Отрывок из сказки дюймовочка

Мир сказок г.-х. андерсена цели: обобщить впечатления учащихся о жизни прочитанных сказках г.х. андерсена; научить внимательному чтению; прививать познавательный интерес;

Мир сказок Г.-Х. Андерсена

Цели:

обобщить впечатления учащихся о жизни прочитанных сказках

 Г.Х. Андерсена; научить внимательному чтению; прививать познавательный интерес;

работать над развитием связной речи, логического и образного

мышления,  умения сопоставлять, выделять главное; прививать любовь к чтению; развивать способности детей в различных видах искусства.

средствами художественной литературы воспитывать в детях чувства

дружбы, любви, милосердия; формировать эстетический вкус.

Оборудование:

портрет Андерсена, иллюстрации детей  к сказкам, карточки-задания, реквизит для инсценировок, музыкальные отрывки из произведений

П. И. Чайковского, выставка книг Андерсена и о нём, электронная презентация «Датский волшебник и его сказки».

Класс делится на три команды.

* Урок предназначен для учащихся 5-х классов. Он является итогом работы по внеклассному чтению и требует значительной подготовки как от учителя, так и от ребят, которым необходимо прочитать как можно больше сказок писателя. Классная комната оформляется портретом Андерсена, выставкой его книг, иллюстрациями. Урок проводится в форме викторины.

Ход урока

Эпиграф:

«Удивительная…человеческая доброта исходила

от страниц этой книги.»

К.Г.Паустовский

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

  Сегодня мы с вами проводим итоговый урок-викторину по сказкам великого датского писателя Г.-Х. Андерсена.

II. Вступительное слово учителя. Параллельно демонстрируются слайды презентации.

 Копенгаген, столица Дании, лежит на большой морской дороге из Балтики в Северное море. Теплоходы разных стран, входя в порт, поднимают национальный флаг Дании и приветствуют город длинными гудками. На берегу еще неясно проступают очертания столицы с ее домами, крытыми черепичной крышей, остроконечными башнями с позелененными шпилями, серыми корпусами огромных верфей…

  Есть в Копенгагене в Центральном городском парке, где всегда много людей и куда каждый день приходят дети, памятник Андерсену. На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».

  Давным-давно, более 200 лет назад, в провинциальном городке Оденсе, в семье бедного сапожника родился мальчик, который в будущем стал великим сказочником. Звали его Ганс Христиан Андерсен. В детстве Андерсен любил сочинять разные истории и рассказывать их своему коту Карлу. Первые сказки Ганс услышал от отца и старух из соседней богадельни. Отец привил мальчику и любовь к театру. Привязанность к этому виду искусства Андерсен сохранил на всю жизнь. Когда ему было 14 лет, умирает отец, и мальчик уезжает на заработки в Копенгаген. Долгий жизненный путь пришлось пройти этому человеку, прежде чем Дания признала в нем своего лучшего сказочника и поэта.

Ребята, вы хорошо знакомы с биографией этого великого человека, всемирно известного сказочника. Что вас наиболее поразило в истории его жизни?

  Еще не умея читать, не зная имени великого сказочника, мы уже полюбили его сказки.

  За что народ любит его сказки? За что мы ему так благодарны?

  Попытаемся ответить на эти вопросы, соприкоснувшись с удивительным миром его сказок… Итак, по страницам сказок Андерсена.

 III. Рассматривание выставки книг Г.Х. Андерсена.

— Перед нами выставка книг великого сказочника Г.Х. Андерсена.

— Какие из его произведений вы прочитали?

— Какие из них вам особенно запомнились?

IV. Основная часть урока. Викторина.  (Сопровождается демонстрацией презентации).

А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Андерсена.

1 задание «Зачин».

 Как называется начало сказки? — Зачин.

В сказках Андерсена даже начало оригинально, неповторимо. Попробуйте определить название сказки по зачину:

— Давно – давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги. («Новый наряд короля»)

— Жил-был принц. Королевство у него было маленькое-премаленькое. Но все же это было королевство, и можно было подумать о королеве – жениться. («Свинопас»)

—  Жил однажды принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую. («Принцесса на горошине»)

— Жила-была одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребеночка. («Дюймовочка»)

—  Жил-был купец. Он был так богат, что мог бы вымостить серебряными деньгами целую улицу и переулок в придачу. Конечно, он этого не делал — он знал, куда девать деньги, и если тратил копейку, то наживал целый рубль. Вот каков был этот купец…(«Сундук-самолет»)

—  Жил в усадьбе старик хозяин, и было у него два сына, такие умники, что и вполовину хватило бы. И решили они посвататься к королеве — отчего же нет? Она сама объявила, что возьмет в мужья того, кто за словом в карман не полезет…(«Ганс Чурбан»)

— Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени? («Пастушка и трубочист»)

— Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. («Огниво»)

— В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло, — но зато и глубоко там! («Русалочка»)

2 задание «Сказочный бином»

Детям предлагаются несколько предметов. Они должны подобрать такую пару предметов (бином), которая символизировала бы собой какую – либо сказку Г.Андерсена.

«Снежная королева»:          лёд – роза.   

«Принцесса на горошине»: горошина – подушка

«Гадкий утёнок»:                 перо – яйцо

«Дикие лебеди»:                  рубашка – корона

3 задание «Иллюстрация».

  Представители команд защищают иллюстрации к сказкам. (Иллюстрации подготовлены заранее, как индивидуальное домашнее задание).

Давайте отгадаем, какие сказки вы иллюстрировали сами.

  Дети отгадывают названия сказок, а авторы работ объясняют, чем понравилась им эта сказка, почему захотелось нарисовать к ней иллюстрацию, комментируют, что нарисовал, в каком цвете и почему.

4 задание «Инсценировка».

Каждая команда готовит инсценированный отрывок из сказки Андерсена. Другие команды должны узнать сказку, продолжить ее.

1. «Соловей» — Девочка и Соловей.

…И вот все отправились в лес, где обыкновенно обитал соловей; отправилась туда чуть не половина всех придворных. Шли, шли, вдруг замычала корова.

— О! – сказали придворные. – Вот он! Какая, однако, сила! И это у такого маленького созданьица! Но мы положительно слышали его раньше!

— Это мычит корова! – сказала девочка. – Нам еще далеко до места.

В пруду заквакали лягушки.

— Чудесно! – сказал придворный бонза. – Теперь я слышу! Точь-в-точь наши

колокольчики в молельне!

— Нет, это лягушки! – сказала опять девочка. – Но теперь, я думаю, скоро услышим и его!

И вот запел соловей.

— Вот запел соловей! – сказала девочка. – Слушайте, слушайте! А вот и он сам! – И она указала пальцем на маленькую серую птичку, сидевшую в ветвях.

— Неужели! – сказал первый приближенный императора. – Никак не воображал его себе таким! Самая простая наружность! Верно, он потерял все краски при виде столь знатных особ!

— Соловушка! – громко закричала девочка. – Наш милостивый император желает послушать тебя!

— Очень рад! – ответил соловей и запел так, что просто чудо.

— Словно стеклянные колокольчики звенят! – сказал первый приближенный. – Глядите, как трепещет это маленькое горлышко! Удивительно, что мы не слыхали его раньше!

Он будет иметь огромный успех при дворе!

2. «Ганс-чурбан» — Ганс и Принцесса.

…Тут явился Ганс Чурбан. Он въехал на козле прямо в залу.

— Вот так жарища! – сказал он.

— Да, я жарю петушков! – ответила королевна.

— Вот удача! – сказал Ганс Чурбан. – Так и мне можно будет зажарить мою ворону?

— Можно! – сказала королевна. А у тебя есть, в чем жарить? У меня нет ни кастрюли, ни сковородки!

— У меня найдется! – сказал Ганс Чурбан. – Вот посудина, да еще с ручкой!

И он вытащил из кармана старый деревянный башмак и положил в него ворону.

— Да это целый обед! – сказала королевна. – Но где же нам взять подливку?

— А у меня в кармане! – ответил Ганс Чурбан. – у меня ее столько, что девать некуда, хоть бросай!

И он зачерпнул из кармана горсть грязи.

— Вот это я люблю! — сказала королевна. – ты скор на ответы, за словом в карман не лезешь, тебя я возьму в мужья!…

3. «Огниво» — Солдат и Ведьма.

…Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма.

— Здорово, служивый! – сказала она. – Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.

— Спасибо, старая ведьма! – сказал солдат.

— Видишь вон то старое дерево? – сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалеку. – Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! А перед тем я обвяжу тебя веревкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я тебя вытащу.

— Зачем мне туда лезть? – спросил солдат.

— За деньгами! – сказала ведьма. – Знай, что когда ты доберешься до самого низа, увидишь большой подземный ход; в нем горит больше сотни ламп, и там совсем светло. Ты увидишь три двери; можешь отворить их, ключи торчат снаружи. Во всех комнатах сидят на сундуках огромные собаки с глазами, как чайные блюдца. Но ты не пугайся: сажай их на мой клетчатый передник и бери из сундуков золото и серебро, сколько душе угодно, собаки тебя не тронут.

