Отрывок из сказки буратино наутро буратино

Повесть-сказка золотой ключик, или приключения буратино была написана алексеем николаевичем толстым в 1935 году. в ней рассказывается о приключениях веслого

Повесть-сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» была написана Алексеем Николаевичем Толстым в 1935 году. В ней рассказывается о приключениях весёлого и отважного деревянного человечка и его друзей. В этой статье представлены характеристики главного героя и других персонажей.

Буратино

Буратино — деревянный мальчик, очень жизнерадостный и озорной. Сначала он не слушался папу Карло. Из-за этого с ним случались разные неприятности. Этот смелый и добрый мальчик был слишком доверчивым. Его обманули хитрые мошенники лиса Алиса и кот Базилио и похитили у него золотые монеты.

Черепаха Тортила дала Буратино золотой ключик и сказала, что забыла, где находится дверь, которую он открывает. Буратино решил во что бы то ни стало узнать это. Тайну золотого ключика он узнал благодаря своей находчивости и упорству.

Смелый Буратино помог спастись от злобного Карабаса Барабаса своим друзьям: Мальвине, Пьеро и пуделю Артемону. Он открыл золотым ключиком дверь за холстом с нарисованным очагом в каморке папы Карло. Там находился замечательный кукольный театр. Благодаря смелости и находчивости Буратино смог помочь всем актёрам театра Карабаса Барабаса: они убежали от Карабаса и стали играть интересные, весёлые комедии в новом театре.

Подробная характеристика Буратино здесь.

Папа Карло

Папа Карло — старый шарманщик, который из полена сделал деревянного человечка Буратино. Буратино стал для него сынком. Добрый папа Карло заботился о нём. Он даже продал свою куртку, чтобы купить для Буратино азбуку. Папа Карло спас своего сынка и его друзей от злого Карабаса Барабаса.

Когда Буратино с друзьями решили поставить весёлую комедию о своих приключениях в новом кукольном театре, папа Карло сказал, что будет играть для публики на шарманке. Он собирался править лошадью, если театр будет разъезжать по городам Италии.

Папа Карло заботился о том, чтобы маленькие актёры учились, и они решили учиться утром, а вечером играть в новом театре.

Джузеппе

Джузеппе — друг папы Карло, столяр. У него было прозвище Сизый Нос. Джузеппе —  хитрый человек. Однажды он начал тесать полено топориком, а оно запищало тоненьким голоском, что ему больно. Джузеппе сильно испугался и решил избавиться от полена. Он отдал его своему приятелю шарманщику Карло и посоветовал сделать из него куклу, научить её петь и танцевать и носить по дворам, чтобы заработать деньги на еду.

Карабас Барабас

Карабас Барасбас — злой, жадный хозяин кукольного театра, плохо относится к своим артистам. На вид он очень грозен, с длинной бородой. Карабас Барабас мечтает найти золотой ключик, который он уронил на дно пруда. Он знает, что этим ключиком можно открыть какую-то дверку за холстом с нарисованным очагом, чтобы найти за ней счастье. Но Карабас не знает, в каком доме она находится. Случайно он узнал от Буратино, что старый холст с нарисованным очагом и котелком находится в каморке старого Карло. От радости Карабас Барабас пощадил Буратино, которого хотел бросить в очаг, чтобы пожарить себе кролика и двух цыплят. Он даже дал Буратино пять золотых монет для папы Карло.

Через некоторое время Карабас Барабас от Дуремара узнал, что золотой ключик находится у Буратино. Он старался поймать Буратино, чтобы отнять у него ключик, но папа Карло спас своего сынка и его друзей от злобного Карабаса Барабаса.

Дуремар

Дуремар — глупый и трусливый продавец лечебных пиявок. Это длинный человек с маленьким сморщенным лицом, одетый в старое зелёное пальто.

Дуремар ловил пиявок таким способом: нанимал за деньги бедняка, чтобы он заходил в пруд и стоял там. Когда бедняк выходил на берег, Дуремар собирал с него пиявок в банку и снова посылал его в пруд.

Черепаха Тортила возмутилась, что Дуремар мутит воду в пруду, и спросила, когда это безобразие кончится. Дуремар ответил, что до тех пор, пока не выловит всех пиявок. Тогда Тортила пообещала отдать ему волшебный ключик, который лежит на дне, если он оставит пруд в покое. Но глупый и жадный Дуремар не захотел променять пиявок, которых он мог продать, на ключик.

Дуремар рассказал об этом Карабасу Барабасу. Тот вместе с Дуремаром помчался к пруду, чтобы попросить у Тортилы золотой ключик. Но перед этим Карабасу пришлось нанять полицейских собак, чтобы они догнали Пьеро, подслушавшего разговор Карабаса и Дуремара.

Когда была битва полицейских собак с пуделем Артемоном, а Буратино бегал от Карабаса Барабаса вокруг сосны, трусливый Дуремар сидел за кустом. После того, как Артемон и Буратино ушли, Дуремар отодрал с большими трудностями от сосны приклеившуюся к ней бороду Карабаса Барабаса.

Лиса Алиса и кот Базилио

Лиса Алиса и кот Базилио — хитрые мошенники, обманувшие доверчивого Буратино и укравшие у него деньги. Они притворялись нищими. Лиса притворялась калекой и ковыляла на трёх лапах, а кот притворялся слепым. Они узнали, что у Буратино есть золотые монеты и решили ими завладеть. Мошенники наврали ему, что если на волшебном поле в Стране Дураков вырыть ямку, сказать три раза: «Крекс, фекс, пекс», положить в ямку золотую монету, засыпать землёй, посыпать солью, полить, то там вырастет деревце с золотыми монетами вместо листьев.

Не сумев ограбить Буратино, они заманили его в Страну Дураков. Там он положил в ямку монеты и стал ждать, когда вырастет дерево. А коварная лиса пожаловалась в полиции Города Дураков, что на пустыре сидит воришка. Когда собаки-сыщики схватили Буратино, мошенники вырыли золотые монеты, передрались из-за них, затем поделили монеты между собой и скрылись из Города Дураков.

Мальвина

Мальвина — красивая, умная, воспитанная девочка с голубыми волосами. Она убежала от жестокого Карабаса Барабаса вместе с пуделем Артемоном и стала жить в домике на лесной полянке.

Мальвина — добрая девочка. Когда она увидела Буратино, висящего вниз головой на дереве, то попросила Артемона его снять с дерева. Артемон позвал 400 муравьёв. Они перегрызли верёвку, на которой висел деревянный человечек. Добрая Мальвина позвала к Буратино лесных врачей и уговорила принять касторку, которой они посоветовали лечить Буратино. Утром Буратино проснулся здоровый и весёлый.

Строгая Мальвина стала воспитывать Буратино, так как он плохо вёл себя за завтраком. Мальвина — умная девочка. Она хотела научить Буратино арифметике и правильному письму. Мальвина очень расстроилась, что шалун Буратино сунул нос в чернильницу, и в наказание велела Артемону отвести Буратино в чулан.

Буратино ночью убежал из чулана. Узнав об этом, Мальвина заплакала. Она жалела Буратино, думая, что его утащили крысы.

