Отзыв фотография на которой меня нет сочинение

Образ бабушки в русской литературе м.горький. детство, в.п.астафьев. фотография, на которой меня нет, конь с розовой гривой viii класс аннотация.

ОБРАЗ БАБУШКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

М.ГОРЬКИЙ. «ДЕТСТВО», В.П.АСТАФЬЕВ.
«ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ», «КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ»

VIII КЛАСС

Аннотация. Сопоставляя образы бабушек в
произведениях М.Горького, В.П.Астафьева, дети учатся обнаруживать сходство и
различие подходов писателей к изображению образов героинь, накапливают опыт
творческой деятельности.

Ключевые слова: сопоставление, анализ, образ
бабушки, нравственность.

Abstract. Comparing images of babushkas in M.Gorky and
V.P.Astafiev books, students learn to discover similarities and differences
between the writers ap- proaches to their heroines images and accumulate
creative activity experience. Keywords: comparison, analysis, babushka’s
character, morality.

На разных языках слово
«бабушка» звучит совершенно поразному. В любом слу- чае,
слово «бабушка», как бы ни звучало, произносится с особой теплотой на родном
для каждого языке. Во всех странах «ба- бушка» не только произносится по-разно-
му, но и занимает различную социальную позицию по отношению к внукам. Конечно,
во многом взаимодействие бабушек, детей и внуков зависит от конкретной семьи.
Трудно себе представить российскую се- мью без бабушки. Она принимает активное
участие в жизни детей и внуков. По стати- стике, в России около 20% семей
неполные. Очень часто бабушка, особенно с маминой стороны, становится второй
мамой. Она принимает участие во всех делах семьи, от завтрака и проверки
домашнего задания до выбора института и спутника(-цы) жизни внуков. В этом и
есть особый статус пожи- лой женщины. Образ русской бабушки оли- цетворял
хранительницу очага и заботли- вую няню. Бабушка несёт жизненный опыт, родовую
память, нередко она авторитет в семье.

Многие писатели ХХ века обращались к

этому образу: М.Горький в «Детстве»,
В.П.Астафьев в «Последнем поклоне», А.Ким в повести «Арина». У Горького ба-
бушка — средоточие света, тепла, доброты, мудрости. У Кима перед нами предстаёт
добрая бабушка, любящая всех, пытающая- ся всем помочь. Сегодня мы попытаемся
сравнить образ бабушки, нарисованный В.П.Астафьевым в цикле рассказов «По-
следний поклон», с образом, представлен- ным М.Горьким. С некоторыми героями мы
уже знакомы. Мы с вами помним героев Астафьева благодаря таким рассказам, как

«Конь с розовой гривой», «Фотография, на

которой меня нет».

Итак, самые известные литературные бабушки —
бабушка Акулина из автобио- графической трилогии М.Горького и ба- бушка
Катерина из автобиографического цикла В.П.Астафьева «Последний поклон». При
явных различиях этих произведений, связанных со временем написания, раз- личным
«социальным происхождением» ин- тересующих нас героинь (у Горького — ме-

щанка, у Астафьева — сибирская крестьян- ка),
эти бабушки увидены глазами внуков, причём внуков-сирот. Для них бабушки — это
матери.

Бабушки изображены как излучающие свет
бескорыстной любви: «Вся она — тём- ная, но светилась изнутри — через глаза —
неугасимым, весёлым и тёплым светом» (Горький); бабушка «не отдаст меня, не от-
пустит, спрячет надёжно» (Астафьев). От- крывая для себя образ бабушки в
произве- дениях, школьники учатся интерпретиро- вать прочитанное, сопереживать.

Планируемые предметные результа- ты:
анализировать литературные произве- дения, сопоставлять образы бабушек в про-
изведениях М.Горького, В.П.Астафьева, вы- являть их схожие и отличительные черты,
пересказывать отрывки из прозаических про- изведений, отвечать на вопросы по
прочи- танному тексту, вступать в диалог, создавать устные монологические
высказывания.

Опережающее домашнее задание:

—           Прочитать рассказ В.П.Астафьева

«Фотография, на которой меня нет».

—           Подобрать материал из «Детства»
М.Горького и «Последнего поклона» В.П.Астафьева по темам: «Портрет бабуш- ки»,
«Речь бабушки».

Индивидуальное задание: подготовить сообщения
«Детство Горького», «Детство Астафьева».

Ход урока

Вступительное слово учителя

В русской литературе существует ряд
традиционных образов, которые можно на- звать сквозными: образ Родины, образ
ма- тери и другие. К ним можно отнести и не менее важный образ бабушки. У
каждого человека есть своё представление о ба- бушке, свои воспоминания,
связанные с ней.

«Воспоминания о бабушке — это са- мые живые и
самые светлые воспоминания моего детства. Светлы они и в перенос- ном, и даже в
буквальном смысле слова… Это просто счастье, что именно моя ба- бушка вводила
меня в жизнь. Главное, что привлекало в бабушке, — это ясность и цельность её
духовного облика. Скромная

русская простота и в то же время удиви-
тельное изящество души. Участливая ста- риковская доброта, благодушие, мягкая
шутливость, уступчивость в мелочах — и прямота, твёрдость во всём действительно
важном. Нас, внуков, она никогда не бало- вала, но и не ворчала без толку. И
никогда никакой фальши, никакого ханжества. Дети всё это ясно чувствуют.
Бабушка ни- когда не кривила душой, слово её было правдиво и твёрдо. Бабушка
никогда не наказывала меня и не пугала наказаниями (насколько я помню), но мои
проступки она настолько серьёзно принимала к серд- цу, что для меня заранее
лишались сладо- сти многие запретные плоды. Огорчить бабушку было неприятно, и,
скрепя серд- це, я вынужден был отказаться от набега на чей-то сарай в углу
двора, и от “мужско- го” разговора с ребятами, и от многого другого», — писал
иеромонах Димитрий Захаров. (Родился в 1934 году, физик- ядерщик, кандидат
технических наук, вид- ный учёный в своей области. Талантливый резчик по
дереву. Всю жизнь стремился к монашеству. В 1991 году принял монаше- ство,
затем был рукоположен во иеромо- наха. Служил в Клину, в Бронницах. Умер в 1992
году.)

—           Скажите, а вам знакомо то чувство,
о

котором рассказал о. Дмитрий?..

Узнаем, как прошло детство писателей, о
которых мы сегодня будем говорить. Что их объединяет?

Сообщения учащихся

—           Детство М.Горького прошло в доме
деда Василия Васильевича Каширина, ко- торый в молодости бурлачил, затем раз-
богател, стал владельцем красильного за- ведения, в старости разорился. Дед об-
учал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к
народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам
самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).

