Отрывок из сказки спящая царевна жуковский

Инфоурок литература презентациилитературная сказка в.а. жуковского спящая царевна описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: литературная сказка

Инфоурок

Литература
ПрезентацииЛитературная сказка В.А. Жуковского “Спящая царевна”

Литературная сказка В.А. Жуковского “Спящая царевна”

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Литературная сказка В.А. Жуковского “Спящая царевна”

    Описание слайда:

    Литературная сказка В.А. Жуковского “Спящая царевна”

  • 2 слайд

    Василий Андреевич Жуковский(1783 – 1852 г.г.)Он был поэтом-романтиком, предс

    Описание слайда:

    Василий Андреевич Жуковский
    (1783 – 1852 г.г.)
    Он был поэтом-романтиком, представителем “золотого века” русской литературы, воспитывал царя Александра II Освободителя, дружил с Пушкиным и Гоголем…

  • 3 слайд

    Детство Жуковского Василий Жуковский родился в Тульской губернии – в родовом

    Описание слайда:

    Детство Жуковского
    Василий Жуковский родился в Тульской губернии – в родовом имении отца, помещика Афанасия Бунина.

    Матерью Жуковского была пленная турчанка Сальха.

    Фамилию и отчество маленький Вася получил от своего крестного – разорившегося помещика Андрея Жуковского.

  • 4 слайд

    Образование ЖуковскогоВ 11 лет Василия Жуковского исключили из Главного народ

    Описание слайда:

    Образование Жуковского
    В 11 лет Василия Жуковского исключили из Главного народного училища Тулы “за неспособность”.

    Он продолжил образование в частном пансионе Тулы, владела которым его крестная. Здесь и открылся литературный дар будущего поэта.

    В 17 лет Жуковский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион и был удостоен именной серябряной медали.

  • 5 слайд

    Начало литературной карьерыНачалом литературной карьеры сам Жуковский считал

    Описание слайда:

    Начало литературной карьеры
    Началом литературной карьеры сам Жуковский считал переведенное им в 1802 году с английского стихотворение “Сельское кладбище”, которое было опубликовано в журнале “Вестник Европы”.

  • 6 слайд

    “Без Жуковского мы не имели бы Пушкина...”Однажды, услышав отрывок из поэмы

    Описание слайда:

    “Без Жуковского мы не имели бы Пушкина…”
    Однажды, услышав отрывок из поэмы “Руслан и Людмила” в исполнении Пушкина, Жуковский вручил ему свой портрет с надписью ”Победителю-ученику от побежденного учителя”. Пушкин и сам неоднократно подтверждал, что своим творчеством во многом обязан Жуковскому.

  • 7 слайд

    Посвящение“Его стихов пленительная сладость Пройдет веков з

    Описание слайда:

    Посвящение
    “Его стихов
    пленительная сладость
    Пройдет веков
    завистливую даль…”

    А.С. Пушкин

  • 8 слайд

    Встреча с ПушкинымОднажды, посетив в Царскосельском лицее 15-летнего Пушкина,

    Описание слайда:

    Встреча с Пушкиным
    Однажды, посетив в Царскосельском лицее 15-летнего Пушкина, Жуковский так написал в письме своему другу, поэту Петру Вяземскому:
    “Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет”.

  • 9 слайд

    Литературный поединокА.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”В.А. Жуковский “Сказк

    Описание слайда:

    Литературный поединок
    А.С. Пушкин
    “Сказка о царе Салтане”
    В.А. Жуковский
    “Сказка о царе Берендее”
    В.А. Жуковский
    “Спящая царевна”
    А.С. Пушкин
    “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”

  • 10 слайд

    Похожие сказкиА.С. Пушкин, “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатярях”В.А.

