Отрывок из сказки пушкина наизусть 5 класс

Автор: гавохина людмила сергеевна организация: гкоу казачий кадетский корпус населенный пункт: ставропольский край, г. буденновск цели урока: -раскрыть нравственный смысл

Автор: Гавохина Людмила Сергеевна

Организация: ГКОУ «Казачий кадетский корпус»

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Буденновск

Цели урока:

раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;

-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

-формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Эпиграф урока:

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих).

2. Слово учителя. ПРИТЧА. Слайд 1.

Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

(Ученики отвечают, что мы будем говорить о добре и зле).

— На примере какого литературного произведения мы будем говорить об этих понятиях?

(На примере сказки А.С. Пушкина, будем говорить о добрых и злых героях, о царевне и мачехе, будем сравнивать их).

  • Правильно, молодцы. (СЛАЙД 2)

Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина.

Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Работа с эпиграфом к уроку.

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели (грузинский поэт)

— Как вы думаете, так ли это? Можем ли мы согласиться с высказыванием поэта?

— Отвечают.

Учитель:

-Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к народному творчеству.

— Кто знакомил Пушкина с русским народным творчеством?

(Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей).

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”.

Так что же это такое – Добро и Зло?

(Обучающиеся формулируют определение добра и зла).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы.

СЛАЙД 3. (На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов):

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? Как в русском языке называются такие группы слов?

(Да, добро и зло – противоположные понятия, это антонимы).

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”.

4. Объяснение нового материала.

  • 4). А теперь давайте вспомним, чем отличается народная сказка от литературной?

(СЛАЙД 5). СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ НАРОДНОЙ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗОК.

1. Работа с текстом.

Беседа.

Учитель: (СЛАЙД 6)

— В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.

— Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце).

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями.

— Кого мы отнесём к отрицательным героям? (Царицу – мачеху).

(СЛАЙД 7).

— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

(СЛАЙД 8.) (В персонажах Царевны и царицы).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

Учитель:

— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся к устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

Учитель:

(СЛАЙД 9).

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у нас получилось.

(Учащиеся зачитывают определения в таблицу).

Царица

Царевна

Внешность

Высока

Стройна

Бела

Белолица

Черноброва

Поведение,

характер

Горда

Ломлива

Своенравна

Ревнива

Злая

Красавица-душа

Милая

Приветливая

Цветовая гамма

Черны

(зависть)

Белый

Красный

Румяный

Делаем вывод по таблице.

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива – капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

Учитель:

-Ребята, почему царица- мачеха решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

(Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

(Ненависть, зависть)

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

(Нет, эти чувства характерны для злых людей)

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

(Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).

Учитель:

-Ребята, и царица-мачеха, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

(Царица-мачеха красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).

Учитель:

— В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко. Так кто из героев встает на путь добра и совершает добрые поступки???

Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Учитель:

— Что же в конце происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

Учитель:

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

(СЛАЙД 10.)

5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.

Учитель: (СЛАЙД 11.)

-А сейчас, ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу урока.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

(Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.)

Учитель:

-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли? (Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло?)

(Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло.

ВЫВОД: В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

  • 12) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Отрывок из сказки выучите наизусть.

Литература.

  1. http://xn--h1admk1b.xn--p1ai/main/2803.html
  2. http://festival.1september.ru/articles/560119/
  3. Борисов, А.С. Занимательное пушкиноведение: Викторины, литературные игры, кроссворды.— М.: НТЦ «Университетский», 1999 .— 191 с.
  4. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989 – 159с.
  5. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я. Коровина. – М.: РОСТ, Скрин, 1998
  6. Мищенко М.В. Фольклорно-мифологические мотивы в «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина // Литература в школе – 2014. — № 5. – с. 14 – 16
  7. Кармазина Ж.Б., Федорищева Т.Д. «Сказка о царе Салтане…» в литературе, музыке и живописи (5-й класс) // Начальная школа плюс до и после – 2003. — № 4 – с. 49 – 55
  8. Демиденко Е. В надежде славы и добра (разговор с пятиклассниками о Пушкине и его сказках) / Литература // Первое сентября. – 1995. — №7 – с. 4 – 5

Источники.

  1. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин, В.П. Журавлев. – М.: Издательство «Просвещение», 2020. – 328с.
  2. http://pushkin.ellink.ru

Приложения:

  1. file0.doc.. 59,0 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 597,4 КБ

Опубликовано: 05.10.2021


УРОК 20
В. А. ЖУКОВСКИЙ.
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Основное содержание урока


Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). Особенности сюжета сказки. Сходство
и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Сказка в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.

