Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозвездинский детский сад «Ручеёк» Шадринского района Курганской области.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Заучивание отрывка из поэмы А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…»
2020г.
Тема: Заучивание отрывка из стихотворения АС Пушкина (У Лукоморья дуб зеленый) с элементами творчества.
Цель: Углублять и расширять знания детей о творчестве поэта А.С. Пушкина. Проявить творческие способности в изготовлении макета «У лукоморья дуб зелёный».
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с творчеством поэта; расширить словарь детей, обогатить речь образными выражениями, учить пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворения.
Развивающие:
Развивать речевое творчество, выразительность речи, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
Формировать чувство причастности к культурному наследию России; воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, прививать любовь к родному слову; воспитывать устойчивую потребность в общении со сказкой.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, сегодня такой замечательный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
Сегодня мы будем говорить об одном очень известном человеке, покажем свои знания и умения.
У каждого народа есть свои писатели, поэты, сказочники. Есть такой поэт и сказочник и на русской земле.
Как вы думаете, о ком я говорю?
(Показываю фото А.С. Пушкина)
Ответы детей: Пушкин; Александр Сергеевич Пушкин.
Воспитатель: Конечно, же – это великий русский поэт и сказочник А.С.Пушкин. Мы с вами уже знакомились с его творчеством, его стихами и сказками. А вы знаете, кто был его самым лучшим другом и кого он очень, очень сильно любил?
Ответы детей: Свою няню; Няню Арину Родионовну…
Воспитатель: Правильно. Это его няня – Арина Родионовна.
(Показываю фото няни Арины Родионовны)
Александр Сергеевич очень любил слушать сказки своей няни. Ведь именно она сказывала ему в детстве о русалках, и о царе Кощее, и о бабе Яге, и о богатырях. Долгими зимними вечерами, при свечах Арина Родионовна вязала и рассказывала Саше сказки, народные былины. А Пушкин слушал, записывал, и все это потом применял в своем творчестве.
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, какие сказки написал А.С.Пушкин.
Воспитатель: Молодцы! Правильно, «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Воспитатель: А это какая сказка?
(показываю картинку «Сказка о золотом петушке»)
Ответы детей: Сказка о золотом петушке.
Воспитатель: Молодцы! И эту сказку вы знаете.
Воспитатель: Вы помните, как называется эта сказка?
(Показываю картинку «Сказка о царе Салтане»
Ответы детей: Сказка о царе Салтане.
Воспитатель: Правильно. С какими чудесами вы встретились в «Сказке о царе Салтане»?
Ответы детей: поющая белка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь.
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете сказки Пушкина.
Ребята, сегодня утром в детский сад пришло письмо от Учёного кота. Послушайте, что он пишет: «Дорогие дети! Я, Учёный кот, сегодня хотел прийти к вам в гости, но злой колдун приковал меня цепью к дубу, что стоит у Лукоморья. Я смогу освободиться, если вы выучите вот это стихотворение. А что бы легче было его запомнить, вам помогут вот эти картинки. Спасите, меня, пожалуйста!»
Воспитатель: Ребята, поможем Коту?
А сейчас мы отдохнем,
По тропиночке пойдем.
Между сосен и березок,
В Лукоморье попадем.
Воспитатель: Ребята, что это? Посмотрите, да это же волшебная книга. А что у нее внутри?
(Воспитатель достает из волшебной книги книгу «У Лукоморья дуб зеленый» — открывает ее.)
Воспитатель: Книга открывается, сказка начинается…
(Звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение)
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет на право – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там Леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон без дверей.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое лукоморье? Представьте себе лук и стрелы. Когда тетиво лука натянуто, лук сгибается. Также изогнут и берег моря-лукоморье. Получается залив.
Слова «златая» «песнь» — слова, вышедшие из употребления формы слов. Попробуй те узнать эти слова (золотая, песня)
Воспитатель: Ребята! Вам понравилось стихотворение? А вы хотите его выучить?
Ответы детей: Хотим; Конечно хотим…
Воспитатель: Я прочитаю еще раз, вы внимательно слушайте и запоминайте. А поможет нам с вами мнемотаблица.(Перевернуть мнемотаблицу).
Воспитатель: У Лукоморья дуб зеленый…(воспитатель ещё раз читает стихотворение).
