Отрывок из рассказа дубровский

План пересказа1. жизнь добрых соседей а.г. дубровского и к.п. троекурова.2. их ссора, суд. дубровский лишается кистеневки.3. приезд владимира дубровского. похороны

План пересказа

1. Жизнь добрых соседей А.Г. Дубровского и К.П. Троекурова.
2. Их ссора, суд. Дубровский лишается Кистеневки.
3. Приезд Владимира Дубровского. Похороны отца — старика Дубровского.
4. Владимир сжигает родной дом и становится разбойником.
5. Дубровский появляется в имении Троекурова под видом француза Дефоржа.
6. Дубровский обнаруживает себя в день храмового праздника в Покровском.
7. Владимир уезжает из Покровского, открывшись Маше Троекуровой.
8. Проходит год. Маша влюблена в Дубровского, а ее сватает князь Верейский.
9. Маша пишет Верейскому письмо о нежелании выходить за него замуж. Оно остается без внимания.
10. Маша заперта до венчания. Саша хочет помочь сестре и вызывается отнести кольцо в условленное место.
11. План передачи кольца сорван.
12. Маша Троекурова обвенчана с Верейским. Владимир Дубровский появляется слишком поздно.
13. Дубровский перестает быть разбойником. Его следы теряются.

Пересказ

Том первый
Глава 1

«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров». Он был богат и знатен, соседи его боялись и угождали ему. В быту Кирила Петрович выказывал привычки избалованного, необразованного человека, дающего полную волю своей необузданной натуре. Единственным человеком, которого он уважал, был Андрей Гаврилович Дубровский, сосед Троекурова, отставной военный, владеющий семьюдесятью душами. «Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера».

Они съезжались каждый день, оба были вдовцами, имели детей. Сын Дубровского, Владимир, воспитывался в Петербурге, Маша Троекурова «росла в глазах родителя». «Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным соседом…». «Нечаянный случай все расстроил и переменил».

Раз осенью, готовясь к охоте, Троекуров пошел показать своим гостям псарню. Дубровский хмурился. На вопрос Троекурова о причине плохого настроения, он ответил, что вряд ли людям Троекурова живется так же хорошо, как собакам. Один из псарей обиженно ответил: «иному дворянину не мешало бы променять свою усадьбу на местную конуру». Дубровский оскорбился и уехал, Троекуров послал своих людей за ним, Дубровский прислал записку, в которой требовал прислать к нему дерзкого псаря, а уж он сам решит, «наказать его или помиловать».

Письмо Дубровского разгневало Троекурова, ведь тот дерзал миловать или наказывать его людей, а это право только Кирилы Петровича. Еще одно обстоятельство усугубляет конфликт: Дубровский поймал в своей роще порубщиков — мужиков Троекурова. Он отобрал у них лошадей, а самих наказал прутьями. Троекуров пришел в бешенство. Сначала он хотел со своей дворней напасть на Кистеневку и спалить ее. Но, поразмыслив, решил отнять имение у Дубровского. Используя услуги заседателя Шабашкина, Троекуров выказал желание «безо всякого права отнять имение» соседа. Документы на имение Дубровского сгорели при пожаре. Шабашкин подкупом судей добился рассмотрения дела в суде.

Глава 2

Троекурова на суде встретили с подобострастием, а Дубровского почти не замечали. Судом было установлено, что Дубровский владел Кистеневкой незаконно, и имение должно было быть передано «законному» владельцу — Троекурову. Когда Дубровскому предложили апелляцию, он, схватив чернильницу, запустил ею в председателя суда; его едва уняли сбежавшиеся сторожа. Затем больной Дубровский был отвезен в Кистеневку , «почти уже ему не принадлежавшую». Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на Троекурова, отравив ему торжество победы.

Глава 3

С каждым днем Дубровский все больше угасал. Егоровна, нянька Владимира, написала ему в Санкт-Петербург письмо. Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе, выпущен был корнетом в гвардию. Отец посылал ему приличное содержание. Получив «довольно бестолковые строки» из деревни, Владимир понял одно: его присутствие в имении отца необходимо. Он получил отпуск и через три дня отправился в имение. На почтовой станции его встретил старый кучер Антон, поведавший обо всех бедствиях. Антон просил у молодого Дубровского защиты, уверяя, что крестьяне будут ему верны. Отца Владимир нашел очень слабым, вскоре впавшим в беспамятство; это произвело сильное впечатление на молодого человека.

Глава 4

Владимир думал заняться делами, «но отец его был не в состоянии дать ему нужные объяснения». Срок апелляции прошел, и Троекуров «законно» вступил во владение Кистеневкой. Троекуров был удовлетворен, но понимал, что поступил с Дубровским не по справедливости. Он решил лично съездить к нему и помириться. Старик Дубровский, увидев приехавшего Кирилу Петровича, пришел в сильное волнение, упал без чувств, его разбил паралич. Владимир приказал выгнать обидчика. Старик Дубровский умер.

