Отрывок из рассказа робинзон крузо

Даниэль дефо ок.1660- 1731это имя стоит в ряду самых лучших писателей не только англии, но и вероятно всего света. торговец

Даниэль Дефо (ок.1660- 1731)

Это имя стоит в ряду самых лучших писателей не только Англии, но и вероятно всего света.

Торговец и путешественник, советник королей и правительств, тайный агент на территории Англии и Шотландии, многодетный отец и богач, он не раз преследовался властями, несколько раз его ставили к позорному столбу

и даже сажали в тюрьму за памфлеты, высмеивающие политический строй
.

img1
img2

Мечта родителей

Отец решил сделать сына

религиозным проповедником

img3

Образование

Учился в школе Дж.Фишера в Доркинге, затем в Академии, готовившей пасторов для пресвитерианской церкви.

img4

Предприниматель Даниель Дефо

В 1681 начал сочинять религиозные стихи, но вскоре занялся коммерческой деятельностью.

Некоторое время торговал в Испании, много ездил по Западной Европе. Одно время Даниель Дефо был владельцем чулочного производства, затем сначала управляющим, а потом и владельцем кирпично-черепичного завода.

Известно, что в период до 1685 на пути между Хариджем и Голландией Дефо попал в плен к алжирским пиратам, но вскоре его якобы выкупили.

img5

Банкротство

В 1684 Дефо женился на Мэри Таффли, которая родила ему восьмерых детей. Жена также принесла приданое в 3700 фунтов стерлингов.

img6

Публичное наказание

Дефо был приговорён к семи годам тюремного заключения, штрафу и троекратному выставлению к позорному столбу. Однако наказание превратилось в триумф писателя: Дефо был осыпан цветами.

Айр Кроу

img7

Дефо — редактор

Дефо стал редактировать «Ривью» («Review»), периодическое издание, выходившее с 1704 по 1713, чаще всего раз в три недели. Из всех политических сочинений Дефо его комментарии в «Ривью» известны лучше всего.

В 1719, не прекращая активной журналистской работы, Дефо начинает заниматься прозой.

Не секрет, что Дефо был руководителем разведки, действовавшей под патронатом спикера палаты общин, а затем графа Оксфордского Роберта Харли.

img8
img9

«Приключения
Робинзона Крузо»

Один из самых известных романов Даниеля Дефо «Приключение Робинзона Крузо».

Полное название романа — «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим»

Первое издание романа.

Слева гравюра Кларка и Пайна,

перерисованная Жаном Гранвилем в 1840 году

img10
img11

Прототип

В 1712 г. в Лондоне была напечатана книга английского капитана Роджерса «Путешествие вокруг света», в которой было рассказано о происшествии, случившемся 31 января 1709 г.: «…Мы подошли к острову Хуан-Фернандес. Наша шлюпка доставила на корабль человека в козьих шкурах, которые имели более дикий вид, чем их подлинные владельцы. Он прожил на острове четыре года и четыре месяца. Это был шотландец по имени Александр Селькирк».

Вернувшись на родину, Селькирк заявил: «Теперь у меня капитал, но никогда больше не буду я так счастлив, как в те дни…»

Географическое положение островов

Остров

Александра Селькирка

img12

Александр Селькирк

В октябре 1704 года Селькирк после ссоры с капитаном галеона Cinque Ports был высажен на пустынном острове Мас-а-Тьерра или Аквас Буэнас (сейчас носит имя Робинзон Крузо), входящем в состав архипелага Хуан Фернандес в Тихом океане, в 640 километрах от побережья Чили.

Александр Селькирк/

Alexander Selkirk (1676-1721)

img13

Александр Селькирк

родился в 1676 году в местечке Ларго, расположенном в одном из уютных приморских уголков Шотландии на берегу Северного моря, в семье башмачника. В мастерской, где с ранних лет приходилось помогать старшим, ему было скучно. Зато его неудержимо влекло в харчевню “Красный лев”, расположенную неподалеку от их дома. Здесь собирался бывалый народ, “морские волки”, повидавшие сказочные страны и наглядевшиеся там разных диковин.

img14

Остров Робинзона Крузо (старое название Острова Робинзона Крузо – остров Мас-а-Тьерра)

Тихоокеанский каменистый остров Робинзона Крузо, длиной 22 и ширину 7 километров, располагается

в 667 километрах

к западу от чилийского города Вальпараисо.

img15

История

Александра Селькирка

История

1. Родился в 1711 году.

Робинзона Крузо

1. Родился в 1632 году.

2. Родился в Ларго (Шотландия).

2. Родился в Йорке (Англия).

3. После пленения пиратами сам стал пиратом.

4.Отправился в плавание боцманом за золотом.

3. После пленения пиратами был продан в рабство, бежал через несколько лет.

4. Отправился в плавание совладельцем судна за невольниками.

5. На остров попал по своей воле из-за вражды с капитаном корабля.

5. На остров попал после кораблекрушения.

6. Прожил на острове 4,5 года.

6. Прожил на острове 28 лет.

7. Был спасен случайно зашедшим кораблем.

8. Через несколько лет вновь поступил на службу и погиб.

7. Был спасен кораблем, захваченным пиратами (помог капитану вновь овладеть своим кораблем).

8. Стал богатым человеком, принял решение остаться жить в Англии.

img16
img17

Роман о Робинзоне

Прославленный роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» был написан Дефо на 58-м году жизни и увидел свет 25 апреля 1719 года. Книгу раскупили мгновенно, и понадобились новые издания. В течение одного только 1719 года роман издавался четыре раза.

img18

Прежде всего

«Робинзон Крузо» — приключенческий роман. Это увлекательный рассказ о человеке, жаждавшем приключений и бежавшем из родительского дома для того, чтобы вверить свою судьбу игре случайностей, с которыми были сопряжены опасные путешествия на суше и море.

img19
img20

Роман о Робинзоне

  • Не всем известно, что история о жизни Робинзона Крузо превратилась в литературную эпопею, состоящую из трёх частей.
  • Во второй части (1720), названной «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» и принятой публикой гораздо более прохладно, герой в очередной раз отправляется в скитания: посещает свой любимый остров, совершает кругосветное путешествие, в конце которого оказывается в далекой и загадочной России.
  • Третья часть эпопеи, носящая название «Серьёзные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, включающие его видения ангельского мира» (1721), не является в полной мере художественным произведением, а скорее представляет собой эссе на социально-философские и религиозные темы.

img21

Иллюстрации
к роману

img22
img23
img24
img25
img26

Иллюстрации
к роману

img27
img28
img29

Вспомните полное название романа о Робинзоне Крузо.

(«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка. Прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко,куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого погиб весь экипаж. исключая его одного, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим»)

Модератомодераторр

img30

2.Кто был прототипом Робинзона Крузо?

(шотландский моряк и боцман Александр

Селькирк, который прожил на необитаемом острове Мас-а-Тьерра, что в 400 километрах от Чили, больше четырех лет.)

img31

4. Сколько лет было Робинзону Крузо, когда он впервые отправился в морское путешествие?

img32

5.Англичане XVII-XVIII веков иногда слышали от моряков о людях, живших какое-то время на необитаемых островах, назовите причину, по которой можно было оказаться жителем острова.

(На английском флоте был жестокий обычай оставлять на островах в чем-либо провинившихся матросов.)

img33

6. Каких животных взял

с корабля Р.Крузо?

1.Двух кошек и собаку.

2. Морских свинок.

3. Попугая.

Двух кошек и собаку

img34

8. Незадолго до конца жизни на острове Р.Крузо спас от смерти дикаря. Как его звали?

1Суббота.

2. Понедельник.

3. Пятница.

3. Пятница.

img35

7. Какой фразе в первую очередь научил попугая Р.Крузо?

1. «Бедный, бедный Робинзон. Куда ты попал?» 2. «Робинзон родился в Англии. Хочу домой». 3. «Мы вернемся домой».

  • «Бедный, бедный Робинзон.

Куда ты попал?»

img36

9. Кого Робинзон взял с собой, когда покидал остров?

1. Кошку и собаку. 2. Пятницу и попугая. 3. Пятницу и собаку.

Пятницу и попугая.

img37

10. Сколько лет прожил

на острове Р.Крузо?

1. 28 лет. 2. 32 года. 3. 15 лет.

img38

Сколько рейсов на корабль сделал Робинзон Крузо?

двенадцать

img39

В какой одежде ходил Робинзон Крузо?

В первые три года носил

рубашку и брюки,

затем сшил себе одежду

из шкур убитых

им животных

img40

Почему зонтик и одежду Робинзон сшил себе мехом наружу?

