Отрывок из рассказа толстого детство

Мы знакомились с несколькими рассказами толстого о детях и можем отметить общие черты героев этих рассказов, то что всех их

Мы знакомились с несколькими рассказами Толстого о детях и можем отметить общие черты героев этих рассказов, то что всех их объединяет вне зависимости от возраста и развития сюжета.

Прежде всего герои Толстого очень храбрые и решительные мальчики, которые рано начали проявлять свою самостоятельность, но которым не терпится начать взрослую жизнь. Таковы герои рассказов “Акула”, “Филипок”, “Прыжок”.

Несколько особняком здесь стоит Николенька из рассказ “Детство”, который показан как очень тихий и спокойный мальчик, который настолько сильно любит родителей, что молится по вечерам об их благополучии и любуется их лицами.

Но в остальном герои Толстого способны совершать самостоятельные поступки, у них есть цель, они пытаются этой цели добиться, и иногда из-за этого попадают в очень опасные ситуации.

Вот например рассказ “Прыжок”, который мне особенно запомнился. Составим план этого рассказа:

  1. Обезьяна срывает шляпу с головы мальчика
  2. Мальчик лезет на мачту за обезьяной
  3. Матросы смеются снизу
  4. Обезьяна поднимается все выше.
  5. Мальчик выпускает вервеку и вступает на тонкую перекладину
  6. Внизу все испугались, а мальчик зашатался
  7. Появляется капитан, отце мальчика и угрожая ружьем приказывает мальчику прыгать
  8. Мальчик прыгает в воду, он спасен.

Все рассказы Толстого носят поучительный характер. Его герои могут быть совсем маленькими как мальчик Филипок или детьми постарше, но при этом они уже начинают проявлять самостоятельность, учатся совершать взрослые поступки, учатся ответственности за свои действия.

Им приходится покидать семью отправляясь учиться в город, они плывут на корабле вокруг Африки, они самостоятельно идут в школу мимо страшной собаки.

Герои Толстого очень храбрые мальчики и автор учит читателя быть разумно храбрым, различать какая храбрость оправдана, а какая нет.

Составим план пересказа рассказа “Акула”:

  1. Жаркий день у берегов Африки
  2. Капитан разрешает купаться в парусе
  3. Мальчики устраивают соревнование
  4. Отец мальчика подгоняет его криками
  5. Появляется акула
  6. Шлюпка с матросами не успевает
  7. Бледный артиллерист стреляет из пушки
  8. Мальчики спасены, всеобщая радость.

Сказка “Жаба и роза” Гаршина мне кажется печальной, потому что в ней речь идет о трагических по своей сути событиях. Но обратим внимание на то, что и смерть мальчика была легкой, он умер с желанным цветком в руках, он был счастлив в последние минуты своей жизни. И смерть розы оказалась наполненной смысла – она спаслась от ужасной жабы, и умерла делая доброе дело.

Образы мальчика и розы во многом похожи. Они оба романтичные и мечтательные натуры, их манит к себе красота этого мира и им уготована очень короткая жизнь.Это печально, но такова правда жизни.

Отдельно истории эти смотрелись бы совсем иначе, потому что так получилось, что мальчик сумел помочь розе, а роза помогла мальчику.

Стихотворение Тютчева “Как неожиданно и ярко” проникнуто радостью и восхищением от взгляда на красивую радугу. Поэт словно призывает читателя не отводить глаз от радуги и любоваться этим чудом, потому что эта красота дана на мгновенье и очень быстро проходит. Вначале цвета радуги яркие, но очень быстро они начинают бледнеть, а потом и совсем исчезают.

Стихотворение “Как неожиданно и ярко” Федора Тютчева имеет довольно неожиданный финал. В нем автор, который только что любовался радугой вдруг с грустью напоминает нам, что наша жизнь в чем-то подобна этой радуге. Она может быть прекрасной, но такой короткой, что оглянуться не успеешь и вот уже:

Сочинение: Сравнение двух произведений: повести «Детство» Л.Н. Толстого и рассказа «Мальчики» А.П. Чехова

Именно поэтому автор просит читателя научиться ценить каждое отпущенное нам мгновение, не тратить его попусту, а посвятить любованию красотой, в данном случае красотой мимолетной радуги. Он призывает читателя ловить это волшебное мгновение, после которого может быть останутся приятные воспоминания и небольшая грусть от того, что все так быстро закончилось.

В самом начале своей сказки “О жабе и розе” писатель Гаршин дает два последовательных описания – сперва розы,а потом жабы. Тем самым он противопоставляет эти два образа, дает нам почувствовать красоту одного героя и уродство второго.

Розу автор описывает с любовью и нежностью. Он пишет про тонкие лепестки, про ее тонкий и свежий запах, про слезы, которые оставили на розе росинки.

  • Делая это описание Гаршин использует олицетворение – роза живая, метафору – роса сравнивается со слезой.
  • Жаба в описании писателя жирная и старая, она питается страшными и неприятными червяками, бока у нее бородавчатые и липкие, вся она безобразная и читая это описание невозможно испытывать к жабе какие-то теплые чувства.
  • Роза в этой сказке – идеал чистоты и красоты,жаба – идеал безобразия.

В стихотворении “Бабочка” Фет использует своеобразный рваный ритм стихотворения, с укороченной второй строкой. Этот необычный ритм стихотворения преследует в моем понимании две цели. Прежде всего показать легкомысленность бабочки, которая не задумывается куда и зачем ей лететь, зачем она дышит, долго ли ей дышать, она не думает ни о чем.

Вторая цель рваного ритма сымитировать полет бабочки, ее порхание, когда бабочка то легко взлетает на несколько сантиметров, то опускается, то прянет вправо, то повернет в обратную сторону. И ведь действительно часто создается впечатление, что бабочка кружит совершенно бесцельно.

Мир детства в произведениях А.П. Чехова

Чехов как создатель образа детского мира в прозрачности и лирической насыщенности письма следует за Л. Н. Толстым, С. Т. Аксаковым, В. Г. Короленко. В то же время преимущественное внимание к боли, беде, одиночеству сближает его с Ф. М. Достоевским, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Г. И. Успенским, В. М. Гаршиным.

Не выделяя для себя отдельно детской темы, А. П. Чехов ввел ребенка в круг своих персонажей.

Наиболее интенсивно он писал рассказы о детях во второй половине восьмидесятых годов: «Детвора», «Ванька», «Событие», «Кухарка женится», «Беглец», «Дома», «Гриша», «Мальчики», «Спать хочется», «Житейская мелочь», «На страстной неделе» и другие.

В 1889 году вышел сборник под названием «Детвора», куда вошли рассказы «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», а также повесть «Степь». Эти рассказы неоднородны, в них действуют дети разного возраста и социального положения, создается разный эмоциональный тон.

Некоторые представляют собой небольшой психологический этюд. В «Грише» в центре внимания – ничем не примечательная прогулка трехлетнего мальчика, в «Детворе» – несколько разновозрастных детей играют вечером в лото, а потом нечаянно засыпают на маминой кровати. Такие рассказы просто передают детское мировосприятие, обаяние детства, не поднимая серьезных проблем.

Другим произведениям свойственен драматизм положения ребенка во взрослом мире, часто они изображают жестокость этого мира по отношению к детям. Это в первую очередь «Ванька» и «Спать хочется», где детям – сиротам приходится тяжело работать в чужом доме.

В целом же в центре внимания чеховского рассказа о детях – противопоставление двух равных по значимости миров, детского и взрослого. Поэтому персонаж-ребенок в пределах чеховской прозы 80-х гг.

