Ответы на вопросы к рассказу недоросль

Конспект урока: проблема воспитания в комедии д.и.фонвизина недоросль. основной конфликт и проблематика. учитель: нестеренко татьяна михайловна, учитель русского языка и

Конспект урока: «Проблема воспитания  в комедии Д.И.Фонвизина
«Недоросль».

Основной конфликт и проблематика».

Учитель: Нестеренко Татьяна Михайловна, учитель русского языка
и литературы.

Предмет: Литература.

Класс: 8

Тип урока: освоение новых знаний.

Цели урока:

·  Обучающая — знакомство с жанром комедии;
выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с
эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от
них.

·  Развивающая — создание условий для формирования
умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою
точку зрения, решать проблемную ситуацию.

·  Воспитательная — воспитание стремления быть
по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть
и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Основной метод: проблемный метод с аналитической беседой.

Формы:
коллективная , индивидуальная, групповая.

Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедии “Недоросль”.

Оформление доски: запись темы урока, портрет писателя, проблемы, словарь к теме, конфликты комедии.

Эпиграф: 
Сатира — это » не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев,

а гроза духа, оскорбленного
позором общества». 
В. Г. Белинский. 
 

1.Организационный
момент. Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)

   «Я рада, мои любезные друзья, видеть
вас сегодня. Вы служите примером, как усердием и трудами можете сделать себе
образование.     Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего
ума и плоды  благородного воспитания».    

— Возможно, так поприветствовал бы вас,
молодое поколение,  писатель   Д.И.Фонвизин. Д.И.Фонвизин –
удивительный  писатель 
XVIII века.
Ещё А.С.Пушкин  назвал его «сатиры смелым властелином».

2. Проверка домашнего задания

1) Краткие
сведения о Д.И.Фонвизине
(выступление учащегося, задание заранее выдано)

Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился
в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете,
учился в университетской гимназии, а в 1761-1762 гг.-на
философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся
переводами.

Он рано увлекся театром. Впервые
попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: «Действия,
произведенные во мне театром, почти описать невозможно».

Будущий драматург рано проявил
живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность,
юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны,
то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою».

В 1762 году Фонвизин переехал в
Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769
г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за
работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины
Второй.

Первое оригинальное
произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия,
которая пользовалась шумным успехом.

   Комедия «Недоросль» была завершена в
1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием
кошельков».

2) Выступление учащегося (задание заранее выдано)-записи в
тетрадях.

Сатира — обличающая, бичующая ирония.

Драма — род литературных произведений,
построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения
на сцене, произведения подобного рода, серьёзного, но не героического
содержания (в отличие от комедии и трагедии).

Ремарка — пояснение автора в тексте пьесы (обычно
в скобках), связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой
и т. д.

Комедия — это жанр драмы, в котором высмеиваются
человеческие пороки.

Недоросль — молодые людикоторые не
получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до
службы. После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.

Слово учителя:

По сюжету и по названию
«Недоросль» — пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина,
вырастив его «недорослем». Проблема воспитания — центральная в произведениях
эпохи Просвещения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы:
речь здесь идет о воспитании в самом широком смысле слова. Митрофан — тот самый
недоросль, о котором говорит название пьесы. История его воспитания объясняет,
откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. 

3. Этап постановки проблемного вопроса.  Актуализация. Работа
над проблематикой пьесы. 

— Посмотрите небольшой видеофрагмент (отрывок из комедии «Недоросль»)

—  Зачем я показала видеофрагмент? Вам знакомы такие герои?  Нет ли
среди нас потомков Митрофана и его матери?

—  Произведение
«Недоросль» Фонвизина было написано  в 18  столетии. С момента первого
представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия
Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.

—  В чем секрет неувядаемости комедии?

Проблемный вопрос:  

— Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину   доверить будущее России?
(на этот вопрос, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока)

Постановка цели
урока.
   

Обратимся
к теме нашего урока.  Какие ключевые слова есть в названии нашего
урока? (воспитание, гражданин)

— Подберите слова, которые связаны с этими понятиями.

 «Воспитание»: ребенок, родители, семья, учителя, взросление,
формирование человека, развитие…

«Гражданин» : отечество, родина, честь, благо родины…

Как вы понимаете слово  воспитание

   Воспитание — планомерное воздействие на умственное
и физическое развитие детей, формирование их морального облика
привитием им необходимых правил поведения.

— 
Какая проблема
затронута
в комедии « Недоросль»?
(Проблема воспитания достойного гражданина Отечества)

 —  Перечитайте тему нашего занятия и подумайте, на какие вопросы вы
хотели бы сегодня  получить ответы?

Каковы  цели нашего занятия?

—  Поразмышляем над тем, что такое воспитание.

—  Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал
настоящим гражданином.  

 — Кто является настоящим гражданином?

4. Основной этап урока. Усвоение новых знаний

  1)  Начнем нашу работу, как говорит один из героев
комедии, «с задов», то есть с повторения.

XVIII в. имел для России особое
значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.

Велики были
достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие
Россию  вровень с европейскими государствами:

1) в 1721
г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755
г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.

3) в 1757
г. основана Академия художеств.

Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного
человека – монарха, монарха сильного и  просвещенного, как Петр Великий и
Екатерина Вторая. В это время в  искусстве, и в том числе литературе, возникло
новое направление – классицизм, пришедший в Россию из Франции.

Понятие «классицизм» в переводе с
латинского значит «образцовый». Образец деятели искусства классицизма нашли в
искусстве Древней Греции и Рима.

Искусство классицизма проповедовало идеи
гражданственности, идеи просвещения.

Принципы классицизма:

1.     
Основа всего – разум.
Прекрасно лишь то, что разумно.

2.     
Главная задача –
укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

3.     
Высшее достоинство
человека – исполнение долга, служение государству.

4.     
Наследование античности
как образцу.

 Комедия «Недоросль»
является классицистической комедией:

герои делятся на положительных и
отрицательных;

– герои наделены
«говорящими» фамилиями;

– положительные герои
являются воплощением идеи гражданского служения государству;

Комедия «Недоросль» — блистательное сатирическое произведение
для постановки на сцене. Ведь театр – это место, где исправляются человеческие
пороки.

 — Еще раз обратимся к понятиям сатира, комедия.

Что же  такое сатира? Комедия?

Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид
комического; резкое осуждение и  осмеяние человеческих пороков или
несовершенства человеческой жизни.

Комедия — это жанр драмы, в котором
высмеиваются человеческие пороки.

— Давайте и мы с вами перенесемся на 200 лет назад
и  вспомним героев комедии и увидим пороки отрицательных
персонажей.

2) Беседа по вопросам. Первичное восприятие.

—   Почему комедия так названа? «Недоросль»?
Понравилась ли она?

—   Почему Митрофана называют недорослем?

 Недорослями тогда называли всех дворянских
подростков до 15-16 лет.

Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до
20 лет,
чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук в
домашних условиях для поступления на службу.

—  Какие
качества героя сделали это нейтральное слово нарицательным?

Понаблюдаем за героями комедии и ответим на
этот вопрос.

— Каким вы представляете Митрофана?

(Митрофан – характер комический.  Полное
незнание основ грамматики, истории, географии, но развиты смышленость и
сообразительность).

— Как героя воспитывала мать?

Какое
воздействие оказывала на Митрофана мать
?

3) Групповая работа (решение проблемы)

Задание на карточке.

1 группа.

—  Давайте посмотрим, в какой
семье
воспитывается Митрофан.

