Ответьте на вопросы и выполните задания как обычно пишется не с глаголами и деепричастиями

Задание формата егэ для орфографического разбора выпускникам даны пять предложений. в каждом предложении встречаются слова с не. необходимо проанализировать варианты

Задание формата ЕГЭ

Для орфографического разбора выпускникам даны пять предложений. В каждом предложении встречаются слова с НЕ. Необходимо проанализировать варианты и записать один правильный ответ, раскрыв скобки в словах. Успешное выполнение задания дает 1 балл.

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Тянулась глубокая осень, уже (НЕ)СЫРАЯ и дождливая, а сухая, ветреная и морозная. Мы бредем по тем дорожкам, где (НЕ)СКОШЕНА трава. По дну оврага падает с уступа на уступ, журчит и холодно булькает еще (НЕ)ИССЯКШИЙ паводок. Как же (НЕ)ЛЕГКО человеку стать солдатом! Это была чудесная, ни с чем (НЕ)СРАВНИМАЯ ночь победы.

Ответ: ­______________

Комментарий к заданию

Это задание ЕГЭ проверяет умение слитно и раздельно писать НЕ с различными частями речи: глаголами, деепричастиями, существительными, прилагательными, причастиями, местоимениями, наречиями и предлогами.

Наибольшую трудность вызывают правила слитного и раздельного написания, точный орфографический анализ слов в предложениях и определение условий правильного написания.

Важно уметь различать полные и краткие причастия, краткие формы прилагательных и причастий, которые пишутся с НЕ по-разному.

1. Общие правила слитного и раздельного написание НЕ для всех частей речи

Если слово без НЕ не употребляется, то НЕ всегда пишется СЛИТНО:

Негодовать, ненавидеть, неистовствовать, невежда, невежа, недотепа, ненастный, неряшливый, неуклюж, небрежно, невзрачный, несчастный, непролазный, несуразный, нелепица, неряха, неприязненный, недуг, недужный, нездоровиться, несдобровать.

> НЕ со словом всегда пишется раздельно, если есть противопоставление другому слову с помощью союза А:

Отношения между ними были не дружеские, а враждебные. 

Офицер был не
груб,
а очень вспыльчив. 

Не красна изба углами, а красна пирогами. 

На столе в беспорядке лежали не прочитанные, а лишь пролистанные книги. 

Всё-таки трактирщик не правдивый, а лживый человек. 

Василий совсем не робок, а, напротив, смел и находчив. 

Все, о чем вы здесь говорили, не хорошо, а плохо.

> НЕ пишется раздельно со словами, в которых есть дефис:

Не по-товарищески, не
по-доброму,
не бледно-серый, не где-нибудь, не
точь-в-точь,
не кое-как, не где-нибудь, не диван-кровать, не
капитан-лейтенант,
не пол-арбуза, не северо-восток, не
яркий-яркий.

2. Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями

> НЕ с глаголами и деепричастиями всегда пишется раздельно. Исключения составляют слова, которые без НЕ в этих частях речи не употребляются:

Не нанюхаться, не
переставая,
не зыбиться, не отставая, не мешкая

(раздельно, надо запомнить),
не будучи (дееприч. от быть), не превзойти, не тренируясь, не
договорив,
не разделить, неможется, недомогая, недоумевать, невзлюбить.

3. Правописание НЕ с причастиями

Раздельно НЕ с причастиями пишется в следующих случаях:


а) это
краткое
причастие; 

б) у причастия есть зависимые слова; 

в) есть
противопоставление другому слову с помощью союза
а.

       Трава на лугах не скошена. (кратк. прич.) 

       Воздух, не ставший (каким?) знойным, освежает грудь.(у прич. ставший есть завис. слово

       Ветер, не
утихший (когда?) после шторма, гулял по берегу.
(у прич. утихший есть завис. слово

       Окрущающий нас мир по-настоящему не исследован. (кратк. прич.) 

       Мы повстречали молодых ребят, не нюхавших (чего?)
пороха.
(у прич. нюхавших есть завис. слово) 

       Еще не опавшие осенние листья украшали аллею. (у прич. опавшие есть завис. слово ещё). 

       Ливень, не прекращавшийся (сколько?)
весь день, превратил дороги в грязь.
(у прич. прекращавшийся есть завис. слова весь день).

       Передняя комната не оштукатурена и не расписана. (два кратк. прич.) 

       Улицы города совсем не
освещены.
(кратк. прич.

       Густой лес, совсем не присыпанный (чем?) снегом, выглядел неуютно. (у прич. присыпанный есть завис. слово)

> Слитно НЕ с причастиями пишется в следующих случаях:

а) это полное
причастие; 

б) у причастия нет зависимые слова; 

в) нет противопоставления другому слову с помощью союза а.

        Я увидел сквозь туман седой незабываемый Кавказ. (полн. прич., без зависимых слов) 

       Незабитый дом к весне неуклюже покосился. (полн. прич., без зависимых слов) 

       Неколышущаяся травинка очень нравилась мальчику. 

       Неуставший веселый отец позвал меня на прогулку. 

       Необдуманный ответ во время урока русского языка. 

       Нерешенная задача попала в домашнюю работу. 

