Отрывок из рассказа уроки французского

Класс 7тема виновен - отвечайтип урокаоткрытие нового материалацель урока:-понять неизбежность справедливого наказания за совершнные преступления;-охарактеризовать кто такой законопослушный гражданин;-узнать, что

Класс   7

Тема  Виновен — отвечай

Тип урока

Открытие нового материала

Цель урока:

-Понять неизбежность справедливого наказания за совершённые преступления;

-Охарактеризовать кто такой законопослушный гражданин;

-Узнать, что такое противозаконное поведение.

Задачи урока:

Образовательные:

-Подвести к пониманию понятий «закон», «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки».

Развивающие:

-развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;

-учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания; умение работать в группе

-развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы.

Воспитательные:

-Формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.

Универсальные учебные действия:  

1.Личностные: осознать необходимость правовых норм общества.

2.Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

3.Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

4.Коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Образовательные ресурсы

Презентация «Виды преступлений» [Электронный ресурс].

Учебник — Обществознание 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. — М: Просвещение 2017 — 159 с.: ил., карт.

Оценочный лист

План урока

1. Знать закон смолоду.

2. Законопослушный человек.

3. Противозаконное поведение.

4. Закон наказывает .

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Закон, правонарушение, преступление, проступок.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: организовывать свое свободное время. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно

понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности

Конспект урока

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

Настрой на урок: 

Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ»
Пусть урок принес вам новые открытия, успехов вам.

Так как мы являемся строителями храма, мы должны быть здоровыми и крепкими. Поэтому следим за осанкой.

  1. Мотивация к учебной деятельности (на экране)

-Послушайте отрывок из книги писателя Н.И. Ветрова «Если бы я знал За-кон»

В книге писателя Н.И. Ветрова «Если бы я знал Закон» письмо присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса. «Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и про-клинаю тот день когда пошел с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством…  думал ли я о последствиях? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон  так строг и что есть в нем конкретные статьи, называющие наши действия преступлением.  И только сидя перед следователем, стал вникать в понятие «закон, «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержание этих слов просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни… поверьте мне, так хочется на свободу..»

Вопросы к классу:

-О чем этот документ?

-Какое отношение он имеет к теме нашего урока?

3.  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения на доске .

 -Повторим изученное.

Выполните тестовые задания.

Тест «Для чего нужна дисциплина»

  1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека:

а) право;        б) дисциплина;        в) мораль.

  1. Все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности в соответствии с (со):

а)        трудовой дисциплиной;

б)        специальной дисциплиной;

в)        общеобязательной дисциплиной.

  1. В отрывке: «Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом» речь идет о (об):

а)        военной дисциплине;

б)        трудовой дисциплине;

в)        учебной дисциплине.

  1. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:

а)        внешняя;        б) внутренняя; в) личная.

  1. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:

а)        внешней дисциплине;

б)        внутренней дисциплине;

в)        формальной дисциплине.

  1. Внутренняя дисциплина основывается на:

а)        моральных нормах;

б)        самоконтроле;

в)        специальных правилах.

  1. Залог успешного самовоспитания:

а) совесть;        б) воля;        в) желание.

Взаимопроверка с последующим сравнением с эталоном. Результаты теста и результаты ответов фиксируем в оценочном листе.

— Почему общество нуждается в порядке? (чтобы люди чувствовали себя спокойно и комфортно)

-Какова роль закона в обществе?  (сохранять установленный порядок).

-Что такое противозаконное поведение? (действие которое запрещено законом)  

-Почему государство наказывать всех за противозаконное поведение? (чтобы сохранить порядок)

-Всех ли государство наказывает одинаково за противозаконное действие? (Вопрос фиксируется на доске.  

Ответ детей : Нет, всех по-разному. )

-Почему возникает разница в наказании? Те кто ответили на этот вопрос, вы уверены, что ответили правильно? Почему обосновать не можете?

— Как мы сформулируем тему урока? (противозаконное поведение и наказание за него; наказание за преступление)

-Тема нашего урока: Виновен-отвечай

Проблемный вопрос:

Почему человеку легче соблюдать внешнюю дисциплину, чем внутреннюю?

4.  Выявление причин затруднения

Почему мы не можем сразу ответить на вопрос урока? Мы не знаем Признаков противозаконного поведения. Т.е почему мое действие противозаконно . Почему за одни проступки  судят строго, лишают свободы, а за другие выписывают штраф? Почему наказание несовершеннолетних отличается от наказания взрослых людей? На какие вопросы нам предстоит ответить? (ответы детей).

5.  Построение проекта выхода из ситуации 

            Что нам нужно сделать чтобы ответить на вопрос? (составить план)

Учитель дает этапы выполнения плана,  учащиеся выставляют их правильную последовательность  .

План урока:

1. Знать закон смолоду.

2. Законопослушный человек.

3. Противозаконное поведение.

4. Закон наказывает .

-Запишите в тетрадь.

Что нам поможет для достижения цели?(Учебник) . Мы будем разбирать сложные, но очень важные понятия: «преступление», «проступок», «наказание».

Построим алгоритм наших действий.

1.Прочитать пункт плана.

2.Послушать задание.

3. Ответить на вопросы.

4. Сделать вывод.

6.Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать

7.  Реализация построенного проекта .

1 . Знать закон смолоду.

-Прочитайте пункт.

-Послушайте три истории из судебной практики.(читают по очереди):

1)Утром Петр поссорился с Александром, а вечером подстерег его и нанес смертельный удар. Александр скончался на месте.

2) Мальчики сделали рогатки и отправились в ближайший парк, чтобы опробовать их на птицах. Но произошло несчастье. Подросток случайно попал из рогатки камнем в глаз друга, и тот остался на всю жизнь инвалидом.

3) Сотрудник полиции после многочасовых переговоров с преступником, державшим в заложниках школьников и учительницу, ради спасения детей убил его выстрелом из снайперской винтовки.

Вопрос к классу:

-Что объединяет эти три случая?( ответы детей).

