Отрывок про ветер из сказки о мертвой царевне и семи

Сочиненияпо литературепушкинанализ сказки о мертвой царевне и о семи богатыряхзнакомая всем с детства сказка а.с.пушкина о мертвой царевне и семи
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.

В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и ее мачехой, прекрасной царицей. Конфликт возникает из-за ревности царицы к своей падчерице.

Прекрасная царица хочет быть единственной красавицей во всем «белом свете». Стремясь в этой цели, она полностью забывает о таких качествах как доброта, порядочность, отзывчивость. Подрастающая молодая царевна становится главной конкуренткой перед поставленной задачей, стать «всех красивей, всех милей».

Гоняясь за званием «самой красивой» царица идет на преступление, забывая обо всем. Она слишком «своенравна и горда», чтобы думать о других. Царица враждебно относится ко всему своему окружению.

Когда узнает, что служанка не убила в лесу молодую царевну, и та спокойно живет среди 7 богатырей, решается на преступление. Царица хочет отравить молодую царевну. В своем порыве быть «самой, самой» решает убить молодую девушку, что в результате у царицы не получилось.

Обладая решимостью, царица в то же время не уверенна в себе. Ей требуются похвалы «зеркальца» в своей красоте, неповторимости. Когда она узнает от зеркала, что падчерица жива и здорова, то ее сердце разрывается на части от ужаса, царица умирает.

Воскресшая прекрасная молодая царевна, обладающая добродетелью, кротостью, отзывчивостью, верностью, становится женой царевича Елисея. Царевну все любят отец, каждый из 7 богатырей рад взять ее в жены, царевич Елисей. Но она остается верной своему возлюбленному, ждет, когда Елисей отыщет свою невесту. В конце сказке они играют пышную свадьбу.

Как и во всех сказках, в данном произведении зло наказывается, добро побеждает.

Сказка А.С.Пушкина учит нас добру, что нельзя ради красоты, карьеры, пренебрегать важнейшими качествами людей, нельзя «перешагивать через людей». Только доброта, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь могут творить чудеса не только в сказках, но и в реальной жизни.

Вариант 2

Пушкин Александр Сергеевич самый великий поэт. Он с детства заслушивался рассказами своей няни Арины Родионовны. Стал записывать народные песни и сказки, любил фольклор. А потом начал сочинять и свои. Он автор многих произведений. «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» написал Александр Сергеевич в 1833 году в Болдино.

В сказке Пушкина А.С. описываются такие качества человека, как доброта, верность, нравственность, любовь, которая творит чудеса. Главный корень в произведении: зависть мачехи (царицы) к молодой царевне. Царица ревнует свою падчерицу. А всё из-за чего? Всего лишь красота становится виной. Царица мечтает быть самой красивой во всём свете, хотя она, итак, очень красива. Но она впала в полное забвение о том, что есть добро, чувство любви, милосердия, отзывчивости. Ей надо устранить свою первую соперницу царевну, которая год за годом подрастает и становится всех краше и милее.

Царица совершает тяжкий грех. Хочет убить царевну ради своего титула «Красавица во всём свете». Она «горда и своенравна», ей некогда подумать о других людях. Всё окружающее ей чуждо, лучше сеять вокруг зло, враждебность.

Служанка по приказу царицы не смогла убить царевну, оставила её одну в глухом лесу. Царевна, блуждая, вышла к дому семи богатырей и начала жить там, дожидаясь своего любимого царевича Елисея. Царица, конечно же, узнала об этом с помощью своего говорящего зеркала. И злая мачеха сама идёт в далёкий путь, чтобы убить падчерицу. Но добро побеждает зло. И царевна всеми чудесами остаётся жива.

Полная решимости, но всё же не уверенная в себе, царица вновь обращается к своему зеркальцу. Зеркало опять ей ответило, что царевна лучше неё. Ужас охватывает царицу. Гнев и жестокость, сидящие внутри царицы настолько охватывают разум, что сердце не выдерживает и наступает смерть.

Царевна, имеющая все хорошие качества, душевная, любящая, верная, кроткая выходит замуж за царевича Елисея. Семь богатырей, у которых она жила, были влюблены в неё. Но она была верна только Елисею. Его любовь помогла ему разыскать свою возлюбленную. Их свадьба была пышной.

