Отрывок из сказки пушкина выучить наизусть

Ежегодно 6 июня мы отмечаем пушкинский день. стихи и стихотворные сказки пушкина это образец русского языка. языка ясного и

Учим Пушкина наизусть

Ежегодно 6 июня мы отмечаем Пушкинский день. Стихи и стихотворные сказки Пушкина – это образец русского языка. Языка ясного и живого. И пусть он отличается от того, как мы говорим сейчас – мелодичные чистые строки по-прежнему трогают сердце. Знакомство с произведениями Пушкина помогает закладывать фундамент русской души – любящей, отзывчивой, восприимчивой к красоте. Поэт никогда специально не писал для детей, не разделял своих читателей по возрастам. Но его стихотворения, полезные подрастающему поколению, уже в 19 веке включали в списки произведений для детского чтения. Кроме пользы – это еще и приятное чтение. Созданный воображением гения фантастический мир притягивает и очаровывает ребенка. В этом разделе собраны отрывки из его замечательных сказок и чудесные стихи, которые можно выучить с детьми наизусть и устроить 6 июня пушкинские чтения.

0a

«У лукоморья дуб зеленый…» – строки, знакомые каждому с детства. Еще древнерусские гусляры начинали свои сказания с обязательной присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Присказка настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу. Волшебный мир пушкинских сказок настолько прочно вошел в нашу жизнь, что воспринимается как неотъемлемая часть русской культуры. Пушкин подчеркивает, что этот волшебный мир имеет национальные корни и непосредственно связан с Россией: «там Русью пахнет!». Все происходящие в этом мире события: подвиги, временные победы злодеев и торжество справедливости, являются отражением реальной жизни. Сказки – это выдуманные истории, по-своему показывающие действительность и помогающие человеку различать добро и зло.

1 5

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

«Сказка о рыбаке и рыбке» – самая простая и назидательная из всех сказок Пушкина. Главный смысл сказки о золотой рыбке заключается в порицании человеческой жадности. Пушкин показывает, что это отрицательное качество присуще всем людям, независимо от материального или общественного положения. Рыбка исполняет все желания, но всему приходит конец, она никак не наказывает старуху, сошедшую с ума от жадности, а просто возвращает все к разбитому корыту. Для старика это даже лучший выход, так как он вновь становится хозяином в своем доме. А старуха получила серьезный урок и всю оставшуюся недолгую жизнь она будет вспоминать, как из-за своей жадности снова осталась у разбитого корыта.

Отрывок из сказки пушкина выучить наизусть

Отрывок из сказки пушкина выучить наизусть

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, –
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.

«Сказка о царе Салтане…» писалась Пушкиным в течение нескольких лет на основе рассказа Арины Родионовны. В ней перечислено множество пороков и добродетелей, четко делящих персонажей на добрых и злых. Все они изображены с большим художественным мастерством и в мельчайших подробностях. У сказки счастливый и торжественный конец, автор подчеркивает, что торжество добра не может включать в себя наказание или месть.

Отрывок из сказки пушкина выучить наизусть

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,

***
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

***
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить –

Отрывок из сказки пушкина выучить наизусть

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как, речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Ярко Пушкин описывает образ злой мачехи. Молодая царица блистает красотой, но отличается чрезмерной гордостью и ревностью. Молодая царевна олицетворяет собой идеал женской красоты, доброты и верности. Королевич Елисей символизирует крепость мужской любви и преданности. Трехкратное обращение к природным силам (солнцу, месяцу и ветру) имеет древние национальные корни. Счастливый конец сказки символизирует победу добра над злом. В сказке нет традиционной решительной битвы или картины наказания злодеев. Царица умирает сама от «тоски». Свадьба царевны и Елисея – торжество счастья и справедливости.

Отрывок из сказки пушкина выучить наизусть

«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».

***
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?»

***
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?»

«Сказка о золотом петушке» имеет значительный поучительный характер. Пушкинский петушок живет своей особой жизнью, в конце сказки он становится орудием мести звездочета. Царь гибнет от золотого петушка не просто потому, что незаслуженно обидел и убил звездочета. Его смерть – закономерная расплата судьбы за то, что царь предал забвению своих сыновей, прельстившись шамаханской царицей. Еще одним преступлением стало неисполнение собственного слова, а царское слово считалось святым и непогрешимым. Его смерть символизирует собой справедливое наказание, которого невозможно избежать ни с помощью власти, ни богатства.

Отрывок из сказки пушкина выучить наизусть

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»

«Сказка о попе и его работнике Балде»
В образах попа и Балды поэт порицает жадность и восхваляет смекалку и сообразительность. Балда несет несметное богатство к хозяину, он не делает попыток присвоить его себе, так как это – нарушение договора. Но и три щелчка – необходимое условие. Мрачные предчувствия попа сбываются. В сцене расплаты появляется высшая справедливость: от трех щелчков поп сходит с ума. Деньги чертей не приносят ему счастья. Человек должен, прежде всего, стремиться к духовному богатству. Только таким образом в мире воцарятся счастье и справедливость.

