Ответы на вопросы 4 класс литературное чтение 1 часть сказка ашик кериб

М. ю. лермонтов. ашик-кериб, с. 31 32 ответы к стр. 31 - 32 перечитай фрагмент сказки лермонтова ашик-кериб. подчеркни

М. Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб, с. 31 – 32

Ответы к стр. 31 — 32

  • Перечитай фрагмент сказки Лермонтова «Ашик-Кериб». Подчеркни слова, которые помогут составить рассказ о герое этого произведения.

…Был также в Тифлизе бедный Ашик-Кериб. Пророк не дал ему ничего, кроме высокого сердца и дара песен; играя на саазе (балалайка турецкая) и прославляя древних витязей Туркестана, ходил он по свадьбам увеселять богатых и счастливых. На одной свадьбе он увидал Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга. Мало было надежды у бедного Ашик-Кериба получить её руку — и он стал грустен как зимнее небо…

  • Составь продолжение своего рассказа об Ашик-Керибе, используя вопросы.
    Кто сделал Ашик-Кериба богатым?
    Зачем Магуль-Мегери пригласила к себе купца и что ему говорила?
    Кто и в каком городе назвался хозяином блюда?
    Кто первым узнал Ашик-Кериба? 

Ашик-Кериб обещал своей невесте вернуться через 7 лет с нажитым богатством. Песни Ашика-Кериба понравились паше, и он осыпал музыканта золотом. Когда семилетний срок истёк, Магуль-Мегери попросила одного купца показывать во всех городах золотое блюдо и тому, кто признается хозяином блюда, передать от неё послание. Когда купец прибыл в Халаф, где у паши жил музыкант, Ашик-Кериб признал себя хозяином блюда и купец узнал его.

  • Почему люди уважали Ашик-Кериба? Какие черты его характера и поступки тебе запомнились? Запиши. 

Ашик-Кериб мастерски играл и пел песни — за это люди уважали его. Ашик-Кериб талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный, скромный, простой. Ашик-Кериб обещал своей невесте вернуться через 7 лет, заработав богатство. И несмотря на попытку Куршуд-бека помешать, Ашик-Кериб успел вовремя вернуться к своей любимой Магуль-Мегери, а она его дождалась.

  • Восстанови последовательность событий.

1. Первая встреча с Магуль-Мегери.
2. Зарок Ашик-Кериба.
3. Отъезд Ашик-Кериба.
4. Ложь Куршуд-бека.
5. Знакомство с Пашой.
6. Наказ Магуль-Мегери купцу
7. Чудесный помощник Ашик-Кериба.
8. Ашик-Кериб возвращается домой.
9. Ашик-Кериб в доме Магуль-Мегери.

  • Составь отзыв на произведение Лермонтова «Ашик-Кериб» по плану. Запиши его.
    • Имя героя.
    • Описание героя (внешность, возраст, характер).
    • Место действия (страна, город, природа).
    • Проблема истории (потеря, деньги, бедность).
    • Причина проблемы.
    • События, происходящие с героем по ходу сюжета.
    • Действия, которые предпринимаются для решения проблемы.
    • Решение проблемы.

Главный герой сказки «Ашик-Кериб», записанной М.Ю.Лермонтовым – бедный музыкант Ашик-Кериб. Это молодой человек с удивительным голосом и «высоким сердцем». Место действия в сказке разворачивается на лоне пышной природы восточного города Тифлиза. Ашик-Кериб полюбил самую красивую девушку в Тифлизе Магуль-Мегери. И красавица предложила музыканту пойти к её отцу, просить руки. Но Ашик-Кериб отказался идти к отцу девушки. Он опасался, что впоследствии богатая жена будет попрекать его за то, что у него ничего нет. Музыкант решил семь лет странствовать, чтобы стать богатым, а девушка согласилась его ждать всё это время. Бедный музыкант отправился в путь, а в попутчики к нему навязался Куршуд-бек. На первой же переправе он украл одежду Ашик-Кериба и, вернувшись домой, сообщил всем, что тот утонул. Но девушка ему не поверила и сказала, что всё равно будет ждать любимого семь лет. Когда семилетний срок уже подходил к концу, Магуль-Мегери попросила одного купца показывать во всех городах золотое блюдо и тому, кто признается хозяином блюда, передать от неё послание. Когда купец прибыл в город, где у паши жил музыкант, Ашик-Кериб признал себя хозяином блюда и купец сообщил ему, что срок истекает, и скоро его невеста выйдет замуж за другого. До назначенного срока оставалось всего три дня. Понимая, что не успеет к сроку, Ашик-Кериб был в полном отчаянии. Но ему повстречался всадник на белом коне, который чудесным образом доставил его в Тифлиз в тот же день. Музыкант сказал всаднику, что никто не поверит ему, что он преодолел такое расстояние за один день и попросил дать ему доказательство. Всадник предложил взять из-под копыта его коня комок земли и когда встанет вопрос о правдивости сказанных музыкантом слов, намазать этим комком земли глаза слепому человеку. Вернувшегося после долгих лет отсутствия музыканта не признали ни мать, ни сестра. Тогда он отправился к дому Куршуд-бека, где уже начался пир, и шла подготовка к свадьбе Куршуд-бека с Магуль-Мегери. Но сама невеста была готова расстаться с жизнью, лишь бы не выходить замуж за нелюбимого человека. Девушка узнала голос Ашик-Кериба и вышла к нему. Куршуд-бек потребовал рассказать, как Ашик-Кериб за такое короткое время преодолел огромное расстояние. Музыкант рассказал о всаднике, но ему не поверили. Тогда он попросил привести к нему слепого человека. Привели его мать, которая уже давно не видела. Ашик-Кериб сделал, как велел ему всадник на белом коне, и его мать вновь начала видеть. Люди поверили его словам, и Куршуд-бек вынужден был отказаться от свадьбы с Магуль-Мегери.

ГДЗ по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

М. Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб, с. 31 – 32

4 (79.37%) от 537 голосующих

Что позволило Гаршину назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?

Эта история в некотором смысле может быть реальной.

Но всё же, часть её героев наделены человеческими качествами, возможностью говорить и думать.

В произведении роза и жаба умеют мыслить, понимать и бояться.

В жизни вряд ли роза и жаба могут разговаривать и чувствовать.

И, конечно, же жабы не едят цветы.

Всё это создано для того, чтобы ещё ярче и понятней донести до читателя главную мысль.

2. Проследи, как автор описывает внешний вид розы. Какие выразительные слова он для этого использует? А как Гаршин изображает жабу?

Роза распустилась в уже заброшенном цветнике.

Однако от этого он не стал хуже.

Автор описывает множество растений, которые там находятся.

Однако всё внимание сосредоточено на одном нежном и удивительном цветке — розе.

Она была прекрасной.

На её тонких, почти прозрачных лепестках, лежали несколько капель росы.

Она будто плакала от счастья.

Кроме этого, лёгкий ветерок разносил по всему двору её бархатистый сладкий аромат.

Жабу автор описывает прямо противоположно.

Она совсем не милая, наоборот, жирная и старая.

Её грязные бока, бородавчатое брюхо и серая лапа создают очень неприятное впечатление.

К тому же она ленивая и сердитая.

3. Какими чувствами наделяет писатель розу и жабу? Почему жаба хотела уничтожить розу?

