Ответим на вопрос урока как автор изображает зло и добро в сказке 5 предложений

Тема классного часа: добро и зло в сказках цель: формирование у учащихся представления о добре и зле, доброте, хороших и

Тема классного часа: «Добро и зло в сказках»
Цель: Формирование у учащихся представления о добре и зле, доброте, хороших и плохих поступках.
Задачи:
1. Раскрыть понятия: доброта, добро и зло.
2. Формировать нравственные категории и оценочные суждения.
3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, воспитывать культуру общения.
4. Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость, учить совершать благие дела.
Оборудование: презентация .


Ход занятия:
1. Организационный момент.

Есть на свете страна – это сказка!

Чудесами полна, волшебством,

Дети любят её – там прекрасно!

Всех чарует своим колдовством!

  1. Сообщение темы и цели.

А любите ли вы сказки? Много сказок знаете? Сегодня я проверю как хорошо вы знаете сказки. Но для начала давайте узнаем тему классного часа, для этого необходимо расшифровать её.

hello_html_m182d9ab0.png

-Расставьте цифры в порядке возрастания и узнаете тему классного часа.

2.Беседа.

Давайте с вами поразмышляем, что значит «добро»? (все положительное, хорошее, очень нужное людям и животным)

— Что значит «зло» ? (все очень вредное, недоброе, дурное).

Контраст добра и зла хорошо виден в сказках.

Как вы думаете, какого героя в сказках называют «добрым»?

Добрый герой – это который помогает в трудную минуту жизни, не требуя платы.

Каких героев в сказках называют злыми?

Злой герой— это который совершает гадости; злые, плохие поступки.

-Сегодня мы совершим путешествие по сказкам, вспомним некоторые из них.

-В конце классного часа вы мне скажете, согласны ли вы , что «Добро побеждает зло».

3.Основная часть. Путешествие по сказкам.

Из какой сказки:

1) Отгадай сказку . 2) Где добро, а где зло? Какова мораль сказки?

Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем.

  1. Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи! Слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон!”.

Сказка “Заюшкина избушка ”

Мораль: не завидуй другим, не делай другим зла . Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту.

2. “Наловил дед рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мёртвая”.

До чего ж хитра лиса!
Это прямо чудеса.
Мужичка перехитрила,
С воза рыбу утащила,
Обманула волка
Тоже очень ловко!

Сказка “Лисичка-сестричка и волк”

Мораль: «Хитрость – это ум без добра». Если человек не делает добра, умным его назвать нельзя.

3. «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка. Выгляни в окошко, дам тебе горошка».

ПЕТУШОК — ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК

Мораль: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

4.Xолодной льдинки злой осколок

Вонзит в сердечко малыша.

Её правленья век не долог,

Когда есть добрая душа. Снежная королева

Мораль :Доброта, дружба и любовь –побеждают зло.

5.Сейчас потолкуем о сказке другой.

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ здесь пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет.

И кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Мораль— жадность до добра не доведёт.

-Молодцы, хорошо справились с заданием.

4 .Игра- физминутка

Сейчас мы поиграем. Я называю героя сказки, если герой добрый- хлопаем, если злой – топаем.

Буратино, Баба-Яга, Золушка, Кощей Бессмертный, Людоед, Кот в сапогах, Волк, Дюймовочка, Снежная королева, Крокодил Гена, Лиса, Винни-пух, Бармалей, Карлсон,

5. Характеристика героев.

Добрых и злых героев сказок вы знаете. А теперь охарактеризуйте злых и добрых героев. (карточки)

1 –группа выбирает те слова , которые подходят злым героям.

2- группа выбирает те слова , которые подходят добрым героям.

храбрый, смелый, отважный, благородный, добрый , отзывчивый, добросовестный

— подлый, трусливый, завистливый, жадный, грубый, лживый, равнодушный

-Как вы думаете, добрый герой от злого отличается выражением лица?

6. Собери маску. (Приложение 1)

1-я команда – доброго героя

2-я команда – злого героя

7.Физминутка.  «Мимическая гимнастика»

— Улыбнитесь друг другу.

— Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

— А какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека?

— Покажите, как надо приветствовать друг друга, выражать одобрение, радоваться.

8. Работа с пословицами.

— Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему.

-Ребята, знаете ли вы пословицы и поговорки о добре?

Соедините начало и конец пословиц.

«Добро помни, а зло забывай»

«За добро – добром плати»

«Худо тому, кто добра не делает никому»

«Добро побеждает зло»

-Вернёмся к проблеме , которую я вам поставила в начале классного часа, кто помнит?

-Вы согласны, с тем что «Добро побеждает зло»?

-Докажем это ещё раз на добрых поступках сказочных героев.

– Герой этой сказки очень любит свою бабушку, которая живет за лесом. Она заботится о ней и часто носит ей пирожки. (Красная Шапочка)

— Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

— В трудную минуту он всегда был рядом со своим хозяином. Ради его счастья ему пришлось съесть Людоеда, правда, перед этим, уговорив его превратиться в мышку. (Кот в сапогах)

Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)

— Несмотря на свой рост в дюйм, она спасла ласточку. (Дюймовочка)

— Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

— Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки и их героев.

-Мы много говорили о добрых поступках сказочных героев. А теперь я хочу

послушать, какие добрые дела можете сделать и вы.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

(Звучит песня “Дорога добра”.)

-О чем был наш классный час?

— Что понравилось больше всего?

-А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых, а Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

Наш классный час подходит к концу. Вы еще дети и хочется верить, что вы вырастите настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это очень хорошо.

Образ Добра и Зла в народной литературе

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Окунева В.В. 1


1МОБУ ООШ № 27 им. Е.С.Рязанцева ст. Советской

Окунева Н.Ф. 1


1МОБУ ООШ № 27 им. Е.С.Рязанцева ст. Советской


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение:

Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голоден, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение на два человеческих лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища.
Наконец дракон насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появились добро и зло.

Древняя легенда гласит, что после сотворения мира и человека, страдания и горя, а значит и ЗЛА не существовало, повсюду царило счастье, благополучие, ДОБРО. Откуда же взялось ЗЛО? Кто в нашей жизни носитель зла? Можно ли его искоренить? Эти философские вопросы задает каждый житель планеты.

С детских лет мы, еще не умея читать, слушали сказки, рассказанные мамой или бабушкой, восторгались красотой и мудростью Василисы Прекрасной, которая благодаря своему уму и смекалке способствовала торжеству справедливости в борьбе с Кощеем Бессмертным. Даже три легкомысленных поросенка смогли противостоять злому и коварному разрушителю — волку. Дружба, взаимовыручка, любовь и ДОБРО смогли победить коварство и ЗЛО.

Я росла и постепенно знакомилась с произведениями устного творчества. И невольно на ум приходили слова народной мудрости: «Кто добро сеет, добро — его плод; кто зло посеет – тот злодейство пожнёт».

Любое произведение нашей литературы в своей основе содержит эти два понятия.

Итак «добро и зло» — является главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.

Цель исследования:

Образ добра и зла в русских сказках

Задачи исследования:

Роль добра и зла в русских народных сказках

Выяснить характер добрых и злых сил

Исследовать ряд произведений

Основная часть

Энциклопедия мудрых мыслей

Проблема добра и зла волновала человечество всегда и лучшее доказательство этого высказывание великих мыслителей.

«Злой человек вредит самому себе прежде, чем вредит другому». В. Гюго

« Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н.Толстой

«Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и
горем, там нет различия и между добром и злом. Добро — это утверждение; зло — отрицание стремления к счастью». Л.Фейербах.

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». В. О. Ключевский

«Доброта – отзывчивость, сочувствие, друже­ское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное».  Л.Толстой

«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. 
Доброта избавляет нас от оди­ночества, душевных ран и непрошеных обид». В. Розов

«Доброта – солнечный свет, под которым рас­пускается цветок добродетели». А. Грин

Пословицы и поговорки:

Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.

