Отрывок из сказки александра сергеевича пушкина

Невозможно представить русскую литературу без такого легендарного писателя, как александр сергеевич пушкин. сегодня это имя знакомо каждому, от маленького ребенка

Невозможно представить русскую литературу без такого легендарного писателя, как Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня это имя знакомо каждому, от маленького ребенка до седого старика. Некоторые произведения Пушкина понятны уже детям дошкольного возраста. Одновременно простые, но с глубоким смыслом, они приковывают внимание ребёнка любого возраста, позволяя ему взглянуть на мир с другой, сказочной стороны.

В стихах Пушкина особое внимание уделяется описанию природы. В этом Александру Сергеевичу до сих пор нет равных, его слова о родной земле, о деревьях, цветах и море проникают в самое сердце ребенка, пробуждая в нем гордость и любовь к Родине.  И пусть во многих из них сложно сразу же отыскать скрытый смысл, особенно тем, кто только пошел в школу, но выучив заветные строки, на протяжении дальнейшей жизни понимание их будет меняться, а вместе с тем и восприятие окружающего мира в целом.

«Унылая пора! Очей очарованье!…»

(Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

«Октябрь уж наступил…»

(отрывок из поэмы Евгений Онегин)

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.  

«Зима!… Крестьянин торжествуя…»

(Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж отморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно. 

«Вот север, тучи нагоняя…»

(Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.  

«Гонимы вешними лучами…» (Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро год;
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.

Вспоминая следующие строки:

«В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет…»,

— у каждого на лице невольно появляется улыбка, и настроение становится значительно лучше. Ведь сказки Пушкина полны волшебства, чудес и неожиданностей, которые так радуют детей. Они учат справедливости и доброте, тому, что хорошие истории всегда хорошо заканчиваются. К примеру, всем известная и всеми любимая сказка о «Царе Салтане». Читается она на одном дыхании, так как события развиваются стремительно и интересно. Произведение является полным и законченным. Но, как ни странно, каждый отдельный его отрывок можно смело назвать полноценным стихотворением, которое само по себе уже несет смысл. Эта важная особенность делает сказки А.С. Пушкина такими популярными и интересными.

«У лукоморья дуб зелёный…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там
Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Сказка о рыбаке и рыбке (открыть)

Сказка о попе и о работнике его Балде (открыть)

Сказка о царе Салтане (открыть)

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (открыть)

Сказка о золотом петушке (открыть)

Поэма «Руслан и Людмила» — это то сокровище отечественной литературы, которое есть у каждого русскоязычного человека. Все мы знаем ее сюжет, всем нам знакомы и близки народные характеры, изображенные в сказке. Как известно, данное произведение победило в своеобразном состязании двух талантов. А.С. Пушкину удалось превзойти своего учителя — Василия Жуковского. Наставник сам признал поражение и помог своему ученику сделать первые литературные шаги. А Многомудрый Литрекон тоже мечтает о том, чтобы читатели его превзошли, и выносит на их суд анализ поэмы «Руслан и Людмила» по плану.

История создания 

Считается, что первоначальный замысел создания своего знаменитого произведения у Пушкина возник еще в лицейский период. Однако всерьёз писатель занялся произведением лишь в 1818-1820 годы. Александр Сергеевич чётко поставил перед собой цель — написать поэму, в которой будут присутствовать сказочные мотивы с изображением «духа богатырского».  На создание произведения «Руслан и Людмила» повлияли работы таких известных авторов, как Вольтер и Ариосто. 

Также на написание поэмы повлияла и книга Н.М. Карамзина «История государства Российского». Из книги известного писателя Пушкина взял имена для своего произведения: Ратмир, Рогдай, Руслан. 

Не секрет, что Александр Сергеевич болел во время создания поэмы. Но это ему помогло, а не помешало. Болезнь дала ему немало времени для написания произведения, которое впоследствии станет одной из его главных работ. Светская жизнь очень отвлекала автора и вынуждала его тратить самое продуктивное время на бесполезные увеселения.

Как известно, литературный наставник Пушкина, В.А. Жуковский, высоко оценил сказку своего протеже. Но как только первые отрывки из поэмы Пушкина вышли в свет, многие критики отозвались о них отрицательно. Они называли его произведение неприличным и безнравственным. Но, несмотря на возмущение критиков, поэма пользовалась огромным успехом в читательской среде. Царская критика вновь сделала рекламу для творчества Пушкина. Более того, очередное наказание вдохновило автора. Во время пребывания в ссылке на Кавказе Пушкин написал эпилог к произведению. Его можно считать отдельным произведением, поскольку он сильно отличается от остального шутливого повествования. Именно данный эпилог ознаменовал начало творческого пути Александра Сергеевича Пушкина в духе романтизма. 

Жанр, направление, размер

Поэма «Руслан и Людмила» —ироничная и шутливая русская поэма-сказка. Произведение базируется на свободной поэтике. Произведение Пушкина написано астрофическим четырехстопным ямбом. 

Поэму автор создал в иронической манере. Все герои в той или иной мере высмеиваются автором. «Подумала и стала кушать» — так поэт отзывается о стойкости и гордости Людмилы, попавшей в плен. Злодей в книге внушает скорее жалость, чем страх. Пленница постоянно обманывает его, а на схватку с главным героем невозможно смотреть без смеха. В произведении находят отражения такие направления в литературе, как сентиментализм, классицизм и рыцарская романтика. 

Кроме того, поэма впитала в себя глубокие патриотические чувства своего времени. «Руслан и Людмила» представляет собой героическую поэму, отражающую патриотические настроения 1812 года. 