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте закрепим содержание стихотворения. Отвечайте на мои вопросы.
Вопросы:
Воспитатель: У лукоморья…?
Ответы детей: Дуб зеленый.
Воспитатель: Что на дубе?
Ответы детей: Златая цепь на дубе том.
Воспитатель: Когда кот ходит?
Ответы детей: И днем и ночью.
Воспитатель: Кот какой?
Ответы детей: Кот ученый.
Воспитатель: Что делает кот ученый?
Ответы детей: Все ходит по цепи кругом.
Воспитатель: Идет на право…Что делает?
Ответы детей: Песнь заводит.
Воспитатель: На лево…
Ответы детей: Сказку говорит.
Воспитатель: Там…что?
Ответы детей: Чудеса.
Воспитатель: Какие чудеса?
Ответы детей: Там Леший бродит, русалка на ветвях сидит.
Воспитатель: Там на неведомых дорожках…что?
Ответы детей: Следы невиданных зверей.
Воспитатель: Еще что?
Ответы детей: Избушка.
Воспитатель: Стоит какая?
Ответы детей: Стоит без окон и дверей.
Д/и «Доскажи предложение» (с использованием мнемотаблицы)
воспитатель
У лукоморья…»
«Златая …»
«И днем и ночью…»
«Все ходит по цепи…»
«Идет на право…»
«На лево …»
«Там …»
«Там леший…»
«Русалка…»
«Там на неведомых…»
«Следы…»
«Избушка…»
«Стоит без…»
Кот: Мяу, мяу…
Воспитатель: Ребята, что такое? Кто это? …
Ответы детей: Кот Ученый.
Входит счастливый учёный кот. Кот здоровается.
Кот: Спасибо вам, вы получили моё письмо, выполнили мою просьбу и теперь я свободен и мне очень хочется с вами поиграть.
Физкультминутка
Мы глазами миг-миг;
Мы плечами чик-чик;
Мы руками хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два – сюда,
А потом – вокруг себя
Надо низко поклониться,
Чтобы в сказке очутиться.
В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.
В сказке – смелый князь Гвидон,
Он Салтану шлет поклон.
В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.
Сказки Пушкина стоят – в сказку нас позвать хотят!
Кот: Ребята, вы стихотворение учили? Учили. А сейчас я хочу вам предложить сделать макет «У лукоморья дуб зелёный», для этого мы:
1. В Центре творчества: изготовим дуб, неведомую дорожку, кота учёного.
2. В центре конструирования: цепь золотую из бумаги цветной, волны из бумаги, русалку из втулки, избушку на курьих ножках из конструктора.
Желаю вам успехов! Делайте свой выбор, в какой центр вы пойдёте.
Дети расходятся по центрам и приступают к совместной деятельности.
Итоговый сбор.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что же вы сегодня делали на занятии?
Дети: спасали Учёного кота, учили стихотворение, делали макет « У лукоморья дуб зелёный»
Воспитатель: Мне тоже понравилось сегодняшнее занятие.
Презентация на тему А.С. Пушкин У Лукоморья дуб зеленый…, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 23 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Слайды и текст этой презентации
ПЕСЕНКА ПРО СКАЗКУ
Сказка по лесу идёт —
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живёт,
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого
Победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим
Убедил!
Ах , за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки —
Слаще ягоды любой!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка — умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт,
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого
Победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим
Убедил!
Александр Сергеевич
Пушкин (26 мая 1799 –
29 января 1837) — величайший
русский поэт, драматург и
прозаик.
Родился в Москве, в дворянской
семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано полюбил чтение. Его воспитанием занимались бабушка и няня Арина Родионовна. Она очень рассказывала сказки, знала пословицы и поговорки.
Няня Арина Родионовна.
Арина Родионовна
Я. П. Серяков. 1840-е гг.
Ксавье де Местр. «Пушкин — ребенок». 1801-1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В. Баранской.
Ге.«Пушкин и Пущин в селе Михайловском»
В.Серов
«Пушкин в парке»
ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»
Задание: соотнесите отрывкам стихотоврений и сказок А.С. Пушкина и их названия
Игра «Найди пару»
В «Сказка о царе Салтане»
Б «Уж небо осенью дышало»
Д «Сказка о о золотой рыбке»
И «Сказка о золотом петушке»
Е «У лукоморья дуб зеленый»
А «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Г «Няне»
Ж «Сказка о попе и работнике по и работнике Балде»
З «Зимний вечер»
Эту поэму Пушкин написал
в 1820 году, когда ему было
20 лет.