Добро – не лихо, ходит тихо.

Добра желаешь – добро и делай.

Доброе дело без награды не останется.

Доброе смолчится, худое молвиться.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброму и сухарь в пользу, а злому и мясное не впрок.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Добро творишь — себя возвышаешь, зло творишь — себя унижаешь.

Лучше всех знает, что такое добро тот, кто испытал зло.

Спеши делать добро.    

Добрые дела красят человека.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Злой не верит, что есть добрые люди.  

Добро век не забудется.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит    

От добра – добра не ищут.      

Доброе сердце лучше богатства.

Доброе слово – половина счастья.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Доброе слово и кошке приятно.

Добро, сделанное втайне, оплатится явно.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Не ищи красоты – ищи доброты.  

Доброе дело дороже богатства.     

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

3. Символы добра и зла

Символы добра

Символы зла

   

Образ добра и зла :

Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.

В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.

Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.

На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.

Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.

злые силы и места где они обитают:

-Кощей Бессмертный

-Баба Яга

-Змей Горыныч

-Колдун

-Ведьма.

Зло в народных сказках

Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.

Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою. Существа, олицетворяющие зло, обитают в дремучих лесах, в подземельях, норах и пещерах. Там находится царство зла.

Положительные герои и где они обитают:

Русский народ достаточно интересно изображал понятия «добро и зло». Есть два типа сказочных героев — отрицательные и положительные. Положительными героями являются:

— Иван Царевич

-Андрей-стрелок

— Иванушка-дурачок

-Марья Кудесница

— Елена Прекрасная

— Василиса Премудрая

-Иван-крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но, не смотря на эту ситуацию, герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну. Герои, олицетворяющие добрые силы, живут в семье, сказочном лесу, на зелёных лугах, в прекрасной стране.

Поступки героев сказок, соотнести их с добром или злом.

В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.

Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана Царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.

Народная мудрость:

Поединок Добра и Зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека, ибо сердце и есть поле битвы, где сражаются ангелы и демоны. На протяжении многих тысячелетий бьются они за каждую пядь, и так будет продолжаться до тех пор, пока один из противников не уничтожит другого.

Добро обязательно победит зло, особенно если в человеке доброе сердце. Поэтому во всех русских сказках добро противостоит злу, каким бы страшным оно не было и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи.

Заключение:

Мною был проведен опрос, анкетирование.

Тест « У добра предела нет»

Из 22 опрошенных 21 человек согласны с утверждением, что добро победит зло.

20 человек считают, что доброе дело на века.

21 человек согласны, что лихо помнится, а добро никогда не забудется.

20 человек считают, что добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

14 человек считают, что вместо мести надо делать больше добра, 8 – не согласны с этим утверждением.

Из ответов видно, что люди помнят добро, уверены, что добро победит зло, но не все готовы на зло ответить добром, переступить через свою обиду.

В. Тест «Добрый ли Вы человек?»

Видя, что люди ценят доброе отношение к себе, мы решили проверить, а на сколько они добры к другим.

В опросе участвовали 12 человек.

Для 7 человек – доброта вопрос случая, добры они далеко не со всеми. Это не так уж плохо, но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

5 человек стараются быть добрыми со всеми, у них много друзей, они умеют общаться с людьми и быть любезными. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь.

Г. Опрос «Какой человек полетел бы с Вами на планету добра?»

В опросе участвовали 22 человека.

добрый   18 чел.                         Злой — 0
заботливый   11                           эгоист- 0
справедливый   12                       самолюбивый — 1
внимательный    13               грубый —  0
вежливый    14                             лживый — 0
чуткий  11                                     жадный — 0
гуманный 3
надежный 18
верный 16
душевный 8
жалостливый 2
сочувствующий 7

Из ответов видно, что люди хотят, чтобы у спутника были добрые качества, а злого с собой никто бы не взял.

Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

Добро — словно солнечный лучик!

Согреет — и всё расцветёт.

Оно, как невидимый ключик

От дверцы, где радость живёт!

