Отзыв к рассказу история крепостного мальчика

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме: портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в произведении и.с.тургенева бежин

Технологическая
карта урока литературы в 6 классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков, их
духовный мир в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг».

3.
Автор учебника
: В.Я. Коровина

4.
Тема урока:
 «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в
произведении И.С.Тургенева «Бежин луг».

5.
Тип урока:
 урок решения учебной задачи.

6.
Цель урока:
 показать мастерство И.С.Тургенева в изображении портретов;
указать на психологическую и социальную сторону портретов; новое слово
Тургенева в литературе.

Обучающая: про­ана­ли­зи­ро­вать
порт­рет­ные ха­рак­те­ри­сти­ки маль­чи­ков, по­вто­рить по­ня­тие порт­ре­та;
показать портрет как составную часть характеристики героя; выяснить, как ав­тор
от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; узнать об ис­то­ри­ях, рас­ска­зан­ных маль­чи­ка­ми,
понять, как они ха­рак­те­ри­зу­ют де­тей-рас­сказ­чи­ков.

Развивающая: раз­ви­вать
вни­ма­ние, па­мять, мыш­ле­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды.

Воспитательная: вос­пи­ты­вать
вни­ма­ние к ок­ру­жаю­ще­му ми­ру, лю­бовь и тя­гу к не­по­знан­но­му.

способствовать
формированию представлений об И.С.Тургеневе как великом русском писателе, о
жизненном и творческом пути Тургенева; помочь проникнуть в художественный мир
писателя; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков;
показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях,
рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;
развивать умение анализировать, делать выводы.

8.
Методы и приёмы
: работа в парах, фронтальная (беседа),
индивидуальная, анализ художественного текста, упражнения на развитие
логического мышления.

познавательная
сфера: 
показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство
Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение
и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками
составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем
литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных
знаний и представлений;

ценностно-ориентационная
сфера:
 давать оценку выразительного чтения одноклассников;
формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к
духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная
сфера: 
владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного
произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить
устный ответ с использованием цитирования.

Личностные: осознавать
личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

познавательные: ориентироваться
в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать
выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать
способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на
уроке;

коммуникативные: владеть
умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в паре;
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение;
проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

                 
                     
мальчишками- каждый из них – характер, в каждом  

                 
                     
          И. Смольников « Середина столетия»

Деятельность

Деятельность
учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

Цель: повторение изученного
материала.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим работу по
рассказу Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг». Послушайте, пожалуйста,
отрывок из стихотворения И.З.Сурикова «В ночном».

Создание настроя учащихся на творческую работу с текстом
рассказа «Бежин луг». Совместно с учителем трое учащихся разыгрывают
стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»

Учитель: Летний
вечер.

Ученик 1: За
лесами ( Айша)

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

 ВладУченик 2: Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

МишаУченик 3По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

Учитель: И на
ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Курбан1Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Мохамед2Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

Матвей3А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

Хором: И
какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Учитель: Детям
боязно – и дети

Огонёк разводят.

— Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком?

— Что значит, «выйти в ночное»?

— Что значит для мальчиков «ночное»?

И в рассказе «Бежин луг», и в стихотворении «В ночном» авторы
рассказывают об обычной по тем временам заботе деревенских мальчишек: пасти
лошадей на лугу по ночам, потому что днем животным мешали щипать траву
многочисленные насекомые. Это было серьезным делом подростков: лошади в
крестьянской семье были ценной рабочей силой, и важно было, чтобы они были
сыты.

Прочитав этот рассказ, мы представляем себе и теплую июльскую
ночь, и каждого из ребят, слышим их рассказы у костра.

И. 3. Суриков в своем стихотворении рисует, как несется табун
лошадей по пути в ночное, и немного говорит нам о том, какие мысли и чувства
возникают в сознании ребятишек, когда становится темно и разыгрывается их
фантазия. «Вот с метлой несется ведьма», вот — «мчится леший», «змей летит
крылатый»… «Детям боязно». Спасаясь от своих страхов, они разводят костер.

Тургенев рисует панораму событий и характеров. Суриков дает
общую поэтическую картину события.

Активизация мыслеречевой деятельности учащихся. Фронтальный
опрос.

В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками,
которые вышли в ночное.

Пасти лошадей ночью.

Свобода, самостоятельность.