не находится в изоляции от других персонажей, а действует наравне с ними в сложном и многосоставном мире.

Чехов предстает как знаток детской психологии и поведения. Поражают его наблюдательность, фантазия, дар перевоплощения, умение смотреть на мир глазами героев. Писатель передает свежесть детского взгляда, острую способность видеть красоту (ведь даже тусклые краски в детском восприятии всегда остаются яркими).

Каждый ребенок в представлении Чехова – это личность со своими вполне определенными чертами, интересами, привычками, способностями. Дети независимо от возраста остаются во многом беспомощными, но они бескорыстней, чем взрослые, с большей готовностью способны прощать окружающих. Их души мягче.

Поэтому окружающий мир, в котором так мало доброты, тепла и любви, часто им непонятен, чужд и страшен.

Изображенные Чеховым дети – часто существа страждущие или же угнетенные и подневольные. Чехов писал о том, что хорошо знал, наблюдал, выстрадал. Он сопереживал, сочувствовал детям, остро ощущая их несчастье, чеховские дети – герои вызывают в читателе не просто грусть, но боль и тоску.

Для Чехова мир ребенка – это особый мир, дети у него – особые люди. Чехова не привлекала литература собственно детская, но его крайне волновала сама стихия детства, притягивал внутренний мир детей, еще не испорченный влиянием общественной среды.

Большинство рассказов Чехова, вошедших в круг детского чтения, посвящено жизни ребят.

Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя, свыше двадцати рассказов о детях написано им. Герои этих произведений – обычные дети.

Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой и реалистичностью характера ребёнка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а, следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы.

Одна из главных идей рассказов Чехова о детях в том, что уже в раннем возрасте ребенок обладает вполне определенными чертами характера, более того, во многом это уже сформировавшаяся личность.

Но при этом дети еще далеки от жизни взрослых, у них нет опыта, нет затянувшихся душевных ран, неизбежно возникающих с возрастом, пока человек «обтесывается» об острые углы жизни.

Они живут в своем наивном мире, полном добра, любви, иллюзий, доверия.

Детская душа чутка ко всему хорошему, и счастливое состояние души, как правило, присуще ребенку постоянно, это одно из существенных его отличий от взрослого.

Но когда гармонию детского мира с его бесхитростными помыслами нарушают равнодушие и хладнокровие взрослых, доверчивость к жизни начинает колебаться.

Пошлость и жестокость взрослых постепенно гасят искру Божью в душе маленького человека.

Возникает еще одна и не менее значимая тема. Трудности человеческого общения, прежде всего общения между отцами и детьми, людьми разных поколений, начинаются не вдруг, не в зрелом возрасте; истоки этого процесса коренятся именно в детстве.

И возникают эти трудности от нежелания, а нередко от невозможности взрослых воспринять мир ребенка, от их невнимания к детской душе. «В мире каждого писателя всегда есть свое особое зло, от которого страдают его герои. У одного писателя это бедность, у другого – несправедливость, у третьего – жестокость.

У Чехова… существенным злом является одиночество. Писатель показывает людей, одиноких буквально… и людей, одиноких среди близких…

Неблагополучие в семейной жизни в произведениях Чехова чаще всего выражается не в притеснении, издевательстве или в других подобных формах зла, которые могут принести люди своим близким, а в отчуждении, равнодушии и взаимном непонимании» [10, с.87].

Чехов прибегает к простым и лаконичным средствам, сразу вводит читателя в суть происходящего. Хорошо сказал об этом качестве его поэтики В. Набоков: «Чехов входит в рассказ… без стука. Он не мешкает…» [8, с. 330].

В рассказах Чехова о детях с большой горечью говорится о невоспитанности взрослого мира, который истребляет в человеке самые человечные качества, обучает его порокам. Отсюда и неправильное восприятие взрослыми детского мира, полного доброты, любви, сочувствия, искренности, правды. Взрослым непонятна детская душа, но часто они и не желают ее понять.

Порой своими словами и поступками взрослые неосознанно травмируют душу ребенка, обрекая его на одиночество («Событие», «Житейская мелочь», «Отец семейства»). В то же время часто взрослые бессильны, даже когда стремятся к этому, разобраться в детской душе: попытка понять детскую натуру, простую и одновременно сложную, кончается ничем («Дома»).

Однако не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых, которые усваивают черты детскости, учатся у детей быть радостными, добрыми, живыми. Ведь душа детей всегда жаждет любви, заботы, ласки, справедливости, понимания. И только там, где это есть, гармоничны отношения между взрослыми и детьми («Беглец», «День за городом»).[9, с.

289]

Произведения Чехова о детях – пример столкновения простодушного мира детей с миром взрослых, который во многом им чужд и непонятен.

Мастерски перевоплощаясь в своих маленьких героев, писатель умеет смотреть на окружающий мир широко раскрытыми глазами детей, но замечает, конечно, гораздо больше того, что способна вместить и понять бесхитростная детская душа.

«Писатели-художники часто хорошо помнят многое такое из детства, что нами, обыкновенными людьми, забывается. Это надо сказать и о Чехове, который вдобавок к этому глубоко понимает детскую натуру и любит детей», – писал В. А. Гольцев. [10, с. 169]

События, которые рисует Чехов в рассказах о детях, – обыкновенные житейские истории, знакомые читателю.

Но, преломляясь через призму детского сознания, эти «истории» открывают перед нами своеобразие детского восприятия окружающих и окружающего, непосредственность реакции, идущей больше от чувства, чем от разума, особую внимательность, интерес к тем «пустякам», которые совершенно не волнуют взрослых. Есть тут, конечно, некий элемент писательской мечты и утопии.

Повсюду в повествование вкраплена по-детски наивная образность, с ее помощью автор достигает иллюзии детского взгляда на события.

С помощью характерных «чеховских» художественных средств он мастерски передает детское восприятие мира, тонко подмечая его особенные черты: «…

Примелькавшиеся вещи и поступки соотнесены с неожиданной шкалой мерок и ценностей; мир как бы увиден заново, то, что привычно и узаконено во взрослом мире, обнаруживает свою относительность…» [1, с.47].

Детские рассказы Чехова – одна из форм выражения идеала писателя, художественная конструкция взаимосвязей между людьми вообще. Своими рассказами о «недетской» жизни детей писатель взволнованно говорил о том, что дети вправе быть собой, что детство должно быть действительно детством.

Размышляя о детях, писатель думал о взрослых проблемах, ставших для него больными вопросами. Детская тема у Чехова связана с коренными его размышлениями о нескладной жизни, о корысти и расчете, отравляющих жизнь людей.

И в то же время – это круг его раздумий о человеческой и природной красоте, о вольных и счастливых людях, о самом счастье.

Детство Чехова. Анализ рассказа «Певчие» и повести «Степь» – Чехов А.П. Литература 19 века

В прозе Чехова большое место занимает тема детства. Всем нам памятны такие рассказы, как «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», «Детвора», «Мальчики», повесть «Степь» и многие другие произведения, в которых писатель рисует мир глазами ребенка.

Часто картины детства в них далеки от идиллических воспоминаний, которыми обычно сознание человека наделяет свое далекое прошлое. Но в других удивительный мир детства, наоборот, кажется прекрасной страной, куда писателю так хотелось бы вернуться.

И как бы ни рисовал Чехов эти картины, нас всегда поражает то, как точно он передает взгляд ребенка, его чувства и мысли: веселые и грустные, серьезные и шутливые, в которых ощущается радость открытия мира или же боль от столкновения с его жестокостью и лишениями.

