Отрывок из сказки пушкина у лукоморья дуб зеленый текст

Лукоморье одно из первых географических названий, которые мы узнаем в жизни. на современных картах его не найти, зато оно

Лукоморье — одно из первых географических названий, которые мы узнаем в жизни. На современных картах его не найти, зато оно есть на картах XVI века. Упоминание Лукоморья есть и в «Слове о полку Игореве», и в русском фольклоре.

Что значит слово «Лукоморье»

Слово «лукоморье» звучит для нас загадочно и даже сказочно, но этимология его достаточно прозаична. Оно происходит от старославянского «лѫкъ» и «море». Слово «лука» означает изгиб. Однокоренные с ним слова — «лук», «излучина», «лука» (у седла). То есть «лукоморье» переводится как изогнутый берег моря, бухта.

Лукоморье у Пушкина

О Лукоморье мы узнаем из пролога к первому большому произведению Александра Пушкина, поэме «Руслан и Людмила». У Пушкина Лукоморье описывается как некое условно-сказочное место «где Русью пахнет», где стоит памятный каждому дуб со златой цепью и ходящим по ней ученым котом.

Важно, что пролог был написан уже ко второму изданию поэмы, которое было опубликовано через 8 лет после первого издания — в 1828 году. Это многое может прояснить в происхождении пушкинского Лукоморья.

К этому времени Пушкин уже побывал в южной ссылке, где вместе с Раевскими побывал и в Приазовье, и в Крыму. Генерал Раевский из Горочеводска восторженно писал дочери Елене: «Тут Днепр только что перешел свои пороги, посреди его — каменные острова с лесом, весьма возвышенные, берега также местами лесные; словом, виды необыкновенно живописные, я мало видал в моем путешествии, кои бы мог сравнить с оными».

На человека военного эти пейзажи произвели неизгладимое впечатление. На поэта Пушкина они просто не могли не повлиять.

А что же Лукоморье?

Однако пейзажи пейзажами, но что с Лукоморьем? Откуда у Пушкина мог выкристаллизоваться этот образ, который войдет не только в историю русской литературы, но и в подсознание каждого русского человека?

Источник первый: Арина Родионовна.
Как известно, сюжеты нескольких пушкинских сказок были навеяны поэту его няней. Историк литературы пушкиновед Павел Анненков писал, что многие эпизоды из сказок Арины Родионовны по-своему излагаются Пушкиным и переносятся из произведения в произведение. Вот отрывок из «Сказки о царе Салтане», как он рассказан Анненковым: «Так, у ней был кот: «У моря-лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет».

Как мы видим, кот ходит у няни Пушкина вверх-вниз, то есть мы имеем дело с типичным для финно-угорской традиции описанием мирового древа. Кот здесь является одновременно и хранителем границы между мирами, и медиатором между ними.

Источник второй: «Слово о полку Игореве».
Ещё в лицейские годы Пушкина А. И. Мусиным-Пушкиным было издано «Слово о полку Игореве». О Лукоморье в «Слове» сказано:

«А поганого Кобяка изъ луку моря
от желъзных великыхъ плъковъ половецкыхъ
яко вихръ, выторже:
и падеся Кобякъ въ градѣ Киевѣ,
в гридницѣ Святъславли».

В летописи сообщалось, что русские постоянно сталкивались с кочевниками в южной степи: «юкоже преже в луцѣ морА быю хусА с ними крѣпко».

Обитателями Лукоморья по летописям были половцы, с которыми киевские князья постоянно враждовали. Лукоморьем же называлась территория Северного Приазовья.

Это мнение, как полагает С. А. Плетнева, подтверждается тем, что «можно проследить лукоморских половцев и по каменным статуям (идолам), обнаруженным в районе нижнего Днепра. Они относятся к развитому периоду половецкой скульптуры, ко второй половине XII—началу XIII веков».

Таким образом можно сказать, что Лукоморьем (которое воспел Пушкин) называлась излучина между нижним течением Днепра и Азовским морем. В топонимике Приазовья и сегодня можно встретить отзвуки этой исторической памяти: две степных реки Большой и Малый Утлюк. «Утлюк» — «Отлук» — «Лука» переводится с тюркского как «выгон, луг».

Что за дуб?

Небезынтересно понять также, что за дуб описывал Пушкин:

«И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый».

Путешествуя по Приднепровско-Азовской степи во время южной ссылки, Пушкин мог от старожил услышать легенду о знаменитом Запорожском дубе, который рос на острове Хортица.

