Отрывок из сказки снегурочка

Предмет: литературное чтение класс: 2 тема: русская народная сказка снегурочка цели: создать условия для обучения самостоятельному поиску и проверке новых

Предмет: Литературное
чтение

Класс: 2

Тема: Русская
народная сказка «Снегурочка»

Цели:  создать
условия для обучения самостоятельному поиску и проверке  новых знаний по
теме, способствовать развитию читательских умений, речи, сообразительности,
воображения, содействовать воспитанию уважения к  старшим.

Тип
урока:

урок усвоения новых знаний

Форма
проведения
:
урок-инсценировка

Оборудование: картины ели и
сосны, ворота, театральная маска; портрет Островского А.Н, фрагменты из оперы
«Снегурочка» на фотографиях; действующие лица (актеры-ученики) – Баба Яга и
Снегурочка; музыкальное оформление – хор птиц из оперы «Снегурочка»;
волшебный сундук с ключом.

УМК:  комплект «Планета
знаний»

 Кац,
Э.Э. Литературное чтение : 2-ой класс : учебник : в 2 ч. Ч.1. Э.Э.Кац. —  М. :
АСТ : Астрель, 2017. – 159 с. : ил. –(Планета знаний)

Планируемые
результаты образования
:

Предметные: читать вслух
бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение
к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы
между предложениями и частями текста;

пользоваться
приёмами анализа текста; задавать вопросы по прочитанному произведению,
находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения
для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Метапредметные
УУД:

Регулятивные
УУД:

 принимают
и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие, адекватно воспринимают
оценку учителя

Познавательные
УУД:

Овладевают
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, осознанно и
произвольно строят речевые высказывания, выделяют существенную информацию из
текста, строят суждения

Коммуникативные
УУД:

осуществляют
коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с
окружающими

Личностные:

осознают
значимость чтения, проявляют  эмоциональную  отзывчивость на
прочитанное                                       

Ход урока

I. Организация начала урока.

Эмоциональный
настрой


Сегодня у нас урок необычный. Мы совершим путешествие в сказочную страну, а
она у нас за этими воротами (на доске картинка ворот с замком).

А
пойдем мы по сказочному лесу и поможет нам в этом русская народная сказка.
Название сказки узнаете чуть позже. Но прежде чем отправиться в сказочный
лес, где нас ждет много интересных встреч и заданий, я должна проверить,
готовы ли вы или нет справиться с трудностями.

II. Актуализация знаний учащихся.

-Как
называется раздел?


Назовите жанры   произведений, которые в этом разделе изучали?

У вас есть книжечки. Вы почитаете, а мы с гостями
послушаем.

  (Проверить).

— Как называется книжечка?

— Кто автор?

— О чем успел прочитать?

III. Сообщение темы урока и постановка
учебной задачи.


Отгадайте загадку.

Красна девица грустна, 
Ей не нравится весна, 
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка).

-Подберите
однокоренные слова к слову Снегурочка. У русской народной сказки “Снегурочка”
очень много вариантов. Как вы считаете, почему это происходит?

IV. Изучение нового материала

1.
Проговаривание скороговорки

— Наша сказка начинается.

— А как вообще начинаются
сказки?

— Правильно, про наше
путешествие тоже можно сочинить сказку:

«В
некотором царстве, ……. государстве, жили-были ученики 2 «Б» класса. Однажды
отправились они в сказочную страну, через сказочный лес. Но вдруг перед ними
стоит волшебный камень. А на нем надписи:

«Направо пойдешь – много денег найдешь».

«Налево пойдешь – коня потеряешь, смерть найдешь».

«Прямо пойдешь – в прекрасную страну попадешь, умом богаче станешь».

 — По какой дороге пойдем? Почему?

Но чтобы дорогу освободить,
камень убрать, надо сказать скороговорку. Выберите нужную: 

«Зимой поле белое –
промерзло заледенелое».

«Оса боса и без
пояса».

«На Снегурке
Снегурочке надеты белые бурочки».

— Что такое бурочки?

  (Скороговорку говорим
в разном темпе и с разной интонацией).

2. Слушание сказки и проверка первичного восприятия

         Шли
ребята, шли, и вдруг перед ними избушка на курьих ножках.

(Раздается стук и
появляется Баба Яга).

— Что-то тут человеческим
духом пахнет, ох, сколько здесь народу.

  И куда это вы собрались?
Еще чего!

  Не пущу!

— Пусти нас, бабушка, мы
что хочешь для тебя сделаем.

— Вот почитаете мне сказку,
может и пущу вас дальше.

 Первичное чтение
учителем.

— Почему народ придумал печальный
конец?

3. Повторное
чтение и анализ содержания

(Во время чтения от
слов: «Обрадовались старики, привели её в избу» входит Снегурочка).

(После слов «запели
жаворонки» прослушать хор птиц из оперы «Снегурочка»).

— Как оживает Снегурочка?

— Как передается в сказке
её красота?

— Почему старики в ней души
не чаяли? А как по-другому сказать «души не чаяли»?

— Как менялось состояние и
настроение Снегурочки?

  (Прочитать).

— А почему Снегурочка не
сказала старикам, отчего она не веселая, отчего ей не можется?

4. Прогнозирование

— А вот если бы Снегурочка
не была из снега, как бы сложилась её жизнь? Какое было бы у нее настроение?
Как бы тогда закончили сказку?

— Чем привлекает
Снегурочка?

— Что в ней ценит народ?

— Кого напоминает вам
Снегурочка и чем?

5. Пересказ. Работа в
парах.

-Перед
вами план, в котором нарушен порядок.

Расставьте
пункты планы по порядку.

План

1.
Одинокие дед и баба.

2.
Появление Снегурочки.

3.
Снегурочка росла не по дням, а по часам.

4.
Пришла весна и Снегурочка загрустила.

5.
Снегурочка с девушками пошла  в лес.

6.
Снегурочка растаяла.

— Какой отрывок запомнился
больше всего? Чем? Попробуйте пересказать.

— Спасибо, ребята.
Порадовали старуху.

(Баба Яга пропускает
детей дальше).

V. ТВОРЧЕСКАЯ МИНУТКА.

(Учитель показывает детям сделанный из картона
сундук).

— Что это такое?

— Это волшебный сундук, а в
нем лежит ключ, который откроет замок на воротах в сказочную страну. Для
этого надо сказать заклинание.

  (Творческую минутку проводит
Снегурочка).

— Ребята, какие заклинания
вы знаете? Нашим заклинанием будет стишок.

Придумайте по рифме сами
стишок (на доске написаны рифмы):

……. снежок

……. мороз

……. пушинки

……. лужок

……. абрикос

……. снежинки

  (Заслушать все
варианты).

VI. ИТОГ УРОКА.

— Давайте, ребята, теперь
откроем сундук, достанем ключ и поспешим к заветным воротам.