—           1 мая 1924 года в селе Овсянка,
что на

берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в
семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор. В семь
лет

35

Какие чувства вызывают бабушки у внуков,
читателей? Каков характер и внутренний мир героинь?           

Акулина Ивановна        Катерина Петровна

Может защитить, рядом с ней ты в безопасности       «Очень
полная», «огромная и лохматая», похожая на медведицу, «точно большая кошка —
она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».      «А я боязливо прижимался
к ней, к моей живой и тёплой бабушке»; «и такая волна любви к родному и до
стоноты близкому человеку накатывала на меня, что я тыкался лицом в её рыхлую
грудь и зарывался носом в тёплую, бабушкой пахнущую рубашку».

Близка к природе. Может вылечить от недуга              «В
лесу — точно хозяйка и родная всему вокруг — она хо- дит медведицей, всё видит,
всё хвалит и благодарит…»         «…многие травы и цветки целебные знает».

Красота, молодость      «Когда она
улыбалась… всё лицо казалось молодым и светлым».    «…косицы, торчащие будто
у девчонки»

Труженица, на которой держится дом и семья             «Она
служила повитухой, разбирала семейные ссоры и споры, лечила детей, сказывала
наизусть “Сон Бого- родицы”, чтобы женщины заучивали его “на счастье”, давала
хозяйственные советы… неугомонная, неустан- но добрая старуха».              «Управившись
с делами, бабушка брала батог — для обороны и следовала по селу, проведать
своих много- численных родичей, нужно где чего указать, где в дела вмешаться,
кого похвалить, кого побранить».

мальчик потерял мать — она утонула в реке,
зацепившись косой за основание боны. В.П.Астафьев всегда будет чувствовать эту
потерю. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и
корми- лицей мальчика становится его бабушка — Екатерина Петровна. Виктор
Астафьев вос- питывался бабушкой, постигая через неё в буднях, работе, заботах
о хозяйстве, доме, семье русские традиции, красоту родной земли — Сибири. О
детстве, проведённом с бабушкой, Виктор Астафьев рассказал в первой части
крестьянской оды «Последний поклон», в которой «кланяется всем русским
бабушкам».

Можно сказать, что у обоих писателей

было нелёгкое детство, они рано потеряли
матерей, и огромную роль в их воспитании сыграли бабушки.

— Какие ассоциации вызывает у вас слово
«бабушка»?

Слушая ответы, записываем на доске и в
тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарст-
венных трав, морщинки, платок, очки, мо- литва, седина, натруженные руки,
вареж- ки, вязание, сказки, пирожки, ласка, спра- ведливость.

— А теперь наши ассоциации соотнесём с
образами бабушек: Акулины Ивановны и Катерины Петровны. Такими ли Горький и
Астафьев изобразили своих героинь? Да- вайте сравним их, рассмотрев эпизоды
произведений.

Вывод: обе бабушки соединяют в себе доброту,
отзывчивость, справедливость, за- боту, защиту, искренность, мягкость; они
хранительницы народной мудрости, семьи, защитницы детей.

— Бабушка защитит, но может и пору- гать.
Заслуженно ли бабушки ругали вну- ков? Докажем это, выразительно прочитав
эпизоды из рассказов «Конь с розовой гривой» (эпизод «И срамила же меня ба-
бушка…»), «Фотография, на которой меня нет» (эпизод «Ночью заболели ноги…»), из
повести «Детство» (глава 2, «Ска- терть»).

36 Литература в школе. 2016. № 8.

Вывод: бабушки справедливы, а нака- зывают,
чтобы не выросли «жиганами и аре- стантами».

—           Что особенного в речи бабушек?
Най- дём это в текстах и прокомментируем.

—           Акулина Ивановна: «Говорила она,
как-то особенно выпевая слова, и они лег- ко укреплялись в памяти моей, похожие
на цветы, такие же ласковые, яркие, соч- ные». Речь её напевная, ласковая и
краси- вая, поэтому напоминала цветы и запом- нилась.

—           Катерина Петровна: «Эт-то што же
он, кровопивец, слов не понимат? Я ему русским языком толкую — сошью! А он
нате-ка! Уросит! А? Возьмёшь конфетки или запру?» Речь её простая. Когда
сердится, она шумит, называет внука кровопийцей, но сердится она недолго и тут
же предлагает внуку сладость.

Выводы: язык бабушек — народный язык. Катерина
Ивановна — сибирячка, и в речи её диалектные слова, усечённые гла- голы,
народные обороты, приметы, при- словья.

—           Как вы думаете, почему авторы тща-
тельно воспроизводят речь героинь?

—           Речь запомнилась, потому что она
яркая, необычная, тёплая.

—           Это яркое воспоминание детства, в
котором, когда становишься взрослым, всё очень дорого.

—           Писатели дают возможность читате-
лю услышать живую, эмоциональную раз- говорную речь.

—           До сих пор мы говорили о сходстве
бабушек. В чём же их различие?

—           Разница во времени создания этих
образов и времени, в котором живёт каждая героиня. Бабушку в «Детстве» Горького
мы видим в 80-х годах XIX века, бабушка в «По- следнем поклоне» —
представительница 30-х годов ХХ века. Но сходства между ними значительно
больше, чем различий.

—           Давайте ещё раз перечислим то об-
щее, что объединяет бабушек в произведе- ниях таких замечательных писателей,
как Горький и Астафьев.

—           Во все времена бабушки похожи. Они
горячо любят внуков, заботятся о них, они большие труженицы, на них держался
мир семьи. Они мудрые воспитательницы: от них во многом зависело, какими людьми
вырастут их внуки. Обе бабушки добрые, мудрые, спра- ведливые, они умеют
прощать, чтут традиции, передают свой жизненный опыт внукам.

—           Вы правы. В обоих произведениях
перед нами предстают женщины, на кото- рых всегда держалась семья. Без любви и
без заботы о своих родных, помощи нуж- дающимся их нельзя представить. Поэтому
они остались в памяти своих внуков, став- ших талантливыми писателями, и в
памяти читателей. Эти писатели в своих автобио- графических произведениях так
трогатель- но говорят о своих бабушках, так искренни, что их произведения
становятся и покаяни- ем за нанесённые им обиды и причинённую боль, и последним
поклоном им за их вели- кий труд и великую любовь. Выросшие бла- годарные
внуки, ставшие большими писа- телями, предостерегают нас с вами от по- добных
ошибок, ибо их груз так тяжёл для души. Писатели пытаются достучаться до нас,
пока не стало слишком поздно. Будем любить своих родных, дорожить каждой ми-
нутой, проведённой с ними.