Добро победило зло, как это всегда бывает. Сказка на том и стоит, чтобы показать насколько бессильно зло. А добро всегда в цене.

Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях» показывает нам, что нельзя думать только о себе, печься о красоте наружной. Нужно хранить в себе и красоту духовную. Беречь и ценить друзей. Относиться к людям с пониманием, потом может случиться и так, что они тебе тоже в нужный момент протянут руку помощи.

Несостоятельная языческая подоплека сказки

Школьные мифы о сказке

Начиная изучать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», школьникам часто даются пояснения тем или иным мотивам, образам и поступкам, не учитывая все то, о чем мы писали выше. Действительно, как можно говорить детям что королевич Елисей был язычником, так как он обращался к солнцу, ветру и луне? Как можно говорить детям, что сказка отражает собою языческие верования народа? Как можно вообще объяснять сказку, не учитывая ее христианские мотивы, которые заложил в нее Пушкин? Как можно не учитывать христоцентричность русского человека, которая отражена в сказке? Как можно не учитывать то, что Пушкин не только отлично знал Священные Писание и Предание, но и к концу жизни был глубоко верующим человеком и просто не мог превозносить язычество в том понимании, в котором понимают сказку сегодня?

Почему королевича зовут Елисей?

Разбивается миф о язычестве Елисея очень просто, если мы найдем ответ на вопрос, заданный выше. В инвариантах сказки такого имени вы не найдете, значит, Александр Сергеевич вставил это имя намеренно, вложив в него, несомненно, какой-то смысл.

Если внимательно читать сказку, то можно обратить внимание, что имя есть только у одного персонажа – королевича Елисея. Другие герои только отождествляются: Царь, Царица, Царевна, богатыри, Чернавка и собака по кличке Соколко.

Елисей, безусловно, положительный персонаж, на плечи которого ложится спасение Царевны от мертвого сна. Кто мог быть прототипом или образом Царевича и какая аллюзия должна возникать при восприятии его имени?

Самый известный человек, носивший имя Елисей – это пророк Елисей, живший в IX веке до Р.Х., который был учеником другого пророка – Илии. Самым известным чудом, которым прославился пророк Елисей – это воскрешение мертвых (! а Царевич Елисей разбудил Царевну от мертвого сна), об этом вы можете прочитать в его житии. Пророк Елисей прославился также тем, что мог повелевать силами природы (! а Царевич Елисей просил помощи у сил природы), в частности, разделял воды реки Иордан. Имя Елисей переводится как «Бог – спасение» (! а Роль Царевича Елисея в сказке – это спасение Царевны). Оно было весьма популярно среди христиан, в том числе на Руси.

Согласитесь, здесь совпадения быть не может, автор намеренно выбрал главному герою подчеркнуто–христианское имя Елисей, что в корне разрушает мнение о языческой природе Королевича.

Разрушая миф о язычестве

Стоить также вспомнить как Королевич Елисей собирался в путь:

Королевич Елисей, Помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой.

Согласитесь, что язычник, скорее всего, молился бы «богам».

Обращаясь к силам природы, стоит сказать, что Елисей называет их следующими словами: «солнышко», «месяц», «ветер». У Пушкина все эти обращения написаны с маленькой буквы (если обращение не попадает на начало предложения или строки), что, конечно, не позволительно при обращении к «богам» если таковы подразумеваются. Наоборот, слово Бог у Пушкина всегда с большой буквы. К сожалению, со времен советского книгопечатания практически по всем изданиям «гуляет» вариант сказки, в котором слова: «Бог», «Царь», «Царица» написаны с маленькой буквы. Как было напечатано в первом издании 1834 года можете посмотреть здесь. В последнем обращении к силе природы – к ветру, Королевич Елисей и вовсе говорит следующее:

“Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного.

Бога одного или Бога единого. Здесь в принципе разговоры о «язычнике Елисее» можно закрывать. Вы, конечно, понимаете, что «Бог один» может подразумеваться только у монотеистической религии, которой является Христианство, но никак не язычество, имеющим целый сонм богов.