Глава 5

После похорон отца Владимир застал в своем имении судейских, которые приехали передавать имущество Троекурову. Крестьяне отказались им подчиняться и не пожелали переходить к чужому барину, грозя расправой. Владимир успокаивал крестьян, обещая просить защиты у государя. Судейские остались на ночлег в Кистеневке.

Глава 6

Владимир понимал, что все кончено, он потерял поместье. Он приказал спалить дом, чтобы ничего не досталось обидчику, наказав кузнецу Архипу вывести из дома своих людей и отпереть двери, чтобы судейские смогли выйти. Но Архип нарочно запер двери, чтобы чиновники сгорели. Дубровский уехал, назначив своим людям встречу в Кистеневской роще.

Глава 7

«На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку». Троекуров сам провел расследование и выяснил, что кузнец Архип «главный, если не единственный, виновник пожара. На Дубровском лежали сильные подозрения».

Вскоре в окрестностях появилась шайка разбойников, и Дубровского называли ее предводителем. Разбойники отличались отменной храбростью, не трогали они лишь имение Троекурова. Кирила Петрович объяснял это хорошо организованной охраной своего имения.


Глава 8

Маше Троекуровой «было 17 лет, и красота ее была в полном цвете». Кирила Петрович любил дочь и потакал любой ее прихоти, а иногда пугал суровым и даже жестоким обращением. Она росла в уединении, рано потеряв мать. Еще Троекуров воспитывал сына Сашу, матерью которого являлась мамзель Мими, гувернантка Маши. Для него был выписан молодой учитель-француз, приехавший из Москвы в разгар описываемых событий.

Своей наружностью и простым обращением Дефорж понравился Троекурову. Вначале Маша не обращала никакого внимания на молодого француза. «Воспитанная в аристократических предрассудках», она воспринимала учителя как род слуги и совсем не замечала впечатления, произведенного ею на Дефоржа.

На дворе Троекурова обитало обыкновенно несколько медвежат, а когда они подрастали, их сковывали цепью. Лучшей шуткой считалось, когда голодного медведя привязывали в пустой комнате на длинную веревку так, чтобы лишь один угол был недосягаем для зверя. Приводили и вталкивали туда новичка. Вскоре после приезда учителя Троекуров решил «угостить» француза «медвежьей комнатой». Оказавшись наедине с медведем, Дефорж достал пистолет и выстрелил в ухо голодному зверю. Кирила Петрович изумился развязкой своей шутки, он хотел узнать, кто предупредил француза. Француз ответил, что ничего не знал, а пистолет ему нужен потому, что он «не намерен терпеть обиду, за которую, по его званию, он не может требовать удовлетворения». Кирила Петрович назвал Дефоржа молодцом и более уж не проверял его смелость, а Маша «с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение». Дефорж стал давать Марье Кириловне уроки пения. И вскоре она влюбилась в него помимо своей воли.

Том второй
Глава 9

1 октября, в день храмового праздника, в Покровское съехались многочисленные гости. После обедни все были приглашены к столу. Появился Антон Пафнутьевич Спицын, опоздавший к началу, так как у него была с собой большая сумма, и он, опасаясь разбойников Дубровского, ехал не через Кисте-невский лес, а окружным путем (именно Спицын показал на суде, что Дубровские владеют имением незаконно). Старик Дубровский грозился отомстить ему.

Анна Савишна Глобова рассказала, что недавно она послала сыну-гвардейцу деньги, а приказчик сказал, что по дороге на почту его ограбил Дубровский. Обедавший у нее генерал засомневался в этом и заставил приказчика сказать правду: тот присвоил деньги сам. Исправник обещал вскоре поймать Дубровского по имеющимся приметам. Троекуров попросил их зачитать: «От роду двадцать три года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой». Особых примет не оказалось, и Троекуров поднял исправника на смех: по таким приметам невозможно найти разбойника. Потом он рассказал о Дефорже, убившем медведя, добавив, что с таким храбрецом никакой Дубровский не страшен.

Глава 10

На празднике гости веселились от души. Озабочен был только Антон Пафнутьевич. Все свои деньги он носил в кожаной сумке на груди, и теперь, боясь ограбления, просился на ночлег к отважному французу. Ночью Антон Пафнутьевич почувствовал, что с него пытаются снять заветную сумку. Он начал было кричать, но француз, оказавшийся Дубровским, «чистым русским языком» приказал ему молчать.

Глава 11

Автор рассказывает предыдущую историю Дефоржа. На почтовой станции француз-учитель, ожидая лошадей, познакомился с военным, рассказал, что он едет гувернером к Троекурову, на что военный предложил ему десять тысяч рублей в обмен на документы и рекомендательное письмо. Француз согласился.

Дубровский явился к Троекурову и поселился в его доме. Давая полную свободу Саше, он с большим прилежанием следил за музыкальными успехами своей ученицы. В доме все полюбили его. И вот, ночуя в одной комнате с одним из главных виновников своих бедствий, Владимир не мог удержаться и отнял его сумку. Спицын, испуганный его внезапным превращением из учителя в разбойника, утром, с ужасом гладя на француза, уехал.