Когда Артемон дрался с полицейскими псами, а Буратино бегал вокруг сосны от Карабаса Барабаса, Мальвина сидела с Пьеро в камышах и очень боялась. Но всё же Мальвина была смелая. Когда друзья оказались уже почти пойманными Карабасом Барабасом, Буратино решил, что если погибать — так весело. Он велел Пьеро дразнить Карабаса гадкими стишками, а Мальвине велел хохотать во всю глотку. Девочка вытерла слёзы и засмеялась очень обидно для Карабаса.

Пьеро

Пьеро — грустный артист из театра Карабаса Барабаса. Он любит Мальвину, умеет сочинять стихи. Пьеро очень рассеянный и неумелый. Когда нужно было принести воды из озера, он по дороге потерял крышку и принёс воды на дне чайника, потому что спотыкался. Пьеро — смелый мальчик. Перед тем, как его схватили собаки-сыщики, он здорово с ними дрался, но ему дали подножку. Мальвина сказала, что он «дрался, как лев».

Артемон

Артемон — благородный пудель. Он заботился о Мальвине. Когда она жила в домике на лесной поляне, Артемон приносил ей булки. Артемон очень аккуратен. Он каждое утро стрижёт заднюю половину туловища, расчёсывает на передней половине туловища кудрявую шерсть, а кисточку на конце хвоста перевязывает чёрным бантом. На лапе он носит серебряные часы. Артемон — храбрый защитник Мальвины. Он бесстрашно защищает девочку и её друзей от двух полицейских собак, которых на них натравил Карабас Барабас, и побеждает их.

Тортила

Тортила — очень старая черепаха, которая живёт в пруду около Города Дураков. Она заботится не только о себе, но и обо всём населении пруда. Чтобы население пруда не пугал Дуремар, который ловил там пиявок, Тортила хотела от него откупиться. Чтобы он больше не приходил к пруду, черепаха предложила достать для него со дна пруда волшебный ключик. Дуремар не согласился. Тогда Тортила поклялась, что ключик получит только человек, который заставит всё население пруда просить её об этом.

Когда собаки-сыщики бросили Буратино в пруд, Тортила отдала ему золотой ключик, потому что лягушкам стало жалко деревянного человечка, у которого украли деньги кот Базилио и лиса Алиса. Черепаха сказала, что если открыть ключиком какую-то дверь, это принесёт счастье.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Эмоциональный

Настрой

(1 мин)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке родной русской литературы мы продолжаем говорить о творчестве писателей, чьи имена связаны с нашей родной Самарской областью и, конечно, читать их произведения.

Приветствуют учителя.

Знакомство с писателем и его творчеством.

(10 мин)

Проверка знаний

(3мин)

Актуализация знаний

(7 мин)

Прочитайте стихотворение, узнайте фамилию автора.

Далеко, далеко за синим морем,

    Стоит золотая стена.

    В стене той заветная дверца,

    За дверцей – большая страна.

    Ключом золотым открывают

    Заветную дверцу в стене,

    Но, где отыскать этот ключик

    Никто не рассказывал мне…

— Давайте попробуем определить цель нашего урока.

— Какие задачи будем решать?

— Как связано имя А.Н. Толстого с Самарой?

— Ознакомьтесь с информацией о Толстом, представленной на карточках. (Учащиеся читают тексты.)

— Используя схему на слайде, попробуйте рассказать, что отражено в ней.

— Какие произведения А.Толстого вам известны? (Если дети не могли назвать произведение, прочитать загадку):

Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с …
                               
(Буратино)

Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» остаётся одной из самых любимых у детей и взрослых. Давайте узнаем историю написания сказки

Детская повесть, которая называлась “Приключения Пиноккио, история марионетки”, совершенно неожиданно для её автора – Карло Коллоди, получила всемирную известность.

В 1908 году произведение впервые было переведено на русский язык. Примерно в это же время, на другом конце земного шара жил русский мальчик – Алёша Толстой. Он очень любил читать книги, а одним из его любимейших произведений стала книга о Пиноккио. Прошли годы, мальчик стал известным писателем, автором прекрасных, талантливых произведений. Много произведений он написал и для детей, среди которых есть замечательная сказка о Буратино…

 Вот как об этом пишет сам Алексей Толстой: “Когда я был маленький, – очень, очень давно, – я читал одну книжку:  она  называлась  “Пиноккио,  или Похождения деревянной куклы” (деревянная кукла по-итальянски – Буратино). Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения о Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем не было.

Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка”.

— Почему автор назвал своего героя Буратино?

Детям и взрослым очень полюбился этот проказник. Создаются театральные постановки, мультфильмы, кинофильмы о Буратино. Благодарные читатели поставили памятники Пиноккио во Флоренции, Буратино в Киеве, Кишиневе, Воронеже и, конечно, памятник Буратино Самаре.

Отгадывают загадку.

Читают информацию на карточках.

Создают текст о Толстом по представленной схеме.

(Учащиеся читают тексты самостоятельно)

Первичное закрепление

(5 мин)

Кто-нибудь уже читал эту книгу? Давайте вспомним героев этой сказки.

— Кто главный герой сказки? ( Буратино)

 Карточка на парте, поможет нам разобраться, какой характер у Буратино.

Поработайте в парах, обсудите, посоветуйтесь друг с другом

Подчеркните отрицательные черты характера

Буратино

весёлый

жизнерадостный

добрый

невоспитанный

настоящий друг

не хочет учиться

смелый

решительный

оптимист

неряшливый

непослушный

— Назовите отрицательные качества. (Невоспитанный, неряшливый, не хочет учиться, непослушный)

— Назовите положительные черты Буратино. Какое главное положительное качество героя?  (Он – настоящий друг.)

— Каких качеств у Буратино больше? Какой вывод можно сделать? (Буратино бывает, груб, но в целом он добрый, жизнерадостный, решительный в опасных ситуациях. Он – настоящий друг.)

— Хотелось ли вам иметь такого друга?

— Поэтому Буратино – любимый герой многих поколений.  Достоин он места в мире добра? (Да.)

— Поможет ли нам разбор качеств Буратино  при чтении по ролям?Почему?

Физминутка

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.

  1. Шарманщик Карло
  2. Буратино
  3. Говорящий сверчок
  4. Карабас Барабас
  5. Мальвина

Выполняют физминутку.

Творческое применение знаний

(2мин)

Чтение сказки и беседа (7 минут)

Вспомним  героев сказки по описанию автора

  1. «В широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб».

(Шарманщик Карло.)

  1. «Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через порог и на улицу».

(Буратино.)

  1. «Существо немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало:  «Крри-кри», глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усиками».

Откройте тексты сказки.  Прочитаем отрывок. (Читает учитель)

Беседа после прочтения: 

— Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?

Угадывают по описанию героя.

  1. Шарманщик Карло
  2. Буратино
  3. Говорящий сверчок

Читают по ролям отрывок.

Подведение итогов, рефлексия

(5 мин)

Подведем итоги нашего урока по такой схеме

  • Узнал…
  • Понравилось…
  • Вызвало затруднение…

– В заключение, послушаем песню о Буратино на слова Ю.Энтина, музыка А. Рыбникова. (1  куплет и 1 припев)

Анализируют свою работу на уроке.