— Но вот и заветные ворота.
Но прежде чем открыть замок, скажите, где мы сейчас можем встретиться с
героями любых сказок? (В театре, на карнавале).

— Правильно, вот мы и
пришли в страну «Театр». И неслучайно мы сегодня читали сказку «Снегурочка».
По этой сказке драматург Александр Николаевич Островский написал пьесу, а
композитор Римский-Корсаков создал оперу «Снегурочка». Хор птиц мы сегодня из
этой оперы слушали.

(Показать портрет
Островского и отрывки из оперы на фотографиях).

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

-Перечитать сказку,
пересказать, нарисовать Снегурочку.

Новогодняя сказка для детей

Действующие лица:

Лиса, Заяц,
Мышь, Тигренок, Пёс,
Ёлка, Дед Мороз, Снегурочка

Открывается занавес. На сцене лесная поляна. В центре большой «пень», для выступающих, на заднике большая елка как декорация. Выбегает Заяц.

Заяц (в руках множество листов, размахивает ими): Репетиция! Репетиция!.. Нет, это невыносимо! В этом лесу нет никакого порядка, уже полчаса, как идет репетиция, а никого нет! Как вам это нравится?! Репетиция! Репетиция!

Появляется Лиса. Она явно не торопится.

Сценарий на Новый год. Новогодняя сказка «Ловушка для Деда Мороза»

Лиса: Что за шум? У меня от вас перепонки лопаются…

Заяц (бросается к ней, целует ручки): Лисавета Пална! Какое счастье!

Лиса: Что вы, право, так шумите?

Заяц (в отчаянии): Лисавета Пална…

Лиса (возмущенно): Я готова.

Заяц (мечется по сцене): Где все? Боже мой! Где все!

Генеральная репетиция… новогодний концерт… мой

дебют…. Я пропал, пропал, пропал…

Лиса: Ну зачем так нервничать? Возьмите себя в… лапы. И не мелькайте так, у меня глаза за вами не успевают.

Заяц (закрывая голову лапами): Пропал! Пропал!

Выходит Пёс.

Пёс: А, вот вы где! Мой выход? (Распевается)

Заяц (потрясая сценарием): Какой выход! Какой выход?! Вы плавно спускаетесь на облаке. На таком беленьком, пушистеньком облачке, как эльф… Падает снег, звенят колокольчики. Это ход такой, понимаете?! Так у меня задумано!

Пёс: Но, позвольте, какой же я эльф? Я не могу спускаться на облаке, я высоты боюсь.

Заяц (решительно): Все! Мое терпение лопнуло! Я не хочу более в этом участвовать! (Достает большущий пистолет, приставляет к голове)

Лиса (морщится): Ну, вот, опять будет стреляться. Вы бы не могли уже завести пистолет с глушителем, у меня от вашей стрельбы зубы болят!

Заяц: Прощаю всех!

Театрально стреляется, что-то бабахает, включается фонограмма, из-за кулис в танце выпархивает Ёлка.

Заяц: Это еще что такое? (непонятно: это он про выстрел или про фонограмму)

Ёлка (смущенно): Танец маленькой ёлочки…

Заяц (вопит): Кто включил фонограмму?! Кто, я вас спрашиваю?

Пёс: У вас тут по сценарию после фейерверка сразу идет танец маленькой елочки.

Заяц: Какой фейерверк?! Где вы видели фейерверк, это я стрелялся, понимаете! Я обрывал свою жизнь на самом взлете! Нет, в этом лесу даже пистолеты не стреляют!.. (Плачет) Черствые, неблагодарные звери… (Все его утешают)

Лиса: Ну, успокойтесь, голубчик.

Ёлка: Мы вас очень любим! Вы такой талантливый, оригинальный и, вообще, непредсказуемый.

Пёс: Будьте мужчиной!

Заяц (рыдает): Я болен… Я больной маленький зайчик… Я хочу к маме… У меня ОРЗ…

Лиса: ОРЗ? Это еще что такое?

Пёс: ОРЗ – это Очень Рано Зазнался!

Ёлка: Ах, а это не заразно?

Пёс (с видом знатока): Талант всегда заразен.

Лиса: Не говорите глупостей! ОРЗ – это… это Очень Репетиция Затянулась!

Пёс: Она не могла затянуться, так как еще не началась.

Ёлка (робко): А, по-моему, ОРЗ – это Очень Резко Застудился…

Лиса: Ах, бедненький!

Пёс: Может, вам взять бюллетень?

Заяц (стонет): Какой бюллетень? Новый год на носу!

Мышь (несется из зала на сцену): Я знаю, я знаю! ОРЗ – это Очень Радостное Занятие! (Бросается к Зайцу ) Репетиция – любовь моя!

Лиса: Выскочка!

Пёс (поет): Прибежала мышка, хвостиком махнула…

Заяц (тут же вскакивает как ни в чем не бывало): Друзья мои, до Нового года осталась ровно одна репетиция! Мы начинаем! Музыка!

Все (берутся за руки, выходят вперед, поют):

Мы начинаем наш концерт
Для чего? Почему?
Чтобы не скучно было здесь
Никому, никому!

Мы встретим славно Новый год,
И для вас, и для вас
Мы будем петь и танцевать
В добрый путь! В добрый час!

(Затем расходятся по сцене, готовятся к концерту)

Заяц (командует): Супер вверх! Снежинки! Звезды! Музыка! Делай «раз»! Делай «два»! Делай «три»!

Создают скульптурную группу, Заяц выскакивает на подиум.

Заяц: Уважаемая публика! Дамы и господа! Взрослые и дети! Только сегодня и только раз вы увидите настоящий лесной концерт! И не просто концерт, а новогодний, подготовленный силами звериной, или зверской… впрочем, неважно, художественной самодеятельности. Позвольте вам представить артистов!

Лисавета Пална – суперзвезда, суперлиса, исполняет песни всех времен и народов! (Лиса поет, кланяется)

Елочка, которой было холодно и которую из леса мы взяли домой, вернее, в свой творческий коллектив! (Елочка танцует, кланяется)

Пес, который ушел в лес, да так здесь и остался. Умеет художественно выть… простите, петь на луну и прочие небесные светила! (Пес выдает несколько вокальных вариаций)

Мышь – серая непосредственность. Хм, звучит двусмысленно… Может, ее перекрасить? Белая непосредственность, красная непосредственность… надо над этим подумать.

И, наконец, гвоздь нашей программы – Тигренок! (Оглядывается) Где Тигренок?

Все: Где Тигренок? Ты его видел? Нет, а ты?

Заяц (скатывается с подиума и опять мечется по сцене): Боже мой, все пропало… Если нет «гвоздя», вся программа развалится, как… старая табуретка!

Пес: Помилуйте, в наше время с гвоздями нет проблем? Вам какие? Побольше? Поменьше?

Заяц (выскакивает на авансцену, к зрителям): О-о-о, надеюсь, вы-то хоть понимаете, что такое «гвоздь программы»? Это самый-самый главный артист!