Отрывок из сказки пушкина выучить наизусть

Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь – а Балда братца гладит,
Приговаривая: «Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый».

Уж небо осенью дышало… (отрывок из «Евгения Онегина»)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Осень
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

«Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.


    06.06.2021 в 14:38. Рубрики: Стихи и рассказы, Фотографии. Темы: 6 июня — День рождения А. С. Пушкина

    ПУШКИН А.С. УЧИМ ОТРЫВКИ НАИЗУСТЬ — ИЗ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

    Александр Сергеевич Пушкин — учим отрывки наизусть

    (Из романа «Ð•Ð²Ð³ÐµÐ½Ð¸Ð¹ Онегин»)

    Уж небо осенью дышало,

    Уж реже солнышко блистало,

    Короче становился день,

    Лесов таинственная сень

    С печальным шумом обнажалась,

    Ложился на поля туман,

    Гусей крикливых караван

    Тянулся к югу: приближалась

    Довольно скучная пора;

    Стоял ноябрь уж у двора.

     

    * * *

    Встает заря во мгле холодной

    (отрывок из романа Евгений Онегин)

    Встает заря во мгле холодной;

    На нивах шум работ умолк;

    С своей волчихою голодной

    Выходит на дорогу волк;

    Его почуя, конь дорожный

    Храпит — и путник осторожный

    Несется в гору во весь дух;

    На утренней заре пастух

    Не гонит уж коров из хлева,

    И в час полуденный в кружок

    Их не зовет его рожок;

    В избушке распевая, дева

    Прядет, и, зимних друг ночей,

    Трещит лучинка перед ней.

     

    * * *

    Опрятней модного паркета

    (Из романа «Ð•Ð²Ð³ÐµÐ½Ð¸Ð¹ Онегин»)

    Опрятней модного паркета,

    Блистает речка, льдом одета.

    Мальчишек радостный народ

    Коньками звучно режет лёд;

    На красных лапках гусь тяжёлый,

    Задумав плыть по лону вод,

    Ступает бережно на лёд,

    Скользит и падает; весёлый

    Мелькает, вьётся первый снег,

    Звездами падая на брег.

     

     

    * * *

    Вот север , тучи нагоняя

    (отрывок из романа Евгений Онегин)

    Вот север , тучи нагоняя ,

    Дохнул, завыл — и вот сама

    Идет волшебница зима.

     

    Пришла, рассыпалась; клоками

    Повисла на суках дубов;

    Легла волнистыми коврами

    Среди полей, вокруг холмов;

    Брега с недвижною рекою

    Сравняла пухлой пеленою;

    Блеснул мороз. И рады мы

    Проказам матушки зимы.

     

    * * *

    Зима!.. Крестьянин, торжествуя

    (Из романа «Ð•Ð²Ð³ÐµÐ½Ð¸Ð¹ Онегин»)

    Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

    На дровнях обновляет путь;

    Его лошадка, снег почуя,

    Плетется рысью как-нибудь;

    Бразды пушистые взрывая,

    Летит кибитка удалая;

    Ямщик сидит на облучке

    В тулупе, в красном кушаке.

    Вот бегает дворовый мальчик,

    В салазки жучку посадив,

    Себя в коня преобразив;

    Шалун уж заморозил пальчик:

    Ему и больно и смешно,

    А мать грозит ему в окно…

     

    * * *

    Гонимы вешними лучами

    (из романа «Ð•Ð²Ð³ÐµÐ½Ð¸Ð¹ Онегин»)

    Гонимы вешними лучами,

    С окрестных гор уже снега

    Сбежали мутными ручьями

    На потопленные луга.

    Улыбкой ясною природа

    Сквозь сон встречает утро года;

    Синея блещут небеса.

    Еще прозрачные, леса

    Как будто пухом зеленеют.

    Пчела за данью полевой

    Летит из кельи восковой.

    Долины сохнут и пестреют;

    Стада шумят, и соловей

    Уж пел в безмолвии ночей.

     

    * * *

     

    Люблю песчаный косогор

    (Отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин», 7-я глава)

    Люблю песчаный косогор,

    Перед избушкой две рябины,

    Калитку, сломанный забор,

    На небе серенькие тучи,

    Перед гумном соломы кучи

    Да пруд под сенью ив густых,

    Раздолье уток молодых;

    Теперь мила мне балалайка

    Да пьяный топот трепака

    Перед порогом кабака.

    Мой идеал теперь — хозяйка,

    Мои желания — покой,

    Да щей горшок, да сам большой.

    Александр Сергеевич Пушкин


    Еще по данной теме::


    Тема : А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям. Цель урока:

    Тема :

    А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

    продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям.

    Цель урока:


    Михайловское «…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года. Музей-заповедник «Михайловское» Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».