II. Актуализация знаний.

Цель: включе-ние учащихся в
деятельность.

Посмотрите на слайд. Что это перед вами?

Что такое портрет?

Для чего нужен портрет, что он нам дает?

Теперь посмотрим, как художники в разное время описывали
внешность человека. (слайд). Это портрет Екатерины 2 художника
Левицкого. Жанр портрета – парадный. Что значит «парадный?» Что можно сказать
об этом портрете? Как вы думаете, что будет являться главным в подобном
портрете?

Далее – портрет кон 18 — нач 19 вв..Боровиковский, портрет князя
Куракина. Это портрет в духе классицизма. Что важно здесь показать художнику?
Обратите внимание на детали — на кисти и краски.

— Кто были героями портретов? Люди какого сословия?

— Изображала ли кто-то народ? Посмотрите на портрет первой
половины 19 века. Венецианов, «Жница», «Жнецы» . Кто изображен? Какой он её
изобразил? Как вы думаете, такими ли были на самом деле крестьяне?

— Как вы думаете, передается ли характер в портретах?

— Скажите, только ли в живописи мы встречаемся с портретом?

— Верно. Вспомните произведения Тургенева, где встречается
портрет. Передается ли там характер героя через портрет?

Если сравнить с живописью, к какому бы периоду вы бы отнесли портреты
Тургенева?

Просмотр материалов презентациипроблемный диалог:

(портреты). (описание
внешности)
. (как выглядит человек, т.е. представление о
человеке).

(показать место человека в государстве, возвеличивание его).

(показать принадлежность к профессии, государственной
деятельности).

(дворяне, монархи)

(крестьяне)

(облагораживает, приукрашивает)

Нет, и в литературе.

(«Муму» — Герасим, «Бежин луг» — мальчики).

(ближе к Венецианову).

III. Постановка учебной задачи. Цель:  прого-варивание цели урока в виде темы урока.

Итак, мы не зря начали урок с обращения к портретам. Как вы
думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? А что нам может дать
описание внешности? Итак, сформулируйте тему нашего урока.

 «Портреты и рассказы мальчиков, их
духовный мир в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг».

Какие цели поставим?

Мастерство И.С.Тургенева в изображении портретов мальчиков; и
тема нашего урока

( о портретах мальчиков).

(достаток, характер).

Формулируют тему урока

Запись темы урока (слайд).

IV. Первичное осмысление текста и его анализ. Самостоятельная
работа.

Задание 1

Задание 2

И. С. Тургенев рассказал о реально происходившем событии: пятеро
мальчиков пасли лошадей на Бежином лугу, в Орловском крае.

— Где находится Бежин луг и почему носит такое название?


1.Индивидуальное задание. Географическая справка. Отвечает по карте Тульской
области). Слайд

— А на ваш взгляд, какое предположение более достоверно?

-Как относится герой-рассказчик к ребятам. которых он случайно
встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (своё отношение к мальчикам
герой-рассказчик передаёт с помощью описания).

II. Изучение нового материала

1. Работа в парах. У вас на столах тексты и листы самооценки,
где вы будете оценивать этапы своей работы

— У вас на столах лежит конверты в текст.  Что это за текст?

— А что такое портрет?

— Что можно узнать по портрету?

— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах
человека?

Тексты на листах А4

  1. Это
    был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного
    мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и
    постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой
    . (Федя).
  2. У
    него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо
    бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как
    говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. 
    (Павлуша).
  3. Лицо
    у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое,
    подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не
    расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами
    из-под низенькой войлочной шапочки
    . (Илюша)
  4. Это
    мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу
    заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное
    впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие
    глаза. 
    (Костя).

— Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на
мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет
Павлуши на  экране) и определитесь с героем.

— Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте
портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя?  Выступление.
Оцените свою работу.

— Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?

— Теперь давайте посмотрим, как Тургенев изображает детей? Как
он строит описание внешности, на что старается обратить внимание?

— Итак, сделаем выводы. Что нам дает портрет? Что мы можем
понять по нему?

3. Работа в группах.  Составление плана-характеристики героя (на
примере одного из мальчиков)Используя данные рассказа Страницы
171-173.Представить характеристики мальчиков.

— Вам дана таблица (приложение №2), которую вы должны заполнить
и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем
задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.

мальчик

Возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Чем занимался

История

Отношение автора

— Спасибо за ответы.