Лиса (намекая на себя): Может, этим самым гвоздем может быть кто-нибудь из нас?

Заяц: Из вас?! Из вас можно сделать лапшу, чтобы повесить на мои бедные уши, вату, чтобы законопатить мою несчастную голову, каток, наконец, чтобы проехать по мне, как по асфальту… Но «гвоздем программы» может быть только Тигренок и никто другой…

Мышь: К чему такие сложности, у нас незаменимых зверей не бывает.

Заяц: Я вам уже сто раз объяснял, что наступающий новый год – это год Тигра! Так?

Все: Так!

Заяц: Поэтому в нашем концерте Тигренок должен исполнить главный номер! Понятно?

Все: Понятно!

Заяц: Что мы скажем Деду Морозу?! Зачем все это, если не будет одного маленького тигренка-а-а…

Елка (робко): Может быть, нам его поискать?

Мышь: Правда, причешем… ой, то есть прочешем весь лес и найдем.

Заяц: Все на прическу… то есть, проческу леса! В общем, все искать Тигренка! Сбор на этой поляне через три вороньих карка. (Все разбегаются в разные стороны)

Появляется Тигренок.

Тигренок: Ищите, ищите, ноги не стопчите… Ишь, заладили – гвоздь программы, гвоздь программы… А меня спросили? Хочу я быть этим самым… как его, винтиком-шпунтиком? Не спросили! То-то! А я не хочу! (В зал) А вы, вообще, что тут делаете? (Дети отвечают) Все это баловство! Ерунда на постном масле! У меня есть дело посерьезнее! Настоящее! Новогоднее! Я вам расскажу по секрету, так и быть, только давайте сначала познакомимся. (Спускается в зал) Тигренок. Очень приятно. Тигренок. (Садится на рампу) Угадайте, что я придумал? Ни за что не угадаете! Я придумал ловушку для Деда Мороза!

Дед Мороз скоро придет сюда и принесет подарки. Много-много, целый мешок! (Достает конфетку, разворачивает) Хочешь конфетку? Я тоже. (Ест) Он приходит и, хлоп… попадает в мою ловушку! И все подарки, целый мешок – мои! Машинки там всякие, конфетки… Вот это я понимаю, вот это праздник! Ты хочешь целый мешок подарков? (Спрашивает у ребенка, жмет руку) Молодец, я тоже хочу. Только вы, того, молчите, не спугните Деда Мороза. Сейчас я ловушку поставлю, а сам спрячусь. Капкан, настоящий. Хочешь потрогать? Не дам! (Ставит капкан, маскирует ) Только молчок, зубы на крючок! А я вам, так уж и быть, дам одну конфетку… на всех. Я не жадный. (Слышны три «карка» ) Ой, кто-то идет. Наверное, Дед Мороз. ( Прячется )

Выбегают из разных концов сцены звери.

Заяц: Ну что? Нашли?

Пес: Нет, в чаще его нету!

Елка: И в сосновом лесу тоже!

Мышь: И в березовой роще не было!

Лиса: В орешнике я тоже никого не встретила.

Все собираются вместе, Заяц наступает на ловушку, фонограмма, свет, что-то урчит и чмокает, все с воплями падают на землю.

Пес (поднимает голову): Что это было?

Лиса: Зе-зе-землетрясение?..

Елка (показывает на Зайца): Что это с ним?

Мышь (дрожа от страха): Ой, что-то мне все это не нравится…

Заяц (лязгая зубами): Кажется, я попал… в капкан…

Все (встают и окружают Зайца): В капкан? В нашем лесу? Не может быть! Это невероятно!

Лиса: Но кто мог это сделать?

Дети кричат из зала: «Тигренок!» Все обескуражены.

Мышь: Ну и ну…

Пес: Но зачем это ему понадобилось?

Елка (вслушивается в то, что кричат дети): Ловушка? Но для кого?

Лиса: Так, всем тихо! Вот ты расскажи, что задумал Тигренок. (Обращается к конкретному ребенку в зале)

Пес: Вот хулиган!

Мышь: Неслыханно! Он хочет всех оставить без подарков!

Елка: А если Дед Мороз пострадает? Кто тогда станет разносить детям подарки?

Заяц: Пока что пострадал я! И никто не торопится мне помочь… (Поскуливает)

Все вспоминают про Зайца.

Елка: Ах! Как же мы ему поможем?

Пес: Как-как! Надо снять капкан, как же еще?

Лиса: Дайте-ка я попробую… (Пытается снять капкан) Ничего не выходит. Здесь нужен специалист.

Мышь: Где же мы его возьмем? (Все пожимают плечами )

Елка: Кажется, у меня есть идея!

Все: Какая?

Елка: Обычно, когда кто-то попадает в беду, люди говорят, что надо протянуть ему руку помощи…

Все с недоумением рассматривают свои руки.

Лиса: Это как?

Елка: Точно не знаю…

Пес: Зачем же говорить о том, чего не знаешь?

Мышь: А если мы все вместе возьмемся за руки и потянем, вдруг капкан откроется?

Елка: Давайте попробуем. (Берутся за руки, тянут, Заяц верещит)

Лиса: Ничего не выходит, нас слишком мало. (Озираются, кого бы позвать)

Пес: Подождите, подождите, а что если…

Елка: …попросить детей нам помочь! Вон их сколько в зале!

Мышь: Ребята, вы нам поможете?

Лиса: Придумала! Придумала! У меня есть такие длинные цветные веревочки. Сейчас мы их бросим в зал, и кто достанет, тот возьмется за них, только аккуратно. Под Новый год случается всякое, и, как знать, вдруг мы сможем помочь нашему другу. По моей команде тянем! (Бросает ленты в зал, таким образом, получаются длинные цепочки. Персонажи на сцене берут эти ленты в одну руку, а другой берутся за «капкан» )

Лиса: Раз, два – взяли! Три, четыре – потянули! Пять, шесть – еще раз! Все получится у нас! Семь, восемь – потянули! И… капкан мы разомкнули!!!

Все: Ура! Спасибо вам, ребята, теперь вы понимаете, что, когда мы вместе, мы можем творить настоящие чудеса!

Заяц: Спасибо вам, друзья мои! (Поют песню о дружбе «Дружба крепкая не развалится, не расклеится от дождей и вьюг…» )

Елка: Стойте! А вдруг…

Все: Что вдруг?

Елка: А вдруг этот капкан был не единственной ловушкой, вдруг Тигренок устроил ловушку для Деда Мороза еще в каком-нибудь месте? Например, на лесной дороге?

Все оцепенели.

Заяц (очнулся первым): Что же мы стоим? Надо причесать… простите, прочесать лес и найти этого несносного Тигренка, пока он еще чего-нибудь не натворил!

Все: Скорее! У нас мало времени! Мы найдем его! Ну, берегись, полосатый…

Убегают. Свет гаснет. Фонограмма. Сменяется картина. Лесная дорога, на ней сидит Тигренок, «колдует» над чем-то, бормочет, чихает, пыхтит.