—  Обращаясь к тексту, покажите на
примерах,  как  Простакова ведет себя со своими  близкими: с мужем, братом,  с
учителями Митрофанушки, со слугами.

—  Что это за женщина?

К Тришке: мошенник, вор, скот,
воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )

К Еремеевне:  бестия, остолбенела, а ты
не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши…

Ты еще, старая ведьма, разревелась…

Еремееевна о себе:    Сорок лет служу, а
милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день  ( д. 3,яв.
6 );

Мужу :  Я холопам потакать не намерена.
Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)

   Все сама управляюсь, батюшка: то
дерусь, то бранюсь; на том дом и держится.     (  д.2, яв.5)

.К брату:   … Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до
рожи, до рожи…( д.З, яв.З  — дерется со Скотининым). Сердце взяло, дай
додраться! (Милон их разнял). …Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до
смерти!  (д.5, яв.2)

К учителям (  д.3  явл. 7 урок Митрофана )

Вывод:    Простакова — полновластная
хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее
согласия. Властно, грубо она относится ко всем. Она особенно отвратительна со
слугами. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.

 Муж у нее под каблуком,  она им помыкает.
Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится
неуважительно,  кормит плохо.

2 группа. 

—  Но как эта «презлая
фурия»  относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте
комедии ответы.    Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая,
безрассудная, животная?

( Заступается за сына, ругает
учителей, Еремеевну.   («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить
Пафнутьича! «Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»)

(  То, как она им любуется… 
«Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно
ль…посмотреть, как он у нас выучен»). 

—   В чем она видит благо, счастье
для своего сына? Каков её идеал?

 (Её идеал – батюшка, который
«не умел грамоте, а умел достаточек нажить и —  сохранить», для этого хочет
женить на Софье Митрофана.

—    Как Простакова относится к образованию?
Для чего она нанимает учителей?

“Без наук люди живут и жили”- говорит
помещица.
Она
присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что
Митрофанушка вперед шагать не любит…”- говорит она Цыфиркину.

При решении задачи о деньгах она
советует сыну: “…Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не
делись. Все себе возьми, Митрофанушка.( д.З, яв.7)

Простакова о географии: “…Да
извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская.. (д.4,
яв.8)

—   Почему же Митрофан ничему
не научился
?  На кого похож?

Выводы: Простакова   —  невежественная,
необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к
людям, беспощадная крепостница, слепо любящая своего сына.

Она  уродует его характер, воспитывает в
нем наглость, лень, подлость и  жестокость. И он действительно становится
похожим на мать.

Сама она невежественная, безграмотная
женщина.  Простакова  вынуждена пригласить к сыну учителей,  хотя не считает
образование необходимостью,  и смотрит на обучение,  как на тяжелую повинность.

3 группа.

Герои — антиподы Митрофана.

Кто они? Прочитайте высказывания
Стародума и объясните их. Согласны ли вы с ними?

          
Глупому сыну
не в помощь богатство.

          
Имей сердце,
имей душу, и будешь человек во всякое время.

          
Невежда без
души – зверь.

          
Золотой болван
– всё болван.

          
Наличные
деньги — не наличные достоинства.

—    Кто Милон по роду занятий? Какой
он офицер
? Что мы узнаем о нем?

—   Какие качества он ценит в
человеке? Можно ли его считать истинным гражданином своего Отечества      (
дейст.4 явл.  6 ).     

 Вывод:  Милон любит Родину, он честен,
справедлив, умен, думает о благе государства, он смелый и благородный офицер.
Он образец настоящего гражданина  Отечества.

4. Подведение итогов.  Рефлексия.

Фонвизин обращается к вам,
молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование,
верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.

— На какие вопросы вы получили
ответы на нашем занятии? 

— Кого можно назвать настоящим
гражданином своего Отечества?

— Продолжите строчку: «Сегодня на уроке я
задумался…»

 —
Вернемся к проблеме, которую мы озвучили в начале урока, можно ли Митрофану
доверить будущее России? Почему?

Выводы: Митрофан,
воспитанный своей матушкой, становится «злонравия достойным плодом».

Не
уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою Отчизну,
следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может
быть истинным гражданином.

5. Домашнее
задание

     Напишите  мини-сочинение 
«Что такое истинное воспитание человека»? (с опорой на читательский опыт:
комедия «Недоросль» Фонвизина).

Используем
фразы: « говоря о воспитании достойного человека, обратимся к литературному
примеру», «в комедии автор рассказывает о Митрофане Простакове, который…», «
трудно назвать этого героя достойным человеком ,потому что…»   

 Выставление оценок

Краткая характеристика героев

Один из главных действующих персонажей — госпожа Простакова. Грубая и спесивая женщина, мать Митрофана. Трагизм образа Простаковой заключается в том, что, несмотря на невежество и корыстолюбие, ей искренне небезразлична судьба Митрофана, жестоко отвергшего мать в конце пьесы.

Митрофан — невежественный бездельник, непрестанно опекаемый своей родительницей, что послужило основной причиной почему острие сатиры Фонвизина направлено против недоросля. Как и Простакова, имеет весьма спесивый характер. Немаловажный момент, который с иронией высмеивается в тексте, это то, что воспитан и обучен Митрофан согласно обыкновениям своего времени. В конце произведения можно сделать вывод, какой из Митрофанушки вырос безграмотный деспот.