       Невыученное правило повлияло на итоговую оценку. 

       Наконец, мы добрались до неисследованной местности. 

       За нерассказанное на уроке литературы стихотворение его пожурили.

4. Правописание НЕ с прилагательными и наречиями на -О

> НЕ с прилагательными и наречиями на -О пишется слитно, если возможна замена слова на синоним внутри предложения (это качественное прилагательное).

       Непростые (сложные) отношения расшатывали нервную систему. 

       Преподаватель задал непонятный (сложный) вопрос, и аудитория замолчала. 

       На лето мы сняли небольшой (маленький)
домик на самом берегу реки. 

       Несырая (сухая) и ветреная осень в этом году тянулась долго. 

       Нередко (часто) к нам в гости заглядывали соседи. 

       Нелегкий (трудный) путь предстоял путешественникам в горах Урала. 

       На берегу неизвестной (чужой) речушки решили устроить привал.

> НЕ с полными и краткими прилагательными и наречиями на -О пишется РАЗДЕЛЬНО в следующих случаях:

а) слово нельзя заменить на синоним или близкое по смыслу выражение внутри предложения (это относительные прилагательные);


б) перед прилагательным стоят слова, усиливающие отрицание и слова с НИ-:
далеко не, вовсе не, отнюдь не, совсем не, нисколько не, ничуть не и другие;


в) есть противопоставление другому слову с помощью союза
А;


б) прилагательное стоит в форме сравнительной или превосходной степени;


г) с краткими прилагательными: не готов, не должен, не намерен, не обязан, не рад, не склонен, не расположен.

Щенята кусали его не больно, как бы шутили. (нареч. с не нельзя заменить на синоним)

Пруд в имении Ростовцева был не широкий, а узкий. (союз а)

На первый взгляд, она казалась ничуть не красивой.

Мы давно заметили, что он вовсе не организован.

Никому не известный поэт выступал долго и неинтересно (скучно).

Ему пришлось два часа смотреть совсем не интересный фильм.

Прилетел резкий, не весенний ветерок – и сразу похолодало. (относит. прилаг., синоним не подобрать.)

Наступивший день не теплее вчерашнего. (сравнит. степень прилаг.)

Несмотря на хорошие новости, Василий был не рад.

5. Правописание НЕ с существительными

НЕ с существительными пишется СЛИТНО в следующих случаях:

а) возможна замена слова на синоним внутри предложения; 

б) слово без НЕ не употребляется; 

в) слово обозначает лиц и имеет значение противопоставления.

Небиологи (биологи, противопоставление), неполитики, неспециалисты, недотрога, неряха, неправда (ложь), непорядок (бардак), небылица, негодяй, недоросль, неприятель (враг), непогода (ненастье), неодобрение (порицание), недоверие (подозрительность), невежливость (грубость), нездоровье (болезнь), недотепа (без не не употребляется)

> НЕ с существительными пишется РАЗДЕЛЬНО в следующих случаях:

а) Слово нельзя заменить на синоним внутри предложения;


б) перед существительным стоят слова, усиливающие отрицание и слова с НИ-:
далеко не, вовсе не, отнюдь не, совсем не, нисколько не, ничуть не и другие;


в) есть противопоставление другому слову с помощью союза
А или такое противопоставление подразумевается.

На поляну из кустов выбрался огромный лесной зверь – не медведь. (нет синонима)

Вовсе не глубокая, но быстрая речка оказалась непростым (сложным) препятствием для туристов.

В течение дня нам предстояло идти по этой не веселой, а грустной дороге.

Видимо, там выли не собаки, скорее, волки.

6. Правописание НЕ и НИ с местоимениями

НЕ и НИ пишутся слитно с отрицательными и неопределенными местоимениями без предлогов, а также с местоименными наречиями. (Под ударением пишется НЕ, в безударном положении НИ. При этом НИ усиливает отрицание):

Несколько рублей, некий гражданин, некоторый случай, некуда бежать, некого поджидать, неоткуда взяться, незачем торопиться, нечему удивляться, некем восхищаться, нечто странное.

Нисколько не должен, никуда не тороплюсь, не поджидаю никого, взялся ниоткуда, ничему не удивляюсь, никем не восхищаюсь, не тревожит ничто, не хочу ничего, никуда не пойду, никакой не добрый.

> НЕ и НИ пишутся раздельно с отрицательными местоимениями с предлогом:

Не с кем договариваться, не от кого ждать (помощи), не к чему стремиться, не о чем беспокоиться, не в чем сознаваться, не из чего сыр-бор, не у кого попросить.

Ни с кем не договориться, ни от кого не ждать (помощи), не стремиться ни к чему, ни о чём не беспокоится, ни в чём не сознаваться, не попросил ни у кого.

7. Правописание сложных предлогов НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА

> Сложные предлоги НЕСМОТРЯ НА и НЕВЗИРАЯ НА всегда пишутся слитно

Предлог НЕСМОТРЯ НА надо отличать от деепричастия с предлогом НЕ СМОТРЯ НА, которое пишется раздельно.

Несмотря на (предлог)
плохую погоду, друзья отправились на экскурсию.
Не смотря
(дееприч.)
мне в лицо, юноша лепетал что-то в свое оправдание.