Домашнее задание

Написать домашнее мини-сочинение (на выбор):
«За что я хочу поблагодарить свою бабушку?», «Моя бабушка», «Мои луч- шие
минуты, проведённые с бабушкой».

ЛИТЕРАТУРА

1.            САВКИНА И. У нас уже никогда не
бу- дет этих бабушек? // Вопросы литерату- ры. — 2011. — № 2.

2.            Записки иеромонаха Димитрия
Захарова. Из сборника «Клин православный» // Хри- стианская жизнь. — 2012.

3.            НЕФЁДОВА И.М. Максим Горький.
Биография писателя: Пособие для учащих- ся. — Л.: Просвещение, 1971.

4.            Литература. Справочник
школьника. — М.: Слово, 1997.

Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой», «Время перемен», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» (55 минут) 
Б. Л. Васильев рассказ «Экспонат № …» (50 минут)
В. П. Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет» (35 минут)
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Ю. В. Бондарев рассказ «Частица» (1 минута)
А. И. Пантелеев рассказ «Кожаные перчатки» (3 минуты)
А. Солженицын крохоток (рассказ) «Путешествуя вдоль Оки» (2 минуты)
Н. С. Лесков сказ «Левша» (50 минут)
В. С. Гроссман рассказ «Мама» (26 минут)
Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» (25 минут)
И. А. Бунин рассказ «Лапти» (4 минуты)
С. Беллоу рассказ «На память обо мне» (1ч 20 минут)
Ю. Буйда рассказ «Продавец добра» (3 минуты)
В. Богомолов рассказ «Первая любовь» (8 минут)
А. И. Приставкин рассказ «Фотографии» (2 минуты)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
Н. Тэффи рассказ «Мой первый Толстой» (8 минут)

Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
В. Г. Короленко рассказ «В дурном обществе» (2 часа)
А. П. Чехов рассказы «Хамелеон» (6 минут), «Толстый и тонкий» (5 минут), «Смерть чиновника» (5 минут), «Размазня» (3 минуты), «В аптеке» (8 минут), «Беззащитное существо» (9 минут), «Человек в футляре» (25 минут), «Ионыч» (35 минут), «Тоска» (9 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
К. Г. Паустовский рассказы «Теплый хлеб» (15 минут), «Телеграмма»(20 минут), «Попрыгунья» (45 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» («Добрый доктор») (20 минут), «Куст сирени» (13 минут)
М. Горький рассказ «Старуха Изергиль» (40 минут)
А. П. Платонов рассказ «Юшка» (14 минут), «Песчаная учительница» (12 минут)
А. Грин рассказ «Зеленая лампа» (9 минут)
В. Г. Распутин рассказ «Уроки французского»   (55 минут)
Ф. А. Искандер рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла» (30 минут), «Милосердие» (3 минуты)
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В. С. Гроссман рассказы «Жилица» (4 минуты), «Из окна автобуса» (5 минут)
И. С. Тургенев «Милостыня» (2 минуты), «Эгоист» (2 минуты), «Близнецы (стихотворения в прозе) (1 минута)
В. О. Богомолов рассказ «Кругом люди» (3 минуты)
А. Моруа рассказ «Фиалки по средам» (24 минуты)
Х. К. Андерсон рассказ «Девочка со спичками» (6 минут)
О. Генри рассказ «Мишурный блеск» (12 минут), «Последний лист» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Заячьи лапы» (9 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказы «Багульник» (17 минут), «Собирающий облака» (17 минут), «Рыцарь Вася» (17 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2,5 часа)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
И. А. Бунин рассказы «Слепой» (4 минуты), «Цифры» (18 минут), «Лапти» (4 минуты)
О. Генри рассказ «Дары волхвов» (12 минут)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут), «Любовь к жизни» (40 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Л. Улицкая рассказ «Бумажная победа» (13 минут)
Б. Васильев рассказ «Великолепная шестерка» (24 минуты)
В. Осеева рассказ «Бабка» (18 минут)
Р. Брэдбери рассказы «Все мои враги мертвы» (9 минут), «Все лето в один день» (13 минут)
В. М. Шукшин рассказ «Срезал» (18 минут)

argumety

Ф. М. Достоевский рассказ «Сон смешного человека» (1 час)
И. С. Тургенев повесть «Дневник лишнего человека» (2 часа)
А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» (2 часа), повесть «Молох» (2,5 часа)
А. П. Чехов рассказ «Черный монах» (1 час) «Пари» (16 минут)
И. А. Бунин рассказ «Солнечный удар»  (13 минут)
А. Н. Островский драма «Бесприданница»  (2 часа)
А. Вампилов пьеса «Утиная охота»  (2 часа)
Э. А. По рассказ «Человек толпы» (20 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 ч 30 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Багульник» (17 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями» (19 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Собирающий облака» (17 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
И. А. Бунин рассказ «Слепой» (3 минуты)
Дж. Лондон рассказ «Любовь к жизни» (47 минут)
А. П. Чехов рассказ «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Рыцарь Вася» (13 минут)
И. А. Бунин рассказ «Цифры» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Теплый хлеб» (15 минут)
В. Вересаев рассказ «Легенда» (2 минуты)
В. Астафьев рассказ «Зачем я убил коростеля?» (5 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)

А. С. Пушкин повесть «Станционный смотритель» (25 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
А. П. Чехов рассказы «Ионыч» (35 минут), «Пари» (16 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» (20 минут)
Е. И. Носов повесть «Моя Джомолунгма» (1 час 20 минут)
А. И. Солженицын (жанр: крохоток, т.е. короткий рассказ) «Молния» (1 минута)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 часа 30 минут)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Акварельные краски» (13 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)

Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
Е. Гришковец статья «Антитвиттер» (12 минут)
Е. И. Носов рассказ «Кукла (10 минут)
И. Полянская рассказ «Утюжок и мороженое» (19 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
В. Шукшин рассказ «Критики» (14 минут)
Ж. Жионо рассказ «Человек, который сажал деревья» (24 минуты)
Елена Долгопят рассказ «Часы» (9 минут)
Р. Брэдбери «Улыбка»  (11 минут)
О. Генри «Мишурный блеск» (12 минут)
И. Лёвшин рассказ «Полет» (20 минут)
А. Жвалевский, Е. Пастернак повесть «Время всегда хорошее»

Тема Памяти в рассказе Виктора Петровича Астафьева " Фотография, на которой меня нет"

Урок литературы, 8 класс

Учитель русского языка

 и литературы Степанова Л.А.

с. Ленинское 2021г.

                               
  Тема памяти

                
в рассказе Виктора Петровича Астафьева

                  
«Фотография, на которой меня нет» (12.02.21г.)