Сочинение на тему смешное и грустное в комедии недоросль

Смеяться, право, не грешно Над всем, что кажется смешно. Н. М. Карамзин Познакомившись с гоголевскими «Вечерами на хуторе близ Диканьки», Пушкин сказал, что Россия так не смеялась со времен Фонвизина. Выходит, «Недоросль» рас­смешил всю Россию на долгие годы. Для школьных спектаклей обычно выбирают сцены из комедии, которые вызы­вают в зале дружный смех. Это, прежде всего урок, на котором Правдин и Стародум экзаменуют Митрофана. На вопрос Правдина, что Митрофану известно в грамматике, тот отвечает: «Много. Существительна да прилагательна». Правдин просит ответить: слово «дверь» — существительное или прилагательное? Митрофанушка уточняет: «Дверь, котора дверь?» И объясняет, что, дескать, вот эта дверь — «прилагательна», потому что «она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна». Зрителя приводят в восторг ответы Митрофанушки и на другие вопросы. Он ни­чего не знает ни по одному предмету, но ловко выкручивается. Его мать, госпожа Простакова, знает еще меньше и поэтому с гордостью за сына смотрит на окружающих. Смешон Скотинин, когда хочет жениться на Софье только потому, что в ее дере­веньках водятся свиньи, до которых у него «смертная охота». Смешны рассуждения немца-учителя Адама Адамыча Вральмана, который в про­шлом служил кучером у Стародума. Чему может научить этот безграмотный человек, не умеющий толком говорить по-русски? Уморителен Митрофанушка в своем обжорстве. Съесть на ужин солонины ломти­ка три, огромных подовых пять или шесть, выпить потом кувшин кваса — и считать, что он «почти и вовсе не ужинал»! Даже мать, которая во всем ему потакает, говорит Вральману, что Митрофан «небережно поужинал», то есть не бережет он себя, слиш­ком много ест. Какой из него жених?! Софья не чувствует даже оскорбления, узнав о Сватовстве Митрофана. Ей просто смешно. На ревнивые слова Милона о «счастливом сопернике» она, лукаво усмехаясь, с иронией отвечает: «Боже мой! Если бы ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности!» На протяжении всей комедии Фонвизин выявляет скотскую сущность Простако­вой и ее родственников: то прямо обличает их поступки, то заставляет Стародума, Прав­дина и Софью тонко иронизировать над ними, то с лукавым юмором принуждает этих невежд самих разоблачать себя. Так, Скотинин, расхваставшись древностью своего рода, попадает в ловушку Стародума и Правдина. Он соглашается, что его пращур был со­здан Богом несколько раньше Адама, то есть в то время, когда были созданы скоты. Даже Вральману и то казалось, что, живя с господами Простаковыми, он «фсе с ло­шадками». Этим людям нечем прикрыть свое невежество и скотоподобие. Когда Про­стакова надевает маску приличия, намереваясь показать доброе гостеприимство свое­го дома и достоинства Митрофана, у нее ничего не получается. Играя в благородство с Софьей, Стародумом, Правдиным, она постоянно срывается. Где ж ей знать, что такое истинное благородство. Несоответствие маски и лица и нелепо, и смешно. Когда же Простакова бранится, как уличная торговка, это уже не так смешно, потому что жаль ни в чем не повинных людей. И уж совсем не смешно, а скорее страшно от мысли, что невежественные, грубые и жестокие крепостники готовят себе достойную смену. Ведь недаром комедия называется «Недоросль». Создавая образ Митрофана, автор преследовал цель не только выставить его на посмешище. Конечно, своим нежеланием учиться, а «охотой жениться» он вызывает смех. Но его отношение к Еремеевне, его омерзительная, возможно нарочитая, жалость к матери, которая «устала, колотя батюшку», — уже не вызывают смеха. Это «дитя деликатного сложения» не знает никаких обязанностей, поэтому и нет у него ни ума, ни совести. Он трусливо прячется за юбку Еремеевны, испугавшись кулаков Скотинина, но моментально готов «за людей приниматься», то есть чинить над ними расправу. Перед нами будущий деспот. На какое-то мгновение мы даже забываем, что представляет собой Простакова, и сочувствуем ей. Неразумная, слепая, животная любовь этой женщины к своему детищу — Митрофану — губит ее ненаглядного сына. В конце пьесы потерявшая власть Простакова, увидев крушение своих замыслов, бро­сается к сыну с возгласом: «Один ты остался у меня, мой сердешный друг, Митрофа­нушка!» Но неожиданно наталкивается на бессердечный и злой ответ: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Это страшный удар для Простаковой. Она-то думала, что Митрофан растет умным, образованным, что он всегда будет для нее сердечным дру­гом, утешением в старости. Оказалось, что она ему не нужна. «И ты! И ты меня броса­ешь!» — в отчаянии восклицает мать и падает в обморок. Эта сцена трагична в своей жизненной правде. Завершают комедию слова Стародума, обращенные к Простаковой: «Вот злонра­вия достойные плоды!» Однако зрители и читатели воспринимают эти слова гораздо шире. Они обращены не только к Простаковой, но и ко всему государственному уст­ройству России. Мало того, они касаются каждого из нас. Смех — очень ценное ле­карство, особенно если нам его преподносит такой замечательный целитель, как Д. И. Фонвизин.

Философская направленность произведения

Основным приёмом создания сатиры в комедии Фонвизина «Недоросль» и главных действующих лиц пьесы послужил прием «зоологизации». В пьесе ярко выражена мысль о «животной» низменности социума, где Митрофанушка, как главный объект сатиры Фонвизина и яркий пример бездушного эгоиста, выступает в роли центрального персонажа.

Глубокий смысл комедийного произведения заключается в сатирическом высмеивании грубости, желающей выглядеть любезностью, и жадности, прикрывающейся великодушием. В своей пьесе драматург пытается донести до зрителя, что не только для крестьян крепостное право является губительным, но и для помещиков, которые становятся тиранами и самодурами. Применение насилия становится обыденным методом обращения со слугами.

Изображая дворянское злонравие, сатирик обращает внимание зрителя на его причины. Главным объяснением людских пороков становится дремучее невежество, представленное в пьесе различными проявлениями. Денис Иванович Фонвизин нередко отсылается к актуальной на тот момент теме конфликта между патриархальным и просветительским взглядами на образование.

Простакова и Скотинин придерживаются консервативной позиции. Тем не менее, они начинают понимать, что без обучения грамоте попасть в высшее общество не представляется возможным. Однако, в результате того, что Простакова старательно ограждала сына от учёбы, из него вырос невежда, не желающий ничему учиться.

Среди прочих действующих лиц следует выделить молодого офицера Милона, отличающегося честностью и благородством — полного антипода Митрофана. Стародум выступает в роли мудрого наставника. Нельзя не упомянуть учителей — Кутейкина, даже не закончившего семинарию, Вральмана, бывшего кучера, и Цыфиркина, весьма честного, добросовестного персонажа.

Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Смеяться, право, не грешно

Над всем, что кажется смешно.

Н. М. Карамзин

Познакомившись с гоголевскими «Вечерами на хуторе близ Диканьки», Пушкин сказал, что Россия так не смеялась со времен Фонвизина. Выходит, «Недоросль» рас­смешил всю Россию на долгие годы.

Для школьных спектаклей обычно выбирают сцены из комедии, которые вызы­вают в зале дружный смех. Это, прежде всего урок, на котором Правдин и Стародум экзаменуют Митрофана. На вопрос Правдина, что Митрофану известно в грамматике, тот отвечает: «Много. Существительна да прилагательна». Правдин просит ответить: слово «дверь» — существительное или прилагательное? Митрофанушка уточняет: «Дверь, котора дверь?» И объясняет, что, дескать, вот эта дверь — «прилагательна», потому что «она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».

Зрителя приводят в восторг ответы Митрофанушки и на другие вопросы. Он ни­чего не знает ни по одному предмету, но ловко выкручивается. Его мать, госпожа Простакова, знает еще меньше и поэтому с гордостью за сына смотрит на окружающих.

Смешон Скотинин, когда хочет жениться на Софье только потому, что в ее дере­веньках водятся свиньи, до которых у него «смертная охота».

Смешны рассуждения немца-учителя Адама Адамыча Вральмана, который в про­шлом служил кучером у Стародума. Чему может научить этот безграмотный человек, не умеющий толком говорить по-русски?

Уморителен Митрофанушка в своем обжорстве. Съесть на ужин солонины ломти­ка три, огромных подовых пять или шесть, выпить потом кувшин кваса — и считать, что он «почти и вовсе не ужинал»! Даже мать, которая во всем ему потакает, говорит Вральману, что Митрофан «небережно поужинал», то есть не бережет он себя, слиш­ком много ест. Какой из него жених?! Софья не чувствует даже оскорбления, узнав о Сватовстве Митрофана. Ей просто смешно. На ревнивые слова Милона о «счастливом сопернике» она, лукаво усмехаясь, с иронией отвечает: «Боже мой! Если бы ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности!»

