Отрывок из сказки золотая рыбка пушкин

Сценарий сказки о золотом петушке а.с.пушкина исаханова р.к., амирханова г.б. средняя общеобразовательная школа 42, г. семей, восточно-казахстанская область. сценарий

Сценарий «Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина Исаханова Р.К., Амирханова Г.Б.

Средняя общеобразовательная школа № 42,

г. Семей,

Восточно-Казахстанская область.

Сценарий «Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина.

Действующие лица:

• Рассказчик

• Царь

• Придворные

• Сыновья

• Шамаханская царица

• Воевода

• Петушок

• Звездочёт

Сценарий сказки.

Рассказчик:

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон…

…Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Царь (сыновьям):

Я созвал вас нынче други,

Чтоб обдумать на досуге,

Как нам царство уберечь!

Вот о чём веду я речь.

Наседает грозный ворох,

Ваш совет делом мне дорог.

Старший сын:

Есть тут замысел один.

Надо ратью брать границы

И поставить вкруг столицы.

Мы же в стольном граде сём,

Явством, питью запосём,

Враг увидит, что столица

Ест и пьёт и веселится,

Он от страха задрожит.

Царь (смеётся и говорит):

Без оглядки побежит!

Придворные:

Ну, царевич! Ну, орёл!

Враз от нас беду отвёл

Царь:

И глядите всё как просто.

Воевода:

Ах, заешь меня короста!

Что задумал, ну и ну!

Допустить врага в страну.

Он у стен как встанет станом,

Да как даст по ним тараном,

Да как пустит тучу стрел –

Царский царем и сгорел.

Придворные (крестятся):

Спаси, Боже! Спаси, Боже!

Ты пугаешь нас чего-же?

Царь:

Впрочем, что греха таить?

Подпускать врага чего-то нам к столице не охота.

(Берёт младшего сына за плечо)

Ну, а младший наш сынок,

Он чего надумать смог?

Младший сын:

Отступать нам не годится.

Мой совет: деньков за тридцать,

Как напасть на нас соседям,

Мы на встречу к ним поедем,

Встретим в поле, Примем бой

И с победою домой.

Царь (встаёт с места):

Дай тебя я обниму,

Быть по слову твоему.

(Обращается к придворным):

А теперь мне нужен ваш совет,

Как избавиться от бед.

Придворные:

На бобах одна гадалка,

Погадала бы, да жалко…померла.

Царь:

За совет я всё отдам, хоть гадайте по звездам!

Звездочёт (появляется):

Славен будь, великий царь!

Знал меня отец твой встарь.

(Достаёт мешок, из него – золотого петушка)

В дар принёс тебе я птицу,

Посади её на спицу.

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

В миг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенётся

И в то место обернётся.

Рассказчик:

Петушок с высокой спины

Стал стеречь его границы.

Петушок:

Кири-ку-ку!

Царствуй, лёжа на боку!

Рассказчик:

И соседи присмирели,

Воевать уже не смели:

Таковой им царь Дадон.

Дал отпор со всех сторон!

Петушок:

Кири-ку-ку!

Царствуй, лёжа на боку!

Рассказчик:

Вот однажды царь Дадон

Странным шумом пробуждён!

Воевода:

Царь ты наш! Отец народа!

Это я, твой воевода!

Государь! Проснись! Беда!

Царь (выглядывая в окошко):

Что такое, господа?

Воевода:

Видишь, бьется петушок,

Обратившись на восток?

Царь:

Медлить нечего: «Скорее!

Люди, на конь! Эй, живее!»

Рассказчик:

Царь к востоку войско шлёт,

Старший сын его ведёт.

Царь (сидит в окошке):

Петушок, родной, спасибо!

Погрозит ещё что-либо-

Дай нам знать не утая,

А теперь, подушку, мать моя!

(потягивается и ложится)

Рассказчик:

Вот проходит восемь дней,

А от войска нет вестей:

Было ль, не было ль сраженья, —

Нет Дадону донесенья.

(Воины спят)

Петух:

Кири-ку-ку!

Царствуй, лёжа на боку!

Рассказчик:

Кличет царь другую рать:

Сына он теперь меньшого

Шлёт на выручку большого.

Петушок опять утих.

Снова вести нет от них!

Снова восемь дней проходят;

Люди в страхе дни проводят.

Петух:

Кири-ку-ку!

Царствуй, лёжа на боку!

Царь:

Вот морока!

Народ:

Царь наш, батюшка, ура!

Сам поехал со двора.

Рассказчик:

Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана

Не встречает царь Дадон.

«Что за чудо?» — мыслит он.

Вот осьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит.

Царь:

Ох, опора, наши дети!

Горе мне! Попались в сети

Оба наши сокола!

Горе! Смерть моя пришла!

Рассказчик:

Все завыли за Дадоном,

Застонали тяжким стоном

Глубь долин и сердце гор

Потряслося. Вдруг шатёр

Распахнулся…и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

(Шамаханская царица танцует)

Царь:

Нас ты, милая, не бойся.

Нам по совести откройся.

Чья ты? Кто? Откуда ты?

Дева дивной красоты.

Царица:

Знай, Дадон, что я девица

Шамаханская царица.

Пробираюсь я как тать

Весь твой край завоевать.

Царь (смеётся):

Вижу я, что ты шутница,

Шамаханская царица.