(«ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА»)
Урок литературы в 5 «в» классе
Учитель: Жигмитова Дарима Жамбалдоржиевна
А. С. Пушкин
«У Лукоморья дуб
зеленый…»
Вступление к поэме
«Руслан и Людмила».
А.С. Пушкин написал
в 1824 году.
«У Лукоморья дуб зеленый».
сохнуть, изводить себя, страдать.
в старину: воин, богатырь.
такой изгиб морского берега , когда часть
моря вдается в сушу. Морской залив.
Лукоморье –
На неведомых дорожках –
на незнакомых дорожках.
Дол –
долина.
Витязь –
Чредой –
чередой, по очереди.
Дядька –
в старину: слуга-воспитатель
при мальчике в дворянской семье.
Мимоходом –
по пути, проходя мимо.
Пленяет –
берет в плен.
Чахнуть –
Сказочный
сундучок
В волшебном мире часто есть водное пространство под названием (…, …)
В волшебном мире растёт дерево (…, …)
Важные предметы, непременно золотые (…, …)
Животные, которые являются волшебными помощниками (…, …)
Животные, которые являются волшебными помощниками (…, …)
Жёлтый цвет — светлое, хорошее настроение.
Красный цвет — восторженное настроение.
Зелёный цвет — спокойное, уравновешенное.
Белый цвет — грустное, печальное, тоскливое.
Жёлтый цвет — светлое, хорошее настроение
Красный цвет — восторженное настроение
Зелёный цвет — спокойное, уравновешенное
Белый цвет — грустное, печальное, тоскливое
Анаграмма
ЛОМЫЦОД
Домашнее задание
Выучить наизусть «Пролог»
Ответить на вопрос:
Что чудесного узнали вы на уроке о Пушкине ?
Урок 33
Тема Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.
Вступление к поэме «Руслан и Людмила»: « У Лукоморья дуб зеленый».
Цели:
познакомить учащихся со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина,
добиться понимания его содержания; развивать умение переводить зрительную
информацию в словесную; совершенствовать навыки выразительного, правильного и
беглого чтения; прививать любовь к русской поэзии.
Планируемые
результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание
раздела; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
выделять и называть волшебные события и предметы в сказках.
Оборудование: портрет
А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись вступления к поэме «Руслан
и Людмила»; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I.Организационный
момент
II.Речевая
разминка
Пришел Прокоп — кипит укроп.
Ушел Прокоп —кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
— Прочитайте
медленно с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, сожалением, вопросительно,
утвердительно, сердито, весело, скороговоркой).
III.
Введение
в тему урока
¾
Сегодня
мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте, как он называется.
¾
Как
вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? (Предположения детей.)
¾Прочитайте на с.
83, с чем мы познакомимся в этом разделе.
¾Чему мы научимся?
¾Чему мы будем
учиться?
¾
Разгадайте
шифровку-анаграмму. (Ответ записать на доске.)
РНЕЛСААКД — 743856291
ЧЕРГВЕСЕИ — 783462591
НУИПШК-425631 (Александр Сергеевич
Пушкин.)
¾Какие сказки и
стихи Александра Сергеевича вы читали или вам читали? (Дети перечисляют.)
¾
Сегодня
мы начинаем изучать раздел «Русские писатели» творчеством А.С. Пушкина.
IV.Работа по
теме урока
Когда
впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушали
напевное пение бабушки. Или лежа в кроватке, слушая дивные сказки мамы.
Пушкин
приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не
любил замечательные произведения этого великого русского поэта.
Прошло
более 170 лет после гибели поэта, а наша любовь к нему все не ослабевает.
Сегодня
мы лишь соприкоснемся с жизнью великого русского поэта, познакомимся с
некоторыми страницами его биографии и повторим то, что уже знали.
— Кто
из вас скажет, где и когда родился Пушкин?
(6
июня 1799 г. в Москве на Немецкой улице в дворянской семье Пушкиных родился сын
Александр.)