На протяжении всей комедии Фонвизин выявляет скотскую сущность Простако­вой и ее родственников: то прямо обличает их поступки, то заставляет Стародума, Прав­дина и Софью тонко иронизировать над ними, то с лукавым юмором принуждает этих невежд самих разоблачать себя. Так, Скотинин, расхваставшись древностью своего рода, попадает в ловушку Стародума и Правдина. Он соглашается, что его пращур был со­здан Богом несколько раньше Адама, то есть в то время, когда были созданы скоты. Даже Вральману и то казалось, что, живя с господами Простаковыми, он «фсе с ло­шадками». Этим людям нечем прикрыть свое невежество и скотоподобие. Когда Про­стакова надевает маску приличия, намереваясь показать доброе гостеприимство свое­го дома и достоинства Митрофана, у нее ничего не получается. Играя в благородство с Софьей, Стародумом, Правдиным, она постоянно срывается. Где ж ей знать, что такое истинное благородство. Несоответствие маски и лица и нелепо, и смешно. Когда же Простакова бранится, как уличная торговка, это уже не так смешно, потому что жаль ни в чем не повинных людей. И уж совсем не смешно, а скорее страшно от мысли, что невежественные, грубые и жестокие крепостники готовят себе достойную смену. Ведь недаром комедия называется «Недоросль». Материал с сайта //iEssay.ru

Создавая образ Митрофана, автор преследовал цель не только выставить его на посмешище. Конечно, своим нежеланием учиться, а «охотой жениться» он вызывает смех. Но его отношение к Еремеевне, его омерзительная, возможно нарочитая, жалость к матери, которая «устала, колотя батюшку», — уже не вызывают смеха. Это «дитя деликатного сложения» не знает никаких обязанностей, поэтому и нет у него ни ума, ни совести. Он трусливо прячется за юбку Еремеевны, испугавшись кулаков Скотинина, но моментально готов «за людей приниматься», то есть чинить над ними расправу. Перед нами будущий деспот. На какое-то мгновение мы даже забываем, что представляет собой Простакова, и сочувствуем ей. Неразумная, слепая, животная любовь этой женщины к своему детищу — Митрофану — губит ее ненаглядного сына. В конце пьесы потерявшая власть Простакова, увидев крушение своих замыслов, бро­сается к сыну с возгласом: «Один ты остался у меня, мой сердешный друг, Митрофа­нушка!» Но неожиданно наталкивается на бессердечный и злой ответ: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Это страшный удар для Простаковой. Она-то думала, что Митрофан растет умным, образованным, что он всегда будет для нее сердечным дру­гом, утешением в старости. Оказалось, что она ему не нужна. «И ты! И ты меня броса­ешь!» — в отчаянии восклицает мать и падает в обморок. Эта сцена трагична в своей жизненной правде.

Завершают комедию слова Стародума, обращенные к Простаковой: «Вот злонра­вия достойные плоды!» Однако зрители и читатели воспринимают эти слова гораздо шире. Они обращены не только к Простаковой, но и ко всему государственному уст­ройству России. Мало того, они касаются каждого из нас. Смех — очень ценное ле­карство, особенно если нам его преподносит такой замечательный целитель, как Д. И. Фонвизин.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • что говорил адам вральман
  • недоросль — комедия но смех в ней печальный
  • образ правдина в комедии недоросль
  • смешное и трагическое в комедии фонвизина недоросль
  • над чем смеется д и фонвизин в комедии «недоросль»

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

Название произведения:
Недоросль

Год написания:
1782

Жанр произведения:
комедия

Главные герои:
Митрофан
— капризный шестнадцатилетний дворянин, Простакова
— мать Митрофана, Простаков
— отец Митрофана, Скотинин
— брат Простаковой, Софья
— дальняя родственница Простаковых, Стародум
— дядя Софьи, Милон
— офицер, Правдин
— постоялец Простаковых.

Фонвизин Денис Иванович заложил основы русской комедийной пьесы, краткое содержание комедии «Недоросль» для читательского дневника позволяет насладиться образцом литературы 18-ого века и задуматься над проблемами, важными и в наши дни.

Сюжет

Митрофан — шестнадцатилетний сын Простаковых, тот самый недоросль. Мать наняла ему учителей, но сама же мешает проводить уроки и часто отпускает сына порезвиться. Она считает, что уметь читать и считать необязательно, достаточно уметь пересчитывать деньги, когда они есть.

С Простаковыми живет Софья — их дальняя родственница и богатая наследница.

На нее претендует Скотинин, который мечтает завладеть деревнями Софьи. А Простакова хочет женить на ней сына-неуча. И на Софье хочет жениться Милон, к нему Софья испытывает симпатию.

В деревню приезжает Стародум.

Когда Простакова узнает, что Стародум собирается увезти Софью в Москву, она приказывает слугам посадить ее в карету и увезти в церковь венчаться с Митрофаном. Софью успевает вызволить Милон. Стародум узнает, что он ее избранник, и радуется.

Стародум и Софья уезжают. Скотинин отправляется в свое имение. Простакова расстроена, но рада, что Митрофан остался с ней. Сын грубит ей, она теряет сознание. Митрофан отправляется на армейскую службу.

Вывод

Тот, кто не хочет познавать науку, знакомиться с достижениями человечества, развивать свой ум, дух и тело, обречен на примитивную и ограниченную жизнь. Такой человек мало чем отличается от животного и будет чувствовать эту нехватку духовности, но даже не поймет, почему несчастлив. Митрофан будет жить так же, как жили его родители, у него не будет интересных друзей, интересных занятий и увлечений, умной и мудрой жены, приятной работы.

Деревня помещиков Простаковых. Госпожа Простакова
в гневе: крепостной портной Тришка
, считает она, сшил слишком узкий кафтан её любимому сыну, шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке
. Тришка оправдывается тем, что не учился портняжному ремеслу, но госпожа ничего и слушать не хочет. Её муж, Простаков, недалёкий и послушный жене человек, высказывает мнение, что кафтан мешковат. А Тарасу Скотинину, брату Простаковой, кажется, что кафтан «сшит изряднехонько».

Сам же кафтан — обновка Митрофанушке к сговору Скотинина с Софьей, дальней родственницей Простаковых. Отец Софьи умер, когда она была ещё младенцем. Девушка росла у матери в Москве. Но уже минуло полгода, как она осталась круглой сиротой. Простаковы взяли её к себе, чтобы»надзирать за её имением, как за своим собственным». Дядюшка Софьи, Стародум, уехал в Сибирь. На протяжении долгого времени о нём не было никаких известий, и Простаковы считают, что он давно умер.

Скотинин хочет жениться на Софье — не потому, что ему нравится девушка, не потому, что он хочет завладеть её деревеньками, но потому, что в этих деревеньках много… свиней, а до них он большой охотник. А Софья ещё не знает, кого прочат ей в мужья.

Софье
приходит письмо от Стародума. Госпожа Простакова, услышав об этом, крайне раздражена: не сбылись её надежды, дядюшка оказался жив. Простакова обвиняет Софью во лжи: письмо, дескать, амурное. Но проверить утверждение она не может, ибо неграмотна. Её муж и брат тоже читать не горазды. Их выручает постоялец Правдин. Он читает письмо, в котором Стародум извещает племянницу, что делает её наследницей своего состояния, нажитого им в Сибири, которое даёт доходу десять тысяч в год. Госпожа Простакова поражена этим известием. У неё возникает новая идея: выдать Софью за своего сына, неуча Митрофана
.

Через деревню Простаковых проходят солдаты. Их ведёт офицер Милон. Он встречает здесь своего старого друга, Правдина. Тот рассказывает, что состоит членом наместнического правления. Правдин объезжает округ и особенно обращает внимание на «злонравных невежд», которые плохо обращаются со своими людьми. Именно таких невежд он нашёл в лице Простаковых.

Милон же рассказывает, что он влюблён и более полугода находится в разлуке с любимой. Недавно он узнал, что его возлюбленная осталась сиротой и какие-то дальние родственники увезли её в свои деревни… В тот момент, когда Милон говорит об этом, он внезапно видит свою возлюбленную — это Софья
.

