Отрывок из рассказа достоевского для детей

Сегодня 11 ноября 2021 года исполняется ровно 200 лет со дня рождения федора михайловича достоевского, признанного многими великим

200 лет со дня рождения Достоевского

Сегодня – 11 ноября 2021 года – исполняется ровно 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, признанного многими великим литератором. Творчество его высоко ценится не только на родине автора, но и заграницей. Предлагаем почтить память знакового писателя, перечитав его самые увлекательные книги.

1. «Идиот»

Конечно, этот роман на первом месте (по крайней мере, для меня). Перечитывая его раз за разом, всегда открываешь для себя что-то новое. «Идиот» – лучший из лучших — и в контексте самого романа, и в контексте заглавного героя. Тудно себе представить более трогательного, более честного, более доброго человека, чем князь Мышкин. Да и остальные персонажи прописаны настолько блистательно, что запоминаются своей неповторимостью и особенностью. Книга впервые была издана в 1868 году и несколько раз становилась источником для волнительных экранизаций.

Идиот

Читать отрывок

2. «Братья Карамазовы»

Роман, над которым автор работал два года, был опубликован в 1880 году, незадолго до смерти Достоевского. Глубоко философский, психологический, аналитический труд, в котором писатель пытается разгадать человеческую суть. С помощью главных героев – семьи Карамазовых– он задается вопросами греха, Бога, милосердия, сострадания. А, главное, поднимает вечную тему дуализма человеческой души – божественного и дьявольского в ней, слитых воедино. До сих пор этот самый объемный труд Федора Михайловича остается наиболее спорным и обсуждаемым.

Братья Карамазовы

Читать отрывок

3. «Преступление и наказание»

Роман вышел в 1866 году в «Русском вестнике». Пожалуй, слишком тяжелое это произведение для юного, неокрепшего школьного сознания. Совершенно иначе воспринимается этот роман спустя годы. Главный герой – Родион Раскольников – молодой, погубивший себя убийца старушки-процентщицы стал уже нарицательным персонажем в истории. Достоевский настолько конкретно, подробно и четко описывает все внутренние переживания Раскольникова, что складывается впечатление, будто сам автор участвовал в преступлении. Это не ересь, как может показаться на первый взгляд. Просто, удивление, граничащее с трепетом: насколько надо глубоко знать самые потаенные, самые темные уголки души… Печальны истории и других персонажей, чьи тяготы вызовут горькие думы, научив читателя умению сопереживать. Это не просто криминальный детектив, это драма о борьбе за право быть человеком, это гимн угнетенным со слабой надежой на лучшее будущее, это книга, от которой хочется плакать.

Преступление и наказание

Читать отрывок

4. «Униженные и оскорбленные»

Роман, вышедший в журнале «Время» в 1861 году, хочется перечитывать снова и снова. Достоевский написал этот шедевр по возвращению из ссылки в Санкт-Петербург и посвятил начальные главы своему брату Михаилу. Затем эти журнальные рассказы выросли в полномасштабный роман. Казалось бы, тема не нова: городское «дно» и роскошь, «идущие рука об руку». Однако так пронзительно и точно об этом мог написать только великий мастер! Сюжет трогает до глубины души, показывая трагедию запретной любви едва ли не уровня Ромео и Джульетты. Впрочем, помимо любовной линии в книги немало других интересных тем.

Униженные и оскорбленные

Читать отрывок

5. «Бесы»

Сильное произведение мы упоминали в подборке книг, раскрывающих душу человека. Роман, изданный в 1872 году, для меня оказался самым тяжелым. Возможно, из-за излишней политизации произведения. С каким-то чутьем оракула автор живо и ярко смог передать свои самые тягостные предчувствия о катастрофической судьбе своей родины. Уже тогда Федор Михайлович, как и любой писатель-пророк, видел в рядах интеллигенции «брожение» радикальных настроений, разложение человеческих душ под влиянием жажды перемен без понимания того, как эти перемены воплотить в жизнь безболезненно для общества. И, конечно, Достоевский осознавал, что ничего конструктивного из подобных волнений не выйдет, а наоборот, смута принесет беду.

Бесы

Читать отрывок

6. «Игрок»

Роман опубликован в 1866 году. Во многом, это автобиографическое произведение, в котором отразилась одна из самых пагубных наклонностей писателя. Как и герой книги, Федор Михайлович грешил азартными играми и проигрывался в пух и прах. По иронии судьбы, Достоевский взялся за написание романа, дабы расплатиться с картежными долгами. Как известно, за три года до публикации произведения, заядлый игрок Достоевский проиграл в Висбадене не только свои средства, но и деньги своей подруги. Пожалуй, роман можно было бы отнести к величайшим книгам о зависимости, поскольку в нем одержимость демонстрируется во всей ее неприглядности. Пожалуй, девизом Алексея Ивановича (главного персонажа произведения) могли бы стать строчки из оперы «Пиковая дама», ведь что его жизнь? Игра…

Игрок

Читать отрывок

7. «Записки из подполья»

В повести, опубликованной в 1864 году, повествование ведется от первого лица. История подается словами бывшего чиновника из Петербурга. В основе книги лежат идеи философии существования, сути бытия. Боль, поиск смысла жизни, ощущение безысходности, бесконечные переживания и попытка доказать свою значимость с помощью унижения окружающих – все это и многое другое присуще главному герою повести. «Подпольщик» Достоевского человек глубоко несчастный, страшащийся окружающих. Отсюда его стремление носить маску грубияна. И хотя его поведение со стороны может показаться чудным и глупым, давайте-ка честно ответим на вопрос: как часто мы притворяемся кем-то, кем не являемся? Не страх ли толкает нас на это притворство?

