Ответь на вопрос название рассказа к д ушинского

Инфоурок литературное чтение презентациипрезентация по литературному чтение на тему биография произведения к ушинского для детей .1 класс описание презентации

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтение на тему «Биография Произведения К Ушинского для детей .»(1 класс)

 Произведения К. Д. Ушинского для детей Литературное чтение 1 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

     Произведения К. Д. Ушинского для детей Литературное чтение 1 класс

    Описание слайда:

    Произведения
    К. Д. Ушинского
    для детей

    Литературное чтение
    1 класс

  • 2 слайд

    Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871)

    Описание слайда:

    Константин Дмитриевич Ушинский
    (1824-1871)

  • 3 слайд

    К.Д. Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле. Всю свою жизнь он посвят

    Описание слайда:

    К.Д. Ушинский родился
    19 февраля 1824 года
    в Туле. Всю свою жизнь он посвятил педагогике – науке о воспитании
    и обучении детей. Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно.

  • 4 слайд

    Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные. И вот, Констан

    Описание слайда:

    Учебники, по которым
    они учились, были скучные и непонятные.
    И вот, Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно.
    А когда ученье не мученье, тогда ученик
    и занимается, и учится успешнее.

  • 5 слайд

    Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались "Род

    Описание слайда:

    Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир».
    «Родное слово» и «Детский мир» были совсем не похожи
    на прежние скучные учебники. В них было всё понятно и очень интересно.

  • 6 слайд

    Уж их-то начнёшь читать и не оторвёшься: хочется скорее узнать, про что напи

    Описание слайда:

    Уж их-то начнёшь читать
    и не оторвёшься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице. Книги
    Ушинского открывали
    детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить, и в котором так много было незнакомого, непонятного
    и таинственного.

  • 7 слайд

    А главное - они открывали самую большую тайну: в чём радость и счастье челове

    Описание слайда:

    А главное — они открывали самую большую тайну: в чём радость и счастье человека. Из рассказов
    и сказок Ушинского всем было ясно,
    что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.

  • 8 слайд

    Учебник «Родное слово» переиздавался 164 раза. С помощью него обучались дети

    Описание слайда:

    Учебник «Родное слово» переиздавался 164 раза. С помощью него обучались дети более 150 лет назад, и не смотря на то, что уже прошло столько лет, рассказы Ушинского
    и сейчас дети любят читать.

  • 9 слайд

    Прочитайте название рассказа К. Д. Ушинского на с. 95«Худо тому, кто добра

    Описание слайда:

    Прочитайте название рассказа
    К. Д. Ушинского на с. 95
    «Худо тому, кто добра не делает никому».
    Выскажите предположения, о чем будет текст.
    О том, как кто-то не хотел делать добрые дела.

  • 10 слайд

    Прочитайте рассказ и ответьте на вопросы.Подтвердились ли ваши предположения

    Описание слайда:

    Прочитайте рассказ
    и ответьте на вопросы.
    Подтвердились ли ваши предположения?
    Да, подтвердились.
    Кто герои рассказа?
    Герои рассказа – дети.
    Что произошло с детьми?
    Дети поссорились.
    Почему они поссорились?
    Мальчик Гриша был жадным, не хотел ни с кем делиться, никому не хотел помочь.

  • 11 слайд

    Прочитайте рассказ и ответьте на вопросы.Что интересного заметили в названии

    Описание слайда:

    Прочитайте рассказ
    и ответьте на вопросы.
    Что интересного заметили в названии текста?
    Название текста – пословица.
    Можно ли сказать, что смысл этого рассказа заключается в этой пословице? Почему?
    Не нужно отказывать друзьям в помощи. Если ты никому не поможешь, то и тебе не помогут. Потеряешь друзей и останешься один.

