Отзыв к рассказу шел по улице солдат

Шумела гроза над землею, мужали мальчишки в бою знает народ: пионеры-герои навечно остались в строю! есть события, над которыми время

Шумела гроза над землею,
Мужали мальчишки в бою…
Знает народ: пионеры-герои
Навечно остались в строю!

Есть события, над которыми время не властно. И чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Для нас важно сохранить память о войне. Она живет в книгах, рассказах старших, документах, фотографиях, письмах, сердцах.

В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки: они не играли в войну, они жили по ее суровым законам. Величайшая любовь к своему народу и величайшая ненависть к врагу позвали пионеров огненных сороковых годов на защиту Родины. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. И их юные сердца не дрогнули! Их детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было так. Было в истории нашей большой страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
Родина.

Азановская сельская библиотека приняла активное участие в акции «Прошла через детство война», объявленной Республиканской детской библиотекой. Была оформлена выставка «Мальчишки в 41-м», посвященная юным участникам войны.

На мероприятиях были прочитаны три произведения о юных героях. В третьем классе был прочитан рассказ Г. Набатова «Зина Портнова». После прочтения ребята поделились впечатлениями о рассказе. Многие рассказали о своих бабушках и дедушках, которые воевали на войне или трудились в тылу.

5 мая библиотека пригласила 5 класс на чтение рассказа Г. Наджафова «Валя Котик». Была показана презентация о пионерах-героях. Затем ребятам предложили взять книги с выставки «Мальчишки в 41-м» и написать отзыв о них.

az28 мая в гости в библиотеку пришел 6 класс. Им также была представлена презентация о пионерах-героях и прочитан рассказ Ю. Королькова «Леня Голиков». Ребята взяли книги о юных партизанах, чтобы самим прочитать и окунуться в те тяжелые годы для нашей страны, прочувствовать и пережить все невзгоды, которые выпали на долю юных защитников Родины. Их тоже попросили написать отзывы о прочитанных книгах.

Вот отзыв по книге А. Гребинина «Вера Иванова» ученицы 5 класса Азановской средней школы Цинцеровой Анастасии.

«Я читала книгу про девочку, которая участвовала в войне. Книга называется «Вера Иванова». Ее написала А. Гребенина в 1970 году. Мне очень понравился рассказ, потому что такая маленькая девочка не испугалась войны, помогала раненым солдатам.

Жила девочка по имени Вера. Когда началась война, ей была 3 года. Ее отец ушел на фронт. Вскоре дошла весть, что Верин отец умер. Тогда на войну отправилась Верина мама, а с нею и Верочка. Веру полюбили в штабе и ей подарили куклу. Вскоре мама погибла. Девочка стала сироткой. И вот однажды Вера несла письмо солдатам и встретила по дороге дяденьку. Он ее расспрашивал, откуда и куда она идет. Вера испугалась и убежала в штаб. Рассказала, что ее расспрашивал незнакомый. Солдаты побежали с Верой на то место, где она встретила дяденьку. Это был здешний офицер. Он похвалил девочку за то, что она не раскрыла тайну.

Автор в своем произведении хочет показать читателям, что воевали даже дети. Никого не пощадила война. Больше всего из героев мне понравилась Вера, потому что она смелая, ничего не боится. Смогла помочь двум раненым. Вера — бесстрашная девочка.

Мне понравился эпизод, когда главная героиня поползла за водой. Не испугалась даже вражеского танка. Добралась до леса и принесла воды солдату. Это настоящий подвиг.

Книга учит тому, что надо помогать людям в трудную минуту. Быть сильным, бесстрашным. Я бы порекомендовала прочитать эту книгу девочкам и мальчикам, которые не знают о войне ничего. Ведь о ней должен знать все. Это наша история».

30af9bdde02fВ преддверии Дня Победы мы побеседовали с ребятами разных возрастов о том, что им известно о событиях военных лет. Желающие могли рассказать о своих воевавших родственниках. Мы практически не редактировали ответы ребят. И вот что в итоге получилось. Выводы каждый сделает свои…

Даша, 12 лет

Я хочу рассказать о своём прадедушке, Белокобыльском Константине Димитриевиче. Он пошёл на войну в 1942 году, там голодал. Попал в плен, был ранен. Чудом бежал. В одной маленькой деревне его выхаживала женщина, давала по чуть-чуть еду. Потом он ушёл на передовую. В 1945 году он пришёл с войны, а в 1947 на железнодорожных путях спас женщину, сам же попал под поезд.

Ещё у меня бабушка Ольга родилась в войну, в 1943 году. Она очень часто болела, ни одного класса не закончила — не ходила в школу, до сих пор не умеет писать, читает по слогам. Не разговаривала до трёх лет. С малых лет была пастухом, а ещё нянчила чужих деток. Однажды мама понесла её к батюшке, и тот сказал, что девочка хоть и худенькая, но «мясо нарастёт». Так и вышло: бабушка до сих пор жива. Она с детства верила в Бога, молилась. Всем так и говорит, что только Боженька помог ей выжить.

А дедушка Николай рассказывал, что когда он был маленьким, у них поселились немцы. В семье было 9 детей. Фашисты называли маму «свиноматкой», а детей заставляли танцевать под губную гармошку. Тех, кто отказывался, топили в бочке с водой.

— А дедушка вспоминал это с ненавистью — или простил этих людей?

Просто рассказывал, как было.

— А у тебя самой какие впечатления сложились о войне?

Это страшно! Голод, немцы издевались над людьми…

— Как ты думаешь, что помогло людям всё это пережить?

Вера. И надежда.

Юра, 11 лет

Я хочу рассказать о дедушке. Краснопольский Степан Алексеевич. Он воевал во время Великой Отечественной войны — был пехотинцем, дошёл до Берлина. После войны вернулся домой, построил дом и посадил сад, который до сих пор растёт и даёт плоды. А в доме мы до сих пор живём. Ещё у меня была бабушка, Антонина Георгиевна. Она была медсестрой, помогала больным и раненым во время войны и после.

— А о самой войне что знаешь, что можешь рассказать?

Это была ужасная, самая большая война, в которой участвовали все страны против одной Германии. Тогда был очень большой голод, некоторые умирали. Родители меня учат, что нужно уважать тех, кто умер во время Великой Отечественной войны, и тех, кто прошёл её.

— Когда началась война, помнишь?

Мы ходим на могилу к дедушке, кладём цветы. Ещё ходим к памятнику, в сквер Героев.

Алина, 13 лет

Мой прадедушка, Поляков Василий Кузьмич, был участником Великой Отечественной войны. Со школьной скамьи в октябре 1941 года его забрали в школу радистов, после чего он служил на Карело-Финском фронте радистом. Он участвовал в освобождении Прибалтики и Германии. Воинское звание — командир отделения связи. Он имел боевые награды: орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги», «За победу над Германией», много юбилейных медалей. После окончания войны он жил в родном селе в Воронежской области. Умер в 2006 году в возрасте 86 лет.

Мой второй прадедушка, Грищенко Сергей Дмитриевич, воевал в армии Ватутина с 1943 года. Он был командиром взвода разведчиков, был ранен. Награждён орденом Красной Звезды и юбилейными медалями. Войну закончил в Праге, умер в 1970 году, в возрасте 45 лет.

— Откуда ты в большей мере получила представления о войне: из школы, из рассказов родителей?

У меня есть прабабушка, она рассказывала многое, ещё от дедушки многое узнала.

— А прабабушка участвовала в войне?

Она её видела, но не участвовала, была ещё маленькая.

— В школе уделяется внимание этой теме?

Очень мало.

— Но самые элементарные моменты учили ведь? Когда началась война, когда закончилась?

Мы ходим возлагать цветы на курган Славы.

Даша, 10 лет

В 1945 году советскими войсками была одержана победа над фашизмом. Тогда была очень страшная война. Два моих прадедушки участвовали в ней. Один из них был партизаном, пропал без вести, а другой получил очень серьёзную травму — остался без руки.

— А как звали дедушек?

Не помню.

…Сейчас началась опять война, только гражданская. Не хочется, чтобы была ещё одна война, достаточно одной мировой. Мы хотим все миру! Чтоб всё было хорошо.

— Даш, расскажи, откуда ты знаешь о том, что это была за война?

Когда родители расскажут, когда в школе объяснят.

Мы ходим на парад, потом приходим домой и празднуем. Ходим в сквер возлагать цветы.

Есть такая крылатая фраза, что День Победы — это «праздник со слезами на глазах». Как ты думаешь, почему его так называют?