Вывод: (Слайд №3)Портрет в
литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том,
что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое
идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица,
одежды, движений, жестов, манер.

— Ребята, что общего у этих детей? (мальчики дружны, не
избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все
они бедны
)

— В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры)

Оцените себя.

Колодезная Олеся

Место, которое описывает писатель, действительно существовало,
есть и сейчас. Этот Бежин луг находится на небольшой речке Снежеди в Тульской
области. Он входил в число земель, принадлежавших отцу писателя, и был знаком
Тургеневу с детства.

Возможно, луг получил название по фамилии помещиков Бежиных,
которые в 18 веке проживали неподалёку… Есть и такое предположение: Бежиным
луг назвали потому, что на нём собирались табором люди, бежавшие от
притеснений царских властей на юг, на вольный Дон.

Своё отношение к мальчикам герой-рассказчик передаёт с помощью
описания.

Описание, портрет.

Изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды).

Представление о герое, характер.

Ваня-самый маленький герой рассказа. Он глубоко любит природу.
Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это Ваня в искреннем порыве своей
детской непосредственности отвлёк внимание мальчиков от разговора о страшном
к прекрасным звёздам.

Портрет раскрывает характер героев. выражает отношение
рассказчика и писателя к героям через изображение внешности героев: их
фигуры. лица. внутренние качества человека (например. добрые глаза). одежды,
движений, жестов, манер.

VI. Реализация построенного проекта. Первичное
закрепление.

Цель: проговаривание нового
знания, запись в тетрадях.

А теперь вернемся к разговору мальчиков у костра. Мальчики в
рассказе тоже рассказывают разные истории.

— Как вы думаете, можно ли по речи узнать и раскрыть образ
героя? Что же вы узнали?

— Какие истории они рассказывают?

— Обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев
рассказы мальчиков? 

 2.Работа со словарём.

— Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики?

И.С.Тургенев назвал сначала их « россказнями», затем
«преданиями», потом «поверьями».

Задание № 3. Работа в  группах Соотнеси слово и его значение

(Россказни – измышления, выдумки.

Предание – устный рассказ,
который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об
исторических событиях , о событиях прошлых лет.

Поверье – суеверное предание,
убеждение, основанное на таком предании или приметах).

Современные ученые называют их БЫЛИЧКАМИ.

Былички – народные
произведения суеверного характера, повествующие о встречах со
сверхъестественными силами.

— Какое из этих понятий точнее передаёт особенности рассказов
мальчиков? (Былички)

Самостоятельная работа ( индивидуальная)


Сколько быличек рассказано мальчиками и кто основной рассказчик?(9 , в
основном рассказывал Илюша и Костя)  Проверка.

Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”

  1. Илюша
    (про домового).
  2. Костя
    (встреча плотника Гаврилы с русалкой).
  3. Илюша
    (псарь Ермил и барашек).
  4. Илюша
    (покойный барин и разрыв – трава).
  5. Илюша
    (гадание бабы Ульяны).
  6. Костя
    (звуки из бучила).
  7. Илюша
    (про лешего).
  8. Илюша
    (про водяного и Акулину).
  9. Костя
    (Феклиста и сын).    

Оцените себя

Работа в группах

Чтение по ролям одной из истории

1.     
Каждый из мальчиков рассказывал страшную историю рассказанную
героем. Постарайтесь точно воспроизвести речь героев.


3.Сопоставление портретов и рассказов мальчиков.

 ( РЕЗЕРВ) ПРОСЛУШАТЬ

-Сопоставим рассказы Павлуши (Стр.181 учебник) и Илюши (Стр.182
учебник) о светопреставлении (солнечном затмении).

Что вы можете сказать об объеме высказывания?

А
что о знаках препинания в каждом рассказе?

Как
относится Павлуша к своему рассказу?

А
как Илюша?

Вопросы для сравнения фрагментов.

Что
вы можете сказать об объеме высказывания?

А
что о знаках препинания в каждом рассказе?

Как
относится Павлуша к своему рассказу?

А
как Илюша?

Чем
насыщена речь Илюши и чего нет у Павлуши
?


Итак, сравните фрагменты. Что отличает их друг от друга?

(Отличия:

1) Объем высказывания: Павлуша
кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Илюши
идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить
слушателей. Применяет ораторский прием.

        2)Знаки препинания:

У Павлуши нет ни одного вопросительного предложения, ни одного
восклицания, ни одного многоточия.