Розу автор описывает как утончённую и очаровательную.

Она хотела знать, каково её место в этом мире, зачем она распустилась.

Наблюдая за птицами и бабочками, ей тоже хотелось улететь куда-то далеко.

Жаба сразу вызывает негативные эмоции.

Автор изображает её ленивой и безобразной.

Мало того что её существование бесполезно, так она ещё и вредит окружающим.

Она решила съесть цветок.

Главными качествами, которым обладает жаба — злость и враждебность.

Она совсем не умеет радоваться, только всё время недовольна.

4. Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу? Объясни. Приведи примеры из текста.

Да, это так.

Они полная противоположность друг другу, начиная от вида, заканчивая внутренним миром.

Что касается внешних качеств, роза утончённая и изящная, а жаба выглядит уродливо и безобразно.

Описывая розу, автор говорит, что если бы она умела плакать, то плакала от счастья.

…можно было и издали любоваться её тёмною зеленью, особенно когда эта зелень служила фо­ном для нежного и роскошного бледного цветка розы.

Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок.

Роза точно плакала.

Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизавшего её тонкие лепестки розовым све­том;

в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить.

У жабы же, напротив, серо-грязное толстое тело, неприятные глаза и лапы.

Они противопоставляются не только внешне, но и внутренне.

А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая поохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее.

Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подви­нуть её к брюху.

Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать.

Роза добрая и душевная, а жаба приземлённая, сердитая и раздражённая.

5. Что ты можешь сказать о характере мальчика? А как о нём говорит автор?

Прочитай, как он относится к герою: с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором?

Мальчику семь лет, и он очень добрый и любознательный.

Оказывается, этот цветник его, потому что в этот двор уже много времени никто не заходит.

Когда он увидел ежа, он очень обрадовался и сразу принёс ему молока.

Ёж и другие животные любили мальчика, и не боялись его.

У него был спокойный, дружелюбный характер.

Автор с большим теплом описывает главного героя.

Создаётся впечатление, что это действительно хороший человек, миролюбивый и мягкосердечный.

Когда он начинает болеть, автор вместе с читателем сопереживает ему и его сестре.

Становится очень жаль его, такого маленького и хрупкого.

6. Обсудите с другом, почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика. Что их сближает?

Мальчик и роза очень похожи.

Они даже внешне отдалённо напоминают друг друга.

Вдвоём одинаково утончённые и нежные.

Что касается характера, то здесь тоже есть сходство.

И мальчик, и роза умеют радоваться каждому моменту в жизни.

Они добрые и хорошие.

Их жизненные истории близки.

Автор говорит, что роза цветёт совсем недолго.

На третий день она осыпается и вянет.

К сожалению, у маленького мальчика, равно как и у розы, недолгая жизнь.

Он болеет, и, вероятно, долго не проживёт.

Практически во всём эти печальные истории сходятся.

7. Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью?

Читая сказку, невольно проникаешься всей историей, начинаешь сопереживать главным героям, появляется нелюбовь к жабе.

В тексте много прекрасного, и столько же и печального.

Из этого состоит жизнь.

Когда всё кажется грустным и горестным, важно находить светлые лучики и радоваться им.

Поэтому хоть в тексте и присутствуют печаль, страх и тоска, тонкой нитью сквозь всё произведение проходит свет.

Свет и теплота чувствуются на строках рассказа.

Поэтому после прочтения остаётся светлая грусть.

8. Определи основную мысль произведения. Объясни свою точку зрения. Запиши её в «Рабочую тетрадь».

Главная задумка, которую хотел донести автор — это то, что у каждого в жизни есть предназначение.

В каждом жизни должен быть смысл и цель.

И даже если, на первый взгляд, всё плохо и грустно, важно настраиваться на хорошее.

Маленькая роза смогла принести столько счастья.

Это её главное предназначение.

Поэтому важно понимать, что малейший поступок, который, на первый взгляд, кажется пустяком, оказывается очень важным.

Нужно найти своё место в жизни, не забывать помогать окружающим, и радоваться каждому мигу в жизни.

9. Обсудите с друзьями, можно ли дать «Сказке о жабе и розе» другое название: «История, которую поведал высушенный цветок розы», «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь»? Объясните свой выбор.

Эти названия, на первый взгляд, полностью подходят.

Однако назвать произведение «Брат и сестра» было бы не совсем правильно.

Всё потому, что роза играет очень важную роль, ею нельзя так пренебрегать.

Мне по душе первое название «История, который поведал высушенный цветок розы».

Он наиболее полно описывает то, что происходит в сказке.

Однако подходит и последнее название.

Угасающая жизнь звучит в настроение произведения и событиям, которые там происходят.

Тем не менее автор выбрал своё название, простое и вполне понятное.

10. Найдите в библиотеке сборник рассказов для детей В. Гаршина. Какие другие произведения вошли в него? Составьте список произведений Гаршина.

Всеволод Гаршин очень талантливый писатель, многие его произведения полюбились юным читателям.

Всё потому, что каждая сказка по-своему уникальна и интересна.

Наиболее узнаваемые и любимые — «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе».

Ещё в числе произведений: «Сказание о гордом Аггее», «То, чего не было» и «Attaleaprinceps».

По этим рассказам созданы мультфильмы и поставлены спектакли.

Подсказка:

  • Читательский дневник «Сказка о жабе и розе»
  • В рабочей тетради 4 класс раздел «Литературные сказки» стр. 44 — 51
  • Краткая биография Всеволода Гаршина для презентации

________

Другие персонажи

  • Магуль-Мегери — прекрасная дочь богатого турка, верная своему любимому. Она умна и изобретательна, придумала, как напомнить Ашику, что пора вернуться домой.
  • Куршуд-бек — знатный человек, коварный, лживый. Хочет жениться на Магуль-Мегери.
  • Аяк-Ага — отец Магуль-Мегери, богатый турок.
  • Хадерилиаз (Святой Георгий) — великодушный всадник на белом коне, помог Ашик-Керибу добраться домой в срок.
  • Брат Куршуд-бека — неумный, яростный человек.

Части текста

Практически все народные сказки имеют свои философски-религиозные особенности, которые дают общую характеристику. Ашик-Кериб из сказки «Ашик-Кериб» является человеком, в котором заложены все лучшие качества. Произведение можно разделить на несколько разделов, например:

  • Описание жизни главного героя.
  • Развитие любовной линии.
  • Мистическое возвращение и исцеление.
  • В анализируемой турецкой сказке любовь считается главной движущей силой и смыслом жизни героев. Благодаря его чистой душе он получил в награду чудеса. Все действия, происходящие в сказке, закончились торжеством, которое устроил посланник свыше.

    Очень краткое содержание для читательского дневника

    Бедняк Ашик-Кериб, живший в Тифлисе, играл на саазе (турецкой балалайке) и этим зарабатывал на жизнь. Он полюбил дочь богатого турка, которую звали Магуль-Мегери. Юноша решил, что будет странствовать 7 лет, наживёт богатство и тогда женится на любимой. Девушка согласилась его ждать.

    В пути бедняка догнал Куршуд-бек, который давно сватался к Магуль-Мегери. Хитростью завладел он его одеждой, привёз её матери Ашика и сказал, что сын её утонул. Мать сказала об этом Магуль-Мегери, но девушка не поверила Куршуд-беку.

