Ответы на вопросы к рассказу мальчики чехова

6. сюжет сюжетные линии произведения. конфликт. ключевые эпизоды. на рождественские каникулы приезжает домой гимназист володя королв с товарищем чечевицыным, который

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
На рождественские каникулы приезжает домой гимназист Володя Королёв с товарищем Чечевицыным, который называет себя Монтигомо Ястребиный коготь. Поведение Володи в этот приезд резко отличается от предыдущего его пребывания дома. Володя не участвует ни в играх с сёстрами, ни в подготовке к празднику, он занят какими-то секретными разговорами с Чечевицыным. Девочкам удалось подслушать, что мальчики замышляют бежать в Америку, и всё у них уже готово. Незадачливым путешественникам далеко убежать не удалось: их задержали в Гостином дворе, где они всех расспрашивали о месте продажи пороха.
7. Система образов произведения.
Главные герои — гимназисты 2-го класса Володя Королёв и господин Чечевицын, Монтигомо Ястребиный коготь. На протяжении всего рассказа автор противопоставляет из друг другу.
Володя — белый и пухлый, весёлый, разговорчивый. Он добросердечен и очень любит свою семью. Он пытается соответствовать своему суровому другу и поэтому ведёт себя не так, как всегда. Но в душе его живёт привязанность к родителям, мягкость и доброта. Володя переживает, что своим побегом он причинит боль родным, отсюда его сомнения в правильности решения. Он плакал, говорил, что «маму жалко». После неудачного побега Володя полон раскаянья.
Чечевицын — худой, смуглый, в веснушках. У этого героя узкие глаза, толстые губы, щетинистые волосы. Словом, далеко не красавец. Ещё и тяжёлый нрав: угрюмый, молчаливый, за всё время ни разу не улыбнулся. Он сердито спрашивает и гордо отвечает. Однако девочки Чечевицыным восхищаются, они видят в нём героическую натуру, неустрашимого человека. Не случайно он выбрал себе имя Монтигомо Ястребиный коготь из романа Фенимора Купера. Этот мальчик отличается целеустремлённостью, он не отступает от своей мечты и убеждает Володю бежать вместе с ним. Неудача не сломила гордого мальчика. Он не чувствует своей вины, семья для него, по-видимому, ничего не значит. Чечевицын так и не понял, что был виновником беспокойства и страданий родителей товарища. При таком складе характера господин Чечевицын, возможно, станет революционером.
8. Композиция произведения.
Экспозиция рассказа — приезд Володи. Завязка — момент, когда Володя представил своего товарища. Развитие действия — непонятное поведение героев. Кульминация — Чечевицын уговаривает колеблющегося Володю бежать с ним. Развязка — возвращение несостоявшихся путешественников.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Автор использует такие художественные приёмы, как сравнение, противопоставление. Например, Чечевицын сравнивается с кухаркиным сыном (по внешности), с тигром или львом, героем (в восприятии девочек), себя Чечевицын представляет лихим индейцем(Монтигомо Ястребиный коготь). Противопоставление — предыдущий приезд Володи и этот приезд; Володя, подавший идею побега, и Володя, горько плачущий перед побегом.
10. Отзыв о произведении.
Лев Толстой дал высокую оценку рассказу «Мальчики». Действительно, образы детей даны Чеховым очень ярко, показаны их душевные переживания с мастерством детского психолога. Чехов понимает, что происходит в душах детей. Обычно взрослые этого не понимают, не помнят, как сами были детьми.

Но Чечевицын далек от этих душевных терзаний и увлечен только одной идеей — убежать и поскорее. Ему, в отличие от Володи, неведомы тепло домашнего очага и родительская забота, его ничто не держит. Семейные ценности не являются для него чем-то основополагающим. Он — человек решительный и суровый. Володя не такой. Этот мальчик добропорядочный, привязанный к семье всем сердцем, хоть и на стадии своего взросления пытающийся продемонстрировать обратное. Однако у него есть мечта — Америка. И ради ее осуществления он готов на поступок: пренебречь самым ценным, что у него есть, доверием и близостью семьи. Но данное решение дается ему с трудом, Володя принимает его не самостоятельно, а под натиском Чечевицына. У друга же нет камня преткновения в виде семьи, и сомнения в правильности и благоразумности решения его не гложут. Характеристика мальчиков убеждает нас в том, что их воспитание и происхождения прямо противоположны.
Свою неудачу мальчики совершенно по-разному переживали. Володя был сильно подавлен тем, что доставил столько боли своей семье. А Чечевицын, не обремененный чувством ответственности, наоборот гордился поступком, не приняв к сведению масштаб доставленных людям страданий. Ведь им он подверг и свою мать, которая вскоре приехала и забрала мальчика домой.

Темы и проблемы

Главная тема произведения А. П. Чехова — детство, которое выражается в желании главных героев осуществить путешествие в далекую неизведанную страну. Они совершенно неприспособленны к взрослой жизни, не осознают последствий своего решения, продолжают жить в мире грез, иллюзий и фантазий.
В рассказе автор затрагивает проблемы взаимоотношений отцов и детей, в целом мира детей и взрослых, разницу в мировоззрениях людей одного поколения. Чехов рассматривает вопрос расстановки приоритетов в мышлении мальчиков, чем один может легко поступиться и пренебречь, а другой нет.
Проблема воспитания проскальзывает в строках с репликами отца Володи. Тот предельно интеллигентен, очень уважителен к собственному сыну. Он смог заложить в сознание мальчика верные постулаты, которыми необходимо руководствоваться в жизни, элементарно — что такое хорошо и что такое плохо. А на примере Чечевицына мы наблюдаем противоположную картину. Судя по всему, мальчик был лишен родительской любви и должного воспитания, оттого и вырос с безответственной претензией к независимости и самостоятельности.

Главная мысль

Смысл рассказа «Мальчики» – это необходимость поддерживать правильные отношения между взрослыми и детьми. Дети являются продолжением своих родителей, и им следует всегда внимательно относиться к вопросам воспитания своих отпрысков, нести за это ответственность, чтобы в дальнейшем похожее чувство ответственности зародилось и укоренилось в душах и воззрениях самих детей. Ведь родительский пример самый точный и показательный на первых этапах формирования личности ребенка.
Следовательно, идея произведения – это стремление автора напомнить о том, как важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений, а тем более совершенных поступков. Так как порой последствия бывают непредсказуемыми и необратимыми, желательно стараться просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. А если неблагоприятный исход неизбежен, возможно, разумнее будет и вовсе отказаться от ранее принятого авантюрного решения.

Чему учит?

