Отвергнутый жених рассказ бальзам для души

Кадр из фильма бо бернем: дома netflixглавные проекты уходящего года по версии обозревателя тасс томы ходовойуходящий год оказался для киноиндустрии

Бо Бернем, "Власть пса" и "Дюна":

Кадр из фильма «Бо Бернем: Дома»

© Netflix

Главные проекты уходящего года по версии обозревателя ТАСС Томы Ходовой

Уходящий год оказался для киноиндустрии таким же непростым, как 2020-й. Пандемия все еще с нами и по-прежнему то и дело нарушает планы студий, кинотеатров и фестивалей, которые пытаются вернуться к привычной жизни. Хотя именно этот год показал, что привычной жизнь уже не будет: стриминговые сервисы стали полноценным игроком в борьбе за зрителя, который не спешит возвращаться в кинотеатры; некоторые уникальные и действительно талантливые фильмы были сняты, не выходя из дома; Берлинале, «Сандэнс» и «Оскар» впервые прошли онлайн, а крупнейшие европейские фестивали типа Каннского и Венецианского проводились при условии строгих санитарных ограничений. Тем не менее в этом году вышло изрядное количество проектов, доказавших, что с кино прощаться рано. В прокат наконец-то вышли долгожданные блокбастеры «Дюна», «Матрица» и «Человек-паук», Дэниел Крейг распрощался с ролью Джеймса Бонда в «Не время умирать», а фестивали стали настоящим триумфом женщин-режиссеров. Редактор и кинокритик ТАСС Тома Ходова вспоминает самые яркие картины 2021 года, которые останутся в наших сердцах надолго.

«Бо Бернем: Дома»

Можно сколько угодно подводить итоги года, составлять списки лучших фильмов, но прежде всего нужно поговорить о Бо Бернеме, комике, актере, музыканте, снявшем лучший фильм года. Его «Дома» — это мгновенная классика, которая делает все оскаровские гонки, наградные сезоны, фестивали, блокбастеры блеклыми и скучными. Давайте уже просто отдадим все награды Бо и спокойно разойдемся.

«Дома» написан, снят, срежиссирован, смонтирован Бернемом в его доме в Лос-Анджелесе во время пандемии. Он отличается от обычных комедийных спецвыпусков… в общем-то, всем. Это самостоятельный фильм, смешивающий в себе театральные, музыкальные элементы и перформанс. Конечно, не стоит воспринимать все, что комик рассказывает в своих песнях, буквально (хотя многие пытаются), но многое в них автобиографично. Бернем говорит, что пять лет назад во время выступлений у него возникали панические атаки, поэтому выступать он перестал. Через пять лет он собрался с духом, чтобы снова начать общаться со зрителями, но наступила пандемия. Может быть, оно и к лучшему.

Кадр из фильма "Бо Бернем: Дома" Netflix

Кадр из фильма «Бо Бернем: Дома»

© Netflix

Сидя у себя дома, комик создал лучшее произведение в своей карьере, в котором он с невероятным остроумием, зло, устало, откровенно говорит обо всех нас, эре обезумевшего интернета, пандемии, взрослении и политкорректности. Эта гремучая смесь как бальзам на душу и глоток адекватности во времена, когда кажется, что все немного сошли с ума.

«Власть пса»

Новозеландский режиссер Джейн Кэмпион давно не радовала нас новыми проектами. «Власть пса» в чем-то напоминает самую известную работу новозеландки «Пианино» и не уступает ей по силе художественного высказывания. В первый раз в своей карьере Кэмпион делает центрального персонажа мужчиной — главную роль, нечистоплотного ковбоя-интеллектуала Фила, сыграл Бенедикт Камбербэтч. Он старательно изображает американский акцент, ходит немытый, покрытый кровью кастрированных быков, смачно закуривает самокрутки и мрачно играет на банджо. Кажется, что эта роль не очень подходит для утонченного британца, но, конечно же, все не так просто, как кажется. Динамика его персонажа — одно из самых увлекательных зрелищ (не самое подходящее слово для фестивального фильма, но пусть будет) в кино этого года.

Кадр из фильма "Власть пса" Netflix

Кадр из фильма «Власть пса»

© Netflix

Кэмпион традиционно использует сокрушающую мощь природы как акселератор для человеческих страстей. Монтану изображают золотые поля и горчичные холмы Австралии, настолько бархатные, что их хочется потрогать. Камера австралийского оператора Эри Вегнер рассматривает окружающие ранчо просторы: говорящие тени, свежую кровь на ржи, пыльные дороги, ласковую воду реки. По слухам, Вегнер вполне заслуженно может стать одной из номинанток на «Оскар» в этом году. Завершает внутренний мир картины абсолютно невероятный саундтрек Джони Гринвуда. В своей репетитативности он напоминает музыку Майкла Наймана из «Пианино». Только на этот раз вместо клавиш — хор струнных, затягивающий тебя полностью. 

«Дюна»

Канадский режиссер Дени Вильнёв как-то постепенно стал одним из главных современных авторов, снимающих научную фантастику. Сначала камерное, скорее артхаусное, нежели масштабное, «Прибытие», затем безумно красивый «Бегущий по лезвию 2049», а теперь — эпическая «Дюна», объединяющая элементы двух предыдущих картин. Сразу понятно, что Вильнёв хотел сделать большое кино, чтобы все вокруг громыхало, оглушало, поражало масштабами. Фильм воспринимает себя максимально серьезно — на кону судьбы Вселенной и вальяжничать некогда. Картина как будто бы захватывает тебя в тиски, обрушивается огромной волной и задействует все органы чувств, чтобы ты не мог опомниться до самого конца.

Кадр из фильма "Дюна" 2020 Warner Bros. Entertainment Inc.

Визуально «Дюна» производит впечатление стерильно чистой научной фантастики. Даже пески бесконечной пустыни не кажутся грязными, а на фоне чистого неба очерчены четкие линии монструозных кораблей. Полностью забыться в этой вселенной помогает изобретательная музыка композитора Ханса Циммера. Кстати, последний отказался в пользу «Дюны» от работы над «Доводом» Кристофера Нолана. Я думаю, что теперь Вильнёв стал главным конкурентом британца по созданию арт-блокбастеров, когда вроде как громко и масштабно, но при этом красиво и концептуально. 

«Отряд самоубийц»

Пять лет назад отвязный комикс про команду антигероев стал эпицентром классической голливудской производственной драмы: из-за конфликта режиссера Дэвида Эйра со студией картина на этапе постпродакшена превратилась в совсем не то, что планировалось изначально. Перед Джеймсом Ганном, которого приютили Warner Bros. после трусливого увольнения режиссера Disney, стояла, казалось бы, невозможная задача — превратить этот производственный кошмар во что-то удобоваримое. И Ганн не просто справился с этим неприятным заданием, а еще раз доказал, что он — один из самых талантливых мейнстримных режиссеров современности, способный вдохнуть жизнь в полумертвый и залакированный жанр комикса.

Кадр из фильма "Отряд самоубийц: миссия навылет" UPI Россия

Кадр из фильма «Отряд самоубийц: миссия навылет»

© UPI Россия

Режиссер делает то же самое, что и в «Стражах галактики», — создает дружную семью из совершенно неподходящего для этого материала. Философия Ганна прекрасна тем, что она целиком отрицает так называемую нормальность и говорит о том, что самые странные, безумные, непонятные персонажи имеют право на жизнь, любовь и признание. Понятие нормы превращается в главного оппонента, и благодаря этому в «Отряде самоубийц» все наконец-то встает на свои места. Это идеальный кейс для студийных боссов, который показывает, что необязательно заниматься микроменеджментом и срезать все острые углы. Можно наконец-то перестать душить креативность, расслабиться и получать удовольствие. Хочется верить, что так будет и впредь, но это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой.

«Легенда о Зеленом рыцаре»

Мы привыкли, что историю делают великие люди, которые как будто с самого рождения готовились к жизни, полной подвигов и серьезных решений. Но что, если история более тривиальна и случайна, чем принято считать, и руку к ней приложили совсем недостойные ее мужи? Американский режиссер Дэвид Лоури сумел адаптировать для экрана средневековую поэму неизвестного автора «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» так, чтобы превратить ее в актуальный для нашего времени рассказ о муках выбора и поиске собственного предназначения.

