Отрывок из сказки спящая царевна раз с царицею своей

Литературная викторина для 5-х классов.цели:проследить степень усвоения пройденных произведений, биографий писателей.выяснить знания пословиц, поговорок, загадок.развивать логические мышления, память, творческие способности

Литературная викторина для 5-х классов.

Цели:

  • Проследить степень усвоения пройденных произведений, биографий писателей.
  • Выяснить знания пословиц, поговорок, загадок.
  • Развивать логические мышления, память, творческие способности обучающихся.
  • Прививать любовь к русскому народному фольклору, литературе.
  • Воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: иллюстрации к произведениям, индивидуальные карточки, звонок, номера участникам команд.

Ход работы — викторина.

— Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие в мир литературы, а путешествие наше пройдет в форме игры-викторины в которой участвуют 3 команды.

— Оценивать конкурс будет самое справедливое в мире жюри.

1 конкурс — «Визитка».

Задание: придумать литературное название своим командам и девиз сопутствующий успехом.

(время — 1 минута, конкурс оценивается по 5-бальной системе).

2 конкурс — «Назови произведение».

Задание: Угадать автора и название произведения по отрывку. За автора — 1 балл, за произведение — 1 балл.

  1. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

«Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна».

  1. В.А.Жуковский. «Кубок»

«И с трепетом в бездну царевна глядит…

И бьёт за волною волна…

Приходит, уходит волна быстротечно –

А юноши нет и не будет уж вечно».

  1. И.А.Крылов. «Ворона и Лисица»

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

  1. «Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!» М.Ю.Лермонтов. «Бородино»

  1. «Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет». В.А.Жуковский. «Спящая царевна»

  1. «Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит;

Один Коперник был, другой слыл Птолемей». М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…»

  1. «В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алёша…» Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители»
  2. «Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды».  Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича.
  3. «Так вот как морочит нечистая сила человека! Я знаю хорошо эту землю:после того нанимали её у батька под баштан соседние козаки. Земля славная! И урожай всегда бывал на диво; но на заколдованном месте никогда не бывало ничего доброго». Н.В.Гоголь. «Заколдованное место»
  4.  «Дьячок берёт со стола свою просфору и, придерживая щёку рукой, уходит восвояси…» А.П.Чехов. «Хирургия»
  5. «На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда». Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник »
  6.  «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. » И.С.Тургенев. «Муму»
  7. « В игре её конный не словит,

В беде – не сробеет, спасёт:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт». Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос»

  1. «Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…» А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила»

  1. «Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,

И чёрт его поймёт, откуда бьёт». А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

  1. «Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца». К.М.Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»

  1. «Невежда так же в ослепленье

Бранит науки, и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды». И.А.Крылов. «Свинья под Дубом»

  1. «Опять я в деревне. Хожу на охоту,
    Пишу мои вирши — живется легко.
    Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
    Забрел я в сарай и заснул глубоко» Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

3 конкурс «Пословицы и поговорки».

Задание: собрать пословицу или поговорку из двух половинок, подставит необходимую цифру (время — 1 минута, за каждый правильный ответ 2 балла).

4 конкурс «Веселый художник».

— Какой из отрицательных героев чаще всего встречается в русских народных сказках? (Баба Яга)

Задание: Нарисовать Баба Ягу. Поочерёдно каждый участник команды рисует:

Первый

— голову

Второй

— лицо (глаза, рот, нос)

Третий

— ноги, руки

Пятый

— метлу

Шестой

— ступу

(Конкурс оценивается по 5 бальной системе)

5 конкурс «Заполни пропуски».

Задание: каждой команде дан отрывок из произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Необходимо восстановить пропущенные слова.

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске ( ),
Только месяц показался,
Он за ним с ( ) погнался.
«Месяц, месяц, мой( ),
Позолоченный рожок!
Круглолицей, светлоокой,
И, обычай твой любя,
( ) смотрит на тебя.
Аль откажешь мне в ответ?
Не видал ли где на свете
Ты ( ) молодой?
Я жених ей». — «Братец мой,-
Отвечает ( ) ясный,-
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно
Пробежала». — «Как ( )!» — 
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; о ней, быть может,
Ветер знает. Он ( ).
Ты к нему теперь ( ),
Не печалься же, прощай».

6 конкурс «Наши рисунки».

Задание: команды получают по 3 рисунка (сюжет из пройденных произведений). Необходимо назвать изображенного героя, из какого он произведения и кто его автор. За каждый рисунок по 3 баллу (герой+произведение+автор).

7 конкурс «Великие и знаменитые» (конкурс капитанов).

Задание: одновременно всем капитанам задаётся 1 вопрос. Но прежде чем озвучить ответ, его необходимо зафиксировать на листочке.

1.Какой писатель стал автором известной сказки «Приключения Чипполино»?

А) Шарль Перро.

Б) Агния Барто.

В) Джанни Родари.

2. Кто написал «Муму»?

А) И.С. Тургенев

Б) А.П. Чехов.

В) Л.Н. Толстой.

3. Где родился Александр Сергеевич Пушкин?

А) В Петербурге

Б) В Москве

В) В Киеве

4. Какое произведение не принадлежали перу Корнея Ивановича Чуковского ?

А) «Муха — Цокотуха»

Б) «Айболит»

В) «Приключения Незнайки».

5. Кто герой басен Ивана Андреевича Крылова?

А) Люди

Б) Звери

В) Неодушевленные предметы

6 . Кто из художников написал картину «Аленушка»?

А) В. М. Васнецов,

Б) В. Д. Поленов,

В) И. Е. Репин,

Г) И.И. Левитан.

7.Какая птица стала виной тому, что Васютка, герой В.П. Астафьева, заблудился в тайге?

А) кукушка,

Б) глухарь,

В) дятел.

8. Какое учебное заведение было открыто Михаилом Васильевичем Ломоносовым?

А) Морская академическая в Санкт Петербурге

Б) Университет в Москве

В) Университет дружбы народов в Москве

9. Какое изменение в свой первоначальной фамилии произвел писатель Даниэль Дефо?

А) добавил приставку Фо.

Б) поменял местами буквы.

В) взял фамилию деда по материнской линии.

10. Кого из приведенных ниже русских знаменитостей можно назвать одновременно физиком, художником, астрономом, металлургом, географом, просветителем и государственным деятелем?

А) Александр Сергеевич Пушкин.

Б) Михаил Васильевич Ломоносов.

В) Василий Андреевич Жуковский.

11. В какое место был сослан в ссылку Александр Сергеевич Пушкин?

А) В Петербург

Б) В село Михайловское

В) В Соловецкий монастырь

12.В ссылку в село Михайловское Александр Сергеевич Пушкин взял с собой несколько книг «самых необходимых» по его мнению. Сколько телег понадобилось впоследствии, чтобы вывести эти книги из Михайловского?

А) 4 телеги

Б) 26 телег

В) 12 телег

(За каждый правильный ответ 2 балла)

Что на уме,-

1) в день не вырастешь.

Что с возу упало,-

2) тем короче ночь.

Человек не грибок,-

3) как её потеряешь.

Чужого не надо,-

4) а человек — умением.

Чем длиннее день,-

5) пока их нет.

Что посеешь,-

6) да не будь лапшой.

