Отрывок из сказки русалочка

Автор на чтение 15 мин. просмотров 34 опубликовано 07.03.2021 сказка русалочка андерсена была написана в 1836 году. это печальная история

На чтение 15 мин. Просмотров 34 Опубликовано

Сказка «Русалочка» Андерсена была написана в 1836 году. Это печальная история о безответной любви нежной Русалочки к прекрасному принцу. Ради счастья возлюбленного она, не задумываясь, пожертвовала собственной жизнью.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Русалочка» на нашем сайте. Пересказ книги пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Русалочкамладшая дочь морского царя, очень красивая, нежная, добрая, с большим любящим сердцем.

Другие персонажи

Морской царьповелитель моря, вдовец, отец русалочки, добрый и заботливый.

Морская ведьмазлая колдунья, забравшая у русалочки голос.

Сестры русалочкистаршие сестры, заботливые, любящие, жертвенные.

Принцкрасивый юноша, порядочный и добрый, которого русалочка полюбила всем сердцем.

Краткое содержание

На самом дне моря, где вода «совсем синяя, как лепестки хорошеньких васильков, и прозрачная, как хрусталь», стоял прекрасный коралловый дворец. В нем жил морской царь со своей старой матерью и шестью дочками. Принцессы были удивительно хорошенькими русалочками, у которых «не было ножек, а только рыбий хвост». Самой прекрасной среди них была самая младшая – «нежная и прозрачная, как лепесток розы, с глубокими, синими, как море, глазами».

Согласно старой традиции, как только русалочке исполнялось пятнадцать лет, она имела право подняться на поверхность моря. Самая младшая русалочка с нетерпением ждала своего пятнадцатилетия, и вскоре этот день настал. Первым, что увидела русалочка, был большой корабль, с которого доносились звуки музыки и веселья. Неожиданно разыгрался страшный шторм, и королевское судно пошло ко дну. Русалочке удалось спасти принца, которого она вытащила на берег.

Русалочку настолько поразил прекрасный юноша, что ради него она решилась покинуть отчий дом. Она мечтала стать человеком, и готова была отдать «свои сотни лет за один день человеческой жизни». Русалочка отправилась к морской ведьме, которая потребовала у нее взамен на человеческие ножки самое главное ее богатство – чудесный голос. Ведьма предупредила, что каждый шаг на земле будет причинять ей мучительную боль. И если принц выберет в жены другую девушку, русалочка тут же превратится в морскую пену.

Русалочка выпила волшебный напиток, «потеряла сознание и упала как мертвая». На берегу ее нашел принц и отвел во дворец. Он быстро привязался к молчаливой незнакомке с летящей походкой и выразительными глазами. Однако в скором времени он собирался жениться на принцессе из соседнего государства.

На помощь русалочке приплыли ее сестры, которые обменяли у ведьмы свои чудесные косы на волшебный нож. Убив им принца, русалочка могла вновь получить рыбий хвост и вернуться домой. Однако она не смогла совершить убийство. На рассвете русалочка превратилась в морскую пену, а затем ее забрали дочери воздуха, чтобы добрыми делами заслужить бессмертную душу.

Заключение

В произведении Андерсена описывается искренняя, чистая любовь, способная на любые жертвы. Именно таким было чувство русалочки, отдавшей свою жизнь ради счастья принца.

После ознакомления с кратким пересказом «Русалочки» рекомендуем прочесть сказку в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Русалочка»?</h3>

    • <label>Александр Пушкин</label>
    • <label>Братья Гримм</label>
    • <label>Николай Гоголь</label>
    • <label>Ханс Кристиан Андерсен</label>

(новая вкладка)Содержание

«Русалочка» – знаменитая сказка датского писателя Ганса Христиана Андерсена. По мотивам известной истории созданы мультфильмы, ее образ используется в кино, мюзиклах, мультипликационных и обычных сериалах в разных странах.

Милая, где то наивная, но при этом гордая и смелая девушка – все это Русалочка. Сегодня мы раскроем краткое содержание, сюжет и образы главных героев.

Краткая характеристика героев

Практически все герои сказки описаны в положительном ключе. Все они добрые, честные, все любят по-своему. Какие персонажи встречают в сказке Андерсена?

Главные герои

  • Русалочка. Младшая, самая любимая дочь Морского Царя. Добрая, открытая, в чем-то наивная.
  • Принц. Красивый молодой юноша, добрый сердцем и душой, мечтающий найти свою спасительницу.

Прочие персонажи

  • Морской Царь — отец шестерых русалок, вдовец.
  • Бабушка русалок, рассказывающая им о жизни на земле.
  • Старшие сестры, морские девы — пять девушек, готовых пожертвовать многим ради сестры.
  • Принцесса — милая девушка, которая нашла Принца на берегу после того, как его спасла Русалочка.
  • Морская ведьма — единственный отрицательный персонаж; колдунья, способная на магические заклинания ради собственной выгоды.
  • Дочери воздуха — чистые души, способные распознавать таких же существ.

Сжатый пересказ сказки

Для тех, кто не успевает прочитать всю сказку, представляем ее краткий пересказ. Но надеемся, что вы прочитаете «Русалочку» полностью.

В глубоком синем море, в прекрасном коралловом дворце живут русалки – существа с телом человека и рыбьими хвостами. Их отец, Морской Царь, заботится обо всем синем море, но прежде всего – о своих шести дочерях. И самая младшая из них, Русалочка, дороже ему всех на свете.

Бабушка русалок рассказывает им истории о жизни людей на земле, а младшая сестра мечтает увидеть все это своими глазами.

В день своего пятнадцатилетия морским девам впервые разрешается подняться на поверхность моря. Юная красавица в нетерпении всплывает наверх и видит огромный корабль, на котором идет веселье. Больше всех среди красиво одетых людей ей приглянулся молодой юноша.

