Ответы на вопросы к сказке мальчики 4 класс

А. п. чехов. мальчики, с. 34 35 ответы к стр. 34 - 35 выпиши из текста произведения устаревшие слова.

А. П. Чехов. Мальчики, с. 34 – 35

Ответы к стр. 34 — 35

  • Выпиши из текста произведения устаревшие слова. Объясни их значения.

Розвальни – сани.
Башлык – это тёплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки – суконный капюшон с длинными концами.
Сени – нежилое помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.
Калоши – прочная резиновая обувь с низким верхом, надеваемая поверх туфель или ботинок для защиты от грязи и влаги.
Самоеды – старое название народов, говорящих на самодийских языках, – ненцев.
Кучер – работник, который правит запряжёнными в экипаж лошадьми; возница.
Людская – помещение, предназначенное для дворни, слуг при барском, помещичьем доме.
Флигель – небольшое здание (обычно жилое) на одной территории с более крупным зданием, во дворе оного; боковая пристройка к основному зданию.
Приказчик – человек, служащий по найму у купца или в каком-нибудь торговом заведении, выполнявшее поручения торгового характера, занимавшееся по доверенности хозяина торговлей в магазине.
Урядник – унтер-офицер в казачьих войсках армии Российского государства до 1917 г.

  • Расскажи о семье Королёвых. Как родители и дети относятся друг к другу? Выпиши примеры из текста.

Володю, приехавшего из гимназии на зимние каникулы, ожидали с нетерпением и радостью: «Володичка приехали! — завопила Наталья… Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам…». Атмосфера встречи была шумная, суматошная, радостная. Особую роль в создании этой радостной атмосферы играют звуковые впечатления, переданные автором: «сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали… — Гав! Гав! — ревел басом огромный чёрный пёс, стуча хвостом по стенам и по мебели… Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две».

Другой отрывок, где семейство Королёвых мастерит украшения для ёлки: «Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался».) И мама Володи участвует в этой «увлекательной и шумной работе»: «Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала: — Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?» Отец «принимал позу оскорблённого человека, но через минуту опять восхищался».

Можно сделать вывод, что такая атмосфера — дружная, весёлая, немного шумная, но добрая — характерна для этой семьи. То, что Володя всегда был частью этой общей атмосферы, подтверждают строки: «В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору…».

  • Изменилось ли отношение Володи к семье после побега? Запиши своё мнение.

Побег научил Володю ставить перед собой реальные, выполнимые цели: беречь родителей и близких людей, не подвергать свою жизнь опасности.

УСТНО: Володя угнетён мыслями о предстоящем побеге, на душе у него неспокойно. Он не может открыто проявлять свои чувства, не может поделиться своими переживаниями с родными. Во втором описании возвращения Володи домой (уже после побега) Володя, наконец, может быть самим собой и дать волю своим чувствам: «Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею». По-настоящему Володя вернулся домой только теперь.

Для Володи побег в Америку — это скорее несчастье, чем осуществление мечты. В начале рассказа Володя находится под сильнейшим влиянием Чечевицына: он копирует поведение своего гимназического товарища, у них общие тайны и секреты, тогда как жизнью родных обычно внимательный мальчик не очень-то интересуется: «В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чём-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту».

Однако затем, накануне побега, Володя понимает, насколько серьёзное и опасное дело они затевают; он начинает думать о чувствах родных, мамы, отца, просит заступничества и прощения у Бога: «— Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!.. — Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко… Володя заплакал так горько…». Володя очень тяжело переживал своё безвыходное положение  (он не мог отказаться от побега, чтобы не подвести товарища), причём ему было жалко не себя, а маму.

Когда «испытание» окончилось, Володя чувствует не только невероятное облегчение, но и сильное нервное потрясение: «Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею… Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе».

  • Почему герои решились на побег? Ответь на вопрос в учебнике (с. 134 № 5) и запиши своё мнение.

Мальчики совершенно разные: Чечевицын – целеустремленный, смелый, решительный. Володя – нерешительный. Чтение приключенческих романов Майн Рида привело к тому, что мальчики решили сбежать. Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую очень любил. Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.

УСТНО: За два дня до побега и Володя, и его товарищ Чечевицын воодушевлены предстоящим путешествием: Чечевицын разрабатывает маршрут побега, рассуждает, каким образом они будут жить в далёкой Америке: «— Сначала в Пермь… — тихо говорил Чечевицын… —  оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей… Лишь бы в Америку попасть… Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом». Володя мечтает добраться до Калифорнии, где им обоим предстоит «сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации». Причем Володя увлечён не меньше Чечевицына: «Володя и Чечевицын … в увлечении перебивали друг друга».
Однако накануне сочельника до Володи стало доходить, что их побег из дома на другой континент — не только увлекательное путешествие, полное сражений, в конце которого их ожидают плантации и красавицы: «…томный, пухлый, как укушенный пчелой», он «угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел… в детской он остановился перед иконой, перекрестился и сказал: — Господи, прости меня грешного!» Вечером Володя в полной мере понял всю серьёзность происходящего: «К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестёр».
«Я… я не струсил, а мне… мне маму жалко… Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить».