Кадр из фильма "Легенда о Зеленом рыцаре" Кинокомпания "Вольга"

Кадр из фильма «Легенда о Зеленом рыцаре»

© Кинокомпания «Вольга»

Лоури, который здесь выступает не только как режиссер, но и сценарист, монтажер и продюсер, вместе с оператором Эндрю Дрозом Палермо создает магическую атмосферу, где все происходящее похоже на один длинный сон, и погружает зрителя в транс. «Легенда о Зеленом рыцаре» не тот фильм, который ставит на действие. Это медитативное путешествие по образам, настолько серьезное, насколько и ироничное — Лоури, несмотря на законы жанра, находит много возможностей посмеяться как над героями, так и над самим собой и в конечном счете говорит о том, как стать тем человеком, с которым тебе не стыдно было бы сосуществовать.

«Купе номер шесть»

Студентка из Финляндии Лора приезжает в Москву, чтобы учить русский, а в итоге едет в Мурманск, чтобы смотреть на петроглифы. В купе поезда она знакомится со своим попутчиком — шахтером Лехой, который начинает хлестать водку прямо из бутылки, как только поезд отходит от перрона. Однако по пути она понимает, что Леха не такой ужасный, как кажется на первый взгляд. Финскому режиссеру Юхо Куосманену и его оператору Яни-Петтери Пасси удивительно точно удается передать атмосферу российских 90-х без раздражающей фиксации на различного рода меморабилиях эпохи, как это было, например, с «Быком» Бориса Акопова, который открыл для российского кино Юру Борисова. 90-е для режиссера — не предмет разговора, а всего лишь фон, поэтому и герои, и зрители могут дышать полной грудью.

Кадр из фильма "Купе номер шесть" Sony Pictures

Кадр из фильма «Купе номер шесть»

© Sony Pictures

Поездка героини, как и в любом роуд-муви, — путешествие от себя и к себе. Простите за спойлер, Лора все-таки доберется до петроглифов, которые, мягко говоря, не очень впечатляют, особенно в зимнюю стужу. И если они не помогут ей понять что-то про наше прошлое, как ее наставляли умные люди еще в Москве, то точно подскажут что-то про саму себя.  

«Худший человек на свете»

Норвежский режиссер Йоаким Триер скрупулезно исследует современные отношения в 12 главах с прологом и эпилогом. Все герои «Худшего человека на свете» — представители инфантильного поколения миллениалов, которые так и не смогли вырасти и стать взрослыми. Режиссер рассказывает про людей, которые полностью погружены в свои хобби, не знают, что им делать со своей жизнью, и готовы работать бариста в кафе, даже если им уже немного за 30.

Кадр из фильма "Худший человек на свете" Oslo Pictures

Кадр из фильма «Худший человек на свете»

© Oslo Pictures

В эпицентре этого праздника инфантилизма — Юлия в исполнении Ренате Реинсве, которая парализована широтой выбора. Ее мама, бабушки и прабабушки следовали по протоптанному пути, с обреченностью принимая на себя узы брака. Юлия же может решать сама за себя, только вот решать ничего не хочется. Триер говорит современным языком — полуигриво о серьезных вещах, маскируя потерянность и тоску хипстерской атрибутикой, когда вся жизнь похожа на милые посиделки в модном кафе, пока кому-нибудь не упадет кирпич на голову. Этюдная конструкция «Худшего человека на свете» делает его триеровской версией «Сцен из супружеской жизни» Бергмана. Разница только в том, что новое поколение выбирает одинокое существование практически сразу.

«Я создан для тебя»

«Я создан для тебя» Марии Шрадер рассказывает об отношениях женщины и мужчины-андроида. Картина получилась в лучших традициях немецкого кино — трогательной и старомодной в хорошем смысле этого слова, даром что в сюжете присутствуют высокие технологии. Фильм, как и многие новые проекты сейчас, стал ребенком пандемии — картину снимали в самый ее разгар, и тихая, практически интимная атмосфера опустевшего Берлина пошла ему на пользу. Городские пейзажи с первыми опавшими листьями дополняет изящный саундтрек Тобиаса Вагнера, напоминающий композиции Яна Тьерсена образца 2000-х.

Кадр из фильма "Я создан для тебя" Кинокомпания "Вольга"

Кадр из фильма «Я создан для тебя»

© Кинокомпания «Вольга»

Интрига фильма состоит не в том, удастся ли Тому найти путь к сердцу Альмы, или в моральном аспекте отношений с искусственным интеллектом — эти вопросы интересуют Шрадер только косвенно. Главная же тема картины — наша способность доверять другим и умение извлекать опыт из прошлого, даже если оно очень болезненное. Иногда отказ от чего-то — наш осознанный выбор, а иногда — возможность пойти по пути наименьшего сопротивления. «Я создан для тебя» получился забавным, чувственным, личным и как будто слегка неуловимым, отчего о нем хочется думать все больше.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» — это произведение, пропитанное трогательным романтизмом и наталкивающее читателя на размышления о подлинных ценностях жизни человека.

Произведение «Старуха Изергиль» композиционно представляет из себя «рассказ в рассказе» и разделено на три части, развивающих общую идею.

Очень краткий пересказ рассказа «Старуха Изергиль»

«Старуха Изергиль» краткий пересказ и содержание рассказа Горького

Рассказ Максима Горького содержит в себе три истории. Первая знакомит читателя с Ларрой — человеком, рождённым орлом.

Герой так горд своим чудесным происхождением, что считает себя выше и лучше всех. Он не знает, что такое любовь, и игнорирует законы людей. За такое надменное поведение его выгоняют из поселения.

Он остаётся один. Ему суждено бродить по миру вечно в поисках смерти и покоя. Вторая история поведает о возлюбленных старухи Изергиль, которая не всегда была старой и мудрой женщиной. Когда-то и в её жилах кипела страсть, которая дарила ей как радости, так и разочарования.

Третья история о славном юноше Данко, который отдал свою жизнь за людей из своего рода. Он так хотел помочь, что вырвал из своей молодой груди горящее сердце и осветил им путь к спасению. Но едва людское племя оказалось в безопасности — о герое забыли.

Главные герои и их характеристика:

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» четыре основных персонажа:

  •  Старуха Изергиль  — древняя старушка, беседующая с рассказчиком о том, что «каждый сам себе судьба». Она главная героиня, рассказывающая все три истории. В молодости Изергиль была страстной, темпераментной особой и очень привлекательной женщиной. Она не единожды влюблялась, мужчины тоже дарили ей свои чувства, но из-за легкомысленности ей не суждено было встретить настоящей любви.
  •  Ларра  — отпрыск земной женщины и гордого орла. Надменный и самолюбивый юноша, изгнанный из стана людей и обречённый на бессмертие за бессердечность и неуважение к общим порядкам. Печальная судьба героя вынуждает задуматься о том, что к традициям и законам нравственности надо относиться серьёзно, и о том, что главное в человеке не внешнее совершенство, а внутренняя красота, включающая в себя доброту, уважение к ближним, любовь, мораль и т.д.
  •  Данко  — лучший из людей юноша, пожертвовавший своей жизнью ради спасения других. Искренняя любовь к людям сделала Данко бесстрашным и сильным. Он стерпел адские муки, но выполнил свою миссию — вывел людей к свету. Его образ схож с образом безгрешного Христа, умершего за человеческие грехи.
  •  Рассказчик  — автор-пересказчик историй Изергиль.

Краткое содержание рассказа «Старуха Изергиль» подробно по главам

I. Рассказ Изергиль о Ларре

Максим Горький

Рассказчик некогда работал на виноградниках Бессарабии. Однажды после трудового дня он остался отдыхать рядом с пожилой женщиной, которую звали Изергиль. Вечерело. Изергиль указала на одну из теней, отбрасываемых облаками, назвала её Ларрой и рассказала древнюю притчу…

В щедрых, богатых, красивых землях обитало человеческое племя. Однажды во время праздника орёл унёс одну из девушек племени в горы. Бедняжка вернулась лишь спустя 20 лет вместе с сыном, которого родила в неволе от орла. Сам царь птиц состарился и бросился на скалы, чтобы оборвать свою жизнь.

Женщину с сыном приняли обратно. Парень внешне не отличался от людей, разве что был особенно красив. А вот внутренне он был людям племени неприятен. Слишком холоден, горд и непочтителен со старейшинами. Не смог сын орла ужиться возле рода своего, не постиг законов и не научился уважать старших. Ему приказали покинуть племя.