Неожиданно начинается буря и судно попадает в шторм. Русалочка спасает молодого красивого Принца и безнадежно в него влюбляется чистой, нежной любовью. Но она не человек, поэтому ей приходится скрыться и никому не рассказывать о том, что случилось.

Для того, чтобы быть ближе к объекту своей любви, Русалочка соглашается на сделку с Морской Ведьмой. Она отдает колдунье свой прекрасный мелодичный голос, при этом обретает пару стройных ног и становится внешне похожей на человека. Каждый шаг по земле отзывается в ней болью, но влюбленная девушка готова на все, лишь бы находиться рядом с Принцем.

Но Морская Ведьма ставит ей еще одно условие – если юноша ее не полюбит, она умрет и превратится в морскую пену.

Русалочка встречается со своей любовью, танцует с ним, но не может сказать ни слова. Принц очень тепло относится к девушке и рассказывает ей, что давно влюблен в ту, кто спасла его после шторма. Но при этом он не знает, кто она и где ее искать. Он даже представить себе не может, что это милая Русалочка, а она не может ему это рассказать.

Отец Принца находит ему более подходящую партию. Принцу кажется, что именно эта девушка стала его спасительницей, поэтому он решает жениться на ней.

Сестры Русалочки тоже готовы отдать все, чтобы вернуть свою любимую сестру домой. Они обменивают у Морской Ведьмы свои драгоценные волосы на волшебный нож. Девушке предлагают убить Принца, чтобы обрести хвост, вернуться в семью и море.

Русалочка заходит в спальню к молодоженам, но смотриn на них и понимает, что не сможет убить юношу. Девушка не идет на эту жертву – для нее счастье любимого дороже ее страданий и даже жизни.

С наступлением утра Русалочка выходит на палубу, чтобы бросится в море и превратиться в морскую пену. Но дочери воздуха забирают ее к себе, потому что такая чистая душа должна быть счастлива даже после смерти.

Сюжет сказки Русалочка

Любовь и самопожертвование – вот о чем сказка Ганса Христиана Андерсона Русалочка. Краткое содержание и сюжет рассказывают о том, на какие поступки готов человек, который искренне любит. Ведь Русалочка пошла на сделку, которая не сулила ей ничего хорошего. У нее забрали голос, отдав взамен ноги, которые ей самой не были нужны. Но они были той необходимостью, которая бы позволила быть ей рядом с любимым человеком. Кроме того, второе условие сделки ставило ее в тяжелое положение – ведь ей грозила смерть. Но ничего не боялась хрупкая, но смелая девушка.

В чем идея сказки

Краткое содержание сказки «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена рассказывает нам о трогательной, безответной любви девушки к прекрасному юноше. Девушки, отличающейся от всех как внешне, так и внутренне, но ее любовь настолько сильна и прекрасна, что любые преграды ее не останавливают. Ради этой любви она готова пожертвовать всем – своей необычной внешностью, красивым голосом, и даже своей жизнью.

При этом столь трагичный финал не остался без внимания автора. Ведь искренность Русалочки заметили девы воздуха, и она приобрела новую, счастливую жизнь на небе. Ведь даже невидимая, она улыбается Принцу, целует его невесту и улетает.

В очередной раз сказка учит нас, что добро всегда побеждает зло, а любовь, искренность и отвага никогда не останутся без вознаграждения.

Год: 1836     Жанр: сказка

Главные герои: Русалка — младшая дочь морского царя, Принц — ее возлюбленный

Морской царь живёт со своей матерью и шестью дочерьми. Когда самой младшей из них исполняется пятнадцать, ей разрешается всплыть на поверхность, и она влюбляется в принца, празднующего день рождения на корабле. Судно попадает в сильный шторм, и русалочка спасает тонущего принца, оставив его на берегу около женского монастыря.

Она тоскует по возлюбленному и решается на сделку с ведьмой: хвост девушки превращается в ноги, но ходьба доставляет ей нестерпимую боль, она лишается голоса, навсегда расстаётся с родными и обречена умереть, если принц женится на другой. Во время сватовства в соседнем королевстве он находит девушку, которая, как он считает, спасла его тогда на берегу, и берёт её в жёны. Сёстры предлагают ей убить принца, чтобы снять заклятие, но ей не хватает сил и она бросается в пучину, но не умирает, а становится дочерью воздуха.

Главная мысль. Сказка учит нас любви и самопожертвованию. Она показывает, как важно верить в свою мечту – именно благодаря ней русалочка не погибла, а обрела новую жизнь.

Читать краткое содержание Андерсен Русалочка

Лишь с пятнадцати лет им дозволялось подниматься наверх, но никому этого не хотелось так, как самой младшей. Год за годом сёстры всплывали и возвращались с восхищёнными рассказами. Наконец и русалочке довелось подняться над водой. Она оказалась рядом с кораблём, с палубы которого доносились пение и музыка. Люди были одеты нарядно, но прекраснее всех ей показался молодой принц. Она долго не могла оторвать от него взгляд.

Начался шторм, корабль бросало по волнам. Волны захлестнули судно и положили его на бок. Стало темно, но когда блеснула молния, русалочка увидела, как принц упал в море. Она спасла его, доставив на берег, где стоял монастырь. Вскоре из здания выбежали девушки, и одна из них нашла принца. Он улыбнулся девушке, и русалочке стало грустно, ведь он даже не подозревал о её существовании. Однажды она рассказала обо всём своей сестре, и вскоре все сёстры уже всё знали. Одна из них привела её к замку принца. Русалочка хотела добиться любви юноши.