О нем писал еще византийский император Константин Багрянородный: «Пройдя это место, руссы достигают острова святого Григория (остров Хортица) и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай».

Уже в 70-х годах XIX века запорожский историк-краевед Я. П. Новицкий также упомянул об этом дубе: «Лет пять тому назад на острове Хортице засох священный дуб.Он был ветвист и колоссальной толщины, стоял в стапятидесяти саженях от Остров-Хортицкой колонии».

Где ещё искать Лукоморье?

Лукоморье встречается не только в летописях, «Слове о полку Игореве» и поэме Пушкина, но ещё и в русском фольклоре. Афанасьев в своем труде «Древо жизни» отметил, что так в восточнославянской мифологии называлось заповедное место на границе миров, где растет мировое древо, упирающееся в преисподнюю и доходящее до неба. Карамзин также писал, что слово Лукоморье употреблялось в значении северного царства, где люди на полгода впадают в спячку, а полгода бодрствуют.
Так или иначе, в фольклорном восприятии Лукоморье — это некая условная земля на границе ойкумены, чаще всего располагающаяся на севере.

Лукоморье на картах

Лукоморье можно было бы считать историческим и полусказочным анахронизмом, если бы не западноевропейские карты XVI-XVII веков, на которых месторасположение Лукоморья точно определено.И на картах Меркатора (1546 год), и на картах Гондиуса (1606 год), а также на картах Масса, Кантелли и Витсена Лукоморьем названа территория на правом (восточном) берегу Обской губы.

Европейские картографы сами в этих местах не бывали. Скорее всего, при составлении карт они опирались на описание этой местности путешественников, в частности Сигизмунда Герберштейна. Он дал его в «Записках о Московии»: «в горах по ту сторону Оби», «Из Лукоморских гор вытекает река Коссин. Вместе с этой рекой берет начало другая река Кассима, и протекши через Лукоморию, впадает в большую реку Тахнин».

Николас Витсен, опубликовавший в XVIII веке свою «Carte Novelle de la Tartarie», располагал графическим материалом. На его карте длина Обской губы соответствует действительности, и поэтому «Lucomoria» — обозначение самого залива Карского моря. В русской исторической картографии топонима «Лукоморье» не было, но очевидно, что западноевропейские картографы признавали Лукоморье как древнее название Обской губы.

Цель акции «Далевский диктант – 2021» – формирование интереса к жизни и творчеству Владимира Ивановича Даля, повышение грамотности и читательской культуры, воспитание гордости за соотечественника. В 2021 году общественная организация «Луганская АССУЛ» при поддержке общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» проводит пятую, юбилейную, Международную Общественную Акцию «Далевский диктант — 2021».

Ответы Далевский диктант 2021

Доступ к диктанту по ссылкам на сайте АССУЛ. Доступно пять категорий: 3-4 класс, 5-6 класс, 7-8 класс, 9-11 класс и взрослые. В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, акция проходит в онлайн-формате.

Интерактивный квест для учащихся 5-6 классов «Как хорошо Вы знакомы с биографией В.И. Даля?»

В каждом вопросе надо выбрать один правильный или соотнести данные, за каждый правильный ответ начисляется определённое количество баллов, которые суммируются.

Следует напомнить, что Даль был не только создателем знаменитого словаря, но еще и этнографом, медиком, ботаником, географом, моряком, инженером, ученым. А также весьма популярным в свое время писателем, другом А. С. Пушкина, называя себя в высшей степени скромно «учеником, собиравшим весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».

В каком населенном пункте родился В. И. Даль?

Кулответ: Луганский завод

В каком году был издан первый том «Толкового словаря живого великорусского языка»?

1790
1830
1861
1900

Кулответ: 1861

1-е (1863—1866) — издание Общества любителей российской словесности. В некоторых источниках указан 1861 год начала выхода словаря, так как с этого года он издавался выпусками-тетрадями, которые позже объединялись в тома.

Соедините слова, придуманные В.И.Далем, с соответствующими «чужесловами».

Аорта, Инстинкт, Нервы, Атмосфера, Эхо, Балласт, Фортепьяно

Побудок, Колоземица, Пустогруз, Тихогром, Беложилье, Зык, Царь-жила

Кулответ:

Побудок — Инстинкт
Колоземица — Атмосфера
Пустогруз — Балласт
Тихогром — Фортепьяно
Беложилье — Нервы
Зык — Эхо
Царь-жила — Аорта

В «Толковом словаре живого великорусского языка» есть очень много забавных слов.

Но их значения перепутались. Установите соответствие.