Услышав пожелание старейшин, гордый юноша заартачился и обнял одну из местных девушек, дочь уважаемого человека, а та оттолкнула наглеца. Тогда сын орла ударил девушку, от его удара бедняжка умерла. Парня связали и вынесли приговор — вечное изгнание.

«Старуха Изергиль» краткий пересказ и содержание рассказа Горького

II. Рассказ о любви и старухе Изергиль

До ушей рассказчика и старухи донеслось прекрасное пение. Изергиль сказала, что по-настоящему красиво поют только те, кто искренне влюблён в жизнь. Старуха завела монолог о своей бурной молодости, рассказчику представлялись образы её любовников:

  •  Рыбак, что стал первой любовью
  •  Гуцул, арестованный и казнённый за разбой
  •  Богатый турок, от которого Изергиль подалась в бега «от скуки»
  •  Подлый маленький поляк, которого Изергиль, рассердившись, бросила в реку
  •  Пан с изрубленным лицом
  •  Венгерский мужчина, найденный убитым, после того как он бросил героиню
  •  И последний возлюбленный Изергиль — Шляхтич Аркадэк, которого героиня спасла от ужасов плена

Много говорила о себе Изергиль. Сказала и о том, что наступил момент, когда она поняла — пора остепениться. Она вышла замуж в Молдавии и осела здесь на 30 лет. На время рассказа мужа её уже нет было в живых, а Изергиль жила со сборщиками винограда.

III. Легенда о Данко

Изергиль договорила, собеседники наблюдали за ночным небом и заметили голубые огоньки. Старуха сказала автору, что это искры сердца Данко. Так начинается последний рассказ Изергиль…

Это сказ о древних людях, гордых и прекрасных. Они жили в окружении дремучих лесов на просторах степи. Однажды враги вытеснили племя вглубь тёмного, болотистого леса. Здесь степным людям жить было невозможно, они гибли один за другим.

Веками сложившиеся в головах древних людей заветы не позволяли им биться и гибнуть в боях. Люди совсем запутались и не знали как им поступить. Их души наполнились страхом, а сердца отчаянием.

Вот тогда в «спасители» выдвинулся отважный юноша Данко. Он обратился к своему племени, призывая двинуться через лес — ведь тот должен был закончиться. Огонь решимости в глазах Данко заразил соплеменников смелостью, они поверили в себя и пошли через непроходимый лес.

Путь оказался нестерпимо сложен. Вера в людях угасала. Они стали винить Данко в обмане. Они стали похожи на диких зверей, готовых растерзать своего проводника. Данко же не испугался, он так любил своих соплеменников, что вырвал из груди своё сердце, пылающее пламенем любви к людям. Сердце в руках юноши осветило всё вокруг как солнце. Лес вскоре закончился. Люди вышли в степь.

О Данко забыли сразу. А он умер, как только вывел племя из опасности и тьмы. Его горящее сердце лежало возле тела, но кто-то трусливый и подлый наступил на него. От сердца остались лишь брызги искр. Эти голубые огоньки можно и сейчас увидеть на задумчивом ночном небосводе…

История создания рассказа «Старуха Изергиль»

Идеей написания рассказа «Старуха Изергиль» Горький загорелся ранней весной 1891 года, путешествуя по Бессарабии. Закончил же автор своё произведение лишь спустя 4 года.

Это неслучайно ведь «Старуха Изергиль» посвящена анализу сложной и противоречивой природы человека. Одна из основных идей рассказа — поиск смысла жизни. Для автора смысл жизни в самозабвенном служении окружающим людям, в добре, за которое не требуется награды.

Автор стремился донести до читателя одну из важных моральных ценностей: эгоизм, потакание своим порокам приведут лишь к одиночеству и гибели. Горький утверждал: нет ничего прекрасней бескорыстного добра и бескорыстной любви.

Впервые «Старуха Изергиль» была опубликована в «Самарской газете» в 1895 году. Сам Горький считал этот рассказ одним из лучших на своём творческом пути: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как Старуху Изергиль», — писал он.

«Старуха Изергиль» за 8 минут. Краткое содержание рассказа Горького

Старая румынка вспоминает свою бурную молодость и рассказывает две легенды: о сыне орла, обречённом за гордыню на вечное одиночество, и о юноше, который пожертвовал собой, чтобы спасти родное племя.

Названия глав — условные. Рассказчик встретил старуху Изергиль, когда собирал виноград в Бессарабии. Однажды вечером, отдыхая на морском берегу, он беседовал с ней. Вдруг старуха указала на тень от низко плывущего облака, назвала его Ларрой и рассказала «одну из славных сказок, сложенных в степях».

Много тысяч лет назад в «стране большой реки» жило племя охотников и земледельцев. Однажды одну из девушек этого племени унёс огромный орёл. Девушку долго искали, не нашли и забыли о ней, а через двадцать лет она вернулась со взрослым сыном, которого родила от орла. Сам орёл, почувствовав приближение старости, покончил с жизнью — упал с огромной высоты на острые скалы.

Сын орла был красивым парнем с холодными, гордыми глазами. Он никого не уважал, а со старейшинами держался как с равными себе. Старейшины не захотели принимать парня в своё племя, но это только насмешило его.

Он подошёл к красивой девушке и обнял её, но та оттолкнула его, потому что была дочерью одного из старейшин и боялась гнева своего отца. Тогда сын орла убил девушку. Его связали и начали придумывать «казнь, достойную преступления».

Один мудрец спросил, зачем он убил девушку, и сын орла ответил, что хотел её, а она его оттолкнула. После долгого разговора старейшины поняли, что парень «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего». Он не хотел никого любить и желал брать то, чего ему хотелось.

За всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью. Старейшины поняли, что сын орла обрекает себя на страшное одиночество, решили, что это станет для него самой суровой карой, и отпустили его.

Сына орла назвали Ларрой — отверженным. С тех пор он жил «вольный, как птица», приходил в племя и похищал скот и женщин. В него стреляли, но убить не могли, потому что тело Ларры было закрыто «невидимым покровом высшей кары».

Так жил Ларра много десятилетий. Однажды он приблизился к людям и не стал защищаться. Люди поняли, что Ларра хочет умереть, и отступили, не желая облегчить его участь.

Он ударил себя в грудь ножом, но нож сломался, он попытался разбить голову о землю, но земля отстранилась от него, и люди поняли, что Ларра не может умереть. С тех пор он скитается по степи в виде бесплотной тени, наказанный за свою великую гордость.

Старуха Изергиль задремала, а рассказчик сидел на берегу, слушая шум волн и далёкие песни сборщиков винограда. Внезапно проснувшись, старуха Изергиль начала вспоминать тех, кого любила в своей долгой жизни.

Она жила с матерью в Румынии на берегу реки, ткала ковры. В пятнадцать лет она влюбилась в молодого рыбака. Он уговаривал Изергиль уйти с ним, но к тому времени рыбак ей уже надоел — «только поёт да целуется, ничего больше».

Бросив рыбака, Изергиль влюбилась в гуцула — весёлого, рыжего карпатского молодца из разбойничьей шайки. Рыбак не смог забыть Изергиль и тоже пристал к гуцулам. Так их и повесили вместе — и рыбака, и гуцула, а Изергиль ходила смотреть на казнь.

Затем Изергиль встретила важного и богатого турка, целую неделю прожила в его гареме, потом соскучилась и сбежала с его сыном, темноволосым, гибким мальчиком много младше её, в Болгарию. Там её ранила ножом в грудь некая болгарка, то ли за жениха, то ли за мужа — Изергиль уже не помнит.

Выходили Изергиль в женском монастыре. У монашки-польки, которая за ней ухаживала, в соседнем монастыре был брат. С ним Изергиль и сбежала в Польшу, а молоденький турок умер от избытка плотской любви и тоски по дому.

Поляк был «смешной и подлый», мог словами, как кнутом ударить. Однажды сильно обидел он Изергиль. Она взяла его на руки, бросила в реку и ушла. Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.

Люди в Польше оказались «холодные и лживые», Изергиль было трудно жить среди них. В городе Бохнии её купил один жид, «не для себя купил, а чтобы торговать». Изергиль согласилась, желая заработать денег и вернуться домой. К ней ходили пировать «богатые паны», золотом её осыпали.

Многих любила Изергиль, а больше всего красавца-шляхтича Аркадэка. Он был молод, а Изергиль уже прожила четыре десятка лет. Тогда Изергиль рассталась с жидом и жила в Кракове, была богата — большой дом, слуги. Аркадэк долго добивался её, а добившись — бросил. Потом он пошёл биться с русскими и попал в плен.