Цели урока:

1.    
Формирование
анализа текста с целью представления о художественном мире В.П. Астафьева;

2.    
Развитие, умения
пользоваться текстом для подтверждения  своего мнения сопоставлять, обобщать,
развивать устную монологическую речь, эмоционально отвлекаться на затронутые
писателем проблемы, в том числе , словесно созданные образы;

3.    
Воспитание
гражданской позиции, формирование личного отношения к событиям прошлого;

Оборудование
урока:
компьютерная
презентация,  карточки с заданием для работы в парах, группе, карточки
«Рефлексия».

               
                                     Ход урока:

 Этап актуализации
знаний:

Слово учителя.

Обратите внимание на
снимки из местных газет « Маршрутка»,

« Архаринские вести».
Помещён материал акции « Свеча Памяти» от 22 июня 2019г., жители с.Ленинское
запускают шары с надписью « Мы помним- мы вместе!». Здесь же совместное фото на
память всех участников акции, своеобразная летопись села.

В моей семье жила
традиция – хранить фотографии в рамке на стене.

Есть такие же
рамочки  с фотографиями в школьном музее. Этот материал мы используем во время
проведения экскурсий на тему « Из истории села».  О чём сегодня будем говорить
подскажет нам эпиграф урока и фотографии из ваших семейных альбомов и ,
безусловно, воспоминания наших гостей урока, жителей села принадлежащих к
категории « дети войны», ветераны педагогического труда  Науменко Антонина
Ивановна и Тимофеева Тамара Кирилловна, поприветствуем  их.

Эпиграфом к уроку
взяты поэтические строки Н. Рубцова. Поэта старые семейные фотографии заставили
о многом задуматься.

Мне кажется, что
слова поэта могут стать хорошим началом нашего урока. Ознакомьтесь с ним,
подумайте, что поэт считает важным. Найдите ключевые слова в стихотворении.

                                            
Как много желтых снимков на Руси

                                            
В такой простой и бережной оправе!

                                            
И вдруг открылся мне и поразил

                                            
Сиротский смысл семейных фотографий:

                                            
Огнем, враждой

                                 
           Земля полным-полна,

                                            
И близких всех душа не позабудет…

                                                                              
(Н. Рубцов)

Я обращаю ваше
внимание на слово «НЕ ПОЗАБУДЕТ».

-Значит, о чем мы будем говорить?

 Слово «ПАМЯТЬ» очень
важно сегодня на уроке.

Этап мотивации:
 
( просмотр семейных
фотографий с комментарием)

Обратимся к нашему
опыту:

На урок вы принесли 
любимую старую фотографию вашей семьи.

-Расскажите,  кто изображён на них?

— Почему они так вам дороги?

(Учащиеся комментируют свои фотографии).

Слово учителя.

  Писатель В. Астафьев
написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем
детстве, о своей родной Сибири.

( презентация «
Расскажу «о  моей Сибири».)

Эта книга называется
«Последний поклон».

Сегодня вы получите
домашнее задание составить « Родословное древо своей семьи». Возможно, мы
напишем проект класса « Моя родословная».

А сейчас мы
остановимся на одном рассказе из этой книги « Фотография, на которой меня нет»
который вы читали дома.

 Выявление
восприятия:

1.О чем этот рассказ?

2.Почему, несмотря на то, что на фотографии нет героя рассказа, она
очень дорога ему? (обращаем внимание на последние строчки рассказа: «своеобычная
летопись народа», «настенная история его»)

Писатель рассказывает
о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на
большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой.

-Определим тему
нашего урока.

Тема Памяти.

-О ком должны сегодня
поговорить? (о герое, о бабушке, об учителе, о школе и жителях деревни).

 Работа в
группах:

Задание 1 группе.

 Расскажите о главном
герое, используя  цитаты и свои наблюдения.

1.    
Кто главный герой рассказа?
Какое событие осталось в  памяти Витьки? Почему?

2.    
Проведите наблюдение над
фрагментами текста, как характеризуют героя его поступки?

3.    
 Как изменился герой после
болезни?

4.    
Покажите, что детство — не
простая пора в жизни человека. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.

5.    
Продолжите
предложение:

Воспоминание о далёком детстве позволяют нам судить о
самом рассказчике, как о человеке…

Задание 2 группе.

Расскажите о бабушке
героя, используя цитаты и  свои наблюдения.

1.    
Какие ассоциации  у вас 
возникают  со словом «бабушка»?

2.    
Забота о внуке.

3.    
Как ее характеризует:

                а) речь;

                б) любовь к цветам;

                в) украшение зимних окон;

                г) приход учителя в дом.

 4. Почему автор говорит о чувстве вины?

5. Продолжите предложение: Много лет спустя автор
низко кланяется своей бабушке, потому что…

Задание 3 группе.

Разумеется, душевную
привязанность герой испытывает ко многим людям, сопровождающим его детство.
Одним из них был учитель. Автор говорит о

« благодарной
человеческой памяти».

Расскажите об учителе
Овсянской начальной школы, используя цитаты и свои наблюдения.

1. Какими  вспоминаются
первые учителя?

2.  Как характеризуют
учителя его поступки, отношение к людям:

        а) забота о
школе;

        б) отношение
к детям и деревенским жителям;

        в) случай со
змеей?

3. Приведите примеры,
как сельские жители относились к учителю?

4. Продолжи
предложение: В воспоминаниях о далёком детстве одно из главных мест занимает
учитель…

   Чтение  заключительной
части рассказа:
«Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела,
обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю в ней.

Где они сейчас?
Кто они?

Половина из них,
если не больше, полегла в войну. Всему миру известно их имя – сибиряки.

Иногда возьмешь в
руки школьную фотографию, и снова нахлынет, нахлынет».

— Какие чувства
вызывают старые фотографии?

Почему взрослый человек, прошедший войну,
потерявший близких, друзей так дорожит старой школьной фотографией, на которой
его нет?

-Какое значение имело
для Витьки фотография, на которой его не было?

( Изображены школьные
товарищи погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые
помогли ему стать лучше, повзрослеть).

— Какие чувства он
испытывает, рассматривая фотографию? (фотография воскрешает в памяти дорогие
картины из далёкого прошлого: события, людей, родные места).

Вернемся к
главному вопросу:

Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?  Может ли жизнь без нее
быть полноценной?

В. Астафьев дает нам
свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о
детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные
уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился
преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

Какие главные уроки
жизни получили наши гости  из  своего детства, «опалённого  войной». Предложим  им
ответить на следующие вопросы:

1.    
« Детство, опалённое
войной».

