника рассказов и повестей, вышедших в 1831 и 1832 годах. Их объединяет место действия и вымышленный издатель — «Пасичник Рудый Панько». В каждой части четыре произведения.

1️⃣ В первой — «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота».

2️⃣ Во второй — «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место».

Цикл внешне напоминает популярные у романтиков сборники фольклорных или псевдофольклорных текстов, причем славянский фольклор был в это время новинкой. А некоторые повести (особенно «Майская ночь» и «Страшная месть») отсылают к атмосфере готического романа.

? «Вечера» отличаются устройством повествования. Национальный колорит — вкрапления украинских фраз с переводом в примечаниях, описания обрядов и обычаев, типичные имена и реальные географические названия — у Гоголя не акцент, а основа стиля.

? Структура каждого текста напоминает вертеп — популярную форму народного театра, как считает литературовед Л. А. Софронова. В украинских версиях на нижних ярусах вертепа могли появиться казаки, цыгане, «ляхи», «москали», а на верхних оставались всегда неизменные участники евангельской истории. Гоголь воспроизводит и эту двойственность фольклора, который соединяет христианство с язычеством, вечное с сиюминутным и страшное со смешным.

? В «Вечерах» есть особые «заколдованные места». Стоит заглядеться, забрести не туда или, как в «Заколдованном месте», увлечься танцем, и начинается чертовщина. И наоборот — можно в этом мире и обойтись без встреч с нечистой силой: в цикле есть один нефантастический текст — «Иван Федорович Шпонька».

⭐️ Фантастические сюжеты мотивируются и особым «праздничным» временем действия. Гоголь неслучайно использует Рождество и день Ивана Купала — праздники церковного календаря, которые окружены легендами, обрядами, остатками языческой мифологии. Вечер и ночь накануне праздника — время, когда границы между обычным и необычным стираются.

? Праздничное время у Гоголя связано и с темой общности. Перечитаем знаменитую карнавальную сцену в «Сорочинской ярмарке»:

«Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдаленный водопад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков вихрем носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, блеяние, рев — все сливается в один нестройный говор».

? Здесь переворачивается романтический штамп: созерцание водопада должно было бы ассоциироваться с уединенными мечтами, а не с ревом толпы. И мы получаем один из ключей ко всему творчеству Гоголя: он никогда не забывает, что «чудный» и «чудовищный» одного корня.

Давайте узнаем, как устроено повествование в «Вечерах», зачем Гоголю понадобились разные рассказчики и почему они обращаются к читателю.

? Повествование в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» организовано как серия рассказов в рассказе. Издатель-собиратель всех текстов, Рудый Панько, появляется в предисловии к каждому тому. Вымышленный издатель мог быть данью романтической моде или подражанием пушкинским «Повестям Белкина», но Гоголь делает Панька загадочным персонажем.

? Можно предположить, что он сам связан со сверхъественным пасечники в народной традиции могут считаться колдунами (как и кузнецы и мельники), «рудый», то есть рыжий герой часто фигурирует в авантюрных фольклорных сюжетах.

? Но рассказчиками в повестях становятся другие персонажи: дьяк Фома Григорьевич («Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Заколдованное место»), Степан Иванович Курочка («Шпонька»), «панич в гороховом кафтане» («Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь»), а в «Страшной мести» некий «рассказчик страшных историй», упомянутый только в первом предисловии.

? Между рассказчиками можно уловить разницу: «панич» горожанин с более литературной речью, а рассказы Фомы Григорьевича имитируют простой разговор, но стиль все-таки доминирует общий.

❓ Зачем Гоголю разные рассказчики?

? Гоголю важно показать значимость устного слова. В первом предисловии Рудый Панько объясняет, откуда берутся все эти удивительные истории: жители хуторов собираются на «вечерницы», и среди песен и танцев рождаются рассказы:

«Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!»

? В «Вечерах» имитируется «болтовня»: кроме речи самих рассказчиков, в текстах появляются слухи, легенды, песни, колядки, у которых нет одного автора. И Фома Григорьевич сближается с этой стихией мифотворчества: «он до смерти не любил пересказывать одно и то же». Значит, полностью доверять рассказам не стоит, в следующий раз они могут и измениться.