Записки из подполья

Читать отрывок

8. «Бедные люди»

Роман написан году в эпистолярном жанре, а впервые был издан в 1846 году. Это ранний труд «начинающего таланта», как сказал о Достоевском великий литературовед и критик Белинский. Сюжет печален и актуален во все времена и для всех народов: дети бедняков не в силах вырваться из нищеты, как бы усердно они ни трудились. Их гложат тяготы малоимущих: беспросветность, голод, болезни, безуспешные попытки вырваться из нищеты. Главные герои по натуре своей люди благородные, но порой им приходиться совершать недостойные поступки.

Бедные люди

Читать отрывок

9. «Сон смешного человека»

Удивительный рассказ 1877 года, заключающий в себе квинтэссенцию рассуждений об извечных вопросах, терзавших людей испокон веков: о добре и зле, о невинности и грехопадении, о чистой безусловной любви и сладострастии, порождающем жажду обладания и ревность. И все эти рассуждения не размазаны по тысячам страниц многотомника, нет. Коротенький рассказ насчитывает всего пять страниц. Если вы любите творчество Достоевского, обязательно прочтите это удивительную историю о смешном грустном парне, решившемся на самоубийство, и маленькой девочке, искавшей помощи прохожего, и о сне, навсегда изменившем жизнь человеческую.

Сон смешного человека

Читать отрывок

10. «Чужая жена и муж под кроватью»

Вишенкой на праздничном торте (у нас тут 200-летний юбилей как-никак!) в нашей подборке станет нетипичное для Достоевского произведение, полное курьезов, иронии, сатиры. Первые заготовки  в виде двух отдельных повестей вышли в свет в 1847 году. Впоследствии автор решил объединить два ранних произведения (одно о жене, второе – о муже) в единое целое. В центре сюжета лежит история мужчин, столкнувшихся на улице у многоквартирного дома, где один назначил встречу любовнице, а второй выискивает улизнувшую от него молоденькую жену. Пытаясь уличить неблаговерную благоверную в измене, мужчина невольно оказывается в курьезной ситуации.

Чужая жена и муж под кроватью

Читать отрывок

Вряд ли кто-либо станет оспаривать гениальность Федора Михайловича Достоевского как классика мировой литературы. А если кто-то и захочет поспорить, пусть сначала прочтет его лучшие произведения. Вдумчиво и медленно, и желательно не один раз. Иначе, никак. Ну, такой он, Достоевский. Его творения хочется перечитывать и перечитывать. Особенно эти его потрясающие литературные шедевры!

  • Читайте также
  • Комментарии

    Идет загрузка

    Сотрудник пресс-службы УФСИН по УР – автор названия и логотипа первой национальной платёжной системы России «Мир», стала серебряным призёром в конкурсе «Детектив Достоевский».

    Наши родители до сих пор играют в «Спортлото», наши дети
    участвуют во всевозможных конкурсах репостов в соцсетях, мы посылаем документы
    на соискание грантов. При этом многие чаще всего уповают на удачу и сомневаются, что выигрыш возможен и реален.

    Елена Сосновская дважды в своей жизни принимала участие в
    серьёзных конкурсах. В первый раз она победила в 2015 году среди 5,5 тысячи
    участников всероссийского конкурса на название и логотип первой национальной
    платёжной системы. Да-да, благодаря Елене, наша зарплатная карта называется
    «МИР». И вот ещё конкурс, и снова победа. Что это? Всего лишь фактор удачи?

    Беседа с Еленой о конкурсе рассказов «Детектив Достоевский» –
    это ещё и попытка приблизиться к сути везения. Существует ли здесь
    закономерность?

    Осуждённые тоже писали рассказы

    – Лена, это был единственный рассказ, написанный за всю
    жизнь?

    – И да, и нет. В детстве я написала рассказ – а как же! Два
    мальчика – Саша и Сёмка – гуляли, на них напала собака. Саша забрался на
    дерево, а Сёмка отогнал эту собаку. И мама комментировала, что Саша оказался
    какой-то «не очень», а Сёмка-то – супермен. Такая была попытка творчества.
    Больше не припомню, чтобы я писала. Сочинения в школе – да. Статьи на сайт –
    да. Но художественные произведения – нет. Сейчас для меня эти Саша и Сёмка –
    урок чёрно-белого восприятия. Неинтересно писать о человеке, который
    неисправимый трус или стопроцентный храбрец. Люди сложнее, интереснее. Поэтому
    мой теперешний герой – меломан, у многих вызывающий отторжение, а мне он
    нравится, он мне интересен как персонаж.

