Отрывок из сказки пушкина о царе салтане про белку

Главные героицарь салтан правитель страны, доверчивый и слабохарактерный человек. когда он получил недобрую лживую весть, он приказал его дождаться. но

Главные герои

Царь Салтан правитель страны, доверчивый и слабохарактерный человек. Когда он получил недобрую лживую весть, он приказал его дождаться. Но завистники молодой царицы меняют письмо. Они хотят извести царицу и её ребенка. Они злые и хитрые. Но автор изобразил их не страшными, а смешными. Тем более, когда они были укушены перевоплощенным князем Гвидоном в комара, муху и шмеля.

Князь Гвидон, сын царя, представлен настоящим русским богатырем. Он вступается за слабых. Спасает царевну Лебедь от злого коршуна. Волшебница-лебедь отблагодарила его выполнением всех его желаний. Князь правит на острове слава о котором разнеслась по всему свету.

Он мудрый правитель своего острова, гостеприимный хозяин, тепло встречающий купцов. За свою мудрость получает волшебную белку, морскую стражу и жену – красавицу и волшебницу.

Царевна-Лебедь, спасенная Гвидоном от злого колдуна, стала его верной помощницей, а потом и женой. За своё спасения она дарит ему красивый город на острове. Где он стал правителем. Помогает Гвидону побывать у отца в образе комара, мухи, шмеля Она умная, добрая. Она как Василиса премудрая в русских сказках умная, красивая, а еще и волшебница.

Царица она появляется на первых строках сказки. Она добрая, честная, любящая жена и мать. Даже после оговора нашла в себе силы простить своих сестер.

Ткачиха, первая сестра Царицы и поварихи. Она злая, завистливая, обидчива и мстительна. Из – за обиды на сестру и оговорила её.

Повариха, ещё одна сестра Царицы. Она завистлива, злопамятна, коварна и эгоистична. Не чем не лучше ткачихи, своей сестры.

Сватья баба Бабриха мать всех трех девиц. Она тоже жестока и мстительна. Она вместе с двумя старшими дочерьми оговаривает Царицу и младенца, избавились от них. Но после этого страшного поступка, они, не стали счастливыми, наоборот их наказали.

Описание героя

По сюжету князь Гвидон является сыном царя Салтана. Когда будущий отец уехал на войну, царица родила мальчика. Его вместе с матерью решили извести завистливые родственники, заколотив в бочку и выкинув в открытое море. По воле судьбы волна выбросила бочку на пустынный остров Буян. Ребенок за время плавания вырос и превратился в прекрасного юношу. Описывая внешность молодого князя, Пушкин не забыл подчеркнуть и его внутреннюю красоту.

В трактовке автора характеристика князя Гвидона выглядит следующим образом:

  • красивый;
  • имеет высокий рост;
  • ловкий и сильный;
  • необычайно отзывчивый и добрый к людям;
  • человек, способный заниматься государственными делами;
  • хорошо воспитанный, умный.

Все эти черты говорят, что из Гвидона выйдет хороший правитель. Будущий царь обладает чудесным даром общаться с морем, ветром и другими природными явлениями. Конечно, это сказка, поэтому вымысел здесь уместен, но такие качества, как коммуникабельность и способность договариваться, высоко ценятся и в современном мире.

Второстепенные герои

Гонец, который ездил к царю отвозил ему письмо от царицы и привозил обратно. Его споили и поменяли послание, из – за которого страдает царица и её сын.

Волна, в сказке представлена, как одушевленная, Гвидон её просит о помощи, и она выполнила его просьбу, вынесла на берег, подарив им жизнь.

Коршун, который нападал на лебедь, стремясь её убить. Но когда Гвидон его убил стрелой выпущенной из лука, оказался злым чародеем.

Белочка является одним из чудес подаренных князю царевной – лебедь. Она жила в домике под елочкой, грызла золотые орехи и пела песенки.

Тридцать три богатыря и дядька Черномор были родными братьями царевны Лебеди. И по её просьбе стали охранять остров, потому что они жили в море.

Корабельщики – это купцы, которые плавали на кораблях между странами и торговали разными товарами. Которые и принесли весть о новом граде на острове Буяне.

Сказка заканчивается хорошо для всех героев: царь Салтан вновь обретает жену и сына и на радости прощает злых сестёр и Бабариху.

Герои сказки о царе Салтане

К группе положительных героев сказки о царе Cалтане

можно отнести:

  • Салтан,
  • его сын Гвидон,
  • девица под окном будущая Царица, Царевна-лебедь.

А к отрицательной группе героев относятся:

  • повариха,
  • ткачиха,
  • сватья баба Бабариха,
  • Коршун.

Можно определить ещё, так называемую, «нейтральную» группу героев знаменитой сказки Пушкина:

  • белка,
  • заморские гости,
  • ветер,
  • волна,
  • дядька Черномор и 33 богатыря,
  • а ещё комар и шмель, в которых превращался князь Гвидон.

Вот, пожалуй, все имена героев сказки о царе Cалтане, разделённых на группы по типу характера.

Прежде всего, хочется сказать о двух сёстрах Царицы – поварихе и ткачихе, а также их матери – сватье бабе Бабарихе. Это, без сомнения, отрицательные персонажи.

Из-за мстительности, злопамятности, зависти и обидчивости они совершили преступление. В письме к царю Салтану — оклеветали Царевну и младенца-Царевича, добившись указа царя, посадить их в бочку и бросить в море.

Совершив этот страшный поступок, они, конечно же, не стали счастливыми, а наоборот – были наказаны!

Другие главные герои сказки о царе Cалтане,

которых смело можно отнести к положительным героям. Во-первых, это князь Гвидон – сын царя Салтана. Его смелость и стремление к цели, отважность и гостеприимство располагают к нему любого читателя этой сказки.

Вторая главная героиня, сделанная поэтом центральным художественном образом произведения, — царевна-Лебедь, которую спас Гвидон от злого колдуна-Коршуна. Её характеру присущи такие качества, как благородство и мудрость.

Её образ в сказке заключал в себе черты русской Василисы Премудрой, наделённой удивительной красотой и волшебством. К слову, 33 морских богатыря были её братья родные.

Следующий главный герой сказки — добрый и мягкий царь Салтан – справедливый и незлопамятный, доверчивый и простоватый.

Порой он кажется даже немного безвольным, но это не так: просто широта и доброта русских царей делала их безоружными перед коварством и вероломством. Поначалу он разгневался на ткачиху, повариху и сватью, но потом великодушно простил завистниц и отпустил их домой.

В заключении «подведём черту»: в сказках, и не только в Пушкинских, злоба, зависть и ненависть обречены на позорное уничтожение, потому что в жизни людей первоначальны Любовь и Добро. В этом вся гармония и красота русских сказок!