Чтобы дождевая вода могла

стекать по меху, как по наклонной плоскости

img41

Где Робинзон провел первую ночь на острове?

На дереве.

Он боялся хищных зверей

Испокон веков книга для человека была источником знаний и сведений об окружающем мире. Пословицы и поговорки отражают философскую мудрость народа о роли книги и чтения в жизни людей. Книга- друг человека. Книги не говорят, а правду сказывают. Книга книгой, а умом двигай. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

slide 2

Мне очень нравится герой рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». Писатель показывает одаренного мальчика, которому сложно живется. Поражает сила воли ребенка. Меня удивила фраза мальчика, что он не представляет себе, что можно прийти в школу, не выучив какой-то урок. А что делается сегодня в школе? Многие ребята месяцами не делают заданий, надеются на товарищей, соседей по парте, что те дадут списать, помогут на контрольной. Книг много, они учат нас наукам, помогают ориентироваться в жизни. Я люблю читать книги, это помогает в учебе.

slide 3

Я бы посоветовала всем своим сверстникам прочитать книгу Даниеля Дефо «Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо». Я уверена, что мое мнение совпадет и с мнением людей старших поколений, ведь эту книгу читают уже более трехсот лет, а интерес к ней не ослабевает. Я думаю, что эта книга понравится всем: и любителям приключений и фантастики, и тем, кто интересуется реальной жизнью людей и хочет научиться понимать их характер и поступки, и тем, кто любит описание путешествий и дальних странствий. В книге Дефо есть все! Ведь она написана на основе реальных событий.

slide 4

Короткое содержание книги «Жизнь и приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим.

slide 5


slide 6

Родился в семье мясо торговца пресвитерианца, готовился в пасторы, но от церковной карьеры вынужден был отказаться. Окончив Ньюингтонскую академию, где изучал греческий и латинский языки и классическую литературу, стал приказчиком у оптового чулочного торговца. По торговым делам часто бывал в Испании и Франции, где ознакомился с жизнью Европы и усовершенствовался в языках. Впоследствии сам был одно время владельцем чулочного производства и затем сначала управляющим, а потом и владельцем большого кирпично- черепичного завода, но разорился. В общем Дефо был предприниматель-делец с авантюристической жилкой тип, распространённый в ту эпоху. Он был также одним из самых активных политиков своего времени. Талантливый публицист, памфлетист и издатель, он, не занимая официально никакой государственной должности, одно время оказывал большое влияние на короля и правительство

slide 7

«Робинзон Крузо» Робинзон Крузо» ярчайший образец так называемого авантюрного морского жанра, первые проявления которого можно обнаружить в английской литературе XVI века. Развитие этого жанра, достигающего своей зрелости в XVIII веке, обусловлено развитием английского торгового капитализма. История Селькирка, существовавшего в действительности, наделала в то время много шума и была, конечно, известна Дефо. Появление описаний путешествий обусловлено прежде всего производственно- хозяйственной необходимостью, необходимостью приобретения навыков и опыта в деле мореплавания и колонизаторства. Этими книгами пользовались как путеводителями. По ним исправлялись географические карты, составлялось суждение об экономической и политической выгодности приобретения той или другой колонии.

slide 8

Роль книги Прочитав книгу «Робинзон Крузо» я поняла, что надо быть трудолюбивым, иначе можно погибнуть, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации. Робинзон Крузо был трудолюбивым и, благодаря этому, он выжил на острове. Робинзон Крузо был очень терпеливым. Он дождался, когда его подберёт корабль,зная, что он сам не сможет сделать плот. А еще он приручил дикаря и дал ему имя Пятница. Они стали верными друзьями,помогая друг другу выживать в тяжелых условиях. Мне также хотелось бы,чтобы у меня в жизни было больше верных и настоящих друзей.

slide 9


slide 10


slide 11


slide 12


slide 13

Cлайд 1

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЛЕДАМ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ. Д. ДЕФО. «РОБИНЗОН КРУЗО». 5 КЛАСС. Учитель: Цывкина Т.С, МОУ СОШ №8

Cлайд 2

img1Форма урока: литературное путешествие. Цели и задачи урока: — помочь учащимся осмыслить прочитанную книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо»; — помочь понять, что же привлекает к Р. Крузо читателей всех поколений; — развивать логическое мышление и речь учащихся, их творческие способности; — воспитывать интерес к литературе.

Cлайд 3

img2Предварительное задание. 1. Прочитать книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо». 2. Работа творческого характера: — сочинение «Моя встреча с Р. Крузо на необитаемом острове»; — дописываем свою главу; — берём интервью…; — пишу стихи или песню. 3. Групповая работа. 1 группа. Рассказать, как очутился Р. Крузо на необитаемом острове. Его первое знакомство с безлюдным краем. 2 группа. Жизнь Р. Крузо на необитаемом острове (кратко). События, которые больше всего его потрясли. 3 группа. Спасение: Р. Крузо покидает остров. 4. Иллюстрации к роману. 5. Моя любимая страница… (выразительное чтение с комментариями). 6. Работа с «Толковым словарём». Значение слов: «царствование», «пленение», «заточение».

Cлайд 4

img31 сентября 1659 г. 30 сентября 1659 г 19 декабря 1686 г 28 лет, 2 месяца и 19 дней Д. Дефо 1660-1731

Cлайд 5

img4Непреодолимого на свете нет ничего. А.В. Суворов Жизнь Д. Дефо — это длинная цепь подъёмов и падения: — приближённость к высшим сферам политики, — неоднократные тюремные заключения, — популярность и гражданская казнь у позорного столба, — литературный успех и полное лишений существование под чужим и именем. Д. Дефо было под 60, когда началась для него совершенно новая жизнь и – бессмертие. В 1719 году в возрасте 58 лет Дефо написал свой первый и лучший роман «Робинзон Крузо».

Cлайд 6

img5Творческая страничка урока. Я раскрываю книгу эту И, углубясь в свои мечты, Слежу за приключениями… И вижу незнакомый остров. Меня встречает тишина, Лес, хижина, тропинка. Огонёк в окне горит. Видно, кто-то ждёт кого-то. Но пока в тропической глуши Незаметно ни души. Дни проходят чередою. И горит в окошке свет, Неизвестно сколько лет.

Cлайд 7

img6Работа по группам 1 группа. Расскажите, как очутился Р. Крузо на необитаемом острове? Опишите его знакомство с безлюдным краем и настроение героя. Первые заботы Р. Крузо. 2 группа. Как же он жил все эти годы на острове? Чем занимался? 3 группа. Идут годы, а спасения всё нет. «Сколько раз мне казалось, будто вдали белеет парус, и я предавался радостным надеждам! Я смотрел, смотрел, пока у меня не туманилось в глазах, потом впадал в отчаяние, бросался на землю и плакал, как дитя, только усугубляя своё несчастье собственной глупостью…» И вдруг… «произошло непредвиденное событие», которое помогло Р. Крузо покинуть остров. Расскажите, что же случилось?

Cлайд 8

img7Работа с «Толковым словарём» ЗАТОЧЕНИЕ, -я, ЦАРСТВОВАНИЕ, я, ПЛЕНЕНИЕ, я, ср. 1. см. заточить. 2. Пребывание в тюрьме, ссылке, а также место такого пребывания (устар.). Жить в заточении. ср. 1. Действие по глаг. царствовать, ствую, ствуешь, несов. 2. Быть царем, управлять страной в качестве монарха, царя. || перен. Распоряжаться, управлять (шутл., ирон). || Время, в течение к-рого царствует кто-н. мн. нет, ср. (книжн. устар). 1. Действие по глаг. пленить: взять в плен (воен.). 2. То же, что плен: состояние, положение человека,участвующего в военных действиях, или захваченного неприятелем, или задержанного властями враждебного государства и лишенного свободы на время войны; жизнь.

Cлайд 9

img8Творческая работа «Моя встреча с Р. Крузо на необитаемом острове» Встреча Иры… Я представляю себе, что иду по необитаемому острову. Кругом висят душистые гроздья винограда, неизвестные птицы поют, перелетая с ветки на ветку, и великолепные цветы… Подхожу к берегу и вижу на берегу моря лодку. Я посмотрела на море: не видно ли какого-нибудь корабля. Нет, море было шоколадным и пустынным. Тогда я подумала: “Неужели здесь живут люди?”Пока я терялась в догадках, из леса послышался звонкий собачий лай. На берег выбежала собака, а вслед за ней вышел человек и направился к лодке. Увидев меня, собака подбежала и стала обнюхивать. Я испугалась. — Не бойся, она не укусит, — сказал человек, увидевший изумление на моем лице. — Так, значит, вы здесь живете? -Да, — ответил человек, смеясь. — Я Р.Крузо. По дороге в свою хижину он поведал мне историю о том, как попал на остров. Р.Крузо оказался хорошим рассказчиком… И тут зазвонил телефон.