2.    
Какое отношение к учителям
было  в послевоенные годы?

3.    
Почему они избрали
профессию учителя? ( в школьном музее есть экспозиции присутствующих: а) Семья
Науменко- народные умельцы села;

                              б) «Богатыри семьи Кириленко», о трёх
братьях, участников ВОВ.

Итог урока:

-Зачитаем последний
абзац: « Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа,
настенная его история».
Так о чём рассказ В.П. Астафьева? ( о человеческой
памяти; о способности хранить благодарность к нашему прошлому; о ВОВ, которая
присутствует в рассказе незримо; о любви к родной земле).

-Сегодняшний урок
заканчивается и уходит в прошлое.  А чтобы был и у вас повод его вспомнить, я
предлагаю вам сфотографироваться. Мы назовем этот снимок: «Фотография, на
которой я есть…»     Она поможет каждому из нас повести рассказ внукам и
правнукам о событиях своего времени, о прошлом и настоящем. ( Фото на память)            

Рефлексия:

 Рассказ В. Астафьева
оставил много впечатлений. Давайте сохраним их в нашей памяти.  Прошу записать
свои впечатления на карточке:

Сегодня на уроке    я 
узнал…

                                  почувствовал…

                                  задумался…

 Оценочная
деятельность

 Домашнее
задание:

1.    
Прочитать рассказы из
книги  В.П. Астафьева «Последний поклон».

2.    
Составить « Родословное
древо» своего рода, обозначив участников ВОВ, тружеников тыла, «детей войны».

Отзыв о рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет»Главный герой рассказа Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» — деревенский школьник по имени Витя. В те времена, когда он учился в школе, фотографии были большой редкостью. Поэтому, когда зимой по приглашению школьного учителя в деревню приехал фотограф, жители разволновались. Они долго обсуждали, в какой дом лучше всего определить на ночлег фотографа и тщательно подбирали одежду для своих детей, чтобы они на фотографии смотрелись нарядными.

Дети тоже обсуждали предстоящую фотосъемку. Они знали, что в первом ряду будут сидеть отличники, а те, кто плохо учится, будут стоять в последнем ряду. Витя и его друг Санька успехами в учебе не отличались и твердо знали, что их определят в последний ряд. На этой почве два друга разругались с остальными ребятами и отправились кататься с высокой горки. Они катались до темноты. Вскоре бабушка Вити утащила его домой.

Катание с горки не прошло даром для Вити. Он с детства страдал ревматизмом, и ночью его болезнь обострилась настолько, что он начал плакать. Бабушка пыталась лечить внука растираниями, но ничего не помогало. Пришлось будить дедушку и среди ночи топить баню. До бани Витю пришлось нести на руках, сам он идти уже не мог.

На следующий день Витя проснулся от голоса Саньки, который пришлось звать друга на фотосъемку. Но бабушка сказала, что Витя никуда не пойдет из-за болезни. Услышав ее слова, герой рассказа слез с печки, чтобы пойти вместе с Санькой, но ноги его не держали. Витя пытался спорить с бабушкой и требовал дать ему одежду, но в душе он понимал, что до школы ему не дойти. Санька, видя состояние друга, заявил, что он без Вити тоже фотографироваться не будет.

Болезнь надолго заперла Витю дома. Он целыми днями сидел у окна, глядя на улицу. И однажды в их дом пришел гость, школьный учитель. Он сказал, что принес фотографию. Бабушка накрыла стол для почетного гостя, и они втроем пили чай, рассматривая школьников на фотографии.

Смотря на лица учеников, Витя непроизвольно пытался отыскать себя среди товарищей, но он понимал, что его там быть не может. От этого герой рассказа расстроился, и учитель утешительно сказал Вите, что фотограф когда-нибудь приедет еще. Уходя, учитель весело помахал Вите рукой и просил поскорее приходить в школу, чтобы сильно не отстать по учебе.

После ухода учителя бабушка долго была в хорошем настроении. Она, как и все деревенские жители, с уважением относилась к учителю и его жене, которая работала вместе с мужем в школе. Когда семья учителей появилась в деревне, им пришлось начинать практически с нуля, в школе не было ни парт, ни учебников.

Но учитель сумел постепенно наладить учебный процесс и даже организовал вместе с ребятами пункт по сбору утиля. На вырученные от продажи утиля деньги учитель покупал тетрадки и прочие школьные принадлежности. Деревенские жители, видя заботу об их детях, тоже помогали, как могли, учителю и его жене.

Когда наступила весна, учитель стал проводить уроки на открытом воздухе, водя ребят по лесу. Он рассказывал им все, что знал о растениях и животных. Но деревенские дети тоже неплохо знали лес, и они объясняли учителю, как не заблудиться в лесу, какие растения можно употреблять в пищу и как спастись от лесного пожара.

Прошли годы, Витя стал взрослым человеком и начал писать книги. Его память не сохранила имя и фамилию учителя, но ту самую фотографию Витя сохранил, несмотря на то, что на ней его нет. Герой рассказа хорошо понимал, что незатейливые деревенские фотографии – это летопись нашего народа и его история.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет» заключается в том, что фотография — это наша жизнь. Из совокупности лиц, теней, деталей одежды складывается необычайная картина жизни, ни с чем не сравнимая в своей подлинности.

Важной мыслью рассказа является также мысль, что даже силами одного человека можно добиться много, если обладать настойчивостью и упорством. Деревенский учитель, у которого учился Витя, обладал этими качествами. Учитель вместе со своей женой практически на пустом месте организовал работу деревенской школы и завоевал уважение местных жителей.

Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» учит думать о жизни, о здоровье, о последствиях своих поступков. Герой рассказа, зная о предстоящей фотосъемке и о своем слабом организме, вместе с другом целый вечер катался с горы. В итоге, у него обострился ревматизм, и он не смог пойти на фотосъемку, которая в те времена была большой редкостью для жителей деревни.

В рассказе мне понравился друг Вити, Санька, который, узнав, что Витя из-за болезни не сможет сниматься, решил проявить солидарность с другом и отказался от фотосъемки.

Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Фотография, на которой меня нет»?

Здоровье всего дороже.
Помни своих, не забывай наших.
Фотография фиксирует вечность, на деле являясь доказательством того, что всё есть лишь краткий миг в глазах вечности.

На чтение 18 мин. Просмотров 21 Опубликовано

Виктор Петрович Астафьев Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Краткое содержание

Рассказ Астафьева является автобиографическим произведением, который был написан 1968 году.