Чует кошка, —

7) кто найдет клад.

Цену вещи узнаёшь, —

8) то пропало.

Храни себя от бед,-

9) то и пожнешь.

Умей взять,-

10) умей и отдать.

Тот будет рад, —

11) чьё мясо съела.

Расти большой,-

12) то и на языке.

Плох мастер,-

13) тому ничего не удаётся.

Красна птица пением,-

14) плоха и работа.

Кто за все берется,-

15) своего не отдам.

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске ( ),
Только месяц показался,
Он за ним с ( ) погнался.
«Месяц, месяц, мой( ),
Позолоченный рожок!
Круглолицей, светлоокой,
И, обычай твой любя,
( ) смотрит на тебя.
Аль откажешь мне в ответ?
Не видал ли где на свете
Ты ( ) молодой?
Я жених ей». — «Братец мой,-
Отвечает ( ) ясный,-
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно
Пробежала». — «Как ( )!» — 
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; о ней, быть может,
Ветер знает. Он ( ).
Ты к нему теперь ( ),
Не печалься же, прощай».

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске ( ),
Только месяц показался,
Он за ним с ( ) погнался.
«Месяц, месяц, мой( ),
Позолоченный рожок!
Круглолицей, светлоокой,
И, обычай твой любя,
( ) смотрит на тебя.
Аль откажешь мне в ответ?
Не видал ли где на свете
Ты ( ) молодой?
Я жених ей». — «Братец мой,-
Отвечает ( ) ясный,-
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно
Пробежала». — «Как ( )!» — 
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; о ней, быть может,
Ветер знает. Он ( ).
Ты к нему теперь ( ),
Не печалься же, прощай».

                        Конспект урока по
литературе в 5 классе.

 Тема: « В.А.
Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».


Цели
урока:

·        
познакомить
учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания
сказки « Спящая царевна»;

·        
сопоставить
эту сказку с народными сказками;

·        
проследить
по тексту, как проявляются качества характера героев сказк

                                         
— 1-

 Василий Андреевич Жуковский.

 Жизнь этого человека была так же необычна и
удивительная, как его творчество. Поэт-романтик, представитель «золотого
века» русской литературы, он был воспитателем царя Александра II,
который в 1861 году отменил крепостное право и вошел в историю с именем
Освободитель. Он дружил с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым. Он переводил стихи
известных на весь мир европейских поэтов — Гёте, Шиллера, Байрона свои.
Пушкин считал его
своим учителем. Он был верным другом, не раз
выручал из беды лучших людей своего века, очень смелым и мудрым человеком.

Василий Жуковский родился в 1783 году, в Тульской губернии,
в семье состоятельного помещика Афанасия Бунина. Матерью его была
молодая турчанка по имени Сальха, которую русские взяли в плен в
ходе Русско-Турецкой войны и привезли в подарок помещику Бунину.  Афанасий
Бунин не стал давать сыну собственных отчества и фамилии, а попросил об этом
крестного маленького Васи — разорившегося помещика Андрея Жуковского, который
жил «на хлебах», в именье Буниных.

 Несмотря на то, что отец, по сути, отказался от своего
сына, дворянское звание ему все же выхлопотали. Это позволило Василию получить
хорошее образование. Но интересен такой факт: в 11 лет мальчика
исключили из Главного народного училища Тулы «за неспособность«.
Его перевели в частный пансион, и уже совсем скоро у «неспособного»
Жуковского открылся литературный дар. В 11 лет он написал свои первые
пьесы (вспомним: что такое пьесы
 Пье́са — вид произведений
драматургии, предназначенных для исполнения со сцены, а также для теле- и
радиоспектаклей
           
)
.

С 14 до 17 лет Жуковский учился в Московском
университетском благородном пансионе и за успехи в учебе получил именную
серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в
списке отличников разных лет.

 Жуковский известен русскому читателю прежде всего как
поэт и переводчик европейских авторов. Началом своей литературной карьеры сам
он считал переведенное в 1802 году с английского стихотворение «Сельское
кладбище». Было тогда поэту 19 лет.

— Кроме того, что Жуковский сам был
необыкновенно талантливым человеком, он умел замечать и ценить талант других.
Однажды в 1815 году. он посетил Царскосельский лицей, где учился юный Пушкин,
которому на тот момент шел шестнадцатый год, и в письме к своему другу написал:

 «Это надежда нашей
словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему
гиганту, который всех нас перерастет» «Вот у нас настоящий
поэт!»

— Еще через пять лет , на квартире у Жуковского, Пушкин
читал отрывки из своей новой поэмы «Руслан и Людмила». По окончании
чтения Жуковский достал свой портрет с надписью «Победителю-ученику от
побежденного учителя» и вручил Пушкину. А критик Белинский однажды
написал: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

— То есть , ребята, как вы уже поняли, Пушкин и
Жуковский
дружили не только в жизни, но и в творчестве.

 Однажды они устроили своеобразное состязание на лучшую
обработку сказки «в народном духе», то есть взялись написать такие
сказки, которые были бы похожи на народные. Оба решили писать в стихах, сюжеты
тоже взяли одинаковые. В результате на свет родились четыре сказки:
«Сказка о царе
Салтане» у Пушкина

и соответствующая ей
«Сказка
о царе Берендее» у Жуковского
; «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях» у Пушкина
» и «Спящая царевна» у Жуковского.

                                            -2-

                                                       (     
 Дети  читают сказку)

— Сюжет сказок о спящей царевне Пушкин и Жуковский
позаимствовали у зарубежных, европейских коллег. Попробуйте вспомнить
зарубежные сказки, похожие на сказку о спящей царевне («Спящая
красавица Шарля Перро, «Белоснежка и семь гномов» Братьев Гримм)

   — Пушкин, Жуковский, Шарль Перро, братья
Гримм — как одним словом можно назвать всех этих людей? — (писатели,
литераторы, сочинители, авторы)

— Значит, сказки, которые они написали, можно назвать
какими? — (авторскими или литературными).

— А с какими сказками мы знакомились с вами в начале
четверти? — (с народными).

— Давайте же подумаем, чем отличаются литературные сказки
от народных. — (народные- созданы народом).

                                    -3-

                                        
 Словарная работа
 ;(можно по ходу чтения)
 —
Какие
слова и выражения вам показались старинными, непонятными?

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.


Свита
— сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.

 — Что означает
выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)

Сном
пресекся разговор
— разговор прервался из-за наступившего
внезапно сна.


Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.

 — Поскольку
создавалась «Спящая царевна» как соревнование с А.С.Пушкиным на лучшую
обработку народной сказки, то важно сопоставить эту сказку с русскими
народными:

— есть ли в
сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с
народными и что отличает от народных сказок?


 Русскую народную волшебную сказку
напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…»,
концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»
)

— Что отличает «Спящую царевну» от них?

 (Отличие — в сказке Жуковского есть
чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который
рассказывает царскому сыну о спящей царевне. Отличает эту сказку от
народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор. В сказке
присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много сравнений,
особый ритм и рифма.
)

                              
-4-

                  Работа над содержанием:
— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она
отомстила? (Докажите текстом) стр.49

— Каким изображает автор
царя Матвея?    Стр.49,50

Найдите в тексте эпитеты.(  Эпитет это образное, художественное определение. Эпитет выразительно описывает признак предмета, его
качество или свойство).


 — Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла
царевну от смерти? Почему?

 Зачитайте описание того, как дворец погружался в сон.

(стр.53)
 — Кто пробудил царевну от волшебного сна?(стр.57)

— В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским
цветком». Почему? 

— Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)
— Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)
— Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./
Распалилась ото сна./ Молод цвет её ланит./…) 

— Найдите строки пробуждения царевны?стр.58

 Зачитайте, как изменился неприступный лес с появлением
принца.(стр.56)

                                       -5-

 Подведение
итогов.

-Представьте, что  у вас в руках  микрофон и вы можете сказать в него все, что
вам запомнилось из сегодняшнего урока. Начните свои высказывания следующими
фразами:

— Больше всего в биографии Жуковского меня
поразило, что…

— Теперь я знаю, что сказка Жуковского
«Спящая царевна» появилась в результате…

— Я запомнил: отличия народной сказки от
литературной в том, что…

— Самый интересный эпизод в сказке
«Спящая царевна» — это…

                                        
-6-

Домашнее задание;

Подготовить
выразительное чтение особенно понравившегося отрывка сказки;

-Ответить устно на вопрос № 1 раздела
«Размышляем о прочитанном», учебника на стр.60.

Контрольная работа № 2 по
творчеству И.А.Крылова,

В.А.Жуковского, А.С.Пушкина.

Вариант 1

1. Занимательный
рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях:

а) баллада; б) сказка;
в) басня

2. Краткий
нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть
аллегория, иносказание. Действующими лицами чаще всего выступают животные,
растения, вещи, в которых проявляются человеческие качества и отношения:

а) басня; б) сказка; в)
баллада.

3. Известный русский
баснописец:

а) А. С. Пушкин; бИ.
А. Крылов; в) В. А. Жуковский.

4.В басне всегда
присутствует:

а) исповедь б) закон в)
мораль.

5.Как называется
басня, мораль которой такова:

Невежда так же в
ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он
вкушает их плоды.

6. Какая басня была
написана как отклик на события войны 1812 года и понравилась Кутузову:

а) «Волк на псарне»; б)
«Ворона и Лисица»; в) «Свинья под дубом».

7.Кто скрывается под маской Волка
и Ловчего в басне «Волк на псарне» И.А.Крылова? Напишите. Волк – это …., Ловчий
– это … .

8.Какие
известные вам произведения принадлежат И.А. Крылову?

А)«Волк
на псарне»

Б)«Заюшкина
избушка»

В)«У
лукоморья дуб зеленый…»

Г)«Свинья
под дубом»

Д)«Ворона
и лисица»

Е)«Приключения
Буратино»

9.Назовите басню,
из которой взяты следующие строчки:

« Когда бы вверх
могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было »

10. Какая сказка
Пушкина начинается словами:

Царь с царицею
простился,

В путь-дорогу
снарядился,

И Царица у окна

Села ждать его одна…

а) «Сказка о царе
Салтане»; б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

в) «Сказка о рыбаке и
рыбке».

11.Кто автор строк:

Жил-был добрый царь
Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много
лет;

А детей всё нет как
нет…

а) А. С. Пушкин; б) И.
А. Крылов; в) В. А. Жуковский.

12.Годы
жизни А.С. Пушкина

А)
1769-1844; Б) 1799-1837; в) 1711-1765

13.Какому
персонажу «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина принадлежат эти слова?
Напишите имя персонажа сказки (имена указаны в
справке).

1.     
Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю
правду доложи. ________

2.     
Погоди; об ней, быть может,

Ветер
знает. Он поможет. ______

3.     
Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный
рожок! _______

4.     
А царевна все ж милее,

Все ж
румяней и белее. ______

5.     
Крепко связано ей локти;

Попадется
зверю в когти,

Меньше
будет ей терпеть,

Легче
будет умереть. _________

6.     
Там за речкой тихоструйной

Есть
высокая гора,

В ней
глубокая нора…________

Справка: Елисей, зеркальце, царица, чернавка, ветер, месяц.

14.  Прочитайте отрывки из стихотворений А.С.Пушкина.
Определите в них вид рифмы, запишите.

1.     
Буря мглою небо кроет,

Вихри
снежные крутя;

То,
как зверь, она завоет,

То
заплачет, как дитя… ___________

2.     
Что в имени тебе моем?

Оно
умрет, как шум печальный

Волны,
плеснувшей в берег дальный,

Как
звук ночной в лесу глухом. ____________

3.     
Последняя туча рассеянной бури!

Одна
ты несешься по ясной лазури,

Одна
ты наводишь унылую тень,

Одна
ты печалишь ликующий день. ____________

15.Назовите
жанр произведения Жуковского «Кубок»

А) поэма; б) сказка; в)
стихотворение; г) баллада

16. Его называют
«Солнцем русской поэзии»; он писал сказки, стихи, поэмы, повести, романы:

а) А. С. Пушкин; б) И.
А. Крылов; в) В. А. Жуковский.

Контрольная
работа № 2 по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина.

Вариант 2

1.Стихотворение, в
основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым
напряженным сюжетом:

а) басня; б) сказка; в)
баллада.

2. Его называют
«Солнцем русской поэзии»; он писал сказки, стихи, поэмы, повести, романы:

а) А. С. Пушкин; б) И.
А. Крылов; в) В. А. Жуковский.

3. Известный русский
баснописец:

а) А. С. Пушкин; бИ.
А. Крылов; в) В. А. Жуковский.

4.В басне всегда
присутствует:

а) исповедь б) закон в)
мораль.

5.Из какой басни
взят этот отрывок?

«
Неблагодарная! – промолвил дуб ей тут, —

Когда
бы вверх могла поднять ты рыло»…

6.Какое историческое событие
запечатлел И.А.Крылов в басне «Волк на псарне»? Запишите.

7.Какие
известные вам произведения принадлежат И.А. Крылову?

А)«Волк
на псарне»

Б)«Заюшкина
избушка»

В)«У
лукоморья дуб зеленый…»

Г)«Свинья
под дубом»

Д)«Ворона
и лисица»

Е)«Приключения
Буратино»

8.Назовите басню,
из которой взяты следующие строчки:

 « Сыр выпал – с ним
была плутовка такова»       

9. Какая сказка
Пушкина начинается словами:

Царь с царицею
простился,

В путь-дорогу
снарядился,

И Царица у окна

Села ждать его одна…

а) «Сказка о царе
Салтане»; б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

в) «Сказка о рыбаке и
рыбке».

10. Кто автор строк:

Жил-был добрый царь
Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много
лет;

А детей всё нет как
нет…

а) А. С. Пушкин; б) И.
А. Крылов; в) В. А. Жуковский.

11. Какое
произведение А. С. Пушкина начинается словами:

У лукоморья дуб зелёный…

а) «Сказка о попе и
работнике его Балде»; б) «Руслан и Людмила»; в) «Няне».

12.Годы
жизни А.С. Пушкина

А)
1769-1844; Б) 1799-1837; в) 1711-1765

13.Какому
персонажу из сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна» принадлежали эти слова.
Напишите имя персонажа сказки (имена указаны в
справке).