Тигренок: Какой хороший был капкан, я его два дня готовил… изуродовали, изверги! (В зал) А вы тоже хороши. Тянем-потянем… Зачем было им помогать? Не дам никому ни одной конфетки, даже бумажки от конфетки не дам! А Деду Морозу я ловушку все равно устрою, у меня еще есть, с секретом. Я в нее порошок такой специальный насыпал… слезо-чи-та-ти-та… не выговорить, в общем, чтобы плакать. Так что, пока Дед Мороз будет слезы лить, я его мешочек заберу в чащу. Думают, у меня ловушек не хватит! Еще как хватит! Я если захочу, вообще всех переловушу. Вот! (Прикладывает ухо к земле) Т-с-с… слышу шаги… тяжелые. … Ну, дедуля, берегись! (Прячется)

Крадучись выходят звери, озираются, Лиса замечает яркую приманку.

Лиса: Ой, какая прелесть!

Заяц: Не трогай!

Поздно. Хлопок, дым-машина, все с криками: ложись, падают на землю, кроме Лисы. Она словно остолбенела. Все потихоньку поднимают головы, подползают к ней.

Елка: Что это с ней?

Пес: Может, ее контузило?

Мышь: Ой, что-то мне все это не нравится…

Вдруг Лиса взрывается ревом.

Заяц: Лисавета Пална, Лисавета Пална, что с вами? Ничего не понимаю! А вы что-нибудь понимаете?

Пес (в зал): Может быть, кто-нибудь знает, что здесь произошло? (Ему дети очень активно отвечают) Все ясно, это была еще одна ловушка для Деда Мороза.

Елка: Ну, это уже форменное безобразие! Этого Тигренка надо просто… просто… посадить на самую высокую елку, как опасного для леса!

Мышь: Что вы? Что вы? Мы против жестких мер. Его надо воспитывать!

Заяц: Пока что нужно успокоить Лисавету Палну! Голубушка, успокойтесь, не нужно так переживать.

Лиса (она все время плачет): Я абсолютно спокойна, но вот глаза, они плачут сами по себе… Как вы думаете, если я наплачу целое море – мы все утонем?

Мышь: Какой ужас, я не умею плавать…

Заяц: Спокойствие и только спокойствие. Мы должны остановить эти слезные потоки.

Елка: Но как?

Заяц: Точно не знаю.

Пес: Зачем же говорить то, чего не знаете?

Спрашивают у детей, чем помочь Лисе.

Елка: Ну, конечно, рассмешить! Ее надо рассмешить! Как мы сами не догадались!

Заяц: Гениально! По моей команде все громко смеемся! (Смеются) Не помогает.

Елка: И не поможет, ведь мы должны смеяться все вместе!

Мышь: Точно. Все, все, все смеемся!

Заяц: Не помогает!

Пес: Просто очень трудно смеяться, когда кто-то плачет, просто совсем невозможно.

Елка: Получается, что мы смеемся, когда другому плохо, а это очень нехорошо!

Заяц: Как же мы тогда сможем ее рассмешить?

Мышь: Наверное, надо, чтобы смех был искренним… Может, рассказать что-нибудь смешное?

Елка (посовещавшись с Псом): Мы придумали, придумали!

Пес: Когда я был еще щенком, я любил играть в очень смешную игру. Сейчас мы в нее сыграем, и если вам будет смешно, то смейтесь громко и от всей души! Попробуем! (К Елке) Давай придумывать числа или рифмы, у кого смешнее, тот и победил.

Елка: Давай! Чур, я первая! Почти один, чутик два, крохотулик три…

(Примечание: далее отрывок из «Как придумывают числа» Д. Родари)

Пес: Это слишком маленькие числа. Послушай, какие придумал я. Один сверхмиллион биллионов, одна восьмища миллионищ! Один удиви-удивятище! И один изумилище!

Елка: А я могу целую таблицу умножения придумать! Вот смотри! Трижды один – кот Мартын; трижды два – вкусная халва; трижды три – нос утри; трижды четыре – шоколад вкуснейший в мире; трижды пять – просим не мешать; трижды шесть – на дерево залезть; трижды семь – ни за что я суп не съем…

Пес: А скажи-ка быстро, сколько стоит сахарная косточка?

Елка: Дважды надеру уши! А сколько отсюда до Луны?

Пес: Тысяча километров сладких, один километр совершенно кислый и семь шоколадок!

Елка: А знаешь, как считают в нашем лесу? Раз-и-раз, двас-и-двас, трижды-трижки, четыре коврижки и пяток кочерыжек!

Пес: А я посчитаю так! Разик, двазик, третий тазик, а четвертый – безобразик.

Все смеются, Лиса в том числе.

Заяц: Хватит, хватит, а то сейчас и я заплачу… от смеха.

Лиса: Спасибо вам, друзья мои, это очень веселая и смешная игра, а главное, что играть в нее можно везде и с кем угодно. А мне очень хочется спеть для вас свою любимую песню.

Все: Просим! Просим!

Лиса поет, остальные танцуют. Где-то вдали бьют часы.

Заяц: Слышите, часы пробили 10! До Нового года осталось совсем мало времени, а наш концерт… он не готов.

Все: Мы готовы! Все готовы!

Заяц: Но главный номер, его должен исполнить Тигренок, которого нет и от которого сплошные неприятности…

Елка: Нужно, наконец, его найти!

Заяц: Нет уж, хватит! Мы уже причесали, простите, прочесали весь лес вдоль и поперек. Необходимо изменить тактику!

Лиса: А что если мы сами устроим ему ловушку?

Мышь: Но у нас нет ничего такого…

Лиса: А нам ничего такого и не нужно, мы устроим ему хитрую ловушку!

Все: Что это значит? Объясните? Как это?

Лиса: Тигренок расставляет ловушки для Деда Мороза? Так?

Все: Так!

Лиса: Значит, мы можем использовать Деда Мороза для приманки. Как только он его увидит, тут же явится, а мы его… и поймаем!

Пес: И надерем уши!

Заяц: Это невозможно! Впутывать в такие дела Деда

Мороза?! Что он о нас подумает?

Лиса: До чего же вы бестолковые! Вы кто?

Все: Я – Мышка, я – Заяц и т. д.

Лиса: Вы – артисты! А что это значит?

Все: Что?

Лиса: А то, что кто-то из нас может сыграть роль Деда Мороза. Но Тигренок не будет знать, что наш Дед Мороз не настоящий, и обязательно сюда явится – вот и вся приманка!

Заяц (восхищенно): Гениально!! Лисавета Пална – вы ангел!

Мышь: Но кто же будет Дедом Морозом? Может быть, я?

Пес: Ни в коем случае – это моя роль!

Елка: Я мечтала об этом всю свою жизнь!