Суть: о чем поэма?

В самом разгаре пир в честь бракосочетания Людмилы, дочери князя, и Руслана, самого храброго воина. Все веселятся, кроме других претендентов на руку красавицы — Ратмира, Рогдая и Фарлафа. Однако их мотивы для брака более прозаичны, чем чувства Руслана. И вот когда влюбленные поднимаются в опочивальню, в комнаты врывается злой маг — Черномор. Пользуясь магической силой, он уносит Людмилу в свою резиденцию. Князь опечален похищением и обижен на Руслана, ведь он не защитил невесту. Он объявляет конкурс на спасение дочери: витязь, освободивший ее, женится на ней. Тут же Ратмир, Рогдай и Фарлаф отправляются на поиски. Как и Руслан.

Все герои едут за Людмилой, но разъезжаются по разным дорогам. Руслан попадает к волшебнику финну, который рассказывает о Черноморе и его мотивах. Маг силен, но очень стар, и в этом его главная проблема. Он живет в горах, куда трудно добраться, но финн сориентировал Руслана и помог советами. 

История финна драматична и комична одновременно: он добивался любви надменной красавицы Наины. Но она отказала пастуху. Финн стал воином и принес много сокровищ. Но и тогда Наина отвергла его любовь. После этого герой изучил магию и приворожил прелестницу. Но не знал финн, что прошло уже очень много лет. Наина состарилась, и в него влюбилась уже древняя старуха. Финн с отвращением бежал от нее. А избранница возненавидела его. Она так и не вышла замуж со своим характером и стала ведьмой.

В это же время автор показывает, чем заняты другие воины. Жестокий и вероломный Рогдай решает найти Руслана и убить его, чтобы было меньше сильных соперников. Он встречает Фарлафа, который спал до обеда и кушал. Фарлаф трусит и убегает. На пути Рогдая появляется Наина. Она указывает путь Руслана. А Фарлафу она советует ехать домой. Ведьма предрекает, что Фарлаф и так добьется руки Людмилы. Он следует ее совету.

Рогдай догоняет Руслана, начинается бой. Схватка Руслана и Рогдая привела к поражению последнего. Рогдай упал в воду и утонул. 

В это время Наина прилетает к Черномору в образе птицы и рассказывает ему о Руслане. Маг не боится соперника, ведь пока еще цела его волшебная борода — источник силы. Наина улетает. Но у Черномора другая проблема — Людмила пропала. Оказывается, он обронил шапку-невидимку, и красавица ею воспользовалась. Никто не может ее найти.

Руслан продолжил путь и обнаружил огромную голову павшего великана. Голова была не расположена к беседе. Она громко свистела и пыталась отогнать Руслана. Но богатырь выдержал испытание и попытался договориться с головой. Выяснилось, что великан был братом Черномора. Но карлик завидовал ему и хитростью победил брата. Голова великана была обречена на вечное проклятие, ее удерживали на земле чары Черномора. Узнав о беде Руслана, голова согласилась его пропустить и поведала об уязвимости злого мага: вся сила Черномора скрыта в его бороде. Если ее отрубить, карлик лишится сил. Руслан ночует возле головы и отправляется дальше. А в это же время отважный Ратмир встречает юных красавиц и остается с ними в замке, забыв о Людмиле.

Черномор выманил Людмилу, прикинувшись ее раненым женихом. Но его сладкие речи прерывает появление настоящего Руслана. Он зовет мага на бой. Черномор скрывает невесту с помощью шапки-невидимки и принимает вызов. Тяжел бой с чародеем, но Руслан хватает его за бороду. Два дня носит его Черномор на себе, но не сдается храбрец. И тогда маг лишился сил и признал победу Руслана. Витязь отрезал бороду, но не нашел Людмилу, скрытую шапкой невидимкой. Случайным ударом он сбил шапку, но невеста спала беспробудным сном. Отчаявшийся Руслан услышал голос финна, который посоветовал витязю вести Людмилу в Киев, чтобы там она очнулась. Руслан пустился в обратный путь, а по дороге увидел Ратмира в образе рыбака. Он нашел счастье с другой женщиной и мирно пропустил Руслана.

В это же время Наина решила погубить Руслана. Она подговорила Фарлафа напасть на спящего витязя, убить его и похитить Людмилу, приписав подвиг себе. Так он и сделал. Но не получается у хитреца пробудить княжну. С этим он и едет в осажденный печенегами Киев. А к Руслану на помощь пришел финн. Он напоил героя живой и мертвой водой, благодаря чему Руслан воскрес. Финн подарил ему волшебное кольцо, которое поможет оживить Людмилу. Руслан мчится в Киев.

В борьбе с печенегами именно Руслан оказывается храбрее и сильнее всех. Он помогает освободить город и предстает перед князем. Прикосновение кольца пробуждает Людмилу. Фарлаф признается в обмане, его прощают. Черномор становится слугой во дворце. Главные герои воссоединяются.

Главные герои и их характеристика

В произведении представлены три основных действующих лица: Людмила, Руслан и Черномор. Но другие главные герои в поэме «Руслан и Людмила» могут быть перечислены и охарактеризованы, если в этом есть необходимость. Напишите Литрекону в комментариях, хотите ли Вы продолжения списка? И он добавит его в ближайшее время.