Потому что в этот день вспоминают тех, кто погибли, своих родных, например.

— А ты помнишь, сколько лет продлилась Великая Отечественная война?

— Ты учишься в воскресной школе — скажи, доводилось бывать на панихиде в храме 9 мая?

Пока нет.

Алекса, 9 лет

Алекса подготовилась к интервью очень основательно. Помимо сообщения о своём знаменитом прадеде, Ковалёве Михаиле Алексеевиче, дважды кавалере ордена Красной Звезды, кавалере ордена Отечественной войны I и II степени, также награждённого медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г.г.», «За взятие Будапешта», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и множеством юбилейных, — она принесла цветные копии документов о присуждении самых ценных наград.

— Расскажи, что ты знаешь о Великой Отечественной войне?

Погибло много людей. Разрушили все города. Война произошла от зависти. Мне рассказывали, что немцы завидовали тому, что у Советского Союза так много ресурсов, и они напали без предупреждения. Вторглись очень рано утром и начали бомбить. По радио передавали о начале войны.

— Помнишь, сколько лет длилась война?

В школе мы будем устраивать концерт — будет песня и слова поздравительные. С семьёй раньше ходили на митинг, цветы возлагали. Но не знаю, как в этом году будет. Такая ситуация в стране…

Вадим, 10 лет

Я знаю, что немцы вторглись и хотели захватить Донбасс. Сделав это, перевозили к себе весь уголь. А на людей, которые оставались в шахте, сбрасывали вагонетки, чтобы убить их.

— Откуда у тебя такая информация?

Мне бабушка рассказывала.

— Понятно. А что ещё можешь рассказать?

Знаю, что когда наши войска уходили, то ставили мины. А немцы, когда шли, по этим минам пускали русских пленных, которые подрывались на них. Тогда немцы могли пройти свободно. Ещё знаю, что когда захватили нас, дети установили свой закон: они подрывали немцев, которые ездили на мотоциклах, и забирали у них оружие и всё остальное — еду, например. Это тоже мне бабушка рассказывала. Это было там, где она жила.

Ещё знаю о том, что под Одессой немцы сделали свою взлётную площадку. Она была настолько железная, что наши самолёты не могли разбомбить её. Потом, уже в мирное время, бабушкин сын пошёл туда с друзьями — и они подорвались на мине. Бабушкиному сыну попало в голову, он побежал домой, но тогда лекарств не было таких, как сейчас, и они пошли к соседке и промыли рану вином, потом забинтовали.

— А как бабушку зовут?

— Она жива ещё, вы с ней общаетесь?

Да. Но она не застала войну — ей обо всём дедушка рассказывал.

То есть в вашей семье эти истории передаются из поколения в поколение. А вот день Победы вы отмечаете как-то?

У нас отмечают: ходят, покупают цветы, кладут на памятники погибшим.

Дима, 11 лет

— Дима, о каких событиях Великой Отечественной войны ты хотел бы рассказать?

О подвиге Алексея Матросова. 25 июня 1941 года на Советский Союз напали немцы. Они не предупреждали мирных жителей о нападении, и потому людям не удалось убежать. У них захватили всё, что возможно: еду, вещи, весь скот. Они (немцы) двигались по всему Советскому Союзу.

В 1938 году родился Алексей Матросов. Он был очень хорошим воином. В 1944 году вместе с товарищами ему было приказано уничтожить три вражеских дота. За дотами находилась крепость, которую занял немецкий барон. Доты защищали его. Барона нужно было уничтожить. Наши солдаты уничтожили пушки в двух дотах, а третий никак не удавалось. И тогда Алексей Матросов своим телом закрыл пушку. После его смерти Иосиф Сталин наградил его звездой Красного ордена и званием героя Советского Союза.

Кроме Алексея Матросова были и другие знаменитые герои. Например, сын Иосифа Сталина Василий Сталин, который родился в 1935 году. В 1942 году его дом атаковали, ему с отцом пришлось спасаться. Они спрятались в хорошо укреплённом военном комплексе. Но в 1945 году отца Иосифа сильно ранили, поэтому мальчику Василию пришлось записаться на работу, чтобы вылечить отца.

— Скажи, откуда ты черпал всю эту информацию?

Из семьи, у бабушки узнал.

— А бабушка была участницей войны?

— А как у вас в семье празднуют День Победы?

Мы ходим класть цветы на памятники погибшим воинам, возле КСКЦ «Стирол» и памятника-танка.

— Тебе не скучно в этот праздник — ходить куда-то, цветы возлагать?

— Смотришь ли ты фильмы на военную тематику (я имею в виду Великую Отечественную)?

Почти каждый день смотрю.

— И что тебя в них привлекает?

Как наши побеждают немцев.

Как ты думаешь, благодаря чему нашим удалось победить? Ведь фашистские войска превосходили нас во всех отношениях: и в плане техники, и подготовки, и оружия…

Потому что немцы были каждый сам за себя, у них не было дружбы, а наши были дружны, всё делали вместе — поэтому и победили.

Юля, 16 лет

— Юля, что тебе известно об истории Великой Отечественной войны? Откуда ты получала информацию о ней?

Из школы, от бабушек и дедушек.

— И какая картина сформировалась у тебя о том времени?

Печально всё очень. Война, люди умирают…

— А как война коснулась именно вашей семьи?

Отец моей прабабушки ушёл на войну. У них было шестеро детей. Через год его убили. Мать тоже умерла от болезни. Дети остались сиротами. Был голод, старшие дети стали тоже болеть, в результате все умерли, кроме бабушки и ещё одного ребёнка.

— Они жили в Горловке?

Нет, в России. Из других родственников тоже все уходили на войну, но никто не вернулся.

— Какие страницы из истории Великой Отечественно войны тебе известны?

— Ну вы же изучали по истории этот период. Что вам рассказывали?

Что без предупреждения напали…

— А когда это было?

В 1939 году.

— А напали со стороны каких республик?

Не помню.

— Может быть, помнишь какие-то значимые битвы?

За Сталинград.

— А что она решила, эта битва?

Я плохо знаю историю, мы её очень мало в школе изучаем — всего час в неделю, «галопом по европам».

— Понятно. Тебе 16 лет. Ты и твои ровесники смотрите фильмы о войне?

— У вас в семье есть какие-то традиции, связанные с Днём Победы? Как проходит этот день?

— А цветы возлагать доводилось на могилы павших солдат?

Да, с одноклассниками ходили.

— А инициатива чья была?

Беседовала Екатерина Щербакова


1.
Победа ценой жизни. Сталинградская битва

В Великой отечественной войне особенное значение
имела Сталинградская битва. Сражения происходили
между реками Волга и Дон с 1942 года и
продолжались около 200 дней. Нашими солдатами в
битве за Сталинград командовал маршал Жуков.
Войска немцев пыталась захватить Сталинград,
чтобы пользоваться нефтью Кавказа, заправлять
свои боевые машины, танки и самолеты. В ходе
боев погибло много солдат и наших и немцев, было
уничтожено огромное количество танков и
самолетов. Это были одни из самых кровопролитных
сражений. Благодаря стойкости и героизму, нашим
солдатам удалось взять в окружение шестую
танковую армию немцев и разгромить ее.

Ахмедов Влад


2.


Детство, опаленное войной

Я
совсем не случайно выбрала тему для сочинения «Детство,
опалённое войной», ведь я тоже ребёнок, мне только 9 лет, и как
прекрасно, что я не знаю, что такое война. Нет, знаю, конечно,
но только из рассказов взрослых и из книг, которые читала,
фильмов, которые смотрела.

По моему мнению, война – это самое страшное слово на Земле, это
взрывы бомб, грохот канонады, смерть людей, при чём часто ни в
чём не повинных, гибель целых народов. Война приносит горе всем
людям: и тем, кто её начинает, и тем, кто защищает свою Родину,
но больше всего от войны страдают дети.

Вибе
Кристина

3.

Сердцем прикоснись к подвигу


(по мотивам литературных произведений о войне)

Война…
Это страшно…Мы знаем и слышали о ней много, но нам, детям
послевоенных лет, не осознать до конца, что такое война. Она
всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный
порядок вещей. Война — ад, «мясорубка», перемалывающая
человеческие жизни, коверкающая людские судьбы.

О Великой Отечественной войне написано большое количество книг.
Я хочу рассказать об одной из них, которую недавно прочитала.
Это повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…».