    Ашик-Кериб, странствуя, пришёл в Халаф. Там он стал придворным музыкантом паши и разбогател.

    Когда близился срок возвращения Ашика в Тифлис, Магуль-Мегери передала уезжавшему купцу золотое блюдо, чтобы он выставлял его в лавках, где будет торговать. В Халафе блюдо увидел Ашик и вспомнил, что до окончания срока осталось 3 дня.

    Когда он дошёл до Арзинган-горы, до Тифлиса оставалось идти 2 месяца. Но юноше помог Хадерилиаз (Святой Георгий). Ашик-Кериб вмиг очутился в Тифлисе. А перед этим Хадерилиаз дал ему комок земли из-под копыта коня, чтобы он помазал им глаза женщине, ослепшей 7 лет назад. После этого все должны были поверить, что он за короткий срок добрался из Халафа в Тифлис.

    Мать и сестра не узнали Ашика. Он попросил у них свой сааз и пошёл к Магуль-Мегери. В этот вечер была её свадьба с Куршуд-беком.

    Когда юноша стал петь, невеста узнала его голос и бросилась к нему. Ашик исцелил свою мать от слепоты, женился на Магуль-Мегери, а своей сестре дал богатое приданое и выдал замуж за Куршуд-бека.

    Лермонтов «Ашик-Кериб» очень кратко

    М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» краткое содержание для читательского дневника:

    Речь здесь о короле (богатом турке), принцессе (его дочке), бедняке, который влюблён в девушку. Главный герой – бедняк Ашик зарабатывал, играя музыку. На одном празднестве музыкант в красавицу влюбился. Она ответила ему взаимностью.

    Но бедняк ей не пара – по мнению отца, он-то сватал дочку за более достойного. Тогда Ашик обещает разбогатеть, а для этого решает уйти на семь лет, оставив мать с сестрой. Дочка богача соглашается ждать, но если жених не сдержит обещания, её выдадут за другого.

    И вот бедняк отправляется в путь, а за ним увязывается соперник. Он крадёт вещи бедняка, бежит обратно, чтобы всем сообщить, что Ашик утонул. Бедняк идёт дальше, скитается, попадает в плен. Там начинает играть, а всем так нравится его мастерство, что он становится придворным музыкантом.

    Годы идут. Невеста ждёт его, не веря слухам о гибели. Когда свадьбу её уже назначили, она отправляет блюдо Ашика со знакомым, чтобы тот нашел хозяина. Ашик узнаёт свою вещь, понимает, что пора возвращаться.

    Загнав коня, он сам собирается умереть, но тут ему помогает Дух – переносит его домой. Там он успевает на свадьбу, а невеста, которая тоже собиралась себя убить, узнаёт возлюбленного. Любовь побеждает. Даже мать Ашика, ослепшая от горя, прозревает.

    Это интересно: Поэма «Демон» Лермонтова, написанная в 1839 году, полна философских размышлений поэта на тему добра и зла, невозможности любви, в ней немало фольклорных и мифологических мотивов. Прежде, чем произведение было допущено к печати, оно перенесло восемь авторских редакций.

    Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

    В городе Тифлисе жила красавица Магуль-Мегери. Она была дочерью богатого турка. Там же жил и Ашик-Кериб. Он ходил по свадьбам и увеселял людей, играя на саазе (турецкой балалайке).

    Однажды на свадьбе увидел Ашик Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга.

    Юноша грустил, потому что думал, что они никогда не поженятся — ведь отец её богат, а он беден.

    Девушка уверяла, что отец даст ей много денег, но Ашик-Кериб боялся, что потом Магуль-Мегери будет упрекать его в том, что он богатством обязан ей.

    Ашик хотел 7 лет странствовать, чтобы накопить богатство, и спросил девушку, будет ли она ждать его. Магуль-Мегери согласилась, но предупредила, что если в назначенный день он не вернётся, придётся ей стать женой Куршуд-бека, который давно сватается за неё.

    Простился юноша с матерью и маленькой сестрой и пошёл странствовать. Его догнал на коне Куршуд-бек и сказал, что будет ему товарищем в странствиях.

    Когда нужно было переплыть реку, Ашик снял верхнюю одежду и поплыл. Куршуд-бек схватил её, ускакал в Тифлис и отдал одежду матери Ашика, сказав, что сын её утонул. Мать заплакала, потом пошла к Магуль-Мегери и рассказала о горе. Но девушка поняла, что Куршуд-бек солгал.

    Ашик пришёл в одну из деревень, там добрые люди дали ему одежду и еду. Стал он ходить по деревням, играть на саазе и петь песни.

    Дошёл юноша до Халафа. Там жил паша, который очень любил песни. Его слуги приказали Ашику идти с ними к великому паше. Ашик сказал, что он вольный человек и ему паша не господин. Тогда его схватили и доставили к паше. Тот сказал, чтобы юноша пел. Пение паше очень понравилось, и он оставил Ашика у себя и осыпал его золотом и серебром.

    Скоро должен был закончиться седьмой год, как он ушёл из дома. Магуль-Мегери попросила одного купца, который отправлялся из Тифлиса с караваном, взять у неё золотое блюдо. Попросила она, чтобы в тех городах, где будет торговать, выставлял он это блюдо в лавке. И ещё сказала, что тот, кто признает блюдо своим, получит его да ещё золото, по весу равное этому блюду. Так и делал купец, но никто не признавался хозяином блюду. Только в Халафе Ашик-Кериб признал его за своё. Купец узнал юношу и сказал скорее ступать в Тифлис, так как, если не прибудет туда в назначенный день, Магуль-Мегери выйдет замуж за другого.

    Оставалось только 3 дня, и Ашик поскакал на коне в Тифлис. Измученный конь упал замертво на Арзинган-горе, которая находилась между Арзиньяном и Арзерумом. До Тифлиса оставалось 2 месяца езды, а до срока — только 2 дня.

    Хотел юноша с горя броситься в пропасть, но всадник на белом коне велел ему спуститься с утёса и следовать за ним. Но Ашик сказал, что он не догонит его коня. Тогда всадник велел юноше сесть на коня сзади и спросил, куда ему нужно ехать.

    Ашик сказал, что желал хотя бы успеть сегодня в Арзерум. Всадник велел ему закрыть глаза, а когда юноша их открыл, то увидел, что очутился в Арзеруме. Сказал он тогда, что хотел сказать, что ему нужно в Карс, закрыл и открыл глаза и увидел себя в Карсе. Тогда сказал Ашик, что на самом-то деле ему надо в Тифлис. Через минуту был он в родном городе. Поблагодарил он всадника и попросил у него какое-нибудь доказательство, которое свидетельствовало бы, что он за 1 день прибыл из Арзиньяна в Тифлис.

    Всадник велел ему взять из-под копыта коня комок земли. Если не будут верить, что он в 1 день достиг Тифлиса, пусть приведут к нему женщину, ослепшую 7 лет назад. Нужно намазать этой землёй ей глаза — и она прозреет. Послушался этих слов всадник Ашик и взял комок земли. А когда поднял он голову, всадник исчез вместе с конём. Понял юноша, что это был Хадерилиаз (Святой Георгий).