Изергиль, прикинувшись нищей, убила часового и сумела вызволить любимого Аркадека из русского плена. Он обещал любить её, но Изергиль с ним не осталась — не хотела, чтобы её любили из благодарности.

После этого Изергиль уехала в Бессарабию и осталась там. Её муж-молдаванин умер, и теперь старуха живёт среди молодых сборщиков винограда, рассказывает им свои сказки. С моря наплывала грозовая туча, и в степи начали появляться голубые искры. Увидев их, Изергиль поведала рассказчику легенду о Данко.

В старину, между степью и непроходимым лесом жило племя сильных и смелых людей. Однажды из степи явились более сильные племена и прогнали этих людей вглубь леса, где воздух был отравлен ядовитыми испарениями болот.

Люди стали болеть и умирать. Из леса надо было уходить, но позади были сильные враги, а впереди дорогу преграждали болота и деревья-великаны, создававшие вокруг людей «кольцо крепкой тьмы».

Люди не могли вернуться в степь и биться насмерть, потому что у них были заветы, которые не должны были исчезнуть. Ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы.

Тяжкие думы породили страх в сердцах людей. Всё громче звучали трусливые слова о том, что надо вернуться в степь и стать рабами сильнейших.

И тут молодой красавец Данко вызвался вывести племя из леса. Люди поверили и пошли за ним. Труден был их путь, люди гибли в болотах и каждый шаг давался им с трудом. Вскоре измученные соплеменники начали роптать на Данко.

Однажды началась гроза, на лес опустился непроглядный мрак, и племя пало духом. Сознаваться в собственном бессилии людям было стыдно, и они стали упрекать Данко в неумении управлять ими.

Усталые и злые люди стали судить Данко, он же отвечал, что соплеменники сами не сумели сохранить силы на долгий путь и просто шли как стадо овец. Тогда люди захотели убить Данко, и в их лицах уже не было ни доброты, ни благородства. От жалости к соплеменникам сердце Данко вспыхнуло огнём желания помочь им, и лучи этого могучего огня засверкали в его глазах.

Увидев, как горят глаза Данко, люди решили, что он рассвирепел, насторожились и стали окружать его, чтобы схватить и убить. Данко понял их намерение и стало ему горько, а сердце разгорелось ещё ярче. Он «разорвал руками себе грудь», вырвал пылающее сердце, высоко поднял его над головой и повёл очарованных людей вперёд, освещая им путь.

Наконец, лес расступился и племя увидело широкую степь, а Данко радостно рассмеялся и умер. Его сердце ещё пылало рядом с телом. Какой-то осторожный человек увидел это и, чего-то испугавшись, «наступил на гордое сердце ногой». Оно рассыпалось в искры и угасло.

Иногда в степи перед грозой появляются голубые искры. Это остатки горящего сердца Данко. Окончив рассказ, старуха Изергиль задремала, а рассказчик смотрел на её иссохшее тело и гадал, сколько ещё «красивых и сильных легенд» она знает. Прикрыв старуху лохмотьями, рассказчик прилёг рядом и долго смотрел на покрытое тучами небо, а рядом «глухо и печально» шумело море.

Краткое содержание «Старуха Изергиль»

Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Повествование ведется от лица автора и героини рассказа старухи Изергиль. Три части подчинены общей идее: размышлению об истинной ценности человеческой жизни, смысле жизни, свободе человека.

Рассказ «Старуха Изергиль» изучается в курсе литературы 11 класса. В качестве знакомства с произведениями раннего творчества Горького можно прочитать краткое содержание «Старуха Изергиль» по главам.

  • Старуха Изергиль – пожилая женщина, собеседница автора. Рассказывает об истории своей жизни, легенды о Данко и Ларре. Считает, что «каждый сам себе судьба».
  • Ларра – сын женщины и орла. Презирал людей. Наказан людьми бессмертием и одиночеством.
  • Данко – юноша, любящий людей, «лучший из всех». Спас людей ценой собственной жизни, освещая им дорогу из леса вырванным из груди сердцем.
  • Рассказчик – пересказал услышанные истории, работал с молдаванами на сборе винограда.

Глава 1

Истории, которые рассказывает автор своим читателям, он слышал в Бессарабии, работая вместе с молдаванами на сборе винограда. В один из вечеров, закончив трудиться, все работники ушли к морю, а в тени винограда остались отдыхать только автор и пожилая женщина по имени Изергиль.

Наступил вечер, по степи плыли тени облаков, и Изергиль, показывая на одну из теней, назвала ее Ларрой, и поведала автору древнюю легенду.

В одной стране, где земля щедра и красива, жило счастливо человеческое племя. Люди охотились, пасли стада, отдыхая, пели и веселились. Как-то раз во время пира орел унес одну из девушек. Она вернулась только через двадцать лет и привела с собой красивого и статного юношу. Оказалось, все прошедшие годы украденная соплеменница жила с Орлом в горах, и юноша – сын Орла.

Когда Орел стал стареть, он бросился с высоты на скалы и погиб, а женщина решила вернуться домой. Сын царя птиц внешне не отличался от людей, лишь «глаза были холодны и горды». Он непочтительно разговаривал со старейшинами, а на других людей и вовсе смотрел свысока, говоря, что «таких, как он, нет больше».

Старейшины рассердились и приказали ему идти туда, куда хочет, – ему не было места в племени. Юноша подошел к дочери одного из них и обнял. Но та, боясь гнева отца, оттолкнула его. Сын орла ударил девушку, она упала и умерла. Юношу схватили и связали. Долго думали соплеменники, какое наказание ему выбрать.

Послушав мудреца, люди поняли, что «наказание – в нем самом» и просто отпустили юношу. Героя стали называть Ларра – «отверженный». Много лет жил Ларра, вольно обитая возле племени: воровал скот, крал девушек. Стрелы людей не брали его, прикрытого «невидимым покровом высшей кары».

Но однажды Ларра приблизился к племени, дав понять людям, что не будет защищаться. Кто-то из людей догадался, что Ларра хочет умереть – и никто не стал нападать на него, не желая облегчить его участь. Видя, что не погибнет от рук людей, хотел юноша убить себя ножом, но тот сломался. Земля, об которую бился головой Ларра, уходила из-под него.

Убедившись, что сын орла не может умереть, люди племени обрадовались и ушли прочь. С тех пор, оставшись совсем один, гордый юноша бродит по миру, уже не понимая языка людей и не зная, что ищет. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Так был наказан человек за свою непомерную гордость. До собеседников с берега донеслось чудесное пение.

Глава 2

Старуха Изергиль сказала, что так красиво могут петь только те, кто влюблен в жизнь. Ей «хватило крови» дожить до своих лет именно потому, что любовь была сутью ее жизни. Изергиль рассказала автору о своей молодости. Перед ним проходили один за другим образы любимых старухи Изергиль.

Рыбак с Прута, первая любовь героини. Гуцул, повешенный властями за разбой. Богатый турок, с шестнадцатилетним сыном которого сбежала Изергиль из гарема «от скуки» в Болгарию. Маленький монах-поляк, «смешной и подлый», которого за обидные слова героиня, подняв, сбросила в реку.

«Достойный пан с изрубленным лицом», любивший подвиги (ради него отказалась Изергиль от любви мужчины, осыпавшего ее золотыми монетами). Венгр, ушедший от Изергиль (его нашли в поле с простреленной головой).

Аркадэк, красавец шляхтич, спасенный героиней из плена, последняя любовь сорокалетней Изергиль. О разных минутах своей «жадной жизни » поведала собеседнику женщина. Пришло время, когда она поняла – пора обзавестись семьей. Уехав в Молдавию, вышла замуж и уже около тридцати лет живет здесь. К моменту, когда автор познакомился с ней, мужа не было в живых около года, а она жила с молдаванами – сборщиками винограда. Она нужна им, ей хорошо с ними.

Женщина закончила рассказ. Собеседники сидели, наблюдая за ночной степью. Вдали были видны голубые огоньки, похожие на искры. Спросив, видит ли их автор, Изергиль сказала, что это – искры «горящего сердца Данко», и начала рассказывать еще одну древнюю легенду.

Глава 3

В давние времена жили в степи гордые, жизнерадостные, не знающие страха люди. Их таборы с трех сторон окружены были дикими лесами. Однажды чужие племена пришли на землю людей и вытеснили их в глубь старого непроходимого леса, где были болота и вечный мрак. От смрада, поднимавшегося из болота, люди, которые привыкли к степным просторам, гибли один за другим.

