Отзыв к сказке илья муромец и соловей разбойник

Нпк саха - сахата, фольклор трттээччитэ мбоу адычинская сош им. в.с. чириковамо верхоянский район рс ясравнительный анализ сказки илья муромециз

НПК «Саха — сахата, фольклор төрүттээччитэ»

МБОУ «Адычинская СОШ им. В.С. Чирикова»

МО Верхоянский район РС (Я)

Сравнительный анализ сказки «Илья Муромец»

из книги И.А. Худякова «Верхоянский сборник»

и  русских народных сказок об Илье Муромце

Выполнила: Алексеева Дина, ученица 7 класса

 МБОУ «Адычинская СОШ» МО «Верхоянский район РС (Я)

Руководители: Ширяева Сардана Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

Рубцова Елена Романовна,

учитель родного языка и литературы  

Бетенкес, 2021 г.

Тема: Сравнительный анализ сказки «Илья Муромец» из книги И.А. Худякова

«Верхоянский сборник» и  русских народных сказок об Илье Муромце

Цель: сравнить русские народные сказки со сказкой «Илья Муромец», рассказанной якутами И.А. Худякову

Задачи:

  1. Изучить биографию Худякова И.А.;
  2. Прочитать сказки об Илье Муромце;
  3. Выявить, что внес якутский народ в русскую народную сказку.

Актуальность: «Верхоянский сборник» И.А. Худякова – первый памятник устного поэтического творчества якутов и русских Севера Якутии. Эта книга занимает исключительное место в исследовании якутского фольклора. Но материал книги недостаточно исследован.

Практическая значимость: результаты нашей работы будут интересны и полезны учителям и ученикам при изучении как русского, так и якутского фольклора

Объект исследования: русские народные сказки об Илье Муромце из книги И.А. Худякова «Верхоянский сборник».

Предмет исследования: различия сравниваемых сказок.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что якутский народ внес в русскую народную сказку «Илья Муромец» свой национальный колорит

Методы исследования:

  1. Поиск, обработка материалов;
  2. Сопоставительный анализ.

ВВЕДЕНИЕ

В устной поэтической традиции русского народа живут прозаические рассказы, героями которых являются богатыри русских былин, рассказы, отразившие сюжеты или отдельные эпизоды былинного эпоса. Рассказы эти разного типа. Одни из них не что иное, как разрушенные в своей стихотворной форме былины, сохранившие, однако, былинные фразеологию и интонации. К таким устным рассказам, в которых ощущается еще крепкая связь с былиной и по содержанию, и по стилю, хотя они и утратили не только напев, но и стихотворную структуру, применим термин «побывальщина»

Среди русских сказок о былинных богатырях огромное большинство имеет своим героем Илью Муромца. Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович) — один из главных героев древнерусского былинного эпосабогатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина. Согласно легенде, крестьянский сын и будущий защитник русской земли от врагов, параличный до 33 лет, получает силу от старцев  после чего борется с Соловьём-разбойникомидолищемжидовином, татарами и, наконец, окаменевает.

В значительной части своей они объединяют по нескольку былинных сюжетов об этом богатыре. Есть такие, которые используют весь или почти весь состав цикла былин об Илье Муромце. Сравнительно мало сказок, построенных на одном-двух сюжетах. Содержание сказок разнообразно. Отличаются они друг от друга и сюжетным составом, и разным сочетанием использованных сюжетов, и особенностями их пересказа. Сказок с повторяющейся композицией, близких друг к другу, немного. Это говорит о том, что сказки об Илье Муромце жили и живут в устной традиции, передаваясь из уст в уста от поколения к поколению.

Сказки об Илье Муромце встречаются и у  других народов России. Наличие в фольклоре народов России сказок о богатырях русской земли засуживает особого внимания. Каждый народ добавлял в историю о богатыре свою национальную специфику.

Якуты тоже рассказывали сказки про русского богатыря Илью Муромца. Сохранилась эта сказка благодаря Ивану Александровичу Худякову, первооткрывателю якутских сказок.

За участие в революционном движении Иван Александрович был сослан царѐм в ссылку на срок до конца жизни в город Верхоянск, куда он прибыл 7 апреля 1867 года. К тому времени он уже проявил себя в студенческой среде как подготовленный, подающий надежды фольклорист и этнограф, имеющий конкретные цели в сфере науки. Политссыльному Худякову запрещалось покидать город Верхоянск. Молодой человек с передовыми идеями не стал отчаиваться, решил заниматься изучением фольклора, культуры, этнографии народа, среди которого был вынужден коротать свой век, и стал в этом первопроходцем, проложив тропку к истинной сокровищнице мудрости, неисчерпаемое богатство которой не убывает по прошествии столетий. Его поселили в бедной многодетной семье, к жилищу которой тесно прилегал коровник. Талантливый филолог в скором времени освоил якутский язык. С помощью сына местного купца Н. С. Горохова за год научился свободно разговаривать и писать по-якутски, познакомился с горожанами и с головой окунулся в желанную работу. Как свидетельствуют архивные документы, к концу 1867 года он подготовил статьи «Достижения человечества в прошлом и будущем времени», «О строительстве железной дороги в Сибири», крупный этнографический труд «Описание Верхоянского округа и города». В начале 1869 года в статистический комитет были переданы его рукописи «Русско — якутский словарь», «Материалы для народной словесности и характеристика местного языка и обычаи инородцев Верхоянского округа», «Верхоянский округ». Но, опираясь на негативные отзывы Д. Д. Попова, статистический комитет, кроме статьи «Верхоянский округ», вернул труды автору. Это стало для И. А. Худякова моральным и психологическим ударом, привлѐкшим депрессивное состояние от сознания своей бесполезности.

 И.А. Худяков (1842 — 1876) стал первооткрывателем якутских сказок. Уже известный собиратель и исследователь русского фольклора, автор многих просветительских книжек для народа Иван Александрович был и видным участником революционного движения первой половины 60-х гг. XIX в. 

Человеку с тонкой натурой, лишѐнному общения с равными по уму, познаниям, И. А. Худякову сложно было переносить все тяготы ссылки, в 1871 году у него проявились признаки душевной болезни. Без надлежащего ухода и лечения болезнь прогрессировала, и в 1876 году он скончался в иркутской больнице. После смерти замечательного учѐного-фольклориста был издан сборник его переводов народного творчества «Верхоянский сборник». Об этом труде И. А. Худякова Г. У. Эргис сказал: «Значение «Верхоянского сборника» трудно переоценить. Он впервые широко и разносторонне ознакомил учѐных и образованных людей с устным поэтическим творчеством якутов. Книга Худякова была воспринята как подвиг ученого».

В «Верхоянском сборнике» И. А. Худякова собраны якутские народные сказки, русские сказки у якутов Верхоянского округа (в переводе на русский язык) и русские сказки,  (рассказываемые  в сел Русское Устье, близ впадения реки Индигирки в Ледовитый океан). Всего русских сказок, рассказанных якутами, 2: «Илья Муромец» и «Старец Пилигрим».

Меня заинтересовала сказка об Илье Муромце. Ведь это русский былинный богатырь, герой русских народных былин и сказок, персонаж современного мультипликационного фильма. Мне стало интересно, насколько якуты сохранили русскую сказку, есть ли различия в сказках, рассказываемых самими русскими и якутами. Что изменилось в этих сказках?

Для этого я прочитала несколько русских народных сказок об Илье Муромце, выбрала одну, более полную по сюжету, сказку.

