Отзыв к рассказу тургенева бурмистр

Многомудрый литрекон представляет краткий пересказ рассказа ивана тургенева бежин луг для читательского дневника. он поможет узнать сюжет и основные события

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» для читательского дневника. Он поможет узнать сюжет и основные события рассказа в сокращении, быстро и понятно. Рассказ входит в цикл «Записки охотника», в котором автор передает настроение и обычаи крестьянского быта, восхищается природой России, воспевает единство людей с этой природой. В данном рассказе затрагиваются особенности взаимодействия крестьян с природой, а также их вера в сверхъестественные обычаи и приметы. В конце статьи Вы сможет е прочитать отзыв. Приятного просвещения!

Краткий пересказ

(311 слов) Рассказ начинается с описания жаркой июльской погоды, заставшей рассказчика во время его охоты за тетеревами в Тульской губернии. Настреляв много дичи к вечеру и собравшись домой, он обнаружил, что забрел в неизвестную ему долину. Спустившись и пройдя через сырость и высокую траву, охотник выходит к осиннику, за которым должна была быть дорога. Он выходит и узнает знакомые места, пытаясь двигаться к дому. Наступала ночь. Двигаясь со своей собакой по темноте, рассказчик попадает в лощину, похожую на котел и имеющую несколько белых камней в центре. Он покидает жуткую лощину и понимает, что окончательно потерялся. Продолжая идти, он натыкается на огромную равнину, где вдали видит огоньки и копошащихся людей. Охотник узнает Бежин луг и направляется к людям, чтобы переночевать. 

Он узнает, что это крестьянские дети стерегут табун лошадей, и решает посидеть с ними. Всего было пять мальчишек: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Дети рассказывают страшные истории про всякую нечисть. Ильюша начал говорить, что слышал домового, когда ночевал в рольне. Далее начал рассказывать Костя: он рассказал о плотнике Гавриле, который встретил русалку, после чего грустным ходит. Далее Ильюша рассказал о том, как Ермила забрал барашка, пасущегося на могиле утопленника, а тот барашек заговорил с ним. В этот момент рассказ прерывается лаем убегающих от костра собак, мальчишки пугаются. Павлуша убегает, но возвращается на коне и с собаками, сказав, что собаки волка учуяли. Успокоившись, ребята вспоминают про покойного барина, иногда гуляющего вне могилы, и другие сельские поверья. Ильюша рассказал про то, как у них солнца не стало видно и все ждали лукавого Тришку, предвестника последних времен. Костя рассказал, как к нему на бучиле взывал утопленный ворами Аким. Ребята вспомнили про Акулину, испорченную водяным, утопленника Васю, которого как раз услышал Павлуша, ходивший за водой. Ильюша подметил, что это дурная примета. Мальчики собирались спать, рассказчик тоже уснул. Утром он покинул ещё спящих ребят. Уже потом он узнал, что в том же году Павел убился, упав с лошади.

Отзыв

(283 слова) Моё мнение о рассказе «Бежин луг» крайне положительное. Автор мастерки погружает читателя в среду загадочной природы, мистического окружающего мира, полного загадочных явлений и жутких существ, описывая эти ощущения через призму восприятия обычных крестьянских детей, особенно остро воспринимающих всё вокруг. Моё впечатление от рассказа «Бежин луг» было положительным и было следствием именно этого погружения, заставляющего на себе ощутить переживания мальчишек, рассказывающих страшные истории ночью у костра. Мальчишки часто сталкиваются с чем-то загадочным и зачастую жутким в своей обыденной жизни, но не унывают и уж тем более не боятся продолжать жить, дыша полной грудью. В этом и заключается главная мысль рассказа «Бежин луг»: нужно жить и радоваться каждому моменту жизни, ценить обыкновенное счастье от существования. Тургенев в рассказе «Бежин луг» учит пытаться быть ближе к природе и ощущать единение с ней, прислушиваться к её знакам. Он показал, как в голове простых людей связываются несвязанные друг с другом вещи, потом находящие реальное отражение на судьбах этих людей. Именно такое отношение к происходящему вокруг можно называть верой в сверхъестественное. Автор заставляет задуматься над тем, что мы становимся заложниками своих собственных необоснованных страхов, как стали ими герои многочисленных историй мальчишек. Чему же учит автор? Мораль в рассказе «Бежин луг» довольно очевидна, хоть и не описывается в открытую: необходимо бороться с невежеством, становиться умнее и лучше, выше своих страхов, чтобы не быть подвластным им.  

Мне понравился рассказ Тургенева «Бежин луг» благодаря мастерскому преподнесению автором такой понятной, но все равно своевольной и загадочной сути природы, оказывающей огромное влияние на каждого человека. Моё отношение к рассказу в хорошую сторону склонило подробное и колоритное описание различных обрядов, народных верований и прочих проявлений фольклора в сочетании с подробным описанием природы, дающим эффект погружения читателя в компанию впечатлительных мальчишек, сидящих ночью у костра. 

Автор: Илья Шляпников

Автор:
Самый Зелёный
·

Цикл очерков «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева является отражением жизни крестьян. Для писателя было важно показать в качестве главных героев простых людей. Первым в этом цикле стал рассказ «Хорь и Калиныч», который является самым знаменитым произведением из всей книги. Разбор этого рассказа по плану предлагает вам Многомудрый Литрекон.

История создания

Тургенев задумал написать рассказ «Хорь и Калиныч» в 1846 году. Впервые это произведение было опубликовано в журнале «Современник» (№1), в разделе «Смесь» с подзаголовком «Из записок охотника». Рассказ получил большое признание, поэтому писатель решил развить цикл, из чего сложилась целая книга под названием «Записки охотника». 

Автор знал о проблеме крепостного права не из газет. Его мать была очень жестокой барыней, которая славилась своим бесчеловечным отношением к «живому товару». В детстве писатель вдоволь насмотрелся на нищету, зависимость и рабский удел крестьян, которые при этом не таили злобы на барина и считали его прихоти законом. Видимо, из-за тяжелых детских впечатлений Тургенев стал ярым противником крепостного права и написал множество произведений, раскрывающих нелегкую судьбу многострадального русского народа.

Жанр, направление

Жанровая разновидность произведения «Хорь и Калиныч» — рассказ. Довольно небольшое по объёму, данное произведение освещает одно событие, занимающее ключевое место в тексте, где представлено небольшое число героев. Рассказ написан от первого лица, то есть от лица автора. В произведении присутствуют и характерные черты очеркового жанра, так как в тексте подробно описаны и охарактеризованы персонажи. 

Направление рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч» — реализм. В произведении показана приближённая к  действительности жизнь тех времён, реалистично показаны люди, их повседневность, быт и склад ума. 

Композиция и конфликт

Рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» имеет одну развивающуюся сюжетную линию, которую условно можно поделить на три части:

  1. Знакомство рассказчика с помещиком Полутыкиным;
  2. Знакомство с крепостными Хорем и Калинычем;
  3. Отъезд рассказчика домой.

Конфликт произведения является межличностным. Он заключается в разнице мировоззрения и темперамента главных героев — крепостных крестьян Хоря и Калиныча. Однако их противоположность не создаёт между ними стену непонимания, наоборот, они остаются близкими и верными друзьями.