Чечевицын увлечён книгами Майн Рида. Это подтверждается тем, что ему мало обсуждать будущие приключения со своим другом Володей. Оставшись наедине с Володиными сёстрами, Чечевицын говорит лишь о мустангах, индейцах, бизонах, а вопрос Кати, умеет ли он кататься на коньках, попросту игнорирует, не замечает: «Он сурово кашлянул, потёр правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:
— Вы читали Майн Рида?
— Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?
Погружённый в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос. Он ещё раз поднял глаза на Катю и сказал:
— Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.
Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:
— А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты».
Себя мальчик не считает «господином Чечевицыным, учеником второго класса». Он — «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Чечевицын настолько увлечён приключениями и далёкой Америкой, что влияет не только на Володю, но и на его сестёр: «И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев».

Чечевицын гордится своим поступком. Когда отец Володи спросил, где мальчики ночевали, «— на вокзале! — гордо ответил Чечевицын». Он продолжает жить в литературном мире своих героев, где он и в самом деле «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых»: «Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: Монтигомо Ястребиный Коготь». Но если бы Чечевицын действительно ничего, кроме равнодушия, не испытывал, он не подписался бы в Катиной тетрадке «в знак памяти».

  • Как автор относится к поступку мальчиков? Запиши своё мнение. 

Чехов относится к мальчикам по-доброму, с пониманием, хотя и даёт нам понять, что мальчики поступили плохо.

  • Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Придумай свой рассказ на эту тему, запиши его план. Дай ему название.

План:
1. Отдых на море.
2. Загадочные сталактиты и сталагмиты.
3. В поисках пещеры.
4. Встреча с родителями.

Загадочные сталактиты и сталагмиты

Однажды я с родителями и семьёй моего друга отдыхали на море. Вечером мы смотрели ночной город, а потом сидели у костра, пили чай. И папа моего друга Серёжи рассказал, что в детстве они с мальчишками недалеко отсюда нашли пещеру. Мы с Серёжкой ещё ни разу в жизни не видели настоящих сталактитов и сталагмитов и хотели на них посмотреть. И вот, отведя меня в сторонку, приятель предложил пойти, найти пещеру. Я очень боялся, что мама будет волноваться и оставил ей записку: «Скоро вернёмся. Не беспокойтесь.»
Затем мы с Серёжей отправились на поиски пещеры. Проискав пещеру часа два, поняли, что сбились с дороги и заблудились. Ночь была холодная, мы замёрзли и развели костёр. Благодаря ему нас нашли родители и очень поругали. Мама с папой очень рассердились на меня и утром, когда пошли в пещеру, нас с Серёжкой не взяли. И хотя нам было обидно, что мы так и не увидели сталактитов и сталагмитов, я был рад, что родители бросились искать нас вовремя.

ГДЗ по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

А. П. Чехов. Мальчики, с. 34 – 35

3.5 (69.7%) от 499 голосующих

1) Попробуй объяснить, почему Чехов назвал свой рассказ «Мальчики».

Автор назвал свой рассказ так, потому что мальчики — это главные герои произведения и весь сюжет крутится вокруг их плана побега в Калифорнию.

2) Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу?

Это дружная, многодетная семья.

В семействе четверо детей — три девочки Маша, Соня и Катя и мальчик Володя.

В начале рассказа Чехов описывает, как трогательно происходит встреча приехавшего на каникулы Володи.

Родители, прислуга и сестра радуются приезду мальчика на зимние каникулы.

Они также тепло принимают Чечевицына — друга Володи с гимназии.

Приведи примеры из текста. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

Вся семья Королёвых, с часу на час поджи­давшая своего Володю, бросилась к окнам.

И

Мать и тётка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:

А мы тебя ещё вчера ждали! Хорошо до­ехал? Благополучно?

и

Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две.

3) Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Сёстры заметили, что обычно приветливый, улыбчивый и радостный Володя после приезда домой с Чечевицыным стал совсем другой.

Он постоянно шептался со своим товарищем, мало уделял времени родителям и сёстрам, и вообще стал какой-то замкнутый и угрюмый.

Родители и сёстры сначала не догадывались о причине смены настроения Володеньки, потому что мальчики скрывали свои планы.

Они понимали, что если рассказать о своём плане побега, то ничего не удастся и поэтому себя вели отстранённо.

Чем ещё больше провоцировали интерес к своим делам.