Глава 12

Жизнь в Покровском шла своим чередом, но вот однажды во время урока француз передал Маше записку с просьбой явиться на свидание в беседку у ручья. Учитель признался ей, что он Дубровский, и уверил, что он простил Троекурова благодаря любви к ней. Он предложил девушке свое покровительство и защиту, если ей они когда-нибудь понадобятся. Вечером приехавший исправник объявил, что под именем француза скрывается Дубровский. Кинулись искать Дефоржа и не нашли.

Глава 13

Прошел почти год, и следующим летом в свое имение, по соседству с Троекуровым, приехал князь Верейский. Ему было пятьдесят лет, но он выглядел старше. Кирила Петрович радовался такому соседству и вскоре близко с ним сошелся.

Глава 14

Маша получила письмо от Дубровского, но не успела его прочитать, поскольку отец позвал ее к себе и сообщил, что князь Верейский’ просит ее руки. Троекуров приказал ей выйти замуж. Маша в своей комнате прочла письмо. Дубровский приглашал ее на свидание.

Глава 15

При встрече Владимир, уже знавший обо всем, предложил Маше «избавить ее от ненавистного человека». Но девушка запретила убивать Верейского и попросила пока не вмешиваться, надеясь переубедить отца. Дубровский сомневался в этом. На прощание Дубровский дал девушке кольцо, и Маша обещала прибегнуть к его помощи, если не сможет справиться сама. Она должна была положить кольцо в дупло дуба, это и было бы сигналом Дубровскому.

Глава 16

Троекуров принимал поздравления, а Маша все откладывала решительное объяснение. Наконец она написала письмо Верейскому с просьбой отказаться от нее, но князь отдал письмо Троекурову. Кирила Петрович решил ускорить свадьбу. Он объявил, что венчание состоится через день, и запер Машу до венчания. Ей оставалось только плакать.

Глава 17

Утром неожиданно под окном появляется Саша и предлагает сестре помощь. Маша дает ему кольцо Дубровского, но только Саша положил кольцо в условленное место, как неизвестный рыжий мальчишка запустил туда руку. Саша, полагая, что тот хочет украсть кольцо, кинулся на него, призывая на помощь дворовых. Мальчишку отвели к Кириле Петровичу. Саша признался, что отнес кольцо в дупло по просьбе сестры, по существу, предал ее. Рыжий мальчишка держал язык за зубами, сказал только, что он дворовый человек Дубровского, крал в Покровском малину. Барин потребовал у мальчика кольцо. «Мальчик разжал кулак и показал, что в его руке не было ничего». Его сначала заперли, допрашивали, а затем отпустили, и он побежал в Кистеневку.

Глава 18

В Покровском Машу одевали к венцу, ее почти на руках отнесли в карету. Обряд венчания проходил в пустой запертой церкви. Марья Кирилловна с самого утра ждала Дубровского, надеясь на его помощь. Когда же венчание закончилось, она «все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее». На обратном пути в Арбатове люди Дубровского остановили карету. Дубровский сказал Маше, что она свободна, но она отказывалась выходить из кареты. Узнав, что это Дубровский, князь ранил Владимира в плечо. Крестьяне хотели зарезать князя, но Дубровский остановил их. Маша отказалась от предложенной свободы, поскольку уже была обвенчана. Дубровский, не слыша ее последних слов, упал в обморок. Крестьяне увезли Владимира, «не пролив ни единой капли крови в отмщение за кровь своего атамана».

Глава 19

«Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коим находилось несколько шалашей и землянок». В одном из шалашей был раненый Дубровский. Дозорный сообщил, что в лесу показались солдаты во главе с офицером. Сначала они стали одолевать разбойников, но Дубровский убил офицера, и солдаты отступили. Разбойники укрылись в «крепости». На их поимку была отправлена рота солдат. Понимая, что они обречены, Дубровский, «объявил, что намерен навсегда их оставить, советовал и им переменить образ жизни», скрывшись в отдаленные губернии. Дубровский взял с собой верного человека и исчез, «грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу».

Краткое содержание повести «Белый клык»

Главные герои

Белый клык — имя главного героя повести, отец которого был волком, а мать — наполовину волчицей и наполовину собакой. Именно его судьба лежит в основе сюжета. Есть среди персонажей и другие животные, чьими глазами показана немалая часть произведения. Но одной из тем книги является разное поведение и отношение людей к живым существам, поэтому в неё введены ещё и следующие персонажи:

Серый Бобр — индеец

  • Серый Бобр — индеец, первый хозяин героя, давший ему кличку. Он хорошо относился к собаке, и в той почти не играла волчья кровь родителей.
  • Красавчик Смит — второй владелец животного, наживавшийся на нём, заставляя участвовать в собачьих боях. Этим он делал жизнь питомца невыносимой и ожесточил его.
  • Уидон Скотт — последний хозяин полуволка, который помог ему обрести счастье. Он залечил раны и научил снова доверять людям.

Узнать, как же главный герой поочерёдно попадал к людям с такими разными характеристиками, поможет пересказ сюжета книги.

Краткое содержание

Поскольку жанр «Белого клыка» — приключенческая повесть, в сравнительно небольшом произведении успело случиться множество событий. Текст можно разбить на несколько смысловых частей, в частности, так будет удобнее делать записи в читательский дневник.