Москва!
Как много в этом звуке Для сердца русского слилось Как много в нем отозвалось!
Москва
пушкинского детства поражала нас странным смешеньем древнего и нового
зодчества, нищеты и богатства. Рядом с великолепными башнями Кремля, золотыми
куполами соборов ютились жалкие лачуги бедноты.
В
то время столицей был город Петербург, город новый, европейский, а Москва была
местом сбора для всего русского дворянства, которое съезжалось сюда на зиму.
Приезжала
молодежь и из Петербурга. Во всех концах древней Москвы гремела музыка. Москва
жила по-своему, забавлялась, как хотела. Надменный Петербург смеялся над
старушкой Москвой, но не вмешивался в ее затеи. Прослушивание «Баркаролы».
(Девочка
и мальчик танцуют «Вальс-фантазия».)
Но
была еще и другая Москва, просвещенная. Знатные вельможи, оставив царский двор
в Петербурге, селились в Москве и украшали ее великолепными дворцами.
Москва
гордилась университетом, библиотеками, театрами.
Россия
училась читать и писать по книгам, издаваемым в Москве.
К
образованной Москве относился и дом Пушкиных.
Отец
поэта — Сергей Львович был потомком знатного рода. Он любил литературу, был
дружен с известными тогда русскими писателями, собрал богатую библиотеку.
Мать
поэта — Надежда Осиповна, была образованна, остроумна, хороша собой, любила
светскую жизнь и развлечения, блистала на балах.
В
семье Пушкиных было трое детей: старшая дочь Ольга (первый слушатель и критик
ранних стихов поэта), два сына — Александр и Лева.
Мать
больше любила младшего сына Льва. Александр рос молчаливым и замкнутым.
Маленький
Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое
множество.
Да,
когда Саше было 5 лет, его бабушка купила маленькое подмосковное село Захарове.
Березовая роща, пруд, лес, речка. Впервые дети попали в деревню, в лес. И дичок
Саша развеселился, расшумелся. Теперь он читал на берегу реки, перед сном
слушал бабушкины сказки.
Благодаря
книгам, он с детства в совершенстве знал французский язык и литературу. Разыгрывал
перед сестрой маленькие комедии. Эта любовь к театру сохранилась в нем на всю
жизнь.
—
Понравилась ли пьеса, написанная Пушкиным на французском языке, сестре?
—
Расстроило ли это его?
Первая
пьеса сестре не понравилась, но это Сашу не разоча-ровало. Настоящую обиду он
испытал позже.
Когда
ему было 10 лет, он написал поэму-сказку. Тетрадь попала к воспитателю
французу, который стал читать поэму и грубо надсмехаться над мальчиком.
«Делом надо заниматься, а не бумагу марать». Саша заплакал от обиды и
бросил свою первую поэму в печь.
Зато
дядя заметил талант племянника и стал помогать ему в этом.
Значение
няни и бабушки.
Раньше
в дворянских семьях детям нанимали гувернеров-иностранцев. Были они и в семье
Пушкиных, но не оставили доброй памяти в сердце мальчика. Настоящими
воспитательницами и самыми близкими его сердцу людьми стали бабушка поэта и
крепостная няня Арина Родионовна.
Ах,
умолчу ль о мамушке моей,
О
прелести таинственных ночей,
Когда
в чепце, в старинном одеянье,
Она,
духов молитвой уклоня,
С
усердием перекрестит меня
И
шепотом рассказывать мне станет
О
мертвецах, о подвиге Вовы.
От
ужаса не шелохнусь бывало,
Едва
дыша прижмусь под одеяло,
Не
чувствуя ни ног, ни головы,
Учитель:
Пушкин называл няню мамушкой, она и вручила Пушкину свирель.
В
вечерней тишине
Являлася
веселою старушкой
И
надо мной
Сидела
в шушуне,
В
больших очках и с резвою гремушкой
Ты,
детскую качая колыбель,
Мой
юный слух напевами пленила
И
меж пелен оставила свирель,
Которую
сама заворожила.
Работа
с текстом.
•
Арина Родионовна — простая русская женщина, мастерица народной речи,
хранительница неисчерпаемых запасов народных песен, русских былин и пословиц.