Царица:

Выпей, царь Дадон, до дна

Чашу сладкого вина.

Царь:

Ты, сама испей сначала, мы потом.

Царица:

Не ожидала! Значит встрече ты не рад?

Коль подумал – это яд.

(Царь пьёт)

Царица:

Старичок, был путь твой долог,

Подними узорный полог.

Царь:

Вовсе я не стар, морщины…

Царица:

Украшение мужчины.

(заводит в шатёр, угощает яствами, танцует)

Хороша ли я девица,

Шамаханская царица?

Рассказчик:

И потом неделю ровно,

Покоряясь ей безусловно,

Околдован, восхищён,

Пировал у ней Дадон.

Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой.

( Появляется перед ними звездочёт)

Царь:

А! Здорово, мой мудрец, —

Благодетель и отец.

Что для праздника нам скажешь?

Подь поближе, что прикажешь?

Звездочёт:

Мой тебе земной поклон.

Разочтёмся, царь Дадон.

Помнишь, за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу,

Шамаханскую царицу…

Царь:

Что ты? Бес в тебя ввернулся?

Или ты с ума рехнулся?

Что ты в голову забрал?

Я, конечно, обещал,

Но всему же есть граница!

И зачем тебе девица?

Звездочёт:

Неужели не вдомек

Ни коня, ни кошелёк

Подари ты мне девицу,

Шамаханскую царицу.

Царь:

Будь ты пропасть.

Лих же! Нет!

Ну так слушай мой ответ.

Ничего ты не получишь,

Сам себя ты, грешник, мучишь;

Убирайся, цел пока!

Оттащите старика!

Звездочёт:

Как же так?

Царь:

Ты снова спорить?

(Бьёт палкой).

Знай, как со мною вздорить!

(Царица смеётся долго)

Рассказчик:

Летит петух и садится царю на темя.

Народ:

Где царица та? Пропала,

Будто вовсе не бывала.

А где же царь?

Умер он, если вовсе это не сон.

Рассказчик:

Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!

В постановке мини спектакля использованы фрагменты сказок: “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о попе и его работнике Балде”, “Жених”, “Сказка о царе Салтане…”. За основу взята сказка о золотой рыбке.

Ведущий (1): Одну простую сказку,

Ведущий (2): А может, и не сказку,

Ведущий (1): А может, не простую

Ведущий (2): Хотим мы рассказать.

Ведущий (1): Её мы помним с детства,

Ведущий (2): А может, и не с детства,

Ведущий (1): А может, и не помним,

Ведущий (1 и 2): Но будем вспоминать.

(Морское побережье, невдалеке домик, на скамейке сидят старик да старуха.)

Ведущий (1):

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно 30 лет и 3 года.

Ведущий (2):

Раз пошел старик на рыбалку,

Как не раз он за жизнь свою делал,

Да поймал он одну только рыбку,

Непростой была рыбка – золотою.

Рыбка:

Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.

Дед:

Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

(Старик возвращается с рыбалки.)

Дед:

Я сегодня поймал было рыбку, не простую;

В море синее рыбка просилась,

Дорогою ценой откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю…

Да…я вижу, меня ты не слышишь…

Отчего так грустишь? Что за книжка?

Старуха:

Вот, в корыте нашла нынче книжку

По картинкам видать, пишут сказки.

Да, читать только я не умею.

Малограмотной, вишь, уродилась.

А и ты у меня простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Пусть бы сказку она показала,

Хоть немного потешила б старость.

(Старик идет к морю. Кличет рыбку.)

Рыбка: Чего тебе надобно, старче?

Дед:

Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Хочет посмотреть она сказку.

Уж прости, малограмная бабка.

Рыбка:

Не печалься, ступай себе с богом,

Будет твоей бабке сказка.

(Старики смотрят отрывок из “сказки о мертвой царевне…” Эпизод с зеркальцем.)

Старуха:

Дурачина ты, простофиля!

Выпросил какой-то кусочек!

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, еще пусть покажет.

(Дед у моря кличет рыбку.)

Рыбка: Чего тебе надобно, старче?

Дед:

Смилуйся, государыня рыбка,

Еще пуще старуха бранится,

Не дает старику мне покоя:

Показалась ей сказка короткой.

Рыбка:

Не печалься, ступай себе с Богом,

Так и быть: продолжение будет.

(Старики смотрят отрывок из сказки “Жених” Эпизод с застольем и разоблачением жениха.)

Старуха:

Дурачина ты, простофиля!

Что ты выпросил, дурень, у рыбки?

Добрых сказок там что ль не нашлося?

Все злодеев каких-то рисует.

Воротись, поклонись рыбке:

Пусть покажет мне добрую сказку.

(Старик идет к морю кличет рыбку.)

Рыбка: Чего тебе надобно, старче?

Дед:

Смилуйся, государыня рыбка,

Еще пуще старуха бранится,

Не дает старику мне покоя:

Уж не хочет она просто сказку,

Хочет добрую, с музыкой, с танцем.

Рыбка:

Не печалься, ступай себе с Богом.

Будет тебе сказка и такая.

(Отрывок из “сказки о царе С…” Эпизод с коршуном и лебедем.)

Старуха:

Дурачина ты, простофиля!

Выпросил что ты у рыбки?

Где, скажи, чудеса? Волшебство где?

Воротись, поклонись рыбке.