Влюбленные рады встрече. Но Софья рассказывает, что госпожа Простакова хочет выдать её замуж за Митрофанушку. Милона терзает ревность. Правда, она ослабевает, когда он узнает побольше о своём «сопернике».

Проходящий мимо Скотинин бесцеремонно заявляет о своих видах на Софью. Правдин рассказывает ему о планах госпожи Простаковой. Скотинин в бешенстве. На глаза ему попадается Митрофан, которого ведёт учиться няня Еремеевна. Дядя желает объясниться с племянником и уж было набрасывается на него с кулаками. Но Еремеевна заслоняет собою Митрофанушку и прогоняет Скотинина.

Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин,дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри.А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики.

Митрофан
отказывается учиться. Он жалуется матери, что после дядюшкиной «таски» ему не идёт на ум ученье. Еремеевна рассказывает о столкновении со Скотининым. Простакова утешает сына,обещает его скоро женить. Учителей она велит накормить обедом и вновь прислать. Госпожа недовольна Еремеевной: та «не впилась в харю» Скотинину и «не раздернула ему рыла по уши». Простакова собирается по-своему «переведаться» с братцем. Усердная Еремеевна от обиды плачет.Учителя утешают её.

Приезжает Стародум
. Прежде чем показаться хозяевам, он беседует со старым знакомым, Правдиным. Стародум вспоминает о своём отце, служившем Петру Великому, хвалит те времена. Стародум приехал, чтобы освободить свою племянницу от «невежд без души». Он был вынужден покинуть государственную службу. Когда Стародум ещё служил по военной части, он подружился с молодым графом. По объявлении войны Стародум поспешил в армию, а граф от этого уклонился. И вскоре после этого граф был произведён чином, а Стародум, раненный на войне, обойдён. Выйдя в отставку, Стародум приехал в Петербург ко двору. Но позже он решил, что «лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

Стародум встречается с Софьей и обещает увезти племянницу от Простаковых. Разговор прерван появлением Простаковой и Скотинина. Сестра с братом дерутся, а Милон разнимает их. Стародума эта сцена забавляет. Госпожа Простакова раздражена весельем незнакомца, но, узнав, что это Стародум, она меняет тон на самый раболепный и угодливый. Она хочет подольститься к богатому родственнику и поспособствовать этим женитьбе Митрофанушки на Софье.

Но Стародум обещает на следующее же утро отвезти Софью в Москву, чтобы там выдать её замуж за некоего «молодого человека больших достоинств». Это известие повергает всех в уныние, а Софья»кажется пораженною». Тогда Стародум говорит ей, что выбор достойного жениха — всецело в её воле. Это всем возвращает надежду. Госпожа Простакова хвалится перед Стародумом образованием Митрофанушки. Она особенно довольна немцем Адамом Адамычем Вральманом, которого наняла на пять лет. Она платит ему триста рублей в год (прочим учителям — десять). Вральман учит Митрофана «по-французски и всем наукам». Но главное — он «ребенка не неволит».

Тем временем Кутейкин и Цыфиркин печалятся о том, что учение идёт не очень успешно.Арифметике Митрофан учится третий год, а «трёх перечесть не умеет». Грамоту он изучает четвёртый год, а до сих пор «новой строки не разберёт». А вся беда в том, что Вральман потакает ленивому ученику и мешает учебе.

Госпожа Простакова уговаривает сына поучиться. Тот требует, чтобы поскорее был сговор: «Не хочу учиться, хочу жениться». Цыфиркин задаёт Митрофану две задачи. Но мать вмешивается и не даёт решить их. Вообще арифметика представляется ей пустой наукой: «Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтём и без Пафнутьича хорошохонько». Приходится Цыфиркину закончить занятие. Его место заступает Кутейкин. Митрофан бессмысленно повторяет за ним строки из Часослова. Тут появляется Вральман. Он объясняет госпоже Простаковой, что излишне набивать голову очень опасно. Вральман считает, что можно обойтись и без российской грамоты, и без арифметики. Митрофанушке, говорит он, нужно лишь знать, как жить в свете. Вральман отпускает Митрофана порезвиться.

Цыфиркин
и Кутейкин
хотят побить Вральмана. Отставной сержант замахивается доскою,а дьячок — Часословом, но немцу удается убежать.

Софья читает книгу Фенелона о воспитании девиц. Стародум беседует с ней о добродетели.Он получает письмо от графа Честана. Это дядя Милона, который хочет женить своего племянника на Софье. Заговаривая с Софьей о её замужестве, Стародум вновь замечает, что она смущена… Тут появляются Правдин и Милон. Правдин представляет Милона Стародуму. Оказывается, Милон в Москве часто бывал в доме Софьиной матери, и та любила его как сына. Стародум, беседуя с Милоном, убеждается, что имеет дело с достойным человеком. Милон просит руки Софьи,упоминая о своей «взаимной склонности» с девушкой. Стародум с радостью узнаёт, что Софья избрала именно того, кого он сам прочит ей в мужья. Он даёт согласие на этот брак.

Но прочие претенденты на руку Софьи ничего не ведают и не оставляют своих надежд. Скотинин принимается говорить о древности своего рода. Стародум в шутку делает вид, что во всём с ним согласен. Госпожа Простакова предлагает Стародуму посмотреть, как Митрофанушка выучен.Софьин дядюшка изображает, будто в восторге от Митрофанушкиной учёности. Однако он отказывает и Скотинину, и Митрофанушке, сообщив, что Софья уже сговорена. Он объявляет, что уедет с Софьей в семь утра. Но госпожа Простакова решает, что до этого времени она успеет»поставить на своем». Она расставляет по дому «часовых».

Правдин
получает пакет; ему предписано взять в опеку дом и деревни Простаковых при первом же случае, когда нрав Простаковой будет угрожать безопасности подвластных ей людей. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их разговор прерван шумом…

Люди Простаковой тащат сопротивляющуюся Софью к карете — венчаться с Митрофанушкой.Милон, заставший эту сцену, освобождает невесту. Правдин грозит, что Простакова предстанет перед судом как «нарушительница гражданского спокойства». Госпожа Простакова бурно раскаивается в своем поступке. Стародум и Софья прощают её. Простакова рада прощению: уж теперь-то она отомстит своим слугам за произошедшую неудачу! Но сделать этого ей не удаётся: Правдин объявляет, что по правительственному указу он принимает в опеку дом и деревни Простаковых.

Скотинин подобру-поздорову уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей власть хотя бы на три дня. Но тот не соглашается. Он зовет учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги… А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.

Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку: «Один ты у меня остался…» Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем…»А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!»

В 1782 году увидела свет новая комедия Д.И. Фонвизина. Краткий пересказ «Недоросль» поможет разобраться в произведении. Чтобы выявить суть комедии, ознакомимся с ней подробно.

Ниже приведен краткий пересказ «Недоросль» по действиям.

Первое действие. Начало

Ну что же, приступим — краткий пересказ «Недоросль» в сокращении. Действие начинается в деревне, принадлежащей семейству Простаковых. Г-жа Простакова злится, злится на Тришку. Ведь тот сшил узковатый кафтан для ее сына. Муж Простаковой с этим также согласен, он привычен в подчинении мнению жены. С Простаковой согласен и ее брат, Тарас Скотинин.

Кафтан — это то, что необходимо Митрофану для сговора его дяди. Это связано с Софьей, являющейся им родственницей, хоть и дальней. Она уже полгода сирота: отец умер еще в ее младенчестве, а мать совсем недавно «отошла». Софью они решили принять не из-за «семейных уз», а для того, чтобы взять под контроль ее имение. Единственный из оставшихся у нее близких родственников, дядя Стародум, уже давно уехал в Сибирь, откуда от него нет известий. Поэтому в семействе Простаковых считают, что он давно уже погиб.

