Отрывок из рассказа руслан и людмила

Здесь даны основные сведения о поэме а. с. пушкина руслан и людмила, представлено е краткое содержание для читательского дневника и

Здесь даны основные сведения о поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам (песням). Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой поэмы.

Краткие сведения о произведении

Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» написана в 1818–1820 годах, впервые была опубликована в 1820 году. Эта волшебная сказка является первой законченной поэмой поэта.

Главные герои поэмы

  • Руслан — храбрый богатырь, победивший колдуна Черномора.
  • Людмила — дочь князя Владимира, жена Руслана, немного легкомысленная и беспечная красавица.

Другие персонажи

  • Черномор — злобный и коварный карлик с очень длинной бородой, в которой заключена сила его колдовства.
  • Финн — добрый волшебник, помогающий Руслану.
  • Наина — злая колдунья.
  • Голова — огромная голова великана, старшего брата Черномора.

Соперники Руслана:

  • Рогдай — суровый, мрачный витязь.
  • Фарлаф — трусливый, хвастливый человек.
  • Ратмир — юный хазарский хан.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Во вступлении описано лукоморье. В этом волшебном краю автор якобы услышал эту сказку.

Киевский князь выдавал дочь Людмилу за богатыря Руслана. Ночью невесту похитил колдун Черномор. Князь объявил, что тот, кто спасёт его дочь, будет её мужем.

Кроме Руслана искать девушку отправились 3 его соперника: Рогдай, Фарлаф и Ратмир. Но соперники потерпели неудачу. А Руслан встретил доброго волшебника, который сообщил, что сила Черномора заключена в его бороде.

Руслан увидел на поле боя огромную голову. Она пыталась его сдуть, но герой проявил упорство. Голова поразилась силе богатыря. Она рассказала, что была великаном, братом Черномора, и тот его обезглавил. Руслан нашёл под этой головой древний меч и поклялся отомстить колдуну.

В это время Людмила очнулась и увидела, что она в роскошном дворце. Колдун хотел поразить девушку своим богатством и величием, но в её руках случайно оказалась шапка-невидимка. Людмила стала невидима для Черномора и убежала бродить по дворцу и саду.

Колдун заманил её в ловушку, но тут явился Руслан. Богатырь вступил в бой с Черномором и схватил его за бороду. Колдун унёс его в небо и после долгого полёта обессилел. Руслан отрубил ему бороду и взял в плен. Людмилу богатырь не смог разбудить от колдовского сна и увёз её спящей.

На обратном пути Руслан встретил Ратмира. Тот стал рыбаком и женился. Возле Киева Руслан остановился на ночлег. Ведьма Наина подговорила Фарлафа убить спящего Руслана и самому отвезти в Киев Людмилу. Тот так и сделал.

Добрый волшебник с помощью мёртвой и живой воды исцелил Руслана и дал ему кольцо, которое сможет разбудить Людмилу. Богатырь достиг Киева и помог победить печенегов, осаждавших город. Затем он пробудил Людмилу.

Фарлаф сознался в обмане, но его и Черномора на радостях простили.

Краткий пересказ по главам (песням) (более подробный, чем краткое содержание)

Поэт говорит, что посвящает этот «труд игривый» красавицам.

Вступление посвящено описанию сказочного лукоморья.

Песнь 1



Князь Владимир-солнце выдавал младшую дочь за князя Руслана. За свадебным столом сидели 3 хмурых соперника жениха: смелый воин Рогдай, надменный крикун Фарлаф и хазарский хан Ратмир.

Когда закончился пир, молодых отвели в спальню. Внезапно там раздался гром, блеснул свет, и Людмила была похищена неизвестно кем.

Князь Владимир был в гневе, что Руслан не смог сберечь своей жены. Он обещал не только отдать дочь в супруги тому, кто найдёт её, но и полцарства в придачу. Вызвались ехать на поиски жених и его соперники.

Сначала они ехали вместе, но потом каждый избрал свой путь.

Руслан увидел пещеру и нашёл в ней седого старика. Тот сказал, что Людмилу похитил страшный волшебник Черномор, и предрёк, что этот злодей погибнет от руки Руслана.

Руслан спросил старца кто он. Тот сказал, что он Финн. В молодости был он пастухом и полюбил красавицу Наину, но она не любила его. Тогда он решил заслужить в боях внимание гордой красавицы, собрал смелых рыбаков и 10 лет с ними провёл в морских битвах с воинами чужих царей.

Когда он вернулся к Наине и бросил к её ногам окровавленный меч, золото и драгоценные камни, красавица ушла, сказав: «Герой, я не люблю тебя!»

Тогда влюблённый Финн решил привлечь её любовными чарами и стал обучаться в лесах у колдунов. Постигнув силу заклинаний, он вызвал Наину, и она появилась перед ним. Но это была уже горбатая, дряхлая старуха с трясущейся головой, ведь прошло 40 лет. Наина призналась, что она колдунья и что только сейчас воспылала любовью к Финну. Но тот в ужасе убежал от неё. Тогда Наина возненавидела его за то, что возмутил её покой, заставив любить себя.

Старец сказал, что Наина возненавидит и Руслана. Утром витязь простился с ним и отправился дальше.

Песнь 2

Витязь Рогдай, оставив своих спутников, ехал, погружённый в думу. Злой дух внушал ему убить Руслана. Витязь повернул коня и поскакал назад.

В это время Фарлаф обедал у ручейка. Увидев, что кто-то мчится к нему на коне, Фарлаф бросив свой обед, копьё и другое снаряжение, вскочил в седло, поскакал прочь и свалился в ров. Рогдай, догнав Фарлафа, узнал его, и у него опустились руки. Поехал он прочь.