Выразительное чтение статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» и сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Составление плана статьи.
Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы и
составление плана сказки (в том числе цитатного). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Составление характеристик героев и их
нравственная оценка. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“». Пересказ народной сказки о спящей красавице.
Обсуждение иллюстраций к сказке. Рецензирование актёрского чтения.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента сказки. Составление письменного высказывания на тему
«Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».
Практическая работа. Сопоставление сюжета и героев народной сказки и сказки Жуковского.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)

Рассказ учителя о В. А. Жуковском

с показом презентации, включающей
несколько портретов поэта;
изображения мест, связанных с его именем(см. страницу Рисунки Жуковского);
небольшой фрагмент стихотворения «Сельское кладбище».

II. Чтение вслух статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» (см. текст статьи ниже):

Составление плана статьи.

Чтение сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Учитель может рассказать подробнее о взаимоотношениях Жуковского и Пушкина (см. страницу Друзья Пушкина. Жуковский В.А.) и
прокомментировать слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

III. Особенности сюжета сказки.
Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки

Выявление восприятия сказки Жуковского «Спящая царевна»:

Почему сказка называется «Спящая царевна»?

Какие народные сказки о спящей царевне вы знаете?

Вспомните народную сказку «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро. Чем на неё похожа сказка В. А. Жуковского?

IV. Выразительное чтение сказки Жуковского по частям с выделением этапов развития сюжета.

Составление плана сказки и беседа по содержанию

:

1. Чтение сказки с начала до слов «…Ни пером не описать».
Пункт плана сказки: «Пророчество рака» или «Рождение царевны»
(пятиклассники могут обосновать, какой из заголовков плана им кажется наиболее удачным, или предложить свой вариант).

Чем начало сказки Жуковского напоминает народные сказки?

2. Чтение сказки со слов «Вот царём Матвеем пир…» до слов «…До земного их конца».
Пункт плана сказки: «Происшествие на пиру у царя» или «Месть злой чародейки». Чем одарили царевну чародейки?

3. Чтение сказки со слов «Скрылась гостья…» до слов «…Вот и триста лет прошло».
Пункт плана сказки: «Заколдованный сон» или «Пророчество чародеек сбылось».

Спас ли царевну от злого пророчества запрет царя на использование веретён?

Почему эта мера предосторожности оказалась бесполезной?

Кто был объят сном в царстве Матвея?

Почему то был сон, а не смерть?

Почему, по-вашему, никто из смельчаков не смог разбудить спящую царевну до истечения срока пророчества?

Почему погибали все, кто хотел освободить царевну от сна?

4. Чтение сказки со слов «Что ж случилося?..» до слов «…Весь тот край был погружён».
Пункт плана «Пробуждение» или «Поцелуй царского сына».

Почему, когда царский сын попал в заколдованное сном место, ему уже не было страшно?

Как встречала его природа, окружающая царский дворец?

Почему царский сын не заснул, когда попал во дворец царя Матвея?

Что поразило его во дворце?

Что почувствовал царский сын, увидев спящую царевну? Почему он её поцеловал?

5. Чтение сказки со слов «Царь на лестницу идёт…» до конца.

Пункт плана «Конец злых чар» или «Свадьба».

Как понять строки: «Всё бывалое — один / Небывалый царский сын»?

Сравните описание царского дворца после пробуждения с описанием сна и сопоставьте детали этих эпизодов.

Что было и что стало с царём, царицей, свитой, стражей, мухами, собаками, конями, поваром, огнём и дымом?

V. Рецензирование выразительного чтения сказки.

VI. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“»


(см. страницу текст статьи ниже):

Какое соревнование устроили Жуковский и Пушкин в Царском Селе?

Чем «Сказка о царе Берендее» Жуковского напоминает «Сказку о царе Салтане…» Пушкина
(отчёт о выполнении индивидуального задания)?

Чем сказка Жуковского «Спящая царевна» близка народным сказкам и чем от них отличается?

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VII. Обсуждение иллюстраций к сказке «Спящая царевна».

VIII. Сказка в актёрском исполнении

Прослушивание звукозаписи чтения сказки по фонохрестоматии.

Рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 и 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Домашнее задание

Выучить наизусть фрагмент сказки «Спящая царевна» и подготовиться читать его выразительно.

Составить небольшое письменное высказывание на тему «Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».

Прочитать балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться читать её выразительно.

Индивидуальные задания.

Выполнить устно задания 3 и 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Следующие уроки: Урок 21. В. А. Жуковский. «Кубок» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Василий Андреевич
ЖУКОВСКИЙ
1783-1852

Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вышла из жизни.
В. Г. Белинский

Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в Тульской губернии. Его отец — тульский помещик, мать — пленная турчанка. Мать легко овладела русской грамотой,
была умна, обаятельна. После смерти отца в семье относились к нему ласково, но он чувствовал необычность своего положения. Позднее он писал: «Я привыкал отделять
себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому всякое участие ко мне казалось мне милостию».

Учился Жуковский сначала в частном пансионе, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения были написаны, по-видимому, в возрасте семи-восьми лет.
Позднее мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский пансион…

В 1802 году в журнале «Вестник Европы» Жуковский помещает своё произведение «Сельское кладбище» (перевод из английского поэта Томаса Грея), которым начинается
длинный ряд его переводов. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтоб произведения поэта
могли быть вместе и лучшею его биографиею», — писал русский критик В. Г. Белинский.

Творческие и личные отношения Пушкина и Жуковского — важная страница в истории русской литературы. В течение всей жизни Пушкин питал к Жуковскому уважение
и был к нему привязан. Жуковский ещё в 1815 году, прослушав пушкинские «Воспоминания в Царском Селе», воскликнул: «Вот у нас настоящий поэт!»

Имя Жуковского — одно из наиболее известных в русской поэзии. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — писал Белинский.
По И. М. Семенко

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
СКАЗКИ
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе (см. страницу Пушкин в Царском Селе). Там они вступили в своеобразное
«состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой
стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались
мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…
Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский…» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку
«Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане…». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся
осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О царе Салтане…», «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке».
Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки, которую он нашёл у братьев Гримм, и французской, обработанной Шарлем Перро.

Сюжет сказки Жуковского сходен с сюжетом «Сказки о мёртвой царевне…». Жуковский стремился придать речи народный характер. В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.

Пословицы, поговорки, народные речения и выражения — всё вводит Жуковский в сказку. Однако поэт не всегда выдерживает дух и язык народной речи. Мы часто
встречаем в сказке книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет её ланит» и пр.). Жуковский сделал
очень важный шаг вперёд в литературной обработке сказки.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Спящая царевна»

1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на
лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ЛИТЕРАТУРА
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Спящая царевна»

Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна».

Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
В. А. Жуковский. «Спящая царевна»

1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом.
Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

3. Прочитайте описание «сонного царства» так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

6. Сравните описания «сонного царства» и проснувшегося, ожившего царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность
в первом случае и движение, оживление во втором.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)

Презентация на тему 5 класс Литература ПрезентацияСказка о мертвой царевне и семи богатырях — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой В.А. Жуковского Спящая царевна, со сказками братьев Гримм; бродячие сюжеты). Сказочный мир, созданный Пушкиным, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 24 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Текст слайда:

А. С. Пушкин
« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


Слайд 3

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) Пушкинские сказки - это «чудесный сплав, где народное творчество

Текст слайда:

Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)

Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
П. Бажов


Слайд 4

В Москве прошло детство А. С. ПушкинаМать поэта Надежда ОсиповнаОтец Сергей ЛьвовичДядя Василий ЛьвовичБрат поэта Лев СергеевичНяня

Текст слайда:

В Москве прошло детство А. С. Пушкина

Мать поэта Надежда Осиповна

Отец Сергей Львович

Дядя Василий Львович

Брат поэта Лев Сергеевич

Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором


Слайд 5

Какие сказки Пушкина вам известны?«Сказка о золотой рыбке»

Текст слайда:

Какие сказки Пушкина
вам известны?

«Сказка
о золотой
рыбке»


Слайд 6

«Сказка о царе Салтане»

Текст слайда:

«Сказка о царе Салтане»


Слайд 7

«Сказка о золотом петушке»

Текст слайда:

«Сказка
о золотом петушке»


Слайд 8

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Текст слайда:

«Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях»


Слайд 9

Сходства и различия сказок

Текст слайда:

Сходства и различия сказок


Слайд 10

Василий Андреевич

Текст слайда:

Василий Андреевич Александр Сергеевич
Жуковский Пушкин


Слайд 12

Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящей царевны»

Текст слайда:

Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского


Слайд 13

Литературоведческий словарь дает определение: Сравнение - это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два

Текст слайда:

Литературоведческий словарь дает определение:

Сравнение — это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия.


