Отрывок из сказки алиса в стране чудес

План-конспект урока предмет обществознание класс урок дата тема урока: человек и его деятельность цель урока: выяснить значение, сущность понятия деятельность,

ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА

Предмет 
_Обществознание___ Класс _______Урок №______Дата___________

Тема урока:
«Человек и его деятельность»

Цель
урока:
выяснить значение, сущность
понятия «деятельность», ее сознательный, продуктивный характер; углубить, расширить
представления учащихся об основных видах деятельности человека (игра, учеба,
труд, общение).

Планируемые
результаты:

Личностные: формирование мотивированности и
направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной
жизни, его заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии
своей страны.

Метапредметные:
способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся: умение работать и
сотрудничать в группе, отстаивать свою позицию, воспитывать трудолюбие,
целеустремленность.

Предметные:
расширить представления у учащихся о структуре и видах
деятельности, раскрыть особенности деятельности человека.

Оборудование:
учебник, проектор, экран, интерактивная доска, презентация «Человек и его
деятельность».

Тип урока: урок усвоения
новых знаний.

Ход
урока

I.Проверка
домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

1.     
С какой темой мы познакомились
на прошлом уроке? (Познай самого себя)

2.     
Что же предполагает этот лозунг
«Познай самого себя»?( Человек должен познать себя также и для того,
чтобы реализовать свою миссию, своё предназначение, которое у всех одинаково –
отдавать, то есть ЛЮБИТЬ, учиться прощать, быть терпеливыми, проявлять добро,
нести свой свет и любовь.

3.     
А кого мы можем назвать
личностью? (Личность можно назвать человека, проявляющего активную
жизненную позицию. Так же несёт ответственность за свои
действия, с присущими только ему свойствами характера,
поведения, которые составляют его индивидуальность в обществе )

4.     
Почему так важно самосознание
для всех нас, что такое самосознание?

А)
(Самосознание — это осознание человеком себя как индивидуальности)

Б)
(Самосознание – это непрекращающиеся этап изучения, контроля, оценки человеком
собственной деятельности. Процесс самосознания бесконечен, так как человек
постоянно меняется )

1.     
А еще нам правильно оценить
себя помогает самооценка? Что такое самооценка? Какой она бывает? А) (Это
способность оценивать себя, свои достоинства и недостатки, свое место среди
других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его
критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.)

Б)
Самооценка бывает:
 Адекватная
(реалистическая), завышенная и заниженная.

Итак,
в жизни важно научиться видеть и оценивать себя. У вас было на дом задание № 5
«Определить свои способности и то, что еще не получается у вас». Давайте
обратимся к левому столбцу нашей таблицы. Что будет, если я и вы будем работать
над своими способностями, развивать их?

1.     
Что такое талант? Кого мы
называем талантливым человеком? А) ( Талант — Выдающиеся врожденные
качества, особые природные способности) Б) (высокий уровень развития
способностей, проявляющихся в творческих достижениях)

2.     
Объясните мне, пожалуйста,
высказывания Кедрова Бонифатия Михайловича: «Нет ничего такого у гениального
человека, чего бы не было в зародыше у обыкновенного» и высказывание Томаса
Эдисона: «Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов
пота».

3.     
Как вовремя увидеть, уловить
свои способности, свое призвание, зачатки таланта? Что нужно делать? Как вам
ученикам быть в этой ситуации?

4.     
К какому выводу мы пришли на
прошлом уроке? Какое выражение вы взяли для себя на заметку?

(«Дорогу
осилит идущий..»)

II.        Мотивация
учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация
учебной деятельности школьников.

  
Весь грандиозный мир духовной и материальной культуры, который нас окружает,
создан благодаря деятельности человека.

Я
хочу сказать, что есть одно общее качество, присущее всем талантливым
проявлениям, это – труд, но если быть точнее — качество труда.

А
значит Вывод таков:
 если чего-то мы хотим
добиться, достигнуть в жизни надо к этому стремиться и много трудиться. Сегодня
мы с вами продолжим разговор о труде человека, его роли, значимости в жизни.

Тема
нашего урока: «Человек и его деятельность» (запишем) (слайд
1).