-Вы правы, во всех случаях речь идет о нарушении прав. Вернемся ко второй истории. Мальчики в полиции плакали и горько раскаивались в содеянном. Они повторяли одну и ту же фразу : « Мы же не знали, что так случится и нам придется отвечать за свои поступки».

-Как вы думаете, что ответили им работники полиции?(…)Незнание закона не освобождает от ответственности. Закон надо знать смолоду.-запишите в тетрадь.

-Согласны ли вы с этим утверждением? Своё мнение аргументируйте.(…)

2. Законопослушный человек.

Задание: работая с п.2 §6 учебника составьте словесный портрет законопослушного человека. Результаты представьте как интеллект карту.

Имеет активную жизненную позицию            знает законы                уверенно пользуется своими правами.Отрывок из рассказа уроки французскогоОтрывок из рассказа уроки французскогоОтрывок из рассказа уроки французского

Соблюдает законы                          законопослушный человек                     уважает чужое мнениеОтрывок из рассказа уроки французскогоОтрывок из рассказа уроки французскогоОтрывок из рассказа уроки французскогоОтрывок из рассказа уроки французского

 Осознает последствия своих поступков                         честно выполняет свои обязанности

-Сделаем вывод. (…) Желающие ученики озвучивают задание.

(Законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность. Законопослушный человек уверенно пользуется всеми правами, честно выполняет свои обязанности. Можно сказать, что руками законопослушных людей создаются богатства нашей страны. Законопослушные люди составляют большую часть нашего народа. Это нормально, когда люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость.)

-Изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с.49 учебник и ответьте на вопросы после него.

-В каких детских играх есть правила, напоминающие первобытное табу? А существуют ли подобные правила в нашей повседневной жизни?(права, правила….)

8.  Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи .

3) Противозаконное поведение.( Учащимся предлагаются задания, на которые нужно ответить используя новые термины. )

-Иногда мы становимся свидетелями мелких нарушений права.

Задание : изучите иллюстрации на с.51 учебника, ответьте на вопросы после них и сделайте выводы.

Работа в группе.: приведите примеры малозначительных проступков и исследуйте их последствия. Почему они являются противозаконными?(…)Такое поведение причиняет вред людям и всему обществу, ведет к нарушению порядка в обществе. Найдите определение на с.50 и выпишите в тетрадь. (Противозаконным называют такое поведение, которое запрещено законом.

Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» с.51 учебника и ответьте на вопросы после него. Почему авторы учебника считают А.Ф.Кони мудрым человеком?(…)

Вывод.

9.  Самостоятельное задание с самопроверкой по эталону.

4) Закон наказывает.

Задание: Просмотрите презентацию «Виды правонарушений». Назовите их, чем они отличаются.

Дать определение понятий.

преступление, проступок.

Учащиеся работают самостоятельно.  

Проверяют работу по эталону.  

10.  Включение в систему знаний и повторение.

Сможете ли вы в дальнейшем использовать открытые знания?

Оценка за работу на уроке. (ученики ставят сами себе)

11.  Рефлексия учебной деятельности.

− Что нового вы узнали на уроке?

− Какую цель вы ставили перед собой?

− Вы достигли поставленной цели?

− Как вы достигали цели?

− С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?

− Как вы выходили из затруднений?

Результаты оценочного листа, выставление оценок за урок.

12. Домашнее задание по выбору:

 1.§ 6 читать  , ответить на вопросы «Проверим себя».

2. .§ 6 читать  , ответить на вопросы «В классе и дома»

Тема: Литература зарубежных стран. Американская народная песенка.

Содержательная: Повторение сведений о сказках, устном народном творчестве, народных песенках; знакомство с новым разделом.

Деятельностная: Формирование умения определять главную мысль произведения.

1. Развивать умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

2. Развивать умение задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

3. Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

4. Развивать умение создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме.

1. Развивать умение, на основе художественных произведений, определять основные ценности взаимоотношений с семьей, с друзьями, с животными (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

2. Развивать умение различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа.

1. Умение читать стихотворения;

2. Умение соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;

4. Умение определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

5. Знание о сказках Шарля Перро.

1. Умение, на основе художественных произведений, определять основные ценности взаимоотношений с семьей, с друзьями, с животными (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

2. Умение различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа.

1. Умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

2. Умение задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

1. Умение создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Образовательный ресурс: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч.Ч.2/ [Л.Ф. Лиманова, В.Г. Горецкий,

М.В. Голованова и др.]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018 – С. 171-175.

1.1. Приветствие

1.2.  Работа с высказыванием Ханса Кристиана Андерсена

2.1. Работа со шмуцтитулом

2.2. Речевая разминка

2.3.  Работа с авторским текстом

2.4. Работа с иллюстрациями

3.1. Беседа о народных песенках

3.2. Формулирование проблемы урока

4.1. Работа над темой урока

4.2. Формулирование цели и задач урока

5.1. Прослушивание актёрского исполнения песни

5.2. Проверка первичного восприятия

6.1. Перечитывание  песенки с остановками

6.2. Работа по картинке

6.3. Работа с партитурой

7.1. Выразительное чтение стихотворения  

7.2. Составление рассказов о дружбе старушки Фогг и бульдога по кличке Догг

Этапы урока, их

задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1 Этап мотивации

Задача:

создание

условий

для

возникновения у уч-ся

потребности включения в УД

  1. Приветствие

— Здравствуйте, ребята

— Меня зовут Виктория Александровна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

  1. Работа с высказыванием Ханса Кристиана Андерсена

Мне хотелось бы начать сегодняшний урок с высказывания великого датского  писателя Ханса Кристиана Андерсена: «В каждом уголке мира любят сказки».

— Как вы понимаете это высказывание?

— Вы правы. Дети всего мира любят сказки.

— Как мне кажется, каждый ребенок на свете, хоть раз в жизни, сочинял сказки.

— А сказки, которые известны во всем мире, сочиняют великие авторы.

— Помните ли вы, какие сказки, написал Ханс Кристиан Андерсен?

— Какие вы молодцы. Сколько сказок вспомнили.

— Предположите, почему мы говорили о Х. К. Андерсене и сказках.