Однажды, покинув бал, она отправилась к ведьме. Колдунья была согласна изготовить для неё зелье, которое превратило бы рыбий хвост в пару стройных ног. Её походка была бы грациозна, но каждый шаг доставлял бы невыносимую боль. При этом она никогда не смогла бы вернуться к своим родным, а если принц женился бы на другой, русалочка превратилась в морскую пену. Принцесса согласилась, и в обмен на услугу ведьма отрезала её язык.

Приплыв ночью к дворцу, русалочка выпила зелье и потеряла сознание. Принц нашёл девушку и привёл к себе во дворец. Она танцевала так великолепно, что все восхищались ею и аплодировали. Со временем он всё больше привязывался к ней, но всё же относился к ней как к маленькому милому ребёнку, не собираясь брать её в жены. Он признался, что его сердце занято той, что спасла его давно на берегу. Русалочка переживала, что не могла открыть ему правду.

Ганс Христиан Андерсен сказка Русалочка

Оцените произведение: Голосов: 393

Читать краткое содержание Русалочка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Андерсен. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Русалочка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Куприн Анафема

    Утром в воскресенье отец Олимпий готовился к службе. Он полоскал горло борной кислотой, дышал над паром. Жена дьякона, худая невзрачная женщина, принесла ему стакан водки в честь выходного дня

  • Краткое содержание Шукшин Осенью

    Филипп Тюрин с самой войны работал паромщиком. Однажды в бою его ранило, и тяжелую работу он выполнять больше не мог. Тюрин увлекался политикой. И даже по пути от дома до парома и обратно он обдумывал разные новости

  • Краткое содержание Повесть непогашенной луны Пильняка

    Приняв рапорты от служащих, командарм Николай Гаврилов беседует со своим близким другом Алексеем Поповым, которому еле удалось пробраться к нему в вагон. В утренних газетах пишут

  • Краткое содержание Чехов Невеста

    Надя собирается замуж за сына местного протоиерея, Андрея Андреевича. Родственники Нади, властная бабушка и мать заняты приготовлением к свадьбе. В доме гостит дальний родственник семьи Саша, он болен чахоткой.

  • Краткое содержание Старшая Эдда

    Сборник состоит из более чем 35 песен, в поэтической форме раскрывающих представления древних скандинавов о сотворении и устройстве мира, и структурно разделенных на три части:

Очень кратко:Из-за любви к принцу русалочка меняет рыбий хвост на пару стройных ножек. Не сумев добиться взаимности, она погибает и становится морской пеной.

285052.jpg

РусалочкаАудиоспектакль. 1 ч 18 мин. Читают Борис Плотников и др. Бесплатный отрывок:285052.jpgБорис Плотников и др.1 ч 18 минРусалочкаАудиокнига. 1 ч 13 мин. Читает Маргарита Елшанкина. Бесплатный отрывок:Маргарита Елшанкина1 ч 13 минРусалочкаАудиокнига. 55 мин. Читает Павел Ломакин. Бесплатный отрывок:Павел Ломакин55 минРусалочкаАудиоспектакль. 1 ч 44 мин. Читают Александр Леньков и др. Бесплатный отрывок:Александр Леньков и др.1 ч 44 мин

Читайте также

«Русалочка» – очень трогательная сказка о безответной любви нежной, трепетной Русалочки к прекрасному Принцу. Это история о том, на какие жертвы можно пойти ради настоящей любви.

chitatelskiy-dnevnik-rusalochka-64123.jpg

Краткое содержание «Русалочка» для читательского дневника

ФИО автора: Ханс Кристиан Андерсен

Название: Русалочка

Число страниц: 48. Х. Г. Андерсен. «Русалочка». Издательство «РОСМЭН», 2012 год.

Жанр: Сказка

Год написания: 1836 год

Главные герои

Русалочка – самая младшая дочь морского царя, добрая, отзывчивая, любящая.

Принц – красивый молодой человек, честный, порядочный.

Морская ведьма – злая, коварная колдунья, отнявшая у Русалочки ее чудный голос.

Принцесса – милая девушка, которую Принц по ошибке принял за свою спасительницу.

Сестры Русалочки – добрые, любящие сестры, которые пытались уберечь Русалочку от необдуманных поступков.

Сюжет

На самом дне глубокого синего моря стоял прекрасный дворец, в котором жил Морской Царь со своей матерью и шестью дочерьми русалочками. По старой традиции, когда русалочке исполнялось пятнадцать лет, она получала возможность подниматься на поверхность моря. Каждый раз, когда кто-то из старших сестер достигал пятнадцатилетия, самая младшая Русалочка, затаив дыхание, слушала рассказы об удивительно красивых закатах и восходах, золотом песке и искрящихся льдинах.

Когда Русалочке, наконец, исполнилось пятнадцать лет, она поднялась на поверхность моря и увидела огромный корабль, на котором играла музыка. Но больше всего поразил воображение Русалочки прекрасный Принц, в которого она тут же влюбилась. Неожиданно разыгралась сильная буря, и королевский корабль пошел ко дну. Русалочка спасла Принца от верной смерти, вытащив его бесчувственного на берег.

Русалочка так хотела оказаться среди людей и быть ближе к Принцу, что отважилась на визит к Морской ведьме. Та согласилась превратить ее рыбий хвост в человеческие ножки, но взамен Русалочка должна была отдать ей свой чудесный голос. Кроме того, каждый шаг по земле будет причинять ей сильную боль, как будто она ступает по острым кинжалам. Если Принц женится на другой девушке, Русалочка тут же превратится в морскую пену.

Русалочка без раздумий согласилась на все условия Морской ведьмы. Она выпила волшебный напиток и очутилась без сознания на морском берегу, где ее нашел Принц. Он очень привязался к милой безголосой девушке с летящей походкой. Однако вскоре Принц должен был жениться на Принцессе из соседней страны. Впервые увидев ее, он не сомневался, что это именно она спасла его в ту страшную бурю.