Но все это есть в речи у Илюши: знаки, которые передают
эмоциональный накал речи, налицо, вплоть до многоточий — они предполагают,
что в это время речь, очевидно, прерывалась многозначительной паузой.

Павлуше смешон собственный страх, который уже давно остался в
прошлом.

Илюша же в современном восторге от возможности испугать своих
слушателей, да и сам не против того, чтобы еще раз пережить страшное
воспоминание.

   -Павлуша был
умным мальчиком и поэтому он не поддался общему страху, когда началось
солнечное затмение. Он смеялся над тем, как суеверные люди приняли бочара
Вавилу за Тришку. Поэтому его рассказ ироничный.

   — Когда рассказывает Илюша, то он сам верит в эти истории,
потому что он суеверный человек. Он не может объяснить этого природного
явления


— Как вы считаете, дети интересны охотнику?

— Как вы думаете, а кто больше нравится автору?

— Почему?

Итак, мы видим, что характеристика героя складывается из
нескольких составляющих. Во-первых, это … (портрет). Во-вторых, … (рассказ
самого героя). В третьих, (слово автора о нем).

— Кто из мальчиков вам больше понравился?

— Что же происходит с Павлушей в конце рассказа?

— Ожидали ли вы такую судьбу Павла?

— Есть ли в портрете предвидение его будущей судьбы?

— И вот теперь давайте посмотрим, почему Тургенев обращается к
образам детей, и именно крестьянских детей. Для начала, почему дети? Если
дети в общем – это будущее, то крестьянские дети – это чье будущее?


Что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо
рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны
)


В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры).


Кто же из ребят претендует на главную роль?

-.Павлуша

— Почему?

Он
в критических ситуациях смелее себя ведет.

 Когда
все испугались и собаки залаяли, Павлуша бросился посмотреть. Думал, это
волк. Не испугался.

Когда
Илюша всех напугал историей о Тришке, Павлуша всех успокоил, рассказав
смешную историю со жбаном.

И
не побоялся после страшных историй пойти за водой.

— Связано ли это как-то с тем, что они крепостные?

Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их
воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей
степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в
плену самых диких суеверий.

(страшные, о нечисти, потусторонних силах)

« россказнями», затем «преданиями», потом «поверьями».

«россказнями»-«преданиями»-«поверьями» (современные учёные
«предания» и «поверья» называют «быличками»)

внимательно слушает все истории. Охотник не уснул у костра, а с
любопытством наблюдал за ребятами.

Дети – это будущее, будущее крестьян.

Их характеры, их духовный мир.

В каждом рассказе мальчика проявился его характер, его отношение
к жизни)
 Павлушу в рассказе «Бежин луг» мы видим решительным,
смелым, умным, он иронично относится к нелепым суевериям. Ильюша, рассказывая
свои былички, верит в них, как, впрочем, и все остальные дети у костра.

VII. Обобщение.

Давайте сделаем выводы. Нам важно было понять, как Тургенев
изображает детей. Что мы увидели через портрет и рассказы мальчиков?

В каждом портрете есть загадка. Тургенев словно зовёт читателя
вглядываться, вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Хотя оно
и показывает недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к
детям. В изображении Тургеневым это способные дети. Каждый из них отличается
своим особым характером.

— Знаете ли вы, какая наука изучает душу человека? Душу человека
изучает психология. Исходя из этого, как бы мы назвали портрет Тургенева.

— Но нужно помнить тему и идею сборника «Записки охотника». Еще
раз – какова тема и идея?

— Верно. И это уже социальная сторона.

Их внутренний мир

психология;

психологический.

Изображение простого народа; протест против крепостного права.

Портрет у Тургенева совмещает в себе психологическую и
социальную стороны.

VIII. Рефлексия.

Подведем итоги.

 4. Составление кластеров: «Черты характера»

Работа у доски с табличками.

Павлуша- смелый, уверенный, умный.

Костя-задумчивый, печальный, любопытный.

Федя – гордый, любопытный.

Илюша – смирный, спокойный, пугливый, заботливый.

Ваня – тихий.

Что мы сегодня узнали на уроке?

Что вам понравилось на уроке?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

IX. Домашнее задание.

  1. Творческое
    задание: Поразмышлять: как вы представляете себе в дальнейшем судьбу
    мальчиков?
  2. Кого
    бы вы взяли из мальчиков к себе в товарищи и почему?