➡️ В «Вечерах» множество прямых обращений к читателям это станет одним из постоянных приемов у Гоголя. Здесь подразумевается, что читатель чужак, носитель другой, городской культуры. Ему нужно пояснять слова, бытовые детали и мифологию но так, как поясняют хозяева гостю, на ходу вовлекая его в гущу событий.

? Рудый Панько уверен, что читатель не ограничится книгой, а отправится прямо на «вечерницы»: «как будете, господа, ехать ко мне, то прямехонько берите путь по столбовой дороге на Диканьку».

Остановимся подробнее на двух повестях из второго тома «Вечеров», противоположных по настроению это «Ночь перед Рождеством» и «Страшная месть».

? «Ночь перед Рождеством» обращается к менее экзотической теме, чем другие повести. Рождество и святки как время для сказочных историй, в том числе страшных, уже привычная современникам Гоголя идея. Но сюжет повести совершенно оригинальный: Гоголь собирает из фольклорных фрагментов что-то совершенно новое.

✨ В «Ночи» узнаются несколько традиционных ситуаций:

➖ сказочных герой добивается любви красавицы, которая дает ему невыполнимое задание (требует черевики, которые носит царица),
➖ герой побеждает черта,
➖ анекдотических Солоха и ее любовники.

?‍♀️ Чертовщина здесь начинается сразу, ведь на дворе магическое время. В первом же эпизоде по ночному звездному небу летит ведьма на метле, а с другой стороны появляется черт и тут же крадет с неба месяц. Только после фантастической завязки нам представляют пару героев кузнеца Вакулу и красавицу Оксану (которая, конечно, «чертовски хороша»). Заодно выясняется, что ведьма это мать кузнеца Солоха, а кузнец еще и художник. Черт пытается ему отомстить за картину на тему Страшного Суда (это детский страх автора), а потерпев поражение, в конце станет еще более гадким персонажем новой картины.

? По ходу рассказа границы между людьми и инфернальными персонажами стираются еще больше, когда появляется запорожец Пацюк, который «немного сродни чорту» (колдовство его совсем бытовое вареники сами летят в рот). Сам черт выглядит едва ли не более обыкновенным существом, тем более что ему не везет. Кажется, рассказчик даже готов посочувствовать замерзшему гостю из преисподней:

«Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки. Не мудрено, однако ж, и смерзнуть тому, кто толкался от утра до утра в аду, где, как известно, не так холодно, как у нас зимою, и где, надевши колпак и ставши перед очагом, будто в самом деле кухмистр, поджаривал он грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на Рождество колбасу».

?‍♀️ Черт и ведьма в этой повести — участники естественного хода вещей, а не представители чудесного. Вакула отправляется за черевичками царицы, и Петербург для него куда удивительнее, чем путешествие верхом на черте:

«Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головой труб и крыш. С изумлением оглядывался кузнец на все стороны».

? Заодно герой встречается с Екатериной II, Потемкиным и Фонвизиным, то есть из времени сельского праздника попадает ненадолго в историческое время, но оно оказывается частью сказочного сюжета. Петербург в роли «тридевятого царства» можно понять и как иронический перевертыш: Гоголь экзотизирует мир, который его читатели считают нормальным.

Давайте узнаем, чем отличается от других повестей «Страшная месть», разберем важные сцены и узнаем, что же там необычного.

? Большая повесть «Страшная месть» резко отличается от других текстов серьезным и мрачным тоном. Здесь уже нет ни комических чертей, ни уютного праздничного мира. Праздник обрывается в начальной сцене: на казацкой свадьбе объявляется страшный колдун. Его изгоняют с помощью иконы, но всех охватывает тревога. Больше всех волнуется Катерина, которой колдун является во сне. В конце концов муж Катерины Данило выясняет, что колдун — ее отец, и дальше события развиваются все ужаснее: пленить колдуна не удается, он пытается заставить дочь выйти за него замуж, она сходит с ума…

?‍♀️ Здесь собрано несколько распространенных архаических сюжетов — и дурное знамение на свадьбе, и инцест, и сам образ чудовищного колдуна. Все это также происходит на фоне войны с поляками, и колдун оказывается не только «антихристом», но и союзником врагов.