Соответственно
цель нашего урока: «Сформировать преставление о деятельности как типе
поведения, свойственном только человеку и её отличительных особенностях»

III.      Восприятие
и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в
объектах изучения.

План изучения нового материала:

1.
«Птицу узнают по полету, а человека – по работе»

2.
«Пчела мала, да и та работает»

3.
Жизнь человека многогранна.

  
1). Давайте обсудим вместе народную мудрость, которая гласит: «Смотри
дерево в плодах, а человека в делах».
Как вы думаете, почему? Мне
кажется, что эта
 Пословица означает то, что внешность и слова
человека бывают обманчивы, и только результат его деятельности может показать,
на что данный человек способен, так же, как прекрасное с виду дерево может быть
бесплодным, а другое, невзрачное, способно плодоносить.

 
Давайте и мы посмотрим на дела человека. Все что нас окружает и есть результаты
труда человека. Но чаще принято говорить результаты деятельности человека.
Давайте познакомимся с этим новым понятием.

Понятие «деятельность» —
это осознанный труд, занятие, присущее только людям, отличает их от
животных.

 Запись
определения в тетрадь:

Деятельность
это сознательная активность человека, в ходе которой он изменяет
мир вокруг себя и меняется сам.

 
2). Но вы можете сказать, что очень усердно трудятся и животные,
насекомые.

И
пчёлы строят соты с точностью, которой позавидует архитектор, а муравьи
возводят сложнейшие сооружения, бобры сооружают наикрепчайшие плотины.

Значит,
не только человек может заниматься какой-либо деятельностью? Права я или нет?

Человек
трудится осознанно, а действия животных основаны на инстинктах.

  
Животные приспосабливаются к окружающей среде, их активность практически
ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни, а человек
приспосабливается к природной и окружающей среде путем ее преобразования
.
Так в деятельности человек преобразуется и сам.

  
Человек создает все, что ему нужно в жизни и даже больше. Он сочиняет музыку,
пишет стихи, рисует картины, то, что на первый взгляд не совсем важно, но без
чего он не может жить, быть человеком. Этого ни одно животное никогда не
сделает. (Слайды 2-8)

-Чем
же деятельность человека отличается от активности животных?

   
Вот поэтому издревле на Руси прославляли человека труда, прививали любовь к
творчеству, трудолюбию, наоборот высмеивали ленивого человека, не желающего
ничего делать. Об этом вам в детстве читали в сказках родные и близкие. Сегодня
вы уже сами читаете рассказы и стихи о труде.

Давайте
откроем стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Песнь о труде» на стр.32.

Выразительное чтение стихотворения «Песнь о труде».

-Какими
словами поэт характеризует лентяя? Как вы думаете, почему?

 
Объясните, какая связь между трудом человека и качествами его
личности. В истории много примеров, когда своими делами человек изменял
характер, добивался того, что практически казалось невозможным.  (Демосфен,
Суворов, Маресьев).

 Итак,
по человеку судят по его делам, его поступкам. Только хорошим, полезным трудом
человек может оставить о себе славный след на земле.

Мы
с вами выяснили, что человек создает своим трудом все, чего нет в природе, и
если у него что-то не получается, то он будет думать, мыслить, пробовать
несколько раз, пока это у него получится.

Практически
всегда деятельность человека имеет цель.
(Слайды
9-12)

Давайте
вспомним отрывок из сказки «Алиса в стране чудес». Эпизод встречи Алисы и
Чеширского кота. Посмотрите иллюстрацию на ср. 27 учебника.(Слайды 13-14)

Алиса
спрашивает Чеширского кота:


Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?


А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.


Мне всё равно… — сказала Алиса.


Тогда всё равно, куда и иди, — заметил Кот.

Была
у Алисы цель? Куда она придет? Что же такое цель?

(Ответы
учащихся)

В
основе человеческой деятельности лежит цель. Цель определяет действия человека
.
Они всегда направлены на получение какого-то
результата.
Цель учителя – дать учащимся знания, помочь им раскрыть свои
способности; цель врача – лечить больных; цель менеджера – хорошо руководить
своей компанией, организовывать работу своих подчинённых…

А
теперь мы перейдем к схеме «Структура деятельности»  (Слайды
13-15)(запись в тетрадь):

image002

Субъектом
деятельности является человек, социальные группы или общество в целом.

