Житков Борис рассказ «Как я ловил человечков»
Читательский дневник по рассказу «Как я ловил человечков» Бориса Житкова
Автор: Житков Борис Степанович
Название произведения: «Как я ловил человечков»
Число страниц: 10
Главные герои: автор — Боря, бабушка.
Второстепенных героев нет.
Характеристика главных героев:
Боря — честный, послушный мальчик.
Поверил в свою фантазию и чуть не испортил пароход.
Бабушка — добрая, заботливая, но строгая.
Не стала ругать мальчика за испорченный пароход.
Краткое содержание рассказа «Как я ловил человечков»
Когда рассказчик был маленьким мальчиком, он жил у своей бабушки.
На шкафу Боря увидел модель парусника, но бабушка строго запретила её трогать.
Боря дал слово, но постоянно думал о маленьких человечках, которые прячутся в паруснике.
Мальчик пытался выманить человечков хлебом и конфетами, караулил ночами, пытался поймать их по следам.
Но человечки были очень хитрыми и не показывались.
И Боря притворился больным.
Когда бабушка ушла, мальчик стал трясти корабль, а потом выломал палубу.
Но человечков не было.
Мальчик понял, что натворил и спрятался под одеяло.
Он громко рыдал от стыда и раскаяния, когда вернулась бабушка.
План рассказа:
- Чудесный пароходик.
- Обещание.
- Охота на человечков.
- Мнимая болезнь.
- Пустой парусник.
- Слёзы раскаяния.
Детский рисунок-иллюстрация
Главная мысль рассказа «Как я ловил человечков»
Основная мысль автора состоит в том, что каждый человек, неважно маленький или взрослый, должен уметь держать данное слово.
Главная идея рассказа в том, что, нарушив данное обещание, можно оказаться в большой беде.
А уж совесть не даст человеку забыть о таком проступке очень долгое время.
Чему учит рассказ
Рассказ учит быть послушными, слушаться родителей, уметь держать слово и не огорчать близких.
Мальчик Боря нарушил своё слово, не послушался бабушки, и это привело к страшным последствиям.
Он разломал любимый бабушкин кораблик, и испытал муки совести.
Краткий отзыв по рассказу «Как я ловил человечков» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я была поражена тем, к каким необратимым последствиям привело героя его любопытство.
Мальчик Боря разломал кораблик, который очень ценила как память его бабушка.
Хотя сам же обещал даже не прикасаться к кораблику.
Этот рассказ произвёл на меня очень сильное впечатление.
Я поняла, как важно уметь держать данное слово и обуздывать собственное любопытство.
Человек не должен идти на поводу чувств, эмоций, а полагаться на доводы разума.
Но несмотря ни на что, мне очень понравился мальчик Боря.
Да, в этом рассказе он накосячил, но это послужило ему серьёзным уроком.
Он вырос честным и добрым человеком.
А его любопытство помогло Боре достичь немалого в творчестве.
Этот рассказ заставляет задуматься о честности и любопытстве.
О том, чтобы уметь правильно ставить приоритеты, выбирать верные цели.
Я всем рекомендую прочитать этот рассказ, чтобы понять, до чего может довести человека любопытство и необузданная фантазия.
Пословицы к произведению:
- Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
- Гляди глазами, да не тронь руками.
Словарь неизвестных слов:
- Шушукать — тихо разговаривать.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли?
Но они, конечно, примолкли.
Поняли, что я схватил их пароход.
Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши.
Я слез со стола и стал трясти пароходик.
Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются.
Но внутри было тихо.
Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья.
Сидят как приклеенные.
Краткое содержание Как я ловил человечков Житков
Маленький мальчик Боря жил у бабушки. Высоко на полке у неё стоял кораблик, который она очень берегла, этот кораблик был семейной реликвией. Мальчику безумно хотелось посмотреть, что находится внутри кораблика, он думал, что там живут крохотные человечки, размером со спичку. Сначала Боря не спал по ночам, мечтая их увидеть хоть одним глазком. Он и хлеб клал на кораблик, и леденец, пытаясь подкараулить человечков, но у него ничего не вышло.
И тогда мальчик задумал добраться до кораблика и разобрать его. Но тут было одно препятствие: для того, чтобы осуществить этот безумный план, Боря должен был остаться дома один, что, практически, было невозможно, потому что бабушка всегда была дома, а если куда-то уходила, то обязательно брала его с собой. Но мальчика, принявшего решение, было уже не остановить.
Дождавшись момента, когда бабушка засобиралась в гости, мальчик развёл бурную деятельность: он нашёл шерстяные варежки, натёр ими до красноты всё лицо, лёг в постель и сделал больной вид. Бабушка, увидев Борю, забеспокоилась, пообещала зайти в аптеку и ушла.
Опасаясь, что она может вернуться, мальчик выждал некоторое время, потом соскочил с кровати и полез за корабликом. Сначала он его переворачивал, потом принялся трясти, но никаких человечков не было. Тогда он решил оторвать палубу, взял нож, но опять не смог отделить её от корпуса, так как мешали верёвочные лесенки. Пришлось отрезать лесенки. Мальчик думал, что приподнимет палубу, и быстро рукой прихлопнет хоть одного человечка. Подняв палубу, Боря убедился, что человечков нет, и никогда не было, как и скамеечек, которые он видел в своём воображении. Мальчик стал прилаживать палубу на место, но у него ничего не получилось. Тут только Боря понял, что он натворил. Трясущимися руками он поставил раскуроченный кораблик на место, бросился в кровать и горько заплакал.
Этот рассказ говорит о том, что прежде что-то сделать, надо хорошо подумать, какими могут быть последствия.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Житков. Все произведения
Как я ловил человечков. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Сложно однозначно сказать, почему получила такую популярность книга художницы Мариам Петросян. «Дом, в котором…». Это тяжелая история обитателей интерната, имеющих инвалидности.
Эта история относится к интереснейшей форме сказок — фэнтези. Хронологически автор определил отсчёт всех событий от некоторой второй эпохи. Тогда магический народ эльфов умел ковать Кольца власти.
Мальчик Алик в своей жизни сильно боялся милиционеров. Мальчика дома часто запугивали милиционером, когда он вел себя плохо.
В произведении «Свет в августе», созданном писателем Уильямом Фолкнером, повествуется о нравах американского Юга. Лина Гроув – молодая белая женщина, которая ожидала ребёнка. Она озадачена поисками своего любовника.
В произведении описываются события, происходившие в середине прошлого века в небольшом американском городке. В небогатом доме жили отец Аттикус (юрист по образованию) и двое его детей: десятилетний Джим и шестилетняя Джин Луиза
Школьное чтиво
Чему учит рассказ «Как я ловил человечков»
Рассказ учит быть честным, учит сдерживать свои желания. Учит слушаться старших и не огорчать тех, кто нас любит. Учит признавать свою вину. Учит не совершать поступков, которых мы стали бы стыдиться.
Отзыв на рассказ «Как я ловил человечков»
Мне очень понравился этот рассказ, особенно мальчик Боря. Конечно, он поступил нехорошо, он нарушил данное слово, он сломал замечательный пароходик. Но он просто не смог устоять перед искушением. И вина бабушки в этом тоже есть. Она, как взрослый человек, должна была понять, как мальчику хочется взять пароход. А Боря осознал, что натворил, пережил муки совести и больше наверняка не поступал так плохо.
Пословицы к рассказу «Как я ловил человечков»
Давши слово держись, а не давши крепись.
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Честное слово на дороге не валяется.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
В ком стыд, в том и совесть.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Как я ловил человечков»
Маленького Борю отвезли на лето к бабушке. У бабушки на полке стоял прекрасный пароходик, совсем как настоящий, с трубой, мачтами, будочкой с окнами и штурвалом.
Боря очень хотел поиграть с кораблем, но бабушка ему не разрешала, она объяснила, что кораблик дорог ей как память.
Бабушка взяла с мальчика честное слово, что тот не прикоснется к кораблю.
А корабль все больше завораживал Борю. Он долго глядел на него, воображая, какие они, маленькие матросы. Они должны были быть чуть меньше спички и наверняка подглядывали за людьми в окна каюты. А когда никого не было, они гуляли по палубе.
Мальчик стал смотреть на корабль, но человечки не появлялись. Тогда Боря вышел из комнаты и стал подглядывать в щелку. Но человечки были хитрыми и не высовывались.
Тогда мальчик решил подкараулить их ночью и рано отправился спать. Он выпросил у бабушки ночник, говоря, что боится темноты. И устроил в одеяле маленькую щелочку, чтобы смотреть. Боря долго глядел на пароходик и вдруг ему показалось, что что-то там двинулось. Он неловко повернулся и конечно вспугнул человечков. Теперь их ждать было нечего и мальчик с горя уснул.
На следующий день Боря решил выманить человечков конфетой. Он подложил к каюте кусочек леденца и стал смотреть из-под одеяла. Но вскоре уснул, а утром леденца конечно же не было. Человечки его забрали и даже топорик нигде не обронили.
В следующий раз Боря положил хлеба, и снова утром хлеба не оказалось, только несколько крошек валялись на палубе.
Мальчик решил во чтобы ни стало поймать человечков. Поэтому когда бабушка собиралась в гости к старухам, он натер лицо варежкой и лег в кровать. Бабушка потрогала его лоб и велела лежать дома, обещая скоро вернуться и купить малины.
Как только бабушка вышла, Боря бросился к пароходику. Он схватил его и понял, что пароходик железный. Мальчик потряс пароходик и прислушался, но человечки сидели крепко на своих скамейках.
Тогда мальчик взял нож и стал подковыривать палубу. Но подняться палубе мечтали веревочки, которые были натянуты от мачт. Боря не мог остановиться и перерезал веревочки. Потом он откинул палубу и быстро прихлопнул ладошкой. Но внутри пароходика было пусто. Только голые железные стены.
У Бори дрожали руки, когда он приделывал назад палубу. Все становилось как попало, а лесенки болтались. Боря быстро поставил пароходик обратно на полку и щмыгнул в кровать.
Он плакал от стыда и раскаяния, ведь только теперь понял, что натворил.
В этот момент пришла бабушка и стала утешать Борю. Она еще не видела пароходик.
— Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.
— Володичка приехали! — завопила Наталья, вбегая в столовую. — Ах, боже мой!
Вся семья Королевых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: «Бррр!» Мать и тетка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:
— А мы тебя еще вчера ждали! Хорошо доехал? Благополучно? Господи боже мой, да дайте же ему с отцом поздороваться! Что я не отец, что ли?
— Гав! Гав! — ревел басом Милорд, огромный черный пес, стуча хвостом по стенам и по мебели.
Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем; он неподвижно стоял в углу в тени, бросаемой большою лисьей шубой.
— Володичка, а это же кто? — спросила шёпотом мать.
— Ах! — спохватился Володя. — Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас.
— Очень приятно, милости просим! — сказал радостно отец. — Извините, я по-домашнему, без сюртука… Пожалуйте! Наталья, помоги господину Черепицыну раздеться! Господи боже мой, да прогоните эту собаку! Это наказание!
Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломленные шумной встречей и всё еще розовые от холода, сидели за столом и пили чай. Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало на самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чашке. В комнате было тепло, и мальчики чувствовали, как в их озябших телах, не желая уступать друг другу, щекотались тепло и мороз.
— Ну, вот скоро и Рождество! — говорил нараспев отец, крутя из темно-рыжего табаку папиросу. — А давно ли было лето и мать плакала, тебя провожаючи? ан ты и приехал… Время, брат, идет быстро! Ахнуть не успеешь, как старость придет. Господин Чибисов, кушайте, прошу вас, не стесняйтесь! У нас попросту.
Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и ученый человек. Он о чем-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос.
Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Пока сидели за чаем, он обратился к сестрам только раз, да и то с какими-то странными словами. Он указал пальцем на самовар и сказал:
— А в Калифорнии вместо чаю пьют джин.
Он тоже был занят какими-то мыслями и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.
После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался и изредка бросал ножницы на пол, сердясь на них за то, что они тупы. Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала:
— Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?
— Господи боже мой, даже ножниц не дают! — отвечал плачущим голосом Иван Николаич и, откинувшись на спинку стула, принимал позу оскорбленного человека, но через минуту опять восхищался.
В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для елки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.
— Сначала в Пермь… — тихо говорил Чечевицын… — оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.
— А Калифорния? — спросил Володя.
— Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом.
Чечевицын весь день сторонился девочек и глядел на них исподлобья. После вечернего чая случилось, что его минут на пять оставили одного с девочками. Неловко было молчать. Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:
— Вы читали Майн-Рида?
— Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?
Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос, а только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко. Он еще раз поднял глаза на Катю и сказал:
— Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.
Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:
— А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты.
— А что это такое?
— Это вроде муравчиков, только с крыльями. Очень сильно кусаются. Знаете, кто я?
— Господин Чечевицын.
— Нет. Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.
Маша, самая маленькая девочка, поглядела на него, потом на окно, за которым уже наступал вечер, и сказала в раздумье:
— А у нас чечевицу вчера готовили.
Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а всё думал о чем-то, — всё это было загадочно и странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. О, что они узнали! Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже всё готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Они узнали, что мальчикам придется пройти пешком несколько тысяч верст, а по дороге сражаться с тиграми и дикарями, потом до бывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации. Володя и Чечевицын говорили и в увлечении перебивали друг друга. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».