    Вечером постучался Ашик в свой дом. Сестра его впустила, но не узнала в нём брата, а мать уже 7 лет была слепой. Ашик попросил взять висящую на стене сааз и стал петь о своей судьбе. Мать спросила, как его зовут, он ответил, что имя его — Рашид (храбрый).

    Попросил Ашик у матери разрешения взять сааз, чтобы играть на ней на свадьбе. Пообещал он награду за игру и пение принести в её дом. Получив разрешение, он пошёл на свадьбу.

    Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека, но не хотела она этого и поклялась убить себя.

    Когда жених спросил Ашика, как его зовут, тот ответил: «Шинды Гёрурсез (скоро узнаете)». Стал петь Ашик о том, как он из Халафа за день попал в Тифлис. Магуль-Мегери узнала голос любимого и бросилась к нему. Брат Куршуд-бека хотел их заколоть кинжалом, но жених остановил его и спросил Ашика, как же он смог быстро преодолеть такое большое расстояние. Ашик сказал, что в доказательство этого он возвратит зрение женщине, которая ослепла 7 лет назад.

    Его сестра привела мать на свадебный пир. Ашик развёл водой комок земли из-под копыта коня Хадрилиаза, и намазал матери глаза. Мать прозрела, и все поверили словам Ашик-Кериба, а Куршуд-бек уступил ему Магуль-Мегери.

    Ашик-Кериб, чтобы утешить Куршуд-бека, предложил ему жениться на своей сестре, обещал дать им серебро и золото и пожелал им счастья.

    Содержание сказки «Ашик-Кериб» с цитатами

    Краткое содержание «Ашик-Кериб» Лермонтов с цитатами из произведения:

    Давным-давно в Тифлисе жил богатый турок Аяк-Ага, у которого была единственная красавица дочь Магуль-Мегери. Там же проживал и бедный музыкант Ашик-Кериб, у которого не было «ничего кроме высокого сердца – и дара песен». На одном из торжеств, где играл Ашик-Кериб, молодые люди познакомились и полюбили друг в друга.

    Магуль-Мегери сказала своему возлюбленному, чтобы тот смело просил ее руки у отца, который не пожалеет денег на свадьбу, и всем обеспечит их ради счастья дочери. Однако гордый юноша не хотел выступать в роли нахлебника.

    Он дал клятву возлюбленной – «семь лет странствовать по свету и нажить себе богатство, либо погибнуть в дальних пустынях». Магуль-Мегери согласилась, но с условием – если Ашик-Кериб не вернется в условленный срок, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно к ней сватался.

    Молодой музыкант попрощался с матерью и сестрой, и отправился в дальнюю дорогу. Вслед за ним отправился и Куршуд-бек. Когда перед путниками показалась река, Ашик-Кериб первым переправился через нее, но коварный соперник схватил ее одежду и поспешил домой. Он всем рассказал, как музыкант утонул в реке, но Магуль-Мегери не поверила ему.

    Тем временем Ашик-Кериб странствовал по свету, зарабатывая на жизнь своим талантом. Вскоре слава о нем достигла богатого и могущественного паши, который предложил бродячему музыканту остаться у него. Благодаря его щедрости «счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат», и вскоре совсем позабыл Магуль-Мегери.

    Семилетний срок уже подходил к концу, и Магуль-Мегери попросила знакомого купца везде выставлять золотое блюдо, в надежде, что увидит его Ашик-Кериб и вспомнит о ней. Так и произошло. Он поспешил в родной Тифлис, но понимал, что не успеет вернуться в назначенный срок. Помог юноше добраться домой загадочный всадник на белом коне.

    Ослепшая от слез мать Ашик-Кериба, узнав о возвращении сына, тут же прозрела. Юноша поспешил к Магуль-Мегери, которая в тот самый вечер должна была выйти замуж за Куршуд-бека. Счастливые влюбленные тут же сыграли свадьбу, а Куршуд-бек взял в жены сестру Ашик-Кериба.

    Заключение

    Произведение учит быть настойчивым в достижении цели, честным, порядочным, уметь держать свое слово и бороться за свою любовь, за свое счастье.

    Это интересно: Драму «Маскарад» Лермонтов написал в 1835 году. Изначально пьеса состояла из трех актов, но не была пропущена цензурой. Во второй редакции Лермонтов добавил четвертый акт, этот вариант драмы и дошел до нас. Впервые пьеса была опубликована только в 1842 году, впервые поставлена на сцене – в 1852 году.

    ГДЗ Литературное чтение учебник Климанова, Горецкий, Голованова 4 класс 1 частьГотовые домашние задания к учебнику Литературное чтение, авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина за 4 класс. Ответы на задания к 1 части учебника. Издательство Просвещение. Программа Школа России, текущий учебный. 

    Как обычно, на уроках и дома будем много читать, ведь к концу года все ученики просто обязаны начитать технику чтения не менее 120 слов в минуту. Произведения интересные, авторы хорошо поработали на подборкой и вопросами к этим произведениям. Придется хорошо поразмыслить над домашним заданием или подсмотреть у нас в ГДЗ правильные ответы.

    ГДЗ проверены и одобрены учителем начальных классов.

    Произведения тут мы печатать не будем, с ними вы можете ознакомиться в учебнике или у нас на сайте в разделе КНИГИ. Тут только ответы на вопросы учебника и ничего более. 

    Летописи…

    Летописи. Былины. Жития

    Ответы к странице 8. И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда

    1. В летописи описывается поход князя Олега на Константинополь в Русско-турецкую войну 907 года.

    2. Войско было очень большим. Это доказывают слова: «И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей.» Греков поразили и испугали корабли, поставленные на колеса.

    3. Щит должен был свидетельствовать о том, что город покорен и  Олег одержал победу. «И давали друг другу присягу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили к клятве по закону русскому, и клялись те оружием своим и Перуном, богом своим, и Велесом, богом скота, и утвердили мир».

    4. Русь получила торговые и военные связи с греками. «И пришел Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье».

    5. Олег не принял угощение, предложенное войску, потому что предвидел, что оно может быть отравлено. «И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки яства и вино, но не принял Олег вина, ибо было оно отравлено.» За дар предвидения Олега назвали вещим.

    6. Из текста летописи мы можем узнать, что на Руси существовали города. «А потом дать дани для русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по этим городам сидят великие князья, подвласные Олегу». Русичи придерживались христианства, о чем говорят слова «сами целовали крест».

    7. Прочитанный фрагмент можно озаглавить «Победа Олега над греками».

    11

    Ответы к странице 11. И вспомнил Олег коня своего

    ==

    20

    Ответы на задания страница 20. Три поездки Ильи Муромца

    ==

    29

    Ответы на вопросы стр. 29. Житие Сергия Радонежского

    ==

    32

    Страница 32. Наши проекты

    Тема проекта: Подготовка сообщения о важном историческом событии.

        Куликовская битва 1380 г.