Руслан Руслан символизирует стойкость духа, мужество и героизм. Он добрый и открытый рыцарь, который рискует своим благополучием ради спасения невесты. Это герой, который твердо уверен в своей цели и жизненном предназначении. Он готов добиваться желаемого любой ценой, несмотря на все препятствия и трудности. Но при этом для Руслана неприемлемы измена, бесчестье, подлость, хитрость. Он выступает за честный поединок и не готов унизить свое достоинство ради победы. Именно в образе Руслана выражена авторская позиция: никогда не нужно сдаваться, как бы тяжело ни было. На успех в любом деле способны лишь искренние и добрые люди, способные на самопожертвование и милосердие. 
Людмила Людмила предстает в произведении типичной русской красавицы. У героини длинные косы, она обладает привлекательной внешностью. Она не может силой постоять за себя, но у нее достаточно смекалки, чтобы уберечь свою честь. За скромной и тихой героиней скрывается храбрая и сообразительная девушка. Героиня, испугавшись Черномора, изо всех сил защищает себя от приближающейся опасности. Тем не менее, Людмила не спешит сыграть мужскую роль. Она получает шапку-невидимку, однако не стремится сбежать, ведь ждёт, когда придут к ней на помощь. Она воспитана в традиционном патриархальном обществе, поэтому не обладает мужскими чертами характера.
Черномор Мстительный, злобный и коварный персонаж произведения Пушкина. Маг, чародей, изгнанник. Человек, который не смог адаптироваться в мире людей и нашел себя в чернокнижии. Но даже ему не чужды простые человеческие стремления. Черномор одинок и жаждет внимания к себе. Женитьба на княжне — это его шанс заявить о себе и скрасить одиночество. За его волшебной силой скрывается слабость духа, поэтому он не может даже приручить Людмилу. Это карикатурный злодей. Поэма Пушкина отчётливо показывает границу между добром и злом, между положительными и отрицательными героями. 

В произведении представлено немало и второстепенных персонажей. Так, поэма начинается с описания князя Владимира, его гостей и детей. Соперниками главного героя Руслана являются хан Ратмир, Фарлаф и Рогдай.  Однажды в пещере Руслан знакомится со стариком финном, от которого узнает историю его возлюбленной Наине. Также писатель описывает,  как Людмилу обслуживают три красивые девушки-рабыни. 

Темы

Тематика поэмы «Руслан и Людмила» может быть дополнена Многомудрым Литреконом, а пока он перечислил лишь основные темы:

  1. Любовь. Лишь истинное чувство привело Руслана к цели и принесло счастье героям. В то же время автор осуждает другие мотивы для брака: жадность Фарлафа, легкомыслие Ратмира, жажду власти Рогдая. Все витязи любили не Людмилу, а ее положение или ее красоту. Один лишь Руслан смог по-настоящему проникнуться любовью к ней и освободить ее.
  2. Патриотизм. Сказочный сюжет дополняет историческое повествование о судьбах родины. Противостояние печенегов и Киевской Руси является историческим фактом. Автор вводит этот мотив, чтобы показать настоящий героизм и самоотверженность Руслана. По его мнению, идеальный сказочный принц должен быть защитником Родины. В битве за Русь Руслан демонстрирует свою готовность стать не только мужем Людмилы, но и князем Киевским.
  3. Милосердие. Положительные герои в поэме не убивают и не мстят — это очень важный посыл автора. Чтобы люди жили как в сказке, необходимо научиться прощать. Ни Черномор, ни Фарлаф не получают серьезного наказания за свои преступления. Их исправляют раскаяние и возможность заслужить прощение.
  4. Счастье. Каждый герой сказки ищет свое счастье, но многие люди безвозвратно его потеряли, предъявляя завышенные требования к судьбе. Эту ошибку совершила Наина, отказавшая всем женихам. В эту же ловушку попал Рогдай, который хотел получить все и сразу бесчестными методами. Зато истинное счастье нашел Ратмир, уединившийся со своей избранницей и отвергнувший суету больших амбиций. Истинное наслаждение автор видит в любви, а не во власти и не в богатстве.

Проблемы

Объемная проблематика поэмы «Руслан и Людмила» сокращена до небольшого списка. Если нужно расширить — не поленитесь написать об этом Литрекону. Он все добавит.

  1. Эгоизм. Черномор обезумел от ощущения собственной важности и стал делать безнравственные поступки, потому что его самолюбие оправдывало все мерзости и пороки. Он думал, что ему все дозволено, ведь вино собственного величия ударило ему в голову. Но эгоизм отделил героя от людей и лишил его их любви и поддержки. Он вынужден похищать женщин, обманывать родственников, ведь самовлюбленный карлик не может вызвать симпатию сам по себе. Первопричина всех грехов и несчастий Черномора заключается в его раздутом эго.
  2. Гордыня. Чрезмерная гордость лишает людей счастья и любви. Это доказывает пример Наины: красавица слишком высоко ценила себя, а потому осталась одна. Молодость быстро прошла, прелести увяли, а высокомерие осталось. Героиня стала ведьмой в прямом и переносном смысле.
  3. Подлость. Многие люди готовы на все низости, лишь бы достичь желаемого. Фарлаф обманул и убил спасителя Людмилы, чтобы присвоить его подвиг. Этот поступок ужасен, и цели его не оправдывают. Стремление к успеху никогда не будет достаточным основанием для подлости. Непорядочные люди обязательно поскользнутся на крови тех, через кого они переступили. 
  4. Жестокость. Зло никогда не породит добро, даже если оно становится средством достижения хорошего результата. Рогдай не смог стать победителем и спасти Людмилу, ведь он хотел сделать это, убив ее жениха. Жестокость и стала той силой, которая погубила его же самого.