Люди, творите всегда добро!

Автор статьи: Игорь Смирнов

Дети, молодые, взрослые и пожилые – большинство из нас знают множество произведений Александра Сергеевича Пушкина. Одно из наиболее известных, любимых и увлекательных произведений Пушкина является . Сюжет данного стиха довольно прост для понимания, но очень увлекает. Ребёнок и взрослый, читая это произведение, представляют яркую картинку, где по-своему преображаются действия, по-своему вырисовывается внешность персонажа. Но абсолютно каждый выделяет для себя поступки злые и добрые и, следовательно, плохого и положительного персонажа.

К позитивным героям относятся:

Царь Салтан

– государь своего царства. С одной стороны, царь – настоящий воин, мужественный и сильный, который готов сражаться за своё государство. С другой – это добрый персонаж, который имеет мягкий характер. По действиям, которые совершает этот герой, становится понятно, что он незлопамятный и даже простой, наивный персонаж и из-за этого, некоторые читатели могут подумать, что он безвольный царь. На самом же деле, это совершенно не так. Просто из-за своей добродушности, он никак не наказал злобных и коварных сестриц, а наоборот, простил их.

Князь Гвидон

– сын царицы и царя Салтана. На протяжении всего стиха проявляет себя как смелого и сильного героя. Свой мужественный характер этот персонаж предпочитает доказывать поступками, а не действиями. Помимо смелости, силы и мужественности он проявляет гостеприимство и целеустремлённость, что очень нравится читателям.

Царевна-лебедь

– рассудительная и прекрасная волшебница, сестра 33 морских богатырей и в конце сказки становится женой князя Гвидона. Будучи одним из главных героев, также относится к добрым персонажам, ведь она олицетворяет великодушие, мудрость и честность.

Царица

– это одна из первых девиц, с которыми встречается читатель в первых строках сказки. В будущем становиться царицей и матерью прекрасного богатыря. Как и сам царь, она является очень позитивным персонажем, ведь она добрая, честная, терпеливая и добросердечная. Благодаря этим качествам, царица симпатизирует многим читателям.

Негативные герои:

Ткачиха

– сестра Царицы и поварихи. Её поступки говорят, что это очень завистливый, злой и негативный персонаж. Помимо этого, она очень обидчива и мстительна, из-за чего и проворачивает коварные действия.

Повариха

– сестра ткачихи и Царицы. Как и ткачиха, повариха является плохим персонажем, ведь имеет такие качества, как зависть, злопамятность, коварство и эгоизм.

Сватья баба Бабриха

– относится к негативным персонажем, так как имеет такие отрицательные черты характера как ненависть, жесткость и мстительность. Из-за этих качеств, многие читатели её недолюбливают.

Действия, которые совершают положительные и негативные персонажи помогают разобраться читателю в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!

А.С. Пушкин не раз обращался к жанру сказок, примером чему служат его такие произведения, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок». В 1831 году поэт написал одно из своих самых известных сочинений в данном жанре — «Сказку о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Сюжет

Повествование рассказывает о нескольких персонажах. Главными действующими лицами становятся царь Салтан, царица и князь Гвидон. Характеристика героев проста и понятна.


Царь Салтан и царица

Государь по имени Салтан – мужественный и отважный воин, способный вступиться за свои земли. Он обладает покладистым, спокойным нравом, отличается простотой, не держит зла на обидчиков и проявляет некую наивность. Добродушие героя не дает наказать сестриц, наговоривших на царицу и чуть не погубивших ее и сына – князя Гвидона.


Царица и маленький Гвидон

Мудрая царица – первая девица в государстве и первая, с кем встречается читатель, знакомясь со сказкой. Она – положительный персонаж, честная, добрая и верная женщина, неспособная на предательство и обман.

Гвидон – сын царицы и Салтана. Его отчество не зря подчеркивается в названии сказки, потому что с малых лет герой, как и отец, проявляет отвагу и смелость. Для него особую важность имеют поступки, а не слова.


Князь Гвидон

Гостеприимный амбициозный правитель получает титул князя неспроста. Якобы по велению царя Салтана, а на самом деле из-за интриг сестер царицы, младенца с матерью заточили в бочку. Странное судно, ставшее последним пристанищем, опустили в морскую пучину. В нем промелькнули детство и отрочество юноши, и вскоре он превратился в настоящего богатыря, которому суждено спасти от коршуна царевну Лебедь и заполучить под покровительство невиданные земли – остров Буян. Остров князя стал пунктом паломничества купцов, жаждущих выгодного сотрудничества. Это место, где живет белка, грызущая волшебные орешки, а также фантастические воины – тридцать три богатыря.


Царевна Лебедь

Гвидон – основной персонаж сказки. Царевна Лебедь, ставшая позже его избранницей, – олицетворение волшебства в поэме. Она одаряет возлюбленного не только чудесными диковинами (белкой и богатырями), но и магическими силами, благодаря которым Гвидон может стать комаром. В таком образе князь попадает на корабль и прибывает на родину – повидать отца.

Второй раз Гвидон осуществляет визит в образе мухи, а в третий – в качестве шмеля. В каждое посещение он, пусть и невольно, мстит ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе. Завершается все воссоединением царского семейства и пышным свадебным торжеством.

Интересные факты

Светило русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин, умело обращавшийся со стихотворным слогом и прославляющий богатство русского языка, использовал в «Сказке о царе Салтане» только одно слово с буквой «ф» – флот. В пушкинскую эпоху слова с этой буквой считались заимствованными из других языков.


Город Свияжск — прообраз острова Буяна

Однажды, путешествуя, Пушкин попал в город Свияжск. Поэт восхищался красотой этого места и признавался, что так представлял описанный населенный пункт на сказочном Буяне:

«В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами С теремами да садами…»

Некоторые исследователи считают, что прототипом острова является Руян, расположившийся в Балтийском море.


Богиня Умай и царевна Лебедь

Сказка сплетена из фольклорных сюжетов и нюансов, придуманных поэтом. Примечательно, что прообразом царевны Лебедь стало языческое божество Умай. Ее воспевали в монгольских и кыпчакских племенах как женщину в образе лебедя, ходящую по земле и воде. В произведении описание царевны не менее привлекательно, чем в легендах древних народов:

«Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает. Ночью землю освещает — Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит».

История персонажа

«Сказка о царе Салтане» – предназначенное для детей знаменитое произведение из наследия, оставленного миру Александром Сергеевичем Пушкиным. Полное название поэмы звучит так: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Оно было придумано на манер лубочных сказаний, популярных в простонародье. Использованный сюжет пересказывался на Руси из уст в уста. До наших дней легенда дошла в вольной интерпретации. Пушкинисты, исследующие творчество русского поэта, свидетельствуют, что лейтмотив произведения не был уникальным. Гораздо раньше его использовали в своих сказках Чосер и Гоцци.