Субъект
это тот, кто осуществляет деятельность. (Например, Маша моет
посуду. Субъектом этой деятельности является Маша).

  
То, на что или на кого, направлена эта деятельность, называют объектом.
Объектами
могут быть предметы, явления и процессы окружающего мира,
а также люди, социальные группы или общество в целом. (Например, папа чинит
стул, врач лечит больного. Объектами в этих примерах являются стул и больной.)

В
основе деятельности лежат потребности и мотивы.

Итак,
ощутив недостаток чего-либо необходимого и осознав это, человек намечает цель.

Значит, цель 
это образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие
человека.  Для того, чтобы цель была достигнута, необходимо тщательно
обдумывать каждый свой шаг. Отбирая лучшие средства и способы достижения
цели
.    

Средства
достижения цели
 – это различные приемы,
способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной
цели в процессе деятельности.

Чтобы
цель достигла результата, необходимо правильно определить, выбрать средства
достижения цели.

Важно
помнить, что средства всегда надо соизмерять с целями, иначе ваши усилия будут
потрачены зря (например, пожелаете посадить теплолюбивое растение в нашей
местности в открытом грунте) или аморальные средства достижения цели, тогда вся
деятельность становится аморальной.

Итак,
у нас уже есть цель деятельности человека и есть результат, что такое
результат?

Результат –
это конечный итог. 

 Результат
деятельности может быть разным:

Результат
учебы — …… знания

Результат
труда — …… товар

Результат
научной деятельности -…… идеи, изобретения

Результат
деятельности -…….. человек


почему?


всегда ли результат соответствует поставленной, намеченной цели?


почему наши цели не совпадают с результатами? Почему мы рассчитывали получить
по обществознанию 5, а получили, допустим, 4?

Значит
в деятельности возможно отклонение от результата, несовпадение с результата с
целью.

Давайте
мы приведем с вами примеры средств достижения цели, характерные в процессе
учебы. Итак, ваша цель 5 по какому-то школьному предмету. Какие средства вы
будете использовать?
 Вывод: Вот мы с вами и познакомились
с сущностью деятельности человека. Давайте сформулируем ее отличительные черты.
Учащиеся сами формулируют вывод. (Деятельность человека имеет цели и при
правильном выборе средств достижения человек достигает результата.)

3).Основные
формы (виды) деятельности.

Человек
занимается разнообразной деятельностью.

Вспомните,
когда мы знакомились со становлением личности человека, мы говорили о видах
(формах) деятельности человека. Назовите их.

Основные
виды (формы) деятельности:
игра,
учение (познание), труд и общение.
(запись
в тетрадь)(Слайды 15-19).

*     
На первой ступени у нас стоит игра,
так ребенок узнает мир и готовится к взрослой жизни
.

Игра
это
свободная развивающая деятельность, которая осуществляется по желанию и ради
получения удовольствия от процесса деятельности.

Игра
обычно предполагает некоторую воображаемую обстановку и часто имеет
определенные правила. 
Игра является ведущей
деятельностью в дошкольном возрасте.

Ребенок
складывает из кубиков дом, строит из песка крепость, собирает модель из деталей
конструктора, играет в маму, укладывая спать куклу, в летчика, продавца,
доктора, космонавта. В игре он повторяет действия взрослых, приобретая первый
опыт человеческой деятельности. Игра учит ребенка планировать свои действия,
намечать их цели, искать подходящие средства. В игре развиваются многообразные
человеческие качества.

Почему
ученые так серьезно относятся к детским играм?

Пример
детских игр Петра Великого.

Чтение
рубрики «Путешествие в прошлое» на стр. 29 учебника.

*     
Затем после игры стоит учеба.

С
поступлением ребенка в школу, ведущей становится учебная деятельность
.

Изучая,
учебные тексы, читая произведения художественной литературы, решая задачи,
выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для
жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает
свои творческие способности, приобретает профессию.

Докажите,
что это тоже деятельность человека.