Cлайд 10

img9Прототип Заглянем на минутку в кабинет к Дефо как раз в тот самый момент, когда он склонился над недавно купленной книгой – «Путевым дневником» капитана Вудса Роджерса – и читает особенно заинтересовавшее его место об Александре Селькирке, шотландском матросе, история которого подсказала Дефо сюжет его знаменитого романа. Селькирк прожил на острове 4 года и 5 месяцев.

Cлайд 11

img10Писатель взялся за хорошо известный факт. Но при этом — переменим имя героя; — перенес действие из Тихого океана в Атлантический, от берегов Чили к берегам Бразилии, в устье реки Ориноко; — отодвинул действие на эпоху назад; — увеличил срок пребывания своего героя на острове в 7раз.

Cлайд 12

img11

Cлайд 13

img12Чтение любимой страницы 1. Первое путешествие Робинзона по морю. 2.Р. Крузо за обеденным столом со своими животными. 3.Р. Крузо находит себе друга Пятницу. 4.Р. Крузо беседует с Пятницей и поучает его некоторым премудростям. 5. Пятница убивает медведя.

Cлайд 14

img13Дописываем главу… Моя встреча с пони Однажды в ясный солнечный день я решила пойти на свою дачу. Когда я пришла, то, к моему удивлению, увидела в кустах рыжего пони с лохматой гривой и с пушистым хвостом. У него были большие добрые глаза, а на лбу белое пятнышко. Я подошла к нему, а он отбежал, испугавшись меня. Тогда я протянула руку и погладила его. Потом дала ему корку хлеба, но он не стал есть, Я положила хлеб на землю, отошла в сторону и стала наблюдать. Пони сначала понюхал хлеб, а потом съел. Вечером я пошла домой, а когда в следующий раз пришла на свою дачу, то опять встретила этого пони. Я решили его приручить. Кормила хлебом, зерном, травой. Вскоре пони привык ко мне. Через несколько дней я пошла на охоту и взяла его с собой. На охоте Красавчик (так я его назвала)помог мне: отвез дичь до моего дома. С тех пор мы стали хорошими друзьями Таня Иванова.

Cлайд 15

img14Викторина “Кто лучше знает?” Задание. О ком или о чем идет речь? Какой эпизод описывается? 1.”Единственное, что я мог тогда придумать, это взобраться на росшее поблизости толстое, ветвистое дерево, похожее на ель, но с колючками, и просидеть на нем всю ночь, а когда придет утро, решить, какою смертью лучше умереть, ибо я не видел возможности жить в этом месте”. 1-ая ночь Р. Крузо на необитаемом острове.

Cлайд 16

img152.”Следующей моей заботой было осмотреть окрестности и выбрать себе защищенное от всяких случайностей…” Что? 3.”Мои мысли были теперь всецело поглощены тем, как мне обезопасить себя…” От кого? 4.”Я принялся за приготовление самых необходимых предметов обстановки, прежде всего… “ Чего? “Местечко для жилья”. “От дикарей, если таковые окажутся, и от зверей, если они водятся на острове”. Стола и стула.

Cлайд 17

img165. «Но каково же было моё изумление, когда спустя еще несколько недель зеленые стебельки (их было всего штук десять — двенадцать) выпустили колосья, оказавшиеся колосьями отличного…»? 6. «Но не успел я сойти на землю, как мне стало ясно, что на этот раз причиной обвала в пещере было страшное…»? 7. «Я всегда кормил его сам, и он сделался таким ласковым и ручным, что вошел в семью моих домашних животных и впоследствии никогда не отходил от меня» Кто? Ячменя. Землетрясение. Козленок.

Cлайд 18

img178. «Скоро он уже знал своё имя, а потом научился довольно громко произносить его». О ком идет речь? 9. «Они лежали как жалкий, ни на что не годный хлам: мне было некуда их…» Что делать? 10. «…каково было моё изумление, когда я был разбужен чьим -то голосом, звавшим меня по имени несколько раз: «Робинзон Крузо! Бедный Робинзон Крузо! Где ты, Робин Крузо? Где ты? Где ты был?» Чей это голос? 11. «Однажды около полудня я шел к берегу моря, направляясь к своей лодке, и, к величайшему своему изумлению, вдруг увидел…»? О попугае по имени Попка. Тратить деньги. Попки. След голой человеческой ноги, ясно отпечатавшийся на песке.

Cлайд 19

img1812.”Грустное зрелище открылось мне: корабль застрял между двух утесов. Вся корма была снесена…, но вся новая часть уцелела”.О каком корабле здесь рассказывается? Испанском. Какой год пребывания Робинзона Крузо на острове шел? 13.”Другой пленник стоял тут же, ожидая своей очереди. В этот момент несчастный, почувствовав себя на свободе, очевидно, исполнился надеждой на спасение, он вдруг ринулся вперед и с невероятной быстротой пустился бежать…” Кто? Пятница. В какой момент описан герой? 14.”Пятница бросился его обнимать, заплакал, засмеялся, потом стал прыгать вокруг него, затем заплясал, словом, вел себя как безумный”. Когда он наконец-то успокоился, то сказал… Что это? 24. Готовилась расправа. Отец.

Цели урока:


Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию всесторонне
    развитой, гармоничной личности, уважающей
    человека, его возможности и способной к
    восприятию и осмыслению произведений искусства,
    формированию гуманистического мировоззрения
    учащихся.


Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к литературе
    эпохи Просвещения, а также к такому жанру в
    мировой литературе, как «робинзонада». Помогать
    развитию речевых навыков, навыков
    сравнительно-сопоставительного анализа.
    Способствовать развитию образного, абстрактного
    мышления.


Образовательные:

  • Познакомить учеников с биографией и основными
    этапами творчества Д.Дефо, дать представление об
    особенностях творчества английского писателя в
    контексте эпохи Просвещения, добиться освоение
    художественного текста романа «Приключения
    Робинзона Крузо» в единстве формы и содержания.

Оборудование: компьютер; мультимедийный
проектор; презентация Microsoft Power Point ; раздаточный материал , портрет Даниеля Дефо, иллюстрации учеников
к роману Даниеля Дефо.

Этапы урока

I. этап урока. Вступительное слово учителя.
Учитель называет тему урока, сообщает цели урока.

Учитель. Итак, сегодня мы продолжим разговор об
английской литературе эпохи Просвещения, о
великом английском писателе Даниеле Дефо и его
бессмертной книге «Приключение Робинзона
Крузо». Жизнь Даниеля Дефо удивительна, полна
необычных и увлекательных приключений,
испытаний.

Рассказ о жизни и творчестве Даниеля Дефо с
использование презентации «Даниель Дефо»
. Комментарии учителя и
учеников на английском языке.

Учитель. Дефо был, безусловно, ярким
представителем своей эпохи. Он сумел
организовать множество деловых предприятий,
многие из которых были, увы, неудачными. Он
пережил поклонение современников и старость в
бедности, преследование кредиторов и славу
талантливого публициста, сочетавшуюся с
загадочной и даже скандальной репутацией. Он был
мастером литературной мистификации, нередко
позволявшим себе в печати анонимно спорить с
самим собой. Наконец, он снискал себе славу
бесстрашного разведчика, выполнявшего весьма
деликатные и ответственные поручения. Однако
подлинную славу Дефо обрел лишь на 60 году жизни,
когда опубликовал роман, принесший ему мировую
славу. И действительно, в романе получили
отражение богатейший опыт писателя, его
тяготение к документальности, страсть к
приключениям, восторг при виде беспредельно
расширяющихся торговых горизонтов. Именно об
этом романе великий просветитель Руссо написал
слова, взятые нами в качестве эпиграфа к
сегодняшнему уроку. (Ученики читают эпиграф.) К
обсуждению вопроса о значении романа мы ещё
вернемся в конце урока, когда будем подводить его
итоги.

Учитель. Итак, какова же история создания и
публикации романа? Рассказ учителя с
использованием материалов презентации
.

Учитель. Роман написан в начале XVIII века. Этот
век вошёл в историю как эпоха Просвещения.
Безусловно, будучи энергичным и предприимчивым
человеком, который не был безучастен к
происходившим вокруг событиям, Дефо не мог не
обратить внимание на основные особенности этой
эпохи при создании образа главного героя. Каковы
же эти идеи? (Рассказ ученика с опорой на карточку
2 раздаточного материала).

II. этап урока. Работа с текстом
произведения. Беседа с учениками по предлагаемым
вопросам с опорой на текст романа.

Учитель. В романе «Приключения Робинзона
Крузо» Робинзон сам рассказывает историю своей
жизни. Мы знакомимся с героем задолго до того, как
он попадает на остров.

Как вы думаете, почему Дефо делает рассказчиком
Робинзона, а не сам повествует о жизни героя?


Так автор добивается большей выразительности
повествования, живой, непосредственной формы,
простоты и безыскусственности. Дефо
подчеркивает безысходность положения героя. В
романе, безусловно, видна реалистическая
достоверность, искренность.

В какой семье родился Робинзон? Как его
воспитывали родители? Что главное должен был
усвоить Робинзон в детстве? Приучают ли его
родители к труду? Готов ли Робинзон к какой-либо
деятельности?


Робинзон вырос в семье буржуа, который нажил
торговлей своё состояние. Его не готовили ни к
какому ремеслу. Голова его была «набита всякими
бреднями». Отец считал, что Робинзону следует
держаться «середины».

Почему Робинзон решает сбежать из
родительского дома? Чем обусловлен его выбор?
Слышит ли Робинзон уговоры отца? Разумно ли
поведение героя романа, решившего утолить свою
«страсть к морю»?


Он мечтает о морских путешествиях и «не хотел
слушать ни о чем другом». Нет, он никого не
слышит, ничьи уговоры не воспринимает.

Что происходит с героем дальше? Как он
оказывается в Америке и чем там занимается? Можно
ли назвать поведение героя разумным? Какая
страсть завладела героем полностью,
безраздельно? Когда же всё рушится в жизни
Робинзона? Почему именно такой сюжетный ход
избирает Дефо?


Ученики рассказывают историю жизни Робинзона
Крузо до того момента, как он попал на остров.
Робинзоном безраздельно овладела страсть к
обогащению сверх меры, считавшаяся в XVII веке
самой губительной для человека. Ради наживы
Робинзон способен даже торговать людьми, забыв
христианские заповеди. За это и был жестоко
наказан. Все рушится тогда, когда Крузо решает
купить рабов в Гвинеи. Это является заслуженной
карой за антигуманное, противоречащее природе
человека поведение. «:мне по-прежнему суждено
было самому быть виновником всех моих
несчастий:». «:благоразумием я никогда не
отличался:».

Учитель. Таким образом, Робинзон — это типичный
буржуа, сложившийся под влиянием определенных
общественных отношений. Ему присущи деловая
смётка, здравый смысл, практицизм, расчётливость,
интересы выгоды. Он разумен, хочет сам выбирать
свою судьбу. Как писатель эпохи Просвещения,
автор решает провести своеобразный эксперимент
над своим героем, над человеческой природой.
Буржуа, наделенный разумом и страстью,
оказывается один на один с дикой, первозданной
природой необитаемого острова. Он, теперь
«естественный человек», должен действовать
согласно своей «природе» и велению разума.
Робинзону предстоит раскрыть возможности
человека, указать на предназначение индивидуума
в огромном мире, в природе и, конечно же, в
обществе. Именно поэтому жизнь на острове
оказывается в центре романа, что подчеркивается
и композицией романа.

Итак, Робинзон Крузо оказывается единственным
выжившим в результате кораблекрушения. Как же он
решает жить дальше? Что берёт с потерпевшего
крушение корабля на остров Робинзон Крузо?
Почему именно этими вещами автор считает
необходимым снабдить своего героя?


Ученики перечисляют предметы, которые кажутся
герою необходимыми на острове, подкрепляя ответ
цитатами.

Как относится к деньгам? Что думает о тех
деньгах, которые находит на корабле? Нужны ли они
ему? Как связаны высказывания Робинзона Крузо с
идеями эпохи?


«Ненужный хлам!…Ты и того не стоишь, чтобы
нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу
золота я готов отдать за любой из этих ножей».
Однако потом всё же берёт их с собой на остров.
Человек ценен сам по себе.

Что ещё узнаём мы о Робинзоне?


Он верит в Бога. В самые тяжёлые минуты в нем
говорит голос рассудка. «:вняв голосу рассудка,
я начинал мириться со своим положением».
«:разум есть основа и источник математики, а
потому, определяя и изменяя разумом вещи и
составляя о них наиболее разумное суждение,
каждый может через известное время овладеть
любым ремеслом». Он овладевает многими
ремёслами «благодаря трудолюбию и прилежанию».

Учитель. Робинзон оказывается на острове, где
ему предстоит провести много-много лет. Остров не
выдумка Дефо, а реальный географический объект, о
котором, тем не менее, автор знал только из книг и
который совсем не представлял. Тем не менее,
описывая остров, Дефо создает яркие картины
южной природы, подчеркивает своеобразие каждого
времени года. Каким же видит Робинзон Крузо
необитаемый остров?


Ученики подбирают цитаты с описанием острова.

Что поддерживает Робинзона Крузо в его
одиночестве? Как он оценил своё положение? Что
считает добром, а что злом? Попробуем
проанализировать список, составленный
Робинзоном?


Анализ отрывка романа, в котором Робинзон Крузо
старается утешить себя тем, «что могло бы
случиться и хуже, и противопоставлял злу добро».
Труд, религия, терпение, благоразумие, здравый
смысл. Робинзон «работал не покладая рук».

Как пробует вести своё хозяйство,
приспособиться к жизни на острове? Дефо — мастер
описаний, поэтому воспроизводит мельчайшие
подробности жизни героя на острове. В частности,
автор подробно описывает процесс изготовления
того или иного предмета. Найдите такие описания.


Робинзон многому научился на острове, например,
добывать и поддерживать огонь, делать свечи из
козьего жира. Ещё Крузо смог прокормить себя,
например, делая сыр и масло из козьего молока.
Герой пробует делать посуду из глины, мебель,
усовершенствует свой дом. Он научился на острове
обрабатывать шкуры, плести корзины, возделывать
землю, выращивать зерно, печь хлеб. Ученики
приводят примеры из текста, рассказывая, чему
научился Робинзон. Робинзон даже начинает новое
летоисчисление на острове, ибо отрезан от мира.

Как вы думаете, какая особенность
мировоззрения людей эпохи Просвещения
проявилась в столь подробных описаниях? Смогли
бы вы, например, сами обжечь горшок, следуя этому
описанию?


Безусловно, да. Дефо стремится показать, жизнь в
правдоподобных формах, показывает, как человек,
оказавшись один на один с природой, смог не
только выжить, но и познать окружающий мир,
приобрести путём проб и ошибок многие важные
навыки.

Меняется ли Робинзон Крузо на острове?


Он научился не роптать на судьбу, а принимать
всё как должное, жить, а не существовать, не
предаваться унынию.

На острове Робинзон ведёт дневник и
скрупулезно заносить в него всё, что с ним
происходит, причем не только с внешней стороной
его жизни, но и внутри него, в душе, в мыслях, в
чувствах, в настроениях. Почему Вы думаете он так
поступает?


Робинзону Крузо важно проанализировать всё
происходящее. Он находится в постоянном поиске
самого себя, своего предназначения, в поиске
истины.

Обратимся теперь к карточке 1 .
Можем ли мы согласиться с таким изображением
Робинзона Крузо? Соответствуют ли внесённые в
список понятия этапам, которые проходит в своей
жизни на острове Робинзон?


Безусловно. Дефо ставит эксперимент, показывая,
что разум, трудолюбие, оптимизм, вера в Бога
помогают найти выход из самой сложной ситуации, в
которую попадает человек. Это просветительские
идеи. Дефо показывает эволюцию человека, который
начинает свою жизнь на острове с почти
примитивного состояния и столь же примитивных
занятий. Он вводит новое летоисчисление. Он
размышляет, оценивает свои поступки, анализирует
природу человека. Робинзон повторяет путь
человечества в эволюционном развитии. Именно
поэтому роман приобретает обобщенный смысл,
становится аллегорией.

Учитель. Конечно же, в истории жизни Робинзона
на острове читатели угадывают представление
автора о человеческой жизни, об истории
человечества, основные этапы развития которого
проходит на острове Крузо. Для Дефо важнейшим
исходным пунктом становится индивидуум, чьё
значение в историческом и эволюционном развитии
невозможно переоценить. Это отражение
просветительских идей, хотя, возможно, не совсем
соответствующих правде истории. Можем ли мы
согласиться, что история жизни Робинзона на
острове начинается с «чистого листа»?