    Описание слайда:

    Похожие сказки
    А.С. Пушкин,
    “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатярях”
    В.А. Жуковский,
    “Спящая царевна”
    Шарль Перро,
    “Спящая красавица”

  • 11 слайд

    Незнакомые слова и выраженияПророк – предсказатель будущего, выполняющий волю

    Описание слайда:

    Незнакомые слова и выражения
    Пророк – предсказатель будущего, выполняющий волю богов;
    Оплошал – совершил ошибку, промах;
    В свой черёд – в свою очередь;
    Речь домолвила – договорила, закончила;
    Прясть – делать нити, скручивая волокна (в данном случае льна);
    Сучить — свивать в одну нить несколько прядей;
    Веретено – ручное орудие для пряжи;
    Горница — комната в верхней части дома;
    Хорунжий – казачий офицер в царской армии;
    Терновник – густой кустарник с длинными шипами;
    Ланита (устар.) — щёки.
    Стан (устар.) — туловище.

  • 12 слайд

    Сравнение народной и литературной сказок

    Описание слайда:

    Сравнение народной и литературной сказок

  • 13 слайд

    Сходства и различия сказки И.А.Жуковского и народных сказок

    Описание слайда:

    Сходства и различия сказки И.А.Жуковского и народных сказок

  • 14 слайд

    Домашнее заданиеПодготовить выразительное чтение особенно понравившегося отры

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Подготовить выразительное чтение особенно понравившегося отрывка сказки;

    Ответить на вопросы разделов “Размышляем о прочитанном”, “Литература и изобразительное искусство” (стр. 82 – 83).

  • 15 слайд

    “Открытый микрофон”“Больше всего в биографии Жуковского меня поразило, что...

    Описание слайда:

    “Открытый микрофон”
    “Больше всего в биографии Жуковского меня поразило, что…”

    “Теперь я знаю, что сказка Жуковского “Спящая царевна” появилась в результате…”

    “Я запомнил: отличия литературной сказки от народной в том, что…”

    “Самый интересный эпизод в сказке “Спящая царевна” – это…”

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
«Спящая царевна»

Похожие материалы

  • КР по творчеству М. Лермонтова, Ф. Тютчева, И. Тургенева-6 класс

  • Тестпо литературе по творчеству Н. В. Гоголя и И.С. Тургенева в 7 классе

  • Технологическая карта урока «Новое о Великой Отечественной войне в чувашской литературе»

  • Презентация к открытому занятию «Жизнь и творчество А.П.Чехова. Рассказ «Ионыч»»

  • «220 Пушкин под напряжением. Памятник или блогер Не мешают ли классики учить русский новому поколению»

  • Метод. разработка открытого занятия «Жизнь и творчество А.П.Чехова. Рассказ «Ионыч»»

  • Анализ стихотворения Н.А.НЕКРАСОВА «Поэт и гражданин»

  • Модернизм в литературе XIX-XXв. «Что такое модернизм?»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435635 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

                        Конспект урока по
литературе в 5 классе.

 Тема: « В.А.
Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».


Цели
урока:

·        
познакомить
учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания
сказки « Спящая царевна»;

·        
сопоставить
эту сказку с народными сказками;

·        
проследить
по тексту, как проявляются качества характера героев сказк

                                         
— 1-

 Василий Андреевич Жуковский.

 Жизнь этого человека была так же необычна и
удивительная, как его творчество. Поэт-романтик, представитель «золотого
века» русской литературы, он был воспитателем царя Александра II,
который в 1861 году отменил крепостное право и вошел в историю с именем
Освободитель. Он дружил с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым. Он переводил стихи
известных на весь мир европейских поэтов — Гёте, Шиллера, Байрона свои.
Пушкин считал его
своим учителем. Он был верным другом, не раз
выручал из беды лучших людей своего века, очень смелым и мудрым человеком.

Василий Жуковский родился в 1783 году, в Тульской губернии,
в семье состоятельного помещика Афанасия Бунина. Матерью его была
молодая турчанка по имени Сальха, которую русские взяли в плен в
ходе Русско-Турецкой войны и привезли в подарок помещику Бунину.  Афанасий
Бунин не стал давать сыну собственных отчества и фамилии, а попросил об этом
крестного маленького Васи — разорившегося помещика Андрея Жуковского, который
жил «на хлебах», в именье Буниных.