Взгляните
на картину В. Г. Перова «Тройка» на стр. 30.

-Что
можно сказать о занятии этих детей? Можно ли сказать, что они заняты своим
делом? Какое чувство вызвала эта картина у вас? Почему?

*     
И на 3 ступени – труд.

Ведущей
деятельностью для взрослого человека является трудовая.

Труд
отличается от других видов деятельности тем, что направлен на создание
практически полезного продукта,
необходимого для удовлетворения
потребностей людей.

Труд
требует определенных знаний, умений, навыков от мастера.
Первоначально
труд человека был простым. Например, изготовления посуды. Затем он усложняется.

Значит,
сегодня мы стараемся, чтобы все результаты нашего труда были качественными,
красивыми, полезными в жизни. Поэтому, надо многому учиться и овладевать
навыками своей профессии, повышать постоянно свое мастерство.

Трудовая
деятельность может быть различной:

обработанные поля, орудия труда, жилые дома, храмы – все это плоды
производственной
деятельности
. «Русская правда», Судебник 1497 года, Конституция РФ (12 декабря
1993 г.) и многие другие законодательные акты – результат
государственной
деятельности
. Расширение границ, формирование многонационального государства,
следствие
политической деятельности.
Победа на Куликовом поле, в ВОВ –результат
военной
деятельности.
Открытия Ломоносова, труды Менделеева – продукт интеллектуальной
деятельности.
Знаменитый русский балет, картины Шишкина,
музыка Чайковского воплощение
художественной деятельности.

*     
И наконец, на последней ступени — общение.

Общение
процесс
установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями
совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, мыслями,
чувствами.

Ведущей
деятельностью подростка является общение.

Без общения
невозможно представить себе другие виды деятельности.

IV. Первичная
проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Учитель: В
завершение изучения темы “Человек и его деятельность”, попытаемся ответим на
вопрос, поставленный в начале урока: “Чем деятельность человека отличается
от деятельности животных?”.

Ученики отвечают
на вопрос:
(Деятельность человека связана с его знаниями, умением мыслить,
рассуждать, изменять мир. Его деятельность осознана, а у животных основана на
инстинктах).

V. Подведение
итогов урока (рефлексия).

1.Что нового вы
узнали на уроке?

2. Что такое
деятельность?

3. Что такое труд?

4. Какими качествами
должен обладать человек, чтобы добиться хороших результатов?

Учитель оценивает
участие учеников на уроке, выставляет оценки.

VI.      Сообщение
домашнего задания.

Параграф
3, стр. 22-29 читать. Задание 6* на стр.31 письменно.

Цель акции «Далевский диктант – 2021» – формирование интереса к жизни и творчеству Владимира Ивановича Даля, повышение грамотности и читательской культуры, воспитание гордости за соотечественника. В 2021 году общественная организация «Луганская АССУЛ» при поддержке общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» проводит пятую, юбилейную, Международную Общественную Акцию «Далевский диктант — 2021».

Ответы Далевский диктант 2021

Доступ к диктанту по ссылкам на сайте АССУЛ. Доступно пять категорий: 3-4 класс, 5-6 класс, 7-8 класс, 9-11 класс и взрослые. В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, акция проходит в онлайн-формате.

Интерактивный квест для учащихся 5-6 классов «Как хорошо Вы знакомы с биографией В.И. Даля?»

В каждом вопросе надо выбрать один правильный или соотнести данные, за каждый правильный ответ начисляется определённое количество баллов, которые суммируются.

Следует напомнить, что Даль был не только создателем знаменитого словаря, но еще и этнографом, медиком, ботаником, географом, моряком, инженером, ученым. А также весьма популярным в свое время писателем, другом А. С. Пушкина, называя себя в высшей степени скромно «учеником, собиравшим весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».

В каком населенном пункте родился В. И. Даль?

Кулответ: Луганский завод

В каком году был издан первый том «Толкового словаря живого великорусского языка»?

1790
1830
1861
1900

Кулответ: 1861

1-е (1863—1866) — издание Общества любителей российской словесности. В некоторых источниках указан 1861 год начала выхода словаря, так как с этого года он издавался выпусками-тетрадями, которые позже объединялись в тома.