Пусть покажет она продолженье,

Все давно сериалы снимают,

А она все какие-то сценки.

(Старик у моря.)

Рыбка: Чего тебе надобно, старче?

Дед:

Смилуйся, государыня рыбка,

Уж не хочет старуха фрагментов,

Хочет сказочных сериалов

С чудесами, да с богатством несметным.

Рыбка:

Не печалься, ступай себе с Богом.

Будут ей сериалы.

(Отрывок “Сказки о царе С…” Эпизод с белкой.)

Старуха:

Дурачина ты, простофиля!

Не видал что ль, что я задремала

Вот теперь и ступай снова к рыбке

Повинись и проси, пусть продолжит.

Рыбка: Чего тебе надобно, старче?

Дед:

Смилуйся, государыня рыбка,

Пуще прежнего старуха бранится,

Не дает старику мне покоя:

Проспала она всю твою сказку,

А с меня продолжения просит.

Рыбка:

Не печалься, ступай себе с Богом.

Будет и продолженье.

(Отрывок “Сказки о царе С…” Эпизод с превращением ц. лебедя в девицу – красавицу.)

Старуха:

Дурачина ты, простофиля!

Выпросил длинную сказку.

Воротись, поклонись рыбке!

Не хочу смотреть я эдак сказок:

Кажный раз выпрашивай по капле.

Хочу я стать владычицей экрана,

Где сказки шли б по всем каналам,

А я бы, кнопки нажимая,

Сама бы их и выбирала.

(Старик у моря.)

Рыбка: Чего тебе надобно, старче?

Дед:

Смилуйся, государыня рыбка,

Уж совсем моя баба вздурилась:

Хочет встать она владычицей экрана.

(Ничего не сказала рыбка. Долго ждал старик у моря, кликал рыбку. Подходит Балда, забрасывает веревку.)

Дед:

Здравствуй, добрый человек.

Будет долгим пусть твой век.

Только что на эту “нить”

Ты собрался тут ловить?

Балда:

До ухи ли, старичок?!

Где ты увидал крючок?

Я пришел не на рыбалку,

А взимать с чертей оброк!

(Дед крестится и прячется в прибрежных кустах. Отрывок из сказки о Балде. Дед, видя победу Балды над чертом, выходит. А совсем осмелев, просит черта задобрить сварливую бабку и показать ей сказку. Черт исчезает, вернувшись:)

Черт:

Вот тебе Балда оброк:

Полный золота мешок.

А тебе старик от печали

Черти книжку передали (“Азбука”)

И скажи своей бабке грозной,

Учиться никогда не поздно!

Ведущий (1): Идею этой сказки,

Ведущий (2): А может, и не сказки,

Ведущий (1): Поймет не только взрослый,

Ведущий (2): Но даже карапуз:

Ведущий (1 и 2):

Читайте сказки Пушкина,

Или вот так смотрите,

Но только не забудьте

Наматывать на ус!

Александр Сергеевич Пушкин

Сказка о рыбаке и рыбке

Сценарий Олеси Емельяновой

для постановки спектакля

в детском кукольном театре.

Продолжительность спектакля: 15 минут; количество актеров: 2 или 3.

Действующие лица:

Старик

Золотая рыбка

Старуха

На первом плане слева море, справа песчаный берег. Справа на берегу землянка с окошком (временная декорация), рядом с ней на песке лежит разбитое корыто. На втором плане-фоне изображено небо с облаками. Звуковым фоном для всего спектакля можно сделать негромкий шум морского прибоя.

Из моря выныривает Золотая рыбка.

Золотая рыбка (зрителям)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Из избушки выходит Старик с неводом в руках и идет к берегу.

Золотая рыбка (зрителям)

Раз он в море закинул невод…

Рыбка ныряет. Старик забрасывает невод в море, вытаскивает его и вытряхивает из него тину. Из моря выныривает Золотая рыбка.

Золотая рыбка

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод…

Золотая рыбка исчезает в волнах. Старик снова забрасывает невод в море, вытаскивает его и вытряхивает из него водоросли. Из моря выныривает Золотая рыбка.

Золотая рыбка (зрителям)

Пришел невод с травой морскою!

В третий раз закинул он невод…

Старик набрасывает невод на Золотую рыбку и вытаскивает ее на берег.

Старик (радостно)

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой — золотою!

Старик достает Золотую рыбку из невода.

Золотая рыбка

Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.

Старик (удивленно)

Я рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

Старик выпускает Золотую рыбку в море и возвращается к своей землянке. Из окна выглядывает Старуха.

Старуха (укоризненно)

Что так рано, старик, воротился?

Почему не принес мне улова?

Старик

Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море!

Старуха (сердито)

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось!

Старуха скрывается в окне. Старик возвращается на берег. Невысокая волна несколько раз с шумом накатывает на берег. На ее гребне появляется Золотая рыбка.

Золотая рыбка

Чего тебе надобно, старче?

Старик кланяется Золотой рыбке.

Старик

Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось!

Золотая рыбка

Не печалься, ступай себе с Богом,

Будет вам новое корыто.

Золотая рыбка ныряет в море. Волна с грохотом накатывает на берег и исчезает. Разбитое корыто тоже исчезает, а на его месте появляется новое корыто.

Старик подходит к корыту. Старуха выбегает из землянки.