    – Первый, по сути, художественный рассказ, однако уже начало
    самое что ни на есть писательское: сильная метафора, провокация: «Дверь в мой мир
    слишком маленькая, чтобы кому-то захотелось туда протиснуться. Если какой-то
    несчастливец и попадал в этот храм, то вскоре всеми силами стремился выбраться
    наружу тем же путём, нередко обдирая себе бока. Меня это не трогало. Всё, что
    мне интересно в человеке, – как он звучит. Нет, пусть он не открывает рта». Это
    просто талантливо. Как родилось такое сравнение?

    – Однажды мне пришла в голову
    мысль, что человек может звучать. Возможно, в бороздках на пальцах кроется
    мелодия, а, может, просто какой-то звук, характерный только для этого человека,
    раскрывающий его индивидуальность. Я ходила с родившейся идеей какое-то время,
    размышляла над ней. И вот, когда понадобился сюжет, я вспомнила об этом,
    придала одержимости своему персонажу, подарила ему идею звучания людей. Так
    написался рассказ.

    – Откуда ты узнала о конкурсе, и для кого он был?

    – Узнала случайно – коллега скинула ссылку. Конкурс детективного рассказа был организован порталом
    ГодЛитературы.РФ – спецпроектом «Российской газеты». Участвовать могли все желающие.
    Организаторам поступило около 900 писем, в некоторых
    – не по одному рассказу. Они были из Великобритании и Португалии, Испании и
    США, Израиля и Украины, Германии и Грузии. И, конечно, из России. Я видела на сайте организаторов интерактивную карту участников.
    На Удмуртии стояло 3 флажка: два участника из Ижевска и один из Сарапула. ФСИН
    России стал партнёром этого конкурса. Проинформировали все регионы – личный
    состав и осуждённых. Так что осуждённые тоже принимали участие.

    – Какие параметры были заданы?

    – Во-первых, детектив. Во-вторых, по возможности,
    сохранить дух произведений Фёдора Михайловича. И – 10 тысяч знаков. Такой
    коротюсенький рассказ. Мне захотелось принять участие. Что значит – в стиле
    Достоевского? Психологизм? Я начала размышлять. Напрягало ограничение в объёме:
    надо же раскрыть характеры, уместить завязку, кульминацию и развязку, интригу
    передать. Дедлайн объявили с 10 на 11 октября в полночь по Москве. Я начала
    писать 9-го. Это была суббота.

    – Села и написала?

    – Всю неделю до этого я думала. Что в общих
    чертах будет происходить? Идея с отпечатками пальцев, какое-то убийство. И
    интрига – убийцей всё-таки окажется не одержимый коллекционер. Общие черты
    формировались за несколько дней до написания. Приходили фразы, слова, я делала
    заметки в телефоне. А когда села, родились уже детали и подробности. Я общалась
    с девочками-конкурсантками позднее. Первое место – Астрахань, третье –
    Санкт-Петербург. Они обе печатаются и занимаются этим профессионально.
    Александра Зайцева из Астрахани рассказала, что на написание подобного рассказа
    у неё уходит всего час – но это дело времени и опыта. Вот у меня совсем не час.
    Я испытывала, что называется, муки творчества. Чай выпить. Арома-свечку зажечь.
    Что такого ещё сделать, чтобы у меня пошло? Хотя можно ли этот процесс назвать
    мучением? Он доставлял мне удовольствие. Это были сладкие муки творчества.
    Напишешь – сотрёшь, а потом – раз! И вдруг как осенит! И думаешь: «Ох, неплохо,
    и даже хорошо!» Я получала удовольствие от находок.

    Мотивация и толчок

    – Лена, если бы ты не работала во ФСИН, такой
    рассказ родился бы? Есть же доступ к реальным детективам? Хотя, наверное, их
    хватает и в других сферах деятельности.

    – Я никогда бы не подумала о себе, что смогу
    сочинить детектив. Но у меня полностью придуманный сюжет. Не было даже мысли
    подыскать реального прототипа, занимательнее было пофантазировать. А про работу
    и её специфику написала девушка, победившая в читательском голосовании, она
    тоже работает во ФСИН, сюжет её рассказа – не выдумка.

    Сейчас в соцсетях часто проходят марафоны,
    где участникам предлагают темы или дают первое предложение. Как в школе почти.
    Мне подобное раньше казалось скучным, а сейчас, слушая тебя, впервые подумала,
    что это развивает навык.

    – Я тоже об этом думала. Писать – это интересно,
    я бы хотела писать. Но это, как у художника: страх чистого листа. Когда ты не
    понимаешь, за что взяться, как начать писать, о чём. И тут тебе подают
    инструкцию. Этакий рецепт зелья. Возьмите ручку, листок бумаги, 10 тысяч
    знаков, детектив в стиле Достоевского. И у тебя начинает что-то формироваться в
    голове. Это была подсказочка, отработка навыка, тренировка. Я благодарна
    конкурсу за мотивацию, толчок, который позволил раскрыться и  перешагнуть опасения.