    ==

    33-34

    Страница 33-34. Проверим себя и оценим свои достижения

    ==

    Чудесный мир…

    Чудесный мир классики

    Ответы к вопросам на страницах 59, 60, 61. П. П. Ершов «Конек-горбунок»

    ==

    67-68

    Ответы на вопросы на странице 67-68. А. С. Пушкин

    ==

    90-91

    Ответы к странице 90-91. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

    ==

    96

    Страница 96. Ю. Лермонтов. Терек

    ==

    111

    Ответы к странице 111. Ашик-Кериб

    ==

    118

    Ответы на вопросы страницы 118. Л.Н.Толстой. Детство

    ==

    119

    Страница 119. Как мужик убрал камень

    ==

    133-134

    Ответы на вопросы страницы 133-134. А. П. Чехов. Мальчики

    ==

    135-136

    Стр. 135 — 136. Проверим себя и оценим свои достижения

    ГДЗ Литературное чтение учебник Климанова, Горецкий, Голованова 4 класс 1 часть

    1. Откуп. 2. Тридцать.  3. Яблочко.  4. Приказ.  5. Чернавка.  6. Елисей. 7. Черница.  8. Ветер.  9. Стекло.  10. Комар.  11. Чародей.  12. Конюшня.

    Отгадка: прозаическая речь —  произведение, написанное в прозе.

    ==

    Поэтическая тетрадь. С.138

    Поэтическая тетрадь

    Ответы к странице 138. Ф. И. Тютчев. Еще земли печален вид…

    5. 

    Еще земли печален вид// (пауза),
    А воздух уж весною дышит// (пауза),
    И мертвый в поле стебль колышит// (пауза)
    И елей ветви шевелит// (длительная пауза),
    Еще природа не проснулась, //
    Но сквозь редеющего сна(короткая пауза)
    Весну послышала она(короткая пауза)
    И ей невольно улыбнулась…//

    140

    Страница 140. Как неожиданно и ярко…

    1. Как Тютчев описывает радугу? Как ему удаётся показать красоту и мгновенность радужного видения?

    ==

    2. О чём просит читателя автор? Почему?

    ==

    3. Как ты думаешь, зачем в стихотворении дважды повторяется слово лови?

    ==

    4. Каким настроением проникнуто произведение? Объясни. Подумай, почему в стихотворении три восклицательных предложения.

    ==

    5. Как бы ты озаглавил произведение? Запиши свои варианты в «Рабочую тетрадь».

    ==

    6. Выучи стихотворение наизусть. Какую интонацию ты выберешь для его чтения?

    ==

    141

    Страница 141. А.А.Фет. Весенний дождь

    Какую картину изобразил Фет в своём стихотворении? Как он сумел показать начало дождя? Выпиши в «Рабочую тетрадь» слова, которые помогли поэту.

    ==

    142

    Страница 142. Бабочка

    1. От чьего имени написано стихотворение?

    ==

    2. Какою изображена бабочка? Опиши её.

    ==

    3. Не напоминает ли тебе ритм этого произведения порхание бабочки, рисунок её полёта?

    ==

    4. Какой тон, какая интонация более всего подойдут при чтении стихотворения? Выразительно прочитай его.

    Ты прав.Одним воздушным очертаньем 
    Я так мила. 
    Весь бархат мойс его живым миганьем —  
    Лишь два крыла. 
    Не спрашивай:откуда появилась? 
    Куда спешу? 
    Здесь на цветок я легкий опустилась 
    И вот — дышу. 
    Надолго ли,без цели, без усилья, 
    Дышать хочу? 
    Вот, вот сейчас,сверкнув,раскину крылья, 
    И улечу.

    144

    Ответы к странице 144. Е. А. Баратынский. 

    Весна, весна! Как воздух чист!..

    Какие чувства переполняют поэта? Почему? Как ты прочитаешь стихотворение? Объясни.

    ==

    Где сладкий шепот моих лесов?..

    1. Какие изменения произошли в природе? Обрати внимание на подчёркнутые слова. Как они помогают поэту сравнить зиму и лето?

    ==

    2. Каким настроением проникнуто произведение? Почему ты так думаешь?

    ==

    145

    Страница 145. А. Н. Плещеев. Дети и птичка

    Почему меняется ритм стихотворения?

    ==

    146

    Ответы на вопросы страницы 146. И.С. Никитин. В синем небе плывут над полями…

    1. Какие выразительные слова находит поэт, чтобы изобразить меняющиеся картины природы? Запиши их в «Рабочую тетрадь».

    ==

    2. Как ты представляешь себе золотые края облаков и золотое сияние звёзд? В чём необычность эпитета золотой?

    ==

    3. Что можно сказать о настроении поэта? Обсудите с другом. Помогают ли последние строчки произведения понять мысли и чувства поэта, его отношение к природе?

    ==

    148

    Страница 148. H. А. Некрасов. Школьник

    Обсудите с другом, легко или трудно будет мальчику добиться своей цели. Почему? Что хотел сказать Некрасов своим читателям?

    ==

    149

    Страница 149. В зимние сумерки нянины сказки..

    1. Как описывает поэт забавы Саши?

    ==

    2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Прочитай его выразительно.

    ==

    В зимние сумерки нянины сказки
    Саша любила. Поутру с салазки
    Саша садилась, /летела стрелой
    Полная счастья, с горы ледяной.
    Няня кричит: «Не убейся, родная!»
    Саша, салазки свои погоняя,
    Весело мчится. На полном бегу
    Набок салазки — и Саша в снегу!
    Выбьются косы, растреплется шубка —
    Снег отряхает, смеётся, голубка!
    Не до ворчанья и няне седой,
    любит она её смех молодой…

    151

    Ответы к странице 151. И. А. Бунин. Листопад

    1. Что напомнил осенний лес Бунину? Как подчёркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема? А какие эпитеты использует для этого автор?

    ==

    2. Почему слово Осень поэт пишет с большой буквы? Чего он достигает необычным изображением осени?

    ==

    3. Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины?

    ==

    4. Прочитай ещё раз последние восемь строк стихотворения. Какие согласные звуки повторяются?

    ==

    5. Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня? Что хотел сказать Бунин своим читателям?

    ==

    6. Какое настроение ты передашь при чтении?

    ==

    152-154

    Стр. 152-154. Проверим себя и оценим достижения

    1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?

    ==

    2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше? Приготовься прочитать в классе те произведения, которые тебе нравятся. 

    ==

    3. Прочитай строки из стихотворений. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.

    ==

    4. Расскажи о том, как один из этих поэтов изображает природу. Тебе помогут вопросы:
    Какое время года описывает поэт? Есть ли разница в том, как авторы их изображают? Найди слова, которые подтверждают твою мысль.
    Как эпитеты и сравнения помогают поэту нарисовать картины природы? Приведи примеры.
    Всегда ли с одинаковым чувством изображает автор природу? Почему?

    ==

    5. Прочитай определение понятия олицетворение. Найди олицетворение в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?

    ==

    6. Что ты можешь сказать об оформлении стихотворной речи на письме?

    ==

    7. Часто поэты делят свои произведения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё же различные картины. Строфа помогает выделить каждую картину. Найди примеры таких стихотворений.

    ==

    8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своими словами.

    ==

    9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.

    Вопрос к стихотворению Тютчева «Как неожиданно и ярко»: Какие чувства вызывает у поэта радуга?
    Тютчев «Еще земли печален вид»: Какое время года описывает поэт?
    Тютчев «Как неожиданно и ярко»: Какие чувства вызывает у поэта радуга?
    Фет «Бабочка»: К кому обращается бабочка?
    Фет «Весенний дождь»: Где происходит действие, описанное в стихотворении?
    Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!»: Какие строки в стихотворении рифмуются?
    Баратынский «Где сладкий шепот моих лесов?»: Какое значение в этом стихотворении имеют глаголы?
    Бунин «Листопад»: Если бы это стихотворение сопровождало картину художника, как можно определить жанр этой картины?
    Плещеев «Дети и птичка»: Сколько строф в стихотворении А. Н. Плещеева?
    Никитин «В синем небе плывут над полями»: Какие строки рифмуются поэтом?
    Некрасов «Школьник»: Можно ли назвать это стихотворение лирическим описанием природы? О чем в нем говорится?
    Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки»: О чем это стихотворение?