— Ты смотри же, не говори маме, — сказала Катя Соне, отправляясь с ней спать. — Володя привезет нам из Америки золота и слоновой кости, а если ты скажешь маме, то его не пустят.
Накануне сочельника Чечевицын целый день рассматривал карту Азии и что-то записывал, а Володя, томный, пухлый, как укушенный пчелой, угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел. И раз даже в детской он остановился перед иконой, перекрестился и сказал:
— Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!
К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер. Катя и Соня понимали, в чем тут дело, а младшая, Маша, ничего не понимала, решительно ничего, и только при взгляде на Чечевицына задумывалась и говорила со вздохом:
— Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу.
Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери.
— Так ты не поедешь? — сердито спрашивал Чечевицын. — Говори: не поедешь?
— Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко.
— Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил.
— Я… я не струсил, а мне… мне маму жалко.
— Ты говори: поедешь или нет?
— Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.
— В таком случае я сам поеду! — решил Чечевицын. — И без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны!
Володя заплакал так горько, что сестры не выдержали и тоже тихо заплакали. Наступила тишина.
— Так ты не поедешь? — еще раз спросил Чечевицын.
— По… поеду.
— Так одевайся!
И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры.
И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев.
Когда девочки вернулись к себе и одевались, Катя с глазами полными слез сказала:
— Ах, мне так страшно!
До двух часов, когда сели обедать, всё было тихо, но за обедом вдруг оказалось, что мальчиков нет дома. Послали в людскую, в конюшню, во флигель к приказчику — там их не было. Послали в деревню — и там не нашли. И чай потом тоже пили без мальчиков, а когда садились ужинать, мамаша очень беспокоилась, даже плакала. А ночью опять ходили в деревню, искали, ходили с фонарями на реку. Боже, какая поднялась суматоха!
На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала.
Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.
— Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.
— Володичка приехали! — завопила Наталья, вбегая в столовую.
И Милорд залаял басом: «Гав! гав!» Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и всё спрашивали, где продается порох). Володя, как вошел в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Девочки, дрожа, с ужасом думали о том, что теперь будет, слышали, как папаша повел Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними; и мамаша тоже говорила и плакала.
— Разве это так можно? — убеждал папаша. — Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Нехорошо-с! Вы зачинщик, и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно! Вы где ночевали?
— На вокзале! — гордо ответил Чечевицын.
Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе. Послали куда-то телеграмму и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына.
Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти:
«Монтигомо Ястребиный Коготь».
Просмотрено:
247
ÐнижнÑе ÑÑазÑ, воÑедÑие в ÑеÑÑ
26.03.2021
/
РедакÑиÑ
Ð ÑÑÑкий ÑзÑк необÑÑайно Ð±Ð¾Ð³Ð°Ñ Ð¾Ð±ÑазнÑми вÑÑажениÑми, позволÑÑÑими инÑеÑеÑно вÑÑазиÑÑ Ð»ÑбÑÑ Ð¼ÑÑлÑ. Ðногие из Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑное пÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ðµ, пÑиÑли в ÑÑÑнÑÑ ÑеÑÑ Ð¸Ð· книг. Ðе вÑегда говоÑÑÑие знаÑÑ Ð¸ÑÑоÑÐ¸Ñ ÑпоÑÑеблÑемÑÑ Ð¸Ð¼Ð¸ ÑÑаз. ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð²Ð¾ÑполниÑÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð¿Ñобел, Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑмÑÑл познакомиÑÑÑÑ Ñ Ð¿ÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ некоÑоÑÑÑ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑнÑÑ ÑÑÐºÐ¸Ñ Ð²ÑÑажений.
ÐедленнÑм Ñагом, Ñобким зигзагом
ÐÑÐ¾Ñ ÑÑазеологизм, ÑпоÑÑеблÑемÑй иÑониÑеÑки по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº неÑеÑиÑелÑнÑм лÑдÑм, ÑвлÑеÑÑÑ ÑиÑаÑой из ÑаÑиÑиÑеÑкого ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Â«Ðимн новейÑего ÑÑÑÑкого ÑоÑиалиÑÑа», опÑбликованного в 1901 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ð´ именем ÐаÑÑиÑÑа ТÑпоÑÑлова. Такой пÑевдоним ноÑил извеÑÑнÑй в ÑеволÑÑионной ÑÑеде ÑоÑиалиÑÑ Ð. ÐаÑÑов, впоÑледÑÑвии один из идейнÑÑ Ð¿ÑоÑивников Ðенина. ÐÐ¾Ñ ÐºÐ°Ðº звÑÑала ÑÑÑоÑа ÑÑого ÑоÑинениÑ:
— ÐедленнÑм Ñагом,
Робким зигзагом,
Ðе ÑвлекаÑÑÑ,
ÐÑиÑпоÑоблÑÑÑÑ,
ÐÑли возможно,
То оÑÑоÑожно,
ТиÑе впеÑÑд,
РабоÑий наÑод!
СÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑение бÑло напиÑано в Ñ Ð¾Ð´Ðµ полемики Ñ Ñеми, кÑо опаÑалÑÑ ÑеволÑÑионнÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий и пÑедпоÑиÑал оÑÑоÑожное движение к ÑлÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸.
Ðак Ñ Ð¾ÑоÑи, как Ñвежи бÑли ÑозÑâ¦
ÐÑÑлаÑÐ°Ñ ÑÑаза воÑла в ÑеÑевое ÑпоÑÑебление из ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑа Ðвана ÐÑÑлева «РозÑ»(1844г.). ÐолÑÑила попÑлÑÑноÑÑÑ, когда Ðван ТÑÑгенев повÑоÑил ÐµÑ Ð² ÑвоÑм ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑении в пÑозе Ñ Ñем же названием. Тема ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑениÑ — гÑÑÑÑÑ Ð¾ пÑоÑедÑей молодоÑÑи. РТÑеÑÑÑковÑкой галеÑее Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ ÑкÑлÑпÑÑÑа Ð. ÐеклемиÑева «Ðак Ñ Ð¾ÑоÑи, как Ñвежи бÑли ÑозÑ», пÑедÑÑавлÑÑÑÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÑÑ Ð¶ÐµÐ½ÑинÑ, ÑидÑÑÑÑ Ð² задÑмÑивоÑÑи Ñ Ñозой на ÑÑÐºÐ°Ñ .
СейÑÐ°Ñ ÑÑа ÑÑаза ÑпоÑÑеблÑеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº воÑпоминание о ÑÑм-Ñо ÑадоÑÑном, бÑвÑем в пÑоÑлом.
Ðзбави бог и Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñ ÑÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑÑдей
ЦиÑаÑа из баÑни Ðвана ÐÑÑлова «ÐÑÑл и Соловей» (1811 г.). ÐÑÑл, ÑÑлÑÑав пение СоловÑÑ, вÑÑказал ÑÐ²Ð¾Ñ ÑÑждение о нÑм:
— â¦ÑÑÑавÑÑÑ Ð² Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ Ð»Ð±Ð¾Ð¼,
«ÐзÑÑдно, — говоÑиÑ,- СказаÑÑ Ð½Ðµ ложно,
Ð¢ÐµÐ±Ñ Ð±ÐµÐ· ÑкÑки ÑлÑÑаÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾;
РжалÑ, ÑÑо незнаком
Ð¢Ñ Ñ Ð½Ð°Ñим пеÑÑÑ Ð¾Ð¼:
ÐÑÑ Ð± ÑÑ Ð±Ð¾Ð»Ðµ навоÑÑÑилÑÑ,
Ðогда Ð±Ñ Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ немножко поÑÑилÑÑ».
УÑлÑÑа ÑÑд Ñакой, мой беднÑй Соловей
ÐÑпоÑÑ Ð½Ñл и — полеÑел за ÑÑидевÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ¹.
Ðзбави бог и Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñ ÑÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑÑдей.
ФÑаза вÑÑÐ¼ÐµÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð½ÐµÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÐµÑенÑнÑе ÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ ÑвоÑÑеÑÑве невежеÑÑвеннÑÑ ÐºÑиÑиков.
РдобÑÑ Ð¸ Ð·Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑдно ÑавнодÑÑнÑ
ЦиÑаÑа из ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¸Ð»Ð° ÐеÑмонÑова «ÐÑма» (1839г.). РпÑоизведении оÑÑждаÑÑÑÑ ÑовÑеменники поÑÑа, ÑÑÑаÑивÑие ÑпоÑобноÑÑи к акÑивной обÑеÑÑвенной деÑÑелÑноÑÑи в ÑÑловиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкой ÑеакÑии. Ð ÑовÑеменном ÑеÑевом ÑпоÑÑеблении Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð²Ð°ÑианÑ: добÑÑ Ð¸ Ð·Ð»Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ ÑавнодÑÑно. Так говоÑÑÑ Ð¾ паÑÑивнÑÑ Ð»ÑдÑÑ , не ÑÑаÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð² полезнÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð°Ñ Ð¸ занÑÑÑÑ ÑолÑко Ñвоей лиÑной жизнÑÑ.
ÐазÑннÑй пиÑог. ÐиÑог Ñ ÐºÐ°Ð·Ñнной наÑинкой
ÐвÑÐ¾Ñ ÑÑÐ¸Ñ ÑÑаз  — великий пиÑаÑелÑ-ÑаÑиÑик ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¸Ð» СалÑÑков-ЩедÑин. Ðн ÑпоÑÑеблÑл Ð¸Ñ Ð² неÑколÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑоизведениÑÑ Ð² знаÑении гоÑÑдаÑÑÑвенного имÑÑеÑÑва, коÑоÑое незаконно пÑиÑваиваÑÑ Ñиновники. «УÑвал кÑÑок казÑнного пиÑога и пÑоваливай» («Ðа ÑÑбежом»,1880г.) «ÐÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ñ ÑоÑванÑов, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð½Ð° ÑзÑке «гоÑÑдаÑÑÑво», а в мÑÑлÑÑ Ð¿Ð¸Ñог Ñ ÐºÐ°Ð·Ñнной наÑинкоÑ» («ÐÑÑглÑй год»). «â¦Ð»Ð¾Ð²ÐºÐ°Ñи-ÑаÑкенÑÑÑ, оÑведÑваÑÑие оÑеÑеÑÑвенного пиÑога!» («ÐоÑпода-ÑаÑкенÑÑÑ»). ÐÑи ÑÑÐ°Ð·Ñ ÑÑÐ°Ð·Ñ ÑÑали кÑÑлаÑÑми, о ÑÑм ÑвидеÑелÑÑÑвÑÐµÑ Ð¾ÑÑÑвок из ÑаÑÑказа Ð. Ð§ÐµÑ Ð¾Ð²Ð° «Ðена»: «Я знал, ÑÑо ÑÑи ÑÑÑеждениÑ, пÑиÑоÑавÑиеÑÑ Ðº земÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¸ казÑÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¸ÑогÑ, каждÑй Ð´ÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÑжали Ñвои ÑÑÑ Ð½Ð°Ð³Ð¾Ñове, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑиÑоÑаÑÑÑÑ Ðº какомÑ-нибÑÐ´Ñ ÑÑеÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¸ÑогÑ».
ÐкÑÑалÑноÑÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½ÑÑ ÑÑаз, оÑевидно, не ÑÑÑаÑиваеÑÑÑ Ñ ÑеÑением вÑемени.
ÐнÑÑ, где не ÑеÑл
ФÑаза вÑÑÑеÑаеÑÑÑ Ð² Ñказке ÐеÑÑа ÐÑÑова «ÐонÑк-гоÑбÑнок»:
— ÐиÑÑ, ÑÑо ÑÑаÑÑй Ñ Ñен заÑеÑл:
ХоÑÐµÑ Ð¶Ð°ÑÑ Ñам, где не ÑеÑл, —
Ðолно, лаком болÑно ÑÑал.
ÐÑÑажение воÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº ÑекÑÑÑ ÐµÐ²Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»Ð¸Ñ: «â¦Ð±ÐµÑÑÑÑ, Ñего не клал, и жнÑÑÑ, Ñего не ÑеÑл» (евангелие Ð¾Ñ ÐÑки,19,21). Ревангелие ÑÑаза могла попаÑÑÑ Ð¸Ð· гÑеÑеÑкой поговоÑки  «ÐаÑÑ ÑÑжÑÑ Ð¶Ð°ÑвÑ». Так говоÑÑÑ Ð² пеÑеноÑном ÑмÑÑле о недобÑоÑовеÑÑнÑÑ Ð»ÑдÑÑ , полÑзÑÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð°Ð¼Ð¸ ÑÑжого ÑÑÑда.