Слушают песню.

Домашнее задание

Прочитать сказку

Появление Буратино у папы Карло, совет говорящего сверчка

Однажды столяр Джузеппе нашел говорящее полено, которое начало кричать, когда его тесали. Джузеппе испугался и подарил его шарманщику Карло, с которым давно дружил. Карло жил в маленькой каморке так бедно, что даже очаг у него был не настоящий, а нарисованный на куске старого холста. Шарманщик вырезал из полена деревянную куклу с очень длинным носом. Она ожила и стала мальчиком, которого Карло назвал Буратино. Деревянный человечек проказничал, и говорящий сверчок посоветовал ему взяться за ум, слушаться папу Карло, ходить в школу. Папа Карло, несмотря на шалости и проказы, полюбил Буратино и решил воспитывать как родного. Он продал свою теплую куртку, чтобы купить сынишке азбуку, смастерил из цветной бумаги курточку и колпачок с кисточкой, чтобы тот мог ходить в школу.

Джузеппе дарит говорящее полено своему другу Карло

В это время к Джузеппе зашёл его старинный приятель, шарманщик по имени Карло.

Когда-то Карло в широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением и музыкой добывал себе на хлеб.

Сейчас Карло был уже стар и болен, и шарманка его давно сломалась.

– Здравствуй, Джузеппе, – сказал он, зайдя в мастерскую. – Что ты сидишь на полу?

– А я, видишь ли, потерял маленький винтик… Да ну его! – ответил Джузеппе и покосился на полено. – Ну а ты как живёшь, старина?

– Плохо, – ответил Карло. – Всё думаю – чем бы мне заработать на хлеб… Хоть бы ты мне помог, посоветовал бы, что ли…

– Чего проще, – сказал весело Джузеппе и подумал про себя: «Отделаюсь-ка я сейчас от этого проклятого полена». – Чего проще: видишь – лежит на верстаке превосходное полено, – возьми-ка ты это полено, Карло, и отнеси домой…

– Э-хе-хе, – уныло ответил Карло, – что же дальше-то? Принесу я домой полено, а у меня даже и очага в каморке нет.

– Я тебе дело говорю, Карло… Возьми ножик, вырежь из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова, петь и танцевать, да и носи по дворам. Заработаешь на кусок хлеба и стаканчик вина.

В это время на верстаке, где лежало полено, пискнул весёлый голосок:

– Браво, прекрасно придумано, Сизый Нос!

Джузеппе опять затрясся от страха, а Карло только удивлённо оглядывался – откуда голос?

– Ну, спасибо, Джузеппе, что посоветовал. Давай, пожалуй, твоё полено.

Тогда Джузеппе схватил полено и поскорее сунул его другу. Но то ли он неловко сунул, то ли оно само подскочило и стукнуло Карло по голове.

– Ах вот какие твои подарки! – обиженно крикнул Карло.

– Прости, дружище, это не я тебя стукнул.

– Значит, я сам себя стукнул по голове?

– Нет, дружище, – должно быть, само полено тебя стукнуло.

– Врёшь, ты стукнул…

– Нет, не я…

– Я знал, что ты пьяница, Сизый Нос, – сказал Карло, – а ты ещё и лгун.

– Ах ты – ругаться! – крикнул Джузеппе. – Ну-ка, подойди ближе!..

– Сам подойди ближе, я тебя схвачу за нос!..

Оба старика надулись и начали наскакивать друг на друга. Карло схватил Джузеппе за сизый нос. Джузеппе схватил Карло за седые волосы, росшие около ушей.

После этого они начали здорово тузить друг друга под микитки. Пронзительный голосок на верстаке в это время пищал и подначивал:

– Вали, вали хорошенько!

Наконец старики устали и запыхались. Джузеппе сказал:

– Давай помиримся, что ли…

Карло ответил:

– Ну что ж, давай помиримся…

Старики поцеловались. Карло взял полено под мышку и пошёл домой.

Кукольный театр и знакомство с Карабасом Барабасом

Буратино по дороге в школу увидел афишу представления Кукольного Театра: «Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника». Мальчик забыл совет говорящего сверчка и решил не ходить в школу. Он продал свою красивую новую азбуку с картинками и на все вырученные деньги купил билет на представление. Основой сюжета были подзатыльники, которые Арлекин очень часто давал Пьеро. Во время спектакля куклы-артисты узнали Буратино и начался переполох, в результатекоторого представление было сорвано. Страшный и жестокий Карабас Барабас, директор театра, автор и режиссер пьес, хозяин всех кукол, играющих на сцене, очень рассердился. Он даже хотел сжечь деревянного мальчика за нарушение порядка и срыв спектакля. Но во время разговора Буратино случайно рассказал про каморку под лестницей с нарисованным очагом, в которой жил папа Карло. Неожиданно Карабас Барабас успокоился и даже дал Буратино пять золотых монет с одним условием — не уезжать из этой каморки.

Встреча с лисой Алисой и котом Базилио

По дороге домой Буратино встретил лису Алису и кота Базилио. Эти жулики, узнав про монеты, предложили мальчику отправиться в Страну Дураков. Они рассказали, что если закопать монетки на Поле чудес вечером, то утром из них вырастет огромное денежное дерево.

Буратино очень хотелось быстро разбогатеть, и он согласился пойти с ними. По дороге Буратино потерялся и остался один, но ночью в лесу на него напали страшные разбойники, напоминающие кота и лису. Он спрятал монеты в рот, чтобы их не отобрали, и грабители повесили мальчика вниз головой на ветке дерева, чтобы он выронил монеты, и оставили его.

Другие персонажи

Джузеппе – старый столяр по прозвищу Сизый Нос, друг Карло.

Мальвина – красивая кукла с голубыми волосами.

Пьеро – кукла, влюбленный в Мальвину поэт.

Артемон – пудель, верный друг Мальвины.

Черепаха Тортила – старая добрая черепаха, подарившая Буратино золотой ключик.

Дуремар – продавец лечебных пиявок, друг Карабаса.

Лиса Алиса и кот Базилио – мошенники с большой дороги.

Говорящий Сверчок – старый мудрый сверчок, живший в каморке Карло.

Знакомство с Мальвиной, поход в Страну Дураков

Утром его нашел Артемон, пудель девочки с голубыми волосами — Мальвины, которая сбежала из театра Карабаса Барабаса. Оказалось, что он жестоко обращался со своими кукольными актерами. Когда Мальвина, девочка с очень хорошими манерами, познакомилась с Буратино, она решила воспитать его, что закончилось наказанием – Артемон запер его в темном страшном чулане с пауками.

Сбежав из чулана, мальчик снова встретил кота Базилио и лису Алису. Он не узнал «разбойников», напавших на него в лесу, и снова поверил им. Вместе они отправились дальше в путь. Когда жулики привели Буратино в Страну Дураков на Поле Чудес, оно оказалось похожим на свалку. Но кот и лиса убедили его зарыть деньги, а потом натравили на него собак-полицейских, которые преследовали Буратино, поймали и бросили в воду.