    10. Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел «Поэтическая тетрадь». Составьте список. Объясните свой выбор.

    ==

    Литературные сказки. С.167-168

    Литературные сказки

    Ответы на вопросы страниц 167-168. В. Ф. Одоевский. Городок в табакерке

    1. Обсудите с другом, можно ли назвать произведение Одоевского сказкой. Какие особенности сказки вы выделите?

    ==

    2. Почему Мише захотелось попасть в табакерку? Что удивило мальчика, когда он её впервые увидел?

    ==

    3. Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?

    ==

    4. Что ты думаешь о мальчике? Используй опорные слова и расскажи о Мише: осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, любопытный, находчивый, добрый, безответственный, равнодушный.

    ==

    5. Как Одоевский превратил механизм табакерки в удивительный сказочный городок?

    ==

    6. Как описание внешнего вида и речь помогают узнать жителей городка в табакерке? Объясни. Приведи примеры.

    ==

    7. Обсудите с другом, зачем Одоевский создал своё произведение? Что автор хотел сказать читателям?

    ==

    8. Раздели текст на части, озаглавь каждую часть, составь план сказки.

    ==

    9. Расскажи о путешествии в городок ДиньДинь от лица Миши. Постарайся при пересказе передать настроение мальчика, его отношение к жителям городка в табакерке.

    ==

    178-179

    Стр. 178-179. В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе

    1. Что позволило Гаршину назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?

    ==

    2. Проследи, как автор описывает внешний вид розы. Какие выразительные слова он для этого использует? А как Гаршин изображает жабу?

    ==

    3. Какими чувствами наделяет писатель розу и жабу? Почему жаба хотела уничтожить розу?

    ==

    4. Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу? Объясни. Приведи примеры из текста.

    ==

    5. Что ты можешь сказать о характере мальчика? А как о нём говорит автор? Прочитай. Как он относится к герою: с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором?

    ==

    6. Обсудите с другом, почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика. Что их сближает?

    ==

    7. Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью?

    ==

    8. Определи основную мысль произведения. Объясни свою точку зрения. Запиши её в «Рабочую тетрадь».

    ==

    9. Обсудите с друзьями, можно ли дать «Сказке о жабе и розе» другое название: «История, которую поведал высушенный цветок розы», «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь»? Объясните свой выбор.

    ==

    10. Найдите в библиотеке сборник рассказов для детей В. Гаршина. Какие другие произведения вошли в него? Составьте список произведений Гаршина.

    ==

    192

    Ответы к стр. 192. П.П. Бажов. Серебряное копытце

    1. Что в произведении ты находишь волшебного, сказочного, а что могло быть на самом деле? Обрати внимание на название.

    ==

    2. Почему, по твоему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

    ==

    3. Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Почему ты так думаешь?

    ==

    4. Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце: каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато? Объясни.

    ==

    5. Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

    ==

    6. Каким нарисовал Серебряное копытце художник? А каким представляешь себе его ты?

    ==

    7. Как автор относится к героям? А что думаешь о них ты?

    ==

    8. Обсудите с другом, какими мыслями хотел поделиться со своими читателями Бажов.

    ==

    9. Вместе с одноклассниками прочитайте сказку по ролям.

    ==

    214

    Страница 214. С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Сказка ключницы Пелагеи

    1. Можно ли по заглавию предположить, о чём сказка Аксакова? Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое название: «Алый цветок», «Сёстры», «Подарки», «Чудище-юдище»?

    ==

    2. Обсудите с другом, чем старшие дочери отличаются от младшей дочери. Как поступки героинь помогают понять их характер?

    ==

    3. Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства?

    ==

    4. О каком волшебном предмете идёт речь в сказке? В чём проявляется его волшебная сила? Найди его описание в сказке.

    ==

    5. Раздели сказку на части, озаглавь их. Подумай, как расскажет историю об аленьком цветочке младшая дочь.

    ==

    6. Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему? Запиши в «Рабочую тетрадь».

    ==

    215

    Страница 215. Проверим себя и оценим достижения

    1. Какие сказки Одоевского и Гаршина ты читал раньше? Знакомы ли тебе другие произведения Аксакова и Бажова? Составь список, запиши его в «Рабочую тетрадь».

    ==

    2. Объясни своими словами, что такое литературная сказка. Чем она отличается от народной сказки? Приведи примеры.

    ==

    3. Как ты думаешь, сказки из данного раздела близки народным сказкам или отличаются от них?

    ==

    4. Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения? Приведи примеры.

    ==

    5. Представь, что писатель не использовал этот приём. Как изменилось бы его произведение? Смогли бы мы назвать его сказкой?

    ==

    6. Как ты понимаешь, что такое повествование? Найди в энциклопедии определение этого понятия. Сравни его с данным. Назови произведения, которые можно назвать повествовательными.

    ==

     Ответы на вопросы 4 класс литературное чтение 1 часть сказка ашик кериб Школьные предметы это не только точные науки, не только умение мыслить логически, но и то, что помогает развить в себе прекрасный, большой и созидательный внутренний мир. Вот скажем то же литературное чтение, заботится более о нашем именно морально душевном развитии. Знакомит нас с произведениями писателей и поэтов, заставляет задуматься о сущности мира, отношений, исторических событий…
     Конечно в 4 классе нашим деткам еще рано изучать произведения великой классики, но даже то, что они проходят сейчас является некими маленькими и верными шажками приближающими их к величию, значимости, воспитанию своего собственного Я, своего внутреннего мира.

     В этом учебнике мало прочитать, здесь надо еще и подумать, сделать выводы, тем самым и развиваться! Однако не всегда эти вот шажки даются так легко. Кому-то нужна созидательная помощь, чтобы начать двигаться вперед, чтобы стать лучше, чтобы достичь понимания сложившейся ситуации, пусть и в художественном произведении. И вот чтобы помочь нашим деткам сделать эти шаги и создана наша страничка.

    Здесь можно будет найти ответы к домашним заданиям по литературе. Эти ответы направят школьников, помогут проверить свои мысли, представят альтернативные мнения… Что же, теперь давайте ознакомимся с этими ответами для учебника по литературе за 4 класс, по программе Школа России.

     Для того чтобы найти нужные нам задания необходимо выбрать те странички учебника, которые вы сейчас проходите. Потом на открывшейся вкладке можно будет найти упражнения. Именно эти упражнения и будут подсказками к вашим домашним работам.

    Летописи…

    Летописи. Былины. Жития

    Ответы к странице 8. И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда

    1. В летописи описывается поход князя Олега на Константинополь в Русско-турецкую войну 907 года.

    2. Войско было очень большим. Это доказывают слова: «И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей.» Греков поразили и испугали корабли, поставленные на колеса.

    3. Щит должен был свидетельствовать о том, что город покорен и  Олег одержал победу. «И давали друг другу присягу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили к клятве по закону русскому, и клялись те оружием своим и Перуном, богом своим, и Велесом, богом скота, и утвердили мир».