В тот же вечер к Русалочке приплыли ее сестры. Они протянули ей нож, который обменяли у Морской ведьмы на свои чудесные косы. Этим ножом нужно было убить Принца, чтобы вновь стать русалочкой и вернуться во дворец. Однако Русалочка не смогла совершить убийство любимого человека. На рассвете она должна была превратиться в морскую пену, но тут появились Дочери воздуха, которые забрали Русалочку с собой.

План пересказа

  1. Жизнь в Морском дворце.
  2. Русалочка впервые всплывает на поверхность моря.
  3. Спасение Принца.
  4. Договор с Морской ведьмой.
  5. Русалочка превращается в человека.
  6. Знакомство с Принцем.
  7. Свадьба Принца и Принцессы.
  8. Русалочка становится Дочерью воздуха.

Главная мысль

За любовь нужно платить, порой, очень высокую цену.

Чему учит

Сказка учит любить и жертвовать собственными интересами ради счастья любимых людей, учит никогда не предавать своих близких.

Отзыв

Русалочка не жалко было отдать самое дорогое, что она имела – чудесный голос, чтобы иметь возможность находиться рядом с любимым человеком, даже не надеясь на взаимность.

chitatelskiy-dnevnik-64123-risunok-illyustraciya-k-skazke-rusalochka.jpg

Рисунок-иллюстрация к сказке Русалочка.

Пословицы

  • Насильно мил не будешь.
  • Любовь – большая мука.
  • Одно сердце страдает, а другое не знает.
  • Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Что понравилось

Конец сказки очень печальный. Хотелось бы, чтобы Русалочка, которой довелось пройти столько испытаний, смогла обрести свое счастье с Принцем, но этому не суждено было сбыться.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/andersen/rusalochka
  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/skazka-andersena-rusalochka.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/andersen/rusalochka
  • https://briefly.ru/andersen/rusalochka/
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/rusalochka.html

Тема урока : А.С.
Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок).

Цели: 
познакомиться с новым произведением А.C. Пушкина, новым видом жанра (поэма).

1. Орг. момент

Прозвенел уже звонок. Начинается урок.

В путешествие пойдём. В страну сказок
попадём.

Слушай, думай, наблюдай, Сказку нашу
отгадай.

Глазки дружно закрывайте. Сказку в душу
пропускайте.

2. Актуализация знаний.

Какой раздел мы
закончили изучать? «Народные сказки».

Почему сказки
называются «народные»? Их сочинил, придумал народ и передавал  следующим
поколениям из уст в уста. 

Сказки каких народов мы
прочитали? Русского,
литовского,                                                                  
таджикского, китайского.

Чему учат эти сказки? 

Проверим, насколько
хорошо вы их запомнили. Вам нужно ответить на два вопроса: кто эти герои, из
каких сказок они к нам пришли.

1. «Семь Симеонов»:
Симеон-младшенький.

2. «Жаба-королева»:
королевич.

3. «Птица Кахна»: птица
Кахна, старик.

4. «Иван — 
крестьянский сын и чудо-юдо»: три брата, Старушка.

5. «Царевна-лягушка»:
Василиса Премудрая.

Молодцы,  вы  очень 
хорошо  знаете  народные сказки.  Поэтому мы можем продолжать наш путь дальше. 

3. Постановка темы и
цели урока

Сейчас я прочту
стихотворения, которые мы читали во 2-ом классе.   Уж небо осенью
дышало,                                      Опрятней модного паркета Уж реже
солнышко блистало,                               Блистает речка, льдом одета.
Короче становился день,                                        Мальчишек
радостный народ Лесов таинственная сень                                       
Коньками звучно режет лёд…

С печальным шумом обнажалась… 

Кто автор этих строк?
/А.С.Пушкин/

С какими ещё
произведениями А.С.Пушкина, кроме стихов, вы знакомы?

Назовите сказки,
принадлежащие перу Пушкина? Какая особенность сказок Пушкина?    (они написаны
в стихах) 

Итак,  мы  знаем,  что 
Пушкин  писал  стихи  и  сказки,  т.  е.  поэтические произведения.

Дети, как вы думаете,
какая у нас тема урока? Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.

Сегодня  будем 
изучать  ещё  одно  произведение  А.С.Пушкина,  которое написано красивым
литературным языком «У лукоморья дуб зелёный…». Наверняка вы его уже читали.

Цели: прочитать
и проанализировать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», познакомиться с биографией
А.С. Пушкина, научиться выразительно читать.

А что такое ПОЭМА? Кто
из вас знает? Поэма  –  большое  стихотворное  произведение  на историческую,
героическую или возвышенную лирическую тему.

Будем читать про
лукоморье. А что это такое?

Подберите  синонимы  и 
антонимы  к  словам  НЕВЕДОМЫЙ, НЕВИДАННЫЙ.

Какие  значения  может 
иметь  слово  ЗАВОДИТЬ?

Биография А.С. Пушкина.

Родился  Пушкин
в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека.
Мальчик рано пристрастился к чтению.

На его воспитание
большое влияние оказали бабушка поэта и няня Арина Родионовна, которая
мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки.
За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не
зря его называют жемчужиной русской поэзии. (Видео).

Первичная проверка
восприятия.

В произведении вам
встретятся незнакомые слова. Проведем словарную разминку с.82.

Слова – златая,
брег, песнь, чредой
 – старые, вышедшие из употребления формы слов.
Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, берег, песня, чередой – по очереди).

 Что означает «дол»?
как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое?
(пространство без деревьев – долина).