Появление золотого ключика

Мальчик, сделанный из полена, не утонул. Его нашла старая черепаха Тортила. Она рассказала наивному Буратино правду о его «друзьях» Алисе и Базилио. У черепахи хранился золотой ключик, который давным-давно уронил в воду злой человек с длинной страшной бородой. Он кричал, что ключик может открыть дверь к счастью и богатству. Тортила отдала ключик Буратино.


По дороге из Страны Дураков Буратино встретил испуганного Пьеро, тоже убежавшего от жестокого Карабаса. Буратино и Мальвина были очень рады видеть Пьеро. Оставив друзей в домике Мальвины, Буратино отправился следить за Карабасом Барабасом. Он должен был узнать, какую дверь можно открыть золотым ключиком. Случайно в трактире Буратино услышал разговор между Карабасом Барабасом и Дуремаром, торговцем пиявками. Он узнал большую тайну золотого ключика: дверца, которую он открывает, находится в каморке папы Карло за нарисованным очагом.

Золотой ключик, или Приключения Буратино

Давным-давно в некоем городке на берегу Средиземного моря столяр Джузеппе дарит своему другу шарманщику Карло говорящее полено, которое, видите ли, не желает, чтобы его тесали. В бедной каморке под лестницей, где даже очаг и тот был нарисован на куске старого холста, Карло вырезает из полена мальчишку с длинным носом и даёт ему имя Буратино. Он продаёт свою куртку и покупает деревянному сыночку азбуку, чтобы тот мог учиться. Но в первый же день по пути в школу мальчик видит кукольный театр и продаёт азбуку, чтобы купить билет. Во время представления в балаганчике грустный Пьеро, задорный Арлекин и другие куклы неожиданно узнают Буратино. Представление комедии «Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника» сорвано. Хозяин театра, он же драматург и режиссёр Карабас Барабас, похожий на бородатого крокодила, хочет сжечь деревянного нарушителя спокойствия. Тут простодушный Буратино к случаю рассказывает про нарисованный очаг у папы Карло, и внезапно подобревший Карабас даёт Буратино пять золотых монет. Главное, просит он, никуда не переезжать из этой каморки. На обратной дороге Буратино встречает двух нищих — лису Алису и кота Базилио. Узнав про монеты, они предлагают Буратино отправиться в прекрасную Страну Дураков. Из закопанных там на Поле Чудес денежек будто бы вырастает к утру целое денежное дерево. По пути в Страну Дураков Буратино теряет своих спутников, и на него в ночном лесу нападают разбойники, подозрительно похожие на лису и кота. Буратино прячет монеты в рот, и, чтобы вытрясти их, грабители вешают мальчишку на дереве вниз головой и удаляются. Утром его обнаруживает Мальвина, девочка с голубыми волосами, вместе с пуделем Артемоном сбежавшая от Карабаса Барабаса, притеснявшего бедных кукольных актёров. С чисто девичьим энтузиазмом она берётся за воспитание неотёсанного мальчишки, что кончается его водворением в тёмный чулан. Оттуда его выводит летучая мышь, и, встретившись с лисой и котом, доверчивый Буратино наконец-то добирается до Поля Чудес, почему-то похожего на свалку, закапывает монеты и садится ждать урожая, но Алиса и Базилио коварно напускают на него местных полицейских бульдогов, и те сбрасывают безмозглого деревянного мальчишку в реку. Но человечек, сделанный из полена, утонуть не может. Пожилая черепаха Тортила открывает Буратино глаза на алчность его приятелей и дарит ему золотой ключик, который некогда уронил в реку человек с длинной бородой. Ключик должен открыть какую-то дверцу, и это принесёт счастье. Возвращаясь из Страны Дураков, Буратино спасает перепуганного Пьеро, также сбежавшего от Карабаса, и приводит его к Мальвине. Пока влюблённый Пьеро безуспешно пытается утешить Мальвину своими стишками, на опушке леса начинается страшный бой. Храбрый пудель Артемон вместе с лесными птицами, зверями и насекомыми лупят ненавистных полицейских собак. Пытаясь схватить Буратино, Карабас приклеивается бородой к смолистой сосне. Враги отступают. Буратино подслушивает в трактире разговор Карабаса с торговцем пиявками Дуремаром и узнает великую тайну: золотой ключик открывает дверцу, спрятанную за нарисованным очагом в каморке Карло. Друзья спешат домой, отпирают дверцу и только успевают захлопнуть её за собой, как в каморку врываются полицейские с Карабасом Барабасом. Подземный ход приводит наших героев к сокровищу — это изумительной красоты… театр. Это будет новый театр, без режиссёра с плёткой-семихвосткой, театр, в котором марионетки становятся настоящими актёрами. Все, кто ещё не сбежали от Карабаса, перебегают в театр Буратино, где весело играет музыка, а голодных артистов ждёт за кулисами горячая баранья похлёбка с чесноком. Доктор кукольных наук Карабас Барабас остаётся сидеть в луже под дождём.

Дверца в каморке, путешествие по лестнице и новый театр

Карабас Барабас обратился к полицейским собакам с жалобой на Буратино. Он обвинил мальчика в том, что из-за него сбежали куклы-артисты, что привело к разорению театра. Спасаясь от преследования, Буратино и его друзья пришли в каморку к папе Карло. Они сорвали холст со стены, нашли дверцу, открыли ее с помощью золотого ключика и нашли старую лестницу, которая вела в неизвестность. Они спустились по ступеням, захлопнув дверь перед самым носом Карабаса Барабса и полицейских собак. Там Буратино снова встретил говорящего сверчка и извинился перед ним. Лестница ведет в лучший в мире театр, с ярким светом, громкой и радостной музыкой. В этом театре герои стали хозяевами, Буратино начал играть на сцене с друзьями, а папа Карло — продавать билеты и играть на шарманке. Все артисты из театра Карабаса Барабаса ушли от него в новый театр, где на сцене ставились добрые спектакли, и никто никого не бил.


Карабас Барабас остался один на улице, в огромной луже.

Главные герои

Папа Карло

Старый шарманщик. Он живет в бедности и одиночестве. У него есть лишь небольшая коморка, в которой только и есть что старый холст на стене, с изображением очага. Ему друг подарил волшебное полено, оно говорило. Карло решил сделать из него себе сынишку, а сучок, который торчал из полена, стал его длинным носом. На последние сбережения покупает ему азбуку и мастерит ему курточку. Назвал он сына Буратино. Затем его сын пропадает, все поиски ни к чему не привели. Мальчик сам возвращается с друзьями, он добыл золотой ключик. Подойдя к стене, снимает картину и их взору предстала потайная дверь. А за дверью был театр. Папа Карло становиться хозяином кукольного театра.

Буратино

Он был сделан из полена. Был непоседливым и шалунишкой. В первый день учебы обменял учебник на билет в театр. Здесь он познакомился с актерами, которые играют в театре Карабаса Барабаса. Буратино знакомится с ним, и рассказывает, что у его папы на стене висит холст с изображением очага. От такой новости Барабас даёт мальчугану пять золотых монет. Эти деньги у него выманили мошенники, но у него в руках оказался золотой ключик. Он неожиданно узнает, где дверь, для золотого ключика.

Алиса и Кот Базилио

Это два отрицательных героя, которые лгут и обманывают окружающих. Кот претворяется слепым, а Лиса глухой. Они падкие на золото. Узнав, что Буратино получил монеты от Карабаса Барабаса, обманом забирают их у него. Потом жалуются полицейским на него, которые, не долго думая бросили Буратино в пруд.

Мальвина

Очень красивая девочка, имела длинные голубые волосы, она играла в театре Карабаса – Барабаса, но потом сбежала вместе со своим пуделем Артемоном. Она знакомится с Буратино и хочет научить его правилам поведения, но он сбегает от неё. В неё влюблен Пьеро.

Пьеро

Влюбленный в Мальвину актер театра. Он очень грустен, но он смел дерется с Карабасом, а для этого читает плохие четверостишья про него, зля Карабаса.

Пудель Артемон

Верный и преданный друг Мальвины, помогает ей во всем. Не испугался Карабаса, и сражается с ним рядом со всеми актерами, сбежавшими от Барабаса.

Карабас Барабас

Отрицательный герой. Владеет кукольным театром, он злой и жадный. Он бил и издевался над куклами, заставляя их работать. Не выдержав такой жизни, куклы от него сбегают. Он знает тайну золотого Ключика, и обедая в харчевне выдает её, а Буратино услышал.

Черепаха Тортилла

После, того как Буратино оказался в пруду, куда его кинули полицейские он не утонул. В нем он знакомится с древней черепахой, которую он покорил своей наивностью и молодостью. Она подарила мальчику ключик, непростой, а золотой. Но она не могла вспомнить от чего он. Потому что была очень стара.

Краткое содержание «Буратино» для читательского дневника: характеристики персонажей

Буратино – ожившая деревянная кукла, которую Карло смастерил из полена. Это любопытный, наивный мальчик, который не понимает последствий своих поступков. По ходу повествования Буратино взрослеет, учится отвечать за свое поведение, находит друзей, которым старается помочь.

Карло – бедный шарманщик, живущий в нищете, в тесной каморке с нарисованным очагом. Он очень добрый и прощает Буратино все его шалости. Любит Буратино, как и все родители своих детей.

Карабас Барабас – директор театра, профессор кукольных наук. Злой и жестокий хозяин кукол, придумывает спектакли, в которых они должны бить друг друга, наказывает их плеткой–семихвосткой. У него огромная страшная борода. Хочет поймать Буратино. Когда-то давно у него был золотой ключик от двери к счастью, но он не знал, где дверь, и потерял ключик. Теперь, узнав, где каморка, хочет найти его.

Мальвина – очень красивая кукла с голубыми волосами. Она сбежала из театра Карабаса Барабаса, потому что он плохо с ней обращался, и живет в лесу, в маленьком домике с пуделем Артемоном. Мальвина уверена, что у всех должны быть хорошие манеры, и воспитывает мальчиков, с которыми дружит, учит их хорошо вести себя, читать и писать. Любит слушать стихи, которые посвящает ей Пьеро. Буратино и Мальвина часто ссорятся из-за его плохого поведения.

Артемон – пудель Мальвины, вместе с которым она сбежала от Карабаса Барабаса. Защищает ее, помогает воспитывать мальчиков.

Пьеро – печальный артист кукольного театра, которму все время достаются подзатыльники от Арлекино по сценариям Карабаса Барабаса. Он влюблен в Мальвину, пишет ей стихи, скучает по ней. В конце концов он отправляется на поиски и с помощью Буратино находит ее. Пьеро согласен учиться хорошим манерам, грамоте — чему угодно, лишь бы быть рядом с ней.

Лиса Алиса и кот Базилио – нищие жулики. Базилио часто притворяется слепым, чтобы обманывать прохожих. Они пытаются отобрать у Буратино пять золотых монет, которые ему дал Карабас Барабас. Сначала Алиса и Базилио пытаются выманить их хитростью, обещая вырастить Денежное дерево на Поле Чудес в Стране дураков. Потом, притворившись разбойниками, хотят отобрать монеты силой. В итоге им удается украсть зарытые на Поле Чудес монеты. После Страны Дураков помогают Карабасу Барабасу ловить Буратино.

Тортила — старая мудрая черепаха. Она спасает Буратино из воды, учит отличать плохих людей от хороших, дарит золотой ключик.

Говорящий сверчок – живет в каморке папы Карло за нарисованным очагом. Дает Буратино полезный совет в начале повествования.

Краткое содержание

Давным-давно в небольшом городке на берегу Средиземного моря жил «старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос». Однажды ему в руки попалось крепкое полено, которое неожиданно запищало тоненьким голосом.

Сизый Нос не на шутку испугался. В это время к нему зашел его старый друг – «шарманщик по имени Карло». Желая избавиться от странного полена, Джузеппе предложил своему приятелю вырезать из него куклу, научить ее «говорить всякие смешные слова, петь и танцевать», и выступать вместе с ней на потеху публике.

Шарманщик Карло жил в бедной каморке, в которой ничего не было, кроме старого холста с нарисованным очагом. Он с азартом принялся стругать полено и вскоре вырезал деревянного мальчика с длинным носом, которого назвал Буратино.

В бедной каморке Буратино познакомился с Говорящим Сверчком, который дал мальчику дельный совет: во всем слушаться папу Карло и ходить в школу. Однако Буратино хотел только одного: «лазить по заборам, разорять птичьи гнёзда, дразнить мальчишек, таскать за хвосты собак и кошек».

Карло пришлось продать свою куртку, чтобы купить сыну азбуку. На следующее утро деревянный мальчик «вприпрыжку побежал в школу», но так и не добрался до нее. Увидев пышный крашеный кукольный театр, он продал азбуку и купил входной билет.

На сцене Буратино увидел человечка «в длинной белой рубашке с длинными рукавами», который читал грустные стихи. Тут выбежал Арлекин и принялся колотить его палкой. В этот миг куклы увидели Буратино и с радостью узнали его. Представление было безнадежно сорвано.

Услышав шум, появился хозяин театра – «доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас» с плеткой в руке. Он был очень страшен: густая борода волочилась по полу, выпученные от злости глаза вращались, а зубы лязгали, словно у крокодила.

Карабас хотел сжечь деревянного мальчика. Тот простодушно ответил, что ничего из этого не выйдет: однажды он уже проткнул носом нарисованный очаг в каморке папы Карло. Услышав об этом, Карабас вскрикнул, а после дал Буратино пять золотых монет и настоятельно порекомендовал никуда не переезжать из этой каморки. Прощаясь с куклами, деревянный человечек прошептал им, что «здесь какая-то тайна».

По дороге домой Буратино встретил двух нищих: кота Базилио и лису Алису. Увидев у мальчика золотые монеты, проходимцы предложили ему отправиться в Страну Дураков. Они рассказали, что стоит только закопать денежки на Поле Чудес, как на следующий же день вырастет большое денежное дерево.