На Софье хочет жениться Скотинин. Опять же по расчету: он хочет завладеть ее имением, в котором водится много свиней. Эти животные — его страсть. Софья об этом даже не подозревает.

Софья — богатая наследница

624091

Краткий пересказ «Недоросль» (Фонвизин Д.И.) продолжается. Девушка получает письмо. Оно от Стародума. А это значит, что он не погиб. Этим не довольна г-жа Простакова, планы которой были нарушены. Она так просто не сдается: решив обвинить Софью в обмане, Простакова говорит, что это, возможно, какое-нибудь любовное письмо. Правда проверить этого она не может, так как она безграмотна. И муж ее, и брат также не могут похвастаться грамотностью. Правдин приходит к ним на помощь. Постоялец с разрешения Софьи зачитывает письмо. Письмо говорит о том, что Стародум решает назначить Софью наследницей. Тогда она становится наследницей капитала, который будет приносить 10 тысяч в год. Тут же Простакову осеняет идея: ведь Софья теперь выгодная партия, поэтому ее можно попробовать женить на Митрофанушке. Но на этом краткий пересказ 1 действия «Недоросль» не заканчивается.

В деревне Простаковых появляются солдаты, а с ними офицер во главе. Офицера зовут Милон. Это пугает г-жу Простакову. Муж ее успокаивает, сказав, что офицер не допустит беспорядка в стане солдат.

Второе действие

Продолжим краткий пересказ рассказа «Недоросль», где во втором действии офицер Милон повстречал своего давнего и хорошего друга Правдина. От него Милон узнает о том, что он является членом наместнического правления. И тут он находится с одной важной целью: возможностью выявления «злонравных невежд», обитающих по различным деревням да поместьям. Ему необходимо определить тех помещиков, которые жестоко и несправедливо обращаются со своими дворовыми людьми и слугами. В семействе Простаковых он и обнаружил вот таких, нерадивых помещиков.

В свою очередь, Милон рассказывает своему приятелю о том, что у него есть избранница, которую он не видел уже полгода и которую он горячо любит. И вот совершенно недавно он узнал, что его любовь увезли к себе дальние родственники. В это самое время он видит свою любовь.

Претенденты на роль жениха

624092

Софья и Милон рады тому, что встретились. Софья поведала Милону о том, что ее собираются насильно выдать за сына Простаковых, Митрофана. Милона это известие заставляет ревновать, но лишь до тех пор, пока он не узнает больше о своем «конкуренте».

Краткий пересказ «Недоросль», действие 2, продолжается тем, что Скотинин, вмешавшись без церемоний в разговор, также предъявляет претензии на «руку и сердце» Софьи. Правдин ему сообщает, что он не единственный претендент на Софью. Узнав, что его племянник составляет ему конкуренцию, он приходит в ярость.

Митрофанушка, когда идет на занятия, попадается Скотинину, и тот хочет «выяснить с ним отношения». Он почти что с кулаками бросается на племянника, но того вовремя защищает Еремеевна, прикрывая собой. Ей удается прогнать Скотинина.

Митрофанушка — «горе»-ученик

624093

Краткий пересказ «Недоросль» продолжается тем, что к Митрофанушке являются его учителя: Пафнутьич, по фамилии Цыфиркин, и Сидорыч, по фамилии Кутейкин. Цыфиркин (сержант в отставке) преподает арифметику. Кутейкин же учит Митрофанушку грамоте, с помощью Псалтыря, а также Часослова. Сам Кутейкин — дьячок.

Митрофан не хочет учится. Матери он говорит, что после устроенной дядюшкой «таски» ничего ему не идет в голову. Еремеевна кратко рассказывает о случившемся столкновении, которое произошло между Скотининым и Митрофаном. Простакова же, пытаясь утешить сына, говорит о скорой его женитьбе. Она тут же велит накормить обедом учителей.

Простакова осталась недовольна тем, как за Митрофана заступилась Еремеевна. И она высказала это Еремеевне. От этого она плачет, а ее успокаивают «учителя».

Третье действие

Продолжим краткий пересказ. 3 действие «Недоросль» начинается с того, что приезжает Стародум. Прежде чем увидеться с хозяевами, он решает побеседовать со своим старым знакомцем Правдиным. Стародум предается воспоминаниям, как еще при Петре 1 его отец служил. Он считает эти времена «золотыми». Стародум приезжает в это имение с целью освобождения своей племянницы от «этих невежд». Поэтому он так скоро и покинул свою службу. Также он рассказывает о несправедливости, когда не выслуга, а знатность играют роль. Его в связи с этим «обошли чином». Когда же Стародум вышел в отставку, то переехал ко двору в Петербург, но быстро понял, что это не его.

Драка

624090

Стародум наконец увидел свою племянницу, пообещав увезти ее из простаковских владений. Беседа эта прерывается в связи с внезапным появлением «дерущихся» Скотинина и Простаковой. Милон же пытается их разнять. Стародума это весьма и весьма развлекает, ему забавно смотреть на эту сцену.

Г-жа Простакова в какой-то степени неприятно раздражена тем, что незнакомец веселится, но как только она понимает, кто перед ней, то она изменяется моментально: она сразу же начинает лебезить, в тоне и манере разговора проявляется раболепие. Она хочет склонить Стародума к тому, чтобы он принял решение о женитьбе ее сына на Софье.

Решается судьба Софьи

Стародум, решив не ходить вокруг да около, говорит о своем решении: он хочет отвезти Софью в Москву. Там он собирается выдать замуж ее за хорошего молодого человека, у которого много достоинств. Для многих эта новость была удивительной и даже обескураживающей. Софья больше других была этим известием поражена. Стародум также говорит, что выбор жениха — это то, что зависит исключительно от Софьи. Это многим возвращает частичку надежды.

Недоросль Митрофанушка

624089

Г-жа Простакова решает поведать Стародуму о том, насколько образованный ее Митрофанушка. В этом она во многом обязана Вральману — немцу, находящемуся у нее на службе уже 5 лет. При этом получает он больше, чем другие учителя у Простаковой. Триста рублей в год — это его заработок, тогда как у остальных — всего лишь десять рублей. Вральман учит Митрофанушку французскому и другим наукам.

Мать тоже мешает, часто на уроках прерывая Цыфиркина, который задает Митрофану задачи. Она считает арифметику пустой наукой. По ее мнению: «Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтём и без Пафнутьича хорошохонько». В итоге Цыфиркина сменяет Кутейкин. Но тут уже вмешивается Вральман, когда Митрофанушка начинает бессмысленно повторять строки из Часослова. Он говорит, что можно обойтись и без грамоты. По его мнению, Митрофанушке необходимо лишь знать о том, как жить на свете. Поэтому он отпускает Митрофанушку порезвиться. Это очень не понравилось Цыфиркину и Кутейкину, которые хотят побить Вральмана. Но тому удается вовремя сбежать от неминуемой расправы.

Краткий пересказ «Недоросль», 4 действие

Краткий пересказ «Недоросль» (Фонвизин Д.И.): Софья читает книгу автора Фенелона, в которой написано о воспитании светских девиц. Стародум решает побеседовать с ней о добродетели, о ее проявлениях. Получив от графа Честана письмо, Стародум узнает, что тот видит своего племянника мужем Софьи. Стародуб размышляет о Милоне, которого считает достойной партией Софье. Софья же признается в своей любви к Милону. Познакомившись с Милоном, Стародум понимает, что это достойный молодой человек. Он рад, что его племянница сделала такой выбор. О лучшем он и мечтать не мог. Он благословляет данный брак.