Соедините слова, придуманные В.И.Далем, с соответствующими «чужесловами».

Аорта, Инстинкт, Нервы, Атмосфера, Эхо, Балласт, Фортепьяно

Побудок, Колоземица, Пустогруз, Тихогром, Беложилье, Зык, Царь-жила

Кулответ:

Побудок — Инстинкт
Колоземица — Атмосфера
Пустогруз — Балласт
Тихогром — Фортепьяно
Беложилье — Нервы
Зык — Эхо
Царь-жила — Аорта

В «Толковом словаре живого великорусского языка» есть очень много забавных слов.

Но их значения перепутались. Установите соответствие.

Жупеть, Расфарфориться, Хохониться, Чебурахать, Юзилище, Бобыня

Тюрьма, темница
Разодеться щегольски
Бросить, кинуть, опрокинуть с громом
Надутый, чванный, гордый, спесивый человек
Пышно, старательно наряжаться
Петь пташкою

Кулответ:

Жупеть — Петь пташкою
Расфарфориться — Разодеться щегольски
Хохониться — Пышно, старательно наряжаться
Чебурахать — Бросить, кинуть, опрокинуть с громом
Юзилище — Тюрьма, темница
Бобыня — Надутый, чванный, гордый, спесивый человек

А теперь проявите смекалку и отгадайте загадки, придуманные В.И.Далем.

Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает.

Кулответ: пила

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

Кулответ: берега

В 1862 г. вышел в свет уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошли более 30 000 пословиц, поговорок и прибауток.

Некоторые из них до сих пор используются людьми в повседневной речи. Соедините начало пословицы и ее продолжение.

Когда ищешь лису впереди, …
Хлеб соль кушай, …
Молодец на овец, …
Скучен день до вечера, …
Под лежащий камень …

… а правду слушай.
… коли делать нечего.
… то она позади.
… и вода не течет.
… а на молодца и сам овца.

Кулответ:

Когда ищешь лису впереди, … то она позади.
Хлеб соль кушай, … а правду слушай.
Молодец на овец, … а на молодца и сам овца.
Скучен день до вечера, … коли делать нечего.
Под лежащий камень … и вода не течет.

Сюжет какой сказки подсказал В. И. Даль А.С.Пушкину?

В.И.Даль был замечательным сказочником. В 1832 г. был издан сборник «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», который принес автору широкую известность. А сюжет какой сказки подсказал В. И. Даль А.С.Пушкину?

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Кулответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Выберите сказки, автором которых НЕ является В. И. Даль.

«Девочка-снегурочка»
«Война грибов с ягодами»
«Алиса в стране чудес»
«Лиса и медведь»
«Снежная королева»
«Малахитовая шкатулка»

Кулответ: «Алиса в стране чудес» «Снежная королева», «Малахитовая шкатулка»

Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» начинается словами: «У лукоморья дуб зеленый…». Что такое лукоморье?

Изба
Поле, засаженное луком
Берег моря
Озеро

Кулответ: Берег моря

Прочтите отрывок из повести о В.И. Дале «Собирал человек слова». Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые.

Подвиг Даля не укладывался в мгновение (1) и в час (2) и в месяц (3) не укладывался (4) был долог (5) упорен, — тяжелый (6) бесконечный труд.

1,3,5
2,4,6
1,2,4,5,6
1,2,3,5,6
все цифры

Кулответ: 1,2,4,5,6

Внимательно прочтите высказывание В.И. Даля о языке. В каких словах на месте пропуска следует писать НН?

«Живой народ(1)ый язык, сберегший в жизне(2)ой свежести дух, который придает языку стойкость, силу, яс(3)ость, цель(4)ость» и красоту, должен послужить источ(5)иком и сокровищ(6)ицей для развития образова(7)ой русской речи».
В. И. Даль

1,3,6
4,5
5,6
2,7
только 4
2,3,5
только 7

Кулответ: 2,7

Мы уже не первый раз освещаем Далевский диктант, остальные ищите  на страничках нашего сайта

Happy

14

Sad

Excited

26

Sleepy

1

Angry

2

Surprise

Тема:  Игра-сказка « Пропавшие имена»

Класс: 1

Учитель: Бекирова Н.К.