Сказка-былина

«Верхоянский сборник»

Герои

Илья Муромец

Соловей-разбойник

Иван Свет Тимофеевич

Ефросинья Яковлевна

Святогор

Сорок разбойников

Князь Владимир Красно Солнышко

Лошадь

Два старых странника

Алеша Попович

Самсон Самсонович

Добрыня Никитич

Илья Муромец

Соловей-разбойник

Клим

Мать

Громадный человек

Сорок разбойников

Князь Владимир

Лошадь

Три светлых юноши

Поповский сын, Попович

Смерть Томарович

Николай Чудотворец

Сюжет

Илья Муромец не вставал до 30 лет.

Илья Муромец пьет хмельное пиво и обретает силу.

Илья Муромец ухаживает за лошадью 3 года, и она становится богатырской

Пробует все три дороги

Сюжетных линий больше, включены почти все подвиги Ильи Муромца

Илья Муромец не вставал до 12 или 18 лет, до этого времени у него не было имени.

Угощает юношей.

Илья Муромец ухаживает за лошадью, и она на следующий день становится богатырской

Едет по самой короткой дороге

Сюжетных линий меньше, Соловей-разбойник, Громадный человек, Поповский сын

Прочитав сказку, мы выявили следующие различия в героях и  сюжетах двух сказок:

  1. Имена родителей: в якутском варианте отца зовут Клим, у матери нет имени.
  2. У богатыря Алеши Поповича осталось только отчество, у князя Владимира пропало прозвище Красно Солнышко, богатыря Святогора называют не по имени, а просто громадным человеком
  3. В якутском варианте сказки сюжетных линий меньше чем в сравниваемой сказке. Совпадают сюжеты о Соловье-разбойнике, сорока разбойниках, Алеше Поповиче.
  4. В якутскую сказку вставлен пересказ сюжета «Алеша Попович и Тугарин» (в сказке он переименован в Смерть Тамаровича). «Сюжет в основном пересказан традиционно, лишь с некоторыми своеобразными деталями. Например, Смерть Тамарович дважды пытается на пиру убить Алешу. Утром в день поединка Смерть Тамарович взлетает вверх на огромной птице с бумажными крыльями»

В работе «Народные сказки о богатырях русского эпоса» А. Астахова говорится о необходимости изучения в нерусских сказках о русских богатырях национальной специфики.

Сказка якутов о русском богатыре Илье Муромце отражает черты быта якутского народа, его народное представление. Якуты добавили многое от себя. Эти изменения мы разделили на 4 группы: из образа жизни якутов, мифологии, обычаев. В отдельную группу выделили слова «пашенный» и «генерал», как представляющих особый интерес.

Якутский национальный колорит в сказке «Илья Муромец»

Из образа жизни, быта

Мифология, олонхо

Обычаи

Заимствованные слова

Описание богатства

Два светлых юноши

До 12 лет без имени

Пашенный

Наружная обмазка хижины

Гиперболы

Благословение отца

Генералы

Нож для сдирания жилы с кожи

Одноглазый, одноногий, однорукий Соловей-разбойник

Железное войско

  1. В книге Худякова отец Ильи Муромца богат. Он имеет «двадцать табунов конного скота, несколько сот коров и быков,…» Описание богатства отца богатыря напоминает описание из якутского фольклора: «Улуу Кудаҥса сыһыыга баппат сыспай сиэллээхтэрэ, ынах сүөһүлэрэ аҕыс үрэх баһынан үөскээбиттэрэ». Так якуты описывали несметное богатство богачей. Богатство они измеряли не в золоте и серебре, а в количестве лошадей и коров, так как занимались скотоводством.
  2. То, что хижина Ильи Муромца имеет наружную обмазку, это тоже взято из быта якутов,  которые обязательно обмазывали свои балаганы снаружи коровьим навозом.
  3. В сюжете о богатыре Поповиче и Смерти Тамаровиче упоминается о ноже, используемом «сдирать жилы с кожи». Худяков пишет в сноске: «Самый плохой нож якуты употребляют на это будто бы постыдное дело, как позорный инструмент».
  4. В русских вариантах сказок об Илье Муромце к нему приходят старцы, странники. Странники в русском фольклоре олицетворяют мудрость. В 33 года Илья Муромец обретает не только силу, но и мудрость. В якутском варианте вылечивают богатыря два светлых юноши. В якутской мифологии в мире идет борьба между светлыми и темными сторонами. Светлая сторона – сырдык айыылар. Есть также герой олонхо, богатырь Үрүҥ Уолан. То есть помогли Илье Муромцу светлые айыы, божества верхнего мира. Илья Муромец в якутском варианте будет защитником мира людей, светлой стороны мира. Приравнивается к богатырям айыы, борется с темными силами.
  5. В сказке из «Верхоянского сборника» встречаются примеры гипербол, схожие с гиперболами олонхо. Например, когда Илья Муромец впервые согнул руки, ноги, суставы его хрустнули так сильно, что «обвалилась наружная обмазка хижины», а ногами  богатырь вдавил две половицы до лодыжек. Так в олонхо «Ньургун Боотур» у богатырей тоже сильно хрустят суставы: «Иҥиирдэрин тыаһыттан илбис ырыата ылланна, тарбахтарын тыаһыттан табык охсуллан лачыгыраата».
  6. Илья Муромец побеждает Соловья – разбойника, выстрелив из лука в левый глаз. Если в русских вариантах сказки богатырь убивает Соловья – разбойника, то в якутском варианте сказки он отрывает одно крыло (руку), одну ногу и отпускает. Одноглазый, однорукий, одноногий Соловей – разбойник стал похож на абаасы из якутской мифологии. Об одноглазом дьяволе упоминается в книге Худякова «Краткое описание Верхоянского округа».
  7. В «Верхоянском сборнике» Илья Муромец помогает Поповичу бороться с железным  и огненным войсками. Железное войско ковали семь кузнецов, а огненных воинов высекают пять мужчин из кремня.  В сказке-былине железо не упоминается. В якутском пересказе железные воины нападают на богатыря Поповича. В якутских сказках и олонхо злые духи абаасы живут в железных юртах, одеты в железные доспехи, то есть это железное войско.
  8. В начале сказки встречается слово «пашенный». Якуты называли пашенными крестьян. От слова «пашня». В «Словаре якутского языка» Э. К. Пекарского слово «бааһынай» переводится как «пашенник, пахарь, крестьянин, земледелец». В основном пашенными были русские, так как якуты не занимались земледелием.
  9. В якутском пересказе когда Илья Муромец подходит к дому царь-девицы, навстречу выходят два генерала. Упоминание о генералах, нам кажется, якуты добавили для придания значимости этих персонажей. Былина об Илье Муромце появилась в средние века, когда не было генералов.
  10. В русских сказках Илья Муромец лежит недвижим 30 лет и 3 года. В якутском пересказе – 12 или 18 лет. До этого времени у него не было имени. Это нам напомнило якутскую легенду о Майагатта Бэрт Хара,  Герой якутской легенды тоже  с рождения не мог двигаться. Мать  дала ему имя только тогда, когда он встал на ноги. Такой пример, когда родители долгое время не давали своим детям имена,  встречается в якутском фольклоре. Так в олонхо «Айыы  Дьураҕастай» старик Атыйахаан и старуха Имиллэхээн  не давали имя сыновьям 30 лет, а дочери 16 лет. Якуты считали, что имя ребенка определяет его судьбу, по имени якута можно было понять его характер. А в раннем возрасте, чтобы уберечь от злых духов аббасы, давали им на первый взгляд непристойные имена. Илья Муромец и Майагатта Бэрт Хара с рождения не двигались, и поэтому, возможно, их не считали полноценными людьми, не могли точно определить их характер и не давали имя. Этот обычай якутов отразился в исследуемой сказке.
  11. Отправляя сына в Киев, отец благословляет его и просит духов гор, лесов и вод беречь его. В книге С. Сомоготто «Обычаи народа саха» говорится, что каждая стихия, явление, местность наделялись своим духом – хозяином. В благословении (алгысе) отражается это мировоззрение якутов.