Как вы понимаете слова «видений полны»?
(Привидений)

Пленяет –
берёт в плен. Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится. Чахнет –
сохнет, худеет.

Эти устаревшие слова, в
нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег»,
«чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя стариной, сказочностью,
волшебством.

Чтение отрывка.

Каким поэт изобразил
лукоморье? /Сказочным, таинственным,   загадочным, волшебным/

Какие чудеса и
сказочные герои вас удивили?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ребята, обратите
внимание, сколько частей в этом произведении? Состоит из двух частей. Первая —
состоит из шести строк.

Что изобразил поэт в первой
части
? О чём пишет А.С.Пушкин? Прочитаем по «цепочке»

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на
дубе том;
И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит.

Что описывает Пушкин?
Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира.

А каким вы
представляете себе Кота учёного? (Дрессированный, образованный,
мудрый, знающий песни и сказки.) Это определение подтверждает, что кот
волшебный.

Что вы можете сказать о
второй части? Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с
которыми происходят чудеса.

Что же это за сказочные
герои? Читаем дальше по цепочке.

Там чудеса: там леший бродит, Русалка на
ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей;

Так много
волшебства…есть существа, которых нет в настоящей жизни… (поэтому эта
поэма – сказка).

— «Там леший бродит»…
Каким вы представляете себе Лешего? Леший – хозяин леса и зверей.
Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост – быть то ниже
былинки, то выше дерева, управлять зверьми.

А почему он не идёт, а
бродит? Бродить — ходить по разным направлениям, отыскивая
что-либо или без цели; едва ходить, еле таскать ноги, плестись.)       

Следующая героиня – русалка.
А что вызнаете о ней? Русалки представляются в виде красивых девушек с длинными
волосами. 

Ребята, а как вы
думаете, может ли русалка на ветвях сидеть?

Читаем дальше по
цепочке.

Там лес и дол видений
полны;
Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и
пустой…
И тридцать витязей прекрасных (

Чредой из вод выходят
ясных
, И с ними дядька их морской; 

Витязь – храбрый воин,
богатырь. Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в
дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а морской.

Там королевич мимоходом 
Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом  Через леса,
через моря

Колдун несёт богатыря;  В
темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно
служит;
 

Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кощей над
златом чахнет

Там русский дух…там
Русью пахнет!
 

И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел и кот учёный Свои мне сказки
говорил.

А вот появляется и колдун.
Каким вы представляете себе колдуна и что знаете  о нём? Колдуны большею
частью — люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с
длинными неостриженными ногтями.

А бурый волк ей
верно служит
В словаре В.И.Даля бурый цвет упоминается лишь применительно к
медведю и лисе. Волк не назван привычно серым, что подчёркивает его
необычность, уникальность.

Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собойБаба-Яга — злая колдунья. Обычно
она представляется в виде горбатой, хромоногой, худой старухи  с
косматыми  седыми волосами, костяной ногой, страшным лицом, гнилыми
клыками, торчащими из потерявшего почти все зубы рта.

Там царь Кощей над
златом чахнет —
Злой чародей. Чаще всего кощей
представляется костлявым и лысым стариком, который обитает в зловещем каменном
замке.  Кощей играет  роль скупого хранителя сокровищ и опасного
похитителя красавиц.

Там русский дух…там
Русью пахнет!
 — Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? – гордость
за Россию.

И я там был, и мёд я
пил —
Можно ли пить мед? Это переносное значение. “Мед я пил” — наслаждался
прелестью сказок

У моря видел дуб
зелёный; Под ним сидел и кот учёный Свои мне сказки говорил. —
Что
напоминают последние строчки? концовку русских народных сказок.

Закрепление знаний.

Чтение поэмы хорошо
читающими учениками.

Что вы можете рассказать
об иллюстрациях? Мы видим Бабу Ягу колдуна и богатыря.

Найдите строки, к
которым сделаны иллюстрации

Устное «рисование».
Какие иллюстрации можно нарисовать к этому отрывку?

Видео о Пушкине.

Итог урока.

Что изучали на уроке?

Через своё произведение
А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые
передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

Вступление к какому
произведению мы с вами сегодня читали? «Руслан и Людмила»

С каким новым видом
жанра познакомились сегодня на уроке? Поэма.

Что особенно вам
понравилось? Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

К какому литературному
жанру относится это произведение?  Поэма

Рефлексия.

Понравилось ли вам это
произведение? Опишите свое настроение от прочитанного произведения.

Домашнее задание.

Выучить отрывок
наизусть, стр. 83 ответить на 3-ий вопрос

Дата: 05.05.2021                                                                                                                ФИО учителя: Гагарина О.А.

Школа: МАОУ«ОЦ №1»                                                                                                          ФИ студента: Литвинович А., 43 гр.

Класс: 4 «В»                                                                                                                        ФИО методиста: Кондратьева И.И.    

Тема урока: «Г. Х. Андерсон «Русалочка»»

Цели деятельности учителя: знакомство с биографией Г. Х. Андерсона и произведением зарубежной литературы «Русалочка», развитие творческих способностей.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

1 мин

— Здравствуйте!

— Посмотрите друг на друга и подарите улыбку.

— Желаю вам сегодня продуктивной работы на уроке.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог.

Практический: работа в тетради.

3 мин

 Речевая разминка (работа в парах).

-А начнем мы наш урок с речевой разминки. Работать будем со скороговоркой в парах.

-Как вы думаете, что должно стать итогом нашей работы со скороговоркой?

Скороговорка: Тощий немощный Кощей

Тащит ящик овощей.

-Прочитайте: весело, шепотом, громко, скороговоркой, выразительно.

-Можем подвести итог? Каков он?

Отвечают на вопросы учителя

Работают со скороговоркой

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: диалог.