? Текст все время переходит от жутких гротескных сцен к этнографическим зарисовкам и пейзажам. Знаменитое поэтичное описание Днепра — «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои…» — часто вырывают из контекста, а в тексте оно заканчивается появлением лодки колдуна.

? «Чудный» Днепр не просто так «страшен» в конце описания: река и горы в «Страшной мести» — это пространство мифа. После пересечения Днепра в повести события приобретают новый масштаб. На горе является таинственный рыцарь, который приводит колдуна в нечеловеческий ужас, а заканчивается все землетрясением, которое вызывают восставшие мертвецы.

? Объяснение всей этой страшной истории дается в финальной главе повести уже в чисто мифологической форме. Сказитель-бандурист поет о двух братьях. Новые Каин и Авель — казаки Петр и Иван: Петр из зависти убил брата, и Иван в качестве казни выбирает страшную месть: последний в роду Петра будет «злодеем, каких не бывало прежде» — это и есть наш колдун.

? Необычна «Страшная месть» не только смешением в небольшой повести стольких мифологических мотивов, но фокусом внимания на герое-злодее. В тексте подчеркивается его отчужденность, невозможность существовать с людьми: его заведомо ненавидят, его считают уродом, ему чудится, что все над ним смеются (включая коня) — этим он напоминает «темных» романтических героев.

♠️ Но проклятие означает, что у него нет воли: колдун испытывает непреодолимую тягу к чудовищным преступлениям. В этой повести Гоголь, воссоздавая атмосферу страшных легенд, обращается всерьез к теме происхождения зла, которая будет его волновать всю жизнь.

? Давайте посмотрим экранизацию «Ночи перед Рождеством» Владислава Старевича (1913).

Время просмотра ➖ 40:59

? А какие экранизации «Ночи перед Рождеством» видели вы?

? Прочитаем «Пропавшую грамоту»(1831). Полное название повести — «Пропавшая грамота : Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви».

Время прочтения 〰️ 20 минут.

? Как, на ваш взгляд, в произведении создается колорит?

Главные герои

Левко

Молодой парубок, сын сельского головы, хорош собою, весел. У него много друзей. Он – душа любой компании. Играет на бандуре, сочиняет песни и сам их поет. Влюблен в молодую девушку по имени Ганна, мечтает жениться на ней. Из-за Ганны у него возникает серьезный конфликт с отцом, который тоже вздумал приударить за девушкой сына.

Ганна

Молоденькая, хорошенькая девушка. Тихая, скромная. Влюблена в Левко, мечтает выйти за него замуж.

Панночка

Панночка жила давно, задолго до начала основных событий. При жизни она была дочерью сотника. Росла она доброй и трудолюбивой девочкой. Кроме того, она была очень красивой. Родители ее очень любили, и все у нее было хорошо. Но мать панночки умирает рано. Через несколько лет отец ее женится на другой женщине. Мачеха долго изводит панночку, выгоняет ее из дому и доводит до самоубийства. Панночка топится и становится русалкой.

Но конфликт с мачехой продолжается и после. Мачеха наделена злой силой, она проникает в круг утопленниц, искусно притворяется одной из них. Панночка пытается найти мачеху среди утопленниц, да все безуспешно. Помогает ей в этом Левко. Панночка, испытывая чувство благодарности, помогает Левко разрешить ссору с отцом и устроить свадьбу Левко и Ганны.

Панночка – фигура страдающая, мучающаяся тяжелыми воспоминаниями, мечтающая о мести.

Голова

Отец Левко. Вздорный, распущенный старик, испорченный тем, что ему дана некоторая власть. Занимается самоуправством. Не гнушается вступить в конфликт с сыном, приставая к девушке, на которой сын хочет жениться. Глуп, но хитер. Чуть что не то – сразу прикидывается глухим.

Хвастлив. Без конца вспоминает, как когда-то в молодости ему выпала честь сопровождать Екатерину Великую. Этими рассказами он всем порядком надоел. Достаточно зол, но не со всеми, а только с теми, кто ниже по положению. Субординация для него – это просто святое.