Сильные и смелые, они могли бы пойти биться с врагами, «но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы».

Люди сидели и думали, как им быть, но от тягостных мыслей ослабли они духом и в сердцах их поселился страх. Готовы они были уже сдаться врагу, но их товарищ Данко «спас всех один». Данко обратился к людям, призывая пройти сквозь лес, ведь где-то лес должен был кончиться. Столько живого огня было в глазах юноши, что люди поверили и пошли с ним.

Путь был долог и труден, сил и веры в Данко оставалось у людей все меньше. Однажды во время сильной грозы отчаялись люди. Но признаться в слабости своей не смогли, вместо этого обвинили Данко в неумении вывести их из леса. Как дикие звери, готовы были они броситься на него и убить. Юноша пожалел их, понимая, что без него соплеменники погибнут.

Сердце его загорелось желанием спасти людей: ведь он любил их. Данко вырвал свое сердце из груди и поднял его высоко над головой; оно полыхало ярче, чем само солнце. Герой шел вперед и вперед, освещая «факелом великой любви к людям» дорогу. Вдруг лес закончился – перед людьми был простор степи. С радостью взглянул Данко на свободную землю – и умер.

Люди не обратили внимания на смерть юноши, не увидели они и сердца, по-прежнему пылавшего возле тела героя. Только один осторожный человек заметил сердце, и, опасаясь чего-то, наступил на него ногой. Гордое сердце, брызнув искрами вокруг, угасло. С тех пор появляются в степи те голубые огоньки, которые видел автор.

Старуха Изергиль закончила рассказ. Затихло все вокруг, и автору показалось, что даже степь зачарована благородством храброго Данко, не ждущего награды за сожженное ради людей сердце.

Как любое классическое произведение, рассказ Горького подводит читателя к размышлению о важнейших вопросах: для чего живет человек, как ему жить и каким жизненным принципам следовать, что есть свобода. Пересказ «Старухи Изергиль» дает представление о сюжете, идее, персонажах произведения. Прочтение полного текста рассказа позволит читателю окунуться в яркий и выразительный мир горьковских героев.

Краткое содержание Горький Старуха Изергиль кратко и по главам

Автор работал в Бессарабии на сборе винограда вместе с молдаванами. Там он познакомился со старухой Изергиль, которая очень любила рассказывать молодежи разные истории. Сначала она рассказала герою легенду о Ларре.

Тысячи лет назад далеко за морем жило племя. Однажды к ним прилетел орел и похитил прекрасную девушку. Через двадцать лет девушка вернулась с сыном, которого родила от орла. Он был очень красив и силен, но очень горд и высокомерен. Старейшины племени решили, что юноше не место в их племени.

Блуждая по лесам, Ларра встретил девушку, дочь одного из вождей племени, но она его отвергла. Тогда парень толкнул ее на землю и придавил грудь ногой. Девушка погибла. Совет племени долго думал, какую казнь заслуживает Ларра, в итоге они решили, что самым страшным наказанием для него будет отречение от племени.

Так юноша стал совершенно одинок, он не мог умереть и убить себя сам, так и скитается Ларра по сей день и не может найти себе покоя.

Дальше Изергиль рассказала автору о своей жизни. Она прожила очень насыщенную жизнь, побывала в разных странах, в том числе в Польше, Болгарии и в гареме Турции, жила в монастыре, находилась в каббале у еврея.

У нее было множество мужчин. Кто-то ее любил и осыпал золотом, кто-то обманывал и пользовался ею. Старуха Изергиль даже спасла из плена одного пана, убив часового. Но ни с кем рядом она долго не задерживалась.

Последний муж старухи умер год назад. Когда наступила ночь, старуха спросила у своего собеседника, видит ли он огни в степи, и рассказала еще одну сказку.

Это легенда о Данко. В давние времена жило веселое и жизнерадостное племя. С трех сторон их окружал непроходимый лес, а с четвертой — степь. Но пришли воинственные племена и прогнали этих людей из степи вглубь леса. Там древнему племени жилось очень тяжело, жены и дети плакали. Тогда храбрый юноша Данко поднял свой народ и повел через чащу леса к новым землям.

Долго они бродили по лесу и мужчины племени пожалели, что послушали Данко и хотели убить его. В этот момент юноша вырвал из своей груди сердце и, освещая путь, вывел своих соплеменников из леса. После этого, Данко умер, а на его сердце кто-то наступил, сердце рассыпалось на множество искорок. С того времени степи по ночам можно видеть голубые огоньки — частицы сердца Данко.

По главам

Рассказ автора известен всем своими знаменитыми сказаниями и поучителен для читателя любого возраста.

Глава 1. Легенда о Ларре

Давным-давно была одна страна, щедрая своим жарким климатом и обилием деревьев, под которыми можно укрыться от зноя. И жили там люди, которые ходили на работу, устраивали праздники и веселились с девушками.

Однажды красивую деву во время пира унес далеко в горы орел. И никто ее больше не видел. Появилась она через много лет, но уже не такая юная и обаятельная, как раньше. Пришел с ней юноша,  очень похожий на нее.

Когда соплеменники спросили ее, где она так долго была, то услышали рассказ о том, что долгое время проживала в горах. Этот молодой человек был ее сыном, а  орел стал  для него отцом. Но, когда пришло время, орел взметнулся в небо и от слабости своей  упал, разбившись о скалы.

Люди удивленно глядели  на красавца, и увидели, что он от них ничем не отличается, только взор у него отдавал каким-то холодом, да и смотрел он на всех вызывающе, как подобает царской птице.

Он мог подолгу молчать, и ни с кем не общаться. Когда же с ним стали разговаривать предводители племени, которые были намного старше его, он беседовал с ними наравне. В их адрес он отпустил оскорбительные слова, и они сказали матери, что ему среди них нет места.

Но он не принял их слова всерьез. Юноша пошел, куда сам захотел. Увидев молодую прелестную девушку, он решил позабавиться с ней, но она оттолкнула его от себя. Молодой человек, не смог выдержать отказа и ударил ее так, что она упала, а потом хладнокровно убил.

Окружающие, увидев такую жестокость, не смогли даже и слова вымолвить. Они схватили его и приняли решение, вначале придумать наказание. Только Юноша не чувствовал своей вины, он стоял с гордо поднятой головой и усмехался.

Совет старейшин собрался на заседание, где они спросили виновного, почему он это сделал. Из речей гордеца они поняли, что он себя возомнил царем, и все должны ему подчиняться. Им стало жаль его ,ведь молодой человек даже не понимал, что он будет всю жизнь одиноким.

Они отпустили его, чтобы он был свободным. Это было его наказание. Так Ларра, человек, отвергнутый всеми, стал жить, так, как ему вздумается. И так как он стал бессмертным, никто не может его убить, и самого себя уничтожить не получается. Так и бродит Ларра по свету, и не принимают его ни живые, ни мертвые.

Глава 2.  Жизнь Изергиль

Автор далее повествует нам о том, какова была судьба старухи. Когда раздается веселая песня, старая женщина  сразу же вспоминает о своей юности. Она работала так же, как и все. Занималась ковроткачеством, а ночью тайком убегала к возлюбленному. Но вскоре пятнадцатилетней девушке надоели  эти отношения, и она порвала с ним связь.

Ее подруга сводит ее с другим молодым человеком. Он был таким же, юным, как и она, горячим на любовь и  мог всегда развеселить ее. Потом ее ухажеров убивают, и Изергиль нашла другого парня, который был по национальности турком.

Она поселилась  в гареме, но ей показалось там тоскливо. И в 16 лет Изергиль убегает в Болгарию  с молодым человеком. Но недолго длилась их любовь. По непонятным причинам юноша умирает. Девушка не растерялась, и соблазняет женатого мужчину. Ревнивая супруга находит Изергиль и ранит ее в грудь. Еле-еле выжила она.  Выкарабкаться ей помогла монашка из Польши.

Но красавицу  манили мужчины, и она, познакомившись с братом монахини, убегает  с ним. Однако,  он оказался не таким уж и приятным юношей. Свободолюбивая девица убивает его, после того как он ее оскорбил.

На чужбине ей было очень тяжело, надо как- то жить, и она становится  содержанкой то одного, то другого мужчины. Молодость прошла, Изергиль постарела. И вот ей встретился  шляхтич, которому она быстро надоела, и он ее кинул. И тут она понимает, что молодые годы ушли, а с ними и красота. Но любовь к ней пришла настоящая.