4) О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали о приключениях и богатстве.

Наслушавшись рассказов того времени о золотой лихорадке посетившей Америку, они решили, что тоже смогут найти золото, купить себе плантации и жениться на местных красавицах.

Володя и Чечевицын представляли себя индейцами и даже звали друг друга индейскими кличками.

Конечно, их мечтам не дано было реализоваться.

Ведь они ещё очень малы и не смогли бы самостоятельно добраться в Америку, а тем более купить инструменты для добычи золота за 4 рубля, которые они накопили на дорогу.

5) Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь? Герои решились на побег, по­тому что:

Были смелыми и решительными, но также глупыми и самонадеянными.

Они мало знали и плохо представляли трудности пути.

Но мне понравились юные герои Чехова, потому что они любили путешествовать и узнавать новое.

Я думаю, что Володя и Чечевицын очень храбрые мальчики.

Зная о предстоящих трудностях, и не испугались их.

Их манили дальние края и желание добиться успеха в жизни своим трудом.

6) В конце и в начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Встречи мальчиков в начале и в конце рассказа коренным образом отличаются.

Ведь вначале семья Королёвых просто ждала своего ребёнка на Новогодние праздники.

Королёвы обрадовались и приехавшему другу своего сына.

В конце рассказа, когда мальчики нашлись, Королёвы были очень взволнованы и расстроены, ведь они узнали о побеге мальчишек и рассердились на них.

Хотя и рады, что всё закончилось благополучно.

Конечно, они поняли, что зачинщиком этого поступка был Чечевицын, и отец семейства Королёвых пристыдил мальчика.

7) Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Мне этот рассказ показался смешным, так как мальчики так очень важно себя вели, дули щёки и уже представляли себя индейцами.

Чечевицын даже назвал себя «Монтигомо Ястребиный коготь», а своего друга «бледнолицым братом».

Но при этом, конечно, читатель понимает, что это детская выходка, которая не может закончиться успехом.

А поведение мальчиков говорит лишь о наивности и детской глупости.

8) Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Думаю, что Антон Павлович Чехов посмеивается над мальчишками, но не осуждает их.

Так как в детстве всем свойственно представлять себя великими путешественниками, космонавтами и мореплавателями.

9) Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в «Рабочую тетрадь».

Рассказ «Поиски клада» для 4 класса.

Как-то мы с друзьями гуляли во дворе и встретили нашего соседа дядю Вову.

Все знали, что дядя Вова когда-то служил на флоте и побывал в разных передрягах.

Дядя Вова редко гулял во дворе, всегда был чем-то занят, куда-то ездил и таскал к себе домой какие-то удивительные приспособления не пойми для чего.

Но в этот день он как-то по-доброму был расположен и подсел к нам на скамейку, чтобы поболтать.

Конечно, мы стали расспрашивать, что же такое дядя Вова тащит к себе домой и для чего это нужно.

Он нам рассказал, что ещё служа на флоте, нашёл старую карту, где было отмечено место старинного клада.

Теперь дядя Вова готовится к походу за сокровищами, и если мы хотим, то можем пойти с ним.

Мы с друзьями были впечатлены.

Мы отправляемся за сокровищами!

Конечно, никто не сказал родителям, а просто стали тихонечко готовится к путешествию.

Помогали дяде Вове носить обмундирование в старый гараж, принесли туда ржавых лопат с гаражей своих родителей и копили деньги на пропитание.

А сами себе представляли, какой большой клад найдём и что себе купим, когда продадим сокровища.

Ходили мы по двору очень загадочные и договорились общаться знаками, чтобы никто не понял, куда мы собираемся.

Как-то вечером дядя Вова сказал, что время пришло.

Вот это да! Мы наконец-то идём за сокровищами.

Рано утром все пришли на условленное место и отправились на поиски клада.

Дядя Вова нас вёл по карте сокровища.

Сначала мы шли через лес, потом вышли к речке и перешли её через мост.

После подошли к высокой горе, поднялись и увидели озеро.

Подойдя к озеру, дядя Вова указал заветное место, и мы стали копать.

Копали по очереди, потому что было очень тяжело.

Но вот вдруг лопата уткнулась во что-то твёрдое.

Ох, как мы напряглись! Вот она заветная удача! Сейчас мы выкопаем клад!

Но вдруг мы слышим крики. Поворачиваемся, а к нам бегут наши родители с милицией.

Мы так увлеклись путешествием, что не заметили, что уже стало темно.

А наши родители волновались, ведь никто им ничего не сказал.

Конечно, получили мы нагоняй вместе с дядей Вовой.

Хотя он был ни при чём, ведь не знал, что мы не предупредили родителей.

И клад в этот вечер нам не получилось откопать, так как пришлось идти домой и сидеть наказанными две недели.