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» учит придавать важное значение истинным семейным ценностям и не отказываться от них, учит не поддаваться чужому влиянию и всегда иметь собственную точку зрения и способность при необходимости твердо ответить «нет». Чехов также призывает родителей относиться к своим детям максимально бережно, оказывать им помощь в психологическом становлении и призывать их руководствоваться только своим умом.
Важность семьи для человека автор ставит во главу угла. Все его поступки, еще, будучи ребенком, ознаменованы теми условиями и обстоятельствами, в которых он родился и вырос. Традиционные семейные ценности и глупые детские причуды Чехов одновременно противопоставляет и приводит в сравнение, демонстрируя, как деструктивно может повлиять необдуманное и наивное решение на то, что действительно важно, но о чем иногда людям свойственно забывать.
Автор: Нелли Зиновьева

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» – прозаическое произведение. Главной темой является желание мальчиков осуществить путешествие в далекую страну. Ребята не думали о том, что ждет их впереди, у них нет ограничений взрослой жизни. Герои живут в мире детских фантазий.
В произведении автор поднимает проблему сложных взаимоотношений детского и взрослого миров.
Экспозиция рассказа заключается в представлении героев, когда мальчики Володя Королев и господин Чечевицын приезжают домой. Завязка рассказа происходит тогда, когда вся семья собирается за столом пить чай, а мальчики при этом очень странно себя ведут. («Он (Чечевицын) о чем-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос… Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой.»)
Дальнейшие события развиваются таким образом – мальчики обсуждают побег «куда-то в Америку добывать золото». Чечевицын уговаривает Володю уехать. Все эти события приводят нас к кульминации рассказа – мальчики не приходят на обед, родители Володи беспокоятся, ищут мальчиков в деревне и на реке.
Все эти тревожные события приводят нас к развязке – спустя сутки, мальчиков привозят домой. Володя раскаивается. Оказывается, что их задержали в Гостином Дворе, когда они искали, где купить порох. Эпилог рассказа происходит в момент отъезда Чечевицына. В знак памяти в тетрадке у Кати он написал: «Монтигомо Ястребиный коготь».
В рассказе два главных героя Володя Королев и господин Чечевицын. Чечевицын – это не взрослый человек, это мальчик, как и Володя. Они одноклассники.
Чехов дает характеристику героям через их портрет и речь. Портреты и речь героев отличаются, так как у них разные характеры. Писатель противопоставляет мальчиков. Чечевицын описан подробно: «Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив…его можно было бы принять за кухаркина сына… угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся…казался девочкам необыкновенно замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле, можно было подумать, что это тигр или лев…»
Чечевицын – по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь. Имя индейского вождя будто взято из американского приключенческого романа о Диком Западе. Ко времени написания чеховского рассказа книги Фенимора Купера и Майна Рида уже прочно вошли в число любимых у молодых российских читателей. Да и родители поощряли: за приключенческими сюжетами легко разглядеть гуманистические идеалы, восходящие к Руссо с его восхищением “благородными дикарями” и близостью к природе. И ведет себя в соответствии с выбранным именем.
Володя в рассказе описывается несколькими словами: «всегда веселый и разговорчивый…пухлый, как укушенный пчелой». Володя – добросердечный ребенок, выросший в дружной семье. До дружбы с Чечевицыным он был веселым и общительным, а теперь старается вести себя как настоящий герой-путешественник, чтобы соответствовать своему другу и общей мечте.
Речевая характеристика господина Чечевицына соответствует портретной: «Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо…только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко… – Нет. Я Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых… сердито спрашивал… – Бледнолицый брат мой… гордо отвечал…»
Речь и поведение Володи так же соответствует портретной характеристике. Существует раздвоение между тем какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям. Маска нужна ему, чтобы воплотить мечты в жизнь. А как мы знаем, путешественники отважные, смелые люди.
« Всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой… расплакался… Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер… заплакал так горько…»
Отец Володи – человек мягкий и интеллигентный, уважительно относящийся к своему сыну. Его высказывания не унижают человеческого достоинства детей. Даже к другу сына обращается на «вы». В конце же рассказа он решительный, требовательный.
«Извините, я по-домашнему, без сюртука…господину Черепицыну… прошу вас… разве так можно? – Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат, А вам стыдно, господин Чечевицын! Не хорошо-с! Вы зачинщик и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями…»
Художественное пространство сжатое, ограничено рамками дома, все действия, диалоги героев происходят в доме Володи. Пространство рассказа конкретное, так как нет фантастических, выдуманных автором деталей.
Художественное время длительное, действие рассказа происходит несколько дней, конечное – рассказ заканчивается отъездом Чечевицына. Художественное время замкнутое: в пределах сюжета, вне исторического процесса, в хронологии событий и внутренних душевных процессов героев.
Этот рассказ учит нас тому, что нужно соблюдать семейные ценности. Семья важнее детских причуд. Все мы в детстве хотим быть взрослыми, но очень сильно зависим от родителей и привязаны к ним.

Чехов Антон Павлович — знаменитый драматург и русский писатель, который любил писать свои рассказы именно о детях. Одним из таких произведений является Мальчики, сюжет которого посвящен тому, как книги влияют на поступки детей. Рассказ Мальчики был написан в 1887 году, и знакомит нас с желанием ребят совершить поездку в неизвестную для них Америку. Они хотят увидеть индейцев, о которых мальчики начитались в книжках. Почему писатель называет рассказ именно Мальчики? Наверное оттого, что действующими лицами произведения являются хоть и гимназисты, но их планы слишком уж детские. Своим названием автор как раз и подчеркнул молодость да наивность героев. Давайте же сегодня познакомимся ближе с героями и в сочинении сделаем сравнительную характеристику двух друзей.