Встретилась ему горбатая старушка и сказала, указав на север: «Там найдёшь его». Рогдай обрадовался и полетел, куда указала старушка.

Фарлаф, лёжа во рву, услышал голос старухи. Она сказала, что привела ему коня, чтобы он ехал в своё селение и жил там без забот. Старушка исчезла, а Фарлаф последовал её совету.

Людмила в замке колдуна была окружена роскошью, ей прислуживали 3 прекрасные девы. Людмила тосковала и плакала. Выбежав из замка, она очутилась в чудесном саду. Обойдя его, увидела она мостик, висящий над потоком на двух скалах. Хотела девушка утонуть в волнах, но не прыгнула с мостика.

Когда она присела на травку, перед ней появился роскошный обед. Решила Людмила, что не будет есть, чтобы умереть, но «подумала — и стала кушать».

Когда наступил вечер, в её комнату зашли арапы, несущие на подушках седую бороду горбатого карлика Черномора. Людмила вскочила в постели, схватила Черномора за колпак, хотела ударить и завизжала так, что карлик зажал уши. Он хотел убежать, но запутался в бороде. Арапы унесли его, а шапка колдуна осталась у Людмилы.

В это время Рогдай догнал Руслана и вступил с ним в бой, но был сброшен Русланом в Днепр.

Песнь 3



Утром к Черномору прилетел крылатый змий и обернулся Наиной. Она предупредила Черномора, что ему угрожает опасность, но тот сказал, что пока волшебный меч не перерубит его бороды, никто не погубит его замыслов, и что Людмила будет его, Руслан же обречён на смерть. Ведьма обернулась чёрным змием и улетела.

Черномор снова пришёл в комнату Людмилы, но её там не было. Оказалось, что утром девушка примерила шапку Черномора, надев её задом наперёд, взглянула в зеркало и не увидела себя. Поняла она, что если шапку надеть задом наперёд, можно стать невидимой.

Руслан тем временем приехал в долину, покрытую костями воинов. После битвы с Рогдаем он остался безоружен. Нашёл он на этом поле щит, копьё, шлем, звонкий рог, кольчугу. Только меч он не взял — все мечи были слишком лёгкими для него. Поехал витязь дальше и заметил вдали большой холм. Конь стал упираться, и храбрый князь увидел перед собой огромную спящую живую голову. Чтобы её разбудить, Руслан пощекотал ей копьём ноздри. Голова открыла глаза и чихнула так, что витязь еле усидел на коне. Голова стало грубо прогонять его, но Руслан, услышав грубые слова, крикнул ей, чтобы она молчала. Тогда голова стала изо всей мочи дуть навстречу князю. Руслан сопротивлялся, но иногда ему приходилось отступать, чтобы отдохнуть, и снова он мчался к голове, которая его дразнила языком.

Наконец, Руслану удалось пронзить ей копьём язык и затем с размаху стукнуть в щёку. Голова покатилась, а на том месте, где она была, засверкал богатырский меч. Руслан схватил его и побежал к голове, чтобы обрубить ей нос и уши. Но услышав её стон, он остановился. Голова сказала, что раньше сам был удалым витязем. Его возненавидел младший брат Черномор, так как завидовал его огромному росту. Из этого рассказа Руслан узнал, что сила Черномора таится в его бороде.

Когда-то Черномор сказал брату, что за восточными горами есть подвал, в котором хранится меч, который отрубит бороду Черномора, а брату его отрубит голову. Черномор сказал, что полезно будет добыть этот меч. Великан посадил брата на плечо и пошёл разыскивать подвал. Найдя его, великан разметал его руками и достал меч. Братья поссорились, так как каждый хотел владеть мечом. Черномор предложил, чтобы они приникли ухом к земле, и кто из них услышит первый звон, тот и будет владеть мечом.

Братья легли на землю. Старший из них хотел обмануть, что услышал звон, но Черномор подкрался к нему и отрубил мечом голову. В ней сохранилась жизнь, и Черномор перенёс её в этот уединённый край, чтобы она стерегла меч. Голова сказала Руслану взять меч и попросила отомстить Черномору, если он встретится на его пути.

Песнь 4

Молодой хазарин Ратмир, отправившись на коне к югу, надеялся к вечеру догнать Людмилу. Но наступала уже ночь, и он стал искать ночлег. Увидел Ратмир вдали замок, по его стене шла дева, пела песню и манила ею молодого путника.

Юного хана встретили у ворот красавицы, повели в замок, и он остался жить среди этих отшельниц, забыв Людмилу.

Руслан же продолжил путь, встречая каждый день новые преграды и побеждая богатырей, ведьм и великанов.

Людмила грустила о своём милом друге. Она была невидима в шапке Черномора. Колдун принял вид Руслана, и Людмила, подбежав, обняла его, но призрак исчез, а с её головы упала шапка. Увидела она перед собой колдуна и лишилась чувств. Черномор стал ласкать Людмилу, но тут раздался звук рога — это кто-то его вызывал на бой. Колдун надел шапку на Людмилу, услышал, что трубят уже сильнее, и понёсся навстречу тому, кто трубит.

Песнь 5



Это вызывал на бой колдуна Руслан. Вдруг он ощутил удар по шлему, посмотрел вверх и увидел, что это Черномор летает с булавой. Руслан увернулся от второго удара, колдун упал в снег и там застрял. Руслан схватил его за бороду, и Черномор полетел по небу вместе с витязем. Два дня носил он Руслана, на третий попросил пощады. Руслан велел колдуну нести его к Людмиле.