Рождение и жизнь с индейцами

Главный герой родился в Северной глуши. Среди всех щенков выводка его организм оказался самым сильным, поэтому он единственный смог выжить в условиях голода.

Белый клык родился в северной глуши

Потеряв сестёр и братьев, он вскоре лишился и отца, погибшего в драке с рысью, и остался вдвоём с матерью. Вместе они прожили также недолго, нашёлся хозяин волчицы по имени Серый Бобр. Он забрал её вместе с детёнышем в стойбище индейцев.

В новом месте получившему имя Белому клыку оказалось плохо. На него постоянно нападали собаки, а люди оказались строгими, иногда справедливыми, но порой и очень жестокими.

Всё это привело к тому, что волк сбежал во время переезда, но одиночество радости ему не принесло. Постоянный страх вынудил его снова искать людей, и он нашёл себя на новом поприще, став ездовой собакой.

Он усердно работал, укреплял свои силы и вскоре заслужил то, чтобы стать во главе упряжки. Это усилило ненависть к нему других собак, но главный герой уже усвоил суровость и жестокость мира, он сам стал свиреп и умел постоять за себя. Людям же он был по-собачьи предан несмотря на своё волчье происхождение и рождение на воле. Но вскоре всё изменилось.

Участие в собачьих боях

Серый Бобр отправляется торговать в Форт, где его питомец впервые встречает белых людей. Если индейцев он считал богами, то европейцы показались ещё более могущественными, хотя и очень грубыми. Им доставляло удовольствие смотреть на драки местных собак с новоприбывшими, а на этом поприще у героя был уже богатый опыт и у одного злого и трусливого человека созрел подлый план.

 Красавчик Смит

Житель Форта по имени Красавчик Смит подпоил Серого Бобра и купил у него животное. Затем он сразу же продемонстрировал ему свою власть жестокими побоями. А потом начал зарабатывать на новом питомце, заставляя его участвовать в собачьих драках и устраивая пари на его победу.

Пёс долго не подводил ненавистного хозяина, но поединок с бульдогом оказался для него слишком сложным. Противник вцепился в грудь главному герою и подбирался к горлу. Бой очевидно был проигран, а Красавчик Смит вне себя от ярости. И так достаточно натерпевшемуся волку пришлось вынести побои ногами, и это могло очень печально закончиться, если бы не Уидон Скотт. Этот приезжий инженер смог разжать челюсти бульдога револьверным дулом, а затем купил у жестокого хозяина его питомца.

Счастливые перемены

Придя в себя, волк уже не может быть прежним. Не доверяя людям, он демонстрирует новому хозяину всю агрессию, на которую только способен, но неожиданно встречает ласку. Терпеливый Уидон Скотт хочет загладить перед собакой грехи его прежних хозяев и добивается этим признания и любви животного. Оно смертельно страдает в отсутствии хозяина и неизменно радуется его возвращению. Однажды Красавчик Смит пытается увести животное, но получает отпор от бывшего питомца.

Уидон Скотт хозяин Белого Клыка

Всё идёт хорошо, пока инженеру не настаёт время возвращаться домой. Он живёт в Калифорнии и сомневается, что жаркий климат подойдёт приручённому волку, поэтому принимает сложное решение оставить его. Белый клык чувствует это и всё сильнее волнуется. Когда его действительно оставляют в запертом доме, он выбивает окно и мчится к отходящему пароходу. И Уидон Скотт забирает его с собой.

В новом месте волку удаётся подружиться с овчаркой хозяина, его детьми и отцом. Последнего он самоотверженно защищает от преступника. Смелый волк загрыз обидчика, но получил три пули, перелом лапы и рёбер. Врачи посчитали, что травмы смертельны, но читатель ведь помнит, что с раннего детства герой отличался живучестью. Выздоровление было долгим, но всё же состоялось, а наградой за всё пережитое стали щенки, родившиеся у него с овчаркой.

Анализ художественных особенностей

«Белый клык» Джека Лондона, как и другие его повести, романы и приключенческие рассказы, имеет свои художественные особенности. Законы природы здесь суровы, отступление от них человека грозит бедой, но доброе отношение и ласка, напротив, даже озлобленное животное могут научить любви и преданности. Всё это может звучать как сказка, но автор прописал всё на страницах своей книги с максимальной психологичностью, с объяснением мотивов поведения и поступков персонажей, так что верить в счастливый конец не составляет труда.

Роль пейзажа в повести Лондона «Белый клык»

Также нельзя не заметить роль пейзажа в повести Лондона «Белый клык». Прекрасное описание природы северных земель, бесконечных дорог, прибрежных жилищ людей и лесных приютов волчьих стай является фоном к событиям книги, который постоянно окружает героев повести. Продемонстрировать это может такой отрывок из текста:

Тёмный еловый лес стоял, нахмурившись, по обоим берегам скованной льдом реки. Недавно пронёсшийся ветер сорвал с деревьев белый покров инея, и они, чёрные, зловещие, клонились друг к другу в надвигающихся сумерках. Глубокое безмолвие царило вокруг.