Ганиева Алина

4.
За Родину

Июль
2006г. Мне 7 лет. Я с мамой и папой проездом в городе
Волгограде. Мы гуляем по извилистым дорожкам парка. Вдруг я вижу
большую каменную глыбу и не понимаю: что это? Приглядываюсь, а
это большая тётенька с мечом. Папа объясняет мне, что это
памятник и называется он Родина – Мать. В тот день я видела ещё
много разных памятников, разрушенный дом, надписи на стенах
домов, значение которых мне было не понятно… Было всё красиво,
спокойно, и радостно. Ведь рядом мои близкие, мои любимые.

Гибаева Диляра

5.
Детство, опалённое войной

Война 1941 принесла много горя не в одну семью, вряд ли можно
найти семью, которую бы эта страшная война обошла стороной. У
кого-то на это войне погиб отец, брат, муж. В это нелегкое время
тяжело приходилось женщинам, которые остались без опоры и
справлялись со всеми трудностями сами. Нельзя забывать и о детях
этого времени, у детей этих не было детства.

Абдразакова Диана

6.



«Герои войны рядом с нами»

Совсем
недавно я познакомилась с ветераном Великой Отечественной войны,
Надеждой Георгиевной Набоких. Сейчас ей 86 лет. Я впервые
увидела её 3 года назад, когда мы с мамой пришли к Надежде
Георгиевне в гости, чтобы поздравить с Днем победы. Мама
познакомилась с ней, когда лежала в больнице. У Надежды
Георгиевны была героическая жизнь.

Дурманова Анастасия

7.
Пионеры-герои

2010 год — знаменательный год в нашей жизни. 65 лет назад
закончилась самая кровопролитная война ХХ века. Советские люди
защитили от фашистской чумы не
только свою родину, но и весь
мир. С первого дня Великой Отечественной войны наш народ
боролся с врагом. Среди взрослых были и дети, например, Лёня
Голиков, Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова. Именно эти
четверо пионеров – героев были удостоены звания Героя Советского
Союза.

Портнова Зинаида Мартыновна (Зина Портнова) — юная партизанка, член
подпольной комсомольской молодежной организации «Юные мстители»;
разведчица партизанского отряда имени К.Е. Ворошилова на
временно оккупированной территории Белорусской ССР.

Карелина Екатерина

8.

Что я знаю о
войне

22
июня 1941г. фашистская Германия, без объявления войны, внезапно
напала на советский союз. Нарушив Советско-Германский договор о
ненападении заключённый 23 августа 1939г. одновременно в войну
против СССР вступили Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния.

В
апреле 1940г. в Германии был разработан план «Барбаросса»,
который предусматривал молниеносный разгром нашей страны. Немцы
планировали за 1,5 – 2 месяца разгромить красную армию,
захватить Москву и Ленинград, выйти на линию г. Архангельск – р.
Волга. Мощными ударами по индустриальному Уралу, закончить
войну.

Мицых Александр

9. Не
забывай подвиг солдат

Мои папа и мама каждый год ходят со мной на Парад Победы, это
всегда бывает 9-го мая. Сегодня я хочу написать о том, что
рассказала мне мама о войне. Я много интересного узнал о войне,
готовя эту статью, я понял самое главное — подвиги в Великой
Отечественной Войне были на каждом шагу. Даже дети были
героями.

Поляков Егор

10.

Детство,
которого не было!

1941-1945 годы! Великая Отечественная Война — это
трагические годы из истории нашей Родины. Для нас это
черно-белая хроника давно минувших событий. Ни одной семьи нет,
где бы войне не оставила свои тяжелые, незаживающие раны, она
искалечила миллионы судеб. Все мы знаем, что Великая
Отечественная война была очень страшной для всех людей, которые
жили в 1941 -1945 годы, но особенно её боялись дети.

Когда читаешь личные воспоминания бывших несовершеннолетних
узников фашистских концлагерей, несовершеннолетних подневольных
рабочих |||- го Рейха или несовершеннолетних детей,
оказавшихся в оккупации, то мороз по коже пробегает.

Слепухова Виктория

11.
Страшные годы войны

22 июня 1941 года германские войска напали на нашу страну. А
в середине сентября, после 80 дней неудачных попыток, фашисты
отказались от первоначального плана взятия Ленинграда штурмом и
начали блокаду города.

Враг подошёл настолько близко, что обстреливал из пушек все
ленинградские улицы, а на фронт можно было доехать на трамвае.

Цеха
заводов опустели, потому что все рабочие ушли на фронт. Они
стали солдатами и матросами. К станкам встали старики, женщины и
подростки.

Германюк
Владислав

12.
Битва за Москву

Великая
Отечественная Война — это огромная душевная рана в человеческих
сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю
человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне.
Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие и дети.
Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих
товарищей. Даже городам, которые выстояли весь напор
гитлеровской армии, присвоили звание героев. Много вытерпел
российский народ в эти четыре года.

Журавлёв Кирилл

13.
Всё — для фронта, всё — для победы

Отечественная Война…я проговариваю эти слова и перед
глазами возникают сцены из кинофильмов, картинки из книг про
войну. Об этом великом событии прошлого века я, человек девяти
лет, знаю благодаря телевидению, книгам, рассказам моих бабушек
и дедушек о том как их родители жили и воевали в то страшное
время. Это мои прадеды. Их я видел только на фотографиях. Старые
черно-белые фотографии бравого командира дивизиона реактивных
установок «Катюш» майора Сироткина Дмитрия Константиновича. На
всех военных фотографиях мой прадед в военной форме. Подтянутый
и серьезный. В его взгляде спокойствие и уверенность. Я хочу
быть похожим на него. Хотя у нас почти одинаковые прически.
Раньше эта стрижка называлась «полубокс», а сейчас «теннис».

Спасенников
Иван

14.
Небо покоряется сильным

В
раннем детстве я засыпала очень плохо. Ни укачивание, ни
колыбельные не помогали. И тогда на помощь пришли военные песни.
Стоило маме их запеть, и я успокаивалась. Так моими колыбельными
стали «Темная ночь», «В землянке», «Синий платочек». Я подросла
и научилась засыпать самостоятельно, но по-прежнему часто
просила маму спеть о войне. И однажды услышала строчки, которые
удивили меня:

И сказал
солдат, что лежал без ног:

Мы с тобой,
сестра, еще станцуем!

Степанова Алёна

15.
Всё — для фронта, всё — для победы

Мне
довелось родиться в мирное время в мирной стране. Но в нашей
семье каждый год в День Победы вспоминают ветеранов, благодарят
за предоставленную возможность жить, жить без войны. Мой прадед
Шестаков Анатолий Васильевич воевал с Японией – союзником
фашистской Германии. Он был тяжело ранен, но вернулся домой
живым, продолжая приносить пользу своей стране, трудясь в поле,
выращивая хлеб. Поэтому мои родители знают о тяжёлых военных
годах от участника тех страшных событий – моего прадедушки.

Шестакова
Анастасия

16.
Курская битва

9 мая 2010 года страна отмечает 65-летие Победы над
фашизмом. За нашу спокойную жизнь сложили свои головы десятки
миллионов солдат и офицеров Красной Армии, пострадали ни в чем
неповинные мирные граждане. Но спасли нашу Родину солдаты,
сохранили ее для нас, живущих в

XXI
веке. И мы, потомки тех, кто вершил эту победу, просто
обязаны знать историю Великой Отечественной войны, героев войны.

Шорин Артём

17.


Баллада о коротких штанишках

18. Татьяна Николаевна Савичева

Когда мы жили в Санкт –Петербурге, нам рассказывали про одну
замечательную девочку, которая вела дневник в годы Великой
Отечественной Войны. В 9 листочках, 42 строчках были показаны
все ужасы войны.

Попова Анастасия, 9а

19. Если бы я воевал на войне…

Война – это плохо! Это смерть, это кровь, это разрушения. В моём
представлении война – это пушки, снаряды, много убитых и раненых
солдат, в их глазах – страх, боль, ненависть к врагам. Если бы,
я попал на войну в 1941 году, то был бы лётчиком, бомбил бы
проходы к немецким флангам.

Сухоногов Леонид
,

Немцы хотели одержать быструю победу, но у них ничего не вышло.

Первоначально нам было интересно узнать

, знают ли школьники даты Великой Отечественной и Второй мировой войны. Как выяснилось, многие школьники путаются в датах начала второй мировой и Великой Отечественной войны.

— А разве это не одно и то же? — удивилась нашему вопросу ученица 6 класса 22 школы Аня Андреева
.