Жупеть, Расфарфориться, Хохониться, Чебурахать, Юзилище, Бобыня

Тюрьма, темница
Разодеться щегольски
Бросить, кинуть, опрокинуть с громом
Надутый, чванный, гордый, спесивый человек
Пышно, старательно наряжаться
Петь пташкою

Кулответ:

Жупеть — Петь пташкою
Расфарфориться — Разодеться щегольски
Хохониться — Пышно, старательно наряжаться
Чебурахать — Бросить, кинуть, опрокинуть с громом
Юзилище — Тюрьма, темница
Бобыня — Надутый, чванный, гордый, спесивый человек

А теперь проявите смекалку и отгадайте загадки, придуманные В.И.Далем.

Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает.

Кулответ: пила

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

Кулответ: берега

В 1862 г. вышел в свет уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошли более 30 000 пословиц, поговорок и прибауток.

Некоторые из них до сих пор используются людьми в повседневной речи. Соедините начало пословицы и ее продолжение.

Когда ищешь лису впереди, …
Хлеб соль кушай, …
Молодец на овец, …
Скучен день до вечера, …
Под лежащий камень …

… а правду слушай.
… коли делать нечего.
… то она позади.
… и вода не течет.
… а на молодца и сам овца.

Кулответ:

Когда ищешь лису впереди, … то она позади.
Хлеб соль кушай, … а правду слушай.
Молодец на овец, … а на молодца и сам овца.
Скучен день до вечера, … коли делать нечего.
Под лежащий камень … и вода не течет.

Сюжет какой сказки подсказал В. И. Даль А.С.Пушкину?

В.И.Даль был замечательным сказочником. В 1832 г. был издан сборник «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», который принес автору широкую известность. А сюжет какой сказки подсказал В. И. Даль А.С.Пушкину?

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Кулответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Выберите сказки, автором которых НЕ является В. И. Даль.

«Девочка-снегурочка»
«Война грибов с ягодами»
«Алиса в стране чудес»
«Лиса и медведь»
«Снежная королева»
«Малахитовая шкатулка»

Кулответ: «Алиса в стране чудес» «Снежная королева», «Малахитовая шкатулка»

Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» начинается словами: «У лукоморья дуб зеленый…». Что такое лукоморье?

Изба
Поле, засаженное луком
Берег моря
Озеро

Кулответ: Берег моря

Прочтите отрывок из повести о В.И. Дале «Собирал человек слова». Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые.

Подвиг Даля не укладывался в мгновение (1) и в час (2) и в месяц (3) не укладывался (4) был долог (5) упорен, — тяжелый (6) бесконечный труд.

1,3,5
2,4,6
1,2,4,5,6
1,2,3,5,6
все цифры

Кулответ: 1,2,4,5,6

Внимательно прочтите высказывание В.И. Даля о языке. В каких словах на месте пропуска следует писать НН?

«Живой народ(1)ый язык, сберегший в жизне(2)ой свежести дух, который придает языку стойкость, силу, яс(3)ость, цель(4)ость» и красоту, должен послужить источ(5)иком и сокровищ(6)ицей для развития образова(7)ой русской речи».
В. И. Даль

1,3,6
4,5
5,6
2,7
только 4
2,3,5
только 7

Кулответ: 2,7

Мы уже не первый раз освещаем Далевский диктант, остальные ищите  на страничках нашего сайта

Happy

14

Sad

Excited

26

Sleepy

1

Angry

2

Surprise

На чтение 10 мин. Просмотров 4 Опубликовано

Стихотворение А.С. Пушкина

maxresdefault_11.jpg

У лукоморья дуб зелёный;Златая цепь на дубе том:И днём и ночью кот учёныйВсё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,Налево — сказку говорит.Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;Там о заре прихлынут волныНа брег песчаный и пустой,И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,И с ними дядька их морской;Там королевич мимоходомПленяет грозного царя;

Там в облаках перед народомЧерез леса, через моряКолдун несёт богатыря;В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою ЯгойИдёт, бредёт сама собой,Там царь Кащей над златом чахнет;Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;У моря видел дуб зелёный;Под ним сидел, и кот учёныйСвои мне сказки говорил. 

Краткий анализ стиха «У лукоморья» Пушкин А. С.

Известный всем с детства текст «У лукоморья дуб зеленый» — это пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».  Написаны они были, как и многое другое, благодаря няне поэта Арине Родионовне. В одной из сказок, которые она рассказывала Пушкину, есть такие слова: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет –песни поет».