— Оно бы недурно! – сказал солдат. – Но что ты с меня за это возьмешь, старая ведьма? Ведь что-нибудь тебе от меня нужно?

— Я не возьму с тебя ни полушки! – сказала ведьма. – Только принеси мне старое огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась в последний раз.

5 задание «Конкурс знатоков». Отвечают по одному представителю из каждой команды. (Если знатоки не отвечают, то могут отвечать команды.)

1. Во что превратилась Русалочка, ставшая девушкой в конце сказки, когда принц женился на другой? (Пена)

2. В сказке Андерсена «Огниво» были собаки с разными глазами. Какими? (У 1-ой были словно чайные чашки, у 2-ой – как мельничные жернова, у 3-ей – с круглую башню)

3. В сказке «Принцесса на горошине» есть эпизод: вечером в городские ворота постучали. Кто пошёл отворять? (Старый король)

4. В какой сказке котелок названивал старинную песню

                                  Ах. Мой милый Августин,

                                  Всё прошло, всё прошло!    ?   («Свинопас»)

5. Как звали сестру в сказке «Дикие лебеди»? (Элиза)

6. Сколько у неё было братьев? (11)

7. Из какой страны прилетела цапля в сказке « Ель»? (Египет)

8. До какой страны довёз Олень Герду? (Лапландия)

9. Какой документ потребовала у стойкого оловянного солдатика крыса? (Паспорт)

6 задание – игра «А если бы…»

Участник игры выходит из класса, команде называют героя сказки Андерсена. Игрок заходит в класс и задает вопрос: «А если бы этот герой был стулом, вазой, карандашом и т.д. …» Команда пытается помочь игроку, называет разные характеристики предмета, которые присущи заданному герою.

Например, Дюймовочка. Если бы этот герой был стулом, это был бы маленький, крошечный стульчик, не больше дюйма.

Герои – Голый король, Гадкий утенок, Снежная королева.

V. Подведение итогов урока.

  Учитель подводит итоги, благодарит ребят за выступление, называет самых активных игроков, выставляет и мотивирует оценки.

  А.П.Чехов писал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Герои многих сказок Андерсена вполне соответствуют этому идеалу. И я надеюсь, что сказки Андерсена навсегда вошли в вашу жизнь, ведь чтение их облагораживает душу человека,  радует его своим чудесным, незабываемым миром, в котором царят Добро и Красота. Но для этого надо  научиться стать  внимательными читателями.

VI. Домашнее задание. Составить кроссворд  по творчеству Г.Х.Андерсена.

Прикольные стихи про маскарад бал

Карнавальный костюм присмотрела,
Подобрала и маску к нему,
Кавалеру признаться хотела, —
Что его не отдам никому….

Лицо, пряча, не стану стесняться,
Ненаглядный, любимый один,
В эту ночь я должна разобраться,
Есть ли верность в любви, у мужчин?

Милый сделал вчера предложенье,
Приглашая на бал-маскарад,
А душа не скрывает волненье —
Не обман ли, ведь был он женат.

«Не смогу, быть…» — смущаясь, солгала.
«Уезжаю сегодня к родным…»
Я костюм целый день примеряла
И сказала подругам своим:

«Я хочу, чтоб меня не узнали,
Уложите как надо парик…»
Они в Фею меня превращали,
Получился красивый двойник…

И глазам я своим не поверив,
Прошептала: «Теперь я, не я!»
Мне раскрылись волшебные двери,
Я по залу как лебедь плыла…

Подошёл сам Король ко мне бала
И на танец герой пригласил,
С ним танцуя я словно летала,
Он словами мне ласку дарил…

Стала я в эту ночь Королевой
И про друга забыла совсем…
Не заметила…, он сидел слева
За столом, равнодушный ко всем…

Опрокинул друг с водочкой рюмку,
К нам двоим, напрямик подошёл,
Произнёс: «Мой приятель ведь, Ромка,
Тебя глупую просто развёл…

Не моя ты прости Королева…
Никогда ты не будешь моей…
Я ошибся в любви и не в первой,
Ухожу я с подругой твоей…»

Тут подружка к нему подбежала,
На лице нет смущенья, стыда,
Улыбаясь от счастья, сияла
Как большая на небе звезда…

Вслед смотрела я им, удивлялась,
Зачем маска нужна и костюм?
Бал закончился, я же осталась
Одна в зале, за глупый свой ум…
*******

22 декабря ’2011 20:22
Поднять работу в данном разделе
Услуга «Покажи себя сам» (шапка сайта)

Старый год афиши клеит,
На стекле и на домах..
Елка-парус, к ней на реях,
Ламп их свет, в гирлянд зубах..

В зимнем этом каламбуре,
Сказка к нам приходит вновь..
Будет, знаю все в ажуре..
Посетит страну Любовь..

Кто-то станет Златовлаской,
Мистер Икс..и жизнь игра..
Бармалей, к нему с опаской..
Подбегает детвора..

Черт, Вакула и царица,
Чуб свисает казака.
Гейша, волосы под спицей,
Кто в Ивана-дурака..

От Русалки, плеч открытых,
С ума сходит Водяной..
Негр лицом своим немытым,
Швейк чудит, шаг строевой..

Сабля сбоку, вот Щелкунчик,
Рядом строгий Фантомас.
Гладко выбритый поручик,
Танцовщиц движенья класс.

Леший в вычурном наряде
И Дюймовочка с кротом.
Вот за спинами, в ограде..
Длинный в шляпе Астроном.

Трехголовый Змей-Горыныч
И Синдбад покрыт чалмой.
Да, во фраке Иван Силыч..
В синей краске. бородой.

Голова над желтым шаром,
Сразу видно Колобок.
Дышит стойким перегаром,
Что поморщилась Суок.

Кучкой трое Буржуинов,
Рядом в шортиках..Плохиш..
Красной Шапочке с корзиной..
Все напомнило Париж..

Зажжужал на месте Карлсон,
Сзади маленький мотор..
Шерлок Холмс и доктор Ватсон,
Да еще Тореадор..

Винни пух, на месте Ослик,
Потеряли Пятачка..
И намазав медом тостик..
Медвежонок ест хрустя..

Бал с веселым маскарадом..
Просят Новый Год сердца..
Сказки, сказки..в жизни рядом..
Дайте мне костюм чтеца.

22.12.2011 г. С любовью Олег К.

Посмотреть все работы автора

Новый год еще не наступил, но он уже кружит нас в сказочном вихре событий! Вот уже и все литературные герои собрались на бал-маскарад. Попрятались все за масками, не узнать никого. Может, вы встретите там и своего знакомца? Не будем забегать вперед. Начнем с объявления глашатаем царского указа…

Маскарад

стихотворение-загадка о сказочном герое

По земле несется весть:

«Праздник лучший в мире есть!

Приближается он к нам,

Дарит время чудесам!

В нашем славном королевстве

Празднику всегда есть место!

Приглашаем всех на бал:

На новогодний карнавал!

Всем от мала до велика

На балу быть царь велит!

И девице светлоликой,

И другим быть надлежит!

И, положено как в сказке,

Всем прийти вам надо в маске,

Чтоб вас было не узнать,

Долго голову ломать!»

Слушают все глашатая,

Не шурша и не болтая.

Каждый думает, как быть?

Что одеть? Как лик свой скрыть?

Вот открыт бал-маскарад,

Все толпой к дворцу спешат.

Помнят царскую острастку:

На лицо одета маска!

Вот идут 10 царевен,

5 принцесс, 7 королевен,

Друг за дружкой в ряд стоят!

Дважды семеро козлят

Тоже на тот бал спешат.

Нет конца гостям на бал!

Царь весь свет к себе созвал!

Прикольные стихи про маскарад бал

Появился в маске тут

Не гигант, не лилипут,

Не слуга и не король,

Не человек, но и не тролль.

Смотрят на него, дивятся:

Кто такой – не догадаться!

«Кто же? Кто это такой?» —

Вопрошает весь конвой, —

Он, видать, не вышел ростом,

Но узнать его непросто!

Он от силы три вершка,

Уши длинные слегка.

Не ходит он как человек.

Нет, не узнать его вовек!

Дивится царь сам, ей богу!

Зовет он маску к диалогу.

— Кто такой – не разгадать.

Как тебя нам всем узнать?

Намекни нам, подскажи,

Хоть немного расскажи,

Чем живешь, с кем дружбу водишь?

Служишь ты аль верховодишь?

Можешь ли ты колдовать

Аль желанья исполнять?

— Велика беда, не спорю,

Не тужи, царь, то — не горе!

Я заведу сейчас рассказ,

И ты узнаешь меня в раз!

И потек за слогом слог –

Зверь в маске вел свой монолог:

— Я мамой был рожден для простака,

Которого считали все за дурака.

Еще со мной родились два красавца –

Моих одноутробных братца.

Они все золотом горели,

Их очи яхонтом блестели!

Но их тебе, о царь, продали,

Они твои навеки стали!

Я ж дураку тому стал другом

И помогал, коль было туго.

Верным словом наставлял

И везде сопровождал.

Отчего так, не пойму,

Козни строили ему!

И без меня он бы пропал!

Тому случиться я не дал!

И я делал все по дружбе!

Это службишка – не служба!

Так завершил беседу он

И подарил царю поклон:

— Теперь вы обо мне так много знаете.

Я верю: кто я – отгадаете!

Я а пока пойду плясать

И на балу у вас скакать.

— Эй, поскорее весь народ,

Вставайте в новогодний хоровод!

И музыкой наполнился весь зал…

И я на том балу бывала!

Но, кто же этот гость, я не узнала.

Быть может, вы не видите особого секрета?

Скорее разгадайте маску эту!

Участвуя с этим стихотворением-загадкой о сказочном герое в конкурсе, я, по условиям оного, храню молчание, и не признаюсь вам в том, верны ли ваши предположения относительно героя, укрывшегося за маской.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий ? Я ценю ваше мнение!

Составляем программу выступлений в перерывах.

1 перерыв.
Галина Баранова (отрывок из Руслана и Людмилы) у фуршетного стола

Анна Чарутти прочтет отрывок из Евгения Онегина ( про его любовь к балам)
Надежда Осиповна Пушкина о себе, о родителях :Марии Алексеевне и Осипе Абрамовиче Ганнибалах, о прадеде Александра Пушкина Абраме Петровиче Ганнибале.
Тамара Иловайская прочтёт Египетские ночи
В.Л. Пушкин расскажет о себе и о племяннике.
Софии Шестаковой (стих Пушкина — Талисман),
М.Н. Волконская о себе и о времени +АСП читает

2 перерыв
Поэт Алиса Гольдман (Топчиева стихи о АСП)
Наталья Шестакова (стих Пушкина — Ангел)
Полковник Данзас — свои стихи о своём друге Пушкине
Юлия Вахмистрова («Цветок»)
Ирина Пеунова (Узник, «Я думал, сердце позабыло. «, Элегия (Безумных лет угасшее веселье), «На холмах Грузии лежит ночная мгла. «).
Наталья Козинцева Прочту стихотворение Пушкина «Портрет» (два четверостишия)

Урок чтения по «Сказке о потерянном времени» Е.Л. Шварца

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 «А»

УМК: «Школа России» Л.Ф. Климанова. «Литературное чтение. 4 класс»

Тема урока: Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени».

Тип урока: комбинированный, урок-закрепление

Цели:

Образовательные: обобщить знания учащихся по данной сказке, развивать память, учить находить в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние персонажей, развивать навыки выразительного чтения.

Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим, убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.

Планируемые результаты:

Предметные:

Развивать умение слушать и слышать художественное произведение; уметь анализировать художественный текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.

Личностные: Формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

  • Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия при обсуждении текста

  • Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, умение ориентироваться в художественной книге.

Метапредметные связи: русский язык

Ресурсы:

учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение: 4 класс» ч. 1. Стр. 4 — 16. —

М: Просвещение, 2016 г.;

компьютер, проектор, экран, презентация.

карточки

Оборудование: проектор, презентация, карточки с названиями сказок

Ход урока :

1.Создание проблемной ситуации, подведение к теме урока

— Что летит быстрее мысли
И не имеет ни начала, ни конца?

— Вчера было,
Сегодня есть
И завтра будет.

Почему я загадала загадки о времени?

Ребята, какие навыки и умения вы развиваете, работая над литературным произведением ?

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке, исходя из его темы?

На уроке попытаемся ответить на вопросы: для чего придумана эта сказка автором ? что в ней вымысел, а что могло произойти реально? 

2.Беседа о сказках.

Произведение называется «Сказка о потерянном времени»

Чем сказка отличается от других литературных произведений ?

Сказка — повествовательное, обычно народное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

На какие 2 группы можно разделить сказки? (народные и авторские)

Распределить сказки на группы (на доске карточки с названиями сказок)

Гадкий утенок, Царевна-лягушка, Красная Шапочка, Иван Царевич и серый волк, Морозко, Дюймовочка, Айболит, Финист-ясный сокол, Бременские музыканты, По щучьему веленью

В это время остальные рассматривают портреты писателей (на слайде):

Кто лишний? А. Пушкин, Л. Толстой, С. Есенин, К.Чуковский, П.П .Бажов, Д.Н Мамин-Сибиряк. Кто здесь лишний? (Есенин)-не писал сказок.

Что общего у остальных писателей ? Русские писатели

Кто из них писал сказки поэтическим языком? А.С. Пушкин, К. И Чуковский

Посмотрите ещё раз на слайд. Кто из них писал произведения в ХХ веке?

Евгений Львович Шварц тоже прославился в ХХ веке благодаря своим сказкам. А каким человеком вы представляете Шварца ?

3. Новый материал

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ .

Родился 9 (21) октября 1896 в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в г.Майкопе.

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе.

Весной 1917 года был призван в армию. В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского.

Свои произведения начал писать с 1923 года.

С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством С. Я. Маршака. Активно участвовал в создании популярных детских журналов «ЁЖ» и «ЧИЖ».

В военные годы Евгений Шварц работал сначала в ленинградском Радиоцентре, продолжал писать пьесы. В конце 1941 года был эвакуирован из блокированного города. В 42-43 годах Шварц работал сначала в кировском театре, а после в театре Душанбе. В 1944 году переехал с театром в Москву. 
После войны Евгений Шварц продолжил работу в кинематографе. Наиболее значимые его работы того времени: «Золушка», «Первоклассница», «Марья-искусница», «Дон-Кихот». Сценарии ко всем этим фильмам писал Шварц.

Умер Евгений Шварц 15 января 1958 года в Ленинграде от инфаркта в 61-летнем возрасте. Писатель похоронен на Богословском кладбище.

Русский советский драматург, автор более двадцати пьес для драматического театра и театра кукол, а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму.

Словарная работа

«Сказка о потерянном времени» была написана давно, в ней много старинных слов, которые требуют объяснения. Назовите слова, значение которых для вас непонятно.

Окладистая (борода) – широкая и густая.

Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.

Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями

Пола, полы – нижняя часть , раскрывающейся спереди одежды, например полы пальто.

Ситный-хлеб из просеянной муки.

Подберите синонимы к словам: 

хмурый – угрюмый, невесёлый

сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.

Подберите антонимы к словам:

состариться –помолодеть

трудиться – лениться, бездельничать.

В сказке встречаются фразеологизмы и крылатые выражения. Найдите

их и объясните смысл :

терять время понапрасну – тратить время бессмысленно, без пользы

держать ухо востро – быть осмотрительным

как сквозь землю провалился – исчез, пропал

и в ус не дует – не переживает

с ног сбиться – устать; изнемочь от хождения

Физминутка:

Кто там ходит влево- вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно 
И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точно сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)
Что уже пора вставать. (Потянуться)

Беседа по содержанию :

— Как звали главного героя сказки? Петя Зубов

— Что с ним случилось? Он внезапно постарел

Когда происходили события, описанные в произведении ? В середине ХХ века

Назовите предметы, которые помогают нам это понять. Керосиновая лампа, счёты, часы-ходики, газета «Пионерская правда»

Где случилась эта история ? В городе

Куда попал Петя ? В чащу леса

Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается

Какие слова говорят об этом? «… бедный я, несчастный, что со мной будет ?»

Сожалеет ли Петя о случившимся? Из каких слов это видно?

Да, сожалеет. «… Я всего два года работал, да и только на два и три …»

Как звали стариков? Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович

Выборочное чтение:

Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится, каких ребят ловили злые волшебники .

Что нужно было сделать, чтобы снова дети стали детьми ?

Как выглядел город утром? Что делали люди?

Как он нашёл первую девочку? Вторую? Третьего героя?

Что сказал Петя, когда они заблудились в лесу?

Блиц-опрос:

-Сколько раз звонил Петя в дверь? 3

-Что лежало в избушке в углу? Сено

-Как назывались часы? Ходики

-Сколько было табуреток в избушке? 4

— На чём считали время злые волшебники? на счётах 

— Как Петя узнал, что всё в его руках?  услышал разговор злых волшебников.

— Как Петя сидел в это время? тихо, как мышка.

— Какую газету читала старушка – девочка, сидя на скамейке? Пионерскую правду 

— В какие игры играли девочки? Ответы: в «трешку» и в классики

Сколько раз надо было повернуть стрелки обратно? 77

На каком повороте волшебники стали стариками? На 40

Найдите главные слова в сказке.

Как вы думаете, почему ребята смогли одолеть волшебников?

4. Проверка домашнего задания.

Вы выписывали пословицы и поговорки о времени, зачитайте их.

5. Проверка усвоенного матерала. Тест. Презентация

6. Итог

— Читая эту сказку, каждый из вас сделал какой – то вывод лично для себя. Поделитесь своими размышлениями. (Ответы детей)

— Для чего придумана эта сказка автором?

— Какую проблему поставил автор?

— Какой совет даёт нам автор в сказке?

— Является ли эта проблема актуальной и сегодня?

7.Рефлексия.

Достигли ли мы цели? Поднимите руки, кто считает, что достигли. Объясните свою точку зрения. А кто думает по-другому ?

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Закончить я хочу словами Евгения Львовича Шварца :

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.

Спасибо за урок !

МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»

Литературная викторина.

Путешествие в сказку

III класс.

Учитель начальных классов Горскина Т.В.

Класс разделен на две команды, выбраны капитаны.

Организованы выставка книг, оформлена доска – иллюстрации к сказкам, надписи: «Чтение – лучшее учение»,   «Что за прелесть эти сказки?..»;

                   «Сказка – ложь, да в ней – намек,

                     Добрым молодцам – урок.

                                                   А.С. Пушкин.»

I. Вступительное слово учителя.

На одной из египетских надгробных плит высечена замечательная мысль: «Обрати свое сердце к книгам, право, нет ничего выше книг».

«Какое богатство мудрости и добра выразительно рассказано по книгам всех времен и народов», — писал Л.Н. Толстой.

В нашей стране издано много интересных детских книг. Некоторые из них вы уже прочитали, о других даже и не слышали. Среди них многочисленные сборники сказок. Трудно найти человека, который не любил бы сказки.

Очень хорошо сказал о сказках один русский поэт. Прочитайте.

(«Что за прелесть эти сказки?..»;

«Сказка – ложь, да в ней – намек,

Добрым молодцам – урок.»)

Кому принадлежат эти слова. (Показ портрета А.С.Пушкина.)

И сегодня мы проведем викторину «Путешествие в сказку».

Ответив на вопросы викторины, выполнив все задания, вы сможете определить, насколько хорошо знаете детскую сказку.

Условия викторины следующие: за каждый правильный ответ – 1 балл. Команды готовы к викторине?

Песня “В мире много сказок”.

II. Задания викторины.

1. Разминка.

Мы из сказки.

Ты нас знаешь!

Если вспомнишь –

Отгадаешь!

А не вспомнишь –

Ну, так что ж?!

Сказку заново прочтешь!

Задание 1 команде:

Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К братцу третьему потом

Прибежали в новый дом!

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостики тряслись!

Сказка известна любому ребенку

И называется …

(«Три поросенка» С.Михалков)

Задание 2 команде:

Знает куколка Мальвина

И веселый Буратино:

Если враг со всех сторон –

Победит в бою неравном

Верный друг –

Надежный, славный,

Храбрый пудель … (Артемон)

(«Приключения Буратино»   

А.Толстой)

2. «Волшебные слова».

Вспомните, кто говорил, такие волшебные слова:

а). По щучьему велению, по моему хотению  

    (Емеля, русская народная сказка «Пол щучьему веленью»)

б). Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, 

     возвращайся, сделав круг.

     (Женя, Катаев «Цветик-семицветик»)

3. В кого превращались или были заколдованы:

а). Князь Гвидон  

     (В муху, комара, шмеля. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

б). Нильс

    (В крошечного человечка. С.Лагерлеф «Чудесное путешествие

    Нильса с дикими гусями»)

4. Ошибка художника.

Посмотрите на картинки и найдите ошибку художника.

5. Волшебное средство.

Чтобы ты попросил у:

а). Буратино

(Золотой ключик. А.Толстой «Приключения Буратино»)

б). Золушки

(Хрустальную туфельку. Ш.Перро «Золушка»)

6. Необыкновенное путешествие.

На чем или на ком совершили необыкновенные путешествия

а). Из норы крота в теплые края Дюймовочка?

(На ласточке. Г.Х.Андерсен. «Дюймовочка»)

б). На юг лягушка-квакушка?

(На прутике, который держали две утки.

Гаршин «Лягушка-путешественница»)

7. Угадай сказку. Из каких сказок эти отрывки? (грамзапись)

а) «Лиса и тетерев».

б) «Лиса и волк»

8. Кто из литературных героев:

а). Жил в стране, которой правил принц Лимон?

(Чиполлино и его друзья. Д.Родари. «Чиполлино»)

б). Был обманут в стране Дураков?

(Буратино, А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

9. Разноцветные сказки. Какое слово надо поставить вместо точек? (Задание на карточках)

а). Сказка Ш.Перро «Красная …» (Шапочка)

     Волшебная сказка Погорельского «Черная …» (курица)

б). Сказка Ш.Перро «Синяя …» (Борода)

     Сказочная повесть Волкова «Желтый …» (туман)

10.  Маленькие человечки. Вспомни, кто:

а). Был ростом с небольшой огурец и жил со своими друзьями в Цве-

     точном городе?

    (Незнайка. Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

б). Был превращен гномом в маленького человечка и совершил удиви-

     тельное путешествие?

     (Нильс. С.Лагерлеф. «Путешествие Нильса а дикими гусями»)

11. К каким сказкам относятся эти иллюстрации?

а). «Царевна-лягушка»

б). «Конек-Горбунок»

12. Кого испугались персонажи стихотворных строк?

(Задание на карточках)

а). Милый, милый людоед,

Смилуйся над нами.

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями.

(Бармалея.

К.Чуковский «Бармалей»)

б). Зажжужал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

А ткачиха побледнела

«Ай!» – и тут же окривела.

(Муху,

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

13. Конкурс капитанов.

Из чьей сказки эти герои? Соотнеси героев книг и их авторов.

а). Д.Родари           Чиполлино

Э.Успенский    Чебурашка

б). А.Милн             Винни-Пух

Х.Андерсен     Дюймовочка.

14. Что за сказка?

Я читаю начальные строки интереснейших сказочных повестей. Кто их автор? Как они называются?

а). Хочу вам рассказать о девочке Оле, которая вдруг увидела себя со стороны. Увидела так, как можно видеть не себя, а совсем другую девочку – скажем сестру или подругу…

     (В. Губарев «Королевство кривых зеркал»)

б). Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли…

      (А.Волков «Волшебник Изумрудного города»)

 15. Сочини сказку. (Домашнее задание)

III. Подведение итогов.

Слово членам жюри. Вручение призов.

Хочется, чтобы вы подружились с книгой и чтением. Чтобы эта дружба была крепкой, на всю жизнь. В сказках – разные герои, среди них добрые и злые. Но побеждает в сказках всегда добро. Давайте послушаем песню из сказки о коте Леопольде «Если добрый ты».

«Дюймовочка» — это сказка о маленькой девочке, появившейся из цветка. В самом начале бедную девочку похищает ужасная Жаба и приносит к себе на болото, чтобы потом женить на ней своего сына. Но Дюймовочке удается сбежать от них. Тогда она попадает к майскому Жуку, но его сородичам прекрасная Дюймовочка показалась некрасивой и жук оставил ее на ромашке. Скоро наступила осень и девочка ушла из леса в поле, где набрела на норку полевой Мыши. Мышь ее приютила и посоветовала выйти замуж за богатого крота. Когда она была у крота в гостях, то увидела ласточку, которую все считали умершей, но Дюймовочка накрыла ее одеялом из травы и ухаживала за бедной птицей всю зиму.

Тем временем все готовились к свадьбе Дюймовочки и Крота. Осенью все уже было готово и Дюймовочка попросилась на улицу, чтобы попрощаться с солнышком. Там она увидела пролетающую Ласточку, которую она спасла зимой, та предложила девочке лететь вместе с ней в жаркую страну и девочка согласилась.

На юге девочку увидел Принц эльфов, пленился ее красотой и предложил выйти за него замуж, Дюймовочка согласилась не раздумывая.

Главные герои

  • Дюймовочка — главная героина сказки. Она очень маленького роста, всего 2,5 сантиметра. Но зато очень красивая. Девочка родилась из цветка, который купила у ведьмы и вырастила у себя бездетная женщина.
  • Мать Дюймовочки (бездетная женщина).
  • Жаба — украла Дюймовочку из ее постельки и хотела женить на своем сыне. Описывается как ужасная и мерзкая на вид.
  • Сын жабы.
  • Майский Жук — забрал Дюймовочку с кувшинки, когда она проплывала мимо него. Ему понравилась милая девочка, но он послушал своих родственников и оставил Дюймовочку в лесу.
  • Полевая Мышь — приютила девочку, когда та пришла к ней замерзшая и голодная, оставила жить у себя и предложила выйти замуж за крота.
  • Крот — богатый сосед Мыши. Имеет большое состояние, хорошую шубу и плохое зрение.
  • Ласточка — была спасена Дюймовочкой от смерти под холодным снегом. Отблагодарила девочку, уговорив ее лететь в жаркую страну.
  • Принц эльфов — влюбился в Дюймовочку с первого взгляда и сразу же предложил выйти за него замуж.

Единственная девочка — член Клуба весёлых человечков .

Характер

Подобно Гадкому Утёнку и некоторым другим персонажам Андерсена, Дюймовочка является персонажем-«аутсайдером», ищущим своё место в обществе. Такие герои вызывают у автора симпатию.

Сюжет сказки

Одна женщина вырастила цветок, там оказалась крохотная прекрасная девочка, ростом не больше человеческого пальца, женщина назвала её Дюймовочкой ․

Девочка была очень симпатичной. Это однажды заметила лягушка. Она решила, что Дюймовочка может стать прекрасной парой для её сына. Дождавшись полуночи, лягушка выкрала девочку, чтобы доставить её к своему сыну. Сын лягушки был очарован красотой девочки. Чтобы она не смогла бежать, он поместил Дюймовочку на лист водной лилии . Однако на помощь девочке пришли рыбы, которые перегрызли стебель лилии, а мотылёк, которому понравилась Дюймовочка, впрягся в её поясок и полетел, потянув за собой лист по воде. Пока мотылёк тянул лист с Дюймовочкой, майский жук перехватил её и понёс к себе на дерево. Мотылёк остался привязанным к листку. Дюймовочка очень жалела его — ведь он не мог сам освободиться.
На том же дереве жили другие майские жуки, которые пришли посмотреть на Дюймовочку. Но девочка им не понравилась, ведь у жуков были свои понятия о красоте. Жук оставил Дюймовочку одну жить в лесу. Так она прожила всё лето, и осень, а как приблизилась зима, девочка стала замерзать. К счастью, замёрзшая Дюймовочка обнаружила норку полевой мыши, которая приютила её у себя. Затем мышь решила выдать замуж девочку своему богатому соседу — кроту. Крот был очень состоятелен и настолько же скуп. Дюймовочка понравилась ему, и он согласился подумать о женитьбе. Крот показал Дюймовочке свои подземные «дворцы» и богатства. В одной из галерей девочка обнаружила мёртвую ласточку. Однако оказалось, что ласточка была просто очень слаба. Дюймовочка втайне от мыши и крота стала заботиться о ней. Настала весна. Ласточка совсем поправилась и, поблагодарив Дюймовочку, вылетела наружу из галерей крота.

В то время, крот окончательно определился с желанием и полевая мышь приказал девочке шить приданое . Дюймовочке было очень грустно и обидно, ведь ей очень не хотелось выходить за крота. Наступил день свадьбы. Дюймовочка решила выйти в последний раз на свет и попрощаться с солнышком. В этот момент над полями пролетала та самая ласточка. Она забрала Дюймовочку с собой в тёплые края, спасши её тем самым от скупого и расчётливого крота.

В тёплых краях Дюймовочка поселилась в цветке. Она познакомилась с королём эльфов . Эльф и Дюймовочка сразу же полюбили друг друга и стали мужем и женой. Так Дюймовочка стала королевой эльфов.

Экранизации и постановки

  • Эндрю Ланг переименовал данную сказку в «Приключения Майи» в его одиннадцатом томе «Сказок оливковой Феи» (опубликована в ).
  • Первый фильм «Дюймовочка» был черно-белым и выпущен в режиссёром Гербертом M. Доли.
  • Дэнни Кэй исполнила песню «Дюймовочка», написанную Фрэнком Лессером, в фильме 1952 года об Андерсене.
  • Лотте Рейнигер в выпустил короткий 10-минутный фильм о Дюймовочке.
  • В 1964 году был снят советский мультфильм «Дюймовочка » Леонида Амальрика.
  • (Редактор: Н. Мартынова, Художник: Г. Портнягина).
  • Японская студия «Toei Animation»
    выпустила полнометражный аниме -мультфильм в , под названием «Sekai Meisaku Dowa: Oyayubi Hime»
    (World’s Famous Children’s Stories: The Thumb Princess)
    с анимацией художника Осаму Тэдзука .
  • Сериал про Дюймовочку, для домашнего просмотра, выпустила студия «Faerie Tale Theatre» (Сказочный театр)
    в , с участием Кэрри Фишер и Уильяма Кэтта.
  • История с красочным оформлением в студии «Rabbit Ears Productions»
    была выпущена в на видеокассете , аудиодиске, компакт-кассете (с рассказом в исполнении Келли МакГиллис) и в виде книги .
  • Японская студия «Enoki Films»
    выпустила в 26-серийный мультфильм, под названием Oyayubi Hime Monogatari
    (Рассказы о Дюймовочке).
  • Компания Golden Films
    выпустила мультфильм о Дюймовочке ().
  • В Дон Блут выпустил мультфильм о Дюймовочке , который имеет некоторые отклонения от классического авторского сюжета.
  • В на DVD выпущен мультфильм «Приключения Дюймовочки и Мальчика С Пальчик».
  • Дюймовочка появлялась в роли гостьи на свадьбе принцессы Фионы в мультфильме «Шрек 2 » (2004).
  • Hans Christian Andersen’s 200th Anniversary: The Fairy Tales, 2005, Denmark, The Netherlands, Jorgen Bing (Ганс Христиан Андерсен. Сказки, 2005, Дания, Нидерланды, Ёрген Бинг)
  • В 2007 году вышел фильм «Дюймовочка» Леонида Нечаева по сценарию Инны Веткиной .

См. также

Напишите отзыв о статье «Дюймовочка»

Ссылки

  1. на YouTube
Клуб весёлых человечков
Произведения, в которых встречаются отдельные весёлые человечки
Буратино
Гурвинек
Дюймовочка

Дюймовочка
(1835)

Мультфильмы

Диафильмы

Карандаш
Незнайка
Петрушка
Самоделкин
Чиполлино

Мультфильмы

Диафильмы

Произведения, в которых встречаются несколько весёлых человечков
Карандаш и Самоделкин
Все весёлые человечки
Сборники
Сказки
Романы
Связанные статьи

Отрывок, характеризующий Дюймовочка

Ростов приехал в Тильзит в день, менее всего удобный для ходатайства за Денисова. Самому ему нельзя было итти к дежурному генералу, так как он был во фраке и без разрешения начальства приехал в Тильзит, а Борис, ежели даже и хотел, не мог сделать этого на другой день после приезда Ростова. В этот день, 27 го июня, были подписаны первые условия мира. Императоры поменялись орденами: Александр получил Почетного легиона, а Наполеон Андрея 1 й степени, и в этот день был назначен обед Преображенскому батальону, который давал ему батальон французской гвардии. Государи должны были присутствовать на этом банкете.
Ростову было так неловко и неприятно с Борисом, что, когда после ужина Борис заглянул к нему, он притворился спящим и на другой день рано утром, стараясь не видеть его, ушел из дома. Во фраке и круглой шляпе Николай бродил по городу, разглядывая французов и их мундиры, разглядывая улицы и дома, где жили русский и французский императоры. На площади он видел расставляемые столы и приготовления к обеду, на улицах видел перекинутые драпировки с знаменами русских и французских цветов и огромные вензеля А. и N. В окнах домов были тоже знамена и вензеля.
«Борис не хочет помочь мне, да и я не хочу обращаться к нему. Это дело решенное – думал Николай – между нами всё кончено, но я не уеду отсюда, не сделав всё, что могу для Денисова и главное не передав письма государю. Государю?!… Он тут!» думал Ростов, подходя невольно опять к дому, занимаемому Александром.
У дома этого стояли верховые лошади и съезжалась свита, видимо приготовляясь к выезду государя.
«Всякую минуту я могу увидать его, – думал Ростов. Если бы только я мог прямо передать ему письмо и сказать всё, неужели меня бы арестовали за фрак? Не может быть! Он бы понял, на чьей стороне справедливость. Он всё понимает, всё знает. Кто же может быть справедливее и великодушнее его? Ну, да ежели бы меня и арестовали бы за то, что я здесь, что ж за беда?» думал он, глядя на офицера, всходившего в дом, занимаемый государем. «Ведь вот всходят же. – Э! всё вздор. Пойду и подам сам письмо государю: тем хуже будет для Друбецкого, который довел меня до этого». И вдруг, с решительностью, которой он сам не ждал от себя, Ростов, ощупав письмо в кармане, пошел прямо к дому, занимаемому государем.
«Нет, теперь уже не упущу случая, как после Аустерлица, думал он, ожидая всякую секунду встретить государя и чувствуя прилив крови к сердцу при этой мысли. Упаду в ноги и буду просить его. Он поднимет, выслушает и еще поблагодарит меня». «Я счастлив, когда могу сделать добро, но исправить несправедливость есть величайшее счастье», воображал Ростов слова, которые скажет ему государь. И он пошел мимо любопытно смотревших на него, на крыльцо занимаемого государем дома.
С крыльца широкая лестница вела прямо наверх; направо видна была затворенная дверь. Внизу под лестницей была дверь в нижний этаж.
– Кого вам? – спросил кто то.
– Подать письмо, просьбу его величеству, – сказал Николай с дрожанием голоса.
– Просьба – к дежурному, пожалуйте сюда (ему указали на дверь внизу). Только не примут.
Услыхав этот равнодушный голос, Ростов испугался того, что он делал; мысль встретить всякую минуту государя так соблазнительна и оттого так страшна была для него, что он готов был бежать, но камер фурьер, встретивший его, отворил ему дверь в дежурную и Ростов вошел.
Невысокий полный человек лет 30, в белых панталонах, ботфортах и в одной, видно только что надетой, батистовой рубашке, стоял в этой комнате; камердинер застегивал ему сзади шитые шелком прекрасные новые помочи, которые почему то заметил Ростов. Человек этот разговаривал с кем то бывшим в другой комнате.
– Bien faite et la beaute du diable, [Хорошо сложена и красота молодости,] – говорил этот человек и увидав Ростова перестал говорить и нахмурился.
– Что вам угодно? Просьба?…
– Qu»est ce que c»est? [Что это?] – спросил кто то из другой комнаты.
– Encore un petitionnaire, [Еще один проситель,] – отвечал человек в помочах.
– Скажите ему, что после. Сейчас выйдет, надо ехать.
– После, после, завтра. Поздно…
Ростов повернулся и хотел выйти, но человек в помочах остановил его.
– От кого? Вы кто?
– От майора Денисова, – отвечал Ростов.
– Вы кто? офицер?
– Поручик, граф Ростов.
– Какая смелость! По команде подайте. А сами идите, идите… – И он стал надевать подаваемый камердинером мундир.
Ростов вышел опять в сени и заметил, что на крыльце было уже много офицеров и генералов в полной парадной форме, мимо которых ему надо было пройти.
Проклиная свою смелость, замирая от мысли, что всякую минуту он может встретить государя и при нем быть осрамлен и выслан под арест, понимая вполне всю неприличность своего поступка и раскаиваясь в нем, Ростов, опустив глаза, пробирался вон из дома, окруженного толпой блестящей свиты, когда чей то знакомый голос окликнул его и чья то рука остановила его.
– Вы, батюшка, что тут делаете во фраке? – спросил его басистый голос.
Это был кавалерийский генерал, в эту кампанию заслуживший особенную милость государя, бывший начальник дивизии, в которой служил Ростов.
Ростов испуганно начал оправдываться, но увидав добродушно шутливое лицо генерала, отойдя к стороне, взволнованным голосом передал ему всё дело, прося заступиться за известного генералу Денисова. Генерал выслушав Ростова серьезно покачал головой.
– Жалко, жалко молодца; давай письмо.
Едва Ростов успел передать письмо и рассказать всё дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги со шпорами и генерал, отойдя от него, подвинулся к крыльцу. Господа свиты государя сбежали с лестницы и пошли к лошадям. Берейтор Эне, тот самый, который был в Аустерлице, подвел лошадь государя, и на лестнице послышался легкий скрип шагов, которые сейчас узнал Ростов. Забыв опасность быть узнанным, Ростов подвинулся с несколькими любопытными из жителей к самому крыльцу и опять, после двух лет, он увидал те же обожаемые им черты, то же лицо, тот же взгляд, ту же походку, то же соединение величия и кротости… И чувство восторга и любви к государю с прежнею силою воскресло в душе Ростова. Государь в Преображенском мундире, в белых лосинах и высоких ботфортах, с звездой, которую не знал Ростов (это была legion d»honneur) [звезда почетного легиона] вышел на крыльцо, держа шляпу под рукой и надевая перчатку. Он остановился, оглядываясь и всё освещая вокруг себя своим взглядом. Кое кому из генералов он сказал несколько слов. Он узнал тоже бывшего начальника дивизии Ростова, улыбнулся ему и подозвал его к себе.