Заяц: Стоп, стоп, тихо! Будем считаться. (Считалка любая. Выпадает на Мышь)

Мышь: Я так рада, я так рада!

Лиса: Везет же некоторым.

Заяц: Так, принесите из нашего сундука что-нибудь подходящее: бороду там, варежки… (Пока ее одевают, говорит без умолку) Дорогая моя, слушайте внимательно. Это ваш шанс. Завтра утром вы проснетесь знаменитой. О вас заговорит весь лес… впрочем, не будем отвлекаться. Итак, что мы знаем о Дед Морозе? Он старенький, ему очень много лет. (Мышь складывается пополам) Зачем же вы так согнулись? Он, конечно, стар, но не до такой же степени. Живет он на Севере, там холодно, очень холодно (Мышка начинает дрожать) Что это вы так трясетесь?

Мышь: В роль вхожу.

Заяц: А… ну, не нужно так дрожать, он все-таки в шубе. Где шуба? Вы должны найти зерно роли, ее самую суть.

Мышь: Найти зерно? Это я умею.

Заяц: Оно должно вас вдохновлять, будить вашу фантазию…

Мышь (облизываясь): О, оно меня очень вдохновляет.

Заяц: Великолепно! «Я – Дед Мороз!» – говорите вы себе. «Я – Дед Мороз»… уши, уши спрячьте … Ну, кажется, все готово. Все в укрытие.

Мышь: Но что я должна делать?

Заяц: Импровизируйте, дорогая моя, импровизируйте.

Все прячутся, Мышь пробует передвигаться в костюме, который ей велик, торчат хвост и уши.

Мышь: Кажется… кажется… кажется, Новый год начинается…

Заяц (высовывается из-за елки): Замечательно! Великолепно! (Его затягивают обратно)

Мышь (уже бодрее): Кажется, Новый год начинается… Вы думаете, он не заметит под этим меня?

Заяц: Не выпадайте из роли, это непрофессионально.

Мышь (бегает по авансцене туда сюда): Кажется, Новый год начинается, кажется, Новый год начинается…

Появляется Тигренок.

Тигренок: Кто это? Дед Мороз? Но как он сюда попал? Я не заметил. Странно. (Подбирается поближе) Маленький он какой-то…

Мышь (увидела Тигренка, говорит басом, очень старается): Я – веселый Дед Мороз, я подарки вам принес!

Тигренок: Дед Мороз, а Дед Мороз, а где твой мешок с подарками?

Мышь: Мешок? А… а он такой большой, что я оставил его под елкой.

Тигренок: Дед Мороз, а Дед Мороз, а почему у тебя серый хвост торчит?

Мышь: А это, это… я маскируюсь.

Тигренок (подошел совсем близко): Дед Мороз, а Дед Мороз, а почему у тебя борода отклеилась?

Мышь: Да вот, помыл ее Хэдэншолдерс, потом сан-силком, потом керамидами с кератидами – вот борода и полезла…

Тигренок: Рассказывай сказки… Я понял – ты не Дед Мороз.

Звери с криками «лови», «держи» – выскакивают из укрытий и бросаются ловить Тигренка. Музыка. Бегают по залу, наконец, загоняют его на сцену, там и отлавливают.

Тигренок (вопит): Спасите! Сдаюсь! Придавили!

Лиса: Ага, попался, голубчик!

Пес: Отшлепать его как следует!

Заяц: Мы не будем его шлепать.

Все расступаются, Тигренок остается в центре.

Елка (обращаясь к Зайцу): Посмотри на нашего Тигренка, тебе не кажется, что он стал маленьким?

Пес: Он хотел оставить всех без подарков, и мне не хочется его замечать. Пожалуй, он и впрямь уменьшился…

Лиса: О ком это вы? Разве здесь есть Тигренок? Я его не вижу!

Тигренок: Вот же я! Вы что? Почему вы меня не замечаете?

Все расходятся, не обращая на него внимания.

Тигренок (в световом круге, который, соответственно тому, что он говорит, сужается, пока не исчезнет совсем): Это ужасно – уменьшаться под насмешливыми взглядами. Для них это просто шутка, им весело. А я становлюсь все меньше и меньше. Теперь я уже могу поместиться в ящике буфета, где лежат салфетки. А через несколько дней я уже перестану быть Тигренком, а превращусь в безделушку, которую пускают погулять по столу, когда не включен телевизор. Берут лупу, чтобы рассмотреть мои крохотные лапки. Вскоре мне уже будет достаточно спичечной коробки. А потом кто-нибудь обнаружит, что она пуста и… выбросит ее. (Лучик сузился совсем и погас, Тигренок кричит) Я не хочу! Я не хочу уменьшаться! Простите меня! Я был неправ! Я поступал плохо! Я больше никогда, никогда не сделаю ничего плохого!

(Примечание: по мотивам отрывка из «Уменьшаюсь» Д. Родари)

Все: Слышали? Кто это кричит?

Тигренок: Это я! Это я! Тигренок!

Заяц: Ну что, вы верите ему, ребята? Простим его? (Дети отвечают)

Тигренок: Спасибо! Я все понял! Я понял, что не бывает праздника только для себя самого, потому что и себя самого можно потерять. Мне хочется сделать для вас что-нибудь хорошее.

Заяц: Будет очень хорошо, если ты исполнишь в новогоднем концерте какой-нибудь номер.

Тигренок: Ну, это сколько угодно! Я все умею! Петь, танцевать, рассказывать сказки!

Заяц: Сказки? Это интересно. Расскажи-ка нам сказку.

Тигренок: Запросто!

Елка: Я ты уверен, что не ошибешься?

Тигренок: Ни разу.

Пес: Ладно. Ребята, послушаем? А если он где-нибудь ошибется, вы сразу хлопайте в ладоши, и мы будем исправлять.

(Примечание: далее отрывок из «Фантазии и сказки»Д. Родари)

Тигренок: Значит, так! Сказка! Жила-была однажды маленькая девочка, и звали ее Желтая Шапочка-Мышь: Не Желтая, а Красная!

Тигренок: Ах да! Красная шапочка… Мама позвала ее однажды и говорит: «Послушай, Зеленая Шапочка…» (Дети хлопают)

Пес: Да нет же – Красная!

Тигренок: Да, да, Красная… «Пойди к тетушке Клаве и отнеси ей картофельную шелуху…» (Дети хлопают)

Елка: Нет, мама сказала ей: «Сходи к бабушке и отнеси ей вот эти пирожки!»

Тигренок: Ну, пусть будет так… Девочка пошла в лес и встретила жирафа. (Дети хлопают)

Лиса: Опять все перепутал. Она встретила волка, а не жирафа.

Тигренок: И волк спросил у нее: «Сколько будет шестью восемь?» (Дети хлопают)

Заяц: Ничего подобного! Волк спросил у нее: «Куда ты идешь?»

Тигренок: Ты прав. А Черная Шапочка ответила… (Дети хлопают)

Мышь: Это была Красная, красная, красная шапочка!