Но, конечно, когда нам родители уже разрешили гулять, мы быстро побежали с лопатами к заветному месту.

Но там уже ничего не было, а просто пустая яма.

Кто и что там откопал, так и осталось для нас тайной.

Но дядя Володя сказал, что у него есть ещё одна карта и мы обязательно снова пойдём на поиски сокровищ.

План рассказа:

  1. Дядя Вова
  2. Карта сокровищ
  3. Подготовка к поиску
  4. Дорога к сокровищу
  5. Находка
  6. Родители нас ищут
  7. Наказание
  8. Сокровище исчезло.

10) Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим как мальчиков-гимназистов встречают три сестры Володи и собака Милорд.

Мальчики закутаны в тулупы, так как время было зимнее, и на улице был сильный мороз.

На второй иллюстрации художник изобразил момент подготовки к побегу.

Чечевицын убеждает Володю бежать в Америку, а Володя не хочет.

У него грустное выражение лица и, кажется, что мальчик вот-вот заплачет.

Подсказка:

  • Ответы к рабочей тетради А. П. Чехов Мальчики стр. 33 — 34
  • Читательский дневник «Мальчики»
  • Краткая биография Антона Чехова и презентация

_______

Литературное чтение. 4 класс

Урок 17. А.П. Чехов «Мальчики»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Знакомство с произведением Антона Павловича Чехова «Мальчики»

2. Определение темы и основной идеи рассказа.

3. Составление последовательного плана.

4. Сравнительная характеристика главных героев.

Глоссарий по теме:

Рассказ; приключение; путешествие; главные герои; сравнительная характеристика героев; семейные ценности;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Обязательная литература:

Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с. С. 120-134

Дополнительная литература:

1. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34 – 35

2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы слышали увлекательные истории об индейцах Америки? А может Вы, как и многие гимназисты XIX века, зачитывались произведениями Майна Рида?

Если так, то Вы обязательно, вместе с нашими решительными героями, мечтали оказаться на просторах американских прерий и поохотиться на бизонов.

А рассказал нам эту увлекательную историю великий русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов.

За свои 44 года Антоном Павловичем Чеховым было написано много произведений. Его знают не только у нас, но и за границей. По его произведениям поставлены пьесы, сняты кинофильмы. Чехов не был детским писателем, но много писал о детях, так как высоко ценил семейные отношения. Он написал рассказы “Ванька», «Каштанка”, «Белолобый» и другие.

Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.

— Володечка приехали! — завопила Наталья, вбегая в столовую. — Ах, боже мой!

Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шёл густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: «бррр!». Мать и тётка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:

А мы тебя ещё вчера ждали! Хорошо доехал? Благополучно? Господи боже мой, да дайте же ему с отцом поздороваться! Что, я не отец, что ли?

— Гав! Гав! — ревел басом Милорд, огромный чёрный пёс, стуча хвостом по стенам и по мебели.

Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошёл, Королёвы заметили, что кроме Володи в передней находился ещё один маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем; он неподвижно стоял в углу в тени, бросаемой одною большою лисьей шубой.

— Володечка, а это же кто? — спросила шёпотом мать.

— Ах! — спохватился Володя. — Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привёз его с собой погостить у нас.

— Очень приятно, милости просим! — сказал радостно отец. — Извините, я по-домашнему, без сюртука… Пожалуйте! Наталья, помоги господину Черепицыну раздеться! Господи боже мой, да прогоните эту собаку! Это наказание!

Как вы думаете, какие герои являются главными действующими лицами?

Пауза.

Правильно, главные герои – это Володя Королёв и его одноклассник – Чечевицын.

— Как можно озаглавить первую часть рассказа?

«Первый приезд Володи»

Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломлённые шумной встречей и всё ещё розовые от холода, сидели за столом, и пили чай. Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало на самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чашке. В комнате было тепло, и мальчики чувствовали, как в их озябших телах, не желая уступать друг другу, щекотались тепло и мороз.

— Ну, вот скоро и рождество! — говорил нараспев отец, крутя из темно-рыжего табаку папиросы. — А давно ли было лето и мать плакала, тебя провожаючи? Ан ты и приехал… Время, брат, идёт быстро! Ахнуть не успеешь, как старость придёт. Господин Чибисов, кушайте, прошу вас, не стесняйтесь! У нас попросту.

Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нём не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек. Он о чём-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чём-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос.

Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как, будто даже не рад был тому, что приехал домой. Пока сидели за чаем, он обратился к сёстрам только раз, да и то с какими- то странными словами. Он указал пальцем на самовар и сказал:

— А в Калифорнии вместо чаю пьют джин. Он тоже был занят какими-то мыслями, и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.

Что вы можете сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу?