Основная идея

Смысл произведения Пушкина «Руслан и Людмила» заключается в нравственной победе над злом. Только милосердие, честность, смелость и мужество могут решить проблему и спасти каждого из нас. А вот жестокостью, подлостью, бесчестностью люди только усложняют жизнь себе и окружающим. Эти средства к благой цели не приведут.

Кроме того, вся поэма Пушкина пронизана патриотическими мотивами. Данный настрой можно проследить в поступках и речах героев произведения. Главная мысль поэмы «Руслан и Людмила» состоит именно в передаче чувства истинной и чистой любви. Любви к земле, к избраннице, к своему очагу. Эти чувства возвышают личность и дарят силы для преодоления преград. Пушкин показал национальный русский характер и источник его силы — любовь к дому и готовность защитить то, что дорого. 

Чему учит?

Известная поэма Александра Сергеевича Пушкина учит читателя тому, что предательство всегда будет наказано, независимо от причин, которые послужили поводом для данного поступка. Не секрет, что добро всегда сильнее зла, и это поэт доказывает в своей сказке. Также Пушкин призывает читателей, несмотря ни на какие трудности и препятствия, стремиться добиваться своей цели. 

Автор поэмы «Руслан и Людмила» заставляет задуматься о том, как важно человеку черпать силы в любви, а не в ненависти, тщеславии или алчности. Только благие намерения и помыслы ведут нас к счастью и самореализации. А пороки никогда никому не помогали стать лучше и найти настоящего себя.

Художественные особенности 

Пушкин, создавая свою поэму, использовал различные средства художественной выразительности. Так, в произведении немало эпитетов: «чудесный гений», «очи голубые», «голос милый», «ложь прелестная» и другие. Перечислим и друзе тропы в поэме «Руслан и Людмила»:

  1. Метафоры: «певец видений», «поэзии гений»
  2. Гипербола: «благодарю сердечно бога»
  3. Олицетворения: «пленили картины», «сердце тронутое»
  4. Сравнение: «Покрылись кудри золтоые, И грудь, и плечи молодые Фатой, прозрачной, как туман… «.

Также Александр Сергеевич нередко в своих произведениях использовал лирические отступления. Не исключением стала и поэма «Руслан и Людмила»:

Друзья мои! а наша дева?
Оставим витязей на час;
О них опять я вспомню вскоре.
А то давно пора бы мне
Подумать о младой княжне
И об ужасном Черноморе.»

Критика

Критики довольно не однозначно отзывались о знаменитом произведении Пушкина. Поэмой Александра Сергеевича восхищался русский писатель Максим Горький: 

«Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко. 

С мнением Горького согласились и И.И. Дмитриев, К. А. Полевой, С.М. Бонди. 

Литературные критики не раз отмечали тот факт, что произведение Пушкина проникнуто глубоким смыслом. Эта поэма рассчитала не только на младшего читателя, несмотря на то, что это сказка. Произведение учит, что любовь побеждает все невзгоды. Александр Сергеевич в собственной манере донёс до читателя мысль: во что бы то ни стало идти к своей цели и мечте и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. «Счастье любит смелых», — об этом заставляет помнить Пушкин каждого человека. 

Автор: Виктория Комарова

Конспект
урока по предмету «Литературное чтение»

УМК:  любой

Предметная  область: литературное чтение

Тип урока:  урок-обобщение,урок-игра

Класс:  З

Тема: Сказки А.С Пушкина

Цель: расширить знания обучающихся о биографии писателя, вспомнить его
произведения.

закрепить знания,
полученные на уроках чтения.

Задачи:

Учебные задачи.
направленные на достижение личностных   результатов обучения:

-формировать
внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

-развивать учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу

-развивать
способность к самооценке:

 -развивать
этические чувства.

Учебные задачи,
направленные на достижение метапредметных      результатов обучения:

-продолжать учить действовать
по словесной инструкции,

-развивать умение
анализировать, делать выводы, сравнивать явления, признаки:

-развивать познавательный
интерес к окружающему миру и познавательную активность:

-развивать
зрительное внимание, память, логическое мышление, воображение, речевую
активность обучающихся, коммуникативные навыки:

-вырабатывать
умение договариваться о совместной работе, ее содержании;

-учить работать
вместе. уступать, помогать друг другу, вырабатывать умение радоваться успехам
своих товарищей при создании работы.

Учебные задачи.
направленные на достижение предметных  результатов обучения:

образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка
знания текста, оценка знаний учащихся; совершенствовать навыки, расширять
словарный запас учащихся:

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать
познавательную потребность, хороший эстетический вкус; прививать чувство
патриотизма, воспитывать любовь к книге

развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи
учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать,
обобщать, анализировать, развивать творческие способности детей

Личностные УУД: самостоятельно определять и высказывать
самые простые общие для всех правила, делать осознанный выбор, различать
основные нравственно-этические понятия, соотносить поступок с моральной нормой,
выражать положительное отношение к процессу познания, приводить примеры.
опираясь на свой жизненный опыт

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения
ее результата, планировать решение учебной задачи, выстраивать последовательность
необходимых операций, корректировать деятельность, вносить изменения в процесс
с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения,
осуществлять итоговый контроль деятельности, анализировать собственную работу

Познавательные УУД: находить необходимую информацию.,
использовать ее в соответствии с поставленной учебной задачей, ориентироваться
в источниках информации, классифицировать объекты, высказывать предположения,
обсуждать проблемные вопросы, выявлять при решении различных учебных задач
известное и неизвестное

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, совместно
договариваться о правилах работы в группе, различать особенности диалогической
и монологической речи. воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.