А зло — это чёрные тучи,

Друзей нет, как их не зови

Со злом не встречаться вам лучше

Желаю добра и любви!

Источники:

Чтение книг, интернет-ресурсы, размышления, анализ результатов

Просмотров работы: 2409

Добро и зло – это философские категории. Философы всю жизнь спорят и пытаются объяснить их смысл. Добро и зло – эти два вечных антипода, два вечных противника и спутника. Они присутствуют в любой сказке для того, чтобы сделать её динамичнее и интересней. Они всегда борются друг с другом.

Тема добра и зла, она будет актуальна всегда, ведь человеку необходимы прообразы поведения — то, к чему следует стремиться и то, чего следует избегать в своем поведении. Несмотря на то, что каждого в детстве учат правильно себя вести, поступать так, как человек хотел, чтобы поступали с ним, человеку свойственно делать ошибки, но свернуть на верный путь никогда не поздно.

Сочинение-рассуждение на тему Добро и зло

Проблематика добра и зла издревле интересовала человечество. Двойственность этого мира рассматривалась, как возможность отыскать основные ориентиры, которые позволят выбрать собственный жизненный путь.

Раньше для людей многое являлось однозначным, так как отсутствовало смешение культур. Если человек рождался в каком-то обществе, то, как правило, проводил весь свой земной путь в идентичных условиях и не менял собственных моральных ориентиров. Для такого человека существовали вполне понятные добро и зло, они были всегда.

Для современного человека, который знает о том, как интерпретируется понятие добра и зла разными культурами и разными людьми, трудно отыскать для себя подлинный ориентир. Даже, если человек весьма ограниченный и стремится следовать, так сказать, своему племени и своему стаду, то даже в таком варианте, его понимание может пошатнуться.

Сейчас люди активно получают новые сведения и не являются такими зашоренными. Поэтому каждое убеждение и каждая концепция регулярно подвергается сомнению. Люди начинают осознавать относительность понимания добра и зла.

Конечно, речь идет зачастую о каких-то простых и бытовых деталях. К примеру, добрым может казаться педагог, который не заставляет много делать на уроке, но может быть на самом деле добр такой педагог, который изнуряет своих учеников на занятиях и они могут достойно выдержать экзамен?

Тут не существует однозначного ответа, он всегда является относительным в разных ситуациях.

Поэтому человеку нужно озаботиться поиском чего-то абсолютного. Есть ли объективная истина, которая полностью универсальна для всех ситуаций – задаю я себе вопрос, подобно мыслителям древности и современности.

Так хочется верить в наличие какого-то абсолютного и непреклонного добра в этом мире, но ведь, если так, то также в этом мире существует и абсолютное зло. Как быть с этим фактом? Мне до сих пор не известно.

Может ли в одном человеке сочетаться добро и зло

Конечно, может: все мы когда-то совершали как самоотверженные, так и эгоистичные поступки. И даже последний злодей хоть раз в жизни, хочется верить, сделал хотя бы какое-то доброе дело. Как в притче Достоевского о луковке:

«Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель припомнить, чтобы богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он её осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что её тянут вон, и стали все за неё хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша“. Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошёл». (Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Можно привести аргументы из «Недоросля» Д. И. Фонвизина, где герои в основном либо отрицательные, либо положительные (хотя ту же Простакову, маму Митрофана, осудить сложно — всё-таки у неё в детстве не было достойного примера для подражания, и она попросту не знает, что с окружающими можно обращаться уважительно).

Присмотритесь также к «Демону» М. Ю. Лермонтова — поэме о том, как тёмный дух чуть было не «перевоспитался», полюбив земную женщину, а также, разумеется, к «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского: если кого благие намерения и привели в ад, так это Родиона Раскольникова.

Наконец, одно из самых глубоких и интересных произведений, посвящённых проблеме добра и зла (и при этом входящих в школьную программу), — это «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Именно в этом романе имеется знаменитый монолог Воланда:

«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?»