1.     
Благодарствуй, добрый рак;

Не
ждала тебя никак… _______

2.     
На пиру я не была,

Но
подарок принесла…_________

3.     
Запрещается от нас

В
нашем царстве сеять лен,

Прясть,
сучить, чтоб веретен

Духу
не было в домах…_________

4.     
Веретенце, не ленись;

Пряжа
тонкая, не рвись;

Скоро
будет в добрый час

Гостья
жданная у нас.________

5.     
Расскажи про этот бор

Мне,
старинушка честной!________

6.     
Мне тебя, царица, жаль;

Но
забудь свою печаль;

Понесешь
ты в эту ночь:

У тебя
родится дочь. _______

Справка: старушоночка, царица, царский сын,
рак, царь Матвей, ведьма.

14.  Прочитайте отрывки из стихотворений А.С.Пушкина.
Определите в них вид рифмы, запишите.

1.     
Буря мглою небо кроет,

Вихри
снежные крутя;

То,
как зверь, она завоет,

То заплачет,
как дитя… ___________

2.     
Что в имени тебе моем?

Оно
умрет, как шум печальный

Волны,
плеснувшей в берег дальный,

Как
звук ночной в лесу глухом. ____________

3.     
Последняя туча рассеянной бури!

Одна
ты несешься по ясной лазури,

Одна
ты наводишь унылую тень,

Одна
ты печалишь ликующий день. ____________

15.Назовите
жанр произведения Жуковского «Кубок»

А) поэма; б) сказка; в)
стихотворение; г) баллада

16. Как звали няню
А.С.Пушкина?

А) Арина Родионовна

Б) Ирина Родионовна

В) Арина Владимировна

Спящая царевна (Жуковский В. А., 1831)

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей все нет как нет.

Раз царица на лугу,

Горько плакала она.

Вдруг, глядит, ползет к ней рак;

Он сказал царице так:

«Мне тебя, царица, жаль;

Но забудь свою печаль;

Понесешь ты в эту ночь:

У тебя родится дочь».

«Благодарствуй, добрый рак;

Не ждала тебя никак…»

Но уж рак уполз в ручей,

Не слыхав ее речей.

Он, конечно, был пророк;

Что сказал — сбылося в срок:

Дочь царица родила.

Дочь прекрасна так была,

Что ни в сказке рассказать,

Ни пером не описать.

Вот царем Матвеем пир

Знатный дан на целый мир;

И на пир веселый тот

Царь одиннадцать зовет

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

Отчего ж так оплошал

Наш разумный царь Матвей?

Так, но есть причина тут:

У царя двенадцать блюд

Было в царских кладовых;

А двенадцатого нет

Знать об этом не дано).

«Что ж тут делать? — царь сказал. —

Так и быть!» И не послал

Он на пир старухи звать.

Гости, званные царем;

За прием благодаря,

Стали дочь его дарить:

«Будешь в золоте ходить;

Будешь чудо красоты;

Будешь всем на радость ты

Благонравна и тиха;

Дам красавца жениха

Жизнь твоя пройдет шутя

Меж знакомых и родных…»

Словом, десять молодых

Так дитя наперерыв,

Удалились; в свой черед

Но еще она сказать

Не успела слова — глядь!

Над царевной и ворчит:

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Оцарапаешь, мой свет,

И умрешь во цвете лет!»

Проворчавши так, тотчас

Ведьма скрылася из глаз;

Речь домолвила: «Не дам

Без пути ругаться ей

Триста лет продлится он;

Срок назначенный пройдет,

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца».

Скрылась гостья. Царь грустит;

Он не ест, не пьет, не спит:

Как от смерти дочь спасти?

И, беду чтоб отвести,

Он дает такой указ:

«Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лен,

Прясть, сучить, чтоб веретен

Духу не было в домах;

Чтоб скорей как можно прях

Всех из царства выслать вон».

Царь, издав такой закон,

Начал пить, и есть, и спать,

Начал жить да поживать,

Как дотоле, без забот.

Дни проходят; дочь растет;

Расцвела, как майский цвет;

Вот уж ей пятнадцать лет…

Что-то, что-то будет с ней!

Раз с царицею своей

Царь отправился гулять;

Но с собой царевну взять

Не случилось им; она

Вдруг соскучилась одна

В душной горнице сидеть

И на свет в окно глядеть.

«Дай, — сказала наконец, —

Осмотрю я наш дворец».

По дворцу она пошла:

Пышных комнат нет числа;

Вот, глядит, отворена

Дверь в покой; в покое том

Вьется лестница винтом

Вкруг столба; по ступеням

Всходит вверх и видит — там

Гребень под носом торчит;

«Веретенце, не ленись;

Пряжа тонкая, не рвись;

Скоро будет в добрый час

Гостья жданная у нас».

Гостья жданная вошла;

Пряха молча подала

В руки ей веретено;

Та взяла, и вмиг оно

Все исчезло из очей;

На нее находит сон;

Вместе с ней объемлет он

Весь огромный царский дом;

Все утихнуло кругом;

Возвращаясь во дворец,

На крыльце ее отец

Пошатнулся, и зевнул,

И с царицею заснул;

Свита вся за ними спит;

Стража царская стоит

Под ружьем в глубоком сне,

И на спящем спит коне

Перед ней хорунжий сам;

Неподвижно по стенам

У ворот собаки спят;

В стойлах, головы склонив,

Пышны гривы опустив,

Кони корму не едят,

Кони сном глубоким спят;

Повар спит перед огнем;

И огонь, объятый сном,

Не пылает, не горит,

Сонным пламенем стоит;

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым;

И окрестность со дворцом

Вся объята мертвым сном;

И покрыл окрестность бор;

Из терновника забор

Дикий бор тот окружил;

Он навек загородил

К дому царскому пути:

Долго, долго не найти

И приблизиться беда!

Птица там не пролетит,

Близко зверь не пробежит,

На дремучий, темный лес

Вот уж полный век протек;

Словно не жил царь Матвей —

Так из памяти людей

Он изгладился давно;

Знали только то одно,

Что средь бора дом стоит,

Что царевна в доме спит,

Что проспать ей триста лет,

Что теперь к ней следу нет.

Много было смельчаков

(По сказанью стариков),

В лес брались они сходить,

Чтоб царевну разбудить;

Даже бились об заклад

И ходили — но назад

Не пришел никто. С тех пор

В неприступный, страшный бор

Ни старик, ни молодой

За царевной ни ногой.

Время ж все текло, текло;

Вот и триста лет прошло.

Что ж случилося? В один

День весенний царский сын,

Забавляясь ловлей, там

По долинам, по полям

С свитой ловчих разъезжал.

Вот от свиты он отстал;

И у бора вдруг один

Очутился царский сын.

Бор, он видит, темен, дик.

С ним встречается старик.

С стариком он в разговор:

«Расскажи про этот бор

Мне, старинушка честной!»

Все старик тут рассказал,

Что от дедов он слыхал

О чудесном боре том:

Как богатый царский дом

В нем давным-давно стоит,

Как царевна в доме спит,

Как ее чудесен сон,

Как три века длится он,

Как во сне царевна ждет,

Что спаситель к ней придет;

Как опасны в лес пути,

Как пыталася дойти

До царевны молодежь,

Как со всяким то ж да то ж

В лес, да там и погибал.