Межпредметные связи: окружающий мир. русский язык, театральное
искусство, музыка.

Оборудование:          карточки
и конверты с заданиями для работы в парах и группах. карточки с            домашним
заданием, выставка книг А.С. Пушкина, портрет писателя, толковый словарь
русского языка, предметы для инсценировки, рисунки детей , тематические
картинки, презентация к уроку, отрывки мультфильмов

 

Ход урока

  1. Организационный момент

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

(учащиеся настраиваются на работу)

  1. Подведение к теме урока

Эпиграф урока: «Сказка — ложь, да в ней намек.
Добрым молодцам урок»
.

Учитель:
 

— А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических
событиях.
)

Работа со словарем

-Давайте поищем  определение в словаре

(СКА́ЗКА —  жанр фольклорного или
литературного повествования, в основе которого лежит фантастический
вымысел. )

-Что означает «фольклорного»? «литературного»?

(народная, авторская)

— Какие бывают сказки? ( Волшебные, бытовые, сказки о животных.)

— Правильно, ребята.

— Откуда авторы литературных сказок берут
сюжеты для своих произведений? (Чаще
всего заимствуют сюжеты из фольклора, т.е. литературная сказка — это авторская
обработка сказки народной.
)

 А вы знаете, кому принадлежат эти слова?
«Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок»
.  (А.С. Пушкину.)

— Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный
урок по теме «Сказки Александра Сергеевича Пушкина»

Выступление библиотекаря, обращение к
выставке книг

— Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Он в
детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания
собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше? (Сказки ему рассказывала его няня Арина Родионовна,
простая русская женщина.
)

— Правильно. За свою недолгую жизнь Пушкиным
было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас
с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны
его сказки. Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую
приготовили для вас ваши одноклассники. Какие красивые книги издаются сегодня,
не правда ли? Хочется читать их снова и снова. Я уверена, что эта история
повторится и с вашими младшими братьями и сестрами, с вашими детьми, потому что
сказки Пушкина читает и будет читать каждое поколение детей. А как вы думаете,
почему? Чем интересны эти произведения детям 21 века? (Учащиеся отвечают.)

— Маленький Саша Пушкин тоже очень любил
сказки, которые ему рассказывала его нянюшка Арина Родионовна. Заимствуя сюжеты
из народных ска­зок, он создавал собственные литературные сказки. Им было
написано (кто мне подскажет сколько?) сказок (ответы учащихся)

Учитель:

— Ребята! Сегодня я хочу предложить вашему
вниманию необычный урок, подготовленный с вашей помощью, и провести его в форме
игры — соревнования.

От вас потребуется только желание правильно
отвечать на вопросы, предложенные ведущими. Внимательно слушайте задания
ведущих, поднимайте руки для ответа. За ходом нашего соревнования будет следить
справедливое жюри. Итак, можно начинать!

(Делятся на команды жеребьевкой- «Золотая
рыбка» и «Золотой петушок»)

Задание 1.

Через одну минуту вы должны представить нам
капитана , который будет следить за порядком в вашей команде и назначать
отвечающего.

Конкурс 1. Все сказки в гости к нам.

— Какие сказки Пушкина вы знаете?

1. «Сказка о царе Салтане».
2. « Сказка о золотом петушке».
3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
4. «Сказка о рыбаке и рыбке».
5. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Конкурс 2. Экспресс-опрос (тест каждой
команде)

Вопросы задаются сначала одной команде, затем
другой. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда затрудняется, то
может ответить соперник, зарабатывая тем самым дополнительные очки.

Вопросы для команды №1.

1. Кто звал Балду тятей? (Попенок)
2. Что прочитали царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку? (Указ)
3.Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)
4. Какое домашнее животное было с царевной — невестой Елисея? (Пес)

5.Что кричал петушок в случае опасности? (Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку)
6. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок»? (Сказка о золотом петушке)

Вопросы для команды №2.

1. Кем был бесенок по отношению к старому бесу
в «Сказке о попе …» (Внук)
2. Кто по званию был Елисей, который разыскивал свою невесту? (Королевич)
3. Что принесло на берег бочку с сыном и матерью. (Волна)
4. Где жили старик со старухой у самого синего моря? (В ветхой землянке)

5. Какую песню
пела белка в «Сказке о царе Салтане»? (Во
саду ли, в огороде)

— Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

Конкурс 3. «Сказка о рыбаке и рыбке».

За одну минуту перечислить по порядку все
желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке».

(Корыто — изба —
столбовая дворянка — вольная царица — владычица морская)

-С чем осталась
старуха в итоге? (с разбитым корытом)

Конкурс 4. Узнать героя по портрету.

Описания портретов читаются по очереди то для
одной, то для другой команды. За правильный ответ — 1 балл, за название сказки
— еще 1 балл.

Вопросы для команды №1.

1. В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.  (Старуха —
столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

2. Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. (Царевна. «Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях».)

Вопросы для команды №2.

1. Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.(Царица — мачеха.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

2. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама — то величава,
Выступает, будто пава. (Царевна — Лебедь. «Сказка о царе Салтане».)

Конкурс 5. Сказочный предмет.

-Я буду
показывать вам предмет, а вы должны
 назвать
сказку, где встречается данный предмет. За правильный ответ — 1 балл.