Он немного прогулялся по парку, несмотря на (предлог) заметное недомогание. Володя стремительно бежал, не смотря (дееприч.) под ноги и не замечая окружающих.

Несмотря на (предлог) ранний час, бригада работала на объекте. Не смотря (дееприч.) ни на кого, девчонка радостно выбежала из прихожей.

Невзирая на сильный снегопад, на улице было немало пешеходов. Невзирая на усталость, туристы с удовольствием забрались на вершину горы. Он уверенно отчитывался о проделанной работе, невзирая на лица.

Алгоритм выполнения задания и образец рассуждения

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Тянулась глубокая осень, уже (НЕ)СЫРАЯ и дождливая, а сухая, ветреная и морозная. Мы бредем по тем дорожкам, где (НЕ)СКОШЕНА трава. По дну оврага падает с уступа на уступ, журчит и холодно булькает еще (НЕ)ИССЯКШИЙ паводок. Как же (НЕ)ЛЕГКО человеку стать солдатом! Это была чудесная, ни с чем (НЕ)СРАВНИМАЯ ночь победы.

Ответ: ­______________

1. Внимательно прочитайте задание. Подчеркните, какие предложения надо найти: со слитным или раздельным написанием слова с НЕ или НИ.


2. Определите части речи. Примените правила правописания НЕ или НИ с различными частями речи.


3. Не смешивайте
невзирая на (предлог) и не взирая на (не с дееприч.); несмотря на (предлог) и не смотря на (не с дееприч.).

4. Выпишите найденное слово в ответ. (Не забудьте перенести его в бланк №1)

Выполняя задание, рассуждаем примерно так:

Первое предложение: частица НЕ пишется с прилагательным раздельно, так как в предложение есть противопоставление с союзом А.

— Первое предложение не подходит.

Второе предложение: в этом примере есть краткое причастие СКОШЕНА, которое с НЕ пишется раздельно.

— Второе предложение не подходит.

Третье предложение: НЕ с причастием ИССЯКШИЙ пишется раздельно, так как у причастия есть зависимое слово ЕЩЁ.

— Третье предложение подходит.

Четвертое предложение: Не с наречием ЛЕГКО пишется слитно, так как слово можно заменить синонимом ТРУДНО. Условия для раздельного написания отсутствуют.

+ Четвертое предложение подходит.

Пятое предложение: НЕ с причастием СРАВНИМАЯ пишется раздельно, так как у причастия есть зависимое слова НИ С ЧЕМ.

Ответ: нелегко (Не забудьте перенести ответ в бланк №1)



В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».

Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.

Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.

Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».

Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.

Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.

Всегда раздельно НЕ пишется:

  1. С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
  2. С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
  3. С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
  4. С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
  5. Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
  6. Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
  7. Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).

Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.

В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.

Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).

Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.

  • Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
  • Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
  • В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
  • После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Примеры: не я, не она, не твой, не сами.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Частица НИ с разными частями речи

  1. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
  2. НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)

В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.

Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

Частица «НЕ» используется:

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).

Частица «НИ» используется:

Для усиления отрицания.

Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.

При повторении, приобретая значение союза.

Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

Ответьте на вопросы и выполните задания. 1. Как обычно пишется не с глаголами и деепричастиями? Запишите примеры.

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,027
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения

Содержание статьи:

Краткий видео-обзор статьи:

В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».

Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.

Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.

Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».

Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.

Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.

Всегда раздельно НЕ пишется:

  1. С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
  2. С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
  3. С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
  4. С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
  5. Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
  6. Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
  7. Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).

Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.

В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.

Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).

Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.

  • Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
  • Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
  • В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
  • После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Примеры: не я, не она, не твой, не сами.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Частица НИ с разными частями речи

  1. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
  2. НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)

В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.

Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

Частица «НЕ» используется:

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).

Частица «НИ» используется:

Для усиления отрицания.

Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.

При повторении, приобретая значение союза.

Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

Правописание частицы НЕ с глаголами

604f24b6a4e42226624740

О чем эта статья:

Когда «не» с глаголами пишется раздельно

Сейчас узнаем, как пишется «не» с глаголами в русском языке. Сначала расскажем про раздельное написание, а потом — про слитное.

Если вы встретили в одном предложении частицу «не» и глагол, чтобы избежать ошибку, нужно вспомнить правило орфографии русского языка.

«Не» пишется раздельно с глаголами и глагольными формами.

Чтобы запомнить правило, сравним два предложения:

Солнце взошло над горой.

Солнце еще не взошло над горой.

В первом предложении мы используем глагол «взошло», который поясняет существительное «солнце». У этого предложения утвердительное значение.

Во втором предложении этот же глагол стоит рядом с частицей «не», которая придает отрицательный смысл: «солнце не взошло».

Частица «не» — это самостоятельное слово служебной части речи, которое пишется раздельно с глаголами в разных грамматических формах.

Частица «не» вместе с глаголами выражает отрицание действия или запрет.

не смотрю в телефон;

не звонит будильник;

не хотел говорить;

При двойном отрицании у глагола появится положительное значение:

не могу не поехать = должен поехать;

не ненавижу = не испытываю ненависти.