Царский сын; от сказки той

Вспыхнул он, как от огня;

Шпоры втиснул он в коня;

Прянул конь от острых шпор

И стрелой помчался в бор,

И в одно мгновенье там.

Что ж явилося очам

Сына царского? Забор,

Ограждавший темный бор,

Не терновник уж густой,

Но кустарник молодой;

Блещут розы по кустам;

Перед витязем он сам

Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой:

Всё свежо, красно пред ним;

По цветочкам молодым

Пляшут, блещут мотыльки;

Светлой змейкой ручейки

Вьются, пенятся, журчат;

Птицы прыгают, шумят

В густоте ветвей живых;

Лес душист, прохладен, тих,

И ничто не страшно в нем.

Едет гладким он путем

Час, другой; вот наконец

Перед ним стоит дворец,

Зданье — чудо старины;

В ворота въезжает он;

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот как вкопанный сидит;

Тот не двигаясь идет;

Тот стоит, раскрывши рот,

Сном пресекся разговор,

И в устах молчит с тех пор

Тот, вздремав, когда-то лечь

Собрался, но не успел:

Сон волшебный овладел

Прежде сна простого им;

И, три века недвижим,

Не стоит он, не лежит

И, упасть готовый, спит.

Царский сын. Проходит он

Между сонными к дворцу;

Приближается к крыльцу:

По широким ступеням

Хочет вверх идти; но там

На ступенях царь лежит

И с царицей вместе спит.

Путь наверх загорожен.

«Как же быть? — подумал он. —

Где пробраться во дворец?»

Но решился наконец,

Он шагнул через царя.

Весь дворец обходит он;

Пышно все, но всюду сон,

Вдруг глядит: отворена

Дверь в покой; в покое том

Вьется лестница винтом

Вкруг столба; по ступеням

Он взошел. И что же там?

Вся душа его кипит,

Перед ним царевна спит.

Как дитя, лежит она,

Распылалася от сна;

Молод цвет ее ланит,

Меж ресницами блестит

Ночи темныя темней,

Кудри черной полосой

Обвились кругом чела;

Грудь как свежий снег бела;

На воздушный, тонкий стан

Брошен легкий сарафан;

На трепещущих грудях;

Сжаты в легких сапожках

Ножки — чудо красотой.

Видом прелести такой

Неподвижно смотрит он;

Неподвижно спит она.

Что ж разрушит силу сна?

Вот, чтоб душу насладить,

Чтоб хоть мало утолить

Жадность пламенных очей,

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

Вмиг проснулася она;

И за нею вмиг от сна

Поднялося все кругом:

Царь, царица, царский дом;

Снова говор, крик, возня;

Все как было; словно дня

Не прошло с тех пор, как в сон

Весь тот край был погружен.

Царь на лестницу идет;

Он царицу в их покой;

Сзади свита вся толпой;

Стражи ружьями стучат;

Приворотный лает пес;

На конюшне свой овес

Доедает добрый конь;

Повар дует на огонь,

И, треща, огонь горит,

И струею дым бежит;

Небывалый царский сын.

Он с царевной наконец

Сходит сверху; мать, отец

Принялись их обнимать.

Что ж осталось досказать?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

Сказка написана в ходе «состязания» с А. С. Пушкиным 26 августа — 12 сентября 1831 г.

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Спящая царевна

Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет.

Раз царица на лугу, На зеленом берегу Ручейка была одна; Горько плакала она.

Вдруг, глядит, ползет к ней рак; Он сказал царице так:

«Мне тебя, царица, жаль; Но забудь свою печаль; Понесешь ты в эту ночь:

У тебя родится дочь».

«Благодарствуй, добрый рак; Не ждала тебя никак. » Но уж рак уполз в ручей, Не слыхав ее речей.

Дочь царица родила.

Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать.

Вот царем Матвеем пир Знатный дан на целый мир; И на пир веселый тот Царь одиннадцать зовет Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал.

Отчего ж так оплошал Наш разумный царь Матвей?

Так, но есть причина тут:

У царя двенадцать блюд Драгоценных, золотых Было в царских кладовых; Приготовили обед; А двенадцатого нет (Кем украдено оно, Знать об этом не дано).

Собралися пировать Гости, званные царем; Пили, ели, а потом, Хлебосольного царя За прием благодаря, Стали дочь его дарить:

А незваная стоит Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была, Но подарок принесла:

Скрылась гостья. Царь грустит; Он не ест, не пьет, не спит:

Как от смерти дочь спасти?

И, беду чтоб отвести, Он дает такой указ:

«Запрещается от нас В нашем царстве сеять лен, Прясть, сучить, чтоб веретен Духу не было в домах; Чтоб скорей как можно прях Всех из царства выслать вон».

Царь, издав такой закон, Начал пить, и есть, и спать, Начал жить да поживать, Как дотоле, без забот.

Дни проходят; дочь растет; Расцвела, как майский цвет; Вот уж ей пятнадцать лет.

Что-то, что-то будет с ней!

Раз с царицею своей Царь отправился гулять; Но с собой царевну взять Не случилось им; она Вдруг соскучилась одна В душной горнице сидеть И на свет в окно глядеть.

По дворцу она пошла:

«Веретенце, не ленись; Пряжа тонкая, не рвись; Скоро будет в добрый час Гостья жданная у нас».

Гостья жданная вошла; Пряха молча подала В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно Укололо руку ей.

Все исчезло из очей; На нее находит сон; Вместе с ней объемлет он Весь огромный царский дом; Все утихнуло кругом; Возвращаясь во дворец, На крыльце ее отец Пошатнулся, и зевнул, И с царицею заснул; Свита вся за ними спит; Стража царская стоит Под ружьем в глубоком сне, И на спящем спит коне Перед ней хорунжий сам; Неподвижно по стенам Мухи сонные сидят; У ворот собаки спят; В стойлах, головы склонив, Пышны гривы опустив, Кони корму не едят, Кони сном глубоким спят; Повар спит перед огнем; И огонь, объятый сном, Не пылает, не горит, Сонным пламенем стоит; И не тронется над ним, Свившись клубом, сонный дым; И окрестность со дворцом Вся объята мертвым сном; И покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути:

Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит, Даже облака небес На дремучий, темный лес Не навеет ветерок.

Время ж все текло, текло; Вот и триста лет прошло.

Что ж случилося? В один День весенний царский сын, Забавляясь ловлей, там По долинам, по полям С свитой ловчих разъезжал.

Вот от свиты он отстал; И у бора вдруг один Очутился царский сын.

Бор, он видит, темен, дик.

С ним встречается старик.

С стариком он в разговор:

«Расскажи про этот бор Мне, старинушка честной!» Покачавши головой, Все старик тут рассказал, Что от дедов он слыхал О чудесном боре том:

Как богатый царский дом В нем давным-давно стоит, Как царевна в доме спит, Как ее чудесен сон, Как три века длится он, Как во сне царевна ждет, Что спаситель к ней придет; Как опасны в лес пути, Как пыталася дойти До царевны молодежь, Как со всяким то ж да то ж Приключалось: попадал В лес, да там и погибал.

Был детина удалой Царский сын; от сказки той Вспыхнул он, как от огня; Шпоры втиснул он в коня; Прянул конь от острых шпор И стрелой помчался в бор, И в одно мгновенье там.