Из этих строчек Пушкин сначала написал эпиграф к тетради, в которой записывал сказки, а уже потом переделал их в пролог к поэме «Руслан и Людмила». Текст пролога про Лукоморье был впервые опубликован во втором издании поэмы в 1828 г.  А поэма стала как бы одной из сказок волшебного кота.

И как это иногда бывает, текст пролога вдруг стал самостоятельным художественным произведением. Которое все мы с радостью и удовольствием учим в начальной школе и рассказываем своим детишкам, укладывая их спать. Ведь согласитесь, что нет для малыша более выразительного сказочного представления, в котором каждая строчка является кусочком волшебной мозаики.

Ослепительно яркие кусочки которой, несмотря на малый размер, сами превращаются в маленькие сказки про русалку, бабу ягу, прекрасных витязей и многое-многое другое. И являются окошками в те большие сказки, из которых они пришли.  А все стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый» указывает на некий волшебный, фантастический, чудесный сказочный мир, в котором немедленно хочется оказаться.

Это интересно: Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк», записанная Жуковским в 1846 году, повествует о жизни молодого царевича, который однажды столкнулся с удивительными вещами, сотканными из волшебства, опасностей и приключений.

Текст стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Стихотворение «У лукоморья» – анализ по плану

Вариант 1

Хрестоматийное произведение А.С. Пушкина — стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» дети узнают задолго до школы, потому что простой слог и обилие сказочных образов делают его легко запоминающимся. Произведение можно найти в любом списке литературы, рекомендованной к прочтению еще для малышей.

Композиция и жанр

Композиция отрывка напоминает структурой народную сказку. Четко выделяются основные части: присказка с описанием лукоморья и ученого кота, основная часть с перечислением сказочных героев и классическая сказочная концовка «..и там я был, и мед пил..».

Форма сказки обусловлена тем, что «У Лукоморья дуб зеленый…» является прологом к сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Поэма наполнена волшебными событиями. Поэтому и начинается с введения читателя в мир сказки, с создания таинственной атмосферы, ожидания чуда. У А.С. Пушкина был огромный запас фольклорного материала, потому что он был воспитан на русских народных сказках.

Его няня Арина Родионовна знала несметное количество сказов, легенд, поверий, былин, в которых была собрана настоящая сокровищница русского фольклора. Впоследствии Александр Сергеевич попытался наиболее точно воплотить все услышанное в сказках.

«У Лукоморья дуб зеленый» начинается описанием волшебного пейзажа сказочной страны, где будут происходить события поэмы. Становится понятно, что волшебная страна находится у моря. Воображение читателя представляет нависающий над стихией многолетний дуб с золотой цепью. И центральной фигурой предстает ученый кот, который рассказывает сказки. Это обобщенный образ рассказчика во всех русских народных сказках, среди которых Боян, Садко и другие.

После введения в место событий автор рисует чудеса, которые постоянно происходят в волшебной стране. Леший, русалка, невиданные звери, избушка на курьих ножках. Все персонажи изображены на фоне российских пейзажей, которые четко видны в описанной поэтом природе.

Среди перечисленных сказочных событий — указание на одну из самых запоминающихся картин поэмы: «..колдун несет богатыря..». Данный факт говорит о фольклорном происхождении сюжета поэмы. Все указывает на древнерусское происхождение Лукоморья. Сам автор утверждает: «Там русский дух…» Чтобы убедить читателя в реальности картины, поэт употребляет традиционную сказочную концовку «..и я там был..»

Размер

Написано произведение четырехстопным ямбом — одним из самых популярных размеров для лирики 19 века, который придает стиху размеренность и подчеркивает повествовательный характер поэмы.

Образы русской мифологии

Стихотворение насыщено изображением сказочных героев. Чтобы показать читателю волшебный мир Лукоморья, поэт использует олицетворения: кот «песнь заводит», ступа с Бабою Ягой «идет, бредет сама собой», бурый волк «служит».

Самая запоминающая метафора стиха говорит о том, что у Лукоморья «Русью пахнет». Это главный акцент пролога. Также у Лукоморья лес и дол «видений полны». Эта строка несет метафорический смысл и одновременно является частью стилистического художественного приема — анафоры.

Автором использованы многочисленные эпитеты. Вот некоторые примеры: «на неведомых дорожках», «невиданных зверей», «витязей прекрасных».

Особого колорита придает использование дрвнерусских слов: брег, злато, чахнет, чреда.