Она первая познакомила Пушкина с русской поэзией. Ее песни и сказки запомнились
ему на всю жизнь. Сюжеты многих из них он использовал в своих сказках, в романе
«Евгений Онегин» и в поэме «Руслан и Людмила», которые мы
будем изучать в старших классах. Особенно сроднился Пушкин с няней в селе
Михайловском. В длинные, зимние вечера, в ветхом доме Арина Родионовна
рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало
веретено, и сказочный народный мир расцветал вокруг поэта. Она была тогда
единственным собеседником Пушкина. Сейчас в Михайловском есть домик-музей Арины
Родионовны.
—
Задайте друг другу вопросы по содержанию прочитанного текста.
III. У
каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин прежде всего
поэт-сказочник.
(Обращаюсь
к стенду.)
—
Какие сказки Пушкина вы знаете?
Специально
для детей Пушкин сказок не сочинял, но все сказки его стали любимы русским
народом и детьми.
«Что
за прелесть эти сказки, — говорил он. — Каждая есть поэма.» Поэт брызгал
гусиным пером, торопливо записывая нянины сказки, некоторые из них превращались
в певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать
людей и открыть им богатства русской поэзии.
Действительно,
кто из нас не знает: У Лукоморья дуб зеленый…
(Чтение
хором.)
Пушкин
перенес в свои сказки чудесные образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну
Лебедь, золотого петушка, белочку. И вместе с народом Пушкин жестоко высмеял и
осудил глупых царей, жадных попов. Каждый, кто прочитает эти сказки впервые,
будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.
Викторина
по сказкам Пушкина (слайды)
А
теперь посмотрим, хорошо ли вы знаете сказки Пушкина.
Вот
мы и подошли к последнему пункту нашего плана.
Прочитаем
его.
VI.
Пушкин всегда с нами.
Очень
рано погиб Пушкин: в 37 лет он был убит на дуэли фран-цузом Дантесом и
похоронен в ограде Святогорского монастыря. Многие люди приходят сюда
поклониться могиле великого русско¬го поэта.
Еще
при жизни А. С. Пушкин получил всенародное признание, это был первый поэт,
который получал жалованье за свои ли-тературные произведения. Его имя носит
город, площади, улицы, именем Пушкина названы библиотеки, школы, парки. Во всех
местах, куда приводила Пушкина судьба, созданы музеи, воздвигнуты памятники.
В
Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. У
памятника всегда цветы. Памятник создан архитектором Опекушиным на средства,
собранные народом.
Мы
видим Пушкина, он склонив голову, в задумчивости, как бы идет по родному городу.
Пророческими
стали
строки стихотворения:
Я
памятник себе воздвиг нерукотворный К нему не зарастет народная тропа…
(Слайды
) Знакомство с детьми а. С. Пушкина.Сын А. А. Пушкин. Праправнучка Усова Галина
Северьяновна.
Имя
Пушкина никогда не забудется, он всегда с нами, наш живой, наш любимый, наш
великий Пушкин.
Великим
быть желаю, Люблю России честь!..
Так
оно и есть,
Ежегодно
в начале июня, в день рождения поэта во всех пушкинских местах (Москва,
Санкт-Петербург, Михайловское, Болдино, Одесса) проходит праздник пушкинской
поэзии, на котором звучат стихи великого поэта
Представим
себя участниками одного из таких праздников и еще раз насладимся пушкинскими
стихами.
(Дети
читают стихи.)
Учитель:
Мне остается сказать: «Спасибо всем за урок».
1.Выборочное
чтение
-В каких строчках говорится о предметах из
произведений А.С. Пушкина? Прочитайте их.
— Какие чувства
испытывает человек, читающий произведения этого поэта? Запишите эти строчки.
2.Чтение
отрывков
(Учащиеся читают на с. 85 отрывки из сказок
А.С. Пушкина.)
— Прочитайте
отрывки, найдите их героев. Вспомните названия сказок.
(Ответ. «Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
V.Физкультминутка
Кузнец
Эй, кузнец,
молодец,
Захромал мой
жеребец.
Ты подкуй его
опять.
— Отчего ж не
подковать?
Вот гвоздь, вот
подкова
— Раз, два — и
готово.
(Дети шагают, припадают то на одну, то на
другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе
на каждое слово.)