Такой довод приводит князь тьмы в разговоре с Левием Матвеем, и он определённо наводит на размышления. И правда, что было бы, если бы у человека попросту не было необходимости делать нравственный выбор? Нести свет в этот мир, бороться с собственными недостатками и сражаться с несправедливостью — не в этом ли смысл нашей жизни?

Итоговое сочинение: Согласны ли Вы с тем, что добро всегда побеждает зло?

(431 слово) Детей учат понятиям добра и зла с пеленок. Множество прекрасных сказок повествуют о подвигах принцев и царевичей, рыцарей и простолюдинов, неизменно побеждающих всех чудищ на своем пути. В этих историях добро всегда побеждает зло, несмотря на любые испытания, даже, казалось бы, непреодолимые. Однако в реальности все совсем не так радужно, как в детских книжках. Иногда «темное царство» берет верх. Этому есть подтверждение и в литературе.

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» действия разворачиваются в вымышленном городе Калинове. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит о нем Кулигин в разговоре с Борисом. Бедность и невежество господствуют там. А те, кому повезло с богатством, на бедных пытаются нажить еще больше. Ими правит алчность, грубость, скупость, у них «обличье человеческое истеряно». Дикой не может сдержать своего сурового нрава, что делает его совершенно невыносимым. Кабаниха терроризирует всех домашних, а особенно Катерину, свою сноху — скромную, добрую и терпеливую девушку. Жизнь давит на юную особу со всех сторон. Ее муж Тихон не заступается за нее перед матерью, а лишь стремится сам сбежать из ненавистного дома. Чувства, возникшие у нее к Борису, несут только боль, ведь их отношения в этом обществе находятся под строгим запретом. Самоубийство – большой грех, но Катерина совершает его, потому что жизнь для нее невыносима. Луч света затухает, и город вновь погружается в кромешную тьму.

Другим примером финального господства зла над добром является поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Предполагается, что она должна была состоять из трех частей, по аналогии с «Божественной комедией» Данте Алигьери. Если принять это сравнение за правду, то первый том «Мертвых душ» отражает «Ад», в то время как следующие два должны были стать «Чистилищем» и «Раем». Не удивительно, что добро не восторжествовало в конце первой части. Павел Иванович Чичиков – коллежский советник, приехавший в город NN, чтобы скупить у местных помещиков умерших крестьян, которые все еще числятся живыми. Именно их называют «мертвыми душами», хотя довольно скоро читателю становится понятно, что это определение больше подходит для чиновников и помещиков. Афера Чичикова срывается, и он покидает город, но это невозможно назвать победой добра. Кроме случившегося провала, герой никак не изменяется и не наказывается, а его история говорит о том, что скорее всего в его жизни скоро появится новая афера. Помещики остаются на своих местах, продолжают предаваться порокам и жить за счет других.

В литературе есть множество примеров, показывающих торжество добра. Не только в сказках, но и в суровой русской классике есть лучики света, ведущие за собой других персонажей из тьмы. Стоит вспомнить Сонечку Мармеладову и подобных ей героев и героинь, стойких и самоотверженных. Однако мир не идеален и не наступило еще то время (а может и не наступит), когда добро неизменно будет господствовать над злом.

Автор: Александра Литвина

Добро и зло – вечное противостояние

Добро и зло – это вечная проблема и вечный вопрос человечества. Эти понятия порой так сильно смешиваются в человеке, что порой невозможно понять какое определение играет главенствующую роль. Кого же можно назвать добрым человеком?

Ответ на этот вопрос хорошо прослеживается в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Я считаю, что примером по-настоящему доброго человека в этом произведении является Иешуа Га-Ноцри.

Этот человек считает всех людей добрыми, радуется каждой в жизни мелочи. Он помог Левию Матвею стать мягче, сделал его добрее. Даже когда Понтий Пилат приговорил его к смерти, Иешуа счел его добрым человеком и не злился на Пилата. В этом человеке нет зла, он видит в мире только добро и совершает только добро.