Записывают ДЗ в дневники

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мой гений.
История создания – произведение было написано в 1813 г. после того, как поэт расстался с Анной Фурман. Оно вошло в поэтический цикл, посвященный этой женщине.

Тема стихотворения – искренняя любовь к женщине, светлый образ милого сердцу человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: обращение героя к своему сердцу и портрет его возлюбленной. Большинство строк произведения раскрывает портрет возлюбленной лирического героя. На строфы оно не делится.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «память сердца», «часто сладостью твоей меня в стране пленяешь дальной», «я помню голос милых слов», «приникнет к изголовью и усладит печальный сон».

Эпитеты – «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон».

Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова

«Мой гений»- прекрасное стихотворное творение великого русского поэта Константина Николаевича Батюшкова.

Элегия «Мой гений», написанная в 1813 г, посвящена неразделенной любви поэта к очаровательной девушке Анне Фурман. Несмотря на то, что чувства Константина Батюшкова остались без ответа, образ возлюбленной сохранился у него на всю дальнейшую жизнь, вдохновив поэта на написание цикла стихотворений, в который и входит эта элегия.

Тема

Тема стихотворения — неразделенная любовь поэта.

В начале произведения автор описывает противоборство сердца и разума, в котором победа остается за чувствами. Воспоминания, хранящиеся в сердце героя, пленяют его даже в самых далеких краях. Эти признания дают нам понять, что в вопросах, касающихся любви, разум не властен над влюбленным.

Идея

В свое стихотворение автор заложил идею о том, что искренней любви не страшны ни время, ни расстояние. Батюшков показал, что «образ милый, незабвенный» является для него ангелом- хранителем, который всегда сможет утешить печальную душу героя.

Размер и рифмовка

Рассматриваемое произведение К. Батюшкова написано четырехстопным ямбом. В стихотворении автор использует перекрестную рифмовку АВАВ, а также мужские и женские рифмы.

Композиция

«Мой гений» условно можно разделить на две смысловые части: в первой герой обращается к своему сердцу, а в следующей части представлен портрет возлюбленной героя. Стоит выделить, что визуального деления на строфы в произведении нет.

Жанр

Жанр стихотворения- элегия, в нем переданы глубокие душевные переживания автора, проникнутые печалью. В произведении чувствуется любовь и ноты грусти, вызванные разлукой.

Средства выразительности

К. Н. Батюшков использует различные средства художественной выразительности. Описывая память сердца, автор обращается к синтаксическому параллелизму, а создавая образ возлюбленной, использует выразительные эпитеты, усиливающие экспрессивную окраску произведения («очи голубые», «образ милый», «память печальная» и т.д.).

Для передачи читателю внутреннего состояния героя, поэт использует метафоры, например, «вьющиеся власы», «страна дальняя», «локоны златые».

Стихотворение «Мой гений» К. Н. Батюшкова — одно из самых прекрасных произведений поэта. Оно отражает то, насколько глубокими и искренними могут быть чувства человека. В русской поэзии лирика Константина Батюшкова занимает особое место.

Век XIX подарил нам множество женских имен и множество любовных историй. Не все из них имели счастливый конец, но почти каждой мы обязаны тем, что на свет появлялись или великолепные стихи, или же музыка, или же живописные полотна. 29 мая в День рождения русского лирического поэта, которого А.С.Пушкин сравнивал с Петраркой, Константина Николаевича Батюшкова, хочется как раз впомнить такую историю любви. У Президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина было пятеро детей и одна воспитанница, юбимица Г.Р. Державина — Анна Федоровна Фурман. В нее и влюбились сначала переводчик Гомера поэт Н.И.Гнедич, а потом и поэт К.Н.Батюшков. И ей он посвятил одно из своих самых известных стихотворений…

Кипренский О. А. Портрет Анны Федоровны Фурман 1816

(Русский музей, Санкт-Петербург)

МОЙ ГЕНИЙ

О, память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальней. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой, И образ милый, незабвенный Повсюду странствует со мной. Хранитель гений мой — любовью В утеху дан разлуке он: Засну ль? приникнет к изголовью И усладит печальный сон. (1815)

На всех портретах она выглядит мечтательницей, романтичной особой. «Очи голубые», да золотые локоны, меланхоличный взгляд, ну что еще нужно поэту для вдохновения? В 1809 году в Анну Федоровну, восемнадцатилетнюю девушку, безнадежно влюбился Николай Иванович Гнедич. Но Анна осталась равнодушной к его ухаживаниям и дала ему это ясно понять. Да и разве мог рассчитывать на взаимность человек имеющий совсем не внешность принца: у Гнедича не было одного глаза, а лицо было обезображенн оспой. Девушке, воспитанной среди прекрасного, хотелось иметь рядом не такого мужа. Друг Гнедича, К.Н. Батюшков, все это понимал и писал ему: «Анна Федоровна, право, хороша, и давай ей кадить! Этим ничего не возьмешь. Не летай вокруг свечи — обожжешься. А впрочем, как хочешь…».

