Ответьте на вопросы так чтобы получился связный текст проиллюстрируйте свой рассказ примерами

Поделиться олимпиада по литературе 7, 8, 9, 10, 11 класс ответы и задания муниципального этапа 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников всош

ПОДЕЛИТЬСЯ

Олимпиада по литературе 7, 8, 9, 10, 11 класс ответы и задания муниципального этапа 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ для Республики Татарстан, официальная дата проведения олимпиады 11 ноября 2021 год.

Задания 7 класс | критерии 7 класс

Задания 8 класс | критерии 8 класс

Задания 9 класс | критерии 9 класс

Задания 10 класс | критерии 10 класс

Задания 11 класс | критерии 11 класс

Олимпиада по литературе 7 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 8 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 9 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 10 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 11 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

1)Внимательно прочитайте задания. Распределите время, чтобы успеть выполнить оба задания. ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте рассказ Маши Вайсман «Лучший друг медуз». Напишите целостный анализ рассказа, отвечая при этом на вопросы (можно отвечать на вопросы в любом порядке): 1. Какую роль играет образ моря в рассказе? 2. Как вы понимаете название рассказа? 3. Почему повествование ведется от первого лица и почему эта история важна для повествователя? 4. Как построена система образов рассказа?

2)В рассказе, который вы только что анализировали, море показано словно живое («Если море нежных оттенков — голубого, розового и зелёного, значит, оно сонное и играть с нами сегодня не будет. Если краски более яркие, значит, настроение у моря хорошее, игривое, скоро появятся волны и — верхом на них – барашки».) Как называется такой прием в литературе? Приведите примеры произведений, в которых явления природы (море, горы, вьюги, грозы и пр.) показаны с помощью такого же приема. Назовите произведение и автора, поясните, о каком фрагменте текста идет речь и коротко поясните, какую роль этот фрагмент играет в произведении.

3)Напишите целостный анализ рассказа Фазиля Искандера «Рассказ о море». Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Опорные вопросы: 1. Как Вы понимаете название рассказа? 2. Какую роль играет образ моря в рассказе? 3. Почему события, о которых рассказывается, важны для повествователя? 4. Как в рассказе соединяется драматическое и комическое?

4)Вспомните, что такое классицизм как литературное направление. Классицизм каноничен по своей природе. Интересно, что даже в пейзаже он устанавливает свои законы. Например, правило «трех цветов»: первый план пейзажного полотна должен быть коричневато-зеленым или золотистым, теплых оттенков, второй — зеленым, холодных тонов, третий — голубые небеса, обрамленные зеленью или строениями по бокам, как театральными кулисами. Часто возникают другие «действующие лица» — море, берег, античные руины, кроны деревьев, облака — не менее талантливо разыгрывают великолепный спектакль, предстающий перед нашим взором. Представьте, что вы путешественник 18 века и в своем письме Другу создаете словесный морской пейзаж в духе классицизма (около 100 слов). Как вы думаете, почему классицисты не очень любили морские пейзажи?

5)Напишите целостный анализ рассказа писателя Нины Катерли «Все что угодно». Выполните целостный анализ произведения. Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Максимальный балл — 70 баллов. Опорные вопросы: 1. Какую роль в рассказе играет Петербург как место действия? 2. Как Вы понимаете название рассказа? 3. Что открыл для себя (или в себе) главный герой? 4. Как современный обычный человек связан с историей?

6)Вспомните, что такое романтизм как литературное направление. Что такое двоемирие? Вы прочитали рассказ, в котором герой словно оказался в другом мире. Во многих романтических произведениях герои оказываются в параллельном мире. Можно ли считать этот рассказ романтическим? Вспомните и назовите романтические произведения (автор и название), герои которых во сне или в особом состоянии оказывались словно в другом мире, какую роль играет такой «переход» в произведениях?

7)Напишите целостный анализ рассказа Владимира Набокова «Круг». Выполните целостный анализ произведения. Вы можете опираться на вопросы или выбрать свой путь анализа. Ваша работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Опорные вопросы: 1.Какую роль играет тема памяти в рассказе? Как меняется мироощущение человека на протяжении его жизни? 2.Какую роль играют вещи в рассказе? 3.Как можно объяснить смысл названия рассказа? 4. Сопоставьте этот рассказ с другими произведениями, в которых поднимается данная проблематика.

Другие ответы для муниципального этапа 2021-2022:

Муниципальный этап 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников задания и ответы

Тест по русскому языку Текст 3 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта. В каждом варианте по 10 заданий.

Вариант 1

1. Тема текста — это:

1) то, о чём или о ком говорится в тексте
2) часть текста
3) то главное, о чём хотел сказать автор
4) концовка текста

2. Какой заголовок наиболее подходит к данному тексту?

У корней деревьев проворно бегают муравьи и густо растут ландыши. Мы очень любим ландыши. Их белые, чистые цветки похожи на крошечные колокольчики. Они так хорошо пахнут!

1) Муравьи
2) Ландыши
3) Белые цветы
4) Хороший запах

3. Укажи вариант, где записан связный текст.

1) Оля осталась дома одна. Цветы стоят на подоконнике. Уже восемь часов. Мальчик быстро уснул. Надо ставить на плиту чайник. Из леса несут целые корзины грибов.
2) Моет, стоит, морская, одежду, машина, жара, караван, прекрасный, ненастье, принёс, мелькают.
3) У Вари жил очаровательный чижик. Чиж жил в клетке и никогда не пел. Варя с грустью подошла к чижу. «Пора тебе, чиж, петь». — «Пусти меня на волю, там я буду весь день петь».
4) Часто бывает, что ребята срывают на лугах. И ты поймёшь, как важно красоту луга. К тому же без бабочек и шмелей многие растения останутся.

4. Что значит — понять текст?

1) прочитать его
2) найти в нём опорные слова
З) найти его в учебнике
4) понять его основную мысль

5. Как называется тип текста, к которому можно поставить вопрос что произошло?

1) повествование
2) описание
3) рассуждение
4) рассказ

6. Как называется тип текста, к которому можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

1) рассуждение
2) картина
3) описание
4) повествование

7. Как называется тип текста, к которому можно поставить вопрос почему?

1) доказательство
2) рассуждение
З) повествование
4) описание

8. Определи тип текста.

— Рифма — это когда два слова оканчиваются одинаково, — объяснил Цветик. — Например, утка — шутка, коржик — моржик. Понял?
— Понял.
— Ну, скажи рифму на слово «палка».
— Селёдка, — ответил Незнайка.
— Какая же это рифма: палка — селёдка? Никакой рифмы нет в этих слова.
— Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

9. Определи и запиши цифрой количество предложений в тексте. (Знаки препинания не расставлены.)

Журавль подрос за лето он стал стройный и красивый пришла осень птицы улетают в жаркие страны журавль улетает вместе со всеми в последний раз шагает он по родному болоту вот все журавли собрались в стаю пора лететь!

10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? Запиши цифрами через запятую.

1) Они редко выходят на берег.
2) Большой пруд зимой не замерзает.
3) На пруду живут дикие утки.
4) Сюда вливается тёплая вода из труб.