 Несмотря на то, что отец, по сути, отказался от своего
сына, дворянское звание ему все же выхлопотали. Это позволило Василию получить
хорошее образование. Но интересен такой факт: в 11 лет мальчика
исключили из Главного народного училища Тулы «за неспособность«.
Его перевели в частный пансион, и уже совсем скоро у «неспособного»
Жуковского открылся литературный дар. В 11 лет он написал свои первые
пьесы (вспомним: что такое пьесы
 Пье́са — вид произведений
драматургии, предназначенных для исполнения со сцены, а также для теле- и
радиоспектаклей
           
)
.

С 14 до 17 лет Жуковский учился в Московском
университетском благородном пансионе и за успехи в учебе получил именную
серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в
списке отличников разных лет.

 Жуковский известен русскому читателю прежде всего как
поэт и переводчик европейских авторов. Началом своей литературной карьеры сам
он считал переведенное в 1802 году с английского стихотворение «Сельское
кладбище». Было тогда поэту 19 лет.

— Кроме того, что Жуковский сам был
необыкновенно талантливым человеком, он умел замечать и ценить талант других.
Однажды в 1815 году. он посетил Царскосельский лицей, где учился юный Пушкин,
которому на тот момент шел шестнадцатый год, и в письме к своему другу написал:

 «Это надежда нашей
словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему
гиганту, который всех нас перерастет» «Вот у нас настоящий
поэт!»

— Еще через пять лет , на квартире у Жуковского, Пушкин
читал отрывки из своей новой поэмы «Руслан и Людмила». По окончании
чтения Жуковский достал свой портрет с надписью «Победителю-ученику от
побежденного учителя» и вручил Пушкину. А критик Белинский однажды
написал: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

— То есть , ребята, как вы уже поняли, Пушкин и
Жуковский
дружили не только в жизни, но и в творчестве.

 Однажды они устроили своеобразное состязание на лучшую
обработку сказки «в народном духе», то есть взялись написать такие
сказки, которые были бы похожи на народные. Оба решили писать в стихах, сюжеты
тоже взяли одинаковые. В результате на свет родились четыре сказки:
«Сказка о царе
Салтане» у Пушкина

и соответствующая ей
«Сказка
о царе Берендее» у Жуковского
; «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях» у Пушкина
» и «Спящая царевна» у Жуковского.

                                            -2-

                                                       (     
 Дети  читают сказку)

— Сюжет сказок о спящей царевне Пушкин и Жуковский
позаимствовали у зарубежных, европейских коллег. Попробуйте вспомнить
зарубежные сказки, похожие на сказку о спящей царевне («Спящая
красавица Шарля Перро, «Белоснежка и семь гномов» Братьев Гримм)

   — Пушкин, Жуковский, Шарль Перро, братья
Гримм — как одним словом можно назвать всех этих людей? — (писатели,
литераторы, сочинители, авторы)

— Значит, сказки, которые они написали, можно назвать
какими? — (авторскими или литературными).

— А с какими сказками мы знакомились с вами в начале
четверти? — (с народными).

— Давайте же подумаем, чем отличаются литературные сказки
от народных. — (народные- созданы народом).

                                    -3-

                                        
 Словарная работа
 ;(можно по ходу чтения)
 —
Какие
слова и выражения вам показались старинными, непонятными?

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.


Свита
— сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.

 — Что означает
выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)

Сном
пресекся разговор
— разговор прервался из-за наступившего
внезапно сна.


Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.

 — Поскольку
создавалась «Спящая царевна» как соревнование с А.С.Пушкиным на лучшую
обработку народной сказки, то важно сопоставить эту сказку с русскими
народными:

— есть ли в
сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с
народными и что отличает от народных сказок?


 Русскую народную волшебную сказку
напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…»,
концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»
)

— Что отличает «Спящую царевну» от них?