    – До славы мы никому не нужны. Сегодня-то все
    скажут: «Как здорово!» А что сказали те, кто увидел рассказ первым? Кому ты
    дала прочесть?

    – Никому. Я закончила ночью за полчаса до
    дедлайна. Но я была воодушевлена, я поймала кураж, почувствовала, как это
    происходит технически. 15 октября ожидался шорт-лист из 25 работ, а 14 октября
    на сайте разместили мою работу. Вот тогда я поскидывала ссылочки родителям и
    нескольким близким людям. Многие из тех, кто прочитал мой рассказ, не понимают
    концовку. Чем закончилось? Кто убийца? Такая реакция немного сбивала с толку,
    но в целом, я чувствовала, что завершила его так, как мне хотелось. А на другой
    день появился шорт-лист с моей фамилией – море радостных эмоций. Кроме того,
    что я получила удовольствие от процесса, это ещё оценили профессионалы.

    – Кто входил в жюри?

    – Председателем жюри стал Павел Басинский – лауреат
    Государственной премии РФ, писатель, обозреватель «Российской газеты», Людмила
    Сараскина – литературовед, специалист по творчеству Ф.М. Достоевского,
    Александр Пелевин – писатель, лауреат премии «НацБест-2021», Ольга Киселёва –
    руководитель редакций «Культура» и «Художественная проза» издательства МИФ,
    Игорь Вирабов – писатель, редактор отдела культуры «Российской газеты» и Михаил
    Визель – переводчик, шеф-редактор сайта ГодЛитературы.РФ.

    – Один момент приятнее другого по нарастающей. И вот пик –
    награждение. Как оно происходило?

    – Нас пригласили в Санкт-Петербург. Приз за моё
    второе место – два дня в Питере. Проживание и церемония награждения проходили в
    отеле «Богема». Отель находится в историческом здании, он на ту пору уже был
    украшен к Новому году. Атмосфера праздника буквально с порога. Билеты на двоих
    за счёт организатора, трансфер из аэропорта, обстановка на церемонии
    награждения была богемной, конечно же. Церемонию вели Павел Басинский и Михаил
    Визель. Когда театральный режиссёр, профессор Геннадий Тростянецкий читал
    отрывки из наших рассказов, я думала, у меня выпрыгнет сердце. Это было самое
    яркое впечатление.

    Неслучайные случайности

    – А ты покупаешь лотерейные билеты? Тебе везёт
    или ты видишь какую-то закономерность? Чего стоит только твой логотип «МИР»,
    который ты тоже отправила на конкурс буквально за час до дедлайна.

    – Очень редко беру лотерейные билеты. Я заметила такую вещь – результат происходит, если хоть что-то сделать для этого. А может быть, кроме приложенных усилий, играет роль азарт, увлечение, вдохновение – кто знает, подскажите, как называется это чувство, когда от дела или идеи внутри всё вибрирует? Нужно слушать себя, быть открытым новому. И не ждать везения там, где нет твоего сердца.

    Фото из личного архива Е. Сосновской

    Уже приводил примеры позитивных действий в последние месяцы Председателя Следственного комитета России А.И. Бастрыкина в сентябрьском материале «На контроле у Бастрыкина». Перечень контрольных мероприятий и принятых мер по ним в культурной, миграционной и иных сферах, осуществляемых СК России под руководством Бастрыкина, с сентября этого года можно было бы продолжить.

    Бастрыкин, по факту, один из немногих, кто выполняет собственно функции государства во власти. И больше того – «разгребает» то, что наворотили некоторые коррумпированные и безответственные «деятели» во власти, наводит порядок. Большинство других «руководителей» и «управленцев» предпочитают быть «чуткими» ко всякого рода слухам, «толерантными» и «взвешенными» при исполнении своих полномочий, ловить носом все дуновения, в том числе и незаконные, что приводит к бардаку в стране. В сентябрьской статье отмечал, что лить на Бастрыкина напраслину стало привычным делом со стороны либеральствующих СМИ. Или ещё одна давнишняя «игра» против него – как только что-то определенное сделает или заявит Александр Иванович, так тут же начинают распространяться по СМИ и соцсетям слухи о скорой его отставке.

    Их последнего — не успел Бастрыкин сделать теперь уже системные свои заявления (о которых чуть ниже), так тут же начали вновь писать о его шатком положении, якобы заставляющем делать жесткие заявления, придумывать основания к его скорой отставке. Не торопятся? Скорее всего — никакой отставки. А, может, не отставка, а повышение? Хотя желающих его ухода с ответственной должности в никуда предостаточно. Нужно же расчищать преграды для либералов, рвущихся к власти.