Конспект внеклассного занятия

Тема: «Сказка в музыке»

Эпиграф:
«Что за прелесть эти сказки!»

Художественно-педагогическая
идея урока:

во взаимосвязи смежных видов искусств музыки, поэзии и
живописи создать целостную картину русской народной сказки, ее красоту и
гармонию

Цели
урока:

образовательные:

·       
дать
представление о музыкальном образе и средствах его создания;

·       
заложить
навыки пластического интонирования, как средства выражения музыкального образа;

развивающие:

·       
развивать
представление  о роли изобразительно-выразительных средств  в музыкальном
произведении  и их значении в создании музыкального образа;

·       
развивать
основы пластического интонирования и  его основные приемы;

·       
путем освоения
интеграционного поля мира искусств ввести в образный мир сказки;

·       
превратить
урок музыки в диалог нескольких видов искусств (взаимопроникновение) — музыки,
поэзии, живописи;

воспитательные:

·       
прививать
бережное отношение к культурным традициям своего народа;

·       
развивать
представление  о роли изобразительно-выразительных средств  в музыкальном
произведении  и их значении в создании музыкального образа;

·       
пробуждать и
развивать добрые чувства, бережное отношение к близким;

Тип
урока:
урок
изучения новых знаний

Средства
обучения:

Фонограммы
музыкальных произведений:

·       
Симфоническая картина Н.А.Корсакова «Три чуда»

·       
Песня неизвестных авторов «Аленушка»

Технические
средства:

·       
Музыкальный
центр

·       
Музыкальная
шкатулка в форме рояля..

Музыкальные
инструменты:

·       
Треугольник

·       
металлофон

Оформление:

·       
На доске тема
урока «СКАЗКА В МУЗЫКЕ».

·       
Иллюстрации: 
портреты Пушкина и Римского-Корсакова, иллюстрации к сказке «Сказка о царе
Салтане…»А.С.Пушкина и репродукции картин Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь» и
Виктора Васнецова «Аленушка».

ХОД УРОКА:

1.     Организационный момент

Здравствуйте,
ребята. сегодня я проведу у вас внеклассное занятие по музыке.

Давайте
улыбнемся друг другу и с хорошим настроением проведем наш урок

2.
Смысловая связка-блиц.

Звучит
фрагмент симфонической картины «Три чуда»  из оперы «Сказка о царе Салтане»
Н.А. Римского-Корсакова.

…Давным—давно
это было, —

Еще
когда моя бабка под стол пешком ходила;

Когда
реки текли молочные, а берега были кисельные,

Леса
были густые – густые, а небо чистое – чистое…

А
зверя в тех лесах было  видимо-невидимо,

А птиц
в небе считано-несчитано,      

А
сказок в народе – великое множество.

Тема
нашего урока: СКАЗКА В МУЗЫКЕ.

Ребята, а вы много сказок знаете? (Да). А хорошо ли вы их
знаете? Давайте вместе вспомним:

3.
Разминка.

Ветер по
морю гуляет

И кораблик
подгоняет…

Он бежит
себе в волнах

На
поднятых парусах…

Мимо
какого острова проплывал этот корабль?  (Буян).

Он над
ней жужжит, кружится —

Прямо на
нос к ней садится,

Нос
ужалил богатырь:

На носу
вскочил волдырь.

Кто это
был и в кого он превратился? (Шмель)

Ель
растет перед дворцом,

А под ней
хрустальный дом;

Белка там
живет ручная,

Да
затейница какая!

Белка
песенки поет

Да орешки
все грызет.

А какую
песню пела белка? («Во саду ли, в огороде»).

Правильно,
а из какой сказки взяты все эти отрывки? (Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди»). Кто написал эту сказку? (А.С. Пушкин).

Демонстрируется
портрет А.С. Пушкина.

А откуда
появились сказки, кто их сочинял? (народ)

Правильно.
Поэтому они и называются русские народные сказки.

Кто вам
рассказывает сказки? (мама)

А кто
рассказывал сказки Пушкину? (няня)

Да, ведь
только благодаря Арине Родионовне Пушкин  знал столько народных былин, песен,
сказок. Недаром поэт восклицал: «Что за прелесть эти сказки!»

4.
Получение новых знаний

         А)
Прослушивание музыки

Сказки
Пушкина вдохновляли многих композиторов на создание музыкальных произведений.

Один из
них – великий русский композитор  Николай Андреевич Римский-Корсаков. Знакома
ли вам эта фамилия?

Учитель
демонстрирует портрет Римского–Корсакова

Композитор
очень любил писать музыку к сказкам.

Его
музыку любят не только в России, но и в других странах.

Во всем
мире  его называют  музыкальный сказочник. Когда Римский-Корсаков прочел
«Сказку о царе Салтане» Пушкина, ему тут же захотелось изобразить ее в музыке,
оживить звуками образы сказочных героев. 

!!!
Новые понятия:

Художественный образ – это картина,
которую видит художник, прошедшая через его сознание, воображение, обогащенная
его чувствами.
Музыкальный образ – это восприятие композитором увиденного и переданное нам его
ощущение в музыкальных звуках.

Есть и в
«Сказке о царе Салтане» и в музыке Римского-Корсакова три чуда, 

Вот как
рисует белку Пушкин-это поэтический образ

«…Белка
песенки поет

И орешки
все грызет

А орешки
не простые,

Все
скорлупки золотые….

…Кучки
равные кладет,

И с
присвисточкой поет

При
честном при всем народе:

«Во саду
ли, в огороде».

Какой вы
представляете Белку, какой образ дал ей Пушкин? (веселая, проворная, певунья)

Сейчас мы
услышим, каким  Римский-Корсаков создал музыкальный образ Белки.

И  все
вместе давайте покажем образ Белки движением рук, пластикой.

Звучит
фонограмма белки

Как
звучала музыка (легко, отрывисто, в высоком регистре). Белка, как птичка легко
прыгает по веткам; в музыке слышно

 А
давайте при помощи музыкальных инструментов попробуем сами озвучить тему
волшебной белочки.

Раздаю
металлофон и треугольник и объясняю, что на металлофоне мы исполняем
ритмический рисунок на одной ноте-пластинке. Треугольник играет только на
сильную долю такта.

Играем
–фонограмма «Белка»

Молодцы.
Мы создали свой образ белочки. Давайте похлопаем артистам…. И продолжим
знакомство.

Второе
чудо.

 «…Море
вздуется бурливо,

Закипит, 
подымет вой,

Хлынет на
берег пустой,

Расплеснется
в шумном беге,

И очутятся
на бреге,

В чешуе,
как жар горя,

Тридцать
три богатыря.

Все
красавцы удалые,

Великаны
молодые,

Все
равны, как на подбор.