5 мин

-Проведем разминку для ума. Разгадайте анаграммы и угадайте героев.

Анаграммы:

одймвокюач — Дюймовочка

аспинрецс — Принцесса

аусакрлоч – Русалочка

-Кто является автором этих литературных героев?

-Какие произведения Г. Х. Андерсена вы читали? Назовите их.

-Сформулируйте пожалуйста тему и задачи урока.

Разгадывают анаграммы

Г.Х.Андерсен

Ответы детей

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Цели: познакомиться с произведением Г.Х.Андерсена «Русалочка», познакомиться с биографией Г.Х.Андерсена.

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV.Открытие нового знания

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация, учебник, видеофрагмент.

8 мин

Ознакомление с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена

— Прочитайте название раздела, который мы начнём сегодня изучать.

— Как вы понимаете его?

— Начнём изучение раздела с произведения автора, который жил в Дании. Это знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен.

Мы сейчас поближе познакомимся с жизнью и творчеством великого сказочника.

— Попробуйте составить вопросы по услышанному материалу для викторины, которую проведём на следующем уроке.

Ганс Христиан Андерсен родился в старом датском городе Оденсе 2 апреля 1805 года.

Отец его был сапожником, но мечтал о двух радостях – учиться и путешествовать. А так как ему ни то, ни другое не удалось, он без конца читал и перечитывал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь».

Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько ваз на окнах: в них цвели тюльпаны.

Тихий мальчик Ганс рано начал выдумывать невероятные истории. Но он не сразу решался рассказывать их взрослым.

В Оденсе был свой театр. Отец Ганса сделал ещё одно великое дело – он успел сходить с сыном в театр.

Вот тут-то всё и началось! Ганс решил стать актёром, петь на сцене, танцевать и декламировать стихи.

Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Но мальчик шил только пёстрые платья для своих театральных кукол. (у него дома был собственный домашний театр).

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Ганс отпросился у матери и на жалкие сбережения уехал из Оденсе в столицу Копенгаген – завоевывать счастье, хотя сам ещё толком не знал, в чём оно заключается. В первые годы в Копенгагене было много, слишком много огорчений и обид. Он был беден. Андерсен страдал, но он не покорялся. Он гордился соей кровной близостью к беднякам.

На 23 году жизни вышла первая книга «Прогулка на остров Амагер».

На скудный гонорар от своих книг Андерсен отправился в путешествие по Европе. Путешествуя он знакомился со своими любимыми писателями и художниками, поэтами и музыкантами. Он писал всюду, где его заставляла жажда писать.

В 1872 году он тяжело заболел. Умер 4 августа 1875 года. Его сказки много раз переводились и издавались на русском языке.

Слушают учителя и составляют по рассказу материал для викторины

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа.

Наглядный: учебник, учебная презентация.

5 мин

— Может ли кто-нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник?

— Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился один из самых знаменитых сказочников мира.

— А что вы знаете о русалках? Вспомните, в каких сказках вы встречали русалок?

— Русалка — в народных поверьях и сказках существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.

— Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека.

— Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини.

— Прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об отношении автора к героине сказки.

— Над этим произведением мы будем работать в течении нескольких уроков, содержание сказки будем разбирать по частям, но вы должны быть очень внимательными, слушать, отвечать на вопросы, выполнять добросовестно  все задания,  чтобы на последнем уроке подойти к финалу сказки и ответить на вопрос, почему из всех героев сказок Андерсена памятник установлен именно Русалочке.

Русалочку

Ответы детей

Слушают учителя

относится с нежностью, с любовью, с уважением, с заботой

слушают учителя

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа.

Наглядный: учебная презентация.

Практический: работа в тетради.

7 мин

— Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов.

(на карточках записаны слова и их значение)

Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки.

Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.

Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части.

Янтарь – окаменевшая смола древних растений.

Устрицы – морской моллюск.

Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой).

Вдовец – мужчина, у которого умерла жена.

Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник.

Снасти и реи – детали корабля.

Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов.

Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.

Валторна – духовой музыкальный инструмент.

Мельничное колесо – колесо водяной мельницы, на которое вода льётся с плотины.

Пучина – морская глубина.

Владычить – хозяйничать.

Ил – вязкий осадок на дне водоёма.

Снадобья – волшебные средства.

Муслин – лёгкая и тонкая ткань.

Штиль – полное безветрие на море.

Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину моря и добывает жемчуг.

Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна.

Работают со значениями слов

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

8 мин

— Читаем первую часть сказки (читает подготовленный ученик) (до слов «Когда вам исполнится пятнадцать лет…» с.167-168).

— Где разворачивается действие сказки?

— О ком из героев сказки вы узнали из этого отрывка?

— Как вы думаете, кто была младшая внучка?

— Что происходило дальше, мы узнаем из второй части. (Читает подготовленный ученик) (до слов «Надвигалась буря…» с.168-171)

— Расскажите, что произошло с русалочкой, когда ей исполнилось пятнадцать лет.

— Найдите в этой части сказки описание корабля, который увидела русалочка, и прочитайте этот отрывок. (с.169)

— Какой праздник отмечали на корабле?

— Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему?

— Удастся ли русалочке познакомиться с принцем? Как может произойти знакомство?

в море

о морском царе, что он овдовел и о старухе матери, которая заправляла хозяйством и воспитывала шесть внучек, а также дано описание младшей внучки)

русалочка, героиня сказки

— бабушка украсила её и русалочка поднялась на поверхность

— день рождения принца

— да, потому что на корабле было красиво и ей понравился принц

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

3 мин

— Это ваши предположения. Как будут развиваться события на самом деле, вы узнаете на следующих уроках.

— Итак, на этом остановимся. Сейчас похлопайте те, кто доволен своей работой на уроке. Теперь потопайте те, кому было трудно и что-то непонятно.  А с чем именно возникли трудности?