Когда Черномор, прилетев к своей обители, опустился на землю, Руслан отхватил ему мечом бороду и положил колдуна в котомку за седло.

В замке Руслан не нашёл своей супруги. В ярости он стал всё крушить, нечаянным ударом сбил с княжны шапку Черномора и увидел, что Людмила в сетях. Радостный витязь порвал сети, но княжна не проснулась. Вдруг он услышал голос Финна. Добрый волшебник сказал, что Людмила очнётся от очарованного сна только в Киеве перед отцом — князем Владимиром.

Поехал витязь в Киев. У него в руках лежала Людмила, а в котомке за седлом сидел Черномор. По дороге он увидел огромную голову и сказал ей, что наказал Черномора. Голова, увидев своего злобного брата, пленённым, произнесла ему укор, и «закончилось её долгое страданье». Увидев смерть головы, Черномор в ужасе молился демонам.

Дальше в пути Руслан увидел Ратмира, который стал рыбаком и живёт с любимой пастушкой. Он рассказал Руслану, что его любили 12 молодых волшебниц, но он оставил их для любимой пастушки. Для неё он «сложил и меч, и шлем тяжёлый, забыл и славу, и врагов». Узнав, что Руслан везёт Людмилу, молодой хан пожелал ему счастья.

Фарлаф скрывался в дальнем краю и ждал Наину. Ведьма явилась, велела ступать за ней, превратилась в кошку и побежала. Фарлаф скакал на коне за ней. Ведьма привела его к кургану, около которого спал Руслан. Фарлаф пронзил ему грудь мечом и умчался на коне, схватив Людмилу. Утром раненый Руслан умер.

Песнь 6



Фарлаф привёз Людмилу в Киев к князю Владимиру и сказал, что она спит, потому что заколдована злым лешим. Рассказал он, что бился 3 дня в муромских лесах с лешим и победил его. Когда прервётся дивный сон Людмилы, он не знает.

В это время в Киеве случилась беда — его осадили печенеги.

Волшебник Финн оживил Руслана с помощью мёртвой и живой воды и дал ему кольцо. Если коснуться им чела Людмилы, исчезнут злые чары, и княжна очнётся. Сообщив это и пожелав Руслану счастья, Финн исчез.

Люди осаждённого Киева утром увидели с городских стен, что меж спящими врагами появился «чудесный воин на коне». Он погубил много печенегов. Воспрянувшие конные дружины славян вышли из города, тоже вступили в бой и обратили врагов в бегство.

Богатырь помчался в княжеский дом, подбежал к Людмиле, коснулся её лица, и она очнулась.

Все были счастливы так, что князь простил Фарлафу его злодейство, а Черномора, лишённого силы чародейства, принял во дворец.

Заключение к краткому пересказу

В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» раскрыты темы:

  • любовь и верность;
  • смелость и трусость;
  • предательство.

Основная мысль (идея) поэмы «Руслан и Людмила»: настоящая любовь, верность и упорство преодолевают все преграды.

Эта сказочная поэма учит тому, что добро сильнее зла.

Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам (песням) — для подготовки к уроку литературы.

1.21Задумчив едет наш Руслан
 И видит: сквозь ночной туман
 Вдали чернеет холм огромный,