С ними
дядька Черномор».

Какими вы
увидели богатырей? (сильными, храбрыми, великанами)

Молодцы,
именно такой образ богатырей и задумал ПУШКИН

Послушайте,
какими музыкальными средствами Римский-Корсаков рисует образ богатырей.

 При
прослушивании покажите жестами характер музыки.

Если
услышите звучание знакомых инструментов, изобразите, как на них играют.

Звучит
фонограмма 33 богатырей

Как
музыка передала образ богатырей? Темп – быстрый, стремительный

Какие же
инструменты использовал композитор (трубы, барабаны —  призывные интонации,
характер марша)

Третье
чудо

«…Говорят,
царевна есть,

Что не
можно глаз отвесть.

 Днем
свет божий затмевает.

Ночью
землю освещает —

Месяц под
косой блестит.

А во лбу
звезда горит.

А сама-то
величава.

Выступает,
будто пава;

Сладку
речь-то говорит,

Будто
реченька журчит

Какой
образ рисует Пушкин?

Я хочу
показать картину, она называется «Царевна Лебедь), ее написал русский художник
Михаил Врубель к «Сказке о царе Салтане»

Посмотрите
внимательно, какие краски использовал художник?

Какую
музыку вы ожидаете сейчас услышать?

При
прослушивании  используйте пластику, ваши руки – это крылья прекрасной царевны
Лебеди.

Звучит
фонограмма царевны Лебеди

Мы
узнали, какие 3 чуда есть в «Сказке о царе Салтане…». Давайте еще раз их
назовем.

 Какой
поэт создал художественные образы этих героев (Пушкин),

 Какой
композитор создал музыкальные образы? (Римский-Корсаков)

         Б)
Разучивание песни

Молодцы!
Вы хорошо работали, и у меня для вас заготовлен музыкальный сюрприз

Звучит
фонограмма

Учитель
исполняет песню «Аленушка»

1 куплет:
Нам сказки бабушка читала,
Про беззаботного Емелю.
Про Золушку простую,
Про рыбку золотую,
И про бессмертного Кащея.
Но лишь одна пришлась по сердцу,
Нам эта сказка часто снится.
Мы очень любим слушать,
Как братика Ванюшу
Спасает старшая сестрица.
Припев:
Где-то далеко светит солнышко,
Где-то у реки да на камушке
Ждет красавица Аленушка
Брата своего Иванушку.
Ждет красавица Аленушка
Брата своего Иванушку.
2 куплет:
А я ему бы песни пела,
А я ему б стихи читала,
И утренней порою,
Колодезной водою,
Иванушку бы умывала.
А я бы в игры с ним играла,
А я бы с ним в лесу гуляла,
Сырую пить водицу
Из козьего копытца
Ему бы я не разрешала.

Вы
догадались, как называется русская народная сказка? (Сестрица Аленушка и братец
Иванушка)

У
русского художника Виктора Васнецова есть картина, которая тоже называется
«Аленушка».

А сейчас мы
будем разучивать эту песню. Давайте представим, что мы с вами на «Фабрике
звезд». Вы – начинающие звездочки, и я буду учить вас петь.

Разучивается
припев песни «Аленушка»,  затем песня пропевается полностью под фонограмму.

Давайте
похлопаем! Вы – настоящие артисты! Вы прекрасно поете!

5.
Подведение итогов урока:

·       
Проверка
усвоения знаний учащихся, закрепление музыкальной традиции урока.

 На
уроке мы говорили о сказке в музыке. Какие сказки мы сегодня вспомнили?
(«Сказка о царе Салтане», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). А кто написал
«Сказку о царе Салтане»? (А.С. Пушкин). Какой композитор сочинил музыку для
этой сказки? (Н.А. Римский-Корсаков). О каких художниках мы сегодня узнали?
(Васнецов, Врубель).

·       
Анализ работы
учащихся на уроке. Совместные выводы учителя и учащихся

Разработка урока ИЗО.

6 класс.

Тема урока: «Иллюстрирование отрывка

литературного произведения

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)».

2020 – 2021 учебный год.

Дата проведения: 09.03.2021 г.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: тематическое рисование.

Тема урока: «Иллюстрирование отрывка литературного произведения (А.С.. Пушкин «Сказки о царе Салтане»)».

Цель урока: научить использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета.

Задачи урока:

— образовательная: продолжить формирование понятий «иллюстрация», «художники-иллюстраторы»; формирование умений простейшими изобразительными средствами передавать основные события в произведении;

— коррекционно – развивающие: коррекция и развитие зрительного восприятия, наблюдательности, внимания, образного и логического мышления; развитие композиционных навыков, совершенствование умений выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы; развитие устной речи обучающихся;

развивать умение сопереживать героям литературного произведения;

— воспитательная: воспитание интереса обучающихся к работе художника — иллюстратора; воспитание качеств – усидчивость, взаимоуважение, взаимовыручка, аккуратность, старательность.

Методы, используемые на уроке:

— словесный (беседа, рассказ);

— наглядный (демонстрация презентации, работа с иллюстрациями);

— практический (выполнение практической работы- рисунок);

— проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера);

— стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуации успеха);

— самоконтроля и самооценки (самопроверка при выполнении практической работы и самооценка знаний).

Используемые технологии на уроке:

— разноуровневого и дифференцированного подхода;

— здоровьесберегающие;

— личностно-ориентированные;

— информационно-коммуникативные.

Формы организации деятельности на уроке:

— фронтальная;

— индивидуальная;

Оборудование:

— для учителя: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина; презентация с иллюстрациями И. Я. Билибина; отрывки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина; иллюстрации картин А.Бубнова «Утро на Куликовом поле» и В. М. Васнецова «Богатыри»; музыка из оперы Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане»; раздаточный материал – шаблон – палитра; лист А2, кисть, гуашь, баночка для воды;

— для обучающихся: альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисть, баночка для воды, салфетка, цветные карандаши, дневник.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Цель этапа: подготовить обучающихся к восприятию нового материала и к работе на уроке.

— Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно открывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Приветствие учащихся.

 Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: выявить уровень усвоения знаний обучающихся и повторить пройденный материал.

— Ребята мы с вами на прошлых уроках знакомились с иллюстрациями к литературным произведениям на примере картин известных художников.

— Что такое иллюстрация?

— Словарное слово «иллюстрация» – рисунок к тексту.

— А кто рисует иллюстации?

— Словарное слово «художники – иллюстраторы» .

Напечатанные словарные слова «иллюстрация», «художник – иллюстратор» размещаются на лоске.

— Рассмотрите иллюстрации картин, представленных на доске.

А.П.Бубнов «Утро на Куликовом поле».

В. М. Васнецов «Богатыри».

— Как называются иллюстрации картин? Кто автор?