Факты о повести

Пронизанная сочувствием ко всему живому повесть быстро обрела множество поклонников. Её экранизировали, называли в честь главного героя домашних животных и персонажей комиксов, искали себе своего преданного друга.

Фильм Белый клык

  • Произведение впервые было экранизировано в СССР. Затем фильмы по его мотивам снимали во Франции, Италии, США. Режиссёры также создавали и продолжения истории, иногда практически не связанные с книгой-первоисточником.
  • Интересно, что у волка из книги появился тёзка в японском комиксе о подростке-ниндзя Наруто. В деревне Скрытого листа проживал герой, написание имени которого в переводе обозначается как Белый клык.
  • Породу главного героя можно считать волкособом. Некоторые люди держат таких животных в домашних условиях, но они непредсказуемы и опасны и не всегда можно рассчитывать на такую дружбу, которая описана в книге.

Читатели всех возрастов, ознакомившиеся с полным текстом повести, а не только аннотацией, оставляют неизменно хорошие рецензии на неё. Книга атмосферная, интересная, она наталкивает на хорошие мысли, заставляет переживать и радоваться за героя.

Если нет возможности её прочитать, можно слушать её онлайн и провести время с удовольствием.

                             Тест по роману
А.С. Пушкина «Дубровский».

1.           
Какой элемент не включает в себя понятие
«композиция»:

а) портрет; б)
завязка; в) кульминация; г) развязка.

2.           
В каком жанре классической литературы написано
произведение А.С. Пушкина «Дубровский»:

а) в жанре
рассказа; б) в жанре повести; в) в жанре новеллы; г) в жанре романа.

3.           
Почему Кирила Петрович Троекуров, герой
произведения А.С. Пушкина «Дубровский», уважает своего бедного соседа Андрея
Гавриловича Дубровского:

а) потому что он
тоже вдовец; б) потому что он хочет, чтобы их дети поженились; в) потому что он
боится его; г) потому что они были товарищами по службе.

4.           
Как звали штаб-лекаря Кириллы Петровича Троекурова:

а) Тимошка; б) Парамошка;
в) Харитон; г) Савельич.

5.           
Кто из героев романа «Дубровский» был «опытным и
тонким ценителем псовых достоинств и безошибочным решителем всевозможных
охотничьих споров»:

а) Андрей
Гаврилович Дубровский; б) Кирилла Петрович Троекуров; в) князь Верейский; г)
псарь Парамошка.

6.           
Почему разгорелся конфликт между старшим Дубровским
и Троекуровым:

а) из-за
оскорбления Дубровского одним из слуг Троекурова; б) из-за права Троекурова на
владение имением Дубровского; в) из-за письма Дубровского Троекурову; г) из-за
зависти Дубровского.

7.           
Что послужило причиной того, что старший
Дубровский, «собираясь встать с кресел, приподнялся… и вдруг упал»:

а) приезд сына; б)
решение суда о передаче его имения Троекурову; в) весть о ворующих лес
покровских мужиках; г) подъезжающий к его дому Троекуров.

8.           
Кто запер на ключ дверь дома Андрея Гавриловича
Дубровского перед пожаром:

а) сын Владимир
Дубровский; б) кучер Антон; в) сосед, товарищ по службе Кирилла Петровича
Троекурова; г) кузнец Архип.

9.           
Сколько лет Владимиру Дубровскому:

а) 13 лет; б) 23
года; в) 35 лет; г) 50 лет.

10.       
На каком языке Антон Пафнутьич пытался объясниться
с Дефоржем, когда пришёл с ним во флигель:

а) на немецком
языке; б) на русском языке; в) на французском языке; г) на английском языке.

11.       
Как поступил Дефорж, оказавшись запертым в комнате
с медведем:

а) стал звать на
помощь; б) застрелил медведя; в) укрылся в безопасном углу комнаты; г) стал
дрессировать медведя.

12.       
За что полюбила Марья Кирилловна молодого
француза-учителя:

а) за его смелое
проворство на охоте; б) за неограниченное усердие и робкую внимательность; в)
за снисходительность к шалостям; г) за доброту и за щедрость.

13.       
Кто из героев романа «Дубровский» получил записку
следующего содержания: «Будьте сегодня в семь часов в беседке у ручья. Мне
необходимо с вами поговорить»:

а) Владимир
Андреевич Дубровский; б) Кирила Петрович Троекуров; в) Марья Кириловна
Троекурова; г) Орина Егоровна Бузырёва.

14.       
С кем обвенчалась в церкви Марья Кириловна
Троекурова:

а) с Владимиром
Дубровским; б) с князем Верейским; в) с Антоном Пафнутьичем Спицыным; г) с
Дефоржем.

15.       
Как называется изобразительно-выразительное
средство языка, использованное в предложении из романа «Дубровский»: «Марья Кириловна
веселилась, как дитя»:

а) олицетворение;
б) инверсия; в) эпитет; г) сравнение.