 И что-то страшное храпит.
 Он ближе к холму, ближе — слышит:
 Чудесный холм как будто дышит.
 Руслан внимает и глядит
 Бестрепетно, с покойным духом;
 Но, шевеля пугливым ухом,
 Конь упирается, дрожит,
 Трясет упрямой головою,
 И грива дыбом поднялась.
 Вдруг холм, безоблачной луною
 В тумане бледно озарясь,
 Яснеет; смотрит храбрый князь —
 И чудо видит пред собою.
 Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.
 Огромны очи сном объяты;
 Храпит, качая шлем пернатый,
 И перья в темной высоте,
 Как тени, ходят, развеваясь.
 В своей ужасной красоте
 Над мрачной степью возвышаясь,
 Безмолвием окружена,
 Пустыни сторож безымянной,
 Руслану предстоит она
 Громадой грозной и туманной.
 В недоуменье хочет он
 Таинственный разрушить сон.
 Вблизи осматривая диво,
 Объехал голову кругом
 И стал пред носом молчаливо;
 Щекотит ноздри копием,
 И, сморщась, голова зевнула,
 Глаза открыла и чихнула…
 Поднялся вихорь, степь дрогнула,
 Взвилася пыль; с ресниц, с усов,
 С бровей слетела стая сов;
 Проснулись рощи молчаливы,
 Чихнуло эхо — конь ретивый
 Заржал, запрыгал, отлетел,
 Едва сам витязь усидел,
 И вслед раздался голос шумный:
 «Куда ты, витязь неразумный?
 Ступай назад, я не шучу!
 Как раз нахала проглочу!»
 Руслан с презреньем оглянулся,
 Браздами удержал коня
 И с гордым видом усмехнулся.
 «Чего ты хочешь от меня? —
 Нахмурясь, голова вскричала. —
 Вот гостя мне судьба послала!
 Послушай, убирайся прочь!
 Я спать хочу, теперь уж ночь,
 Прощай!» Но витязь знаменитый,
 Услыша грубые слова,
 Воскликнул с важностью сердитой:
 «Молчи, пустая голова!
 Слыхал я истину, бывало:
 Хоть лоб широк, да мозгу мало!
 Я еду, еду, не свищу,
 А как наеду, не спущу!»
 Тогда, от ярости немея,
 Стесненной злобой пламенея,
 Надулась голова; как жар,
 Кровавы очи засверкали;
 Напенясь, губы задрожали,
 Из уст, ушей поднялся пар —
 И вдруг она, что было мочи,
 Навстречу князю стала дуть;
 Напрасно конь, зажмуря очи,
 Склонив главу, натужа грудь,
 Сквозь вихорь, дождь и сумрак ночи
 Неверный продолжает путь;
 Объятый страхом, ослепленный,
 Он мчится вновь, изнеможенный,
 Далече в поле отдохнуть.
 Вновь обратиться витязь хочет —
 Вновь отражен, надежды нет!
 А голова ему вослед,
 Как сумасшедшая, хохочет,
 Гремит: «Ай, витязь! ай, герой!
 Куда ты? тише, тише, стой!
 Эй, витязь, шею сломишь даром;
 Не трусь, наездник, и меня
 Порадуй хоть одним ударом,
 Пока не заморил коня».
 И между тем она героя
 Дразнила страшным языком.
 Руслан, досаду в сердце кроя,
 Грозит ей молча копием,
 Трясет его рукой свободной,
 И, задрожав, булат холодный
 Вонзился в дерзостный язык.
 И кровь из бешеного зева
 Рекою побежала вмиг.
 От удивленья, боли, гнева,
 В минуту дерзости лишась,
 На князя голова глядела,
 Железо грызла и бледнела
 В спокойном духе горячась,
 Так иногда средь нашей сцены
 Плохой питомец Мельпомены,
 Внезапным свистом оглушен,
 Уж ничего не видит он,
 Бледнеет, ролю забывает,
 Дрожит, поникнув головой,
 И, заикаясь, умолкает
 Перед насмешливой толпой.
 Счастливым пользуясь мгновеньем,
 К объятой голове смущеньем,
 Как ястреб, богатырь летит
 С подъятой, грозною десницей
 И в щеку тяжкой рукавицей
 С размаха голову разит;
 И степь ударом огласилась;
 Кругом росистая трава
 Кровавой пеной обагрилась,
 И, зашатавшись, голова
 Перевернулась, покатилась,
 И шлем чугунный застучал.
 Тогда на месте опустелом
 Меч богатырский засверкал.
 Наш витязь в трепете веселом
 Его схватил и к голове
 По окровавленной траве
 Бежит с намереньем жестоким
 Ей нос и уши обрубить;
 Уже Руслан готов разить,
 Уже взмахнул мечом широким —
 Вдруг, изумленный, внемлет он
 Главы молящей жалкий стон…
 И тихо меч он опускает,
 В нем гнев свирепый умирает,
 И мщенье бурное падет
 В душе, моленьем усмиренной:
 Так на долине тает лед,
 Лучом полудня пораженный.
 «Ты вразумил меня, герой, —
 Со вздохом голова сказала, —
 Твоя десница доказала,
 Что я виновен пред тобой;
 Отныне я тебе послушен;
 Но, витязь, будь великодушен!
 Достоин плача жребий мой.
 И я был витязь удалой!
 В кровавых битвах супостата
 Себе я равного не зрел;
 Счастлив, когда бы не имел
 Соперником меньшого брата!
 Коварный, злобный Черномор,
 Ты, ты всех бед моих виною!
 Семейства нашего позор,
 Рожденный карлой, с бородою,
 Мой дивный рост от юных дней
 Не мог он без досады видеть
 И стал за то в душе своей
 Меня, жестокий, ненавидеть.
 Я был всегда немного прост,
 Хотя высок; а сей несчастный,
 Имея самый глупый рост,
 Умен как бес — и зол ужасно.
 Притом же, знай, к моей беде,
 В его чудесной бороде
 Таится сила роковая,
 И, всё на свете презирая,
 Доколе борода цела —
 Изменник не страшится зла.
 Вот он однажды с видом дружбы
 «Послушай, — хитро мне сказал, —
 Не откажись от важной службы:
 Я в черных книгах отыскал,
 Что за восточными горами,
 На тихих моря берегах,
 В глухом подвале, под замками
 Хранится меч — и что же? страх!
 Я разобрал во тьме волшебной,
 Что волею судьбы враждебной
 Сей меч известен будет нам;
 Что нас он обоих погубит:
 Мне бороду мою отрубит,
 Тебе главу; суди же сам,
 Сколь важно нам приобретенье
 Сего созданья злых духов!»
 «Ну, что же? где тут затрудненье? —
 Сказал я карле, — я готов;
 Иду, хоть за пределы света».
 И сосну на плечо взвалил,
 А на другое для совета
 Злодея брата посадил;
 Пустился в дальную дорогу,
 Шагал, шагал и, слава богу,
 Как бы пророчеству назло,
 Всё счастливо сначало шло.
 За отдаленными горами
 Нашли мы роковой подвал;
 Я разметал его руками
 И потаенный меч достал.
 Но нет! судьба того хотела:
 Меж нами ссора закипела —
 И было, признаюсь, о чем!
 Вопрос: кому владеть мечом?
 Я спорил, карла горячился;
 Бранились долго; наконец
 Уловку выдумал хитрец,
 Притих и будто бы смягчился.
 «Оставим бесполезный спор, —
 Сказал мне важно Черномор, —
 Мы тем союз наш обесславим;
 Рассудок в мире жить велит;
 Судьбе решить мы предоставим,
 Кому сей меч принадлежит.
 К земле приникнем ухом оба
 (Чего не выдумает злоба!),
 И кто услышит первый звон,
 Тот и владей мечом до гроба».
 Сказал и лег на землю он.
 Я сдуру также растянулся;
 Лежу, не слышу ничего,
 Смекая: обману его!
 Но сам жестоко обманулся.
 Злодей в глубокой тишине,
 Привстав, на цыпочках ко мне
 Подкрался сзади, размахнулся;
 Как вихорь свистнул острый меч,
 И прежде, чем я оглянулся,
 Уж голова слетела с плеч —
 И сверхъестественная сила
 В ней жизни дух остановила.
 Мой остов тернием оброс;
 Вдали, в стране, людьми забвенной,
 Истлел мой прах непогребенный;
 Но злобный карла перенес
 Меня в сей край уединенный,
 Где вечно должен был стеречь
 Тобой сегодня взятый меч.
 О витязь! Ты храним судьбою,
 Возьми его, и бог с тобою!
 Быть может, на своем пути
 Ты карлу-чародея встретишь —
 Ах, если ты его заметишь,
 Коварству, злобе отомсти!
 И наконец я счастлив буду,
 Спокойно мир оставлю сей —
 И в благодарности моей
 Твою пощечину забуду».