Рассказ Чехова Мальчики

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с рассказом Чехова «Мальчики». Мы узнали о грандиозных планах детей, которые собрались бежать через Сибирь в Америку. Там они планировали охоту на бизонов, воевать с индейцами даже не представляя всей сложности запланированного побега. Сложность же в том, что эти парни совершенно еще не знают жизни и судят о ней лишь по книгам, которые успели прочитать.
Так кто они Володя Королев и мистер Чечевицын?
Из рассказа мы знаем, что это два друга, которые учатся в одной гимназии. Однако это совершенно разные люди с разными характерами. Чтобы подчеркнуть разность их натур, автор даже дает портретные характеристики ребят. И если Володя представлен веселым, разговорчивым мальчиком, слегка пухлым, как будто укушенный пчелой, то Чечевицын другой. Он замкнутый и серьезен, худой, смуглый и весь в веснушках. Чечевицын некрасивый, угрюмый и мало улыбался. Однако по натуре — это настоящий лидер.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ ВОЛОДИ И ЧЕЧЕВИЦЫНА

В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «МАЛЬЧИКИ»

Володя и Чечевицын — ровесники. Они вместе учатся в гимназии. Володя называет Чечевицына сво­им другом. Однако сразу же после знакомства с маль­чиками мы понимаем, насколько они разные. В этом помогает нам убедиться и сам автор, наделив своих ге­роев противоположной внешностью. Володя — белоли­цый, упитанный, краснощекий. Чечевицын — полная его противоположность: «худ, смугл, покрыт веснуш­ками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толсты, вообще был он очень некрасив…».
Характеры у мальчиков тоже разные, хоть и ведут они себя в доме Володиных родителей одинаково: ни с кем особенно не разговаривают, не улыбаются, все время о чем-то шепчутся. Но мы понимаем, что замк­нутость, угрюмость — на самом деле черты, присущие только Чечевицыну. Володя совсем не такой. Он насто­ящий сын своих родителей и похож на них. Такой же общительный, энергичный, веселый и открытый. Не зря он в прежние приезды всегда принимал учас­тие в подготовке к Рождеству. Теперешняя его молча­ливость и угрюмость — подражание более властному и, возможно, более умному товарищу. Мягкость Воло­диного характера подтверждает и сцена, когда он слез­но умоляет Чечевицына перенести их побег.
С удивлением мы узнаем, что именно Володя — за­чинщик побега. Здесь проявляются отрицательные черты его характера — трусость, переоценка своих возможностей. Эти черты Володи, проявленные им в раннем возрасте, скорее всего, и не проявятся в нем в будущем. Вероятно, из него получится неплохой че­ловек, похожий на своего отца. Но великих дел, заслу­живающих восхищения, Володя тоже не совершит. Че­го нельзя сказать о невзрачном на вид Чечевицыне.

Целостный анализ прозаического произведения большого объёма (Чтение и понимание художественного текста)
Цели сессии:
продолжить
– освоение техник понимания прозаического текста, в т.ч. моделирования;
– освоение способов работы с прозаическим текстом большого объёма..
Анализ рассказа А.П. Чехова «Мальчики»
Детям вечно досаден их возраст и быт…
В. Высоцкий
При организации понимания детьми текста большого объёма существует целый ряд объёктивных сложностей. Во-первых, детям сложно удерживать содержание, даже его фабульную сторону. Во-вторых, авторское отношение к происходящему не просто «рассыпано» по всему произведению. Часто писатель «передоверяет» возможность высказать свое мнение, отношение о проблеме или герое другому, персонажу рассказа, или «прячет» его в портрет, пейзаж. Кроме того, особенности произведения обусловлены не только родом литературы и жанром, но ещё и типом художественности. Как организовать работу по осмыслению текста рассказа, чтобы в результате ребята  поняли произведение адекватно авторскому замыслу?
«Мальчики» Чехова  – прозаическое произведение, рассказ, тип художественности –юмористический. А.П. Чехов с  теплой иронией  относится к своим юным героям, но эту тёплую природу смеха понять четвероклассникам непросто. Для этого необходимо создать ряд ситуаций, в которых ученики совершенно однозначно увидят, что смех в рассказе не есть отрицание мечты героев. Улыбку вызывает наивность, с которой мальчики-гимназисты её формулируют и воплощают. Эта добрая улыбка  – общее отношение автора, взрослых героев и нас, читателей. Так устроен юмористический тип художественности. В центре – случай как действие; мир гармоничен, героям внутри мира комфортно. Смех не отрицание, смех не над миром и не над героями. Автор и читатель незримо тоже «внутри» мира Дома, семьи, ожидающей наступления Рождества. Юмористический тип художественности отражает следующая модель:
Ход игры
1. Общее заседание.
Цели:
выявить уровень понимания текста,
дать установку на работу в группах.
Недавно прочитали рассказ А.П.Чехова “Ванька”. Теперь вы познакомились с другим произведением этого автора рассказом “Мальчики”. Похожи эти произведения? Почему?
Почему автор написал такие разные рассказы? Что он хотел сказать читателям в этом рассказе?
версии, модели
Как  понять истинный смысл произведения?
А?                                                        Г ?                                                  Р?
внешность?                            речь?
Вы пойдёте работать в группе, у каждой группы будет своё задание. Через 30 минут мы снова соберёмся и обсудим результаты вашей работы.
2. Работа в группах 30 минут.
3. Общее заседание.
Цели:
обсудить результаты работы групп,
сформулировать свод законов мира семьи и мира фантазий,
выявить авторский замысел.
Для вычитывания подтекста данного рассказа используем следующие «инструменты» анализа, (их  всегда диктует содержание):
– анализ персонажей парами (антитеза Володя – Чечевицын: возможно сравнение на уровне портретной характеристики /портретной и речевой характеристик; папа Володи – мама Чечевицына);
– точка зрения (прямая-непрямая авторская оценка).
Чечевицын отрицательный герой? Он плохо влияет на Володю?
Кто больше понравился? Кто быстрее повзрослеет?
Как оцениваете родителей? Какое отношение к детям? (уважительное)
Роль родителей: ругать, контролировать или советами помогать взрослеть?
(Что для понимания текста даёт сопоставление этой пары персонажей?)
Для этого необходимо создать ряд ситуаций, в которых ученики совершенно однозначно увидят, что смех в рассказе не есть отрицание мечты героев. Улыбку вызывает наивность, с которой мальчики-гимназисты её формулируют и воплощают. Эта добрая улыбка  – общее отношение автора, взрослых героев и нас, читателей. Так устроен юмористический тип художественности. В центре – случай как действие; мир гармоничен, героям внутри мира комфортно. Смех не отрицание, смех не над миром и не над героями. Автор и читатель незримо тоже «внутри» мира Дома, семьи, ожидающей наступления Рождества.
Моделирование возможных вариантов авторской позиции
Уровень понимания текста зависит от жизненного и читательского опыта,  от уровня читательской культуры. После первого (самостоятельного) прочтения этого рассказа ребята, как правило, склоняются к следующему пониманию авторской позиции:
1
Подтверждение этим мыслям они найдут в тексте: «Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Не хорошо-с! Вы зачинщик и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно?»
В классе обязательно найдутся дети, не согласных с такой жёсткой формулировкой. Они будут искать компромиссы, по сути,  мало что добавляя нового в понимание произведения.
3. Вариант, наиболее близкий авторскому:
Чтобы прийти к адекватному авторскому пониманию содержания произведения, необходимо организационно и технически заложить эту возможность в урок.
Работа групповая, с обязательным докладом о результатах работы группы на общем заседании, фиксация основных положений доклада всем классом, вопросы на понимание, вопросы содержательные, общая коррекция или уточнение результата.
Для вычитывания подтекста данного рассказа используем следующие «инструменты» анализа, (их  всегда диктует содержание):
– анализ персонажей парами (антитеза Володя – Чечевицын: возможно сравнение на уровне портретной характеристики /портретной и речевой характеристик; папа Володи – мама Чечевицына);
– точка зрения (прямая-непрямая авторская оценка).
(Что для понимания текста даёт сопоставление этой пары персонажей?)
Окончательно проникнуться пафосом произведения позволит общая  (в силу возраста целесообразна общее размышление, фиксация, уточнение) работа по формулированию законов, по которым устроены «миры» «космоса» рассказа «Мальчики».
Законы мира Дома
1. Тепло, любовь, забота обо всех в семье.
2. Добрые традиции семьи.
3. Уважение ко всем членам семьи, выражающиеся в принятии других точек зрения (в данном случае уважение выбора сына – Чечевицын, друг сына, априори достоин уважения).
5. Ребёнок имеет право на фантазии и ошибки. Семья поможет ему взрослеть.
Законы мира Фантазии (как его понимают мальчики)
1. Настоящие ценности – не в домашнем уюте.
2. Ты должен быть сильным, гордым, независимым.
3. Свобода есть вседозволенность. Сильный выше закона.
Эти «миры» в рассказе Чеховым противопоставляются?   В общем обсуждении выясняется, что эти «миры» в рассказе Чеховым не противопоставляются. Ему (как и родителям) симпатичны дети, вдохновлённые героикой приключенческих книг Майн Рида.
Чехов осуждает мальчиков? Смеётся над ними? По-доброму или по-злому?  Улыбку вызывает то, что мальчики, не понимая условности искусства,  верят в абсолютную реальность фантазии и действуют, как рекомендует лирический герой баллады В. Высоцкого «Книжные дети»:
Разберись, кто ты – трус
Иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.
Как отнеслись сёстры Володи? Героический побег мальчиков в Америку навсегда запомнят сёстры Володи, образ г-на Чечевицына в ореоле славы (и рядом – брата) отпечатан в их душах.
Как отнеслись родители Володи? Родители-Королёвы … рады за сына (Чехов!!!). Умение мечтать, жажда воплотить свою мечту – основа творчества.
Родители Королёвы любят сына? Что такое родительская любовь? На этом месте важно задержать разговор подольше – поговорить о том, что такое родительская любовь. (Если есть возможность на это занятие пригласить родителей, нужно обязательно ею воспользоваться.)
модель
Возможный «сухой остаток» понимания текста:
Рассказ о семейных ценностях из разряда «вечных». Володя – в будущем тот самый «чеховский интеллигент, заглядевшийся на звёзды».  Добрая атмосфера семьи помогает  его правильному взрослению.  Он легче, чем Чечевицын, поймет, что « в грёзы нельзя насовсем убежать, краткий век у забав – столько боли вокруг…», и примет не героические, на первый взгляд, но важнейшие семейные ценности семьи как свои: любовь, взаимоуважение, заботу, ответственность. Значит, нужные книги  в детстве читал…
Задание 1 группе.
Прочитайте текст.
Выделите маркерами предложения, которые рассказывают о внешности Володи. Если эти предложения расположены в разных местах текста, «соберите» их вместе.
Какой  характер героя рисуют нам эти предложения? Какие чувства вызывает этот герой?
Володя Королёв
Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: “Бррр!”
Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками.
Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе.
Володя в рассказе характеризуется «в двух временных пластах».
Это мягкий добросердечный ребёнок, выросший в тёплой дружной семье с добрыми традициями. До того, как он стал бледнолицым братом Монтигомо, он с радостью принимал участие в предрождественской суете, был весёлым, контактным, был дружен с сёстрами – очень любил свой дом, семью.
Сейчас же, вопреки своей тонкой и нежной природе, он старается вести себя как настоящий закалённый ветрами странствий герой-путешественник, чтобы соответствовать своему другу и их общей мечте.
Задание 2 группе.
Прочитайте текст.
Выделите маркерами предложения, которые рассказывают о внешности Чечевицына. Если эти предложения расположены в разных местах текста, «соберите» их вместе.
Какой  характер героя рисуют нам эти предложения? Какие чувства вызывает этот герой?
Две группы учащихся «собирают» портреты героев, попутно отмечая черты характера, оценки этого характера другими персонажами рассказа  и то, кому эта  оценка принадлежит.
Чечевицын
Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и ученый человек. Он о чем-то все время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос.