Яблоко
«Сказка о мертвой царевне…»
Зеркало — «Сказка о мертвой царевне…»
Сеть — «Сказка о рыбаке и рыбке»
Рыбка — «Сказка о рыбаке и рыбке»
Орех — «Сказка о царе Салтане»
Веревка — «Сказка о попе и работнике его балде»
Мешок — «Сказка о золотом петушке»

Конкурс 6. Восстановить текст.
(карточки)

В течение 2 минут восстановить данный отрывок
из «Сказки о мертвой царевне» Побеждает команда, которая справилась быстрее

1. Постой, —
Отвечает ветер …
Там, за речкой …
Есть … гора,
В ней … нора;
В той норе, во тьме …

 Гроб качается…
На цепях между столбов. Не видать ничьих следов
Вкруг того … места,
В том гробу твоя невеста.

Подсказки (Буйный,
тихоструйной, высокая, глубокая, печальной, хрустальный, пустого.)

Конкурс 7. Продолжить фразу.

За правильное продолжение фразы командам
присуждается 1 балл и 1 балл за название сказки, из которой она взята.

1. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
Жили они в ветхой землянке….

(Ровно тридцать
лет и три года. «Сказка о рыбаке и рыбке»).

2. Жил — был поп,
Толоконный лоб,
Пошел поп по базару…

(Посмотреть
кой-какого товару. «Сказка о попе и работнике его Балде»)

3. Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово…

(Семь торговых
городов

Да сто сорок теремов.
«Сказка о мертвой
царевне…»)

4. Улетела лебедь — птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так.

(Лечь решились
натощак. «Сказка о царе Салтане»)

5. Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь…

(Не мышонка, не
лягушку,

 А неведому
зверюшку.

«Сказка о царе Салтане»)

6. В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут..

(Туча по небу
идет,

Бочка по морю плывет.
«Сказка о царе Салтане»)

7. И соседи присмирели,
Воевать уже не смели;
Таковой им царь Дадон…

(Дал отпор со
всех сторон. «Сказка о золотом петушке»).

8. И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был…

(Мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
«Сказка о мертвой
царевне…»
)

Конкурс 8. Конкурс капитанов. Законы
жанра.

1)Назовите законы, каким подчиняется жанр
«Сказка».

2) Объясните смыл фразы:  «Сказка — ложь, да в ней намек…».

Конкурс 9. Инсценировка сказки

Учащиеся показывают инсценировку отрывка сказки
(на выбор)

Конкурс 10. Сказочный порядок

(Задания даются каждой команде одинаковые 
(2 экземпляра картинок). Выигрывает та команда, которая выполнит их быстрее.

1. На столах выложены картинки с
изображением насекомых муха, шмель, комар из «Сказки о царе Салтане».
Дети должны разложить их в «сказочной» последовательности: князь Гвидон сначала
превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.

2. На столах  выложены картинки с
изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той
последовательности, в которой царевич Елисей из сказки «О мертвой царевне»
обращался к ним с вопросом о своей невесте (солнце, месяц, ветер)

3. На столах  выложены животные: заяц,
коза, слон, лиса, лошадь.
Дети должны выбрать тех животных, которые помогли
Балде из сказки «О попе и работнике его Балде» обхитрить чертят. (заяц, лошадь)

Конкурс 11. Числа

( Каждая команда вспомнит все числа,
которые встречались в сказках А.С. Пушкина!

— Сколько лет рыбачил старик?  33 года

— Сколько раз кидал старик невод прежде чем
поймать золотую рыбку? 3 раза

— Сколько раз ходил он с просьбами к рыбке?
5 раз (корыто, изба ,     дворянство, царица, владычица морская)

— Сколько просьб она выполнила? 4раза

— Сколько сыновей было у Дадона? (2 сына)

— Сколько раз летал царь Гвидон к Салтану?
(3 раза)

— Сколько девиц сидело вечером  под окном (3
девицы
)

— Сколько вышло витязей на берег? (30
витязей прекрасных
)

— Сколько было богатырей в сказке про
мертвую царевну? (7 богатырей)

— Сколько щелчков отвесил Балда попу? (3
щелчка)

Подведение итогов игры.

Заключительное слово учителя.  

Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, мы
не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. “Что за
прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Мир пушкинских сказок – это мир чудес,
тайн. Уже полтора столетия критики трудятся над разгадкой, и работы еще очень
много. Чем же так привлекают нас сказки этого писателя? Прежде всего,
необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и
большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы
становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти
сказки с нами навсегда.

Итоги урока.

Жюри подводит итоги, благодарит участников за
то, что с честью выдержали все испытания, награждает команды. Каждый ученик
получает оценку за какой-то вид деятельности, в котором он особенно преуспел.

Домашнее задание.

Кроссворд «А.С.Пушкин и его сказки» (кроссворд раздаётся всем учащимся)

https://urok.1sept.ru/articles/675528

https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/akhchtozaprieliestetiskazkiurokighraposkazkamaspushkinadliauchashchikhsia5klassa

https://урок.рф/library/urokviktorina_po_skazkam_a_s_pushkina_dlya_uchashihsya__091347.html

https://www.uchportal.ru/pushkin/skazki

https://skazki.rustih.ru/avtorskie-skazki/aleksandr-pushkin/

Отрывок из сказки александра сергеевича пушкина

Цель: Закрепить и уточнить знания детей о сказках Александра Сергеевича Пушкина.

Задачи:

  • Проверить знания детьми сказок А.С.Пушкина.