VI.Продолжение
работы по теме урока
1. «У лукоморья
дуб зеленый…»
Александр
Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о
том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан
отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все
закончилось счастливо. К этой поэме Александр Сергеевич написал вступление.
Сегодня мы будем его читать.
(Учитель читает на
с. 86—87 вступление к поэме «Руслан и Людмила». Если есть возможность, то
воспроизвести аудио- ил и видеозапись.)
-Требуется провести небольшую словарную
работу.
У лукоморья — у
морского залива.
Дол — то же,
что и долина.
Пленяет — берет в
плен.
Тужит —
грустит, тяжело ей, туго приходится.
Чахнет — сохнет.
-Прочитайте вступление самостоятельно.
Найдите в нем сказочные чудеса, о которых рассказал кот ученый.
(Дети читают, делая пометки карандашом.
Затем идет проверка самостоятельной работы.)
2. Кроссворд
«Любимые сказки»
1. Тот, кого проучил
Балда. (Поп.)
2. То, где висит
златая цепь, по которой ходит кот ученый. (Дуб. )
3. Тот, кто
предупреждал Дадона об опасности. (Петушок.)
4. Персонаж, который
грызет непростые орешки. (Белка.)
5. Персонаж, у
которого есть необычное зеркальце. (Царица.)
6. Имя дядьки,
который возглавил чудесное войско. (Черномор.)
Если вы правильно разгадали кроссворд, то
по вертикали прочитаете фамилию того, кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!»
VII.Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради,
который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII.Подведение
итогов урока
Какой раздел начали изучать на уроке?
Что нового узнали, чему научились на
уроке?
IX.Домашнее задание
Bыучить
наизусть отрывок (или до слов «Там королевич мимоходом…», или с этих слов и
до конца стр 86-87
Тот, кого проучил Балда.
1. То, где висит
златая цепь, по которой ходит кот ученый.
2. Тот, кто
предупреждал Дадона об опасности.
3. Персонаж, который
грызет непростые орешки.
4. Персонаж, у
которого есть необычное зеркальце.
5. Имя дядьки,
который возглавил чудесное войско.
Если вы правильно разгадали кроссворд, то
по вертикали прочитаете фамилию того, кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!»
РНЕЛСААКД — 743856291
ЧЕРГВЕСЕИ — 783462591
НУИПШК-425631
Автор Дарина Донецкая На чтение 5 мин Просмотров 1.1к.
Обновлено
Александр Сергеевич Пушкин, перу которого принадлежит произведение «У лукоморья дуб зеленый», раскрывает невероятную красоту поэтического слова, понять которое поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал.
История создания
Данное стихотворение является прологом великой поэмы «Руслан и Людмила». В основу произведения легли старые народные сказки, которые он часто слышал, будучи ребенком, от своей няни.
«У лукоморья дуб зеленый» — вступление к поэме. Данное стихотворение смело можно назвать одним из самых известных произведений, написанных на русском языке. При его прочтении, читатель имеет возможность познакомиться с невероятными сказочными персонажами, а так же насладиться пейзажами, которые умело, рисует автор.
Названием стихотворения становится его первая строка. Понятие «лукоморье» происходит от слияния двух слов «лука» и «море». Данным понятием Александр Сергеевич пытался показать некую бухту, или залив. Есть даже предположение, что местность, описанная автором, существует на самом деле. Расположено оно в Крыму, и носит название мыс Фиолент. Там так же располагается очень старый монастырь, который достаточно часто посещал автор.
Александр Сергеевич не мог устоять перед прекрасными явлениями природы, поэтому и столетний дуб, который рос на берегу, не смог ускользнуть от его внимания. Именно это дерево натолкнуло поэта на создание великой поэмы, которая начинается так необычно.
Писать поэму поэт начинает в 1817 году, еще, когда учился в Царскосельском лицее. Окончена данная поэма была лишь через три года.
Темы, проблемы
Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения – перенести читателя в мир сказки, познакомить со сказочными существами, которые встречаются в основной поэме. Поэтому главная задача стихотворения – это подготовить читателя к дальнейшему прочтению большого произведения.