«Не» со всеми глаголами пишется раздельно, но есть случаи, когда следует написать «не» слитно.

Когда «не» с глаголами пишется слитно

В пятом классе каждый школьник знает: «не» с глаголами пишется раздельно. Но это еще не все! Сейчас расскажем про исключения из этого правила, когда «не» пишется вместе с глаголом.

«Не» пишется слитно:

в глаголах, которые не употребляются без НЕ: ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать;

в глаголах с приставкой НЕДО-: недосолить, недоесть.

В русском языке есть слова, с которыми элемент «не» пишется слитно. В этих случаях «не» может быть приставкой или частью корня, без которого слово просто не существует.

Глаголы, которые без «не» не употребляются:

источники:

http://yourwriter.ru/articles/crib/neni/

http://skysmart.ru/articles/russian/pravopisanie-chasticy-ne-s-glagolami

1. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних

и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

– Давайте вспомним, что вы знаете о деепричастии.

1658691 1

Осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Групповая, ин-дивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других

2. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы

на вопросы

Анализ составленной схемы.

– Ребята, мы с вами не указали, признаки каких частей речи есть у деепричастия? (Глагола и наречия.)

– Назовите признаки наречия у деепричастия. А какие признаки глагола?

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы

Формулируют собственные мысли. Обдумывают ответы на вопросы

Групповая, ин-дивидуальная

Познавательные: устанавливают причинно-следственные
связи, делают
выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

3. Целепо-лагание и построение

выхода из затруднения

Беседа по вопросам. Письменная работа, работа с учебником

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

На слайде:

НЕДОУМЕВАТЬ – НЕДОУМЕВАЯ

НЕ ГОВОРИТЬ – НЕ ГОВОРЯ

– Ребята, обратите внимание на доску. Сопоставьте предложенные слова и скажите, с какой орфограммой будет связана тема нашего урока?

Формулируют цель учебной деятельности.

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

4. Творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа

Распределительный диктант.

– Распределите словосочетания на три колонки, объяснив слитное или раздельное написание не с глаголами, причастиями. Сделайте вывод: как пишется не с деепричастиями.

Таблица.

НЕ
с глаголами

НЕ
с деепричастиями

НЕ
с причастиями

1. Книга не читана.

2. Непрочитанная повесть.

3. Ничего не делая.

4. Не вычитанные редактором статьи.

5. Никак не мог заснуть.

6. Ни о чем не спрашивая.

7. Не горевал, а радовался.

8. Не был в деревне.

9. Не кланяясь в пояс.

10. Не выступал на конференции.

11. Не пользуясь льготами.

12. Не думать над нерешенной проблемой.

13. Недоумевать.

14. Непроверенные факты.

15. Не смея рассчитывать на успех.

16. Он что-то недоговаривает.

17. Никогда не улыбающийся человек.

18. Почти никем не решенная задача.

19. Ни о чем не думая и не рассуждая.

20. Еще не написанная книга.

21. Нескошенная трава.

22. Не хвастая силой.

23. Неисследованные горы.

24. Неизученный, но важный вопрос.

25. Не разрушенный, а целый.

26. Не привыкая к долгой работе.

27. Не защищенное от ветра лицо.

28. Урок не выучен.

29. Неизданная повесть.

Взаимопроверка по ключу

Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания, выделяют главное, устанавливают причин-но-след-ственные связи между от-

дельными языковыми явлениями

Групповая, ин-дивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную ин-формацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают
допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,

составление связных рассказов об изученных нормах

Обсуждение результатов. Организует и сопровождает деятельность учащихся по повторению орфограмм «Правописание не с глаголом», «Правописание не с причастием». Подводит к выводу о том, что не с деепричастиями пишется так же, как с глаголом – раздельно.

Составление обобщающей таблицы.

Не с глаголами и деепричастиями

раздельно

слитно

1. Все глаголы;

2. до- (действие, не доведенное до конца)

не дотянулся до полки

не сделав до конца

не бежал

1. Не употребляется без не-;

2. недо- (отсутствует в нужном количестве, недостаточность, неполнота по сравнению с нормой)

недостает изящества

недосыпая ночей

– Если у нас с вами есть приставка до-, которая обозначает действие, не доведенное до конца (например, не дотянулся до полки – действие не исполнено до конца), то не со словом дотянулся пишется раздельно. Если же действие, о котором говорится, отсутствует в нужном количестве по сравнению с нормой, присутствует в недостатке, то в этом случае не со словом пишется слитно. Например, недостает изящества (изящества не хватает, то есть в нужном количестве отсутствует)

Выполняют задание, работают

с учебником. Формулируют собственные мысли, высказывают

и обосновывают свою точку зрения

Индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и ум-ственной форме.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

6. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Обобщающий тест.

А1. В каком варианте ответа не со словом пишется слитно?

1) (не)замечая; 2) (не)годуя;

3) (не)успев; 4) (не)ощутив.

А2. В каком варианте ответа не со словом пишется слитно?

1) (не)ответив; 2) (не)уходя;

3) (не)присев; 4) (не)навидя.

А3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) черпАя; 2) глЯдя;

3) нАчав; 4) прИняв.

А4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) ржавЕя; 2) пОняв;

3) располОжвшись; 4) балУясь.

А5. Укажите верное продолжение предложения.

Потрогав воду,

1) она показалась мне очень холодной.

2) мне расхотелось купаться.

3) я передумал купаться.

4) ее температура была слишком низкой.

А6. Укажите верное продолжение предложения.

Включив телевизор,

1) я принялся переключать каналы.

2) мне понравилась одна передача.

3) он показывал футбольный матч.

4) у него прыгало изображение

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения ис-пользовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу,

исправляют и объясняют

ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог
урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Автор: Бажанова Надежда Анатольевна

Организация: МАОУ «СОШ № 2» г. Нурлат РТ

Населенный пункт: Республика Татарстан, г.Нурлат

Конспект урока по русскому языку

Класс: 7

Тема: Правописание Не с деепричастиями

Цель:  познакомить с условиями слитного и раздельного написания Не с деепричастиями; активизировать ЗУН по правописанию частицы Не и приставки НЕ со словами других частей речи  (глаголами, причастиями). Повторить сведения о деепричастии.

Задачи:

Обучающие: знать условия слитного и раздельного написания Не с различными частями речи; уметь правильно писать Не с деепричастиями, графически объяснять условия правильных написаний

Развивающие: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельный выбор учащимися темы, форм и способов работы, ответственность за результат; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Воспитательные: уважительное отношение к родному языку; формирование ответственного отношения к учению, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Тип урока: урок изучения новой темы

Оборудование: Указатели  на столах раздаточный материал, мультимедиа.

Работа в команде.

Технология сотрудничества.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте. Поприветствуем друг друга. Приветствие партнёра по плечу, партнёра по лицу.

— Я уверена, что сегодня мы все вместе хорошо поработаем, и нас ждет успех, а успех подарит радость.

– Прочитайте про себя  предложение, написанное на доске. 

УСПЕХ дарит РАДОСТЬ 

– А теперь ещё раз, но с радостью вслух.

– Поделитесь своей радостью с другими. Кто попробует?

– И все вместе. Молодцы!

-Давайте же сегодня на уроке порадуем  друг друга, почувствуем удовлетворение от того, что мы знаем и умеем делать.

2.Повторение ранее изученного.

 Загадка

Загадку эту отгадать несложно,

Меня с наречием порою спутать можно.

Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл,

Я по значению похоже на глагол.

          (Ответ: Деепричастие)

— Что мы знаем о деепричастии? 

1.ТОКИН МЭТ ( Говорящий лист) Тема «Деепричастие»

Цель: научить учеников генерировать идеи, создавать взаимосвязи формулировать вопросы, анализировать ответы и делать выводы.

Двигатели культуры: время, окружающая среда, язык, взаимодействия и отношения.

Инструкция:

1 этап

1.Учитель задаёт тему для обсуждения и время для размышления.

2.Ученики записывают как можно больше фраз или слов по теме индивидуально и в тишине.

2 этап

1.Команды переходят от стола к столу, чтобы проанализировать работы других команд с целью установления взаимосвязей между данными ответами (соединяя идеи стрелками) или с целью формулирования вопросов по теме.  Первый стол переходит ко 2 столу,  2       стол – к 3 столу,  3 стол  к 4 …-( Повторить 2 раза)

3 этап

1.Ученики, создавшие ТОКИН МЭТ, подводят итоги, отвечая на заданные вопросы и анализируя связи.

3.Команды презентуют свои ТОКИН МЭТЫ друг другу.

-Молодцы! Вам удалось установить взаимосвязи, сделать правильные выводы.

2. Задание: Найди грамматическую ошибку.

Используем структуру Намбед Хедс Тугэзе

Инструкция:1.Учитель задаёт вопрос-задание 2. Даёт время  для размышления.3.Ученики самостоятельно записывают ответ. 4. Сидя наклоняются, головы вместе, говорят тихо, ответ получен.5 Решение принято. Каждый ученик знает ответ.6.Встаньте ученики №…, зачитывают ответ ( можно показать карточку).

Задание: Укажите грамматически правильное продолжение предложения

1.Путешествуя на велосипеде,

А) сначала определяется маршрут.

Б) у  меня слетела шляпа.

В)  вы получаете истинное удовольствие.

2.Работая над сочинением, 

А) сначала составляется план.

Б) ученики продумывают его композицию. 

В)  вам нужны дополнительные материалы.

3.Зайдя за облака, 

А) солнце долго не появлялось.

Б) наступили сумерки.

В) темнота укрыла лес.

3. Используем структуру СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ

-У вас на столах 4 листочка и 4 ручки. Работаем в команде. Вы должны добавить ответ к ответу члена команды. 

Инструкция. 

1.Учитель задаёт вопрос – даёт время подумать – даёт время на выполнение каждого задания.

2.Все 4 ученика одновременно записывают ответ на первое задание в свой листочек.

3.После окончания времени учитель даёт сигнал для того, чтобы ученики централизованно передали листочки.

4. Все ученики письменно отвечают на вопрос в полученном листочке, затем передают по кругу.

  1.Самый большой вред —  от лени. 2.Человек , не желая учиться, закрывает вход в будущее.

Прочитайте текст.

1.Выпишите деепричастие..  2.Укажите номер предложения с деепричастным  оборотом.  3.Постройте схему этого предложения. 4.Назовите постоянные признаки деепричастия:

— Не забывайте ставить баллы.

3. Целеполагание

На слайде: 

НЕДОУМЕВАТЬ – НЕДОУМЕВАЯ

НЕ ГОВОРИТЬ – НЕ ГОВОРЯ 

— Ребята, обратите внимание на слайд. Сопоставьте предложенные слова и скажите, с какой орфограммой будет связана тема нашего урока?

( Не с деепричастиями)

Запишите тему урока.

— Сформулируйте цель.

 Цель формулируют учащиеся.

-А теперь сформулируйте правило написания Не с деепричастиями.

Учащиеся говорят правило.

— Предлагаю вам обратиться к учебнику. Проверьте себя.

— Молодцы! У вас всё получилось.

4.Первичное закрепление.

1.Задание:  объяснить написание НЕ с деепричастиями, Не с глаголами.

Используем структуру Релли Коуч, работаем в паре.

Имя________________________

Имя ________________________

(Не)задумываясь

(не)навидя,

(не)чувствовал

не)чувствуя,

(не)думал

(не)спрашивал

(не)присутствуя

не)сожалея

(не)доумевая

(не)удивился

— Проверим. Встаньте уч. № 3 . По очереди зачитывают ответы. Затем уч. №4, по очереди зачитывают ответы.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться. 

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

2. Распределительный диктант:

— Распределите словосочетания на три колонки, объясняя слитное или раздельное написание Не с глаголами, Не с причастиями, Не с деепричастиями.

Не с глаголами

Не с деепричастиями

Не с причастиями

1.Книга не прочитана.

2.Непрочитанная повесть.

3.Не мог заснуть.

4.Не спрашивая ни о чём.

5.Нескошенная трава.

6.Ненавидеть

7.Не смея сказать.

8.Неисследованные горы.

9.Еще не сделанный урок.

10.Не зная.

11.Не хвастая силой.

12.Что-то недоговаривает.

  • Обсуждение результатов. Повторение орфограмм «Правописание НЕ с глаголами», « Правописание Не с причастиями», 

— Сделайте вывод, как пишется Не с глаголами и деепричастиями.

3. Задание : Заполните  таблицу.

НЕ с глаголами и деепричастиями

4.Используем структуру ФАЙНД  САМУАНД 

Встаньте. Задвиньте стул. Разойдитесь, держите руку поднятой  в поиске партнёра, который не является партнёром по команде. 

В паре ученик А задаёт вопрос из таблицы; Ученик Б отвечает.

 Ученик А записывает ответ в его её таблицу. Ученик Б проверяет и утверждает ответ. Ученик Б задаёт вопрос; Ученик А отвечает. Ученик  Б записывает ответы в егоеё таблицу. Ученик А проверяет и утверждает ответ. Расходимся 1-6 раз. Таблица заполнена – садятся.

( Проверить можно по-разному: сдать на проверку учителю или обсудить в команде, а затем проверить вместе с учителем). Тогда учитель просит встать участников под №3 и по очереди проверить ответы, учитель на доске записывает варианты ответов. 

Найди того, кто знает, как пишется НЕ  со словами

Имя

Слитно /Раздельно 

1. ( НЕ)написав

2.( Не)годуя

3.( Не) успев

4.( Не)горевал, а радовался.

5.Не(изучив)

КОПИ КЛЭП 

1.Учитель хлопает в ладоши в определённом ритме.

2.Ученики прекращают всё, что делали. Поворачиваются лицом к учителю и повторяют ритм хлопка все вместе.

5. Включение в систему знаний и повторение.                                                                      Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Обобщающий тест.

1.В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?

 1) (не)замечая     2) ( не)годуя       3) (не)прочитав    4) (не )ощутив                                            

2. В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?

1) (не )ответив    2) (не)уходя      3) (не)присев     4) (не)навидя

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

Потрогав воду, 

1 ) она показалась мне очень холодной                                                                                                                                                     2) я  передумал купаться.

( Самопроверка по ключу)

6.Рефлексия. Билетик на выход 

ПРИЁМ «Анкетирование» 

1.На уроке я работал                                       активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я                            доволен / не доволен
3.Урок для меня показался                            коротким / длинным
4.За урок я                                                          не устал / устал
5.Мое настроение                                             стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был                            понятен / не понятен
                                                                             полезен / бесполезен
                                                                             интересен / скучен

7.Итог урока

 — Мне интересно было с вами работать. Спасибо за урок. Посчитайте баллы ( Объявление отметок) . Сдайте рабочие листы.

8. Домашнее задание. Написание статьи:300 рублей ( слов)  САМЭРИ по теме урока П.28, правило или упр.по выбору 

Приложение 

Рабочий лист

Ф.И._________________________________________________

1.Загадка__________________________

2. ТОКИН МЭТ__________________

3. . Задание: Найди грамматическую ошибку.  ______________

1.Путешествуя на велосипеде,

А) сначала определяется маршрут.

Б) у  меня слетела шляпа.

В)  вы получаете истинное удовольствие.

2.Работая над сочинением, 

А) сначала составляется план.

Б) ученики продумывают его композицию. 

В)  вам нужны дополнительные материалы.

3.Зайдя за облака, 

А) солнце долго не появлялось.

Б) наступили сумерки.

В) темнота укрыла лес.

4. СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ  _______________

 1.Самый большой вред —  от лени.                                                                                           2.Человек , не желая учиться, закрывает вход в будущее.                                             Прочитайте предложения, выполните задания.

1.Выпишите деепричастие:                                                                                                                               2.Укажите номер предложения с деепричастным  оборотом:                                                          3.Постройте схему этого предложения:                                                                                                    4.Назовите постоянные признаки деепричастия:

5. Запишите тему урока _________________________________________

— Сформулируйте правило: __________________________________________________

____________________________________________________________________________

6.РЕЛЛИ КОУЧ ________

7.ФАЙНД  САМУАНД …___

7. Распределительный диктант:

— Распределите словосочетания на три колонки, объясняя слитное или раздельное написание Не с глаголами, Не с причастиями, Не с деепричастиями.

Не с глаголами

Не с деепричастиями

Не с причастиями

1.Книга не прочитана.            2.Непрочитанная повесть.        3.Не мог заснуть.

4.Не спрашивая ни о чём.      5.Нескошенная трава.              6.Ненавидеть

7.Не смея сказать.                8.Неисследованные горы.           9.Еще не сделанный урок.

10.Не зная.                              11.Не хвастая силой.                 12.Что-то недоговаривает.

8. Обобщающий тест.

1.В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?

1) (не)замечая     2) ( не)годуя       3) (не)прочитав    4) (не )ощутив 

2.В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?

(не )ответив    2) (не)уходя      3) (не)присев     4) (не)навидя

3.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

Потрогав воду, 

  1. она показалась мне очень холодной
  2. я  передумал купаться.

9. Рефлексия. Билетик на выход 

ПРИЁМ «Анкетирование» 

1.На уроке я работал                                       активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я                            доволен / не доволен
3.Урок для меня показался                            коротким / длинным
4.За урок я                                                          не устал / устал
5.Мое настроение                                             стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был                            понятен / не понятен
                                                                             полезен / бесполезен
                                                                             интересен / скучен

Всего            баллов 

1.Самый большой вред —  от лени.                                                                                           2.Человек , не желая учиться, закрывает вход в будущее.                                             Прочитайте предложения, выполните задания.

1.Выпишите деепричастие:                                                                                                                               2.Укажите номер предложения с деепричастным  оборотом:                                                          3.Постройте схему этого предложения:                                                                                                    4.Назовите постоянные признаки деепричастия:

1.Самый большой вред —  от лени.                                                                                           2.Человек , не желая учиться, закрывает вход в будущее.                                             Прочитайте предложения, выполните задания.

1.Выпишите деепричастие:                                                                                                                               2.Укажите номер предложения с деепричастным  оборотом:                                                          3.Постройте схему этого предложения:                                                                                                    4.Назовите постоянные признаки деепричастия:

1.Самый большой вред —  от лени.                                                                                           2.Человек , не желая учиться, закрывает вход в будущее.                                             Прочитайте предложения, выполните задания.

1.Выпишите деепричастие:                                                                                                                               2.Укажите номер предложения с деепричастным  оборотом:                                                          3.Постройте схему этого предложения:                                                                                                    4.Назовите постоянные признаки деепричастия:

1.Самый большой вред —  от лени.                                                                                           2.Человек , не желая учиться, закрывает вход в будущее.                                             Прочитайте предложения, выполните задания.

1.Выпишите деепричастие:                                                                                                                               2.Укажите номер предложения с деепричастным  оборотом:                                                          3.Постройте схему этого предложения:                                                                                                    4.Назовите постоянные признаки деепричастия:

Найди того, кто знает, как пишется НЕ  со словами

Имя

Слитно /Раздельно 

1. ( НЕ)написав

2.( Не)годуя

3.( Не) успев

4.( Не)горевал, а радовался.

5.Не(изучив)

Найди того, кто знает, как пишется НЕ  со словами

Имя

Слитно /Раздельно 

1. ( НЕ)написав

2.( Не)годуя

3.( Не) успев

4.( Не)горевал, а радовался.

5.Не(изучив)

Найди того, кто знает, как пишется НЕ  со словами

Имя

Слитно /Раздельно 

1. ( НЕ)написав

2.( Не)годуя

3.( Не) успев

4.( Не)горевал, а радовался.

5.Не(изучив)

Найди того, кто знает, как пишется НЕ  со словами

Имя

Слитно /Раздельно 

1. ( НЕ)написав

2.( Не)годуя

3.( Не) успев

4.( Не)горевал, а радовался.