 (Отличие — в сказке Жуковского есть
чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который
рассказывает царскому сыну о спящей царевне. Отличает эту сказку от
народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор. В сказке
присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много сравнений,
особый ритм и рифма.
)

                              
-4-

                  Работа над содержанием:
— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она
отомстила? (Докажите текстом) стр.49

— Каким изображает автор
царя Матвея?    Стр.49,50

Найдите в тексте эпитеты.(  Эпитет это образное, художественное определение. Эпитет выразительно описывает признак предмета, его
качество или свойство).


 — Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла
царевну от смерти? Почему?

 Зачитайте описание того, как дворец погружался в сон.

(стр.53)
 — Кто пробудил царевну от волшебного сна?(стр.57)

— В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским
цветком». Почему? 

— Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)
— Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)
— Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./
Распалилась ото сна./ Молод цвет её ланит./…) 

— Найдите строки пробуждения царевны?стр.58

 Зачитайте, как изменился неприступный лес с появлением
принца.(стр.56)

                                       -5-

 Подведение
итогов.

-Представьте, что  у вас в руках  микрофон и вы можете сказать в него все, что
вам запомнилось из сегодняшнего урока. Начните свои высказывания следующими
фразами:

— Больше всего в биографии Жуковского меня
поразило, что…

— Теперь я знаю, что сказка Жуковского
«Спящая царевна» появилась в результате…

— Я запомнил: отличия народной сказки от
литературной в том, что…

— Самый интересный эпизод в сказке
«Спящая царевна» — это…

                                        
-6-

Домашнее задание;

Подготовить
выразительное чтение особенно понравившегося отрывка сказки;

-Ответить устно на вопрос № 1 раздела
«Размышляем о прочитанном», учебника на стр.60.

Конспект урока.image001

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается…

Тема урока: Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна»

1. Актуализация знаний. Формулирование темы
урока.

Ребус (2слайд)

С каким литературным жанром нам предстоит
работать на уроке?

Вспомните, что вы знаете о сказках?

Обобщение ответов.

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы.
Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера,
обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей.

Жанровые разновидности сказки.

v  Сказки о животных, растениях, неживой природе
и предметах.

v  Волшебные сказки.

v  Легендарные сказки.

v  Новеллистические (бытовые) сказки.

v  Сказки об одураченном чёрте.

v  Анекдоты.

v  Небылицы.

v  Кумулятивные сказки.

v  Докучные сказки.

О многих жанрах
сказки вы уже знаете, о некоторых только предстоит узнать.

(читает учитель или подготовленная ученица)(3
слайд)

.

Итак, продолжим. Сказки, как мы их любим.
Автор сказки, с которой мы познакомимся, тоже очень любил сказки. Вот как он
говорил в одном известном Вам споре: «В сказках видна душа народа русского, и
мудрость. Они – богатство наше, и надобно детям читать побольше сказок». (4
слайд)( Школа «2100» с 114)

Узнали?  (Это Жуковский В.А.)

2. Развитие умений.

 Факты из жизни. (5 слайд)

Жуковский Василий Андреевич (1783/1852) —
русский поэт, переводчик, критик. Жуковский перевел на русский язык «Одиссею»
Гомера, а также многочисленные произведения Ф. Шиллера, поэзию Дж. Байрона.

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852),
крупнейший русский поэт-романтик, человек благородной и доброй души. Тесные
дружеские отношения связывали с ним Пушкина с самого поэтического
«младенчества» и буквально до последнего вздоха.

Первая из «русских сказок» В.А.Жуковского
возникла в ходе своеобразного состязания с А.С.Пушкиным. Оба поэта в 1831 году
взялись сочинить по сказке в русском фольклорном духе. Источником послужила
запись, сделанная Александром Сергеевичем со слов его няни Арины Родионовны.

Однажды, под прямым влиянием А.С.Пушкина,
Жуковский взялся за сочинение литературных сказок в народном стиле. Это было в
1831 году, когда оба поэта жили в Царском Селе. Состоялось своеобразное
состязание. Сюжеты разрабатывались сообща. Пушкин написал тогда “Сказку о попе
и о работнике его Балде” и “Сказку о царе Салтане”, Жуковский – “Сказку о царе
Берендее” и “Cпящую царевну”.

Свидетелем этого состязания стал ещё один
будущий гений русской литературы – Николай Гоголь.