Смысл названия

Имена, использованные в названии, — это имена главных героев рассказа Тургенева. Персонажи выражают собой одновременно противопоставление и единство. Хорь и Калиныч — два человека, во многом непохожие, но хорошо понимающие друг друга. В их отношениях есть привязанность и дружба.

Тургенев заключает в названии «Хорь и Калиныч» глубокий смысл. Писатель считает, что вместе эти два крестьянина олицетворяют собой образцового русского человека. Хорь и Калиныч — две противоположности. В их характерах есть такие качества, которыми может обладать один человек, и этот человек мог бы приблизиться к идеалу. 

Суть: о чём?

Как-то раз на охоте барин (рассказчик) познакомился с калужским помещиком Полутыкиным, который позвал его к себе в гости, предложив переночевать. Так как дорога была неблизкая, приятели зашли в усадьбу к Хорю, крепостному крестьянину помещика, который жил на поляне посреди леса. Не застав крестьянина, Полутыкин попросил сыновей Хоря заложить тележку и поехал с рассказчиком к себе в усадьбу. 

По дороге к усадьбе Полутыкина, рассказчик стал расспрашивать помещика о Хоре: отчего тот живёт в лесу отдельно от хозяина? Помещик объяснил ему, что двадцать пять лет назад у Хоря сгорела изба, после чего крестьянин попросил позволения поселиться в лесу за хороший денежный оброк — пятьдесят рублей в год. Со временем Хорь разбогател, работая на себя, и стал платить барину сто целковых в год. Крестьянин мог бы уже давно выкупиться из крепостных, но он с этим не спешил, отговариваясь, что нет денег.

На другой день рассказчик и Полутыкин вновь собрались на охоту. По дороге они заехали за ещё одним крестьянином помещика Калинычем, который всегда ходит на охоту с барином, помогая ему во многом. И в этот раз он сопровождал Полутыкина и гостя-рассказчика. После охоты, уложив приятелей в избушке отдохнуть, он отправился работать на пасеку. 

На другой день помещик Полутыкин отправился по делам в город со своим соседом Пичуковым, а гость поехал на охоту в одиночку. После охоты он зашёл к старику Хорю, дабы познакомиться с ним, так как Полутыкин рассказывал о нём довольно занятно. Крестьянин оказался умным и интересным собеседником, чем приятно удивил рассказчика. Гость спросил у Хоря, почему тот не желает выкупиться из крепостных крестьян на волю, как не раз предлагал ему хозяин, но старик ушёл от ответа. Однако рассказчик смекнул, что Хорь отказывается от вольной жизни ради выгоды.

Гость остался в доме крестьянина с ночёвкой. Утром к Хорю пришёл его друг Калиныч. Рассказчик разговорился с ними обоими, беседа их была довольно занимательной, гость многое узнал об этих людях. После разговора с Хорем и Калинычем он вновь пошёл на охоту. 

Рассказчик остался ещё на три дня погостить у старика-крестьянина. За это время гость с радостью общался с Хорем и Калинычем, таким образом он узнал их взгляды на жизнь и характеры. По прошествии трёх дней рассказчик покинул дом Хоря, с грустью простившись с ним и его большой семьёй. 

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Хорь и Калиныч» представлены в таблице:

Рассказчик барин, охотник. Повествование ведётся от его лица. Для него представляют интерес простые люди, их быт и обычаи. Общаясь с крестьянами, он примечает важные детали, замечает отличительные черты характеров. Приглядываясь, он рассуждает об увиденном мысленно, пытается понять и посмотреть на жизнь глазами других людей.
Господин Полутыкин калужский мелкий помещик, барин, хозяин крестьян Хоря и Калиныча. Он «отличный человек», любящий охоту, но от услужливости Калиныча совсем разленившийся. У него есть «слабости»: например, он сватается за всех состоятельных невест в губернии, а получив отказ, много жалуется своим знакомым и друзьям, а родителям этих девушек продолжает присылать подарки — фрукты из своего сада. Полутыкин любит рассказывать один и тот же скучный анекдот, хвалит книги малоизвестных авторов. Он заикается, а вместо «однако» говорит «одначе». Свою собаку помещик называет Астрономом. В своём доме он завёл французскую кухню, которая на самом деле не является таковой. 
Хорь крестьянин, смекалистый и состоятельный пожилой человек, который принадлежит помещику Полутыкину. Он лысый, небольшого роста, широкоплечий, плотного телосложения. На вид он походит на Сократа: у него высокий лоб, курносый нос и маленькие глаза. Имеется не только внешняя схожесть с великим философом, но и внутренняя: Хорь умён, умудрён жизненным опытом, но грамоте он не обучен. Однако рассказчик оценил его простую, но в то же время умную речь. Во многом старик скрытен, выражается мудрёно, скорее всего, из проявления осторожности. Хорь не сразу доверительно относится к рассказчику, он вначале присматривается к нему, отвечает односложно, уходит от ответа, но на следующий день делается дружелюбнее. Он ощущает себя свободным, несмотря на то, что является собственностью своего помещика, при этом продолжая платить ему немалый оброк. Ему свойственна рациональность. В разговоре о заграничных поездках гостя Хорь обращал своё внимание на государственные и административные вопросы в других странах. Он неплохо поёт. Человеком он слывёт положительным, практическим. По своему складу ума Хорь близок к людям и к обществу. Старик понимает, что в жизни нужно думать о своём благосостоянии: у него свой дом, он копит деньги, ладит с властями, создал большую семью, где его слушаются. Хорь видит сущность своего хозяина, любит своего друга Калиныча и помогает ему. Старик не привык говорить много, он больше думает и размышляет; смотрит на жизнь, иронизируя.
 Калиныч тоже крепостной крестьянин Полутыкина. Мужчина сорока лет, высокий и худой. У него светло-голубые глаза. Ходит он с приподнятой головой. Лицо его смуглое, покрытое неровностями, добродушное. Он сразу понравился рассказчику. Калиныч — весёлый человек, который проникается всем, что его окружает: его приводит в восторг природа, он близок к ней. Когда рассказчик  поведал крестьянам о том, что был за границей, Калиныч заинтересовался природой чужой страны, горами и водопадами, а также необычными зданиями и большими городами. По своему характеру он слывёт романтиком, идеалистом и мечтателем. Говорит он с жаром, но и не слишком ораторствует. Сердце крестьянина отзывается на всё, что есть прекрасного в жизни. Нрава он доброго, кроткого, усердного. Хозяйство у него всегда «в исправности», однако содержать он его не может, так как всё время занят с помещиком. Каждый день Полутыкин берёт с собой Калиныча на охоту. Крестьянин носит его сумку и ружьё, оказывает ему во время охоты всяческие услуги. Без него барин уже не может обойтись. Ходит Калиныч в старой потрёпанной обуви, в лаптях, не прося у хозяина новые, перебивается «кое-как». Хоря он приветствует с нехарактерной для мужика «нежностью». Кроме того, он обучен грамоте, а также хорошо поёт и играет на балалайке. У Калиныча когда-то была жена, он её боялся. Детей у него нет. Он чтит своего хозяина Полутыкина, уважает и любит своего друга Хоря. В Калиныче есть такие способности, которые Хорь уважает в нём: он умеет лечить разные людские недуги. Кроме того, ему удаётся ладить с пчёлами, так как у него лёгкая рука. Есть в Калиныче недостаток: он не умеет и не любит рассуждать и всему верит.
Федя один из сыновей Хоря, белозубый, красивый, высокий двадцатилетний парень. Он обучен грамоте. Вместе с отцом они друг над другом подтрунивают, но, несмотря на это, Федя уважает Хоря. Молодой человек всё никак не хочет жениться, потому что не желает со своей женой «лаяться», но отец всё равно обещает найти ему невесту и обвиняет своего сына в ветрености.