    Про либералов в СМИ – понятно. Что от них ждать? Но к этому вопросу сейчас подключилось интернет-издание «Свободная пресса», которое, несмотря на название, к либеральным отнести нельзя. Досужие размышления насчет Бастрыкина именно этого издания (статья «Бастрыкин ищет славы…»), как по команде, тут же стали тиражируоваться в других СМИ. Основа очередных слухов – комментарии политолога Игоря Скурлатова. «Свободную Прессу» почему-то пугает «неожиданная публичная активность председателя СК». Во-первых, — не такая уж неожиданная, а во вторых, — нужно прежде всего смотреть на то, что заявляет Бастрыкин, а не в какой момент. Зачем-то в этом материале и явно натягивают несопоставимую между собой информацию. И главное – явные противоречия. Одновременно утверждается, что Бастрыкин рвется к власти и тут же — «сгущаются тучи вокруг карьерного будущего самого Бастрыкина». Кстати, политолог Скурлатов имеет свой блог в «Эхо Москвы».

    А не допускают мысли те, кто тиражирует сейчас слухи о Бастрыкине, что во власти просто существуют силы, которые видят, что реально происходит в стране? Силы, которые прекрасно осознают, что к власти рвутся всякого рода «семейные», жаждут перевода власти от Путина их ставленнику с тем, чтобы вновь опустить страну в пучину «лихих 90-х»? Кстати, вот и последняя новость на эту тему из США. Конгрессмены внесли в палату представителей предложение не признавать президента России Владимира Путина главой государства, если он решит баллотироваться на новый срок в 2024 году. Совершенно очевидно, что это только начало давления США на внутреннее конъюнктурное положение в России, которое ближе к 2024 году будет только усиливаться. И дело не только и не столько в Путине, сколько в ключевых лицах, стоящих сейчас за фигурой главы государства. Какая из условных «башен» Кремля будет преобладать, какие люди станут опорой президенту, кто придет на его смену?

    Таким образом, при анализе заявлений и мер Бастрыкина принципы должны быть простыми (классическими). Первый – по делам судить. А позитивные дела у Бастрыкина были и есть. Второй – поддерживать любые положительные тенденции во власти, коих совсем немного. А тенденции, создаваемые тезисами Бастрыкина – конструктивные.

    Что сегодня заявляет А.И. Бастыкин? Можно посмотреть его выступление на онлайн конференции от 23 ноября. Руководитель СК осудил бесовское правление миром, бездумную цифровизацию, выступил против тотального контроля, предложил отменить ЕГЭ, вернуть советское образование, поднял вопросы незаконной миграции и преступности, обвинил «блогера» Моргенштерна в пропаганде наркотиков. Для меня есть только одна сомнительная тема, которую поднимает руководитель СК – «геномная регистрация иностранных граждан». Это – отдельная тема, требующая пояснений. С миграционными рисками нужно бороться иными, административными мерами, которые, кстати, и демонстрирует в последнее время СК, а главное – кардинальным изменением госнацполитики. Но остальное, что он говорит в 15-ти минутном выступлении — всё то, о чем трубят патриотические силы в стране.

    Некоторые тезисы А.И. Бастрыкина (выступление в значительном сокращении):

    «В этом году мы отмечаем юбилей Достоевского, как хорошо он поднял эту тему: «Я тварь дрожащая или право имею?». И мы знаем, как изменялись взгляды Достоевского в течение его жизни. Сначала он участвовал в заговоре против царя-батюшки, а кончил произведением «Бесы». Бесы пытаются править миром…

    Наше традиционное понимание Господа Бога в православии — это любовь к ближнему… Но в то же время предпринимаются попытки наших западных коллег донести понимание, что я бог вот здесь, на Земле, и мне решать, кому жить, а кому не жить…

    Нельзя заниматься только экономикой и правом как какой-то абстрактной системой норм, оторванных от реальной действительности…

    Вот цифровизация… крайностей здесь быть не должно. С одной стороны тотальный контроль, в котором мы не нуждаемся просто, у нас есть свои методики работы… Что за цифровизация: будем закупать американское оборудование и погружать наших детей в виртуальный мир еще одной американской технологией? Если создавать виртуализацию, давайте собственную технологию создадим!..

    Мы не должны отдавать нашу молодежь в виртуальный мир, куда нас приглашают…

    Эта проблема имеет несколько аспектов. Например, высшее образование: постепенно переходим на виртуальные лекции. Теряем контакт преподавателя, личности…

    Давайте начнем с бесплатного высшего образования, которое было прежде. Чтобы и детей рабочих и крестьян, и творческой интеллигенции, говоря советским языком, чтобы и бедные, и богатые могли отдать детей в хорошие высшие учебные заведения — но в хорошие руки…

    Я думаю, что министерству высшего образования, да и министерству просвещения, которое пытается поменять русский язык — мне даже становится страшно от этих планов — надо вернуться, встать на реальную почву нашей молодежи…

    Отменить ЕГЭ! Просто пытка какая-то для молодежи. Убрать эти все бакалавриаты-специалитеты — высшее образование, до этого техникум, школа средняя. Прекрасно же все работало — и каких патриотов воспитали, и какие достижения были во всех сферах нашей жизни…

    Блогер Моргенштерн сегодня торгует наркотиками, по сути дела, в социальных сетях!..

    Давайте соизмерять экономику и финансовое право и делать так, чтобы наши усилия были не за абстрактную справедливость, а за конкретную справедливость, в каждом городе, каждом селе, каждом поселке. Я еженедельно получаю более двух с половиной тысяч обращений только на мое имя… Нашим финансистам, министру финансов надо подумать о социальной направленности нашего финансового потока…

    Незаконная миграция процветает. Это что?.. Интересы большого бизнеса: надо выстраивать, но с большей прибылью за счет меньших вложений в строителей… А мы предлагаем генный учет. Не разрешат в законе, будем делать в рамках служебной нашей работы: рейды МВД, совместная работа по фиксации, кто там ходит-бродит и что вытворяет, сами будем создавать банк…

    (Николай Петрович) Бурляев выступал по вопросу культуры, я пригласил его на встречу. Как он хорошо сказал: «Куда наша культура ушла?» Театры… А кинофильмы? Жестокость, насилие, садизм, эгоизм, вечная борьба по всем фронтам, от личной жизни до политики…

    Надо менять ситуацию: через законы, Госдуму и через наши научные конференции… И мы, и юристы, и все остальные наши коллеги должны подумать, как жить дальше, чтобы наше Отечество процветало, и лучшие традиции «За Веру, Царя и Отечество» возродились в нашей сегодняшней и будущей жизни».

    Всё верно сказано главой СК. «Либерализм себя изжил», — известное утверждение В.В. Путина. А последнее заявление Президента в октябре на Валдайском клубе: «Формируя свои подходы, мы будем руководствоваться идеологией здорового консерватизма». Но с реализацией вышеназванных установок – проблема. Налицо явное расхождение намерений и происходящих в стране процессов. Гордиев узел засилья либералов в высших эшелонах власти, обеспечивающих нравственное разложение, социально-экономическую деградацию в стране и разделение общества, нужно разрубать. Или будем дожидаться, когда за счет очередных спекуляций и нагнетаний «сислибы» и «несислибы» при поддержке извне всё же сотворят настоящую революцию в стране?

    Суть вопроса состоит в том, чтобы бить не по «хвостам», а по причине деструктивных явлений, недовольства людей, на которых играет пятая колонна. Именно об этом говорит Бастрыкин. И хочется надеяться, что он не одинок во власти, что за ним стоит весомая политическая сила.

    Источник

    Тема урока: А. Гайдар «Чук и Гек»

    Цель урока: обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара; учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев;

    Задачи урока:

    Образовательные

    • расширять представления о литературном творчестве А.Гайдара;

    • отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях;

    • обогащать активный и пассивный словарный запас;

    • расширять кругозор воспитанников; совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы.

    Коррекционно-развивающие

    • развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память. 

    • развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, находить ответы на вопросы;

    • отрабатывать коррекцию мышления, речи на основе выводов и обобщений;

    • развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;

    Воспитательные

    • на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства, интерес к книгам писателя;

    • содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

    Оборудование: книги для чтения;  выставка книг А.Гайдара; портрет писателя; выставка рисунков к рассказу «Чук и Гек»; отрывки из воспоминаний Гайдара; песни: «Погоня» и «Гайдар шагает впереди».

    Ход урока

    I Мотивационно-ориентировочный этап

    -Добрый день, ребята!

    -Давайте начнём наш урок с хорошего настроения, а для этого улыбнитесь друг другу.

    II.Актуализация имеющихся знаний.

    Входит ученик с книгой А.П. Гайдара.

    Ученик. Хорошая книга – мой спутник, мой друг,

    С тобой интересным бывает досуг.

    Мы время отлично проводим вдвоём

    И наш разговор потихоньку ведём.

    С тобою дорога моя далека —

    В любую страну, в любые века.

    — Кто написал эту книгу? 
    Выставляется портрет А.П. Гайдара.

    III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

    Постановка темы и целей урока. Подготовка к усвоению нового материала.

    — Наш урок внеклассного чтения посвящается этому замечательному человеку, который жил, творил и для многих из вас стал любимым писателем. Это о нем написаны эти замечательные строки.

    Ученик. 

    Большой, веселый, ясноглазый,

    Присев к ребячьему костру,

    Он сочинял свои рассказы

    Как бесконечную игру.

    Он был солдатом и вожатым,

    И каждая его строка

    Осталась как завет ребятам

    Писателя-большевика.

     IV.Изучение нового материала

    1. Знакомство обучающихся со страницами биографии А. Гайдара.

    — Вспомните, ребята, где и когда родился А.П. Гайдар?

       В Курской области на берегу Сейма расположен старинный русский город Льгов. Здесь в маленьком поселке сахарного завода в семье учителя Петра Иосифовича Голикова 22 января 1904 года родился будущий писатель А.П. Гайдар. Но лучше всего узнать о нем от него самого.

    -В 17 лет А. Гайдар командовал полком, 6 лет воевал на шести фронтах, был ранен, контужен в голову. Контузия дала о себе знать. Ему исполнилось 20 лет, и он был зачислен на должность командира полка в запасе. С тех пор он стал писать.