Нет, потому что кое-что из созданного человеком
и человечеством он берёт на необитаемый остров с
потерпевшего крушение корабля.

Учитель. О каких этапах жизни Робинзона на
острове мы с вами ещё не упомянули?


О Робинзоне-рабовладельце, о колонизации
острова. Это те этапы жизни Робинзона, которые не
менее важны для понимания идейного замысла
писателя. Например, встреча с Пятницей помогает
понять, как относится Робинзон к дикарям и что из
прошлой жизни героя способствует такому
восприятию.

Итак, Робинзон видит след человеческой ноги…
Встреча с Пятницей. Меняется ли отношение
Робинзона к своему слуге на протяжении романа?


Сначала Робинзон Крузо воспринимает Пятницу
всего лишь как покорного слугу, раба. Первым
словом, которому он учит спасённого дикаря,
становится слово «господин». Робинзона радуют в
Пятнице «смиренная благодарность»,
«бесконечная преданность», покорность. Однако,
когда герой узнаёт Пятницу ближе, понимает, что у
него есть живость ума, «душевные способности».
Крузо видит, что дикарь услужлив, умен,
восприимчив. Наконец, Робинзон замечает, что
Пятница понимает всё, чему его обучают. Несмотря
на множество возникающих казуистских вопросов,
Пятница даже приобщается к религии. «:если Бог
такой сильный, такой крепкий, как дьявол, почему
бог не убей дьявола и не сделай, чтобы он не делай
больше зла?» Робинзон искренне привязывается к
недавнему дикарю, рабу, слуге. «:я всем сердцем
привязался к нему, да и он со своей стороны:меня
полюбил:». Он воспитывает его.

Каким образом устроил Робинзон в дальнейшем
управление колонией на своем острове? Как бы вы
прокомментировали такое общественное
устройство с позиции идей эпохи Просвещения?

III. этап урока. Обобщение материала. Подведение
итогов урока.

Учитель. Таким образом, роман Даниеля Дефо, в
котором рассказывается история жизни Робинзона
Крузо на острове, несомненно, проникнут
просветительскими идеями: в нем прославляются
разум, трудолюбие, оптимизм. Жизнь на острове
сделала человека, голова которого была «набита
всякими бреднями», разумным. Он приобрел знания,
жизненный опыт, многому научился. Ещё раз
вернемся к карточке 2 .
Действительно, роман стал подлинным манифестом
эпохи Просвещения. Именно в нем европейский
читатель увидел героя-труженика, свободный,
всепобеждающий творческий разум которого даже
на необитаемом острове находится в постоянном
поиске самого себя, своего предназначения, в
поиске истины. Таким образом, Робинзон Крузо в
одиночестве, в общении с природой оказывается
перед необходимостью постоянно воспитывать свой
характер.

Вернемся к эпиграфу урока. Можем ли мы
согласиться со словами Ж.Ж.Руссо?

Роману Даниеля Дефо дают высокую оценку и с
точки зрения его жанровой специфики. Обратимся к
карточке 3 . Докажите, что такая
характеристика романа правомерна.

С лёгкой руки Дефо жанр «робинзонады» вошёл в
мировую литературу. Я предлагаю заглянуть в
карточку 4 . Знакомы ли вам эти
произведения? Я надеюсь, что урок, посвященный
роману Дефо, заставит каждого из вас по-новому
взглянуть на историю выживания человека на
необитаемом острове, историю его
взаимоотношений с природой, поиска смысла
собственного бытия.

IV. этап урока. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос обобщающего
характера. Какие черты эпохи Просвещения вы
видите в романе? В чем аллегоричность романа?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Одиссея Робинзона Крузо.

Цели урока: ● Обсудить книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо» ● Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку

Одиссея – богатые событиями странствия, похождения.

Даниэль Дэфо

Зло Я заброшен судьбой на мрачный, необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление. Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе. Я отделен от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей. У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрыть свое тело. Я беззащитен против нападения людей и зверей. Мне не с кем перемолвиться словом и некому утешить меня. Добро Но я жив и не утонул, подобно всем моим товарищам. Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила одного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти, может спасти меня и из моего безотрадного положения. Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться. Но я живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды. Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на африканский берег? Но Бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.

Тест 1. Почему ячмень, взятый с корабля, не пригодился Робинзону? 2. Что явилось самой драгоценной находкой для Робинзона? 3. Сколько шпаг взял Робинзон с корабля? 4. Почему Робинзон не смог съесть подстреленную птицу? 5. Из чего сделал Робинзон себе палатку? 6. Какое из путешествий на корабль было самым успешным? 7. Каким образом Робинзон переправил на берег канаты? 8. За 13 дней Робинзон побывал на корабле … раз. 9. Что сказал Робинзон о найденных деньгах? 10. Сколько лет прожил на острове Робинзон Крузо?

Книга щедро расплачивается за любовь к ней. Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждете, И, может быть, не хотите. Власть книги огромна. Н.П. Смирнов-Сокольский

Литература Журнал «Литература в школе» №3/97, стр.132-138 Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. «Поурочные разработки по литературе». 5 класс. – М.: «ВАКО», 2015 Журнал «Самые великие» №3/2011 Книга Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» с иллюстрациями

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация текста и разработка лексико-грамматических заданий по книге Даниеля Дефо «Робинзон Крузо»

Данная разработка лексико-грамматических упражнений предназначена для работы на уроках английского языка по внеклассному чтению учащихся 7-х классов школ с углубленным изучением иностранных языков….

Д.Дэфо. «Робинзон Крузо»

После изучения романа Д.Дэфо «Робинзон Крузо» с учащимися 7-х классов была проведёна игра-соревнование «Остаться в живых». Цель этого мероприятия заключалась не только в том, чтобы актвизиро…

Отрывок из рассказа робинзон крузо

Не знаю, как нынешние ребятишки, но дети моего поколения хорошо знали такого литературного героя, как Робинзон Крузо, который в силу обстоятельств оказался на необитаемом острове и смог там выжить и в конце концов вернуться на родину. Написал этот роман английский писатель Даниель Дефо (около 1660–1731), бывший современником Петровской эпохи в нашей стране.

Отрывок из рассказа робинзон крузо

Дефо вообще был очень плодовитым писателем. Во времена, когда не только компьютеров, но даже пишущих машин ещё не было, он умудрился написать более 500 книг, памфлетов и журналов на разные темы.

Но прославила его одна книга, название которой со временем сократилось до имени героя романа. А в момент её первого издания в 1719 году она называлась «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим».

В ходе «Дальнейших приключений»

Книга сразу же стала популярной, и читатели требовали её продолжения. Или автору казалось, что им его хочется. Проблема состояла в том, что Дефо как настоящий художник «писал с натуры». То есть ему требовалась некая реальная история, которую он бы мог поинтереснее рассказать.

Так, прототипом его замечательного, в том числе и по человеческим качествам, Робинзона стал шотландский моряк, по отзывам современников редкостный мерзавец, Александр Селькирк. После ссоры с капитаном его высадили на острове Хуан Фернандес в Тихом океане с небольшим запасом провизии и оружия. Прожил он там не 28 лет, а четыре с небольшим года, пока его не забрал корабль, которым командовал Вудс Роджерс.

В том же 1719 году Даниель Дефо издал продолжение, имевшее тоже достаточно длинное название: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо, составляющие вторую и последнюю часть его жизни, и захватывающее изложение по трём частям света, написанные им самим».

В этой книге вернувшийся в Великобританию, женившийся и вскоре разбогатевший Робинзон начал скучать. Но после того как в январе 1694 года умерла его жена, он снаряжает корабль и вместе с Пятницей отправляется на некогда ставший для них родным остров. На этот раз остров оказался уже заселён и они двинулись дальше. У побережья Бразилии в стычке с дикарями погиб верный Пятница. Потом он побывал в Сиаме, как тогда назвался Таиланд, откуда перебрался в Китай.

А затем двинулся в Европу через Сибирь, которую называет Великой Тартарией. Наконец, летом 1704 года он добрался до Архангельска, откуда в возрасте 72 лет в январе 1705 года вернулся в Англию. На этот раз его путешествие заняло 11 лет.

Понятно, что в те времена, когда не было не только телевидения, но и кино, только книги давали возможность читателям увидеть большой мир, резко отличавшийся от того, в котором они жили. А потому тогда и эта книга вызвала читательский интерес, со временем, правда, утраченный.