Старуха (Старику)

Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу.

Старуха уходит в землянку. Старик возвращается на берег. Волна выше предыдущей несколько раз с шумом накатывает на берег. На ее гребне появляется Золотая рыбка.

Золотая рыбка

Чего тебе надобно, старче?

Старик кланяется Золотой рыбке.

Старик

Смилуйся, государыня рыбка,

Еще пуще старуха бранится,

Не дает старику мне покою:

Избу просит сварливая баба.

Золотая рыбка

Не печалься, ступай себе с Богом,

Так и быть: изба вам уж будет.

Золотая рыбка ныряет в море. Волна с грохотом накатывает на берег и исчезает. Разбитое корыто и землянка тоже исчезают, а на их месте появляется новая бревенчатая изба.

Старик подходит к избе. Из окошка выглядывает Старуха.

Старуха

Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой!

Старуха в окошке исчезает. Старик возвращается на берег. Волна выше предыдущей несколько раз с шумом накатывает на берег. На ее гребне появляется Золотая рыбка.

Золотая рыбка

Чего тебе надобно, старче?

Старик кланяется Золотой рыбке.

Старик

Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает старику мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянкой,

Хочет быть столбовою дворянкой.

Золотая рыбка

Не печалься, ступай себе с Богом.

Золотая рыбка ныряет в море. Волна с грохотом накатывает на берег и исчезает. Изба тоже исчезает, а на ее месте появляется терем.

Старик подходит к терему. Из окошка выглядывает Старуха в нарядном кокошнике. Старик ей кланяется.

Старик

Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна?

Старуха

Дурачина ты, простофиля!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей!

Старик (испуганно)

Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство.

Старуха (в гневе)

Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою? —

Ступай к морю, говорят тебе честью,

Не пойдешь, поведут поневоле.

Старуха в окошке исчезает. Старик возвращается на берег. Волна выше предыдущей несколько раз с шумом накатывает на берег. На ее гребне появляется Золотая рыбка.

Золотая рыбка

Чего тебе надобно, старче?

Старик кланяется Золотой рыбке.

Старик

Смилуйся, государыня рыбка!

Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,

Хочет быть вольною царицей.

Золотая рыбка

Не печалься, ступай себе с Богом!

Добро! Будет старуха царицей!

Золотая рыбка ныряет в море. Волна с грохотом накатывает на берег и исчезает. Терем тоже исчезает, а на его месте появляется царский дворец.

Старик подходит к дворцу. Из окошка выглядывает Старуха в короне. Старик ей кланяется.

Старик

Здравствуй, матушка грозная царица!

Ну, теперь твоя душенька довольна?

Старуха (в гневе)

Дурачина ты, простофиля!

Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтобы служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках.

Старуха в окошке исчезает. Старик возвращается на берег. Волна выше предыдущей несколько раз с шумом накатывает на берег. На ее гребне появляется Золотая рыбка.

Золотая рыбка

Чего тебе надобно, старче?

Старик кланяется Золотой рыбке.

Старик

Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою;

Чтобы жить ей в Окияне-море,

Чтобы ты сама ей служила

И была бы у ней на посылках.

Золотая рыбка ныряет в море. Огромная волна с грохотом накатывает на берег и исчезает. Дворец тоже исчезает, а на его месте появляются старая землянка и разбитое корыто.

Старик берет лежащий на берегу невод и уходит в землянку. Из моря выныривает Золотая рыбка.

Золотая рыбка (зрителям)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Еще тридцать лет и три года.

Конец.

© Автор сказки. Александр Сергеевич Пушкин. 1833 г.

© Автор сценария. Олеся Емельянова. 2007 г.

Написать автору сценария.

I. Организационный момент.

У. — Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:

“Чтение – вот лучшее…” (учение)

У. — Закончите фразу.

— А кого мы называем хорошим, серьезным читателем?

Д. — Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст.

II. Разминка « Читалочка».

(На доске чистоговорка)

Тара-тара-тараторка,

Быстрая чистоговорка,

Чистая чистоговорка.

Я её проговорю

И пятёрку получу.

1. Читаем глазками.

— Что это? для чего нужна чистоговорка?

2.Читаем хором.

— Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?

3.Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.

5.Интонационное чтение ( с точкой, ? ,с! ).

Вывод:

— Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?

III. Постановка цели урока.

У.— Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?

(ксазак)

Д. – Сказка.

У. – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?

Д. – «Сказка о рыбаке и рыбке».

У. – А кто автор этой сказки?

Д. – Александр Сергеевич Пушкин.

У. – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

Д. Происходит волшебство.

У. К какому виду сказок относится « Сказка о рыбаке и рыбке»

Д. – Это волшебная сказка.

У. – Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?

У. – Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою « Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.

Д. Старик, Старуха, рыбка.

IV. Работа по теме урока.

У. В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.

Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками ( « Сказка о рыбаке и рыбке»).

Характер

старика

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый

Характер

старухи

Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай».

У. – Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.

План.

1.В  Где живёт герой?

2.В  Чем занимается?

3.В  Какие поступки совершает?

4.В  Какой характер у героя?

5.В  Что вам понравилось или не понравилось в герое?

Первому характеристику мы дадим старику.

У. – Где живёт старик?

Д. – Старик живёт у моря. В ветхой землянке.

У. – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

У. Чем занимается старик?