Темы 

Тематика произведения «Хорь и Калиныч» основывается на представлениях Тургенева и на извечных темах:

  1. Крепостное право. В рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев хотел показать разнообразие русских людей, их «живые» образы, в которых отражается жизнь крепостных крестьян. Писатель своей целью ставил «очеловечить» подневольных, показать в своём рассказе, что они тоже люди: со своими судьбами, достоинствами и недостатками. Автор показывает разносторонность, трудолюбие и душевность крепостного крестьянства, их способность к творчеству и природный ум.
  2. Личность человека. Рассказчик-барин проявляет внимание к крестьянам. Это показывает нам, что в интеллигенции проснулся интерес к крепостным, к их жизни и быту, к их мировоззрению и житейской философии. Этот интерес к людям, к личностям, а не к рабам. Автор показывает, что в среде крестьян могут быть самородки, что крепостные бывают талантливы, умны, способны показать пример жизнестойкости, оптимизма, самостоятельности, трудолюбия, умения решать проблемы, умения философствовать. 
  3. Дружба и уважение. В рассказе Тургенева прослеживается тема дружбы. То, как общались герои Хорь и Калиныч, говорит читателю о том, что дружба — это взаимодополнение. У персонажей были разногласия, но они всегда находили точки соприкосновения. Например, они любили вместе петь. Любовь к музыке — это главное, что их объединяло. 

Проблемы 

Проблематика произведения «Хорь и Калиныч» тоже является отражением позиции писателя:

  1. Проблема крепостничества. Тургенев был либералом, поэтому во многих своих произведениях уделял внимание простому народу, пытался заострить на его проблеме внимание читателей. В рассказе идёт речь о крепостных крестьянах, которые живут как могут. Кто-то, как Калиныч, ищет опору в барине, находясь в зависимости от хозяина. Хорь же, напротив, лишь в своих силах находит стержень, который держит его на плаву жизни. При этом оба героя несвободны.
  2. Впадение в крайности. Быть умным и рассудительным и слыть простаком — две противоположные стороны, присущие персонажам рассказа. Хорь являет собой образ хитрого мудреца и рационалиста, тем временем как Калиныч ведёт себя совершенно иначе — в нём живёт дух романтизма, он наивен и прост. На примере главных героев Тургенев показывает, какими разными могут быть люди, выросшие и живущие в одной среде.
  3. Инфантильность дворян. Полутыкин не мог и шагу ступить без помощи Калиныча. Даже собираясь на охоту, он брал с собой крепостного крестьянина для того, чтобы тот носил ему сумку и ружьё, показывал, где садится птица, приносил воду, собирал землянику, строил шалаши, ходил за дрожками. Тургенев показывает, как дворяне беспомощны даже в мелочах, они всегда ожидают, что им будут прислуживать. 

Смысл 

Основная идея, которую пытается донести Тургенев в своём рассказе «Хорь и Калиныч», — показать быт и жизненный уклад традиционной русской глубинки, в которой живут такие интересные и разноплановые люди, как крепостные крестьяне Хорь и Калиныч. Автор стремился описать судьбы простого народа, их привычки и мировоззрение. У каждого из персонажей есть свой потенциал. Они, как и дворяне, способны на чувства, на разумные решения, в них живёт разум и сила души. Особенно хочется отметить широту души Калиныча, в котором преобладает чувственность и сердечность. Хорь, в свою очередь, поражает своим умением устроиться в жизни. Каждый из этих крестьян привязан к своему барину, несомненно, по разным причинам. Их положение в жизни отличается, но они продолжают искренне дружить и любить друг друга, несмотря на не совпадающие взгляды на жизнь. 

Также автор говорит читателю о том, что каждый человек счастлив по-своему. Для Хоря важно накопить побольше денег, а Калиныч не видит в этом своей цели, он живёт по другим понятиям, и это делает его счастливым.

Писатель пытается донести до нас мнение о том, что нельзя делить людей на бедных и богатых, каждый человек достоин быть свободным и счастливым. Также Тургенев делает акцент на том, что русского человека невозможно сломить, независимо от положения в обществе. Писатель показывает, что крепостное право губительно не только для крестьян, но и для дворян. Такова главная мысль рассказа «Хорь и Калиныч».

Чему учит?

В любом произведении присутствует мораль, и рассказ «Хорь и Калиныч» — не исключение. Важно понимать и принимать друг друга, как это делали главные герои рассказа. Необходимо всегда оставаться человеком: ни в коем случае не унижать людей, не соответствующих твоему статусу, а говорить на равных — так поступал рассказчик, общаясь с крепостными крестьянами Полутыкина. 

Помимо этого, можно сделать вывод, что в каждом человеке, вне зависимости от его склада ума, есть своя изюминка, свой неповторимый внутренний мир. Каждый человек в мире ценен, будь он прагматиком и рационалистом или романтичным идеалистом. Очень важно принимать эту разность в людях, как данность, ведь только с помощью этого можно добиться взаимопонимания и уважения друг к другу. Не обязательно быть идентичными друг другу, чтобы достичь понимания. Гораздо важнее принять другого человека, чтобы по-настоящему стать ему верным товарищем, уважать и любить его. Это показано нам на примере Хоря и Калиныча.

Важно также отметить то, что главные герои мыслят совершенно по-разному, придерживаясь прямо противоположных точек зрения на мир. Для зрелого и разумного человека важно найти «золотую середину», центр, где сосредотачивались бы все важные человеческие качества: умение мыслить и анализировать, рассуждать и быть начеку, при этом не терять свою кротость и доброту, быть простосердечным и открытым миру, воодушевляясь и наивно радуясь жизни. Важно не утрачивать связь ни с обществом, ни с природой. Вот о чем заставляет задуматься рассказ «Хорь и Калиныч».

Критика 

Рассказ «Хорь и Калиныч» имел успех у читающей публики. В связи с этим на Тургенева посыпался град отзывов от известных литературных деятелей.

В книге «Взгляд на русскую литературу 1847 года» (1848) Виссарион Григорьевич Белинский писал: 

«Не удивительно, что маленькая пьеска «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему ещё никто не заходил. <…> «Хорь и Калиныч» до сих пор остаётся лучшим из всех рассказов охотника; за ним — «Бурмистр», а после него “Однодворец Овсяников” и  «Контора». Нельзя не пожелать, чтобы г. Тургенев
написал ещё хоть целые томы таких рассказов».

Константин Сергеевич Аксаков с восторгом отмечал в альманахе «Московский сборник» за 1847 год: 

«Мы должны указать на появившийся в №1 «Современника» превосходный рассказал г. Тургенева «Хорь и Калиныч». Вот что значит прикоснуться к земле и народу: в миг дается сила! Пока г. Тургенев толковал о своих скучных любовях, да разных апатиях, о своем эгоизме, — все выходило вяло и бесталанно; но он прикоснулся к народу, прикоснулся к нему с участием и сочувствием — и посмотрите, как хорош его рассказ! Талант, таившийся в сочинителе, скрывавшийся во все время, пока он силился уверить других и себя в отвлеченных и потому небывалых состояниях души, этот талант в миг обнаружился, и как сильно и прекрасно, когда он заговорил о другом. Все отдадут ему справедливость: по крайней мере, мы спешим сделать это. Дай Бог г. Тургеневу продолжать по этой дороге».