  • 12 слайд

    Прочитайте рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинского на с. 9

    Описание слайда:

    Прочитайте рассказ «Вместе тесно,
    а врозь скучно» К. Д. Ушинского
    на с. 95 и отметьте непонятные слова.
    не вместе; отдельно, порознь.
    Врозь —
    юла́ — игрушка (и не только), которая, в общем случае, во время вращения сохраняет устойчивость на одной точке опоры.
    Волчок —

  • 13 слайд

    Ответьте на вопросы:Что же случилось с героями рассказа?Они поссорились.Почем

    Описание слайда:

    Ответьте на вопросы:
    Что же случилось с героями рассказа?
    Они поссорились.
    Почему они поссорились?
    Дети не захотели поделиться своими игрушками друг с другом.
    Почему же детям стало скучно?
    Потому что одному играть неинтересно.
    В чем заключается смысл этого рассказа?
    Нужно уметь уступать друг другу.

  • 14 слайд

    Чему хотел научить читателей К. Д. Ушинский?Дружбе, взаимовыручке.

    Описание слайда:

    Чему хотел научить читателей
    К. Д. Ушинский?
    Дружбе, взаимовыручке.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Биография Произведения К Ушинского для детейКонстантин Дмитриевич Ушинский(1824-1871)К.Д. Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле. Всю свою жизнь он посвятил педагогике – науке о воспитании и обучении детей. Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебник «Родное слово» переиздавался 164 раза. С помощью него обучались дети более 150 лет назад, и не смотря на то, что уже прошло столько лет, рассказы Ушинского и сейчас дети любят читать.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.

Тема:
Из старинных книг

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтение на тему » Из стариных книг К Ушинского Гусь и журавль Л Толстой Зайцы и лягушки «( 1 класс)

  • Конспект урока по литературному чтению. Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев» (2 класс).

  • Презентация на тему: «Устное народное творчество.Жанры детского фольклора»

  • Презентация на тему: «Творчество Ирины Петровны Токмаковой»

  • Презентация на тему: «Творчество Елены Александровны Благининой»

  • Презентация по литературному чтению по обобщению знаний по разделу «Русские писатели» (2 класс)

  • Тема. Введение понятия «гласный звук».

  • Разные типы заданий по формированию читательской грамотности

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435378 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

План-конспект непрерывной образовательной деятельности

с дошкольниками в средней группе

по ознакомлению с книжной культурой

Тема: «Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»

Интеграция образовательных областей:

ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Познавательное развитие»

Задачи: 

Воспитательные:

1) Воспитывать интерес детей к восприятию художественной литературы (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

2) Воспитывать у детей эмоционально-образное восприятие содержания рассказа (ОО «Речевое развитие»)

3)  Воспитывать у детей умения соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, замечать красоту объектов природы (времен года) (ОО «Познавательное развитие») 

Развивающие:

1) Развивать у детей умение слушать произведение художественной литературы (рассказ) (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

2) Развивать у детей способности к художественному восприятию, умения рассматривать произведения искусства (иллюстрации), соотносить увиденное с собственным опытом (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

3) Развивать умения детей отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения (анализировать), разгадывать загадки, понимать смысл пословиц, примет о временах года (ОО «Речевое развитие»).

4) Развивать умения детей откликаться на описываемые события, представлять в воображении героя рассказа, сравнивать желания героя со своими впечатлениями (ОО «Социально-коммуникативное развитие»).

Образовательные: 

1) С помощью художественного слова расширять представления детей о временах года, сезонных изменениях, которые в ней происходят (ОО «Познавательное развитие»)

2) Расширить представления детей о деятельности людей, детских играх, забавах в разное время года. (ОО «Познавательное развитие»)

Методы и приемы:

Практические: рассматривание иллюстраций, рассказы детей о играх и забавах в разные времена года, участие в беседе, физ.минутка.

Словесные: чтение, беседа по прочитанному, загадывание загадок, рассказывание пословиц и примет о временах года.

Наглядные: демонстрация иллюстраций.