По мнению ее одноклассницы

Алсу Шигабутдиновой, 22 июня 1941 года — дата начала Второй мировой войны. Другие школьники искренне признавались: «не знаю» и «не помню». И лишь единицы вспомнили о 1 сентября 1939 года. Зато выснилось, что годы начала и окончания Великой Отечественной войны знают практически все: с 1941 по 1945 год. И добавляют, что немцы хотели одержать быструю победу, но у них ничего не вышло.

В Великой Отечественной русские одержали победу над французами, которые были союзниками Германии

Смотря голливудские боевики

о второй мировой войне, иногда складывается впечатление, что войну выиграли американцы с англичанами, поэтому мы задали школьниками вопрос: кто одержал победу в Великой Отечественной войне. Шестиклассница из 39 школы Аня Иванова предположила, что победу одержали русские над французами, чем, слава богу, вызвала смех одноклассников.

— Вы, что смеетесь! — даже возмутился один из наших респондентов — семиклассник из 54 школы Гриша Мартынов
. — Конечно, наши! Большинство школьников также отвечали: «наши», СССР, Россия.

Среди союзников СССР ребята вспомнили

Америку, Британию, а на стороне Германии — Австрию (путали с Австралией), Италию и Испанию. Ученик гимназии № 1 Влад Антонов приписал к союзникам немцев в том числе и Францию. Остальные кроме СССР и Германии не вспомнили ни одного из участников.

Гитлер — вражеский шпион, а Сталин с усами — помог выиграть войну

Следующий вопрос

, который мы задали школьниками звучал так: кто такие Сталин и Гитлер?

— Гитлер — главный из немцев, вражеский шпион, — поделилась своим мнением шестиклассница из 22 школы Наташа Васильева
.

— Сталин — он такой с усами, помог выиграть войну, — поддержала свою одноклассницу Алсу Шигабутдинова
.

— Гитлер нам был враг, замечательный полководец, стратег, а наш Сталин был жесткий человек, — высказался семиклассник Гриша Мартынов
.

— На стороне немцев был Адольф Гитлер. Он когда пришел во власть, то решил завоевать весь мир, —поделился познаниями шестиклассник Сергей Павлов
.

— Адольф Гитлер, самый главный у немцев — человек со своими принципами, у него была своя политика-фашизм. Еще у него была собачка Блонди и любовница Ева Браун, — углубил тему девятиклассник гимназии № 1 Артем Быков
. — А Сталин был у нас предводителем, первый секретарь. — Сталин — правитель Советского Союза, Гитлер — прямой враг Сталина, который без предупреждения напал на Советский Союз, — почти правильно, но в несколько упрощенной форме высказался семиклассник 59 школы Никита Ландышев.

Большинство же опрошенных школьников

ограничились фразой: «Сталин был за Россию, а Гитлер — за немцев».

Знаю про Сталинград, а про дом Павлова слышу в первый раз

На наш следующий вопрос

о том, какие сражения и каких полководцев вы помните, большинство опрошенных школьников называли Сталинградскую битву. На вопрос: знают ли они, например, про дом Павлова, никто из школьников не смог ответить утвердительно. Единицы знают о сражении при Прохоровке, Курской дуге и битве за Берлин, а также прорыве блокады Ленинграда. Из полководцев на слуху оказался только Жуков. Большинство не вспомнили ни одного военачальника времен Великой Отечественной войны. Правда, среди опрошенных были и те, кто смог назвать такие имена, как Рокоссовский, Конев и Малиновский, среди них оказался девятиклассник из 39 школы Роман Индейкин.

Партизаны — это люди, которые молчат и не «сдают» русских

Мы спросили школьников о партизанах

. О героической партизанке Зое Космодемьянской, погибшей от рук фашистов, вспомнили только единицы. Хотя со словом «партизаны» ребята знакомы.

— Это шпионы — разведчики, они ходили и смотрели, — так ответила на вопрос Алсу Шигабутдинова
.

По мнению шестиклассницы

из 39 школы Карины Пикусовой, партизаны — это люди, которые убивали наших солдат, чтобы победить.

— Партизаны — люди, которые молчат, они не «сдавали» русских, — высказал свое мнение семиклассник Гриша Мартынов.

По мнению пятиклассника Жени Долганова

партизанские отряды создавались специально и помогали солдатам воевать против немцев. А восьмиклассник Влад Антонов добавил, что партизаны скрывались в лесах, подрывали немецкие танки и поезда.

Блокада Ленинграда продолжалась 3 месяца, и ели там хлеб с известкой

О трагичной судьбе ленинградцев

в годы Великой Отечественной войны, как оказалась, знают практически все опрошенные дети.

— Немцы сожгли все припасы еды и заблокировали город, — рассказала нам шестиклассница Аня Андреева
. — Люди страдали от голода и многие погибли.

Её практически в точности
повторил шестиклассник Сергей Павлов.

По мнению Ани Ивановой

, шестиклассницы из 39 школы, «Ленинград оказался в засаде на 3 месяца, и ели там хлеб с известкой».

Многие школьники слышали и про «дорогу жизни» по Ладожскому озеру.

— Этой дорогой провозили запасы в блокадный Ленинград, — вспомнил восьмиклассник Влад Антонов
. — Она была зимой.
А семиклассник Никита Ландышев добавил, что люди покидали Ленинград на лошадях, чтобы уехать в другой город, чтобы защититься.

Чем моложе были наши респонденты
, тем больше затруднений у них вызывали наши вопросы. Однако, если подумать, пожалуй, не стоит судить их слишком строго за скудные знания о Великой Отечественной войне. Уже 68 лет мы живем под мирным небом, не знаем о голоде и страхе ночных бомбежек, мы не думаем о тяготах войны. Наши дети не знают, чем должны заниматься партизаны, и что значит жить в окруженном врагом городе даже не 3 месяца, а 900 дней. Но, может быть, это и к лучшему. Разве не за это сражались наши отцы и деды?

22 июня солнце светило по-летнему жарко, медленно летел тополиный пух, в сквере неспешно прогуливались пары, одетые по моде конца 30-х годов, а на главной сцене пели песни довоенных лет. Ощущение было такое, как будто машина времени перенесла на 75 лет назад, в начало пока ещё мирного лета 1941 года.

На сцене в парке артисты исполняли знаменитые романсы, зрители — и взрослые, и дети — подпевали, некоторые даже танцевали вальс вместе с участниками общества исторического танца.

В стороне от концерта мальчишки с интересом разглядывали оружие времён Великой Отечественной войны, примеряли каски солдат и смотрели в военный бинокль.

Дети с интересом разглядывали выставку. Фото: АиФ/ Елена Иванова

«На выставку мы принесли макеты оружия военного времени: карабин Мосина, снайперскую винтовку, ручной пулемёт системы Дягтярёва, — рассказывает Александр ИВАНОВ, член военно-исторического клуба «Наследие». — Всё оружие участвовало в боях, и из него наверняка убивали фашистов, но позже оно было списано, его переделали в макеты, которые не стреляют».

Пока тем, кто заинтересовался оружием, рассказывали про винтовки и пистолеты, другие ребята слушали о судьбах партизан, их ровесниках, которые мужественно воевали с врагом.

«Я и не знала, что Леонид Голиков, которому было всего 16 лет, воевал наравне со взрослыми, — удивляется двенадцатилетняя Алёна ПЕТРОВА. — Сегодня нам рассказали, что он стал Героем Советского Союза, но не успел получить награду, погиб».

Проверить свои знания о Великой Отечественной войне дети смогли в исторической игре. Ребят разделили на команды, которые соревновались между собой. На один из вопросов, каких вы знаете пионеров-партизан, из толпы детей робко выкрикивали: «Марат Казей, Валя Котик и Саша Чекалин».

Позабыть нельзя

Но среди зрителей концерта были и те, кто не знал, по какому случаю проходит мероприятие. Молодая мама с малышом на руках искренне удивилась, что 22 июня — это день начала Великой Отечественной войны. Правда, пообещала запомнить эту дату.

«Вместе с командой помощников мы решили в День памяти и скорби, в день начала ВОВ не просто провести концерт, а напомнить детям и взрослым о важных событиях кровопролитной войны, — рассказал Евгений ЛЕБЕДЕВ, депутат Совета депутатов Новосибирска. — Молодое поколение, к сожалению, мало знает о ней, ведь патриотическому воспитанию сейчас уделяют мало внимания. Именно поэтому мы своими силами решили организовать концерт, выставку, историческую игру и показать короткометражный фильм «Фронтовые строки-2». После премьеры фильма все актёры и зрители получат в подарок книгу «Фронтовая повесть», её мы позже передадим в библиотеки района».