Крошечная девочка, размеров в один дюйм, попадает в различные приключения: встречает болотную лягушку, жука, крота… Добрая Дюймовочка спасает ласточку от гибели, за что благодарная птичка переносит девочку в теплые края, где живут эльфы.

Дюймовочка читать

Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребёнка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:

Мне так хочется иметь ребёночка; не скажешь ли ты, где мне его достать?

Отчего же! — сказала колдунья. — Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что крестьяне сеют в поле или бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок — увидишь, что будет!

Спасибо! — сказала женщина и дала колдунье двенадцать скиллингов; потом пошла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок, и вдруг из него вырос большой чудесный цветок вроде тюльпана, но лепестки его были ещё плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.

Какой славный цветок! — сказала женщина и поцеловала красивые пёстрые лепестки.

Что-то щёлкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зелёном стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, её и прозвали Дюймовочкой.

Блестящая лакированная скорлупка грецкого ореха была её колыбелькою, голубые фиалки — матрацем, а лепесток розы — одеяльцем; в эту колыбельку её укладывали на ночь, а днём она играла на столе. На стол женщина поставила тарелку с водою, а на края тарелки положила венок из цветов; длинные стебли цветов купались в воде, у самого же края плавал большой лепесток тюльпана. На нём Дюймовочка могла переправляться с одной стороны тарелки на другую; вместо вёсел у неё были два белых конских волоса. Всё это было прелесть как мило! Дюймовочка умела и петь, и такого нежного, красивого голоска никто ещё не слыхивал!

Раз ночью, когда она лежала в своей колыбельке, через разбитое оконное стекло пролезла большущая жаба, мокрая, безобразная! Она вспрыгнула прямо на стол, где спала под розовым лепестком Дюймовочка.

Вот и жена моему сынку! — сказала жаба, взяла ореховую скорлупу с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.

Там протекала большая, широкая река; у самого берега было топко и вязко; здесь-то, в тине, и жила жаба с сыном. У! Какой он был тоже гадкий, противный! Точь-в-точь мамаша.

Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! — только и мог он сказать, когда увидал прелестную крошку в ореховой скорлупке.

Тише ты! Она ещё проснётся, пожалуй, да убежит от нас, — сказала старуха жаба. — Она ведь легче лебединого пуха! Высадим-ка её посередине реки на широкий лист кувшинки — это ведь целый остров для такой крошки, оттуда она не сбежит, а мы пока приберём там, внизу, наше гнёздышко. Вам ведь в нём жить да поживать.

В реке росло множество кувшинок; их широкие зелёные листья плавали по поверхности воды. Самый большой лист был дальше всего от берега; к этому-то листу подплыла жаба и поставила туда ореховую скорлупу с девочкой.

Бедная крошка проснулась рано утром, увидала, куда она попала, и горько заплакала: со всех сторон была вода, и ей никак нельзя было перебраться на сушу!

А старая жаба сидела внизу, в тине, и убирала своё жилище тростником и жёлтыми кувшинками — надо же было приукрасить всё для молодой невестки! Потом она поплыла со своим безобразным сынком к листу, где сидела Дюймовочка, чтобы взять прежде всего её хорошенькую кроватку и поставить в спальне невесты. Старая жаба очень низко присела в воде перед девочкой и сказала:

Вот мой сынок, твой будущий муж! Вы славно заживёте с ним у нас в тине.

Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! — только и мог сказать сынок.

Они взяли хорошенькую кроватку и уплыли с ней, а девочка осталась одна-одинёшенька на зелёном листе и горько-горько плакала, — ей вовсе не хотелось жить у гадкой жабы и выйти замуж за её противного сына. Маленькие рыбки, которые плавали под водой, верно, видели жабу с сынком и слышали, что она говорила, потому что все повысунули из воды головки, чтобы поглядеть на крошку невесту. А как они увидели её, им стало ужасно жалко, что такой миленькой девочке приходится идти жить к старой жабе в тину. Не бывать же этому! Рыбки столпились внизу, у стебля, на котором держался лист, и живо перегрызли его своими зубами; листок с девочкой поплыл по течению, дальше, дальше… Теперь уж жабе ни за что было не догнать крошку!

Дюймовочка плыла мимо разных прелестных местечек, и маленькие птички, которые сидели в кустах, увидав её, пели:

Какая хорошенькая девочка!

А листок всё плыл да плыл, и вот Дюймовочка попала за границу.

Красивый белый мотылёк всё время порхал вокруг неё и наконец уселся на листок — уж очень ему понравилась Дюймовочка! А она ужасно радовалась: гадкая жаба не могла теперь догнать её, а вокруг всё было так красиво! Солнце так и горело золотом на воде! Дюймовочка сняла с себя пояс, одним концом обвязала мотылька, а другой привязала к своему листку, и листок поплыл ещё быстрее.

Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил её за тонкую талию лапкой и унёс на дерево, а зелёный листок поплыл дальше, и с ним мотылёк — он ведь был привязан и не мог освободиться.

Ах, как перепугалась бедняжка, когда жук схватил её и полетел с ней на дерево! Особенно ей жаль было хорошенького мотылёчка, которого она привязала к листку: ему придётся теперь умереть с голоду, если не удастся освободиться. Но майскому жуку и горя было мало.

Он уселся с крошкой на самый большой зелёный лист, покормил её сладким цветочным соком и сказал, что она прелесть какая хорошенькая, хоть и совсем непохожа на майского жука.

Потом к ним пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки-барышни шевелили усиками и говорили:

У неё только две ножки! Жалко смотреть!

Какая у неё тонкая талия! Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво! — сказали в один голос все жуки женского пола.

Дюймовочка была премиленькая! Майскому жуку, который принёс её, она тоже очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашёл, что она безобразна, и не захотел больше держать её у себя — пусть идёт куда хочет. Он слетел с нею с дерева и посадил её на ромашку. Тут девочка принялась плакать о том, что она такая безобразная: даже майские жуки не захотели держать её у себя! А на самом-то деле она была прелестнейшим созданием: нежная, ясная, точно лепесток розы.

Целое лето прожила Дюймовочка одна-одинёшенька в лесу. Она сплела себе колыбельку и подвесила её под большой лопушиный лист — там дождик не мог достать её. Ела крошка сладкую цветочную пыльцу, а пила росу, которую каждое утро находила на листочках. Так прошли лето и осень; но вот дело пошло к зиме, длинной и холодной. Все певуньи птички разлетелись, кусты и цветы увяли, большой лопушиный лист, под которым жила Дюймовочка, пожелтел, весь засох и свернулся в трубочку. Сама крошка мёрзла от холода: платьице её всё разорвалось, а она была такая маленькая, нежная — замерзай, да и всё тут! Пошёл снег, и каждая снежинка была для неё то же, что для нас целая лопата снега; мы ведь большие, а она была всего-то с дюйм! Она завернулась было в сухой лист, но он совсем не грел, и бедняжка сама дрожала как лист.