Так вот именно в этой второй книге Робинзон Крузо совершил поездку по Забайкалью, или Даурии, впервые рассказав читателям в Европе об этом крае.

В книге автор выразил и личную благодарность Петру I: «Путешествуя по московским владениям, мы испытывали признательность к московскому царю, построившему везде, где только было возможно, города и селения и поставившему гарнизоны – вроде солдат-стационеров, которых римляне поселяли на окраинах империи. Впрочем, проходя через города и селения, мы убедились, что только эти гарнизоны и начальники их были русские и исповедовали христианскую веру, остальное же население составляли язычники, приносящие жертвы идолам и поклонявшиеся солнцу, луне и звёздам, всем светилам небесным».

Главным приключением, которое Робинзон пережил в Забайкалье, стала стычка с местными язычниками, которую он сам и спровоцировал, когда сжёг одного из их идолов. Кое-как им удалось выбраться живыми из Нерчинска и добраться до Байкала, минуя те немногие населённые пункты, что тогда здесь были.

«Путь Робинзона Крузо от Аргунска через Нерчинск, Плоты (Читинское плотбище – авт.), Еравну (Еравнинский острог) и Удинск, — отметил известный забайкальский краевед Виктор Фёдорович Балабанов, первым в Чите написавшим об этой истории, — почти точно совпадает с путём посольства Избранта Идеса в Китай, прошедшего здесь в 1693 и 1695 годах (туда и обратно), даже даты почти совпадают. Только посольство в это время года шло с запада на восток; путь же Робинзона, наоборот, с востока на запад. Плотбище, упомянутое в дневниках посольства, у Д. Дефо или Р. Крузо, одно и то же, стало деревней Плоты».

Таким образом, в этой части второй книги про Робинзона у автора в качестве натуры для написания сюжета выступили «Записки», составленные главой русской дипломатической миссии в Китай, отправленной к императору Канси царём Петром I, датчанином (или немцем) Избрантом Идесом. Их в 1706 году издал в Голландии бургомистр Амстердама, известный географ Николаас Витсен (1641–1717).

Отрывок из рассказа робинзон крузо

Удачливая миссия

Имя Эверта Избранта Идеса как только в разных источниках не переиначивали, поэтому в цитатах порой будем употреблять иное его написание.

В 1689 году между Россией и Китаем был подписан Нерчинский договор, однако в Москве не знали, утвердил ли его китайский император, которого назвали богдыханом, или нет. Сведения с границы поступали самые разные. Торговля толком не шла, а в то же время для России она имела большое значение. Вот и отправили в Китай дипломатическую миссию.

Почему царь Пётр поставил во главе её не русского вельможу или купца, а датчанина, лишь недавно обосновавшегося в Москве, правда, дружившего с близкими к царю шотландцем Патриком Гордоном и швейцарцем Францем Лефортом, можно только гадать. Хотя надо думать, что без совета многомудрого Фёдора Алексеевича Головина, лично подписавшего Нерчинский договор, и тут не обошлось.

Максимальную информацию об этой дипломатической миссии в «Истории Сибири», изданной в 1889 году, написал Владимир Андриевич: «Избрандт был облечён в звание посланного поверенного, с пожалованием ему сверх путевых дач 6 тысяч рублей, с уплатою оных по возвращении. С ним отправлены – подьячий Семён Порецкий, два прапорщика: Иван Крамар и Пётр Рамбах, один лекарь Христофор Картенс для розыска трав и кореньев и к нему подьячий из Тобольска Иван Сумороцкий.

Подарки даны: богдыхану – паникадило (люстра – авт.) хрустальное, два шандала (подсвечника – авт.) янтарных, скляница (сосуд – авт.) янтарная, зеркало в янтарных рамах; да на раздачу приближённым соболей на 200 рублей и на монгольских старшин – соболей же на 100 рублей.

По наказу Избрандт должен был:
1) объявить, что российские государи согласны на утверждение Нерчинского договора и просить богдыхана высказать своё откровенное об оном суждение;
2) узнать, последует ли точное разграничение от гор до р. Ульи;
3) предъявить китайским министрам шесть статей: а) просить вернуть в Россию онкоцких и братских бурят, а также тунгусов Капиду с 15 юртами, которые ушли в китайскую сторону после договора в Нерчинске; в) дозволить китайским купцам провозить в Москву по 1000 и более пудов серебра; г) дозволить им также привозить коренья, товары и драгоценные камни; д) велеть китайцам приезжать в Россию со всякими товарами для торгу; е) дозволить построение в Пекине русской церкви иждивением государей;
4) разведать о том, не желают ли китайцы нарушить мир; сколько российских земель, рек и ясачных народов отошло к китайцам с отделением Амура; для какой цели посылались к реке Лене китайские полковые воеводы «и, буде можно, учинить тайно чертежи всему»;
5) требовать дозволения Избрандту свободно ходить по рядам в городе, чтоб иметь возможность вызнать всё необходимое о товарах.

Избрандт прибыл на китайскую границу 1 августа 1693 года, откуда, направившись к р. Науну и через монгольскую степь, прибыл в Пекин 3 ноября. 14 ноября повёз по требованию мандаринов на ханский двор грамоту и подарки; на следующий день ему грамота возвращена, потому что в ней царские титулы выписаны раньше богдыханского. 17 ноября ему дана аудиенция у богдыхана, на которой он удостоен разговора и подчивания. 27 декабря от него взяты наказные статьи, и 16 февраля назначена отпускная аудиенция.

За это посольство установлено, чтобы свита посольства состояла: государева в 200 человек, воеводского в 50 человек. Поднят также вопрос об установлении точной границы от р. Аргуни к Селенгинску и определён порядок выписывания царских титулов в грамотах. Избрандт узнал в Китае, что Нерчинский договор приятен богдыхану, что Кутухта и Очирой-хан приняли китайское подданство со всеми своими улусами, что Наунский городок китайцы выстроили деревянный, обнеся, в бытность его там, земляным валом, на котором поставлены пушки и устроен в оном гостиный двор».

Интересно, что в списке членов миссии не значится любекский купец Адам Бранд, проделавший весь путь с миссией туда и обратно и также написавший книгу воспоминаний об этом путешествии. В 1967 году в Москве впервые была издана книга «Избрант Идес и Адам Бранд. Записки о посольстве в Китай». Именно её фрагмент был включён в состав напечатанной в 2007 году в Новосибирске книге «Записки путешественников и исследователей (вторая половина ХVII-XVIII вв.)». Это был первый (и, как оказалось, единственный) том в задуманной тогда в комитете культуры Читинской области хрестоматии «Забайкалье – сокровищница веков».

Благодаря успеху миссии Избранта Идеса торговля России с Китаем приобрела, можно сказать, динамичный характер, что не могло не сказаться на положении с коррупцией. Но это уже другая тема.

Непланируемым эффектом миссии, направленной Петром I, стало издание «Записок» Идеса, которые использовал Даниель Дефо, отправивший своего героя Робинзона Крузо в Сибирь и, в частности, в Забайкалье, о котором читающая публика в Европе впервые и прочитала ещё при жизни Петра Великого.

Отрывок из рассказа робинзон крузо

Отрывок из рассказа робинзон крузо

Сказки

  1. Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Бой на калиновом мосту»
  2. Немецкие народные сказки  «Белоснежка», «Шесть лебедей», «Бременские уличные музыканты».
  3. Народные русские сказки  А. Н. Афанасьева.
  4. Сказки братьев Гримм
  • Библия

Из русской литературы XIX века

  1. Гоголь Н. «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь или утопленница»
  2. Ершов П. Конек-горбунок»
  3. Пушкин А. «Сказки»
  4. Толстой «Кавказский пленник»
  5. Тургенев И. «Муму»,  «Бежин луг».
  6. Чехов А. «Мальчики»

Басни:

  • Крылов И. «Волк и ягненок», «Волк на псарне»
  • Лафонтен Ж. «Похороны львицы»
  • Михалков С. «Две подруги», «Слон-живописец»
  • Эзоп «Жук и муравей», «Два горшка», «Лисица и виноград»
  • Эмин Ф. «Голубь и ястреб»

Из русской литературы  XXXXI веков

  1. Алексин А. «Про нашу семью»
  2. Астафьев В. «Конь с розовой гривой» (Васюткино озеро), «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»
  3. Бажов П. «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка»
  4. Булычев К. «Миллион приключений»
  5. Габбе Т. «Город мастеров»,
  6. Горький М. «Дети Пармы»
  7. Кедрин Д. «Зодчие»,
  8. Куприн А. «Чудесный доктор»
  9. Носов Е. «Варька»
  10. Паустовский  К. «Мещёрская сторона», «Заячьи лапы»
  11. Пришвин М. «Времена года», «Моя родина»
  12. Платонов А. «Волшебное кольцо»
  13. Шмелев И. «На святой»

Из зарубежной литературы

  1. Андерсен Г.«Дикие лебеди», «Снежная королева»
  2. Бернет Ф. «Маленький лорд Фаулентрой»
  3. Гауф В. «Карлик Нос»
  4. Гофман Э. «Щелкунчик»
  5. Даррелл Д. «Говорящий сверток»
  6. Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
  7. Киплинг Р. «Кошка, гулявшая сама по себе»
  8. Линдгрен А. «Приключения Кале Блюмквиста»
  9. По Э. «Лягушонок»
  10. Радари  Д. «Сказки по телефону»
  11. Распэ Э. «Удивительные приключения барона Мюнхгаузена»
  12. Твен  М. «Приключения Тома Сойера»
  13. Честертон  Г. «Пятерка шпаг»

Стихотворения:

  1. Ахматова А. «По той дороге, где Донской…»
  2. Бальмонт К. «Как я пишу стихи», «Осень»
  3. Баратынский Е. «Водопад»
  4. Блок А. «Встану я в утро туманное»
  5. Брюсов В. «Хвала человеку»
  6. Бунин И. «Сказка», «Детство», «В отъезжем поле», «Шире, грудь, распахнись»
  7. Вяземский П. «Степь»
  8. Есенин С. «Береза», «Песнь о собаке»
  9. Жуковский В. «Светлана», «Лесной царь»
  10. Кольцов А, «Осень», «Урожай»
  11. Лермонтов М. «Перчатка», «Бородино», «Ашик-Кериб».
  12. Никитин И. «Русь», «Утро», Пахарь»
  13. Северянин И. «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк»
  14. Симонов К. «Майор привез мальчишку на лафете…»
  15. Твардовский А. «Лес осенью»
  16. Толстой А. К. «Коль любить, так без рассудку…»
  17. Фет А. «Ласточки пропали…», «Облаком волнистым…», «Чудная картина…»
  18. Тютчев Ф. «Весенние воды», «Чародейкою зимою…», «Утро в горах»

Мифы, сказания, легенды.

  1. Гомер «Илиада» отрывки
  2. «Одиссея» отрывки
  3. Даль В. И. «Сказания русского народа», «Славянские мифы»
  4.  Кун Н. А «Легенды и мифы Древней Греции»
  5. Ремизов А. М. «Посолонь»
  6. Успенские В. и Л. «Мифы Древней Греции»
     

Русские народные сказки

  1. Сказка о молодильных яблоках и живой воде.
  2. Кашица из топора.

Из русской литературы  XIX века

  1.  Аксаков А. «Детские годы Багрова – внука», «Буран»
  2.  Гарин Н. – Михайловский «Детство Темы»
  3.  Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  4. Достоевский Ф. “Мальчик у Христа на ёлке”
  5.       Лесков Н. «Человек на часах»,  «Тупейный художник»
  6.  Островский А. «Снегурочка»
  7.  Одоевский  В. «Отрывки из журнала Маши»
  8.   Пушкин А.. «Дубровский», «Повести Белкина»
  9.  Толстой Л. «Детство», «Хаджи-Мурат»
  10.  Тургенев И. «Бежин луг», «Хорь и Калиныч»
  11.  Чехов А. «Мальчики «, «Хамелеон»,  «Жалобная книга», «Беззащитное существо», «Беглец» «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Налим»

Из русской литературы XX века

  1. Алексин А. “Звоните и приезжайте”
  2. Астафьев В. «Конь с розовой гривой», “Фотография, на которой меня нет”
  3. Белов В. Рассказы для детей
  4. Булычев Кир “Заповедник сказок”
  5. Васильев Б. «Великолепная шестерка»
  6. Гайдар А. «Голубая чашка», «Тимур и его команда».
  7. Железников В. «Чучело», «Чудак из шестого Б», «Путешествие с багажом»,
  8. Зощенко М. Рассказы для детей
  9. Катаев. В. «Белеет парус одинокий», «Сын полка».
  10. Крапивин В. «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь», «Мальчик  со шпагой»
  11. Паустовский К. «Далекие годы», «Мещёрская сторона»
  12. Платонов А. «В прекрасном и яростном мире»
  13. Распутин В. «Уроки французского»

Из зарубежной литературы

  1. Брэдбери Р. «Третья экспедиция»
  2. Верн Ж.  «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров»
  3. Генри О. «Вождь краснокожих»
  4. Дефо Д. «Приключения Робинзона Крузо»
  5. Диккенс Ч. «Оливер Твист»
  6. Дюма А.. «Три мушкетёра»
  7. Искандер Ф. «Приключения Чика», «Тринадцатый подвиг Геракла»
  8. Дойл К. А. «Горбун»
  9. Купер Ф. «Последний из могикан», «Следопыт», «История с привидением»
  10. Линдгрен А. «Приключения Калле Блюмквиста», рассказы
  11. Лондон Д..  «На берегах Сакраменто», «Сказание о Ките», «Белое безмолвие», «Там, где расходятся пути»
  12. Метерлинк М. «Синяя птица»
  13. Олдридж Д. «Последний дюйм», «Акулья клетка»
  14. По Э. «Лягушонок», «Овальный портрет», «Золотой жук»
  15. Рабле Ф. «Гаргантюа и Пантагрюэль»
  16. Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
  17.  Рид М.Т. “Всадник без головы»
  18. Сетон-Томпсон Э. «Тито», «Мальчик и рысь», «Мустанг-иноходец», «Лобо», «Домино», «Улыбчивый певец», «По следам оленя»
  19. Твен М. «Приключения Гекльберри Финна»
  20. Толкин Д.Р.Р. «Хоббит, или Туда и обратно»
  21. Уайлд О. «Сказочные истории»
  22. Эндэ М. «Бесконечная книга»

Былины, эпос

«Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец», «Соловей Разбойник», «Садко», «Калевала».

Из русской литературы  XIX века

  1. Бунин И. «Сны Чанга»
  2. Гоголь Н. «Ревизор», «Тарас Бульба»
  3. Жуковский В. «Светлана»
  4. Куприн А. «Изумруд», «Тапер»
  5. Лермонтов М. «Мцыри»
  6. Лесков Н. «Левша», «Тупейный художник»
  7. Некрасов Н. «Железная дорога», «Размышления у парадного     подъезда», «Русские женщины»
  8. Пушкин А. «Барышня-крестьянка», «Песнь о вещем Олеге», «Борис  Годунов», «Повести Белкина», «Полтава», «Медный всадник», «Пиковая дама»,  «Скупой рыцарь»
  9. Салтыков-Щедрин М. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  10. Толстой  Л.  «Отрочество», «Юность»
  11. Тургенев И. «Бежин луг», «Певцы», «Бирюк», «Хорь и Калиныч» (из цикла «Записки охотника», «Бурмистр», «Певцы»
  12.  Чехов А. «Жалобная книга», «Хирургия», «Смерть чиновника»
  13.  «Переполох»,  «Размазня», «Тоска», «Злой мальчик», «Горе», «Радость», «Юбилей», «Предложение»

Из русской литературы XX века

  1. Абрамов Ф. «О чем плачут лошади»
  2. Алексин А. «Звоните и приезжайте», «Мой брат играет на кларнете»
  3. Андреева М. «Рассказы о трех искусствах».
  4.  Астафьев В. «Мальчик в белой рубашке»
  5. Беляев А. «Ариэль», «Старая крепость»
  6. Бианки В. «Одинец», Аскыр», «Мурзук»
  7. Богомолов В. «Иван»
  8. Бременер М. «Чур не игра», «Достойнейший»
  9. Булычев К. «Миллион приключений», «Девочка с земли»
  10.  Вампилов А. «Несравненный наконечников»
  11.  Гайдар А. «Судьба барабанщика»
  12.  Горький М. «Старуха Изергиль». «Сказки об Италии», «Дед Архип и Ленька», «Макар Чудра», «Детство»
  13.  Грин А. «Алые паруса», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам»
  14.  Дубов Н. «Мальчик у моря»
  15.  Ефремов И. «Звездные корабли». «Туманность Андромеды»
  16.  Зощенко М. «Беда», «История болезни»
  17. Кассиль Л. «Кондуит и Швамбрания»
  18. Каверин В. «Два капитана»
  19. Лихачев Д. «Земля родная»
  20. Мартынов Г. «Каллисто», «Каллистяне»
  21. Носов Е. «Красное вино победы»
  22. Пантелеев Л., Белых Г. «Республика ШКИД»
  23. Паустовский К. «Рождение рассказа»
  24. Платонов А. «В прекрасном и яростном мире»
  25. Шолохов М. «Они сражались за Родину», «Жеребенок», «Нахаленок»
  26. Распутин В. «Уроки французского»
  27. Розов В. «В добрый час!»
  28. Рыбаков А. «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел», Трилогия о Кроше
  29. Скребицкий  Г. «От первых проталин до первой грозы»
  30. Тендряков В. «Весенние перевертыши»
  31. Троепольский Г. «Белый Бим Черное Ухо»
  32.  Фраерман Р. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