Материалы и оборудование:

1. Дидактический материал: серии картинок (времена года: пейзажи, игры детей), подборка загадок о временах года

2. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: магнитная доска

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение рассказа, загадывание и разгадывание загадок, чтение   пословиц и примет

Коммуникативная

Беседа по содержанию рассказа, обсуждение пословиц, загадок,   рассказ детей об играх в разные

времена года, ситуативный разговор

Игровая

Игра «Расставь картины по порядку»

Познавательно-исследовательская

Сравнение времен года

Двигательная

Физкультминутка «Времена года»

Логика образовательной деятельности

Название этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-целевой

Предлагает послушать   и отгадать загадки о временах года

Задает вопросы:            — Какое сейчас наступило время года?    — Что произошло с приходом весны на улице?

Предлагает послушать рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания»

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы

           Настраиваются на предстоящий вид деятельности

Проявляют интерес

Закреплено знание о сезонных изменениях в природе, умение отвечать на вопросы

Заинтересованы

Содержательно-деятельностный

Читает рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания»

Предлагает ответить на вопросы:                          — О чем этот рассказ?       — Кто герой этого рассказа?                          — Какое первое желание загадал мальчик?                        — Почему ему понравилась зима?          — Какое следующее было желание?                                          — Чем занимался Митя весной?                                — Какое время года понравилось мальчику после весны?                                                    — Почему ему понравилось лето?          — Какое следующее было желание?                                                    — Что понял мальчик, когда посмотрел в записную книжку?

Выборочно спрашивает детей: Какое твое любимое время года? Почему?

Проводит физ. минутку «Времена года»

                                                           Демонстрирует иллюстрации с временами года, предлагает игру «Расставь картины по порядку».                                                        

Говорит пословицу о каждом времени года, объясняет ее                              

Слушают чтение рассказа

                  Отвечают на вопросы, вспоминают события, описывают действия героя рассказа

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями

Выполняют движения в соответствии с текстом.                                                                                          

Рассматривают иллюстрации, расставляют картины в последовательности по сюжету рассказа

Повторяют пословицу

Развито умение слушать произведение художественной литературы

Развито умение отвечать на группы   вопросов по прочитанному произведению (анализ)

Расширены представления о временах года, сезонных изменениях, которые в ней происходят

Развито воображение, умение сравнивать желания героя со своими впечатлениями                                

Снято физическое напряжение

Развито умение рассматривать произведения искусства (иллюстрации)

Развито понимание смысла пословиц  о временах года

Оценочно-рефлексивный

Подводит итог

Обмениваются впечатлениями

Положительно настроены от образовательной деятельности

2

2.1

2.2

2.3

3.

Основной этап:

Этап постановки проблемы

Поиск решения

Практическое решение проблемы

Заключительный этап.

развивать внимание,

умение внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Познакомить детей с содержанием рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания».

закрепить умения выполнять игровые действия

Проанализировать деятельность, подвести итоги разрешения проблемной ситуации, обобщить совместную деятельность детей по достижению целей.

1)Объявление темы.

—  А какое у вас  любимое время года и почему?

 — Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя,

и ему нравились все четыре времени года?

 — Об этом мальчике писатель К.Ушинский написал очень интересный рассказ,

который называется «Четыре желания».

Константин Дмитриевич  Ушинский —  великий писатель и педагог.

Он был учителем всех учителей. Автор детских рассказов и сказок.

Константин  Дмитриевич  Ушинский  оставил неизгладимый след,

 как в педагогике, так и литературе.

 Его именем названы во многих городах улицы и учреждения.

А лучших педагогов с недавних пор стали награждать медалью Ушинского.

Хотите послушать его рассказ «Четыре желания»?

(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)

 Я попрошу Вас быть очень внимательными.

Первичное чтение.

-Кто главный герой в рассказе?(

-О чем говориться в рассказе?

— О каком времени года в рассказе говориться первым?