  • Расширить кругозор воспитанников.

  • Развивать у детей коммуникативные способности, познавательный интерес, творческое мышление.

  • Формировать навыки работы в команде, способствовать сплочённости детей.

  • Воспитывать любовь к русской литературе и художественному чтению.

Оборудование: Презентация к викторине. Разрезные картинки. Наливные яблочки. Волшебный сундучок. Предметы: яблоко, зеркало, верёвка.

Предварительная работа: Знакомство с поэтом. Чтение сказок А.С.Пушкина, слушание их в записи, просмотр мультфильмов по этим сказкам. Деление на команды. Придумывание названий команд, выбор капитанов. Подготовка грамоты, медалей и сладких призов.

Ведущий викторины учитель-логопед.

Ход викторины:

Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (показ портрета). Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. Его воспитывала няня Арина Родионовна (показ портрета). Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Няня часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Исполнение этих сказок очаровывало будущего великого поэта. За период своего творчества Александр Сергеевич написал 7 сказок, много стихотворений и поэм. Сегодня мы вспомним его сказки, с которыми вас познакомили родители и воспитатели. Итак, давайте начнём нашу викторину «Любимые сказки А.С.Пушкина». В викторине принимают участия 2 команды.

1 команда — «Кот учёный» и их капитан …, 2 команда — «Дядька Черномор» и их капитан…

Условия нашей викторины такие: я буду задавать вопросы или давать задание командам, за каждый правильный ответ вы будете получать вот такое наливное яблочко. Если команда, которой задали вопрос, ошибается, то на него может ответить другая команда. В конце викторины мы посчитаем яблочки, и выясним, какая команда лучше всех знает сказки А.С.Пушкина.

1 конкурс «Назови сказки правильно».

Ведущий: Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.

1 команде: «Сказка о рыбаке и …» (рыбке), «Сказка о попе и …» (работнике его Балде).

2 команде: «Сказка о Золотом …» (петушке), «Сказка о спящей царевне и …» (семи богатырях).

За каждый правильный ответ команды получают по 1 наливному яблочку.

2 конкурс «Собери картинку».

2 командам детей даются по одной иллюстрации сказок Пушкина, разрезанные на равные количества частей (8)

Ведущий: Дети, вам нужно собрать разрезные картинки с иллюстрациями сказок А.С.Пушкина и назвать к какой сказке ваша иллюстрация была сделана.

За правильно выполненное задание команды получают яблочко.

3 конкурс «Кто лишний»

Ведущий: Дети, я буду называть героев из разных сказок. Если герой из сказки А.С.Пушкина вы хлопните в ладоши, а если такого героя нет в произведениях Пушкина – будете топать.

1 команде: Чебурашка, семь братьев богатырей, лиса Алиса, Снегурочка, Золотой петушок, Конёк-Горбунок, старик, Колобок, Шамаханская царица, Вини Пух, Царевна-Лебедь.

2 команде: кот Леопольд, царь Салтан, Буратино, Золотая рыбка, сестрица Алёнушка, крокодил Гена, князь Гвидон, три поросёнка, Балда, Курочка Ряба, 30 витязей.

За правильные ответы команды получают наливное яблочко.

4 конкурс «Отгадайте отрывок из сказки».

Ведущий: Из какой сказки этот отрывок?

1 команде:

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

(«Сказка о попе и работнике его Балде»).

2 команде:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу …»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

За правильно названную сказку команда получает яблочко.

Подвижная игра «Море волнуется»

Ведущий: А сейчас дети поиграют в игру «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, сказочного героя Пушкина изобрази».

За удачно изображённого героя – яблочко.

5 конкурс «Волшебный сундучок».

Ведущий: Выходите капитаны команд. Вам предстоит достать из «Волшебного сундучка» по одному предмету, и назвать из какой сказки этот предмет.

Предметы:

Зеркало («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»).

Верёвка («Сказка о попе и работнике его Балде»).

За правильный ответ капитан получает наливное яблочко.

6 конкурс «Знатоки иллюстраций к сказкам».

Ведущий: На экране вы увидите иллюстрации к сказкам, кто первый правильно назовёт к какой сказке эта картина, тот получит яблочко.

(Дети называют сказки).

Итог:

Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Подсчитайте, сколько наливных яблочек собрала каждая команда. Команды набрали примерно равное количество яблочек, а это значит, что победила дружба! Всем полагается сладкий приз. Победителям вручается грамота и всем участникам медали «Знаток сказок А.С.Пушкина».

— Ребята, вам понравилась наша викторина?

— Что вам больше всего понравилось? Почему?

— И мне очень понравилось проводить с вами эту викторину. Вы все большие молодцы, хорошо знаете сказки А.С.Пушкина и отлично справились со всеми заданиями. Я хочу, чтобы и дальше вы много читали и знакомились с удивительным миром литературы. До скорой встречи!

Используемые источники:

  1. http://kladraz.ru/blogs/ana-yurevnavaneva/viktorinadliadeteistarshegodoshkolnogovozrastanashilyubimyeskazki.html

  2. http://vcegdaprazdnik.ru/contests/viktoriny/61118-viktorinaposkazkampushkinadlyadoshkolnikovviktorinasotvetami.html

  3. .neizvestniy-geniy.ru

Отрывок из сказки александра сергеевича пушкина

Отрывок из сказки александра сергеевича пушкина

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/458321-literaturnaja-viktorina-s-detmi-starshego-dos

6 июня наша страна отмечает 221-ю годовщину со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.