Написав это, Батюшков и не думал о том, что тоже вскоре попадет в те же сети.

О.А.Кипренский Портрет К.Н.Батюшкова 1815

(Государственный исторический музей, Москва)

К Батюшкову

Философ резвый и пиит, Парнасский счастливый ленивец, Харит изнеженный любимец, Наперсник милых аонид, Почто на арфе златострунной Умолкнул, радости певец? Ужель и ты, мечтатель юный, Расстался с Фебом наконец?

А.С.Пушкин

1812 год сделал Батюшкова воином — он сам, добровольно отправился на войну, был адъютантом легендарного генерала Раевского, тяжело ранен. В 1814 году он возвращается в Петербург и конечно же сразу же встречается с близкими ему людьми. А это семейство Олениных и Екатерины Муравьевой. Именно в это время он и влюбляется в Анну Фурман и делает попытку стать ее мужем. Появился новый цикл стихов. Крепнут надежды, что поэт, чьи вдохновенные образы трогают и волнуют, обретает силы для творчества. Именно в это время молодой Александр Сергеевич Пушкин, прочитав стихи Батюшкова, восхищенно произнес: «Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков

«. Девушку уговаривают ответить взаимностью и в семействе Олениных, и близкие Батюшкова, но она опять остается равнодушной к ухаживаниям. Ледяной характер, поиск свободы… Батюшков же в это время пишет удивительно лиричные стихи, посвященные любимой…

О.А. Кипренский. К. Н. Батюшков 1815

ЭЛЕГИЯ

Под новым бременем печали! Как странник, брошенный из недра ярых волн, На берег дикий и кремнистый Встает и с ужасом разбитый видит челн, Валы ревущие и молнии змиисты, Объявшие кругом свинцовый небосклон; Рукою трепетной он мраки вопрошает, Ногой скользит над пропастями он, И ветер буйный развевает Молений глас его, рыдания и стон… — На крае гибели так я зову в спасенье Тебя, последний сердца друг! Опора сладкая, надежда, утешенье Средь вечных скорбей и недуг! Хранитель ангел мой, оставленный мне Богом!.. Твой образ я таил в душе моей залогом Всего прекрасного… и благости Творца. Я с именем твоим летел под знамя брани Искать иль гибели, иль славного венца. В минуты страшные чистейши сердца дани Тебе я приносил на Марсовых полях: И в мире, и в войне, во всех земных краях Твой образ следовал с любовию за мною; С печальным странником он неразлучен стал. Как часто в тишине, весь занятый тобою, В лесах, где Жувизи гордится над рекою, И Сейна по цветам льет сребряный кристалл, Как часто средь толпы и шумной, и беспечной, В столице роскоши, среди прелестных жен, Я пенье забывал волшебное сирен И мыслил о тебе лишь в горести сердечной. Я имя милое твердил В прохладных рощах Альбиона И эхо называть прекрасную учил В цветущих пажитях Ричмона. Места прелестные и в дикости своей, О камни Швеции, пустыни скандинавов, Обитель древняя и доблестей и нравов! Ты слышала обет и глас любви моей, Ты часто странника задумчивость питала, Когда румяная денница отражала И дальние скалы гранитных берегов, И села пахарей, и кущи рыбаков Сквозь тонки, утренни туманы На зеркальных водах пустынной Троллетаны. Исполненный всегда единственно тобой, С какою радостью ступил на брег отчизны! «Здесь будет, — я сказал, — душе моей покой, Конец трудам, конец и страннической жизни». Ах, как обманут я в мечтании моем! Как снова счастье мне коварно изменило В любви и дружестве… во всем, Что сердцу сладко льстило, Что было тайною надеждою всегда! Есть странствиям конец — печалям никогда! В твоем присутствии страдания и муки Я сердцем новые познал. Они ужаснее разлуки, Всего ужаснее! Я видел, я читал В твоем молчании, в прерывном разговоре, В твоем унылом взоре, В сей тайной горести потупленных очей, В улыбке и в самой веселости твоей Следы сердечного терзанья…