— На доске представлена иллюстрация художника Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле» (к произведению «Слово о полку Игореве»).

— На доске представлены иллюстрация художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря».

— Кто эти три богатыря?

— Это Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин).

— Для чего нужны иллюстрации?

— Иллюстрации обычно размещаются в книжках, чтобы по ним лучше представить содержание текста.

3. Сообщение темы и цели урока.

Цель этапа: привлечь внимание обучающихся и вызвать интерес к изучению новой темы.

— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с иллюстрациями и с художниками – иллюстраторами. Я не зря начала урок со стихотворения, в котором говорилось про сказку. Мы отправимся в путешествие и познакомимся со сказкой. А вот как сказка называется, угадайте?

Звучит музыка из оперы Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане».

-Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
— Кто догадался, строки, из какой сказки? — Вам поможет иллюстрация, представленная на слайде (слайд № 1,2)

— Это «Сказка о царе Салтане». Полное название этого произведения «Сказка о царе Салттане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» (слайд № 2).

— А кто автор этой сказки?

— Александр Сергеевич Пушкин (слайд № 3).

— А музыка звучала из оперы Николая Андреевича Римского –Корсакова ««Сказка о царе Салтане» (слайд № 4).

 Тема нашего урока «Иллюстрирование литературного произведения». Сегодня именно о литературном произведении «Сказка о царе Салтане» мы будем вести речь (слайд № 5).

— Мы познакомимся с художником – иллюстратором, который выполнил иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане». И сами побываем в роли художников – иллюстраторов — выполним иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина.

4. Изучение нового материала.

Цель этапа: дать обучающимся конкретное представление об иллюстрации как о выразительном средстве для композиции сюжета.

Обучающиеся предварительно самостоятельно знакомятся с произведением А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане».

Иллюстрации в книге являются произведениями изобразительного искусства. Художник-иллюстратор помогает нам лучше понять текст, раскрывает его содержание в зрительных образах. В иллюстрации, как и в любом другом произведении искусства, нет ничего случайного. Художник, прежде всего, обязательно обдумывает замысел иллюстрации, выполняет эскизы и макет будущей книги. Он выбирает формат, решает, кто будет главным героем и какими средствами это будет показано, как расположить персонажей, чтобы правильно передать смысловую связь между ними; каким цветом отличить главного героя.

-Ребята, в детстве, когда вы еще не умели читать, вам читали сказки, а вы в своем воображении представляли сюжеты сказок, героев. Вы в своем воображении рисовали иллюстрации к сказкам. Сказка, однажды вошедшая в жизнь, прочно занимает свое особое место.

— Многие художники считали за честь иллюстрировать сказки А.С.Пушкина, потому что в них можно найти мудрость, доброту, нравственную красоту.

— Одним из художников, который иллюстрировал произведение «Сказка о царе Салтане» является Иван Яковлевич Билибин, сын военно – морского врача, собирался стать юристом, но стал известным художником – иллюстратором (слайд № 6).

— В 1900 году русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков пишет оперу «Сказка о царе Салтане».

— В 1905 году была издана «Сказка о царе Салтане», иллюстрированная И.Я. Билибиным (слайд № 7,8).

А) Беседа по иллюстрациям И.Я.Билибина к произведению «Сказка о царе Салтане».

— В своих иллюстрациях И.Я.Билибин развернул основные эпизоды пушкинской сказки.

— Я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы представьте себе иллюстрацию этого сюжета.

Обучающие слушают текст.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

— Что вам представилось? Какое в это время море, небо?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации сюжет с бочкой И.Я.Билибин (слайд № 9).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Одна из лучших иллюстраций И.Я.Билибина – сказочный город. 

— Я прочитаю отрывок из сказки, а вы, ребята, закройте глаза и представьте картинку иллюстрации к этому сюжету.

Обучающиеся слушают текст.

— Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героев этого сюжета.

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации сказочный город И.Я.Билибин (слайд № 10).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— На иллюстрации изображены князь Гвидон и его мать. А город, действительно, сказочно чудесен. Он расположен на крутом, как пишет поэт, то есть гористом, обрывистом острове, который весь зеленеет травой. Город нарисован яркими красками и вычурными линиями. Его можно долго разглядывать: в нем много церквей, башен, теремов. Художник изображает древнерусский город-кремль, город обнесен каменной стеной с башнями. Вся картина от необыкновенных цветов на переднем плане до ярко-синего неба и белых облаков над красочным городом – радостная, чудесная. По нижнему краю листа идет орнамент, мотив которого напоминает или резьбу по дереву, или старинные кружева.

— Ребята, вспомните, о каких трех чудесах рассказывается в сказке?

— Чудеса в сказке – белка, тридцать три богатыря и царевна Лебедь.

— Послушайте, как первое чудо – белочка описывается в сказке.

Обучающиеся слушают текст.

— Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть…

— А вот белочка уже в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Белка»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героиню этого сюжета.

— Поэт создает образ при помощи слов, художник при помощи кисти и красок, а композитор создает музыкальные образы при помощи различных музыкальных инструментов.

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации белочку И.Я.Билибин (слайд № 11,12).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Белочка в хрустальном домике грызет орешки. Белочка веселая, жизнерадостная и краски, используемые в иллюстрации, такие же.

— Предлагаю вам небольшую паузу — пусть наши глазки немного отдохнут. Давайте выполним гимнастику для глаз. В «Сказке о царе Салтане» князь Гвидон превращался в разных насекомых. В каких насекомых?

— В комара, муху и шмеля.

— Я предлагаю вам проследить за полетом шмеля. Внимание на слайд – следим глазками за передвижением шмеля. А музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля») поможет вам задать ритм движения шмеля (слайд № 13).

Физминутка «Гимнастика для глаз».

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля») и выполняют гимнастику для глаз.

— Чудо второе – богатыри. Я читаю, а вы слушаете.

Обучающиеся слушают текст.

Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит…

— А вот тридцать три богатыря в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Богатыри»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Богатыри»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героев этого сюжета.

— Какими изобразил художник богатырей? Во что богатыри одеты?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации богатырей И.Я. Билибин (слайд № 14,15).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Наиболее выразительно художник рисует море. Из моря поднимается отряд богатырей. Во главе их самый старший – дядька Черномор. На всех богатырях кольчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены, как древние воины. Стройные ряды копий, целым лесом возвышающихся над воинами, подчеркивают могущество отряда. Море с крутыми вздыбившимися волнами «расплескалось в шумном беге». При взгляде на такие волны как будто слышите шум моря. В мелодии слышится мощь богатырей, мелодия быстрая и громкая.

— Чудо третье – царевна-лебедь. Какой ее представил А.С.Пушкин?

Обучающиеся слушают текст.

Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.