Слайд 14

Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения?

Текст слайда:

Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения?
В сказках «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина больше различий, чем общего?
Какая из сказок ближе к народной?

?


Слайд 15

Н.В. Гоголь, находившийся вместе с А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским, вспоминал: «Все лето я прожил

Текст слайда:

Н.В. Гоголь, находившийся вместе с А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»


Слайд 16

Название. «Спящая царевна» В.А.Жуковский «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Текст слайда:

Название.

«Спящая царевна» В.А.Жуковский

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
А. С. Пушкин


Слайд 20

Основные образы сказки● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.● Как автор характеризует ее в

Текст слайда:

Основные образы сказки

● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
● Как отомстила царица-мачеха царевне?
● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?


Слайд 21

Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планомВнешность царевны и ее внутренние качества.Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса

Текст слайда:

Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
Внешность царевны и ее внутренние качества.
Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
Отношение автора к героине.


Слайд 22

Царского происхождения, умны, красивыЦарицаЦаревнаЗлаяЗавистливаяГордаяСвоенравнаяЛениваяГрубаяНадменнаяЖестокосерднаяДобраяБескорыстнаяСкромнаяКроткаяТрудолюбиваяВежливаяПростаяДобродетельнаяПрактическая работа

Текст слайда:

Царского происхождения, умны, красивы

Царица

Царевна

Злая
Завистливая
Гордая
Своенравная
Ленивая
Грубая
Надменная
Жестокосердная

Добрая
Бескорыстная
Скромная
Кроткая
Трудолюбивая
Вежливая
Простая
Добродетельная

Практическая работа


Слайд 23

С помощью опорных текстов дайте характеристику главным героям сказки царевичу Елисею и 7 богатырям:

Текст слайда:

С помощью опорных текстов дайте характеристику главным героям сказки царевичу Елисею и 7 богатырям:


Слайд 24

Домашнее заданиеВыразительно читать сказку. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина – выучить наизусть.Составить

Текст слайда:

Домашнее задание

Выразительно читать сказку.
Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина – выучить наизусть.
Составить синквейн по сказке


5 класс

Урок

Тема. А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

Цель:

  • выявить скaзочные сюжеты, нашедшие отражение в прологе; значения и роли сказочных реалий и персонажей, действующих в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»; определить функции изобразительно-выразительных средств в повествовании; авторскую позицию;

  • развивaть навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями;

  • формировать нрaвственно-эстетические представления в ходе выявления идеи финала пролога.

Оборудование: клип.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Сообщение учaщегося о жанре литературной сказки на основе статьи учебника.

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Слово учителя.

«Руслaн и Людмилa» — оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.

Сюжет поэмы – скaзочный, в нем всё дышит молодостью и здоровьем, печальное не печально, a страшное не страшно, потому что печаль легко превращается в радость, а страшное становится смешным.

Похищение невесты, поиски её, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов во время её спасения, счастливый конец – всё это похоже на сказку. Но по ходу повествования внутри сюжета происходит постоянное столкновение сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей Черномор – немощным стариком.

Торжество правды над коварством, злобой и насилием – вот содержание поэмы. «Руслан и Людмила» — в первую очередь сказка, с обычным в сказках резким противопоставлением добрых и злых персонажей и со счастливой развязкой.

«У лукоморья дуб зелёный…» — вступление (пролог) к поэме «Руслан и Людмила».

3. Выразительное чтение вступления учителем или просмотр клипа.

4. Беседа по первичному восприятию, лексическая работа.

— Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке?

— Назовите сказки, в которых действуют эти персонажи. Что вам запомнилось более всего в этих сказках?

— Объясните значения слов дол, дядька, тужить.

— Какой картиной начинается пролог. Как вы её себе представляете?

IV. Закрепление изученного.

Анализ содержания пролога.

1. Выразительное чтение части пролога от начала и до слов «… налево – сказку говорит».

— Что послужило поэту источником для названия местности «лукоморьем» в прологе к «Руслану и Людмиле»?

2. Сообщение учащегося о лукоморье.