    2.Решение задач по ориентировке в   художественной книге

    (Учитель раздаёт книги)

    3.Словарная работа

    Перед тем, как мы начнём читать рассказ, предлагаю сделать словарную работу и ответить на вопросы

    — Как вы понимаете значение слова «телеграмма»

     Эти слова уже устаревают. К нашему счастью сейчас есть телефоны, скайпы, интернет и не надо идти на почту и стоять в очередях, чтобы отправить телеграмму

    4.Чтение текста учителем и проверка первичного восприятия произведения

    — А давайте сейчас прочитаем отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек».

    4. .Проверка первичного восприятия произведения

    -Кто же такие Чук и Гек?

    — А что с ними случилось?

    — Кто позвонил в дверь?

    — Что в это время делали братья

    — Куда Чук положил телеграмму?

    — Что в это время делал Гек?

    — А что хранилось в этой коробке?

    — Что сделал Чук?

    — Что случилось после?

    — Нашли они коробку?

    — Что заставило помериться мальчикам?

    — Кто из них старше?

    — Какую историю они придумали?

    — Что принесла мама?

    V.Физминутка

    VI. Закрепление изученного материала

    2. Беседа   по содержанию текста эмоционально – оценочного характера

     -Как вы думаете, понял ли Чук, что такое телеграмма или он слишком маленький для этого?

    — Как вы думаете, что могло бы быть в телеграмме?

    -Как вы оцените поступок мальчиков, когда они решили не рассказывать матери о телеграмме?

    — Почему так делать нельзя?

    — Какая пословица выражает главную мысль рассказа? Обоснуйте свою точку зрения.

    — Вранье не введет в добро.

    — Правда в огне не горит и в воде не тонет.

    — Чему же учит нас этот рассказ? Какая главная мысль рассказа?

    — Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека:

    Название гор, возле которых          работал отец Чука и Гека (Синие)

    99769799 1

    Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (апельсин)

    99769799 1

    Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? (телеграмму)

    99769799 1

    Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? (ружьё)

    99769799 1

    Профессия отца Чука и Гека (геолог)

    99769799 1

    Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани (ямщик)

    99769799 1

    Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? (сундук)

    Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора (башлык)

    99769799 1

    Фамилия Чука и Гека Серёгины

    VII.Подведение итогов урока. Объяснение и запись домашнего задания.

    1.Соотношение цели урока и его результата

    — Какова была цель урока?

    — Какие знания мы открыли, прочитав отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек?

    Д/З: прочитать рассказ А.Гайдара «Чук и Гек»

    2.Рефлекия

    Закончи предложения:
    Сегодня на уроке мне запомнилось….
    Я не совсем понял…

    Мировая премьера «Кроткой» московского композитора Алексея Курбатова и российская премьера оперы Владимира Кобекина «Н.Ф.Б.» по роману «Идиот» прошли на Малой сцене Музтеатра Станиславского и Немировича-Данченко. Обе партитуры, написанные в камерном формате, поставила режиссер Людмила Налетова. Музыкальный руководитель постановки Ариф Дадашев. Художник спектакля Марина Ивашкова (сценография и костюмы).

    Существует достаточно обширный корпус оперных партитур, написанных по Достоевскому, в том числе «A Gentle Spirit» (1977), созданная по «Кроткой» английским композитором Джоном Тавенером и ставившаяся шесть лет назад на той же Малой сцене Музтеатра. Около десяти опер создано и по мотивам романа «Идиот». Режиссер Людмила Налетова выбрала для своего оммажа к 200-летию писателя два сюжета, в центре которых женские образы в их сущностных достоевских ипостасях: безымянная Кроткая, выбросившаяся из окна с иконой Богородицы в руках, и неистовая, раздираемая гибельными противоречиями красавица Настасья Филипповна, зарезанная Рогожиным. В спектакле обе героини оказываются внутри одной бездны, одного страшного, «испорченного» мира, с его нездоровыми страстями и лихорадочным гротеском жизни, с его невыносимостью всех отношений, единственным выходом из которых становится смерть — по сути, жертва. Здесь — женская жертва.

    Отрывок из рассказа достоевского для детей

    «Кроткая». Фото: Сергей Родионов

    Пространство спектакля — серое, с бетонного цвета движущимися стенами, скупым антуражем: кресло, стол, конторка. В «Н.Ф.Б.» — кровать с завернутой в саван покойницей Натальей Филипповной, вокзальная скамья. Символические образы — икона Богородицы и изображение «мертвого» Христа на одре с полотна Гольбейна-младшего, потрясшее в свое время Достоевского. Еще — страшный черный шар, который, как Сизиф свой камень, перекатывают по сцене герои. В спектакле нет Петербурга Достоевского, нет городского пейзажа, но есть его «фантастическая и умышленная» среда, есть крупные планы героев, их лихорадочного, больного сознания, надорванного безотрадной, пошлой жизнью. Режиссер работает с артистами «психологически» детально, раскрывая тончайшие нюансы характеров Достоевского, в которых — мука героев от терзающих их противоречий гордыни, отрицания и желания любить, от интуитивного понимания «низкой» сущности жизни, личного греха и невозможности изменить что-то в себе — из гордости и самоуничижения, от страшной тоски, отчужденности или, наоборот, иступляющей страсти.