И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенно замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев.
Обсуждая анализ, проделанный первой группой, класс приходит к выводам о том, что
Чечевицын – лидер, целеустремлённый, волевой, умеет организовать себя и других на воплощение мечты в реальность: убеждением, уговорами, шантажом.  Ему, наверняка, принадлежит идея, его инициатива.
Описание его внешности начинается краткими прилагательными, что делает описание напряжённым, стремительным, создаёт ощущение ершистости героя, подчёркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь  – и ведёт себя так, как предписывает ему избранное имя. «Необыкновенно замечательный, решительный, неустрашимый, тигр, лев» эта оценочная лексика принадлежит восхищённым сёстрам Володи, Соне и Кате.
Маленькая же Маша ничего этого не видит… и  ассоциируется у неё г-н Чечевицын с… чечевицей, блюда из которой готовят в пост. Она об этом периодически вспоминает и снижает «высокий» образ героя. Делается это по-детски, как бы нечаянно. Но, естественно, по воле Чехова. (Кому принадлежит оценка «некрасивый», «похож на кухаркина сына»? Зачем она? Почему и когда  мы о ней забываем?)
Задание 3 группе.
Прочитайте текст.
Выделите маркерами предложения, которые рассказывают о том, что и как говорит Чечевицын, как это отражается в его поступках. Какой  характер героя рисуют нам эти предложения? Какие чувства вызывает этот герой?
А) Чечевицын весь день сторонился девочек и глядел на них исподлобья. После вечернего чая случилось, что его минут на пять оставили одного с девочками. Неловко было молчать. Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:
– Вы читали Майн-Рида?
– Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?
Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос, а только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко. Он еще раз поднял глаза на Катю и сказал:
– Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.
Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:
– А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты.
– А это что такое?
– Это вроде муравчиков, только с крыльями. Очень сильно кусаются. Знаете, кто я?
– Господин Чечевицын.
– Нет. Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.

