Отрывок из рассказа тарас бульба

литература хiх века 7 класс вариант 1 1. о каком писателе идт речь: родился в 1809 году в местечке

                                             
        Литература Х
IХ века                                         
7
класс

                                                          
   Вариант 1

1.  О каком
писателе идёт речь: «Родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Полтавской
губернии. Детство будущего писателя прошло в Украине в селе Васильевке. Его
отец, Василий Афанасьевич, был человеком образованным, одним из первых
украинских писателей. автором комедий из народной жизни»
?

а)
М. Е. Салтыков-Щедрин                               

б)
А. К. Толстой                                           

в)
Н. В. Гоголь

2.  Соотнесите
имена писателей и поэтов с названиями их произведений

1

И.
С. Тургенев

А

«Молитва»

2

Н.
А. Некрасов

Б

«Василий
Шибанов»

3

А.
П. Чехов

В

«Бирюк»

4

М.
Ю. Лермонтов

Г

«Русские
женщины»

5

А.
К. Толстой

Д

«Злоумышленник»

3.  Укажите
жанр произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

а)
поэма                                                б) былина                                     в)
баллада

4.  Какое произведение
не входит в цикл А. С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»?

а)
«Барышня-крестьянка»                                

б)
«Борис Годунов»                                  

в)
«Выстрел»

5.  Как называется
поэма М.Ю. Лермонтова?

а)
«Песня про царя Ивана Всеволодовича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова»

б)
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого боярина
Калашникова»

в)
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова»

6.  В каком веке
происходят события, описываемые в «Песне про… Калашникова» М. Ю. Лермонтова?

а)
Х
VI век    
                                           б) Х
VII век                                      в)
Х
VIII век

7.  Укажите тип
лирики в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

а)
любовная лирика                                          

б)
пейзажная лирика                               

в)
философская лирика

8.  Соотнесите
отрывок из произведения с его названием и автором

1

Н.
В. Гоголь. «Тарас Бульба»

А

«Прошло
сто лет, и юный град,

Полнощных
стран краса и диво,

Из
тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся
пышно, горделиво».

2

М.
Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил»

Б

«Так
распоряжался кошевой, и все поклонились ему в пояс и, не надевая шапок,
отправились по своим возам и таборам и, когда уже совсем далеко отошли, тогда
только надели шапки».

3

А.
С. Пушкин. «Медный всадник»

В

«Долго
бродили они по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах
мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след».

9.  Где
происходят события, описываемые в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?

а)
Польша                                            б)
Украина                                      в) Россия

10. Как
называется выразительное средство языка, использованное в предложении из
рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»: «Мужика подёргивало, словно лихорадка его
колотила»
?

а)
эпитет                                              

б)
аллегория                                   

в)
сравнение

11. Лирика – это …

а) род
литературы, героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину
народной жизни

б)
род литературы, в котором действительность отражается путём передачи душевных
переживаний, мыслей и чувств автора

в)
род литературы, принадлежащий одновременно двум видам искусства: литературе и
театру, предназначенный для игры на сцене

12. Какова тема
рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»?

а)
драматическая судьба лесника                                                                                      

б)
борьба между долгом и жалостью к человеку      

в)
быт лесника

13. Кто из
русских писателей является автором цикла «Стихотворения в прозе»?

а)
А. С. Пушкин                                  

б)
И. С. Тургенев                            

в)
Н. А. Некрасов

14. Какое
историческое событие в России послужило основой для создания поэмы Н. А. Некрасова
«Русские женщины»?

а)
война с Наполеоном 1812 г.    

б)
восстание декабристов 1825 г.            

в)
отмена крепостного права 1861 г.

15. К каким
произведениям относится повесть Л. Н. Толстого «Детство»?

а)
поэтическое произведение   

б)
приключенческая проза                   

в)
автобиографическое произведение

16. Каким
образом два генерала в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»
М. Е. Салтыкова-Щедрина оказались на необитаемом острове?

а)
«по щучьему велению, по моему хотению»

б)
в результате кораблекрушения их выбросило на необитаемый остров

в)
генералы специально отправились на необитаемый остров

17. По какой
причине меняется отношение к происшествию у надзирателя Очумелова в рассказе А.
П. Чехова «Хамелеон»?

а)
в зависимости от собственного социального положения

б)
в зависимости от того, кому принадлежит собака

в)
без причины, по настроению

18. Какова
основная тема повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?

а)
история семьи Тараса Бульбы

б)
героическая борьба украинского народа с польской шляхтой

в)
быт и нравы Запорожской Сечи

19. Гротеск – это

а) тонкая
насмешка, выраженная в скрытой форме

б)
произведение искусства, исполненное в фантастическом, уродливо-комическом стиле

в)
язвительная насмешка, злая ирония; едко-насмешливое замечание

20. Узнайте
произведение и его автора по героям: Николенька, Наталья Савишна, Карл Иваныч

а)
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

б)
Л. Н. Толстой. «Детство»

в)
И. С. Тургенев. «Бирюк»                      

                                                         
  Литература Х
IХ века             
                 
7 класс                                                    

                                                               
    Вариант 2

1.  О каком
писателе идёт речь: «Долгие годы живёт впоследствии писатель вдали от
России, но его мысли и сердце всегда с ней. Писатель глубоко любил свою родину,
свой народ, его культуру, его язык. Несмотря на длительное пребывание за
границей, он за всю свою жизнь не написал ни одного произведения на другом
языке, кроме своего родного»
?

а)
И. С. Тургенев                                 б) А. П.
Чехов                                   в) Н. В. Гоголь

2.  Соотнесите
имена писателей и поэтов с названиями их произведений

1

Л.
Н. Толстой

А

«Тарас
Бульба»

2

Н.
В. Гоголь

Б

«Дикий
помещик»

3

М.
Е. Салтыков-Щедрин

В

«Песнь
о вещем Олеге

4

И.
С. Тургенев

Г

«Детство»

5

А.
С. Пушкин

Д

«Русский
язык»

3.  Какой город
воспевает А. С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник»?

а)
Москва                                              б) Ярославль                                  в)
Петербург

4.  Какое
произведение А. С. Пушкина входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича
Белкина»?

а)
«Медный всадник»                                               

б)
«Станционный смотритель»              

в)
«Дубровский»

5.  Укажите
жанр произведения А. С. Пушкина «Борис Годунов»

а)
комедия                                             

б)
повесть                                      

в)
трагедия

6.  Укажите
жанр произведения  М. Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова»

а)
легенда                                              

б)
былина                                      

в)
поэма

7.  Какая тема
является ведущей в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Молитва»?

а)
тема спасительной силы слова                         

б)
тема любви и дружбы                           

в)
тема свободы 

8.  Соотнесите отрывок
из произведения с его названием и автором

1

А.
С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

А

«Матушка
сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другою
– кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос».

2

Л.
Н. Толстой. «Детство»

Б

«Когда
при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов
уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных. на призрение
старых – я хвалю и умиляюсь».