Профессор русской словесности и филолог Александр Ильич Незеленов в сочинении «Тургенев в его произведениях» (1885) выражал мнение о героях рассказа Тургенева: 

«Замечательно, что Хоря и Калиныча сблизила не одна противоположность характеров; мы видим много общего в воззрениях и симпатиях этих, по-видимому, совершенно несходных людей: поэтическое свидетельство, что в русском простом народе нет крайнего раздвоения жизни, сохраняется ее живое единство даже в резких различиях типов».

Автор: Диана Танцур

Метки: 6 классИван Тургеневпо плануразборХорь и Калиныч

Читайте также:

Слайд 1

Тургенев Иван Сергеевич Презентация составлена и подготовлена учителем русского языка и литературы Макеевой Жанной Викторовной МОУ СОШ №30, г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край

Слайд 2

Тема урока: И.С.Тургенев: жизнь, судьба, творчество Цель: ознакомить учащихся с биографией И.С.Тургенева; показать своеобразие творческого метода писателя;изучить идейно-художественное своеобразие сборника «Записки охотника» как одного из великих произведений автора и его влияние на русскую литературу; эстетически и нравственно воспитывать учащихся. Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков. Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве И.С.Тургенева, используя знания, полученные в предыдущих классах; принимают участие в беседе; составляют тезисы лекции учителя; знают об идейно-художественном своеобразии сборника «Записки охотника» как одного из великих произведений автора и его влиянии на русскую литературу.

Слайд 3

Ход урока I .Организационный этап II .Актуализация опорных знаний . 1 .Слушание нескольких творческих работ ( см.дз предыдущего урока) 2.Беседа Вспомните, что вам известно о жизни и творчестве И.С.Тургенева. Прокомментируйте слова писателя: «Моя биография – в моих произведениях». Какие из прочитанных произведений И.С.Тургенева вам особенно запомнились? Почему? Расскажите о влиянии А.С.Пушкина на творчество И.С.Тургенева. С какими произведениями поэта перекликается повесть И.С.Тургенева «Ася»?

Слайд 4

III .Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока Слово учителя В блестящей плеяде художников слова, идейно и творчески воспитанных передовой литературой и критикой 1840-х гг., И.С.Тургенев занимает особое место. Он был характерным представителем классической русской литературы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи, играла важную общественную роль. Он по праву гордился своими «Записками охотника», которые способствовали освобождению крепостных крестьян. Его социально-психологические романы оказывали сильное влияние на российскую общественную мысль, ибо писатель, по словам Добролюбова, «быстро угадывал новые потребности, новые идеи… и в своих произведениях обращал внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество». Когда начинающие литераторы обращались к Тургеневу за советом, он никогда не открывал им секреты своего мастерства, а серьезно говорил: «Вы должны себя делать, человека из себя делать». Творчеству Тургенева свойственны глубокий психологизм, изящество и музыкальность языка и стиля, его женские образы очаровательны и подкупают своим обаянием. Его лиризм, вера в личность, человеческий разум обусловлены тем, что он был особенно тесно связан с наследием русского и западного романтизма и сложился как писатель в эпоху позднего романтизма 1840 – гг.

Слайд 5

IV .Работа над темой урока 1.Слушание выступлений учащихся о жизни и творчестве И.С.Тургенева. (учащиеся составляют тезисы) Первый период: 1836 – 1847 гг. А) 1836-1842 гг. – годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля; Б)1843 – 1847 гг. – время напряженных творческих поисков, влияние В.Г.Белинского Второй период: 1848 -1861 гг. Третий период: 1862 – 1883 гг. В.Г.Белинский Г.Гегель Г.Гегель

Слайд 6

2. Лекция учителя (учащиеся составляют тезисы ) «Записки охотника» – поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашел новую тему, став одним их первых русских прозаиков, открывших неизведанный материк» – жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление к объективному художественному исследованию жизни деревенской России. Проникнутые духом антикрепостнического протеста и демократической гуманности, «записки охотника» сыграли важную роль в истории русского реализма, так же как и в развитии русского общественного самосознания. По свидетельству Салтыкова-Щедрина, они «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды» и, вместе с другими произведениями И.С.Тургенева, значительно повысили нравственный и умственный уровень русской интеллигенции.

Слайд 7

Основные художественные особенности сборника рассказов «Записки охотника» В книге нет единого сюжета; каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа цикла и отдельных рассказов – встречи, наблюдения и впечатления писателя – охотника. Географически точно обозначено место действия: северная часть орловской губернии, южные районы Калужской области и Рязанской губерний; Беллетристические элементы сведены к минимуму; каждое событие имеет ряд событий-прототипов; образы героев рассказов – результат встреч Тургенева с реальными людьми – охотниками, крестьянами, помещиками; Весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного к природе и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного, заинтересованного исследователя; Большинство произведений – социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с другими людьми.

Слайд 8

Главное открытие Тургенева в «Записках охотника» – душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополняя давнее открытие сентименталиста Н.М.Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это хорошо видно в сопоставлении героев «Записок ..» с гоголевскими образами помещиков в «Мертвых душах». Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя – слагаемые русской жизни, как бы застигнутой врасплох писателем-охотником.

Слайд 9

3.Комментированнное чтение фрагментов рассказов «Бирюк» «Хорь и Калиныч» «Певцы» «Лес и степь» « Бежин луг» и др.

Слайд 10

4. Аналитическая беседа Какие иллюстрации к рассказу «Бирюк» вам известны? Так ли вы представляли себе героев? Какой вы дали бы отзыв на одну из иллюстраций?

Слайд 11

В чем суть рассказа « Бежин луг»?Что хочет сказать писатель? Как помогают понять это пейзажные картины – описание ночи, наступающего утра, характеры и расказы мальчиков? Приведите примеры тяжелого положения народа, жестоких притеснений со стороны помещиков в рассказах «Бурмистр», «Бирюк», « Ермолай и мельничиха» и др. Как вы понимаете утверждение В.Г.Белинского, что И.С.Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой к нему до него никто еще не заходил»? Почему «Записки охотника» не просто обвинительный акт крепостничеству, а по словам А.И.Герцена, «поэтически написанный»? Почему «Записки охотника» можно рассматривать как выполнение « анибаловой клятвы» *писателя? ——————————————————————————————————— *Твердая решимость быть непримиримым в отношении чего-то. Здесь имеется отношение И.С.Тургенева к крепостному праву.

Слайд 12

5. Постановка и решение проблемных вопросов (работа в парах) Используя тексты известных вам рассказов из «Записок охотника», покажите, как раскрывает И.С.Тургенев красоту и силу народных характеров, их единство с природой; подтвердите правоту В.Г.Белинского, говорившего о новом подходе Тургенева к освещению народной темы. Какую роль в «Записках охотника» играет природа? Зачем нужны огромные, дивные красоты пейзажа в антикрепостнических рассказах? (Тургенев добивается эффекта, построенного на контрасте. Природа совершенна. Прекрасна. Гармонична. А человеческое общество – уродливо, дико, мерзко.)

Слайд 13

Рефлексия. Подведение итогов урока. Острота художественной зоркости И.С.Тургенева исключительна. Но чем полнее он схватывает красоту преходящих мгновений, тем тревожнее чувствует их кратковременность. «Наше время. – говорит он, — требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя». И он не запаздывает. Шесть его романов не только попадают в 2настоящий момент» общественной жизни России, но и по-своему его опережают, предвосхищают. Это значит. Что он видит дальше и зорче своих современников. Забегая вперед Тургенев определяет пути, перспективы развития литературы второй половины XIX в. В «Записках охотника», в «Дворянском гнезде» уже предчувствуется эпос Л.Н.толстого, «мысль народную», духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова. В романе «Отцы и дети» художник предвосхищает мысли Ф.М.Достоевского, характеры будущих его героев.

Слайд 14

Домашнее задание . 1. Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» Индивидуальное задание (2 учащихся) Подготовить сообщение об истории создания романа «Отцы и дети»

Слайд 15

Список литературы: Капитонова Л.А. Тургенев в школе. Учебное издание. – М.: Дрофа, 2002. Лебедев Ю.В. Тургенев. – М.: Молодая гвардия, 1990. Литература. 10 класс: 1 полугодие: планы-конспекты уроков. Г.Е.Фефилова.- Ростов н /Дону. Феникс, 2015.

Муниципальное образовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 67

с углубленным изучением $отдельных предметов

г.Екатеринбурга Свердловской области

$

«Путешествие в мир рассказов И.С. Тургенева»

(Конспек$т Открытого урока в 6 классе)

Подготовила:

Василец Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

$

$

г.Екатеринбург, 2013

$

Цель: привлечение учащихся к чтению книг, развитие желания чаще обращаться к художественной литературе.

$ Задачи:

  1. Познакомить с жизнью Тургенева в имении Спасское-Лутовиново, показать, как факты биографии повлияли на творчество писателя, который раскрыл высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина.

  2. Развивать навыки диалогической речи, умение выражать свою точку зрения.

    $

  3. Воспитывать интерес к изучению творчества писателя через факты биографии.

Содержание: путешествие поможет проникнуть в духовный мир И.С. Тургенева, раскроет причины ненависти к крепостному праву, познакомит с$ двумя рассказами писателя, пополнит знания учащихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, костюмы для инсценировок.

Маршрут путешествия:

  1. Знакомство с родителями писателя

  2. Родовое имение Спасское – Лутовиново

  3. «Записки охотника»

  4. «Вне же матери Спасское давало очень много…»

  5. $$Рассказ «Муму»

  6. Аннибалова клятва

  7. Памятник И.С. Тургеневу.

Ход путешествия

Слайд 1.

Титульный слайд.

Сегодня мы с вами$ проводим ежегодный традиционный Открытый урок чтения с целью привлечения внимания к чтению книг. Мы совершим виртуальное путешествие в родные места Ивана Сергеевича Тургенева. Вы увидите, как факты биографии повлияли на творчество писателя, который с любовью показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина.

И.С. Тургенев родился 9 ноября 1818 года в городе Орле, детство провёл в имении Спасское — Лутовиново. Село Спасское – Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города Орловской губернии.

$

Слайд 2.

$Рассказ учителя.

Огромное барское поместье в берёзовой роще, с усадьбой в виде подковы, дом в сорок комнат, с бесконечными службами. Недалеко от дома «службы» — постройки для дворни, которой около трех­сот человек: повара, прачки, столяры, портные, мальчики для побегушек, кружевницы…

Тихое летнее утро. В просторной, высокой комнате настежь открыты окна в сад. Сквозь нежную зелень берез пробивается солнце; скользит по белоснежной скатерти, по серебру самовара, по золотым узорам чайных чашек. За столом, откинувшись$ на высокую спинку стула, сидит красивый гвардейский офицер в отставке — Сергей Николаевич Тургенев. Напротив него, с недовольным лицом, с черными, очень выразительными глазами, маленькая, некрасивая жена его — Варвара Петровна. Старый слуга в черном фраке, белом жилете и белом галстуке оглядывает стол. Дверь открывается, и в комнату чинно со своим гувернером-немцем входят дети: стар­ший, Николай, второй, Иван, или Жан, как часто называет его мать, и совсем еще маленький, Сережа, которого за руку ведет нянька. Дети подходят к матери$ и отцу, шаркают ножкой, здоро­ваются, потом садятся по своим местам и молча пьют молоко со сдобными домашними булочками. Разговаривать им не полагается, если их не спрашивают о чем-нибудь взрослые.

Чай отпит, отодвинуты стулья, дети снова подходят к родителям, благодарят и уходят в свои комнаты.

Так начинается день в богатой барской усадьбе Тургеневых — Спасс$ком-Лутовинове.

Слайд 3

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду. Отец — Сергей Николаевич Тургенев — отставной полковник-кирасир, участник Отечественной войны 1812 года. Сергей Николаевич мало вмешивался в домашние дела. Был он со всеми одинаково равнодушно ласков, жил спокойно и праздно$.

Мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.

Главным лицом в доме была Варвара Петровна. Она была очень богата — ей принадлежала усадьба и тысячи крепостных душ. Своевольная, властолюбивая$, она была умна, образованна, много читала, знала несколько иностранных языков и по-русски писала «изящным слогом и без ошибок», что тогда для женщины было редкостью.

Но, несмотря на весь свой ум и образованность, была она стойкой помещицей-крепостницей. С самого детства привыкла считать, что все вокруг создано для того, чтобы сделать ее жизнь приятной и удобной, и никогда не задумывалась над тем, что крепостные крестьяне такие же люди, как она сама. Ей ничего не стои$ло оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, что та не успела стереть пыль с ее столика, или приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал ее любимый цветок.

Отрывки из романа Б Зайцева «Жизнь И. Тургенева», 1929 – 31 гг.

$«Одиночество, оскорбления, побои – вот детство Варвары Петровны… В одну страшную ночь девушка бежала из дома… укрылась у дяди своего Ивана Ивановича. Здесь ждала тоже несладкая жизнь – у крутого и скупого старика… Она прожила у дяди 10 лет, ей шёл 27-ой, когда неожиданно обратилась она во владелицу тысяч крепостных, тысяч десятин орловских и тульских благодатных земель.

Когда Тургенев подрос, его ужаснули картины насилия и несправедливости, с которыми он сталкивался на каждом шагу. Мальчик в$идел жестокость своей матери по отношению к дворовым людям. Она не выносила, когда кто-нибудь ей осмеливался перечить. И гнев ее был страшен. Редкий день проходил без того, чтобы со стороны конюшни не раздавались крики наказываемых плетьми людей.

Однажды стала она бить маленького Ваню; было ему тогда лет семь-восемь. На все мольбы мальчика сказать, за что его наказывают, мать только приговаривала: «Сам знаешь, сам должен знать, сам догадайся, за что я секу тебя». Догадаться, какое он $совершил преступление, Ваня не мог. На следующий день его снова высекли и обещали сечь до тех пор, пока он не сознается. Мальчик был в таком ужасе, что решил бежать из дому. Ночью он потихоньку оделся и в потемках стал пробираться по коридору в сени. Вдруг видит: навстречу кто-то идет с зажженной свечой; это был немец-гувернер. Он остановил мальчика. Ваня расплакался, сказал, что не знает, за что его секут, и что не хочет больше жить дома. Гувернер как умел успокоил, обласкал мальчика и обещал, что бить его больше не будут.