Дети уже заканчивали историческую игру и спорили о том, кто победил, когда внезапно из колонок прозвучало сообщение о начале войны. Голос Левитана, как и 75 лет назад, сообщил о том, что без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. «Мороз по коже!» — призналась девочка-подросток своей подруге. После этого все участники мероприятия выпустили в воздух около сотни белых шаров в память о тех, кто первым погиб от рук фашистов, кто защищал границы страны.

Детям рассказали о начале войны. Фото: АиФ/ Елена Иванова

Когда со сцены зазвучали песни военных лет, на глазах у зрителей появились слёзы. «Я родилась в 1937 году в НСО, но войну помню, — делится Ирина ФИЛИППОВА, пенсионерка. — Мы, дети, не доедали, наши старшие братья и сёстры работали в колхозах и на заводах всю войну».

  • UqykADC622k62IkLОльга Ко
    27.11.2021 в 11:17

    Нравится работа!

  • Сергей
    27.11.2021 в 11:20

    Спасибо за отзыв.

  • MWUj3jDW3fAky6sHRock’n’ Roll
    29.11.2021 в 14:56

    без эмоций фото….пустота деланная

  • ГаЛина
    29.11.2021 в 15:07

    Зря вы так. Деланная? Так АК не ограничивает: хоть случайное наблюдение, хоть постановка. Главное, чтобы был минимализм. А на этом снимке и есть минимализм чистой воды. Чего совершенно не увидишь в некоторых других работах данного конкурса. К сожалению…

  • MWUj3jDW3fAky6sHRock’n’ Roll
    29.11.2021 в 15:59

    Для меня — фото деланное — без эмоций — подражание чего-то, но без души — так всегда бывает
    , когда копируют

  • Сергей
    29.11.2021 в 16:11

    Rock’n’ Roll , вы меня только что обвинили в плагиате, или мне показалось?

  • MWUj3jDW3fAky6sHRock’n’ Roll
    29.11.2021 в 16:43

    Вам показалось и желательно, конечно, помучится))

  • ГаЛина
    29.11.2021 в 16:16

    Вот вы заладили: деланное, да деланное, без души… и так далее по тексту…. выражаясь вашими же словами о вас же — копируете свои посты…
    А ведь в Интернете много фото-примеров минимализма. Можно и глянуть бы…

  • Раньше тут что-то было, но те времена прошли…
  • Сергей
    29.11.2021 в 15:18

    Rock’n’ Roll, если начали критиковать фото, то прошу продолжить , но с ясными аргументами вашей мысли.

  • MWUj3jDW3fAky6sHRock’n’ Roll
    29.11.2021 в 15:23

    пустота деланная и деланая пустота ни мысли ни смысла ничего

  • Сергей
    29.11.2021 в 15:30

    Rock’n’ Roll, Ваши слова, условно говоря, спорны. Есть ваше мнение, есть мое мнение, и есть мнения других людей. Ответьте на вопрос- почему на вашей странице ПУСТОТА? Хотел для себя прояснить уровень оппонента, зашел на вашу страницу, а там НИЧЕГО. Покажите свои работы, хочу посмотреть, не откажете?

  • MWUj3jDW3fAky6sHRock’n’ Roll
    29.11.2021 в 17:20

    Вам не откажу — заходите в личную переписку))
    Мнения «других людей» и вообще «людей» меня не интересуют, от слова вообще — нарядиться джигурдой не значит стать Никитой Борисовичем))

  • Сергей
    29.11.2021 в 17:40

    Зря вы так о мнении людей других и людей вообще.
    Предложение по личке принимаю, но после завершения конкурса.

  • ГаЛина
    29.11.2021 в 18:27

    Если он слово люди и словосочетание другие люди пишет в кавычках, не тратье время и нервы на общение с ним в личку — зачем и о чём?…
    Извините… ))

  • Сергей
    29.11.2021 в 18:39

    Галина, меня интересует иногда психоанализ. Человек явно проигрывает дискуссию, теряет свои позиции, при этом упорно продолжает ломить вперед. Это можно отнести к психологическим особенностям личности или к 10 правилам троллинга. И там и там подобное встречается. Среди фотографов это встпечается довольно часто. Просмотр авторских работ позволяет получить ответ на вопрос с достоверностью процентов 70-80 .

  • ГаЛина
    29.11.2021 в 18:47

    Понимаю….

  • ГаЛина
    29.11.2021 в 15:08

    Вам, АФ, желаю удачи и признания! Обязательно проголосую ЗА Вашу работу.

  • Сергей
    29.11.2021 в 15:12

    Спасибо Галина.

  • MHN24GzkdtDUY3rqВладимир С.
    29.11.2021 в 16:23

    А действительно, в чем философия?Живое на фоне не живого?

  • Сергей
    29.11.2021 в 16:52

    Владимир, читайте название работы. Ноябрь. Все деревья давно сбросили листья, а этот росток зеленый. Тяга к жизни? Росток не имеет боковых веток, он всю энергию потратил чтобы быть ближе к солнцу, находясь практически вприлипку с неуютной кирпичной стеной.
    И еще, это не постановочное фото , история имеет место в реальности — и стена и растущее рядом живое деревце.

  • MWUj3jDW3fAky6sHRock’n’ Roll
    29.11.2021 в 16:53

    Автор фото — можете рассказать как вы делали это фото — подробно, если можно))
    Типа так — я шла(шел) по улице — и…. т.д.
    Можете?

  • Сергей
    29.11.2021 в 17:08

    Конечно могу. А надо ли?

  • MWUj3jDW3fAky6sHRock’n’ Roll
    29.11.2021 в 17:11

    на ваше усмотрение

  • Сергей
    29.11.2021 в 17:24

    Когда есть возможность и вероятность снять что-то свежее по теме, пользуюсь такой возможностью. Съемка минимализма совпала с прогулкой по городу и как итог около десятка сюжетов пригодных по теме.
    Да, вы не ответили на мой вопрос — не согласитесь ли показать свои работы? можете или слабо?
    Вас не Татьяна зовут?

  • MWUj3jDW3fAky6sHRock’n’ Roll
    29.11.2021 в 17:31

    Не я далеко не татьяна, но вашему рассказу не верю, от слова — совсем не верю))
    Я всю жизнь занимаюсь стрит-фото и фальшь вижу как отче наш иже еси на небеси — вам не верю!!))
    На этом разговор считаю закончен — голосование покажет)) хотя тут такое голосование — что боже ты мой )))

  • Сергей
    29.11.2021 в 17:35

    А что должно произойти или какие аргументы привести , чтобы поверили?
    И в чем фальш?
    И покажете ли свои работы? что вы так упорно игнорируете этот вопрос?

  • Сергей
    29.11.2021 в 17:41

    Последний вопрос снимается. Приглашение » в гости » принято.

  • MWUj3jDW3fAky6sHRock’n’ Roll
    29.11.2021 в 17:55

    Жду ваших писем — жду ответа,как соловей лета -раньше так писали, и не зачем ждать окончания конкурса — я все равно буду голосовать против этой фотографии во втором туре)), как и множество участников этого конкурса, потому что она — фальшивая))

  • Сергей
    29.11.2021 в 18:08

    Если заметили — я уже задал вопрос, почему фальшивая? По каким критериям?
    А почему во втором туре? еще голосования в первом не было. завтра в девять утра, не пропустите!!!
    А множество проголосует против, будете радоваться или безучастно воспримите как данность?

  • DNzkKsCQPhAaRGLuAtachenka
    29.11.2021 в 17:11

    Вам — не надо, нет такого требования от АК. )))

  • DNzkKsCQPhAaRGLuAtachenka
    29.11.2021 в 17:11

    Если я увидела бы это фото в ноябре, то обязательно бы запечатлела. Тут много разных смыслов, самый важный — оптимизм. Вижу стену иначе, чем автор, она для ростка защита, и это так нужно, иметь защиту. Очень нужно. И тогда нам никакие ноябри не страшны.

  • Сергей
    29.11.2021 в 17:18

    Спасибо, Наташа. Вот еще одно мнение, и неважно, что оно диаметрально противоположно моему. Главное, что коллега по цеху увидел, увидел СВОЕ.

  • DNzkKsCQPhAaRGLuAtachenka
    29.11.2021 в 17:20

    Просто стало интересно, один человек не видит, другой видит. Это ведь не впервые… )))

  • Сергей
    29.11.2021 в 17:30

    В каждой работе можно что-то увидеть. Вот в вашей комбинации цветов и плодов боярышника складывается впечатление что цветы подсвечивают плоды. Сложилась ли такая ассоциация еще у кого? А у вас лично?