В сроках использованы образы русской мифологии: Баба яга, Кащей, витязи, колдун. Но эти персонажи передают общую картину Руси. Богатыри олицетворяют мощь русской земли, дуб — ее мудрость, царевна — красоту и верность. С их помощью поэт концентрирует внимание читателя на изображении Родины, ее природных и фольклорных богатств, которые всегда его вдохновляли.

Это интересно: Описание Тараса Бульбы из текста — сочинения с цитатами.

Вариант 2

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» было написано Пушкиным в 1824–25 годах. Более точная дата этого произведения неизвестна. Оно является вступлением к сказочному сочинению «Руслан и Людмила». Этот отрывок так полюбился читателям, что отпочковался от основного произведения и стал самостоятельным стихотворением.

Вступление в поэме-сказке «Руслан и Людмила» было навеяно Пушкину сказками няни, которые она рассказывала поэту долгими зимними вечерами во время его ссылки в Михайловское. Дуб тот рос на берегу моря в уютной бухте – лукоморье. Это старорусское слово. Лучшего места для кота-сказочника не найти. Поэт говорит читателям о том, что сказку о Руслане и Людмиле рассказал ему кот ученый. Да и где как не в бухте, можно увидеть, как

…На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Во вступлении нашли отражение и другие сказки, которые поведала поэту его няня. Впоследствии, Пушкин написал в стихах все эти сказки. Их героев он вскользь упомянул и во вступлении к «Руслану и Людмиле». Через строки этого стихотворения Пушкин вводит читателя в особый, волшебный мир. Основная идея вступительного стихотворения к поэме заключается в стремлении поэта подчеркнуть сказочность, и в то же время, народность произведения.

Композиция и строение стиха в стихотворении

В анализе стихотворения «У лукоморья дуб зеленый» необходимо упомянуть о своеобразном построении этого произведения. Композиция пролога к поэме двухчастная. При этом первая часть как бы окольцовывает вторую. То есть первая часть служит началом и концом произведения, а вторая часть – его серединой. В стихотворении есть и лирический герой – его автор, которому кот ученый (еще один герой произведения) рассказывает волшебные сказки.  Классический стихотворный размер четырехстопный ямб делает астрофический стих напевным, плавным.

В трех четверостишиях рифма перекрестная. Мужские слоги сочетаются с женскими. Четвертая строфа выбивается из принятого Пушкиным строя. В ней 6 строк: первая и вторая строки – смежная рифма, третья и шестая – перекрестная, четвертая и пятая – смежные. Пятая строфа состоит из 5 перекрестно зарифмованных строк, только пятая строка рифмуется с четвертой. Следующая строфа – четверостишие со смежными рифмами. Далее следует двухстрочная строфа, и завершается произведение четверостишием с кольцевой рифмовкой.

Средства художественной выразительности

Стихотворение становится динамичным благодаря обилию глаголов: ходит, идет, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несет, тужит, служит и др. В нем много образов, но упоминаются они, как бы вскользь. Пушкин показывает, таким образом, о ком, какие сказки рассказал ему кот ученый.

Сказочность, обособленность мира лукоморья, о котором рассказывает поэт, подчеркивается эпитетами неведомый, невиданных. Эти и другие эпитеты играют роль художественных определений, помогают ощутить цвет и форму предметов и событий, помогают читателю представить себе происходящее. Эпитеты – зеленый, златая, ученый, на курьих, песчаный и пустой, бурый.

Старославянизмы – златая, курьих, брег, чредой переносят нас в далекое прошлое, когда жили герои сказок и поэмы «Руслан и Людмила».

В описании витязей, выходящих из моря, используется аллитерация, подчеркивающая шум волн:

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны.

Глубокий смысл заложен Пушкиным в словах: «Там русский дух… там Русью пахнет!» Что же это за русский дух? Это природа, очарование каждого времени года в отдельности, и любовь к ней. Это быт, культура русских людей – необыкновенная, самобытная, дающая русскому человеку силы выстоять в любых бедах; это русские сказки и сказания, которые учат добру и порядочности, это христианская вера, призывающая к терпению, смирению и любви. Вычеркните все это из жизни русского человека, и он будет деморализован.

Это интересно: Комедия Ревизор Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1835 году, показывает жизнь обычного, небольшого, уездного городка, высмеивает пороки его жителей, обличает их отрицательные черты. Одной из них является “хлестаковщина”.

Урок 33

Тема  Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.
Вступление к поэме «Руслан и Людмила»:  « У Лукоморья дуб зеленый».

Цели:
познакомить учащихся со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина,
добиться понимания его содержания; развивать умение переводить зрительную
информацию в словес­ную; совершенствовать навыки выразительного, правильного и
беглого чтения; прививать любовь к русской поэзии.