Предмет: Родной русский язык

Цель:
• Пробудить интерес к истории происхождения своего имени;

Задачи:
• образовательная: закрепление навыка написания собственных имен;
• развивающая: создание поисковой ситуации, стремление к исследовательской
работе над происхождением и разгадкой смысла имен, фамилий своих друзей, родных
и близких;
• воспитательная: вызвать эмоциональный отклик; помочь осознать нравственный
смысл имени.

Оборудование:
• выставка книг по истории происхождения имен и фамилий;
• раздаточный материал (тексты стихотворений З.Александровой «Восемь Тань»,
С.Я. Маршака «В защиту детей»; отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в
стране чудес»);
• макет игры «Знаешь ли ты имена своих подруг?»
Опорные слова, выражения:
ИМЯ, ФАМИЛИЯ, ОТЧЕСТВО, ТАЙНА ИМЕНИ, СОЗДАТЬ СЕБЕ ДОБРОЕ ИМЯ, КЛЯНУСЬ ИМЕНЕМ,
ИСПЫТЫВАТЬ ГОРДОСТЬ ЗА СВОЕ ИМЯ.

С
именем Иван, без имени – болван.
Хорошо там и тут, где по имени зовут.
Без имени ребенок – чертенок.
(пословицы)

Ход
урока.

1. Вступительное слово учителя:
Давайте вспомним знаменитые сказки английского писателя Льюиса Кэрролла об
Алисе и ее забавных друзьях. Прочитаем отрывок из сказки:
— Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?
-Конечно, нет, — растерянно сказала Алиса.
— Не знаю, не знаю, — пробормотал Комар. – Вы только подумайте, как удобно
вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница
говорит: «Иди к доске…» и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и
вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
— Ничего из этого не выйдет, — сказала Алиса, — и все равно придется отвечать
мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет:
«Эй, ты!» или «Эй!», или еще как-нибудь.
• Догадались ли вы, ребята, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Об имени
человека, о его фамилии, как человек должен догадаться, что обращаются именно к
нему).
• Запишем тему урока в тетрадях.

2.
Лексическая работа. Значение слова «имя».

А) пояснение значения (устно): Имя, фамилия человека служат для различения в
каком-либо коллективе знакомых людей или родственников: в семье, в классе, т.е.
в узком кругу.
Б) запись в тетрадь:
Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается при рождении.
Имя – рекло, нарок, название, назвище, прозвище, прозвание, проименование,
кличка.

3.
Сообщение учеников о возникновении имен:

А) по тексту А. Угрюмова «О наших именах».
Б) В первобытном обществе не было имен, фамилий, отчеств. Люди их брали из окружающей
жизни.
Ученые установили, что в именах отражаются различные свойства и качества людей;
особенности их характера; поведения, речи; физические достоинства и недостатки.
В Древней Руси встречались такие имена, как Неждан (т.е. человек, которого не ждали),
Ждан, Большой, Первый, Буян (драчливый), Рябой, Кривой, Волк, Кот, Бык,
Медведь, Орел, Окунь, Жук, Еж, Дуб, Камень и т.п.
Следы таких имен просматриваются в наших современных фамилиях: Нежданов,
Жданов, Большаков, Первухин, Буянов (Буякин), Рябов (Рябиков), Кривошеев,
Волков, Котов (Котовский), Орлов, Окунев, Жуков, Ежов, Дубов
и т. п.

4.
Самопрезентация. Представление себя. 

• Четко произнесите свои имя, фамилию, отчество. Кратко расскажите о своей
родословной.
• Еще раз проговорите орфографически название своего имени, фамилии, отчества.
Запишите их в тетрадь.
• Продиктуйте свои данные соседу по парте.
• Выпишите в один столбик имена девочек вашего класса, в другой – имена
мальчиков.

5.
Беседа.