 — Почему Митя прибежал домой румяный и весёлый?

— Чем Мите понравилась зима?

— О каком своём желании он сказал отцу?

 — Куда предложил отец записать желание Мити?

 — Почему Митя назвал весну прелестью?

 — Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз?

 — Что опять посоветовал отец сделать Мите?

 — Что запомнилось Мите летом?

-Какими словами мальчик сказал об осени?

 — Скажите, может так быть,

 чтобы человеку нравились все времена года, как Мите?

 — Почему рассказ называется «Четыре желания»?

 — Ребята, какой же можно сделать вывод

— какое же время года лучшее?

3)Словарная работа (работа по тексту).

-Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.

-Что означает слово румяный? (красный, алый).

-Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).

-Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)

-Что значит, восторг (веселье, радость).

— Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено)

-Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

Физминутка

— А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика, Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания)

И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).

Белоснежные дома (руки вверх,)

Хорошо, когда зима (прыжки на месте!)

Бабочки порхают (помахать руками,)

Цветы зацветают (наклоны вперед),

Всюду, всюду красота (разводят руками,)

Что за прелесть весна (прыжки на месте!)

Мы с отцом на сенокосе (имитация покоса травы,)

В речку удочку забросим (размахнуться, руку вперед,)

Красных ягод наберем (наклоны вперед)

И на сене отдохнем (руки за голову).

Жаркая стоит погода (обмахиваются,)

Лето — лучшее время года (прыжки на месте!)

Груши, яблоки в саду (руки в стороны),

Осень — лучшее время в году (прыжки на месте!)

Вторичное чтение с установкой на пересказ Составление модели к тексту.

-Сейчас я еще раз буду читать рассказ по частям и мы будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.

Повторное чтение рассказа воспитателем.

-Итак, слушайте начало рассказа.

1.Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”

-Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

— О каком времени года говорится в этом отрывке? (О зиме)

-Как звали мальчика? (Митя)

-Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)

-Каким он прибежал домой? (Веселым и румяным)

-Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

-Куда записали его желание? (В записную книжку)

-Ребята, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).

Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

-Слушайте продолжение.

2.Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была!”

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

— О каком времени года говорится?

— Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)

-Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)

-Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)

-Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)

-Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)

-Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).

Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

Слушайте дальше.

3.Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

— Какое время года настало?

-Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)

-Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)

-Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было)

-Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

-Что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).

Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.

4.Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

-Какое время года наступило? (Осень.)

-Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)

-Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)

-Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года)

-Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он, то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

-Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).

-Ребята, мы записали схемами этот рассказ.  

-Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно

-Я предлагаю вам пересказать рассказ.

-Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.

— Кто продолжит?

-Кто может рассказать историю с начало до конца?

Всё у нас получилось, молодцы, а сейчас подойдите ко мне (воспитатель предлагает детям взять картинки с приметами времён года и разделиться на четыре команды) Дети берут картинки и подходят к своему столу  (на столах лежат картинки с изображением  времен года) Воспитатель предлагает детям  в командах придумать короткий рассказ по картинке.

Рефлексия Воспитатель предлагает детям присесть на ковер.

— С каким произведением мы сегодня с вами познакомились?

 (рассказ “Четыре желания”)

—  Кто написал рассказ? (К.Д. Ушинский).

— Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

— Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.

Когда я буду показывать вам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик).

Словесный метод.

Рассказ об авторе.

Читает рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания».

Беседует с детьми по содержанию рассказа.

Словарная работа.

Прием активизации мышления детей.

Игровой прием

Вторичное чтение с установкой на пересказ

Составление модели к тексту.

Составление модели к тексту.

Составление модели к тексту.

Деление на команды.

Д.И. «Собери картинку».

Анализирует занятие с детьми, проводит рефлексию.

Внимательно слушают воспитателя. Воспринимают содержание рассказа.

Дети внимательно слушают.

Отвечают на вопросы по прочитанному.

Дети высказывают свои предположения.