Пауза

Да, семья Королевых очень дружная, многодетная — три девочки и мальчик Володя. Родители во всем солидарны, понимают друг друга с полуслова, в отношениях царят любовь и уважение.

Как изменилось отношение Володи к сёстрам? Подтвердите свой ответ словами из текста.

Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как, будто даже не рад был тому, что приехал домой.

— Как можно озаглавить вторую часть?

«Действие в столовой»

После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался и изредка бросал ножницы на пол, сердясь на них за то, что они тупы. Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала:

— Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?

— Господи, боже мой, даже ножниц не дают! — отвечал плачущим голосом Иван Николаич и, откинувшись на спинку стула, принимал позу оскорблённого человека, но через минуту опять восхищался.

В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чём-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.

— Сначала в Пермь… — тихо говорил Чечевицын… — оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда самоеды» перевезут на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.

— А Калифорния? — спросил Володя.

— Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом.

Удалось ли вам представить себе путь, которым друзья планировали добраться до Америки? Что вы можете сказать о его реальности?

Их мечты были несбыточными, потому что они реально не представляли всех трудностей, связанных с побегом, не имели представления о том, что нужно запасать в длинную и трудную дорогу, как добраться до Америки и сколько для этого нужно денег.

Давайте продолжим составление плана рассказа и дадим заголовок этой части.

«Действие в детской»

Чечевицын весь день сторонился девочек и глядел на них исподлобья. После вечернего чая случилось, что его минут на пять оставили одного с девочками. Неловко было молчать. Он сурово кашлянул, потёр правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:

— Вы читали Майн Рида?

Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?

Погружённый в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос, а только сильно надул щёки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко. Он ещё раз поднял глаза на Катю и сказал:

— Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.

Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:

— А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты.

— А что это такое?

— Это вроде муравчиков, только с крыльями. Очень сильно кусаются. Знаете, кто я?

— Господин Чечевицын.

— Нет. Я Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.

Маша, самая маленькая девочка, поглядела на него, потом на окно, за которым уже наступал вечер, и сказала в раздумье:

— А у нас чечевицу вчера готовили.

Как можно назвать эту часть произведения? О чём в ней говорится?

Данную часть рассказа можно озаглавить «Диалог Чечевицына с Катей»

Совершенно непонятные слова Чечевицына, и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а всё думал о чём-то, — всё это было загадочно и странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. О, что они узнали! Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже всё готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Они узнали, что мальчикам придется пройти пешком несколько тысяч верст, а по дороге сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации. Володя и Чечевицын говорили и в увлечении перебивали друг друга. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».

— Ты смотри же, не говори маме, — сказала Катя Соне, отправляясь с ней спать. — Володя привезёт нам из Америки золота и слоновой кости, а если ты скажешь маме, то его не пустят.

О чём узнали девочки, подслушав разговор Володи и Чечевицына?

Они узнали о том, что Володя и Чечевицын мечтали убежать в Америку, добывать там золото и слоновую кость, стать вождями индейских племен, сражаться за свою независимость.

Как можно назвать эту часть произведения?

«Девочки подслушали разговор»

Накануне сочельника Чечевицын целый день рассматривал карту Азии и что-то записывал, а Володя, томный, пухлый, как укушенный пчелой, угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел. И раз даже в детской он остановился перед иконой, перекрестился и сказал:

— Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!

К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестёр. Катя и Соня понимали, в чём тут дело, а младшая, Маша, ничего не понимала, решительно ничего, и только при взгляде на Чечевицына задумывалась и говорила со вздохом:

— Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу.

Как можно охарактеризовать поведение Володи?

Верно, Володя добрый и наивный мальчик. Он плакал от одной мысли, что придется расстаться с мамой, но все-таки готовился убежать в далекую Америку, подчиняясь во всем своему настырному другу.

Эту часть рассказа назовём «Прощание с родными».

Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери.

— Так ты не поедешь? — сердито спрашивал Чечевицын. — Говори: не поедешь?

— Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко.

— Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем!

Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил.

— Я … я не струсил, а мне… мне маму жалко.

— Ты говори: поедешь или нет?

— Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.

— В таком случае я сам поеду! — решил Чечевицын — и без тебя обойдусь. А ещё тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны!

Володя заплакал так горько, что сёстры не выдержали и тоже тихо заплакали. Наступила тишина.

— Так ты не поедешь? — ещё раз спросил Чечевицын.

— По… поеду.

— Так одевайся!

И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал, как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры.

И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев.

Когда девочки вернулись к себе и одевались, Катя с глазами, полными слёз, сказала:

— Ах, мне так страшно!

Что вы можете сказать о характере Чечевицына? Подтвердите словами из текста.

И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек.

Какое событие происходит в этом эпизоде?