«Детство Тургенева могло стать золотым — но не стало. Слишком суровой оказалась мать… Она очень любила сына – и очень его мучила. В этом же самом роскошном доме чуть не ка$ждый день секли будущего владельца Спасского, за всякую мелочь, за каждый пустяк…»

Для детей был установлен свой порядок жизни. Каждый день ровно в десять часов утра в детские комнаты входил Фе$дор Иванович Лобанов — крепостной дворовый человек, который исполнял должность секретаря при Варваре Петровне. Он вручал гувернеру маленький листок бумаги, на котором рукой матери было написано расписание детских занятий и развлечений на день. Ни один гувернер не смел без приказания матери менять это расписание. Матери всегда все было известно — у нее была своя «тайная полиция». Во главе этой женской тайной полиции стояла старуха приживалка с трясущейся головой. Дети бояли$сь и ненавидели ее, а она наговаривала на них матери, и мать, ни в чем не разбираясь, приказывала сечь детей, иногда секла и сама.

На всю жизнь сохранились в сознании писателя горечь за несправедливо нанесенные обиды и унижения.

Русской грамоте Ваню очень рано выучил крепостной человек Серебряков. Случилось так, что крепостной слуга и маленький мальчик очень подружились. Часто потихоньку от всех забирались они в сад, где были у них свои тайные любимые уголки. Как только старый слуга сделает знак рукой, кивнет на сад, Ваня всегда найдет предлог убежать. Добежит до пруда, заберется в камыши и, если нет здесь милого друга, бежит назад; где-то в бо$ковой аллее раздвинет кусты орешника, черемухи, бузины, выскочит на маленькую полянку, покрытую зеленой шелковистой травой, и знает — здесь уже ждет его старый слуга. Сядут они рядом, и кажется Ване, что никто его не найдет, что деревья и кусты заслоняют его от всего мира. Сад полон звуков: свистит дрозд, заливается зяблик, кричит кукушка, поет каждый куст, каждая травинка.$

А как великолепно светит солнце, как сияют звезды, как хороша утренняя заря, как надоедливо моросит осенний дождь в чудесных рассказах Тургенева! И еще лучше — широкие равнины с пологими распаханными холмами, тихие извилистые речки в живописных долинах, дубовые, липовые, березовые лески и рощи, узкие тропинки в полях — все это родной Тургеневу Орловский край.

Мальчики подрастали.$ Старшему было уже одиннадцать лет, Ивану — девять. Настало время учиться, и решено было переехать в Москву.

Слайд 4

Ранней весной Варвара Петровна всегда уезжала в Спасское; немного позднее приезжал на каникулы сын Иван. Лето обычно проходило быстро. Наезжали соседи, бывала молодежь, ставили спектакли, гуляли, читали. Очень часто со своей собакой уходил Тургенев на охоту и с раннего утра до поздней ночи бродил по окрестным лесам и лугам.

$ «Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст,— вас так и обдаст накопившимся теплым запахом но$чи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; еще свежо, но уже чувствуется близость жары» — так позднее писал он о той радости, которую испытывал от общения с природой.

С каждым годом все больше и больше увлекала его охота; но в этом была для него не только радость от близости с природой, но и желание лучше знать жизнь своего народа.

Чем ближе узнавал Тургенев жизнь русского крестьянина, тем невыносимее становилось ему жить в доме матери, тем сильнее росло глухое раздражение против многих ее действий и распоряжений.

В первых своих рассказах из будущих «Записок охотника» Тургенев показал взаимоотношения помещиков и крест$ьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика.

Сегодня ваши одноклассники приготовили небольшую инсценировку к рассказу Тургенева «Бурмистр». Бурмистр – управляющий имением. Некруты – крестьяне, записанные на рекрутскую службу в царской армии.

Инсценировка

$ Вот что случилось. Выходя из сарая, увидали мы следующее зрелище… Подле грязной лужи…стояли два мужика: один – старик, лет шестидесяти, другой – малый, лет двадцати, оба в …заплатанных рубахах, на босу ногу$…Тут же стоял староста…Аркадий Павлыч нахмурился … и подошёл к просителям…Оба молча поклонились ему в ноги.

— Что вам надобно?…Ну, что же?…Из какой семьи?

-Из Тоболеевской…- отвечал бурмистр.

-Ну, что же вы?…Сказывай ты, чего тебе надобно?

Старик…сиплым голосом произнёс: «Заступись, государь!…Замучены совсем.

-Кто тебя замучил?

$ -Да Сафрон Яковлич, батюшка.

-Как тебя зовут?$

-Антипом…

-А это кто?

-А сынок мой…

$-Так чем же он тебя замучил?

-Разорил вконец. Двух сыновей… без очереди в некруты отдал, а теперя и третьего отнимает. Вчера… последнюю коровушку со двора свёл и хозяйку мою избил.

-Гм…Что же это, однако, значит? – спросил Аркадий Павлыч у бурмистра.

-Пьяный человек-с,- отвечал бурмистр…Из недоимки н$е выходит уж пятый год-с.

-Софрон Яковлич за меня недоимку взнёс…вот пятый годочек пошёл…,а как взнёс, так в кабалу меня и забрал.

-А отчего недоимка за тобой завелась?…Знаю я вас.. ваше дело пить да на печи лежать, а хороший мужик за вас отвечай.

-Батюшка,.. Невзлюбил меня Софрон Яковлич…Разоряет вконец…Последнего сыночка…и того…заступись.

-Да и не нас одних,- начал было молодой мужик…

$ Аркадий Павлыч вдруг вспыхнул:

-А тебя кто спрашивает? Тебя не спрашивают.. Молчать, тебе говорят!…Да это просто бунт. Нет, брат, у меня$ бунтовать…(Аркадий Павлыч, вероятно, вспомнил о моём присутствии, отвернулся и положил руки в карманы.)

Слайд 5

А мы продолжаем наше путешествие.

«Вне же матери Спасское давало очень много. Ту$т узнал он природу, русских простых людей, жизнь животных и птиц… Здесь узнал он и поэзию книжную, кроме природы.

Тургенев – дитя, Тургенев времён Спасского знал уже многое о жизни. Кроме пения птиц в парке да волнующего звона стихов, слышал и вопли с конюшен и по себе знал, что такое «наказание». Всякие деревенские друзья-сверстники … подробно доносили, кому забрили лоб, кого ссылают, кого как драли. Не в оранжерее рос он. И нельзя сказать, чтобы образ правления Варвары Петровны приближал к ней ребёнка, в котором жил уже бродильный грибок. Мать растила не только далёкого себе сына, но и довольно устойчивого, неукоснительного врага того жизненного склада, которого страстной носительницей была сама.

$Слайд 6

Варвара Петровна доживала свой век одна; «день ее нерадостный и ненастный давно прошел, но и вечер ее был чернее ночи», как у старой барыни в рассказе «Муму»…

Инсценировка

$В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами…жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленной дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж…она …доживала последние годы своей скупой и скучающей старости.

Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Барыня взяла его из деревни…Он работал за четверых. Славный он был мужик…Герасима привезли в Москву, …дали ему в руки метлу и лопату и определили дворником.

$ Так прошёл год, по окончании которого $с Герасимом случилось небольшое происшествие.

Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг…он увидел небольшого щенка.. Герасим поглядел на несчастную собачонку,…сунул её к себе в пазуху и пустился…домой.

Ни одна мать не ухаживает так за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей…Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг…Он и кличку ей дал…назвал её Муму.

Так прошёл ещё год.

$

Однажды…Барыня начала её ласковым голосом подзывать к себе:

-Муму, Муму, подойди ко мне…

-Подойди, Муму, к барыне,- твердили приживалки.

— Принесите ей чего- нибудь поесть,- сказала барыня.- Чего она боится?$

-Они не привыкли ещё,- сказала одна из приживалок.

-Ах, какая же ты! – промолвила барыня, подходя к ней, нагнулась и хотела погладить её, но Муму оскалила зубы. Барыня проворно отдёрнула руку…Муму слабо визгнула…Барыня отошла и нахмурилась.

-Ах…Не укусила ли она вас?- закричали разом приживалки.

$-Отнеси её вон…Скверная собачонка!

До самого вечера барыня была не в духе и ночь дурно провела.

Конечно же вы помните конец этой трагической истории Муму и её хозяина. А барыней была собственная мать Тургенева.

Она была все такая же крутая, властная и капризная помещица, как в молодости. Давно прочитав первую поэму сына «Параша», которая ей, в общем, понравилась, она с тех пор не читала н$и одно$го его произведения. «Не признавала, во мне писателя»,— с горечью говорил сын.

Она умерла осенью в год приезда Тургенева. И он тотчас же отпустил дворовых на волю; часть крестьян, которые выразили желание, перевел на оброк и старался для них сделать все, что только было возможно. Он подолгу жил в Спасском, много охотился и во время охоты узнавал людей, приглядывался к жизни крепостного крестьянства.

Слайд 7$

Ещё в детстве писатель дал Аннибалову клятву (Текст клятвы читаем на слайде). Тяжело было смотреть на то, как живут крестьяне в родном Орловском крае; в каждой избе поражала страшная бедность, нищета. Но каких хороших, настоящих людей встречал он здесь, подолгу беседовал с ними!

В 1852 году в Москве вышла книга «Записки охотника» в двух частях. Когда рассказы эти были собраны и изданы вместе, то как-то особенно ясно стало, что бьют они по самому основному и главно­му злу русской жизни — по крепостному праву, по помещикам. Рядом$ с этими помещиками проходят по книге отвратительные их слуги и помощники: «зверь и пес» Софрон, конторщик, рыжий староста и многие другие. Все они потеряли совесть, стыд, мучат и разоряют своих же братьев-крестьян…Но вот вдруг на какой-то странице — дрянной кабачок, и Яков Турок поет свои чудесные песни, а где-то у порога бедной избушки сидит Калиныч, вырезывает ножом ложку и говорит ласковые слова. А вот мудрый Хорь со своими сыновьями Хорьками; милые мальчики у костра в овраге Бежина луга… и еще много настоящих, хороших, русских людей. Они рабы, но Тургенев знает, остро чувствует, что в каждом из них «таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития».$

Последний раз писатель приезжал в усадьбу в 1881 году после пятнадцатилетнего перерыва.

Слайд 8

Тургенев умер 22 августа 1883 года в Буживале. Но перед смертью просил он одного из друзей: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, — родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».$

Итог: Почему И.С. Тургенев с детства ненавидел крепостное право? О чём мечтал писатель? (обсуждение в классе)

$

Литература

    1. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – М.: Дет.лит. 1982.

    2. Зайцев Б. Жизнь Тургенева//Юность, 1991, № 2 – 4.

    3. Литература. 7 кл$асс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / авт.-сост.В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009.

    4. Ресурсы интернет:

    • http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/turgenev.html

      $

    • http://turgenyev.narod.ru/mama.htm

    • http://www.mccme.ru/putevod/57/Spasskoe-l/spasskoe-l.html



    Клайпеда — Литва
    Август 2021

    Клайпеда город небольшой, но и маленьким его назвать, язык не поворачивается. Сегодня прогуляемся не по Старому городу и центру, за пределы которого обычный турист редко доходит, а ближе к вокзалу, где помимо довольно современных зданий, находится, например, бывший вокзал узкоколейной железной дороги, открытый в 1906 году.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    Хотя, у нас Клайпеду и то, что рядом почему-то называют Малой Литвой, но литовским городом Клайпеда была ровно шестнадцать лет-с 1923 года по 1939 год, а потом город передали нацистким властям.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    Уже возле самого вокзала можно встретить архитектуру из прусских времен. Например, в этом доме по улице Лиепу в начале двадцатого века находилась баня. Когда в 1902 году к 650-летию города появилось водопроводное снабжение, весь дом вместе с баней выкупил кузнец и открыл кузницу. Затем уже в жилой дом он превратился усилиями строительного инженера Хермана Домшайта. Дом находится в регистре культурных охраняемых объектов.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    Недалеко отсюда, сразу возле парка скульптур, находится православный храм в честь всех Русских Святых. Русскоязычного населения с каждым годом в городе становится меньше, но все же их здесь проживает немалое количество, и русскую речь мы слышали довольно часто. На самом деле, церковью она стала сравнительно недавно, а до этого была часовней при кладбище. К ней примыкали постройки для кремации и установленные для прощания помещения.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    После Второй мировой войны на пару лет, часовня была отдана под зерновой склад, но вскоре все же ее передали православным, община которых выросла до тысячи человек. Она стала первой официальной религиозной общиной в Клайпеде. Башенку часовни, которая изначально была неоготического стиля, заменили православным лукообразным куполом, а из закрывшейся церкви в Лиепае привезли иконостас. У лютеранской общины не было своего молельного дома, и вплоть до 1990 года она собиралась во второй половине дня после православных служб. Обычно в церквях не разрешают фотографировать, но здесь особо за этим не следили, и мне удалось сделать пару фотографий.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По дороге в центр попалась странная скульптура. Название диссонирует с видом- «Прощание с Родиной».Она посвящена всем клайпедчанам(мемельчанам) покинувшим город во время Второй мировой войны. В 1941 году в тогдашнем Мемеле проживало почти 42 тысячи людей. Около сорока тысяч эвакуировались в Германию еще в 1944 году, а остальные отступали вместе с немецкой армией. Когда в январе 1945 года части советских войск заняли Клайпеду, в нем осталось всего шесть человек: две старушки литовки, двое военнопленных и две женщины архитекторы.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    В этом рассказе мы не будем гулять в классическом понимании этого слова. Просто хочу показать и расставить некоторые архитектурные акцентики города. Хотя все улицы, по которым пройдемся, находятся недалеко друг от друга. В начале 80-х пытаясь сохранить традиции местного строительства и региональной архитектуры, архитекторы планировали такие вот дома из красного кирпича с элементами деревянного ажурного декора. Необычно.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    В этом красивом здании располагается библиотека. Его купил купец И. Г. Герлах, один из богатейших людей Мемеля. Оно и сейчас выделяется, но тогда считалось одним из красивейших в городе. В 1935 году вдова Герлаха продала владение городу и сюда переехала библиотека «Штадтбюхерей Мемель».Приятно, что и в советское время, и сейчас библиотека с этого места никуда не делась.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    В кирпичном здании с оригинальной стеклянной пристройкой в 1864 году на средства филантропа и мецената купца Юлюса Людвига Винера был открыт Институт благородных девиц. На постоянной основе здесь проживало около двадцати девочек из небогатых семей. Здесь их содержали, за ними присматривали, кроме того, они получали образование. Это воспитательное учреждение для девочек сохранилось вплоть до самой середины двадцатого века.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    А вот здесь, в фасадах зданий позднего югенда и экспрессионизма в конце 19 века была частная харчевня, где на месте приготовлялось пиво. Затем хозяева решили открыть пивоварню с аристократическим названием «Богемия».В советское время чего только здесь не было!.. И прокуратура, и гостиница, потом магазин напитков.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    В доме с башенкой теперь находится банк «Luminor»,а в начале прошлого века здесь был дом-резиденция, принадлежавший коммерческому консультанту и банкиру Леопольду Александеру(1854–1922).Он был совладельцем банка «Sieber&Alexander».Помимо этого был книжным издателем, имел свою типографию, а также владел лесопилкой и фабрикой по производству вагонов. Короче, не бедный был человек.