Очень краткий пересказ рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Герой этого произведения повествует о том, как к ним в Овсянку приехал фотограф. Все ученики маленькой сельской школы были очень рады и мечтали сфотографироваться в первых рядах. Однако, наш герой и его друг не отличались прилежанием и хорошим поведением и поняли, что будут на снимке в последнем ряду. Обидевшись, они пошли кататься с горки, а ночью мальчик заболел. Он не смог пойти в школу, его друг тоже не попал на фото.

Список и краткая характеристика героев рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Главные герои

  • Витя Подтылицын растёт без матери, которая рано умерла, и отца, поэтому живёт в доме бабушки и деда. Добрый, отзывчивый, наблюдательный, старается прислушиваться к советам старших, но иногда поддаётся влиянию друзей.
  • Бабушка – настоящая хозяйка дома и семьи. Она строгая, но справедливая, добрая и любящая.

Второстепенные персонажи

  • Санька — друг и сосед Вити, бесстрашный, заводила во всех шалостях, уважительно относится только к бабушке Катерине.
  • Молодые учителя деревенской школы, прежде городские жители. Они увлечённые своим делом, целеустремлённые, доброжелательные, воспитанные, любят своих учеников.
  • Дедушка– мягкий, доброжелательный, трудолюбивый человек.
  • Тётка Авдотья– помощница по хозяйству в семье учителей. Решительная, отзывчивая, доброжелательная, хозяйственная.

Краткое содержание рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет» подробно

Евгений Николаевич привёз в деревню фотографа, чтобы заснять на плёнку всех учеников школы. Витя и его друг Санька не могли рассчитывать на то, что их посадят впереди или в середине. Оставались задние ряды, где и не разберёшь, кто снят.

Тогда наши герои решили доказать всем, что они «люди пропащие» и пошли кататься на увал, где мчались с высоты, разбивая сани и свои коленки. После такого разгула у главного героя начались сильные боли в ногах, так как он страдал ревматизмом.

Всю ночь бабушка лечила его, даже заставила деда затопить баню.

К обеду пришёл Санька, но Витя не мог даже стоять. Тогда верный друг тоже отказался фотографироваться, а бабушка в утешение пообещала внуку отвезти его в город к фотографу Волкову.

Через несколько дней пришёл учитель, чтобы проведать больного, и принёс фотографию, на которой его не было. Всех ребят было видно, хотя лица «величиной с подсолнечные семечки». Вите было очень грустно, что его там нет.

Дальше рассказчик кратко говорит о жизни учителей в их селе, о том, как все деревенские уважали учителей за простоту, доброту и вежливость.

Затем идёт эпизод о путешествии в лес, когда ребята учили своего педагога узнавать голоса птиц, зверей, выбираться из леса, если заблудишься, и не бить палкой змею через плечо.

В завершении произведения автор говорит о том, что деревенская фотография стала памятной летописью жизни народа.

Кратко об истории создания рассказа «Фотография, на которой меня нет«

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является частью книги «Последний поклон», вышедшей в Перми и состоящей из 15 глав.

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьева был написан в 1968 году. В произведении описывается глава из жизни автора, когда он из-за болезни не смог сфотографироваться вместе со всем классом, а лучший друг поддержал его.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Фотография, на которой меня нет». Пересказ книги также пригодится при работе над читательским дневником.

Главные герои

Витясирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой шалун и проказник, не отличавшийся хорошим прилежанием.

Другие персонажи

Санялучший друг Вити, верный товарищ, так же не отличавшийся поведением и прилежанием.

Екатерина Петровнабабушка Вити, строгая, но очень добрая, любящая и заботливая женщина.

Евгений Николаевичшкольный учитель, добрый, внимательный, любящий детей.

Краткое содержание

Однажды зимой скромную деревенскую школу «взбудоражило неслыханно важное событие»: из города приедет фотограф, чтобы сделать общий снимок всего класса. Ребята тут же стали обсуждать, кто как будет стоять на снимке. На общем собрании было решено поставить в первые ряды отличников, а двоечников и хулиганов разместить в последнем ряду. Среди последних оказались лучшие друзья – Витя и Санька. От злости и досады они полезли в драку, а затем отправились на вал, и «стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался». Домой друзья вернулись все в снегу, с промокшими валенками.

Ночью Витю ждала расплата за его необдуманный поступок: у него сильно разболелись ноги. Мальчик страдал ревматизмом, который достался ему в наследство от покойной матери. Проснувшись от Витькиных стонов, бабушка Екатерина Петровна поначалу как следует отругала его за глупость, а после принялась лечить: натирать ноги нашатырным спиртом, укутывать пуховой шалью. Но ничего не помогало – от сильной раздирающей боли Витя «бился и кричал на весь дом».

Бабушка разбудила деда и отправила его растапливать баню. Она как следует пропарила больного внука, еще раз натерла и укутала ноги, дала ему «ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть». Витя проспал крепким сном до полудня. Проснулся от того, что бабушка ругалась с Санькой, которого прислали за Витей сделать общий снимок класса.

Витя попытался встать на ноги, но упал, как подкошенный. Увидев друга в столь плачевном состоянии, Саня принял мужественное решение – остаться с Витей, и не пойти фотографироваться. Он пообещал, что сразу после выздоровления они вместе поедут в город и сделают самый лучший снимок.

Витя еще целую неделю сидел дома. Бабушка его лечила и всячески баловала. От скуки мальчик целыми днями сидел на лавке и глядел в окно. Заделанное на зиму деревенское окно – «своего рода произведение искусства», по которому можно определить характер хозяйки, ее вкус и доход семьи. Так, у бабушки рамы были вставлены «с толком и неброской красотой»: между ними лежал лишь мох от сырости, уголек от обмерзания стекол, да рябина против угара.

Спустя несколько дней в дом «нагрянул важный гость» – школьный учитель Евгений Николаевич, который принес с собой фотографию, на которой не было Вити и Сани. Мальчик принялся рассматривать лица своих одноклассников. Ему было очень горько оттого, что его не было среди них в тот день.

Учителя и его жену, тоже учительницу, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, бруснику. Учителя сделали много добра: обустроили школу, привезли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе обучили молодежь танцам и играм, ставили занятные театральные постановки.

Автор сохранил школьную фотографию. «Она пожелтела, обломалась по углам», но все еще можно было узнать лица ребят. Многие из них не вернулись с войны.

Заключение

Несмотря на простой, незамысловатый сюжет рассказа, автору удалось раскрыть много важных тем, среди которых верность, дружба, любовь, благородство. В мелких, незначительных деталях он раскрыл быт сибирской довоенной деревни, показал характеры и взаимоотношения местных жителей.