Как известно, А.И.Мусин-Пушкин издал «Слово о полку Игореве», ставшее для Пушкина источником творческого вдохновения и некоторых исторических фактов.

Киевские князья вели войны с лукоморскими полководцами.

«Слово о полку Игореве» и русские летописные своды конкретно называют имена ханов и местность, где в XI-XII вв. кочевали половцы, то есть Лукоморьем названа территория Северного Приазовья.

Таким образом, излучина между нижним течением Днепра и Азовским морем и была историческим лукоморьем, воспетым А.С.Пушкиным.

— Что явилось источником для поэта в создании сюжета о сказочном дубе?

3. Сообщение учащегося о дубе.

В 1824—1825 гг. в Михайловском Пушкин записывает со слов Арины Родионовны сказку о Султане Султановиче и 34 его сыновьях: «Гости-корабельщики рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке — ноги серебряные и проч. „Ах, говорит царь, — поеду посмотреть это чудо“. — Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря Лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. Царевич прилетел домой и с благословления матери принес перед дворец чудесный дуб…» Каково происхождение этого образа в сказке?

Образный комплекс «дуб-океан (море)» соотносится с народно-мифологическими верованиями: это один из неизменных зачинов во многих заговорах и молитвах. Встречается в заговорах и таинственное Лукоморье и остров Буян. В славянской мифологии дуб представляет собой вариант так называемого «мирового древа» как важнейшего структурного элемента мифопоэтической картины мира. «Предание о мировом дереве, — пишет Афанасьев, — славяне по преимуществу относили к дубу. В их памяти сохранились сказания о дубах, которые существовали еще до сотворения мира (следовательно, образ возник еще в дохристианскую эпоху). В колядке карпатских русов поется, что еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только синее море (воздушный океан), — среди этого моря стояло два дуба». Афанасьев отмечает и ряд мифологических функций дуба: под ним вершили суд, решения которого считали волей божества; дуб обладал целебными, живительными свойствами, он давал вечную молодость, здоровье, красоту. Мировое древо отделяет мир космоса от мира хаоса, вводя в хаос цивилизацию, культуру.

Этот образ привлек внимание Пушкина именно потому, что в нем отразились народные представления о мироздании, о его гармоничности, бессмертии.

4. Сообщение учащегося о Коте Баюне.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» был написан А.С.Пушкиным в Михайловском в 1826 году и включён в текст 2-го издания поэмы, вышедшего два года спустя. Образ «кота учёного» восходит к персонажу русской мифологии и волшебных сказок коту Баюну, в котором волшебный голос птицы Гамаюн объединился с силой и хитростью сказочного чудовища.

В сказках кот Баюн, сидящий на высоком железном столбе, песнями и заклинаниями лишает силы всех, кто хочет подойти к нему. Чтобы поймать Баюна, Иван Царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Покорённого кота он приносит во дворец к больному отцу. Своими сказками Баюн исцеляет царя. Сказки о коте Баюне и «коте учёном» обрели особенную известность благодаря распространению лубочных картинок. «Кот учёный» — это усмирённый и облагороженный вариант кота Баюна. Вот какую запись сделал Пушкин в Михайловском со слов няни Арины Родионовны: «У моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт — сказки сказывает, вниз идёт — песни поёт». Представляя содержание поэмы «Руслан и Людмила» как одну из сказок «кота учёного», Пушкин подчеркнул связь своего произведения с русским фольклором.

5. Выразительное чтение «Пролога» от слов «Там чудеса…» до слов «Там русский дух… Там Русью пахнет!»

6. Сообщения учащихся о Лешем и Русалке.

ЛЕШИЙ — лесная нечисть, полноправный и неограниченный хозяин леса: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями.

Как все грозовые духи, леший может принимать различные образы, и тем самым сближается с оборотнями. Чаще всего он является здоровенным мужиком, но и в этом человеческом образе сохраняет демонские признаки: на нем бараний полушубок, но как всегда бывает у нечистой силы — неподпоясанный и запахнутый левой полою на правую. Носится леший по своим лесам, как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. Бровей и ресниц у него не видно, но можно ясно разглядеть, что он — карноухий (правого уха нет), что волосы на голове у него зачесаны налево. Представляют его и одноглазым, что указывает на сродство его с великанами-циклопами.

Обладая способностью перевертываться, леший часто прикидывается прохожим человеком с котомкой за плечами. Если леший показывается голый, то легко заметить, как сходен он с общепринятым изображением черта: на голове у него рога, ноги козлиные, голова и вся нижняя половина тела мохнатые, в космах, борода козлиная — клином, на руках длинные когти.

Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят и, в этом случае, вполне уподобляются свои родичам-домовым. Проказят они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло. Самые обычные приемы проказ — завести человека в чащу в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустить в глаза тумана, что совсем собьет с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу. Однако леший все-таки не ведет людей на прямую погибель. Людей леший карает за употребление непотребных слов и произнесение проклятий.

РУСАЛКА — в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).

Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых. Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак, особенно просватанные невесты, не дожившие до свадьбы, либо девушки и дети, умершие на Русальной неделе (в том числе и утонувшие в этот период), либо младенцы, умершие не окрещенными.

Представления о внешнем виде РУСАЛКИ неоднородны. В одних местах говорили, что РУСАЛКА выглядят как молодые красивые девушки, обнаженные или в белом; что они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове (именно так по местному обычаю обряжали умерших девушек, как бы устраивая для них символическую свадьбу вовремя похорон).

В некоторых местах, где РУСАЛКУ считали водным духом, ее представляли себе в виде полуженщины — полурыбы.

7. Краткий пересказ учащимися сказки «Об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке».

8. Слово учителя.

В основе сказочного, волшебного мира – необычное и забавное, странное и чудесное, печальное и смешное, вымыслы и небылицы в сочетании с обыденным и привычным.

Здесь действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью. В этом мире всё происходит легко и просто, как бы между прочим. В слове «мимоходом» звучит авторская ирония.

9. Работа по теории литературы.

— Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью они использованы. В каких произведениях встречаются такие эпитеты? (Неведомых дорожках, невиданных зверей, из ясныхвод. С помощью этих эпитетов воссоздаётся атмосфера тайны, чуда. Поэт выбирает эпитеты, встречающиеся в народных сказках, что подчёркивает близость его поэмы к произведениям устного народного творчества.

А.С.Пушкин использует в поэме старославянские по происхождению слова: златая, брег, чреда, злато.)

10. Работа с учебником.

Чтение статьи «Рифма».

— Найдите рифмы во вступлении к «Руслану и Людмиле».

V. Подведение итогов урока.

— Как относится автор к изображённому?

— Какое значение приобретает восклицание: «Там русский дух… Там Русью пахнет!»(Картины пролога проникнуты чувством единства русского духа, воплощённого в сказках).

— Какой смысл приобретают финальные строчки пролога? (Автор проводит читателя через всё, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и делая нестрашными все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой).

V. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», с.124-126.

2.Инд.задание: подготовить сообщение о романсе А.А.Алябьева на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

3.Групповое задание: подготовить выставку репродукций художников Л.Л.Каменева, И.И.Левитана, А.К.Саврасова по теме «Зимняя дорога».

4

Лукоморье

…Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя

…Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!..

Сказка о царе Салтане

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь,
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.

В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.

В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,

Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить;
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».

И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром.
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод»,

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят
И в глаза ему глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свои стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду;
Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».

Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел.
А ткачиха с поварихой,
О сватьей бабой Бабарихой
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
«Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя,—
Нынче ж еду!» — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.

Флот уж к острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит;

К морю сам идет Гвидон;
Там царя встречает он

Гости дале — торопливо
Смотрят — что ж? княгиня — диво
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит:
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
И свекровь свою ведет.
Царь глядит — и узнает…
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся…
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,

Издалеча наконец
Воротился царь-отец.

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.

Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.

Сказка о золотом петушке

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жиб-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить;
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь,—
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь,— лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.

Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье,—
Говорит он в восхищенье,—
Волю первую твою
Я исполню, как мою».

И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!

Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:

Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет,
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.

Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;

Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку
Сам, не зная, быть ли проку.

Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит

Царь завыл: «Ох, дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! Смерть моя пришла».

Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала.
Всяким яством угощала,
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон.

И с девицей молодой
Царь отправился домой.

Крайне царь был изумлен.
«Что ты? — старцу молвил он,—
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся.

Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,

Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.

Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз,— и умер он.

  • Отрывок из сказки пушкина о золотом петушке отрывок
  • Отрывок из сказки пушкина выучить наизусть
  • Отрывок из сказки пушкина для 1 класса наизусть
  • Отрывок из сказки по щучьему велению
  • Отрывок из сказки о царе салтане ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет