Тема
урока:
Е.Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана по опорным словам. Урок 1.
Тип урока: урок
открытия нового знания
Цель урока:
познакомить
учащихся с творчеством Е.Чарушина , развивать навыки выразительного чтения,
учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их, прививать любовь к
природе, приучать бережно относиться ней.
Задачи урока:
·
учить определять жанр
произведения.
·
учить составлять план
рассказа.
Планируемые результаты урока
Предметные
Метапредметные
Личностные
.
·
знать
произведения о животных русских писателей и поэтов
·
прогнозировать
содержание текста по заголовку
·
определять
последовательность событий
·
составлять
план художественного текста
.
·
в
совместной деятельности определять тему и цель урока;
·
работать
в паре
·
ориентироваться
в тексте
·
оценивать
свою работу по критериям
·
проявлять
интерес к чтению произведений о животных.
·
осознавать
, что необходимо проявлять заботу о животных.
Ход урока
Содержание
деятельности учителя
Содержание
деятельности обучающихся
Актуализация необходимых знаний
Создает
условия для прогнозирования перед знакомством с произведением. Предлагает
рассмотреть выставку книг Е.Чарушина и определить, о чем писал автор.
Рассматривают
выставку книг, обсуждают. Делают вывод о том, что автор писал рассказы о
животных и природе.
Мотивация познавательной деятельности
Предлагает
рассмотреть обложку книги Е.Чарушина «Страшный рассказ», предположить, о чем
будет произведение.
Предлагает
уч-ся рассказать , что они знают о ежах.
.Предлагает
прочитать название произведения на с. 136 учебника и предположить , почему
оно так называется.
Рассматривают
обложку. Рассуждают о том, что в произведении пойдёт речь о еже.
Высказываются
о ежах.
Читают
название и высказывают предположение о сюжете.
Организация познавательной деятельности
Предлагает
прочитать тему урока и вопросы к тексту. В совместной деятельности поставить
цель урока и составить план работы на уроке.
Предлагает
прослушать рассказ, определить чувства и настроение, которое возникнет после
слушания текста. Читает произведение.
После
слушания предлагает поделиться, какие чувства возникли во время слушания.
Организует
словарную работу : сени, чулан, клеть.
Организует
выборочное чтение.
Учитель
предлагает прочитать начало рассказа , спрашивает, какие слова автора
указывают на то, что должно произойти нечто страшное.
Предлагает
прочитать , как мальчики уговаривали себя не бояться, спрашивает, как надо читать
эти слова: тихо или громко, с опаской, удивленно, весело , с испугом в
голосе.
Предлагает
прочитать описание обстановки в комнате и сказать, что произошло на самом
деле.
Предлагает
объяснить, действительно ли рассказ является страшным.
Предлагает
определить жанр произведения в паре.
Предлагает
назвать основные события рассказа. Определить , на сколько частей его можно
разделить. Определить основную мысль каждой части. В результате беседы на
доске появляется алгоритм по составлению плана.
Создает
условия для работы с текстом, по созданию плана на основе опорных слов в
парах..
Создает
условие для проверки плана. (образец на доске).
.
.
Читают
тему урока: «Страшный рассказ» Е.Чарушин..
Формулируют
цель урока .План фиксируется на доске.
Обсуждают,
что будут знать и уметь в конце урока.
Слушают
рассказ. Высказываются о прочитанном произведении.
Находят
определения слов в словаре. Объясняют их значение.
Находят
нужный отрывок, зачитывают его.
Читают
начало рассказа, называют слова и выражения , предвещающие , что должно
произойти что-то очень страшное.
Определяют интонацию для чтения: тихо, с испугом в голосе.
Читают
отрывок, выражают свои чувства.
.
Объясняют смысл названия рассказа ,записывают ответы на вопросы
в
РТ с.45
Обсуждают
в парах жанр произведения, высказывают свое мнение. Доказывают, что
произведение Е. Чарушина является рассказом.
Перечисляют
основные события. Определяют количество частей. Проговаривают алгоритм
создания плана.
Алгоритм
на доске:
Раздели
текст на законченные по смыслу части.
Определи
основную мысль каждой части.
Озаглавь
каждую часть текста.
Работают
в парах. Находят в тексте опорные слова и записывают план в РТ с 45.
Проверяют
получившийся план с образцом.