Другим героем романа является Понтий Пилат. Я думаю, что этого человека нельзя назвать добрым. Прокурор приговорил невинного человека, Иешуа Га-Ноцри, к смерти, чтобы не разгневать общество и первосвященника.

Пусть Понтий Пилат и раскаялся в своем действии позже и покарал Иуду, подставившего Иешуа, его нельзя назвать добрым человеком, поскольку главенствующую роль его характера занимает трусость, страх быть отвергнутым и смещенным с поста прокурора, если он освободит Иешуа.

Роман Михаила Булгакова показывает нам действия двух эпох. Иешуа и Понтий Пилат являются героями одной эпохи, но среди людей другой эпохи тоже находятся добрые люди, например, Маргарита.

Она является очень добрым персонажем, например, заботится о мастере, несмотря на то, что он просит ее уйти. Она также разрешает своей служанке быть свободной, что тоже является поступком доброго человека.

Таким образом, подводя итоги, хочется сказать, что добрый человек – это человек, который не только совершает добрые поступки, но и не боится отвечать за них. Добрый человек с удовольствием заботится о ближнем, как, например, Иешуа о Левии Матвее, а также совершает правильные с моральной точки зрения действия.

Зло побеждай лучом добра!

Я считаю, что делать бескорыстные добрые дела готовы только те люди, которые являются морально и духовно зрелыми. Они воспринимают помощь другому не как шанс получить определённую благодарность, а как проявление естественных человеческих чувств. Именно в руках таких людей добро выступает как мировое оружие. Причём оружие не для организации конфликтов или войн, а для истребления всего зла на своём пути, всей тёмной части нашего недоброго мира.

Давайте прислушаемся к призыву поэта Бориса Пастернака, высказанному им в стихотворении «Учись прощать». Поэт побуждает молиться за обижающих и подсказывает способ борьбы с негативом — «Зло побеждай лучом добра».

Ярким примером победы добра над злом может служить жизнь католической святой — блаженной матери Терезы. Эта женщина поразила мир своей добротой и умением сочувствовать и сопереживать всем тем, кто в этом нуждается. Она была первой, кто начал заботиться о нуждающихся — голодных, голых, бездомных, искалеченных, слепых, прокажённых. Мать Тереза ​стала святой для всех католиков, потому что она сумела отказаться от собственного комфорта. Эта женщина решилась потратить всю свою жизнь на улучшение условий других людей, от которых не просила никакой благодарности и поддержки в свою сторону. Её жертвы поражают, а дело всей её жизни распространилось по свету.

Сейчас идею помощи нищим поддерживают почти в каждом уголке мира. Разве это не настоящая глобальная победа добра, для достижения которой насилие не использовалось?

В чем заключается противостояние добра и зла

Противостояние добра и зла началось со времён зарождения человечества и продолжается до сих пор. Некоторые люди совершают добрые поступки, а некоторые – злые, и человечество на протяжении многих веков пытается понять, что хорошо, а что плохо.

Доброта основана на самопожертвовании, делается во благо другим, ничего не требуя взамен, а зло причиняет людям боль и вред, и в этом и заключается противостояние добра и зла. Примеры этого есть в художественной литературе.

В рассказе В.Гаршина «Сигнал» повествуется о судьбе ветерана войны Семёна, который после увольнения из военной службы устроился на работу смотрителем на железнодорожной станции. У него теперь свой домик, стабильное жалованье, и он благодарен судьбе за это, добросовестно выполняет свою работу, следя за безопасностью железной дороги, и не жалуется на судьбу, считая, что таков божий замысел.

Ещё один герой рассказа – Василий – ворчливый и сварливый старик, который во всём плохом, что происходит в его жизни, винит вышестоящих начальников: недоплаченное жалованье, запрет посадить капусту на его огороде.

Жалобы Василия остаются без ответа со стороны начальства – как местного, так и московского, и тогда он решается на настоящее злодейство: выворачивает рельс на путях, чтобы поезд сошёл с них, и его начальство было наказано. Он покусился на жизни людей, но его заметил Семён.