И все же мольбы Батюшкова, его терзания и уговоры близких сделали свое дело — Анна Федоровна дает согласие на брак с поэтом. Но… но она честно говорит жениху, что не любит его и что ее сердце ему не принадлежит. Батюшков благородно отказывается от брака и становится глубоко несчастным человеком, трагедию неразделенной любви он пронесет через всю свою жизнь. А дальнейшая жизнь его сложится трагически — он сойдет с ума на тридцать четвертом году жизни, прожив после этого еще более тридцати лет.

Однажды, в минуту просветления, он сказал о себе поэту Вяземскому: “Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было

”. Однако до всего этого, Батюшков успел много сделать для русского языка и литературы. Пушкин называл его счастливым сподвижником Ломоносова… Но, увы, лучший поэт допушкинской поры издал всего одну небольшую книжку «Опыты в стихах и прозе» в 1817 на средства своего друга Н.И. Гнeдича.

Неизвестный художник Портрет поэта К.Н.Батюшкова 1850

РАЗЛУКА

Гусар, на саблю опираясь, В глубокой горести стоял; Надолго с милой разлучаясь, Вздыхая, он сказал:

«Не плачь, красавица! Слезами Кручине злой не пособить! Клянуся честью и усами Любви не изменить!

Любви непобедима сила! Она мой верный щит в войне; Булат в руке, а в сердце Лила,- Чего страшиться мне?

Не плачь, красавица! Слезами Кручине злой не пособить! А если изменю… усами Клянусь, наказан быть!

Тогда мой верный конь споткнися, Летя во вражий стан стрелой, Уздечка браная порвися И стремя под ногой!

Пускай булат в руке с размаха Изломится, как прут гнилой, И я, бледнея весь от страха, Явлюсь перед тобой!»

Но верный конь не спотыкался Под нашим всадником лихим; Булат в боях не изломался,- И честь гусара с ним!

А он забыл любовь и слезы Своей пастушки дорогой И рвал в чужбине счастья розы С красавицей другой.

Но что же сделала пастушка? Другому сердце отдала. Любовь красавицам — игрушка, А клятвы их — слова!

Всё здесь, друзья! изменой дышит, Теперь нет верности нигде! Амур, смеясь, все клятвы пишет Стрелою на воде.

Анна Федоровна же в 1822 году вышла замуж за коммерсанта Вильгельма-Адольфа Оома и уехала жить в Дерпт. Вскоре ее муж был определен на службу учителем и надзирателем при Воспитательном училище Академии художеств в Петербурге. Но уже в 1827 году он скончался,а А.Ф. Оом заняла должность главной надзирательницы Воспитательного дома (Николаевского Сиротского Института) в Петербурге. Современники отзывались об ней как о «прелестной и высоконравственной особе»… Вот только вспоминала ли она бедного поэта и его любовь?..

К.Н. Батюшкова можно назвать учителем А.С. Пушкина, именно он открыл многие образы и мотивы, которые позже развил и довёл до совершенства русский гений. Стихотворения К.Н. Батюшкова показали, какой мелодичной и искренней может быть поэзия. До него такой гармонии и простоты не было в русской лирике. Лучшими из всего творческого наследия этого автора считаются стихи, посвящённые возлюбленной. И произведение «Мой гений» является ярким тому подтверждением.

К.Н. Батюшкову посчастливилось испытать настоящую любовь. Он был счастлив ею, несмотря на то, что любовь эта была не взаимная. Своей возлюбленной поэт посвятил немало стихов, которые стали жемчужинами его творческого наследия. В список этих любовных произведений входит и рассматриваемое нами стихотворение «Мой гений»

Кому же поэт посвятил свои стихи? Молодой девушке — Анне Фурман. Познакомились молодые люди в Петербурге в 1813 году. К.Н. Батюшков долго ухаживал за Анной, но она не питала ответных чувств. В конечном итоге она согласилась выйти замуж за кавалера, но не по любви, а из-за его богатого состояния. Когда об этом узнал поэт, то расторг помолвку. Но светлый образ любви, который подарила ему Анна, в его сердце сохранился навсегда.