Доверчивый Буратино, мечтавший справить папе Карло куртку, согласился пойти с новыми друзьями в Страну Дураков. С наступлением темноты лиса и кот исчезли, и вскоре на мальчика напали разбойники, очень похожие на его спутников. Буратино успел спрятать монеты в рот, и грабители никак не могли разжать его. Они подвесили мальчика на дерево вниз головой, а сами отправились на поиски харчевни.

На следующее утро несчастного Буратино обнаружила Мальвина – «девочка с кудрявыми голубыми волосами». Вместе со своим верным пуделем Артемоном она сбежала от жестокого Карабаса Барабаса, который всячески издевался над беззащитными куклами.

Мальвина решила заняться воспитанием Буратино, но мальчик повел себя так грубо, что в качестве наказания оказался запертым в темном чулане. При помощи летучей мыши Буратино удалось вырваться на волю, где его уже поджидали «друзья – кот и лиса, счастье и веселье».

В компании этих проходимцев мальчик, наконец, добрался до заветного Поля Чудес, которое больше напоминало свалку: здесь «валялись битые горшки, рваные башмаки, дырявые калоши и тряпки». По совету кота и лисы Буратино вырыл ямку, закопал золотые монеты и принялся ждать обещанного урожая.

Тем временем Алиса и Базилио натравили на мальчика полицейских бульдогов, и те сбросили его в «глубокий грязный пруд, полный лягушек, пиявок и личинок водяного жука». Будучи деревянным, Буратино не мог утонуть, но он очень испугался. Вскоре к нему подплыла «пожилая черепаха Тортила», которая открыла глаза доверчивому мальчику на его жадных друзей. На прощанье она подарила Буратино золотой ключик, который когда-то уронил в пруд человек с длинной бородой. Тортила рассказала, что этим ключиком нужно отворить «какую-то дверь и это принесёт счастье».

На обратном пути Буратино повстречал Пьеро, который также сбежал от Карабаса. Он привел его к Мальвине, но друзьям не удалось насладиться встречей: по их следам уже мчался разгневанный Карабас Барабас и полицейские собаки.

Куклам ничего не оставалось, как принять бой, и им на помощь пришли лесные «звери, птицы, насекомые». Вместе они одолели противников и скрылись в пещере. Однако Буратино не терпелось узнать тайну золотого ключика, и он поспешил в трактир. Спрятавшись в большом кувшине, он подслушал разговор Карбаса и его приятеля – продавца пиявок Дуремара. Так он узнал, что ключик открывает дверь, что расположена «у старого Карло в каморке, за нарисованным очагом».

Куклы поспешили к шарманщику Карло, где за старым холстом обнаружили потайную дверь. Они спустились в подземелье и увидели «чудной красоты кукольный театр». Вскоре все куклы, которые еще не успели сбежать от злого Карабаса, нашли приют в новом театре, которому дали название – «Молния». Они сами писали пьесы в стихах, сами играли, и дети с большим удовольствием ходили к ним на представления. А Карабас Барабас остался в полном одиночестве…

Литературная викторина-конкурс

 «Тайны «Золотого Ключика»

(по сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик, или
Приключения Буратино»)

(к 80-летию со дня выхода)

Пояснительная записка

Форма проведения мероприятия: литературная
викторина-конкурс

Цели и задачи: Познакомить с историей создания
А. Толстым сказочной повести, обобщить знания по прочитанному произведению.
Расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению. Развивать
устную речь, память, мышление любознательность, внимание.

Место и дата проведения: МОУ «Гимназия имени
Гарнаева»,

Участники мероприятия: учащиеся 2-х классов

Оборудование и оформление: книжная выставка
«Скажите, как его зовут?»; проектор, экран, выставка детских рисунков по
сказке, плакаты с иллюстрациями; записи музыки из фильма «Приключения
Буратино».

Обоснование выбранной темы: чтение хорошей
детской литературы в наше время – единственный рецепт для развития фантазии,
творческих способностей у детей.                     

Викторина-конкурс по сказке А. Н.Толстого

 «Золотой ключик, или Приключения
Буратино»

Ведущий: Кто бы мог подумать! Оказывается,
задорному, никогда не унывающему Буратино – 80 лет! В январе 1936 года газета
«Пионерская правда» закончила публикацию сказки.

У каждой книги своя судьба. Судьба «Золотого
ключика» счастливая, несмотря на то, что отношение читающей публики к этой
книге менялось неоднократно. Прабабушки и прадедушки современных детей с
упоением читали о приключениях любимого героя. Вскоре сказка была признана
классикой, шедевром детской литературы, была переведена на все языки народов
СССР.

Ученица:

Спешу приветствовать вас я,

Мои весёлые друзья!

Мы собрались сегодня в зале!

Верней, не в зале, а в лесу.

Случайно волка не видали?

А, может встретили лису?

Ученик:

Всё это присказка, не сказка,

Ведь сказка будет впереди

Но мало времени осталось.

Готовы вы со мной идти?

Ученица:

Раскроем занавес – вуаль

И перед нами на мгновенье

Раздвинул ветви чудный лес

И, задержав слегка волненье,

Войдём в мир сказок и чудес.

(Звучит песня “Город сказок”.)

Ученик:

Итак, друзья, мы начинаем!

Дверь в сказку дружно открывать.

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята и
гости! Сегодня у нас большой книжный праздник. Мы собрались, чтобы вспомнить
одну из любимых детских книг. Написана она 80 лет назад. Её читали и наши мамы
и папы, и бабушки и дедушки, когда были маленькими. Эту книгу любят и знают
ребята всей нашей страны.

Кто же является героем этой сказки? Послушайте
загадку:

Деревянный шалунишка

Подружиться мог бы с книжкой

В театр кукол он попал

Куклам верным другом стал.

(Буратино!)

(Входит Буратино.)

Буратино: Здравствуйте, ребята. Вы обо мне? Я
пришел к вам из сказки «Золотые пиявки, или приключения Кота Базилио» В чём
дело? Помогите, ребята, правильно назвать сказку.

Воспитатель: А кто же автор всеми любимой
сказки? Расставьте правильно буквы.

СЕЙЛЕКА СТОЙТОЛ

Все: Алексей Толстой!

Буратино: А мне хочется проверить, Все ли дети
знают о моих приключениях?

Согласны?

И победителю вручим приз – сюрприз.

Воспитатель: Хорошо, договорились. В нашей
викторине принимают участие две команды:

I-я команда: Эрудит!

Девиз:

Книга наш лучший друг,

Без неё мы как без рук!

Приветствие:

И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнованье.

Успех решает не судьба,

а только наши знания.

II-я команда: Почемучки!

Девиз: Хотим всё знать!

Приветствие:

Мы отвечаем дружно,

и здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед!

Представление жюри. Определят сильнейших в
нашей игре жюри. За правильный ответ команда получает сольдо.

Воспитатель: Сегодня, мы еще раз перелистаем
страницы книги А. Н. Толстого, вспомним о приключениях ее замечательных героев.

Условия викторины: за правильный ответ команда
получает – сольдо.

1-й тур. Знаешь ли ты сказку?

1. Почему автор назвал своего главного героя –
Буратино? (Деревянная кукла по-итальянски – “буратино”.)