Тигренок: Ну, ладно, ладно! Красная. Она ответила: «Я иду на базар покупать томатный соус». (Дети хлопают )

Пес: Вовсе нет! «Я иду к бабушке, но я заблудилась!» Тигренок: Правильно. А лошадь ей говорит… (Дети хлопают )

Елка: Какая лошадь? Это был волк!

Заяц: Стоп, стоп! Это никуда не годится. Это не сказка, а абракадабра какая-то получается.

Тигренок: Я очень старался.

Елка: Может, ты петь умеешь?

Тигренок: Пожалуй, пою я чуть похуже, чем сказки рассказываю.

Заяц: Это катастрофа! Все пропало! Тигренок – символ Нового года, и совершенное, абсолютное отсутствие таланта!

Лиса: А может быть, мы попробуем спеть новогоднюю песню все вместе?

Елка: Верно! Ведь петь хором легче!

Заяц: Хорошая идея! Попробуем.

Пес: А Дед Мороз услышит нашу песню и скорее найдет нас!

Лиса: Это что же, получается, опять ловушка для Деда Мороза?

Елка: Ага, только музыкальная!

Все поют новогоднюю песню.

Текст песни (на мотив песни «Солнце мое» Т. Овсиенко ):

1. Время катится по кругу и под Новый год
Возвращает всем нам сказку, и большим, и малым,
И на маленькой опушке, и в домах многоэтажных
Зажигает праздник лица добрых друзей.

Припев:

Пусть Новый год
Всем припасет подарки,
Пусть каждый дом сияет елкой яркой,
Пусть только радость он принесет!
Мы распахнем свои сердца, как двери,
Пусть в эту ночь все снова в чудо верят.
Это приходит к нам Новый год!
Снова приходит к нам Новый год!

2. Все на свете любят праздник и подарков ждут,
Загадать спешат желанья – все это понятно.
Только мы вас очень просим, не забудьте жарким летом
Запах елки, краски чуда и доброты.

Припев тот же.

Фонограмма. Через зрительный зал на сцену идут Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз: С Новым годом! Вот и я! Здравствуйте, мои друзья! Мы, конечно, для начала познакомимся сначала! Ваших я имен не знаю, а вас очень много здесь! В час имен не перечесть!

Снегурочка: Как же быть, что делать тут?

Дед Мороз: Вот что: хором мне скажите, как кого из вас зовут!

Снегурочка: Раз, два, три, свое имя назови!

Дети в зале кричат каждый свое имя.

Дед Мороз: Как? Не слышу! Повторите! Хором дружно говорите! (Кричат еще громче) Ну, а я кто? Догадались? Или сразу растерялись? (Дети отвечают)

Мышь: Дедушка Мороз, мы вас так ждали, так ждали…

Дед Мороз: Не вы ли это пели замечательную новогоднюю песню, друзья мои, я ее еще издалека услышал и подумал, что здесь нас со Снегурочкой ждут.

Снегурочка: И ждут твоих подарков, Дед Мороз!

Заяц: Дедушка Мороз, я сейчас вам все объясню, понимаете, мы готовили для вас концерт, но… у нас тут… кое-что произошло… В общем… мы…

Дед Мороз: Ну, ну, косой, ты что это нос повесил?

Заяц: Так ведь мы ничего не успели…

Снегурочка: Как это не успели, друзья мои? Ведь наш праздник только начинается!

Дед Мороз: Верно. И все ваши песни, танцы, игры, загадки и забавы мы увидим и услышим на празднике у новогодней елки!

Все: Ура! Здорово! Мы готовы веселиться до утра!

Дед Мороз: Но прежде чем начнется настоящий праздник, я хочу подарить вам подарок! Вы верите в то, что все, что мы пожелаем в канун Нового года, обязательно сбудется? Я хочу каждому из вас подарить исполнение самого заветного желания.

Снегурочка: Оно обязательно сбудется у тех, кто в это по-настоящему верит.

Дед Мороз: Сейчас я стукну своим посохом, и пока будут звучать волшебные колокольчики, вы можете загадать свои желания!

Свет. Фонограмма. На сцене «вырастает» большая новогодняя елка.

Дед Мороз: Я дарю вам, друзья мои, эту новогоднюю елку и исполнение ваших желаний! Да будет так! (Стучит посохом )

Снегурочка: Ну, что же, друзья, приглашайте всех гостей на праздник к новогодней елке!

Все: Все на праздник!

Персонажи вместе со зрителями проходят в фойе, где стоит настоящая елка, и продолжается праздник с играми, хороводом и т. п.

24 ноября 2021 в 1:26

Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами,
которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что
ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.

Цель: способствовать
правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме
“Конвенцию о правах ребенка”.

Задачи:

  • способствовать
    формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О
    правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с
    основными правами на примере сказок;
  • способствовать
    формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и
    свобод, чувства ответственности;
  • способствовать
    развитию интеллектуальных и личностных качеств детей — развивать уважение
    к достоинству и личным правам другого человека независимо от его
    социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка,
    пола, возраста;

Предварительная работа: чтение
сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”,
“Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и
“Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с
пиктограммами, иллюстраций по сказкам).

Материалы и оборудование:
костюмы лисы, зайца, медведя, атрибуты к игре “Три поросенка”; карточки с
пиктограммами; презентация “Конвенция о правах ребенка”, авторская развивающая
игра “Я ребенок — я имею право”; ноутбуки, проектор.

Ход занятия

Воспитатель.

Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

—  Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!

Сегодня, я принесла необычную книгу. Я думаю, вы её узнали? Это
книга о правах ребенка. Мы ведь с вами знаем, что права есть не только у
взрослых, но и у детей. Взрослые люди понимают: из бесправного, запуганного
ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет
писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое.
Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать.

— Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный
документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка Презентация
1

1 слайд — Конвенция прав
ребенка

Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти
права, но и смогли своим друзьям рассказать — какими правами может
воспользоваться каждый ребенок.

Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских
сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права
героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если
герои веселы, счастливы — то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать
со мной? (Звучит музыка “В гостях у сказки”)

Тогда отправляемся. Внимание на экран.

2 слайд — На экране фрагмент
сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”

— Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую
написал Ш. Перро.

3 слайд — Скажите ребята, какое
сейчас настроение у Красной Шапочки?

  • А что
    произошла с ней потом? (Ответы детей)
  • Права
    каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)
  • Значит,
    волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
  • А
    какое право нарушил волк? (Ответы детей)

Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни
взрослого.

– Право на жизнь.

А сейчас, снова внимание.

5 слайд — Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:

… Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у
безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её
Буратино. Это имя принесет мне счастье…”

 Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)

6 слайд — на экране иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой
ключик или приключение Буратино”.

  • Какое
    настроение у героев сказки в этом отрывке?
  • Значит,
    что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.
  • О
    каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)

7 слайд — Право на имя.

Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.