    Михайловское

    «…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года.

    Музей-заповедник «Михайловское»

    Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».


    Игра «Это правда, это неправда». Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.) Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна. Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону. ( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки) Над лебедью носился в море орел. ( Это неправда. Коршун) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.) Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.) Гвидон трижды летал к царю Салтану .

    Игра «Это правда, это неправда».

    Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон.

    (Это неправда. Указ.)

    Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна.

    Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону.

    ( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки)

    Над лебедью носился в море орел.

    ( Это неправда. Коршун)

    Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян.

    (Это неправда. Буян.)

    Гвидон сам построил город на острове.

    (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)

    Гвидон трижды летал к царю Салтану .


    Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.

    Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.


    Самостоятельная работа Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону. 1 вариант 2 вариант заботливый добрый справедливый милосердный энергичный пассивный вспыльчивый любящий сильный гостеприимный Князь Гвидон Царь Салтан

    Самостоятельная работа

    Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону.

    1 вариант

    2 вариант

    заботливый

    добрый

    справедливый

    милосердный

    энергичный

    пассивный

    вспыльчивый

    любящий

    сильный

    гостеприимный

    Князь Гвидон

    Царь Салтан


    Проверим работу добрый справедливый милосердный пассивный вспыльчивый любящий гостеприимный заботливый добрый справедливый энергичный любящий сильный гостеприимный

    Проверим работу

    добрый справедливый милосердный

    пассивный вспыльчивый любящий

    гостеприимный

    заботливый добрый справедливый

    энергичный любящий сильный

    гостеприимный


    Что объединяет отца и сына? доброта, любовь, гостеприимство. Каковы основные отличительные особенности характеров героев? Царь пассивный, а сын его активный Какой герой вам нравится больше? А автору?

    Что объединяет отца и сына?

    доброта, любовь, гостеприимство.

    Каковы основные отличительные особенности характеров героев?

    Царь пассивный, а сын его активный

    Какой герой вам нравится больше? А автору?


    Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону? А сватья баба Бабариха?

    Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону?

    А сватья баба Бабариха?


    Назовите всех герое сказки князь Гвидон повариха коршун царь Салтан ткачиха гонцы царевна Лебедь корабельщики Бабариха царица

    Назовите всех герое сказки

    князь Гвидон

    повариха

    коршун

    царь Салтан

    ткачиха

    гонцы

    царевна Лебедь

    корабельщики

    Бабариха

    царица


    Самостоятельная работа гонцы царь Салтан коршун ткачиха Бабариха царевна Лебедь корабельщики царица князь Гвидон повариха

    Самостоятельная работа

    гонцы

    царь Салтан

    коршун

    ткачиха

    Бабариха

    царевна Лебедь

    корабельщики

    царица

    князь Гвидон

    повариха


    Проверим работу положительные отрицательные нейтральные царь Салтан князь Гвидон царица царевна Лебедь ткачиха повариха Бабариха коршун гонцы корабельщики

    Проверим работу

    положительные

    отрицательные

    нейтральные

    царь Салтан

    князь Гвидон

    царица

    царевна Лебедь

    ткачиха

    повариха

    Бабариха

    коршун

    гонцы

    корабельщики


    Зачем автор создает положительных и отрицательных героев? Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.

    Зачем автор создает положительных и отрицательных героев?

    Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.


    Игра «Угадайка» злость, зависть, обман смелость, уважительность, бескорыстие ловкость доброта, любовь, сострадание милосердие пассивность вспыльчивость материнство любовь забота

    Игра «Угадайка»

    злость, зависть, обман

    смелость, уважительность, бескорыстие

    ловкость

    доброта, любовь, сострадание

    милосердие

    пассивность

    вспыльчивость

    материнство

    любовь

    забота


    Работа в группах К какому герою из сказки можно отнести пословицу 1ряд 1. Где гнев, там и милость. 2. Долг платежом красен. 3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 4. Повинную голову и меч не сечёт. 5. Что посеешь, то и пожнёшь. 6. Шила в мешке не утаишь. 2ряд 3ряд

    Работа в группах

    К какому герою из сказки можно отнести пословицу

    1ряд

    1. Где гнев, там и милость.

    2. Долг платежом красен.

    3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

    4. Повинную голову и меч не сечёт.

    5. Что посеешь, то и пожнёшь.

    6. Шила в мешке не утаишь.

    2ряд

    3ряд


    По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1       2 5       3         4                  

    По горизонтали:

    5.Как называют писателя, который пишет сказки?

    По вертикали:

    1.Кто такой И. Билибин?

    2.Одна из отрицательных героинь сказки.

    3.Как называется начало сказки?

    4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

    1

    2

    5

    3

    4


    По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1     2         3         4                   и ч к о с а з н

    По горизонтали:

    5.Как называют писателя, который пишет сказки?

    По вертикали:

    1.Кто такой И. Билибин?

    2.Одна из отрицательных героинь сказки.