Дети выполняют игровые действия.

Дети внимательно слушают, анализируют, отвечают на вопросы, рисуют схемы.

Дети рисуют схемы по первой части рассказа.

Дети рисуют схему по второй части рассказа

Дети рисуют схему по третьей части рассказа

Дети рисуют схему по четвёртой части рассказа

Пересказ рассказа по частям с опорой на схемы

Дети делятся на четыре команды.

Дети собирают картинки в команде

Придумывают короткий рассказ по картинке

Принимают активное участие в дидактической игре.

Дети отвечают на вопросы, взаимодействуют с педагогом и между собой. Высказывают свои предположения.

Активизируется речь Пополняется словарный запас.

Проявляют интерес к движениям и пытаются их повторить.

Отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают. Самостоятельно делают вывод о том, чему учит этот рассказ.

Закрепляют умение пересказывать рассказ с опорой на схемы.

Приобретают умение делиться на команды новым способом.

Закрепляют умение работать в команде.

Отвечают на вопросы воспитателя, размышляют. Подводят итоги совместной деятельности.

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: К.Ушинский.
Четыре желания

Цель: Познакомить
с творчеством К. Д. Ушинского, рассказом «Четыре желания».

Задачи:


научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы,
понимать внутренний мир героев, их поступки;

-научить
учащихся формулировать вопросы и ответы; способствовать развитию речи, памяти,
логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения
и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к
предмету; учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и
переживания героев литературного произведения; учить детей примерять
высказывание к характеру героев; пробудить стремление к самоанализу;


совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении; учить добру,
коллективизму, воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на
помощь человеку; воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения;
воспитание любви к прошлому нашей страны расширять кругозор учащихся,
формировать устойчивый интерес к чтению, обобщить впечатления от произведений
Гайдара, посвященных теме детства.

  Ход урока.

1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок
сейчас пойдёт,

В
мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

2.
Речевая разминка.


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

Артикуляционная
гимнастика

Ы
А О У Э И


Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно,
задумчиво, улыбнитесь)


Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение.
Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

 и
певуньей.

Введение в тему.

1. Загадки о временах года со звуковой записью:

П.И.Чайковский “Времена года”

Дел
у меня не мало – я белым одеялом
Все землю укрываю, в лед реки убираю.
Белю поля, дома, зовут меня…(зима).

Я
раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня…(весна).

Я
соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, “Купайтесь!” — приглашаю.
И любите за это вы все меня, я …(лето).

Несу я урожаи, поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю. Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я …(осень).

2. Игра “Назови звуки”

Дети, должны назвать, какие звуки можно услышать в разное время
года.

  • Зимой
    – скрип снега, метель.
  • Весной
    – капель, журчание ручья.
  • Летом
    – жужжание насекомых, пение птиц.
  • Осенью
    – дождь, шуршание листьев.

III. Основная часть.

1. Чтение произведения К.Д.
Ушинского “Четыре желания”

Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по
замерзшей реке, прибежал домой, румяный, веселый, и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!

— Запиши твое желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по
зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный
день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и
вечером сказал отцу:

— Вот уж я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не
было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые
груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он
то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

2. Физ. Минутка “Повтори
движение”

Дети выполняют движения за педагогом.

3. Беседа по произведению:

— Сколько желаний загадал Митя?

— Куда записывал свои желания Митя?

— Какое первое желание загадал Митя?

— Что делал Митя зимой? (Зимой Митя катался на санках, на
коньках)

— Какое второе желание загадал Митя?

— А что он делал весной? (Весной Митя бегал за бабочками, нарвал
цветов)

— Какое третье желание загадал Митя?

— Что делал Митя летом? (Летом Митя ловил рыбу, набрал ягод,
кувыркался в сене)

— Какое четвертое желание загадал Митя?

— Что делал Митя осенью? (Осенью Митя собирал плоды: яблоки и
груши)

4. Игра “Объясни словечко”

— Ребята, как вы можете объяснить слова — карманная записная
книжка.

Если дети затрудняются сказать, то педагог сама объяснить слова
и показывает карманную записную книжку.

5. Дид. игра “Подбери картинку”

Рассматривание картинок к произведению и определение их
последовательности.

  • Какой
    рисунок первый? Почему так решили?
  • Какой
    второй рисунок? Почему? И т.д.

6. Пальчиковая гимнастика “Человечки”

Большие
ноги
Шли по дороге:
Топ – топ – топ,
Топ – топ – топ.

Маленькие ножки
Шли по дорожке:
Топ – топ – топ,
Топ – топ – топ.

1.
Чем К. Ушинский хотел поделиться с читателем? Определи главную мысль
произведения.

     
    Главная мысль произведения Ушинского «Четыре желания» заключается
в том, что у каждого времени года есть свои положительные стороны и надо уметь
их замечать и ценить. Рассказ Ушинского «Четыре желания» учит позитивно
относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года.

2.
Рассмотри репродукции картин. Составь по ним рассказ, используя алгоритм на
странице 98.

К.
Юон. Русская зима
В.Борисов-Мусатов. Майские цветы
И.Левитан. Цветущие яблони
А Пластов. Летом
В Поленов. Золотая осень

==

3.
Найди и выпиши в «Рабочую тетрадь» пословицы о временах года.

1. О весне:

Ласточка весну начинает, соловей кончает.
Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
Кто спит весною, мёрзнет зимою.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
Март с водою, апрель с травою, а май с цветами.
Новый год — к весне поворот.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна да осень — на дню погод восемь.
Где в апреле река, там в июле лужица.

2. О зиме:

Зимой без шубы не стыдно, а холодно; а в шубе без хлеба — и тепло, да голодно.
Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Кто спит весною, мёрзнет зимою.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
Будет зима — будет и лето.
Декабрь — шапка зимы, июль — макушка лета.
Новый год — к весне поворот.
Январь — году начало, зиме середина.
В ноябре зима с осенью борется.
Лето — припасиха, зима — прибериха.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Мороз невелик, а стоять не велит.

3. Об осени:

Придёт осень, за всё спросит.
Цыплят по осени считают.
От осени к лету поворота нету.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
Ноябрь — сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной брат.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна да осень — на дню погод восемь.
В ноябре зима с осенью борется.

4. О лете:

Дважды в год лето не бывает.
Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
От осени к лету поворота нету.
Будет зима — будет и лето.
Декабрь — шапка зимы, июль — макушка лета.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Лето — припасиха, зима — прибериха.

4.
Вспомни своё любимое стихотворение о природе. О каком оно времени года?

 
   Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.

Это стихотворение о
весне.

IV. Итог.

Ребята, какое время года вам нравится? Почему?

Графическая работа “Время года”

Печатание названий времен года по пунктирной линии.

Дети выбирают название времени года по желанию.

Волошина А.С.

Тема: Рассказы о
животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»

Цели деятельности педагога:

-формировать представления о главных особенностях
художественного текста;

-вырабатывать технику чтения и работать над
выразительным чтением (передача голосом отношения автора к лисе: любуется,
хвалит, слегка осуждает – «разбойница»);

-делить текст на части, составлять простой план и
пересказывать по плану близко к тексту с использованием авторских слов и
выражений;

-вести наблюдение за средствами создания
выразительности.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

-умение читать целыми словами, передавать
интонационно конец предложения, объяснять название произведения.

Личностные:

-наличие интереса к учебному труду.

Регулятивные:

-умение сохранять и принимать учебную задачу,

-планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:-умение устанавливать причинно –
следственные связи.

Коммуникативные:

— умение формулировать своё отношение и позицию,
учитывая мнение других.

Ход урока.

1. Организационный
момент.

— Приветствие.