16.       
Как называется синтаксический приём, использованный
в предложении из романа «Дубровский»: «На валу подле маленькой пушки сидел караульный,
поджав под себя ноги…»:

а) повтор; б)
инверсия; в) бессоюзие; г) риторический вопрос.

17.       
В романе «Дубровский» есть предложение: «Сын
Дубровского воспитывался в Петербурге, дочь Кирилы Петровича росла в глазах
родителя, и Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей
Гаврилович: коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что
он гол как сокол». Что означает подчёркнутый фразеологизм:

а) молод и красив;
б) беден, ничего не имеет; в) плохой хозяин; г) свободен.

18.       
В романе «Дубровский» есть предложение: «В сие
время
поднесли в лукошке Кирилле Петровичу новорождённых щенят…» Что означает
подчёркнутое словосочетание:

а) спустя некоторое
время; б) на следующий день; в) в это время; г) в то время.

19.       
В ночь перед пожаром дома Дубровских Егоровна
находилась в барском доме, в своей светёлке. Что такое светёлка:

а) кухня; б)
спальня; в) зала для танцев; г) парадная комната.

20.       
В романе «Дубровский есть отрывок:

«Саша
успел вскочить и оправиться.

 – Ты меня схватил под силки, – сказал он, – а то бы никогда
меня не повалил.

Отдай сейчас кольцо и убирайся».

Что
означает выражение «схватить под силки»:

а) схватить за
ноги; б) схватить за пояс; в) схватить под мышки; г) схватить за руки.

Ответы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

а

г

г

а

а

а

г

г

б

в

б

б

в

б

г

б

б

в

г

в

В
современном
мире
очень
сложно
заинтересовать
учащихся,
побудить
их
к
чтению
различных
художественных
произведений.
Перед
учителем
стоит
сразу
несколько
задач:
мотивировать
ученика
прочитать
произведение,
вызвать
детей
на
диалог,
помочь
им
правильно
понять
прочитанный
текст.

Для
того,
чтобы
разнообразить
образовательный
процесс,
нужно
использовать
различные
технологии,
проводить
нетрадиционные
уроки
и
стараться
раскрыть
творческий
потенциал
учащихся,
реализовать
их
способности.
Помочь
в
этом
может
технология
развития
критического
мышления
через
чтение
и
письмо

дальнейшем

ТРКМЧП),
которая
является
«одной
из
наиболее
перспективных
в
плане
развития
творческих
способностей
учащихся
и
актуализации
их
читательских
интересов»
[5,
с.
78].

С.И.Заир-Бек
в
своем
пособии
«Развитие
критического
мышления
на
уроке»
представил
различные
приемы,
методики,
которые
помогают
организовать
работу
по
развитию
критического
мышления
в
рамках
любой
учебной
дисциплины.
По
его
мнению,
«критическое
мышление
учит
активно
действовать
и
помогает
понять,
как
надо
поступать
в
соответствии
с
полученной
информацией.
Разумеется,
при
этом
нужны
не
только
способности
к
внутреннему
размышлению,
но
и
умение
обсуждать,
взаимодействовать
с
другими
людьми.
Когда
мы
мыслим
критически,
задействованы
не
только
разум,
но
и
эмоции,
чувства.
И
как
итог

критическое
мышление
учит
способам
активных
действий,
в
том
числе
и
социально
значимых»
[1,
с.
5].
Благодаря
критическому
мышлению
у
учащихся
формируются
метапредметные
и
предметные
результаты,
а
именно:

  • «критически
    относиться
    к
    собственному
    мнению,
    с
    достоинством
    признавать
    ошибочность
    своего
    мнения
    (если
    оно
    таково)
    и
    корректировать
    его»
    [4,
    с.
    26];
    «воспринимать,
    анализировать,
    критически
    оценивать
    и
    интерпретировать
    прочитанное,
    осознавать
    художественную
    картину
    жизни,
    отраженную
    в
    литературном
    произведении,
    на
    уровне
    не
    только
    эмоционального
    восприятия,
    но
    и
    интеллектуального
    осмысления»
    [Там
    же,
    с.
    32].

В
рамках
этой
технологии
существуют
формы,
помогающие
формировать
критическое
мышление
у
учащихся.
Одна
из
них

стратегия
«чтение
с
остановками»,
основной
целью
которой
является
«формирование
у
учащихся
навыков
вдумчивого
чтения»
[6,
с.
52].

*
Работа
выполнена
под
руководством
Путило
Олега
Олеговича,
кандидата
филологических
наук,
доцента
кафедры
литературы
и
методики
ее
преподавания
ФГБОУ
ВО
«ВГСПУ»

Одно
из
основных
преимуществ
данной
стратегии

чтение
и
анализ
текста
прямо
на
уроке.
К
выбору
текста
предъявляются
конкретные
требования:

1.
Текст
должен
быть
не
известен
учащимся.

2.
Текст
должен
быть
малого
объема,
чтобы
его
можно
было
быстро
прочитать
прямо
на
уроке
(это
может
быть
новелла,
рассказ,
сказка,
басня,
баллада,
притча
и
т.п.).

3.
Текст
должен
обладать
ярко
выраженной
сюжетностью,
предполагающей
динамику,
действия,
острое
развитие
событий.