Из зарубежной литературы

  1. Айтматов Ч. «Ранние журавли»
  2. Брэдбери Р. «Всё лето в один день», «Зелёное утро», «Каникулы»
  3. Верн Ж. «Двадцать тысяч лье под водой»
  4. Гюго В. «Человек, который смеется»
  5. Дюма А. «Три мушкетера»
  6. Лондон Д. «На берегах Сакраменто», «Белый клык»
  7. Олдридж Д. «Последний дюйм»
  8. По Э. «Лягушонок», «Золотой жук», «Овальный портрет»
  9. Рид М. «Всадник без головы»
  10. Свифт Д. «Путешествия Гулливера» (в пересказе Габбе Т.)
  11. Сент-Экзюпери А. «Планета людей»
  12. Скотт В. «Айвенго»
  13. Такубоку Исикада «Лирика»
  14. Твен М. «Принц и нищий», «История с привидением»,
  15. Уэллс Г. «Человек – невидимка», «Война миров», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»
  16. Шиллер Ф. «Вильгельм Телль»
  17.  Шелли П. «Стихотворения»

 Из русской литературы  XIX века

  1. Бунин И. «Цифры», «Лапти»
  2. Гоголь Н.  «Тарас Бульба»  «Невский проспект», «Портрет», Шинель»   «Ревизор», «Женитьба», «Петербургские повести»
  3. Достоевский Ф. «Белые ночи»
  4. Карамзин Н. «Бедная Лиза»
  5. Лермонтов  М. «Песнь про купца Калашникова»
  6.  Пушкин А. «Капитанская дочка» «Станционный смотритель»,  “Капитанская дочка”, Пиковая дама”, “Полтава”, “Медный всадник”,  “Борис Годунов”
  7. Пущин И. “Записки о Пушкине”
  8. Радищев Н. «Путешествие из Петербурга в Москву»
  9.  Толстой А. К. «Князь Серебряный»
  10.  Толстой  Л. Н. «После бала», “Детство”, “Отрочество”, “Хаджи-Мурат” Тургенев И.. «Ася», «Первая любовь»
  11.  Фонвизин Н. «Недоросль», «Всеобщая придворная грамматика»

Из русской литературы XX века

  1. Васильев Б. «Утоли мои печали …»
  2. Горький А. «Макар Чудра», «Челкаш»
  3. Грин А. «Алые паруса»
  4. Куприн А. «Гамбринус»
  5. Леонов Л. «Золотая карета»
  6. Платонов А. «В прекрасном яростном мире»
  7. Твардовский А. «Василий Теркин»
  8. Тынянов Ю. «Подпорудчик Киже», «Восковая персона»
  9. Цветаева М. «Мой Пушкин»
  10. Шварц Е. «Дракон», «Тень»
  11. Шукшин В. «Дядя Ермолай», «Микроскоп», «Экзамен»

Из зарубежной литературы

  1. Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
  2. Бирс Э. «Человек и змея»
  3. Гарди Т. «Роковая ошибка церковных музыкантов»
  4. Гашек Я. «Похождения бравого солдата Швейка»
  5. Генри О. «Вождь краснокожих»
  6. Гюго В. «93-й год», «Человек, который смеётся»
  7. Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается»
  8. Джованьоли Р. «Спартак»
  9. Дойл  К. А. «Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки»
  10. Ирвинг Т. «Жених-призрак», «Рип ван Винкль»
  11.  Дюма А. «Три мушкетера»
  12. Киплинг Р. «Дьявол и морская бездна»
  13. Лондон Д. «Мартин Иден», «Под палубным тентом»
  14. Мериме П. «Взятие редута», «Коломбо», «Таманго»
  15.  Мольер Ж. Б. «Скупой», «Мещанин во дворянстве»
  16. Мопассан Г. «Ожерелье», «Туан»
  17. Моэм У. «Завтрак»
  18. По Э. «Очки», «Украденное письмо», «Лягушонок»
  19. Шекспир У. «Ромео и Джульетта», «Король Лир»
  20. Сервантес М. «Дон Кихот»
  21. Сент-Экзюпери А. «Маленький принц»
  22. Скотт В.  «Айвенго»
  23. Стивенсон Р. «Владетель Баллантре», «Маркхейм»
  24. Твен М. «Журналистика в Теннеси»
  25. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
  26. Уэллс Г. «Борьба миров», «Человек-невидимка»
  27. Хаггард Г. «Дочь Монтесумы», «Копи царя Соломона», «Дитя из   слоновой кости», «Ласточка», «Прекрасная Маргарет»
  28. Цвейг С. «Невозвратимое мгновение»
  29. Честертон Г. «Тайна Фламбо»
  30. Шекли Р. «Запах мысли»
  31. Шелли М. «Франкенштейн, или Современный Прометей»
  32. Ямамото С. «Диалог о песне»

Из русской литературы  XIX века

  1. «Слово о полку Игореве»
  2. Фонвизин Д.И. Комедия «Недоросль»
  3. Карамзин Н.М «Бедная Лиза»
  4. Грибоедов А.С.  «Горе от ума»
  5. Пушкин А.С. Роман «Евгений Онегин»
  6. Лермонтов М.Ю. Роман «Герой нашего времени»
  7. Гоголь Н.В. Поэма «Мёртвые души»
  8. Тургенев И.С.  «Первая любовь»
  9. Толстой Л.Н. Трилогия: «Детство. Отрочество. Юность»
  10. Достоевский Ф.М. Повесть «Белые ночи»
  11. Чехов А.П.  «Маленькая трилогия», «Медведь»
  12. Грибоедов А.С. «Горе от ума»
  13. Пушкин А.С. «Маленькие трагедии», «Пиковая дама», «Евгений Онегин»
  14. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
  15. Гоголь Н.В. «Мертвые души»
  16.  Чехов А.П. «Скрипка Ротшильда»
  17.  Бунин И.А. «Роза Иерихона», «Темные аллеи» (из цикла «Темные аллеи»)

Из зарубежной литературы

  1. Данте Алигьери. «Божественная комедия»
  2. Мольер Ж.Б. “Мещанин во дворянстве”
  3. Гете И. В. «Фауст»
  4. Бах Р. “Чайка по имени Джонатан Ливингстон
  5. Айтматов Ч. «Белый пароход»
  6. Искандер Ф. «Сандро из Чегема»
  7. Шекспир У. «Гамлет», сонеты
  8. Бальзак О. «Гобсек», «Шагреневая кожа»
  9. Хемингуэй Э. «Старик и море»
  10. Ремарк Э.М. «Три товарища»
  11. Лем С. «Солярис»
  12. Шекспир У. «Гамлет»
  13. Мольер Ж. Б. «Мещанин во дворянстве»

Из русской литературы XX века

  1. Аверченко А. Рассказы
  2. Астафьев В. «Царь-рыба»
  3. Булгаков М. «Похождения Чичикова», «Жизнь господина де Мольера», «Кабала святош», «Собачье сердце»
  4. Бунин И. Рассказы по выбору учащихся
  5. Вампилов А. «Утиная охота», «Старший сын»
  6. Горький М.  «Мои университеты»
  7. Зощенко М. Рассказы
  8. Ильф И., Петров Е. «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
  9. Паустовский К. «Золотая роза»
  10.  Солженицын А. «Матренин двор»
  11. Распутин В. «Деньги для Марии», «Прощание с Матёрой»
  12. Твардовский А. «Василий Тёркин»
  13. Тэффи Н. Рассказы по выбору учащихся, например, «Русские в Европе», «Маркита»
  14. Шолохов М. «Судьба человека»

Поэзия XX века:

  1. Ахматова А., Блок А., Есенин С., Цветаева М.

  • Отрывок из рассказа муму
  • Отрывок из рассказа сирень юрия нагибина
  • Отрывок из рассказа сын летчика 5 класс
  • Отрывок из рассказа пушкина
  • Отрывок из рассказа медный всадник