ÐавиÑалÑнÑе идеи
ÐÑÑажение впеÑвÑе ÑпоÑÑебил ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐÑибоедов в знамениÑой комедии «ÐоÑе Ð¾Ñ Ñма» (1824г.). Слова ФамÑÑова, обÑаÑÑннÑе к ЧаÑкомÑ:
— Ðожало-ÑÑа, пÑи нÑм не ÑпоÑÑ ÑÑ Ð²ÐºÑÐ¸Ð²Ñ Ð¸ вкоÑÑ,
РзавиÑалÑнÑе идеи бÑоÑÑ. ( д.2.Ñвл.3)
ÐеÑвонаÑалÑно ÑÑаза оÑÑждала полиÑиÑеÑкое волÑнодÑмÑÑво, а заÑем пÑиобÑела более ÑиÑокое знаÑение. ÐÑ Ð¸ÑполÑзовали и дÑÑгие пиÑаÑели. Так, в пÑеÑе Ð. ÐÑÑÑовÑкого «ÐÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ðµ меÑÑо» один пеÑÑонаж ÑовеÑÑÐµÑ ÑеÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ ÐадовÑ:
— ÐÐ¾Ñ ÑÑо Ñ Ñебе ÑовеÑÑÑ Ð² поÑледний Ñаз: ÑкÑоÑи немного Ñвой Ñ Ð°ÑакÑеÑ, бÑоÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑалÑнÑе идеи, глÑпо ведÑ, ÑлÑжи, как ÑлÑÐ¶Ð°Ñ Ð²Ñе поÑÑдоÑнÑе лÑди, Ñо еÑÑÑ Ð³Ð»Ñди на Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¸ на ÑлÑÐ¶Ð±Ñ Ð¿ÑакÑиÑеÑки». Ð ÑовÑеменной ÑеÑи Ñак назÑваÑÑ Ð»ÑбÑе неоÑноваÑелÑнÑе и неÑеÑÑÑзнÑе мнениÑ.
РдÑм ÐÑеÑеÑÑва нам Ñладок и пÑиÑÑен
ÐÑа ÑÑаза Ñоже воÑла в ÑеÑевое ÑпоÑÑебление из «ÐоÑе Ð¾Ñ Ñма». ÐÑ Ð¿ÑоизноÑÐ¸Ñ Ð§Ð°Ñкий, веÑнÑвÑийÑÑ Ð½Ð° ÑÐ¾Ð´Ð¸Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ñле пÑÑеÑеÑÑвиÑ:
— ÐпÑÑÑ ÑвидеÑÑ Ð¸Ñ Ð¼Ð½Ðµ ÑÑждено ÑÑдÑбой!
ÐиÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ надоеÑÑ, и в ком не ÑÑÑеÑÑ Ð¿ÑÑен?
Ðогда ж поÑÑÑанÑÑвÑеÑÑ, воÑоÑиÑÑÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð¾Ð¹,
РдÑм оÑеÑеÑÑва нам Ñладок и пÑиÑÑен.
ФÑаза бÑла заимÑÑвована ÐÑибоедовÑм из ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð. ÐеÑжавина «ÐÑÑа»(1798г.), где она звÑÑала Ñак:
— Ðила нам добÑа веÑÑÑ Ð¾ наÑей ÑÑоÑоне:
ÐÑеÑеÑÑва и дÑм нам Ñладок и пÑиÑÑен.
Ðднако и ÐеÑжавин иÑполÑзовал в ÑвоÑм ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑении лаÑинÑкÑÑ ÑÑÐ°Ð·Ñ Â«Et fumus patrie dulcis» (РдÑм оÑеÑеÑÑва Ñладок), коÑоÑÐ°Ñ Ð±Ñла опÑбликована в каÑеÑÑве ÑпигÑаÑа в жÑÑнале «РоÑÑийÑкий мÑзеÑм»(1792-1794). УÑÑановлено, ÑÑо ÑÑаза воÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº ÑекÑÑÑ Ð³Ð¾Ð¼ÐµÑовÑкого ÑпоÑа «ÐдиÑÑеÑ». ÐимÑа ÐалипÑо пÑÑаеÑÑÑ ÑдеÑжаÑÑ ÐдиÑÑÐµÑ Ð½Ð° ÑвоÑм оÑÑÑове лаÑковÑми ÑеÑами, но Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ «ÑладоÑÑна Ñама ÑмеÑÑÑ, лиÑÑ Ð±Ñ ÑолÑко в Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð´Ñма, ÑбегаÑÑего Ñ ÐºÑÐ¾Ð²ÐµÐ»Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑодинÑ». РимÑкий поÑÑ Ðвидий ÑиÑиÑÑÐµÑ ÑÑи ÑÑÑоки в ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Â«ÐонÑийÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑланиÑÑ Â»: «Ðодобно ÐдиÑÑеÑ, он Â«Ð¶Ð°Ð¶Ð´ÐµÑ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð²Ð¸Ð´ÐµÑÑ Ñ Ð¾ÑÑ Ð´Ñм Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвеннÑÑ Ð¾Ñагов. Ð Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ Ð²Ð»ÐµÑÑÑ Ðº Ñебе Ñеловека, пленив его какоÑ-Ñо невÑÑÐ°Ð·Ð¸Ð¼Ð¾Ñ ÑладоÑÑÑÑ, и не допÑÑÐºÐ°ÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ забÑÑÑ Ð¾ Ñебе». ÐеÑоÑÑно, из ÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð² ÐÐ²Ð¸Ð´Ð¸Ñ Ð¸ возникла ÑпомÑнÑÑÐ°Ñ Ð»Ð°ÑинÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾ÑловиÑа. Ðднако, извеÑÑна и дÑÑÐ³Ð°Ñ ÑÑакÑовка Ñой мÑÑли, ÑÑо положена в оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑной ÑÑазÑ. ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐаÑковÑкий в поÑме «ХоÑоÑо!» пÑедложил ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¿ÑоÑÑение ÑÑого вÑÑажениÑ:
— ЧÑо Ð²Ñ Ð·Ð½Ð°Ð»Ð¸, кÑоме Ñ Ð»ÐµÐ±Ð° и водÑ,
С ÑÑÑдом пеÑебиваÑÑÑ Ñо Ð´Ð½Ñ Ð½Ð° денÑ!
Такого оÑеÑеÑÑва
Такой дÑм
Разве Ñж
ÐаÑÑолÑко пÑиÑÑен?
ÐаждÑй Ñеловек Ñам впÑаве ÑеÑиÑÑ, какой ÑмÑÑл извеÑÑной ÑÑÐ°Ð·Ñ ÐµÐ¼Ñ Ð±Ð»Ð¸Ð¶ÐµÂ — пÑÑмой, воÑÑ Ð¾Ð´ÑÑий к ÐомеÑÑ Ð¸ ÐвидиÑ, или пеÑеноÑнÑй, иÑониÑеÑкий. Ðо вÑÑазиÑелÑноÑÑÑ ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¾Ð±ÐµÑпеÑила ей долгÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð² ÑзÑке.