Д. – Старик ловил рыбу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старик ловил неводом рыбу.

У. Какие поступки совершает старик?

Д. – Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.

У. Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.

Д. Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

« Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

« Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

У. — Какой характер у старика?

Д. — Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.

У. – Докажите, что характер у старика был добрый?

Д. – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.

У. – А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?

Д. — Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старике?

(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.

У. – Где живёт старуха?

Д. – Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.

У. Чем занимается старуха?

Д. – Старуха прядёт свою пряжу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старуха пряла свою пряжу.

У. Какие поступки совершает старуха?

Д. – Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.

У. – Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.

В 

Вольная царица.

Владычица морская.

Новое корыто.

В 

Столбовая дворянка.

В 

Новая изба.

У. — Какой характер у старухи?

Д. — Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,

злобная, властная, грубая.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старухе?

Физкультминутка.

— Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Дружно выстроились в ряд

В рыбок превратились в раз.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде:

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

Самостоятельная работа.

У. Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке.

( Выслушиваются ответы детей).

У. — Как мы можем узнать настроение рыбки?

Д. — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.

У. — Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.

Проверка: фронтальная, игра « Изобрази движением».

У. – Почему так изменялось настроение моря?

Д. — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.

У. А можно ли море считать четвёртым героем сказки?

Д. – Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.

У. – Вспомните, как называется сказка?

У.— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?

У.— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

У. — Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.

Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!

В 

Как плохо быть сварливым и жадным.

В 

Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.

V. Итог урока.

У. — Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.

На парте у вас лежат золотые рыбки, найдите их. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.

(Ученики пишут под музыку. Чтение желаний)

У. — Спасибо за урок

Цель: повторить сведения об имени прилагательном на материале «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

  • найти в сказке имена прилагательные и определить их роль.
  • формировать умение проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.
  • повторить грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж
  • формировать умения определять и обосновывать написание безударных падежных окончания имён прилагательных, проверять правильность написанного.

Развиваюшие:

  • развивать умение извлекать информацию из художественного текста;
  • развивать умение контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.
  • формировать умение ставить цель проекта и выдвигать гипотезу.

Воспитательные:

  • формировать интерес к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности, мотивацию к творческому труду.

Предметные результаты:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • распознавать среди предложенных слов устаревшие слова и слова, употребленные в переносном значении;
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
  • образовывать слова (другой части речи) с помощью суффикса;
  • распознавать часть речи имя прилагательное на основе усвоенных признаков;
  • выявлять роль и значение прилагательных в речи;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • применять ранее изученные правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, учитывать правило (алгоритм) в планировании и способа решения;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
  • извлекать необходимую информацию из художественного текста, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

Личностные:

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности).

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • индивидуальная.

Оборудование: карточки со значками настроения, карточки-светофоры, рисунки с отрывками сказки, рисунки с толкованием устаревших слов, карточки со словами-выводами по проекту, карточки с самостоятельной работой; мультимедийное оборудование.

Подготовительная работа:

  • прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;
  • нарисовать рисунки к отрывкам сказки;
  • нарисовать рисунки с толкованием устаревших слов.

Ход урока

1. Организационный этап

— С каким настроением вы сегодня пришли в школу?

Учащиеся по карточкам показывают свое настроение: радостное, хорошее настроение, скучное настроение, грустное настроение.

— Вы видите, что настроение бывает самым разным:

веселым, и грустным.

— Я вам, ребята, желаю только хорошего, веселого настроения!

— Очень рада вас видеть! Давайте день начнем с улыбки. Улыбнитесь мне, своему соседу, всем ребятам.

2. Актуализация знаний

1) Логическое упражнение.

Вокруг доски на стене наклеены буквы (есть лишние): С З К Ч А М К А

— Ребята, посмотрите на буквы, соберите слово. (СКАЗКА)

2) Чистописание.

— Откройте тетради, оформите классную работу.

— У вас прописано слово СКАЗКА карандашом, обведите его, пропишите два раза.

Самопроверка.

— Сравните свое написание с первым словом, если у вас нет замечаний, покажите зеленый светофор, если вы чем-то недовольны, то красный.

— Что бы ты исправил (а) в своем написании….?

3) Орфографическая минутка.

— Разберите по составу слово сказка.

— Найдите орфограмму в корне этого слова. (Парная согласная в корне слова буква З)

— Подберите проверочное однокоренное слово имя прилагательное. (Сказочный)

— Как получилось слово сказочный из слова сказка? (Взяли корень -сказ и добавили суффиксы -оч и -н)

— Докажите, что здесь два суффикса, а не один -очн. (сказ/оч/к/а)

3. Объявление темы урока

— Обозначьте, чем отличаются слова сказка и сказочный, кроме их состава? (Слово сказка — имя существительное. Слово сказочный — имя прилагательное.)

— Что обозначают имена прилагательные, для чего они нужны в речи?

— Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное.

— Продолжим разговор о сказке.

— Все любят сказки, и дети, и взрослые. Какую сказку вы читали и рисовали к ней рисунки? («Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.)

— Сегодня на уроке мы поговорим об именах прилагательных на примере этой сказки и выполним эту работу в виде проекта.

4. Работа над проектом

1) Постановка цели и выдвижение гипотезы проекта.

— Для постановки цели проекта, что постараетесь определить в сказке? (Определить, какие имена прилагательные А.С.Пушкин употребляет в сказке.)