Анализ сказки 3

Александр Пушкин один из величайших писателей русской литературы. С раннего детства он увлекался народными песнями и сказками. А рассказывала ему их его няня Арина Родионовна. И уже во взрослой жизни Пушкин использовал фольклорные сюжеты услышаны с детства при создании своих замечательных сказок. Он был известным автором стихов, поэм, романов, поэтому для многих показалось странным, что писатель взялся писать сказки. На самом деле это не была обычная обработка народной сказки, Пушкин в произведении нарушил вечные вопросы, на которые мудрецы многих поколений не могли дать ответа.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в Болдино в1833 году. В сказке рассказывается о том, что в одном королевстве жили-были царь и царица. Однажды правитель отправился в дальний путь, а пока его не было царица родила дочь. Как только царь возвращается, его жена умирает. Царь тоскует, но со временем он находит себе новую жену. Она прекрасна, но бессердечная, завистливая.

Также у нее есть магическое зеркальце, которое ежедневно говорит ей, что она самая красивая в мире. Но проходят годы, ее падчерица подрастает, у нее уже есть жених. И как-то раз зеркало сказало царице, что нет никого прекраснее на свете, чем ее падчерица. Царица как будто сходит с ума от гнева, немедленно зовет служанку и приказывает ей отвести падчерицу в лес и оставить ее волкам. Служанка не хочет этого делать, но не может идти против ее воли. Царевна обо всем догадывается и просит ее отпустить.

Царь горюет, что потерял дочь, Елисей, невеста царевны, отправляется на ее поиски. А царевна наткнулась на дом семи братьев богатырей и остается в них. Царица узнает, что царевна жива и решает сама ее убить. Притворяется старой нищей и идет к дому братьев богатырей и дарит царевне яблоко, пропитанное ядом. Только она откусила кусочек яблока, как упала не дыша. Братья увидев ее тело, решили положить ее в хрустальный гроб в пещере. Между тем ее жених ее повсюду ищет, спрашивает помощи у солнца, луны и ветра. Ветер рассказал ему о пещере. Елесей мчится туда. От отчаяния он разбивает гроб, и царевна оживает. Они возвращаются в королевства и когда царица встречает свою соперницу, то умирает он злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича.

Сравнивая образы царевны и ее мачехи читатели хорошо понимают, что внешняя красота ничего не стоит без красоты внутренней, доброты и искренности. А зависть, коварство теряют красавицу — царицу. В мире, где искренние чувства, преданность и любовь побеждают, нет и не может быть места коварства. Концовка пушкинского произведения, как и полагается в сказке, — счастлив. Человеческие добродетели — вознаграждаются. Красота, Добро и Справедливость — побеждают.

Другие сочинения: ← Народ в произведении Капитанская дочка↑ ПушкинИстория создания Повестей Белкина →

Что сделал Пушкин с народной сказкой?

Для Александра Сергеевича, народные сказки оказались неограненным алмазом, из которого он творил свои произведения. Действительно, многие народные сказки записаны простым языком, порою не имеют вообще никакой литературной обработки. В этом их и ценность и недостаток. Например, в сборнике сказок А.Н. Афанасьева вы можете найти много грубых или простоватых выражений, местечковых слов, что сильно мешает восприятию сказки. Впоследствии многие литераторы специально обрабатывали сказки, например, Алексей Толстой, Лев Толстой, Владимир Одоевский и другие, придавая им литературный лоск.

Пушкин не просто обработал сюжет народной сказки о мертвой царевне.., переложив записанную с устных рассказов сказку на стихи, а вдохнул в нее Евангельский дух, запечатлел в ней русскую самобытность. Это выразилось в созданных персонажах, характерах главных героев, в деталях, по которым легко можно идентифицировать русскость сказки. Когда читаешь сказки Пушкина, чувствуешь необыкновенную легкость слова, его текучесть, плавность и певучесть.

Обрабатывая таким образом народные сказки, Пушкин оказался у истоков русского языка, создав тот литературный эталон, который оказался фундаментом последующей русской литературы. Можно сказать, что Поэт поднял обычные народные сказки, близких к устной разговорной речи (что можно назвать низким уровнем языка), до уровня литературного, не являющимся самым высоким типом (есть еще более сложный, высший уровень – церковнославянский), но который стал главенствующим для все более секуляризирующегося общества.