Якутские национальные компоненты в русской сказке придают ей особый, неповторимый колорит. русский былинный богатырь напоминает якутского богатыря олонхо.  И кажется, что действие сказки происходит на якутской земле, разделенной на три мира, а богатырь ведет борьбу со злыми духами из нижнего мира за срединный мир людей.

Иван Александрович Худяков оставил нам уникальный, бесценный труд —  книгу «Верхоянский сборник». Надеемся, что наша работа станет скромным вкладом в изучение верхоянского, якутского фольклора.

Выводы

  1. В сравниваемых сказках различаются некоторые имена героев;
  2. В якутском варианте сказки сюжетных линий меньше чем в сравниваемой сказке. Совпадают сюжеты о Соловье-разбойнике, сорока разбойниках, Алеше Поповиче.
  3. Сказка якутов о русском богатыре Илье Муромце отражает черты быта якутского народа, его народное представление. Якуты добавили многое от себя;
  4. Из реалии якутской жизни в сказке упоминается обмазка хижины, нож для сдирания жилы с кожи, богатство измеряется в количестве лошади и скота;
  5. Есть общее с якутским эпосом – олонхо. Это гиперболы в описании богатыря, образы светлых юношей, сходство врагов со злыми духами абаасы;
  6. Также отразились обычаи якутского народа: Илья Муромец пока был недвижим не имел имени, благословение отца Муромца похоже на якутский алгыс;
  7. Муромец в русском фольклоре выступает защитником Руси. Илья Муромец в якутском варианте — защитник Срединного мира людей, светлой стороны мира. Приравнивается к богатырям айыы, борется с темными силами;
  8. Якутские национальные компоненты в русской сказке придают ей особый, неповторимый колорит. русский былинный богатырь напоминает якутского богатыря олонхо.

Литература

  1. Э. К. Пекарский «Словарь якутского языка», Академия наук СССР, 1958 г.
  2. М. Т. Гоголева, Г. А. Захарова, М. В. Осипова «Төрөөбүт литература» 8 кл, Бичик, 2017 с
  3. Е.М. Поликарпова, Л.Ф. Молукова, С.Г. Олесова «Төрөөбүт литература» 7 кл, Бичик, 2017 с
  4. С. Сомоготто «Обычаи народа саха» Якутск, 1996 г
  5. И. А. Худяков «Краткое описание Верхоянского округа» Бичик 2016 г
  6. И.А. Худяков «Верхоянский сборник», «Верхоянская районная типография», 2008
  7. А. М. Астахова «Народные сказки о богатырях русского эпоса» Москва, 1962 г

На чтение 22 мин. Просмотров 33 Опубликовано

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Народ русский

Год написания: IX — XI век

Жанр произведения: былина

Главные герои:Илья Муромец — богатырь, Соловей Разбойник — враг.

Краткое содержание былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» для читательского дневника повествует об отваге русского богатыря.

Сюжет

Богатырь Илья Муромец держит путь в Киев. Хочет успеть прибыть туда к обедне. Идя через Чернигов, Илья освобождает город от осады, но отклоняет предложение быть городским воеводой. Жители указывают дорогу в стольный град. Но по ней никто не проезжает, так как Соловей — Разбойник убивает всех, кто туда подходит свистом и звериным криком. Но для Муромца это не является препятствием. Увидев врага, богатырь выстреливает ему в глаз. Пристегнув к стремени, путь продолжается. Зятья пытаются задобрить Илью, но желаемый результат не был достигнут. Приехав к князю Владимиру храбрый воин рассказал ему о своих приключениях. Князь не верит. Муромец приказывает пленнику издать крик и свист. Люди гибнут. А богатырь обезглавливает Соловья.

Вывод (мое мнение)

Илья Муромец героически преодолевал все трудности пути. Для него не существовало страха. Такие качества помогли ему достигнуть успеха.

Добавить в избранное

Былина «Соловей Разбойник и Илья Муромец» является одним из самых популярных рассказов о могучем богатыре. В русской народной сказке времен IX – XI века он предстал настоящим избавителем от страшного разбойника – знаменитого Соловья, который убивал все живое своим могучим звериным рыком.

Для лучшей подготовки к уроку по литературе в 7 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Соловей Разбойник и Илья Муромец». Пересказ книги также будет полезен для работы над читательским дневником.

Главные герои

Илья Муромец – богатырь, обладавший невероятной физической силой, добрый и справедливый человек, заступник всех слабых и угнетенных.

Другие персонажи

Соловей Разбойник – опасный разбойник, который мог убивать все живое своим сильным свистом.

Князь Владимир – правитель Киева, решивший проверить силу звериного свиста Соловья Разбойника.

Краткое содержание

Из села Карачарово, которое находилось возле города Мурома, выехал «удаленький дородный добрый молодец» по имени Илья Муромец. Утром он посетил церковь, где отстоял утреннюю службу, а затем отправился в славный город Киев. Дорога пролегала через город Чернигов, который находился под гнетом огромного числа вражеской силы. Но Илья не испугался многочисленных хорошо вооруженных воинов. Без лишних раздумий он стал «стал конем топтать да стал копьем колоть» врагов, и вскоре всех их одолел.

Местные жители были очень благодарны Илье Муромцу, которого называли своим спасителем и предлагали остаться в Чернигове в качестве воеводы. Однако богатырь не собирался оставаться, и попросил показать дорогу «в стольный Киев-град». Люди рассказали ему, что в Киев вели две дороги: длинная и короткая. Длинная дорога была спокойной, проверенной, и по ней можно было без лишних приключений добраться до Киева. Также в город вела и более короткая дорога. Но она была непротоптанная, непроезженная, потому как была невероятно опасной. На этой дороге сидел «Соловей Разбойник Одихмантьев сын», который обладал удивительным даром – он свистел так громко, что все живое в округе тут же погибало: травы и цветы осыпались, деревья к земле приклонялись, а люди, если ненароком оказывались поблизости, тут же падали замертво.

Не испугался Илья Муромец рассказов о Соловье Разбойнике, и отправился в Киев по короткой дороге. Подъехав к реке Смородине, богатырь услышал звериный рык лихого разбойника. Свист был такой силы, что даже могучий конь Ильи Муромца шел, спотыкаясь. Богатырь, прикрикнув на своего верного коня, натянул тетиву лука и выстрелил в Соловья Разбойника, «выбил право око со косицею». Пристегнув злодея к стремени, Отправился Илья в Киев.

Тем временем в «гнездышке да соловьиноем» осталось три дочери. Заметив, что их отца увез с собой богатырь, они позвали на помощь своих мужей. Зятья Соловья Разбойника решили жестоко отомстить богатырю, но разбойник велел им бросить «рогатины звериные» и пригласить Илью отобедать в их дом. Соловей понимал, что богатырь обладал невиданной силушкой, и хотел с ним договориться. Однако Илья Муромец отказался от этого предложения, и продолжил свой путь в Киев, к князю Владимиру.

Прибыв в стольный град, богатырь продемонстрировал князю и его гостям свой трофей – Соловья Разбойника. Чтобы убедиться в этом, князь Владимир приказал ему свистнуть, и разбойник свистнул во всю силу, на какую был способен. Тут же «маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались». От того свиста полегло немало народа, но князь чудом остался жив. Рассердился на Соловья богатырь, отвез его в чистое поле, где «срубил ему да буйну голову».