Вариант 2

1. Тема текста — это:

1) концовка и начало текста
2) то, о ком или о чём говорится в тексте
3) то, о чём хотел сказать автор
4) главная мысль текста

2. Какой заголовок наиболее подходит к данному тексту?

Бурундуки — это лесные зверьки. Они едят почки разных деревьев. Бурундуки любят ягоды и плоды шиповника. Эти зверьки могут разорить гнездо. Зимой они крепко спят в норе.

1) Крепкий сон
2) Разорители гнёзд
3) Лесные зверьки
4) Бурундуки

3. Укажи вариант, где записан связный текст.

1) Сильный, говорить, смельчак, тетрадь, работа, кофта, медведь, холодный, поляна, топольки.
2) Карась — рыба толстая и ленивая. Живёт карась в озёрах и прудах. Вода там тихая. На дне лежит мягкий ил. Карась с утра до вечера достаёт из ила червяков. Зимой караси уйдут в глубокие ямы. Там они пролежат до весны.
3) Хорошо после грозы. Много подарков получил Серёжа в день своего рождения. Кролики дают вкусное мясо и мех. На полу лежал большой ковёр. В корзине красные помидоры.
4) Воет, гудит вьюга в лесу. Тропинки и дороги снегом. Волк к деревня стоит крадётся. Почуяли, но завыли серого к деревне.

4. Что значит — понять текст?

1) понять его тему
2) найти в нём главные слова
3) понять его основную мысль
4) прочитать его в учебнике

5. Как называется тип текста, в котором о чем-то рассказывается, сообщается?

1) рассуждение
2) описание
3) повествование
4) рассказ

6. Как называется тип текста, в котором описывается предмет, явление, событие?

1) картина
2) описание
3) повествование
4) рассуждение

7. Как называется тип текста, в котором что-либо доказывается?

1) статья
2) рассуждение
3) повествование
4) описание

8. Определи тип текста.

Яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, и слышно, как гремят семечки.

9. Определи и запиши цифрой количество предложений в тексте. (Знаки препинания не расставлены.)

Быстро летело время наступила осень от инея пожелтели берёзки и покраснели осины вода в реке потемнела холодный осенний ветер обрывал листья с деревьев небо часто покрывалось тяжёлыми облаками шёл мелкий дождь стаи птиц неслись на юг.

10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? Запиши цифрами через запятую.

1) Однажды зимой они поехали в тайгу.
2) Звали их Чук и Гек.
3) Там, далеко от дома, работал их папа.
4) В одном большом городе жили два мальчика.

Ответы на тест по русскому языку Текст 3 класс
Вариант 1
1-1
2-2
3-3
4-4
5-1
6-3
7-2
8. Рассуждение
9. 8
10. 2431
Вариант 2
1-2
2-4
3-2
4-3
5-3
6-2
7-2
8. Описание
9. 8
10. 4213

«Цыганка по имени Аз»

Юрий Козлов о рассказе Фирдаусы Хазиповой

Действие рассказа Фирдаусы Хазиповой происходит в Уфе. Время – наши дни. Молодой человек Азат Баширов на новогоднем корпоративе выступает в роли цыганки, которая должна гадать по руке и давать ответы на задаваемые собеседниками вопросы. Однако милого непринуждённого общения не получилось. К Азату обращается учительница истории Роза, поверившая в то, что перед ней настоящая предсказательница. У Розы много лет назад погиб ребёнок, и она до сих пор не изжила эту травму. Она хочет, чтобы «цыганка» объяснила: почему жизнь обошлась с ней так жестоко? Роза изливает Азату душу, переходя со своих личных бед на более широкие обобщения: почему мир несправедлив; почему люди ненавидят и убивают друг друга; ради чего они живут; есть ли выход из замкнутого круга житейских неустройств и несчастий?

Азат в смущении признаётся ей, что никакая он не цыганка. Роза уходит, а он начинает думать о своей жизни – о жене, о том, что они тоже в своё время потеряли ребёнка (неудачные роды), о том, как тяжело потом он и жена выходили из депрессии.

Одним словом, рассказ построен на чёрно-белом восприятии окружающей действительности: да, Новый год, все веселятся, выпивают и танцуют, но за плечами каждого – свои несчастья, беды, тяжёлые воспоминания.

Возможна ли в жизни гармония? Как определить желанную «золотую середину»? Автор не даёт ответа, лишь погружая читателя в судьбы героев, предоставляя ему самому поразмышлять на данную тему.

Рассказ написан хорошим языком, хотя в тексте иногда присутствуют излишние красивости.

«Есть доброе очарование в таких старинных домах, есть некая уютность, домашность, как будто все поколения проживавших в нем наращивали ауру, которая с годами все больше светлеет и начинает озарять и стены из красного кирпича, украшенные белыми контурами краски, и высокие узкие окна, и кружевные наличники». (стр. 2).

Рассказ вполне убедительно решает поставленную автором задачу – «выдернуть» читателя из уютного комфортного бытия, напомнить ему, что мир несправедлив и непредсказуем, что вокруг много несчастных людей, что судьба слепа – в любой момент может ударить любого.

Это вечная тема в литературе. Существует так называемая «рождественско-святочная» проза. Многие русские писатели отдали ей дань. Рассказ Фирдаусы Хазиповой – скорее, относится к «антисвяточному» жанру. В этом плане он состоялся. Не сомневаюсь, что рассказ будет напечатан и найдёт своего читателя.

Можно, конечно, посоветовать автору усилить концовку. В рассказе практически нет действия. Внутренний монолог героя – это хорошо, он всё объясняет. Но эту «плавность» мог бы «сломать» какой-нибудь неожиданный, но обусловленный пережитым героем потрясением поступок. Я не берусь подсказывать, каким он мог бы быть, это дело автора, но, мне кажется, рассказ от этого бы только выиграл.


Юрий Козлов: личная страница.

Хазипова Фирдауса Наилевна, родилась и живет в г. Уфе. Член Союза журналистов РФ и РБ. Заслуженный работник печати и массовой информации Республики Башкортостан, награждена Почетной грамотой Администрации города Уфы. Автор шести книг, в том числе сказочной повести «Морозята и Холодрыга». Публиковалась в журналах «Смена» (Москва), «Бельские просторы» (Уфа), «Зеленый луч» (Астрахань), в московских альманахах «Российский колокол», «RussianBell», «Автограф», «Проза.ру», газете «Истоки», сборниках «Новая формация», «В 21 век с Байроном», «Нить-4» (Лондон, 2020). Лауреат и финалист литконкурсов им. В.Тредиаковского, О’ Генри, «Открытая Евразия-2018 и -2019», награждена Почетной грамотой Международной организации «Генералы мира – за мир» (2018), Благодарственным письмом Государственной Думы РФ (2019), Благодарственным письмом Интернационального союза писателей (2020). Дипломант Германского международного конкурса «Лучшая книга года» (2020). Сайт автора.