Здесь мы можем видеть самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все пронизывается неповторимым «Русским духом», который так старается передать читателю Александр Сергеевич. Так же автор показывает силу русского народа, их мощь, которая всегда так восхищала Пушкина. В данном произведении поэту удалось собрать всё хорошее и великое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства воспитываемся на примерах русских богатырей, сказочных персонажей, которые отличаются неимоверной силой, мужеством, храбростью и добротой.
Жанр, размер
Что касается жанра произведения, то это поэма. Размер – любимый размер Пушкина – четырехстопный ямб. Но в первой строке используется пиррихий, что придает тексту особую плавность и размеренность. Рифмовка используется перекрестная, с чередованием мужской и женской рифмы.
Композиция
В анализируемом стихотворении достаточно интересное и своеобразное построение. В произведении «У лукоморья дуб зеленый» имеет двухчастную композицию. Первая часть произведения является началом и концом стихотворения, тем самым заключая вторую часть в своеобразное кольцо.
Лирический герой так же присутствует в стихотворении. Его роль исполняет сам поэт, которому «ученый кот» рассказывает сказки.
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Композиционно стихотворение построено на манер старых русских сказок. Разделяется анализируемое стихотворение на несколько частей.
Первая часть – вступительная. В ней идет речь о самом лукоморье.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
Вторая часть – основная. Здесь речь идет о мифических героях, с которыми нам предстоит встретиться.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
И заключительная часть, которая возвращает читателя обратно к лирическому герою и коту.
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Образы и символы
Данное произведение включает в себя огромное количество различных образов. В каждом из которых кроется определенный символ. Например, ученый кот символизирует науку и образованность; образ лешего, что свойственно русским сказкам, символизирует хозяина леса; в образе русалки раскрывается дух озера, поля и леса; невиданные звери – вымышленные существа, которые встречаются преимущественно в сказках; морской дядька и тридцать витязей прекрасных – некие герои, в обязанность которых входит охрана границ; баба Яга – так же старая знакомая, которая встречается в большом количестве русских сказок; царь Кащей – так же частый герой русских сказок, смерть которого сосредоточена в игле.
Основными героями анализируемого стихотворения являются ученый кот, который рассказывает сказки нашему лирическому герою, который с удовольствием их слушает.
Основная мысль
Основной идеей произведения является то, чтобы подготовить читателя к удивительному миру сказок, настроить на необходимый лад. Как таковой смысловой нагрузки данный отрывок не несет, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль так же незначительна. Напротив. Данное произведение с детства любимо всеми детьми, изучается в школе.
Большинство взрослых по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые прошли с ними на протяжении всей жизни. Потому что данное произведение интересно для прочтения не только детям, но и старшему поколению. Ведь так порой хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в прекрасный мир сказок. А уж это Александру Сергеевичу удалось в полном объеме.
Средства выразительности
Главная задача Александра Сергеевича Пушкина в данном стихотворении заключается в том, что перенести читателя в сказочный мир и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых придает динамичность стихотворению.
Так же здесь мы видим большое количество эпитетов, которые помогают придать сказочности лукоморью, а так же передают свойства и цвета.
Так же в произведении можно встретить метафоры, олицетворения, эллипсы, анафоры. Благодаря всей совокупности данных средств выразительности стихотворение и приобретает волшебный, сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.
| Смешные переделанные стихи Пушкина для взрослых Три сестрицы под окном — переделанный отрывок из сказки «О царе Салтане…2 Три девицы под окном размечтались вечерком: *** Родила царица в ночь *** Работник: Директор: *** Одна в глуши лесов сосновых 1827
У Лукоморья пень огромный Спилили дуб, однажды утром А цепь златую за валюту Русалку быстро окрутили Блестят на море пятна нефти Куда ни глянь, витало чудо Яга за вход, в кооптуалете *** Пушкин — Наша Таня громко плачет Татьяна, милая Татьяна! О, как ты этот мяч любила! *** Я помню чудное мгновенье… Я помню телевизор, кресло, Сидел, скучая, за футболом, Я каждый день садился в кресло, Тебя, фарфоровая дива, Но вдруг в пустой моей квартире Так это же мой кореш Паша! *** У Лукоморья дуб спилили, *** «Мой дядя — адвокат известный, *** Переделанный пародия на стих Пушкина У Лукоморья дуб срубили 1 Смешные переделанные детские стихи для взрослых Самые смешные Басни Прикольные стихи для взрослых
|
|