Н. В. Гоголь, из письма к А. С. Данилевскому,
2 ноября 1831 г.:

«Все лето я прожил в Павловске и Царском
Селе… Почти каждый вечер собирались мы – Жуковский, Пушкин и я. О, если бы ты
знал, сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей. …Жуковского узнать нельзя.
Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский. Ничего германского
и прежнего…».(6 слайд)

Источником сказки «Спящая царевна» послужили
литературные обработки немецких и французских сказок («Шиповник» братьев Гримм,
«Красавица, спящая в лесу» Ш.Перро). Жуковский объединил эти оба варианта
сказок и переложил их в стихах размером, очень близким к пушкинским сказкам «О
царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях».

Работа с текстом до чтения.

Учащиеся по иллюстрации прогнозируют сюжет
сказки.(7 слайд)

Работа с текстом во время чтения.

Чтение с объяснением слов и словесным
рисованием.

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий
волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно,
неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого
нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого времени.

Веретено — приспособление для ручного прядения
пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка,
оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая
прядь.

Хорунжий — в царской армии казачий офицерский
чин.

Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг
главного лица.

Сном пресекся разговор — разговор прервался
из-за наступившего внезапно сна.

Терновник — колючий кустарник, образующий
труднопроходимые заросли.

Ланиты — щеки.

Работа с текстом после чтения.

К какому виду сказок можно отнести сказку В.А.
Жуковского отнесли? (Волшебной)

Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной
сказки, приводя цитаты)

       
Наличие чуда

       
Столкновение с волшебной
силой

       
Существование какого-либо
запрета

       
Волшебные персонажи

       
Волшебные предметы

       
Символы

Повторное чтение учителем
с заменой слов.  (Задание на внимательность)

Например.

 «Он в согласье много лет;

А детей все нет как нет».

Учитель читает: «А детей все нет
да нет»

Работа над техникой
чтения. 
(8,9,10,11,12
слайды)

Учитель показывает иллюстрации,
дети зачитывают соответствующие им отрывки.

1. «Повар спит перед огнем;

И огонь
объятый сном,

 Не пылает не горит,» (с150)

«Царский сын; от сказки той

Вспыхнул он, как от огня;» (с 152)

2.«У царя двенадцать блюд

     Драгоценных, золотых,»
(с147)

3. «Даже облака небес

На дремучий,
темный лес

Не навеет ветерок.» (с151, с 152)

4. «Вдруг, глядит, ползёт к ней
рак;» (с146)

5. «Вот, глядит, отворена

Дверь в покой; в покое том» (с149, 154)

Работа в группе.

1,2, группы. Придумать 2-3
вопроса по тексту сказки для своих одноклассников. (Страницы между группами
распределяет учитель)

Например.

Сколько чародеек пригласил царь
на пир?

Что предсказала ведьма царевне?

Сколько лет должен был длиться сон
царевны?

4,5 группа. Посчитать сколько
раз в тексте встречается слово «веретено».(4) Найти повторы. «Дверь в покой; в
покое том

Вьется лестница винтом»

6 группа. Найти в тексте
сравнения и эпитеты.

(Н/р Сравнения: «Пламя сонное
очей;

                              Ночи
тёмныя темней»

                            
«Расцвела, как майский цвет;»

Эпитеты: мертвым
сном, дикий бор, дремучий лес, губки алые, гробовая тишина и др.)

3.Рефлексия:

Чтение стихотворения.

Обмен впечатлениями. (слайды 13,
14, 15,16)

Что понравилось, удивило на
уроке?

4.Домашняя работа.(12 слайд)

1. Выучить наизусть отрывок из
сказки.

* Проиллюстрировать любой
отрывок сказки.

Индивидуальные задания:

1. Сравнить сказку Б Гримм
«Шиповничек» и сказку В Жуковского.

2. Доклад на тему «Результат
спора Пушкина и Жуковского».

3. Доклад «Сказки, в которых
злые чары погружали главных героинь в сон».