4.
Остановки
делается
на
«сюжетном
сломе»
(развилке
сюжета).

5.
Их
количество
должно
быть
ограничено
(желательно
не
больше
пяти),
потому
что
от
числа
остановок
зависит
общее
количество
вопросов.
В
основе
стратегии
«чтение
с
остановками»
лежат
характерные
для
ТРКМЧП
три
стадии:
вызов,
осмысление,
рефлексия.

1.
На
стадии
вызова
учитель
предлагает
обсудить
название
рассказа
и
спрогнозировать
его
содержание,
дает
учащимся
возможность
выдвинуть
гипотезы
по
проблематике,
опираясь
на
опорные
слова.
На
данной
стадии
можно
использовать
такие
приемы,
как
кластер-«ромашка»,
дерево
предсказаний,
облако
слов,
бортовой
журнал.

2.
На
стадии
осмысления
содержания
учащиеся
читают
отрывки
текста
и
обсуждают
их
содержание,
отвечают
на
вопросы,
заданные
учителем.
Здесь
используются
такие
приемы,
как
вопросы
к
тексту,
дерево
предсказаний,
инсерт,
бортовой
журнал.

3.
Рефлексия

последняя
стадия
стратегии
ЧСО,
на
которой
текст
предстает
перед
учащимися
как
единое
целое.
На
стадии
рефлексии
можно
использовать
такие
приемы,
как
синквейн,
творческое
письмо,
кластер,
дискуссия,
дебаты,
бортовой
журнал,
совместный
поиск
и
т.д.

Для
демонстрации
стратегии
«чтение
с
остановками»
мы
предлагаем
рассказ
В.В.Набокова
«Бритва».
В
примерной
программе
среднего
общего
образования
в
списке
рекомендуемых
произведений
творчество
В.В.Набокова
находится
в
категории
С.
Это
значит,
что
выбор
конкретного
произведения
для
изучения
остается
за
учителем.
Существует
определенная
методическая
традиция
изучения
его
произведений.
Например,
в
рабочей
программе
Б.А.Ланина
в
контексте
изучения
творчества
Гюстава
Флобера
предлагается
прочтение
«Лекций
по
зарубежной
литературе»,
разработанных
В.Набоковым.
То,
что
В.Набоков
является
не
только
талантливым
литературоведом,
но
и
отличным
писателем,
подчеркивается
фактом
его
неоднократного
выдвижения
на
Нобелевскую
премию.
Мы
считаем,
что
произведения
В.Набокова
заслуживают
подробного
внимания,
и
поэтому
для
изучения,
в
соответствии
с
требованиями
к
стратегии,
предлагаем
его
рассказ
«Бритва»,
с
которым
учащиеся
вряд
ли
будут
знакомы.
Работа
с
текстом
начинается
со
стадии
вызова,
на
которой
мы
предлагаем
использовать
кластер-«ромашку»
(см.
рис.
на
с.
8),
отдельные
формы
которого
будут
заполнятся
в
ходе
ответа
на
вопрос:
Какие
ассоциации
у
вас
вызывает
название
данного
рассказа?
По
завершении
кластера
задается
вопрос
на
прогнозирование,
связанный
с
названием
рассказа:
Как
вы
думаете,
о
чем
будет
идти
речь
в
произведении?
После
того,
как
учащиеся
выскажут
свои
предположения,
мы
переходим
к
чтению
отрывка

1
(см.
таб.
на
с.
8),
знаменующем
начало
стадии
осмысления.
После
прочтения
каждого
отрывка
следуют
вопросы,
на
выявление
уровня
осознания
содержания
и
проблематики
прочитанного
фрагмента:
Как
вы
думаете,
устраивает
ли
Иванова
сложившаяся
в
его
жизни
ситуация?
После
чего
следует
вопрос
на
вызов,
прогнозирующий
содержание
следующего
отрывка:
За
какие
качества
характера
(его
характер,
поведение
и
т.п.),
за
какое
поведение
человеку
могли
дать
прозвище
«Бритва»?

После
прочтения
и
знакомства
со
вторым
фрагментом
задаются
вопросы:
Что
такое
месть?
Как
она
проявляется?
Почему
у
людей
возникает
желание
отомстить?
Как
вы
думаете,
кому
и
за
что
хочет
отомстить
Иванов?

После
прочтения
третьего
отрывка
спрашиваем:
«В
каких
случаях
мы
запоминаем
чье-то
лицо?
Как
вы
думаете,
с
чем
связано
чувство
изумления,
которое
возникло
у
Иванова?
Кем
может
быть
этот
знакомый:
врагом
или
другом
Иванова?
Почему?
Отвечая
на
последний
вопрос,
учащиеся
могут
предположить,
что
этот
человек
скорее
враг
Иванова,
чем
друг,
ведь
все
это
время
рассказ
настраивал
читателя
именно
на
такое
восприятие
(достаточно
обратиться
к
ассоциациям,
обозначенным
в
кластере:
опасность,
острие,
кровь
и
т.д.).