«Диалог Чечевицына с Володей»

До двух часов, когда сели обедать, всё было тихо, но за обедом вдруг оказалось, что мальчиков нет Дома. Послали в людскую, в конюшню, во флигель к приказчику — там их не было. Послали в деревню и там не нашли. И чай, потом тоже пили без мальчиков, а когда садились ужинать, мамаша очень беспокоилась, даже плакала. А ночью опять ходили в деревню, искали, ходили с фонарями на реку. Боже, какая поднялась суматоха!

На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала.

Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.

— Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.

— Володечка приехали! — завопила Наталья, вбегая в столовую.

И Милорд залаял басом: «Гав! гав!» Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и всё спрашивали, где продаётся порох). Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал, и бросился матери на шею. Девочки, дрожа, с ужасом думали о том, что теперь будет, слышали, как папаша повёл Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними; и мамаша тоже говорила и плакала.

— Разве это так можно? — убеждал папаша. — Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Нехорошо-с! Вы зачинщик, и, надеюсь,- вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно? Вы где ночевали?

— На вокзале! — гордо ответил Чечевицын.

Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе. Послали куда- то телеграмму, и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына.

Как вы считаете, кто в этой паре лидер? Чьи слова помогли убедиться в этом?

Отец Володи убеждает нас в том, что лидером был Чечевицын:

— Разве это так можно? — убеждал папаша. — Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Нехорошо-с! Вы зачинщик, и, надеюсь,- вы будете наказаны.

Как можно озаглавить эту часть рассказа?

Возвращение после неудачного побега.

Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти:

«Монтигомо Ястребиный Коготь».

Дайте название этой части произведения.

«Отъезд Чечевицына»

Мы прочитали увлекательную историю, рассказанную Антоном Павловичем Чеховым.

-А какой урок мы можем получить из этого рассказа?

-Мальчики задумали несбыточное путешествие. Они реально не представляли всех трудностей, связанных с побегом, не имели представления о том, как добраться до Америки и сколько для этого нужно знаний и денег.

-Почему мальчики решили бежать в Америку?

-Володя и Чечевицын мечтали убежать в Америку, добывать там золото и слоновую кость, стать вождями индейских племен, сражаться за свою независимость.

-Что повлияло на их выбор?

-Они с интересом читали произведения американских писателей Майна Рида и Фенимора Купера о жизни и борьбе за независимость индейских племён в Северной Америке.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Опишите внешность главных героев:

Варианты: круглолицый, безрассудный, худой, с веснушками, смуглый, белый, белый, хвастливый,

Володя

Чечевицын

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

Ответ:

Володя

Чечевицын

пухлый

худой

круглолицый

с веснушками

белый

смуглый

Разбор типового контрольного задания

Подберите соответствующую надпись:

Ответы на вопросы к сказке мальчики 4 классОтветы на вопросы к сказке мальчики 4 классОтветы на вопросы к сказке мальчики 4 класс

Начало; середина; концовка

Ответ:

Ответы на вопросы к сказке мальчики 4 класс Ответы на вопросы к сказке мальчики 4 класс Ответы на вопросы к сказке мальчики 4 класс

Начало Середина Концовка

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134. 

УКМ «Школа России»

1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».

Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.

Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.

2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.

Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.

Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.

При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.

3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях. 

Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.

4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.

Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.

Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.

5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.

Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.

6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.

Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.

Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.

Они различаются настроением героев.

7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.

8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.

Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.

Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.

9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.

Рассказ о подобной ситуации для 4 класса

Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне. 

Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.

Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.

Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.

Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.

10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.

На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.

1

Ответы «Русский медвежонок» 12 ноября 2021 для 4-5 классов 2021/2022. Вот и пришло время пополнить рубрику «Образование», которая уже покрылась плесенью, ведь недавно стартовал конкурс «Русский медвежонок». Ниже можно ознакомиться с вопросами и ответами для учащихся 4-5 классов за 2021-2022 учебный год. Также в этой же рубрике можно будет найти и ответы на вопросы для учащихся более старших классов.

Языкознание кажется многим школьникам сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, с 2000 года ежегодно проводится международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех». Ежегодно она привлекает около 1,5 миллиона участников из России и десятков зарубежных стран.

Конкурс предназначен для 5 возрастных групп: 2-3 класс, 4-5 класс, 6-7, 8-9 и 10-11 классы. Игра организована в виде теста. В тесте 30 вопросов, на каждый из которых предлагается 5 вариантов ответов. Для учащихся 2-3 классов – вопросов чуть меньше – 28. Русский Медвежонок – языкознание для всех. Конкурс пройдет 12 ноября 2021 года. Участвовать могут все желающие школьники. Задания по русскому языку и лингвистике. На работу отводится 1 час 15 минут.

Уважаемые посетители,  если вы заметили ошибку, пожалуйста сообщите в комментарии.