    Отрывок из рассказа достоевского для детей

    «Н.Ф.Б.» Фото: Сергей Родионов

    «Кроткая», где Людмила Налетова является и автором либретто — 50-минутный монолог героя, полный надрыва и тоски, лихорадки, ужаса от того, что Она, жена, уже мертвая, убившая себя сама, никогда не вернется к нему. Между началом его рассказа и финальным безнадежным криком: «Завтра ее унесут! Что ж я буду!» — тоскливая и несчастная жизнь Его и Ее, их встреча, когда Она приходит заложить завернутую в тряпки икону, их мучительное «чужое» сосуществование, где каждый абсолютно одинок и унижен жизнью. В исполнении Марии Макеевой Она — очаровательная, но уже сломленная всеми предшествующими обстоятельствами особа с противоречивыми реакциями. Ее прежняя жизнь — вульгарный трагический гротеск с мужеподобными «тетками» в чепцах и ухажерами, задирающими ее юбки. С Ним она с какой-то лихорадочной радостью пытается обрести другой мир — с самоваром и чаепитиями, с подобием чувств, но Он — абьюзер с комплексами и обидами на всех и все. Кирилл Матвеев исполняет эту сложнейшую партию-марафон с поразительной естественностью и достоверностью переживания, не снижая ни на мгновение тонус эмоционального напряжения. Здесь невозможно прикрыться ничем, потому что у Достоевского центр конфликта — человек, его внутренние катаклизмы, его ад и рай. В партитуре Алексея Курбатова звучат эти душевные коллизии: взволнованный и печальный монолог трубы, бездны «меди» и ернические танцевальные ритмы, медитативность и потусторонний «птичий щебет» в финале.

    Отрывок из рассказа достоевского для детей

    «Н.Ф.Б.» Фото: Сергей Родионов

    В опере «Н.Ф.Б.» автор либретто Алексей Парин виртуозно втянул колоссальный объем и энергию романа «Идиот» в одну «фигуру» — любовный треугольник Мышкина, Настасьи Филипповны Барашковой и Рогожина, с его жертвенной развязкой — зарезанной Н.Ф.Б. В этом союзе не только страсть, притяжение и противостояние соединяет героев, но и страшный внутренний суд, вечная мука души. Либретто оперы закольцовывает сценическое действие, где точкой отсчета и развязкой оказывается мертвое тело Настасьи Филипповны, лежащее на кровати и завернутое в саван, так же, как частью мира спектакля оказывается гольбейновское «тело» Христа, вытянутое в изображении на стене, искаженное физической мукой, страданием. И частью страдания и бунта Настасьи Филипповны являются молитвы, сопровождающие ее монологи.

    Здесь нет Петербурга Достоевского, но есть его «фантастическая и умышленная» среда

    Действие этого спектакля — реальная «арена» столкновения не только обезумевшего от страсти Рогожина и растерянного от своей сострадательной любви Мышкина, но темных и светлых сил (буквально, Рогожин в черном, а Мышкин — в белом) в самом человеке, подобно борьбе в мире ангелов тьмы и света. К слову, в близком этой интерпретации ключе герои оперы уже трактовались в спектакле «Н.Ф.Б.», поставленном в 1995 году в немецком Локкуме в помещении готического храма. В таком ключе они выписаны и у Владимира Кобекина: вокальный образ Рогожина (Игорь Коростылев) — темный, низкий, «запутанный», исступленный, взрывной. Мышкин (Вадим Волков) поет в «надмирной» контратеноровой тесситуре — экспрессивно, взволнованно, временами так же на грани нервного срыва, как и все участники треугольника, предчувствующие его развязку.

    Настасья Филипповна — поразительная работа Натальи Петрожицкой, буквально врывающейся стремительными шагами, со своей внутренней протестностью на сцену. Ей все вокруг враждебно и ненавистно, кроме Мышкина, к которому она относится как к ребенку, не смея его «осквернить» своими чувствами. Ее Н.Ф.Б. — аристократически точеная, резкая, с графически точной пластикой и каким-то бездонным омутом в голосе, который может звучать отрывисто, светиться теплом, срываться нервной скороговоркой, петь молитву или звучать страшным «демоническим» заклятием на одной ноте в обличении себя — «блудницы». Ее поступки — намеренно провокативные, преследующие одну цель — уйти из жизни, быть убитой, искупить «вину» смертью. Напряжение всех этих коллизий концентрирует огромную энергию в спектакле, которую создает сложнейшая — ритмически, вокально, по средствам оркестрового языка — музыкальная ткань партитуры: точная и впечатляющая работа оркестра под руководством Арифа Дадашева. В финале наступает «катарсис» — не античный, а по Достоевскому: невидимый хор, тихо и твердо поющий из темноты пасхальное «Воскресение твое».

    Кстати

    12 и 13 декабря Лаборатория молодых режиссеров «Круг внимания» (проект Александра Тителя) покажет в МАМТе фрагменты разных опер по Достоевскому.

  • Отрывок из рассказа горе от ума вот тото все вы гордецы
  • Отрывок из рассказа дубровский
  • Отрицательные герои сказок пушкина
  • Отроду не знал как пишется
  • Отрицательный герой в сказке летучий корабль