Получив записку и поверив в то, что это записка от комиссара, т.е. от более высокого, чем он, начальства, голова беспрекословно отказывается от своих видов на Ганну и моментально меняет все свои планы.

Но, несмотря на все свои многочисленные недостатки, слишком большой неприязни к себе голова не вызывает, т.к. он постоянно попадает в нелепые ситуации, в которых, со всей своей злостью, выглядит растерянным, беспомощным и смешным.

Мачеха панночки

Очень злая, жестокая, бессердечная женщина, которая довела падчерицу до самоубийства. И после смерти она не оставляет бедную Панночку в покое.

Повесть Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Анализ

https://literatura-prosto.site > 5-6 классы > Повесть Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Анализ

Повесть Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» была написана в 1829—1830 годах и входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этом цикле повестей писатель рассказывает о своей родной Украине, об ее интересных поверьях и преданиях. Это была самая первая книга писателя, которая имела большой успех.

План повести

Глава 1. Ганна

Мы знакомимся с девушкой Ганной, или Галей, в которую влюблен парубок Левко, красивой, скромной и робкой. Она просит Левко рассказать ей легенду про большой заброшенный дом напротив ее хаты. Так мы узнаем о злой ведьме-мачехе, которая когда-то сжила со свету дочь пана, жившего в том доме. Падчерица с горя утопилась в том самом пруду, возле которого встречаются Галя и Левко. Став главной среди утопленниц, девушка утопила и мачеху свою, но с той поры не может ее узнать, так как мачеха превратилась в одну из ее подруг.

Глава 2. Голова.

Здесь мы узнаем о сельской голове (старосте) — отце Левко.

Глава начинается знаменитым лирическим отступлением — «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (…)»

Образ старосты показан иронически:

Голова крив; но зато одинокий глаз его злодей и далеко может увидеть хорошенькую поселянку. Не прежде, однако ж, он наведет его на смазливое личико, пока не обсмотрится хорошенько, не глядит ли откуда свояченица.

Тогда мы понимаем, что «свояченица» — вовсе ему не родственница, а сожительница, потом он и боится ее ревности.

Глава 3. Неожиданный соперник. Заговор.

Левко узнает, что его отец ходит к Ганне, но та не хочет его ухаживаний, любя Левко. Теперь он понимает, почему отец не давал ему благословения на свадьбу. Кстати, сюжет об отце, который имеет виды на ту же девушку, что и сын, напоминает нам отца братьев Карамазовых из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Левко решает проучить отца и сговаривается с парубками «побесить хорошенько сегодня голову».

Глава 4. Парубки гуляют.

Парубки камнем выбивают голове окно и громко поют песню о похотливости старика. Не удается поймать ловкого зачинщика, перемазанного черной сажей.

Глава 5. Утопленница.

В этой главе незаметно в повесть вкрадывается фантастическое, в момент, когда парубку Левко хочется заснуть на берегу пруда:

Нет, эдак я засну еще здесь!» — говорил он, подымаясь на ноги и протирая глаза. Оглянулся: ночь казалась перед ним еще блистательнее. Какое-то странное, упоительное сияние примешалось к блеску месяца. Никогда еще не случалось ему видеть подобного.

Итак, пейзаж становится фантастическим: появляется иной, сверхъестественный свет, исходящий не от луны. И начинается сон Левко, который тем не менее показан как реальность: заброшенный дом превращается в новый и чистый, Левко видит в его окне панночку-утопленницу из сельской легенды, и та просит его найти ее мачеху среди духов, которые все на одно лицо:

Она приняла на себя вид утопленницы; но я знаю, но я слышу, что она здесь. Мне тяжело, мне душно от ней. Я не могу чрез нее плавать легко и вольно, как рыба. Я тону и падаю на дно, как ключ. Отыщи ее, парубок!

Левко быстро узнал ведьму в утопленнице с хищными повадками, которая с удовольствием играла в хищного ворона. В награду за поимку ведьмы утопленница дарит парубку записку, которая должна помочь ему жениться на Ганне.