Фирдауса Хазипова

Цыганка по имени Аз

На семи холмах на семи ветрах в легкой метели сверкает большой город. Его огни плавно опускаются и поднимаются вместе с высокими домами и фонарями, создавая иллюзию вальса под темно-синим звездным небом. Каменный город танцует с ветром ли, с самим собой ли в легкой задумчивости. И, кажется, не метель поднимает легкие вихри вокруг огней, а неслышные малозаметные движения зданий, одноногих деревьев и фонарей вздымают снежинки. Сотни тысяч разноцветных праздничных окон. Можно, не заглядывая в них, догадаться, что миллион жителей за этими городскими благодушными глазами, двигаясь за тюлевыми занавесками, сейчас легко и радостно готовятся к теплому семейному общению после трудового дня.

Азат Баширов, программист в возрасте 32 лет, в дутой синей куртке и вязаной серой шапке, помаргивая от залетающих в глаза снежинок, поднимался от остановки «Монумент Дружбы» вверх по скользкому тротуару. Справа под синим небом, как питон-альбинос, легким полукружьем лежала белая от панциря льда река Белая. Слева в снежной сетке тускло светились позолоченные купола церкви. Позади остался монумент, окруженный фигурами башкирских и русских девушек с одухотворенными лицами.

Пройдя по длинному мосту, проложенному над глубоким руслом исчезнувшей реки Сутолоки, стал подниматься на Усольскую гору. Он шел не домой к жене и трехлетней дочке, а в противоположную от дома сторону.

В пятистах метрах позади него в ту же сторону направлялась Роза, учитель-историк 46 лет. Она жила неподалеку и шла пешком, в черной норковой шубе со стоячим воротником и серой, крупной вязки шапке. Она спустилась со Случевской горы, на которой всеми огнями и иллюминацией полыхал исторический центр, ступила на Троицкий холм. Посмотрела на монумент дружбы с фигурами девушек, хороводом усаженных вокруг стелы, похожей на воткнутую в землю шпагу. Перешла мост и ступила на улочку, круто поднимающуюся вверх.

Эта часть города еще сохранила свой деревянный одно-двухэтажный посадский облик, где некогда ютились семьи ремесленников и другого трудового люда. В дороге, проходящей посредине, угадывалась земляная колея, по которой несколько веков громыхали повозки, а в потемневших стенах домишек застыли отголоски лошадиного ржания и цокот копыт. А сейчас изредка проносились легковушки. На самом верху улицы, разрезая дорогу надвое, за легким танцем снежинок угадывалось светло-желтое здание мечети. На заре новой формации причудливые решения властей превратили синагогу в кинотеатр, а теперь здесь размещалось мусульманское духовенство. Дальше город после небольшого подъема вниз опять начинал пританцовывать вверх до современных высотных кварталов. Но отсюда их не было видно. Поэтому здесь ощущался дух других столетий, вызывая несколько странные чувства. В этом уютном мире, уснувшем в 19 веке, ловишь себя на том, что мысли становятся неторопливыми, и поступь меняется на степенную, как бы в ожидании случайной встречи с солидным партнером-купцом…

Не доходя до мечети, Азат свернул направо. Там в глубине частных домов за серым ребристым забором из профнастила прячется старинный особняк, в который и направляются оба наших героя.

Есть доброе очарование в таких старинных домах, есть некая уютность, домашность, как будто все поколения проживавших в нем наращивали ауру, которая с годами все больше светлеет и начинает озарять и стены из красного кирпича, украшенные белыми контурами краски, и высокие узкие окна, и кружевные наличники. Все ласкает душу и взгляд.

Азат прошел в открытые ворота, пересек просторный заснеженный двор и, потопав ботинками, стряхнув снег, вошел в высокие стеклянные двери.

У порога его приветствовал Дед Мороз с круглым лицом и депутатским значком на красной шубе. Они тепло поздоровались. Депутат тряхнул красным мешком в руке, Азат весело показал на свой объемный пакет. Это был молчаливый радостный обмен паролями. «Да, я буду в маскарадном костюме, — предупреждал Азат. – Так что готовь призы».

За спиной Деда Мороза в конце длинного коридора мишурой и разноцветными гирляндами искрилась елка. Пахло зимним салатом, мандаринами и тем смешением разнообразных запахов, которые присущи большим застольям.

Три дня назад Азату позвонила Надежда и безапелляционным тоном заявила:

— Будешь на новогоднем вечере цыганкой. У тебя глаз с чертовщинкой, ты обаятельный и необычный, и одеяние тебе будет к лицу.

Спорить он не стал. Да это невозможно. Надежду все слушались. Ее душевности, человеческому обаянию никто не мог противостоять. Она обладала замечательным свойством собирать вокруг себя интересных людей. Поэтому на вечера в общество дружбы народов приходили с удовольствием.

Азат с усмешкой назвал себя цыганкой Аз и стал подбирать костюм. Сложнее всего было найти юбку, потому что широкие цветастые макси давно никто не носил. Но как человек обязательный, конечно, расстарался и все нашел…

Он свернул по коридору направо и наткнулся на председателя общества Надежду Селезневу. Ее полноватая фигура, бледное лицо дышали энергией и жизнерадостностью. Позже, когда застолье будет в разгаре, она предпочтет быть в тени, сдать бразды правления другому. Ее крупные веки немного прикроют глаза, она будет казаться вялой. Большинство знали, что ее энергия, выплескиваясь на подготовку мероприятия, обзвон участников, обдумывание сценария, оформление комнаты и множество других неизбежных проблем и забот, на самом мероприятии сходила на нет, и старались дать ей возможность посидеть за столом спокойно, ни о чем не заботясь.

Надежда привела его в небольшую комнатку с тремя столами, два из которых были пусты. Третий завален компьютерами, мониторами, клавиатурами, стеклянными игрушками, масками зверей, одеждой.

Азат переоделся в новогодний костюм, взглянул на себя в зеркало. На него смотрело знакомое овальное лицо с узкими карими глазами. Нижняя припухлая часть лица, пухлые губы, макияж и одеяние превратили его из обычного парня в брутальную даму. Он себе понравился, и, позвякивая дешевой бижутерией на руках, пошел в дальнюю комнату, откуда доносились запахи застолья, слышались разноголосье и смех.

Столы занимали всю комнату. Красные скатерти с белыми тарелками, бокалами, вазами с фруктами напоминали яркую рекламную картинку. Вокруг столов взвихривалась суматоха. Грузинка-предпринимательница торжественно вытаскивала три эксклюзивных торта в картонных коробках; болгарин, молдаванин и туркмен в национальных костюмах ставили на столы домашние вина и коньяки, тут же обсуждая рецепты и достоинства напитков. Учителя, журналисты, инженеры, экономисты, вузовские преподаватели, в жилах которых текла кровь разных национальностей, оживленно переговариваясь друг с другом, делясь новостями, вытаскивали домашние заготовки, магазинные продукты. И все это уже не умещалось на столах и не хватало тарелок. Но как-то выходили из положения, и комната, украшенная вдоль стен сувенирами и поделками разных народов, становилась наряднее самой нарядной елки.

Людей было больше, чем комната могла вместить, поэтому на места проходили боком, без конца отодвигая и придвигая стулья.