Заключение

Произведение учит быть справедливым, храбрым, никогда и никого не бояться. Илья Муромец никогда не отказывал в помощи тем, кто в ней нуждался, а потому заслужил всенародную любовь и славу.

После ознакомления с кратким пересказом «Соловей Разбойник и Илья Муромец» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по былине

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    К какому литературному жанру принадлежит произведение «Соловей Разбойник и Илья Муромец»?</h3>

    • <label>Сказка</label>
    • <label>Повесть</label>
    • <label>Былина</label>
    • <label>Легенда</label>

(новая вкладка)Содержание

Илье Муромцу, знаменитому витязю, посвящено восемнадцать легендарных былин, в которых повествуется о его жизни и подвигах. Герой прославился тем, что получил свою богатырскую силу только в возрасте 33 лет, после чего стал защитником русской земли, всех слабых и обездоленных. Одна из былин описывает героические приключения отважного и могучего Ильи и его сражение со злодеем – Соловьем-разбойником. Чтобы ознакомиться с сюжетом поэтического сказа, не обязательно читать его в оригинале, можно воспользоваться сокращенным содержанием народной былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Основные герои былины

Центральные персонажи:

  • Илья Муромец – один из наиболее прославленных и отважных русских богатырей, главный герой произведения. Он лежал парализованным 33 года, но внезапно обрел чудесное исцеление, а вместе с ним огромную богатырскую силу. Богатырь стал защитником Киевской Руси, готовым помогать всем слабым, оберегать свою родину от врагов. Его схватка со злодеем и душегубцем рассказана в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».bylina_iliya_muromec_i_solovej_razbojnik_01.png
  • Владимир – гордый, но неумный и несмелый правитель, князь столицы Руси — города Киева.
  • Соловей-разбойник – противник богатыря, представляющий собой страшное чудище – помесь птицы и человека. У него необычное оружие – оглушительный свист, которым он поражает всех животных и людей. Злодей свил гнездо на девяти дубах, расположенных на киевской дороге и 30 лет поражал своим свистом проезжавших мимо него людей.

Описание второстепенных героев:

  • Три дочки Соловья-разбойника и их мужья, которые попытались подкупить Илью вкусной едой, драгоценными дарами, когда он захватил в плен их отца.

Краткий пересказ былины

Быстро ознакомиться с сюжетом произведения, можно прочитав краткий пересказ произведения «Илья Муромец и Соловей разбойник».

Освобождение Чернигова от вражеской армии

Илья – витязь родом из Мурома, решил посетить столицу Руси город Киев. Чтобы доехать туда к обеду, молодец на рассвете отстоял заутреннюю службу в церкви, затем поспешно отправился в дорогу.

Путь-дорога к столице Киевской Руси пролегала через Чернигов, который на тот момент был осажден огромной армией врагов. Герой не испугался и помог горожанам разгромить вражеское войско. На радостях жители Чернигова пригласили молодца жить в их городе и стать их военачальником, но тот отказался.

Витязь попросил у черниговских жителей указать ему самую короткую дорогу к Киеву. Те ответили, что есть прямой маршрут через реку Смородину, но там на верхушке дуба спрятался Соловей-разбойник – злодей, умертвляющий своим свистом всех проезжих людей. Черниговцы посоветовали богатырю ехать окольной дорожкой, которая вдвое длиннее, но зато безопаснее. Но герой отказался, решил поехать прямо.

Встреча с Соловьем-разбойником

Задолго до личной встречи с Соловьем-разбойником, богатырь услышал мощный свист, от которого деревья пригнулись к земле. По мере приближения к противнику, сильный богатырский конь стал спотыкаться, отчего герой рассвирепел. Воспользовавшись луком, Илья попал разбойнику прямо в глаз. После этого он скрутил врага, пристегнул к седлу, дальше поехал в Киев.

bylina_iliya_muromec_i_solovej_razbojnik_02.png

По пути богатырь проезжал мимо соловьиного логова, в котором сидели три разбойничьих дочки со своими мужьями. Зятья Соловья-разбойника выехали на битву с богатырем, но увидев его, предложили силачу драгоценные дары и прекрасный пир. Герой отказался от богатых подарков, так как был неподкупным, поехал дальше в Киев.

Встреча с Великим Киевским князем

Когда герой прибыл в Киев, киевский князь как раз сел обедать. Герой поздоровался со всеми присутствующими и князем, а затем сказал, что одолел Соловья-разбойника в бою и захватил его в плен. Владимир назвал богатыря деревенщиной, так как не поверил герою, решил, что тот насмехается над своим правителем.

Чтобы убедить Владимира, герой отдал приказ своему пленнику посвистеть на княжеском дворе. Разбойник согласился выполнить приказ, после того как ему дадут несколько ведер вина. Выпив крепкий напиток, Соловей просвистел так, что многие гости князя умерли на месте, а сам Владимир спрятался в лошадиной шкуре. Герой очень разгневался, увез злодея подальше в поле, где отрубил ему голову.

О чем былина

Содержание произведения символически изображает читателям две силы — добро и зло. Олицетворением добра является Илья Муромец. Ему присущи качества настоящего богатыря: доброта, бескорыстие, смелость, стойкость, героизм, забота о слабых. Силы зла представлены в кратком пересказе несколькими образами:

  • иноземными врагами, одолевающими Киевскую Русь;
  • Соловьем-разбойником – коварным злодеем, подстерегающим на своем пути русских людей;
  • Владимиром – высокомерным, трусливым князем, который недооценивает силы настоящего русского витязя, представителя простого народа.

Тем, кому понравилось краткое содержание этого произведения, будет интересно прочитать его оригинал в стихотворной форме.

Всем интересующимся древнерусским фольклором рекомендуем читать краткое содержание былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник” – самого распространенного сказания о похождениях легендарного богатыря. В былине в фантастической форме отразились идеи о необходимости объединения Древней Руси и ее защите от врагов.

Главные герои

Илья Муромец – старый казак, могучий богатырь, один из главных защитников Руси от врагов.

Соловей-разбойник – жестокий и опасный злодей, убивающий всех путников на дороге между Черниговом и Киевом.

Краткое содержание

Старый казак Илья Муромец отправляется из Мурома в Киев. Получив благословение родителей и пообещав им ни с кем не вступать в кровавый бой, он садится на могучего коня и пускается в путь. Выехав ранним утром, Илья планирует добраться до Киева к обеду. Сбившись с дороги, он вместо столицы Древней Руси выезжает к Чернигову.

 Илья Муромец видит, что город осажден огромным войском степных кочевников. Чернигову грозит страшная опасность. Враги собираются перебить все население и сжечь город вместе со всеми церквями.

Богатырю приходится нарушить данное родителям обещание. Помолившись господу и святой Богородице, он смело нападает на вражеское войско. Илья производит в рядах противника страшные опустошения: стреляет из лука, рубит саблей, пронзает копьем, топчет могучим конем. Пораженные кочевники в панике снимают осаду с города.

Благодарные жители Чернигова распахивают ворота перед богатырем. Они предлагают отважному воину стать их воеводой. Илья отказывается от этого предложения и просит указать ему прямую дорогу до Киева.

Черниговцы отвечают, что по “прямоезжей” дороге в столицу никто не ездит вот уже тридцать лет. Дело в том, что у реки Смородинки поселился “Соловей-разбойничек Дихмантьев сын”, наводящий ужас на всех проезжающих мимо. Он умеет подражать пению птиц, рычанию зверей и шипению змей. От его ужасного крика осыпаются и чернеют цветы, а люди падают замертво.

Черниговцы добавляют, что страшный Соловей-разбойник увеличил путь до Киева вдвое. Избегая опасного места, путешественники вынуждены вместо пятисот верст проезжать целую тысячу.