Глава 6. Пробуждение.

Левко просыпается ото сна, но видит в руке настоящую записку. Отец находит наконец зачинщика дерзости в черном тулупе, изумляясь, что им оказался его сын. Записка оказалась от комиссара с требованием женить Левко на Ганне. Покоряясь столь важному человеку, отец отдает приказ завтра же обвенчаться молодым. А ночь подходит к концу:

Так же торжественно дышало в вышине, и ночь, божественная ночь, величественно догорала.

Главные герои повести

Главные герои повести — молодые люди, живущие на хуторе : Ганна и Левко.

Левко всем сердцем влюблен в девушку. Мы узнаем об этом потому, что он ласково зовет ее «Галю», «моя Галя», в песне зовет ее «мое серденько», а также говорит про нее «моя ясноокая красавица», «сердце мое, рыбка моя, ожерелье», «моя красная калиночка».

Как мы уже сказали, у Левко нет никаких шансов получить у отца согласие на брак с девушкой. В те времена без этого согласия невозможно было жениться.

Ганна очень близка и симпатична автору, поскольку она красива не только внешне, но и душой. Например, она очень поэтично описывает звезды, представляя себе, что это ангелы. Она восхищается природой:

« Как тихо колышется вода, будто дитя в люльке!»

Ее описание природы в этом похоже на мнение самого автора: он восторженно описывает украинскую ночь и природу своего родного края.

Оба героя наивны и простодушны. Галя искренне верит, что есть «где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нем на землю ночью перед светлым праздником», и что звезды — это ангелы, глядящие с неба:

Посмотри: вон-вон далеко мелькнули звездочки: одна, другая, третия, четвертая, пятая… Не правда ли, ведь это ангелы Божии поотворяли окошечки своих светлых домиков на небе и глядят на нас? Да, Левко? Ведь это они глядят на нашу землю?

В своем одиночестве среди завистливых людей местности и в своем желании полететь, оторваться от страшной реальности она напоминает героиню Островского Катерину из пьесы «Гроза», которая будет написана гораздо позднее. Галя так же чиста и возвышенна, она мечтает:

Что, если бы у людей были крылья, как у птиц, — туда бы полететь, высоко, высоко… Ух, страшно!

Фантастические герои повести — это ведьма, панночка-утопленница и другие девушки-призраки

Художественные особенности произведения

Повесть необыкновенно поэтична. Перечислим средства выразительности, которые делают повествование очень эмоциональным и лиричным:

Метафоры: «Звонкая песня лилась рекою по улицам села***»

«вечер (…) мечтательно обнимал синее небо» (метафора-олицетворение)

Ганна обращается к парубку, «задумчиво потопив в него свои очи».

небесный свод – «Горит и дышит он».

Эпитеты: «вечер, вечно задумавшийся» (эпитет- олицетворение).

риторические вопросы: Чья же это хата? Чья это дверь?

Риторические восклицания: Божественная ночь! Очаровательная ночь!

Повтор: Божественная ночь! Очаровательная ночь! (…) Божественная ночь! Очаровательная ночь!

Еще одна особенность повести — реальность переплетается со сном: с фантастическим, параллельным миром. А романтизм (в пейзаже, в легендах) смешивается с реализмом.

Реалистически показана украинская речь (в песнях Левко на украинском языке, в отдельных словах и выражениях), а также речь пьяного козака:

«Вот что, а не то что… — продолжал он, подходя к первой попавшейся хате, и остановился перед окошком, скользя пальцами по стеклу и стараясь найти деревянную ручку. — Баба, отворяй! Баба, живей, говорят тебе, отворяй! Козаку спать пора!»

Романтичный возвышенный тон перемежается в тексте с юмором, иронией, сатирой. Пример иронии:

И с той поры голова, об чем бы ни заговорили с ним, всегда умеет поворотить речь на то, как он вез царицу и сидел на козлах царской кареты. Голова любит иногда прикинуться глухим, особливо если услышит то, чего не хотелось бы ему слышать.

В чем же заключается главная мысль повести?