Ход урока

2.Актуализация знаний

— Чтобы читать выразительно и правильно сделаем речевую разминку.

 -Наш урок литературного чтения начинается в цветочном магазине.

1. Дыхательная гимнастика.

« В цветочном магазине».

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали

восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом

и выдох ртом (3 раза).

«Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и

задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный торт. На нём много маленьких

свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте как можно больше маленьких

свечек.

III. Проверка домашнего задания.

— Дети, работу над какой большой темой мы закончили?

(Люблю природу русскую.)

— О каком времени года говорили на всех уроках?

(Мы говорили об осени.)  

-Напомните, название раздела, над которым мы начали работать? (русские

писатели)

— И сегодня мы познакомимся с первым русским писателем А.С. Пушкиным. Может кто-то знает о нём? Просмотрите видео о его жизни. 

— Расскажите, что интересного вы запомнили о его жизни?

— А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 222 года со дня

его рождения, а память о нём живёт. Читая Пушкина, слышишь его голос.

Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими

людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.

-Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. 

Изучение нового материала.

1.1. Сообщение темы урока.

— (слайд 4) А сейчас литературная разминка. Из какой сказки этот

отрывок?

(слайд 5) «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,

То на весь крещёный мир

Приготовила бы пир.»

(слайд 6) « В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.»

— Кто автор этих сказок?

(А.С.Пушкин)

«Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!» (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем

богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

2. « В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.»(Сказка о рыбаке и рыбке)

3.Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4.Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы. («Сказка о золотом петушке)

5.Жил – был поп

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой –какого товару. (Сказка о попе и его работнике Балде)

-Мы с вами вспомнили один из литературных жанров. Еще раз назовите его.

-Какие бывают сказки? 

— Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого

раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают

и перечитывают  и дети и взрослые. Почему?- Как вы думаете, какова

тема нашего сегодняшнего урока?-А какие жанры вы знаете еще? (быль,

рассказ, былины)

— Сейчас я прочитаю отрывок, а вы скажите к какому жанру относятся эти

строки.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…..

— Определи жанр (стихотворение)

 — Назовите жанры произведений А.С. Пушкина?

 — Но есть еще один жанр, в котором писал А.С. Пушкин.

— А как называется жанр, я предлагаю вам прочитать самим.

— Что такое поэма? Как ответить на этот вопрос? (Поэма – это большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

— Сегодня на уроке мы будем читать вступление к поэме А. С. Пушкина

«Руслан и Людмила», которое называется «У лукоморье дуб зеленый».

-А сейчас я предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте

глаза и внимательно послушайте звуки природы (аудиозапись шум моря)

— Расскажите, что вы слышали?(крик чаек, шум моря)

— Как вы думаете, где оказались?

— И вдруг, на берегу моря мы видим ……

-Кто узнал это дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного

дуба)

— Отройте учебники на с. 86 и рассмотрите иллюстрацию

— Как вы думаете, о чём произведение?

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— А теперь я приглашаю вас отправиться в Лукоморье.

Первичное восприятие (прослушивание аудиозаписи «У лукоморья дуб

зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)

— Подтвердились ли наши предположения?

-Как теперь ответите на вопрос о чём произведение?

— С какими героями вы встретились?

Словарная работа.

— Прежде чем приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.

-Где мы найдем значение этих слов?

-Правильно, в словаре. (Дети,сами читают и отвечают)

Словарная работа

-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» — устаревшие, сейчас мы их в

речи не услышим.

-А подумай те, как бы они звучали сегодня?

-Подберите синонимы к словам «чахнет», «тужит»

Тужит – горюет,тоскует,печалится

Чахнет – (слабеет, умирает.)

Чтение по цепочке

— Прочитаем вступление по цепочке по 2 строки.

— Посмотрите на наш дуб.

— Как вы думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,

-Что не хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает

некоторых персонажей.)

— Какой картиной начинается отрывок из поэмы?

-Что представляете? (учитель добавляет дуб недостающими предметами)

— Прочитайте описание этой картины.

— А что дальше, впереди? (Леший)

— Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?

-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?

— Прочитайте, кого встречаем на неведомых дорожках?

— Как понимаете невиданные звери?

— Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут

быть неведомые?

— Прочитайте как автор описывает избушку на курьих ножках?

— Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в

избушку?( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)

— Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?

-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой

из вод выходят ясных, дядька морской)

— Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)

-Зачем появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку

от непрошенных гостей)

-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитайте.

— Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?(

Борьба добра со злом)

— Кто не даёт творить зло перед народом?