2.
Проверка домашнего задания:

— Какое произведение по жанру вы 
готовили дома? Как оно называется? Кто написал? О чём он писал? О каком времени
года говорится в рассказе? Где происходит действие? Что очень захотелось
автору? Смог ли автор напиться в лесу? Из чего он напился? Прочитайте описание
сыроежки. С чем Пришвин  её сравнивает? Смог ли сразу автор напиться? Кто
прилетел к чаше? Рассмотрите иллюстрацию на с.9. Какой отрывок из текста к ней
относится? Прочитайте. Легко ли было старику выпить воду из лесной тарелки?
Найдите и прочитайте это место в тексте. Как автор относится к жителям леса? (заботливо,
внимательно, по – доброму) Какие слова подчёркивают его бережное отношение к
природе?                                                                                              

   Итог:

-Чему учит это произведение?
(природу нужно беречь, любить, охранять, защищать) Закройте учебники.

3.     
Подготовка к первичному
чтению.

-Сегодня мы  продолжаем работать по
разделу… Как называется раздел? (о братьях наших меньших) С какими
произведениями вы уже познакомились? Кто написал?

а)Игра «Отгадай название произведения и кто написал?» (читаю отрывки)

— О ком вы будете читать узнаете,
когда отгадаете загадку.

«Сама рыжеволосая, мордочка
плутоватая. Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка! Это кто?»

Нас сегодня Лиса пригласила посетить «Страну лисьих сказок».
Она приготовила нам сюрпризы — загадки. Думаю, что мы сможем правильно их
разгадать.

—  Какие русские народные сказки вы
знаете, где главная героиня — Лиса?

     б) Работа в группах. Игра «Отгадай сказки»: — Вы будете зачитывать отрывки из сказок и
отгадывать.

 «И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса — тут как тут:
села под окошечко и поет:

Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслина головушка, Шелкова
бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку»

 «Петушок — золотой гребешок»

— Какая здесь лиса? (Коварная, сначала
она явно льстит петушку, затем вызывает обиду и зависть).

 «Шла лиса по дорожке и нашла лапоток, пришла к мужику и просится:

— Хозяин, пусти меня ночевать!

Он говорит: — Некуда, лисонька тесно!»

Дети: «За лапоток — курочку, за
курочку — гусочку».

— Какой здесь показана лиса?

(Не только хитрая, но ещё недобрая,
коварная, злая насмешница).

— А какими волк и медведь?

(Глупыми)

 «Шла лисичка по дорожке, нашла
скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу: —
Стук-стук-стук»

(Лисичка со скалочкой)

— Какая здесь лиса? (Глупая)

— Почему? (Ей удается обмануть двух
хозяев, а третий перехитрил ее).

Вот такой лиса показана в сказках.

в) Работа
по картинке «Лиса».

  -Рассмотрите картинку. Какой её
рисует художник? Какая голова?

Глаза? Уши? Туловище? Окраска? Ноги?
Хвост? (голова с удлинённой мордой, очень выразительные глаза, большие
заострённые уши, туловище длинное и приземистое, окраска на спине ярко-рыжая,
будто золотистая, ноги гибкие, тонкие, брюхо с грудкой белое, хвост пушистый с
белым кончиком).

г)
сообщение темы урока: -Откройте учебники на с. 11 Как называется новое
произведение ? Кто написал?

4. Словарная работа

— Ребята, посмотрите на доску.

— Как вы понимаете значения этих слов?

Патрикеевна пригибается (кланяется) выстланы
(покрыты травой поты) принаряжена (красиво
одета)

— Остановимся на слове «Патрикеевна»

— Откуда такое странное имя и почему
его носит именно лиса?

Выступление ученика:

— Патрикей — имя старинное, происходит от латинского «патриций», то
есть «аристократ». Но в старину
«и» на Руси произносилось как «к». Вот и получилось Патрикей, имя
это делали только детям княжеского рода.