  • DNzkKsCQPhAaRGLuAtachenka
    29.11.2021 в 17:34

    Мне в ней показалось интереснее нежные тона весны и сочность наливная осени… И на подсветку похоже.

  • MHN24GzkdtDUY3rqВладимир С.
    29.11.2021 в 19:44

    Вот видят же другие участники конкурса такой спор и не вмешиваются, а таких споров бывает не так много.
    Сам я снимаю в основном примитив, хочется почитать других, но аргументы и факты, а не просто — поздравляю.

  • Сергей
    29.11.2021 в 19:59

    С моей стороны это не спор. Вы спокойно спросили — в чем философия? я спокойно ответил. Нормальный обмен мнениями. Ну а если у кого свое, голое мнение, которое никак не удается подкрепить аргументами, то я и не знаю как это назвать. Когда мою работу есть за что критиковать, я готов прислушаться и извлечь урок, а когда одни «декларации» ?

  • DNzkKsCQPhAaRGLuAtachenka
    30.11.2021 в 17:15

    Эх… Вот ведь тут Вы с оппонентом поменялись местами…
    Так бывает, ведь на вкус и цвет все фломастеры разные.
    Зато эта дискуссия дает возможность задуматься всем…о многом.

  • A3E5M41omHFVWzXcИННА
    08.12.2021 в 00:50

    хорошо!

  • Сергей
    08.12.2021 в 09:09

    спасибо, Инна.

  • UqykADC622k62IkLОльга Ко
    08.12.2021 в 08:59

    Сергей, с 4 Вас! Интересно, что фактура стены и листьев растения похожи, даже дырочки и там и там присутствуют! Мне кажется, что даже безотносительно ко времени съемки, работа в тему.

  • Сергей
    08.12.2021 в 09:11

    Вот как, я про сравнение фактур даже не подумал…
    Спасибо, Ольга.

  • ГаЛина
    08.12.2021 в 11:31

    Сергей, с четвёрткой поздравляю! Ставила в призовые. Но всё равно за Вас рада!

  • Сергей
    08.12.2021 в 13:00

    Спасибо, Галина.

  • WYzRsKEMKFTQDHoDСветлана
    08.12.2021 в 16:03

    Сергей, поздравляю с 4! Интересная работа в стиле минимализма!

  • Сергей
    08.12.2021 в 16:15

    Спасибо, Светлана.

Среди сегодняшних разнообразных событий, по-моему, нет ничего важнее, чем то, что происходит с «Мемориалом». «Международный Мемориал» и правозащитный центр «Мемориал» (обе организации объявлены российскими властями «иностранными агентами», обе оспаривают этот статус. – РС.) хотят ликвидировать. Такое уже было в 2015 году, когда пытались по аналогичным причинам (нарушение закона об «иностранных агентах») закрыть московский «Мемориал». Тогда его, к счастью, удалось отстоять. А сейчас организаторы атаки, видимо, решили: время пришло, теперь можно.

Об опасностях исторического беспамятства многократно предупреждали и предупреждают многие историки. Об этом, в частности, писал в своих замечательных письмах из несправедливого заключения руководитель карельского «Мемориала» Юрий Дмитриев. Намечены к ликвидации: память о репрессиях советского прошлого, сострадание к людям того поколения, которое попало в мясорубку, рефлексия об истории того периода…

У меня сложилось впечатление, что судью Аллу Назарову, рассматривающую иск Генеральной прокуратуры в Верховном суде России, совсем не интересует, что представляют собой организации «Мемориала», чем они занимаются, какова их общественная значимость. Судью, похоже, не волнуют задачи сохранения памяти о репрессиях советского прошлого, помощь нынешним политзаключенным. Рассматривается только вопрос, во всех ли случаях НКО маркировала себя ярлыком «иностранного агента». Закон же, даже если закрыть глаза на его репрессивный характер, настолько размыт, что соблюсти эти требования всегда и везде попросту невозможно.

«Мемориал» вообще не про статистику, а про возвращение имен

Обращает на себя внимание неспособность представителей истца ответить на самые простые вопросы, скажем, указать на конкретные факты нарушений закона «Мемориалом», которые организация якобы не устраняла. Якобы «Мемориал» нарушал Конвенцию о правах ребенка, подвергая детей опасности вредной для них информацией. Это о чём речь? О данных про репрессии? «Мемориал» якобы нарушает Европейскую конвенцию о защите прав человека. Как «Мемориал» может это делать, не будучи государством, ведь только государства являются субъектами Конвенции? Звучат лишь общие формулировки.

…На московской Поварской улице у Верховного суда – сотни людей, пришедших поддержать «Мемориал». Раздают маски с изображением свечи (эмблема «Мемориала»), стикеры, у кого-то в руках цветы. Прекрасные лица. Уже только ради того, чтобы их увидеть, стоило прийти сюда. Задержали нескольких человек, среди них – женщина с плакатом: «Спасибо, «Мемориал»… Как сообщало Радио Свобода, сейчас в международном «Мемориале» проходит выставка «Материал», на которой экспонируются изделия, изготовленные руками узниц ГУЛАГа: одежда, вышивки, рисунки. Конечно, раскрываются и общие сведения – сколько женщин прошли через сталинские лагеря и тому подобное. Но эта выставка не про статистику, «Мемориал» вообще не про статистику, а про возвращение имен. Я имею в виду не только акцию с таким названием у Соловецкого камня на Лубянке, но и памятные места в других городах 29 октября, когда читают вслух имена расстрелянных. «Мемориал» – это про личную, персональную историю, и выставка «Материал» о том же.

Такой же характер носит и акция «Возвращение имен», уже второе десятилетие проводящаяся «Международным Мемориалом» 29 октября, накануне Дня памяти жертв политических репрессий. С 10 часов утра до 10 часов вечера на памятных местах в разных городах страны звучат имена 40 тысяч имен расстрелянных в столице за годы Большого террора, горят 40 тысяч лампад у постамента Соловецкого камня… Пандемия коронавируса в последние два года внесла некоторые коррективы, но акция памяти не прервалась, из офлайновой она стала онлайновой. У истоков «Возвращения имен» стоял Арсений Рогинский, бывший председатель правления «Международного Мемориала», увы, скончавшийся в конце 2017 года. Он не пропустил ни одного «Возвращения имен» и только в самом конце жизни, будучи уже на больничной койке, наблюдал за происходившим с помощью телетрансляции.

В 2018 году «Возвращение имен» в Москве пытались запретить. Тогда мэрия Москвы сначала разрешила акцию, а потом отозвала согласование, сославшись на некие «ремонтные работы», проводить которые якобы срочно потребовалось у Соловецкого камня. Желающим почтить память жертв сталинских репрессий предложили сделать это у Стены скорби на проспекте Академика Сахарова, у государственного мемориала. И только после того, как в обществе поднялась волна возмущения, столичные чиновники пришли к выводу, что акцию следует всё же разрешить.

Я вспоминаю об этом так подробно, потому что думаю: это очень важная история. То, что государство попыталось подменить гражданскую акцию памяти и скорби официозом (притом я, разумеется, ничего не имею против памятника работы Георгия и Андрея Франгулянов), хотя каждый имеет право скорбеть там, где ощущает в этом потребность, а не в специально отведенных местах, где велит начальство. То, что люди отстояли это своё право. Ведь переносить мероприятие в тогдашних условиях на какое-либо другое место тоже означало подменять историческую память. Именно в здании на Лубянке подписывались документы о массовых репрессиях против невиновных людей, и там была тюрьма, где их удерживали.

Не менее важный и для общественной, и для индивидуальной памяти каждого человека проект – «Последний адрес». На табличках, которые устанавливают его участники на стенах домов разных городов (их автор архитектор и дизайнер Евгений Асс), – имя человека, его профессия, даты рождения, ареста, расстрела и реабилитации. Отсюда людей увели, и сюда они никогда не вернулись. Инициатором установки такого знака всегда выступает конкретный заявитель. Таким образом уже помянуто много людей, ставших жертвами Большого террора, причём расстрелянный не обязательно должен быть известной личностью, для того чтобы увековечили его память. Так, в Москве на Арбате одну из табличек установили по инициативе моей знакомой в память о её дяде, Ефиме Зейгельмане, работавшем в конторе снабжения треста «Мосмашстрой»… Сейчас неравнодушных людей больше всего заботят проблемы: что станется с архивом, документами репрессированных, собранными «Международным Мемориалом», в случае его ликвидации? А также с «Возвращением имен», «Последним адресом» и множеством других не менее важных проектов, которые претворяла в жизнь эта организация?