Илью Муромца не пугает этот рассказ. Он направляет коня на “прямоезжую” дорогу.

У реки Смородинки раздаются страшные звуки. Увидев богатыря, Соловей-разбойник начинает свистать “по-соловьиному”, рычать “по-звериному” и шипеть “по-змеиному”. Даже богатырский конь спотыкается и боится двигаться дальше.

Илья Муромец приходит в гнев. Он ругает испугавшегося коня, нещадно хлещет его плеткой и достает из-за спины свой мощный лук. Богатырь накладывает на тетиву “стрелочку каленую”, тщательно прицеливается и поражает Соловья-разбойника прямо в левый висок.

Соловей-разбойник падает с высокого дуба. Илья Муромец подъезжает, сковывает его по рукам и ногам и привязывает к своему стремени. Богатырь направляет коня прямо по освободившейся дороге на Киев.

Илья проезжает мимо разбойничьего логова. За ним наблюдают в окошко три любимые дочери побежденного Соловья-разбойника. Старшая и средняя говорят, что отец везет прикованного к стремени “мужика да деревенщину”. Лишь младшая дочь заявляет, что все происходит наоборот: “батюшка” попал в плен к могучему воину. Сестры призывают своих мужей взять рогатины, убить богатыря и освободить Соловья-разбойника.

Увидев бегущих на помощь зятьев, Соловей-разбойник повелевает им бросить оружие, поприветствовать богатыря, почтительно отвести его в логово и угостить самыми лучшими яствами.

Зятья послушно бросают рогатины и с подобострастием подбегают к Илье Муромцу. Умудренный опытом богатырь подозревает ловушку. Он достает саблю, срубает головы разбойникам и продолжает путь.

Илья Муромец приезжает в древнерусскую столицу и идет прямо в великокняжеские палаты. Богатырь кланяется князю Владимиру и всем его приближенным. Он говорит, что приехал в Киев, чтобы поступить к великому князю на воинскую службу и защищать христианскую веру от всех врагов.

Князь Владимир просит богатыря назвать свое имя и рассказать, откуда он родом. Также князь спрашивает, каким путем гость добрался до Киева. Илья Муромец отвечает, что ехал по “прямоезжей” дороге. Владимир ему не верит и повторяет страшную историю про грозного Соловья-разбойника. Богатырь заявляет, что одержал победу над разбойником и привез его с собой связанным. Он предлагает Владимиру выйти на двор и самому убедиться в этом.

Князь со всей свитой выходит и видит закованного Соловья-разбойника. Он просит его продемонстрировать свой знаменитый свист. Соловей разбойник отказывается исполнить княжескую волю, он согласен повиноваться лишь своему победителю.

Илья Муромец повторяет просьбу Владимира, но предупреждает, чтобы Соловей кричал вполсилы. Он преподносит пленнику огромную чарку с вином. Соловей-разбойник выпивает ее и во всю силу издает страшные звуки, схожие со свистом, рычанием и шипением. В окрестностях осыпаются цветы, склоняются леса и падают замертво люди. Сам великий князь мечется по двору в поисках укрытия.

Богатырь напоминает пленнику о своем предупреждении свистеть вполсилы. Соловей отвечает, что нарушил обещание, потому что уже чувствует свою неизбежную гибель.

Илья Муромец хватает разбойника, тащит его на Куликово поле и отрубает голову.

Так святая Русь была избавлена от наводящего на всех ужас Соловья-разбойника.

ilia_muromec_i_solovey-razboinik_1.jpg

«Илья-Муромец и Соловей-разбойник» — это былина, повествующая о подвигах славного богатыря Ильи, который, благодаря своей силе и храбрости, попал на службу к князю Владимиру Красно Солнышко. Являясь народным сказанием, произведение не имеет автора. Сюжет былины повествует нам о двух событиях, в которых участвовал Илья Муромец: бой с врагом («войско», «силушка»), а также схватка и победа над разбойником по имени Соловей Рахматович.

История произведения

(Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год)

Как и многие другие народные эпосы, в сюжетной линии былины участвуют персонажи, упоминания о которых можно найти в исторических документах. В частности: князь киевский Владимир Святославович, правивший в Новгороде, а впоследствии и в Киеве, а также Илья Муромец. Считается, что упоминание о богатыре, как о защитнике Руси, было найдено в письме смоленского воеводы в 16 веке. Подтверждение этому мы находим и в сюжете: доблестный Илья Муромец показывает свою любовь к Родине, готовность защищать русскую землю и свой народ.

Русские народные былины про Илью Муромца

Родился народный богатырь под городом Муромом, который находится во Владимирской области, в селе Карачарове. Прославился Илья своими подвигами уже в зрелом возрасте, после тридцати лет, так как с самого рождения был болен и до 33 лет не вставал с кровати. Исследователи выяснили, что Илья Муромец не мог ходить вследствие генетического заболевания, которое спровоцировало проблемы с позвоночником.

lomqk8hv-27.jpg

Читайте также:  Как правильно написать сочинение о дружбе: примеры, советы и рекомендации

Но, однажды, произошло чудо, к нему в дом постучались старцы и попросили Илью подать воды. Илья ответил, что не может этого сделать, так как не владеет ни руками ни ногами. Старцы настояли, и будущий герой встал с кровати. Волхвы не зря пришли к нему в дом, так как ими было сказано, чтобы Илья собирался в дорогу для совершения ратных подвигов.

ymhhkjtf-13.jpg

С этого момента и начинаются приключения Ильи Муромца. Всего известно 53 былины, из них, в пятнадцати сюжетах, главный герой — Илья Муромец.

wrdv6cmr-3.jpg

Главные герои

ilya-muromec-gravyura-shitikov-evgenij-petrovich.jpg

(Картина «Илья Муромец», гравюра, Шитиков Евгений Петрович)

Илья Муромец

Богатырь, олицетворяющий собой добро и бесстрашие, боролся со злом, нападающим на русскую землю. По сюжету мы видим, что именно любовь к родине обязывала богатыря быть ее защитником от злых сил.

Главный герой не только силен и смел, но и умен, обладает спокойным и добрым характером. Считается, что прототипом богатыря, о котором сложено множество легенд, является святой Илия Печерский, мощи которого упокоены в Киево-Печерской лавре.

Соловей-разбойник

Образ второго героя, который является злодеем, не имеет прототипа из реальной жизни. Народные сказатели изобразили страшного мучителя, который безнаказанно убивал, грабил и разорял целые земли. Соловьем разбойника прозвали за свист, который он издавал, разрушая и сметая всех и вся на своем пути.

Разбойник был уверен в своих силах, поскольку его никто не мог победить. Пешие и конные обходили место его обитания «Черная Грязь» у реки Смородинки. У Соловья Рахматовича была жена и три дочери.

Князь Владимир

Ученые предполагают, что в былине говорится о князе Владимире Красно Солнышко, который правил в Киеве. По сюжету богатырь Илья встречает правителя именно в Киев-граде. Несмотря на опасности и разрушительную силу свиста разбойника, которого защитник русской земли привозит к князю, правитель просит его продемонстрировать способности.

Тем самым князь показывает себя не слишком мудрым человеком, т. к. его самолюбие было задето поведением злодея: тот отказался свистеть, сославшись на то, что теперь повинуется лишь приказам Ильи. В конце произведения князь смягчается и назначает богатыря, укрывшего его от разрушительной силы Соловья, служить при дворе.

В народных эпосах Цари, как правило, изображаются с насмешкой и иронией. Образ Владимира не стал исключением.