— А вот царевна Лебедь в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Царевна Лебедь»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Царевна Лебедь»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героиню этого сюжета.

— Какая музыка звучала?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации царевну Лебедь И.Я. Билибин. Кажется, что она вот – вот сойдет с картины и окажется среди нас (слайд № 16).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— На иллюстрации изображена сказочная волшебница, скорее лебедь, чем человек. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях царевна, какая-то восточная красавица с большими лучистыми глазами, с нежным и печальным лицом. Весь тон картины – голубовато-серебристый (слайд № 17,18).

— Ребята, мы с вами рассматривали иллюстрации художника И.Я.Билибина. А кто мне скажет, что самое главное во всех этих иллюстрациях?

— Самое главное во всех этих иллюстрациях, что главные персонажи сказки изображены в центре и крупно. С помощью цветовых оттенков можно выделить главных героев.

— Сейчас мы с вами научимся, как правильно нужно смешивать краски, чтобы получились цветовые оттенки. Давайте разомнем кисти рук для предстоящей работы с кистью и карандашом.

Физминутка «Пальчиковая гимнастика».

1.

Домик . Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

2.

Очки бабушка надела и внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

3.

Флажок. Я в руке — флажок держу и ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

4.

Лодка. Лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Пароход. Пароход плывет по речке, и пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

5.

Стул, ножки, спинка и сиденье — вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).

6.

Грабли. Листья падают в саду, я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

7.

Скворечник. Скворец в скворечнике живет и песню звонкую поет. Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

8.

Цепочка. Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

9.

Лошадка. У лошадки вьется грива, бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

10.

Птичка. Пальчики — головка, крылышки — ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими.

— Руки на живот. Дыхательные упражнения: глубокий вдох через носовую полость, выдох через ротовую полость.

Обучающиеся выполняют упражнения для развития мелкой моторики рук,

а также дыхательные упражнения.

Б) Графические упражнения «Цвета радуги».

— Сейчас мы выполним упражнения на смешивании основных красок для получения более «холодного» и «теплого» оттенков.

— У вас на рабочих столах шаблоны в виде палитры.

Словарное слово: палитра — небольшая тонкая и лёгкая доска  четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает во время работы краски для получения необходимых цветов (слайд № 19).

Словарное слово напечатанное размещается на доске.

Обучающиеся проговаривают словарное слово.

— У нас палитра – это альбомный лист, на котором 5 кружков.

— В каждом из них мы будем смешивать краски, получая оттенки красок, добавляя в каждый из нужных цветов «теплый» или «холодный»  цвет,  можно  получить  цвета  более  «теплого»  или  «холодного» оттенков. Обязательно соблюдаем правила работы с красками.

— Берем на кисть желтый цвет краски, закрашиваем первый кружок. Добавляем красный цвет краски. Какой цвет получается?

— Оранжевый цвет, теплый оттенок.

— Следующий кружок. Берем на кисть желтый цвет краски, закрашиваем второй кружок. Добавляем голубой цвет краски. Какой цвет краски получился?

— Зеленый цвет, холодный оттенок.

— Третий кружок. Берем на кисть красный цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем зеленый цвет краски. Какой цвет получился?

— Коричневый цвет, теплый оттенок.

— Четвертый кружок. Берем на кисть оранжевый цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем красный цвет краски. Какой цвет получился?

— Пурпурный цвет, теплый оттенок.

— Пятый кружок. Берем на кисть синий цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем зеленый цвет краски. Какой цвет получился?

— Цвет станет сине-зеленым, а значит, «холодным».

Показ смешивания цветов на доске.

Обучающиеся на палитре смешивают цвета красок, получая новые оттенки цветов.

— С помощью оттенков цветов можно выделить наиболее интересное, впечатляющее в сюжете, главное, а также цветом подчеркнуть контурные линии.

5. Практическая работа.

Цель этапа: закрепить знания, полученные обучающимися, научить применять полученные знания.

— Предлагаю вам, ребята, на время стать художниками-иллюстраторами и нарисовать свою иллюстрацию к произведению «Сказка о царе Салтане». Вы должны выбрать сюжет для иллюстрации, обдумать композицию своего рисунка, как будут располагаться предметы на листе. Каждый должен постараться по-своему выполнить задание.

— Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить картинку иллюстрации. Обдумывание композиции поможет вам реализовать замысел, скорректировать его, избежать ошибок в изображении.

— Вы можете нарисовать рисунок любого из понравившегося вам эпизода. Постарайтесь передать не только внешнее сходство изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.

— Напоминаю вам порядок выполнения рисунка – иллюстрации.

Порядок работы над выполнением иллюстрации:

1). Сначала определяем сюжет.

2). Как правильно расположить лист? (вертикально, горизонтально)

3). Выбор главного персонажа иллюстрации (главный герой располагается в центре).

4).Место расположения персонажей (предметов).

5). Детальная проработка иллюстрации.

Напечатанный порядок работы размещен на доске.

— Помните, чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном вами сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.

После выбора сюжета для иллюстрирования сказки учащиеся приступают к рисованию. Вначале решается общая схема задуманной композиции. Тонкими линиями намечаются герои сказки. После эскизного построения композиционной схемы, прорисовываются детали. Уточняется линейное построение рисунка иллюстрации.

— А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы все справитесь с этим заданием.

— Вначале ребята выполняем рисунок в простом карандаше. Затем рисунок в цвете выполняете акварельными красками. Не торопитесь, рисунок должен быть аккуратно выполнен. Не переживайте, если вы на уроке не успеете выполнить работу в цвете, вы можете это сделать дома – это будет вашим домашнем заданием.

— Ребята, у вас есть подсказка. Если у вас возникли трудности в выборе сюжета, на доске размещены иллюстрации сюжетов к произведению «Сказка о царе Салтане», можете какой – либо сюжет взять за образец рисунка.

— Чтобы вы работали более увлеченно, фоном для вашей деятельности будет музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Звучит музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

(«Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»).

Простым карандашом учащиеся намечают композицию рисунка иллюстрации.

Индивидуальная работа:

— обучающиеся 3 группы выполняют сюжет на заданную тему, где главная героиня – царевна Лебедь (с помощью шаблона прорисовывается лебедь и детали сюжета).

Оказывается дозированная помощь. Во время рисования, обучающиеся постоянно сравнивают свой рисунок с образцом.

Образец рисунка для обучающихся 3 группы.

— обучающиеся 4 группы выполняют сюжет на заданную тему, где главная героиня – царевна Лебедь (обводят лебедь по пунктирным линиям).

Оказывается дозированная помощь. Рисунок в цвете выполняют с помощью цветных карандашей.

Образец рисунка для обучающихся 4 группы.

Во время творческой работы наблюдается, чтобы обучающиеся располагали листы альбома и определили величину изображения на листе в зависимости от композиционного замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами.