Ðак белка в колеÑе
ÐÑа ÑиÑоко извеÑÑÐ½Ð°Ñ ÑÑаза пÑиÑла из баÑни Ð. ÐÑÑлова «Ðелка» (1833г.). СÑÑоÑа ,из коÑоÑой она взÑÑа, звÑÑÐ¸Ñ Ñак:
— ÐоÑмоÑÑиÑÑ Ð½Ð° делÑÑа иного:
ХлопоÑеÑ, меÑеÑÑÑ, ÐµÐ¼Ñ Ð´Ð¸Ð²ÑÑÑÑ Ð²Ñе;
Ðн, кажеÑÑÑ, из кожи ÑвÑÑÑÑ,
Ðа ÑолÑко вÑÑ Ð²Ð¿ÐµÑÑд не подаÑÑÑÑ,
Ðак белка в колеÑе.
ÐÑÑажение, ознаÑаÑÑее ÑÑеÑливÑÑ Ð¸ беÑполезнÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ, ÑÑало ÑÑазеологизмом вÑкоÑе поÑле поÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ð°Ñни. Ðно ÑпоÑÑеблÑеÑÑÑ, в ÑаÑÑноÑÑи, в ÑаÑÑказе Ð. Ð§ÐµÑ Ð¾Ð²Ð° «РлÑбви»: « â¦Ð¶Ð¸Ð²Ñ в деÑевне, веÑÑÑÑÑ, как белка в колеÑе, много ÑабоÑаÑ, но вÑегда без гÑоÑа».
ÐнÑÑ Ñж неÑ, а Ñе далеÑе,
Ðак Сади некогда Ñказал.
ЦиÑаÑа из Ñомана Ð. ÐÑÑкина «Ðвгений Ðнегин» (гл.8,51). РнаÑÑ ÑеÑÑ Ð²Ð¾Ñла пеÑÐ²Ð°Ñ ÑÑÑока ÑÑой ÑÑазÑ, Ñо знаÑением гоÑÑкой ÑÑÑаÑÑ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ñ Ð»Ñдей. ÐпеÑвÑе ÐÑÑкин ÑпоÑÑебил ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð´Ñевнего пеÑÑидÑкого поÑÑа Саади (1203â1291гг.) в каÑеÑÑве ÑпигÑаÑа к поÑме «ÐÐ°Ñ ÑиÑаÑайÑкий ÑонÑан»(1824г.): «Ðногие Ñак же, как и Ñ, поÑеÑали Ñей ÑонÑан; но инÑÑ Ñже неÑ, дÑÑгие ÑÑÑанÑÑвÑÑÑ Ð´Ð°Ð»ÐµÑе». РпеÑиод ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ñоизведений ÐÑÑкина пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¡Ð°Ð°Ð´Ð¸ еÑÑ Ð½Ðµ бÑли пеÑÐµÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ñ Ð½Ð° ÑÑÑÑкий ÑзÑк. Ðо поÑÑ Ð¼Ð¾Ð³ ÑзнаÑÑ ÑÑÑ ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¸Ð· Ñомана английÑкого пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¢Ð¾Ð¼Ð°Ñа ÐÑÑа «Ðалла-Ð Ñк», где еÑÑÑ ÑÐ°ÐºÐ°Ñ ÑÑаза Саади: «Ðногие, как Ñ, ÑозеÑÑали ÑÑÐ¾Ñ ÑонÑан, но они ÑÑли, и глаза Ð¸Ñ Ð·Ð°ÐºÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð²ÐµÐºÐ¸Â». ÐлагодаÑÑ Ñвоей вÑÑазиÑелÑноÑÑи, ÑиÑаÑа ÐÑÑкина ÑÑала кÑÑлаÑой ÑÑазой.
ÐÑÑÑ Ñпоение в боÑ
Ð Ð±ÐµÐ·Ð´Ð½Ñ Ð¼ÑаÑной на кÑаÑ.
ÐÑо ÑиÑаÑа из маленÑкой ÑÑагедии Ð. ÐÑÑкина «ÐÐ¸Ñ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ ÑÑмÑ» (1832г.), Ñлова пÑедÑедаÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¸Ñа во вÑÐµÐ¼Ñ ÑÑмной Ñпидемии в Ðнглии. Ð ÑеÑи ÑпоÑÑеблÑеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº пÑизнание Ñого, ÑÑо и в Ñамой Ñложной ÑиÑÑаÑии можно иÑпÑÑаÑÑ ÑилÑное ÑвлеÑение, ÑÑÑаÑÑÑ. ХоÑоÑо Ñказал об ÑÑом Ðиколай ÐекÑаÑов в оÑеÑке «ÐеÑеÑбÑÑг и пеÑеÑбÑÑгÑкие даÑи»: «ÐÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð½Ðµ бÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÑÑаÑÑей в ÑеловеÑеÑком ÑеÑдÑе, и Ñего не могÑÑ Ð¾Ð½Ð¸ ÑделаÑÑ Ð¸Ð· Ñеловека?
— ÐÑÑÑ Ñпоение в боÑ
РмÑаÑной Ð±ÐµÐ·Ð´Ð½Ñ Ð½Ð° кÑаÑ.
ÐÑÑÑ Ñпоение в ÑеÑÑи и доблеÑÑи, в лÑбви, в богаÑÑÑве, в ниÑеÑе полÑнагой и голодной».
ÐÑиÑе женÑинÑ
ÐÑо кÑÑлаÑое вÑÑажение ÑпоÑÑеблÑеÑÑÑ, когда Ñ Ð¾ÑÑÑ ÑказаÑÑ, ÑÑо виновниÑей какого-Ñо пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¶ÐµÐ½Ñина. Ðго ввÑл в ÑеÑевой обоÑÐ¾Ñ ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐÑма-оÑÐµÑ Ð² Ñомане «Ðогикане ÐаÑижа», пеÑеделанном в одноименнÑÑ Ð¿ÑеÑÑ (1864г.). ÐÑи Ñлова в ÑказаннÑÑ ÑоÑинениÑÑ Ð¿ÑоизноÑÐ¸Ñ ÐºÐ°Ðº поговоÑÐºÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑейÑкий Ñиновник. Ðо Ñже Ñ ÑимÑкого поÑÑа Ювенала (1 век н.Ñ.) в 6-й ÑаÑиÑе еÑÑÑ ÑÐ°ÐºÐ°Ñ ÑÑаза: «Ðдва ли найдÑÑÑÑ ÑÑжба, в коÑоÑой пÑиÑиной ÑÑоÑÑ Ð½Ðµ бÑла Ð±Ñ Ð¶ÐµÐ½Ñина». Ð Ñомане Ð. ТÑÑгенева «РÑдин» пеÑÑонаж ÐигаÑов по Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð»Ñбого неÑÑаÑÑÑÑ ÑпÑаÑивал: «Ðак ÐµÑ Ð·Ð¾Ð²ÑÑ?», Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð² Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð¶ÐµÐ½ÑÐ¸Ð½Ñ ÐºÐ°Ðº пÑиÑÐ¸Ð½Ñ ÑлÑÑивÑегоÑÑ. Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑÑаза пÑиобÑела ÑÑÑоÑное знаÑение.