Мужчина ушел воевать, и женщина едет за возлюбленным. Неожиданно она узнает, что он находится в плену и приходит ему на помощь.  Она преображается в хромую нищенку, и умоляет охрану пропустить якобы к своему сыну. И когда солдат соглашается и хочет ее пустить на свидание, то убивает его.

В знак благодарности Аргадэк признается ей в любви, но Изергиль прогоняет его. Женщина поняла, что пора ей все-таки завести семью. Она выходит замуж за  мужчину, молдавской национальности, с которым прожила 30 лет. Теперь Изергиль вдовствует, и часто, сидя у моря, рассказывает волнам свою жизнь.

Глава 3. Горящее сердце Данко

В дальние времена проживали люди в непроходимой местности. Они умели веселиться, не боялись сражаться в боях. И вот напали на них совсем другие племена, которые принесли с собой злобу и тьму. И не знало благородные люди, что им делать, или сдаться врагу, или же прятаться в зловонном болоте. Многие уже хотели сдаться и отдать свою волю злодеям.

Но тут объявился молодой и прекрасный юноша по имени Данко, который призвал их идти вперед, а не сидеть и ждать своего конца. Люди попросили, чтобы он повел их вперед. И они побрели, пробираясь сквозь густые ветки деревьев и болотную жижу. И закончились у них силы, и стали люди обвинять его, что сам не знает дороги и повел их в неизвестном направлении.

Но Данко не слушал их, и полный сил, вел их дальше. Однажды разразилась гроза в темном лесу, и стало всем страшно. Дорога была тяжела, каждая искра молнии заставляла их содрогаться от ужаса. И решили люди остановиться и устроить суд над Данко. Они обвиняли его в том, что он не может их  вывести, потому что сам еще неопытный, и подвергал их жизни опасности.

Юноша пытался оправдаться, но эти разъяренные люди готовы были убить его. Сердце Данко вначале загорелось  от такой несправедливости, а  потом потухло. Он жалел этих людей и знал, что без его помощи они умрут.

А они подошли к нему вплотную, думая, что он убежит. Но этого не случилось. Молодой человек разорвал руками грудь и вынул сердце. Оно горело, как солнце, освещая путь во тьме. Он вел  их , а они бежали и поражались такому чуду.

А потом погибали один за другим. Наконец показался свет, зеленая трава блестела от прошедшего дождя. Данко выполнил свое обещание, посмотрел вокруг, надменно расхохотался и умер. А люди, не замечали его, и не видели, что рядом с ним лежит его разгоряченное сердце. Только один из них раздавил его ногой, и  искры разлетелись повсюду. С тех пор перед грозой в степных краях всегда появляются  голубоватые искры.

Рассказ учит нас задуматься, в чем настоящий смысл жизни. Ведь прожив в одиночестве и гордясь собой, ты никому ничего не докажешь. Надо помогать людям от чистого сердца, и тогда они придут к тебе на помощь в любую минуту. Можете использовать этот текст для читательского дневника

Старуха Изергиль

Данный рассказ поможет понять, в чем суть вечного поиска смысла жизни. Три главы: в каждой своя история и свой герой. Три судьбы переплелись одной нитью, расставив все по своим местам.

Краткое содержание «Старуха Изергиль» по главам, поможет понять, что человек, движимый эгоизмом, гордыней обречен быть несчастным всю жизнь. Только открыв сердце любви, доброте, желанию жертвовать интересами ради других, можно открыть долгожданный путь к счастью.

Глава 1

Встреча автора и старухи произошла после тяжелого трудового дня. Рабочие ушли к морю, они остались вдвоем под виноградным кустом, спасаясь от ненавистной жары. Увидев облака, Изергиль предположила, что это Ларра кружит над степью. Увидев неподдельный интерес в глазах собеседника, пожилая женщина решила поведать красивую древнюю легенду, послужившую началом для остальных.

Легенда о Ларре. Ларра сын молодой девушки и орла. Будучи совсем юной, она была похищена хищной птицей и унесена в дали дальние. Несколько лет о ее судьбе не было ничего известно. Многие думали, что она умерла. Спустя двадцать лет она вернулась в родное село. Выглядела женщина ужасно. Сухая, изможденная. От былой красоты не осталось следа.

Ларра ее сын был горд и свободолюбив, как его отец. Дерзкий с окружающими, он ставил себя выше всех, ясно давая понять, что ему нет равных. Даже старейшины для него не авторитет. Устав терпеть его выходки ему был дан приказ уйти из села.

Парень, желая доказать, что может все, схватил одну из девушек, желая обнять. Своенравная красавица оттолкнула наглеца, за что поплатилась жизнью. Он убивает ее на глазах сельчан.

Долго думали люди, как наказать убийцу. Способ для мщения был выбран странный. Они решили отпустить парня, предоставив полную свободу. Одиночество стало верным спутником Ларры. Он мотался по земле, досаждая людям, воруя скот и девушек, но не получал наказания. Стрелы пролетали сквозь него, а пули проходили навылет, не причиняя боли.

Вскоре Ларра понял, что устал от такой жизни. Он готов был умереть, когда понял ее смысл, но было слишком поздно. Бессмертие и одиночество вот его наказание за гордыню. Теперь ему нет места ни в мире живых, ни в мире мертвых. Так и скитается он в надежде обрести вечный покой, но безрезультатно.

Старуха на мгновение остановила повествование. Ее внимание отвлекла грустная, красивая песня, послужившая началом второй истории, не менее интересной и поучительной, чем первая.

Глава 2

История любви. Молодая, красивая Изергиль, всегда пользовалась успехом противоположного пола. Ее любили мужчины. Она отвечала взаимностью. В каждом она видела героя своего романа, надеясь, что взаимное чувство будет вечным, но ее ждало разочарование.

В поисках любви проходили годы. Мужчины менялись, как города, в которых она искала свою судьбу. Она жила эмоциями, переполнявшими ее душу и сердце. Женщина верила, что если любовь, то на всю жизнь. Если любовь кончилась, то не стоит продолжать отношения, пытаясь спасти то, чего нет.

Ради любви женщина была готова на все, даже на убийство. Изергиль ненавидели жены ее ухажеров. Одна из них в пылу дикой ревности, ранит ее в грудь. Чудом она выжила. Спасла ее полька монашка, живущая при монастыре, проникшись жалостью к бедолаге. Вместо благодарности, стоило ей окрепнуть, она сбегает с ее родным братом в Польшу

Жизнь с ним не сложилась. Парень был груб. Терпеть подобное отношение женщина не собиралась. Столкнув его в реку, она благополучно забыла о нем, моментально увлекшись другим. Вскоре она поняла, что пора уже вить свое гнездышко. Заводить семью, рожать детей, полностью посвятить себя дому и близким.

Замуж она вышла, прожив вместе с мужем долгие годы. Недавно старуха овдовела и теперь частенько вспоминает о былой молодости, когда все можно было исправить и сделать жизнь другой. Но так угодно судьбе, что доживать свой век ей придется в полном одиночестве.

Рассказ закончился. Пора разбредаться по домам, но неожиданно внимание рассказчицы привлекли показавшиеся вдали голубые огни. Словно искры они сверкали в вечерней темноте. Это Данко, сказала вслух старуха, начав третью историю о прекрасном парне с добрым сердцем.

Глава 3

Данко романтик с большой душой и добрым сердцем. Красивый, сильный, мужественный он был лидером по натуре. Умел решать любые проблемы, не теряясь в сложных, жизненных ситуациях.

В те далекие времена люди жили вблизи с непроходимыми лесами. Однажды они случайно оказались в самом центре лесной чащи. Страх и паника накатывали на них волнами. Они понимали, что смерть рядом, но боялись произнести свои предположения вслух.

Данко вызвался помочь им, обещая, что обязательно выведет из леса. Долго пришлось им идти. Силы были на исходе. В воздухе висело напряжение, готовое вот-вот вырваться из обессиленных, замученных людей. Лишь Данко был весел и бодр, словно не прошел вместе с ними десятки километров.

Неожиданно разразившаяся гроза усугубила положение. Толпа стала предъявлять претензии вожаку, обвиняя его в сложившейся ситуации и лживых обещаниях. Обидно ему стало за такие речи. Разве не они добровольно пошли за ним, когда все трусливо поджали хвосты. Никто не вызвался идти вперед, и что в итоге?