Несколько интересных сочинений

  • Грибоедов А.С.
  • Сочинение Язык это путь цивилизации и культуры (Куприн)
    Первобытные люди не могли общаться между собой так, как можем мы.Они пользовались невербальным видом общения, используя вместо полноценного грамотного языка жесты, мимику, различные звуки
  • Сочинение Авторское отношение к Мцыри
    Талантливый писатель Лермонтов в произведении не указывает на своё отношение к главному герою поэмы. Если сравнивать это произведение с поэмой «Евгений Онегин» не менее выдающегося автора А. С. Пушкина,
  • Сочинение по поэме Василий Теркин 8 класс
    Александр Твардовский написал поэму «Василий Теркин» в 1941 году в марте. Поэма посвящена вечно теме, которая всегда остается актуальной. Это тема – война. И имеется в виду даже не только война на поле боя, но и война
  • Образ и характеристика Жени Комельковой в повести А зори здесь тихие Васильева сочинение
    Евгения Комелькова — одна из ключевых фигур повести «А зори здесь тихие…». История её жизни трагична. Зенитчица, поступившая со своим батальоном на попечение Федота Евграфыча, вместе с такими же молодыми девушками, как и она сама.

Урок литературного чтения в 3

«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Тип урока: урок обобщения знаний.

Цели:

  • Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам.

  • Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление, память, речь.

  • Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.

Личностные результаты.

У учащихся будут формироваться:

  • эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;

  • познавательная мотивация учения;

  • ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

У учащихся могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

  • устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;

результаты освоения.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • сравнивать

  • устанавливать причинно-следственные связи

  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

  • сравнивать и классифицировать

  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;

  • владеть диалогической формой речи;

  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Предметные результаты освоения курса

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного

  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;

  • определять тему и главную мысль

  • ставить вопросы

  • составлять план

  • различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение

  • высказывать свое суждение

Методические приёмы: творческое чтение, работа в группах , работа с учебником.

Ход урока.

1. Самоопределе ние к деятельности.

Цель:Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

— Здравствуйте, уважаемые гости.

Мы рады вас приветствовать на нашем уроке литературного чтения!

— Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил, если хотите поднять себе настроение прочитайте или послушайте несколько стихотворений А.С. Пушкина. Какое время года было любимым у поэта? (Осень) Давайте поднимем себе настроение и начнём наш урок с творческого задания которое вы готовили в группах .

-Напомните какое было задание?( Представить в интересной форме стих. Пушкина об осени) /5 групп представляют отрывки из стх. Пушкина:

1 «Унылая пора! Очей очарованье!»

2. «Октябрь уж наступил»

3. «У осени холодною рукою»

4. « Уж небо осенью дышало!»

5. « Дни поздней осени бранят ..»

— Чему учат стих. Пушкина? ( Видеть неповторимую красоту русской природы!)

— Где были написаны эти стихи ? ( В Болдино)

— А какое ещё известное вам произведение было написано в Болдино? (1833 « Сказка о мёртвой царевне …»

2. Целеполагание

-Сегодня мы ещё раз окунёмся в мир этой волшебной сказки

-Попробуйте определить тему нашего урока.( Обобщение знаний по сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне..»

-Сформулируйте цели нашего урока по схеме «Вспомнить – учиться- проверить» ( Вспомнить: интересные факты из жизни Пушкина , историю создания сказки, содержание сказки.

Учиться : слушать и слышать друг друга, анализировать сказку, работать в группе, выразительному чтению.

Проверить : знания содержания сказки .

3. Актуализация знаний учащихся.

— Прежде , чем мы ещё раз окунёмся в мир сказки А. С. Пушкина давайте вспомним некоторые интересные факты из его жизни и проведём блиц – опрос для групп . Посовещайтесь в группе и выберете кто будет участвовать в опросе.