Азат сел рядом с журналисткой из республиканской газеты Верой, высокой крупной женщиной с широко расставленными синими глазами и ироничным выражением лица.

— Как дела? Что нового? – это был ее обычный первый вопрос с упором на второе предложение.

— Все, как всегда, — неоригинально ответил Азат, подбирая цветастую юбку, которая норовила разлечься на соседних стульях. – Дочка растет, у жены в школе дети все такие же озорники, родители живы-здоровы, я кручусь на двух работах – ипотеку выплачиваем.

— А что без настроения?

— Мама утром звонила, сказала, что неожиданно умер сосед, с которым очень дружен мой отец, — Азат немного отвернулся, чтоб взять себя в руки. И вновь повернул к Вере лицо. – Не понимаю. Вчера он говорил, что на заводе проходил медкомиссию, и врач, посмотрев на электрокардиограмму, похвалила: «Сердце у вас, как у космонавта». А сегодня он не проснулся. Ему всего 54… было.

— Соболезную, — искренне посочувствовала Вера.

— Не могу представить, — Азат прочистил горло. – Мы никогда уже не поедем втроем на рыбалку и охоту, никогда не услышим его бодрое: «Не дрейфьте, други. Мы еще покажем миру, сколько у нас пороху в пороховнице».

— Да, тяжело терять хороших друзей, — Вера положила ему салат на тарелку. – Держись.

За темными окнами мелькали легкие снежинки. Они, как мотыльки, прилипали к стеклам и с любопытством разглядывали пестрое общество в ярко освещенной комнате. Звучали тосты за старый и Новый год, делились личными событиями и успехами в прошедшем году, пели, читали стихи. Кулинарный конкурс не получился, потому что только зимних салатов было от пяти хозяек, и все были свежи и вкусны. Еда улетучивалась с быстротой, на которую способны только голодные, пришедшие после работы.

Дальние гости рассказывали, как, выйдя на пенсию, уехали жить в Болгарию и как их много там, россиян, и как им хорошо жить в комфортном климате у моря.

Через некоторое время Надежда встала из-за стола и объявила:

— Так, выходим в коридор к елке. Начинаем бал-маскарад, будем оценивать новогодние костюмы. А там, в комнате налево ведет прием цыганка-гадалка. Дипломированный специалист, экстрасенс, несколько лет жила в настоящем цыганском таборе. Ее приглашали даже в наш Белый дом, она им предсказала… Расскажет всю правду. Не забудьте ручку позолотить…

Роза вздрогнула, посмотрела на цыганку, выходящую в коридор, резко повернулась к Надежде, порывисто спросила:

— Правда, она экстрасенс?

— Истинная правда, — не задумываясь, ответила та и продолжила беседу с двумя депутатами Курултая.

***

Цыганка Аз сидела в небольшой комнатке. Она вальяжно расположилась за пустым столом, к которому торцом придвинута приставка-тумба. В коридоре начали водить хоровод, зазвучали смех и возгласы. Впорхнула Вера.

— Пошли к елке, а то без приза останешься.

— Не мешайте, дама, — строго ответил Азат. – Позолоти лучше ручку, и я тебе всю правду скажу.

Они рассмеялись, и Вера, положив на стол пятисотрублевую купюру, смущенно сказала:

— Передай Надежде, пожалуйста. Я на задании была, не успела ничего к столу купить.

С нарочитой важностью цыганка небрежно смахнула деньги в карман юбки. Они опять весело расхохотались.

Вера ушла, а в комнату стремительно вошла Роза, невысокая женщина с печальными серьезными глазами и горестными складками в углах рта. На ее сером свитере левее от синего кулона сохла небольшая желтоватая капля, похожая на след от сока.

— Я давно хотела поговорить с экстрасенсом, — присев на стул напротив, взволнованно сказала она.

Цыганка недоуменно посмотрела на нее. Но ничего не успела сказать, даже подумать. На нее обрушился поток чужого сознания, который ошеломил, а потом почти придавил тяжелым гнетом собственные мысли и ощущения.

— Наверно, сначала о себе скажу, чтобы понятно было, почему я так давно хотела поговорить с настоящим экстрасенсом, — начала Роза. — Живу в однокомнатной, всю жизнь одна. Как-то не получалось с мужчинами. Я поняла, что мне трудно мириться с их недостатками, которые раздражают большинство женщин… Мысли путаются. Ситуация для меня необычная. Я отношусь к категории сильных женщин. А здесь… Вы не подумайте, я не жалуюсь. Я хочу понять ту жизнь, которая вокруг меня в непосредственной близости. Опять отвлекаюсь, не туда несет… Несколько лет назад я потеряла сына во время родов. Я очень хотела малыша. Но он умер. И до сих пор слезы выступают на глаза, когда думаю об этом. Сейчас, подождите, соберусь с мыслями…

— О чем это она? – в крайнем смущении, смешанном с недоумением, думал Азат. – Она что, всерьез сейчас? На новогодний розыгрыш не похоже.

— Живу я на восьмом этаже. Здесь находится шесть квартир. Лет двадцать назад во всех, кроме однушек, жили полные семьи с мужьями, сыновьями. За эти годы что произошло… В 13-ой нормальная семья живет, их единственный сын в 37 лет и муж умерли от рака. В 14-ой – из двух сыновей младший ушел из жизни от передозировки наркотика, муж пил и много курил, умер от инсульта. В 15-ой случилась библейская история: старший сын, уголовник, зарубил топором брата, хорошего парня, от которого никто плохого ничего не видел. Поссорились из-за наследства. Их отец умер от инфаркта. В 12-ой супруги периодически пьянствуют, скандалят, соседка выбегает в коридор иногда окровавленная. Их шестнадцатилетний сын повесился в новогоднюю ночь… Теперь живут на этаже шесть одиноких женщин. Ну кто-то с внуками, снохами живет, это в расчет не берем. Понимаете, когда все это происходит в близком окружении… Почему мужчины не дорожат семьей, детьми, своей жизнью, в конце концов. Откуда в них стремление к самоуничтожению и уничтожению окружения. Кому и за что они мстят? Какое недовольство и против чего копится в них? Почему?

— Этаж и количество квартир четное, — неуверенно сказала цыганка. – Четыре стороны света…

— Я понимаю, сложно ответить. Сейчас, минутку, я попробую сформулировать проблему, с которой к вам пришла. Почему вы молчите все время? Да, вы ждете конкретного вопроса. Минуточку. Я взволнована, расстроена. Извините. Пусть вам это не мешает… Я хочу понять, почему я потеряла ребенка. Почему мне было отказано в такой милости? За что? Я так хотела сына. Но почему жизнь так жестока? Извините, я постараюсь успокоиться. Сейчас… Страшно то, что в общей картине нашего этажа эта потеря в глазах других людей теряет свою остроту. А я десять лет не могу спокойно без слез… Я тогда чуть не лишилась рассудка… Сейчас, подождите, я возьму себя в руки… Меня пытаются утешить примерами из жизни: а вдруг он вырос бы наркоманом, алкашом, бандитом. Говорят, что, может, бог уберег меня от больших проблем. Послушайте, вы – экстрасенс, академию закончили, как вас представили. Только не повторяйте эту чушь. Ну, возможно, не чушь… Ответьте же что-нибудь!

— Извините, — Азат чувствовал себя неловко. В его карих глазах были боль и сочувствие. – Это просто новогодний костюм, розыгрыш. Я не гадалка…

Он поправил шаль с большими яркими цветами, зачем-то погладил ладонями поверхность стола, опустив глаза.

Роза помолчала, пока смысл сказанного доходил до нее. Потом легонько ударила кулачками по столу:

— О господи, да что ж я за балда такая. Должна была догадаться. Ради бога, простите. Наговорила тут. Забудьте. Это прошлое. Все в прошлом…

Опершись о светло-коричневый стол, она медленно встала и вышла из комнаты…

Азат переоделся в свою одежду. С соседнего стола взял яркую маску зайца, надел на лицо и вышел в коридор, где вокруг елки шло веселье. Роза стояла поодаль, смотрела на елочные игрушки, с кем-то разговаривала, улыбалась. Но следы пережитого еще прочерчивали невидимые следы – грустные глаза оставались такими же, горестные складки у губ не разгладились.

— Ты рано переоделся, — сказала Надежда, неся чайные чашки. – Ну приз тебе все равно полагается.

— Представляете, — беспомощно сказал он. – Роза приняла меня всерьез. Все время, пока она говорила, я не знал, как признаться, что обыкновенный программист. И прервать ее было не по-человечески. Но что я мог ей ответить?

— А что случилось?

— Да рассказала сумбурно, все смешала. Что ребенка потеряла. Судьбы соседей вокруг – трагедии с драмой. Тяжело все это было слушать.

— Знаю, горя она хлебнула выше головы. Так я не пойму, с чего она тебе все выложила?

— Она решила, что я настоящий экстрасенс.

— Эх, черт, — Надежда не могла скрыть огорчения и досады. – Моя вина. Она же спросила, правда ли, что ты настоящая гадалка. А я занята была разговором и отмахнулась. Ах, черт возьми…

Остановила проходившую мимо Веру, отдала ей синие с белым узором чашки: «Отнеси». И снова повернулась к Азату, вздохнула:

— Что поделаешь, любого из нас копни и увидишь столько непролитых слез. Выслушать каждую боль ни сил, ни эмоций не хватит. Суета заедает. Это вот речка Сутолока исчезла, испарилась, в землю ушла. А в нашей жизни эта житейская сутолока никогда не уйдет. Да и слова нужные мы растеряли в суете. Не бери в голову. Все проходит, и это пройдет, как мудро сказал Соломон. Время лечит…

Праздник закончился поздно. Чай с тортами сели пить часов в 11 вечера. Часть гостей уже прощались. Оставшиеся вели разговоры допоздна…

***

Роза вышла в тихую морозную ночь. Здесь холм начинал плавное скольжение вниз, а потом от глубокого оврага улицы начинали опять вползать вверх, к центру, яркими текущими струями автомобильных фар. Город возлежал на белой земле, как сытый, равнодушный зверь. Его сотни тысяч светящихся окон насмешливо светились в легкой метели. Слева блестела шершавая ледяная шкура отъевшегося питона – реки.

Роза посмотрела на острые колючие глаза звезд и подумала с глубоким вздохом:

— Пора уже забыть, столько лет пролетело. Бессмысленно искать ответы просто потому, что судьба не обязана отчитываться за то, что происходит с нами. Надо жить, двигаясь дальше, искать силы только в себе самой. Немало было ситуаций, когда приходилось вытаскивать саму себя из горьких переживаний. А эту боль не получается перетерпеть и забыть.

Подавив подступающие слезы, она резко вскинула голову вверх, как бы бросая вызов бездушным звездам и равнодушным глазам окон, твердо сказала себе:

— Я спокойна. Я абсолютно спокойна. Я задвигаю прошлое, как ящик письменного стола, в прошлое… Ну по крайней мере постараюсь.

Она не спеша пошла вниз, обходя скользкие ледовые потеки на тротуаре.

… Азат вышел из уютного особняка в такую же зимнюю ночь. Он не был особо чувствителен, но этот день вывел из обычно спокойного сдержанного состояния. До сих пор он жил, окутанный мягкой теплой оболочкой. Вырос в ровной спокойной семейной атмосфере, где никто не рвал друг другу нервы. Учился, женился – все происходило без потрясений и страстей. А сегодня вдруг обнаружил в душе маленькую слабую точку, которая болела. Но как-то странно болела – незаметно, особо не беспокоила. Эта боль вдруг проявила себя, как внезапно разбуженный крупный зверь, встала перед ним на задние лапы, оказавшись выше его головы. И Азат растерялся. Он не мог понять, почему и из каких глубин возникли внезапные чувства неизбывной вины, даже досады на себя, раскаяния. Он вспомнил те страшные дни, когда через год после свадьбы у жены случился выкидыш. Он тогда не был готов к отцовским заботам, ему было странно думать о третьем члене семьи, непонятном и беспомощном, который, казалось, будет помехой им, еще не познавшим все радости молодого возраста. «Тоже ведь мальчик был», — с удивлением отметил Азат. Жена находилась на грани глубокой депрессии. Ее спасло то, что родные буквально вытолкали ее на работу в школу, которая не давала времени и возможности углубиться в опасный омут переживаний. Но еще долгих шесть лет, пока не родилась здоровая нежно любимая дочка, жена нет-нет впадала в отчаяние. «За что? За что?» — рыдала она. Азат в такие часы терялся, не знал, как ей помочь, что сказать.

А все ли лечит время, вдруг спросил он себя.

Золотистые огни на миг расплылись и исчезли. Он сморгнул слезы. Несколько раз повторил: «Я спокоен, я абсолютно спокоен». Но внутри болела, страдала какая-то часть души.

В одном из ближних окон взметнулась вверх рука. Это мог быть порыв к нежной ласке. Или к пощечине. А, может, к пьяной драке. Или к удару ножом. Как много может быть причин для одного взмаха руки, вдруг подумал он.

Он почувствовал, как из груди рвется беспомощно-страстный крик. И он вырвался этот немой крик, вспоров снежные покровы на деревьях и сбивая звезды, как кегли, прямо в сердитое желтое многоглазье рассерженного зверя:

— Почему? Ответьте же кто-нибудь!

Зимний город вальсировал с самим собой. Легкие метели трепали верхушки синих, светящихся изнутри белым цветом, сугробов.

Каменный зверь спокоен, абсолютно спокоен. Ему нет дела до страстей человеческих…

министерсво образования  и молодёжной политики
республики коми

Государственное профессиональное 
образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Школа
№ 12, класс 2 «б», каб. 4

1.     
Формировать умение
целеполагания, прогнозирования и планирования своей деятельности;

2.     
Способствовать формированию
чувства любви, бережливого отношения к книгам

Предполагаемый результат: формирование нравственного поведения учащегося, проявление
интереса и бережливого отношения к книгам

·у учителя: мультимедиа,
карточки для жребия, номера на столы (8), жетоны, грамоты

Этапы:

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

УУД

1.Орг.момент.
Мотивация

Цель: мотивация учащихся к
деятельности

Парта
это не кровать

И на
ней нельзя лежать.