Что ж явилося очам Сына царского? Забор, Ограждавший темный бор, Не терновник уж густой, Но кустарник молодой; Блещут розы по кустам; Перед витязем он сам Расступился, как живой; В лес въезжает витязь мой:

Всё свежо, красно пред ним; По цветочкам молодым Пляшут, блещут мотыльки; Светлой змейкой ручейки Вьются, пенятся, журчат; Птицы прыгают, шумят В густоте ветвей живых; Лес душист, прохладен, тих, И ничто не страшно в нем.

Тот как вкопанный сидит; Тот не двигаясь идет; Тот стоит, раскрывши рот, Сном пресекся разговор, И в устах молчит с тех пор Недоконченная речь; Тот, вздремав, когда-то лечь Собрался, но не успел:

Сон волшебный овладел Прежде сна простого им; И, три века недвижим, Не стоит он, не лежит И, упасть готовый, спит.

Изумлен и поражен Царский сын. Проходит он Между сонными к дворцу; Приближается к крыльцу:

По широким ступеням Хочет вверх идти; но там На ступенях царь лежит И с царицей вместе спит.

Путь наверх загорожен.

Весь дворец обходит он; Пышно все, но всюду сон, Гробовая тишина.

Вдруг глядит: отворена Дверь в покой; в покое том Вьется лестница винтом Вкруг столба; по ступеням Он взошел. И что же там?

Вся душа его кипит, Перед ним царевна спит.

Видом прелести такой Отуманен, распален, Неподвижно смотрит он; Неподвижно спит она.

Что ж разрушит силу сна?

Вот, чтоб душу насладить, Чтоб хоть мало утолить Жадность пламенных очей, На колени ставши, к ней Он приблизился лицом:

Распалительным огнем Жарко рдеющих ланит И дыханьем уст облит, Он души не удержал И ее поцеловал.

Вмиг проснулася она; И за нею вмиг от сна Поднялося все кругом:

Царь, царица, царский дом; Снова говор, крик, возня; Все как было; словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен.

Он с царевной наконец Сходит сверху; мать, отец Принялись их обнимать.

Что ж осталось досказать?

Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало.

Источник

Читать бесплатно сказка спящая царевна жуковского

Василий Андреевич Жуковский

Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей

Он в согласье много лет; А детей все нет как нет.

Раз царица на лугу, На зеленом берегу

Ручейка была одна; Горько плакала она.

Вдруг, глядит, ползет к ней рак; Он сказал царице так:

«Мне тебя, царица, жаль; Но забудь свою печаль;

Понесешь ты в эту ночь: У тебя родится дочь».

«Благодарствуй, добрый рак; Не ждала тебя никак…»

Но уж рак уполз в ручей, Не слыхав ее речей.

Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была,

Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать.

Вот царем Матвеем пир Знатный дан на целый мир;

И на пир веселый тот Царь одиннадцать зовет

Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал. Отчего ж так оплошал

Наш разумный царь Матвей? Было то обидно ей.

Так, но есть причина тут: У царя двенадцать блюд

Драгоценных, золотых Было в царских кладовых;

Приготовили обед; А двенадцатого нет

(Кем украдено оно, Знать об этом не дано).

Он на пир старухи звать. Собралися пировать

Гости, званные царем; Пили, ели, а потом,

Хлебосольного царя За прием благодаря,

Стали дочь его дарить: «Будешь в золоте ходить;

Будешь чудо красоты; Будешь всем на радость ты

Благонравна и тиха; Дам красавца жениха

Я тебе, мое дитя; Жизнь твоя пройдет шутя

Меж знакомых и родных…» Словом, десять молодых

Чародеек, одарив Так дитя наперерыв,

Удалились; в свой черед И последняя идет;

А незваная стоит Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была, Но подарок принесла:

На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет!»

Проворчавши так, тотчас Ведьма скрылася из глаз;

Но оставшаяся там Речь домолвила:

«Не дам Без пути ругаться ей Над царевною моей;

Срок назначенный пройдет, И царевна оживет;

Будет долго в свете жить; Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца До земного их конца».

Скрылась гостья. Царь грустит; Он не ест, не пьет, не спит:

Как от смерти дочь спасти? И, беду чтоб отвести,

Он дает такой указ: «Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лен, Прясть, сучить, чтоб веретен

Духу не было в домах; Чтоб скорей как можно прях

Всех из царства выслать вон». Царь, издав такой закон,

Начал пить, и есть, и спать, Начал жить да поживать,

Как дотоле, без забот. Дни проходят; дочь растет;

Расцвела, как майский цвет; Вот уж ей пятнадцать лет…

Что-то, что-то будет с ней! Раз с царицею своей

Царь отправился гулять; Но с собой царевну взять

Не случилось им; она Вдруг соскучилась одна

В душной горнице сидеть И на свет в окно глядеть.

По дворцу она пошла: Пышных комнат нет числа;

Всем любуется она; Вот, глядит, отворена

Дверь в покой; в покое том Вьется лестница винтом

Старушоночка сидит; Гребень под носом торчит;

Старушоночка прядет И за пряжею поет:

«Веретенце, не ленись; Пряжа тонкая, не рвись;

Скоро будет в добрый час Гостья жданная у нас».

Гостья жданная вошла; Пряха молча подала

В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно

Укололо руку ей… Все исчезло из очей;

На нее находит сон; Вместе с ней объемлет он

Весь огромный царский дом; Все утихнуло кругом;

Возвращаясь во дворец, На крыльце ее отец

Пошатнулся, и зевнул, И с царицею заснул;

Свита вся за ними спит; Стража царская стоит

Под ружьем в глубоком сне, И на спящем спит коне

Перед ней хорунжий сам; Неподвижно по стенам

Мухи сонные сидят; У ворот собаки спят;

В стойлах, головы склонив, Пышны гривы опустив,

Кони корму не едят, Кони сном глубоким спят;

Повар спит перед огнем; И огонь, объятый сном,

Не пылает, не горит, Сонным пламенем стоит;

И не тронется над ним, Свившись клубом, сонный дым;

И окрестность со дворцом Вся объята мертвым сном;

И покрыл окрестность бор; Из терновника забор

Дикий бор тот окружил; Он навек загородил

К дому царскому пути: Долго, долго не найти

Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит,

Даже облака небес На дремучий, темный лес

Не навеет ветерок. Вот уж полный век протек;

Источник

Спящая царевна

Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей все нет как нет.
Раз царица на лугу,
На зеленом берегу
Ручейка была одна;
Горько плакала она.
Вдруг, глядит, ползет к ней рак;
Он сказал царице так:
«Мне тебя, царица, жаль;
Но забудь свою печаль;
Понесешь ты в эту ночь:
У тебя родится дочь». –
«Благодарствуй, добрый рак;
Не ждала тебя никак…»
Но уж рак уполз в ручей,
Не слыхав ее речей.
Он, конечно, был пророк;
Что сказал – сбылося в срок:
Дочь царица родила.
Дочь прекрасна так была,
Что ни в сказке рассказать,
Ни пером не описать.
Вот царем Матвеем пир
Знатный дан на целый мир;
И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет

Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?
Было то обидно ей.
Так, но есть причина тут:
У царя двенадцать блюд
Драгоценных, золотых
Было в царских кладовых;
Приготовили обед;
А двенадцатого нет
(Кем украдено оно,
Знать об этом не дано).
«Что ж тут делать? – царь сказал. –
Так и быть!» И не послал
Он на пир старухи звать.
Собралися пировать
Гостьи, званные царем;
Пили, ели, а потом,
Хлебосольного царя
За прием благодаря,
Стали дочь его дарить:
«Будешь в золоте ходить;
Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, мое дитя;
Жизнь твоя пройдет шутя
Меж знакомых и родных…»
Словом, десять молодых
Чародеек, одарив
Так дитя наперерыв,
Удалились; в свой черед
И последняя идет;
Но еще она сказать
Не успела слова – глядь!
А незваная стоит

Раз с царицею своей
Царь отправился гулять;
Но с собой царевну взять
Не случилось им; она
Вдруг соскучилась одна
В душной горнице сидеть
И на свет в окно глядеть.
«Дай, – сказала наконец, –
Осмотрю я наш дворец».
По дворцу она пошла:
Пышных комнат нет числа;
Всем любуется она;
Вот, глядит, отворена
Дверь в покой; в покое том
Вьется лестница винтом
Вкруг столба; по ступеням
Всходит вверх и видит – там
Старушоночка сидит;
Гребень под носом торчит;
Старушоночка прядет
И за пряжею поет:
«Веретенце, не ленись;
Пряжа тонкая, не рвись;
Скоро будет в добрый час
Гостья жданная у нас».
Гостья жданная вошла;
Пряха молча подала
В руки ей веретено;
Та взяла, и вмиг оно
Укололо руку ей…
Все исчезло из очей;
На нее находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь огромный царский дом;
Все утихнуло кругом;
Возвращаясь во дворец,
На крыльце ее отец
Пошатнулся, и зевнул,
И с царицею заснул;
Свита вся за ними спит;
Стража царская стоит

Под ружьем в глубоком сне,
И на спящем спит коне
Перед ней хорунжий сам;
Неподвижно по стенам
Мухи сонные сидят;
У ворот собаки спят;
В стойлах, головы склонив,
Пышны гривы опустив,
Кони корму не едят,
Кони сном глубоким спят;
Повар спит перед огнем;
И огонь, объятый сном,
Не пылает, не горит,
Сонным пламенем стоит;
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном;
И покрыл окрестность бор;
Из терновника забор
Дикий бор тот окружил;
Он навек загородил
К дому царскому пути:
Долго, долго не найти
Никому туда следа –
И приблизиться беда!
Птица там не пролетит,
Близко зверь не пробежит,
Даже облака небес
На дремучий, темный лес
Не навеет ветерок.
Вот уж полный век протек;
Словно не жил царь Матвей –
Так из памяти людей
Он изгладился давно;
Знали только то одно,
Что средь бора дом стоит,
Что царевна в доме спит,
Что проспать ей триста лет,
Что теперь к ней следу нет.
Много было смельчаков

(По сказанью стариков),
В лес брались они сходить,
Чтоб царевну разбудить;
Даже бились об заклад
И ходили – но назад
Не пришел никто. С тех пор
В неприступный, страшный бор
Ни старик, ни молодой
За царевной ни ногой.
Время ж все текло, текло;
Вот и триста лет прошло.
Что ж случилося? В один
День весенний царский сын,
Забавляясь ловлей, там
По долинам, по полям
С свитой ловчих разъезжал.
Вот от свиты он отстал;
И у бора вдруг один
Очутился царский сын.
Бор, он видит, темен, дик.
С ним встречается старик.
С стариком он в разговор:
«Расскажи про этот бор
Мне, старинушка честной!»
Покачавши головой,
Все старик тут рассказал,
Что от дедов он слыхал
О чудесном боре том:
Как богатый царский дом
В нем давным-давно стоит,
Как царевна в доме спит,
Как ее чудесен сон,
Как три века длится он,
Как во сне царевна ждет,
Что спаситель к ней придет;
Как опасны в лес пути,
Как пыталася дойти
До царевны молодежь,
Как со всяким то ж да то ж
Приключалось: попадал
В лес, да там и погибал.
Был детина удалой

Царский сын; от сказки той
Вспыхнул он, как от огня;
Шпоры втиснул он в коня;
Прянул конь от острых шпор
И стрелой помчался в бор,
И в одно мгновенье там.
Что ж явилося очам
Сына царского? Забор,
Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой:
Всё свежо, красно пред ним;
По цветочкам молодым
Пляшут, блещут мотыльки;
Светлой змейкой ручейки
Вьются, пенятся, журчат;
Птицы прыгают, шумят
В густоте ветвей живых;
Лес душист, прохладен, тих,
И ничто не страшно в нем.
Едет гладким он путем
Час, другой; вот наконец
Перед ним стоит дворец,
Зданье – чудо старины;
Ворота отворены;
В ворота въезжает он;
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот как вкопанный сидит;
Тот не двигаясь идет;
Тот стоит, раскрывши рот,
Сном пресекся разговор,
И в устах молчит с тех пор
Недоконченная речь;
Тот, вздремав, когда-то лечь
Собрался, но не успел:
Сон волшебный овладел

Прежде сна простого им;
И, три века недвижим,
Не стоит он, не лежит
И, упасть готовый, спит.
Изумлен и поражен
Царский сын. Проходит он
Между сонными к дворцу;
Приближается к крыльцу;
По широким ступеням
Хочет вверх идти; но там
На ступенях царь лежит
И с царицей вместе спит.
Путь наверх загорожен.
«Как же быть? – подумал он. –
Где пробраться во дворец?»
Но решился наконец,
И, молитву сотворя,
Он шагнул через царя.
Весь дворец обходит он;
Пышно все, но всюду сон,
Гробовая тишина.
Вдруг глядит: отворена
Дверь в покой; в покое том
Вьется лестница винтом
Вкруг столба; по ступеням
Он взошел. И что же там?
Вся душа его кипит,
Перед ним царевна спит.
Как дитя, лежит она,
Распылалася от сна;
Молод цвет ее ланит;
Меж ресницами блестит
Пламя сонное очей;
Ночи темныя темней,
Заплетенные косой
Кудри черной полосой
Обвились кругом чела;
Грудь как свежий снег бела;
На воздушный, тонкий стан
Брошен легкий сарафан;
Губки алые горят;
Руки белые лежат

На трепещущих грудях;
Сжаты в легких сапожках
Ножки – чудо красотой.
Видом прелести такой
Отуманен, распален,
Неподвижно смотрит он;
Неподвижно спит она.
Что ж разрушит силу сна?
Вот, чтоб душу насладить,
Чтоб хоть мало утолить
Жадность пламенных очей,
На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом:
Распалительным огнем
Жарко рдеющих ланит
И дыханьем уст облит,
Он души не удержал
И ее поцеловал.
Вмиг проснулася она;
И за нею вмиг от сна
Поднялося все кругом:
Царь, царица, царский дом;
Снова говор, крик, возня;
Все как было; словно дня
Не прошло с тех пор, как в сон
Весь тот край был погружен.
Царь на лестницу идет;
Нагулявшися, ведет
Он царицу в их покой;
Сзади свита вся толпой;
Стражи ружьями стучат;
Мухи стаями летят;
Приворотный лает пес;
На конюшне свой овес
Доедает добрый конь;
Повар дует на огонь,
И, треща, огонь горит,
И струею дым бежит;
Всё бывалое – один
Небывалый царский сын.
Он с царевной наконец

Сходит сверху; мать, отец
Принялись их обнимать.
Что ж осталось досказать?
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.