На сцене опять женихи

Появляется Скотинин, который просит о том, чтобы Стародум благословил его и Софью. При разговоре он показывает себя глупым человеком. Стародум высмеивает его.

Г-жа Простакова интересуется, не мешают ли отдыху Стародума. Чтобы не побеспокоили гостя, она заставляет весь дом ходить на цыпочках. Она просит Стародума проэкзаменовать Митрофанушку. Митрофан показывает свое незнание. Мать же, пытаясь защитить сына, говорит о том, что он и так проживет, без наук.

На вопрос Митрофана о женитьбе, Стародуб говорит, что не бывать этому. Ведь Софья уже «сговорена за другого». Простакова же в злобе бегая по комнате, строит различные планы, как бы не дать Софье уехать.

Пятое действие, последнее

624095

Краткий пересказ комедии «Недоросль» подходит к концу. Правдин и Стародум беседуют. Пытаются решить, как поступить с Простаковой, как бы ее злой нрав изменить. Есть решение: взять под опеку имение Простаковых с целью недопущения подобного в дальнейшем. Дальше они рассуждают о царе, о его добродетели, а впоследствии и о благонравии его подданных — дворянах.

Милон удачно отбивает Софью у Еремеевны и дворовых людей, принадлежащих Простаковой. Они хотели с помощью силы затащить Софью в карету, которая должна была отвезти ее в церковь, для венчания с Митрофанушкой.

Правдин считает, что этот поступок Простаковой дает повод пожаловаться на нее правительству. Это было бы серьезным наказанием для Простаковой. Та умаляет их пощадить ее. Милон и Стародум решают, что она — низкая особа, но жаловаться они не будут. Теперь они понимают, что ее уже не изменить. Да и Простакова тут же это доказывает: поняв, что она прощена, она решает устроить расправу над своими людьми. А все из-за того, что не смогли удержать Софью. Правдин быстро сбивает агрессивно настроенную Простакову тем, что достает бумагу об опеке над ее поместьем.

Скотинин быстро отступает, благоразумно решив, что может сам попасть «под раздачу». Правдин также отказывает Простаковой и в отсрочке, которая, по его мнению, семейству не нужна.

Развязка

Завершается наш очень краткий пересказ «Недоросль» тем, что Стародум узнает во Вральмане своего кучера, которого по его просьбе и берет обратно на службу. Кутейкин требует за свою работу денег, Цыфиркин же отказывается от своей заработной платы, так как, по его мнению, он этого не заслужил. Ведь он не смог обучить Митрофанушку. За такой благородный жест Правдин и Милон награждают Цыфиркина, Кутейкина же стыдят.

Софья, Стародум и Милон прощаются с Правдиным. Простакова же в горе бросается к своей последней надежде, сыну, но тот лишь пытается от нее отвязаться. Простакова от этого еще больше страдает. Софья даже хочет утешить Простакову, она жалеет ее. Простаков думает, что такого недоросля можно исправить только на службе, там ему будет самое подходящее место. Стародум же указывает Правдину на Простакову и говорит, что вот они, «плоды злонравия, достойные своих родителей». Так заканчивается краткий пересказ произведения «Недоросль».

Предлагаем вам познакомиться с замечательным произведением Фонзивина, комедией Недоросль. Для того чтобы легко и быстро познакомиться с произведением Фонзивина Недоросль предлагаем для читательского дневника в свою копилку добавить и работу Фонзивина Недоросль в кратком содержании.

Фонвизин Недоросль

Работа Фонзивина Недоросль и ее сюжет начинаются в деревне Простаковых. В первом действии идет примерка кафтана, который пошил портной Тришка. Кафтан шился для Митрофана — сына Простаковых. Вот только кафтан выдался мал.

Простакова ругает Тришку и просит мужа, который только что вошел, наказать Тришку.

К компании присоединяется брат Простаковой Скотинин. Он готов также стать участником в наказании портного. Когда сестра спросила оценить работу портного, то Скотинину кафтан понравился. Митрофан, жалуясь на свое здоровье и отказавшись от помощи докторов, уходит играть.

Скотинин интересуется, где сейчас его невеста Софьюшка. Как оказалось, у Софьи умер отец, а там и ее мать ушла из жизни, дядя ее куда-то запропастился и не является, поэтому Простаковы и его считает мертвым, вот и взяли под свое крыло Софью. Скотинин же выбрал себе девушку не по любви, просто на ее участке водятся свиньи, а он уж очень пристрастился к ним.

Тут входит радостная Софья, ведь ей наконец-то написал дядя. Как оказалось, он был в Сибири и об этом он пишет в письме, которое поручили прочитать вошедшему Правдину. Также в письме говориться о заработанных дядей десяти тысячах, которые он передает в наследство своей племяннице.

И тут Простакова зовет Софью в другую комнату, чтобы поговорить с ней, ведь надумала она своего сына отдать за Софью.

Пока каждый занят разговором, в комнату вбегает слуга и сообщает, что в деревню вошли солдаты. Простаков и Правдин идут к ним на встречу. Сам Скотинин отправляется на скотный двор.

Второе действие.

Правдин в лице офицера встречает своего друга Милона. Тот рассказал, что ведет солдат в Москву, а он по пути хочет найти свою невесту, которую увезли после смерти матери какие-то родственники в деревню. Как оказалось, это и была Софья. Ее Милон и увидел. Сам Правдин приехал в деревню, чтобы вывести на чистую воду тех, кто пользуется своим положением и под его взгляд пала семья Простаковых.

Софья рассказала Милону, что родственники привезли ее сюда и теперь, узнавши о наследстве от дяди, готовы отдать в жены своему сыну. Об этом узнал и Скотинин, который подошел к компании.

Как раз в эту минуту подходит Митрофан с няней и у дяди с племянником начинается спор по поводу, чьей невестой будет Софья. Завязывается драка.

В этот момент подходят Простаковы. Женщина рассказывает, какие комнаты приготовила для приезде дяди Софьи и зовет Софью посмотреть комнаты. Подходят учителя Митрофна и рассказывают, как они попали к Простаковым.

Действие 3

Приезжает Стародум — дядя Софьи. Простаковым он заявил, что хочет Софью забрать, так как нашел ей жениха. Здесь он, хоть Софья и не догадывается, хочет отдать замуж Милону, ее возлюбленному. Простакова же начинает нахваливать своего сына, говоря, какой он умница и грамоте учится. Вот только учителя недовольны мальчиком. не хочет он учиться. Мать просит сына хотя бы для вида поучиться. Но мальчик на уроке показывает свое невежество, к тому же урок постоянно срывает немец Вральман, мешая учиться Митрофану.

Простакова и Митрофан идут прочь, сами же учителя поругались и решили побить Вральмана, но тот убежал.

Действие 4

Здесь дядя разговаривает с племянницей и рассказывает о таких понятия как добродетель, также затрагивают тему семейной жизни. Далее Стародум получает письмо из него он узнает, что Милон и есть тот самый парень, за которого он хотел отдавать Софью. Пообщавшись с Милоном, дядя благословляет их будущий брак. Тут подходит Скотинин, а позже и Простакова с Митрофаном. Все они сватались к Софье. но Стародум не дал положительного ответа. Простакова решается выкрасть Софью, когда они с дядей будут ехать в Москву.