Возле леса, куда она попала, лежало большое поле; хлеб давно был убран, одни голые, сухие стебельки торчали из мёрзлой земли; для Дюймовочки это был целый лес. Ух! Как она дрожала от холода! И вот пришла бедняжка к дверям полевой мыши; дверью была маленькая дырочка, прикрытая сухими стебельками и былинками. Полевая мышь жила в тепле и довольстве: все амбары были битком набиты хлебными зёрнами; кухня и кладовая ломились от припасов! Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и попросила подать ей кусочек ячменного зерна — она два дня ничего не ела!

Ах ты бедняжка! — сказала полевая мышь: она была, в сущности, добрая старуха. — Ступай сюда, погрейся да поешь со мною!

Девочка понравилась мыши, и мышь сказала:

Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки — я до них большая охотница.

И Дюймовочка стала делать всё, что приказывала ей мышь, и зажила отлично.

Скоро, пожалуй, у нас будут гости, — сказала как-то полевая мышь. — Мой сосед обычно навещает меня раз в неделю. Он живёт ещё куда лучше меня: у него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Вот если бы тебе удалось выйти за него замуж! Ты бы зажила на славу! Беда только, что он слеп и не может видеть тебя; но ты расскажи ему самые лучшие сказки, какие только знаешь.

Но девочке мало было дела до всего этого: ей вовсе не хотелось выйти замуж за соседа — ведь это был крот. Он в самом деле скоро пришёл в гости к полевой мыши. Правда, он носил чёрную бархатную шубку, был очень богат и учен; по словам полевой мыши, помещение у него было раз в двадцать просторнее, чем у неё, но он совсем не любил ни солнца, ни прекрасных цветов и отзывался о них очень дурно — он ведь никогда не видел их. Девочке пришлось петь, и она спела две песенки: «Майский жук, лети, лети» и «Бродит по лугам монах», да так мило, что крот прямо-таки в неё влюбился. Но он не сказал ни слова — он был такой степенный и солидный господин.

Крот недавно прорыл под землёй длинную галерею от своего жилья к дверям полевой мыши и позволил мыши и девочке гулять по этой галерее сколько угодно. Крот просил только не пугаться мёртвой птицы, которая лежала там. Это была настоящая птица, с перьями, с клювом; она, должно быть, умерла недавно, в начале зимы, и была зарыта в землю как раз там, где крот прорыл свою галерею.

Крот взял в рот гнилушку — в темноте это ведь всё равно, что свечка, — и пошёл вперёд, освещая длинную тёмную галерею. Когда они дошли до места, где лежала мёртвая птица, крот проткнул своим широким носом в земляном потолке дыру, и в галерею пробился дневной свет. В самой середине галереи лежала мёртвая ласточка; хорошенькие крылья были крепко прижаты к телу, лапки и головка спрятаны в пёрышки; бедная птичка, верно, умерла от холода. Девочке стало ужасно жаль её, она очень любила этих милых птичек, которые целое лето так чудесно пели ей песенки, но крот толкнул птичку своей короткой лапой и сказал:

Небось не свистит больше! Вот горькая участь родиться пичужкой! Слава Богу, что моим детям нечего бояться этого! Этакая птичка только и умеет чирикать — поневоле замёрзнешь зимой!

Да, да, правда ваша, умные слова приятно слышать, — сказала полевая мышь. — Какой прок от этого чириканья? Что оно приносит птице? Холод и голод зимой? Много, нечего сказать!

Дюймовочка не сказала ничего, но когда крот с мышью повернулись к птице спиной, нагнулась к ней, раздвинула пёрышки и поцеловала её прямо в закрытые глазки. «Может быть, эта та самая, которая так чудесно распевала летом! — подумала девочка. — Сколько радости доставила ты мне, милая, хорошая птичка!»

Крот опять заткнул дыру в потолке и проводил дам обратно. Но девочке не спалось ночью. Она встала с постели, сплела из сухих былинок большой славный ковёр, снесла его в галерею и завернула в него мёртвую птичку; потом отыскала у полевой мыши пуху и обложила им всю ласточку, чтобы ей было потеплее лежать на холодной земле.

Прощай, миленькая птичка, — сказала Дюймовочка. — Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда все деревья были такие зелёные, а солнышко так славно грело!

И она склонила голову на грудь птички, но вдруг испугалась — внутри что-то застучало. Это забилось сердечко птицы: она не умерла, а только окоченела от холода, теперь же согрелась и ожила.

Осенью ласточки улетают в тёплые края, а если которая запоздает, то от холода окоченеет, упадёт замертво на землю, и её засыплет холодным снегом.

Девочка вся задрожала от испуга — птица ведь была в сравнении с крошкой просто великаном, — но всё-таки собралась с духом, ещё больше закутала ласточку, потом сбегала принесла листок мяты, которым закрывалась вместо одеяла сама, и покрыла им голову птички.

На следующую ночь Дюймовочка опять потихоньку пробралась к ласточке. Птичка совсем уже ожила, только была ещё очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку, которая стояла перед нею с кусочком гнилушки в руках, — другого фонаря у неё не было.

Благодарю тебя, милая крошка! — сказала больная ласточка. — Я так славно согрелась. Скоро я совсем поправлюсь и опять вылечу на солнышко.

Ах, — сказала девочка, — теперь так холодно, идёт снег! Останься лучше в своей тёплой постельке, я буду ухаживать за тобой.

И Дюймовочка принесла птичке воды в цветочном лепестке. Ласточка попила и рассказала девочке, как поранила себе крыло о терновый куст и поэтому не смогла улететь вместе с другими ласточками в тёплые края. Как упала на землю и… да больше она уж ничего не помнила и как попала сюда — не знала.

Всю зиму прожила тут ласточка, и Дюймовочка ухаживала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом — они ведь совсем не любили птичек.

Когда настала весна и пригрело солнышко, ласточка распрощалась с девочкой, и Дюймовочка ототкнула дыру, которую проделал крот.

Солнце так славно грело, и ласточка спросила, не хочет ли девочка отправиться вместе с ней, — пускай сядет к ней на спину, и они полетят в зелёный лес! Но Дюймовочка не захотела бросить полевую мышь — она ведь знала, что старуха очень огорчится.

Нет, нельзя! — сказала девочка ласточке.

Прощай, прощай, милая добрая крошка! — сказала ласточка и вылетела на солнышко.

Дюймовочка посмотрела ей вслед, и у неё даже слёзы навернулись на глазах, — уж очень полюбилась ей бедная птичка.

Кви-вить, кви-вить! — прощебетала птичка и скрылась в зелёном лесу.

Девочке было очень грустно. Ей совсем не позволяли выходить на солнышко, а хлебное поле так всё заросло высокими толстыми колосьями, что стало для бедной крошки дремучим лесом.

Летом тебе придётся готовить себе приданое! — сказала ей полевая мышь. Оказалось, что скучный сосед в бархатной шубе посватался за девочку.

Надо, чтобы у тебя всего было вдоволь, а там выйдешь замуж за крота и подавно ни в чём нуждаться не будешь!

И девочке пришлось прясть по целым дням, а старуха мышь наняла четырёх пауков для тканья, и они работали день и ночь.

Каждый вечер крот приходил к полевой мыши в гости и всё только и болтал о том, что вот скоро лету будет конец, солнце перестанет так палить землю, — а то она совсем уж как камень стала, — и тогда они сыграют свадьбу. Но девочка была совсем не рада: ей не нравился скучный крот. Каждое утро на восходе солнышка и каждый вечер на закате Дюймовочка выходила на порог мышиной норки; иногда ветер раздвигал верхушки колосьев, и ей удавалось увидеть кусочек голубого неба. «Как светло, как хорошо там, на воле!» — думала девочка и вспоминала о ласточке; ей очень хотелось бы повидаться с птичкой, но ласточки нигде не было видно: должно быть, она летала там, далеко-далеко, в зелёном лесу!

К осени Дюймовочка приготовила всё своё приданое.

Через месяц твоя свадьба! — сказала девочке полевая мышь.

Но крошка заплакала и сказала, что не хочет выходить замуж за скучного крота.

Пустяки! — сказала старуха мышь. — Только не капризничай, а то я укушу тебя — видишь, какой у меня белый зуб? У тебя будет чудеснейший муж. У самой королевы нет такой бархатной шубки, как у него! Да и в кухне и в погребе у него не пусто! Благодари Бога за такого мужа!

Наступил день свадьбы. Крот пришёл за девочкой. Теперь ей приходилось идти за ним в его нору, жить там, глубоко-глубоко под землёй, и никогда не выходить на солнце, — крот ведь терпеть его не мог! А бедной крошке было так тяжело навсегда распроститься с красным солнышком! У полевой мыши она всё-таки могла хоть изредка любоваться на него.