5.Не(изучив)

Имя________________________

Имя ________________________

(Не)задумываясь

(не)навидя,

(не)чувствовал

не)чувствуя,

(не)думал

(не)спрашивал

(не)присутствуя

не)сожалея

(не)доумевая

(не)удивился

Имя________________________

Имя ________________________

(Не)задумываясь

(не)навидя,

(не)чувствовал

не)чувствуя,

(не)думал

(не)спрашивал

(не)присутствуя

не)сожалея

(не)доумевая

(не)удивился

Имя________________________

Имя ________________________

(Не)задумываясь

(не)навидя,

(не)чувствовал

не)чувствуя,

(не)думал

(не)спрашивал

(не)присутствуя

не)сожалея

(не)доумевая

(не)удивился

Имя________________________

Имя ________________________

(Не)задумываясь

(не)навидя,

(не)чувствовал

не)чувствуя,

(не)думал

(не)спрашивал

(не)присутствуя

не)сожалея

(не)доумевая

(не)удивился

Самоанализ урока

Конспект урока по русскому языку

Класс: 7

Тема: Правописание Не с деепричастиями

Цель:  познакомить с условиями слитного и раздельного написания Не с деепричастиями; активизировать ЗУН по правописанию частицы Не и приставки НЕ со словами других частей речи ( глаголами, причастиями). Повторить сведения о деепричастии.

Задачи:

Обучающие: знать условия слитного и раздельного написания Не с различными частями речи; уметь правильно писать Не с деепричастиями, графически объяснять условия правильных написаний

Развивающие:

умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельный выбор учащимися темы, форм и способов работы, ответственность за результат; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

 развитие навыков сотрудничества и коммуникации.

Воспитательные:

уважительное отношение к родному языку; формирование ответственного отношения к учению, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Тип урока: урок изучения новой темы

Оборудование: МЭНЭДЖ  МЭТЫ на столах раздаточный материал, мультимедиа.

Работа в команде

Задачи урока реализовались: 

  1. Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками; 
  2. Через общение с учениками на принципах сотрудничества;
  3. Через включенность каждого ученика в работу класса.

         Урок построен  в соответствии с программными требованиями с использованием структур Кооперативного обучения и  развития критического мышления учащихся.

      На протяжении всего урока развиваются такие двигатели культуры мышления, как язык, время, окружающая среда, ожидания, взаимодействия и отношения. 

Предоставляла достаточно времени для размышления над ответом на заданные вопросы,  достаточное количество времени на ответ. Смогла создать физическую среду, способствующую отработке умений по теме « Деепричастие», для изучения новой темы. смогла создать безопасную  социальную среду для взаимодействия и обучения. На уроке использовала лексику мышления для того, чтобы направить мыслительный процесс учеников ( язык сообщества, язык личного участия,  язык обозначения и присваивания, язык обратной связи и оценивания). Создала условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг к другу. 

         Современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые методы, такими  методами  и являются технологии интерактивного обучения ( ученик – ученик), к которым можно отнести структуры Кооперативного обучения и критического мышления.

       Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

Данный урок состоит из определённых этапов, где на каждом этапе ставились определённые цели.

 Организационный момент: эмоциональная и психологическая подготовка к уроку, создание благоприятной окружающей среды.

1.ЭДЬЮМЭП 

Цель: активизировать мышление.

Таймд Пэа Шэа

  Цель: развитие коммуникативных навыков, навыки активного слушания. 

Тип мышления: определение  главной мысли. 

Цель: коммуникативные навыки.

СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ.

 Цель: развитие навыков сотрудничества, социальных навыков и навыков коммуникации.

ТОКИН МЭТ ( Говорящий лист)  Тема « Причастие»

Цель: научить учеников генерировать идеи, создавать взаимосвязи, формулировать вопросы, анализировать ответы и делать выводы.

ДК: возможности.

Создала условия для документирования работ учеников на стенах и использование данного материала для дальнейшего развития учеников.

РЕЛЛИ КОУЧ.

  • Цель: развитие  социальных навыков, навыков сотрудничества, закрепление  орфографических навыков.

В ходе урока формируется целый блок познавательных УУД. Это:

  • общеучебные  умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
  • логические: анализ, выбор оснований, логические связи и доказательство.
  1. Стадия рефлексии. Билетик на выход 
  2. Ученики работали на рабочих листах, оценивая каждое задание.

В течение всего урока  формировались регулятивные универсальные учебные действия 

  • прогнозирование темы урока
  • целеполагание урока
  • волевая саморегуляция при работе в парах, в группе
  • осознание качества и уровня усвоения учебного материала.

 Методы  обучения  послужили способом  создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы соответствовали характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. 

     Задания, которые   предлагаются детям,  быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности,   связь с жизнью (текст о лени) заставляли  учащихся  мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания,  умения и навыки.

  На протяжении урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету. 

        Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:

  • групповая  (во время систематизации имеющихся знаний)

работа в парах, группах (для развития сотрудничества среди учащихся). 

       Способы взаимодействия  продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку  мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего развития):   

       Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.

       Урок прошёл в  темпе, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала творческое.       

        Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.

       Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
       Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.        

Цель урока достигнута.

Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

Приложения:

  1. file0.docx.. 43,2 КБ

Опубликовано: 15.05.2020

  • Отвечал рассеянно как пишется и почему
  • Отвечал неуверенно как пишется
  • Ответьте или ответте как пишется слово
  • Отвечать жеманно как пишется
  • Ответь на вопросы так чтобы получился связный рассказ ответы запишите и прочитайте вслух