    В 1920–1923 годах в этом здании проживал главный комиссар, администрирующий Клайпедский край со стороны Антанты, француз Габриэль Петисне. Был такой момент в истории края, когда его судьба после Первой мировой войны была в столь неопределенном и подвешенном состоянии.

    После Второй мировой войны здесь размещался филиал института Марксизма-Ленинизма.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    Рядом находится музей Часов, который открыли в 1984 году, и действующий до сих пор. Внутрь мы не заходили, а просто ограничились созерцанием здания снаружи.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    Напротив музея Часов, в 1901 году было построено здание в Югендстиле. Оно принадлежало консулу из Дании Генри Шмелингу, возглавлявшему гильдию Мемельских купцов. Главный фасад здания украшен лепниной и скульптурами. После Второй мировой войны достроили второй этаж и с 1954 года здесь функционировал краеведческий музей. Теперь размещаются структурные отделения администрации Клайпедского самоуправления.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    А вот здание Королевской Клайпедской почты, в которой до 2019 года располагалась городская почта. Теперь она переехала в более новые апартаменты, а это здание, больше похожее на замок в стиле неоготики и элементами югендстиля, находится в подвешенном состоянии и продолжает приходить в упадок. А ведь это один из самых значимых и узнаваемых символов города, чьи подъезды помнят, как минимум, трех прусских королей и двух императоров, но теперь рискует стать домом-призраком.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    В двухэтажном доме на улице Тургаус, с симпатичным эркером на втором этаже, в 18 веке жил один из богатейших мемельских купцов, городской бурмистр Йоханн Симпсон. Потом хозяева много раз менялись, а с 1907 года здание стало отделом немецкого банка «Ostbank fur Handel und Gewerbe A-G».В советское время здесь располагалось Центральное отделение сберегательной кассы. А теперь обосновался Театр Кукол.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    На улице Стрелков мемельские стрелки создали свою организацию уже в конце 17 века. В 1843 году ей предоставили права корпорации, и стрелки даже стали самой большой организацией такого рода во всей Германии. Вокруг они прикупили немало земли, построили стрельбище, а в самом здании, в зале и в саду проходили различные большие праздники и стрелковые турниры. С 2005 года здесь находится Клайпедский концертный зал.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    В один из вечеров мы решили прогуляться по улицам города, но пошли не в сторону Старого города, как обычно, а в обратную. Так мы попали на улицу И.Канта. Она была спланирована в 30-х годах двадцатого века. Дорога выложена из камня, а вокруг стоят дома которые украшают эркеры. В довоенное время обнаружился дефицит жилья.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    Поэтому решено было построить этот квартал. Он отличался от других тем, что специально для этого квартала внутри построили парк. Во внутреннем дворе балконы и террасы, чтобы любоваться садом. В советское время парк пришел в запустение. Теперь там можно увидеть лишь его контуры и кое-какие фрагменты.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    Памятник родоначальнику первой литовской книги Мартинасу Мажвидасу (1510-1563)

    Памятник родоначальнику первой литовской книги Мартинасу Мажвидасу (1510-1563)

    Теперь идем к последней точке нашей прогулки. По дороге нам попадается цветник, где из цветов выложено «Спасибо докторам».Имеется ввиду докторам, борющимся с мировой напастью-ковидом. Нужная акция и к тому же красивая!

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    Далее на нашем пути втречается квартал домов в стиле модерн. Ну, очень симпатичные!.. Все разные и каждый со своей изюминкой. У кого эркер симпатичный, где вход интересно оформлен. Колонны разных размеров. Особенно умилили совсем небольшие. Очень прикольно выглядит!…

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    На некоторое время я очутился в немецком Мемеле начала двадцатого века, а не в литовской Клайпеде века двадцать первого!.. Приятно, что они сохранились до наших дней.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    Очень понравилась эта вилла 1909 года, со сложным планом и прогнутой, с ломанными формами крышей. Принадлежала богатому купцу.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    Подходим к красивому бывшему комплексу казарм, где теперь располагается три факультета Клайпедского университета, администрация, а также Центр евангелической теологии и Институт истории и археологии Балтийского региона.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    В начале двадцатого века Прусское военное министерство начало строительство здесь нового казарменного комплекса. Строительство началось в 1904 году, куда было привлечено сто двадцать итальянских каменщиков. Неужели своих не хватало?.. Мало того, они еще учинили забастовку! Но, к 1907 году строительство было благополучно завершено. Ансамбль состоял из шести, построенных в неоготическом стиле зданий: двух главных корпусов для проживания военнослужащих, сооружения для культовых нужд, то бишь храм, и столовой. Остальные три сооружения предназначались для штаба, квартир офицеров и под склад.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    Вначале здесь базировался дислоцированный батальон пехотного полка имени фон Бойена, а в 1920 году, после введения в Мемельском крае санкционированной странами Антанты временной французской администрации, казармы занял егерский батальон. Когда же, Мемельский край в 1923 году присоединили к Литве, в казармах обосновался штаб пехотного полка жямайтийского князя Бутегейдиса.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    После присоединения Мемельского края к Германии в 1939 году, в казармах располагались артиллерийские дивизионы немецкого военно-морского флота.

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    По городам Литвы. Клайпеда. Часть 1-ая

    С 1945 года по 1993 год здесь находились части береговой охраны военно-морского флота СССР.После вывода российских войск здания было решено передать Клайпедскому университету. На реставрационные работы потрачено пятнадцать лет, зато сейчас приятно смотреть!..

    Вот так, на примере военного казарменного комплекса мы проследили историю Мемеля с начала двадцатого века и до наших дней. История непростая, ведь власть за это время менялась пять раз!..

    В следующий раз я поведу вас уже по более знакомым местам, но не менее интересным!..

    Фотоальбомы к рассказу

    Теги:
    Самостоятельные путешествия

  • Отзыв к рассказу кошкин щенок
  • Отзыв к рассказу носова милиционер
  • Отзыв к рассказу порог на шуе
  • Отзыв к рассказу паустовского заячьи лапы
  • Отзыв к рассказу такая была планета