Впрочем, речь не только об истории. Отдельный вопрос – судьба правозащитного центра «Мемориал», иск о ликвидации которого подала в Московский городской суд столичная прокуратура. Против этой НКО помимо прочего выдвинуто абсурдное обвинение чуть ли не в оправдании терроризма, за юридическую и материальную помощь нынешним российским политзаключенным. Между тем в «Мемориале» неоднократно подчеркивали: признание того или иного человека политическим заключенным не совсем означает одобрение его идей. Столкнувшись лично с необходимостью собирать деньги для осужденного по сфабрикованному уголовному делу (на адвокатские услуги, на приобретение предметов первоочередной необходимости), я хорошо знаю, насколько это трудно, поскольку все это чрезвычайно дорого. Ликвидировать «Мемориал» – означает оставить многих из этих людей в беззащитном и беспомощном состоянии, так как только единицы способны обеспечить себя самостоятельно.

Кто-то упрекает правозащитников: зачем они принимают гранты из-за рубежа? Мол, если бы не получали иностранных денег, то у них не было бы статуса «иностранных агентов», с которого «всё началось». На этот довод очень хорошо, на мой взгляд, ответил председатель совета правозащитного центра Александр Черкасов, напомнивший о судьбе бывшего главы компании «ЮКОС» Михаила Ходорковского. Тот активно жертвовал свои средства в благотворительность, а в итоге на 10 лет оказался за решеткой, и после этого число жертвователей на правозащитные цели резко сократилось. Можно ещё вспомнить имя предпринимателя и благотворителя Дмитрия Зимина, вкладывавшего деньги в просвещение и вынужденного эмигрировать после признания основанного им фонда «Династия» «иностранным агентом».

Наверное, половина моей сознательной жизни связана с «Мемориалом». Сначала я писала эпизодически для портала «Права человека в России» рязанского «Мемориала». Потом меня уволили с предыдущего места работы (научно-популярного компьютерного журнала), предложив выбрать: либо оставаться в коллективе и прекратить рассказывать о деле Алексея Пичугина в «Живом журнале» (тогда шел второй судебный процесс в отношении него в Мосгорсуде), либо увольняться. Я выбрала второе и ни разу об этом не пожалела. 11 лет проработала на HRO.org московским корреспондентом, пока портал не закрыли – тоже, кстати, в связи с признанием его «иностранным агентом». Это произошло в конце декабря 2017 года и оказалось для меня огромным потрясением: я не могла себе представить, что больше не буду писать о правозащитной деятельности «Мемориала» или приходить в его дом (у меня не вяжется с этим местом слово офис) на улице Каретный Ряд в Москве, чтобы потом рассказать читателям о новом интересном мероприятии, посвященном нашей истории. Тогда моя личная история закончилась благополучно: я нашла работу, где могу заниматься почти тем же самым. А чем закончится история с ликвидацией «Мемориалов»?

Вера Васильева – журналист, ведущая проекта Радио Свобода «Свобода и Мемориал»

Высказанные в рубрике «Блоги» мнения могут не отражать точку зрения редакции

Конспект ООД в подготовительной группе

ОО: «Речевое развитие» Развитие речи

Тема: Пересказ рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату»;

Цель: Развитие интереса к художественным произведениям о войне; Ознакомление с произведением «Памятник советскому солдату»

Программное содержание: Познакомить детей с рассказом Льва Кассиля «Памятник советскому солдату»; развивать умение внимательно слушать, понимать содержание произведения; связно, высказывать свою мысль; развивать умение отвечать на вопросы, используя для ответа предложения из текста рассказа; формировать представление о героизме солдат — защитниках родины воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны

Материал: иллюстрации к рассказу

Методы и приемы: словесный, наглядный; вопросы, чтение, рассматривание, пояснение, уточнение, напоминание.

Предварительная работа: Беседы о Российской армии, о Родине, воинах, о городе Берлине; Заучивание стихотворений о военных; Слушание песен к празднику «День победы»; Рассматривание альбомов, иллюстраций, посвященных Великой Отечественной Войне; Чтение рассказов Л. Кассиля из книги о военных «Твои защитники», «Сестра», рассказов С. Баруздина «Шёл по улице солдат».

Ход занятия:

Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Память о них должна жить не только в обелисках и негасимом огне Великой Победы у священных могил, но и в наших сердцах.

О героических подвигах советских воинов в годы Великой Отечественной войны написано много рассказов, повестей, стихотворений, песен.

Написал его Георгий Рублев, я вам зачитаю отрывок из него:

И в Берлине в праздничную дату, Был воздвигнут, чтоб стоять в веках, Памятник советскому солдату. С девочкой, спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы, Как маяк, светящийся во мгле. Это он – солдат моей державы – Охраняет мир на всей земле!

Я познакомлю вас с рассказом «Памятник советскому солдату», написал его Лев Кассиль.

Долго шла война. Остановила Советская Армия полчища фашистов и погнала их прочь с нашей земли.

За каждую канавку, за каждый кустик, за кочку всякую цеплялись фашисты, чтобы удержаться. Но не устояли перед нашей армией. Побежали туда, куда ноги несут, куда глаза глядят. Только теперь глаза-то их завидущие уже не на восход смотрели, не на страну нашу, а назад — туда, куда солнце закатывается.

Двинулась Советская Армия по вражеской земле, стала освобождать соседние страны, захваченные фашистами. Вот уже фашистам и бежать дальше некуда. Засели они в главном немецком городе — Берлине.

Ударили наши войска на Берлин. Стали брать в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются.

Как-то раз во время боя за Берлин увидел один наш солдат маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Из всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком прешибет. Видит наш солдат — пропадает девчонка: «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!»

Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

Скоро сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.

И построили в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня — солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов — фашистов, а в другой — маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.

— Понравился вам рассказ?

— Назовите автора и название рассказа. (Лев Кассиль «Памятник Советскому солдату»)

 рассказ?

-В каком немецком городе «начался последний бой войны?» (в Берлине) 

— Кто главные герои в рассказе? (солдат и девочка).

— Кого встретил солдат на площади?

— Почему девочка осталась одна на площади? Что испытывала? (увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда.)

— Что он подумал о ней? («Ах ты, горюха , куда же тебя это занесло, неладную.»).

— Какой поступок совершил солдат? (подхватил на руки, прикрыл своим плечом от огня и вынес из боя девочку) .

— Почему построили памятник Советскому солдату?

Дети: Потому что, советский солдат спас немецкую девочку, он был добрый, отважный, бесстрашными совершил героический подвиг.

— Расскажите, как выглядит памятник? (Высоко над домами, на зелёном холме, стоит богатырь из камня — солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой — маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата).

-Как вы думаете, что бы сказала девочка своему спасителю спустя столько лет?

Ребята, о подвиге советского солдата написан не только рассказ, с которым мы познакомились, но и посвятили стихотворения. Написал его Георгий Рублев, я вам зачитаю отрывок

Стихотворение «Диалог у памятника».

Вот цветы Аленка собирает. Самый лучший собрала букет, И с вопросом к маме подбегает: — Мама, что такое монумент? Мать и дочь идут аллеей парка вдоль огромных молчаливых плит, А на них венки пылают жарко: «Тише, люди, пусть солдат поспит. Он под пулями прошел немало, чтобы вновь земля была в цвету…» Надписи… О чем? — Прочти мне мама. — Слушай, дочка, я тебе прочту: «Мы давно не слышим стонов, криков. Отгремела страшная война, Но над нашим подвигом великим не имеют власти времена». — Тишина к граниту плит припала. Солнца луч на каждом лепестке. Вот солдат, — Аленка прошептала, — девочку он держит на руке. — Мама, эта девочка погибла? — Нет. — А как она спаслась? Он упал, прикрыв ее без крика, пуля до нее не добралась. — Мама, этот дяденька ей папа? Нет, он ей не папа и не брат. За нее он жизнь отдал когда-то. Знаю только то, что он солдат. Поклонись, Аленка, им обоим, положи к подножию венок. Не пришел тогда он с поля боя, а для нас он сделал все, что мог

Рефлексия:  Ребята, вам понравился рассказ? Что вам понравилось?

Чтобы вы еще хотели узнать о нашей Армии, о солдатах?

Литература: В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада», 2018, рассказ Л.Кассиля «Памятник Советскому солдату», стихотворение Г. Рублёва «Памятник в Берлине»

Следователи по делу блогера Хованского фальсифицируют доказательства, уверен обвиняемый в оправдании терроризма за песню о «Норд-Осте». В интервью корреспонденту Север.Реалии Хованский рассказал о том, как к нему относится администрация колонии, почему он не согласен с обвинениями следствия и почему уже сдался и живет в унынии.

На ютьюб-канал видеоблогер Юрия Хованского подписаны более 4,4 млн человек. Хованского задержали в июне этого года в Санкт-Петербурге за песню о теракте на Дубровке в 2002 году, в ней было одобрение действий боевиков.

По версии следствия, песня была исполнена во время стрима в 2018 году, при этом обвинение ссылается на показания основного свидетеля обвинения – видеоблогера Андрея Нарцева (Нифедова). Хованский, его защита и другие блогеры, которых Нифедов назвал свидетелями исполнения песни, утверждают, что такого стрима не было, а песня единственный раз исполнялась в ноябре 2012 года: по его словам, он спел ее перед «компанией нацистов» за много лет до того, как в Уголовном кодексе появилась статья 205.2 УК РФ. Хованский утверждает, что видео с исполнением песни он нигде и никогда не публиковал. Ролик появился незадолго до ареста Хованского на ютьюб-канале с несколькими подписчиками. Если это так, то срок давности привлечения Хованского к ответственности уже истек: тогда действовала другая редакция статьи УК об оправдании терроризма, говорят адвокаты блогера.

Свидетелями по делу Хованского стали три человека, которые якобы случайно услышали его песню в 2018 году. По данным РБК, как минимум двое из свидетелей раньше могли работать в полиции. Так, один из свидетелей Андрей Бакулин заявил, что услышал песню Хованского из телефона сидевшего недалеко мужчины в одном из баров Петербурга. Бакулин утверждает, что обратился в 2021 году в Центр по борьбе с экстремизмом при МВД с требованием проверить песню. В баре три года назад услышала эту же песню другая свидетельница – Светлана Гаврилкина. В 2021 году Гаврилкина увидела ролик на ютьюбе и обратилась в полицию. Третий свидетель – Иван Бендь услышал, как группа подростков слушала песню Хованского в парке Победы. Издание отмечает, что показания свидетелей состоят «из одинаковых фраз и целых абзацев». Песню Хованского все трое назвали либо «отвратительной», либо «омерзительной» и описали, по данным РБК, дословно таким образом: «Содержание песни было направлено на восхваление терроризма и террористических актов. Я помню, что в песне были строки про террористический акт в театре «Норд-Ост» с нецензурным восхищением данной трагедией. Также помню, что в песне были строки про убийства детей и спонсирование новых терактов».

Каждый из допрошенных поинтересовался у человека со смартфоном, «что он смотрит, кто этот певец и почему он позволяет себе петь такое». Собеседник в каждом случае ответил, что «находится на онлайн-конференции в скайпе по сути, на прямой трансляции, а молодой человек Юрий Хованский, популярный блогер на ютубе».

Видеоблогер Хованский уже почти полгода находится в СИЗО «Кресты», откуда ответил на вопросы корреспондента Север.Реалии.

– В ноябре вам назначили психолого-психиатрическую экспертизу. Известны ли её результаты?

– Нет, с результатами экспертизы я до сих пор не ознакомлен, хотя она делается в течение 10 дней.

– Как к вам относятся другие арестанты и заключенные?

Администрация относится с сочувствием – все понимают, что мне здесь не место

– От конфликтов Бог пока миловал. Люди, мягко говоря, шокированы тем, что я в СИЗО из-за песни. Даже бывалые уголовники говорят, что никогда не видели такого беспредела. Администрация относится с сочувствием – все понимают, что мне здесь не место. Подбадривают, подкалывают иногда, но всегда проявляют понимание и человечность. Сижу с особо тяжкими (из-за моей статьи нельзя содержаться с легкими статьями), но люди замечательные. Отношения товарищеские. Условия нормальные, но чувствую себя все хуже.

– В одном из ответов на коллективное письмо вы указывали, что у следствия появились доказательства того, что вы исполняли песню в 2018 году. О чем идет речь, согласны ли вы с обвинениями?

Следствие занимается фальсификацией доказательств, потому что понимает, что сроки давности истекли и придется меня отпустить

– Это не доказательства, это бред сумасшедших. Там показания свидетелей (подставных) из цикла «Я шел по улице в 2018 году и услышал эту песню из телефона незнакомца. Он мне сказал, что сидит в скайпе с Юрием Хованским». Разумеется, я не согласен с обвинениями – следствие занимается фальсификацией доказательств, потому что понимает, что сроки давности истекли и придется меня отпустить.

От меня потребовали отказаться от адвокатов, взять их защитника и оговорить себя: солгать, что я пел в 2018 году, а не в 2012-м. Говорили, что вопрос моей виновности уже решен «наверху».

– Чем вы занимаетесь в СИЗО?

– Доступ к книгам и тетрадям есть, но я либо занимаюсь ответами на письма, либо лежу на кровати и жду смерти. Семь лет в лагере для террористов с моим здоровьем – смертный приговор, а именно столько мне обещали, если не оговорю себя. Встречи и звонки только с разрешения следователя.

– Много ли писем от поклонников вы получаете?

– Писем приходит много, люди поддерживают меня и просят не сдаваться. Жаль, что я уже сдался и живу в унынии.

В июле 2021 года Хованский назвал свою песню «отвратительой и не имеющей оправдания». «Эта песня – моя ужасная ошибка, больше всего я бы хотел, чтобы этой песни никогда не было», – говорится в письме, которое опубликовал его знакомый.

Открытое письмо Хованского вызвало очень большой общественный резонанс.

Я прошу, нет, я умоляю – помогите мне. Не дайте им причинить вред моей семье

«Мне страшно, и я не знаю, что делать. Я и раньше боялся в СИЗО, но никогда ещё мне не приходилось бояться за близких по ту сторону забора, – написал арестованный видеоблогер. – Я не думал, что в России 2021 года следователь может открыто угрожать семье обвиняемого и требовать признаться в том, чего он не совершал. На дворе ведь не 37-й год, думал я. Теперь я уже не знаю, что думать. Я прошу, нет, я умоляю – помогите мне. Не дайте им причинить вред моей семье. Не дайте им подкинуть что-то на компьютер или посадить меня по показаниям лжесвидетелей! Ведь закон должен соблюдаться даже в отношении тех, кто вам не нравится. Я был не самым лучшим человеком на воле, но разве это повод оправдывать методы НКВД, которые ко мне применяются? Подумайте, у меня 4,5 миллиона подписчиков, а у следственного комитета ушло всего четыре лжесвидетеля, чтобы сломать мою жизнь. Сколько им потребуется, чтобы сломать вашу? Каждый третий в крестах сидит исключительно по «показаниям» таких вот «свидетелей». Это может быть ваш муж, ваш брат, ваш сын. Сейчас решается не просто моя судьба, сейчас определяются рамки вседозволенности, которую позволяют себе следственные органы. Ведь любой человек может зайти в веб-архив и убедиться, что я пел ту песню в 2012. Ведь нельзя же, чтобы судьи смотрели на чёрное и выносили постановление о том, что это белое. Нельзя допустить, чтобы людей судили не по закону, а из-за общественного резонанса. Нельзя позволять этим оборотням в погонах угрожать нашим близким. Прошу вас, помогите мне! Без вас они просто меня убьют».

В июне во время обысков у его девушки Марии Нелюбовой пропали личные накопления, около 600 тысяч рублей, оперативники спрашивали у нее, как давно она сидит на запрещенных веществах, что Нелюбова расценила как угрозу подкинуть ей наркотики. В августе Хованского внесли в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга. 3 ноября суд продлил Хованскому срок содержания под стражей еще на 2 месяца. В своем обращении к суду блогер сказал: «Меня просто пытают за то, что моя песня разозлила общественность. Да, у меня дурацкое чувство юмора. Неужели это причина ломать мою жизнь? Меня просто держат в СИЗО, подрывая моё здоровье, мою веру в человечество».

  • Отзыв к сказке дочь семилетка
  • Отзыв к сказке ашик кериб для 4 класса кратко и понятно
  • Отзыв к сказке звездный мальчик
  • Отзыв к сказке ашик кериб для 4 класса по плану кратко
  • Отзыв к сказке ашик кериб для 4 класса краткое содержание