Из
четвертого
отрывка
учащиеся
узнают,
что
Иванов
хочет
отомстить
немцу,
который
подписал
ему
смертный
приговор,
вопреки
которому
Иванов
остался
жив
и
работает
в
парикмахерской.
Мы
видим,
что
у
Иванова
действительно
есть
весомая
причина
для
мести.
Учащимся
предлагается
ответить
на
вопросы:
Для
чего
герой
сначала
беседует
с
посетителем,
вместо
того,
чтобы
стремительно
совершить
акт
мести?
Иванову,
наконец,
выпал
шанс
отомстить,
сделает
ли
он
это?
Определить
в
точности,
осуществится
ли
задуманное
мщение,
пока
еще
нельзя,
поэтому
мы
переходим
к
чтению
заключительного
отрывка,
после
которого
стадия
осмысления
плавно
перейдет
в
третью
фазу

рефлексию.

Во
время
рефлексии
«учитель
и
ученики
возвращаются
к
сформулированным
на
стадии
вызова
вопросам
и
предположениям,
сопоставляют
новый
материал
с
тем,
что
знали
об
этом
раньше»
[1,
с.
6].
Мы
предлагаем
спросить
у
учеников:
Почему
Иванов,
который
долго
мечтал
о
мести,
оставляет
врага
в
живых?
Почему
герой
остался
доволен
произошедшим?
Рефлексия
может
быть
связана
с
формированием
личностных
результатов,
которое
происходит
в
ходе
обсуждения
вопросов:
Хотели
ли
вы
отомстить
кому-нибудь?
Приходилось
ли
вам
мстить
кому-то?

случае
положительного
ответа
на
последний
вопрос
можно
спросить:
А
был
ли
повод
для
мести
серьезным?).
Что
для
вас
приятнее

отомстить
человеку
или
простить
его
и
отказаться
от
мщения?
Можно
ли
назвать
месть
низким
поступком?
Стоит
ли
отвечать
злом
на
зло?
Всегда
ли
месть

единственный
выход?
Данные
вопросы
напрямую
связаны
с
базовыми
национальными
ценностями,
обозначенными
как
«социальная
солидарность

справедливость,
милосердие,
честь,
достоинство»
[2,
с.
18-19].
Таким
образом,
при
ответе
на
вопросы
личного
характера
у
учащихся
происходит
интериоризация
заложенных
в
произведении
духовно-нравственных
ценностей.

В
качестве
домашнего
задания
можно
предложить
учащимся
составить
синквейн
к
данному
рассказу
по
ключевому
слову
«Месть»
или
сопоставить
рассказ
Набокова
с
произведениями,
в
основе
которых
лежит
похожая
проблема:
В
каких
произведениях
герои
отказывались
от
желания
отомстить,
выбирая
другой
путь
решения
проблемы?
В
качестве
объектов
для
проведения
внутрипредметных
связей
могут
выступить
такие
тексты,
как:
«Дубровский»
и
«Выстрел»
А.С.Пушкина;
«Мститель»
В.А.Солоухина;
«Гамлет»
У.Шекспира.
Разумеется,
на
каждой
стадии
допускается
использование
других
приемов.
Использование
стратегии
«чтение
с
остановками»
позволяет
сформировать
и
метапредметные
УУД:


  • регулятивные
    :

    • «сверять
      свои
      действия
      с
      целью
      и,
      при
      необходимости,
      исправлять
      ошибки
      самостоятельно»;
      «принимать
      решение
      в
      учебной
      ситуации
      и
      нести
      за
      него
      ответственность»;
    • «самостоятельно
      определять
      причины
      своего
      успеха
      или
      неуспеха
      и
      находить
      способы
      выхода
      из
      ситуации
      неуспеха»
      [4,
      с.
      21-22].

  • познавательные
    :

    • «излагать
      полученную
      информацию,
      интерпретируя
      ее
      в
      контексте
      решаемой
      задачи»;
    • «смысловое
      чтение:
      находить
      в
      тексте
      требуемую
      информацию

      соответствии
      с
      целями
      своей
      деятельности)»;
    • «устанавливать
      взаимосвязь
      описанных
      в
      тексте
      событий,
      явлений,
      процессов»;
    • «подбирать
      слова,
      соподчиненные
      ключевому
      слову,
      определяющие
      его
      признаки
      и
      свойства;
    • выстраивать
      логическую
      цепочку,
      состоящую
      из
      ключевого
      слова
      и
      соподчиненных
      ему
      слов»
      [Там
      же,
      с.
      22‒25].

  • коммуникативные
    :

    • «критически
      относиться
      к
      собственному
      мнению,
      с
      достоинством
      признавать
      ошибочность
      своего
      мнения
      (если
      оно
      таково)
      и
      корректировать
      его»;
    • «отбирать
      и
      использовать
      речевые
      средства
      в
      процессе
      коммуникации
      с
      другими
      людьми»
      [Там
      же,
      с.
      26‒27].

  • Отрицательные герои сказок пушкина
  • Отроду не знал как пишется
  • Отрицательный герой в сказке летучий корабль
  • Отроду или от роду как правильно пишется
  • Отрекаться от своей сказки это при петре 1