• Для чего необходимо имя?
Дополнение учителя: человек проносит имя через всю жизнь. Его можно лишить всех
богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в
загадке, — это то, что «в воде не тонет и в огне не горит». Доброго, уважаемого
человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна
называли «именитыми», «знатными», «славными», «знаменитыми».
В разных концах Земли принято клясться своим именем, т. е. убеждать другого в
правоте того, о чем говоришь.
Именами (фамилиями) уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки,
ордена и многое другое.
• Приведите подобные примеры из истории родного края (улицы, города, поселка,
учреждения). (В нашем поселке одна из улиц носит имя первого космонавта земли
Ю.А. Гагарина. В городе Светогорск, что находится в двух километрах от нашего
поселка, некоторые улицы названы в честь солдат, которые совершили подвиг,
защищая наш край. Это улицы Гарькавого, Коробицына).
• Запишите 4 – 5 собственных наименований в тетрадь.

6.
Обратимся еще раз к сказке про Алису и ее друзей (читает учитель).

— Меня зовут Алиса, и я…
— Довольно дурацкое имя! – нетерпеливо перебил ее Шалтай. – Что оно означает?
— Разве имя должно что-нибудь означать? – спросила озадаченная Алиса.
— Вне всякого сомнения, — фыркнул Шалтай- Болтай. – Лично мое имя указывает на
ту хрупкую форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как
у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой.
• А вам интересно, ребята, узнать о происхождении и значении своих имен?
• А кто уже знает, что означает его имя и откуда оно произошло?
(Ответы учащихся).
Александр (греч.): алексо – защищать, андрос – муж: мужественный борец,
защитник людей.
Артем (греч.): артемиус – посвященный Артемиде (богине луны, охоты), артемис –
здоровый, невредимый.
Марина (латин.): маринус- морской.
Дмитрий (греч.) – посвященный Деметре (богине земледелия и плодородия).
Екатерина (греч.) – чистая.

7.
Подготовленные сообщения учащихся
 из книги «Краткий толковый словарь русских имен
и фамилий».

8.
Занимательная минутка. Игры-загадки:

• Имя этой девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и
справа налево. Отгадайте его (Анна, Алла, Ада).
• Если от имени мальчика отнять букву, вы получите имя девочки. Как зовут
мальчика и девочку? (Коля – Оля; Вася – Ася)
• В каком имени пол Я? (Поля)
• Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных. (Ия)
• Какое женское имя не заканчивается ни на гласный А, ни на Я? (Любовь)
• Название какого города на Украине состоит из одного мужского и ста женских
имен? (Севастополь)
• Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя)

9.
Слово учителя:

Имена могут быть полными и неполными. Имена, с которыми мы обычно обращаемся
друг другу, являются неполными, сокращенными. Например, Однако, не все имена
могут иметь сокращенную форму Таня – Татьяна; Саша – Александр; Света –
Светлана.. Например, имена Вера, Нина употребляются только в одной форме,
которая хотя и короткая на первый взгляд, но считается полной.

10.
Задание:
запишите свое имя и имя соседа по парте в краткой и полной (если таковая
имеется) форме.

11.
Работа в парах. Игра
 «Знаешь
ли ты имена своих подруг?» Приложение 2.

12.
Лексическая работа.

• Знакомы ли вы со словом ТЕЗКИ?
(тезки – люди, которые носят одинаковые имена).

13.
Чтение стихотворения
 З.Александровой
«Восемь Тань»
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда не глянь,
Всюду Таня, Таня, Тань!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
• Объясните, каким образом это можно сделать? (Надо назвать фамилию девочки).
• Есть ли в вашем классе среди учащихся тезки? (Два Даниила, два Дмитрия).

14.
Зрительный диктант.
 Спишите
текст с доски:
Восемь Иванов в нашей деревне. Как различить?
Различали, не путали. Ваня большой, да Ваня маленький, да Ваня- пуд, да Иванко,
да Ивко, да Ваня-зять, да Иван Иванович, да Ванюша.
• Как вы думаете, благодаря чему жители деревни различали людей, имеющих одно и
тоже имя? (благодаря употреблению разных форм имени, прозвищ, указания на родственные
связи)

15.
Лексическая работа.
 Значение
слова ОТЧЕСТВО (запись на доске и в тетрадях: ОТЧЕСТВО – имя по отцу). Человек
получает отчество от отца, т.е. к имени ребенка добавляется отцовское имя,
указывающее, чьим сыном или дочерью является ребенок. Отчество всегда дается по
полному имени.