    4. Русь получила торговые и военные связи с греками. «И пришел Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье».

    5. Олег не принял угощение, предложенное войску, потому что предвидел, что оно может быть отравлено. «И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки яства и вино, но не принял Олег вина, ибо было оно отравлено.» За дар предвидения Олега назвали вещим.

    6. Из текста летописи мы можем узнать, что на Руси существовали города. «А потом дать дани для русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по этим городам сидят великие князья, подвласные Олегу». Русичи придерживались христианства, о чем говорят слова «сами целовали крест».

    7. Прочитанный фрагмент можно озаглавить «Победа Олега над греками».

    11

    Ответы к странице 11. И вспомнил Олег коня своего

    ==

    20

    Ответы на задания страница 20. Три поездки Ильи Муромца

    ==

    29

    Ответы на вопросы стр. 29. Житие Сергия Радонежского

    ==

    32

    Страница 32. Наши проекты

    Тема проекта: Подготовка сообщения о важном историческом событии.

    Ответы на вопросы 4 класс литературное чтение 1 часть сказка ашик кериб

     Картина Авилов М.И. 1943 год, «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

    Сочинение по этой картине можно будет посмотреть здесь.

    33-34

    Страница 33-34. Проверим себя и оценим свои достижения

    ==

    Чудесный мир…

    Чудесный мир классики

    Ответы к вопросам на страницах 59, 60, 61. П. П. Ершов «Конек-горбунок»

    ==

    67-68

    Ответы на вопросы на странице 67-68. А. С. Пушкин

    ==

    90-91

    Ответы к странице 90-91. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

    ==

    96

    Страница 96. Ю. Лермонтов. Терек

    ==

    111

    Ответы к странице 111. Ашик-Кериб

    ==

    118

    Ответы на вопросы страницы 118. Л.Н.Толстой. Детство

    ==

    119

    Страница 119. Как мужик убрал камень

    ==

    133-134

    Ответы на вопросы страницы 133-134. А. П. Чехов. Мальчики

    ==

    135-136

    Стр. 135 — 136. Проверим себя и оценим свои достижения

    ГДЗ Литературное чтение учебник Климанова, Горецкий, Голованова 4 класс 1 часть

    1. Откуп. 2. Тридцать.  3. Яблочко.  4. Приказ.  5. Чернавка.  6. Елисей. 7. Черница.  8. Ветер.  9. Стекло.  10. Комар.  11. Чародей.  12. Конюшня.

    Отгадка: прозаическая речь —  произведение, написанное в прозе.

    ==

    Поэтическая тетрадь. С.138

    Поэтическая тетрадь

    Ответы к странице 138. Ф. И. Тютчев. Еще земли печален вид…

    5. 
    Еще земли печален вид// (пауза),
    А воздух уж весною дышит// (пауза),
    И мертвый в поле стебль колышит// (пауза)
    И елей ветви шевелит// (длительная пауза),
    Еще природа не проснулась, //
    Но сквозь редеющего сна(короткая пауза)
    Весну послышала она(короткая пауза)
    И ей невольно улыбнулась…//

    140

    Страница 140. Как неожиданно и ярко…

    1. Как Тютчев описывает радугу? Как ему удаётся показать красоту и мгновенность радужного видения?

    ==

    2. О чём просит читателя автор? Почему?

    ==

    3. Как ты думаешь, зачем в стихотворении дважды повторяется слово лови?

    ==

    4. Каким настроением проникнуто произведение? Объясни. Подумай, почему в стихотворении три восклицательных предложения.

    ==

    5. Как бы ты озаглавил произведение? Запиши свои варианты в «Рабочую тетрадь».

    ==

    6. Выучи стихотворение наизусть. Какую интонацию ты выберешь для его чтения?

    ==

    141

    Страница 141. А.А.Фет. Весенний дождь

    Какую картину изобразил Фет в своём стихотворении? Как он сумел показать начало дождя? Выпиши в «Рабочую тетрадь» слова, которые помогли поэту.

    ==

    142

    Страница 142. Бабочка

    1. От чьего имени написано стихотворение?

    ==

    2. Какою изображена бабочка? Опиши её.

    ==

    3. Не напоминает ли тебе ритм этого произведения порхание бабочки, рисунок её полёта?

    ==

    4. Какой тон, какая интонация более всего подойдут при чтении стихотворения? Выразительно прочитай его.

    Ты прав.Одним воздушным очертаньем 
    Я так мила. 
    Весь бархат мойс его живым миганьем —  
    Лишь два крыла. 
    Не спрашивай:откуда появилась? 
    Куда спешу? 
    Здесь на цветок я легкий опустилась 
    И вот — дышу. 
    Надолго ли,без цели, без усилья, 
    Дышать хочу? 
    Вот, вот сейчас,сверкнув,раскину крылья, 
    И улечу.

    144

    Ответы к странице 144. Е. А. Баратынский. 

    Весна, весна! Как воздух чист!..

    Какие чувства переполняют поэта? Почему? Как ты прочитаешь стихотворение? Объясни.

    ==

    Где сладкий шепот моих лесов?..

    1. Какие изменения произошли в природе? Обрати внимание на подчёркнутые слова. Как они помогают поэту сравнить зиму и лето?

    ==

    2. Каким настроением проникнуто произведение? Почему ты так думаешь?

    ==

    145

    Страница 145. А. Н. Плещеев. Дети и птичка

    Почему меняется ритм стихотворения?

    ==

    146

    Ответы на вопросы страницы 146. И.С. Никитин. В синем небе плывут над полями…

    1. Какие выразительные слова находит поэт, чтобы изобразить меняющиеся картины природы? Запиши их в «Рабочую тетрадь».

    ==

    2. Как ты представляешь себе золотые края облаков и золотое сияние звёзд? В чём необычность эпитета золотой?

    ==

    3. Что можно сказать о настроении поэта? Обсудите с другом. Помогают ли последние строчки произведения понять мысли и чувства поэта, его отношение к природе?
    ==

    148

    Страница 148. H. А. Некрасов. Школьник

    Обсудите с другом, легко или трудно будет мальчику добиться своей цели. Почему? Что хотел сказать Некрасов своим читателям?
    ==

    149

    Страница 149. В зимние сумерки нянины сказки..

    1. Как описывает поэт забавы Саши?
    ==

    2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Прочитай его выразительно.
    ==

    В зимние сумерки нянины сказки
    Саша любила. Поутру с салазки
    Саша садилась, /летела стрелой
    Полная счастья, с горы ледяной.
    Няня кричит: «Не убейся, родная!»
    Саша, салазки свои погоняя,
    Весело мчится. На полном бегу
    Набок салазки — и Саша в снегу!
    Выбьются косы, растреплется шубка —
    Снег отряхает, смеётся, голубка!
    Не до ворчанья и няне седой,
    любит она её смех молодой…

    151

    Ответы к странице 151. И. А. Бунин. Листопад

    1. Что напомнил осенний лес Бунину? Как подчёркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема? А какие эпитеты использует для этого автор?
    ==

    2. Почему слово Осень поэт пишет с большой буквы? Чего он достигает необычным изображением осени?
    ==

    3. Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины?
    ==

    4. Прочитай ещё раз последние восемь строк стихотворения. Какие согласные звуки повторяются?
    ==

    5. Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня? Что хотел сказать Бунин своим читателям?
    ==

    6. Какое настроение ты передашь при чтении?
    ==

    152-154

    Стр. 152-154. Проверим себя и оценим достижения

    1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?
    ==

    2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше? Приготовься прочитать в классе те произведения, которые тебе нравятся. 