  • А
    знаете что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на
    друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а
    просто называть их числами? (Размышления детей)

У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться
у родителей, что означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы
детей)

Воспитатель: Ребята, а к нам спешат
гости

8 слайд – иллюстрация к сказке “Заюшкина избушка”.

Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.

Заяц. Помогите! Помогите же
кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную
избушку, да меня и выгнала.

Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был
ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой,
другой дом себе найдешь.

Заяц. Но
ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса. Я
в лесу хозяйка, на все имею право!

Воспитатель:
подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите,
ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Воспитатель.
Илюша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право
ребенка на неприкосновенность жилища.

9 слайд —
Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного
дома.

Лиса. Ну,
хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.

Воспитатель. Я
вас, ребята, тоже приглашаю поиграть.

Три
братца дружно строят дом, 
Тепло, уютно будет в нём. 
В работе братцы знают толк, 
Не сможет в дом пробраться волк.

— Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)

10 слайд – Это
сказка У.Диснея “Три поросёнка”

Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”.

— Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?

Например:

Раз,
два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.

Проводится подвижная игра “Три
поросенка”.

Воспитатель: Вдруг
выходит волк, он зубами щелк!

Условие игры:
когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.

Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны
занять свои домики.

— Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы
детей. (Право на неприкосновенность жилища).

Проходите и снова внимание.

11 слайд — Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. …Глядь,
а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и
улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками , стряхнула
с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка
и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а
песню поет – заслушаешься.

— Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке
“Снегурочка”.

Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)

— У Снегурочки появилась семья.

  • О
    каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
  • Каким
    значком пиктограммы мы отметим право на воспитании в семейном окружении
    или право иметь семью? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы знаем, что родители
должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители
заботятся о вас? А как? (Ответы детей)

Хорошоа вы помогаете своим родителям, заботитесь о
них?(Ответы детей)

У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно,
разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера
и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей)

Воспитатель:-
А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?

Птицы страшные летали, 
Братца милого украли. 
Ничего с ним не случится — 
Выручит его сестрица.

— О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди)

13 слайд — На экране иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”.

Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию,
как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей)

— Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)

Правильно, право не разлучаться с родителями.

14 слайд — отрывок из сказки А.Толстого
“Золотой ключик”:

Воспитатель:

…Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему
из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.

…Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и
купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.

“Я буду умненьким и благоразумненьким”, —
сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.

15 – на экране иллюстрация к сказке
А.Толстого “Золотой ключик”

В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)

“Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино,
взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался
Буратино? (Ответы детей)

16 слайд — Каждый человек имеет Право на образование.

Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно
нужно? (Ответы детей).

Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы
детей).

Воспитатель. А
вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей —
детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).

Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же, перечислим права
ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.

17 слайд — Я ребенок. Я имею
право … (Дети перечисляют права детей)

Всем спасибо, до свидания.

Литература.

  1. Шорыгина
    Т.А., “Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2011.
  2. Доронова Т.Н., Защита
    прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи
    и детского сада
    , М.:
    Просвещение, 2006.
  3. Нищева
    Н.И., Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. ООО “Издательство
    “Детство-пресс”,2014.
  4. Зеленова
    Н.Г, Осипова Л.Е. “Я – ребенок, и я имею право”, М., 2007.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам занятия

— С вами я пойти не могу, у меня много дел. Но я дам вам волшебный клубочек, он поможет пройти сказочными дорогами.

Бабка Ёжка исчезает, появляется волшебный клубочек.

— Ребята, а в каких сказках нам искать Зиму?

— Посмотрим, в какие сказки приведет нас клубочек?

— Чтобы клубочек нам помог, надо сказать, волшебные слова. Повторяйте за мной.

— Ты катись, катись, клубочек

Мимо елок, мимо кочек,

По дорожке нас веди,

И в сказку приведи!

На экране появляется изображение из сказки «Снегурочка».

— Здравствуйте, Вы нашу Зиму не видели?

— Была она здесь, да дальше полетела, в другую сказку. А мы для Снегурочки решили дом из снега и льда построить, да не знаем, что из них использовать для стен, а что для окон. Поможете нам?

— Ребята, давайте разделимся на две команды. Одна команда будет проводить опыты со снегом, вторая со льдом.

Каждой команде даю схемы – подсказки экспериментирования.

— Сначала определим прозрачность снега и льда.

— Выясняем, обладает ли снег и лед рыхлостью и хрупкостью.

— Выясняем, что произойдет, если снег и лёд положить в стакан с водой.

— Помогут вам подсказки – схемы.

— Приступайте к работе.

— Теперь один из команды должен рассказать о снеге или льде, а помогут вам в этом подсказки.

— Что мы можем посоветовать деду с бабой? Из чего лучше сделать стены, окна, крышу и почему?

На экране появляется клубочек.

— А вот и наш клубочек. Отправляемся дальше.

— Скажем вместе волшебные слова.

— Ты катись, катись, клубочек

Мимо елок, мимо кочек,

По дорожке нас веди,

И в сказку приведи!

На экране появляется Снежная королева.

— Вы нашу Зиму не видели?

— Она мимо пролетела. Но клубочек покажет вам дорогу, если вы волшебные слова соберете.

— Ребята, смотрите, Снежная королева оставила три таблицы. Давайте разделимся на пары.

— Теперь каждая пара подойдет к столу.

— Перед вами по карточке. Вам надо расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами, прочитать слово, которое получилось.

— Приступайте к работе.

— Прочитайте, какие слова зашифровала Снежная королева?

— Что это за слова?

— В какой сказке встречаются все месяцы одновременно?

— Отправляемся в сказку «Двенадцать месяцев». Клубочек покажи нам дорогу.

На экране появляется клубочек.

— Ты катись, катись, клубочек

Мимо елок, мимо кочек,

По дорожке нас веди,

И в сказку приведи!

На экране появляется падчерица с мачехой, из сказки «Двенадцать месяцев».

— Скажите, к вам наша Зима не залетала?

— Какая такая зима? Нет у нас зимы. Не знаем мы никакой зимы.

— Ребята, давайте расскажем о зиме. А поможет нам в этом «Волшебный телевизор».

— Вам надо всем вместе договариваясь и обсуждая между собой, заполнить все окошки «волшебного телевизора», а затем кому-то одному рассказать, что у вас получилось.

На экране появляется клубочек.

— Молодцы, вы все правильно сделали, и клубочек снова появился, чтобы показать нам дорогу.

— Ты катись, катись, клубочек

Мимо елок, мимо кочек,

По дорожке нас веди,

И в сказку приведи!

На экране появляется изображение зимней избушки. Звучит отрывок песни «Зима» (муз. Э. Ханка, сл. С. Острового).

— Так вот где Зима живет.

На экране появляется изображение Зимы.

— Здравствуй Зимушка-Зима.

— Здравствуйте, ребята.

— Зимушка, мы тебя ждем в гости к нам.