Конечно, в этом чувствуется влияние давней традиции русской литературы, которая всегда очень тонко и глубоко исследовала внутренний мир ребенка, стараясь увидеть окружающую жизнь его чистым и непредвзятым взглядом. Среди таких произведений в первую очередь вспоминаются автобиографические произведения Л.Н.

Толстого, Н.Е. Гарина-Михайловского, С.Т. Аксакова. Мы знаем также об особом отношении Ф.М. Достоевского к детям как самой чистой и в то же время уязвимой части человеческого сообщества. Но, вероятно, тема детства в творчестве Чехова появляется не только как дань литературной традиции.

По-видимому, определенную роль должны были сыграть и те впечатления, которые Чехов получил в детстве, сохранив их в своих воспоминаниях.

Чем же была наполнена жизнь будущего писателя в то время, когда он сам был еще ребенком, в каких условиях проходило его формирование и что из воспоминаний тех лет он отразил в своем творчестве?

Детство Чехова

Известно, что детство Чехова прошло на юге России в небольшом провинциальном городе Таганроге, который находился вдали от основных культурно-политических центров страны. Но тем не менее здесь достаточно интенсивно развивалась не только торговля, но и культурная жизнь.

Поразительно, что в таком небольшом городе была итальянская опера, очень неплохой драматический театр, хорошая гимназия. Даже на улицах слышны были звуки фортепьяно, скрипки, виолончели, соло и дуэты из «Травиаты» и «Трубадура», которые доносились из окон домов, особенно тех, где жили состоятельные люди.

Можно сказать, что увлечение музыкой в Таганроге было всеобщим.

Особым событием в жизни города были гастроли весной 1879 года русской оперной труппы, которая привезла такие оперы, как «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Русалку» А.С. Даргомыжского, «Фауста» Гуно и многие другие знаменитые произведения. С концертами из произведений П.И. Чайковского здесь выступали знаменитые певцы-гастролеры.

Но был ли Чехов в детские и юношеские годы приобщен к этой культурной жизни родного города? Имеются свидетельства о том, что он бывал в опере, часто присутствовал на спектаклях в драматическом театре, посещал симфонические концерты, которые устраивались в городском саду, на музыкальных вечерах, которые нередко бывали в домах его друзей по гимназии.

Так, в марте 1876 года в письме к брату Александру шестнадцатилетний Антон пишет: «Я был вчера в доме Алфераки на концерте… Билет на концерт профессора Ауэра дал мне директор гимназии». Известно, что это был концерт знаменитого скрипача, профессора Петербургской консерватории Леопольда Ауэра, которому П.И.

Чайковский посвятил свою «Меланхолическую серенаду». Вместе с ним тогда в Таганроге выступал и молодой пианист и композитор Сергей Иванович Танеев. И все же остается не совсем ясным, откуда у мальчика, родившегося в семье простого лавочника, появились столь широкие и серьезные культурно-музыкальные интересы.

Было ли это только влиянием общей культурной атмосферы города или же определенную роль сыграла в этом семья?

Семья Чехова

Семья купца третьей гильдии Павла Егоровича Чехова, отца писателя, была большая, детям с раннего детства приходилось помогать отцу в делах торговли, работая в его лавке. Часто им надо было очень рано вставать, чтобы успеть потом в школу, а спать ложились поздно.

Об этой ранней трудовой жизни Чехов потом напишет во многих своих произведениях, например в повести «Моя жизнь».

И многие его маленькие герои, как Ванька Жуков, Пашка из рассказа «Беглец» или героиня рассказа «Спать хочется», тоже вынуждены рано познать тяжелые испытания, которые так не вяжутся в нашем сознании с картинами беззаботного детства.

Но все же в прозе Чехова о детях и детстве много и светлых моментов, которые мы также можем связать с какими-то эпизодами из детства писателя.

Особенно поражает то, что сам он вырос высококультурным, прекрасно образованным человеком, наделенным особым чувством прекрасного и поразительной музыкальностью, которая проявляется даже в стиле его произведений.

И определенная заслуга в этом также связана с его семьей, в которой действительно было что-то не совсем обычное для той среды — речь идет прежде всего о разнообразных культурных интересах, характерных для семьи, казалось бы, вполне обычного таганрогского лавочника.

На самом деле, отец Чехова мало уделял внимания торговле — не случайно он потом полностью разорился, из-за чего семье пришлось срочно уехать из города. Павел Егорович увлекался пением, рисовал, играл на скрипке.

И детям в этой семье родители старались не только дать хорошее образование (почти все они затем окончили высшие учебные заведения), но привить художественный вкус, интерес к творчеству.

Не зря потом один из братьев Чеховых — Николай Павлович — стал художником, а Антон Павлович прославил свою фамилию на литературном поприще. Как говорил писатель: «Талант у нас со стороны отца, а душа — со стороны матери».

Особое внимание в семье Чеховых уделялось музыкальному воспитанию детей: все они брали уроки у местного музыканта-любителя.

Особенно хорошие способности к музыке обнаружились у Николая, который стал учиться не только игре на фортепьяно, но и на скрипке, причем уроки ему давал итальянский скрипач Рокко. Один из товарищей Чехова по гимназии П.А.

Сергиенко вспоминал, что и Антон начинал учиться играть на скрипке. Но больше он любил слушать музыку. Она звучала часто в доме Чеховых.

Известно, что Чехов вместе с братьями пел в церковном хоре, руководителем которого был отец писателя.

Нельзя сказать, что Антоша был сильно увлечен этим занятием: часто нужно было идти в церковь очень рано, в любую погоду, стоять там во время долгой службы.

Да еще отец был очень строгим и требовательным, мог наказать детей за шалости и несерьезное отношение к занятиям в хоре. Об этом вспоминает брат писателя Александр Павлович.

Очевидно, эта часть детства писателя, по-видимому, очень ярко запечатлелась в его памяти. Не раз в его произведениях описывается церковная служба с пением, рассказывается о жизни хористов. Одним из первых таких рассказов был появившийся в 1884 году рассказ «Певчие».

Анализ рассказа “Певчие” Чехова

В нем хорошо заметна автобиографическая основа, и в то же время здесь мир детства как бы «очищен» от всего наносного, показан так, как он мог бы быть увиден именно глазами ребенка, которому, с одной стороны, не очень хочется проводить время на репетиции в хоре, а с другой — очень нравится то, что он делает. Красота музыки захватывает маленьких исполнителей и их слушателей.

В этом небольшом рассказе сходятся две контрастные образно-стилистические струи. Он написан в ранний «осколочный» период творчества Чехова и имеет форму юморески, а потому здесь много ярких комических эпизодов. Сатирически изображен приехавший в провинциальный город петербургский «либерал».

Он якобы стремится к просвещению народа, заботится о его нуждах, но на деле оказывается, что это сухой и бесчувственный человек, которого не волнует ничего, кроме его собственных интересов.

Это проявляется в его отношении хору, состоящему из учеников городской гимназии, которые старательно готовились к встрече столичного гостя.

Кульминация рассказа — описание репетиции хора под руководством «маленького, седенького попика в лиловой ряске» отца Кузьмы. Он нарисован с добрым юмором, но в изображении участников хора, их пения чувствуется глубоко сочувственное отношение автора.

После пропетого «для проформы» начала литургии хор всерьез готовится к исполнению «Херувимской» — в музыкальном отношении очень важном и сложном разделе церковной службы.

«Херувимская» поется по-настоящему хорошо, настолько, что даже школьники, не участвующие в хоре, «оставляют свое чистописание и начинают следить за движениями Алексея Алексеевича» (регента).

Даже под окнами школы, где происходит репетиция, останавливается народ, а сторож Василий входит в класс «в фартуке, со столовым ножом в руке, и заслушивается». И только столичный гость оказывается равнодушен к этому замечательному самодеятельному хору, в котором не видит настоящих исполнителей.

Анализ повести “Степь” Чехова

В детстве Чехов соприкоснулся и со стихией народной песни, тесно связанной с природой.

Летом вся большая семья отправлялась в дальние поездки по приазовской степи — они ехали в гости к бабушке и дедушке, который был управляющим в имении богатого помещика. По пути останавливались на ночлег в селах и деревнях.

Здесь и в усадьбе Княжой, где жил дед, слушали пение крестьян. Прекрасные мелодии народных песен — русских и украинских — сливались в сознании будущего писателя с поэтическим образом вечерней степи.

Много лет спустя — в 1888 году — он напишет свою знаменитую повесть «Степь», в которой мир открывается через взгляд на него маленького героя — Егорушки, который впервые отправляется из дому через степь, чтобы в городе поступить в гимназию. Его дорожные впечатления, порой наивные, а иногда очень точные и наблюдательные, составляют основу повести.

Особенно поэтично увидена глазами ребенка степь, бескрайняя, как море, и наделенная, как ему кажется мыслями и чувствами. Иногда она пугает ребенка, особенно во время грозы, которая представляется ему как страшная игра великанов.

Сказочной кажется мальчику и та дорога, по которой он едет: «Можно, в самом деле, подумать, что на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья-Разбойника…». Вот так по-новому зазвучали гоголевские темы у Чехова — ведь для ребенка мир открыт, и все невозможное кажется в нем возможным. А порой Егорушка как будто даже слышит голоса степи.

Кто знает, может, именно так и думал маленький Антоша, когда он тоже ехал через степь в дальнюю поездку, а жизнь еще была вся впереди — неизвестная, огромная, пугающая и манящая к себе, как и его маленького героя.

Вот так в произведениях писателя преображались детские впечатления, которые помогли автору не только показать мир детства, но и то глубинное, что составляет основу детской души, близкой и понятной ему.

Читая эта повести и рассказы, еще раз поражаешься удивительному мастерству писателя, способному проникать в человеческую душу с помощью таких скупых художественных средств, благодаря которым детские впечатления «переплавлялись» в творчестве Чехова в совершенную художественную форму.

Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. – М.: “Экзамен”, 2009

Литературное
чтение                       Дата:  

КЛАСС:     4

Тема урока: Лев
Николаевич Толстой «Детство».
Анализ         

                       
переживаний главного героя.

Цель:

продолжить знакомство с творчеством Л.Н.
Толстого, познакомить с главой из автобиографической трилогии «Детство», 
«Отрочество», «Юность».

Задачи:

1.  Познакомить учащихся с новым жанром художественной литературы трилогией,
с содержанием главы из повести.

2. Развивать навыки правильного,
осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения
воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным
отрывкам; умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа
определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих
чувств.

3.  Воспитывать тёплое и бережное отношение к
матери — самому дорогому человеку.

создать
условия для формирования УУД:

метапредметных:

-сформировать опыт
творческой деятельности;

-развивать интерес к
художественному слову;

-развивать
умение выразительно читать;

-развивать
способность сравнивать, анализировать, обобщать;

личностных: мотивация
учения, ответственное отношение к своей речи;

познавательных:

 формулировать познавательную цель;

— поиск и выделение информации, анализ с целью выделения
признаков;

— синтез, как составление целого из частей;

— выбор оснований для сравнения;

— установление причинно-следственных связей;

коммуникативных:

— вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;

— оказывать взаимопомощь;

— осуществлять взаимоконтроль;

— высказывать собственное мнение;

—  формулировать свои мысли, своё  отношении к
 чему-либо;

регулятивных:

— целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка,
способность к мобилизации сил и энергии. 

Оборудование:


презентация
по теме урока;


портрет Л.Н.Толстого;

— учебник 4 класса
«Литературное чтение» Л.Ф. Климанова;

— иллюстрации к
рассказам Л.Н.Толстого;

— карточки для
выполнения заданий в группах (2 вида)  и для этапа подведения итогов;


проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Какие добрые слова мы
говорим друг другу при встрече? (Доброе утро. Добрый день. Добрый вечер.) Доброта
— это самое великое чувство, которым может гордиться человек. Если человек
добрый, он несет радость другим.
  Какие
ассоциации возникают у вас, когда слышите слова ДОБРОТА, ДОБРО? (Ответы
детей)

(Слайд) На экране слова: КРАСОТА, ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА,
ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, МАМА, СЕМЬЯ,
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ.

— Перед вами слова,
связанные с нашими главными словами. Посмотрите на эти слова, выберите любое,
которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе. Улыбнитесь
друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Пусть этот урок принесёт нам
радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

II. Речевая разминка

1)   Дыхательные
упражнения

А) Задуть
свечу

Б) Дудочка

В) Шарик
спустился

2)   Прочитайте
пословицы, объясните их смысл.

Добрые
умирают, да дела их живут.             (Прочитать медленно)

Добрый
человек всегда правдой живет.        
(Прочитать с повышением
голоса)

Мудрым
никто не родился, а научился.        
(Прочитать с понижением
голоса)

Учение образует ум, воспитание — нравы.   (Прочитать с гордостью)

III. Вводная беседа

1.
Жизнь и творчество Л.
H. Толстого.

Ребята, мы сейчас
работали над пословицами. По моему мнению,
их можно отнести к писателю, с жизнью и твор­
чеством которого мы
знакомы, но на следующих уроках будем узнавать еще больше. Кто-то из вас
догадался, о ком идет речь?

Прочитайте его имя на доске.
(Лев Николаевич Толстой.)

Рассмотрите фотографии.

Давайте вместе
вспомним, что мы знаем о этом писателе.  Я буду читать начало предложения, а вы
продолжите его.

Лев
Николаевич Толстой родился… (в 1828 году), а

умер…
(в 1910).

Всю
свою жизнь он посвятил… (литературе).

Полное
собрание сочинений составляет… (90томов).

Родился
и жил он в основном в … (Ясной Поляне).

Там
он открыл… (школу для крестьянских детей).

Он
сам написал для них… (учебник).

Лев Николаевич рано остался без… (родителей)

 В 16 лет он поступил в один из лучших
университетов
того времени.

(В Казанский.)

Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к…(иностранным языкам), за­нимался… (историей, музыкой, рисованием, юридичес­кими науками, медициной, сельским хозяйством, много и
серьезно читал).

Всю свою жизнь Толстой
пополнял свои знания и был
высокообразованным
человеком. В своих произведениях
Толстой
говорил, что человеком может называться толь­ко тот, кто трудится, кто делает
добро другим людям, кто 
честно
исполняет свой долг. Стыдно, недостойно чело­
века жить чужим трудом.

IV.  Актуализация знаний.

 (Работа
в группах)

1
группа:
Перед вами отрывки из произведений
Л.Н.Толстого.
Вспомните, как
они называются и к какому жанру относятся?

« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с
матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». (Старый дед и
внучек)

 «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми
попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать
наперегонки в открытом море…(Акула)

« Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была
тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая
обезьянка и забавляла всех…» (Прыжок)

«…мальчик
осмелился и сказал:

— Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой
ловкий!…

Учитель остановил его и сказал:
— Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он
стал ходить с ребятами в школу.» (Филиппок)

«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он
ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а
собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…» (Лев и собачка)

2 группа:  Перед вами
иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого. Вспомните их  названия.

3 группа: Соотнесите пословицу и произведение, к которому она подходит.

(Крепкую дружбу и топором не разрубишь)                 «Филипок»

(Кто родителей почитает, тот во век не погибает)        «Косточка»

(Лучше горькая правда, чем красивая ложь)                 «Старый
дед и внучек»

(«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»)                     «Лев и собачка»

Ответы учащихся по одному от группы.

— Чему учат нас рассказы Л.Н.Толстого?

(Его произведения учат добру и справедливости,
нравственности.)
     

V.
Знакомство с новым произведением.


Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома творческой жизни этого
писателя и

познакомимся  с новым жанром художественной литературы – это трилогия. (слайд)

Трилогия — три произведения одного автора (писателя,
музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета (С.И.Ожегов).

Мы
почитаем лишь одну главу из трилогии Толстого  «Детство», «Отрочество»,
«Юность».

Давайте немного остановимся на
понятиях.

Детство – это возраст от рождения
до 10 лет.

Отрочество – это подростковый
возраст от11 до 14 лет.

Юность – это возраст человека от 15
до 21 года.

И сама трилогия необычная.

— Вы помните, что такое
автобиография? (автор сам пишет о себе).   Трилогия
автобиографическая.

-Как вы думаете, о чём будет
говориться в главе «Детство»? 

Правильно, 
Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие
факты, а в форме рассказа,  повествование в котором ведётся от лица
главного героя  Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства
Толстого, делиться с нами его воспоминаниями от своего имени.

VI. Физкультминутка  (русская
народная игра)

-Знаете ли вы, какие игры проводил Л.Н. Толстой
своим ученикам? Давайте сейчас поиграем в одну из таких игр, называется она
«Золотые ворота». Выбираются
двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки
и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за
руки) и проходят под воротами. На последних
словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними.
Пойманные образуют новые «ворота».

Золотые
ворота,

Пропускают не всегда,
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет.

Первый раз
прощается,

Второй запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас!

VII. Работа над
текстом.    
(с.115-118)


О каком самом дорогом человеке пойдет речь? (о маме)


А
какая у вас мама? (Ответы детей)

Словарная работа.


В тексте нам встретятся необычные слова. (Слайд)

Maman – мама

Мамаша – мама

ИТТИ – идти

Подле меня – возле

Досыта – вдоволь,
больше не хочется

Впросонках –
сквозь сон

    
Ваточный халат —  халат
на подкладке из ваты

Чтение
рассказа д
о
слов «Воспоминания эти….»

— О чём рассказывает нам автор в
самом начале?

— Что делают  с автором эти
воспоминания о детстве? (освежают, возвышают душу и служат источником
наслаждений).

Чтение до слова Маман.

-О каком из воспоминаний идёт речь?
(о вечернем чае)

— А вам близки эти ощущения? Бывали
ли  у вас такие случаи?

Чтение до конца рассказа.


Какие чувства вы испытали, прочитав эту главу? (нежности, любви, восхищения,
восторга)

-Почему?
(речь идёт о самом дорогом человеке – маме)

— Что чувствует
Николенька впросонках? (Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это
руки мамы).

-Попробуйте
обобщить прочитанное и ответить, какая была у Николеньки мама? (Ответы детей)


как вы думаете, любила ли мама своего сына? Какие выразительные слова –
действия заставляют нас это почувствовать? Зачитайте.(Она молчит с минуту….)


Обратите внимание на иллюстрацию, предложенную художником. Найдите в тексте
отрывок, которому она соответствует (…и над ухом звенит тихий знакомый
голос).
С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка с плеском
воды).

-Что,
по вашему мнению, хотел передать Л.Н.Толстой через чувства Николеньки? (Ответы
детей)

VIII.
Подведение итогов.

Послушайте
притчу о маме.

Мама.
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
— Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так
мал и беззащитен?
Бог ответил:
— Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
— Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
— Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и
будешь счастлив.
— О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок,
пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:
— Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.
Затем ребенок спросил:
— Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
— Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
— Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
— Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне.
Так что я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
— Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?
— Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.

(Слайд)

 —Как часто
в обыденной жизни мы не замечаем нежных маминых прикосновений, звука её голоса,
тёплого взгляда, как часто порой мы её обижаем. А когда вырастаем или теряем
её, понимаем, как много мы ей не додали добра, внимания, ласки. Как много сразу
хотелось бы изменить, вернуть время назад.


предлагаю вам послушать песню о маме, возможно, вам захочется что-то поменять в
своём отношении к ней. (На экране слайд-шоу из рисунков детей на тему «Моя
любимая мама», с музыкальным сопровождением песни из кинофильма «Мама»)

-А теперь допишите, пожалуйста,
фразу:

Моя мама самая ….

Я никогда больше не буду… 
 

Я желаю моей маме …

(Учащиеся
по желанию зачитывают свои сочинения)

-Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и
старались делать всё так, чтобы они всегда улыбались. Берегите своих мам!

Выставление
оценок за урок.

IX.
Домашнее задание  
с.115-118

Задание
по выбору:

1.    Выразительное
чтение главы «Детство».

2.    Пересказ

1 группа:

Перед вами отрывки
из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру
относятся?

« А Миша говорит:
«Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из
этой лоханки кормить».

__________________________________________________

 «На корабле с
нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в
парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.»

____________________________________________________________

« Один корабль
обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на
палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…»

___________________________________________________________

«…мальчик
осмелился и сказал:

— Костюшка, я
бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!…

Учитель остановил
его и сказал:

— Ты погоди
хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.»

___________________________________________________________

«Одному человеку
захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в
зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на
съедение…»

___________________________________________________________

3 группа: Соотнесите пословицу и произведение, к которому она
подходит.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь               
       «Филипок»

Кто родителей почитает, тот во век не погибает     
       «Косточка»

Лучше горькая правда, чем красивая ложь                    «Старый
дед и                    

                                                                                                       
внучек»

Кто
грамоте горазд, тому не пропасть                           «Лев
и собачка»

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 15. Л.Н.Толстой «Детство»

Перечень вопросов, рассматриваемых на
уроке:

С помощью чего автору лирического произведения
удаётся передать своё настроение читателю и найти отклик в его душе?

Тезаурус:

Трилогия – три
произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью
(последовательностью от одного события к другому) сюжета.

Автобиографический – описывающий свою жизнь.

Maman – мама.

Мамаша – мама.

Итти – идти.

Подле меня – возле.

Досыта 
вдоволь, больше не хочется.

Впросонках – сквозь
сон.

Ваточный халат — халат на подкладке из ваты.

Основная и дополнительная литература по
теме урока
:

1.Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для
общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.
Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71

2.Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное
чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных
организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34

3.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова
М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл.

Аудиоприложение на электронном носителе к
учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016.

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Хочу начать наш урок со слов великого русского
писателя Л.Н.Толстого «Чуткому сердцу откроются тайны»

-Как вы понимаете это выражение?

-Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что
глаза — зеркало души. Какие они? (добрые,внимательные, мудрые).Только человек с
чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться. Чуткое
сердце прикасающееся к твоей душе, отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное
сердце — нечувствующее, спящее.

-Ребята, чем мы будем заниматься сегодня на
уроке?

— Правильно. Мы узнаем о жизни и творчестве
Л.Н.Толстого.

Недалеко от г. Тулы, в живописном уголке нашей
родины, в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л.
Н. Толстой. Умерла мама, когда маленькому Лёве было 1,5 года. У Толстого было 3
брата – Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала детей
тётя –женщина очень добрая и ласковая. Толстой очень любил тетеньку и уважал
ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети, любил
развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого
в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова.

Лев Николаевич всегда выполнял работу сам.
Любил играть с крестьянскими детишками, ходил с крестьянами на рыбалку. В Ясной
Поляне Л.Н.Толстой открыл первую школу для крестьянских детей. Он сам работал
там учителем. Не было книг для детского чтения, поэтому для обучения
крестьянских детей Толстой написал рассказы, басни, сказки, научно-популярные
статьи и поместил их в одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя азбуку,
арифметику (математику), произведения для чтения. Лев Николаевич всегда с
теплотой вспоминал о своём детстве, поэтому и его рассказы о детях и животных
отличаются добротой, и мы их с удовольствием читаем.

Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь посвятил
литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Л.Н.
Толстой умел писать не только для всех, но и про всё.

Есть писатели, которые пишут для детей, о
детях. Есть сказочники, есть баснописцы. А в творчестве Толстого вы найдёте
рассказы и басни, сказки и загадки. Он писал о детях и о животных, о природе и
о войне, о русской и всемирной истории. Вот почему рядом с именем Толстой мы
произносим слово «великий».

По всей стране установлено много памятников
Льву Толстому, отрыто большое количество музеев.

Один из них – это родовая усадьба «Ясная
Поляна»

Это место, где Лев Николаевич прожил около 50
лет своей жизни. Своей любви к имению он никогда не скрывал и часто упоминал
родное место в своих произведениях.

Не одно поколение помнит и любит этого
замечательного человека. И наши бабушки с дедушками, мамы с папами, мы с вами,
а также наши дети и внуки читают, и будут читать произведения Льва Николаевича
Толстого, и учиться добру, любви, почитанию взрослых.

Давайте проверим, насколько внимательны вы
были.

1. Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная
поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги
переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей.

— Верно, это Лев Николаевич Толстой.

2. Кто открыл школу для крестьянских детей:

Пушкин А.С.

Лермонтов М.Ю.

Толстой Л.Н.

Чарушин Е.И.

-Верно — Толстой Л.Н.

3. Какую книгу написал Л.Н.Толстой для
обучения крестьянских детей?

Звуки и буквы

Азбука

Делай как я

Слово

-Верно — Азбука

Перед вами отрывки из произведений
Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?

« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку
делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Правильно – басня «Старый дед и внучек».

«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики
первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать
наперегонки в открытом море…

Правильно – быль «Акула».

« Один корабль обошёл вокруг света и
возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа
вертелась большая обезьянка и забавляла всех…»

Правильно – быль «Прыжок».

«…мальчик осмелился и сказал:

— Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я
страсть какой ловкий!…

Учитель остановил его и сказал:

— Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он
стал ходить с ребятами в школу.» Правильно – рассказ «Филипок».

«Одному человеку захотелось поглядеть зверей,
он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а
собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…»

Правильно – басня «Лев и собачка.

А давайте мы, из предложенных пословиц,
выберем ту, что подходит каждому из названных произведений

— Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Правильно -«Филипок».

— Кто родителей почитает, тот во век не
погибает.

Правильно — «Старый дед и внучек».

— Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Правильно — «Лев и собачка».

— Гордится отец, что у него сын — храбрец.

Правильно – « Прыжок».

Давайте прочитаем воспоминание Сергея
Сергеевича Толстого

( внука Л.Н.Толстого)

В первый раз в своей жизни я увидел Льва
Николаевича вот как: я жил в то время у своего деда с материнской стороны
Константина Александровича Рачинского в Петровском-Разумовском, где мой дед был
директором Сельскохозяйственной Академии (ныне Академия им. Тимирязева). Мне
было в это время 5 лет. Обстановка у моего деда К. А. Рачинского была довольно
богатая: он занимал директорский особняк. В верхнем этаже была его квартира, в
нижнем этаже помещалась кухня и жила прислуга.

И вот в один день мне говорят, что «приехал
твой дедушка, отец твоего папы».— «Где же он?»—спрашиваю я. В ответ слышу: «Он
внизу, на кухне». Спускаюсь вниз и вижу: Лев Николаевич сидит на кухне и
беседует с нашей кухаркой. Я тогда же почувствовал, как это удивительно! Вместо
того чтобы сразу идти наверх и беседовать с профессором Рачинским, Лев
Николаевич остановился минут на двадцать поговорить с простой женщиной, мимо которой
обычно проходили, не удостаивая её своим вниманием.

Лев Николаевич хотел показать, что он видит в
ней такого же человека, как и во всех других людях. Окончив беседу с кухаркой и
перебросившись со мной несколькими словами, Лев Николаевич отправился наверх к
К.А. Рачинскому и провел у него час-полтора времени.

1. Сколько лет было Сергею, когда он впервые
увидел дедушку?

(Правильно, Сергею было 5 лет.)

2.У кого жил Серёжа в то время?

(Правильно, Серёжа жил у своего дедушки по
материнской линии Рачинского Константина Александровича.)

3.Какой была обстановка в доме у Рачинского?

(Правильно, обстановка была богатая.)

4.На каком этаже располагалась квартира
Рачинского? (Правильно, квартира Рачинского располагалась на втором этаже.)

5.Кто жил на первом этаже этого дома?
(Правильно, на первом этаже жила прислуга.)

(Правильно, Лев Николаевич задержался на
кухне, разговорился с кухаркой.)

6.Что бы вы сказали о писателе, как о
человеке? (Правильно, Лев Николаевич показал, что он считает кухарку таким же
человеком, как и он.)

7.Как Сергей Толстой в этом эпизоде показал
сравнение своих дедушек?

(Правильно, Сергей Сергеевич Толстой рассказал
о том, что его дед, хоть он был и из графской семьи, не считал себя выше
простых крестьян. А дед по материнской линии – наоборот, не замечал в своём
доме этих же людей.

Мы смогли заглянуть в детство маленького
мальчика Сережи Толстого. Давайте же сейчас прочитаем отрывок из повести Льва
Николаевича Толстого «Детство». Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев
Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он
задумал роман «Четыре эпохи развития», в котором хотел изобразить процесс
духовного развития человека, «резко обозначить характеристические черты каждой
эпохи жизни; в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в
юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе». На
Кавказе написана первая часть задуманного рассказа «Детство»; позднее были
созданы две другие – «Отрочество», и «Юность», а четвёртая часть «Молодость»
так и осталась ненаписанной.

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от 11-14

Юность – это возраст человека от 15 до 21
года.

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора
детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти
освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.

Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным
столом, на своём высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с
сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как
не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так
приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными
дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся
маленькая, маленькая — лицо её не больше пуговки; но оно мне всё так же ясно
видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть её
такой крошечной. Я прищуриваю глаза ещё больше, и она делается не больше тех
мальчиков, которые бывают в зрачках; но я пошевелился — и очарование
разрушилось; я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его,
но напрасно.

Я встаю, с ногами забираюсь и уютно
укладываюсь на кресло.

— Ты опять заснёшь, Николенька, — говорит мне
maman, — ты бы лучше шёл на верх.

— Я не хочу спать, мамаша, — ответишь ей, и
неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает
веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. Чувствуешь,
бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному
прикосновению узнаешь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко,
крепко прижмёшь её к губам.

— Какими чувствами переполнен этот отрывок?

-Найдите в тексте, какими словами обращается
Николенька к матери, как он её называет.

Правильно, маман, мамаша.

— Как мама называет своего сына?

Правильно, Николенька.

Все уже разошлись; одна свеча горит в
гостиной: maman сказала, что она сама разбудит меня; это она присела на кресло,
на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над
ухом моим звучит милый знакомый голос:

— Вставай, моя душечка: пора идти спать.

Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не
боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но ещё крепче
целую её руку.

— Вставай же, мой ангел.

Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики
её быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои
возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня; она трогает
меня; я слышу её запах и голос. Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками
её шею, прижать голову к её груди и, задыхаясь, сказать:

— Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!

Она улыбается своей грустной, очаровательной
улыбкой, берёт обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладёт к себе на
колени.

— Так ты меня очень любишь? — Она молчит с
минуту, потом говорит: — Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не
будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька?

Она ещё нежнее целует меня.

— Полно! и не говори этого, голубчик мой,
душечка моя! — вскрикиваю я, целуя её колени, и слёзы ручьями льются из моих
глаз — слёзы любви и восторга.

-Как в этом отрывке Николенька звал свою маму?

Правильно, милая мамаша, душечка моя, голубчик
мой.

-Как мама его будила?

Правильно, щекотала.

После этого, как, бывало, придёшь на верх и
станешь перед иконами, в своём ваточном халатце, какое чудесное чувство
испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Повторяя молитвы,
которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней
и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

-О чем мальчик просил в молитвах своих?

Правильно, о спасении папы и мамы.

После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце;
на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чём они? Они
неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие… Потом
любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку — уткнёшь в угол пуховой
подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Ещё помолишься о
том, чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была
хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты
перепутаются, смешаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…

-О чём ещё просил Николенька у Бога?

Правильно, чтобы Бог дал счастия всем.

-С каким чувством он лег спать?

Правильно, с надеждой на светлое счастие.

Соберите из частей мозаики фотографию Льва
Николаева Толстого.

Подсказка: собирайте картину, как пазлы.

К какому жанру относится повесть «Детство»?

Подсказка: прочитайте внимательно о «рождении»
повести «Детство».

Установите соответствие, соединяя стрелкой
вопрос – ответ.

Правильный вариант ответа:

Подсказка: перечитайте повесть.

Вставьте пропущенные слова в текст.

«Потом любимую фарфоровую игрушку
—____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и
уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы
все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на
другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё
с мокрым от слёз лицом…»

Варианты ответов: мечты; уснёшь тихо; зайчика
или собачку; счастия; лежать; хорошая погода.

Правильный вариант: «Потом любимую фарфоровую
игрушку — зайчика или собачку — уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как
хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Еще помолишься о том, чтобы дал Бог
счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для
гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и
уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»

Подсказка: найдите и перечитайте последний
отрывок повести.

Раскрасьте картинку.

Найдите спрятавшиеся слова.

Правильный вариант ответа:

Подсказка: спрятались пять слов: главные
герои, как мама будила сына, автор, что делал главный герой перед сном.

Соберите из представленных частей изображение.

Распределите слова по колонкам

Милая мамаша,голубушка, моя душечка, мой ангел

Правильный вариант ответа: Николенька – моя
душечка, мой ангел; maman – милая мамаша, голубушка

Подсказка: перечитайте диалог maman и
Николеньки.

Определите и напечатайте жанр произведения
Л.Н.Толстого «Детство»

Варианты ответов: рассказ; сказка; былина;
стихотворение.

Правильный вариант: рассказ

Подсказка: у этого произведения есть автор,
который повествует от лица барина.

Какими словами начинается рассказ рассказ
Л.Н.Толстого «Детство ?»

Варианты ответов:

Набегавшись досыта, сидишь, бывало

После этого, как бывало, придёшь наверх

Я встаю, ногами забираюсь и уютно укладываюсь
на кресле.

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора
детства!

Правильный вариант: Счастливая, счастливая,
невозвратимая пора детства!

Конспект открытого урока

литературы в 8 классе

«Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Н.Толстого «После бала»

99764896 1

Цели урока:

1)Вспомнить содержание произведения, жанр, композиция, идея

2)Узнать о контрасте, как о литературном приеме, какова идея произведения

3)Понять какова роль контраста в раскрытии идеи рассказа

4)Уметь анализировать произведение, исследовать художественный текст; строить тексты, аргументировать свои суждения, работать в команде, слушать и слышать другого

Ожидаемые результаты:

Личностные:

— развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

— формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные:

-умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения;

— умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Предметные:

-понимание литературы как особого способа познания жизни;

-воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях в жанре рассуждения аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.

— формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия.

Организационные формы: главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация, задания для групп, высказывания Л.Н.Толстого, фрагменты фильма «После бала».

Ход урока

1. Этап – мобилизующий. Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Вступительное слово учителя. (Метод учебного диалога).

-Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. В начале урока мне хотелось задать вам вопрос:

— Что влияет на душевное состояния человека?

(Примерные ответы: радость, победа, поражение, горе, беда , ситуация, в которую попадает человек.)

— Ситуации разные, а значит, и мы испытываем разные чувства, порой совершенно противоположные

— Что же ещё может влиять на душевное состояние человека? Может ли музыка, цвет, слово влиять на наше состояние?

— Послушайте следующие отрывки музыкальных произведений и оцените эмоциональное состояние, полученное от этой музыки.

(Слайд 2, 3)

— Слово учителя:

-Итак, вы получили совершенно противоположные эмоциональные ощущения. Мы говорим «душевное состояние». А что же такое душевное состояние?

(Слайд 4) (Душевное состояние человека – это то, что он чувствует в определенный момент, а чувства бывают противоречивы, противоположны, контрастны.)

— На предыдущих уроках мы изучали рассказ Л.Н.Толстого «После бала».Сегодня продолжим эту работу.

Предлагаю прослушать два отрывка из рассказа Л.Н. Толстого. Первый окунет нас в атмосферу бала середины XIX века. (Звучит отрывок из рассказа) (Слайд 5)

(Звучит отрывок из рассказа «Я стал смотреть туда же…» ) ( Слайд 6)

(Приложение 1)

Что вы заметили? (Примерные ответы: изображенные картины в произведении Толстого резко противоположны, контрастны)

2 этап. 1)Формулирование темы самими учениками.

— Как бы вы сформулировали тему нашего урока? ( Для чего мы прослушали музыку, отрывки из рассказа, к какому выводу пришли. Важно, чтобы ученики вышли на ключевые слова темы: контраст, идея ,главная мысль произведения).

Тема урока: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала».

( Слайд 7)

2) Целеполагание.

-Сформулируйте цели с помощью опорных глаголов. (Прием целеполагания.)

( Слайд 8)

Вспомнить содержание произведения, жанр, что такое композиция, идея

Узнать, что такое контраст, как литературный прием, какова идея произведения Л.Н. Толстого

Понять, какова роль контраста в раскрытии идеи рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Уметь анализировать произведения, исследовать художественный текст,

Учиться построению текстов – ответов, аргументации своих суждений, работать в команде, уметь слушать и слышать позицию другого.

3.Этап актуализации знаний.

1) Слово учителя.

— Художественное произведение не хаотичное собрание эпизодов, описаний, монологов и диалогов.

Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствует раскрытию идей писателя.