– Так ты не поедешь? – сердито спрашивал Чечевицын. – Говори: не поедешь?
– Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил.
– Ты говори: поедешь или нет?
– В таком случае я сам поеду! – решил Чечевицын. – И без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны!
– Так ты не поедешь? – еще раз спросил Чечевицьн.
– Так одевайся!
И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры.
– На вокзале! – гордо ответил Чечевицын.
Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: “Монтигомо Ястребиный Коготь”.
Задание 4 группе.
Прочитайте текст.
Выделите маркерами предложения, которые рассказывают о том, что и как говорит Володя, как это отражается в его поступках. Какой  характер героя рисуют нам эти предложения? Какие чувства вызывает этот герой?
Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Пока сидели за чаем, он обратился к сестрам только раз, да и то с какими-то странными словами. Он указал пальцем на самовар и сказал:
– А в Калифорнии вместо чаю пьют джин.
Он тоже был занят какими-то мыслями и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.
– Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!
К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер.
– Господи! – тихо плакал Володя. – Как же я поеду? Мне маму жалко.
– Я… я не струсил, а мне… мне маму жалко.
– Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.
Володя заплакал так горько, что сестры не выдержали и тоже тихо заплакали. Наступила тишина.
– По… поеду.
Речь и поведение героя подтверждают ситуацию раздвоенности бытия Володи (комметарий-анализ).
Задание 5 группе.
Прочитайте текст.
Выделите маркерами предложения, которые рассказывают об отце Володи и матери Чечевицына. Проанализируйте, как Чехов изображает отца. Какие чувства у вас вызывает этот герой?
Как рассказано о маме Чечевицына? Почему?
Пятая группа сравнивает образы отца Володи и мамы Чечевицына
– Володичка, а это же кто? – спросила шепотом мать.
– Ах! – спохватился Володя. – Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас.
– Очень приятно, милости просим! – сказал радостно отец. – Извините, я по-домашнему, без сюртука… Пожалуйте! Наталья, помоги господину Черепицыну раздеться! Господи боже мой, да прогоните эту собаку! Это наказание.
– Ну, вот скоро и Рождество! – говорил нараспев отец, крутя из темно-рыжего табаку папиросу. – А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи? Ан ты и приехал… Время, брат, идет быстро! Ахнуть не успеешь, как старость придет. Господин Чибисов, кушайте, прошу вас, не стесняйтесь! У нас попросту.
После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался и изредка бросал ножницы на пол, сердясь на них за то, что они тупы. Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала:
– Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?
– Господи боже мой, даже ножниц не дают! – отвечал плачущим голосом Иван Николаич и, откинувшись ка спинку стула, принимал позу оскорбленного человека, но через минуту опять восхищался.
Девочки, дрожа, с ужасом думали о том, что теперь будет, слышали, как папаша повел Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго говорил с ними; мамаша тоже говорила и плакала.
– Разве зто так можно? – убеждал папаша. – Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Не хорошо-с! Вы зачинщик и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно? Вы где ночевали?
Послали куда-то телеграмму, я на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына.
Анализируя портрет и речь отца, ребята приходят к выводу, что он
мягок и интеллигентен, уважительно относится к своему сыну.
Никаких вопросов и комментариев по поводу неожиданного приезда друга (Рождество  праздник семейный).
Обращается к другу сына на «вы».
Очень терпелив к тому, как ведёт себя Володя – под несомненным влиянием друга-подростка. (Изменения в поведении сына не могут нравиться родителям).
В финале рассказа мы видим отца решительным, требовательным, проявляющим мужские качества характера. Но его высказывания не унижают человеческого достоинства детей.
Информации о матери Чечевицына чрезвычайно мало. Она «дама», «приехала и увезла» «своего сына». Лаконизм  предложения подтверждает догадку читателя о том, что родители мальчиков не будут шумно разбираться, кто виноват, скандалить при детях. Взрослые обладают чувством собственного достоинства, ведут себя в лучших дворянских традициях. Единственное оценочное слово – «дама». Но  даже маленькие читатели понимают, каких душевных затрат ей стоит выглядеть невозмутимой  после проделок сына, как сложно его воспитывать.

Государственное автономное профессиональное учреждение Саратовской области «Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект урока чтения

На тему: Рассказ А.П. Чехова «Ванька»

Выполнила студентка 30 группы

Специальности: Преподавание в начальных классах

Белякова Ирина
Методист: Русина Т.В. ______

Учитель: Перепросова В.К.____________

Оценка__________

Саратов, 2020 г.

Тема: А. П. Чехов «Ванька». Изобразить жизнь и внутренний мир мальчика, героя рассказа.

Тип урока: изучение рассказа

Цель: создать условия для знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька». Изобразить жизнь и внутренний мир мальчика, героя рассказа.

Задачи:

-формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения:

-Учить выделять главное; анализировать текст, выражать собственные мысли, рассуждать; видеть идею, смысл; совершенствовать умение работать с иллюстрациями и цитатами рассказа.

-повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;

-знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;

-развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;

-воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, парная

Оборудование: презентация, учебник.

Ход урока.

1.Организационный момент

-Здравствуйте! Меня зовут Ирина Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

2. Вступительная беседа

— Ребята, скажите, пожалуйста, мы можем оставаться к равнодушными к чужой беде? А почему нельзя? (Оставаться равнодушным нельзя, потому что людям нужно помогать, ведь когда-нибудь и тебе может понадобиться помощь. Нужно уметь сочувствовать, сопереживать, пытаться помочь)

— Как вы думаете, все ли всегда помогают другим людям? (не всегда люди могут помочь другому человеку в беде). Во всех ли ситуациях человеку можно помочь? (Нет, не всегда человеку можно помочь)

Когда-то давным-давно детей использовали, как рабочую силу. Дети этого поколения были лишены самого главного – детства. В те годы Россия переживала нищету и разруху. Родители были вынуждены отдавать своих детей в обучение к сапожникам, портным, плотникам, в чужой дом. Как вы думаете, а почему родители отдавали своих детей?

— Верно, для родителей было главным, что их ребенок будет сыт, обучен и даже немного подзаработает. Но часто случалось, что хозяева обращались с ребенком весьма жестоко, особенно если ребенок был сирота, то жизнь его была тяжела, ведь никто не мог встать на его защиту.

— О жизни одного из таких детей повествуется в рассказе «Ванька».

— Написал это произведение Антон Павлович Чехов.

— Скажите, встречались ли вы раньше с произведениями данного писателя? (ответ учащихся)

3. Сообщение о А.П.Чехове
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.

После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.

Пьесы Чехова “Чайка, “Вишнёвый сад”, “Три сестры”, “Дядя Ваня” и сегодня ставятся в разных театрах мира.