Вроде бы в повести добро торжествует над злом. Злая ведьма хоть и поздно, но наказана. Однако происходит это лишь в потустороннем мире, да и то совершенно случайно.

Левко помог во сне усопшей панночке, а она помогла ему в реальности. Но без этого сказочного вмешательства утонувшей панночки, то есть утопленницы, счастье главных героев не стало бы никогда возможным. Получается, лишь фантастические герои способны устроить земное счастье главным героям.

«Майская ночь, или Утопленница». Усопшая панночка, то есть Утопленница

Поэтому главная мысль произведения не однозначно оптимистична. Автор дает понять, что счастье в земном реальном мире — часто невозможная вещь.

Вам также может быть интересно:

Герои повести «Капитанская дочка»

Средства выразительности в басне Л.Н.Толстого «Два товарища»

Второстепенные герои

Каленик

Пьяница. Вечно напивается и шатается по селу, не может найти свой дом. Выглядит комично.

Винокур

Гость в доме головы. Курит без остановки. Любит вести долгие разговоры. Из-за случая, приключившегося однажды с его покойной тещей, стал суеверным.

Свояченица

Попадает в самую гущу событий, когда Левко начинает проворачивать свои затеи, направленные против отца. Вместо Левко попадает под запор.

Анализ произведения

В произведении описаны основные и второстепенные персонажи. К главным героям относят молодого парня Левко, его невесту Ганну и панночку, которая явилась парубку во сне.

Краткое содержание

Теплый весенним вечером молодежь гуляла, пела песни. Левко пришел к своей возлюбленной, сказал ей, что отец против их свадьбы. Ганна расспрашивала парня про странный дом, где никто не живет. В ответ она услышала историю о молодой панночке.

В этом доме жил овдовевший сотник, у него была дочь. Мужчина решил жениться второй раз. Новая супруга не нашла общий язык с его дочерью. Мачеха ненавидела падчерицу. Как-то на панночку накинулась черная кошка и принялась ее душить.

Девушка смогла отрубить ей лапу и избавиться от хватки. Кошка сразу сбежала. Поутру мачеха появилась с перевязанной рукой. Сразу стало ясно, что она ведьма.

Женщина стала уговаривать мужа, чтобы он прогнал дочь. Мужчина не устоял и выгнал панночку из дома. Девушка не выдержала этого и утопилась в озере.

Панночка стала ждать, когда к озеру подойдет ведьма. Дождавшись, она схватила ее и затащила в воду. Но когда ей это удалось, мачеха обернулась одной из утопленниц. Панночка не могла найти покой.

После рассказа этой истории Левко пошел домой. Спустя некоторое время парубок проходил мимо дома возлюбленной. Она была с мужчиной. Левко услышал, как какой-то незнакомец признавался ей в любви. Это оказался отец. Парень решил проучить его. Он позвал на помощь своих друзей. Те разбили окошко, стали распевать песни про главу, который пристает к молоденьким девицам. Отец схватил сына и посадил его в камеру. Друзья смогли подменить Левко на свояченицу главы.

Парень отправился к пруду и каким-то образом оказался рядом с домом панночки (то ли наяву, то ли во сне). В окне стояла девушка, она попросила парубка помочь ей найти мачеху, чтобы наказать. Ему привиделась женщина, среди русалок, будто она его схватила. У нее было тело другое, а внутри что-то чернело. Левко указал на эту женщину. Панночка пообещала ему помочь устранить соперника и заполучить Ганну. Парубок получил какую-то записку и тут же проснулся.

Оказалось, что сон был явью. В записке был приказ отцу от комиссара, где говорилось, что он должен был немедленно женить сына на Ганне. Парубок смотрел с нежностью на свою невесту. Уже завтра они будут мужем и женой.

Основная мысль

Гоголь на примере героев показывает читателям трагичность повседневной жизни. Любви и красоте сопутствуют разрушение и смерть. Рядом с чистым находится ложное и ужасное, а с добрым — злое, демоническое. Автор с любовью описывает природу, с трепетом относится к своей культуре. Он показывает, как герои борются со злом, например, Левко с родным отцом, панночка с мачехой.