Задачи, оцениваемые в 3 балла.

1. В какой паре слова означают одно и то же?

  • (А) двор — дворец,
  • (Б) свин — свинец,
  • (В) пёс — песец,
  • (Г) молод — молодец,
  • (Д) брат — братец

2. Какое слово образовано от названия дерева?

  • (А) калина;
  • (Б) малина;
  • (В) осина;
  • (Г) рябина;
  • (Д) дубина.

3. У какого из слов нет парного слова женского рода?

  • (А) любимец;
  • Б) любимчик,
  • (В) любимый,
  • (Г) любитель;
  • (Д) у всех слов в (А)-(Г) есть женские варианты.

4. Какое из слов не образовано из двух слов?

  • (А) водопад;
  • (Б) звездопад;
  • (В) камнепад;
  • (Г) листопад,
  • (Д) перепад.

5. Незнайка учится сочинять стихи. Он придумал стих, но не знает, как правильно записать некоторые слова. Знайка подсказал, что в четырёх строчках нужно вставить вместо двух пропусков две разные буквы, а в одной
строчке — одну и ту же. В какой?

  • (А) Малы_ки играли в сне_ки.
  • (Б) Бума_ки сложили в ме_ки.
  • (В) Рома_ки завяли в гор_ке.
  • (Г) Бука_ки топтались в кру_ке.
  • (Д) А мо_ки вились на лу_ке.

6. Какое слово по смыслу лишнее?

  • (А) миллиграмм,
  • (Б) миллилитр,
  • (В) миллиметр;
  • (Г) миллион
  • (Д) миллисекунда.

7. Что может быть и у яйца, и у ореха?

  • (А) желток;
  • (Б) листок;
  • (В) скорлупа;
  • (Г) ядро;
  • (Д) ничего из (А)-(Г).

8. Найдите лишнее по смыслу.

  • (А) мебель;
  • (Б) шкаф;
  • (В) стол;
  • (Г) диван;
  • (Д) кровать.

9. Петя пришёл в гости в четверть седьмого, а Вася — без четверти семь. Кто из них пришёл позже и на сколько минут?

  • (А) Петя пришёл позже на 15 минут;
  • (Б) Петя и Вася пришли одновременно:
  • (В) Вася пришёл позже на 10 минут;
  • (Г) Вася пришёл позже на 15 минут;
  • (Д) Вася пришёл позже на 30 минут.

10. Вставьте слово во фрагмент из «Денискиных рассказов, В. Драгунского. Потом он вдруг стал откашливаться: «Кхм! кхм.. Кхме!». Я сказал: «Ты что, Мишка, ____?»

  • (А) разрыдался,
  • (Б) расчихался;
  • (В) высморкался,
  • (Г) прослезился;
  • Д) поперхнулся.

Задачи, оцениваемые в 4 балла

11. Изучая тему «Многозначные слова», Стёпа выписывал из учебника русского языка слова, которые имеют и «неязыковые» значения. Но одно слово попало в его список по ошибке. Какое?

  • (А) род;
  • (Б) число;
  • (В) лицо;
  • (Г) падеж;
  • (Д) время.

12. От какого существительного в литературном языке не образуют прилагательное?

  • (А) сад;
  • (Б) парк;
  • (В) сквер;
  • (Г) бульвар
  • (Д) тротуар.

13. Продолжите пословицу: Терпенье и труд все____.

  • (А) перетруд;
  • (Б) пир и труд;
  • (В) перетрут;
  • (Г) переврут;
  • (Д) притрут.

14. Стоять, вертеться, свернуться, упасть. Найдите лишнее слово.

  • (А) калачиком;
  • (Б) волчком;
  • (В) ничком;
  • (Г) гуськом;
  • (Д) особняком.

15. Какой важный в сельскохозяйственных работах день в некоторых русских говорах называют докопками?

  • (A) день, в который коптят рыбу;
  • (Б) последний день уборки картофеля;
  • (В) день, когда начинают складывать сено в копны;
  • (Г) последний день посадки капусты;
  • (Д) день, когда подковывают лошадей.

16. Какое из этих выражений может означать то же, что ни бе ни ме?

  • (А) не ко двору;
  • Б) ни бум-бум;
  • В) ни пуха ни пера;
  • (Г) ни кола ни двора,
  • (Д) ни на шаг.

17. Какое слово мы пропустили в первой строчке двустишия Ренаты Мухи?

— Мне очень обидно, — сказала ___
— И я говорю это прямо в глаза.

  • (A) коза;
  • (Б) гроза;
  • (В) слеза;
  • (Г) медуза;
  • (Д) оса.