4. Словарная работа

Цель: Ознакомить учащихся с незнакомыми словами.

Ребята, прежде чем, мы начнём читать, давайте разберем незнакомые слова.

заутреня – ранняя служба в церкви

клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом

кучер, ямщик – работник, который правит лошадьми;

подпасок – мальчик, помогающий пастуху;

шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут

ледник – погреб, холодное место для хранения продуктов;

выволочка – наказание;

5. Первичное восприятие текста.

-Ребята, откройте учебник страница 23. Приступим к чтению текста.
Я начну читать текст. Ваша задача- как только я остановлюсь, продолжит тот, кого я спрошу.

-С каким настроением вы читали этот рассказ? Менялось ли оно? Когда и почему?

— Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет? ( 9- летний мальчик – сирота, Ванька Жуков, отданный в ученье к сапожнику ).

6.Физкультминутка

7.Вторичное восприятие текста.

— Я вам буду задавать вопросы, а вы эти ответы должны будете найти в тексте и зачитать.

1. Какая была жизнь Ваньки в деревне и в городе? Где он был счастлив и почему?

2..Прочитайте, как жилось ему у сапожника?

3.. Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)

4. Какие исторические факты мы узнали из этого отрывка? (Москва в 19 веке была большим городом, дома были очень добротные, как выражается Ванька «господские», на улицах можно было увидеть много лошадей, много магазинов, которые назывались лавками, собаки бегали по улицам).

5. Найдите отрывок о том, как и когда Ванька собирался писать письмо(Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на тёмный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. )

8.. Кому писал письмо Ванька? (Ванька писал письмо дедушке).

— Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? (Милый дедушка, Константин Макарыч!)

9.. Почему дедушка не может взять Ваньку к себе? (Деду 65 лет, он всю жизнь проработал на господ, сбережений у него нет; ночью он сторожит барскую усадьбу, а днем спит в людской кухне; без разрешения господ дед не может взять Ваньку к себе, а господа не разрешают, так как сами отправили мальчика в Москву, избавились от сироты.)

10. Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними).

8. Обобщение. Рефлексия

1. Как вы думаете, что самое важное в рассказе, который мы прочитали? (письмо Ваньки) Почему? (он надеялся, что дедушка его заберет)

2. Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Прочитайте.

(Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.)

4. Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?

5. Как вы думаете, получит дедушка это письмо? (Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату)

6. Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Ванька пишет письмо накануне Рождества)

7. Как вы думаете, почему именно в ночь под Рождество пишет Ванька это письмо? — Почему Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?-(Очень хочется, чтобы все мечты сбывались, ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне зажигается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают, надо только в это верить)

9. Итоговый этап урока

К какому виду литературного произведения мы можем отнести этот рассказ?

— комедии

— трагедии

— детективу

— Почему вы так считаете?

(Т.к. в произведении описана горькая сиротская судьба мальчика. “Ванька”, как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира)

-Что хотел показать автор своим произведением? (тяжёлую жизнь детей раньше)

— Как вы думаете, если бы дед получил письмо, он бы забрал Ваньку домой? Почему?

— А теперь давайте вернёмся в наше время.

— Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (учатся, не работают, живут в семьях и т.д.)

— С творчеством какого писателя вы сегодня столкнулись?

— Назовите произведение, с которым познакомились.

— Итак, наш урок подходит к концу, давайте ответим на главный вопрос :

Для чего А.П.Чехов написал это произведение? ( Чтобы показать трудную жизнь детей в прошлом.

Он как бы говорит нам : «Цените своё детство! Цените что имеете! »

10. Домашнее задание.

Давайте представим, что письмо Ваньки дошло до его дедушки. Напишите письмо от дедушки для Ваньки. На этом наш урок окончен. Спасибо за работу!

15 Ноября 2021

11 ноября в библиотеках прошли мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения величайшего писателя, философа, мыслителя, публициста Федора Михайловича Достоевского.

Ф. М. Достоевский — взрослый писатель. Он автор взрослых и нелегких произведений для чтения. Но в каждом мы встречаем детей. Он с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой — голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.

В библиотеке им. П. Хузангая  с учащимися 6 «Б» класса школы №11 провели достоевские чтения «Достоевский. Читаем и познаём вместе». Для участников мероприятия подготовили медиа-презентацию, которая сопровождалась фактами о жизни писателя, а также короткометражный фильм, снятый по рассказу «Мальчик у Христа на ёлке». Разговор получился очень откровенный. Дети самостоятельно пришли к осмыслению таких духовных ценностей, как милосердие, сострадание, любовь, так необходимые в нашей повседневной жизни. (16 человек)

В  библиотеке им. Н. Носова состоялся вечер одного писателя «Достоевский детям», в ходе мероприятия учащиеся 7 «А» класса школы № 13 познакомились с интересными фактами биографии писателя, вспомнили его произведения, посмотрели короткометражный фильм, снятый по рассказу Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Этот рассказ принадлежал к числу тех художественных произведений, которые в конце жизни Федор Михайлович больше всего ценил и часто читал эту историю на литературных вечерах. Произведение Достоевского тронуло сердца современных школьников, заставило задуматься о милосердии, вере и сострадании. В мероприятии приняло участие 30 человек.

В библиотеке семейного чтения им. С. Маршака 10 ноября состоялся литературный час «Писатель на все времена. С помощью слайд-презентации участники женского клуба «Гармония» (14 человек) познакомились с биографией и литературным творчеством Достоевского. Узнали, что он был женат два раза, вторая жена родила ему четверых детей, а один из его сыновей впоследствии стал писателем. В заключение встречи члены клуба поделились своими впечатлениями о прочитанных книгах писателя и посмотрели Буктрейлер по книгам Федора Михайловича.

В библиотеке семейного чтения им. А. Николаева состоялась квиз-игра «Достоевский отвечает». В произведениях Федора Михайловича вдумчивый читатель найдет ответы на многие вопросы, поэтому для игры было выбрано такое название. К тому же в создании квиза были использованы материалы одноименного просветительского телеграм-проекта коллег из Муниципального объединения библиотек города Екатеринбурга.
Участниками мероприятия стали ученики 11 «Б» класса школы №14 (17 человек). Старшеклассники в ходе трёх раундов вспомнили героев известных романов Достоевского, узнали о влиянии творчества Фёдора Михайловича на мир музыки, изобразительного искусства и в целом на мировую культуру. На память о квизе библиотекари подарили школьникам закладки для книг с QR- кодами, ведущими на лекцию о Федоре Михайловиче Достоевском. Надеемся, популярный формат викторины заинтересовал будущих выпускников, и они захотят узнать о великом писателе еще больше.