2. Кто нашел волшебное полено, из которого
потом смастерили Буратино? (Столяр Джузеппе по прозванию “Сизый нос”.)

3. Какие мысли пришли в голову Буратино в
первый день рождения? (Мысли были у него маленькие-маленькие, коротенькие–
коротенькие, пустяковые-пустяковые.)

4. Что любил Буратино больше всего на свете?
(Страшные приключения.)

5. Какую фразу продиктовала Мальвина своему
гостю Буратино в диктанте? Почему она волшебная? (“А роза упала на лапу
Азора”.)

1. Какая денежная монета была в обиходе у
жителей этого городка? (Сольдо.)

2 Что скрывается за потайной дверью?
(Кукольный театр чудной красоты.)

3. Какое ученое звание имел хозяин кукольного
театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук.)

4. Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот
Базилио, чтобы превратить пять золотых в кучу денег? (В страну Дураков на
волшебное Поле Чудес.)

5. Кто из героев книги носил серебряные часы?
(Пудель Артемон.)

Воспитатель: А вы знаете какая книга послужила
толчком к созданию “Золотого ключика?”

Ученица: “Жил-был…

“Король!” – немедленно воскликнут мои
маленькие читатели.

Нет, вы не угадали. Жил-был кусок дерева. То
было не какое-нибудь благородное дерево, а самое обыкновенное полено, из тех,
которыми в зимнюю пору топят печи и камины, чтобы обогреть комнату”.

Так весело и неожиданно начал итальянский
писатель К. Коллоди книгу о многочисленных приключениях деревянного человека по
имени Пиноккио, которого однажды вырезал из куска дерева в своей бедной каморке
папаша Джеппетто. Эта книга родилась почти сто лет назад в Италии. Но теперь ее
знают во всех странах мира. В Италии эта книга сразу же стала известна среди
маленьких итальянцев, ежегодно ее переиздавали помногу раз!

Воспитатель: В предисловии книги А. Толстой
обратился к своим маленьким читателям: “Когда я был маленький, – очень, очень
давно, – я читал одну книжку: она называлась “Пиноккио, или Похождения
деревянной куклы”. Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам,
занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я
рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге
совсем не было. Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга
Буратино и надумал рассказать Вам, девочки и мальчики, необычайную историю про
этого деревянного человечка”. Прошло немало лет, но вот уже какой год я остаюсь
любимцем ребят.

2-й тур. Кто это?

1. В широкой шляпе ходил с прекрасной
шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб.

Кто проказника мальчишку

Из полена смастерил

И купил мальчишке книжку

Чтобы в школу тот ходил? (Шарманщик Карло.)

2. Существо немного похоже на таракана, но с
головой как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало:
«Кри-кри, глядело выпуклыми, как из стекла радужными глазами, шевелило
усиками». (Говорящий сверчок.)

3. Из-за картонного дерева выскочил другой
человек, весь клетчатый, как шахматная доска. (Арлекин.)

4. На голове у них были надеты мешки с
прорезанными дырками для глаз. Один пониже ростом размахивал ножом, другой,
повыше, держал пистолет. (Koт Базилио и лиса Алиса.)

5. Появилась большая, страшная змеиная голова.
(Пожилая черепаха Тортила.)

6. Он поэт и музыкант

Видимо большой талант

И ещё несчастен он

От чего же? – Он влюблён (Пьеро)

Дополнительный: Вошел длинный, мокрый-мокрый
человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб-сморчок.
(Продавец пиявок Дуремар.)

Воспитатель: А помнишь Буратино Как разбойники
Кот Базилио и Лиса Алиса Завлекли тебя обманом на поле чудес, а сами ушли в
харчевню. Помнишь, кто тебя спас?

Буратино: Конечно, помню. Это Мальвина. Самая
красивая кукла из театра Карабаса-Барабаса. Она мне касторку давала. Фу, какая
гадость! И воспитывала.

3-й тур. Заключительный конкурс.

Викторина.

Кому принадлежат эти высказывания?

“Не доведет тебя до добра это учение” (Лисе
Алисе.) “Десять тысяч чертей” (Карабасу-Барабасу.) “Пациент скорее мертв, чем
жив” (Сове.) “Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки” (Мальвине.)
“Спасаться – так всем вместе, погибать – так всем вместе!” (Буратино.)
“Безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями” (Тopтиле.) “Мальвина
бежала в чужие края,

Мальвина пропала, невеста моя”.

– А вы ребята хотели бы, чтобы Буратино был
вашим другом?

Буратино: Спасибо, ребята. До новых встреч на
страницах книг!

Ученик:

У тебя друзей немало,

И живут они вокруг,

Но из всех друзей хороших

Книга самый лучший друг!

Ученик:

Мы её берём везде

Ведь она тебе поможет

И в учёбе и в труде.

Ученик.

Кто с книгой по свету шагает.

Кто с нею умеет дружить.

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить.

Мальвина:

Мы подрастём, другими станем,

И, может быть, среди забот

Мы сказке верить перестанем

Но сказка снова к нам придёт

И мы её улыбкой встретим:

Пускай опять живёт у нас!

И эту сказку нашим детям

Мы вновь расскажем в добрый час.

Подведение итога конкурса-викторины.
Награждение команд.

Ведущий: А сейчас мы с вами посмотрим отрывки
из музыкального фильма «Приключения Буратино»

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Котегуртская начальная общеобразовательная школа»

Классный час по финансовой грамотности.

Квест -игра «Финансовая головоломка для Буратино » для 3-4 классов.

Автор: Чиркова Екатерина Витальевна,

учитель начальных классов

Адрес школы: д. Котегурт,ул.Школьная, 1

Котегурт, 2020 год

Квест -игра «Финансовая головоломка для Буратино »

В ходе игры участники должны выполнять различные задания интеллектуального характера по теме «Обмен и деньги» с героем сказки

А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Цель: формирование понятия «финансовая грамотность» учащихся начальной школы.

Задачи:

1)способствовать формированию экономического образа мышления;

2)воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту;

3)формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.

Ожидаемые результаты

Личностные:

1)овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

2)развитие самостоятельности;

3)развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные:

1)познавательные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

2)регулятивные: оценка выполнения действий: самооценка и взаимооценка;, адекватное восприятие предложений товарищей, учителя;

3)коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные:

1)представление о роли денег в семье и обществе;

2)проведение элементарных финансовых расчётов.

Оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование, компьютер, ручки, карандаши, раздаточный материал (карточки с заданиями)

Ход занятия:

  1. Мотивационный этап.

Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие с одним из героев сказки. Послушайте о нём загадку:

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…-

Кто же это?.. (Буратино) (Приложение1 закрепляем на доске)

Посмотрим отрывок мультфильма «Приключение Буратино» (Приложение 2)

— В какой стране оказался Буратино? (В стране Дураков)

— Какая беда может с ним приключиться в этой стране?(Может потерять деньги)

— Чему мы должны научить Буратино, чтобы он не попал в беду?