Автор былины об Илье Муромце

7q81oofp.jpg

Существует несколько версий. Одна из них, это тексты воеводы Смоленского Филона Кмита-Чернобыльского, владевшего имением недалеко от города Киева. Он пишет о былинном богатыре, защитнике русских земель, Илье Муравленине. В киевском цикле былин так же фигурирует герой-богатырь, однако никакого отношения его похождения к Киеву не имеют. В германских эпических поэмах можно прочитать об Илье Русском, могучем витязе, происходящим из княжеского рода. В сочинениях норвежского автора в 1250 году (поэмы Вилькина или Тидрек) — у князя, по происхождению русского, Гертнита, был сын незаконнорожденный, Илииас, приходящийся братом по отцовской линии Владимиру Мономаху. Наиболее полный свод упоминаний собрал известный ученый историк, С.Н.Абзалов. Он обнаружил 53 былины, но лишь в 15 из них, Муромец является главным персонажем.

Читайте также:  Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

Краткое содержание

ilia_muromec_i_solovey-razboinik_4.jpg

(«Илья Муромец», картина Малютина Сергея Васильевича, создана ранее 1937 года)

Проезжая через город Чернигов, Илья встречает несметное войско врагов, с которыми вступает в бой и выходит победителем. Далее, в лесу богатырь встречает Соловья-разбойника и одерживает над ним победу, несмотря на сопротивление. Взяв злодея с собой, богатырь продолжает держать путь в Киев. Там он встречается с князем Владимиром и рассказывает о своем «трофее».

Владимир просит разбойника показать силу его свиста. Поняв, что может случиться несчастье, богатырь загораживает князя и его жену своим плащом, тем самым спасая их от смерти. Впоследствии он убивает лиходея, поняв, что тот неуправляем. Владимир назначает Илью к себе на службу.

Когда происходили события в былине об Илье Муромце

vu0djqoh.jpg

Фигура исторического персонажа, Ильи Муромца, окутана тайнами и легендами. В былинах и сказаниях нет четкого ответа, когда родился и жил богатырь. В истории Руси можно ассоциировать образ Ильи с разными личностями. Наиболее правдивой версией считается жизнь Илии Печерского, инока и силача, по прозвищу Чоботок (Сапожок), родившегося в Муроме. Жил он в двенадцатом веке, принял монашество в преклонном возрасте с именем Илия в Киево-Печорской лавре.

Согласно этой версии, умер инок в 1188 году. Его памяти посвящен день — 1 января. Причислен к лику святых в 1643 г.

В лавре, где он служил монахом, покоятся его мощи. В одном из храмов Мурома находится средний палец левой руки. Согласно исследованиям, было выяснено, что это мощи человека крепкого телосложения, роста 177 см (что считалось по тем временам очень много), который умер в возрасте 50 лет, перенесший паралич и имеющий множественные ранения.

Содержание по главам

Часть 1. Бой и встреча с Соловьем-Разбойником

(Встреча Ильи Муромца с Соловеем разбойником. Иллюстрация из книги Роберта Стила «Гирлянда русских сказок», изданной в Нью Йорке в 1916 году.)

Из города Мурома, села Карачарова, откуда Илья Муромец родом, главный герой отправляется в Киев. Он путешествует на удалом, резвом коне, который несется, словно вихрь. Путь Ильи лежал через город Чернигов, на который напала несметная рать врагов. Увидев, что вражьи полчища уже подобрались к крепостным стенам, богатырь счел своим долгом уничтожить захватчиков.

И принялся он их как траву косить своей палицей, и даже его боевой конь помогал в сражении, топча врагов копытами. Спасенные черниговцы были благодарны богатырю, и пригласили его быть воеводой в своем городе. Но Илья по-прежнему торопился в Киев-град.

Читайте также:  Образ Герасима и Муму. Жизненные драмы главных героев рассказа И.Тургенева

И тут горожане поведали герою, что по дороге на Киев засел в лесах у реки Смородинки страшный Соловей-разбойник, Одихмантьев сын. Сидит злодей на дубах и кричит: то по-звериному, то по-птичьи, то по-змеиному. От его крика не только деревья падают, но и люди мертвыми ложатся!

-Не езди той дорогой, славный богатырь!

(Соловей-разбойник)

Но не послушал их Илья Иванович. Прибыл он к тому месту, где на высоких дубах бесчинствовал Соловей-разбойник и увидел, что трава там пожухла, деревья упали. Даже булатный конь под богатырем стал неуверенно топтаться на месте. А Соловей ему говорит:

— Ох, попал я в крепкие руки, видно не бывать мне больше на волюшке!

Отвечает Илья:

— Что глядишь на меня, разбойник, или русских богатырей не видывал?

Тут Илья Иванович рассердился и пустил в глаз разбойника стрелу, от чего тот упал на землю. Подхватил богатырь лиходея и приторочил его к стремени.

Часть 2. Путь в Киев-град

(Илья Муромец и Соловей Разбойник. Русский лубок, XVIII век)

Илья Иванович не сразу поехал в Киев. По пути он решил посетить владения Соловья-разбойника. Приехав туда, он увидел, сколько награбленного богатства лежит в его крепости, а на острых кольях висят богатырские головы.

Дочери и жена злодея увидели, что их батюшку везет на коне деревенский мужик, и набросились на Илью. Но силы были неравны: богатырь раскидал людей своим щитом. Жена Соловья стала предлагать ему выкуп – несметные богатства, а взамен просила отпустить мужа.

— Ты возьми у нас, богатырь, серебра, золота, бесценного жемчуга, сколько может увезти твой богатырский конь, отпусти только нашего батюшку.

Но Илья отказался:

— Мне подарков неправедных не надобно. Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждой крестьянскою.

Поехал Илья дальше, да прямиком к Киевским палатам. Там, в каменных палатах, он увидел пир, который устроил князь Владимир.

Пересказ былины три поездки Ильи Муромца

На перекрестке трех дорого увидел Илья Муромец камень Алатырь, на котором было написано: поедешь прямо, будешь убит, поедешь направо, обогатишься, а налево — женишься. Выбрал Илья путь прямо, где ждала его смерть, так как богатство ему ни к чему, а жениться поздно. В Смоленских топях увидел он множество разбойников, сорок тысяч, которые хотели его ограбить и убить. Только богатства у него не было, и стал Илья своим шлемом размахивать, так всех разбойников и перебил. Вернулся он к камню и исправил надпись, что дорога прямо открыта. Затем выбрал он дорогу, указывающую на женитьбу. Встретила его девица, отвела в свои покои и стала на кровать укладывать. Тогда Илья схватил ее и саму на кровать бросил. Упала она в подвал, где томились 12 богатырей. Выпустил их Илья. Вернулся к камню и еще одну надпись исправил. Поехал по третьему пути, нашел богатства и раздал бедным. И третью надпись на камне исправил.

Микула Селянинович (пахарь-богатырь)

Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.

Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.

Подробнее >>

Садко (новгородский богатырь)

Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.

Читайте также:  Краткое содержание романа Айвенго по главам (Вальтер Скотт)

Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.

Подробнее >>

Идолище Поганое (злодей)

Идолище – тоже богатырь, только от сил темных. Из-за своего чревоугодия имеет огромное бесформенное тулово. Злой, некрещеный и не признающий религий. Грабил города со своей ратью, попутно запрещая милостыню и церкви. Побывал на землях русских, в Турции и Швеции.

В истории прототипом Идолища был хан Итлар, совершавший варварские набеги на города земель русских.