Выполняя рисунок в цвете обучающимся напоминается:

— последовательность заполнения листа цветом: от закрашивания больших плоскостей неба, земли, объектов фона; от больших пятен основного цвета героев сказки и их костюмов к проработке деталей;

— необходимо выбирать нужные цвета для изображения сюжета, не забывая про палитру;

— цвета должны быть яркими и чистыми, поэтому после каждого обмакивания в краску нужно мыть кисть и протирать салфеткой;

— стараться закрашивать элементы рисунка, не выходя за контур.

Обучающиеся выполняют рисунок в цвете акварельными красками.

6. Подведение итога урока.

Цель этапа: сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу обучающихся, выяснить, что нового узнали обучающиеся на уроке.

— Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу.

— Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке?

— Как называются рисунки в книгах?

— Кто рисует иллюстрации в книгах?

— Для чего нужны книжные иллюстрации?

— О каком произведении сегодня шла речь на уроке?

— Кто автор произведения «Сказка о царе Салтане»?

— С иллюстрациями, каких художников к этому произведению вы сегодня познакомились?

— Ребята, а теперь давайте посмотрим на ваши работы.

Выставка работ обучающихся. Анализ рисунков и выставление оценок.

Каждая работа обучающихся комментируется и оценивается (работы красивые по цвету; работы, в которых грамотно продумана цветовая гамма; работы аккуратно выполненные; работы, в которых выделено самое интересное в сюжете).

— Всем вашим работам можно дать такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено главное свойство пушкинских сказок – живописность, неповторимость образов. Три искусства – музыка, поэзия и живопись – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.

Домашнее задание: закончить рисунок в цвете (обучающимся 1,2 группы — придумать название к своей работе или подобрать к ней соответствующие строчки из сказки).

— Я довольна вашей работой, каждый из вас проявил фантазию, у вас получились замечательные рисунки – иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане» (слайд № 20).

— Сказка ложь, да в ней намек-

Добрым молодцам урок!

— Каждая сказка чему-нибудь нас учит: добру, состраданию, что зло всегда будет наказано. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже научились только хорошему.

На этом наш урок закончен. Давайте дружно наведём порядок на рабочих местах.

Конспект НОД

Тема: «Кто не
знает белку?»

Программное содержание:  Создать у
детей эмоционально-положительное отношение к зверьку. Знать существенные
признаки его внешнего вида. Вести наблюдение за повадками животного. Учить
детей эмоционально воспринимать содержание сказок, представлять сказочный образ
белки. Уточнить и расширить знания детей о белках, живущих в уголке природы, за
счет чтения сказок о белках.  Продолжать воспитывать интерес и любовь к
животным, желание узнавать новое о животных, наблюдать и ухаживать за ними.

Предварительная работа:  Чтение сказок,
рассказов, стихотворений, потешек, песенок о белках (отрывок из сказки
  А.С. Пушкина
«Сказка о Царе Салтане»,
 индийская сказка «Старуха и
белка»,
 потешка «Сидит белка на тележке…»,

В. Чаплина «Пуська», В. Бианки «Бешеный
бельчонок», М. Пришвин «Беличья память»,  М. Пляцковский «Песенка
белочки», Е. Трутнева «Белкина кладовка» и др.)  Рассматривание
 картины А. Комарова «Белки». Проведение различных игр, связанных с  животными
(«Кто, чем питается?», «Кто, как говорит?», «Взрослые и дети», «В мире звуков
природы» и др.)

Ход НОД

1. Ребята, вы знаете много животных.
Чтобы догадаться к кому мы пришли в гости (показываем картинку белки) 

Отгадайте
загадку

1. С ветки на ветку,

    Быстрый, как мяч,

    Скачет по лесу

    Рыжий циркач.

    Вот на лету он шишку сорвал,

    Прыгнул на ствол

    И в дупло убежал.

Ну, конечно, это белка!  Белка — красивый, легкий,
пушистый и обаятельный зверек. Животное — грызун.  Удивительно грациозный,
дикий зверек. Давайте им полюбуемся.

2.Наблюдение, беседа.

— Внешний вид (Белка — мелкий и
ловкий зверек с вытянутым телом и очень пушистым хвостом. Зверька
 украшают темные кисточки на ушах и блестящие черные живые глазки. Летом у
нее шубка рыжая, а зимой – серая и более теплая).

— Где живут белки? (Всю свою жизнь
белка проводит в лесу на деревьях. На землю спускается лишь для того, чтобы
сорвать гриб или подобрать упавшую шишку.)

— Где устраивает гнездо? (В дупле
старого дерева или просто между ветками – такие своеобразные шары из мха,
лишайников и сухих прутиков. Обычно у белки не один домик, а несколько – для
сна, для зимовки, для выведения бельчат.)

— Что и как зверек ест  в лесу.

Дети наблюдают, как белка ест корм.
Любимое беличье кушанье   орехи, семена ели и сосны,
почки деревьев, грибы, ягоды, любит желуди. На лету схватит она бабочку, а
полакомившись ею, может сразиться хоть с ужом, хоть с гадюкой, и, как правило,
выйдет из схватки победителем…  За день белка съедает 100 – 150 шишек.

— Белка — заботливая хозяйка, делает на зиму запасы.  Как белка
запасает корм? (Осенью белки делают запасы лесных
орехов, желудей, грибов. Орехи и желуди они натаскивают в гнездо и во все
свободные дупла. Грибы насаживают на ветки, вталкивают в развилки сучьев. В
голодное зимнее время белки рыскают по веткам, шелушат шишки, отыскивают и
поедают запасы.)

—  Как передвигается? Понаблюдать.
—  Что  помогает белке так ловко лазать по деревьям?  (На лапках у зверька острые загнутые коготки, которыми он
 цепляется за кору деревьев, что  позволяет быстро лазать по стволу и
веткам во всех направлениях).

— А что помогает ей совершать прыжки с ветки на ветку и  с дерева на
дерево? (Ноги).

— Скажите, чем отличаются ее задние ноги от передних. (Задние ноги у туловища очень толстые, они толще и длиннее
передних, поэтому и сильнее. Ими она отталкивается и делает большой прыжок.

— Еще ей помогает хвост. Может, кто-нибудь знает как? Он большой и очень пушистый. Когда белка прыгает, она его
поднимает над собой, распушает, и он, как парашют, помогает ей приземлиться
плавно.)

— Есть ли враги у белки?   Белка —
маленький зверек, и все хищники, живущие в лесу, могут за ней охотиться
.
Когда белка спускается на землю, кого она должна бояться? (Лисы,
волка, крылатых хищников — совы, филина.) Но самые опасные враги — это те,
которые, как и она, могут лазать по деревьям. Это соболь, куница
.