    3.Как называется начало сказки?

    4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

    1

    2

    3

    4

    и

    ч

    к

    о

    с

    а

    з

    н


    По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю с   2 к т а     р   з а 3   о т       ч 4 о     р н       и     к    

    По горизонтали:

    5.Как называют писателя, который пишет сказки?

    По вертикали:

    1.Кто такой И. Билибин?

    2.Одна из отрицательных героинь сказки.

    3.Как называется начало сказки?

    4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

    и

    л

    л

    ю

    с

    2

    к

    т

    а

    р

    з

    а

    3

    о

    т

    ч

    4

    о

    р

    н

    и

    к


    По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю т с   т к к   р     а а 3 ч з     о и   т ч   х 4 о р     н а       и     к    

    По горизонтали:

    5.Как называют писателя, который пишет сказки?

    По вертикали:

    1.Кто такой И. Билибин?

    2.Одна из отрицательных героинь сказки.

    3.Как называется начало сказки?

    4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

    и

    л

    л

    ю

    т

    с

    т

    к

    к

    р

    а

    а

    3

    ч

    з

    о

    и

    т

    ч

    х

    4

    о

    р

    н

    а

    и

    к


    По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю   т с т к к       р а а з з ч     т и о а     4 х о ч   и н   р а       н и     к    

    По горизонтали:

    5.Как называют писателя, который пишет сказки?

    По вертикали:

    1.Кто такой И. Билибин?

    2.Одна из отрицательных героинь сказки.

    3.Как называется начало сказки?

    4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

    и

    л

    л

    ю

    т

    с

    т

    к

    к

    р

    а

    а

    з

    з

    ч

    т

    и

    о

    а

    4

    х

    о

    ч

    и

    н

    р

    а

    н

    и

    к


    По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и   л л   ю т с   т к к     р   а а з з ч   а     и т о х г о ч   н р     и в а     н   и к     д о   н  

    По горизонтали:

    5.Как называют писателя, который пишет сказки?

    По вертикали:

    1.Кто такой И. Билибин?

    2.Одна из отрицательных героинь сказки.

    3.Как называется начало сказки?

    4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

    и

    л

    л

    ю

    т

    с

    т

    к

    к

    р

    а

    а

    з

    з

    ч

    а

    и

    т

    о

    х

    г

    о

    ч

    н

    р

    и

    в

    а

    н

    и

    к

    д

    о

    н


    Домашнее задание 1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть. 2. Нарисовать иллюстрацию 3. творческое задание. Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

    Домашнее задание

    1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть.

    2. Нарисовать иллюстрацию

    3. творческое задание.

    Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

    Литература. 5 класс.

    А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

    Противоборство добрых и злых сил в сказке.

    Урок-исследование

    Цели урока.

    1. Содержательная – рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.

    2. Деятельностная – помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развить навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты. Определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям).

    3. Развивающая – умение давать личностную оценку (интерпретацию) произведению в контексте развития творческих способностей, воображения у учащихся.

    4. Воспитывающая – расширение представлений о духовной жизни Человека в процессе знакомства с произведениями искусства и литературы.

    Задачи урока:

    • Образовательные задачи

    Совершенствовать понятие о литературной сказке

    Видеть противостояние добрых и злых сил в сказке

    Дать понятие о гиперболе и антитезе.

    • Развивающие задачи

    Совершенствовать навыки выразительного чтения

    Развивать навыки критического мышления

    Сопоставлять произведения разных видов искусства

    • Воспитательные задачи

    Видеть красоту внутреннюю и внешнюю

    Ценить человека по поступкам, совершаемым им

    Планируемые результаты.

    Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

    Метапредметные УУД.

    Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

    Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

    Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

    Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

    Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

    Методика проведения: комбинированный урок-исследование (беседа с элементами развития речи: словесное рисование, словарная работа, выразительное чтение, пересказ эпизодов) .

    Работа в группах (одна пара работает у доски)

    Предлагаю поработать в парах. Перед вами карточки со словами, красным карандашом подчеркиваете слова, которые характеризуют черты  положительного героя, синим – отрицательного.

    Проверка.

    Положительный герой                               Отрицательный герой

    доброта                                                              зависть
    любовь                                                               злоба
    верность                                                             ревность
    кротость                                                             эгоизм
    отзывчивость                                                     предательство

    Добавьте свои слова:  милосердие  ( к положительному герою); равнодушие  (к отрицательному герою).

    Обобщение

    Положительный герой тот, который совершает героические поступки, творит добро на благо других людей.
    Отрицательный герой всегда вредит, старается помешать,  причинить зло другим.

    Учитель. ВСЕГДА ЛИ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ, КТО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, А КТО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ? В чем раскрывается характер героя?

    Ученики. Характер героя раскрывается в его поступках, поведении.

    Ход урока.

    1-ый этап. Самоопределение к деятельности.

    Вступительное слово учителя.

    Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

    Слайд 1.

    Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»

    Ход урока

    I. Актуализация прошлых знаний.

    1. Вступительное слово учителя.

    Вам знакома такая пословица «Мир не без добрых людей».

    — А как вы понимаете смысл этой пословицы?

    — Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.

    Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в нашей жизни».

    2-ой этап. Постановка учебной задачи.

    Учитель рассказывает притчу.

    Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть внутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

    — Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

    Объект исследования — сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

    Тема исследования – ДОБРО И ЗЛО В СКАЗКАХ ПУШКИНА.

    Гипотеза нашего исследования будет такой – Добро побеждает зло

    Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

    IV. Новая тема.

    Слайд 1. Мы сделали с Вами первые шаги, и вот что появилось перед нами: что же мы здесь видим? (Ученики рассказывают о том, что видят на первом слайде: автор сказки А.С. Пушкин, 1933 – год написания «сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»;

    сказочный дворец, на балконе которого изображена счастливая пара: королевич и царевна — счастливый конец сказки).

    Чтобы попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев. Слайд 2

    Сделайте первую помету в своих путевых тетрадях: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».

    Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела! (Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).

    Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных. (Ученики называют положительных героев, затем отрицательных). Слайд 3

    Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?

    Так может она совсем не отрицательный герой?

    Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).

    Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях (слайд 4). Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.

    • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

    (Словарь С.И. Ожегова)

    • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.

    (Большой толковый словарь русского языка)

    • Зло – нечто дурное, вредное.

    (Словарь С.И. Ожегова)

    • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.

    (Большой толковый словарь русского языка)

    Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?

    (Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)

    Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки. Слайд5

    Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).

    3. Проверка домашнего задания.

    Учитель:

    -Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.

    (Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).

    Учитель:

    -Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.

    (На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов): «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

    Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).

    «Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

    Учитель:

    -Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

    Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

    Учитель:

    -Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

    Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

    Учитель:

    -Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

    Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

    Учитель:

    -Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

    -На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

    Учитель:

    -Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

    (Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).

    Учитель:

    — Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

    Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

    Учитель:

    — Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

    (Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

    Учитель:

    -Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.

    (Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде

    — Ребята, как вы думаете, какие вопросы у нас могут возникнуть в течение урока?

    Возможные варианты, предложенные детьми:

    1.Как мы можем определить, какой человек – злой или добрый?

    2.Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?

    3.Как поступать с теми, кто делает зло другим?

    4.Стоит ли мстить тем, кто причиняет зло людям?

    5.А легко ли распознать добро и зло?

    6.Что в итоге побеждает: добро или зло?

    7.Почему добро часто бывает беззащитным?

    — А что нам необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

    (Обратиться к тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).

    Учитель:

    -Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

    Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

    Учитель:

    -А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

    Ученики: Ненависть, зависть.

    Учитель:

    -Обладает ли добрый человек такими чувствами?

    Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

    Учитель:

    -А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

    Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

    Учитель:

    -Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

    Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

    — Кто ещё совершает злые поступки?

    — Давайте разберемся, добро или зло несут такие персонажи сказки, как Зеркальце, Чернавка, богатыри?

    — Умеет ли Зеркальце лгать? (нет, оно всегда говорит только правду)

    — Есть ли на нем какая-нибудь вина?

    Правдивое Зеркальце направило гнев и зависть царицы на ни в чём не повинную царевну, затем сообщило, что царевна живет в лесу у семи богатырей — и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Безусловно, Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной смерти царевны.

    Таким образом, есть в нем добрые свойства: говорит правду, не лжёт, верно служит своей хозяйке. Но с другой стороны, оно помогает царице, хотя и не ведает о коварстве злой мачехи.

    — А какова Чернавка?

    — Есть в ней добрые движения души? (Да, она пожалела царевну, отпустила её)

    — Она тоже верно служит. Но кому?

    — Чем продиктовано её верное служение царице( ( боится наказания и смерти)

    — Вспомните, что означает её имя? (делает черную, грязную работу, помогает царице в её коварных замыслах)

    Опять-таки и здесь мы видим и плохое, и хорошее. Чернавка способна пожалеть («не убила, не связала, отпустила и сказала…»), тоже верно служит своей хозяйке. Но служит обману, злу, коварству. Верность её основана на страхе.

    — Вспомните, кто обладает настоящей верностью, светлой, лишённой зависти, чёрных замыслов?

    Такая верность основана на любви.

    Да, это Соколко, который съел отравленное яблоко. Так он рассказал богатырям, что случилось с царевной.

    Конечно, это и Елисей. Он ищет любимую, обращается к силам природы, чтобы те помогли ему отыскать невесту.

    Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

    — Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

    Слайд 2

    Работа с эпиграфом к уроку.

    Лишь добро одно бессмертно.

    Зло подолгу не живет.

    Шота Руставели.

    — Как вы думаете, так ли это?

    — Отвечают.

    — Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

    3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

    Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».

    Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

    — Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

    II. Актуализация новых знаний.

    1. Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)

    — Вы уже прочитали эту сказку дома.

    — Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).

    — Назовите героев сказки. Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах.

    Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание).

    Вопросы на осмысление содержания сказки.

    (Задание для 1 группы)

    Слайд 3

    4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

    — Образы каких героев в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

    — Царевны и царицы. Слайд 4.

    — Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела.

    (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

    — Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу-мачеху).

    Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

    Слайд 5.

    — А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

    ( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

    Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

    Составление небольшого монологического высказывания.

    — Как разворачиваются события дальше?

    — Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.

    5-ый этап. Первичное закрепление

    Работа над образом царевны. Слайд 6 .

    Работа в группах по заданному плану.

    План.

    1. Представление сказочного персонажа.

    2. Описание внешности.

    3. Черты характера.

    4. Отношение к окружающим.

    5. Отношение окружающих к героине

    6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

    Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

    Работа над образом царицы-мачехи.

    Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.

    Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

    Слайд 7.

    Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

    Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.

    Учащиеся делают выводы. Слайд 8

    Снятие утомления с глаз. Слайд 9

    Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

    — Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

    — Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

    — Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).

    Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

    Учитель

    В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

    — А что же происходит со злой царицей-мачехой?

    — Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

    — Найдите риторические обращения в монологе Елисея. Выпишите их.

    Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

    — Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

    — Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

    — Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).

    Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

    Учитель

    В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

    — А что же происходит со злой царицей-мачехой?

    — Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

    Чтение (от слов «Злая мачеха, вскочив,.. до слов «И царица умерла».

    И никто не пожалел, что царицы не стало.

    Пять раз в сказке царица названа злой. Она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
    Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.

    Действительно, нельзя не согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели — прочитать слова эпиграфа.

    Но в жизни происходит всё гораздо сложнее, мы не можем разделить людей только на добрых и только на злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы ведь совершаем и добрые поступки, и не очень…добрые… Завидуем, обижаем тех, кто рядом с нами, обижаемся …

    — Подумайте, чему научила вас сказка Пушкина?

    6-ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.

    1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

    Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.

    2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

    Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.

    Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

    — Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

    Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

    Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.

    — Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.

    — Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?

    — А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?

    — Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»

    — Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)

    — Нарисуем два символических дерева(слайд11)

    дерево добра дерево зла

    Какие качества наших героинь мы можем поместить на ветвях этого дерева?

    (как щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость, наглость)

    ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.

    — Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?

    (Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)

    — Какие чувства владеют царицей, когда она совершает злые поступки? (зависть)

    Те, кто может справиться с обидой и завистью, становятся на ступеньку выше, преодолевают себя.

    Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.

    7-ой этап. Рефлексия деятельности.

    — Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

    Какими нельзя быть?

    Итог урока. Слайд 10

    Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

    Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

    На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.

    Д/З На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

    2 Выучить понравившийся отрывок наизусть.

    В сказках добро всегда побеждает зло.

    Выставление оценок

    — Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?

    — В завершение нашего урока хочется сказать: Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!

    Учитель:

    -В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

    Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

    Слайд 21

    Домашнее задание .

    Наше исследование подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича Елисея и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что-то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?! Давайте подарим красивые слова о добре.

    Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие добрые слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам нужно будет записать свои пожелания на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все добрые слова, которые вы напишите, вернутся вам и вашим близким людям.

    «Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» — сказал мыслитель Альберт Швейцер.

    V. Итоги урока.

    Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.

    Слайд 15

    Правильно ли мы ответили?

    (Ученики отвечают: Да, правильно).

    Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной.

    Слайд 16

    Отдохнув, двигаемся дальше.

    Рефлексия. Составление коллективного синквейна.

    Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на «5». Это интересный способ проверить знания. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:

    • Первая строка. 1 слово – понятие или тема  (существительное).

    • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия ( прилагательные).

    • Третья строка. 3 слова – действия ( глаголы).

    • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

    • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы

    Учитель.  Для подведения итогов нашего урока предлагаю составит коллективный синквейн.    ( На доске пишет учитель)

    1.   ЦАРЕВНА                                                                     1.   ЦАРИЦА,
    2.   красивая, кроткая                                                         2.  жестокая, своенравная  
    3.   расцвела, догадалась                                                   3.  ненавидит, завидует, просит, сквернословит
    4.   Обещает отблагодарить.                                             4.  Готова на все, лишь бы быть лучше всех.
    5.  ЧУДО. АНГЕЛ. ЭЛЬФ                                                 5.  ЗЛО. МОНСТР.  (1 слово)

       План описания царевны

    1.     Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

    2.      Отношение к ней других персонажей сказки:

                       А) Чернавки;  

                       Б) пса Соколки;

                       В) семи богатырей,

                       Г) королевича Елисея.

         3. Поведение царевны:

                        А) в тереме богатырей,

                        Б) по отношению к окружающим её людям.

          4. Отношение автора к героине.