    ==

    3. Прочитай строки из стихотворений. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.
    ==

    4. Расскажи о том, как один из этих поэтов изображает природу. Тебе помогут вопросы:
    Какое время года описывает поэт? Есть ли разница в том, как авторы их изображают? Найди слова, которые подтверждают твою мысль.
    Как эпитеты и сравнения помогают поэту нарисовать картины природы? Приведи примеры.
    Всегда ли с одинаковым чувством изображает автор природу? Почему?
    ==

    5. Прочитай определение понятия олицетворение. Найди олицетворение в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?
    ==

    6. Что ты можешь сказать об оформлении стихотворной речи на письме?
    ==

    7. Часто поэты делят свои произведения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё же различные картины. Строфа помогает выделить каждую картину. Найди примеры таких стихотворений.
    ==

    8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своими словами.
    ==

    9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.

    Вопрос к стихотворению Тютчева «Как неожиданно и ярко»: Какие чувства вызывает у поэта радуга?
    Тютчев «Еще земли печален вид»: Какое время года описывает поэт?
    Тютчев «Как неожиданно и ярко»: Какие чувства вызывает у поэта радуга?
    Фет «Бабочка»: К кому обращается бабочка?
    Фет «Весенний дождь»: Где происходит действие, описанное в стихотворении?
    Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!»: Какие строки в стихотворении рифмуются?
    Баратынский «Где сладкий шепот моих лесов?»: Какое значение в этом стихотворении имеют глаголы?
    Бунин «Листопад»: Если бы это стихотворение сопровождало картину художника, как можно определить жанр этой картины?
    Плещеев «Дети и птичка»: Сколько строф в стихотворении А. Н. Плещеева?
    Никитин «В синем небе плывут над полями»: Какие строки рифмуются поэтом?
    Некрасов «Школьник»: Можно ли назвать это стихотворение лирическим описанием природы? О чем в нем говорится?
    Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки»: О чем это стихотворение?

    10. Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел «Поэтическая тетрадь». Составьте список. Объясните свой выбор.
    ==

    Литературные сказки. С.167-168

    Литературные сказки

    Ответы на вопросы страниц 167-168. В. Ф. Одоевский. Городок в табакерке

    1. Обсудите с другом, можно ли назвать произведение Одоевского сказкой. Какие особенности сказки вы выделите?
    ==

    2. Почему Мише захотелось попасть в табакерку? Что удивило мальчика, когда он её впервые увидел?
    ==

    3. Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?
    ==

    4. Что ты думаешь о мальчике? Используй опорные слова и расскажи о Мише: осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, любопытный, находчивый, добрый, безответственный, равнодушный.
    ==

    5. Как Одоевский превратил механизм табакерки в удивительный сказочный городок?
    ==

    6. Как описание внешнего вида и речь помогают узнать жителей городка в табакерке? Объясни. Приведи примеры.
    ==

    7. Обсудите с другом, зачем Одоевский создал своё произведение? Что автор хотел сказать читателям?
    ==

    8. Раздели текст на части, озаглавь каждую часть, составь план сказки.
    ==

    9. Расскажи о путешествии в городок ДиньДинь от лица Миши. Постарайся при пересказе передать настроение мальчика, его отношение к жителям городка в табакерке.
    ==

    178-179

    Стр. 178-179. В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе

    1. Что позволило Гаршину назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?
    ==

    2. Проследи, как автор описывает внешний вид розы. Какие выразительные слова он для этого использует? А как Гаршин изображает жабу?
    ==

    3. Какими чувствами наделяет писатель розу и жабу? Почему жаба хотела уничтожить розу?
    ==

    4. Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу? Объясни. Приведи примеры из текста.
    ==

    5. Что ты можешь сказать о характере мальчика? А как о нём говорит автор? Прочитай. Как он относится к герою: с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором?
    ==

    6. Обсудите с другом, почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика. Что их сближает?
    ==

    7. Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью?
    ==

    8. Определи основную мысль произведения. Объясни свою точку зрения. Запиши её в «Рабочую тетрадь».
    ==

    9. Обсудите с друзьями, можно ли дать «Сказке о жабе и розе» другое название: «История, которую поведал высушенный цветок розы», «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь»? Объясните свой выбор.
    ==

    10. Найдите в библиотеке сборник рассказов для детей В. Гаршина. Какие другие произведения вошли в него? Составьте список произведений Гаршина.
    ==

    192

    Ответы к стр. 192. П.П. Бажов. Серебряное копытце

    1. Что в произведении ты находишь волшебного, сказочного, а что могло быть на самом деле? Обрати внимание на название.
    ==

    2. Почему, по твоему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
    ==

    3. Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Почему ты так думаешь?
    ==

    4. Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце: каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато? Объясни.
    ==

    5. Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?
    ==

    6. Каким нарисовал Серебряное копытце художник? А каким представляешь себе его ты?
    ==

    7. Как автор относится к героям? А что думаешь о них ты?
    ==

    8. Обсудите с другом, какими мыслями хотел поделиться со своими читателями Бажов.
    ==

    9. Вместе с одноклассниками прочитайте сказку по ролям.
    ==

    214

    Страница 214. С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Сказка ключницы Пелагеи

    1. Можно ли по заглавию предположить, о чём сказка Аксакова? Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое название: «Алый цветок», «Сёстры», «Подарки», «Чудище-юдище»?
    ==

    2. Обсудите с другом, чем старшие дочери отличаются от младшей дочери. Как поступки героинь помогают понять их характер?
    ==

    3. Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства?
    ==

    4. О каком волшебном предмете идёт речь в сказке? В чём проявляется его волшебная сила? Найди его описание в сказке.
    ==

    5. Раздели сказку на части, озаглавь их. Подумай, как расскажет историю об аленьком цветочке младшая дочь.
    ==

    6. Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему? Запиши в «Рабочую тетрадь».
    ==

    215

    Страница 215. Проверим себя и оценим достижения

    1. Какие сказки Одоевского и Гаршина ты читал раньше? Знакомы ли тебе другие произведения Аксакова и Бажова? Составь список, запиши его в «Рабочую тетрадь».
    ==

    2. Объясни своими словами, что такое литературная сказка. Чем она отличается от народной сказки? Приведи примеры.
    ==

    3. Как ты думаешь, сказки из данного раздела близки народным сказкам или отличаются от них?
    ==

    4. Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения? Приведи примеры.
    ==

    5. Представь, что писатель не использовал этот приём. Как изменилось бы его произведение? Смогли бы мы назвать его сказкой?
    ==

    6. Как ты понимаешь, что такое повествование? Найди в энциклопедии определение этого понятия. Сравни его с данным. Назови произведения, которые можно назвать повествовательными.
    ==

  • Ответственность это сочинение пример из литературы
  • Ответственность это простыми словами для сочинения
  • Ответственность это определение для сочинения
  • Ответственность человека перед животными сочинение
  • Ответственность термин для сочинения