Прозвенел
и смолк звонок.

Начинается
урок.

Тихо
девочки за парту сели,

Тихо
мальчики за парту сели,

На меня
все посмотрели.

Громко
прозвенел звонок,

Начинается
урок.

Наши
ушки на макушке,

Глазки
широко открыты,

Слушаем,
запоминаем,

Ни
минуты не теряем!

-(слайд
1)
Посмотрите на
слайд. Как вы думаете, что обозначает эта пословица?

«Книга
твой друг, без нее, как без рук.»

-Верно,
книга для нас спутник по жизни. Из неё мы узнаём много нового, она нас учит.
Если бы книг не существовало, то люди не смогли бы передавать свои знания
другим.

Дети выдвигают свои предположения

 Личностные: формирование мотивации успеха

Регулятивные:

Формирование умения регулировать свою деятельность

Познавательные: Активизировать
мыслительных операций и познавательных

2. Актуализация

Цель: актуализировать содержание занятия; создать
условия для ознакомления с новым материалом

-Ребята, у нас сегодня
не простое занятие, а посвящено празднику, который был 2 апреля. Наша
пословица тоже связана с этим праздником. Посмотрите ещё раз на пословицу и
подумайте. Какой это мог быть праздник?

-Верно, 2 апреля – Международный
день детской книги. Может быть, вы мне скажете, почему праздник принято
отмечать 2 апреля?

-Оказывается, дата
празднования выбрана не случайно: 2 апреля — день рождения великого датского
писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена. (слайд 2)
Родился в городе Оденсе на острове Фюн, в
семье сапожника и прачки. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего
ему истории из «Тысячи и одной ночи»; наряду со сказками отец любил петь
песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал
портным, он научился кроить и шить. Читать и писать он научился только к 10
годам. Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве: первую пьесу для
собственного «кукольного театра», состоявшего из ящика для представления, сделанного
отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ханс Кристиан сшил костюмы, он
сочинял три месяца. В 14 лет Андерсен отправился в столицу Дании – город
Копенгаген, там он мог изучать литературу, датский, немецкий и латинский
языки, посещал уроки в балетной школе. Жил весьма бедно, так как литературные
заработки были единственным источником дохода.

-Какие его сказки вы
читали?

— Гадкий утёнок, девочка
со спичками, Дикие лебеди, Дюймовочка, Огниво, Хороший мальчик, Принцесса на
горошине, Снежная королева, Талисман, Аисты и многие другие его сказки знают
во всём мире. Этот праздник впервые отмечали аж в 1967 году, а это почти 50
лет назад.

— А предположите, что
делают в этот день?

-На самом деле во всех
странах проводят конкурсы, выставки, конференции и фестивали, посвящённые
лучшим книгам мира, поэтому его и называют международным. Показывают
спектакли по детским книгам. Программы яркие, развлекательные,
запоминающиеся. И везде, у всех стран и народов, королём праздника считается
Андерсен.

-Как вы думаете, а чему
мы посвятим занятие?

-И сегодня мы с вами,
проведём викторину, которая имеет название «Нам никак нельзя без книжки» (слайд
3)

Дети выдвигают свои варианты

Ответы детей

Ответы детей

Дети выдвигают гипотезы

Варианты детей

Личностные:
способствовать формированию интереса к новому;

Познавательные:
Активизировать мыслительных операций и познавательных процессов; Уметь
анализировать материал

Коммуникативные: Формировать умение вести диалог; Формировать
умение слушать и слышать

3.Организация викторины

Цель: планирование  и регулирование предстоящей
деятельности

-Для
этого мы разделимся на 6 команд. Вам будет необходимо выбрать капитана. На
доске будут темы и количество баллов за каждый вопрос, но учтите чем больше
баллов, тем сложнее вопрос. Отвечать мы будем по очереди. Чтобы определить
очерёдность каждая команда тянет жребий и получает свой номер.

-За каждое задание команда будет получать
определённое количество баллов, которое фиксируется на доске. Побеждает та
команда, которая наберёт больше всех баллов.

-А теперь внимательно слушаем правила. (Параллельно
вывешиваются на доску)

1. Запрещается
шуметь

2. Внимательно
слушать

3. Уважительно
относиться друг к другу

— И так, начинаем!

Коммуникативные: умение слушать и слышать; планировать сотрудничество; Регулятивные:
Формировать умение регулировать действия, поведения в группе; Формировать
умение целеполагания, прогнозирования и планирования своей деятельности;

4. Викторина

Цель: подать увлекательный, научный и доступный
материал с активным привлечением учащихся

Предметы сказок

1.Какой маленький предмет всю ночь мешал
спать принцессе?  (Горошина. Г.Х.Андерсен, «Принцесса на горошине»)

2.Где была смерть кощея Бессмертного? (на конце иглы)

3. Какая обувь служила вкусным и питательным
продуктом для крокодилов? (Калоши. К. Чуковский, «Телефон».)

4. Какой предмет перемещал с места на место
героев сказки «Аленький цветочек»?  (Золотой перстень. Сергей Аксаков
«Аленький цветочек»)

5. Какой сказочный головной убор нельзя
нарисовать? (шапку-невидимку.)

«Про какие это книжки?»

1. Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел.

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка? …. (Колобок)

2. С Пятачком он ходит в гости,

Любит мёд, варенье просит…

Это кто, скажите вслух!

Медвежонок…   (Винни-Пух)

3. Он ходит с длинной бородой,

Он очень жадный, хитрый, злой,

Но все ж не испугает нас

Разбойник этот… (Карабас).

4. Я бегу, бегу, бегу,

Опоздать я не могу!

Я на волке поскачу,

На орле я полечу!

Не боюсь волны морской,

Не боюсь горы, крутой.

Я лечу, плыву, скачу, —

Всем больным помочь хочу!              
(«Доктор Айболит»)

5. Сейчас потолкуем о книжке другой.

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ здесь пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет.

И кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.     
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

«Сказочные задачки»

1. Сколько зверей встретил в лесу Колобок? (
4 — заяц, волк, лиса, медведь)

2. Какой по счёту стояла кошка в сказке
«Репка»? ( 5 – дедка, бабка, внучка, жучка. Кошка, мышка)

3. Назовите пять сказок, героем которых была
лиса. («Теремок», «Колобок», «сказка о рыбаке и рыбке», «Заяц, лиса и петух»,
«Заюшкина избушка»)

4. Герои сказки «Три поросёнка» пришли в
гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе? (8 – волк
и 3 поросенка, Маша и 3 медведя)

5. Сколько героев в сказке «Зимовье зверей»?
(Волк и медведь, бык, баран, гусь, петух и свинья.)

«А кто нас написал?»

1. Написал детективную историю «Живая
шляпа». (Носов Н.Н)

2. Знаменитый французский автор «Спящей
красавицы» (Шарль Перро)

3. Главный герой поэтического произведения
«Дядя Степа» был очень похож на самого автора. (Михалков С.В.)

4. Автор веселых историй «Денискины
рассказы» (Виктор Драгунский)

5. Один из любимых героев этого писателя –
Чебурашка. (Эдуард Успенский)

Дети выбирают категорию и отвечают

Дети выбирают категорию и отвечают

Дети выбирают категорию и отвечают

Дети выбирают категорию и отвечают

 Познавательные:

Активизировать
мыслительных операций и познавательных процессов; Уметь анализировать
материал; Развивать умения и навыки логического мышления детей

Коммуникативные: Формировать умение организовывать свои силы и добиваться результата

Регулятивные: Формировать умение регулировать действия, поведения в группе; Уметь
контролировать результат свой деятельности

5. Подведение итогов

Цель: оценить качество работы учащихся

 -А
теперь, ребята, давайте подведём итоги.

Команда
№1 набрала ___ баллов

Команда
№2 набрала ___ баллов

Команда
№3 набрала ___ баллов

Команда
№4 набрала ___ баллов

Команда
№5 набрала ___ баллов

Команда
№6 набрала ___ баллов

Команда
№7 набрала ___ баллов

Команда
№8 набрала ___ баллов


И так, самыми начитанными у нас становятся команда №__. Они показали,
насколько хорошо знают авторов и их произведения. За это они получают 
грамоты как победители Викторина «нам никак нельзя без книжки».


А теперь посмотрите на доску. Кто хочет попробовать закончить предложения
так, чтобы у вас получился связный текст о нашем сегодняшнем занятии.

(слайд
25) «Мне понравилось то, что ………… Я узнал нового о ………………. После занятия у
меня ……………… настроение.»


в заключении, я прочитаю вам стихотворение Сергея Михалкова «как бы жили мы
без книг».

Мы
дружны с печатным словом, 
Если б не было его, 
Ни о старом, ни о новом 
Мы не знали 6 ничего! 
Ты представь себе на миг, 
Как бы жили мы без книг? 
Что бы делал ученик, 
Если не было бы книг, 
Если б всё исчезло разом, 
Что писалось для детей: 
От волшебных добрых сказок 
До весёлых повестей?.. 
Ты хотел развеять скуку, 
На вопрос найти ответ. 
Протянул за книжкой руку, 
А её на полке нет! 
Нет твоей любимой книжки — 
«Чипполино», например, 
И сбежали, как мальчишки, 
Робинзон и Гулливер. 
Нет, нельзя себе представить, 
Чтоб такой момент возник 
И тебя могли оставить 
Все герои детских книг. 
От бесстрашного Гавроша 
До Тимура и до Кроша — 
Сколько их, друзей ребят, 
Тех, что нам добра хотят! 
Книге смелой, книге честной, 
Пусть немного в ней страниц, 
В целом мире, как известно, 
Нет и не было границ. 
Ей открыты все дороги, 
И на всех материках 
Говорит она на многих 
Самых разных языках. 
И она в любые страны 
Через все века пройдёт, 
Как великие романы 
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»! 
Слава нашей книге детской! 
Переплывшей все моря! 
И особенно российской — 
Начиная с Букваря!

Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать

Регулятивные: Уметь
оценивать собственный вклад в занятие

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ  
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ  
ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
Билет № 1
1.  Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши
дни?»
2.  Расскажите об особенностях «золотого века» русской поэзии.
3.  Прочитайте наизусть одно из стихотворений  М.Ю. Лермонтова (по вашему
выбору из программы 9 класса).  
 
Билет № 2
1.  Расскажите,  в чем причина несчастной любви Надежды из рассказа  И.А. Бунина
«Темные аллеи». Объясните смысл названия рассказа.  
2.  Расскажите, какую роль играет  «внутренний монолог» в создании образа главного
героя в сентиментальном романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
3.  Прочитайте наизусть одно стихотворение (или отрывок) А.С. Пушкина (по вашему
выбору из программы 9 класса).
 
Билет № 3
1.  Объясните роль авторских отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2.  Расскажите, как в тексте рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» выражается
авторское отношение к персонажам (к Матрене, к другим обитателям деревни, к
людям, разбирающим горницу и т.д.).
3.  Прочитайте наизусть один из монологов Гамлета из одноименной трагедии
У. Шекспира (по вашему выбору).  
 
Билет № 4
1.  Определите роль композиции в раскрытии характера Печорина (по роману
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
2.  Ответьте на вопросы: «Чем интересна трагедия И.Ф. Гете для современного
читателя? В чем состоит пафос произведения?»
3.  Прочитайте наизусть стихотворение русского поэта  XIX-го века (по вашему
выбору из программы 9-го класса).  
 
Билет № 5
1.  Ответьте на вопрос: «В чём состоят особенности древнерусской литературы?»
Проиллюстрируйте свой ответ примерами из «Слова о полку Игореве».
2.  Расскажите, какие темы особенно часто звучат в поэзии С.А. Есенина (на примере
изученных в 9-ом классе стихотворений поэта).
3.  Прочитайте наизусть один из монологов Гамлета из одноименной трагедии
У.  Шекспира (по вашему выбору).
   Билет № 6
1.  Дайте определение понятию гротеск.  Расскажите, какова роль гротеска в поэме
Н.В. Гоголя «Мертвые души».  
2.  Проанализируйте стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво».
Найдите эпитеты, метафоры, сравнения. Объясните, какой образ создает поэт с
помощью указанных вами средств художественной выразительности.
3.  Прочитайте наизусть одно из стихотворений поэтов XIX-го века по вашему выбору
(по программе 9-го класса).
 
Билет № 7
1.  Определите тему и идею рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи».
2.  Проанализируйте стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом…» как
поэтический памятник неизвестному солдату.
3.  Прочитайте наизусть монолог Чацкого «А судьи кто?» из комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума».
 
Билет № 8
1.  Расскажите о характерах и  поступках персонажей романа Ф.М. Достоевского
«Белые ночи».
2.  Расскажите о жанровых особенностях рассказа, иллюстрируя свой ответ
примерами из изученных в 9-ом классе произведений А.П. Чехова.
3.  Прочитайте наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова (по вашему выбору из
программы 9-го класса).  
 
Билет № 9
1.  Проанализируйте одно из стихотворений любовной лирики А.С. Пушкина (по
вашему выбору из программы 9-го класса).  
2.  Расскажите, как в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» выражено авторское
отношение к социальным процессам того времени.
3.  Прочитайте наизусть отрывок из оды М.В. Ломоносова (по вашему выбору из
программы 9-го класса).  
 