После ознакомления с кратким пересказом «Фотография, на которой меня нет» рекомендуем прочесть произведение Астафьева в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Фотография, на которой меня нет»?</h3>

    • <label>Василь Быков</label>
    • <label>Виктор Астафьев</label>
    • <label>Юрий Бондарев</label>
    • <label>Борис Васильев</label>

(новая вкладка)

Очень кратко:Рассказчик смотрит на школьную фотографию и вспоминает о друге детства, бабушке, родной избе, раскула­чивании, деревенском быте и семье молодых учителей, которые организовали школу в его глухом селе.

Отзыв фотография на которой меня нет сочинениеСнимок, который описывается в рассказе. Коллекция Ванды Швед

Повествование ведётся от лица повзрослевшего Вити, в котором угадывается сам Виктор Астафьев. В оригинале имена учителей становятся известны лишь в конце — рассказчик напрочь их забыл, но разыскал при работе над рассказом. Деление пересказа на главы — условное.

Приезд фотографа в село

Зимой Витину школу, находящуюся в глухом сибирском селе, взбудоражило известие о том, что к ним едет фотограф из города, чтобы сфотогра­фировать «не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным», а учеников местной школы.

Витя — рассказчик; школьник, сирота, живёт с бабушкой и дедом, учится плохо, озорничает

Весь длинный зимний вечер школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». Было решено, что «прилежные ученики сядут впереди, средние — в середине, плохие — назад». По всему выходило, что Витю и его друга Саньку посадят в задний ряд, поскольку они «не удивляли мир прилежанием и поведением».

Санька — друг Вити, хулиган, подталкивает его на опасные приключения

Отстоять место получше в драке не получилось — ребята просто прогнали их. Тогда друзья отправились кататься с самого высокого обрыва, и Витя начерпал полные валенки снега.

Продолжение после рекламы:

Болезнь Вити и Санькина поддержка

Витя застудил ноги, и у него начался приступ болезни, которую бабушка Катерина Петровна называла «рематизня». Она утверждала, что внук унаследовал её от покойной мамы.

Катерина Петровна — бабушка Вити, властная женщина, внука любит, но держит его в ежовых рукавицах

Не уснул я в ту ночь. Ни молитва бабушкина, ни нашатырный спирт, ни привычная шаль, особенно ласковая и целебная оттого, что мамина, не принесли облегчения. Я бился и кричал на весь дом.

Бабушка растирала Витины ноги нашатырным спиртом, укутывала шалью, грела у печной трубы, парила в бане, макая веник в хлебный квас. Затем она дала внуку ложку водки и напоила молоком, кипячёным с маковыми головками. Под утро Витя, наконец, уснул и проспал до полудня.

Днём за Витей пришёл Санька, но пойти фотогра­фи­роваться мальчик не смог — «подломились худые ноги», будто чужие. Вид друга опечалил Саньку, и он заявил, что тоже не пойдёт, а сфотогра­фи­роваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка их поддержала, пообещав свезти внука к самому лучшему фотографу в городе. Только Витю это не устраивало, ведь на фото не будет школы, и он долго ревел «от горького бессилия».

Брифли существует благодаря рекламе:

Молодая семья учителей

Через несколько дней к больному Вите зашёл учитель Евгений Николаевич, справился о здоровье и принёс готовую фотографию.

Евгений Николаевич — сельский учитель, лет 25, волосы гладко зачёсаны назад, уши оттопырены, лицо бледное, неприметное, добрый и умный, самоотверженный

Несмотря на молодость, Саньке он казался пожилым и очень солидным.

Витя долго рассматривал фотографию, на которой были запечатлены сельские ребятишки. В гуще ребят стояли Евгений Николаевич с женой Евгенией Николаевной и чему-то еле заметно улыбались.

Евгения Николаевна — сельская учительница, жена Евгения Николаевича, похожая на него не только именем, но и внешне

Только Вити и Саньки там не было…

Бабушка тем временем окружила учителя заботой и вниманием, напоила чаем. Учителя, молодые супруги, были вежливы даже к ссыльным и всегда готовы помочь, поэтому Катерина Петровна, как и остальные жители села, относилась к ним с молчаливым уважением. Даже Санькиного отца, многодетного пьяницу и «лиходея из лиходеев», Евгений Николаевич смог утихомирить, лишь один раз поговорив с ним.

Семья молодых учителей занимала половину ветхого домишки. Деревенские помогали им, как могли: кто за их новорожденным ребёнком посмотрит, кто оставит им молока, сметаны, творогу или брусники, кто воз дров привезёт.

«Учителя были заводилами» в сельском клубе — учили ребят петь и танцевать, ставили смешные пьесы и сами играли в них попов и буржуев. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями, но во время гулянок вели себя строго и приучили народ «выпивкой их не неволить».

Продолжение после рекламы:

Организация сельской школы

Работать учителя начинали в деревенском доме с плохими печами, который был построен Витиным прадедом. Прадеда раскулачили и сослали, а в его избе снесли перегородки и получился большой класс.

Потом школе отвели здание получше, а в прадедовой избе устроили правление колхоза, который быстро развалился. Затем там поселились местные бедняки, после чего в конец обветшавшее жилище разобрали на брёвна. Изба Витиного прадеда, в которой мальчик родился, осталась только на фотографии — на её фоне снялись школьники.

Сначала в школе не было ни парт, ни учебников с тетрадями, ни карандашей. На весь первый класс был один букварь и красный карандаш, которым дети писали по очереди. Потом учителя организовали сбор вторсырья и на вырученные деньги купили книги, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили парты и лавки. Поделились учителя и с соседями — сельские женщины разжились иголками, нитками и пуговицами, а дети впервые попробовали петушков на палочках.

Память об учителях

Весной, когда тетради кончались, учитель вёл учеников в лес и рассказывал «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо». О природе он знал много, но и дети знали про лес то, о чём учитель не догадывался. Дети учили его таёжным хитростям. Однажды они наткнулись на гадюку. Защищая учеников, учитель убил её палкой, и только потом дети объяснили ему, что нельзя бить змей, замахиваясь через плечо, — змея может обвиться вокруг палки и упасть человеку на спину.

Прошли годы… А я таким вот и помню деревенского учителя… — вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде…

Виктор повзрослел, фамилии и лица учителей стёрлись из памяти, но осталось главное — уважение к слову «учитель». Уже работая над книгой, от земляков он узнал, что не только именами, но и внешностью они были похожи как брат и сестра. Эти добрые и самоотверженные люди запомнились даже таким нерадивым ученикам, как Витя и Санька.

Школьная фотография тоже сохранилась. Многие снятые на ней ребятишки погибли во время Великой Отечественной войны. Повзрослевший Витя смотрит на неё с доброй улыбкой, без насмешки, ведь эта «фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история», сделанная «на фоне родового, разорённого гнезда».