Действие 5

Стародум беседовал с Правдиным, когда услышали шум. Это Еремеевна хотела увезти Софью по приказу своей госпожи. Благодаря Милону у Простаковой ничего не получилось.

Простакову хотят наказать, но она извиняется и Софья принимает ее извинение. Но, не успели Простакову отпустить, как та стала винить прислугу, что те упустили Софью. У Правдина с собой письмо, где оговаривается то, что с этого момента Правдину под опеку переходят дом и деревня Простаковых. Новый опекун оплачивает услуги учителей и здесь вскрылся обман Вральмана, который не был учителем по немецкому языку, а был обычным конюхом Стародума.

Дядя с племянницей и ее женихом собираются уезжать. Самого Митрофана берет к себе на службу Правдин и парень соглашается. Сама же Простакова в ужасе, ведь потеряла все.
Произведение и краткий пересказ Недоросль Фонзивина завершается подытоживанием Стародума, который произносит Вот злонравия достойные плоды.

Комедия Фонвизина «Недоросль» одно из выдающихся и известных произведений классики русской литературы.

Благодаря краткому содержанию по действиям и характеристике по каждому герою, можно на отлично написать сочинение в 8 классе.

Краткое содержание произведение Фонвизина «Недоросль» по действиям

Важно! В 1 действии читателю открывается большой дом, где проживает семья Простаковых.

Хозяйка проявляется недовольство по поводу кафтана, который сшит Трифоном для сына Митрофана. Она отдает распоряжение привести портного и мужа.

В дом заходит Трифон, Простакова начинает обвинять его в плохо сшитом кафтане. Мужчина оправдывается, что у него нет образования.

Хозяин также выражает свое недовольство. По его мнению, кафтан больше похож на мешок. Он всегда доверяет своей супруге и ее мнению. Простакова настаивает на том, чтобы Трифон был наказан.

В дом входит брат хозяйки – Скотинин. Он назначил встречу сироте Софье, которая также проживает в доме.

Это должно было стать торжественным мероприятием, поэтому Простакова заказала у Трифона кафтан.

Скотинин уговаривает сестру, чтобы она не наказывала сегодня портного, и уверяет ее, что самостоятельно сможет разобраться с ним после торжества.

Хозяйка выражает свое недовольство, и распоряжается, чтобы ее сыночку подавали завтрак.

В скором времени должны прийти учителя. Няня говорит, что Митрофан съел пять булочек. В ночное время он плохо спал, и жаловался на боли в животе.

Сын хозяйки рассказывает, что ему снились страшные сны, и мама начала бить папу. Ему было очень жаль свою матушку, потому что во сне она перетрудилась. Простакова.

Разрешает своему большому сыночку сходить и посмотреть на голубей. Скотинин интересуется, куда запропастилась его будущая жена, и нужно ее найти.

Он ждет церемонию бракосочетания. Девушка осталась одна, родственники погибли.

Скотинин женится на Софье, потому что она имеет в своем имении крупных свиней, а ему с детского времени нравятся эти животные.

Тут в гостиную вбегает Софья с радостной новостью. Она держит в руке письмо, которое прислал ей единственный дядюшка Стародум.

Этой новости не обрадовались Простаковы, которые сразу же утверждают о том, что Софья обманывает их.

В дом приходит учитель Митрофана Правдин, и зачитывает письмо. Дядюшка Софьи разбогател в Сибири, и хочет забрать свою наследницу.

Простакова принимает решение женить Митрофана на Софье. Резко в дом прибегает слуга и сообщает, что в деревне есть солдаты.

Обратите внимание! Во 2 действии появляется офицер Милон.

Девушка жалуется, что не хочет выходить замуж за Митрофана. Скотинин очень огорчился, что его женитьба не сложилась.

Между ним и Митрофаном завязывается драка. В третьем действии Правдин видит из окна, что к дому подъезжает карета Стародума.

Он встречает своего давнего друга. Стародум рассказывает о том, как он служил в армии, и его повысили в звании.

Его рассказ перебила Софья, которая была рада увидеть своего дядюшку. Разворачивается картина, где Простакова бьет Скотинина за то, что он осмелился ударить ее любимого сына.

Стародум начинает смеяться, а Простакова обвиняет дядюшку за то, что он осмелился посмеяться над ними. Софья представляет дядюшку, и Простакова меняет тактику, начинает подлизываться.

02 165

Стародум объявляет, что забирает свою племянницу, чтобы выдать ее замуж за обеспеченного молодого человека. Дядюшка обещает своей племяннице, что она сможет сама выбрать себе жениха.

Учителя Митрофана: Цыфиркин, Кутейкин и Вральман утверждают, что мать их ученика слишком много требует от своего сына. В этом убеждена и его няня Еремеевна.

В четвертом действии Софья и Стародум беседуют о дальнейших планах. Дядя убедился, что его племянница выросла рассудительной и честной девушкой.

Он получает письмо от графа Честана. Его друг делает предложение отдать замуж девушку за его племянника Милона. В этот момент в их комнату заходит сам Милон, и девушка знакомит его с дядей.

Стародум, после непродолжительной беседы, делает выводы, что это хороший юноша, дает благословение. Приходит Скотинин, который пытается уговорить дядюшку отдать за него Софью.

Простакова приглашает Стародума, чтобы он проверил грамотность и ум ее любимого сына Митрофана. Но на простые вопросы по грамматике недоросль не может ответить.

Митрофан начинает говорить глупости, которые для ученого человека кажутся очевидными.

Стародум объявляет, что выдает свою Софью за Милона. Простакова организовывает похищение девушки, чтобы тайно выдать ее за Митрофана.

Стародум вместе с Правдиным решают, что могут подать в суд за преступление. Но Простаковы начинают выпрашивать прощение. Софья решает не наказывать их.

Простаковых отстраняют от управления домом. Все слуги получают вознаграждение и новые рабочие места.

Простакова начинает защищать своего сына, но Митрофан грубо отталкивает ее. Матушка падает в обморок, а Правдин решает отправить недоросль на службу. Митрофан не против.

Когда Простакова приходит в сознание, начинает плакать, что осталась без власти и сына. Стародум уверен, что плохие поступки нужно наказывать.

Характеристика героев: очень кратко

Ниже, очень кратко представлена характеристика героев с описанием:

Герой
Краткая характеристика
Простакова
Женщина плохо обращается с крестьянами, унижает всех. Любит своего сына
Простаков
Он потакает жене, старается ей угодить
Митрофанушка
Сын Простаковых. Юноша ленится учиться. С ним работают учителя, которые не могут добиться от него грамотности
Скотинин
Брат Простаковой. Любит ухаживать за свиньями, хочет жениться на Софье, чтобы получить ее приданное
Софья
Племянница Стародума. Девушка добрая и честная
Стародум
Смог заработать деньги, был на войне, дядюшка Софьи
Милон
Честный и трудолюбивый офицер. Хочет жениться на Софье
Правдин
Чиновник, который следит за порядком в губерниях. Наказал Простаковых за плохое отношение к работающим крестьянам
Трифон
Простой и добрый крестьянин, который не боялся спорить с госпожой

Денис Иванович Фонвизин в своем произведении «Недоросль» пытается донести читателям, что любое зло наказывается. Важно быть порядочным, добрым человеком.

  • Ответим на вопрос урока как автор изображает зло и добро в сказке 5 предложений
  • От чего цикада потеряла свои рожки бирманская сказка слушать
  • Отварить картошку как правильно пишется
  • От чьего лица идет повествование в рассказе м горького карамора
  • Ответить на вопросы по литературе 5 класс сказка о мертвой царевне и о семи богатырях