— Чтобы выдвинуть гипотезу, подумайте, что можно предположить о количестве прилагательных в этой сказке, о том какие это прилагательные с точки зрения лексики? (А.С.Пушкин использовал много прилагательных в сказке, в том числе устаревших, слов в переносном значении, чтобы приблизить авторскую сказку к народной и подробно описать своих героев, их внешний вид и характер, природу.)

2) Работа над лексическим составом сказки.

— У вас есть на парте рисунки и на обратной стороне отрывки из сказки, прочитайте их, подчеркните все прилагательные. Работаем в паре.

— Откройте учебник упр. 2 с.28, составьте словосочетания.

Примечание: в упр.2 с.28 заданы существительные, задание требует подобрать соответствующие прилагательные из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

— Значения всех ли слов вам известно? (Нет.)

— Приведите примеры таких слов. (парчева́я кичка, столбовая дворянка и т.д)

— Как они называются? (Устаревшие)

— Почему их так называют? (в современном языке их не употребляют, так как не используют предметы, которые они обозначают)

На доске заранее выполненные детьми рисунки и толкование устаревших слов, любое из них учитель может зачитать и проиллюстрировать, в зависимости от пожеланий учеников.

— Как вы думаете, почему в сказке много встречается устаревших слов? (Эти слова приближают сказку к народной. Мы знаем, что свои сказки Пушкин написал на основе народных сказок, услышанных в детстве от своей няни. Устаревшие слова помогают описать внешний вид героев, их характер.)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «устаревшие слова»
  • «приблизить свою авторскую сказку к народной»
  • «красочно описать жизнь героев того времени, их характер»

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. Какие слова употреблены в сказке в переносном значении?

  • Золотая (рыбка) — покрытая золотой чешуёй.
  • Сердитые (волны) — большие, высокие.
  • Чёрная (крестьянка) — бедная.
  • Печатный пряник — с отпечатанным рисунком.
  • Чёрная (буря) — сильный ветер и высокие волны на море.

— Почему Пушкин использовал такую лексику? (Чтобы точно и ярко передать чувства и героев и характер природы)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «слова в переносном значении»
  • «точно и ярко передать чувства и героев и характер природы»

5. Физминутка

На уроке отдохнём —

На рыбалку мы пойдём!

Накопаем мы червей,

Удочку возьмём скорей,

И вприпрыжку побежим —

Порыбачить мы хотим.

В воду удочку закинем,

Посидим тихонько.

Рыбка, кажется, клюёт?

Вытащим легонько.

Ах, какая красота —

Рыбка небольшая.

Пусть живёт себе в реке,

Выпущу тебя я!

Быстро в школу побежим —

Вот такой у нас режим.

6. Обобщение знаний об имени прилагательном

С обратной стороны доски записаны некоторые словосочетания из упр.2 с.28.

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, царские палаты, чёрная буря, сердитые волны.

— На какие две группы вы можете разделить эти прилагательные? (Ед.ч. и мн.ч.)

— Как определить число прилагательного? (по существительному)

— Я читаю словосочетание, если это множественное число, то зеленый кружок поднимаем, если единственное, то красный.

— На какие три группы вы можете разделить прилагательные ед.ч.? (м.р, ж.р., с.р.)

— Приведите примеры прилагательных каждого рода.

— Почему мы делим на три группы только прилагательные в ед.ч.? (во мн. ч. прилагательные по родам не изменяются)

— Как определить род прилагательного? (по существительному)

— Прочитайте отрывки из сказки и найдите одно прилагательное, но разного рода.

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».

— Как еще изменяются прилагательные? (по падежам)

— Как определить падеж прилагательного? (по существительному)

— У вас есть карточка с окончаниями прилагательных. На доске записаны словосочетания из сказки, где прилагательные без окончаний: обсудите в паре, куда можно прикрепить ваши окончания.

у синего моря

синее море

грозная царица

ласковое слово

в море синее

к синему морю

новое корыто

сварливая баба

высокий терем

разбитое корыто

глубокое море

в ветхой землянке

чёрной крестьянкой

пряником печатным

На доске записаны словосочетания, дети выходят по одному из пары и крепят свои карточки с окончаниями прилагательных.

Проверка правильности с помощью светофора.

Если есть ошибки, следует их исправить. Может возникнуть ситуация, когда на одно слово окажется две карточки (если окончания одинаковые), а на другое ни одного. Следует разобраться и обсудить, куда можно перенести карточку.

— Какое прилагательное в этом наборе изменено по падежам? (синее море)

— Определите падежи прилагательного синее.

Сделаем общий вывод: как изменяются имена прилагательные? (по падежам, числам, в единственном числе по родам)

7. Физминутка для глаз

  • Смотри сначала вправо, затем влево.
  • Делаем круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  • Смотрим сначала вверх, потом вниз.
  • Зажмурится на несколько секунд, потом открыть глаза.
  • Все повторяем по три раза.

8. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа выполняется по карточке, запись ведется в рабочей тетради. Взаимопроверка. Оценка светофором. Разбор ошибок.

Запишите предложения, вставив слово золотой в нужной форме. Укажите над ним число, род, падеж, выдели окончание.

1. Закинул старик в море невод и поймал ……… рыбку.

2. На руках у столбовой дворянки сверкали …….. перстни.

3. Пошел старик опять к ………… рыбке.