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

Год: 1968   Жанр: рассказ

Главные герои: Витя – рассказчик, Санька — его лучший друг, бабушка Вити, учитель

В деревню приезжает фотограф, все школьники мечтают попасть на общую фотографию. Главный герой Витя и его друг Санька обиделись, что их собираются посадить в конце и убежали на увал кататься на санках. Витя заболел и не смог сфотографироваться. Позже учитель принес ему фотографию, на которой Вити не было, и мальчик всегда бережно хранил ее.

Главная мысль. Старые довоенные фотографии — это народная летопись, и их надо беречь. С фотографией связано много воспоминаний.

Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» — это одна из глав книги «Последний поклон».

В этой книге главным героем является мальчик Витя, сирота. Он живет с бабушкой и дедушкой в глухой деревне в Сибири. Рядом река Енисей. События, описанные в книге происходят в предвоенное время. Бабушка очень любит мальчика, хотя часто ругает. Каждая глава книги все полнее раскрывает характер бабушки, Катерины Петровна, и ее любовь к внуку.

В главе «Фотография, на которой меня нет» речь идет о необыкновенном для тех мест событии, взволновавшем всех жителей поселка. Ожидается приезд фотографа, который собирается фотографировать школьников. Учитель и учительница, муж и жена, сразу задумались, куда удобнее поселить фотографа на время его приезда. В заезжий дом нельзя, потому что там грязно. Решили поместить его у одного культурного жителя деревни с фамилией Чехов.

Вернувшись домой, Витя почувствовал, что заболел. Он долго терпел, а болели у него ноги от ревматизма, болезни, доставшейся ему по наследству от матери. Когда среди ночи мальчик завыл, бабушка проснулась и стала его ругать, что не послушался ее и застудил ноги. Она встала и пошла искать лекарство. Потом долго натирала его спиртом, приговаривала и шлепала внука.

Так Витя застрял дома надолго. Он не мог ходить, и бабушка носила его в баню греться. Когда же наступил день, назначенный для фотографирования, мальчик все еще не мог сделать и шага. Санька прибежал за ним, бабушка приготовила ему красивую рубашку, но Витя встать не мог. Когда он понял, сто сфотографироваться не сможет, стал выть и проситься сфотографироваться хоть как-то, однако это было невозможно. Санька смело заявил, что тоже не пойдет фотографироваться.

Так и пролежал Витя дома долго. Он рассматривал вставные рамы, и все, что за ними лежало:

мох, веточки рябины, березовые угольки. Потом мальчик наблюдал за тем, как цветет фикус. А потом ему стало очень скучно.

Бабушка долго рассказывала соседям о том, как к ней пришел сам учитель.

Витька смотрел на фотографию и пытался отыскать на ней себя и Саньку, но это было невозможно, ведь они не фотографировались.

Мальчик вырос, но не забыл своего учителя, его скромную улыбку, а фотография хранится до сих пор. Она пожелтела, и на ней едва можно разглядеть лица детей, сфотографированных около белой школы. Многие из них погибли во время войны, и старая фотография хранит память о смелых сибиряках.   

Оцените произведение: Голосов: 864

Читать краткое содержание Фотография, на которой меня нет. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Астафьев. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Фотография, на которой меня нет

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Айтматов Плаха

    Авдий — был сыном священника, тоже находился в числе охотников. Авдий преследовал цель переубедить гонцов за анашей, чтобы они оставили это плохое дело. Таким образом, он внедряется в группу и отправляется с ними за анашей

  • Краткое содержание Короленко Огоньки

    Описывается воспоминание автора о том, как случилось ему однажды плыть по мрачной сибирской реке. Осенний вечер, природа увядает. Река извилистая, непредсказуемая.

  • Краткое содержание Одоевский Русские ночи

    Девять мистических сюжетов Одоевского, наполненных глубокими философскими размышлениями, описывают проблемы современного общества.

  • Краткое содержание Олеша Зависть

    Произведение показывает драматическую историю интеллигента, который оказался совершенно никому не нужным в России после революции.

  • Краткое содержание Ванина Ванини Стендаль

    Итальянская девушка из высшего общества Ванина Ванини любит молодого революционера Пьетро, который сбежал из тюремного заключения. Юноша также в нее влюблен, однако ему приходится выбирать между ней и долгом перед Родиной.

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Фотография, на которой меня нет

Автор: Виктор Петрович Астафьев

Год написания: 1968

Жанр: рассказ

Главные герои:Витя – рассказчик, Санька — его лучший друг, бабушка Вити, учитель

Краткое содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет» рассказывает о трудной, но настоящей жизни крестьян в 30-е годы ХХ века.

Сюжет

В маленькую деревеньку приезжает настоящий фотограф, чтобы сделать большую фотографию всех ребят — учеников местной школы. Это величайшее событие в жизни сельчан. Витя и Саня вечером в знак протеста, поскольку они не слишком прилежные ученики и не могут претендовать на лучшие места перед камерой, пошли кататься на речку и там Витя серьезно застудил ноги.

Всю ночь он кричал от боли, и всю ночь бабушка ухаживала за ним и лечила его ноги всеми доступными ей средствами. Наутро боль не прошла, и старуха понесла (ходить он не мог) внука в баню, где вновь парила и натирала его ноги. Но пойти в школу, чтобы сфотографироваться, мальчик не мог. Друг Санька, узнав об этом, тоже принял решение не идти фотографироваться, чтобы разделить с приятелем его беду. Через неделю Витя встал и смог ходить, но та фотография, на которой его не было вместе со всем классом, навсегда запомнилась мальчику.

Вывод (мое мнение)

Этот рассказ о настоящей любви и заботе, и о дружбе, и о быте крестьян и об их понимании места людей в этом мире. Фотография, которую рассказчику принес учитель, настоящая летопись села, по ней можно сказать, кто где трудится, кто ушел на войну и не вернулся, кто куда уехал — она помогает не забыть прошлое, а относиться к нему с уважением.

Добавить в избранноеИспользуемые источники:

  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/astafev/foografiya
  • https://obrazovaka.ru/books/astafev/fotografiya-na-kotoroy-menya-net
  • https://briefly.ru/astafev/fotografiia_na_kotoroy_menia_net/
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/astafev/fotografiya-na-kotoroj-menya-net
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/8-klass/1567-fotografiya-na-kotoroy-menya-net.html

  • Отзыв сочинение на тему моя любимая книга
  • Отзывчивость определение для сочинения
  • Отзыв чарушин страшный рассказ
  • Отзыв сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс о сказке
  • Отзыв сказка морозко 3 класс