Он знал, что по этим путям скоро проедет пассажирский поезд, и много людей погибнет – это невозможно было допустить, поэтому он поранил себе руку, намочил платок кровью и стал размахивать им, как красным флагом, чтобы остановить поезд.

В этом эпизоде показано самое настоящее противостояние добра и зла: Василий хотел устроить крушение поезда и гибель ни в чём не повинных людей, а Семён пытался эту аварию предотвратить, но силы его покинули, и он из-за потери крови упал на пути.

Вдруг Василий, вернувшись к месту происшествия, подхватил платок, поднял его высоко, и машинист, увидев это, остановил поезд. Борьба добра и зла шла также в душе Василия, и добро оказалось сильнее, чем злоба и ненависть. Он сознался в содеянном и раскаялся.

В заключение хочу сказать следующее: несмотря на то что в мире очень много зла и оно достаточно сильно, добро всё равно всегда побеждает. Совершая добрые поступки и жертвуя чем-то ради других, мы не только делаем им хорошо, но и сами становимся лучше.

Сочинение «Сказка о победе Добра над Злом»

Спешите творить добро

С понятием «добро» и «зло» мы начинаем знакомиться с самого раннего детства, когда мамы читают нам волшебные сказки. Добро в них всегда побеждает зло, каким бы хитрым и коварным оно не было. В детстве мы впервые узнаём и понимаем, что добрым быть хорошо, а злым плохо, что вознаграждаются только добрые дела, а злые поступки всегда наказуемы. Доброму человеку добро всегда возвращается добром. Даже кот Леопольд из знаменитого детского мультфильма поёт о том, что «добрым жить на белом свете веселей».

Но добро и зло как близнецы — братья не могут существовать друг без друга. Добро, как и зло, бумерангом возвращается к тому, кто его творит. Но, если бы не было зла, мы бы никогда не узнали, что такое добро, и наоборот. Однако, зло пытается поработить мир, а добро смело и яро с ним борется.

Вы хотите узнать, как победить зло? Тогда послушайте сказку!

У самого синего моря стояла небольшая деревушка. Люди в ней не знали никаких бед. Они радовались каждому новому дню. Мужчины ловили рыбу, женщины готовили вкусную еду, а дети ловили медуз и купались в море. Каждый вечер они танцевали около костра и пели песни. Так бежали дни за днями, годы за годами.

Но однажды Злодей, живущий в глубинах моря, разозлился на людей. Ему мешал их смех, раздражали песни и танцы. И он решил лишить их радости

и спокойствия. Злодей стал волновать море. Начался сильный шторм. Волны бежали на берег с такой силой, что разрушали хижины, стоящие на берегу.

Все жители были напуганы, дети плакали, а взрослые не знали что делать. А Зло всё не унималось. И когда самая сильная волна ударилась о скалу, огромная верхушка обрушилась и упала на самого злодея…

Наступил вечер. Постепенно море стало утихать. А утром люди увидели лежащего на земле Злодея. Его тело было беспомощным и бездыханным. Он задыхался без воды. Люди пожалели Злодея и решили спасти его. Все жители деревни вышли на берег и отнесли его обратно в море. На прощание Злодей извинился за то зло, которое он причинил и поблагодарил людей за помощь.

С тех пор жители стали мирно жить со Злодеем, а точнее сказать — с Добряком. Когда мужчины выходили в море на рыбалку, а детишки купались, он останавливал волнение моря, и всем было спокойно. И опять заиграла в деревне музыка, зазвучал весёлый смех её жителей! Вот такая история, которая учит нас, как победить зло.

Не спешите на зло отвечать злом. Отвечайте добром! И от этого жизнь на земле станет ещё прекрасней!

  • Ответить на вопросы по литературе 5 класс сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • От предложения к сочинению 2 класс тетрадь
  • От подарков не отказываются рассказ на дзен мария ивановна
  • От чего зависит композиционная стройность сочинения рассуждения
  • От слова к рассказу развиваем речь для детей 4 5 лет