Приветствуют учителя

 Сказки любят не только русские дети, но и дети живущие в других странах.

 «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Снежная королева», «Русалочка» 

Ответы учащихся

Фронтальная

Фронтальная

Л1

Р1

К1

К2

К3

2. Этап актуализации

и пробного учебного

действия

Задача:

повторение

изученного

материала,

необходимого

для

«открытия

нового

знания»,

подготовка

мышления

уч-ся,

организация осознания

ими

внутренней

потребности

к

построению

УД

и

фиксирование каждым из

них

индивидуального

затруднения в пробном

действии

2.1. Работа со шмуцтитулом

— Давайте проверим ваши предположения.

 — Откройте страницу 171-ую

— Мы начинаем новый раздел.

— Как называется раздел?

-Посмотрите, пожалуйста с какими произведениями мы познакомимся?

— Кем они были созданы?

-А разве мы будем читать на сказки и стихи на английском или французском?

— Да, ребята. Мы будем читать произведения в переводе С. Маршака и К. Чуковского.

— Чему же мы научимся?

А чему еще будем учиться в этом разделе?

2.2. Речевая разминка

А с чего мы начинаем урок литературного чтения?

— Верно.

— Прочитайте про себя отрывок из стихотворения.

— Прочитайте стихотворение спокойно, четко проговаривая слова.

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят по зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,

А жадность Кощея погубит..

 Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро!

— Как вы понимаете фразу: «Сказки гуляют по свету..»

— Один и тот же сюжет есть в сказках всех народов мира

— Все народы мечтают об одном – о чуде.

— Как вы понимаете слова:

«Сказки живут на полянах,

 Бродят по зорьке в туманах»

— Любознательный человек может любой предмет сделать  сказочным.

— Какова основная мысль этого отрывка?

— Прочитайте  основную мысль.

— А теперь прочитайте этот отрывок:

Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос.

Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.

Прочитайте выразительно.

— Вы очень хорошо читали.

— Я хочу вас похвалить.

— И включу вам песенку.

— Какие картины вы представили, слушая эту песню?

2.3.  Работа с авторским текстом

— Автор учебника приготовил для вас интересную информацию.

— А вот о чем она, мы сейчас с вами и узнаем.

—  Прочитаем её по ролям.

— Автором буду я.

— Нам нужно 4 человека.

— Первым будет читать…

— Далее по цепочке будем продолжать разговор.

— О чем вы узнали из этого текста?

— Все верно.

2.4. Работа с иллюстрациями

— Я думала все любят сказки, но художник – иллюстратор учебника редко их читал.

 — Посмотрите внимательно на картинки, на 173 странице.

— Все перепутано. Как должно  быть?

— Кого испугались разбойники?

— Как называется произведение в котором есть разбойники, кот, осел, собака и петух?

— Кто автор бременских музыкантов?

— С кем должен был встретиться волк?

— Как называется эта сказка?

— Кто её автор?

— А в какой сказке можно встретить кота? Еще и в шляпе и сапогах?

— Кто автор?

— Какие 2 сказки можно увидеть на последней картинке?

— У этих сказок один автор. Кто это?

— Как много сказок вы знаете.

Выполняют указания учителя

Литература зарубежных стран

С сказками и стихами для детей.

Писателями из Англии, Франции, Америки, Дании

Нет. Эти произведения переведены на русский язык

Мы научимся: узнавать значение незнакомых слов; определять героев произведений, рассказывать о них; придумывать свои окончания сказок.
Мы будем учиться: сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран; инсценировать сказки; находить нужные произведения в библиотеке.

С речевой разминки

— Сказки сочиняют, читают и любят во всех странах.

— сказкой может стать все что угодно

Зло всегда наказуемо. Добро всегда побеждает.

Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро!

Слушают отрывок из песни

Ответы учащихся

Чтение авторского текста

Г. Х. Андерсен написал «Оловянный солдатик», «Золушку» написал Ш. Перро, переводили сказки К. Чуковский и С. Маршак

Разбойники испугались кота, осла, собаки и петуха

Бременские музыканты

Братья Гримм

С Красной Шапочкой

Красная Шапочка

Шарль Перро

В сказке Кот в сапогах.

Тоже Шарль Перро

Дюймовочка и Принцесса на горошине

Г. Х. Андерсен

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

П1

Р1

ПР1

П1

Р1

Пр2

П1

Р1

К2

П1

К2

3.  Этап выявления

места и причины

затруднения

Задача:

организация

анализа уч-ся возникшей

ситуации и на этой

основе выявить места и

причины

затруднения,

осознать то, в чем

именно

состоит

недостаточность

их

знаний,

умений

или

способностей.

3.1. Беседа о народных песенках

— Ребята,  К. Чуковский, С. Маршак, Л. Яхнин переводили не только сказки, но и  народные песни зарубежных стран.

— Почему они народные?

— Вспомните русские народные песенки.

— О чем в них пелось?

— Как вы думаете, о чем поет американский народ?

3.2. Формулирование проблемы урока

— Какова проблема нашего урока?

Они относятся к устному народному творчеству

Колыбельные, трудовые, о природе.

Узнать, о чем говорится  в песнях других стран.

Фронтальная

ронтальная

К2

К3

4.  Этап построения

проекта выхода из затруднения

Задача:

постановка

целей учебной

деятельности и на этой основе – выбор способа

и средств

их реализации.

4.1. Работа над темой урока

— Откройте стр. 174 – 175

— Сформулируйте тему урока

4.2. Формулирование цели и задач урока

-Сформулируйте цель урока.

-Какие задачи мы поставим?

Американская народная песенка

— Узнать чему учат зарубежные произведения

Какой опыт передают следующим покалениям.

— Читать выразительно, отвечать на вопросы, рассуждать.

Фронтальная

Фронтальная

Р1

К2

Р2

5. Этап реализации

построенного проекта

Задача:

обеспечить

восприятие

текста,

осмысление событий

5.1. Прослушивание актёрского исполнения песни

— Сейчас мы послушаем песенку в исполнении  

5.2. Проверка первичного восприятия

— Какое настроение передает эта песенка?