А.С. Пушкин — автор всем известных и любимых сказок. Не одно поколение детей выросло на сказках Пушкина, его творчество, ставшее неотъемлемой частью нашей культуры, сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сказки Пушкина написаны в живой и легко воспринимаемой стихотворной форме, созвучной народным напевам и сказаниям. Фольклор вдохновил поэта и обогатил его творчество красочными образами и сюжетами. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал Пушкин под впечатлением от рассказов своей няни Арины Родионовны, донесшей до него великолепие и мудрость народного творчества. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Сказочный мир Пушкина наполнен героями, созданными под влиянием фольклора, такими как царь Салтан, царевна Лебедь, кот ученый, богатыри, Балда, также здесь присутствуют исконно славянские мифологические персонажи — Кощей и Баба Яга с Избушкой на курьих ножках.

Как провести этот день с дошкольником? 

1. Немного биографии

Александра Сергеевича  знают не только в нашей стране. Он известен всему миру. Конечно, сначала был просто маленький Саша Пушкин. Родился он очень давно – 6 июня 1799 года. В то время ещё не жили ни вы, ребята, ни я, не было на свете даже моей бабушки. Саша жил в большой семье. У него были старшая сестра и два младших брата. А ещё у Саши была няня Арина Родионовна. В доме у них было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано – в три года.

Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства Арина Родионовна знала много сказок и очень хорошо их рассказывала. Арина Родионовна брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка… Эти сказки маленький Саша мог слушать подолгу. Но когда он вырос, он не забыл свою няню, он написал о ней стихотворение «Буря мглою небо кроет…» и, когда приезжал домой, обязательно слушал сказки и рассказы своей старенькой няни.

Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село, в Лицей – школу для мальчиков. Здесь он проучился шесть лет,встретил своих будущих друзей: Ивана Пущина, Антона Дельвига. В Царском Селе Пушкин начал писать свои настоящие стихи (можно продемонстрировать рисунок : Пушкин читает стихи своим друзьям). Пушкин любил рисовать и часто рядом со стихами он рисовал пером.

Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём мире. Его именем названы город, станция метро, улицы, площади. В Казани, в самом центре города стоит памятник поэту. Создан музей Пушкина.

Каждый год печатаются новые книги с его стихами, сказками. Но есть одна старая книга, которая хранится в музее. Учитель- Онегин Д. С. – прислал с фронта своим дочерям письмо и книгу со стихами Пушкина. Он думал, что погибнет на войне, не вернётся домой. В письме он написал, чтобы дочери хранили эту книгу, раненую в бою. Но он вернулся, много лет хранил эту книгу, а потом передал её в музей.

2. Посмотрите этот замечательный мультфильм в котором говорится о Великом поэте простыми, понятными любому ребёнку словами.

https://yadi.sk/i/ET5mbxBJpoSMog

3. С какого возраста  нужно читать детям Пушкина?

В соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой знакомство со сказками Пушкина начинается уже в 1 младшей группе (дети от 2 до 3 лет). Воспитатель читает отрывок из «Сказки о царе Салтане»

Конечно, педагог не сообщает детям автора и название сказки, а привлекает внимание малышей к кораблику с парусами, пущенному по воде. Предлагает всем подуть, посмотреть, как побежит кораблик на раздутых парусах. Вот так в игровой форме начинается знакомство с волшебными сказками великого поэта.

Во второй младшей группе (дети от 3 до 4 лет) воспитатель знакомит детей с отрывками из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

Образы солнышка, ветра, месяца дотупны и понятны детям этого возраста. Иллюстрации в книгах прекрасно дополняют чтение отрывков. Конечно, воспитатель вправе сам решать сообщать ли дошкольникам автора данных строк или нет. Я считаю, что уже в младшей группе дети вполне могут запомнить фамилию Пушкин.

В средней группе (дети от 4 до 5 лет) предагается заучивание отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»- «Ветер, ветер, ты могуч!». Работа над поэтическим прозведением включает в себя всегда предварительную работу- знакомство с новыми словами, объяснения их смысла, чтобы не отвлекаться на это во время чтения. Детям необходимо сообщить имя, отчество и фамилию поэта, показать портрет. Предложить вспомнить стихотворение про ветер, которое они уже читали ранее. Если дети затрудняются, педагог читает. Здесь снова на помощь приходят иллюстрации.

Почему объяснение новых слов так важно в работе над сказками Пушкина? Дело в том, что в них содержится столько архаизмов, т. е. слов, вышедших из употребления, что дошкольнику будет очень трудно понять смысл целой фразы. Следует привести примеры архаизмов: ланиты (щеки, выя (шея, длань (ладонь, внемлить (слушать).

Сказки Пушкина нужно читать очень внимательно, а не вырывать какие-то места для запоминания.

Так в старшей группе знакомство со сказками продолжается чтением «Сказки о царе Салтане,сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сказка достаточно большая по объему, поэтому прочитать за один раз не получится. Значит, это будет чтение с продолжением. Здесь можно использовать прием-запомнить место, на котором остановились, а в следующий раз предложить вспомнить. 

В подготовительной к школе группе детям читают «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

4. А теперь можно и повтворить.

Рисуйте, делайте поделки, аппликацию. Здесь Вас никто не ограничивает. Дайте полёт фантазии.

  • Отрывок из рассказа юрия казакова арктур гончий пес изложение 7 класс
  • Отрывок из рассказа чехова степь
  • Отрывок из рассказа робинзон крузо
  • Отрывок из рассказа муму
  • Отрывок из рассказа сирень юрия нагибина