ÐоÑолÑ-Ñо голÑй
ФÑаза ÑÑала кÑÑлаÑой поÑле пÑбликаÑии Ñказки Ð-Ð¥. ÐндеÑÑена «Ðовое плаÑÑе коÑолÑ» (1837г.). Ð ÑÑом ÑоÑинении два плÑÑа обеÑали ÑÑиÑÑ Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾ÑÐ¾Ð»Ñ Ð¿Ð»Ð°ÑÑе из ÑонÑайÑей Ñкани, коÑоÑÑÑ Ð½Ðµ видÑÑ ÑолÑко дÑÑаки и Ñе, кÑо Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÑÑжое меÑÑо. Ðогда коÑÐ¾Ð»Ñ Â«Ð½Ð°Ð´ÐµÐ»Â» ÑÑо ÑÑдеÑное плаÑÑе, ни он, ни пÑидвоÑнÑе не Ñвидели никакой Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð° нÑм, но не ÑеÑилиÑÑ ÑÑо пÑизнаÑÑ Ð²ÑлÑÑ , ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ оказаÑÑÑÑ Ð´ÑÑаками. Ðни ÑÑали пÑиÑвоÑно воÑÑ Ð¸ÑаÑÑÑÑ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑаÑелÑнÑм плаÑÑем. ÐоÑÐ¾Ð»Ñ Ð¾ÑпÑавилÑÑ Ð² гоÑод во главе ÑоÑжеÑÑвенной пÑоÑеÑÑии, и вÑе, кÑо его видел, Ñоже ÑалÑÑиво воÑÑ Ð¸ÑалиÑÑ ÐºÑаÑоÑой невидимого плаÑÑÑ, Ð·Ð½Ð°Ñ Ð¾ его волÑебном ÑвойÑÑве. ТолÑко маленÑкий малÑÑик оÑкÑовенно закÑиÑал: «СмоÑÑиÑе, коÑолÑ-Ñо ÑовÑем голÑй!» Ð Ñогда вÑем ÑÑало ÑÑно, ÑÑо моÑенники Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ð¼Ð°Ð½Ñли. ÐÑÑажение ÑпоÑÑеблÑеÑÑÑ, когда ниÑпÑовеÑгаÑÑ Ð¼Ð½Ð¸Ð¼Ñе авÑоÑиÑеÑÑ, неÑоÑÑоÑÑелÑнÑе ÑеоÑии.
ÐÑгкоÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±ÑÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð² мÑÑлÑÑ
ФÑаза из комедии Ð. ÐÐ¾Ð³Ð¾Ð»Ñ Â«Ð ÐµÐ²Ð¸Ð·Ð¾Ñ», Ñлова Ñ Ð²Ð°ÑÑливого ХлеÑÑакова (д.3,Ñвл.6): «РвÑÑ ÑлÑÑаем: Ñ Ð½Ðµ Ñ Ð¾Ñел пиÑаÑÑ, но ÑеаÑÑалÑÐ½Ð°Ñ Ð´Ð¸ÑекÑÐ¸Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑ: «ÐожалÑйÑÑа, бÑаÑеÑ, напиÑи ÑÑо-нибÑдÑ». ÐÑÐ¼Ð°Ñ Ñебе: пожалÑй, изволÑ, бÑаÑеÑ! Ð ÑÑÑ Ð¶Ðµ в один веÑеÑ, кажеÑÑÑ, вÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¸Ñал, вÑÐµÑ Ð¸Ð·Ñмил. У Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð»ÑгкоÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±ÑÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð² мÑÑлÑÑ Â». ÐÑÑлаÑÐ°Ñ ÑÑаза ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¾ÑÑÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑнов, вÑÑнов и вÑÐµÑ , кÑо бездоказаÑелÑно ÑÑвеÑÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ Ñвои мнениÑ.
Ðови моменÑ
ÐÑÑ ÐºÑÑлаÑÑÑ ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¿ÑипиÑÑваÑÑ ÑимÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑ ÐоÑаÑиÑ, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого в 1-й оде еÑÑÑ Ð²ÑÑажение carpe diem,ÑÑо ознаÑÐ°ÐµÑ Â«Ð¿Ð¾Ð»ÑзÑйÑÑ Ð´Ð½Ñм, ÑдаÑнÑм ÑлÑÑаем». Ð ÑÑом знаÑении оно и воÑло в ÑиÑокое ÑеÑевое ÑпоÑÑебление, поÑколÑÐºÑ ÑдаÑное ÑÑеÑение обÑÑоÑÑелÑÑÑв бÑÑÑÑо пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ.
Ðаг и волÑебник
ÐÑÑоÑник ÑÑазÑ —Â ÐºÐ¾Ð¼ÐµÐ´Ð¸Ñ ÐлекÑандÑа СÑÑ Ð¾Ð²Ð¾-ÐобÑлина «СвадÑба ÐÑеÑинÑкого» (на ÑÑене поÑÑавлена в 1855 годÑ). ШÑÐ»ÐµÑ Ð Ð°ÑплÑев Ñ Ð²Ð¾ÑÑ Ð¸Ñением говоÑÐ¸Ñ Ð¾Ð± аванÑÑÑиÑÑе ÐÑеÑинÑком: Ðаполеон, говоÑÑ, Ðаполеон! Ðеликий богаÑÑÑÑ, маг и волÑебник!» (д.3,Ñвл.1). С ÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñ Ñак ÑÑали говоÑиÑÑ Ð¾ Ð»Ð¾Ð²ÐºÐ¸Ñ Ð»ÑдÑÑ , бÑÑÑÑо добиваÑÑÐ¸Ñ ÑÑ ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð°, а Ñакже плÑÑÐ°Ñ Ð¸ моÑÐµÐ½Ð½Ð¸ÐºÐ°Ñ .
ÐÑÑг подобнÑÑ ÐºÑÑлаÑÑÑ ÑÑаз, пÑиÑедÑÐ¸Ñ Ð¸Ð· лиÑеÑаÑÑÑнÑÑ Ð¿Ñоизведений, оÑÐµÐ½Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸Ðº. СÑиÑаÑÑ, ÑÑо каждÑй наÑÑоÑÑий пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ñмог ввеÑÑи в ÑеÑевой обоÑÐ¾Ñ Ñ Ð¾ÑÑ Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑÑазÑ. Ркак же бÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑвлекаÑелÑно вÑÑÑеÑиÑÑ Ð¸Ñ Ð² ÑекÑÑÐ°Ñ Ð»ÑбимÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³!