4. На голове у старухи ………… кичка.

9. Работа над проектом

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. В самостоятельной работе вам встретилось прилагательное, которое относилось к разным существительным. А наоборот есть ли в сказке моменты, где одно существительное описывается несколькими прилагательными?

— Для чего А.С.Пушкин использует такой прием? (чтобы точно и красочно описать предметы, природу, людей)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы. «несколько прилагательных к одному существительному»

10. Домашнее задание

Из упр.2 с.28 задание: подобрать антонимы и синонимы к прилагательным из сказки.

11. Итог урока

— Вспомните цель и гипотезу нашего проекта

— Пользуясь словами на доске, составьте вывод о том, какие прилагательные А.С.Пушкин использовал «Сказке о рыбаке и рыбке»

Вывод: в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин использовал много прилагательных, чтобы дать яркую характеристику предметам, характерам людей, природе, точно и красочно описать происходящие события. С этой же целью он использовал и слова в переносном значении. Пушкин использует много устаревших слов, что приближает авторскую сказку к народной и позволяет точно передать нравы и быт представленной в сказке эпохи.

12. Рефлексия

Дополните предложения, выбирая любую фразу из предложенного перечня.

  • Сегодня я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я понял что…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Меня удивило…

Список литературы

1.Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П.Канакина, В.Г.Горецкий .- 11-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2020. — 159 с., [2] л.: ил. — (Школа России).

2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.

3. Болотова Н.Б. Физминутки. 1 сентября. Открытый урок / https://urok.1sept.ru/articles/561090

4. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина Пескарь — детская электронная библиотека./ https://peskarlib.ru/aleksandr-pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke/

5. Урок 51. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке «А.С.Пушкина. Российская электронная школа

/https://resh.edu.ru/subject/lesson/3833/train/204645/

В зале все напоминает о великом поэте: его портреты, его книги, рисунки детишек к пушкинским сказкам. Звучит фортепианная музыка. В зал, держа в руках зажженные свечи, входят четыре ребенка.

Сценарий праздника, посвященного А.С. Пушкину

Мы Пушкину наш праздник посвятим,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорим
Поэзии волшебными словами.

Мой Пушкин!
Ты мне дорог с малых лет,
Твои стихи я слышу с колыбели.
Я сказками волшебными согрет,

Что музыкой в душе моей звенели.
Мне сладок слог твой,
Наслаждаюсь я
Таким божественным прекраснейшим звучаньем.

Читаю с упоением тебя
И предаюсь различным состояньям.
Мой Пушкин!
Преклоняюсь пред тобой,
Перед твоим талантом безупречным.

К тебе пылаю нежной, неземной
Любовью безграничной, бесконечной.

Музыка нарастает с новой силой и в зал входят все участники праздника. В их исполнении звучит песня «Посвящение Пушкину»*.

Огонь свечи озарил портрет,
Твое лицо мы видим, поэт.
Твои стихи нас к себе манят
И взрослых, и ребят.

Припев:

К нам из сказки приходит Салтан,
Лебедь к нам уж плывет по волнам,
Озорной рассмешит нас Балда,
В море рыбка уйдет навсегда.

Под звуки фортепианной музыки дети занимают свои места. Один из чтецов выставляет в центре сцены кубы. Затем читает стихи «Посвящение».

Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,

Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,

Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть, украдкой
На песни грешные мои.

Чтец уходит в глубь сцены, а к кубам подходят другие исполнители.

Они разыгрывают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». На сцене появляются две маленькие подружки. В руках у них большая и очень красочная книга. Одна из девочек присаживается на кубик, а вторая стоит рядом с ней. Та девочка, которая держит книгу, читает по слогам ее название.

Девочка: Пуш-кин. Сказ-ка о ры-ба-ке и рыб-ке.

Я сказку эту каждый день читаю,
Ее почти уж наизусть всю знаю,
Но снова, снова книгу открываю
И рыбкой золотою стать мечтаю.

Мне пушкинская сказка помогает
Представить море…
Как оно играет,
И как бурлит оно,
И как хохочет …
Сказать как будто море
Что-то хочет.

Звучит музыка – ласковая, морская.

Ведущий: Ребята, а давайте вместе с вами пофантазируем и представим то синее море, которое так красочно описывал А. С. Пушкин. Мы побываем в подводном царстве Золотой рыбки; полюбуемся красотою игривых волн, И в этом нам поможет не только наше воображение, но и наши умелые руки.

Итак, добро пожаловать в морскую пучину.

Звучит музыка. Взрослые вносят и устанавливают на сцене выполненные детьми панно «Морская пучина». Дети тут же что-то пририсовывают, подправляют.

Ведущий: Ребята, ваше море как живое,
Такое яркое, такое голубое…
Волнами ласково зовет к себе, манит
И в сказку мудрую
Нам двери отворит.

Дети играют отрывок из «Сказки о Золотой рыбке».

Ведущий: На свете нет, пожалуй, равнодушных
К поэзии великого поэта.
В ней жизни свет,
И нет в ней строчек скучных,
И фальши, слава Богу,
Тоже нет.

Но есть в ней музыка!
Она внутри таится
И в каждой строчке гения искрится.
Я приглашаю вас сейчас, сегодня, сразу
Открыть страничку музыкальных сказок.