Тогда он вырывает сердце из груди, поднимая высоко над головой и освещая людям путь. По освещенной дороге он их вывел из леса, но силы его покинули. Данко умирает. Неблагодарные люди не заметив потери, случайно наступают на выпавшее из его рук сердце. От удара оно рассыпалось на кучу маленьких искорок.

  • С тех давних пор искры не гаснут, напоминая о бесстрашном юноше, не пожалевшем свое сердце ради любви к людям, но они оказались слишком жестокими и неблагодарными, чтобы оценить мужественный поступок.
  • Устав от долгих разговоров, старуха неожиданно задремала, предоставив автору возможность подумать об услышанном, сделав правильные выводы, чтобы не повторить ошибок, совершенных главными героями ее легенд.
  • На этом и заканчивается краткий пересказ рассказа «Старуха Изергиль», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Из всех богов Водан наиболее соответствует времени Йоля, действительно, одно из его хейти (исл. heiti, замена имени) — Йольнир (Jólnir, Йольский). В “Пряди о Хальвдане Черном”(Halfdanar þáttr svarta) из “Книги Плоского острова”, отрывок “Саги об Олаве Трюггвассоне” (Flateyjarbók, Óláfs saga Tryggvasonar)) Один появляется как старый финн королю Хальвдану на Йольские праздники и заставляет исчезнуть все продукты. Хальвдан пытает его, пока его сын Харальд (позднее Харальд Прекрасноволосый (Haraldr inn hárfagri)) сперва не просит своего отца отпустить старика, а затем освобождает его сам. Харальд отправляется с ним, пока они не приходят в место, где пир продолжается, именно туда попала исчезнувшая еда, затем спутник предсказывает Харальду, что тот должен стать единственным правителем Норвегии, когда придёт время. Это ещё одно упоминание, свидетельствующее, что Одина особо почитали язычники в период Йоля.
Всю зиму, но особенно во время двенадцати ночей Йоля, Водан появляется как лидер Дикой Охоты. Ареал распространения различных форм “Воданова Воинства” простирается от Швейцарии и до Швеции включительно. Хотя различные исторические фигуры или герои местных легенд (например, Дитрих Бернский в Германии, Датский короли Вольдемар и Христиан II, Френсис Дрейк в Англии) называются в этих легендах, производное от корня wod является наиболее общим, представляется вероятным, что это – один из древнейших аспектов бога, если не самый древний. «Oden» пояляется в Швеции и Дании, но не в Норвегии, где процессию ведёт Гуро Руссерова (Guro Rysserova (Гудрун “Саги о Вёлсунгах”, Guðrún из Völsunga saga) и её супруг Сигурд (Sigurðr) (прим. – в энциклопедии “Скандинавской мифологии” на русском языке имя предводительницы передаётся как Гуро-рисса или Рейса-Рова) – который не смотря на имя «Sigurd Svein», то есть Молодой Сигурд и то, что все варианты рассказа о нём повествуют про его раннюю смерть, описывается в норвежских легендах о Дикой Охоте как ужасающе старый и дряхлый до слепоты, так что когда ему требуется взглянуть, глаза его приходится открывать при помощи крюка. Этот старик с плохим зрением не имеет ничего общего с Сигурдом Сигмундссоном, но имеет загадочное сходство с божественным покровителем Сигурда, древним Одином (Óðinn), который так же известен под именами Билейгр (исл. Bileygr – Плоховидящий), Херблинди (Herblindi , Слепой воин, Слепой хозяин), Твиблинди (Tvíblindi, Дваждыслепой), Хельблинди (Helblindi, Смертельнослепой), что приводит к обоснованной догадке, что норвежская народная традиция могла заменить имя бога именем героя.
Из легенд ясно, однако, что к Охоте принадлежат фактически мертвые. В Страсбургской хронике (Strassburger Chronicle) за 1516г. описывается, что женщина видела среди воинства своего мужа, чья голова была разбита в куски во время войны; поэма Ганса Сача (Hans Sach) «Das wutend heer der kleinen dieb» (1539) описывает вод-полчища (англ. wod-host) в жутких подробностях, включая воронов, взмывающих высь, чтобы выклевать глаза мёртвых, пока в конце “там не появился повешенный в тот же день, что все ещё имел глаза и меня видел”. Вовлечение в процессию людей, неисполненных Вода (прим. речь о wod, состоянии исступления, вдохновения и пр.) в кавалькаду Воинства может быть опасно: Хроника фон Зиммернов (Zimmerische Chronik, прим. — южнонемецкая фамильная хроника семьи фон Зиммерн (Швабия), написана между 1558 и 1566гг. Фробеном Кристофом фон Зиммерном (Froben Christoph von Zimmern)) сообщает, как один человек перевязал призрака и сделался больным, пока другой отвечал охоте с тем же результатом. В Померании (Pomerania, северная Германия) и Вестфалии (Westfalia, северо-западная Германия) Охота преследует путников до смерти. М.Ландстад (M. Landstad) цитирует рассказ Телемарка (Telemark) про Асгардсрейд (Aasgardsreid), оставляющий мертвых висящими там, где они пили Йольский эль. “Он был одет как житель Нуммедаля (Nummedal, юго-восточная Норвегия) и имел серебряные пуговицы. Асгардсрейд поднял его в Нуммедале и перенес вдаль, и они, по-видимому, мчали его столь грубо, что его разорвало.” (“Северные народные исповеди” 13, стр.20 (Norsk folkeminnelags skrifter 13, p. 20)). Мотив живого человека, поднятого полчищем духов и перенесенного куда-нибудь особенно распространён в Германии и Норвегии. Любопытна форма этой темы, уникальная для Норвегии, когда речь идёт о людях, подвергающихся своего рода непреднамеренному разделению души и тела, которое лежит, будто мёртвое, в то время как их душа путешествует с oskorei , как описывает Ланстад: “Она упала обратно и пролежала целую ночь, как если бы была мёртвой. Было бесполезно трясти её, поскольку Оскорей увлек её.” Женщина затем пробуждается, что бы сообщить, как она мчалась с Воинством “так что пламя било из-под лошади” (стр.15). В Померании запирают двери для защиты детей, что бы их не унёс Охотник, в Бохуслане (Bohuslän, Швеция) говорили, что “Один (Oden) едет по воздуху и берёт разные создания и детей с собой”. В Дании мы видим два противоположных представления: в домах, что построены вдоль “дороги короля Вольдемара” должны быть открыты двери, что бы Охота могла свободно проехать (прим. – двери длинного дома располагались на торцах), но так же бытовало поверие, что двери должны быть заперты, так как визит “Одена” (“Oden”) приносит несчастье. Де Фрис считает, что исходное представление состояло в том, что проезд Вод-Полчищ мыслился приносящим благословение и лишь после христианизации Охота стала рассматриваться как орда демонов ( “Водан и Дикая Охота”, стр. 50 (Wodan und die wilde Jagd, p. 50).).
Приношения пищи и питья были часто оставляемы для Охоты. Так же, как и ужас, Воинство Вода приносило плодородие полям: рассказывается о норвежских “Йольских парнях” (jolasveinar), что зерно будет расти так же высоко, как они сумеют подпрыгнуть над землёй. Северное заклинание Последнего Снопа так же свидетельствует об этом: “Вод, даем твоей лошади нынче корм. Нынче чертополох и тёрн – в следующем году отменное зерно” (прим.пер. – в оригинале – “черотополох и колючки”, не именно тёрн). Де Фрис (De Vries) комментирует это следующим образом “(Водан) связан со временем Йоля, в которое он приходит на землю со своей свитой эйнхериев, ведя подвластных умерших в их прежние жилища… Они приносили удачу и благословение, но особенно благословляли урожай… Полчища мертвых, скитающихся в это время в полях и лугах, должны были мчаться вперёд в подобной мистической связи: их лидер Водан так же обладал властью над добрым урожаем” (“Водан и Дикая Охота”, стр.51 (Wodan und die Wilde Jagd, p. 51)).Это было истинно как для полчищ духов, так и для одержимых Водом людей, которые резвились в их масках.
Одно из прозваний Одина – Оски, что означает «исполнитель желаний». В немецкой традиции этому понятию соответствует слово Wunsch, значение которое со временем сузилось: сейчас оно означает просто «желание». И немецкое Wunsch («желание»), и соответствующие ему по смыслу английское wish и голландское wens восходят к древнегерманскому Wunjo – «совершенство».Стремление к совершенству. И хотя в действительности совершенство недостижимо, оно остается идеалом, к которому мы не устаем стремиться. Водан считался также подателем всевозможных благ и, в том числе, плодородия. В этой ипостаси его почитали в глубокой древности материковые германские племена, от чьих обычаев почти ничего не дошло до эпохи викингов, когда Одина стали чтить как бога войны, предав забвению его древнейшие атрибуты.
Пережитки культа Одина как подателя благ и исполнителя желаний сохранились в Голландии, Германии и некоторых других странах в форме праздника святого Николая, который отмечают 6 декабря. Вплоть до недавнего времени в Голландии и других местах это был самый популярный праздник в году; особенно его любили дети. Наряду с Рождеством и Пасхой, это еще один пример того, как христианская церковь заимствовала свои традиции из язычества и даже превращала языческих богов в христианских святых.
В обрядах и верованиях, связанных с этим праздником, милостивые и благотворные черты Водана проявляются особенно ярко.
Несмотря на некоторые различия, привнесенные христианской традицией, у святого Николая очень много общего с Воданом. Во-первых, святой Николай ездит по крышам домов верхом на сером в яблоках или белом коне. Его сопровождают слуги – два арапа; обоих зовут Zwarte Piet («Черный Петр»). Кроме того, он щеголяет в красном плаще и епископской митре, а в руке у него – длинный посох. Не составляет труда отождествить эту картину с традиционным образом Водана, в сопровождении двух воронов скачущего верхом на Слейпнире, облаченного в плащ и широкополую шляпу и с дорожным посохом в руке. Святой Николай тесно ассоциируется с детьми, в связи с чем стоит задуматься о том, какие отношения связывают с детьми Водана. В старину нежеланных младенцев бросали на перекрестках, предоставляя их в распоряжение Водана и богини Хольды, которые забирали их в свою свиту. Попадая в свиту Водана, эти дети присоединялись к Дикой охоте. Остроконечная шляпа и посох вплоть до наших дней остаются атрибутами эстрадных фокусников. В голландском фольклоре фигурирует шляпа, исполняющая желания, а играющая такую же роль волшебная палочка часто встречается в сказках и мифах многих германских народов. Ее совершенно справедливо отождествляют с копьем (или посохом) Водана/Одина, которое, кроме того, является фаллическим символом. Березовые прутья, которые святой Николай приносит непослушным детям, – это пережиток обрядов, типичных для древних праздников плодородия, которым покровительствовал Водан: жених и невеста хлестали друг друга березовыми прутьями, надеясь, что это поможет им быстрее зачать ребенка. Береза, разумеется, связана с руной Беркана, которую в сочетании с Вуньо можно использовать в магическом ритуале плодородия.