-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?

— Почему ступа идёт , бредёт сама собой?

— Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для

него это будет конец)

-Найдите в тексте строчку:

«Там русский дух…там Русью пахнет!»?

— Найдите в строке родственные слова?

— Какие чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами

автор)?

-Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)

-Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться

такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная

сказка.)

-Так что же хотел сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в

этом отрывке?

-А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как

А.С. Пушкин.

Выразительное чтение

— Будем учиться выразительно читать отрывок из поэмы.

— Что значит читать выразительно? (Задача выразительного чтения: поставить

себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно

слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение).

-Какую выберем интонацию? (таинственную, волшебную)

— Каким должно быть чтение этого произведения? (напевно, плавно)

7.Включение в систему знаний и повторение

-Вспомните, с каким жанром мы познакомились сегодня на уроке?

— Вступление, к какой поэме мы сегодня читали?

— Как называется это вступление?

5 класс

Урок

Тема. А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

Цель:

  • выявить скaзочные сюжеты, нашедшие отражение в прологе; значения и роли сказочных реалий и персонажей, действующих в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»; определить функции изобразительно-выразительных средств в повествовании; авторскую позицию;

  • развивaть навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями;

  • формировать нрaвственно-эстетические представления в ходе выявления идеи финала пролога.

Оборудование: клип.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Сообщение учaщегося о жанре литературной сказки на основе статьи учебника.

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Слово учителя.

«Руслaн и Людмилa» — оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.

Сюжет поэмы – скaзочный, в нем всё дышит молодостью и здоровьем, печальное не печально, a страшное не страшно, потому что печаль легко превращается в радость, а страшное становится смешным.

Похищение невесты, поиски её, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов во время её спасения, счастливый конец – всё это похоже на сказку. Но по ходу повествования внутри сюжета происходит постоянное столкновение сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей Черномор – немощным стариком.

Торжество правды над коварством, злобой и насилием – вот содержание поэмы. «Руслан и Людмила» — в первую очередь сказка, с обычным в сказках резким противопоставлением добрых и злых персонажей и со счастливой развязкой.

«У лукоморья дуб зелёный…» — вступление (пролог) к поэме «Руслан и Людмила».

3. Выразительное чтение вступления учителем или просмотр клипа.

4. Беседа по первичному восприятию, лексическая работа.

— Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке?

— Назовите сказки, в которых действуют эти персонажи. Что вам запомнилось более всего в этих сказках?

— Объясните значения слов дол, дядька, тужить.

— Какой картиной начинается пролог. Как вы её себе представляете?

IV. Закрепление изученного.

Анализ содержания пролога.

1. Выразительное чтение части пролога от начала и до слов «… налево – сказку говорит».

— Что послужило поэту источником для названия местности «лукоморьем» в прологе к «Руслану и Людмиле»?

2. Сообщение учащегося о лукоморье.

Как известно, А.И.Мусин-Пушкин издал «Слово о полку Игореве», ставшее для Пушкина источником творческого вдохновения и некоторых исторических фактов.

Киевские князья вели войны с лукоморскими полководцами.

«Слово о полку Игореве» и русские летописные своды конкретно называют имена ханов и местность, где в XI-XII вв. кочевали половцы, то есть Лукоморьем названа территория Северного Приазовья.

Таким образом, излучина между нижним течением Днепра и Азовским морем и была историческим лукоморьем, воспетым А.С.Пушкиным.

— Что явилось источником для поэта в создании сюжета о сказочном дубе?

3. Сообщение учащегося о дубе.

В 1824—1825 гг. в Михайловском Пушкин записывает со слов Арины Родионовны сказку о Султане Султановиче и 34 его сыновьях: «Гости-корабельщики рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке — ноги серебряные и проч. „Ах, говорит царь, — поеду посмотреть это чудо“. — Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря Лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. Царевич прилетел домой и с благословления матери принес перед дворец чудесный дуб…» Каково происхождение этого образа в сказке?

Образный комплекс «дуб-океан (море)» соотносится с народно-мифологическими верованиями: это один из неизменных зачинов во многих заговорах и молитвах. Встречается в заговорах и таинственное Лукоморье и остров Буян. В славянской мифологии дуб представляет собой вариант так называемого «мирового древа» как важнейшего структурного элемента мифопоэтической картины мира. «Предание о мировом дереве, — пишет Афанасьев, — славяне по преимуществу относили к дубу. В их памяти сохранились сказания о дубах, которые существовали еще до сотворения мира (следовательно, образ возник еще в дохристианскую эпоху). В колядке карпатских русов поется, что еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только синее море (воздушный океан), — среди этого моря стояло два дуба». Афанасьев отмечает и ряд мифологических функций дуба: под ним вершили суд, решения которого считали волей божества; дуб обладал целебными, живительными свойствами, он давал вечную молодость, здоровье, красоту. Мировое древо отделяет мир космоса от мира хаоса, вводя в хаос цивилизацию, культуру.

Этот образ привлек внимание Пушкина именно потому, что в нем отразились народные представления о мироздании, о его гармоничности, бессмертии.

4. Сообщение учащегося о Коте Баюне.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» был написан А.С.Пушкиным в Михайловском в 1826 году и включён в текст 2-го издания поэмы, вышедшего два года спустя. Образ «кота учёного» восходит к персонажу русской мифологии и волшебных сказок коту Баюну, в котором волшебный голос птицы Гамаюн объединился с силой и хитростью сказочного чудовища.

В сказках кот Баюн, сидящий на высоком железном столбе, песнями и заклинаниями лишает силы всех, кто хочет подойти к нему. Чтобы поймать Баюна, Иван Царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Покорённого кота он приносит во дворец к больному отцу. Своими сказками Баюн исцеляет царя. Сказки о коте Баюне и «коте учёном» обрели особенную известность благодаря распространению лубочных картинок. «Кот учёный» — это усмирённый и облагороженный вариант кота Баюна. Вот какую запись сделал Пушкин в Михайловском со слов няни Арины Родионовны: «У моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт — сказки сказывает, вниз идёт — песни поёт». Представляя содержание поэмы «Руслан и Людмила» как одну из сказок «кота учёного», Пушкин подчеркнул связь своего произведения с русским фольклором.

5. Выразительное чтение «Пролога» от слов «Там чудеса…» до слов «Там русский дух… Там Русью пахнет!»

6. Сообщения учащихся о Лешем и Русалке.

ЛЕШИЙ — лесная нечисть, полноправный и неограниченный хозяин леса: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями.

Как все грозовые духи, леший может принимать различные образы, и тем самым сближается с оборотнями. Чаще всего он является здоровенным мужиком, но и в этом человеческом образе сохраняет демонские признаки: на нем бараний полушубок, но как всегда бывает у нечистой силы — неподпоясанный и запахнутый левой полою на правую. Носится леший по своим лесам, как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. Бровей и ресниц у него не видно, но можно ясно разглядеть, что он — карноухий (правого уха нет), что волосы на голове у него зачесаны налево. Представляют его и одноглазым, что указывает на сродство его с великанами-циклопами.

Обладая способностью перевертываться, леший часто прикидывается прохожим человеком с котомкой за плечами. Если леший показывается голый, то легко заметить, как сходен он с общепринятым изображением черта: на голове у него рога, ноги козлиные, голова и вся нижняя половина тела мохнатые, в космах, борода козлиная — клином, на руках длинные когти.

Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят и, в этом случае, вполне уподобляются свои родичам-домовым. Проказят они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло. Самые обычные приемы проказ — завести человека в чащу в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустить в глаза тумана, что совсем собьет с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу. Однако леший все-таки не ведет людей на прямую погибель. Людей леший карает за употребление непотребных слов и произнесение проклятий.

РУСАЛКА — в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).

Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых. Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак, особенно просватанные невесты, не дожившие до свадьбы, либо девушки и дети, умершие на Русальной неделе (в том числе и утонувшие в этот период), либо младенцы, умершие не окрещенными.

Представления о внешнем виде РУСАЛКИ неоднородны. В одних местах говорили, что РУСАЛКА выглядят как молодые красивые девушки, обнаженные или в белом; что они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове (именно так по местному обычаю обряжали умерших девушек, как бы устраивая для них символическую свадьбу вовремя похорон).

В некоторых местах, где РУСАЛКУ считали водным духом, ее представляли себе в виде полуженщины — полурыбы.

7. Краткий пересказ учащимися сказки «Об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке».

8. Слово учителя.

В основе сказочного, волшебного мира – необычное и забавное, странное и чудесное, печальное и смешное, вымыслы и небылицы в сочетании с обыденным и привычным.

Здесь действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью. В этом мире всё происходит легко и просто, как бы между прочим. В слове «мимоходом» звучит авторская ирония.

9. Работа по теории литературы.

— Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью они использованы. В каких произведениях встречаются такие эпитеты? (Неведомых дорожках, невиданных зверей, из ясныхвод. С помощью этих эпитетов воссоздаётся атмосфера тайны, чуда. Поэт выбирает эпитеты, встречающиеся в народных сказках, что подчёркивает близость его поэмы к произведениям устного народного творчества.

А.С.Пушкин использует в поэме старославянские по происхождению слова: златая, брег, чреда, злато.)

10. Работа с учебником.

Чтение статьи «Рифма».

— Найдите рифмы во вступлении к «Руслану и Людмиле».

V. Подведение итогов урока.

— Как относится автор к изображённому?

— Какое значение приобретает восклицание: «Там русский дух… Там Русью пахнет!»(Картины пролога проникнуты чувством единства русского духа, воплощённого в сказках).

— Какой смысл приобретают финальные строчки пролога? (Автор проводит читателя через всё, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и делая нестрашными все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой).

V. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», с.124-126.

2.Инд.задание: подготовить сообщение о романсе А.А.Алябьева на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

3.Групповое задание: подготовить выставку репродукций художников Л.Л.Каменева, И.И.Левитана, А.К.Саврасова по теме «Зимняя дорога».

4

Автор: Сваткова Елена Валерьевна

Организация: МКДОУ д/с «Ромашка»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Купино

Цель:
углубить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о произведениях А.С. Пушкина.
2. Формировать связную речь, обогащать словарь.
3. Развивать у детей творческие способности,
внимание, мышление, память.
4. Воспитывать интерес к художественному слову, доброжелательное отношение к произведениям А.С. Пушкина.
Материал:
Сказки Пушкина, портрет Пушкина А.С, няни и бабушки Пушкина, иллюстрации к сказкам.
Предварительная работа: чтение произведений А.С. Пушкина, заучивание наизусть эпизодов из сказок А.С. Пушкина, рассматривание иллюстраций и просмотр мультфильмов, слайд-шоу о детстве поэта, рисование иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

 

Список используемой литературы:
1. А.С.Пушкин. «Стихи и сказки». Изд.Детская литература, М.,1974г.
2. А.Самарцев. А.С.Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.
3. И.Токмакова. Поговорим с тобой о А.С.Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
4.Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!»Дошкольное воспитание №1.1999
5. К.Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
— Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, таким образом, поприветствуем их.