— Откройте дневники и запишите задание на дом.  (Задаётся по выбору)

(Записано на листочках со словарными словами)

  1. Прочитать сказку дальше (до слов «Дворец был из светло-жёлтого блестящего камня…», с.171-174).
  2. Составить и записать в тетрадь по чтению несколько вопросов по содержанию прочитанного.
  3. Поделить эту часть на части и озаглавить их.

Пересказать эту часть.

Урок окончен, вы большие молодцы!

Записывают домашнее задание.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Отрывок из сказки русалочка

Текст: Ольга Лапенкова

Учителя литературы обожают рассказывать, что Пушкин с детства слушал русские народные сказки: их он узнавал от любимой няни — Арины Родионовны. Эти произведения устного народного творчества легли в основу первой поэмы Александра Сергеевича Пушкина — «Руслана и Людмилы»: классик задумал её ещё во время учёбы в Царскосельском лицее, а закончил, когда ему был всего 21 год. Сегодня мы не только вспомним сюжет поэмы, но и проследим, с каких сказочных персонажей автор «списал» своих героев. А ещё поговорим о наставниках и друзьях поэта, в первую очередь — о Василии Андреевиче Жуковском, который, прочитав поэму, подарил Пушкину собственный портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».

Сказку эту поведаю теперь я свету

Первая часть поэмы «Руслан и Людмила» — это так называемая присказка, то есть отрывок, в котором основные герои пока что не появляются. Эту присказку многие ребята ещё в начальной школе учат наизусть. Приведём её с небольшими сокращениями:

  • У лукоморья дуб зелёный;
  • Златая цепь на дубе том:
  • И днём и ночью кот учёный
  • Всё ходит по цепи кругом; <…>
  • Там чудеса: там леший бродит,
  • Русалка на ветвях сидит; <…>
  • Избушка там на курьих ножках
  • Стоит без окон, без дверей; <…>
  • И тридцать витязей прекрасных
  • Чредой из вод выходят ясных,
  • И с ними дядька их морской; <…>
  • В темнице там царевна тужит,
  • А бурый волк ей верно служит;
  • Там ступа с Бабою Ягой
  • Идёт, бредет сама собой;
  • Там царь Кащей над златом чахнет;
  • Там русской дух… там Русью пахнет!

Этот отрывок «добавлен» в поэму не случайно: так А. С. Пушкин показывает, в каком мире будет происходить действие, а также напоминает о старинных сказках и преданиях.

«Лукоморье» — это, как ни странно, не просто красивое выдуманное слово, а вполне определённое географическое понятие. Оно встречается в самом знаменитом произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве». Произошло оно от фразы «лука моря»; слово «лука» много-много лет назад означало «изгиб, изогнутый берег». По мнению многих учёных, в «Слове о полку Игореве» имелись в виду земли рядом с Азовским морем, где обитали половцы — племена, которые совершали набеги на русские княжества.

Кот учёный — персонаж, который гуляет по волшебному дереву, затерянному где-то на границе миров; такое дерево часто встречается в финских мифах. Но как же эти мифы «попали» в Россию? Дело, скорее всего, в том, что Арина Родионовна — знаменитая няня Пушкина — родилась и выросла недалеко от Санкт-Петербурга; в этих местах давным-давно жили и русские, и финно-угорские племена. Поэтому неудивительно, что, будучи девочкой, Арина наслушалась местных сказок, а потом «передала» их Пушкину.

Леший и русалка — типичные персонажи русских сказок. Леший назван так потому, что живёт в лесу; слово «русалка», скорее всего, происходит от слова «русло», то есть — место, где река разливается шире всего.

Избушка на курьих ножках — таинственный дом Бабы-яги. Избушка может поворачиваться (в сказках главный герой часто просит: «Повернись, избушка, к лесу задом, ко мне передом») и даже ходить. Находится на границе миров: реальности, где живут простые люди, и потустороннего измерения.

Тридцать витязей и дядька их морской — персонажи из сказки о тридцати трёх богатырях, которую Пушкин, вероятно, услышал от няни Арины Родионовны. Дядьку богатырей, что любопытно, зовут Черномор — так же, как главного злодея в «Руслане и Людмиле». Но путать их не надо. «Плохой» Черномор обитает в воздушном замке и похищает прелестных девушек, а «хороший» Черномор живёт на дне морском. В 1831 году А. С. Пушкин напишет «Сказку о царе Салтане», в которой «хороший» Черномор станет одним из важных героев-помощников.

Баба-яга и Кощей Бессмертный — два популярных персонажа, которые издревле встречались в произведениях устного народного творчества: Кощей Бессмертный всегда вредит главному герою, а Баба-яга ведёт себя непредсказуемо — иногда строит козни, а иногда, наоборот, выручает. О них мы уже говорили в статье «Волшебные сказки».

Впрочем, действие поэмы «Руслан и Людмила» происходит не в какие-то непонятные древние времена, а в период правления Владимира I, которого ещё называют Владимир Красно Солнышко. Этот князь больше всего прославился тем, что именно при нём произошло Крещение Руси. Так что Руслан и Людмила якобы живут в начале XI века — но это, конечно, не значит, что Пушкин описывал реальные события. Кстати, вспомним: что там вообще происходит?