На абонементе библиотеки им. Н. Носова прошла акция «Мастер большой прозы» для гостей и читателей. В мероприятии приняли участие 65 человек. Библиотекарь напомнила читателям, что 11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения великого классика русской литература Ф.М. Достоевского. Гости библиотеки вспоминали его лучшие произведения и отвечали на вопросы по их сюжету. Каждый участник мероприятия получил в подарок закладку с цитатами писателя.

В детско-юношеской библиотеке  состоялась литературная акция «В мире Достоевского». В течение дня читатели (31 человек) знакомились с жизнью и творческой биографией Федора Михайловича. «Побывали» в музей-квартире писателя в Москве, литературно-мемориальном музее Достоевского в Петербурге. Молодые люди вспоминали вдохновляющие цитаты из его произведений, которые любимы многими современниками. Затем приняли участие в викторине «Знаете ли вы Достоевского?». С удовольствием делились впечатлениями о прочитанных книгах и составили ТОП-5 обязательных для прочтения произведений писателя. Старшеклассники отметили, что для Достоевского неразрывны жизнь и творчество. Через свой взгляд на мир и на человека он указывает нам путь к самим себе. Его книги требуют вдумчивого чтения. Ф.М. Достоевский актуален и в настоящее время, потому что поиски выхода из кризиса сегодняшних дней заставляют вновь и вновь обращаться к его пророчествам и художественным открытиям.

С 10 по 14 ноября в библиотеке семейного чтения имени В. Давыдова-Анатри прошли Дни Достоевского «Великий художник жизни». На абонементе была оформлена подборка книг, которая включала в себя не только интересную литературу о биографии писателя, но и его бессмертные творения: «Бедные люди», «Белые ночи», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание» и другие. Кроме того, каждый желающий мог написать отзыв на потрясшее его душу произведение мастера психоанализа. Читатели писали: «Достоевский – мудрый философ и серьезный психолог, часто его перечитываю. Читайте классику, ведь это – лучшее занятие для души!»; ««Преступление и наказание» можно перечитывать и каждый раз черпать что-то новое и интересное». Также многие читатели с удовольствием участвовали в рейтинге «Мой любимый Достоевский», где отмечали свои любимые произведения Федора Михайловича. Всего в Днях Достоевского приняло участие 47 человек.

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

В мире Достоевского

Этапы

Образовательные

задачи

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

МТО

Способы контроля

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

Психологический настрой

Друзья мои, я очень рада войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз.

Повернитесь к друг другу и подарите свои улыбки.

И я дарю свою улыбку вам.

Меня зовут Дарья Юрьевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

фронтальная

Контроль учителя

Устойчивая мотивация к деятельности

Целеполагание Постановка учебной задачи

продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”;

Наглядный: слайд

Словесный: беседа

Практический: тестирование

Словесный: беседа, практический: составление плана

-Ребята, чтобы наш урок был плодотворным и интересным. Не достаточно только лишь моих действий , понадобиться и ваша помощь. Для этого давайте сопоставим слова на слайде.

  Урок                               Ученики

Интересный                          активные

Познавательный                    внимательные

Развивающий                     сообразительные

Плодотворный                   думающие

Творческий                дисциплинированные

Послушайте стихотворение З. Маркиной «Моя семья – надёжный крепкий тыл» 

Моя семья – надёжный крепкий тыл.

Со мною мать, отец, сестрёнки, братья…

Здесь могут охладить ненужный пыл,

Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,

Да лаской добрых рук любимой мамы.

И, если гроз и бед нагрянет гром,

Помогут пережить легко, без драмы.

Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди

Успехи будут, только постарайся.

Учись, трудись и с песнею иди,

А если виноват, пойми, раскайся».

 Что общего в стихотворении З. Маркиной и рассказом Чехова «Мальчики» , с которым мы начали знакомство на прошлом уроке.?

(Важность семьи для человека,  все его поступки обусловлены теми условиями и обстоятельствами в которых вырос ребенок. Важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений , а тем более совершенных поступков)

Как вы уже поняли сегодня мы продолжим работу по произведению А П Чехова

 «Мальчики»  

Но пред этим давайте проверим ваши знания по содержанию, решив тест

Когда вы отзываетесь о том или ином человеке, чем вы подкрепляете свои слова? (примерами его поступков, слов, чертами характера и т.д.)

-итак, чтобы мы с вами могли охарактеризовать героев , что нам для этого нужно (проанализировать рассказ , дать описание внешности и характера героев, их поступков)

Так, какую цель мы перед собой поставим? (проанализировать характер героев, определить свое отношение к поступкам героям)

-Перед началом работы давайте составим план характеристики героев

План:

1. Имя героя
2. Внешность и характер героев

3.  Действия и поступки, совершаемые героем

4. Отношение автора к герою

5. Собственное  отношение к герою

Выполняют соотношение урока и ученика

Слушают стихотворение , анализируют, выделяют сходство с рассказом

Выполняют тестирование

Формулируют цель урока

Составляют план характеристики героев

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Слайд

Тест

Слайд

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

Самоконтроль , контроль учителя

Контроль учителя

К:формулировать собственное мнение и позицию

К: учувствуют в учебном диалоге

К: учувствуют в учебном диалоге

К: учувствуют в учебном диалоге

Открытие нового знания

развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).

развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).

воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности

формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале

Словесный:беседа

Практический: задание на карточках, наглядный:

слайд

Словесный: беседа, наглядный: учебник

Словесный: беседа

Наглядный: учебник

Словесный:беседа

Словесный: беседа

Практический-наглядный (задание на слайде)

 1. Имя героя

Итак, кто является главными героями рассказ? (Володя Королев и его друг Чечевицын)

2. Внешность и характер героев

3.Действия и поступки, совершаемые героем.

У вас на столах лежат карточки, в парах распределите описание внешности героев

Чечевицын: Смуглый, худой, веснушчатый, некрасив, щетинистые волосы, толстые губы , узкие глаза

Володя: Белокожий, пухлый

-Давайте теперь найдем в тексте отрывок описания внешности и зачитаем его. (стр.128)

— Как гостя встретили в семье Королевых? Понравился ли он им?

( Он невольно вызвал у девочек уважение и интерес к своей персоне)

 — Как вел себя Чечевицын? Было ли что-то странное в его поведении ? (Неразговорчивый, был занят какой-то думой)

 — А как себя вел Володя по приезду домой? ( Мальчик был всегда улыбчивый и приветливый, но на этот раз был не разговорчивый, будто даже не рад тому, что приехал домой)

— Как вы думаете с  чем связано такое поведение мальчика? Повлияла ли как-то атмосфера в доме и то , что он приехал не один , а со своим товарищем?