— Попробуем это доказать знанием теории литературы: (стадия вызова)

Что такое композиция произведения? (Слайд 9)

Рассмотрим в чём особенности построения рассказа «После бала»

  1. Что такое идея произведения?

  2. Кто такой рассказчик?

  3. Кто такой автор?

2)Работа с таблицей. ( Слайд 10)

— Сравните 1 и 2 части таблицы. Восстановите пропущенные слова в 5 строке Что вы заметили? (Части противоположны, контрастны. Герой испытывает противоречивые чувства).

I часть «На балу»

II часть «После бала»

1.

Залитая огнями бальная зала (языковые средства)

Черный, грязный плац

(языковые средства)

2.

Обаятельная Варенька

(образ)

Истерзанный экзекуцией солдат (образ)

3.

Веселые танцы

(композиция)

Избиение солдата шпицрутенами (композиция)

4.

Внешняя красота и благородство полковника

Внутренняя непривлекательность, даже безобразие героя

5.

Чувство …. (восхищения)

Чувство…. (разочарования)

( Слайд 11)

Такая резкая противоположность называется контрастом

4.Этап. Работа в группах. (Слайд 12)

Слово учителя:

— Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе, а с какой целью, мы должны выяснить сегодня на уроке. Исследуем на конкретных примерах роль контраста в рассказе, обратимся к тексту. (метод инсерта)

1 группа должна произвести наблюдения над композицией рассказа;

2 группасравнить образы полковника и наказываемого;

3 группа -= сопоставить языковые средства через сравнение цвета и звука.

— Результатом вашей работы будут заполненные таблицы, выводы, которые вы представите в виде готовых текстов и самопрезентации группы. (Приложения 2,3,4)

— Перед вами ещё одна таблица, которая поможет каждой группе увидеть свою часть в общей работе. (Слайд 13)

( Время работы 5-7 минут)

5 этап. Выступление групп. Самопрезентация.

Во время ответа одной группы две другие думают над заданием: «На какой вопрос вы получили ответ, слушая выступление группы»

Отвечает 1 группа «Композиция».

Примерный ответ: нашей группе было дано задание сопоставить две части рассказа «На балу» и «после бала». Кого мы видим на балу? Беззаботное веселье, радость, много света и белого цвета. Все это так воспринимает герой-рассказчик Иван Васильевич. Сопоставляемые части контрастны. Душевное состояние героя резко меняется во второй части рассказа.

Вопрос к слушающим: : «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа группы?» (Примерный ответ: «Контрастны ли обе части рассказа по композиции?»).

Отвечает 2 группа «Система образов»

Примерный ответ: нашей группе необходимо было сравнить образы Полковника и Наказываемого по внешнему виду, походке и лицу. Соотнеся поля таблицы, мы пришли к следующим выводам. Изображение героев контрастно. Во-первых, контраст подчеркивает их социальное неравенство. Во-вторых, помогает понять, что полковник внешне не изменился, но проявляет злобу и жестокость по отношению к другому человеку. И это понимает читатель через восприятие героя-рассказчика.

Вопрос к слушающим: «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа группы?» (Примерный ответ: « Контрастно ли изображение героев рассказа и в чем оно проявляется?»).

Отвечает 3 группа «Языковые средства»

Примерный ответ: наша группа сопоставляла языковые средства через сравнение цвета и звука в рассказе «на балу» и «после бала». Мы пришли к следующим выводам. Во – первых, отмечаем полную противоположность двух частей по «цвету и звуку» (доказывают примерами из таблицы); Во-вторых, звуки и краски в рассказе даны через восприятие героя-рассказчика – Ивана Васильевича, значит контраст и в душевном состоянии героя рассказа.

Вопрос к слушающим: «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа группы?» (Примерный ответ: «Контрастны ли языковые средства в рассказе?»).

6 этап. Вывод по работе групп.

— Все группы, работая над своим заданием, пришли к общему выводу. Какому? Какой художественный прием лежит в основе рассказа? (Толстой использует прием контраста).

— Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье в первой части резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа

Общее в ответах всех групп – это изображение психологического, душевного состояния героя – рассказчика. Именно через понимание его образа мы выходим на художественную идею произведения.

7 этап. Образ рассказчика и его нравственный выбор. Выход на идею рассказа.

— Какую из двух частей вы считаете главной в рассказе? (вторая часть – именно после бала изменилась вся жизнь человека)

( Просмотр ролика . Слайд 14)

— В каком состоянии Иван Васильевич после увиденной им картины наказания солдата.

(Переживает мучительное чувство стыда. « мне было до такой степени стыдно, что , не зная, куда смотреть, как будто уличён в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился домой». Он не мог заснуть. На сердце была тоска

— Почему он не вмешался в происходящее?

(Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что-то такое, чего я не знал».)

-Как изменилась жизнь героя после бала?

— Почему Иван Васильевич отказывается от службы? Какова его нравственная позиция? (Примерный ответ. Он выбирает для себя единственно верный путь – отказаться от зла. Если ты не в силах изменить мир, однако можешь не участвовать во всеобщем зле. Он принял решение не служить не только в армии, но и нигде. Иван Васильевич делает свой нравственный выбор. Он не хочет быть таким же жестоким, как полковник. Иван Васильевич, чтобы сохранить душу, делает свой выбор.
Неучастие во зле – нравственный выбор героя)

— Как выражена авторская оценка героя? ( Словами одного из слушателей : «Ну, это мы знаем, как вы никуда не годитесь… Сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не было»

8 этап. Составление синквейна

Иван Васильевич

Красивый, молодой

Рассказывал, вспоминал, анализировал

Человек, разочаровавшийся в своей любви

Герой

9 этап .Формулирование художественной идеи произведения.

— Какова причина событий, изображенных в рассказе? (Вспомните сравнение образов полковника и татарина?) Социальные противоречия.

— Какова идея произведения?

(В основе рассказа идея единства нравственной и социальной справедливости. Неучастия во зле. Ответственность человека за все происходящее)

10 этап. Рефлексия. Оценки за урок.

-Что было интересным для вас на уроке

-Что нового узнали ?

— Каково ваше душевное состояние?

11 этап. Домашнее задание: написать сочинение на тему

«В чём я вижу смысл жизни?», используя высказывание Л.Н.Толстого и аргумент из рассказа « После бала».

12 этап. Заключительное слово учителя (Слайд 20)

— Ребята, давайте попробуем восстановить слова Л.Н.Толстого о смысле жизни, оставленные нам писателем как завещание. Посмотрим, какие мысли хотел своим рассказом донести до нас писатель?

«Смысл жизни в служении ______(людям). Жить для одного себя_____(нельзя).Это духовная______(смерть). Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе_____(любви, добра)».

— Ребята, я надеюсь, что будете следовать словам великого Толстого.

Приложение 1

1 эпизод

Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. В этот вечер я видел только её, её высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться.

2 эпизод

Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад — и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед — и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте».

Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

Приложение2

1 группа

Композиция

Полковник

Наказываемый

Фигура

На балу

После бала

Походка

Лицо

Приложение3

2 группа

Языковые средства

На балу

После бала

Цветовая гамма , краска

Звуки, характер музыки

Приложение3

1 группа

Система образов

На балу

После бала

Кого мы видим ?

Что мы видим ?

Душевное состояние Ивана Васильевича

  • Отрывок из рассказа горе от ума а судьи кто
  • Отрывок из рассказа красный смех написанного в разгар
  • Отрывок из рассказа горе от ума петрушка вечно ты с обновкой
  • Отрывок из рассказа горе от ума монолог
  • Отрывок из какой сказки белка песенки поет да орешки все грызет