Билет № 10
1.  Перечислите особенности русского классицизма как литературного направления.
Назовите представителей этого направления и их произведения.
2.  Расскажите о дружбе Ленского и Онегина и авторском отношении к героям (по
роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
3.  Прочитайте наизусть стихотворение В.А. Жуковского (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
   Билет № 11
1.  Расскажите о  характерных особенностях оды (на примере изученных
произведений). Назовите русских писателей, создававших оды.
2.  Раскройте содержание понятия «мотив» в лирическом произведении. Назовите
мотивы, характерные для творчества С.А. Есенина. Приведите примеры из
стихотворений.
3.  Прочитайте наизусть отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по
вашему выбору).
Билет № 12
1.  Назовите отличительные черты реализма (не менее трех по программе 9-го класса).
2.  Расскажите, о различии сестер Лариных (по роману А.С. Пушкина  «Евгений
Онегин»).
3.  Прочитайте наизусть одно из стихотворений поэтов XX-го века по вашему выбору
(по программе 9-го класса).
 
Билет № 13
1.  Объясните, как в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» раскрыта тема
назначения поэта и поэзии.
2.  Расскажите, как  раскрывается тема войны в рассказе М.А. Шолохова «Судьба
человека».
3.  Прочитайте наизусть отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (по вашему
выбору).
 
Билет № 14
1.  Объясните смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
2.  Расскажите, как утверждаются идеи ценности человеческих отношений в
литературе ХVІІІ века (на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
3.  Прочитайте наизусть стихотворение поэта  XIX-XX  веков (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
Билет № 15
1.  Расскажите, какие художественные средства использует В.В. Маяковский в своем
поэтическом творчестве, чего достигает поэт с помощью этих средств (на примере
изученных в 9 классе произведений).
2.  Ответьте на вопрос: «Почему Печорин эгоист поневоле?»  (по роману
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
3.  Прочитайте наизусть отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по
вашему выбору).
 
   Билет № 16
1.  Расскажите о темах и мотивах лирики А.С. Пушкина. Приведите примеры из
изученных вами произведений по программе 9-го класса.
2.  Объясните, почему А.И. Солженицын рассказ «Матренин двор» первоначально
назвал по-другому: «Не стоит село без праведника».
3.  Прочитайте наизусть стихотворение поэта XX века (по вашему выбору по
программе 9 класса).
 
Билет № 17
1.  Раскройте понятия  «художественный тип» и «типичный характер». Приведите
примеры. Обоснуйте свой ответ примерами из изученных произведений по
программе 9-го класса.
2.  Расскажите об отношении Печорина к женщинам: Бэле, княжне Мери, Вере (по
роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
3.  Прочитайте наизусть отрывок из «Слова о полку Игореве» (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
Билет № 18
1.  Назовите особенности просветительского реализма в комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума».
2.  Расскажите о роли сатирического обличения в  изображении персонажей в поэме
Н.В. Гоголя «Мертвые души».
3.  Прочитайте наизусть стихотворение поэта  XX  века (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
Билет № 19
1.  Раскройте понятие «анакреонтическая поэзия». Назовите ее основных
представителей.
2.  Проанализируйте стихотворение Н.А. Заболоцкого (по вашему выбору по
программе 9-го класса).
3.  Прочитайте наизусть отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (по вашему
выбору).
 
Билет № 20
1.  Раскройте понятие «лирический герой» (на примере изученных произведений
А.С. Пушкина).
2.  Расскажите об истории создания поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия».
Расскажите о системе персонажей поэмы.
3.  Прочитайте наизусть стихотворение С.А. Есенина (по  вашему выбору по
программе 9-го класса).
 
   Билет № 21
1.  Ответьте на вопрос: «Какой «вечный сюжет» использован Н.В. Гоголем в поэме
«Мертвые души»?»  
2.  Расскажите о жанровых особенностях трагедии, иллюстрируя свой ответ
примерами из трагедии У. Шекспира «Гамлет».
3.  Прочитайте наизусть  монолог Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от
ума» (по вашему выбору).
 
 
Билет № 22
1.  Раскройте характерные черты сентиментализма как литературного направления на
примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
2.  Расскажите о жанровых особенностях русского романса и песни XIX-XX вв.  
3.  Прочитайте наизусть монолог Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
(по вашему выбору).
 
Билет № 23
1.  Назовите общее и различное в таких художественных направлениях русской
литературы, как классицизм и сентиментализм, приводя примеры из изученных
произведений по программе 9-го класса.
2.  Охарактеризуйте героев романа Ф.М. Достоевского «Белые ночи»  – Мечтателя и
Настеньку. Расскажите, как автор относится к Мечтателю.
3.  Прочитайте наизусть отрывок из «Слова о полку Игореве» (по вашему выбору).
 
Билет № 24
1.  Раскройте основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (на примерах конкретных
произведений поэта).
2.  Расскажите о значении образа Беатриче в поэме Данте Алигьери «Божественная
комедия».
3.  Прочитайте наизусть стихотворение А.С. Пушкина (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
Билет № 25
1.  Объясните смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
2.  Охарактеризуйте образ лирического героя в стихотворении М.Ю. Лермонтова
«Смерть поэта».
3.  Прочитайте наизусть стихотворение поэта  XX-го века (по вашему выбору из
программы 9-го класса).  
   Билет № 26
1.  Расскажите об истории создания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2.  Раскройте основные мотивы стихотворений В.А. Жуковского. Прокомментируйте
слова В.Г. Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
3.  Прочитайте наизусть отрывок из оды М.В. Ломоносова (по вашему выбору из
программы 9-го класса).  
 
Билет № 27
1.  Раскройте понятие «характер литературного героя». Назовите индивидуальные
черты персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2.  Расскажите, как А.А. Ахматова отразила в своих произведениях всенародное горе
во время Великой Отечественной войны (для примера используйте произведения
по программе 9-го класса).
3.  Прочитайте наизусть отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по
вашему выбору).
 
Билет № 28
1.  Назовите выдающихся представителей эпохи Возрождения, произведения которых
вы изучали в 9-ом классе. Охарактеризуйте особенности этого периода в истории
литературы.
2.  Раскройте понятие «сатира». На конкретных примерах покажите отличительные
особенности сатирических произведений (произведения по программе 9-го класса).
3.  Прочитайте наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
Билет № 29
1.  Расскажите об «онегинской строфе» (количество стихов, способ рифмовки,
строфические переносы).  
2.  Охарактеризуйте реализм как литературное направление, иллюстрируя свой ответ
примерами из изученных в 9-ом классе произведений.  
3.  Прочитайте наизусть одно из стихотворений Г.Р. Державина (по вашему выбору по
программе 9 класса).  
 
Билет № 30
1.  Объясните значение понятий «вечный сюжет» и «типичный представитель» на
основе изученных произведений (по программе 9-го класса).
2.  Расскажите об  основных  темах и мотивах творчества С.А. Есенина.
Проиллюстрируйте свой ответ примерами из произведений поэта.
3.  Прочитайте наизусть одно стихотворение (или отрывок из стихотворения) Г.Р. Державина (по вашему выбору из программы 9-го класса).

  • Ответьте на вопросы так чтобы получилось связное рассказ
  • Ответить некстати как пишется
  • Ответы на вопросы к рассказу недоросль
  • Ответим на вопрос урока как автор изображает зло и добро в сказке 5 предложений
  • От чего цикада потеряла свои рожки бирманская сказка слушать