— Как же белка спасается от врагов? (От
наземных хищников она спасается на деревьях. А от соболя может спрятаться,
затаившись в дупле, или же убежать, прыгая с ветки на ветку, с дерева на
дерево. У белки это получается очень ловко, намного лучше, чем у соболя.)

Белочку спасает от врагов не только ее умение ловко лазать и
прыгать, но и окраска ее шерсти.
  Как вы думаете, хорошо ли для
белочки, что летом она рыжевато-коричневая, а зимой — серебристо-серая? Конечно, такая окраска шерсти помогает ей оставаться незамеченной
для врагов: летом на фоне коричневой коры и ветвей, а зимой среди заснеженных
деревьев.
 

— Интересно и поведение зверька, его постоянная активность,
любознательность, доверчивость, мгновенные переходы от одних действий к другим.

 — Весной у белки рождается 4—6 бельчат. Они голые,
слепые, беспомощные, мать их кормит своим молоком, охраняет от хищников.
Бельчата появляются у белки 2 раза в год — весной в апреле и летом в июне.

— Сколько живет белка? (В неволе –
10-12 лет, а на свободе – 3-3,5 года.)

3. В каких произведениях говорится
о белке?

— Вспомним  белку из «Сказки о Царе
Салтане» А.С. Пушкина.
 (Провести сравнение белки, живущей в
природе, с белкой А.С.Пушкина).

— Чем отличается белка из сказки А.С. Пушкина от той, что
живет в лесу?

— Где живет? (Под елью в хрустальном доме)

— Чем питается? (Грызет золотые орехи с изумрудными ядрами)

— А главное — может петь песни! (Затейница)

Белка – сказочная, волшебная.

4. Вспомним  индийскую
сказку
 «Старуха и белка»

— Кто главные герои этой сказки?

— Какая белка в этой сказке?
(хитрая, умная).  Почему?

— Какие хитрости она придумывала, чтобы обмануть старуху?
 

— Что общего у белки из сказки с белкой, живущей в лесу, с
белкой уголка природы?

— В чем отличие?

5. Физкультурная минутка

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день,

С одной ветки прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево — вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

(Прыжки в стороны чередуются с
приседаниями и бегом по маленьким кругам).

6. Пальчиковая гимнастика

Сидит белка на тележке,          
       (Хлопки ладонями и удары кулачками

Продает она орешки.          
              Друг о
друга попеременно.)

Лисичке – сестричке,          
             (Загибают по
одному пальчику, начи-

Воробью, синичке,            
                ная
с большого.)

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,            
                     
 (Ритмичные хлопки ладонями и удары

Кому в зобок,            
                     
    кулачками).

Кому в лапочку.

7. Послушайте, какая однажды история произошла в лесу с
белкой.  Чтение  сказки  Льва Толстого 
Белка и Волк” (или  предложить детям
прослушать аудиозапись сказки, или показ настольного театра).

— О ком говорится в сказке?

— Кто вызвал симпатию?

— Почему Волк отпустил Белку?

— Кто оказался хитрее?

— В чем заключается  мораль басни?

— Белка в сказке, какая? ( Веселая, добрая, хитрая, умная)

— А волк? (Скучный, злой.)

— Как белка говорит о хорошем человеке и плохом человеке?
(Добрый — никому зла не желает; злость сердце жжёт)

— Какая сказка вам понравилась больше? Почему?

8. Есть такое крылатое
выражение
: «Крутиться (вертеться) как белка в колесе».

— Как вы это понимаете?

Это значит пребывать в постоянных хлопотах, заботах, имея
множество разных дел. То есть крутиться как белка в колесе — значит быть очень
занятым. Это выражение идет  от басни И. А. Крылова
“Белка”,
 в которой бег белки в колесе означает деятельность
человека, который “хлопочет, мечется… из кожи рвётся, да только всё вперёд не
подаётся, как белка в колесе”. Белка олицетворяет проворство, верткость,
неутомимость — крутиться как белка.

9. Ребята разных стран узнали белку
из мультфильма  «Ледниковый период». 
Мультфильм  про  забавного персонажа —  невезучую саблезубую
белку.  Можно обсудить мультфильм. Какая там белка?

10. Пословицы, поговорки


— 
ВОЛКА БОЯТЬСЯ —  ОТ БЕЛКИ БЕЖАТЬ.

— Как вы это понимаете? Объяснить детям смысл.

11. Интересные факты

— Раньше на Руси в ходу было другое беличье имя — векша.


 Белки  присутствуют на деньгах и на гербах.
Так, например, на гербе Зеленоградского административного округа города Москвы,
две белки рыжего окраса сидят на перекрещенных дубовой и еловой ветвях и держат
в лапках щит, на котором нанесена символика города. (Показать иллюстрацию
герба)

12. Отношение к белкам у разных
народов (Рассказать детям)

У японцев белка считалась символом
плодородия.
У северных народов в их календаре присутствовал
месяц белки, который начинался с конца января и продолжался по конец февраля.
Это время было связано с началом гона у этих зверьков.
Славяне называли белку хитрой за присущую ей
ловкость и сходство рыжей шубки и пушистого хвоста с лисицей. У них скачущая по
деревьям белка ассоциировалась со сверкающей молнией, то есть со стихией грозы.
Они считали, что она является вместилищем бога-громовника, становясь в один ряд
с орлом – символом войны, и являясь предвестницей битв и мора.
Белорусы верили, что в образе белки к
человеку приходят домовой, водяной или русалка, они, согласно поверьям, могли
перемещаться с молниеносной скоростью.
Но не только негативное отношение было к этому зверьку. Ее изображали на
талисманах или использовали в качестве оберега ее когти, полагая, что это
улучшит благосостояние. Встреча же с ней сулила приход гостьи.
В христианстве белка символизировала жадность
и алчность(«Сказка о Царе Салтане»

А.С. Пушкина)

Итог занятия

Вот и заканчивается наше с вами путешествие.

— О ком мы сегодня говорили?

— Что вы узнали нового?

— Что понравилось?

Среди веток, точно стрелка,

Носится прыгунья-белка:

То орешник ворошит,

То вдруг шишку потрошит,

То в прыжке качает елки:

Словно дождь летят иголки.

Шустрый маленький зверек

Пищу запасает впрок.

Можно долго и с восхищением смотреть на
белку. Это очень мужественный зверек. Встретите белочку, наградите ее за это
орешком!

Предложить детям после занятия нарисовать
белку уголка природы или понравившийся отрывок любой сказки.

Белки: фото белок, фотографии животных.

  • Отрывок из сказки морозко про бабу ягу
  • Отрывок из сказки о мертвой царевне и семи богатырях обращение елисея к ветру
  • Отрывок из сказки морозко про королевну
  • Отрывок из сказки летучий корабль
  • Отрывок из сказки жуковского спящая царевна