Задания к сказке В. А. Жуковского
«спящая царевна» (урок № 1) (5 класс)

Вопросы по биографии В. А.
Жуковского (1783 – 1852) (конспект вступительной статьи из учебника)

№ 1. В какой губернии родился В. А. Жуковский?

— В. А. Жуковский родился в Тульской губернии.

№ 2. Кем были родители В. А. Жуковского?

— Отец В. А. Жуковского – тульский помещик, мать –
пленная турчанка.

№ 3. Где учился В. А. Жуковский?

— В. А. Жуковский учился сначала в частном пансионе,
затем в Тульском народном училище, позднее – в Московском университетском
пансионе.

№ 4. Когда были написаны первые стихотворения В. А.
Жуковского?

— Первые стихотворения В. А. Жуковского были написаны,
когда ему было 7 – 8 лет.

№ 5. Какое стихотворение открывает длинный ряд
переводных стихотворений В. А. Жуковского?

— Первое переводное стихотворение В. А. Жуковского –
«Сельское кладбище» (перевод из английского поэта Томаса Грэя).

№ 6. К какому русскому поэту относится восклицание В.
А. Жуковского «Вот у нас настоящий поэт!»?

— Восклицание В. А. Жуковского «Вот у нас настоящий
поэт!» относится к А. С. Пушкину, когда тот в 1815 году написал стихотворение
«Воспоминания в Царском селе».

№ 7. Закончите фразу В. Г. Белинского: «Без
Жуковского…».

— В. Г. Белинский отмечал: «Без Жуковского мы не имели
бы Пушкина».

Задание №
1
: вставьте
на месте (..?) слова из сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна»:

№ 1. «Раз царица на лугу, / На (..?) берегу…».

зеленом.

№ 2. «Вдруг, глядит, ползет к ней (..?)».

рак.

№ 3. «Понесешь ты в эту ночь: / У тебя родится
(..?)».

дочь.

№ 4. «Было ж всех (..?) их».

двенадцать.

№ 5. «(Кем (..?) оно, / Знать об этом
не дано)».

украдено.

№ 6. «Стали дочь его (..?)».

дарить.

№ 7. «На пиру я не была, / Но подарок (..?)».

принесла.

№ 8. «Ведьма (..?) из глаз».

скрылася.

№ 9. «И царевна оживет; / Будет долго в свете (..?)».

жить.

№ 10.  «Дай, — сказала наконец, — / Осмотрю я
наш (..?)».

дворец.

№ 11. «Всходит вверх и видит – там / (..?)
сидит…».

старушоночка.

Задание № 2: по
цитате определите, о каком герое сказки В. А. Жуковского идет речь:

№ 1. «Ночи темныя темней, / Заплетенные косой /
Кудри черной полосой / Обвились кругом чела».

— Царевна.

№ 2. «Он сказал царице так: / «Мне тебя,
царица, жаль; / Но забудь свою печаль; / Понесешь ты в эту ночь: / У тебя
родится дочь».

— Рак.

№ 3. «И, молитву сотворя, / Он шагнул через
царя».

— Царский сын.

№ 4. «…прекрасна так была, / Что ни в сказке
рассказать, / Ни пером не описать».

— Царевна.

№ 5. «И, беду чтоб отвести, / Он дает такой
указ: / «Запрещается от нас / В нашем царстве сеять лён…».

— Царь Матвей.

№ 6. «По дворцу она пошла: / Пышных комнат нет
числа; / Всем любуется она».

— Царевна.

№ 7. «…прядёт / И за пряжею поет: /
«Веретенце, не ленись; / Пряжа тонкая, не рвись».

— Старушка (переодетая 12-я чародейка-колдунья).

№ 8. «На нее находит сон; / Вместе с ней
объемлет он / Весь огромный царский дом».

— Царевна.

№ 9. «Забавляясь ловлей, там / По долинам, по
полям / С свитой ловчих разъезжал».

— Царский сын.

№ 10. «…рассказал, / Что от дедов он слыхал / О
чудесном боре том».

— Старик, встретившийся царевичу.