Источник

Контрольная
работа по литературе

1 вариант

I часть.

1. Антоний
Погорельский – это литературный псевдоним. Как на самом деле его зовут?

А) Алексей Пешков; Б) Алексей Перовский; В) Алексей Толстой;
Г) Антон Чехов.

2. Назовите
русского баснописца.

А) И. А. Крылов Б) А. С. Пушкин В)
Н. В. Гоголь Г) Эзоп

3. Кто автор
сказки «Спящая царевна»?

А) А. С. Пушкин Б) И. А. Крылов В)
В. А. Жуковский Г) М. Ю. Лермонтов

4. Назовите автора
сказки «Черная курица, или Подземные жители».

А) И. С. Тургенев. Б) А. С. Пушкин
В) А. Погорельский Г) В. М. Гаршин

5. Какое из
произведений принадлежит перу М. Ю. Лермонтова?

А) «Няне» Б) «Спящая царевна» В) «Волк
на псарне» Г) «Бородино»

6. Какому событию
посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

а) Отечественной войне, б) Бородинскому
сражению, в) Великой отечественной войне.

7. Кто автор
повести «Ночь перед Рождеством»?

А) Н. А. Некрасов Б) Н. В. Гоголь
В) И. С. Тургенев Г) И. А. Крылов

8. Назовите автора
произведения, из которого взяты строки: «Но царевна молодая, тихомолком
расцветая, между тем росла, росла, поднялась – и расцвела»?

А) А. С. Пушкин Б) В. А. Жуковский
В) М. Ю. Лермонтов Г) Н. А. Некрасов

9. Из какого
произведения строки: «Вот смерклось. Были все готовы заутра бой затеять новый и
до конца стоять…»?

А) Н. А. Некрасов «На Волге» Б)
М.Ю. Лермонтов «Бородино»

В) В. А. Жуковский «Кубок» Г) И. А.
Крылов «Волк на псарне»

10. Какому событию
посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

А) Отечественной войне Б)
Бородинскому сражению В) Великой отечественной войне.

II часть.

В1. К
кому обращается А.С.Пушкин в строках
«Подруга
дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»

В2. Чему вас
научила сказка «Черная курица»?

III часть.

1 Какому персонажу «Сказки о
мертвой царевне…» принадлежат эти слова?

1.      Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи. ____________________________________

2.      Погоди; об ней, быть может,

Ветер знает. Он поможет. ____________________________________

3.      Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок! ____________________________________

Справка: Елисей, зеркальце, царица, чернавка, ветер, месяц.

2.Из какого
произведения эти строки? Назовите произведение.

А. «Там королевич
мимоходом   

Пленяет грозного царя….

Там в облаках перед народом

Через леса, через поля

Колдун несет
богатыря»                     

Б. «Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею
своей   

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет».

В. «Сват приехал, царь дал слово,

И приданое готово:

Семь торговых городов,

Да сто сорок теремов…»

3.В
поэзии  М.Ю. Лермонтова употреблено много устаревших слов.

Замените данные слова современными:

Басурманы – … Хват – …… Богатырь-…. Сеча-….

Контрольная
работа по литературе

2 вариант

I часть

1. Как называется басня, мораль которой
такова:

Невежда так же в
ослепленье

Бранит науки и
ученье,

И все учёные
труды,

Не чувствуя, что
он вкушает их плоды.

а) «Волк на
псарне»; б) «Ворона и Лисица»; в) «Свинья под Дубом».

2. Назовите
русского баснописца.

А) Эзоп Б) А. С. Пушкин В) Н. В.
Гоголь Г) И. А. Крылов

3. Кто автор
«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?

А) А. С. Пушкин Б) И. А. Крылов В)
В. А. Жуковский Г) М. Ю. Лермонтов

4. Из какого
произведения строки: «И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на
том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним»?

А) «Подвиг отрока-киевлянина и
хитрость воеводы Претича» Б) В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

В) М.Ю. Лермонтов «Бородино» Г) В.
А. Жуковский «Кубок»

5. Кто автор сказки
«Спящая царевна»?

А) Н. А. Некрасов Б) В. А.
Жуковский В) И. С. Тургенев Г) И. А. Крылов

6. Назовите автора
произведения, из которого взяты строки: «Жил-был добрый царь Матвей; жил с
царицею своей он в согласье много лет; а детей все нет как нет»?

А) М. Ю. Лермонтов Б) В. А.
Жуковский В) А. С. Пушкин Г) Н. А. Некрасов

7. Чем была
отравлена царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:
ьА) водой
Б) яблоком В) грушей Г) она не была отравлена

8. Какому событию
посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

А) Отечественной войне Б)
Бородинскому сражению В) Великой отечественной войне.

9. От чьего лица
ведется повествование в стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтова
:

А) Юноши Б) Автора В)
Воина-ветерана – рядового солдата Г) Царя

10. Какая сказка Пушкина начинается
словами:

Царь с царицею
простился,

В путь-дорогу
снарядился,

И царица у окна
Села ждать его одна…

а) «Сказка о царе
Салтане»; б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

в) «Сказка о
рыбаке и рыбке».

II часть.

В1. К
кому обращается А.С.Пушкин в строках
«Подруга
дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»

В2. Чему вас
научила сказка «Черная курица»?

III часть.

1).Какому персонажу «Сказки
о мертвой царевне…» принадлежат эти слова?

    1. А царевне все ж
      милее,

                         Все ж
румяней и белее.

    1. Крепко связаны ей
      локти.

Попадется
зверю в когти,

Меньше будет
ей терпеть,

Легче будет
умереть.

    1. Там за речкой
      тихоструйной

                           Есть
высокая гора,

                          В ней
глубокая нора…

Справка: Елисей, зеркальце,
царица, чернавка, ветер, месяц.

2. Из какого произведения
эти строки? Назовите произведение.

“…Я царевны не
видало.         

  
Знать, ее в живых уж нет.
   Разве месяц, мой сосед,
   Где-нибудь ее да встретил
   Или след ее заметил”  

«Веретенце, не ленись;

     Пряжа
тонкая не рвись;

     Скоро будет
в добрый час

     Гостья
жданная у нас»

“Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный  рожок!
…   

  Аль откажешь мне в

ответе?                      

Не видал ли где на
свете     

Ты царевны молодой!
      Я жених ей”.

3. В
сказке В.А. Жуковского употреблено много устаревших слов.

Замените
данные слова современными:

Ланиты – …
Очи – …… Чело-…. Уста-….

  • Отрывок из сказки пушкина о царе салтане про 33 богатыря
  • Отрывок из сказки русалочка
  • Отрывок из сказки пушкина у лукоморья дуб зеленый слушать
  • Отрывок из сказки пушкина у лукоморья дуб зеленый текст
  • Отрывок из сказки пушкина три девицы под окном пряли поздно вечерком