Радостное, веселое, шутливое.

Фронтальная

Фронтальная

П1

К2

К3

6. Этап

анализа

произведения

Задача:

углубление

восприятия

прочитанного,

постижение

художественной идеи.

6.1. Перечитывание  песенки с остановками

— Как переводится слово дог на русский язык?

— Как вы думаете, почему авторы песни назвали собаку Дог?

— Что напоминает вам 1 строчка?

— Это стих, песня?

— Как вы думаете, почему старушка  Фог не брала с собой в магазин бульдога?

— Прочитаем 2 четверостишие.

— Что мы можем сказать о характере бульдога?

— Каких гостей приглашал Дог?

— Прочитаем 3 четверостишие.

— Что удивило вас в этом четверостишии?

— Прочитаем 4 четверостишие.

— Как вы понимаете слова:  «с ней рядом за столом…»

— Он что чай с молоком будет пить?

— Какой необычный бульдог по кличке Дог.

-Прочитаем 5 четверостишие.

— Почему под выходной она скоблит и чистит дом?

— А что делает Дог?

— Вспомните, какой хвост у бульдога?

— Не много он подметет.

Прочитаем 6 четверостишие.

— Что любит больше всего бульдог?

— Что он делает на прогулке?

— Проверим

— Кто знает правила игры в чехарду?

— С кем играл пес?

— Прочитаем 7 четверостишие.

— Какая строчка вызывает у вас улыбку?

— Действительно, как пес может читать роман?

— Какие слова доказывают, что пес любит хозяйку?

— Можно ли сказать что песенка шуточная? Докажите?

6.2. Работа по картинке

— Рассмотрите иллюстрации к песенке.

— Как художник сумел передать любовь старушки к бульдогу?

6.3. Работа с партитурой

— Возьмите карандашики и расставьте ударения, паузы

— Какая интонация у этого стихотворения?

С английского Dog – это собака

 Ради шутки

Сказку

Ответы учащихся

Он общительный, дружелюбный

Собак

Что пес поливает цветы

Пес сидел на столе или стуле

Дома часто бывают гости

Подметает пол хвостом

Короткий, маленький

Гулять

Играет в чехарду

По правилам игры выбирается водящий, которому предстоит присесть на корточки, согнув голову. Остальные участники должны прыгать через него.

С друзьями-собаками

А пес бульдог по кличке Дог читает вслух роман

Он подметает, поливает цвети и помогает старушке Фогг

Да. Собака, и за столом сидит, и поливает цветы, и читает романы.

У старушки дома висит фотография бульдога в красивой шляпе, красивой рамке

Радостная, шуточная, задорная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

ПР2

Р1

К2

К3

ПР4

7.  Этап обобщения и

интерпретации

Задача:

уточнение

идеи произведения и

помощь в осмыслении

их

читательской

позиции

7.1. Выразительное чтение стихотворения  

— Сейчас мы проведем конкурс чтецов.

— Посовещайтесь, кто будет представлять 1 ряд?

— Кто 2?

— Кто 3?

— Мы сравним и выберем победителя.

— Как вы думаете:

— Кто из чтецов сумел передать шуточное настроение?

— Кто вовремя выделял паузы?

— Кто сумел передать характер бульдога?

7.2. Составление рассказов о дружбе старушки Фогг и бульдога по кличке Догг

— Попробуем составить рассказ о дружбе старушки и пса.

-Как начнем?

— Как закончим?

— О чем  будет говориться в основной части?

— Обсудите в парах содержание рассказа.

— Поднимите руки, чья пара готова.

— Начнет рассказ один, а 2 продолжает сосед по парте.

Читают стихотворения выразительно

Оценивают товарищей

Со слов «Жили-были..»

И жили они долго и счастливо

О том как жили старушка Фогг и пес Догг

Фронтальная, Индивидуальная

Фронтальная

Парная

ПР1

Р1

К3

Л1

ПР3

8. Этап рефлексии

учебной деятельности

Задача:

самооценка

учащимися результатов

своей

учебной

деятельности,

осознание

метода

построения и границ

применения

нового

способа действия.

— Какова была цель нашего урока?

— Так чему же учит нас это стихотворение?

— Да действительно. Учит не унывать; преданной, верной  дружбе, другом может быть даже бульдог Дог.

— Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке?

— Я согласна с вами.

— Продолжите фразу:

— Я сегодня себя похвалил бы за….

— Мне было очень приятно с вами работать.

Спасибо за занятие! До свидания.

— Узнать чему учит американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»

 Учащиеся оценивают себя

Фронтальная

К3

На чтение 12 мин. Просмотров 7 Опубликовано

В рассказе Распутина «Уроки французского» затрагиваются вечные темы: добра и зла, правды и лжи, справедливости и человеческого равнодушия. Книга повествует о роли учителя в жизни человека, заставляет задуматься о той грани, где мораль встречается с безнравственностью. Молодая учительница смогла в тощем деревенском мальчике рассмотреть сильную личность, голодного ребёнка, такого же одинокого, как и она сама. Образ учительницы – это образ человека, заменившего мать мальчику в чужом городе. Её забота – самое ценное, что мог дать человек человеку в сложный жизненный момент.

uroki-francuzskogo-glavnye-geroi-45289.jpg

Характеристика героев «Уроки французского»

Главные герои

Мальчик-повествователь

Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.

Мать мальчика

Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.

Лидия Михайловна, учительница французского языка

Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.

Василий Андреевич, директор школы

Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Дядя Ваня

Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.

Федька

Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.

Вадик

Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.

Птаха

Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.

Тишкин

Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

</tr></table>

В рассказе «Уроки французского» герои настолько разнятся своим внутренним и внешним содержанием, что перед читателем предстаёт целая галерея персонажей. Поступки главных героев «Уроки французского» стали их жизненными уроками. Имена и таблица характеристик героев могут быть полезны при написании сочинений и творческих работ по произведению. Описание небольшого отрезка жизни главных героев «Уроков французского» – очень трогательное и сильное в рассказе Валентина Распутина.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ «Уроки французского»?</h3>

    • <label>1972;</label>
    • <label>1973;</label>
    • <label>1974;</label>
    • <label>1975.</label>

(новая вкладка)

Меню статьи:

Лейтмотивы рассказа «Уроки французского»

Сюжет произведения Валентина Распутина

Итак, события рассказа разворачиваются в 1948 году. Тяжелые послевоенные годы. В 1947 году страна переживает голод. Таков контекст произведения, в котором действуют герои рассказа «Уроки французского».

Друзья-читатели! Предлагаем Вашему вниманию характеристику Вадика в повести Валентина Распутина “Уроки французского”.

Главный герой рассказа родом из деревни. Мальчика считали умным, грамотным и смышленым, «башковитым», как говорили. Соседи навещали дом мальчика, чтобы тот посмотрел облигации: ходили слухи, что юноша был наделен «счастливым глазом». Но вот беда: в селе была только начальная школа. Мать героя хотела, чтобы сын продолжал учебу. Сильная женщина – в период голода и разрухи – сумела отправить мальчика в районный центр.

Юноша болел малокровием, анемией. Ему требовалось молоко (а стакан молока стоил целый рубль – большие деньги по тем временам) и нормальное питание. Однако город требовал сильного напряжения: если в селе можно было попросить еду у соседей или обменять на что-то, то в городе нужны были деньги. Продукты можно было лишь купить. Мальчик часто голодал.

В школе юноша показывал успехи: все предметы давались мальчику хорошо, только вот произношение французского – плохо. Учительница французского языка демонстрировала недовольство, когда слушала выговор мальчика. Тогда он узнает: есть возможность заработать деньги, чтобы оплатить дополнительные уроки французского языка и получить нормальное питание.

Мы долго думали и решили, предложить вашему вниманию остросюжетную повесть Валентина Распутина “Пожар”, где раскрывается характер каждого местного жителя, заставляя показать, кто и на что способен в экстремальной ситуации.

Заработок состоял в азартной игре в «чику». Однако юноша знал меру и контролировал себя: выигрывая рубль, мальчик уходил. Однако постоянно это продолжаться не могло: в одну из игр мальчишки-игроки не позволяют нашему герою уйти. Юноша должен остаться и играть дальше – против Вадика. Тот учился в седьмом классе и считался местным «специалистом» по «чике», а потому стало ясно: у несчастного мальчика нет шансов выиграть. Вадик учинил драку и на следующий день мальчик пришел в школу в синяках.

Учительница узнала о произошедшем. Однако преподавательница подумала, что заработанные игрой в «чику» деньги мальчик тратит на покупку сладостей. Когда же юноша рассказал ей, что нуждается в средствах для поддержания здоровья, женщина изменила отношение к ученику.

«Француженка» решила: мальчику следует давать дополнительные, бесплатные уроки. Учительница звала юношу домой, предлагала чай и еду. Однако мальчик был горд, застенчив, робок и скромен, а потому отказывался есть.

Учительница имела достаточно средств и хотела помочь мальчику, но тот упорно не принимал ни приглашение на ужин, ни посылки с продуктами, которые та посылала ученику. Лидия Михайловна – так звали учительницу – переживала, что мальчик голодает. Чтобы помочь мальчику, женщина идет на хитрость: придумывает новую игру, которую называет «замеряшки» или «пристенок». Мальчик согласен играть: считая, что это справедливо, юноша соглашается на помощь женщины.

Скоро об этой игре узнает директор школы. Мужчина не стал разбираться в корнях игры, назвав поступок Лидии Михайловны попыткой совратить ученика. Учительница вынуждена покинуть школу и уехать на родину, на Кубань.

А теперь – о героях…

Мальчик

Безымянный герой, от которого читатель узнает о событиях рассказа. Юноше 11 лет, родом он из бедной семьи. Живет в деревне. Как и полагается персонажам такого рода, мальчик замкнутый и скромный. Герою свойственно одиночество и необщительность, видимо, он – интроверт, робкий и стеснительный.

Uroki-francuzskogo-Rasputin..jpg

Как мы говорили выше, юноша болен малокровием, ситуацию со здоровьем усугубляет постоянное недоедание. Ум и природная одаренность способствуют отъезду мальчика из дома – на учебу. Таким образом, юноша оказывается далеко от семьи. Ребенок скучает по дому, тоскует по матери.

Несмотря на юные годы, персонаж выказывает смелость, силу и стойкость характера. Автор характеризует любимца-героя как честного и мужественного, храброго и смелого, борющегося за справедливость.

Мальчик упорный и упрямый: недоедая, ученик все равно не берет еды у учительницы, так как считает это несправедливым, ведь так юноша бы стал тунеядцем. Для героя важно оправдать надежды, возложенные семьей, не оставить учебу. Жизнь юноши – сложна. Болезнь требует от мальчика нормального питания, которое тот не может себе позволить.

Мать юного ученика

Учительница французского языка

Имя учительницы – Лидия Михайловна. Ей приблизительно 25 лет. Несмотря на молодые годы, учительница мудра и добра. Читатель узнает, что женщина приехала из Кубани, там находится родина учительницы.

Героиня красива: молодая, стройная, черноволосая, глаза – немного косят, но это почти незаметно. Женщина хорошо обеспечена, не испытывает нужды. Однажды Лидия говорит, что к человеку приходит старость, если он теряет в себе ребенка. Из рассказов женщины читателю становится известно, что в детстве будущая учительница не отличалась примерным поведением, часто приносила родителям неприятности и переживания.

Поначалу Лидия Михайловна испытывает к ученику неприязнь: мальчик показывал успехи и одаренность в остальных предметах, но сложный и заковыристый французский язык давался юноше с трудом. Французские слова мальчик произносил с заметным акцентом. Учительница кривилась и отворачивалась, когда ученик силился что-то сказать по-французски.

Со временем отношение Лидии Михайловны к мальчику меняется. Учительница узнает, для чего юноша зарабатывал деньги, играя в «чику», узнает, что бедняга болен и недоедает. Может быть, только одна «француженка», молодая и, казалось бы, неопытная, увидела проблемы мальчика. Женщина приглашает ученика домой, пытается помочь ему, накормить. Но юноша принципиален и строг к себе.

Директор школы

Ученики побаивались директора районной школы Василия Андреевича. Строгий, дисциплинированный, громкий и шумный директор отличался принципиальностью и стереотипными взглядами на жизнь. Если какой-то из учеников совершал проступок, директор заставлял провинившегося объясняться перед всей школой, всеми учениками.

Однажды Василий Андреевич застал Лидию Михайловну, когда учительница играла с ребятами в новую, придуманную женщиной игру. Директор посчитал поступок женщины аморальным, обвинив Лидию Михайловну в извращенности и попытке совратить учеников. Разбираться в ситуации мужчина не стал.

Дядя Ваня

Федя

Вадик

Птаха

Тишкин

Одноклассник главного героя. Среди остальных героев «Уроков французского» выделяется позицией наблюдателя. Хотя Тишкин первым рассказывает учительнице причину синяков и ран мальчика – главного действующего лица рассказа.

Герои рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» выделяются разнообразием и неоднозначностью. Читатель в очередной раз понимает: жизнь амбивалентна, и не всегда то, что мы видим, представляет истинную картину.

«Уроки французского» главные герои рассказа Распутина живут в тяжелое время, но не забывают о чести и доброте.

Содержание

Распутин «Уроки французского» главные герои

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.

Второстепенные герои:

  • мать мальчика,
  • директор школы – Василий Андреевич.
  • Тетя Надя – женщина, у которой живет главный герой.
  • Птаха — одноклассник главного героя
  • Вадик
  • Федька — младший сын тети Нади.

«Уроки французского» характеристика учительницы

Лидия Михайловна — учительница французского языка, умная и красивая. «Человек необыкновенный, непохо- жий на всех остальных», «…особенное, какое-то сказочное существо».

Черты характера Лидии Михайловны: чуткость, милосердие, чувство собственного достоинства, щедрость, отзывчивость, честность, смелость, мужество

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, …, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание».

Лидия Михайловна предстает образцом человечности и милосердия, решаясь помочь одинокому мальчишке адаптироваться к жизни в городе. Узнав о его играх на деньги и целях это игры (иметь возможность купить еду), она проникается сочувствием к мальчишке и под предлогом дополнительных уроков по французскому берет над ним негласную опеку. Главный же герой, где-то подсознательно ощущает то, что Лидия Михайловна сама одинока до глубины души, что выдают обрывки ее фраз, порой задумчивый и отрешенный взгляд, он ощущает ее искренне, а порой и неуклюжее желание помочь, что в итоге заставляет его душу открыться перед этой некогда загадочной и недосягаемой учительницей.

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.

«Уроки французского» характеристика главного героя

В центре рассказа главный герой – неуклюжий мальчишка из села. Он приехал учиться в районную школу в послевоенное время. «Тощий диковатый мальчишка …, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах» — так внешне можно описать главного героя.

Черты характера мальчика: честность, упорство, смелость, мужество, стойкость, воля, самостоятельность. Очевидно, что данные особенности его характера были сформированы как раз на фоне неблагополучной послевоенной жизни, именно поэтому он научился ценить и уважать окружающих.

Мальчик получил уроки добра и мужества. Он не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он  узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Теперь Вы знаете кто главные герои рассказа «Уроки французского» Распутина и как они помогли в жизни друг другу.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/uroki-francuzskogo/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://r-book.club/modern-russian-writers/valentin-rasputin/uroki-francuzskogo-geroi.html
  • https://kratkoe.com/uroki-frantsuzskogo-glavnyie-geroi/

Фактический материал:

В.Г.Распутин «Уроки французского».
«Уроки французского» 1978 год режиссёр Евгений
Ташков

Задача занятия: сформировать навык
анализа художественного произведения, мотивов
поведения главных героев в составе
универсальных учебных действий:
1) личностного – нравственно-этического
оценивания усваемого содержания, обеспечивающее
личностный моральный выбор на основе социальных
и личностных ценностей;
2) познавательных – извлечение необходимой
информации из предоставленного материала;
построения логической цепи рассуждений;
установления причинно-следственных связей;
3) коммуникативных – учёта позиции других людей,
умения слушать и вступать в диалог, высказывать
свою точку зрения на события, поступки.

Планируемые результаты:

Предметные: анализировать
художественное произведение с точки зрения
идейного содержания и нравственной
проблематики, высказывать собственное отношение
к произведению, героям, отвечать на вопросы по
прочитанному тексту, вступать в диалог,
создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные: понимать проблему,
подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции, формулировать выводы.

Тип урока: обобщение и систематизация
знаний.

Технология: развитие критического
мышления.

Форма урока: урок-размышление.

ХОД УРОКА

Литература, на мой взгляд, – это прежде
всего воспитание чувств, и, прежде всего, доброты,
чистоты, благородства.

В.Г.Распутин

Оргмомент

Человеческая доброта – самое удивительное
явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки
передать своё настроение. Я вижу настроение у вас
хорошее, деловое, итак, за работу. 
– Ребята, настоящая доброта…Какая она? (Ответы
ребят: не ищет награды, бескорыстна)

– Ребята, сегодня мы обратимся к самому лучшему
рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». У
вас на партах рабочие тетради, в которых мы и
будем работать. Наш урок называется «Уроки
французского» – уроки жизни.
– Прочитаем эпиграф к уроку. Вы согласны со
 словами  писателя? (Ответы ребят).
– Вам понравился  рассказ?
– Обратим внимание на название рассказа. Почему
уроки? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
Напишите слова-ассоциации в рабочей тетради. (школа,
учебный предмет, знания, воспитание).

I стадия: вызов

– Посмотрите внимательно на эпиграф и название
нашего урока и подумайте, в чём нам предстоит
разобраться? (Формулируем цель урока)

Кто? Кому? Зачем?

II стадия: осмысление

– Кого вы считаете главным героем рассказа?
Может быть, их несколько?
– Зачитаем цитаты из рассказа, определим, к 
кому они относятся :

«Чтобы учиться дальше…мне пришлось
снаряжаться в райцентр».
«Но едва я оставался один, сразу наваливалась
тоска…».
«Не было в тот день…человека несчастнее меня».
«Мне нужен был рубль…на хлеб».
«Я шёл туда как на пытку».
– Узнали героя из рассказа? О чём
свидетельствуют данные цитаты?
(Дети называют черты характера героя)
– Какое время показано в рассказе? (1948 год)
– Это было послевоенное время. Что вы знаете о
нём?
(Война принесла много горя, лишила детства ребят,
разрушила города и сёла, голод).
– Переверните страничку вашей рабочей тетради,
выберите из столбика те качества мальчика,
которыми он обладает,  и подчеркните их.

(Зачитываем качества героя).

– Кто играет немаловажную роль в судьбе
мальчика?

Зачитаем описание Лидии Михайловны:

«Она сидела передо мной аккуратная  вся,
умная и красивая, красивая в одежде, и в своей
женской молодой поре… Глаза у неё косили и
смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже
научились распознавать, куда они смотрят… Лидии
Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать
пять или около того; я хорошо помню её правильное
и потому не слишком живое лицо с прищуренными
глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца
улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные
волосы. Но при всём этом не было видно в её лице
жестокости…, а было какое-то осторожное, с
хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и
словно говорящее: интересно, как я здесь
очутилась и что я здесь делаю?»
– Подчеркните в данном отрывке выражения,
которые характеризуют Лидию Михайловну.
– Какие черты характера учителя вы увидели? (Доброта,
внешняя скромность, неприметность, аккуратная –
заполняем таблицу).

– Это рассказ автобиографичен. Распутин
посвятил его Анастасии Прокопьевне Копыловой. В
1973 году Распутин пишет один из своих лучших
рассказов «Уроки французского». «Там мне ничего
не пришлось выдумывать. Всё это происходило со
мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне
нужно было вернуть людям то добро, которое в своё
время они сделали для меня».
В образе Лидии Михайловне автор выразил свой
идеал учителя. Личность учителя лучше всего
раскрывается в отношении его к ученикам.

Просмотр эпизода №1

Давайте посмотрим  отрывок №1 из фильма по
рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского».
– Что вы заметили в образе Лидии Михайловны,
какой она учитель?
– Вы увидели героя, каким его создал режиссёр? Вы
таким его представляли?

Зачитаем отрывок:

«В первое время я долго не мог привыкнуть к
голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку…
он был каким-то мелким и лёгким, так что в него
приходилось вслушиваться…Её голос начинал на
меня действовать усыпляющее..»
«Лидия Михайловна …интересовалась нами больше
других учителей, и скрыть от неё что-либо было
трудно. Она имела привычку внимательным образом
осматривать почти каждого из нас».
– Какие черты характера мы  с вами увидели в
образе Лидии Михайловны? Подчеркните в тексте
самое главное, характеризующее учителя. (Забота
о детях, материнское начало, внимательность).

– Как главный герой относился к учителю?
– Почему Лидия Михайловна выбрала для занятий
французским именно главного героя? (Покормить
ребёнка).

Выберите из столбика те качества,
которыми обладает Лидия Михайловна, и
подчеркните их.

(Ребята зачитывают качества Лидии
Михайловны).

Приём ловушки

– А почему вы не подчеркнули интерес к азартным
играм?
– Мы с вами все знаем, какой поступок совершает
учитель, чтобы помочь ребёнку – решается на
запрещённую игру. Азартные игры, на деньги
учителя с учеником всегда считались
безнравственным поступком.

Просмотр эпизода №2

Почему же Лидия Михайловна решается на
запрещённую игру? У неё был выбор – не играть? (Учитель
поставил цель – помочь ребёнку любыми
средствами, чтобы мальчик смог купить себе
молока и хлеба).

– Почему Лидия Михайловна не стала объяснять
директору свой поступок?

Зачитаем концовку рассказа:

«И больше я её никогда не видел.
Среди зимы, уже после январских каникул, мне
пришла на школу по почте посылка. Когда я её
открыл, достав опять топор из-под лестницы, –
аккуратными, плотными рядами в ней лежали
трубочки макарон. А внизу в толстой ватной
обёртке я нашёл три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но
догадался, что это они».
– Как вы думаете, символом чего являются яблоки в
данном рассказе? (Символ душевной щедрости.
Мальчик узнал, что он не одинок, что есть на свете
доброта, отзывчивость, любовь).

– Герой рассказа, несмотря на свои одиннадцать
лет, прочувствовал уроки жизни. Кто преподал
уроки жизни, кому и зачем?
– Какие уроки жизни?

Ответы ребят:

1. Разлука с близкими и одиночество.
2. Голод.
3. Нечестная драка.
4. Трудности с французским языком.
5. Расставание с учительницей, которая стала
другом.

– Какой же главный урок преподала Лидия
Михайловна?
– Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки
французского»? (Доброты, бескорыстия, душевной
щедрости, бескорыстия).

– Как одним словом можно назвать эти чувства? (Нравственность).

Нравственность – это правила поведения,
качества, необходимые человеку в обществе.
«Уроки французского» – уроки жизни, мужества,
доброты.
Доброта, любовь, сочувствие, милосердие, внимание
– составляют духовные ценности человечества.
Люди, которые обладают такими качествами, – это
люди с духовной красотой.
Духовную красоту человек получает от других. Так
герой рассказа запомнил то, что молодая
учительница спасла его от голода и позора.

III стадия: рефлексия

Заполняем Дерево Души

На Дереве Души нужно выращивать только
красивые плоды (заполняем дерево, те качества,
которые необходимы человеку).

Продолжите предложения:

  • Я научился (научилась) …
  • Я задумался (задумалась) над…
  • Я открыл (открыла) для себя…
  • Чему я хочу научиться?

Домашнее задание

1. Нарисуйте обложку книги В.Г.Распутина «Уроки
французского».
2. Напишите сообщение «Советую прочитать «Уроки
французского».

        Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

 Цели урока:

 образовательные:

 — продолжить знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести понятия «духовность» , «нравственность». «этика».

 развивающие:

 — формировать навыки анализа текста произведения ; учить кратко излагать текст ; работать над расширением словарного запаса учащихся.

 воспитательные:

 — показать роль и значение доброты ,отзывчивости и душевного благородства в жизни.

 Оборудование: — компьютер, мультимедийный проектор, фрагмент фильма, презентация , записи на доске.

 Тип урока: интегрированный (  тувинская литература, обществознание),

 с применением компьютерных технологий.

 Методы урока:1) словесный (слово учителя) .

 2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу)

 3)наглядно — иллюстративный (слайды компьютерной презентации, фрагмент фильма).

 4) частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте).

 5) практический  (чтение текста, работа со словарём).

6) сопоставительный (использование материала по реализации двуязычия и диалога культур )

7) метод интеллект- карт.

8) метод проблемного обучения.

Технология :  проектная деятельность, технология визуализации  ассоциативных связей.

                      Ход урока

1.Организационный момент.

 Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок литературы буду вести у вас я , поэтому , прежде всего, давайте познакомимся. Каждая встреча, каждая дружба начинается с ……улыбки. Ну и подарите же мне, друг другу ваши милые обаятельные улыбочки.  

2. Видеоразминка.

 Наш урок литературы предлагаю начать с просмотра отрывка из фильма по рассказу , о котором будем сегодня говорить. Обратите внимание на имя героя, название игры и прощальные слова учительницы.

/см.фильм

 — Мы посмотрели с вами отрывок из большого фильма . Но это очень важный отрывок

 — как зовут мальчика в фильме? Володя.  А в тексте мы не находим ни его имени, ни фамилии, речь идёт от 1 лица. Как вы думаете почему? Это автобиографический рассказ.  А в какое время было написан этот рассказ? В после военное время. Обратите внимание на слайд . Это дети. Рождённые во время страшной войны. И автор этого рассказа тоже является ребёнком военных лет. Слайд.  № 1

 — Зачем ребята Лидия Михайловна уехала ?

Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога ?

 -На этот вопрос мы и будем искать сегодня ответ .Так звучит и тема нашего урока. Запишите её в тетрадь

./см.слайд 2/

 А также попытаемся ответить на следующие вопросы.

Из чего складывается духовная красота ?

Что такое духовные ценности ?

Есть ли у нас духовная память?

    Это значит, ребята, что мы с вами сегодня будем учиться жить. Учиться у В. Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении.

С л о в а р н а я р а б о т а :

 1) Ребята, сегодня мы будем говорить об этике, нравственности, духовности.

Давайте вспомним значение этих слов,

      На доске.

(Этика –совокупность норм поведения.

Нравственность – правила поведения , качества, необходимые человеку в обществе.

Духовность –качества , определяющие отношение человека к миру.).

4. Беседа по тексту.  

 -прочитайте начало отрывка.

 -За что избили рассказчика ?/честность/

 — Почему не убежал, а всё дрался ?/гордость/

— Почему мальчик стал играть в «чику»?/голод , молоко /

 -Что сделала Лидия Михайловна , когда узнала , что ученик голодает? Приглашала домой, угощала, присылала макароны, гематоген.

Почему не наказала Л.М.за игру на деньги и участие в драке?/Пожалела , поняла , посочувствовала/

 -А почему герой не взял макароны и как догадался , что посылка не из деревни? /гордость , чувство собственного достоинства , в деревне не было макарон/

 В рассказе два главных героя. Давайте попытаемся нарисовать герои в виде интеллект –карт, т.е это по- другому называется  карта ума. Я раздала вам белые листы и цветные карандаши. На них мы изобразим характеристику, поведения, образ жизни героев.

  Учитель….  Сама.

     Мальчик….     Групповая работа.                                        

             Вывод: Вот мы создали карту ума. Теперь выделите самое главное качество Л.М. (доброта).    выделите самое главное качество мальчика- гордость.      Почему вы так считаете?

    Чувство собственного достоинство, несмотря на тяжёлую жизнь.

                Вывод:

 Ребята , обратите внимание на название рассказа.   «Уроки французского» .  она была учителем ф.я.      Все ли дети усваивали этот предмет?    В том числе и Г.Г.Рассказа .Конечно это чужой язык , трудно было усваивать.  Как Л.М.относилась к неуспевающим ученикам? С пониманием. Кроме ф.я. она давала     уроки жизни, мужества, доброты. И это автор понял, когда стал взрослым.

                      Сопоставление с тувинской литературой.

В нашей родной литературе есть подобный герой,   который даёт урок  жизни, мужества, доброты? Кто это вспоминайте? Из какого произведения?

 Как зовут главного героя (Алексей Тоорукович Агар-оол). Этот учитель из-за детей чуть ли не лишился своего здоровья. Он один понимал неугомонного Пар-оола.   Что объединяет этих двух учителей? (Доброта и понимание, совувствие.)    

                          Релаксация.

Обратите внимание на дерево, оно вам нравится ? Нет . Почему не нравится? Оно какое? Пустое . С каким человеком можно сравнить это дерево? Пустым. Так давайте вырастим «дерево души», из которого должна исходить только доброта.  Я считаю, что доброта – это ……  

—  а теперь дерево вам нравится? Да. И мне тоже.   Доброта, любовь, сочувствие, милосердие, гордость, внимание — составляют духовные ценности человечества . А те, у кого они есть,- люди с духовной красотой.

Итог урока. —

-Ответили ли мы на вопрос поставленный в начале урока?

Подведём итог урок.    Закончите предложения……

               Получил удовольствие от того, как …

                 Испытываю радость от того, что …

               Мне интересно было, что …

                Лично мне это нужно, так как я …

              После урока я хочу разобраться в …

             Дома я хочу попробовать свои силы в …

  • Отрывок из рассказа чарушина
  • Отрывок из сказки аленький цветочек
  • Отрывок из рассказа барышня крестьянка пушкин
  • Отрывок из рассказа достоевского для детей
  • Отрывок из рассказа горе от ума вот тото все вы гордецы