    Литературное чтение.           3 класс

    Тема:  А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»

     ( пролог к поэме «Руслан и Людмила» )

    Учитель: Рыжова Елена Вячеславовна

    Материал.               А.С.Пушкин.   Отрывок из поэмы «Руслан и        Людмила»

                                     «У лукоморья дуб зелёный…»

    Литература.             Учебник «Литературное чтение 3 класс»

                                      Тетрадь по литературному чтению №1.

                                      Сказки А.С.Пушкина

    Цель:

         Познакомить с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила»

                        «У лукоморья дуб зелёный…»

    Задачи:

    1. Учить видеть фольклорные истоки пушкинских сказок.
    1. Формировать умение работать со стихотворным произведением.
    1. Обогащать читательский опыт детей.
    1. Расширять круг детского чтения по произведениям А.С.Пушкина.
    1. Формировать читательские умения, используя такие виды работы:

    а) аналитическое чтение

    б) выборочное чтение

    в) поисковое чтение

    1. Познакомить с литературоведческими понятиями: поэма, пролог.
    1. Побуждать интерес к произведениям А.С.Пушкина.
    1. Учить выразительному чтению.
    1.  Учить работать в исследовательских группах

    Ход урока.

    1. Организационный этап.
    1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Выявление читательского опыта.

    Вспомните и перечислите все литер. жанры, которые мы изучили в этом году.

    Какие из них относятся к фольклору?

    1. Постановка учебной задачи.

    Когда я шла сегодня  на урок, то думала о том, какие вы счастливые. Вас сегодня ждёт встреча с замечательным человеком, удивительным поэтом. Вы сегодня будете и слушателями, и исследователями, и читателями.

    1. Актуализация знаний.

    1) Посмотрите на этот портрет. Вы узнали поэта?

    — Кто из вас знает, где и когда родился А.С.Пушкин?

    Отрывок из сказки пушкина выучить наизусть

    Это портрет П. кисти художника Кипренского. Кипренский изобразил П. в чёрном сюртуке с пледом, перекинутым через плечо. На шее, вместо привычного нам галстука, мы видим шейный платок. Так было модно в 19 веке.

                 Смотрю на пушкинский портрет,

                 Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…

                 О чём задумался, поэзии кумир:

                 Проникнуть бы в его душевный мир…

                 Витают мысли над кудрявой головой.

                 Он что-то шепчет Музе,

                 Рифм рождая строй.

                Посмотрите, какое одухотворённое лицо. Глаза устремлены вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно бы он что-то шепчет. А может быть, сейчас и рождаются строки нашего стихотворения.

                  2) Работа с учебником.

     Прочитайте 1 абзац вводной статьи.

                       Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью  и меткостью русского языка.

             — У кого он этому учился?   Кто рассказывал сказки будущему поэту?

    1. Послушайте отрывок из статьи «Сказки Пушкина» К.Паустовского.

    — Чьи сказки слушал с раннего детства А.С.Пушкин?

    Именно нянины сказки легли в основу пушкинских поэтических сказок.

          К сожалению не сохранилось ни одного портрета Арины Радионовны. Но в стихотворениях П. она предстаёт перед нами, как живая:

                        Мастерица ведь была

                        И откуда что брала!

                        А куды разумны шутки,

                        Приговорки, прибаутки,

                        Небылицы, былины

                         Православной старины!..

                         Слушать, так душе отрадно,

                         И не пил бы, и не ел,

                         Всё бы слушал да сидел.

                         Кто придумал их так ладно?

    Ну, что ж, отправляемся смело вперёд,

    Нас пушкинских сказок ждёт городок.

    1. Работа детей в группах.

    Сейчас вы 5 мин. будете исследователями. Работать будем в группах. Задания представлены на карточках. Результаты ваших исследований нам пригодятся во время урока.

    Гр.№1    Один ученик из 1 гр. напомнит нам жанры пушкинских произведений.

                              Жанры произведений

                                 А.С.Пушкина

                     — Расскажите 1 стихотворение Пушкина.

    Гр. №2     Какие сказки П. вы знаете?

    — Какой ещё не исследован жанр?

    — Послушайте первую строку одного из произведений:

           «У лукоморья дуб зелёный…»

    — Из какого произведения эта строка?

    Значит, ещё один жанр пушкинских произведений – это поэма.

    — Что такое поэма?

    Отрывок из сказки пушкина выучить наизусть

    Это определение есть у вас на столах. Вы дома ещё раз его прочитаете и можете использовать этот листок как закладку, пока будем изучать отрывки из поэмы «Руслан и Людмила»

    1.   Первичное усвоение новых знаний.

    У Пушкина есть чудесное вступление к поэме, которое называется прологом.

    Послушайте его.

    — Какие чувства у вас вызвало это произведение?

    1. Проверка понимания.  Работа с текстом.

                                                                                                                                                                            А сейчас мы будем перечитывать это произведение, вчитываясь, обдумывая, объясняя незнакомые слова.