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Азербайджан не применял беспилотники с ноября 2020 года до атаки у села Нор Шен, но Армения и после этого инцидента не пойдет на эскалацию конфликта, предположили опрошенные «Кавказским узлом» военные эксперты.

Как писал «Кавказский узел», омбудсмен Нагорного Карабаха сообщил о произошедшей 14 октября атаке на позиции карабахской армии у села Нор Шен Мартунинского района. Омбудсмен обвинил азербайджанскую сторону в ранении шести солдат. Минобороны Азербайджана заявило о своей непричастности к инциденту.

По словам пресс-секретаря президента Нагорного Карабаха Лусине Аванесян, шесть солдат получили ранения в результате атаки азербайджанских беспилотников, передали сегодня «Новости-Армения».

Это первый удар беспилотником после прекращения боевых действий в ноябре 2020 года, но инцидент не станет причиной серьезной эскалации конфликта в Нагорном Карабахе, считает военный обозреватель «Новой газеты» Павел Фельгенгауэр. «Там стоят российские миротворцы, и эскалация может привести к серьезным последствиям. А у армянской стороны пока нет возможности отвечать на такие действия Азербайджана. Возможности такие есть у Москвы, но я не думаю, что Россия сейчас пойдет на это», — сказал Павел Фельгенгауэр.

По мнению эксперта, применение беспилотника в данной ситуации можно расценивать как демонстрацию силы со стороны Азербайджана. «Подобные стычки продолжатся. Разница лишь в том, что они раньше были на границе Армении и Азербайджан, а сейчас это переместилось в Карабах, что, конечно, нехорошо. Азербайджан провоцирует эскалацию, а потенциал новых столкновений все же присутствует», – отметил он.     

Фельгенгауэр пояснил, что Азербайджан не может смириться с нахождением в Карабахе армянских вооруженных сил. «Азербайджан считает, что нет карабахской проблемы, хотя в реальности она есть, потому что существует до сих пор Нагорно-Карабахская республика. Ослабленная, но все равно существующая республика, у которой есть свои вооруженные силы, парламент и так далее. К тому же, там стоят российские миротворцы. Поэтому там сейчас нет вероятности возобновления войны», – подчеркнул он.

За атакой беспилотников стоит Турция, которая рассчитывает на более широкое участие в урегулировании конфликта, считает доктор военных наук Константин Сивков.

«Азербайджан не решится вновь начать военные действия против армян Карабаха, поскольку там стоят российские миротворцы. Но в этом обстреле я вижу турецкий след. Турция стремится закрепить свое влияние в Азербайджане и добиться более активного участия в миротворческих операциях в Карабахе. Анкара недовольна своим нынешним статусом в плане миротворческого контингента. И путем таких совместных провокаций они пытаются изменить ситуацию в свою пользу, показывая, что российские миротворцы якобы не справляются со своими обязанностями», – заявил Константин Сивков корреспонденту «Кавказского узла».

Он полагает, что Турция и Азербайджан рассчитывают на силовой ответ армянской стороны. «Это фактически демонстрация силы с их стороны и их надежда на то, что армянская сторона ответит на эти обстрелы, после чего будет определенный рост напряженности. Это создание дополнительных проблем для России, что, несомненно, в интересах Турции. То есть идут попытки добиться роста напряженности. Алиевский Азербайджан в этом плане под давлением Турции. В таких условиях армянский ответ на эти обстрелы – бальзам на душу туркам. Это прекрасно понимают в Армении и России, поэтому ответа не будет», – заключил Сивков

Обстрел произошел именно у села Нор Шен, поскольку на этом участке боевые позиции армян и азербайджанцев находятся в нескольких сотнях метров друг от друга, указал эксперт. «То есть это очень близко и удобно – сначала стрелять из стрелкового оружия, обвинить в нарушении перемирия, а потом нанести удар беспилотником. Кроме этого, в непосредственной близости от этого места находятся российские миротворцы. В том числе и по этой причине был нанесен удар, чтобы показать, что миротворцы не контролируют ситуацию», – считает Сивков.

Военный эксперт, капитан первого ранга Василий Дандыкин исключил эскалацию ситуации в Карабахе после обстрела армянской боевой позиции у села Нор Шен. «Главная причина – присутствие российских миротворцев. Они являются сдерживающим фактором. Миротворцы сейчас попытаются провести расследование, разобраться в ситуации, а потом найти консенсус между сторонами. Армянские партнеры это понимают и не будут отвечать на обстрелы. Все-таки Баку демонстрирует силу и идет на эскалацию, а задача армянской и российской сторон – не допустить этой эскалации», – сказал корреспонденту «Кавказского узла» Василий Дандыкин.

Он считает, что нынешняя ситуация сложилась не в интересах Азербайджана. «Действия Баку показывают, что нынешняя ситуация не в его интересах. Возможно, здесь есть также интересы другого государства – Турции. Недавно была встреча между лидерами России и Армении, и я допускаю, что достигнутые там договоренности не понравились турецким и азербайджанским партнерам. Но ситуация тонкая, такие провокации могут иметь весьма печальные последствия», – отметил Дандыкин.

Президент России Владимир Путин встречался с премьер-министром Армении Николом Пашинянаом 12 октября, передало в тот же день РИА «Новости».

Дандыкин также отметил, что инцидент произошел  на территории, где представители России проводят миротворческую миссию. «Когда армия оснащена, когда накачены мускулы, то хочется показать, кто в доме хозяин и чей это дом», – сказал он.

Новости о событиях в зоне карабахского конфликта «Кавказский узел» размещает на тематической странице «Карабах: худой мир или война?«.

  • Отзыв о рассказе барсучий нос 3 класс
  • Ответы на викторину сказка о потерянном времени
  • Отель сказка город алушта
  • Ящик пандоры рассказ на дзен глава 23
  • Ястребиный клюв как пишется правильно