— Чтобы научить Буратино правильно распоряжаться денежками, мы с вами поиграем в игру- квест. Соберём знания , которые научат нашего друга «финансовой грамотности» Буратино научим и сами узнаем, что это такое. Для этого ребята вам надо пройти 7этапов и собрать ключевые слова по этой теме. Работаем по командам. Каждая команда получает маршрутный лист с порядком прохождения этапов , а так же золотые монеты (зависит от количества участников) достоинством 10 рулей (Приложение 3), которыми вы будете расплачиваться на этапах за ключевые слова, где не справились с заданием. Время на прохождение каждого этапа 3- 5 минут.

Побеждает команда, которая быстрее соберёт ключевые слова с минимальными затратами золотых монет и времени. А так же будет учитываться работа группы на этапах :уважать мнение товарища, не обижать, не обзываться. Штраф за каждое замечание : 1 монета.

2. Содержательный этап.

Дети получают названия – ответы, на листочках ищут слова –определения . Собирают пары. (Приложение 4.)

2

Куда «убегают» деньги

Ребятам даётся решить кроссворд

«На что тратятся деньги»

(Приложение 5)

3

Урок для Буратино

«Поле чудес в стране Дураков»

Вставь нужные слова в текст по местам. Чтобы вставить слова в текст, , сначала разгадай шифр и узнай эти слова. ( Приложение 6)

4.

Поход в магазин «Помогите Буратино »

Расположите по порядку действия, которые надо выполнить, чтобы совершить покупку в магазине, и вы узнаете, что хочет приготовить Буратино на обед папе Карло:

Т. Выложить продукты из тележки.

Р. Получить сдачу.

Н. Проверить сроки годности.

И. Выбрать продукты.

Е. Проверить чек.

Г. Оплатить покупки.

Е. Занять очередь в кассу.

В . Взять тележку.

(винегрет)

4.

«Умные мысли о финансах » в копилку Буратино

Выбрать пословицы о денежные взаимоотношение среди людей.

(Приложение 7)

5

«Лёгкие карманные деньги» для Буратино

1.Самые ненадёжные и лёгкие способы накопления денег для карманных расходов вы узнаете разгадав ребусы (Приложение 8) :

(клад и выигрыш, наследство), hello_html_m6975934d.png

hello_html_m4efdfe7c.pnghello_html_m7efce732.png

2.Прочитать информацию о каждом из этих доходов и найти и подчеркнуть в них полезную информацию для Буратино (Приложение 9)

6

«Подарок Папе Карло»

Научись быть экономным:

1)Умные экономические слова «Назови наоборот»

Называют «экономичные слова» : Покупатель (продавец), покупка (продажа), расход (доход), тратить (копить), высокие цены (низкие цены), дорого (дёшево)

2)Сделай подарок Папе Карло (Приложение 10)

7

В му В мультфильмах финансы поют романсы

Вопросы по мультфильмам, в которых прослеживается финансовое направление

1)Какой урожай увеличивало заклинание «Крекс- фекс- пекс «на Поле Чудес в стране Дураков (урожайность золотых монет)

2)Какой доход в семью старика и старухи приносила Курочка Ряба (золотое яичко)

3)На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (Соль)

4)Героине какой сказки удалось за нетрудовые доходы сделать покупку к своим именинам (Муха — Цокотуха)

3. Заключительный этап.

1) Учащиеся собирают ключевые слова (Приложение11) на доске и читают его содержание с примечаниями учителя.

2)Учитель подводит итоги квест- игры : кто потратил меньше времени на этапы, сэкономил деньги на заданиях, не потерял монетки за поведение.

4.Рефлексия.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) проходит в форме самооценки. Учитель с учащимися обсуждает проведенный квест и предлагает тем, кому занятие понравилось и было интересно, наклеить на «копилку» свои монеты.

Используемая литература:

С. Федин «Финансовая грамотность. Материалы для учащихся 2-3 классов».

1https://www.l abirint.ru/books/505024/

Проект самоанализа

квест – игры «Финансовая головоломка для Буратино»

Чирковой Е.В.

Данное мероприятие рассчитано для обучающихся 3-4 классов. В классе 4 ученика. Дети по уровню развития разные, поэтому при разработке мероприятия учитывала возможности каждого ученика.

Тема занятия приурочена к неделе финансовой грамотности, реализации проекта Цель занятия: Формирование понятия «финансовая грамотность» учащихся начальной школы.

Задачи:

1)способствовать формированию экономического образа мышления;

2)воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту;

3)формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.

Используется оборудование:

1.Картинка с изображением героя сказки –Буратино.;

2. Раздаточный материал (Монеты, кроссворд, ребусы, ключевые слова, листочки с заданиями)

3. Проектор, видеоролик о Буратино.

Методы и приемы. Основной метод – игровой.

Для проведения квест — игры выбран сюжет из сказки Алексея Толстого «Приключения Буратино», в котором путешествие к намеченной цели проходит через выполнение ряда заданий.

Образовательная деятельность: в форме квест-игры

Мотивационный этап.

Мотивация проходила через поставленную проблему: — научить Буратино правильно распоряжаться денежками. Собрать знания , которые научат нашего друга «финансовой грамотности»

Содержательный этап.

Все задания в игре связаны одной сюжетной линией. На каждом этапе дети сталкиваются с различными игровыми заданиями, выполнив которые, дети переходят из одного класса в другой. Выполнив задание верно, дети получают плакаты, в результате которого собирают ключевые правила для понятия о финансовой грамотности.

Содержательная часть проходит через игровые ситуации в нескольких классах школы . Благодаря передвижению по школе от этапа к этапу не должно проявляться признаков утомляемости.

Дети, выполняя игровые задания, должны проявить познавательную активность, использовать все имеющиеся знания, побуждающие их к решению поставленных задач, проявлять заинтересованность, организованность и внимательность.

Рефлексия деятельности . Учитель с учащимися обсуждает проведенный квест и предложит тем, кому занятие понравилось и было интересно, наклеить на «копилку» свои монеты.

Дидактический анализ.

Все игровые ситуации построены логично и имеют взаимосвязь, что облегчит их выполнение. Логичность построения позволит провести игру, не выходя за рамки запланированного времени, отведенного на выполнение циклов заданий.

Игровая мотивация – Ролик о Буратино, должен вызвать большой интерес у детей и их активность на протяжении всей игры.

Возможные риски: Есть учащиеся, которые не уверены, что справятся с работой . Не всем учащимся интересна тема квеста. Отсутствие развитых навыков четкого изложения своих мыслей, неразвитая устная речь, не чётко представляют содержание сказки . Кто-то может активен во время занятия , а некоторые, в силу различных причин, могут «отсидеться» в тени .

Во время занятия будет проводиться коррекционная работа: Доброжелательный настрой самого учителя и эмоциональная поддержка.

Считаю, что поставленные цели и задачи занятия будут реализованы : актуально использование квестированных игр в начальной школе в проведении образовательной деятельности.

  • Отрывок из сказки алиса в стране чудес
  • Отрывок из сказки бородино
  • Отрывок из сказки андерсена гадкий утенок
  • Отрывок из сказки гадкий утенок буллинг
  • Отрывок из рассказа яковлева сын летчика