Музыка «Приходите сказки к нам»

В сказках какого автора живут эти герои?
Он много сказок сочинил,
Нам в Лукоморье путь открыл,
В страну, где с чудесами
Встречаемся мы с вами.
Да! Пушкин учит нас любить,
Дружить, природой любоваться
И красотою слова восхищаться! (В сказках Пушкина)

 

II. Основная часть

Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине. Для этого отправимся в волшебный мир его сказок.
Воспитывала А.С. Пушкина бабушка – Мария Алексеевна, став взрослым, он много писал о ней, называя ее «мамушкой». (Показ иллюстраций)
Его еще воспитывала няня Арина Родионовна. (Показ иллюстраций)
Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Ее сказки очаровали будущего поэта, и в период своего творчества он написал семь сказок. Очень часто поэт говорил: «Что за прелесть эти сказки!» И сейчас мы с вами вспомним его произведения.
Пушкин очень любил нашу простую русскую природу и посвятил стихи временам года, но больше всего он обожал зиму.

А мы с вами знаем стихотворения о зиме. (дети читают отрывки из стихов)

Зимний вер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Зимнее утро (отрывок)
Под голубыми небесами

Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Воспитатель:

Ребята, а кто помнит, как называется произведение, в котором есть кот ученый («Руслан и Людмила»)

Дети рассказывают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

У Лукоморья дуб зелёный; Дети поднимают руки вверх
Златая цепь на дубе том: Делают движения руками крест на крест

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идут друг за другом по кругу

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Движения руками вправо, влево

Там чудеса: там леший бродит, Закрывают глаза руками

Шевеля пальцами, поднимают руки вверх

Русалка на ветвях сидит; Движение «волна» сверху вниз

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Идут по кругу на внешней стороне стопы

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.
Воспитатель:

Сказки Пушкин любил с детства

Может быть, мы с вами погуляем по сказкам Пушкина?

Из какой сказки иллюстрация?

*Вопрос:

Ах, ты мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло!

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

*Вопрос:

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

(Поэма «Руслан и Людмила»)

*Вопрос:

Жил был поп,

Толоконный лоб!

(«Сказка о попе и его работнике Балде»)

*Вопрос:
В одеяньи золотом
Дом её на дне морском.
Всех дарами награждает
И желанья исполняет.
(Сказка о Золотой рыбке)

*Вопрос:

Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит все смирно.

(«Сказка о золотом петушке»)

*Вопрос:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

(«Сказка о царе Салтане»)

Воспитатель
А сейчас мы посмотрим, как мы помните сказки Пушкина?

Я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать.
1 .Вопрос:
– Что кричал петушок, сидя на спице в сказке о золотом петушке? (Кире-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!)
2. Вопрос:
– Чем расплачивался поп с Балдой в сказке о попе и его работнике Балде? (Щелчками.)
3.Вопрос:
– Как начинается «Сказка о царе Салтане»?

(Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.)
 

4.Вопрос:

– Сколько раз старик закидывал невод в море в сказке о рыбаке и рыбке? (Три.)

5.Вопрос:

Почему отпустил старик рыбку?(она обещала выполнить его желания)
5.Вопрос:

Что ответил старик золотой рыбке(«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».)
6.Вопрос:

Как золотая рыбка наказала старуху? (Старуха осталась у разбитого корыта.)
Разминка физкультурная

«Ветер по морю гуляет (взмахи руками)

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах (бег на месте)

На раздутых парусах

Мимо острова крутого

Мимо города большого (повороты вокруг себя)

Пушки с пристани палят (постукивание кулачками по коленям)

Кораблю пристать велят» (присаживаются на места)

Воспитатель:
Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Подскажи словечко». Слушайте внимательно.

1.Вопрос:

Жил старик со своею старухой

У самого синего…(моря)

2.Вопрос:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то… (дочь)

3.Вопрос:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи…(кругом)

4.Вопрос:

Белка песенки поет

Да орешки все… (грызет)

5.Вопрос:

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный…(рожок)

6.Вопрос:

Нужен мне работник:

Повар, конюх и… (плотник)

7.Вопрос:

«Свет мой зеркальце скажи,

да всю правду доложи,

я ль на свете всех милее,

всех румяней и белее…»

( Ты, конечно, спору нет, ты царица, всех милее, всех румяней и белее..)
 

8.Вопрос:

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого (ПЕТУШКА)

9.Вопрос:

Правду молвит молодица,

Уж и впрямь была царица

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

Ей в приданное дано

Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно

III. Заключительная часть
Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята, вы молодцы. На этом наше занятие закончилось. Скажите, какие сказки мы сегодня вспоминапли? А кто написал эти сказки?

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете сказки Пушкина. А что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились и сумели ответить на все вопросы, показав этим, как хорошо вы знаете сказки А.С. Пушкина.
Да! Пушкин-это чудо
Это прелесть без конца
В нашей жизни будут вечно
Его сказок голоса!
Читайте Пушкина, пусть его сказки всегда будут с вами. А сказка с нами не прощается, сказки еще будут впереди…

Приложения:

  1. file0.docx.. 23,4 КБ

Опубликовано: 02.12.2021

  • Отрывок из рассказа горе от ума а судьи кто
  • Отрывок из рассказа красный смех написанного в разгар
  • Отрывок из рассказа горе от ума петрушка вечно ты с обновкой
  • Отрывок из рассказа горе от ума монолог
  • Отрывок из какой сказки белка песенки поет да орешки все грызет