3

И.
С. Тургенев. «Два богача»

В

«И
синего моря обманчивый вал

В
часы роковой непогоды,

И
пращ, и стрела, и лукавый кинжал

щадят
победителя годы».

9.  В каком
веке происходят события, описываемые в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?

а)
Х
V – начало
Х
VI в.            
                                     

б)
начало Х
VII г – конец
Х
VIII в.                  

в)
середина Х
IХ в.

10. Какое выразительное
средство языка используется в отрывке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва»:

«И
верится, и плачется,
И так легко, легко…»

а)
антитеза                                                                  

б)
лексический повтор                                  

в)
эпитет

11. Драма – это …

а) род
литературы, героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину
народной жизни

б)
род литературы, в котором действительность отражается путём передачи душевных
переживаний, мыслей и чувств автора

в)
род литературы, принадлежащий одновременно двум видам искусства: литературе и
театру, предназначенный для игры на сцене

12. В каком
произведении А. С. Пушкин  проявляет интерес к русской истории, прославляет
мужество и отвагу русских людей?

а)
«Полтава»                                                              б) «Песнь
о вещем Олеге»                           в) «Станционный смотритель»

13. Из-за чего
Калашников должен был драться с опричником в «Песне про …купца Калашникова» М.
Ю. Лермонтова?

а)
показать свою силу удалую                              б) отстоять честь жены и
семьи                  в) заслужить похвалу царя

14. Суровый
характер главного героя рассказа И. С. Тургенева «Бирюк» и его замкнутый образ
жизни объясняются

а)
несправедливым отношением к нему деревенских жителей

б)
его недоверчивостью, высокомерием                                                                  

в)
непростой судьбой героя

15. Кто из
русских писателей является автором трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»?

а)
И. С. Тургенев                                                      б) Н. В.
Гоголь                                                   в) Л. Н. Толстой

16. Кто является
главным героем повести Л. Н. Толстого «Детство»?

а)
Николенька Иртеньев                                       б) Карл Иваныч                                                в)
Володя

17. Чем в своей
жизни был очень недоволен герой сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»?

а)
соседями-помещиками                                   б) отсутствием жены                  
                   в) обилием мужиков

18. Укажите жанр
произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

а)
роман                                                                   б)
повесть                                                           в)
рассказ                                                           

19. Сарказм –
это …

а)
язвительная насмешка, злая ирония; едко-насмешливое замечание

б)
тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме

в)
произведение искусства, исполненное в фантастическом, уродливо-комическом стиле

20. Узнайте
произведение и его автора по героям: Минин, Дуня, Самсон Вырин

а)
А. П. Чехов. «Хамелеон»

б)
Н. А. Некрасов. «Русские женщины»

в)
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»                      

                                                     
      
Литература
Х
IХ века                      7 класс                                                    

                                         
               ОТВЕТЫ

1 вариант

2 вариант

1

в

1

а

2

 1в

2

 1г

 2г

 2а

 3д

 3б

 4а

 4д

 5б

 5в

3

в

3

в

4

б

4

б

5

в

5

в

6

а

6

в

7

б

7

а

8

 1б

8

 1в

 2в

 2а

 3а

 3б

9

б

9

а

10

в

10

б

11

б

11

в

12

б

12

а

13

б

13

б

14

б

14

в

15

в

15

в

16

а

16

а

17

б

17

в

18

б

18

б

19

б

19

а

20

б

20

в

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Смерть Андрия в повести Тарас Бульба

Гоголь написал огромное количество разных произведений, но самым известным из них является «Тарас Бульба». В нем рассказывается об отважных сражениях казаков Запорожской сечи с их врагами. У Тараса Бульбы имеется два сына: Остап и Андрий, которые как и отец служат на благо родины.

Андрий является младшим сыном. Это парень с черными бровями, красивым лицом и высоким станом. Больше всего на свете ему нравится читать книги. Они насыщают его духовностью. А вот шумных компаний он старается всячески избегать. Если ему и нравится гулять, то делать он это старается один. Андрий любит любоваться природой и красивыми девушками. Хотя прекрасно знает, что настоящий казак не имеет права думать о женщине пока не победит на войне, но мысли сами лезли в голову и он ничего не мог с этим поделать.

На стороне поляков среди других девушек, есть одна, в которую и влюбился наш главный герой, и она постоянно находилась у него в голове и больше ни о чем он думать не мог. С ней они познакомились еще в те времена, когда учились вместе в Киевской академии. И даже во время сражения с врагами мысли находятся не рядом с ним, а с той девушкой.

Неожиданно парень узнает о том, что его любимая нуждается в помощи, и он сразу же кидается ей на помощь. Оказывается, им уже давно нечего есть и если вовремя не оказать помощи, то весь народ может погибнуть, вместе с ними может погибнуть и любимая Андрия, а этого он допустить не мог. Кроме этого, когда он увидел людей, которые умирают от голода в мучительной смерти, то совсем по-другому начал смотреть не только на своих родственников, но и на других людей. После этого шага его любимая делает шаг ему навстречу, и они начинают встречаться. А для того чтобы быть всегда вместе парень переходит на сторону врага.

Об этом узнал весь народ, а потом уже Тарас Бульба, вот только признавать этого ему никак не хотелось. И поверил он только после того как увидел своего сына в одеянии врага и который предстает против своего народа. Теперь он просто ненавидит его и больше не считает сыном.

По их обычаю предатель должен караться смерти. Именно поэтому смерть Андрия происходит от рук своего отца.

Когда Андрий увидел на поле боя своего отца, то начал дрожать, он сразу же понял все и без лишних слов принял свою смерть. И не опустился до того чтобы уговаривать или упрашивать отца не забирать у него жизнь. И когда смерть стояла рядом с ним, он постоянно твердил имя своей любимой.

Казнь

Единственной отрадой Бульбы остается Остап. Он проявляет себя как очень смелый воин и отличный стратег. В одном из боев Остапа берут в плен. Теперь его, несомненно, ждет смертная казнь. Гоголь — мастер Он подробно описывает поведение Остапа во время жестокой казни. На польской площади собралось несметное количество зевак. Все хотя увидеть, как будут казнить врага. Но смелый сын Тараса Бульбы не произносит ни слова. Ему больно, кнут ломает его кости, хлещет кровь. Однако Остап героически переносит это тяжкое испытание. Перед самой смертью он зовет отца.

Остап предан ему, казачеству, своей Родине. Этим он разительно отличается от своего брата.

Теперь написать сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» не составит никакого труда. Произведение «Тарас Бульба» — одно из самых ярких, колоритных, сильных, написанных Гоголем.

Старый козак, Тарас Бульба, потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил и жёг он города, чтобы отомстить за смерть любимого сына. Причиной смерти Остапа были бесчеловечные пытки польских палачей.

Остап был достойным сыном своего отца. Он проявил себя в бою, среди других запорожцев был на хорошем счету. В одной из битв под городом Дубно Остап жестоко отомстил польским воинам за то, что те убили куренного атамана. Козаки, впечатлённые таким поступком, выбирают Остапа своим новым атаманом. Остап отличался хладнокровием, но вместе с тем и рассудительностью. Он приказал запорожцам держаться подальше от стен города, что спасло многим жизни.

Но Остапа пленят: несколько сильнейших воинов набросились на него одновременно, силы покидали молодого козака, и он больше не мог сопротивляться. Пленных запорожцев ждала смерть. Казнь Остапа в «Тарасе Бульбе» проходила на площади, публично. Туда сходился весь народ. И черни, несмотря на голод, и знатным вельможам было любопытно смотреть на козаков. Некоторые возмущённо и с сожалением говорили о предстоящих муках, но всё равно стояли до окончания казни.

Козаки «шли небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию», впереди всех был Остап. Но почему люди, которых долгое время держали в темнице, которых ждёт мучительная смерть так смиренно принимают такое положение вещей, почему не пытаются бежать? Запорожцы не кланяются народу. Эта сцена чрезвычайно значима для понимания основной идеи произведения и выражения темы. Козаки идут на казнь с осознанием того, что они защищали свою свободу. Для запорожцев смерть в бою или же гибель за правое дело считалась честью. За казнью Остапа Тарас Бульба наблюдал из толпы. Что чувствовал отец, зная, что сейчас совершится? Об этом можно только догадываться. Остапа должны были казнить первым. Он остановился, посмотрел на других козаков и, поднявши руку, громко сказал: «– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Тарас шёпотом одобрял поведение сына. Так бы поступил настоящий козак, мужественный и несломленный защитник свободы. Остап смело шагнул на эшафот. В тексте произведения не описываются сами пытки. Сказано только, что они были бесчеловечно жестоки. Остап держится до последнего: ни звука, ни крика не было слышно. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец.

Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа. Он обвёл глазами толпу, но не видел ни одного родного лица. Вдруг он начал жалеть о том, что умрёт вот так вот, в чужом краю, безвестно. Не хотелось ему видеть плачущую и причитающую жену, или мать, для которой видеть смерть сына было равносильно собственной смерти. Нет, Остап лишь хотел видеть рядом с собой такого же крепкого и сильного козака, чтобы тот подбодрил его.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи: – Батько! где ты! Слышишь ли ты? – Слышу!»

Этим заканчивается эпизод казни. Анализ смерти Остапа в «Тарасе Бульбе» позволяет сказать, что эта сцена чрезвычайно важна для понимания сути всего произведения. Не стоит забывать, что Гоголь отразил идеализированное представление о прошлом. Некий исторический миф. В повести «Тарас Бульба» смерть Остапа понимается как погибель свободной, чистой и храброй души всего козачества, всего украинского народа.

Тест по произведению

Ответ оставил Гость

Гоголь «Тарас Бульба» — сочинение «Остап и Андрий (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)» В повети «Тарас Бульба» Гоголь с большим мастерством создал выразительные и многогранные образы запорожских казаков. При этом большое внимание он уделил раскрытию характеров сыновей Тараса, Остапа и Андрия. Выросшие в совершенно одинаковых, аскетических условиях, братья являются полной противоположностью друг другу. Остап был надежным товарищем, безупречным бойцом. Он редко предводительствовал в дерзких предприятиях бурсаков, но никогда не выдавал их шалости. Ни розги, ни плети не могли развязать его язык. Он был молчалив, рассудителен, с твердым, упрямым характером. Из бурсы он сбегал несколько раз, закапывал свои буквари в землю. И лишь угроза отца, что не видать ему никогда Запорожской Сечи, смогла усадить упрямца за учебники. Остап чтил традиции дедов и отцов и мечтал продолжить их. Поэтому он безоговорочно и легко принимает обычаи и принципы запорожского быта. Так же, как Тарас Бульба, он считает главным своим долгом защиту отечества от посягательств поляков. Для Остапа не существует проблемы выбора, он — цельная натура, не приемлющая двойственности суждений и поступков. Он — настоящий, суровый воин.

Андрий намного мягче, гибче брата, более романтичен. Чувства его живее и развитее. В бурсе он часто затевал всяческие авантюры и ловко уходил от наказания. Подвластно ему и чувство красоты. Он часто бродил по тихим улочкам, мечтал, любуясь цветущими вишневыми садами. У него была большая, нежели у брата, потребность в любви. Он кажется более слабым по сравнению с Остапом, но на самом деле это не так. Он наделен гораздо более важным качеством — смелостью совершать самостоятельные поступки. Полюбив польскую панночку, он перешел в стан врага. Это, конечно, не оправдывает предательство Андрия, но для него любовь в тот момент перевесила чувство ответственности и долга перед родиной. Для себя он посчитал более важным спасти любимую девушку.

Погибли братья тоже разной смертью. Андрия убил родной отец, не вынесший позора сына. А Остапа казнили поляки, но он не дрогнул, лишь искал глазами отца, хотел, чтобы тот знал, что не посрамил сын казацкой славы, не уронил своей чести.

Раскрывая нам характеры двух братьев, Гоголь ни в коем случае не хочет показать одного хорошим, а другого плохим. Он показывает людей, принадлежащим к разным историческим эпохам, от чего зависит и развитие их личностных черт. Остап перенял черты героической, но несколько примитивной эпохи. А Андрий, младший брат, уже близок к более утонченной и развитой цивилизации. Поэтому так и отличаются их взгляды, суждения о вечных человеческих ценностях, будь то любовь, честь, долг перед родиной.

Андрий и Остап – родные братья, которые росли вместе, одинаково воспитывались матерью, так как отец постоянно принимал участия в сражениях. Но от получения одинакового воспитания, они не выросли одинаковыми, в них заложены совершенно разные черты, определяющие индивидуальность каждого.

Учеба в Бурсе, куда сыновей отправил отец, с трудом давалась Остапу. Тогда его отец прибегал к суровым наказаниям, после чего Остап стал учиться гораздо прилежнее и лучше. Уже в Бурсе он показал себя преданным товарищем и способным воином. В нем присутствуют доброта и искренность, но это не мешает ему проявлять отвагу, твердость и серьезность. Чтя и уважая традиции Запорожской Сечи, он уверен, что его долг – это защитить свою Родину. Люди для него либо враги, либо друзья, он четко разделяет их. Всегда готов оказать помощь товарищу. Отвергает проявления иностранного.

Андрию же учеба далась довольно легко, в случае каких-либо трудностей, он выкручивался из любой ситуации, что не раз помогало ему избежать наказания. Андрий – противоположность Остапа, у него развито чувство прекрасного, он тянется к утонченному, ему присущ тонкий вкус и некая мягкость и покладистость. Вместе с тем он также храбр в бою и стремится к свободе выбора.

В первом бою после окончания семинарии на Запорожской Сечи, вступая в бой на равных с казаками, Остап показывает себя хладнокровным и рассудительным воином. Андрий же показывает свое бесстрашие, он полностью погружается в битву, наслаждаясь ею.

Стремление Андрия к красоте, его мягкость и чувствительность приводят к тому, что при осаде города Дубно он отказывается от семьи, казачества – ради полячки, вскружившей Андрию голову.

Андрий становится в глазах отца изменщиком и предателем. Остап же, приверженец Родины, интересов семьи и товарищей, становится атаманом и гордостью своего родителя. В бою с врагами он проявляет храбрость, но все равно попадает в плен.

Оба брата погибают мучительной смертью. Враги казнят Остапа, его смерть – это смерть героя, не издавшего ни крика, ни стона, претерпевшего все мучения. Андрий погибает от руки отца за тот позор, что он навлек на семью.

Остап и Андрий, воспитанные в одинаковых условиях, отличаются друг от друга взглядами на жизнь, отличается их представление о ценностях этой жизни. Один – патриот и гордость семьи, выбравший путь отца и воплотивший его в жизнь. Второй – изменщик, отвернувшийся от своей семьи и Родины, погибший позорной смертью.

Анализ эпизода казни Андрия («Тарас Бульба»)

Трагическая сцена казни отцом Андрия является логическим продолжением речи Тараса Бульбы, прославляющей святой закон товарищества. Этот эпизод, следующий за описанием героической борьбы запорожцев с врагами, вносит свой жёсткий штрих в поставленную в произведении проблему подвига и предательства.

В этой сцене противопоставлены две морали, две системы норм жизни, выраженные в образах Тараса Бульбы и Андрия. Атаман, в своей речи о товариществе выразивший своё мироощущение, свою жизненную позицию, близкую его боевым друзьям-запорожцам, крайне возмущён, разгневан, взбешён предательством своего младшего сына, которым до последнего момента гордился. С помощью использования (дважды) аналогичных по синтаксической конструкции фраз, а также повтора одного и того же слова (трижды), искусно подбирая фразы, наполненные высоким интонационным напряжением, писатель мастерски передаёт душевное состояние атамана, увидевшего в рядах неприятеля своего младшего сына. Первая фраза Тараса Бульбы состоит из коротких — в большинстве своём из одного слова — предложений. Всего семь слов, из них трижды повторяемое слово «своих»: «Как?.. Своих?.. Своих, чёртов сын, своих бьёшь?» Чуть позже встречаем в тексте аналогичную фразу — полезно сопоставить эту фразу с той, которую гневно произносит Тарас уже самому Андрию: «Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня! — такой же синтаксис фразы, так же повторяются самые значимые для воина-отца слова («продать»), так же скупо-лаконично построение фразы.

А что же Андрий? Он испытывает только одно чувство — подавляющий всё его существо страх и осознание неминуемости расплаты за совершённое предательство, страх перед негодующим, страшным отцом, страх, мгновенно смявший только что испытанные им упоение музыкой атаки, ярость, бешеный порыв, ликование (не случайно писатель подчёркивает вызывающую яркость, красочность, как и у поляков, одежды Андрия, вызывающую красоту юноши, его расположение в польском войске — впереди всех). Важно понять неоднозначность образа Андрия, и это ясно выражает автор: с одной стороны, презрение к предателю, погубившему свою честь ради любви к женщине, с другой — постоянно подчёркивается красота юноши (не случайны сравнения с витязем, проникнутое глубоким сожалением описание Андрия, который «и мёртвый был прекрасен… мужественное лицо его… выражало чудную красоту»), использует сравнения, подчёркивающие его боль за юношу, который так много полезного мог бы совершить («как хлебный колос, подрезанный серпом», «как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо»).

Как отвечает Андрий на гневные слова отца? Обратившись к тексту, мы видим, что ни одного слова не произнёс в ответ юноша, он стоит безмолвно, безответно. С молчаливым достоинством принимает он смерть от руки отца.

Использованы материалы книги: М.Б. Ганженко, Ж.Н. Критарова, А.Д. Жижина. Литература. 7 класс. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014

Описание произведения

История охватывает события 1637−1638 годов, когда произошло казацкое восстание. Произведение переиздавалось несколько раз, так как автор периодически вносил в него изменения.

Краткое содержание

Жил в Запорожье казак Тарас Бульба. К нему прибыли из академии два его сына, которых звали Остап и Андрий. Отец бурными объятьями и кулаками встретил их, дабы проверить и испытать. В честь такого события запорожец созвал весь свой полк, сообщил о прибытии детей и желании взять их с собой на Сечь. Бульба считает, в бою они станут настоящими мужчинами. От таких слов мать всю ночь не спала и переживала, а утром ей с трудом удалось отпустить детей.

Отправившись в путь, путники вспоминали и размышляли кто о чем. Если кратко, то Тарас думал о своей былой жизни, Остап вспоминал прощание с матерью, а Андрею пришел в голову образ прекрасной панночки, которую он встретил перед отъездом из Киева.

В Сечи всадники вели разгульную жизнь, что не нравилось Тарасу. Не этого он хотел для своих детей. Бульба выступил с предложением переизбрать кошевого. После этого избранник решил идти на Польшу, мстить за посрамление веры и славы казаков.

Во время боя Тарас замечает, что сыновья выросли и возмужали, они бились в первых рядах. Казаки захватили польский город и хотели взять его мором.

Однажды Андрея разбудила татарка (служанка панночки) и сообщила ему, что ее хозяйка в городе, просит прийти и передать кусочек хлеба ее умирающей маме. Герой взял мешки с хлебом и пошел вместе со служанкой по подземному ходу в город. Увидев любимую, Андрий отрекся от семьи, казаков, Родины. Он остался с возлюбленной, чтобы защитить ее.

Продолжение истории

К полякам ночью пришло подкрепление, которое убило многих казаков, пока они спали. Эта ситуация ожесточила запорожцев, они решили осадить город до конца. Тарас Бульба стал искать своего сына, но получил ужасное подтверждение предательства Андрия.

Пришло известие, что татары напали на оставшихся казаков, захватили их в плен и забрали казну. Тогда запорожцы решили разделиться на две части — кто-то пойдет на выручку товарищей, а другие продолжат осаду. Бульба возглавил осадное войско, произнес прекрасную речь, чем поднял боевой дух своего полка.

Поляки узнали, что казаки остались в меньшинстве, поэтому выступили. Среди них был Андрий. Казацкое войско заманило его в ловушку, где произошла встреча с отцом. Бульба убил сына. Во время гибели Андрий думал лишь о панночке. Вот так погибает первый сын Тараса.

Позднее Остап был схвачен в плен, а пан получил множество ранений. Подлечившись, он отправился выкупать сына, но попал на его казнь. Остап не произнес ни звука, он искал отца. Герои успели сказать друг другу несколько фраз, после Бульбу хотели схватить, но он сбежал.

Последние слова Остапа (отрывок из текста):

— Батько! где ты! Слышишь ли ты?

— Слышу!

Смерть Остапа ожесточила Тараса, он жаждал мести. Пан решил вместе со своим войском выступить против врага. Он хотел отомстить за смерть своего сына и поэтому убивал всех, кто попадался ему на пути. Но поляки разбили казаков, схватили Бульбу и казнили его. Его приковали к дереву и сожгли заживо. Вот как умер Тарас Бульба.

Перед смертью казак успел прокричать своим бойцам, о том, что они еще могут спастись. Он увидел реку, где стояли лодки, это и спасло их. Несмотря на смерть, Тарас Бульба спас своих однополчан.

: Война с поляками. У старого казака два сына. Один влюбился в полячку и перешёл на сторону поляков — отец выследил его и убил. Второй отважно бился и погиб в плену — за него отец мстил до самой смерти.

Очень краткое содержание

Украина, 17-й век. Сыновья старого казака Тараса Бульбы вернулись домой после многолетней учёбы.

Отрывок из рассказа тарас бульбаТара́с Бу́льба — старый казак, высокий, толстый, седой, бога­тырски сильный, храбрый воин, патриот, грубый, «страшно упрямый», «вечно неуго­монный», безжа­ло­стен к врагам, любит погу­лять и выпить.

Тарас решил, что бывшие студенты должны возмужать во время набегов на врагов, и повёз их в Запорожскую Сечь. Разгульная жизнь Сечи пришлась сыновьям по душе. Младший сын даже стал забывать панночку, в которую влюбился во время учёбы.

В те времена большей частью Украины управляла Польша. Вскоре пришло известие, что евреи и польские католические священники начали притеснять православную веру. Запорожские казаки встали на защиту своей веры и отправились в поход на Польшу.

В осаждённом казаками городе находилась любимая младшего сына Тараса и сильно голодала. Узнав об этом, он пробрался к ней и решил остаться, предав тем самым Родину. За это Тарас во время боя собствен­норучно застрелил его. В том же бою поляки взяли в плен старшего сына Тараса и тяжело ранили его самого.

Оправившись от ран, Тарас попытался вызволить старшего сына, но не сумел. Парня пытали и казнили. Тарас начал жестоко мстить полякам.

Через некоторое время польским властям удалось изловить Тараса. Его привязали цепями к дереву и сожгли заживо. Перед смертью Тарас успел помочь своим товарищам.

Подробный пересказ по главам

Названия глав — условные.

Главы 1–2. Детство и юность сыновей. Встреча с родителями. Дорога в Сечь

Тарас Бульба отдал сыновей в академию, когда каждому исполнилось двенадцать лет.

Старшему сыну, Остапу, учиться было трудно.

Отрывок из рассказа тарас бульбаОста́п Бу́льба — старший сын Тараса, 22 года, сильный, высокий, храбрый воин, суровый, хлад­но­кровный, уверенный, спокойный, молча­ливый, жёсткий, стойкий, прямо­душный, хороший товарищ.

Он четыре раза сбегал из академии, но испугавшись, что отец его накажет, стал учиться. Остап участвовал в проделках студентов-бурсаков, стойко выдерживал наказания и никогда не выдавал своих.

Младший сын, Андрий, учился легче и охотнее.

Отрывок из рассказа тарас бульбаАндри́й Бу́льба — младший сын Тараса, очень красивый, с живым и изоб­ре­та­тельным умом, храбрый воин, горячий, страстный, изво­рот­ливый, легко­мыс­ленный и влюб­чивый.

Он часто был предводителем в студенческих проказах и ловко избегал наказаний. Андрий рано заинтере­совался женщинами и успел влюбиться в дочь польского воеводы, панночку, но вскоре её отца перевели в другое место, и парень потерял её след.

Отрывок из рассказа тарас бульбаПанночка — дочь бога­того поль­ского воеводы, молодая краса­вица с тёмными длин­ными косами, гордая, надменная, ветреная; имя её в повести не упоми­на­ется.

Отучившись, братья вернулись домой. Они долго отсутствовали и соскучились по дому и родителям. Тарас, обрадованный возвращению сыновей, добродушно подшутил над их одеждой, но Остап обиделся и пригрозил его поколотить. Тарас решил испытать сына в кулачном бою и остался им доволен. Андрий не вмешивался, за что Тарас шутливо назвал его «неженкой».

Тарас решил: чтобы возмужать в битвах с врагами, сыновьям надо завтра же ехать в Запорожскую Сечь. Всю ночь бедная старушка-мать прорыдала у изголовья сыновей, чувствуя, что видит их в последний раз. Прощание с матерью расстроило братьев: еле сдерживая слёзы, они вспоминали своё детство и понимали, что оно закончилось.

По дороге Тарас вспоминал старых друзей-сослуживцев и гадал, кто из них ещё жив. Остап с жалостью думал о матери, а Андрий вспоминал свою панночку. Увидев, что сыновья приуныли, Тарас велел им пришпорить лошадей, чтобы быстрая скачка по степи взбодрила их.

Главы 3–4. Запорожская Сечь. Начало войны с Польшей

Запорожская Сечь — главное укрепление запорожских казаков — находилась на острове посреди Днепра и почти не охранялась. Сечь окружали жилища торговцев, в основном евреев, содержавших питейные заведения. Казаки презирали евреев, но терпели.

Военными упражнениями казаки почти не занимались — молодёжь училась сражаться во время боя. Некоторые казаки занимались ремёслами, но в основном они бурно гуляли, пропивая всё своё имущество.

Прийти в Сечь мог любой, главное, чтобы он был православный. Казачье войско делилось на куре́ни, командовали которыми куренные атаманы. Главой всей Сечи был кошевой атаман.

Немного­численные законы Сечи были строгими. Вора приковывали к позорному столбу, и каждый мог ударить его палкой. Должник был привязан цепью к пушке, пока кто-нибудь не заплатит его долг. Убийцу живьём бросали в яму, сверху ставили гроб с убитым и засыпали землёй.

Тарасу не нравилось, что Остап и Андрий погрузились в разгульную жизнь. Он хотел, чтобы они показали себя в сражениях, но кошевой заключил перемирие с турецким султаном. Тогда Тарас подбил казаков сменить кошевого.

Новый кошевой придумал, как обойти мирный договор с турками: не идти на них всей Сечью, а негласно, без приказа, отпустить молодёжь. Молодые казаки уже собирались в поход, когда в Сечь прибыли казаки с западной Украины, бывшей под властью Польши. Они сообщили, что польские паны сдали православные церкви в аренду евреям, а католические священники командуют православными христианами. Из-за этого тамошние казаки подняли бунт, он был жестоко подавлен, и остатки бунтовщиков с трудом добрались до Сечи.

Разъярённые запорожцы начали резать местных евреев. Тарас спас Янкеля, который когда-то помог его брату выкупиться из турецкого плена.

Отрывок из рассказа тарас бульбаЯ́нкель — еврей, торгует спиртным, худой и высокий, хитрый льстец.

Главы 5–6. Осада Дубно. Андрий переходит на сторону поляков

Войско Запорожской Сечи двинулось на Польшу и опустошило весь юго-запад страны, совершая неимоверные зверства. Остап стал хладнокровным воином, способным найти средство, чтобы преодолеть любую опасность. Андрий бросался в битву очертя голову. Тарас радовался, что сыновья возмужали. Он считал, что Остап станет «добрым полковником», а Андрия называл «добрым воякой» чуть похуже старшего брата.

Наконец казачье войско подошло к городу Дубно и осадило его. Вскоре молодые казаки начали скучать от вынужденного бездействия, что особенно угнетало Андрия.

Однажды ночью Андрия разбудила очень истощённая женщина. Сначала парень испугался, но, приглядевшись, узнал в ней татарку — служанку панночки. Из города татарка выбралась по подземному ходу. Она рассказала, что в Дубно страшный голод. Семья воеводы не ела уже два дня, и панночка, увидев Андрия со стены, отправила служанку просить о помощи.

Не колеблясь ни минуты, Андрий захватил с собой побольше еды и отправился вслед за татаркой в осаждённый город. Когда он проходил мимо отца, тот проснулся, заметил рядом с сыном женщину и сказал: «Не доведут тебя бабы к добру!». Андрий испугался, но Тарас снова заснул.

Увидев панночку, которая из ветреной девушки превратилась в красивую женщину, Андрий влюбился ещё сильнее. Охваченный страстью, он решил принять католическую веру и остаться с любимой.

А что мне отец, товарищи и отчизна!  Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя — ты… И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!

Панночка вначале не поверила, что Андрий сможет отказаться от всего ради неё, ведь он — рыцарь. Потом девушка призналась, что тоже любит Андрия несмотря на то, что он лютый её враг. Влюблённые поцеловались, и в этот момент в Дубно вступило польское войско.

Главы 7–8. Тарас узнаёт о предательстве сына. Казачье войско разделяется. Тарас становится командиром

Когда польское войско подошло к Дубно, мертвецки пьяные казаки Переяславского куреня, охранявшего ворота, спали, не выставив часовых. Поляки взяли в плен весь курень вместе с атаманом. Кошевой рассудил, что припасов, которые привезли с собой поляки, надолго не хватит, поэтому скоро начнётся битва, и велел готовиться.

Тарас искал Андрия, опасаясь, что тот попал в плен. К нему подошёл Янкель, который побывал в Дубно, увидел там Андрия, одетого как польский рыцарь, и узнал, что парень отрекается от Родины, собирается жениться на дочери воеводы и будет биться на стороне поляков. Сначала Тарас не хотел верить Янкелю, но потом вспомнил, как легко Андрий поддаётся женским чарам.

Вскоре начался бой. Остап быстро отличился, и его выбрали куренным атаманом вместо убитого: хоть он был и младшим в курене, но казаки решили, что «разум у него как у старого человека». Остап немедленно повёл курень в бой. Битва продолжалась до вечера.

Утром пришло известие, что татары ограбили Сечь и угнали в плен оставшихся там казаков. Кошевой считал, что надо догонять татар и вызволять своих товарищей. Тарас возражал: в Дубно тоже томятся в неволе казаки и ждут помощи. В итоге войско запорожцев разделилось на две части: одни отправились в погоню за татарами, другие остались под Дубно.

Командиром войска, оставшегося под Дубно, выбрали Тараса. Увидев, что казаки загрустили после прощания с товарищами, Тарас велел раскупорить бочки со старым вином и предложил выпить за православную веру, за Сечь и за собственную славу, которую они оставят в память потомкам. Когда ковши опустели, казаки задумались, предвидя свою гибель.

Глава 9. Речь о товариществе. Тарас убивает Андрия. Остап попадает в плен

В Дубно быстро узнали, что казацкое войско уменьшилось вдвое. Тарас подготовился к бою и произнёс речь о том, что их товарищество, Запорожская Сечь, возникло в трудный для страны час.

…Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, дитя любит отца и мать; но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек…

Тарас считал, что такое товарищество могло возникнуть только «в Русской земле», потому что так любить может только русская душа. Даже у последнего предателя есть «крупица русского чувства», и он способен «муками искупить позорное дело». Речь Тараса всколыхнула всё лучшее в душах казаков, и на их глазах выступили слёзы.

Начался бой, и на этот раз казакам пришлось нелегко. Тарас спрятал в засаде курень Остапа, и эти свежие силы почти помогли запорожцам победить, но тут из городских ворот выступил конный полк. Впереди мчался Андрий. Он бросился в бой, видя перед собой не бывших товарищей, а чёрные кудри и лебединую шею прекрасной панночки. Тарас приказал заманить его к лесу и там застрелил сына со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Парень не посмел поднять руку на отца. Перед смертью он думал о прекрасной панночке.

Поляки начали наступать. Казаков окружили, Остапа взяли в плен, а Тараса тяжело ранили.

Главы 10–11. Тарас едет спасать Остапа. Казнь Остапа

Друг-казак вытащил Тараса из боя. В себя он пришёл только через две недели по дороге в Сечь. За голову Тараса поляки назначили большую награду.

Тарас выздоровел, но его больше не интересовали походы в Турцию, он тосковал по Остапу. Тарас нашёл Янкеля, напомнил, что спас ему жизнь, и взамен потребовал отвезти его в Варшаву, где держали Остапа. За огромную сумму Янкель согласился.

Еврей провёз Тараса в Варшаву, спрятав под грудой кирпичей. Янкель попытался подкупить стражника в тюрьме, чтобы Тарас мог встретиться с сыном, а может и вызволить его. План провалился: подкупленный стражник не вышел на смену. Переодетый польским графом Тарас явился в тюрьму, во время спора со стражником выдал себя, и его чуть не схватили — пришлось откупаться. Сына он так и не увидел.

Тогда Тарас отправился на площадь, где прилюдно казнили всех пленных казаков. Площадь была заполнена народом: для горожан казнь была развлечением. Остап вынес все пытки без единого стона, только во время последней, смертной, пытки он не выдержал и позвал отца.

Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги… хотел бы он теперь увидеть твёрдого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине.

И Тарас откликнулся из толпы. Его бросились искать, но не нашли.

Глава 12. Тарас мстит за сына. Казнь Тараса

Эта казнь возмутила казаков, на Польшу двинулось многотысячное войско. Был там и Тарас, который отличался особой жестокостью к врагам.

Когда поляки заключили с казаками мир, Тарас не поверил обещаниям польских властей. Вместе со своим полком он откололся от казацкого войска и пошёл по Польше, грабя и убивая. Особенно сильно Тарас ненавидел полячек и убивал их даже у алтарей храмов.

Польскому гетману поручили поймать Тараса. После шести дней погони он настиг казаков на берегу Днестра. После четырёх­дневной битвы силы казаков кончились, Тарас решил, что пора уходить.

Ему это почти удалось, но, на беду, он выронил любимую трубку и нагнулся, отыскивая её в траве. Тут навалились на него сразу тринадцать человек, и «сила одолела силу». Гетман велел привязать Тараса цепями к дереву и сжечь живьём.

Тарас думал не о смерти, а о своих казаках. Он заметил у берега лодки и закричал, чтобы казаки спустились к реке и захватили их. Запорожцы услышали, добрались до лодок и уплыли вниз по Днестру. Перед смертью Тарас успел порадоваться удаче товарищей.

А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!

Календарно – тематическое планирование по литературе в 7 классе (70 ч)

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Домашнее задание

План

факт

1

2

3

4

5

Введение (1ч)

1

5.09

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Читать стр 3-5, вопросы стр.5

Устное народное творчество ( 7 ч)

2

6.09

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»

Прочитать стр.7-8, вопросы стр.8, пересказ предания (на выбор), стр. 8-10

3

12.09

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

Ответ на вопрос 3, стр. 23(характеристика Вольги или Микулы)

4

13.09

Былина «Садко»

Подгот. к внеклассному чтению – прочитать былину «Илья Муромец и Соловей –разбойник»

5

19.09

Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

Написать отзыв на одно из произведений на былинный сюжет

6

20.09

«Калевала» -карело – финский мифологический эпос

Подготовить иллюстрацию одного из эпизодов эпоса; прочитать «Песнь о Роланде»

7

26.09

«Песнь о Роланде» — вершина французского эпоса.

Подобрать по 2 – 3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл

8

27.09

Пословицы и поговорки.

Ответ на вопрос 4, стр.68; сочинение — миниатюра

Древнерусская  литература ( 2ч)

9

3.10

Русские летописи. «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).

Составить небольшое поучение, выполнить творческое задание 1, стр.73; прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

10

4.10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Написать сочинение на одну из выбранных тем

Из русской литературы XVIII века (2ч)

11

10.10

М.В. Ломоносов.  «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

Выразительное чтение отрывка оды

12

11.10

Г. Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание»

Выразительное чтение стихотворения (на выбор); прочитать поэму Пушкина А.С. «Полтава»

Из русской литературы XIX ( 27ч)

13

 17.10

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Образ поэмы

Выучить наизусть отрывок из поэмы

«Полтава»

14

18.10

А.С. Пушкин «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»)

Выполнить задание 2, стр.101

15

24.10

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Наизусть отрывок из «Песни о Вещем Олеге» 1-7 строфа

16

25.10

А.С. Пушкин.  «Борис Годунов»

Сочинение по теме «Герой Пушкина, о котором хочется рассказать»

17

7.11

А.С. Пушкин.   «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека»

Составление рассказа «Моё отношение к Самсону Вырину»

18

8.11

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов

Прочитать «Песню…» и выделить в ней смысловые части, выразительное чтение любого отрывка

19

14.11

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика

Выучить наизусть отрывок «Над Москвой великой, златоглавой»

20

15.11

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва»Проект

Выучить наизусть одно стихотворение; произвести анализ

21

21.11

Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Подготовить сообщение о Н.В.Гоголе

22

22.11

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

Выучить наизусть одно из описаний степи; подготовить устный рассказ о Тарасе Бульбе

23

28.11

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Подобрать цитатные материалы для характеристик героев; выучить речь Тараса о товариществе наизусть

24

29.11

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: Остап и Андрий»

Устный сопоставительный анализ образов Остапа и Андрия

25

5.12

Р.Р  Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Подготовка к сочинению

Написать сочинение  по составленному плану; прочитать рассказ «Бирюк»

26

6.12

И.С. Тургенев «Бирюк» Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным

Приготовить рассказ «Один день из жизни лесника Бирюка»

27

12.12

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Наизусть стихотворение в прозе «Русский язык»

28

13.12

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» Историческая основа поэмы

Выразительное чтение диалога княгини и генерала

29

19.12

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: художественные особенности поэмы

Написать небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы

30

20.12

Н.А. Некрасов.  «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения

31

26.12

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады

Подготовить выразительное чтение баллад; работа по вопросам стр.288

32

27.12

М.Е. Салтыков -Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества  

Прочитать сказку «Дикий помещик»; проработать вопросы и задания на стр.. 300 — 304

33

16.01

М.Е. Салтыков -Щедрин. «Дикий помещик» (урок внеклассного чтения)

Попробовать сочинить сказку на сюжет из школьной жизни

34

17.01

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести

Прочитать главу «Классы»; поразмышлять, чем отличаются друг от друга матушка и отец

35

23.01

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.

Дочитать повесть; подготовиться к тестированию по произведениям

36

24.01

Контрольная работа. Тестирование по произведениям Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого

Подготовка устного рассказа об А.П. Чехове

37

30.01

А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа

Работа по вопросам на стр.332-333, выразительное чтение по ролям

38

31.01

А.П. Чехов.  «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» ( урок внеклассного чтения)

 Написать отзыв на рассказ Чехова (по выбору) по плану

39

6.02

«Край ты мой, родимый край…»В.А. Жуковский. «Приход весны». И.А. Бунин. «Родина». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…»Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения

Выучить стихотворение наизусть( по выбору)

Из русской литературы XX века (22ч)

40

7.02

И.А. Бунин «Цифры»

Прочитать рассказы Бунина «Лапти», «В деревне»

41

13.02

И.А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы (урок внеклассного чтения)

Написать отзыв на прочитанный рассказ писателя

42

14.02

М. Горький. «Детство» (главы) Автобиографический характер повести Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

Прочитать главы повести, подробный пересказ эпизодов по выбору

43

20.02

М. Горький. «Детство»(главы) «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

Ответить на вопрос: «Каким человеком представляется нам Алексей?»

44

21.02

М. Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)

Художественный пересказ фрагмента легенды

45

27.02

Л.Н. Андреев «Кусака» Гуманистический пафос рассказа

Выборочный пересказ на тему «История Кусаки»

46

28.02

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Выразительное чтение стихотворения

47

6.03

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»

Написать мини – сочинение «За что я люблю ( не люблю) стихи Маяковского»

48

7.03

А.П. Платонов. «Юшка»

Подготовить иллюстрацию к рассказу, пересказ эпизода по выбору; прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире»

49

13.03

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» Автобиографичность рассказа

 Ответить на вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном»(стр. 140-141)

50

14.03

Р.Р Классное контрольное сочинение на одну из тем:1) Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? 2) В чем проявляется гуманизм произведений М. Горького, И.А. Бунина, В.В. Маяковского, А.П. Платонова (на материале 1-2 произведений)?

Прочитать в учебнике статью о Б.Л. Пастернаке (стр.142-144)

51

20.03

Б.Л. Пастернак. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака

Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору)

52

21.03

А.Т. Твардовский. Стихотворения поэта «Снега потемнеют синие…», «Июль- макушка лета…», «На дне моей жизни…»

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.

53

3.04

На дорогах войны. Стихотворения о войне  А. А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о войне

54

4.04

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе

Составить план  рассказа, вопросы стр.172-173

55

10.04

Е.И. Носов «Кукла», «Живое пламя»

Пересказ эпизода, вопросы на стр.182, 185

56

11.04

Ю.П. Казаков «Тихое утро» Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка

Письменная характеристика одного из героев рассказа

57

17.04

Д.С. Лихачев. «Земля родная» Духовное напутствие молодежи

Работа по вопросам стр.209-210, пересказ глав из книги по выбору

58

18.04

М. М. Зощенко. Рассказ «Беда»

Подготовить чтение по ролям одного из понравившихся эпизодов

59

24.04

«Тихая моя родина» Стихи В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, Н.А. Заболоцкого и др.

Выучить наизусть одно из стихотворений

60

25.04

Песни на слова русских поэтов XX века. А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле».  Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

Выучить наизусть одну из песен, стр. 231-236; подготовить ответы на вопросы, стр 237

61

2.05

Письменная контрольная работа. Тестирование по произведениям русской литературы

Подготовка устного рассказа о Р. Гамзатове

Из литературы народов России ( 1ч_)

62

9.05

Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля…»,«Я вновь пришел сюда и сам не верю…»(из цикла«Восьмистишия»)«О моей Родине».

Подготовить выразительное чтение стихотворений и ответы на вопросы 1-3 рубрики «Размышляем о прочитанном», стр.240

Из зарубежной литературы (8ч)

63

15.05

Роберт Бёрнс «Честная бедность» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения)

Выучить наизусть стихотворение; прочитать вступительную статью о Байроне, стр. 246

64

16.05

Дж.Г. Байрон  «Ты кончил жизни путь, герой!..»

Выразительное чтение стихотворения  

65

22.05

Японские трехстишия (хокку). Мацуо Басе, Кобаяси Исса

Прочитать рассказ О.Генри «Дары волхвов»

66

23.05

О. Генри «Дары волхвов»Сила любви и преданности

Сочинение — рассуждение «Во имя любви», вопросы стр.263

67

29.05

Р.Д. Брэдбери «Каникулы»

Вопросы стр.276-277, пересказ эпизода по выбору

68

30.05

Детективная литература (урок внеклассного чтения)

Подготовиться к итоговому контролю

69

Урок контроля. Итоговое тестирование

Представить любимого литературного героя, для «Парада литературных героев» Сформулировать советы одноклассникам о пользе чтения

70

Урок – путешествие  «По страницам изученных произведений»

Тарас Бульба — главный герой повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» ; казацкий предводитель, полковник Войска Запорожского.

Женат. Отец Остапа и Андрея. Убил своего младшего сына Андрея за измену, судя по описанию местности, в селе Слобода-Ярышевская. Ненавистник «ляхов» и «басурман». Противник татарских нашествий и незаконных торговых операций на украинской территории. Защитник казацкого населения от пропольских олигархов украинского происхождения. Участник неудачной военной кампании под Дубно на Волыни. Попал в плен по собственной неосмотрительности и сожжен заживо (возможная историческая основа — события 1638 года во время восстания Гуни и Остряницы). Судя по описанию местности, которое даёт Гоголь, Тарас Бульба погиб близ замка в городе Жванец Хмельницкой области.

Характер[править | править код]

Отрывок из рассказа тарас бульба

Тарас Шевченко «Встреча Тараса Бульбы с сыновьями». Иллюстрация к повести. 1842 год.

В разных редакциях повести описывается по-разному:

Редакция 1835. часть I

Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли только возникнуть в грубый XV век, и притом на полукочующем Востоке Европы, во время правого и неправого понятия о землях, сделавшихся каким-то спорным, нерешенным владением, к каким принадлежала тогда Украйна… Вообще он был большой охотник до набегов и бунтов; он носом слышал, где и в каком месте вспыхивало возмущение, и уже как снег на голову являлся на коне своем. „Ну, дети! что и как? кого и за что нужно бить?“ — обыкновенно говорил он и вмешивался в дело.[2]

Редакция 1842. часть I

Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников… Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма.[3]

Прототип[править | править код]

Отрывок из рассказа тарас бульба

Прототипом Тараса Бульбы был предок известного русского исследователя Миклухо-Маклая, атаман Войска Запорожского Низового Ефрем Жмых: Его дядя по отцовской линии учился и дружил с Николаем Гоголем. Тот, в свою очередь, заинтересовался семейным преданиям Миклух. Оказывается, их предок Ефрем Жмых был атаманом на Запорожье. За освобождение Украины из-под польской шляхты воевало трое его сыновей — Омелько, Назар и Хома. Назар влюбился в благородную барышню полячку, перешел на сторону поляков и скрылся в осажденной запорожцами крепости. Опозоренные братья решили похитить предателя. Но на обратном пути они наткнулись на стражу. Хома погиб в неравном бою, а Омельке с пленником удалось скрыться. Атаман собственноручно казнил сына-предателя.

Возможно, этот сюжет Гоголь положил в основу своего «Тараса Бульбы». Атаман Ефрем, предок Миклухо-Маклая — прямой прототип главного героя.

Такой же незаурядной личностью был и казак Степан Макуха по прозвищу Махлай, прадед Николая Миклухо-Маклая. Во время русско-турецкой войны 1788 года под Очаковом он командовал конной сотней. За военную смекалку и героизм ему дали чин хорунжего и наделили дворянским титулом. Казака вызвали в Петербург. Сама императрица Екатерина II преподнесла ему дворянскую грамоту и возложила на шею ленту с орденом Владимира I степени. Однако, казак оставался казаком, а по обычаю запорожцев рядом с фамилией на казенных бумагах должно было писаться прозвище казака. Назвать себя «жмыхом», то есть недотепой и лопухом, новоявленному дворянину очень не хотелось. И тогда он придумал себе малопонятную фамилию Миклухо, присоединив к нему прозвище с измененной буквой — Маклай. Впоследствии шотландцы считали его потомка, ученого Николая Миклухо-Маклая за своего, произнося его фамилию на шотландский лад: «Маклей».

Запорожец Ефрем Жмых и его победоносный правнук Степан были легендой и гордостью рода. Для рода Миклух их обоих олицетворял гоголевский Бульба. Образ этого почти реального персонажа маленький Коля Миклухо-Маклай постоянно видел у отца на столе. Сам путешественник называл себя не иначе, как потомком Тараса Бульбы. В письме к брату Сергею писал, что после смерти отца нашел документ, свидетельствующий об их дворянском роде с двойной фамилией Миклухо-Маклай и фамильным гербом: казак с поднятой саблей на фоне крепостных ворот.

В массовой культуре[править | править код]

Наименование «Тарас Бульба» использовалось в массовой культуре после Гоголя для наименования персонажей и предметов, ничего общего не имевших с гоголевским Тарасом Бульбой. Так в первых двух и в 83-й серии мультсериала «Чёрный Плащ» «Час быка» действует персонаж Тарас Бульба (Taurus Bulba) — антропоморфный бык, который противостоит не только Чёрному плащу, но и группе отрицательных персонажей (которая его возвратила к жизни и в 83-й серии). В Бельгии с 2003 года выпускается марка пива «Taras Boulba».

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • А. П. Довженко. Тарас Бульба /литературный сценарий, 1940—1941 р.р./
  • А. В. Мухін «Тарас Бульба» — режиссерский сценарий, иллюстрации для анимационного фильма , «Тарас Бульба» Думи-ілюстрації (к 200-летию М. В. Гоголя).
  • Рецензия на фильм о Тарасе Бульбе

  • Отрежьте кусочек как пишется
  • Отрывок данко из рассказа старуха изергиль наизусть
  • Отрывки из рассказов пришвина о природе
  • Отрежь хлеба как пишется
  • Отпустил жену налево рассказы