И Дюймовочка вышла взглянуть на солнце в последний раз. Хлеб был уже убран с поля, и из земли опять торчали одни голые, засохшие стебли. Девочка отошла от дверей подальше и протянула к солнцу руки:

Прощай, ясное солнышко, прощай!

Потом она обняла ручонками маленький красный цветочек, который рос тут, и сказала ему:

Кланяйся от меня милой ласточке, если увидишь её!

Кви-вить, кви-вить! — вдруг раздалось над её головой.

Дюймовочка подняла глаза и увидела ласточку, которая пролетала мимо. Ласточка тоже увидела девочку и очень обрадовалась, а девочка заплакала и рассказала ласточке, как ей не хочется выходить замуж за противного крота и жить с ним глубоко под землёй, куда никогда не заглянет солнышко.

Скоро придёт холодная зима, — сказала ласточка, — и я улетаю далеко-далеко, в тёплые края. Хочешь лететь со мной? Ты можешь сесть ко мне на спину — только привяжи себя покрепче поясом, — и мы улетим с тобой далеко от гадкого крота, далеко за синие моря, в тёплые края, где солнышко светит ярче, где всегда лето и цветут чудные цветы! Полетим со мной, милая крошка! Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в тёмной, холодной яме.

Да, да, я полечу с тобой! — сказала Дюймовочка, села птичке на спину, упёрлась ножками в её распростёртые крылья и крепко привязала себя поясом к самому большому перу.

Ласточка взвилась стрелой и полетела над тёмными лесами, над синими морями и высокими горами, покрытыми снегом. Тут было страсть как холодно; Дюймовочка вся зарылась в тёплые перья ласточки и только головку высунула, чтобы любоваться всеми прелестями, которые встречались в пути.

Но вот и тёплые края! Тут солнце сияло уже гораздо ярче, а около канав и изгородей рос зелёный и чёрный виноград. В лесах зрели лимоны и апельсины, пахло миртами и душистой мятой, а по дорожкам бегали прелестные ребятишки и ловили больших пёстрых бабочек. Но ласточка летела всё дальше и дальше, и чем дальше, тем было всё лучше. На берегу красивого голубого озера, посреди зелёных кудрявых деревьев, стоял старинный белый мраморный дворец. Виноградные лозы обвивали его высокие колонны, а наверху, под крышей, лепились ласточкины гнёзда. В одном из них и жила ласточка, что принесла Дюймовочку.

Вот мой дом! — сказала ласточка. — А ты выбери себе внизу какой-нибудь красивый цветок, я тебя посажу в него, и ты чудесно заживёшь!

Вот было бы хорошо! — сказала крошка и захлопала в ладоши.

Внизу лежали большие куски мрамора — это свалилась верхушка одной колонны и разбилась на три куска, между ними росли крупные белые цветы. Ласточка спустилась и посадила девочку на один из широких лепестков. Но вот диво! В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла прелестная золотая корона, за плечами развевались блестящие крылышки, а сам он был не больше Дюймовочки.

Это был эльф. В каждом цветке живёт эльф, мальчик или девочка, а тот, который сидел рядом с Дюймовочкой, был сам король эльфов.

Ах, как он хорош! — шепнула Дюймовочка ласточке.

Маленький король совсем перепугался при виде ласточки. Он был такой крошечный, нежный, и она показалась ему просто чудовищем. Зато он очень обрадовался, увидав нашу крошку, — он никогда ещё не видывал такой хорошенькой девочки! И он снял свою золотую корону, надел её Дюймовочке на голову и спросил, как её зовут и хочет ли она быть его женой, королевой эльфов и царицей цветов? Вот это так муж! Не то что сын жабы или крот в бархатной шубе! И девочка согласилась. Тогда из каждого цветка вылетели эльфы — мальчики и девочки — такие хорошенькие, что просто прелесть! Все они поднесли Дюймовочке подарки. Самым лучшим была пара прозрачных стрекозиных крылышек. Их прикрепили к спинке девочки, и она тоже могла теперь летать с цветка на цветок! Вот-то была радость! А ласточка сидела наверху, в своём гнёздышке, и пела им, как только умела. Но самой ей было очень грустно: она крепко полюбила девочку и хотела бы век не расставаться с ней.

Тебя больше не будут звать Дюймовочкой! — сказал эльф. — Это некрасивое имя. А ты такая хорошенькая! Мы будем звать тебя Майей!

Прощай, прощай! — прощебетала ласточка и опять полетела из тёплых краёв далеко, далеко — в Данию. Там у неё было маленькое гнездо, как раз над окном человека, большого мастера рассказывать сказки. Ему-то она и спела своё «кви-вить», а потом и мы узнали эту историю.

Наподобие сказочного Мальчика С Пальчика, Дюймовочка находит свои приключения в жизни среди обычного нашего мира — настоящих людей. Сказка (как и большинство сказок Андерсена) выдумана лично автором, а не заимствована «от народа». Совместно с Гадким Утёнком и некоторыми другими персонажами Андерсена, Дюймовочка является персонажем-«аутсайдером», ищущим своё место в обществе. Такие герои вызывают у автора симпатию.

Сказка «Дюймовочка» считается одной из наиболее популярных произведений Андерсена и практически всегда включается в иллюстрированные сборники его сказок. Кроме того, сказка имела свои интерпретации в большом количестве кинофильмов , мультфильмов , детских спектаклей, кукольных спектаклей и т.п.

История Дюймовочки

Однажды, одна женщина вырастила у себя в саду прекрасный цветок. Однажды, женщина поцеловала бутончик, после чего он лопнул и в цветке оказалась крохотная прекрасная девочка. Женщина нарекла её Дюймовочкой, потому что девочка была ростом не больше человеческого пальца и стала опекать её.

Девочка была очень симпатичной. Этот факт однажды заметила лягушка . Эта лягушка возомнила себе, что Дюймовочка может выйти замуж и быть прекрасной парой для её сына . С этой целью, лягушка дожидается полночи и крадёт девочку, чтобы доставить её к своему сыну. Сын лягушки был очарован красотой девочки. Он поместил Дюймовочку на лист водной лилии , чтобы она не смогла сбежать. Тем не менее, девочка находит помощь у рыб , которые перегрызают ствол лилии, а мотылёк , которому понравилась Дюймовочка впрягся в её поясок и полетел, потянув за собой лист по воде . Пока мотылёк тянул лист с Дюймовочкой, девочку перехватил майский жук и понёс её к себе. Мотылек остался привязанным к листку. Дюймовочка очень жалела его — ведь он не смог сам освободиться и ему грозила верная смерть .

Жук привёз Дюймовочку, чтобы показать своим знакомым и друзьям. Но девочка им не понравилась, потому что у жуков были свои понятия о красоте. Жук бросил девочку, потому что она ему сразу разонравилась. Бедная Дюймовочка осталась жить в лесу. Так она прожила всё лето . А как настала осень , девочка стала замерзать. К счастью, замёрзшую Дюймовочку обнаружила полевая мышь , которая приютила её у себя в норке. Затем, мышь решила выдать девочку замуж за своего богатого соседа Крота . Крот был очень состоятелен и, соответственно, скуп. Но Дюймовочка понравилась ему, и он согласился подумать о женитьбе. Крот показал Дюймовочке свои подземные «дворцы» и богатства. В одной из галерей девочка обнаружила мертвую ласточку . Однако, впоследствии, оказалось, что ласточка была просто очень слаба. Дюймовочка, втайне от мыши и крота стала заботиться о ней. Настала весна . Ласточка совсем оправилась и, поблагодарив Дюймовочку, вылетела наружу из галерей крота.

В то время, крот окончательно определился с желанием жениться. Мышь приказала девочке шить себе приданое . Дюймовочке было очень грустно и обидно, ведь ей очень не хотелось выходить за крота. Наступил день свадьбы . Дюймовочка решила выйти в последний раз на свет и попрощаться с солнышком . В этот момент над полями пролетала та самая ласточка. Ласточка берет Дюймовочку с собой в тёплые края, спасая её от скупого и расчётливого крота.

Дюймовочка (кадр из мультфильма студии Enoki Films)

И вот, Дюймовочка в тёплых краях. Она поселяется в цветке. Она знакомится с королём эльфов цветов, который был такой же маленький, как и Дюймовочка. Эльф и Дюймовочка сразу же полюбили друг друга и стали мужем и женой. Король назвал её Майей, так как посчитал, что имя «Дюймовочка» недостаточно прекрасно для такой хорошенькой девочки как она. Так Дюймовочка-Майя стала королевой эльфов.

thumbe 1

Дюймовочка (кадр из одноимённого мультфильма Дона Блата)

Экранизации и постановки

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Смотреть что такое «Дюймовочка (персонаж)» в других словарях:

    Дюймовочка: Дюймовочка персонаж одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена Дюймовочка фильм 1964 года производства СССР? Дюймовочка мультфильм 1964 года производства СССР Дюймовочка мультфильм 1993 года производства США Дюймовочка фильм… … Википедия

    См … Словарь синонимов

  • Отрывок из сказки мальчик звезда
  • Отрывок из рассказа косцы
  • Отрывок из рассказа чехова мальчики
  • Отрывок из рассказа уроки французского
  • Отрывок из рассказа чарушина