1)Блиц –опрос «Интересные факты из биографии Пушкина»

1группа :- Дата рождения Пушкина (6июня 1799)(фото), в каком городе родился (Москва), имена родителей (Сергей Львович , Надежда Осиповна), сколько братьев и сестёр было у Пушкина( 2 сестры и 5 братьев).Имя старшей сестры и младшего

Брата (Ольга, Лев)(фото)

2 группа : — Имя бабушки ( Мария Алексеевна Ганнибал) (фото) — Имя няни ? ( Арина Родионовна Яковлева) (фото) Что вы знаете о прадеде Пушкина? (Абраам Петрович Ганнибал) (фото)

3 группа : — В каком возрасте Пушкин поступил в лицей ? (12 лет)

Любимые предметы ? ( Русская и французская литература , фехтование) Как называли Пушкина в лицее? ( француз)

4 группа : — Где Пушкин познакомился со своей женой ? ( на балу)

Какие строки увидев ее впервые сочинил? ( У удивлён , я очарован , короче , я огончарован) (фото)

Сколько детей было у Пушкина ( Мария, Григорий , Александр, Наталья) (фото)

5 группа: — Какая дуэль по счёту и с кем стала для Пушкина смертельной ? ( 21 дуэль с Дантесом) ( фото ) Кем приходился Пушкину Дантес? ( был мужем родной сестры Натальи Гончаровой) Когда умер Пушкин? (10 февраля 1837 г. в возрасте 37 лет )

-Какие интересные факты из жизни Пушкина вы хотели бы озвучить ещё?

3. Истоки сказки.

— Кто помнит историю возникновения сказки о мёртвой царевне?(В основу была положена русская народная сказка «Самоглядное зеркало», которую Пушкин услышал от крестьян

Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал сказку «Спящая царевна»., Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне…».)

4. Аналитическая беседа по сказке. Выборочное чтение и анализ сказки.

Игра «Гонка за лидером»

-Я думаю у каждого из вас в этой сказке есть любимый отрывок. Откройте учебник и найдите его. Предлагаю поиграть в игру «Гонка за лидером» Напомните , как проходит эта игра? ( Лидер начинает читать отрывок, класс пытается найти его и подстроится за чтением « лидера» , по сигналу ведущего «гонка» прекращается.)

Выборочное чтение.

— Давайте проверим насколько хорошо вы знаете содержание сказки. Я задаю вопрос , свой ответ вы подтверждаете словами из теста.

1. -В какое время дня «Издалече, наконец, воротился царь отец»?

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалеча наконец

Воротился царь-отец.

2.-В какой праздник царица родила дочь? Какое это время года? (В сочельник. Это ночь перед рождеством. Зима.)

Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог даёт царице дочь.

3. — Что в этот момент случилось с царицей?

(Восхищенья не снесла

И к обедне умерла.)

4.-Через какое время царь женился на другой? (Год)

Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой

5.-Что за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

6.- С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком)

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела…

7.- Назовите имя её жениха? (Елисей)

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

8.-Что приказала царица Чернавке?

Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

9.-Что сделала Чернавка с царевной?

Та, в душе её любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

“Не кручинься, бог с тобой”.

А сама пришла домой.

10.-Что сделал королевич Елисей, узнав, что царевна пропала?

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой.

11-Куда попала царевна, блуждаю в лесу?

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла да шла

И на терем набрела.

12.- Сколько богатырей жило в тереме?

Семь богатырей,

Семь румяных усачей.

13-Что случилось с царицей, когда она надкусила ядовитое яблоко?

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

Закатилися глаза,

И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала…

14.-Прочитайте, где и как ожила царевна?

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила.

15.- Какими словами заканчивается сказка?

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Анализ сказки.

1.-Что особенно понравилось , запомнилось в сказке?(Добро побеждает зло, чудесное зеркальце, преданный Саколко…)

2.- Кто в сказке в центре внимания автора? (Царица – мачеха и царевна Представляют собой добро и зло)

3.-Откуда в царице такая ненависть к царевне?

(Зеркало сказало правду , что царевна красивее её, чем вызвало ненависть царицы)

4.-Почему в приданое царице было дано лишь зеркало?(Она любовалась своей красотой –это для неё было самым важным)

5.-Можно ли о человеке судить только по внешней красоте ? Почему? ( Внешняя красота должна дополнятся душевной красотой)

6.-Чему же учит сказка?(Добру, верности, что главное в человеке его душа, а не внешняя красота)

4.Работа в группах

-А сейчас я предлагаю поработать в группах.

-Две группы инсценируют отрывок из сказки.

— Две группы составляют вопросы по содержанию сказки .

-Одна группа вспоминает текст составляет план сказки .

1. Рождение царевны и смерть матери

2. Новая супруга царя

3. Чудо-зеркальце

4. Зависть царицы

5. Чернавка в лесу

6. Царевна у семи богатырей

7. Царица дарит яблоко

8. Хрустальный гроб

9. Солнце, месяц и ветер

10. Елисей находит гроб

11. Смерть царицы

12. Свадьба

5. Тестовая работа по произведению А.С. Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

ФИ ________________________

1. Впиши пропущенные слова из текста сказки

а) И жених сыскался ей

___________ Елисей.

б) Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая __________.

в) Ей в приданое дано

Было _____________ одно.

2. Объясни значение слов:

Очи:________________

Уста: _______________

Персты — __________

3. Вспомни день рождения царевны.

а) зима б) весна в) лето г) осень

4. Через сколько времени царь женился на другой?

а) через 3 года б) через 10 дней в) через 1 год г) через 2 года

5. Подчеркни слова, которыми можно охарактеризовать Царицу-мачеху:

Гордая, добрая, ревнивая, послушная, милая, своенравная, завистливая, злая.

6. Кто указал Елисею дорогу к невесте?___________

7. Чем закончилась сказка?____________________________

5. Рефлексия.

Давайте вспомним цели нашего урока . Получилось ли их достичь?

Домашнее задание.

— У меня для вас есть сюрприз. Ваши родители тоже приняли участие в нашем уроке . Нарисовали иллюстрации к своим любимым сказкам Пушкина. Я предлагаю вам дома прочитать вместе с родителями их любимую сказку Пушкина .И на

следующем уроке её представить.

Урок я хочу закончить небольшим стихотворением:

«Читайте Пушкина друзья,

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.

Читайте Пушкина друзья вот вам подсказка

И пронесёте сквозь года вы радость сказки»

Спасибо за урок!

Конспект
урока по литературе в 5 классе

Ишкаева Айгуль
Файзрахмановна —
 учитель русского языка и литературы
МБОУ «Репьевская средняя общеобразовательная школа»

Преподавание
ведется по учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией
Г.С.Меркина.

Тема
урока:

Борьба добрых и злых сил. (По сказке  «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях» А.С.Пушкина)

Тип урока: 
урок систематизации знаний
Цель:  раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина, рассмотреть
категории добра и зла на примере “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”

Задачи: учить
анализировать поступки героев; формировать умения анализировать литературные
произведения, аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие
способности; формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру
речи, культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные
нравственные позиции на определение истинной  красоты; воспитывать интерес
к художественной литературе, желание читать книги; познакомить с экранизацией
сказки

Планируемые
результаты:

Предметные:

·        
Умение
читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп
чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на
слух художественное произведение.

Личностные:  формирование
системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну,
красот человеческих отношений, уважение к старшим).

Метапредметные:

·        
Регулятивные
УУД: 
формулирование
учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной
деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по
изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

·        
Коммуникативные
УУД:
Умение осуществлять совместную деятельность в парах:
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником,
договариваться друг с другом. Использовать наглядные материалы, подготовленные
учителем

·        
Познавательные
УУД: а
нализ
художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для
создания собственного текста, поиск необходимой информации , умение
ориентироваться в учебной и художественной книге.

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Методические приемы: беседа,
анализ эпизодов, выразительное чтение.

Основные
понятия: 
добро и зло.

Оборудование
урока: 
текст
“Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, презентация, толковые словари,
кадры из мультфильма  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1951 г.) и
фильма «Осенние колокола» (1978 г.), музыка к сказке

Технические средства обучения:
Компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.


Ход урока:

1.      Вступительное
слово учителя.

Добрый
день, мои дорогие друзья. Меня зовут Айгуль Файзрахмановна, я учитель русского
языка и литературы. Сегодня я проведу в вашем классе урок литературы. Мне очень
приятно находиться  в окружении настоящих читателей, обладающих, я не
сомневаюсь,  не только умом, воображением, но и чутким сердцем.                                                                                                             Девиз
нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать».

Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы
готовы  меня слушать и слышать.

2. 
Постановка учебной задачи.


Вы прочитали «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, знаете
сюжет сказки, главных героев. А сейчас, чтобы вы смогли точно определить тему
урока, я предлагаю вашему вниманию небольшую притчу.


Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле
Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На
вершине горы стояли  два сосуда. Один  сосуд был наполнен Добром, другой –
Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть  вовнутрь
и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их
содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не
знает,  так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.


Так как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

(Ученики отвечают,
что  будем говорить о добрых и злых героях в сказке)

— Сформулируйте
цель нашего урока.

— Да, цель нашей
работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере главных героев
сказки.

— А какие задачи
вы перед собой поставите?

       
Да
мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать отрывки из текста,
в которых
встречаются мачеха и молодая царевна
. (Слайд 1).

3.
Работа с эпиграфом к уроку (слайд 2)

                                               
Лишь добро одно бессмертно.

                                                
Зло подолгу не живет.

                                                                                
Шота Руставели.


Как вы думаете, так ли это? (Отвечают.)


Сразу тяжело ответить  на этот вопрос. Но к концу урока, я думаю, вы сможете
дать полный ответ.

4.
Актуализация знаний.

Нам
всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро  всегда  побеждает Зло».

Работа
в парах
.
Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое
Зло. Слушаем ответы (две-три пары).

— Хорошо, ребята,
молодцы. Заглянем в толковые словари (они у всех разные) и дадим определение
этим понятиям.

Кто-то найдёт значение слова «добро», а кто-то – «зло» (работают с разными
словарями). Вам необходимо найти в толковом словаре главное значение этих слов
(работа в парах)

(Ученики
зачитывают определения терминов из толкового словаря ) 2-3 ответа.

— Ребята, я тоже
поработала со словарём и прочитаю толкование данных терминов (из большого
словаря С.И.Ожегова)

— Вы знаете, что
добро и зло являются противоположными понятиями.

— А как называются
такие слова в русском языке? (антонимы)

— Хорошо, перейдём
к работе над темой урока.

5.Работа
над темой урока. Анализ сказки.


Образы каких героев в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?


Царевны и царицы.                                                                        

       
Вспомним
героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер,
месяц, солнце, зеркальце).

       
Подтвердите
примерами из сказки проявление добрых качеств героев.


Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными
героями. Кого отнесём к отрицательным героям?  ( Царицу – мачеху).


Для того, чтобы представить образы царицы-мачехи и царевны, мы обратимся к
тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу – с.105, царевны – с.105-106 (по
учебнику Г.С.Меркина)


Ребята, теперь запишите в таблице, которые у вас на партах, определения,
характеризующие героинь.

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цветовая гамма

черный

белый

красный

       
Проверьте
себя по таблице на слайде (слайд 3). Кто указал правильно, поставьте
плюс.

       
Беседа.

       

Почему
царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними? (Царица-мачеха
считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что
волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она)

Какими словами мы можем выразить
отношение царицы к царевне? (Ненависть, зависть, злость)

Обладает ли добрый человек такими чувствами? (Нет, эти чувства
характерны для злых людей)

А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к
Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам
относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить)

И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем
сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? (Царица красивая, но
злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее
черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей
помогают)

6. Объяснение нового материала.

Учитель: Мы составили словесные портреты героинь, а теперь обратимся
к иллюстрациям к сказке А.С.Пушкина известного художника В.Пашкова.

(Показ иллюстраций, комментарии) (слайд 4)

— Сравните и ответьте на вопрос: «Похожи ли они на те образы, которые
создал Пушкин?»

К
сказке Пушкина созданы не только иллюстрации, но и фильмы.

Сейчас
мы посмотрим эпизоды из мультипликационного фильма “Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях”.

Просмотр эпизодов (приложение 1)

1.
“Царица и зеркало” (комментарии )

2.
“Но царевна молодая

Тихомолком
расцветая” (комментарии. )

Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла,
поднялась – и расцвела”?

Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как цветок.

Учитель: Как вы считаете, убедительно ли представил режиссер образы
царицы и царевны?

(Учащиеся сравнивают
свои представления об образах героинь с представлением режиссера фильма)

А сейчас для того,
чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к
чтению и анализу эпизодов, в которых видна яркая характеристика образов
героинь.

7. Работа над интонацией и выразительным
чтением.

Анализ эпизода “Но
невеста молодая,

До зари в лесу блуждая” (Выразительное
чтение) – с.108

Учитель: Почему
царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы,
в горнице чисто, светло.

Учитель: Что
сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла
свечу, затопила печь, прибралась.

Учитель: Как это
характеризует героиню?

Ученики: Она не
только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Пушкин
рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь
ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она
трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда
сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

УчительПять раз в
сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом
с ней.

8. Физкультминутка
(слайд 5)

— Ребята, давайте
немного отдохнём.

Дружно встали –
раз, два, три.

Мы теперь
богатыри.

Мы ладонь к глазам
приставим,

Ноги крепкие
расставим,

Поворачиваясь
вправо,

Оглядимся
величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под
ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим
ноги,

Точно в танце –
руки в боки.

Наклонились влево,
вправо,

Получается на славу!

9.
Прослушивание музыкального произведения. Беседа (приложение 3)

Ребята, на
сказки А.С.Пушкина написано много музыкальных произведений. Музыка многое может
нам рассказать: например, какой человек – добрый или злой; какие чувства он испытывает:
сердится, грустит, радуется, злится… Я предлагаю вам послушать отрывки
музыкальных произведений Клода Дебюсси и Модеста Мусоргского и по характеру
музыки определить, какую героиню “рисует” музыка: царицу-мачеху или царевну.

Учащиеся
слушают 1-й отрывок и определяют, какой героине соответствует характер музыки.
(царица-мачеха).

— Слушаем
второй отрывок. (Учащиеся
слушают.)
 А эта музыка по
характеру кому подходит? Докажите!

Учитель
просит высказать свое мнение нескольких учащихся. Учащиеся отмечают характер
музыки: резкая, тревожная, злая, нежная, ласковая, добрая, приятная.(слова
на доске)

(Царица —
отрицательная героиня, царевна – положительная)

— Что такое
положительные и отрицательные черты характера? (Положительные (хорошие)
черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность,
красота, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие
отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

— Ребята, а как
можно определить, злой или добрый человек? Ведь каждый человек считает себя
хорошим. ( По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от
которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки
человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой).

10. Анализ финала
сказки.

       
Сейчас
я предлагаю вам посмотреть финал сказки (отрывок из фильма «Осенние колокола») (приложение
3)

       
Мы
узнали, что царевна нашла своё счастье, её родные и друзья радуются, они
счастливы. А царица причиняет зло тем, кто рядом с ней. Она наказана за свою
злобу. Справедливость восстановлена, добро торжествует.

11. Закрепление.

— А сейчас
вернёмся к эпиграфу урока (слайд 6)

Можем ли мы,
рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского
поэта Шота Руставели «Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живёт»? (Да,
ведь царевна оживает, а царица умирает). Значит, добро победило зло.

— Помните, какие
задачи мы поставили в начале урока? Как вы считаете, мы их решили? ( Да, мы
проанализировали героев сказки, на их примере рассмотрели противоборство добра
и зла)

— В произведениях
литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В
жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и
злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Люди
совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же
завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.

12. Подведение
итогов урока

Очень
хорошо, молодцы! Ребята, прочтите цитату из сказки Пушкина “Сказка о золотом
петушке”:

Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
(слайд
7)

Какой урок
мы извлекли из “Сказки о мёртвой царевне”? Какими нельзя быть?

— Нельзя быть
злыми, эгоистичными, жестокими
. Ребята, давайте стремиться делать добрые
дела и изменять мир к лучшему!

13.
Домашнее задание.

— Для вас пришли
сегодня письма из Страны Сказок. Там – ваше домашнее задание.

( выучить отрывки
из сказки)

14. Выставление
оценок.

Ребята, «доброе
дело без награды не остается». Вы хорошо сегодня поработали.

Оценки за урок (за
таблицу — самооценка)

  • Открытое занятие составление описательного рассказа
  • Открытое занятие в старшей группе по развитию речи путешествие по сказкам
  • Отличие сказок спящая царевна и сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Отзыв о рассказе пахарь григоровича
  • Отзыв о рассказе сиерра морена