Юные пианисты исполняют небольшие фрагменты пьес из детского альбома П. И. Чайковского по выбору.

На сцену выходит девочка. В руках у нее большой яркий кораблик.

Девочка: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Сделали кораблик сами
Мы своими же руками

И теперь по океану
К царству славного Салтана
Вместе с вами поплывем
И спектакль мы свой начнем.

Дети разыгрывают отрывок из «Сказки о царе Салтане».

Звучит вальс Ф. Шопена. На сцену выходит девочка, в руках у нее веер. К девочке хочет обратиться, но так и не решается взволнованный

мальчик.

Мальчик: Я в девочку влюблен,
Но как ей в том признаться?
Увижу лишь ее,
И вновь начну смущаться.

Так хочется в любви
Признаться романтично,
Как Пушкин признавался,
Возвышенно и поэтично.

Мальчик набирается смелости и, обращаясь к девочке, читает стихотворение «Я вас любил».

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Мальчик приглашает девочку на танец, и вот уже все кавалеры ведут своих красавиц танцевать. Во время танца они объясняются друг с другом стихами А. С. Пушкина.

1-я пара

Мальчик: Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Девочка: Я слушаю тебя и сердцем молодею.
Мне сладок жар твоих речей,
Печальный, снова пламенею
Воспоминаньем прежних дней.

2-я пара

Мальчик: Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: -как тебя люблю!

Девочка: Он мне ровесник, он так мил.
Всегда видала в нем я брата,
Он, как сестру, меня любил.
Скажите, чем я виновата.

3-я пара

Мальчик: Без вас мне скучно, – я зеваю;
При вас мне грустно, – я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!

Девочка: Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твое явленье.
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови…

4-я пара

Девочка: Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.

Мальчик: Алина! Сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви:
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Мальчики провожают девочек на места. Один из них, стоя у своего стула, говорит:

Мальчик: Нам не дано как Пушкин говорить,
Но будем мы с поэзией дружить
И сможем подарить своим любимым
Поэзии прекрасные мотивы.

Ведущий: Мир Пушкина чудесных полон красок.
А мы вернемся на страничку Музыкальных сказок.

Идет вторая часть фортепианного блока. В этой части могут прозвучать отрывки из произведений: М. Глинка «Я помню чудное мгновенье», И. Штраус «Весенние голоса», В. Моцарт «Весенняя»)

Ребенок: Яркий, шумный балаган
До чего приятен нам!
Сколько в нем веселья, смеха…
А герои – вот потеха!

Поп, Балда и попадья,
Пес и вся его семья
В сказке этой поселились,
Чтобы мы повеселились.

Эй, ребятки, не зевайте!
К сказке кукол создавайте!

Звучит веселая балаганная музыка. Дети завершают последними штрихами работу над созданием перчаточных кукол.

Ведущий: О чудо! Куклы оживают
И в сказку всех нас приглашают.

Дети разыгрывают «Сказку о hone и о работнике его Балде».

И вновь звучит фортепианная музыка, гаснет свет. В мерцании свечей на сцену выходят ребята.

Дети: Мы Пушкину наш праздник посвятили,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорили
Поэзии волшебными устами.

Читать твои стихи, великий Пушкин,
Мы учимся и бережно, и нежно.
С поэзией твоей давно мы дружим,
Она для нас, как океан, безбрежна.

Мой Пушкин!
Мой поэт!
Моя отрада!

Спасибо за любовь к родному слову.
Мы этой встрече очень-очень рады!
Твои стихи читать мы будем снова.

Дети поют песню, которая прозвучала в начале вечера.

Стихи для всех веков и поколений
Ты подарил, мой Пушкин, безвозмездно.

Ты – чудо!
Ты – поэт!
Ты – гений!
Твоя поэзия – цветок прелестный!

К ребятам, участникам праздника, подходят их родители. В руках у них цветы. Вместе с детьми родители подходят к портрету великого поэта и ставят цветы в вазы).

Советы и рекомендации

Обратите внимание на костюмы и прически детей. Постарайтесь сделать их в стиле пушкинских времен.

И девочки превратятся в настоящих пушкинских красавиц, а мальчики в истинных кавалеров. Конечно же, при разыгрывании сказок костюмы дополняются накидками, коронами, платками и т. д.

В завершение праздника родители или организаторы мероприятия могут сделать ребятам подарки – книги со сказками А. С. Пушкина или видеокассеты с мультфильмами по сказкам поэта.

С. Маршак

Пушкин

У памятника на закате летом
Играют дети. И, склонив главу,
Чуть озаренную вечерним светом,
Он с возвышенья смотрит на Москву.

Шуршат машины, цепью выбегая
На площадь из-за каждого угла.
Шумит Москва – родная, но другая –
И старше и моложе, чем была.

А он все тот же. Только год от года
У ног его на площади Москвы.
Все больше собирается народа
И все звучнее влажный шум листвы.

Участник наших радостей и бедствий
Стоит, незыблем в бурю и в грозу,
Там, где играл, быть может, в раннем детстве,
Как те ребята, что снуют внизу.

4 июня 2021 в 4:56

  • Отрывок из сказки илья муромец и соловей разбойник
  • Отрывок из сказки белоснежка и семь гномов
  • Отрывок из сказки буратино наутро буратино
  • Отрывок из сказки алиса в стране чудес
  • Отрывок из сказки бородино