Подробнее >>

Используемые источники:

  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/7-klass/1829-ilya-muromec-i-solovey-razboynik.html
  • https://obrazovaka.ru/books/other/solovey-razboynik-i-ilya-muromets
  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/ilya-muromets-i-solovey-razboynik.html
  • https://literoved.ru/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-byliny-ilya-muromec-i-solovej-razbojnik.html
  • https://memblog.ru/biografii-avtorov/iscelenie-ili-muromca-kratkoe-soderzhanie.html

На чтение 14 мин. Просмотров 30 Опубликовано

Содержание:

Описание Ильи Муромца в былинах

Герой сказаний был могучим богатырем, наделенным чувством собственного достоинства, верным слову и долгу. Свою силу он обрел не сразу. В былинах говорится, что до 33 лет Илья тяжело болел и лежал прикованным к постели в родительском доме в маленьком селе Карачарово возле города Мурома. Его чудесным образом исцелили 3 старца-странника и дали ему невероятную силу. Целителям его сила даже показалось чрезмерной, им пришлось ее уменьшить.

После этого старцы наказали богатырю отправиться на служение к князю Владимиру в Киев и предсказали, какое великое будущее его ожидает. Так начинается история побед героя над врагами:

  • половцами;
  • печенегами;
  • хазарами;
  • разбойниками;
  • лихими людьми.

В сказаниях дается описание внешности богатыря. Он высокий, ростом больше 180 см, и имел могучее телосложение. У него было доброе мужественное лицо с крупными чертами, светло-русые кудрявые волосы, острый взгляд из-под черных бровей, борода с проседью.

Исцеленный герой сначала помогает родителям в их нелегком крестьянском труде, а затем отправляется в Киев. По наказу старцев он находит огромный камень и сдвигает его с места. Там оказываются доспехи и оружие. Прискакал к нему и вороной конь, способный выдержать вес могучего героя. Илья называет его ласково: Бурушка-косматушка и ведет с ним речи, как с человеком.

На одетом богатыре следующие доспехи:

  • кольчуга из металлических колец, защищающая от холодного оружия;
  • шлем, прикрывающий голову от стрел и ударов мечом.

Под стать богатырю и его оружие. Он вооружен:

  • большим двуручным мечом-кладенцом;
  • длинным копьем с металлическим наконечником;
  • щитом для обороны от стрел и оружия.

Внутренний мир героя

Чтобы составить характеристику Ильи-Муромца для 4 класса, необходимо знать особенности его личности. Дух богатыря не ослабили годы, проведенные в постели. Наоборот, они воспитали в нём такие качества, как терпение, стойкость, выносливость, способность переносить боль.

Былины описывают героя как отважного воина, не жалеющего своей жизни в борьбе с врагами Отечества. Он защищал простой народ от набегов кочевников. Это был человек спокойного характера, уверенный в себе, сильный не только телом, но и духом. У героя никогда не было ни жены, ни возлюбленной, и это не удивительно: вся его сила без остатка была направлена на защиту Руси. Князь Владимир оценил мужество и боевые качества Ильи Муромца. Он сделал его старшим над своими богатырями, и герой стал охранять русские рубежи от врагов.

Богатырь был не только могучим воином, но и верующим христианином. В былинах четко обозначена его цель: защищать Русь святую и веру православную.

Ратные подвиги богатыря

В былинах описывается множество подвигов героя. Первые из них он совершил по пути в Киев. На подъезде к Чернигову Илья победил огромное войско кочевников, осадивших город. Жители Чернигова предложили ему занять место воеводы, но богатырь отказался: его в цель заключалась не в достижении почестей, а в бескорыстном служении Родине.

Его предупреждают, что по дороге в Киев его ожидает опасность — Соловей-разбойник. Но герой не хочет выбирать безопасный путь, он отправляется, чтобы сразить злодея. Увидев Илью, Соловей начинает свистеть с невероятной силой, так что даже богатырский конь отступает. Но герой прикрикивает на своего четвероногого друга и отважно вступает в битву с разбойником. Герой пускает стрелу и ранит врага, а затем привозит его в Киев, к князю Владимиру.

Другой известный подвиг героя — сражение с Идолищем Поганым. В этой былине Илья возвращается с побывки из дома в Киев (по другой версии — едет в Царьград) и встречает знакомого странника. Тот рассказывает герою, что в городе засел Идолище Поганый со своим войском, а князь Владимир (император Константин) работает у него на кухне. Илья меняется со старцем одеждой и проникает к Идолищу. Тот принимает его за калику (странника) и начинает расспрашивать о богатыре Илье Муромце.

Злодея интересует, много ли богатырь ест. «Калика» отвечает, что аппетит у него небольшой. Цитатная характеристика умеренности героя: «стакан пива да кусок хлеба на обед». Идолище начинает потешаться надо Ильёй, а «калика» отвечает, что его корова ела много, да потом лопнула. Возмущенный Идолище бросает в Илью кинжал, но герой убивает врага своей шапкой. Затем он выскакивает на улицу и начинает крушить татар. Богатырь прогоняет вражью силу и освобождает Киев и князя Владимира.

Былины подчеркивают, что Илья, хотя и был могучим богатырем, никогда не хвастался своими победами и не выставлял их напоказ. Нередко он отпускал побежденного врага, если не было приказа его уничтожить.

Милость к поверженному недругу отслеживается и в описаниях подвигов других богатырей. Впоследствии это стало считаться традиционным поведением русского воина-защитника.

Образ в истории и искусстве

Сказание о подвигах богатыря пользовались огромной популярностью в Древней Руси. Имя Ильи Русского упоминается и в скандинавском эпосе. Хотя герой не был упомянут в летописях, его мощи в Киево-Печерской лавре говорят о том, что это был реальный человек. Историки считают, что он жил во времена Владимира Мономаха.

Первое краткое письменное сообщение о нем, как о человеке большой физической силы, оставил посол Римско-Германской империи Ласотта в своих записках 1594 года. Он посетил Киево-Печерскую лавру в и услышал историю об Илье Муромце.

Образ русского богатыря, защищающего родину, выражен не только в литературе. Его отвага и доблесть нашли отображение в искусстве, архитектуре, музыке. Такие великие художники, как Врубель, Васнецов, Рябушкин изобразили героя в своих картинах.

Памятники Илье Муромцу украшают город Муром, Екатеринбург, Ижевск. Его подвиги отображены в художественных и мультипликационных фильмах знаменитых режиссеров.

Все это позволяет описать характер и внешность героя, чтобы раскрыть его личность в школьных сочинениях.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Публикации раздела Традиции

Прототипом былинного героя считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха. Ратные подвиги Ильи окутаны легендами, а в конце жизни он принял монашество и упокоился в Киево-Печерской лавре.

Жизнеописание

Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия — за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Именно таким — с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения — описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая — о молитвенном подвиге».

Былинная биография

В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря. Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери — и только тут осознал, что исцелен. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем — великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.

Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским — княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.

Читайте также:

Илья Муромец в литературе

Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем. К его образу обращались не только сказители — например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина. «Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой», — рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.

Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья», а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».

Образ в кинематографе

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

На картинах русских художников

Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин, Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах — недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.

Илья на картине «Богатыри» — образ собирательный. Во время работы над полотном , прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.

Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень. Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.

Илья Муромец в бронзе

Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу. Известный скульптор Вячеслав Клыков — автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве — соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой — монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой — православный крест. Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.

В небесах, на земле и на море

В честь Муромца называли корабли, самолеты, поезда, автомобиль и даже танк. В 1913 году первый серийный многомоторный бомбардировщик, разработанный конструктором Игорем Сикорским, получил это гордое имя за небывалую для того времени грузоподъемность. Первая в мире эскадра бомбардировщиков «Илья Муромец» принимала участие в Первой мировой войне.

Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. За всю войну легендарный состав не получил ни одного серьезного повреждения, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере и был удостоен ордена Александра Невского. В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме. На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря, и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу.