Рефлексия деятельности
Создает
условия для проведения педагогической диагностики – нацеливает на выполнение
самостоятельной работы .
(Приложение
1)
Предлагает
выбрать и продолжить любое предложение:
На
уроке я узнал…
Я
похвалил себя на этом уроке за…
После
урока мне захотелось…
Сегодня
я сумел…
Предлагает
ответить на вопросы:
Какой
рассказ прочитали?
Кто
его автор?
Чему
учит рассказ?
Предлагает
определить , какие умения формировались на уроке.
Предлагает
домашнее задание на выбор.
1.Нарисовать рисунок к рассказу.
2 Прочитать рассказ с 136-138.
3.Написать сообщение о ежах.
Оценивают
результаты деятельности на уроке: выполняют самостоятельно работу, проверяют
по эталону, оценивают по критериям.
Делают
вывод об успешности или неуспешности деятельности. Выявляют причины
успешности или неуспешности.
Учащиеся
высказываются .
Учащиеся
отвечают на вопросы.
Называют
умения определять смысл названия произведения, составлять план на основе
опорных слов.
Выслушивают
домашнее задание. При необходимости задают вопросы, уточняют.
Укажи цифрами пункты
плана в соответствии с текстом.
Старшие
друзья.
Рядом со школой открылся
детский сад. Школьники готовили для малышей подарки.
Девочки сшили платья для
кукол. Мальчики сделали игрушечную мебель. Нашлись и книжки с картинками.
Первого мая в садике был
утренник. Малыши были рады гостям и подаркам.
o
Школьники готовили детям подарки.
o
Малыши были рады.
o
Открылся детский сад.
Предварительный просмотр:
Дата: ФИО учителя: Савушкина Т.П.
Школа: 104 ФИ студента: Чигинцева А.
Класс: 2 «м» ФИО методиста: Солопова Т.В.
Кабинет: 314
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с творчеством Е. Чарушина; развитие навыков выразительного, беглого чтения; создание условий для умения делить текст на смысловые части и озаглавливать; способствование воспитанию любви к природе, к животным.
Планируемые результаты Предметные:
-продолжить формирование правильной читательской деятельность;
-совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;
-совершенствовать приемы выразительного чтения;
Личностные:
-продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;
-воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;
-воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, 2 класс, 2 часть, «Перспектива», стр.97-99; презентация к уроку, печатный материал
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопреде ления к деятельнос ти Словесный — разъяснение | 1 мин | -Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Николаевна и сегодня, урок литературного чтения проведу у вас я. -Я хочу начать урок с изречения Д.Дидро-французкого писателя, философа: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» -Как понимаете высказывание? -На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить | Приветствуют учителя, друг друга. — Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: задание на соотнесение; Словесный: объяснение, беседа; Наглядный ребус | 6 мин | —Выполните работу в паре: соедините фамилию автора и его произведение: С. Чёрный – «Отважный пингвинёнок» С. Михалков – «Ребята и утята» Г. Снегирёв – «Жеребёнок» М. Пришвин – «Мой щенок» -Посмотрите на экран. У кого не так?
-Посмотрите на слайд. Отгадайте загадку: Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки — ни одной. -Почему я именно эту загадку вам предложила? -Хорошо -Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который очень любил животных, наблюдал за ними, писал произведения и бережно к ним относился. -Его фамилию вы узнаете, если разгадаете ребус. -Верно, Е. Чарушин -Какое произведение мы будем изучать, вы узнаете, если откроете стр. 97 в учебнике. Какое название там дано? | Соединяют: -С. Черный – «Жеребёнок» С. Михалков – «Мой щенок» Г. Снегирёв – «Отважный пингвинёнок» М. Пришвин — «Ребята и утята» -Сверяют с экраном -Ёжик — Мы будем изучать произведение, героем которого будет ёжик
«Страшный рассказ» | П: анализ объектов с целью выделения признаков(сущес твенных, несущественных) К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия. |
III. Постановк а учебной задачи Словесный – беседа. | 1 мин | -Хорошо. Назовите тему сегодняшнего урока. -Поставьте цель своей деятельности на уроке. |
Чарушина и произведением «Страшный рассказ» | П: подведение под понятие П: построение речевого высказывания Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Словесный – рассказ учителя, беседа; Практически й – подчеркиван ие непонятных слов; Наглядный – тест в учебнике. | 16 мин | -Какие произведения автора вы уже читали? — Сейчас вы узнаете подробнее об Евгении Ивановиче Чарушине. Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В.В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка. В 1930 году вышел его первый рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т. е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.
-Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. -Верны ли ваши предположения вы узнаете, если прочтете рассказ.
-Понравился рассказ? -Кого испугались мальчики? -Посмотрите на иллюстрацию на доске. Еж — это маленький ночной хищник. В его колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. | —Отвечают на вопрос -Слушают биографию Е. Чарушина — «Страшный рассказ» -… -Предполагают -Слушают образец чтения -Рассказ -Да -Ёжика -Смотрят иллюстрацию | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения. К: восприятие текстов художественного стиля. П: анализ с целью выделения существенных признаков. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
V. Первичное закреплени е Словесный – беседа. | 2 мин | -Почему же мальчики испугались ежа? -Как звали мальчиков? -Где они жили? -Почему они остались дома одни? -Что они делали, когда остались одни? -Какие звуки они услышали? -Как они отреагировали на эти звуки? -Рассказали они родителям, что случилось? -Кого нашли родители? -Чем они угостили ежика? -Боялись ли его мальчики потом? -Почему? Физминутка | -… -Шура и Петя -На даче -Потому что мама и папа ушли в гости -Они легли в свои постельки -Они услышали, что кто-то ползает и шуршит -… -Да -Ёжика -Молоком и кусок мяса -Нет -Потому, что он оказался добрым и безобидным | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
VI. Самостояте льная работа с самопровер кой Словесный – разъяснение ; Практическ ий – составление плана; Наглядный – демонстрац ия слайда; Частично- поисковый – составление плана. | 10 мин |
-Как вы думаете, чтобы это стало легче, что нужно сделать? -Правильно.
-Все следим, я в любой момент могу остановить читающего и назначить другого. Будьте внимательными. -Читаем 1 часть. (Назначаю читающего) -Как мы можем ее озаглавить? (Обобщаю выводы детей, приходим к единому выводу) -Хорошо.
-За автора читает … -За Шуру … -За Петю… -С какой интонацией будем читать диалог мальчиков? -Почему? -Хорошо, как озаглавим? (Обобщаю выводы детей, приходим к единому выводу) -Отлично.
(Обобщаю выводы детей, приходим к единому выводу) -Отлично.
-Читает … Следим внимательно! -Ваши предложения? (Обобщаю выводы детей, приходим к единому выводу) -Умнички!
-Как озаглавим? -Молодцы! -6 часть. Читает… -Как же мы озаглавим эту часть? -Хорошо, давайте прочитаем, что у нас получилось. -Хорошо, молодцы -Данный план поможет Вам, хорошо подготовиться к пересказу этого рассказа. -Теперь самостоятельно про себя читаем еще раз рассказ внимательно. | -Разделить текст на части и составить план -На 6 -Читают и озаглавливают: -Мальчики остались одни. -С интонацией испуга -… -Странные звуки. -Предполагают варианты заглавия -Испуганные дети. -Предлагают свои предложения -Родители вернулись. -Неожиданная находка. -Ежик остался на даче. -Активно слушают учителя -Читают | П: анализ объектов с выделением сущх признаков; П: осмысленное чтение худож. текста П: поиск и выделение необходимой информации Р: планирование своих действий в соответ. с задачей П: осознанное построение речевого высказывания П: осмысленно читают худож Т П: осуществляют синтез |
VII. Включение в систему знаний, повторение Словесный – беседа. | 2 мин | -Как называется рассказ, который мы читали на уроке? -Кто его автор? -Почему автор назвал рассказ именно так? -Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему? -Почему ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето? -Чему учит рассказ? Почему нужно беречь животных? -Запишите домашнее задание: пересказ текста по плану | — «Страшный рассказ» -Евгений Иванович Чарушин -… -… -… -… -Записывают домашнее задание | П: построение рассуждения; осуществление синтеза; П: анализ объектов с выделением сущх признаков; |
VIII. Рефлексия деятельнос ти Словесный — разъяснение ; | 2 мин | —Что нового вы узнали? -Что запомнили? — Что смогли сделать? -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? | -… -… -… -… -… | П: построение речевого высказывания П: построение рассуждения Р: осуществление итогового контроля |