18. Вот отрывки из текстов А. С. Пушкина:

1) Жил старик со своею старухой / У самого синего моря.
2) Ты волнуешь сине море, / Всюду веешь на просторе.
3) В синем небе звёзды блещут, / В синем море волны хлещут.
4) Князь у синя моря ходит, / С синя моря глаз не сводит.
5) Зазывает меня, Стеньку Разина, / Погулять по морю, по синему.
6) Птичка в дальние страны / В тёплый край, за сине море / Улетает до весны.

В каких примерах выделенные формы не используются в современном языке?

  • (A) только в 4,
  • (Б) только в 4 и 6,
  • (В) только в 2 и 4,
  • (Г) в 2, 4 и 6,
  • (Д) во всех примерах выделенные формы используется в современном языке.

19. Польский язык, как и русский, относится к славянской группе языков. Какая ягода по-польски называется poziomka?

  • (А) малина;
  • (Б) крыжовник;
  • (В) вишня;
  • (Г) земляника;
  • (Д) облепиха.

20. Тётя Катя предложила маленькому Ване пойти с ней на речку купаться, на что тот ответил: «Я уже умею!» Как называлась эта речка?

  • (А) Шухорма;
  • (Б) Уча;
  • (В) Яуза;
  • (Г) Гвоздянка;
  • (Д) Ока.

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

21. Какое название животного устроено не так, как остальные?

  • (А) суслик;
  • (Б) ослик;
  • (В) козлик;
  • (Г) зайчик;
  • (Д) пёсик.

22. Марина задумала слово, означающее качество, и стала подбирать слова, к которым оно подходит: камешек, год, стол, лицо… Какое ещё слово можно добавить в этот ряд?

  • (А) трава;
  • (Б) век;
  • (В) отличница;
  • (Г) заяц;
  • (Д) грабли.

23. Глаза, зуб, нос, рука. Вспомните однотипные устойчивые выражения этими словами и расставьте предлоги в правильном порядке.

  • (А) в, к, на, оф;
  • (Б) в, на, к, об;
  • (В) на, об, кв;
  • (Г) об, на, ф, к;
  • (Д)|к, в, на, об.

24. Маленький Лёва считает, что, когда чего-то ждёшь, оно надувается. ОНО — это:

  • (А) время;
  • (Б) спокойствие;
  • (В) безделье;
  • (Г) волнение;
  • (Д) терпение.

25. В книге Владислава Крапивина «Сказки Севки Глущенко» главный герой учится писать буквы. Одна из них вызывает определённые трудности. Мальчик размышляет: «… сложная буква. Будто даже не одна, а две. Это слились____»

  • (А) И и Ш;
  • (Б) П и Г;
  • (В) Н и О;
  • (Г) Я и Р;
  • (Д) Ъ и Г.

26. Андрей вынужден пойти к врачу. Боря должен пойти к врачу. Вере надо пойти к врачу. Грише необходимо пойти к врачу. Дима обязан пойти к врачу. Кто из них точно не хочет идти к врачу?

  • (A) Андрей:
  • (Б) Боря,
  • (В) Вера;
  • (Г) Гриша;
  • (Д) Дима

27. В детском журнале «Чиж» 1930 года напечатали такую загадку. Разгадайте её и вы!

Загадка у меня к вам есть,
Загадка непростая:
Какую букву можно есть,
Когда она пустая?

  • (А) 3;
  • (Б) И;
  • (В) К; (К апуста)?
  • (Г) О;
  • (Д) Р.

28. Даны слова лист, стать, стиль и стол. Какие два из них содержат одинаковый набор согласных звуков?

  • (А) лист и сталь,
  • (Б) лист и стиль,
  • (B) лист и стол;
  • (Г) сталь и стиль,
  • (Д) сталь и стол.

29. За круглым столом сидят пятеро, Зина, Лев, Толя. Влад и Кира. Если первую букву имени каждого из них поменять на первую букву имени соседа справа, то из их имён получится пять слов. В каком порядке все сидели за столом?

  • (А) Зина, Лев, Толя, Влад, Кира,
  • (Б) Кира, Лев, Зина, Влад, Толя;
  • (В) Влад, Кира, Лев, Зина, Толя;
  • (Г) Лев, Зина, Влад, Толя, Кира;
  • (Д) Толя, Зина, Влад, Лев, Кира.

30. Даны предлоги: во, кo, co, до. Какой из них устроен не так, как остальные?

  • (А) во;
  • (Б) ко;
  • (В) со;
  • (Г) до;
  • (Д) все эти предлоги устроены одинаково.

  • Ответы на вопросы к сказке дубровский
  • Ответы на вопросы к сказке белая уточка 3 класс
  • Ответы на вопросы к рассказу мальчики 4 класс чехов
  • Ответы на вопросы к рассказу бежин луг 6 класс
  • Ответы на вопросы к рассказу ашик кериб