Планируемые
результаты:
учащиеся должны уметь прогно­зировать содержание
раздела; читать произведения вслух с по­степенным переходом на чтение про себя;
выделять и называть волшебные события и предметы в сказках.

Оборудование: портрет
А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись вступления к поэме «Руслан
и Людмила»; кар­точки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I.Организационный
момент

II.Речевая
разминка

Пришел Прокоп — кипит укроп.

Ушел Прокоп —кипит укроп.

И при Прокопе кипит укроп,

 И без Прокопа кипит укроп.

  Прочитайте
медленно с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, сожалением, вопросительно,
утвердительно, сердито, весело, скороговоркой).

III.          
Введение
в тему урока

¾
Сегодня
мы открываем новый раздел учебника. Прочитай­те, как он называется.

¾
Как
вы думаете, какие произведения помещены в этот раз­дел? (Предположения детей.)

¾Прочитайте на с.
83, с чем мы познакомимся в этом разделе.

¾Чему мы научимся?

¾Чему мы будем
учиться?

¾
Разгадайте
шифровку-анаграмму. (Ответ записать на доске.)

РНЕЛСААКД — 743856291

     ЧЕРГВЕСЕИ — 783462591

НУИПШК-425631 (Александр Сергеевич
Пушкин.)

¾Какие сказки и
стихи Александра Сергеевича вы читали или вам читали? (Дети перечисляют.)

¾  
Сегодня
мы начинаем изучать раздел «Русские писатели» творчеством А.С. Пушкина.

IV.Работа по
теме урока

Когда
впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушали
напевное пение бабушки. Или лежа в кроватке, слушая дивные сказки мамы.

 Пушкин
приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не
любил замечательные произведения этого великого русского поэта.

 Прошло
более 170 лет после гибели поэта, а наша любовь к нему все не ослабевает.

 Сегодня
мы лишь соприкоснемся с жизнью великого русского поэта, познакомимся с
некоторыми страницами его биографии и повторим то, что уже знали.

— Кто
из вас скажет, где и когда родился Пушкин?

(6
июня 1799 г. в Москве на Немецкой улице в дворянской семье Пушкиных родился сын
Александр.)

 Москва!
Как много в этом звуке Для сердца русского слилось Как много в нем отозвалось!

 Москва
пушкинского детства поражала нас странным смешеньем древнего и нового
зодчества, нищеты и богатства. Рядом с великолепными башнями Кремля, золотыми
куполами соборов ютились жалкие лачуги бедноты.

 В
то время столицей был город Петербург, город новый, европейский, а Москва была
местом сбора для всего русского дворянства, которое съезжалось сюда на зиму.

 Приезжала
молодежь и из Петербурга. Во всех концах древней Москвы гремела музыка. Москва
жила по-своему, забавлялась, как хотела. Надменный Петербург смеялся над
старушкой Москвой, но не вмешивался в ее затеи. Прослушивание «Баркаролы».

 (Девочка
и мальчик танцуют «Вальс-фантазия».)

Но
была еще и другая Москва, просвещенная. Знатные вельможи, оставив царский двор
в Петербурге, селились в Москве и украшали ее великолепными дворцами.

 Москва
гордилась университетом, библиотеками, театрами.

 Россия
училась читать и писать по книгам, издаваемым в Москве.

 К
образованной Москве относился и дом Пушкиных.

 Отец
поэта — Сергей Львович был потомком знатного рода. Он любил литературу, был
дружен с известными тогда русскими писателями, собрал богатую библиотеку.

 Мать
поэта — Надежда Осиповна, была образованна, остроумна, хороша собой, любила
светскую жизнь и развлечения, блистала на балах.

 В
семье Пушкиных было трое детей: старшая дочь Ольга (первый слушатель и критик
ранних стихов поэта), два сына — Александр и Лева.

 Мать
больше любила младшего сына Льва. Александр рос молчаливым и замкнутым.

 Маленький
Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое
множество.

Да,
когда Саше было 5 лет, его бабушка купила маленькое подмосковное село Захарове.
Березовая роща, пруд, лес, речка. Впервые дети попали в деревню, в лес. И дичок
Саша развеселился, расшумелся. Теперь он читал на берегу реки, перед сном
слушал бабушкины сказки.

 Благодаря
книгам, он с детства в совершенстве знал французский язык и литературу. Разыгрывал
перед сестрой маленькие комедии. Эта любовь к театру сохранилась в нем на всю
жизнь.

 —
Понравилась ли пьеса, написанная Пушкиным на французском языке, сестре?