№ 11. «…от сказки той / Вспыхнул он, как от
огня; / Шпоры втиснул он в коня».

— Царский сын.

№ 12. «…она / Вдруг соскучилась одна / В душной
горнице сидеть / И на свет в окно глядеть».

— Царевна.

№ 13. «Пили, ели, а потом, / Хлебосольного царя,
/ За прием благодаря, / Стали дочь его дарить».

— 11 чародеек-волшебниц.

№ 14. «Как дитя, лежит она, / Распылалася от
сна; / Молод цвет ее ланит».

— Царевна.

№ 15. «На зеленом берегу / Ручейка была одна; /
Горько плакала она».

— Царица.

Задания к сказке В. А. Жуковского
«спящая царевна» (урок № 1) (5 класс)

Вопросы по биографии В. А. Жуковского (конспект
вступительной статьи из учебника)


1.
В какой
губернии родился В. А. Жуковский? № 2. Кем были родители В. А.
Жуковского? № 3. Где учился В. А. Жуковский? 4. Когда
были написаны первые стихотворения В. А. Жуковского? № 5. Какое
стихотворение открывает длинный ряд переводных стихотворений В. А. Жуковского?
6.
К какому русскому поэту относится восклицание В. А. Жуковского «Вот у
нас настоящий поэт!»? № 7. Закончите фразу В. Г. Белинского: «Без
Жуковского…».

Задание №
1:
вставьте
на месте (..?) слова из сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна»:


1.
«Раз
царица на лугу, / На (..?) берегу…». № 2. «Вдруг, глядит, ползет
к ней (..?)». № 3. «Понесешь ты в эту ночь: / У тебя родится (..?)».
№ 4. «Было ж всех (..?) их». № 5. «(Кем (..?) оно,
/ Знать об этом не дано)». № 6. «Стали дочь его (..?)». № 7.
«На пиру я не была, / Но подарок (..?)». № 8. «Ведьма (..?)
из глаз». № 9. «И царевна оживет; / Будет долго в свете (..?)».
10.
  «Дай, — сказала наконец, — / Осмотрю я наш (..?)». № 11.
«Всходит вверх и видит – там / (..?) сидит…».

Задание
№ 2:
по
цитате определите, о каком герое сказки В. А. Жуковского идет речь:


1.
«Ночи
темныя темней, / Заплетенные косой / Кудри черной полосой / Обвились кругом
чела». № 2. «Он сказал царице так: / «Мне тебя, царица, жаль; / Но
забудь свою печаль; / Понесешь ты в эту ночь: / У тебя родится дочь». № 3. «И,
молитву сотворя, / Он шагнул через царя». № 4. «…прекрасна так была, /
Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать». № 5. «И, беду чтоб
отвести, / Он дает такой указ: / «Запрещается от нас / В нашем царстве сеять
лён…». № 6. «По дворцу она пошла: / Пышных комнат нет числа; / Всем
любуется она». № 7. «…прядёт / И за пряжею поет: / «Веретенце, не
ленись; / Пряжа тонкая, не рвись». № 8. «На нее находит сон; / Вместе с
ней объемлет он / Весь огромный царский дом». № 9. «Забавляясь ловлей,
там / По долинам, по полям / С свитой ловчих разъезжал». № 10.
«…рассказал, / Что от дедов он слыхал / О чудесном боре том». № 11. «…от
сказки той / Вспыхнул он, как от огня; / Шпоры втиснул он в коня». № 12.
«…она / Вдруг соскучилась одна / В душной горнице сидеть / И на свет в окно
глядеть». № 13. «Пили, ели, а потом, / Хлебосольного царя, / За прием
благодаря, / Стали дочь его дарить». № 14. «Как дитя, лежит она, /
Распылалася от сна; / Молод цвет ее ланит». № 15. «На зеленом берегу /
Ручейка была одна; / Горько плакала она».

На чтение 7 мин. Просмотров 81 Опубликовано

Картина В. Васнецова «Спящая царевна»

«Спя́щая царе́вна» — сказка В. А. Жуковского, написанная 26 августа — 12 сентября 1831 года в Царском селе[1]. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам сюжета немецкой народной сказки «Царевна-шиповник» (нем. Dornröschen), которую он нашёл у братьев Гримм, и французской «Красавица, спящая в лесу» (фр. La Belle au Bois Dormant), обработанной Шарлем Перро. Впервые сказка напечатана в журнале «Европеец», 1832, № 1, январь, стр. 24—37, под заглавием «Сказка о спящей царевне».

История создания

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразный спор: кто лучше напишет сказку, по стилю напоминающую русскую народную. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя»[2].

Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане».

Сюжет

У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась долгожданная дочь. В честь рождения маленькой царевны начинается большой пир, на который пригласили 11 из 12 волшебниц, живших в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, обиделась. Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-я и предрекла смерть царевны в 15 лет от укола веретена. 11-я, которая не успела ничего пожелать, сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся 300 лет. Царь, испугавшись, запретил подданным вообще прясть и убрать из царства всё, что связано с прядением. В назначенном возрасте девочка всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через 300 лет её разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра

В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.

ПожаловатьсяСодержание:

История создания

Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.

Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.

Сказка «Спящая царевна» была завершена в сентябре 1931 года, в печати она появилась в 1839 г. в журнале «Европеец». Работу Жуковского по достоинству оценили многие критики и читатели. После этого вышло немало сборников произведений автора, одной из жемчужин которых стала «Спящая царевна». Читать ее могут как взрослые, так и маленькие детишки. Это лёгкая и добродушная история, рассказывающая о благородных героях, их смелых поступках и беззаветной любви. Основные мотивы сказки:

  • борьба добра со злом;
  • благородные поступки;
  • любовь.

В произведении Жуковский сочетал народные особенности и индивидуальный авторский стиль. Так, бросаются в глаза традиционные решения, характерные для устного творчества. В частности, был введён образ таинственного густого леса, который надежно скрыл дворец и спящих в нём людей.

Творение Жуковского стало не просто переведённым и переписанным сюжетом западной сказки, а самобытным произведением, отображающим культуру и русское мировоззрение. Интересны также характеристики главных героев, многогранных и прекрасных в своих благородных поступках.

Основные действующие герои

В сказке есть около десятка действующих персонажей, судьбы которых тесно переплетены. Главными героями «Спящей красавицы» являются:

  • принцесса — долгожданная дочь царя и царицы;
  • принц, разбудивший принцессу от столетнего сна;
  • царь Матвей и его супруга — родители царевны, правители королевства, в котором происходило действие;
  • добрые феи, наделившие новорожденную царевну хорошими качествами;
  • старая злая волшебница, пожелавшая малышке умереть в 15 лет;
  • старуха, по вине которой главная героиня укололась веретеном и уснула на 100 лет.

Краткое содержание

Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.

На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.

В разгар мероприятия старуха явилась без приглашения. Даже в этом случае ей были рады, нашли место и поставили богатые приборы с яствами, но ворчливой фее всё было не так. Ей показалось, что остальным волшебницам уделяют больше внимания, так как они оказались за столом ближе к царским особам. Также ей не понравились столовые приборы, которые были беднее, чем у других гостей.

Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.

Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.

Спустя 100 лет в отдалённом королевстве сын короля услышал легенду о принцессе и решил спасти девушку. Царевич отправился в далекое путешествие, преодолел дремучий лес, справился с массой препятствий, зашёл в башню и поцеловал спящую царевну. Девушка проснулась, вместе с ней стали пробуждаться её отец, мать и другие жители королевства. Молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/спящая_царевна
  • https://vashurok.ru/questions/kakaya-istoriya-sozdaniya-skazki-zhukovskogo-spyaschaya-tsarevna
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/spyashchaya-tsarevna.html

  • Отрывок из сказки о царе салтане про белочку слушать
  • Отрывок из сказки о царе салтане про белочку учить 3 класс
  • Отрывок из сказки пушкина о царе салтане про лебедь
  • Отрывок из сказки пушкина о царе салтане про белку
  • Отрывок из сказки морозко про бабу ягу