Писатель описывает сострадание и сочувствие, особенно это видно в эпизоде, когда Левко помогает утопленнице.

Таким образом, можно сказать, что основные мысли этого произведения следующие:

  • Добро всегда побеждает зло.
  • Все зависит от самого человека, его желаний и целей.
  • Каждый получит по заслугам. А это значит, если человек добрый и смелый, то у него будет все, что он хочет.

«Это кино вечное, ведь любой фольклор имеет приметы своего времени, которых мы, воспринимающие его современными глазами, можем и не замечать… Александр Роу проник в самую суть русского фольклора, поэтому в его фильмах чувствуется потрясающее обаяние доброты. Это один из самых добрых режиссеров мирового кино…», — с гордостью писал известный киновед Н. Клейман о фильмах величайшего советского кинорежиссера Александра Роу, чье 115-летие со дня рождения мы отметим 8 марта.

В преддверии этой замечательной даты сотрудники библиотеки-филиала №4 им. М.М. Коцюбинского организовали для своих читателей, а также удаленных пользователей час классика детства «Сказка в книге и в кадре».

Мало найдется на постсоветском пространстве людей, не знакомых, а, главное, не любящих такие знаменитые фильмы, вариации на темы русских народных сказок, как «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога», а так же киновоплощения классических произведений русской и мировой литературы – «Конёк-Горбунок», «Майская ночь, или Утопленница», «Новые похождения Кота в сапогах», «Вечера на хуторе близ Диканьки», современной литературной сказки «Королевство Кривых Зеркал» и др.

Отзыв к сказке майская ночь или утопленница

Крымчанам эти киносказки особенно дороги потому, что большинство фильмов Роу снималось на Ялтинской киностудии. Неповторимые крымские пейзажи, уникальная природа помогли перенести творческие замыслы режиссера в сказочный мир. Больше всего Роу любил вершину и склоны Ай-Петри над Ялтой и красивейшие скалы Никитской расселины у Массандры. «Финист – ясный сокол», «Варвара-краса, длинная коса», «Кощей бессмертный» и т.д. – герои этих сказок обитали в том числое и в Крыму. А исполнительница роли Варвары-Красы Татьяна Клюева до сих пор живет в Севастополе.

Любовь кинорежиссера к нашему полуострову проявилась и при создании им документальных фильмов. «Артек», «Крым», «День чудесных впечатлений» – киноочерки об удивительном уголке нашей необъятной Родины и о «царстве детворы» – Всесоюзном пионерском лагере зритель увидел в 1949 году.

Информационным сопровождением стала выставка-инсталяция «Киносказки Александра Роу», на которой представлены ставшие киношедеврами русские народные сказки, произведения русского фольклора, книги П. Ершова, Н. Гоголя, В. Губарева и других авторов, монография «Александр Роу» К. Парамоновой, тома «Истории советского кино», статьи из журнала «Свой», фотографии советских актеров – исполнителей ролей главных героев сказок Александра Роу, которого справедливо называют первым киносказочником страны, ставя рядом только имя Александра Птушко. Дополнили выставку красочные фигурки Бабы-Яги с совой, Солохи с угощением и мешком, Оленя-Золотые рога, Конька-Горбунка и др.

Отзыв к сказке майская ночь или утопленница

Выход на экраны в 1938 году первой работы Роу «По щучьему велению» был встречен насторожено, но самодвигающаяся печка и говорящая щука так понравились не только детям, но и взрослым, что режиссёру заказали новую сказку о борьбе добра и зла. Этой сказкой стала «Василиса Прекрасная», где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги – Георгий Милляр (их дуэт повторился в «Кащее Бессмертном»).

Роу писал, что «нет в искусстве ничего полезнее для детей, чем сказки», и всем своим творчеством прививал детям любовь к этому вечно юному жанру. До Роу сказки в кино были, но только в кукольном и мультипликационном вариантах. «Народная сказка сильна своей наивной верой в чудесное, правдивостью человеческих взаимоотношений… Добро всегда побеждает зло, свет – тьму», – так считал режиссер, который создавал свои фильмы, словно вспоминал свое детство.