 —
Расстроило ли это его?

 Первая
пьеса сестре не понравилась, но это Сашу не разоча-ровало. Настоящую обиду он
испытал позже.

 Когда
ему было 10 лет, он написал поэму-сказку. Тетрадь попала к воспитателю
французу, который стал читать поэму и грубо надсмехаться над мальчиком.
«Делом надо заниматься, а не бумагу марать». Саша заплакал от обиды и
бросил свою первую поэму в печь.

 Зато
дядя заметил талант племянника и стал помогать ему в этом.

 Значение
няни и бабушки.

 Раньше
в дворянских семьях детям нанимали гувернеров-иностранцев. Были они и в семье
Пушкиных, но не оставили доброй памяти в сердце мальчика. Настоящими
воспитательницами и самыми близкими его сердцу людьми стали бабушка поэта и
крепостная няня Арина Родионовна.

 Ах,
умолчу ль о мамушке моей,

 О
прелести таинственных ночей,

 Когда
в чепце, в старинном одеянье,

 Она,
духов молитвой уклоня,

 С
усердием перекрестит меня

 И
шепотом рассказывать мне станет

 О
мертвецах, о подвиге Вовы.

 От
ужаса не шелохнусь бывало,

 Едва
дыша прижмусь под одеяло,

 Не
чувствуя ни ног, ни головы,

 Учитель:
Пушкин называл няню мамушкой, она и вручила Пушкину свирель.

 В
вечерней тишине

 Являлася
веселою старушкой

 И
надо мной

 Сидела
в шушуне,

 В
больших очках и с резвою гремушкой

 Ты,
детскую качая колыбель,

 Мой
юный слух напевами пленила

 И
меж пелен оставила свирель,

 Которую
сама заворожила.

 Работа
с текстом.

 •
Арина Родионовна — простая русская женщина, мастерица народной речи,
хранительница неисчерпаемых запасов народных песен, русских былин и пословиц.
Она первая познакомила Пушкина с русской поэзией. Ее песни и сказки запомнились
ему на всю жизнь. Сюжеты многих из них он использовал в своих сказках, в романе
«Евгений Онегин» и в поэме «Руслан и Людмила», которые мы
будем изучать в старших классах. Особенно сроднился Пушкин с няней в селе
Михайловском. В длинные, зимние вечера, в ветхом доме Арина Родионовна
рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало
веретено, и сказочный народный мир расцветал вокруг поэта. Она была тогда
единственным собеседником Пушкина. Сейчас в Михайловском есть домик-музей Арины
Родионовны.

 —
Задайте друг другу вопросы по содержанию прочитанного текста.

III. У
каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин прежде всего
поэт-сказочник.

 (Обращаюсь
к стенду.)

 —
Какие сказки Пушкина вы знаете?

 Специально
для детей Пушкин сказок не сочинял, но все сказки его стали любимы русским
народом и детьми.

 «Что
за прелесть эти сказки, — говорил он. — Каждая есть поэма.» Поэт брызгал
гусиным пером, торопливо записывая нянины сказки, некоторые из них превращались
в певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать
людей и открыть им богатства русской поэзии.

 Действительно,
кто из нас не знает: У Лукоморья дуб зеленый…

 (Чтение
хором.)

 Пушкин
перенес в свои сказки чудесные образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну
Лебедь, золотого петушка, белочку. И вместе с народом Пушкин жестоко высмеял и
осудил глупых царей, жадных попов. Каждый, кто прочитает эти сказки впервые,
будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

 Викторина
по сказкам Пушкина (слайды)

 А
теперь посмотрим, хорошо ли вы знаете сказки Пушкина.

 Вот
мы и подошли к последнему пункту нашего плана.

 Прочитаем
его.

VI.
Пушкин всегда с нами.

 Очень
рано погиб Пушкин: в 37 лет он был убит на дуэли фран-цузом Дантесом и
похоронен в ограде Святогорского монастыря. Многие люди приходят сюда
поклониться могиле великого русско¬го поэта.

 Еще
при жизни А. С. Пушкин получил всенародное признание, это был первый поэт,
который получал жалованье за свои ли-тературные произведения. Его имя носит
город, площади, улицы, именем Пушкина названы библиотеки, школы, парки. Во всех
местах, куда приводила Пушкина судьба, созданы музеи, воздвигнуты памятники.

 В
Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. У
памятника всегда цветы. Памятник создан архитектором Опекушиным на средства,
собранные народом.