16.
Выбор имени.

А) Слово учителя:
Не всегда, давая ребенку имя, некоторые родители вдумываются в его смысл,
знакомы с его значением. Многие молодые мамы и папы стремятся дать своему
малышу красивое имя, не имея об этом имени никакого представления.
• Какие же неудобства могут ожидать детей тех родителей, которые необдуманно
подходят к выбору имени?
Б) чтение стихотворения С.Я. Маршака
В защиту детей
Если только ты умен,
Не давай ребятам
Столь затейливых имен,
Как протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Им похитрее
И назвал он, наконец,
Дочь свою – Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой.
Сына Спутником назвал.
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.
• Обсуждение содержания стихотворения.

Вывод:
к выбору имени нужно относиться обдуманно и осторожно.

17.
Подведение итога урока.

А) Эмоциональный. Учитель читает стихотворение ингушского поэта
Джемалдина Яндиева «Есть четыре начальных слова…»
Есть четыре начальных слова, и каждый народ
Их вручает ребенку навечно беречь и любить:
Слово ЖИЗНЬ, потому что и он, будет время, умрет,
Слово СМЕРТЬ, потому что обязан он правильно жить,
Слово РОДИНА, что продавать на базаре нельзя,
ИМЯ, данное матерью, пусть беспорочно несет –
Вот наследство, которое всем нам дается, друзья,
И отчета от нас будет требовать вечно народ.

Б)
Познавательный
.
• Что обозначает слово ИМЯ? (Имя – отличительное название, обозначение
человека, которое дается при рождении).
• Для чего (для какой цели) человеку необходимы имя, фамилия, отчество? (По
фамилии, имени и отчеству мы отличаем людей друг от друга. В официальных
документах (паспорте, свидетельстве о вождении автомобиля) указываются фамилия,
имя, отчество).
• Как появились имена и фамилии людей? Какой смысл скрывается в этом? (Имена
появились в глубокой древности и сначала отражали особенности характера,
поведения, привычки, а иногда недостатки. Люди уже в древности пытались
отделять себя от других).
• Что значит ГОРДИТЬСЯ СВОИМ ИМЕНЕМ, СОЗДАВАТЬ СЕБЕ ДОБРОЕ ИМЯ?

СОНЯ

ТОНЯ

ЛИЗА

РАЯ

ШУРА

ЗИНА

РИТА

ПОЛЯ

ПАША

НЮРА

ДУНЯ

УЛЯ

В) Рефлексия.
Анкета. Приложение 1
.

18.
Домашнее задание: (дифференцированное)

А) для сильной группы учащихся: исследовательская деятельность: расспросите
родителей, почему вас назвали именно так, а не иначе; выясните, знакомы ли ваши
мама и папа с тайной своих и вашего имен; приготовьте презентацию по итогам
своего исследования;
Б) для учащихся с небольшой зоной ближайшего развития: то же задание, но с
алгоритмом выполнения, без презентации;
В) для учащихся с гипоопекой: карточка с заданиями по типу:
1. Напиши фамилию, имя, отчество твоих родителей; бабушек, дедушек.
2. Допиши отчество девочек по данным мужским именам: Иван, Олег, Максим,
Александр, Алексей, Геннадий, Дмитрий, Василий, Павел.
3. Напиши 10 имен девочек (мальчиков).

Приложение
1.

Анкета для учащихся:
• Что означает твое имя?
• Есть ли такие же имена в твоем роду, в твоей семье?
• Какие бы имена ты дал своим детям?
• Какие формы работы на уроке тебе понравились больше всего?
(индивидуальные, работа в парах, по карточкам, самостоятельная работа, работа в
группах, исследовательская работа).

Приложение
2.
 Макет
игры «Знаешь ли ты имена своих подруг?»
Напиши данное имя в полной форме (каждая клеточка соответствует одной букве в
имени)

  • Отрывок из сказки бородино
  • Отрывок из сказки андерсена гадкий утенок
  • Отрывок из сказки гадкий утенок буллинг
  • Отрывок из рассказа яковлева сын летчика
  • Отрывок из сказки александра сергеевича пушкина