История создания

К. Батюшков написал произведение «Мой гений» в 1813 г. На создание трогательных строк его впечатлила любовь к А. Фурман. С девушкой поэт познакомился в 1812 г., его сердце воспылало искренними нежными чувствами. Мужчина готов был жениться на возлюбленной. Ее родители тоже были не прочь такого союза, зная, что Батюшков – обеспеченный дворянин.

Вот только та, кому посвящено стихотворение, относилась к любви поэта пренебрежительно. Как-то Константин Николаевич услышал разговор А. Фурман с подругами. Девушка признавалась, что брак для нее – лишь способ избавиться от наставлений и контроля родителей. Сердце Батюшкова было разбито. Он признался родителям Фурман, что не имеет достаточно средств для обеспечения семьи. Теперь отец возлюбленной Константина Николаевича был не очень рад такой партии.

Семью с Фурман молодой поэт не создал, но любовь к девушке сохранилась в его сердце на долгие годы. Она вдохновила К. Батюшкова на создание цикла любовной поэзии, который занял достойное место в русской литературе.

Тема

В стихотворении раскрывается тема искренней любви к женщине. Для ее раскрытия автор создает пейзажные и психологические зарисовки. В центре произведения два образа – лирический герой и его возлюбленная. Написаны строки от первого лица. Такая форма позволяет передать все нюансы внутреннего состояния влюбленного мужчины.

В первых стихах лирический герой обращается к «памяти сердца», признаваясь, что она сильнее рассудка. Воспоминания, которые хранятся в сердце, пленят влюбленного даже в дальних краях. Эти признания показывают, что разум не имеет власти над героем в вопросах, касающихся любви.

Постепенно память мужчины воссоздает образ любимой. Он состоит из отдельных деталей, которые сохранились в душе героя: голос, голубые глаза и вьющиеся волосы золотистого цвета. Женщину он нежно называет пастушкой, любуясь ее простой одеждой. Именно такой светлый образ всегда рядом с влюбленным. Мужчина верит, что это ангел, который оберегает его и утешает, приникнув к изголовью.

В стихотворении К. Батюшков реализовал идею о том, что над настоящей любовью не властны ни время, ни расстояния. Поэт показал, что милый сердцу образ является ангелом-хранителем, который всегда готов утешить печальную душу.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания того, как герой обращается к своему сердцу. Он признает, что память печальна и не всегда способна пленить его. Только сердце пробуждает в человеке сильные эмоции, которые способны очаровывать в любом месте.

Разум не может властвовать над героем в вопросах любви. Постепенно его охватывают воспоминания о любимой женщине. Он с особым трепетом воссоздает ее образ, особенно уделяя внимание следующим деталям:

  • голос;
  • голубые глаза;
  • вьющиеся волосы золотого цвета.

Герой любуется ее простой одеждой, ласково зовет пастушкой и восхищается ею. Именно эту женщину он считает хранителем, который всегда утешит и поддержит в трудную минуту. Не важно будут ли они вместе — светлые чувства помогают на протяжении всей жизни.

Стихотворение написано в виде монолога героя. Оно наполнено детальным описанием образа женщины, которая так потрясла автора. У нее нет особенных черт, поэт намеренно подчеркивает: она носит простую одежду. Все эти детали позволяют показать, что не только роковые девушки могут покорять.

Поэт не зря назвал работу «Мой гений». Это отсылка к духам-покровителям места. Именно им является его возлюбленная. Она оберегает его творчество, сердце, спасает от печали и отчаяния. Без нее Батюшков давно бы трагически погиб или закончил свое существование на дне жизни.

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа любимой женщины и передачи чувств лирического героя. Главную роль в произведении играют эпитеты: «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон». Они придают описываемым картинам выразительности. Метафоры – основной инструмент для воспроизведения внутреннего состояния влюбленного мужчины: «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон».

Важную роль в тексте играет интонация. При помощи риторических вопросов и восклицаний К. Батюшков делает эмоциональный фон стихотворения более выразительным. В некоторых строках поэт использовал аллитерацию. Например, слова с согласными «с», «ч» выражают грусть: «ты сильней рассудка памяти печальной».

  • Отзыв к рассказу ванька чехов
  • Отзыв к рассказу бешеный бельчонок
  • Отзыв к рассказу зощенко находка
  • Отзыв к рассказу журка пришвин
  • Отзыв к рассказу детство толстого 4 класс