 Мы
видим Пушкина, он склонив голову, в задумчивости, как бы идет по родному городу.
Пророческими

стали
строки стихотворения:

 Я
памятник себе воздвиг нерукотворный К нему не зарастет народная тропа…

 (Слайды
) Знакомство с детьми а. С. Пушкина.Сын А. А. Пушкин. Праправнучка Усова Галина
Северьяновна.

 Имя
Пушкина никогда не забудется, он всегда с нами, наш живой, наш любимый, наш
великий Пушкин.

 Великим
быть желаю, Люблю России честь!..

 Так
оно и есть,

 Ежегодно
в начале июня, в день рождения поэта во всех пушкинских местах (Москва,
Санкт-Петербург, Михайловское, Болдино, Одесса) проходит праздник пушкинской
поэзии, на котором звучат стихи великого поэта

 Представим
себя участниками одного из таких праздников и еще раз насладимся пушкинскими
стихами.

 (Дети
читают стихи.)

Учитель:
Мне остается сказать: «Спасибо всем за урок».

1.Выборочное
чтение

-В каких строчках говорится о предметах из
произведений А.С. Пушкина? Прочитайте их.

Какие чувства
испытывает человек, читающий произведе­ния этого поэта? Запишите эти строчки.

2.Чтение
отрывков

(Учащиеся читают на с. 85 отрывки из сказок
А.С. Пушкина.)

Прочитайте
отрывки, найдите их героев. Вспомните назва­ния сказок.

(Ответ. «Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

V.Физкультминутка

Кузнец

Эй, кузнец,
молодец,

Захромал мой
жеребец.

Ты подкуй его
опять.

— Отчего ж не
подковать?

 Вот гвоздь, вот
подкова

— Раз, два — и
готово.

 (Дети шагают, припадают то на одну, то на
другую ногу, раз­водят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе
на каждое слово.)

VI.Продолжение
работы по теме урока

1. «У лукоморья
дуб зеленый…»

Александр
Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о
том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан
отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все
закончилось счастливо. К этой поэме Александр Сергеевич напи­сал вступление.
Сегодня мы будем его читать.

(Учитель читает на
с. 86—87 вступление к поэме «Руслан и Людмила». Если есть возможность, то
воспроизвести аудио- ил и видеозапись.)

-Требуется провести небольшую словарную
работу.

У лукоморья — у
морского залива.

Дол — то же,
что и долина.

Пленяет — берет в
плен.

Тужит
грустит, тяжело ей, туго приходится.

Чахнет — сохнет.

-Прочитайте вступление самостоятельно.
Найдите в нем сказочные чудеса, о которых рассказал кот ученый.

(Дети читают, делая пометки карандашом.
Затем идет провер­ка самостоятельной работы.)

2. Кроссворд
«Любимые сказки»

image001

1. Тот, кого проучил
Балда. (Поп.)

2. То, где висит
златая цепь, по которой ходит кот ученый. (Дуб. )

3. Тот, кто
предупреждал Дадона об опасности. (Петушок.)

4.  Персонаж, который
грызет непростые орешки. (Белка.)

5. Персонаж, у
которого есть необычное зеркальце. (Царица.)

6. Имя дядьки,
который возглавил чудесное войско. (Черномор.)

Если вы правильно разгадали кроссворд, то
по вертикали прочитаете фамилию того, кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!»

VII.Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради,
который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII.Подведение
итогов урока

Какой раздел начали изучать на уроке?

Что нового узнали, чему научились на
уроке?

IX.Домашнее задание 
 Bыучить
наизусть отрывок (или до слов «Там королевич ми­моходом…», или с этих слов и
до конца стр 86-87

image002

                        Тот, кого проучил Балда.
 

1. То, где висит
златая цепь, по которой ходит кот ученый. 

2. Тот, кто
предупреждал Дадона об опасности. 

3.  Персонаж, который
грызет непростые орешки. 

4. Персонаж, у
которого есть необычное зеркальце. 

5. Имя дядьки,
который возглавил чудесное войско.  

Если вы правильно разгадали кроссворд, то
по вертикали прочитаете фамилию того, кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!»

РНЕЛСААКД — 743856291

     ЧЕРГВЕСЕИ — 783462591

     НУИПШК-425631

  • Отрывок из сказки пушкина руслан и людмила у лукоморья дуб зеленый
  • Отрывок из сказки пушкина золотая рыбка отрывок
  • Отрывок из сказки пушкина для 1 класса которые легко учатся
  • Отрывок из сказки пушкина о мертвой царевне и семи богатырях
  • Отрывок из сказки пушкина золотой петушок