Роу экранизировал, в основном, произведения русского фольклора, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и традиции родной страны. Картины любимого режиссера проникнуты оптимизмом и юмором, в них много музыки и необычных персонажей, у него был свой постоянный набор актёров, среди которых он старался распределить основных персонажей.

Отзыв к сказке майская ночь или утопленница

Как отмечают кинокритики, у Роу вообще было потрясающее чутье в подборе актерского «сказочного» состава. Трогательную Настеньку в «Морозко» и не менее трогательную Алёнушку в фильме «Огонь, вода и… медные трубы» сыграла пятнадцатилетняя фигуристка Наталья Седых, светлокудрый Алексей Катышев, сыгравший «доброго молодца» в двух фильмах-сказках, работал на студии помощником звукооператора. Случайно заметивший его Роу произнес: «Такие глаза созданы для сказки». А как ждали ребята Анастасию Зуеву в роли сказочницы, «открывающей и закрывающей» на экране сказки юбиляра-кинорежиссера.

У Роу снимались не только «самородки», но и звезды киноэкрана – С. Мартинсон, С. Столяров, Т. Пельтцер, М. Пуговкин, Л. Хитяева, П. Алейников и другие. Самым ярким воплотителем зла в фильмах А. Роу, бесспорно, был Георгий Францевич Милляр, создавший удивительные образы Бабы-Яги, Кащея, Черта с Диканьки, Чуда-Юда. Роу настолько ценил Милляра, что подчас актер исполнял по три роли в одном фильме. Например, в «Василисе Прекрасной» он сыграл гусляра, старика-отца и Бабу-Ягу. Роль Яги Милляр выпросил сам, использовав обоснованные аргументы:

«Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется, а она тут же реснички себе подрисует».

Отзыв к сказке майская ночь или утопленница

Михаил Пуговкин вспоминал:

«Роу любил людей, любил артистов. У него была реквизитор, заведовала чаем. На съемках всегда имелся большой термос с чаем. Это у Роу было вознаграждением. Если мы хорошо сыграем, он говорил: «Луиза, отметьте Михаила Ивановича хорошим чаем»!.. Он, скажем так, эмоционально все делал, и чуть ли не стихийно. Он сказку прекрасно чувствовал».

Актриса Инна Чурикова, сыгравшая в «Морозко» роль Марфушки, вспоминала:

«Сказка мне безумно нравилась, сценарий нравился… У Роу была душа ребенка, и на его съемках все было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные фокусы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но этот сказочный мир сам режиссер очень тщательно выстраивал».

 Художественный руководитель киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский в одном из интервью с гордостью поведал о «своей первой и самой лучшей роли в кино» – он «сыграл» руку, напоминающую царю о должке в фильме-сказке «Варвара-краса, длинная коса», которую Александр Роу снимал в Крыму. Юному Борису тогда было всего 19 лет, а будучи уже взрослым он называл Крым колыбелью своего кинематографического пути:

«Первое свидание с Крымом было удивительным! Я с Александром Артуровичем Роу поехал снимать крымскую экспедицию картины «Варвара-краса, длинная коса». Роу был абсолютно верен своим кинематографическим традициям: каждую картину он обязательно снимал в Звенигороде и непременно в Крыму… Для меня полуостров просто соединился с великим сказочником, с Ялтинской киностудией, с этими немыслимыми горами и скалами…».

Выдающийся режиссер Александр Роу скончался в Москве, в конце декабря 1973 г., как будто ушел навсегда в одну из своих новогодних сказок. А в 1975 г. вышел в прокат фильм «Финист – Ясный Сокол», снятый Г. Васильевым по сценарию Роу.

На экраны выходят новые сказки, но фильмам Александра Роу обеспечена долгая кинематографическая жизнь, они по-прежнему остаются в числе любимых сказок детства, ведь притягательность сказок Роу заключена в народной мудрости, любви к Отечеству и родной земле.

  • Отзыв к сказке кощей бессмертный
  • Отзыв к сказке мальчик у христа на елке
  • Отзыв к сказке каштанка
  • Отзыв к рассказу шел по улице солдат
  • Отзыв к сказке дочь семилетка