( Давайте найдем в тексте отрывок подтверждающий в тексте , то что Володя всегда был частью общей атмосферы стр.129

— Володя был занят все время тоже какими-то мыслями , и судя по взглядам, какими он изредка обменивался со своим товарищем, видимо мысли у них были схожие.

Так давайте , попробуем подумать , почему же поведение Володи изменилось? Мог ли на него так повлиять его товарищ?

( Вероятно он повзрослел , да и к тому же приехал домой не один)

-Давайте еще раз вспомним как вел себя Чечевицын ( был задумчив и угрюм)

— Как вы считаете , поведение Володи становится таким же ? ( Они все время о чем-то шептались , потом открыли какую-тот карту и начали рассматривать ее)

— Как вы считаете, если бы не присутствовал товарищ, Володя бы продолжал оставаться таким же веселым, как и прежде?

(Вероятнее всего Володя находится под сильным влиянием своего товарища по гимназии, у ребят есть своя тайна, и то что происходит в семье Володе совсем не интересно.

— Кто из ребят был более увлечен книгами Майн-Рида? (давайте подтвердим свое мнение строчками из текста стр. 130)

(Книгами Майн-Рида был увлечен Чечевицын.)

— Давайте прослушаем аудиокнигу (отрывок рассказа) и попробуем проанализировать отношение Володи к побегу, почему он в последний момент начал отказываться от побега?

( В глубине души он понимал, что это плохой поступок, ему стало жалко маму.)

Но влияние товарища все таки сыграло роль и побег состоялся)

— Как вы считаете, удается ли Чечевицыну заразить своим увлечением окружающих? ( Он настолько увлечен приключениями  и далекой Америкой, что влияет на не только на Володю , но и на его сестер. Он казался девочкам необыкновенным , замечательным.  Для них он казался героем, решительным, неустрашимым.)

-Как девочки отреагировали на планы мальчиков? ( Они не возмутились от ужаса, а только пришли в восторг и видели в Чечевицене героя)

— Как Володя вел себя по возращению после побега? Осознал ли он , что это был не правильный поступок?( зачитаем отрывок на стр 135.)

— А Чечевицын, как он себя вел?( Он был горд, он не признавал свою вину. Потому , что он был грубый и не воспитанный мальчик, которому нет дела до чувств других людей.  Он продолжает жить в своем литературном мире своих героев)

Даже уезжая ее лицо было суровое и надменное.

 Даже его прощальный поступок, надпись в тетради Кати говорит о том, что мальчик не испытывал ничего, кроме равнодушия.

4.Отношение автора по отношению к герою

Автор Антон Павлович Чехов по-доброму иронизирует над стремлением мальчиков к приключениям. Он их и не осуждает, потому что понимает, что мальчишки во все времена будут мечтать о подвигах и путешествиях.  Автор понимает , что мальчики плохо учили географию и не понимали, что они в любом случае не доберутся до Калифорнии.

Так же автор не одобряет такое поведение мальчиков, по отношению к родителям.

5. Собственное отношение к герою

— Ребята, как вы считаете , обсудите в паре

Герои решились на побег, потому что:

Были смелыми и решительными

Были глупыми и самонадеянными

Мало знали и плохо представляли трудности пути

Не любили своих близких

Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными

Любили путешествовать и узнавать новое.

На какого героя тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  быть похожим?

— Чему же автор рассказа учит нас? (Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей. Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий. Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться)

— Хотели бы вы оказаться вместе с мальчиками?

— Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? От каких хотели бы избавиться?

Задание в группе (Ребята, давайте немного пофантазируем, представьте себя на меня Володи и  Чечевицына, как бы вы рассказали эту историю , от лица главных героев)

Выполняют первый пункт

Выполняют второй и третий пункты

Выполняют задание на карточках

Отвечают на вопросы, формируют ответы в устной форме

Отвечают на вопросы, формируют ответы в устной форме

Отвечают на вопросы, формируют ответы в устной форме

Выполняют четвертый пункт

Выполняют пятый пункт

Выполняют задание в паре

Отвечают на вопросы, формируют ответы в устной форме

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Групповая

Карточки с заданием, слайд

Учебник стр.128

Учебник стр. 129

Учебник стр.130

Учебник стр.135

Слайд

Контроль учителя

Взаимоконтроль

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

Взаимоконтроль

Контроль учителя

Взаимоконтроль

научиться анализировать текст( Внешность, характер , поведение персонажей)

отвечать на вопросы по содержанию

научиться анализировать текст( Внешность, характер , поведение персонажей)

отвечать на вопросы по содержанию

отвечать на вопросы по содержанию

Научиться анализировать текст(авторская позиция)

Научиться анализировать текст( собственная позиция)

Научиться анализировать текст( собственная позиция)

П:читают текст, понимают его содержание, находят в тексте ответ на заданный вопрос

Р: оценивают результаты работы, выбирают способы с текстом в зависимости от учебной задачи

П:читают текст, понимают его содержание, находят в тексте ответ на заданный вопрос

П:читают текст, понимают его содержание, находят в тексте ответ на заданный вопрос

Р: оценивают результаты работы, выбирают способы с текстом в зависимости от учебной задачи

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

Итог

Словесный: беседа

-Итак, ребята давайте с вами вспомним цель урока? Достигли мы ее ? Все ли пункты характеристики героев мы разобрали?

Подводят итог урока

Фронтальная

Контроль учителя

К: формулировать собственное мнение и позицию

Рефлексия

Практический: заполняют лист самооценки

Лист самооценки

+

  1. Смог(ла) сформулировать тему и цель урока

2.  Смог(ла) составить последовательность характеристики героев.

3.    Соблюдал(а) в ходе анализа последовательность характеристики героев.

    4. Сделал(а)  вывод.

Оценивают работу по критериям

фронтальная

Лист самооценки

Взаимоконтроль

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134. 

УКМ «Школа России»

1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».

Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.

Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.

2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.

Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.

Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.

При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.

3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях. 

Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.

4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.

Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.

Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.

5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.

Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.

6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.

Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.

Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.

Они различаются настроением героев.

7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.

8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.

Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.

Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.

9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.

Рассказ о подобной ситуации для 4 класса

Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне. 

Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.

Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.

Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.

Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.

10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.

На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.

1

  • Ответы на вопросы прямая трансляция сказки и фантазии
  • Отель сказка абхазия гагра официальный сайт
  • Отгадай сказочных героев выбери одного и запиши слова которые его характеризуют и название сказки
  • Отдам мужа в хорошие руки рассказ
  • От предложения к сочинению савельева зинченко тетрадь по развитию речи