ÐÑкадий Цоглин
г. СаÑаÑов
Государственное автономное профессиональное учреждение Саратовской области «Саратовский областной педагогический колледж»
Конспект урока чтения
На тему: Рассказ А.П. Чехова «Ванька»
Выполнила студентка 30 группы
Специальности: Преподавание в начальных классах
Белякова Ирина
Методист: Русина Т.В. ______
Учитель: Перепросова В.К.____________
Оценка__________
Саратов, 2020 г.
Тема: А. П. Чехов «Ванька». Изобразить жизнь и внутренний мир мальчика, героя рассказа.
Тип урока: изучение рассказа
Цель: создать условия для знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька». Изобразить жизнь и внутренний мир мальчика, героя рассказа.
Задачи:
-формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения:
-Учить выделять главное; анализировать текст, выражать собственные мысли, рассуждать; видеть идею, смысл; совершенствовать умение работать с иллюстрациями и цитатами рассказа.
-повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
-знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
-развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;
-воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности
Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, парная
Оборудование: презентация, учебник.
Ход урока.
1.Организационный момент
-Здравствуйте! Меня зовут Ирина Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
2. Вступительная беседа
— Ребята, скажите, пожалуйста, мы можем оставаться к равнодушными к чужой беде? А почему нельзя? (Оставаться равнодушным нельзя, потому что людям нужно помогать, ведь когда-нибудь и тебе может понадобиться помощь. Нужно уметь сочувствовать, сопереживать, пытаться помочь)
— Как вы думаете, все ли всегда помогают другим людям? (не всегда люди могут помочь другому человеку в беде). Во всех ли ситуациях человеку можно помочь? (Нет, не всегда человеку можно помочь)
Когда-то давным-давно детей использовали, как рабочую силу. Дети этого поколения были лишены самого главного – детства. В те годы Россия переживала нищету и разруху. Родители были вынуждены отдавать своих детей в обучение к сапожникам, портным, плотникам, в чужой дом. Как вы думаете, а почему родители отдавали своих детей?
— Верно, для родителей было главным, что их ребенок будет сыт, обучен и даже немного подзаработает. Но часто случалось, что хозяева обращались с ребенком весьма жестоко, особенно если ребенок был сирота, то жизнь его была тяжела, ведь никто не мог встать на его защиту.
— О жизни одного из таких детей повествуется в рассказе «Ванька».
— Написал это произведение Антон Павлович Чехов.
— Скажите, встречались ли вы раньше с произведениями данного писателя? (ответ учащихся)
3. Сообщение о А.П.Чехове
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.
После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.
Пьесы Чехова “Чайка, “Вишнёвый сад”, “Три сестры”, “Дядя Ваня” и сегодня ставятся в разных театрах мира.
4. Словарная работа
Цель: Ознакомить учащихся с незнакомыми словами.
Ребята, прежде чем, мы начнём читать, давайте разберем незнакомые слова.
заутреня – ранняя служба в церкви
клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом
кучер, ямщик – работник, который правит лошадьми;
подпасок – мальчик, помогающий пастуху;
шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут
ледник – погреб, холодное место для хранения продуктов;
выволочка – наказание;
5. Первичное восприятие текста.
-Ребята, откройте учебник страница 23. Приступим к чтению текста.
Я начну читать текст. Ваша задача- как только я остановлюсь, продолжит тот, кого я спрошу.
-С каким настроением вы читали этот рассказ? Менялось ли оно? Когда и почему?
— Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет? ( 9- летний мальчик – сирота, Ванька Жуков, отданный в ученье к сапожнику ).
6.Физкультминутка
7.Вторичное восприятие текста.
— Я вам буду задавать вопросы, а вы эти ответы должны будете найти в тексте и зачитать.
1. Какая была жизнь Ваньки в деревне и в городе? Где он был счастлив и почему?
2..Прочитайте, как жилось ему у сапожника?
3.. Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)
4. Какие исторические факты мы узнали из этого отрывка? (Москва в 19 веке была большим городом, дома были очень добротные, как выражается Ванька «господские», на улицах можно было увидеть много лошадей, много магазинов, которые назывались лавками, собаки бегали по улицам).
5. Найдите отрывок о том, как и когда Ванька собирался писать письмо(Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на тёмный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. )
8.. Кому писал письмо Ванька? (Ванька писал письмо дедушке).
— Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? (Милый дедушка, Константин Макарыч!)
9.. Почему дедушка не может взять Ваньку к себе? (Деду 65 лет, он всю жизнь проработал на господ, сбережений у него нет; ночью он сторожит барскую усадьбу, а днем спит в людской кухне; без разрешения господ дед не может взять Ваньку к себе, а господа не разрешают, так как сами отправили мальчика в Москву, избавились от сироты.)
10. Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними).
8. Обобщение. Рефлексия
1. Как вы думаете, что самое важное в рассказе, который мы прочитали? (письмо Ваньки) Почему? (он надеялся, что дедушка его заберет)
2. Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Прочитайте.
(Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.)
4. Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?
5. Как вы думаете, получит дедушка это письмо? (Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату)
6. Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Ванька пишет письмо накануне Рождества)
7. Как вы думаете, почему именно в ночь под Рождество пишет Ванька это письмо? — Почему Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?-(Очень хочется, чтобы все мечты сбывались, ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне зажигается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают, надо только в это верить)
9. Итоговый этап урока
К какому виду литературного произведения мы можем отнести этот рассказ?
— комедии
— трагедии
— детективу
— Почему вы так считаете?
(Т.к. в произведении описана горькая сиротская судьба мальчика. “Ванька”, как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира)
-Что хотел показать автор своим произведением? (тяжёлую жизнь детей раньше)
— Как вы думаете, если бы дед получил письмо, он бы забрал Ваньку домой? Почему?
— А теперь давайте вернёмся в наше время.
— Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (учатся, не работают, живут в семьях и т.д.)
— С творчеством какого писателя вы сегодня столкнулись?
— Назовите произведение, с которым познакомились.
— Итак, наш урок подходит к концу, давайте ответим на главный вопрос :
Для чего А.П.Чехов написал это произведение? ( Чтобы показать трудную жизнь детей в прошлом.
Он как бы говорит нам : «Цените своё детство! Цените что имеете! »
10. Домашнее задание.
Давайте представим, что письмо Ваньки дошло до его дедушки. Напишите письмо от дедушки для Ваньки. На этом наш урок окончен. Спасибо за работу!