Смотрите также

Страшные истории в русской литературеКлассические произведения, герои которых повстречались с русалками, ведьмами, лешими и прочей нечистьюРусские писатели с иностранными корнямиКто считал себя прямым потомком Чингисхана, у кого в роду были датчане и какие мифы строили писатели вокруг своего происхождения5 новинок исторического парка «Россия — Моя история»Как совершить путешествие из Древней Руси в царскую Россию«Сокровища музеев России» в МанежеИстория создания интересных экспонатов из коллекций региональных музеевТри рождественских дедаКак Николай Чудотворец стал Санта-Клаусом и Дедом Морозом. «Добрым людям на послушанье»Три богатыря как воплощение русского характераЗагадочный мирКак собирали русские народные загадкиЛетопись земли Русской: семь исторических фигур в картинах Василия…Разбираемся, кого из исторических персонажей изображал Суриков и какие события отражены на его картинахПамятники подполковника ВучетичаВоинский подвиг и мужество, поднятые на пьедесталКартина в деталях: «Три царевны» Виктора ВаснецоваФольклорное полотно, персонажей для которого художник придумал самПушки и русское искусствоВспоминаем самые интересные произведения русского искусства, посвященные пушкамКузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником сталОт Богоматери с младенцем до петроградской МадонныТысячелетие России в бронзе10 фактов из истории одного памятникаБородино глазами очевидцев: сражение 1812 года в русской литературе5 произведений про Бородинскую битвуСамые необычные смерти русских писателейДуэли, чахотка, репрессии, самоубийства — а что еще?

04.03.2019

Имя: Илья Муромец (Ilya Muromets)

Страна: Киевская Русь

Создатель: славянские былины

Деятельность: богатырь

Илья Муромец: история персонажа

Статный молодец на коне и в доспехах – такую картину привычно рисует воображение при упоминании Ильи Муромца. Споры вокруг личности великого русского богатыря не утихают много лет. Существовал ли Илья на самом деле? Откуда берут начало слухи о волшебном исцелении мужчины? И правда ли герой выдергивал деревья с корнем из земли?

История создания

Ежегодно 1 января в православии чествуют память святого Ильи. Мужчина встретил старость в Печерской лавре и погиб от руки жестоких половцев. Исследования останков мученика подтверждают мнение, что богатырь Илья Муромец – не вымышленный персонаж, а реальный человек.

Метод работы по интегрированному занятию натюрморт Русский классицизм в архитектуре</li> Создание иллюстрации к литературным произведениям Какие произведения запечатлели художники на этих иллюстрациях</li> Функции культуры I Основы социологии</li> Кто старое помянет, тому глаз вон</li>Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-ili-muromtsa.html
  • https://www.culture.ru/materials/162545/ilya-muromec-bogatyr-sily-i-dukha
  • https://ecoprog.ru/osnovnye-cherty-haraktera-ili-muromca-kakie-kachestva-haraktera-u-ili.html

Конспект НОД: Кто такие богатыри?Конспект НОД: Кто такие богатыри?

Автор: Мальцева Светлана Станиславовна

Должность: Воспитатель

Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Д.П. Левина городского округа Сызрань Самарской области, структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад № 62»

Интеграция Образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Физическое развитие

Задачи:

  1. Познакомить с образами защитников Родины, богатырями. (Познавательное развитие)
  2. Показать образ богатырей через рассматривание картин В. Васнецова

«Богатыри», И.Я Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула»; «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну» пополнить словарь детей новыми словами и именами: предки, славяне, усичи, князь, палица-булатная, святая Русь, пуд, соха, ухватка, стольный град Киев. (Речевое развитие)

3. Активно изменить деятельность детей в процессе физ. минутки ослабить наступающее переутомление, снять усталость, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику. (Физическое развитие)

Предварительная работа: Просмотр отрывка из художественного фильма «Последний богатырь», просмотр отрывка из мультипликационных фильмов «Ход конем», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и соловей-разбойник».

Ход НОД:

Воспитатель: Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие места занимали топки болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки. Среди них были и наши предки- славяне; светловолосые, голубоглазые, высоко роста, мускулистые. Они были храбрые воины. А в те далекие годы война-обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.

Прошли столетия, и центром Земли Русской стал город Киев. Там правил князь Владимир Красное Солнышко. При нем границы Руси хорошо оборонялись, вражда затихла.

В те далекие времена русичи (так звали древних славян) славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

— Кто такие богатыри? Назовите имена богатырей, которых вы знаете?

С кем воевали богатыри и за что?

Дети рассматривают картину В Васнецова «Богатыри».

Богатырь-это человек безмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Илья Муромец, Добрыня Никитич Алеша Попович-самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, они стоят у заставы (границы) богатырской, мимо которых ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. Илья Муромец (он в центре) -крестьянский сын, он кряжист и могуч, как вековой лес, окружающий его с детства. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов (640кг).

Совсем по другому выглядит Добрыня Никитич (слева). Он из княжеского рода, происхождения знатного, художник В. Васнецов показал его городскую стать (стройность) и изящество воинского снаряжения. А вот Алеша Попович (он сын священника) побеждает врага не богатырской силой, а сметливостью, хитростью да ухваткой. Вот какие они разные-русские богатыри.

Дети рассматривают картину И.Я Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Илья Муромец по праву считается главным среди богатырей русских. Он самый сильный, смелый, мудрый, рассудительный. За ним всегда последнее слово, он идет на самые трудные дела. Служение святой Руси, отстаивание ее чести и независимости, защиты справедливости -вот смысл его богатырских подвигов.

Илья Муромец сразился с Соловьем- разбойником, а разбойник-то как свистнет по-соловьиному, так и гибнет все живое вокруг. Сшиб Илья Муромец Соловья –разбойника каленой стрелой и привез с собой в Киев, тем самым очистив путь к стольному граду.

(воспитатель задает вопросы о картине)

Физкультминутка:

Богатырь, он вот каков: Показывает силача

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял, Имитирует движения

Метко палицу бросал.

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал.

Подрастем мы, смотри. Дети из положения сидя медленно поднимаются

Станем, как богатыри!

Дети рассматривают картину И.Я Билибина «Вольга и Микула».

Воспитатель: Вольга –воин, племянник и правая рука великого князя Владимира, а Микула-богатырь-пахарь. Пахал Микула поле, и у него соха (сельскохозяйственное орудие для вспахивания земли), позолоченная да булатная. Подъехал к нему Вольга со своею дружиною и позвал его в товарищи. Микула согласился, но попросил дать

ему время соху убрать. Послал Вольга на помощь сначала пять могучих молодцов, потом десять, потом всю дружину храбрую, но те, сколько ни старались, не могли соху из земли выдернуть. А Микула подошел, пихнул соху и подлетела она под облака, а как упала назад-ушла в землю по самую рукоять.

Дети рассматривают картину И.Я Билибина «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну».

Бой Добрыни со Змеем-его первый богатырский подвиг. Коварный Змей, пролетая над Киевом, хватает Забава и уносит ее в свое царство. Великий князь Владимир просит Добрыню, известного своею храбростью, спасти племянницу. Трое суток длился бой. Добрыня побеждает чудовище и освобождает красавицу.

Рефлексия:

-Кто нарисован на картине?

-Как зовут художника?

-Почему этих героев зовут богатырями?

-В чем подвиг богатырей?

  • Отзыв к сказке маленький принц
  • Отзыв к рассказу трудная задача
  • Отзыв к рассказу мальчик у христа на елке
  • Отзыв к сказке ашик кериб 4 класс кратко и понятно самое важное
  • Отзыв к сказке аленький цветочек для 4 класса