— Какая же связь с лисой?

— Давным-давно, лет 700 назад, жил был
новгородский князь Патрикей, Нарумунтович, который так прославился своей
изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя
Патрикей, стало равнозначно
слову «хитрец». А так как лиса считалась самым хитрым зверем и получила
отчество Патрикеевна.

Физкультминутка

Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

5. Чтение произведения учителем.

Моделирование обложки: О чём говорит
эта обложка?

6. Выявление первичных
впечатлений.

1. — Какова лиса в изображении К.Д.
Ушинского? Какой вы ее представляете? Как автор рисует ее? (У Ушинского -лиса
красавица, «лиса умница», автор любуется ею, хвалит, слегка осуждает ее
называет «разбойница». Ею любуются и в то же время знают, что она еще и
проказница

2.-  Как автор относится к лисе?
Откуда это видно?

На доске слова: любуется, ненавидит, уважает, восхищается, осуждает,
ценит, ругает.
Выберите нужное.

3.-  Почему он называет ее
разбойницей? Прочитайте. (Она хитро и нагло ворует птиц из-под носа у людей
«любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика).

7. Анализ произведения.

1) Чтение текста детьми.

2) Беседа но вопросам:

— Почему автор называет лису не кума,
а «кумушка», говорит, что у нее не зубы, а «зубушки»? найдите в тексте подобные
слова. Вы встретились с уменьшительно -ласкательными словами. Они нужны, чтобы
обмануть нас, вызвать доверие

—  Каким вы представили себе «наряд»
лисы?

— Как ходит лиса? Почему она как будто
кланяется? Кто может показать это?

—  Почему автор говорит о лисе, что
она улыбается? Разве звери могут улыбаться?

— Можете ли вы представить себе «дом»
лисы? Какой он?

3). Деление текста на части и
составление простого плана.

 Прочитайте текст по частям
(абзацам), простого плана.
План.

1. Внешность лисы.

(«Лиса красавица»). Найди в первом
предложении созвучные слова. Подумайте, почему шерсть у лисы названа
золотистой. (Золотистая — блестящая, желтоватая). Хорошо кума принаряжена: на
груди жилет, а на шее белый галстучек. Покажи на рисунках. Скажите об этом
другими словами. Кто сказал интереснее: ты или автор? Продолжаем составлять
план.

2. Повадки.

(«Ходит лиса тихонько»)

3. Лисья нора.

(«Лиса умница») почему лиса роет
глубокие норы? Ответь словами из текста

4. Пища лисы.

(«Лиса разбойница»). Всерьез или в
шутку автор называет лису постницей?

— Почему ты так думаешь?

— Чем похожа лиса из рассказа К.Д.
Ушинского на лису из народных сказок? (Красотой, хитростью и повадками).

— Найдите 3 вопрос на с.12.  «Лиса —
всему свету краса». Подходит ли эта пословица к рассказу К.Д. Ушинского «Лиса
Патрикеевна»? (Да, подходит, т.к. К.Д. Ушинский в своем рассказе каждым словом
подчеркивает красоту и изящество лисы).

— Почему автор выбрал такой заголовок?
(Этим названием он показывает, какой мы должны увидеть лису и тем самым
передаёт свое отношение к ней)

8. Работа по тетради. Работа в
парах. Задание 1, 3.

9. Итог урока. Рефлексия.

-С каким произведением познакомились?

-Кто автор?

-Как называется? Поблагодарите друг
друга за работу. Кивните головой кому понравился урок.

10. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о лисе, выполнить задания 2, 4 по
тетради.

  • Ответы на вопросы по сказке спящая красавица
  • Ответы на вопросы по сказке иван царевич и серый волк 3 класс климанова
  • Ответы на вопросы по сказке ашик кериб для 4 класса
  • Ответы на вопросы по рассказу хамелеон 6 класс
  • Ответы на вопросы по рассказу станционный смотритель 7 класс