— Я снежинки уронила, они все перепутались, никак не могу пары найти.

— Ребята, поможем Зиме?

— Садитесь за столы, внимательно рассмотрите снежинки и разберите их по парам.

— Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. Вы все справились. Я обязательно к вам приду со снегом, морозом, метелью, и Новый год у вас будет.

— Спасибо, Зима.

Зима исчезает. Появляется клубочек.

— Ребята, а нам пора возвращаться. Повторяйте за мной.

— Ты катись, катись, клубочек

Мимо елок, мимо кочек,

По дорожке нас веди,

И домой нас приведи!

Ответы детей.

— Да.

Дети повторяют слова за воспитателем.

Дети делятся на две команды.

Дети выполняют опыты.

— Снег не прозрачный, рыхлый, тяжелый, т.к. тонет в воде.

— Ледпрозрачный, хрупкий, твердый, легкий, т.к. в воде не тонет.

— Стены лучше сделать из снега, т.к. он не прозрачный, липкий.

— Окна лучше сделать изо льда, т.к. он прозрачный, хрупкий.

— Крышу лучше сделать изо льда, т.к. он гладкий, легче воды, не потемнеет и не так быстро растает, если пойдет дождь.

Дети говорят вместе с воспитателем.

Дети делятся на три команды.

Дети выполняют работу.

— Декабрь, январь, февраль.

— Название зимних месяцев.

— Двенадцать месяцев.

Дети говорят вместе с воспитателем.

Дети заполняют окошки «волшебного телевизора».

Рассказывают, что у них получилось.

Дети говорят слова.

— Да.

Дети разбирают снежинки.

Дети повторяют за воспитателем.

26 мин.

Цели деятельности учителя:  формирование  творческого воображения при изображении сказочного мира; развитие фантазии, воображения  детей посредством выполнения творческого коллективного проекта по теме «Рисуем сказку»

Оборудование:  презентация, лист, гуашь, фломастеры,  кисти,  лист большого формата под фон панно.

Этап урока  

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

 УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный

1 мин

Проверка готовности учащихся к уроку.

– Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

Подготавливаются к уроку.

К: планирование сотрудничества с учителем

II.Актуализации знаний  и мотивация

Словесный

Беседа

Наглядный

 работа с презентацией

3 мин

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем рисовать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

-Давайте посмотрим на слайд, слово, которое здесь расшифрованно подскажет нам тему нашего урока.

Настраиваются на продуктивную деятельность.

— Сказка

Л: включение в учебную деятельность

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

III.Постановка учебной задачи

Словесный беседа

Практический упражнения

Создание проблемной ситуации

2 мин

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

-Тема нашего урока : «Рисуем сказку».

-Попробуйте сформулировать цели урока.

Цели урока вы видите на экране:

1.Узнать, что такое сказочная страна

2.Выполним коллективную работу- панно

-Сказки

— Выполним работу по сказкам

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: целеполагание

Л: самоопределение к деятельности

VI.Первичное закрепление во  внешней речи

Словесный

Беседа

Практический

Пед. показ

3 мин

– Сегодня на уроке мы с вами будем изображать сказочную страну, путешествовать по сказкам. 

– Ребята, а вы любите сказки? Назовите свои самые любимые сказки.

– Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим. Я буду читать отрывок из сказки, а вы угадайте, как она называется.

1) «…Развеселились девушки, развели костер и вздумали через огонь прыгать. Одна прыгнула, другая, третья.

– Что же ты не прыгаешь? – говорят ей подруги».

– Как называется эта сказка? (СЛАЙД)

2) «Пустил стрелу младший брат – попала стрела в грязное болото и подхватила ее лягушка».

– Отгадали сказку? (СЛАЙД)

3) «Собирайтесь, бояре да дворяне, купцы да простые крестьяне, к царю на двор. Сидит царская дочь Елена Прекрасная в своем высоком тереме у окошка. Кто на коне до царевны доскочит да с ее руки золотой перстень снимет, за того она и замуж пойдет!»

– Что же это за сказка? 

4)  Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

– Отгадайте название и автора сказки. ( А. С. Пушкина.)

— Какие еще сказки вы знаете? Назовите их, какие герои были в этой сказке?

-Вспомните сказку Маша и Медведь, о чем она? А есть ли современная сказка или мультфильм Маша и медведь?

-Верно, это одна и та же маша? Разные, верно.

– Сказки знаете вы хорошо. А сейчас давайте представим себе сказочный город (страну). Возможно, он будет похож на тот, который описал в своей сказке А. С. Пушкин, а может быть, вы придумаете свой.

-Как вы представляете себе волшебную, сказочную страну?

-Замечательно.

Слушают учителя

Отвечают учителю.

-Снегурочка

 Царевна-лягушка

 Сивка-бурка

 Сказка о царе Салтане

Отвечают на вопросы учителя.

-Да, мультфильм

Отвечают на вопросы учителя.

П: структурирование знаний

Р: осуществлять контроль

Динамическая переменка

Метод аналогии

1 мин

-Давайте немного отдохнем:

Раз, два, три, четыре, пять-
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, подтянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть за парту тихо сесть.
Семь, восемь — лень отбросим.

-Повторяют действия за учителем

Р: саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

Практическая работа

5 мин

— А сейчас, ребята, ваша задача создать коллективное панно.

— У меня будут помощники, которые будут рисовать вместе со мной пейзаж, остальные ребята, будут выполнять работу самостоятельно.

-Вам необходимо нарисовать одного сказочного героя, который будет жить в нашей сказочной стране.

-Приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы. Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим задание и в конце урока у нас будет замечательное панно.

Фигуры персонажей вырезаются детьми. Обговаривается техника безопасности (работа с ножницами)

Выполняют задание.

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

П:выполнение действий по алгоритму

VII.Включение в систему знаний

Словесный беседа

Практический

2 мин

— Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу.

 Следует подождать, когда Ваша   работа подсохла.

Внимание!!!! Начинают клеить сверху листа от линии горизонта. Выбирают фигурки от маленьких до больших.

     (наклеиваем, советуясь с детьми)

Сейчас, я прошу Вас ознакомиться с  тем, что получилось у нас всех!

Повторяют и закрепляют изученный материал

П: осознанное произвольное построение речевого высказывания

Р: контроль цели

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный анализ

2 мин

Закончи предложение: «На уроке мне …»

Было трудно …                              

Было интересно …

Было не понятно …                      

Было легко …

Выставление оценок.

— Спасибо  за урок,  до свидания!

Анализируют свою работу на уроке.

Р: самоанализ, самооценка

  • Отрывок из сказки пушкина о царе салтане про 33 богатыря
  • Отрывок из сказки русалочка
  • Отрывок из сказки пушкина у лукоморья дуб зеленый слушать
  • Отрывок из сказки пушкина у лукоморья дуб зеленый текст
  • Отрывок из сказки пушкина три девицы под окном пряли поздно вечерком