    1) Работа с первой частью пролога.

    — Вы будете читать вслух сами первую часть.

    — Какой темп и тон выберете?

    Это начало Пушкин повторяет из сказки, рассказанной ему Ар. Рад. о царе Салтане: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт»

                   От этого нянина кота и происходит «кот учёный»

    — Почему кот учёный?

    В русском фольклоре есть сказочный персонаж кот Баюн

    — Какие эпитеты вы увидели в этой строфе?

    — Что такое «лукоморье»?

    Этот вопрос исследовала 3 группа ребят.

    1. Дальше следует вторая часть .В ней мы видим целый сказочный мир.

    Давайте выясним значение некоторых слов.

                Словарная работа.

    Как понимаете:

    На неведомых дорожках –

    Следы невиданных зверей –

    Лес и дол видений полны –

    О заре –

    Витязь –

    Брег –

    Чредой выходят –

    Мимоходом –

    Пленяет –

    Царевна тужит –

    Над златом чахнет –

    Когда вы читаете, вы не равнодушны, представляете себе героев, восхищаетесь или удивляетесь, а, может быть, пугаетесь.

    3)  Выразительное чтение.

    Передайте свои чувства при чтении.

    ( 4 группа )

    — Каких сказочных героев вы увидели?

    — Где вы встречали бабу Ягу, Кащея Бессмертного, царевну и серого волка?

    — Какие русские народные сказки у вас возникают в памяти?

       Этот вопрос исследовала 4 группа ребят.

    Наверно, и Пушкин слышал эти сказки от Арины Радионовны, а позже сделал героями своих сказок.

    — Чем ещё похоже вступление на народную сказку7

    Обратите внимание на глаголы.  Например: бродит, сидит, стоит, выходят, пленяет и т.д.

    — В каком времени стоят глаголы?

    Так вот, использование слова «там» и глаголов настоящего времени создают впечатление, что эта сказка «реальна».

    Что всё происходит на самом деле.

    1. Поисковое чтение.

    Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о прекрасных витязях.

    Пушкин сюжет для этих строк тоже взял из народной сказки, услышанной им от А.Р.

    Она рассказывала так: «Из моря выходят тридцать отроков точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом; а выходят они из моря только на один час.. Караулит их и гонит обратно в море старик»

    — Какую строку Пушкин закончил восклицательным знаком?

    — Как вы объясните эти слова?

    — С какой интонацией надо читать эту строку?

    Прочитайте.

    — Каким знаком препинания заканчивается одна картина и начинается другая?

                   В этом месте надо делать паузу.

    1. Прочитайте концовку пролога.

     — Какую концовку из других сказок она вам напоминает?

    — Какие сказки часто так заканчиваются?

                       Приведите пример.

    — Какие слова автора говорят о том, что всё, о чём было рассказано «правда»?

    1. Первичное закрепление.

    Если бы вы были художниками, какие иллюстрации нарисовали бы?

    Давайте посмотрим, близки ли окажутся вашим представлениям картины, нарисованные художниками-мультипликаторами? Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Вы услышите музыку Глинки к опере «Руслан и Людмила»

    1. Рефлексия.

    Как грамотно назвать изученное произведение?  Дополните предложение словом.

    …………… к поэме «Руслан и Людмила».

    — Что такое пролог?

    — Какое настроение у вас в конце урока?

    1. Домашнее задание.

          Выучить пролог наизусть. Какие интонации будете использовать?

    Материалы к уроку.

    Задание для 1 группы.

    Отрывок из сказки пушкина выучить наизусть

    Вспомни и расскажи одно стихотворение А.С.Пушкина.

    Задание для 2 группы.

    Какие сказки Пушкина вы знаете?

    1.______________________________________________________

    2. _____________________________________________________

    3.______________________________________________________

    4. ______________________________________________________

    5.______________________________________________________

    6. _____________________________________________________

    Найди сказки Пушкина.

    Задание для 3 группы.

    Что такое «Лукоморье»?

    Воспользуйся дополнительной литературой.

    Построй ответ:

    1. На какой вопрос надо ответить?
    2. Какой дополнительной литературой вы воспользовались?
    3. Прочитай самое интересное из данной статьи.

    Задание для 4 группы.

    Вспомни и запиши русские народные сказки, персонажами которых являются:

    Баба Яга ____________________________________________________________________________________________________________________

    Кащей Бессмертный ____________________________________________________________________________________________________________________

    Царевна ___________________________________________________________________________________________________________________

    Серый волк ____________________________________________________________________________________________________________________

  • Отрывок из сказки пушкина для 1 класса наизусть
  • Отрывок из сказки по щучьему велению
  • Отрывок из сказки о царе салтане ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
  • Отрывок из сказки о мертвой царевне и семи богатырях за невестою своей королевич елисей
  • Отрывок из сказки о мертвой царевне и семи богатырях елисей не унывая к ветру