Нет повести печальнее на свете

Поэма начинается со сцены во дворце Владимира Красно Солнышко. Гости празднуют свадьбу главных героев — Руслана и Людмилы, но не все в этот день счастливы. За столом сидят три соперника Руслана, которые тоже боролись за руку и сердце прекрасной девы, но получили отказ:

  • За шумным, свадебным столом
  • Сидят три витязя младые;
  • Безмолвны, за ковшом пустым,
  • Забыты кубки круговые,
  • И брашна [напитки] неприятны им; <…>
  • То три соперника Руслана;
  • В душе несчастные таят
  • Любви и ненависти яд.
  • Один — Рогдай, воитель смелый,
  • Мечом раздвинувший пределы
  • Богатых киевских полей;
  • Другой — Фарлаф, крикун надменный,
  • В пирах никем не побежденный,
  • Но воин скромный средь мечей;
  • Последний, полный страстной думы,
  • Младой хазарский хан Ратмир:
  • Все трое бледны и угрюмы…

В этот момент читатель думает, что, возможно, один из соперников вот-вот украдёт красавицу прямо со свадебного пира, но дело обстоит ещё хуже: когда праздник закончится и новоиспечённые муж и жена отправятся ночевать, Людмилу похитит злобный колдун Черномор… Отец же несчастной девушки, тот самый Владимир Красно Солнышко, обратится к славным воинам с такой речью:

  • …Дети, други!
  • Я помню прежние заслуги:
  • О, сжальтесь вы над стариком!
  • Скажите, кто из вас согласен
  • Скакать за дочерью моей?
  • Чей подвиг будет не напрасен,
  • Тому — терзайся, плачь, злодей!
  • Не мог сберечь жены своей! —
  • Тому я дам её в супруги
  • С полцарством прадедов моих.
  • Кто ж вызовется, дети, други?..

Бедный Руслан! Он несколько лет добивался руки и сердца Людмилы — и в тот момент, когда, казалось бы, можно больше ни о чём не беспокоиться и ничего не бояться, теряет жену. И как теряет: любой из его соперников может всё-таки стать её мужем! На поиски несчастной отправляются и Рогдай, и Фарлаф, и Ратмир. Характеры у этих героев разные: кто-то будет действовать грубой силой, кто-то — хитростью… Сможет ли Руслан справиться со всеми их происками, да ещё и одолеть Черномора?

Помня, что пушкинская поэма — это всё-таки сказка, читатель с самого начала может быть уверен, что всё закончится хорошо. Тем более — если знать, кто является литературным «предшественником» Руслана. Этот герой и именем, и характером напоминает ещё одного персонажа древнерусских преданий — Еруслана Лазаревича, великого богатыря: он и вражеское войско может в одиночку разгромить, и ужасную богатырскую голову одолеть, и волшебный меч отыскать… Не правда ли, совпадений не так-то мало?

Впрочем, всё это интересно и замечательно, но при чём тут всё-таки Василий Андреевич Жуковский? Рассказываем.

Побеждённый учитель

Задумывая «Руслана и Людмилу», Пушкин вдохновлялся не только русскими народными сказками, но и творчеством друзей-поэтов. Так, у В. А. Жуковского есть длинная-длинная баллада «Двенадцать спящих дев». Сюжет её такой.

В незапамятные времена жил-был человек по имени Громобой, настолько бедный, что у него не было даже собственного дома. До поры до времени он стойко переносил трудности, но в какой-то момент поддался унынию и даже решил покончить с собой, прыгнув с обрыва в реку. Однако тут к нему пришёл искуситель, который пообещал несметные богатства в обмен на душу. Громобой согласился — и действительно, зажил так, как и не мечтал:

  • И вышел в люди Громобой —
  • Откуда что взялося!
  • И счастье на него рекой
  • С богатством полилося;
  • Как княжеский, разубран дом;
  • Подвалы полны злата;
  • С заморским выходы вином,
  • И редкостей палата…

К сожалению, деньги часто портят людей, и Громобой не стал исключением. Богатый и знаменитый, он не стал дожидаться, когда ему встретится та, которая искренне его полюбит. Вместо этого он похитил двенадцать прекрасных девушек — совсем как пушкинский Черномор, — и несчастные пленницы родили ему двенадцать дочерей. К счастью, характером девочки в папу не пошли: тихие и скромные, они всё время проводили в молитвах. Они просили у Бога милости к отцу, матери и сёстрам — и их мольбы оказались услышаны: Громобой раскаялся в содеянном, и Господь помиловал его душу…

В пушкинском произведении, впрочем, двенадцать дев не молятся в церкви, а только и делают, что искушают проходящих мимо путников. В какой-то момент в их сети попадается Ратмир — один из соперников Руслана. Как-то ночью он слышит девичий голос, который поёт:

  • Ложится в поле мрак ночной;
  • От волн поднялся ветер хладный.
  • Уж поздно, путник молодой!
  • Укройся в терем наш отрадный.
  • Здесь ночью нега и покой,
  • А днём и шум и пированье.
  • Приди на дружное призванье,
  • Приди, о путник молодой!

Через много лет, пересматривая свои юношеские труды, А. С. Пушкин жалел о том, что посмеялся над балладой 37-летнего Василия Андреевича. Но тот — что в 1820-м, что потом — и не думал расстраиваться: его радовало, что верный друг и способный ученик «переделал» возвышенный, грустный сюжет о жестоком Громобое и его несчастных дочерях в весёлую, даже легкомысленную историю.

Использованные материалы

  • К. Сушичев. «У Лукоморья дуб зелёный… Где находился былевой прообраз пушкинского Лукоморья и откуда взялся дуб?»
  • Б. Томашевский. «»Двенадцать спящих дев» и «Руслан и Людмила»».

  • Отрывок из сказки пушкина у лукоморья дуб зеленый текст
  • Отрывок из сказки пушкина три девицы под окном пряли поздно вечерком
  • Отрывок из сказки пушкина руслан и людмила у лукоморья дуб зеленый
  • Отрывок из сказки пушкина золотая рыбка отрывок
  • Отрывок из сказки пушкина для 1 класса которые легко учатся